Евгений Базаров при любых обстоятельствах твердо отстаивает свою позицию. Он не покоряется никому, не обращает внимания ни на возраст противника его взглядов, ни на положение в обществе. России нужны такие деятели в том случае, если они будут отстаивать то, что полезно для развития страны, ее процветания.
В то же время мне кажется, что недопустимо отрицать традиции, старину, как Евгений. Мир не стоит на месте, поэтому нельзя жить прошлым, но и забывать его тоже не стоит. Опыт наших предков – сокровищница мудрости, в которой каждое поколение может найти что-то полезное. Нельзя отрицать и морально-этические нормы, истоки которых в верованиях народа и религии. Именно такие нормы помогают нам оставаться людьми, относиться к окружающим справедливо, с уважением, пониманием.
Чтобы такое грубое отрицание всего духовного и старого не превратилось в разрушающую силу, рядом с Базаровыми должны быть такие люди, как Аркадий, Николай Петрович и Павел Петрович Кирсановы. Они хранители романтики, доброты, искусства. Если бы в обществе преобладали такие нигилисты, как Евгений, духовные ценности были бы стерты прагматизмом. Я считаю, что такого допускать нельзя, ведь природа, искусство – отдушина для человека, источник вдохновения и желания творить добрые дела.
Я думаю, что Базаровы нужны России, ведь такие люди – двигатель прогресса. Но некоторые проявления нигилизма могут быть вредны для общества, поэтому место Базаровых между романтиками, аристократами и приверженцами традиций, старины.
“Я нужен России… Нет, видно, не нужен. Да и кто нужен? Сапожник нужен, портной нужен, мясник…” — так решает для себя Базаров перед смертью, столь внезапно оборвавшей жизнь этой титанической личности, вопрос о смысле жизни.
Образ Базарова сам по себе очень спорный и неоднозначный, а вопрос о том, нужны ли Базаровы России, всегда вызывал различные споры и дискуссии, волновал много критиков. Однако большинство из последних видело в Базарове прежде всего революционера, общественного деятеля. Советские критики, будучи уверенными, что в образе Базарова важнейшим является революционное, радикальное, реформистское начало, считали, что именно такие герои нужны стране. Многие же критики современности, напротив, видят в тургеневском герое носителя разрушительной силы, личность, призывающую к разрушению, а не к созиданию.
Рассмотрим героя романа Тургенева не с точки зрения его социально-политической роли, а как личность.
Базаров — человек, “который ко всему относится с критической точки зрения”, “не склоняется ни перед какими авторитетами”, имеет свои собственные убеждения, а не перенимает чужие. Несомненно, это качество делает Базарова личностью незаурядной, с ярко выраженной индивидуальностью, личностью, не примкнувшей ни к одной политической группировке, ни к одному общественному течению, а создающей свое собственное направление общественной мысли. Кроме того, Базаров — один из немногих героев русской литературы, не приемлющих пустых разговоров, а стремящихся “действовать в силу того, что полезно”. По словам Базарова, “в теперешнее время полезно отрицать”, и он все отрицает. Несмотря на то что многие критики видят в базаровском нигилизме опасную, разрушительную силу, нельзя не заметить, что герой этот едва ли не пойдет дальше словесного отрицания, развенчивающего старые идеалы и долги, едва ли он возглавит народный бунт, ибо Базаров не видит в народе ничего, кроме невежества, косности и недалекости. И хотя герой и “завирается” в своем отрицании, хотя его высказывания о том, что “Рафаэль и гроша медного не стоит” и что “порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта”, вызывают неприятие, но Базаров, с его проницательным умом, не видит “ни одного постановления в современном быту, в семейном или общественном, которое бы не вызывало полного и беспощадного отрицания”, и он, бесспорно, прав. Нельзя Базарова Назвать тупым циником, который ничего не уважает и готов опровергать абсолютно все идеи и теории, любые утверждения только потому, что он нигилист. Герой и сам говорит, что “ему скажут дело, и он соглашается”. Например, Базаров считает немцев учителями русских в естественных науках, в частности Либи-ха, который “сделал удивительные открытия” в агрономии. А перед самой смертью Базаров даже проявляет деликатность, в определенной степени уступает родителям, согласившись, чтобы его причастили в беспамятстве, хотя он и был атеистом. Так герой проявляет внутреннюю гибкость, но в то же время и твердость во взглядах (в беспамятстве он не мог отвечать за себя) и, соответственно, не предавал своих убеждений.
Такие люди, как Базаров, непреклонны, верны своим идеалам, уверены в себе, энергичны и деятельны, честны и искренне преданы своему делу, незаменимы в любом обществе, особенно в русском. Не Онегины или Печорины, стремящиеся к самоутверждению, реализации своих возможностей, но не видящие им достойного применения, не Рудины или Обломовы, люди глубокого ума, видящие “язвы” и пороки общества, но совершенно неспособные заниматься какой-либо практической деятельностью, а именно Базаровы, знающие, что в данный момент “полезнее всего”, “ломающие старое”, “расчищающие новое место для нового”, способствуют общественному развитию, движению жизни вперед. Новое не может утвердиться без разрушения старого.
Сам Базаров говорит, что России нужны сапожник, портной, мясник, то есть люди, занимающиеся конкретными, нужными делами, а не “сидящие сложа руки и уважающие себя за это”, как Павел Петрович. Но разве Базаров, видящий, что “болтать о язвах общества не стоит труда”, не стремится принести своей деятельностью истинную пользу, разве этот герой “занимается вздором”, подобно большинству “передовых людей и обличителей”? Несомненно, Базаровы, обладатели столь редких и ценных качеств, нужны России.
Давайте разберёмся в вопросе нужен ли человек типа Базарова России? Я считаю что, безусловно, нужен. И дело даже не прекрасных навыках Базарова, или не в его необычном мировоззрении. Всё сводится к тому, что России буквально важен каждый человек, из-за того что в стране постоянно наблюдается демографический кризис, то в стране из-за этого также наблюдается спад творческих умов, коим обладал Базаров. Такие люди без сомнения нужны нашему государству, и пусть даже Базаров не сделал ничего полезного за свою жизнь, он всё таки смог поменять мировоззрение ни одного человека, а потому место в России ему бы нашлось.
Базаров – умный человек, который, к сожалению не использовал свои способности на максимум. Он предпочитал для себя тихую, размеренную жизнь, нежели сложную насыщенную на события, которая могла бы выбить его из колеи. Он был человеком места, тем человеком, который даже в обмен на все драгоценности мира не покинул бы приятное места, в котором он чувствует себя комфортно. Личностный комфорт и умиротворение, было основной целью данного персонажа, и он постоянно искал его, практически на протяжении всей своей жизни. Таким образом, данный персонаж является неким олицетворением поиска любого человека в жизни, человека который ищет своё счастье, и готов сделать всё, чтобы найти его и удержать у себя. Именно такие люди мечтатели и нужны России, люди которые готовы верить в будущее, и люди которые никогда не станут оглядываться в прошлое. Базаров являлся именно таким типажом человека, который обладал именно такими качествами, а потому Базарова по правде можно назвать одарённым человеком, который был нужен России.
Сочинение 2
Перечитывая эпохальное произведение Ивана Тургенева «Отцы и дети», я часто задаюсь вопросом, ставшим для меня в какой-то мере наболевшим и до жути парадоксальным. Что такое вообще этот Базаров? Какова его миссия? Каким его видел автор, тщательно вытачивая его образ? Под разными углами зрения его сущность интерпретируется по-разному : одни им восхищаются, возводя его в свой идеал и принимая на веру, другие же считают его тунеядцем и паразитом, подтачивающим ядро русской духовности, отрицающим устоявшиеся традиционные формы коллективной жизни. Для культурно-интеллектуальной России является крайне важным осознание феномена этого персонажа, не путаясь в череде профанических заявлений, которые имеют цель исказить и без того захудалую картину литературного поприща, каждый раз водя хороводы вокруг да около, но однозначного ответа не дающее.
В век глобальных перемен, когда нужно созидать, модифицировать и совершенствоваться, нигилистическая формула всестороннего отрицания Базарова дискредитирует себя. С другой-то стороны, Базаров – сверхобразованный человек, врач по образованию, с исключительно научным подходом, не терпящим соплей и прочей сентиментальности. Он действует строго в своей точке координат, согласно своему укладу и мировоззрению. Анализируя эту характерность, его образ унылого и строгого скептика как нельзя лучше компенсируется его светлым умом, способным, при правильном использовании, принести огромную пользу нашему обществу. Это и отличает его от сегодняшних «комнатных» нигилистов, громоздящим порицание на порицании, но в сущности являясь импотентами во всех смыслах, не в силах возводить и строить.
21-й век вынуждает всячески приспосабливаться. Применима здесь теория Дарвина о выживаемости наисильнейшего. Слабый будет погребен, поэтому сентиментальность и нерешительность расценивается как самоубийство. Лишь холодная логика, здравый рассудок, рациональная и последовательная аргументация являются корнем адекватного восприятия. Поэтому, я считаю, что отдельные черты Базарова крайне необходимы для России.
Роман И.С.Тургенева «Отцы и дети» ставит перед читателем множество проблем: взаимоотношение отцов и детей, противоречивость взглядов людей разных поколений и многие другие. Но прочитав и осмыслив роман, можно прийти к вопросу: а нужны ли такие люди, как Базаров, России? И на вопрос этот ответить очень сложно.
Я полагаю, что на этот вопрос нельзя ответить однозначно: да или нет. Мы видим, что Базаров достаточно образованный человек. Он знает основы химии, биологии, агрономии, всерьёз увлекается изучением медицины. Он действительно хочет стать образованным, умным человеком. Евгений разночинец, а не родом из поместного дворянства, а значит, ему очень сложно совмещать учёбу и работу, ведь студенту надо как-то прокормить себя, одеть, найти жильё. Но Евгений – сильный духом, целеустремлённый человек, и чтобы добиться своей цели, он преодолеет все препятствия. Я думаю, что России нужны образованные, умные люди, поэтому можно сделать вывод, что такие, как Базаров, нужны России.
С другой стороны, мы знаем, что Евгений – нигилист. Он не признаёт никаких авторитетов, всегда имеет своё собственное мнение и никогда не соглашается с чужим: «в теперешнее время полезнее всего отрицание – мы отрицаем». Он считает, что для того, чтобы создать что-то новое, нужно разрушить до основания старое. Но его нельзя назвать циником, который слепо верен своим идеалам. Он сам однажды скажет, что если ему говорят дело, он соглашается. Евгений, в отличие от Павла Петровича Кирсанова, – очень энергичная, деятельная личность, которая действительно хочет блага для России. Он никогда не кидает слова на ветер, не говорит впустую. Он действует. Получив образование, такие люди, как Базаров, пойдут намного дальше просто словесного отрицания, они начнут менять страну, скорее всего, станут революционерами. Евгений Базаров видит насквозь весь русский народ и прекрасно понимает, что в нём нет ничего, кроме косности и невежества. Он критически относится к мужикам и понимает, что им не поможет никто, если они сами себе не хотят помочь. Во время разговора с мужиком, Базаров пытается объяснить ему это, пробудить его и заставить жить. Ведь именно это и есть цель Евгения в жизни.
Я считаю, что такие люди, как Базаров, нужны России. Именно они изменят её, поставят на ноги и поменяют к лучшему жизнь русского народа. Только они способны, не бросая слов на ветер, действовать, добиваться своих целей. Добавил: Alinocka16
НУЖЕН ЛИ РОССИИ БАЗАРОВ? (по роману И. С. Тургенева “Отцы и дети”)
В 1861 году, в год отмены крепостного права, когда, как казалось многим, в России вот-вот могла Начаться революция, И. С. Тургенев пишет свой лучший роман “Отцы и дети”. Это роман о русском разночинце-революционере, посвященный памяти первого русского разночинца В. Г. Белинского. Несмотря на разногласия с разночинцами, в новом романе писатель в такой степени остался верен художественной правде, что “Отцы и дети” стали центральным произведением эпохи.
В романе
Тургенева ярко переданы споры “отцов” и “детей”, представителей двух культур – старой, уходящей дворянской культуры и новой, демократической. Эти споры отразили столкновение между дворянскими либералами, сыгравшими свою относительно прогрессивную роль в 40-х годах, и разночинцами-демократами, ставшими во главе передового общественного движения. Споры велись вокруг самых различных вопросов, волновавших общественную мысль 60-х годов – об отношении к дворянскому культурному наследию, об искусстве и науке, о нравственных принципах, воспитании, общественном долге. Все эти вопросы нашли отражение
в романе Тургенева.
В произведении изображены дворяне и разночинцы двух поколений. Мелкими, в большинстве своем слабовольными людьми, с узкими, ограниченными интересами изображены представители дворян обоих поколений – отец, сын и дядя Кирсановы. Их всех заслонила огромная фигура нового человека – Евгения Базарова. Сын лекаря, внук дьячка, Базаров наделен глубоко народными чертами: ясным, трезвым умом, практической сметкой, умением насквозь видеть людей, большой долей иронии, неутомимым трудолюбием, энергией, огромной волей, независимостью в суждениях и поступках, мужественным и честным отношением к жизни и смерти.
В отличие от героев-дворян, Базаров не терпит “красивых слов”, он – человек дела. Базаров – нигилист (в переводе с латинского – отрицатель), что для Тургенева означало – революционер. Герой отрицает весь существующий строй России, религию и дворянскую культуру. Базаров знает, что ему предстоит опасная борьба, он готов и хочет сражаться, потому что убежден, что для подлинного освобождения народа и для установления разумного общественного порядка нет иного пути. Но Базаров оказывается совершенно одиноким, дворянам с ним не по пути. Народ, к которому Базаров принадлежит по происхождению, характеру, многим привычкам и вкусам, не понимает его и видит в нем барина. Случайно заразившись трупным ядом, Базаров умирает, так и не успев ничего совершить.
Состояние подавленности после любовного краха, душевной депрессии привело Евгения к рассеянности при вскрытии трупа, заражению и последующей смерти. Но это только повод, косвенная причина ухода Базарова из жизни. Другая причина состоит в небрежном отношении героя к жизни, во многом потерявшей для него свой смысл. Главная же причина гибели тургеневского героя может быть названа социально-исторической. Незадолго до своей смерти, которую герой встречает просто и мужественно, он производит оценку своих нравственных ценностей и приходит к выводу, что его время еще не наступило: “Я нужен России… Нет, видно не нужен…” Но прав ли был герой Тургенева, вынося себе такой суровый приговор?
Обстоятельства русской жизни 60-х годов не давали еще возможностей для коренных демократических преобразований, для осуществления замыслов Базарова и ему подобных. К тому времени еще не созрели условия для одержания ими победы над царящим злом. И потому дело героя и сам он предстают трагически обреченными, и именно это чувствовал Базаров, размышляя о “собственном ничтожестве” перед вечностью, о неизбежности смерти.
Ни одно из произведений Тургенева не вызвало стольких ожесточенных споров. “Современник” отрицательно отозвался о новом романе Тургенева. Критик М. А. Антонович обращался к автору романа: “Роман есть не что иное, как беспощадная и разрушительная критика молодого поколения”. В демократическом “Русском слове” роман Тургенева и его главный герой встретили положительную оценку. Д. И. Писарев указывал: Тургенев вдумался в тип Базарова “и понял его так верно, как не поймет ни один из наших молодых реалистов. Базаров – представитель нашего молодого поколения. В его личности сгруппированы те свойства, которые мелкими долями рассыпаны в массах, и образ этого человека ярко и отчетливо вырисовывается перед воображением читателя…”
Базаров – натура независимая, не склоняющаяся ни перед какими авторитетами, все подвергающая суду мысли. Критика старых принципов жизни, за которые держались “отцы”, уже давно велась на страницах “Современника”. В мировоззрении Евгения Базарова, в основах его мировоззрения, в складе ума и характера нашли свое воплощение черты и облик всей передовой молодежи 60-х годов. Тургенев увидел героя своего времени именно в Базарове, воплощающем в себе дух отрицания и разрушения, потому что в период написания романа еще не произошла отмена крепостного права, революционные настроения нарастали, а в глаза прежде всего бросались именно идеи отрицания и разрушения старых порядков, авторитетов и принципов. Базаров говорит: “В теперешнее время полезнее всего отрицать – мы отрицаем… Сперва нужно место расчистить”. Передовое демократическое движение складывалось и развивалось под знаком отрицания дворянско-крепостнического общества, дворянской культуры, связанной со старым миром. В кружках передовой студенческой молодежи речь шла о разрушении старого – всего того, что крепко сидело и в жизни, и в умах людей.
Базаровы были нужны России. В герое Тургенева гораздо больше положительных, чем отрицательных черт, и это сближало его с той частью разночинско-демократической молодежи 60-х годов, которая воплощала тогда прогресс нации. Характеризуя настроения большинства передовой демократической молодежи 60-х годов, П. Кропоткин отмечал: “Молодежь не могла быть удовлетворена исключительно отрицательным отношением ко всему тургеневского героя. Нигилизм, с его декларацией прав личности и отрицанием лицемерия, был только переходным моментом к появлению “новых людей”, не менее ценивших индивидуальную свободу, но живших вместе с тем для великого дела”. В образе Базарова, в его мужестве перед лицом смерти передовое молодое поколение могло черпать уверенность в своих силах и вместе с тем видеть свою трудную судьбу. Горький замечал, что Тургенев, как и некоторые другие русские писатели, “внушили читателю весьма высокую оценку духовных данных революционера”. От “Отцов и детей” веет духом политической борьбы, который находил в романе Герцен. В романе, по словам Герцена, “Тургенев отказывается от спокойного созерцания и вдохновляется страстями, которые бурлят вокруг него…”
Д. И. Писарев в статьях “Базаров” и “Реалисты” убедительно показал, что герой тургеневского романа – настоящий разночинец-демократ, трезво смотрящий на жизнь, презирающий пустую мечтательность, способный многое сделать. Особенно ценным в романе Писарев считал появление нового героя, противопоставленного “лишним людям” рудинского склада, которые в эпоху 60-х годов уже сошли с исторической арены. Общественное значение Базарова Писарев видел в том, что такие герои разрушают суеверия и авторитеты, расчищают почву для формирования передового мировоззрения. Именно такие люди, по мнению критика, необходимы стране: Базаров “не отступит перед препятствиями и не струсит перед опасностью”.
Многие поколения читателей размышляли над романом Тургенева. Образ мятежного нигилиста будил мысль, заставлял каждого задуматься над своей собственной жизнью. С. И. Мицкевич в своей книге “Революционная Москва” писал: “Базаров произвел на меня сильнейшее впечатление. Воспринят он был мною как герой – боец… Базаров меня окончательно укрепил в моем решении порвать с военщиной и идти по другому пути – по пути Рудина, героев “Нови”, Базарова. Этими произведениями Тургенев дал мне сильный толчок по направлению к революции… И надо сказать, что не на одного меня произвел он такое влияние. Можно смело сказать, что романы Тургенева с конца 50-х до конца 90-х годов являлись для молодых читателей обычно первыми толчками, разбивающими старое, косное мировоззрение и ведущими к критике существующего строя и к протесту против него”.
«Я нужен России… Нет, видно, не нужен. Да и кто нужен? Сапожник нужен, портной нужен, мясник.-..» — так решает для себя Базаров перед смертью, столь внезапно оборвавшей жизнь этой титанической личности, вопрос о смысле жизни.
Образ Базарова сам по себе очень спорный и неоднозначный, а вопрос о том, нужны ли Базаровы России, всегда вызывал различные споры и дискуссии, волновал многих критиков. Однако большинство из последних видело в Базарове прежде всего революционера, общественного деятеля. Советские критики, будучи уверенными, что в образе Базарова важнейшим является революционное, радикальное, реформистское начало, считали, что именно такие герои нужны стране. Многие же критики современности, напротив, видят в тургеневском герое носителя разрушительной силы, личность, призывающую к разрушению, а не к созиданию.
Рассмотрим героя романа Тургенева не с точки зрения его социально-политической роли, а как личность.
Базаров — человек, «который ко всему относится с критической точки зрения», «не склоняется ни перед какими авторитетами», имеет свои собственные убеждения, а не перенимает чужие. Несомненно, это качество делает Базарова личностью незаурядной, с ярко выраженной индивидуальностью, личностью, не примкнувшей ни к одной политической группировке, ни к одному общественному течению, а создающей свое собственное направление общественной мысли. Кроме того, Базаров — один из немногих героев русской литературы, не приемлющих пустых разговоров, а стремящихся «действовать в силу того, что полезно». По словам Базарова, «в теперешнее время полезно отрицать», и он все отрицает. Несмотря на то что многие критики видят в базаров- ском нигилизме опасную, разрушительную силу, нельзя не заметить, что герой этот едва ли пойдет дальше словесного отрицания, развенчивающего старые идеалы и долги, едва ли он возглавит народный бунт, ибо Базаров не видит в народе ничего, кроме невежества, косности и недалекости. И хотя герой и «завирается» в своем отрицании, хотя его высказывания о том, что «Рафаэль и гроша медного не стоит» и что «порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта», вызывают неприятие, но Базаров, с его проницательным умом, не видит «ни одного постановления в современном быту, в семейном или общественном, которое бы не вызывало полного и беспощадного отрицания», и он, бесспорно, прав. Нельзя Базарова назвать тупым циником, который ничего не уважает и готов опровергать абсолютно все идеи и теории, любые утверждения только потому, что он нигилист. Герой и сам говорит, что «ему скажут дело, и он соглашается». Например, Базаров считает немцев учителями русских в естественных науках, в частности Либиха, который «сделал удивительные открытия» в агрономии. А перед самой смертью Базаров даже проявляет деликатность, в определенной степени уступает родителям, согласившись, чтобы его причастили в беспамятстве, хотя он и был атеистом. Так герой проявляет внутреннюю гибкость, но в то же время и твердость во взглядах (в беспамятстве он не мог отвечать за себя, и, соответственно, не предавал своих убеждений).
Такие люди, как Базаров, непреклонны, верны своим идеалам, уверены в себе, энергичны и деятельны, честны и искренне преданы своему делу, незаменимы в любом обществе, особенно в русском. Не Онегины или Печорины, стремящиеся к самоутверждению, реализации своих возможностей, но не видящие им достойного применения, не Рудины или Обломовы, люди глубокого ума, видящие «язвы» и пороки общества, но совершенно неспособные заниматься какой-либо практической деятельностью, а именно Базаровы, знающие, что в данный момент «полезнее всего», «ломающие старое», «расчищающие новое место для нового», способствуют общественному развитию, движению жизни вперед. Новое не может утвердиться без разрушения старого.
Сам Базаров говорит, что России нужны сапожник, портной, мясник, то есть люди, занимающиеся конкретными, нужными делами, а не «сидящие сложа руки и уважающие себя за это», как Павел Петрович. Но разве Базаров, видящий, что «болтать о язвах общества не стоит груда», не стремится принести своей деятельностью истинную пользу, разве этот герой «занимается вздором», подобно большинству «передовых людей и обличителей»? Несомненно, Базаровы, обладатели столь редких и ценных качеств, нужны России.
Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» затрагивает многие аспекты общества. Автор поднимает вечную проблему — проблему «отцов и детей», сталкивает старое поколение с новым, показывает модные общественные тенденции, типичные для середины XIX века. В частности в произведении затрагивается вопрос о пользе таких людей, как Базаров. Он является ключевой фигурой романа, представителем современной молодежи и проповедником «нигилизма». Тургенев с особым мастерством описывает этого персонажа.
Нужен ли Базаров России? Это сложный и неоднозначный вопрос. С одной стороны, да, как и любой другой человек нужен в обществе. Он приносит пользу, занимаясь исследованиями в области медицины и помогая больным. Он развивает науку. И будучи нигилистом, он вносит в общество новые идеи, которые многим кажутся прогрессивными и справедливыми. Он даже находит последователей и учеников в лице Аркадия Кирсанова и Ситникова.
С другой стороны, он не может найти себя в обществе. Отрицая все, что дорого остальным, он становится «лишним». В итоге ему не к чему стремится. Общественная деятельность не становится главной целью. В любви он также несчастен.В какой-то момент герой даже сравнивает себя с червем, который ползает по земле и никому не нравится. Перед смертью он признает свою ненужность и готов умереть. Ведь человек живет, пока он кому-то нужен.
На мой взгляд, такие люди как он всегда нужны стране и отдельным людям. Так, например, своим родителям он был очень дорог, а пациентам приносил только пользу. А принося пользу хотя бы малой части общества, человек несет положительные изменения и в масштабах всей страны.
Сочинение «Нужны ли России такие люди как Базаров?»
Прочитав произведение «Отцы и дети», автором которого является И.С.Тургенев, мы познакомились с очень интересными героями. У каждого из них были свои взгляды на мир.
Отец и дядя Аркадия придерживались старых порядков. Сам Аркадий поначалу следовал за своим лучшим другом Базаровым, который был сторонником нового времени. Но через некоторое время Аркадий начинает отдаляться от своего друга. Этому повлияло то, что Евгений каждый раз вступал в спор с Павлом Петровичем – дядей Аркадия, которого тот очень уважал и ценил. Базаров, конечно же, прекрасно понимал, что его слова, адресованные родственникам друга, неприятно слышать Аркадию, но всё же он высказывал свое мнение. Аркадий понимал, что времена, в котором жили его отец и дядя, сильно отличаются от времени, к которому стремится его друг и настанет время, когда ему придется выбирать чью- либо сторону.
Читая это произведение невольно начинаешь думать о том, что на самом деле нужны ли такие люди как Базаров в стране, ведь народ мог продолжать жить по старым правилам и порядкам. По моему мнению, такие личности как Базаров нужны во все времена. Конечно, многим не понравятся его некоторые качества: прямота слов и в какой-то степени эгоизм. Но без этого не развивался бы мир. Именно умение высказывать свое мнение, стремление делать открытия в разных сферах деятельности показывают Базарова героем – героем своего времени.
Что же такое Базаров? «Он нигилист» – отвечает на этот вопрос Аркадий Кирсанов, приятель Базарова, своему дяде Павлу Петровичу. Он так объясняет это понятие: «… человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип». При дальнейшем изучении произведения мы видим подтверждение слов Аркадия: действительно, Евгений Базаров ко всему относится с критической точки зрения. Этот человек имеет свое собственное мнение по любому вопросу, никогда не соглашается с чужим: “в теперешнее время полезнее всего отрицание – мы отрицаем”; он ищет человека, с которым можно поспорить, кто не спасует перед ним. Несомненно, такие люди, как Базаров, необходимы, хотя бы для того, чтобы возник вопрос о том, все ли хорошо в обществе, если появляются несогласные.
Чтобы раскрыть характер своего героя, Тургенев сталкивает его с разными людьми: Аркадием Кирсановым, который также как и Базаров считает себя нигилистом, но впоследствии подвергается влиянию Катерины Сергеевны и попадает «в галки»; Павлом Петровичем Кирсановым – человеком старого порядка, аристократом, с которым Базаров все время обо всем спорит; Фенечкой, второй женой Николая Петровича, хорошенькой, но довольно пустой женщиной; Анной Сергеевной Одинцовой, в которую Базаров безумно, страстно влюбляется, пренебрегая всеми своими нигилистическими убеждениями, и которая так жестоко, безжалостно его отвергает. Сравнивая отношения Базарова и остальных, таких разных, героев к жизни, к людям, к государственному устройству, к деятельности на благо общества, автор демонстрирует нам очевидные различия в их взглядах. Отсюда и вытекает независимость Базарова и в итоге одиночество. Только родители любят его таким, какой он есть, искренне и бескорыстно, боготворят его. Показано и отношение Енюши к родителям: хотя он не показывает этого, но в действительности очень любит их и перед смертью признается Одинцовой: «… таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать».
До середины романа Базаров – это человек глубокого и трезвого ума, уверенный в себе, целеустремленный, гордый. Но как только он знакомится с Одинцовой, в его характере происходят значительные изменения. Автор подвергает героя тяжелому испытанию – испытанию любовью, которую Базаров отрицал и презирал, считал белибердой. Но Одинцова отказывает Базарову, и в его поведении появляются нотки грусти, уныния, озлобления и бессильной горечи, пропадает самоуверенность. Но, находясь в состоянии подавленности и депрессии, Базаров, тем не менее, решает продолжить свою работу, проводить опыты, участвовать в медицинской практике вместе с отцом. Нелепый случай приводит его к смерти – глупой, случайной, но неумолимой и необратимой. Базаров и здесь холоден и рассудителен. Как врач, он понимает, что его ждет, но говорит о предстоящем спокойно и хладнокровно: «Попробуй отрицать смерть. Она тебя отрицает, и баста!»
Перед самой смертью Евгений задается вопросом о смысле своей жизни и приходит к неутешительному для себя выводу. Но разве на самом деле Базаров не стремится принести своей деятельностью истинную пользу, разве этот герой “занимается вздором”, подобно большинству? Базаровы, знающие, что в данный момент “полезнее всего”, “ломающие старое”, “расчищающие новое место для нового”, способствуют общественному развитию, движению жизни вперед. Новое не может утвердиться без разрушения старого.
Несомненно, Базаровы, обладатели столь редких и ценных качеств, нужны России.
Пускай погибнут наши имена, лишь бы общее дело было спасено!
П. В. Верньо
Прощаясь в конце романа с Одинцовой, умирающий Базаров между прочим произносит важные для идейного содержания романа слова: «Я нужен России… Нет, видно, не нужен. Да и кто нужен? Сапожник нужен, портной нужен, мясник…» — и путает их с бредом: «…мясо продаёт… мясник… постойте, я путаюсь… Тут есть лес» (XXVII).
Сначала кажется, что Базаров, а вместе с ним и Тургенев ставят странный вопрос. Базаров — будущий лекарь, образованный человек, умеющий и желающий работать, могущий, по словам Аркадия Кирсанова, отлично заниматься и практической медициной, и наукой, и не только этими видами деятельности (XXI). Почему же он не нужен своей стране, где остро чувствуется нехватка и лекарей, и дельных образованных людей? Дело в том, что вопрос Базарова для писателя имеет совершенно конкретный подтекст: нужен ли России Базаров-нигилист, то есть революционер. Сам Тургенев, будучи либералом, человеком умеренных политических взглядов, на поставленный вопрос, как кажется, даёт отрицательный ответ, поэтому Базаров на протяжении всего романа представлен как герой-одиночка, а в конце романа умирает, так и не реализовав ни в чём своих выдающихся способностей. Мало того, уже через полгода после его смерти о нём никто и не помнит, кроме несчастных стариков родителей да ничтожного Ситникова, который «толчётся в Петербурге и (…) продолжает «дело» Базарова» (XXVIII).
Свой замысел относительно образа Базарова Тургенев раскрыл в частном письме от 14 апреля 1862 года к своему другу — писателю К.К.Случевскому: «Мне мечталась фигура (…) сильная, злобная, честная — и всё-таки обречённая на гибель — потому что она всё-таки стоит ещё в преддверии будущего…». Иными словами, писатель допускал, что в будущем люди базаровского типа могут найти полезное применение своим «революционным талантам», но сейчас — в 60-е годы XIX века — нигилистические идеи Базарова Тургенев считает ненужными и опасными.
Интересно, что Писарев, будучи революционным демократом по политическим убеждениям, соглашается с Тургеневым: Базарову в современных исторических обстоятельствах нечего делать и, следовательно, его смерть вполне оправдана: «Действие романа происходит летом 1859 года; в течение 1860 и 1861 года Базаров не мог бы сделать ничего такого, что бы показало нам приложение его миросозерцания к жизни» (X). Наука для Базарова, по мнению критика, не является самоцелью: он «никогда не сделается фанатиком, жрецом науки; (…) он будет заниматься ею или для того, чтобы дать работу своему мозгу, или для того, чтобы выжать из неё непосредственную пользу для себя и для других» (X). Если не наука, то что же может увлечь молодого нигилиста по-настоящему? Писарев развивает свою мысль дальше, говоря о возможном будущем людей базаровского типа: «… в этих людях таятся колоссальные силы. В чём выразятся эти силы? (…) Из Базаровых, при известных обстоятельствах, вырабатываются великие исторические деятели; такие люди долго остаются молодыми, сильными и годными на всякую работу; они не вдаются в односторонность, не привязываются к теории, не прирастают к специальным занятиям» (X).
Последующие рассуждения критика свидетельствуют, что он понял тургеневский подтекст в предсмертных словах Базарова: «новые люди» «всегда готовы променять одну сферу деятельности на другую, более широкую и более занимательную; они всегда готовы выйти из учёного кабинета и лаборатории» (X). Здесь очень кстати Писарев вспоминает Вениамина Франклина, знаменитого физика и одного из основателей США. Этот американец в юности был простым типографским наборщиком, потом успешным хозяином типографии и благотворителем. Он основал первую в североамериканских штатах общедоступную библиотеку (1731), а через десять лет — Пенсильванский университет (1740). Кроме того, Франклин был учёным-естествоиспытателем: общеизвестны его работы в области атмосферного электричества. Однако он оставил свой успешный бизнес, и благотворительность, и науку, как только дело дошло до войны за независимость североамериканских колоний, а потом и до работы над Декларацией независимости США (1775-1776). Можно предположить, что именно в подобной общественной деятельности, по мнению Писарева, раскроются незаурядные способности Базарова.
Итак, в 60-е годы XIX века Базаровы не нужны и с точки зрения Тургенева, и с точки зрения Писарева. А кто же нужен? Некоторые литературоведы считают, что ответ автора очевиден и содержится в словах, следующих непосредственно за роковым вопросом Базарова («Сапожник нужен, портной нужен, мясник…»). Доказательство такой точки зрения выглядит следующим образом: «Настоящая жизнь — это созидание, поэтому даже такие обыкновенные люди, как сапожник, портной, торговец (мясом), ощущают свою необходимость, нужность, полезность. А нигилист, не считающийся с этими потребностями, рано или поздно превратится в мясника иного рода — в палача, чьё презренное ремесло отрицает все усилия доктора» (Л.Рослякова «На пути к герою» //Литература, 1998, №47,с.3). Конечно, человечеству нужны сапоги и мясо, но столь же нужны ему благородные идеи, достойные цели, трудное и эффективное дело, высокие чувства и ещё много разных духовных ценностей, которых ни сапожник, ни мясник (в силу низкой образованности) не в состоянии создать. Это работа для «мыслящего пролетариата», то есть для интеллигенции — писателей, критиков, философов, научных и общественных деятелей и т.п.
И вот «мыслящий пролетарий» — писатель Тургенев, в отличие от современных литературоведов, не может ответить на вопрос: «Кто нужен России?». Поэтому в романе «Отцы и дети» и «отцы» (Кирсановы), и «дети» (Базаров) обладают своими достоинствами и своими недостатками, но и те, и другие, по мнению писателя, оказываются бесперспективными. И критик Писарев (тоже «мыслящий пролетарий») не спешит с приговором герою-нигилисту: пока Базаров не нужен России, но окончательно судить о подобных людях «можно будет только тогда, когда Базарову и его сверстникам минет лет пятьдесят и когда им на смену выдвинется новое поколение, которое в свою очередь отнесётся критически к своим предшественникам» (X).
В заключение следует сказать, что Писарев верно понял замысел Тургенева, поэтому рассуждения критика в статье «Базаров» совпадают с высказываниями писателя из частных писем. Писарев согласился с Тургеневым: сейчас Базарову нечего делать в России: «Базаровым всё-таки плохо жить на свете, хоть они припевают и посвистывают. Нет деятельности, нет любви, — стало быть, нет наслаждения. Страдать они не умеют, ныть не станут, а подчас чувствуют только, что пусто, скучно, бесцветно и бессмысленно» (XI).
Определив таким образом современную российскую действительность вообще и судьбу Базарова в частности, Писарев вступил в идейный спор с Чернышевским и редакцией «Современника», которые утверждали, что именно в настоящее время в России перед молодыми людьми стоит огромная по важности общественная задача — крестьянская революция. Она должна свергнуть абсолютизм и установить настоящую волю («чтоб народ всему голова был»), справедливый суд и равенство всех граждан (Н.Г.Чернышевский «Барским крестьянам от их доброжелателей поклон»). Спор с «Современником» будет продолжен в статьях «Мотивы русской драмы» (1864) и «Реалисты» (1864). В «Реалистах» — своём программном произведении — Писарев сформулирует серьёзное дело для Базарова — просвещение общества: воспитывать, растить, умножать количество «мыслящих реалистов», они и составят цвет нации, который приведёт её к «созданию новых миров из первобытного тумана» (XVII).
Евгений Базаров при любых обстоятельствах твердо отстаивает свою позицию. Он не покоряется никому, не обращает внимания ни на возраст противника его взглядов, ни на положение в обществе. России нужны такие деятели в том случае, если они будут отстаивать то, что полезно для развития страны, ее процветания.
В то же время мне кажется, что недопустимо отрицать традиции, старину, как Евгений. Мир не стоит на месте, поэтому нельзя жить прошлым, но и забывать его тоже не стоит. Опыт наших предков – сокровищница мудрости, в которой каждое поколение может найти что-то полезное. Нельзя отрицать и морально-этические нормы, истоки которых в верованиях народа и религии. Именно такие нормы помогают нам оставаться людьми, относиться к окружающим справедливо, с уважением, пониманием.
Чтобы такое грубое отрицание всего духовного и старого не превратилось в разрушающую силу, рядом с Базаровыми должны быть такие люди, как Аркадий, Николай Петрович и Павел Петрович Кирсановы. Они хранители романтики, доброты, искусства. Если бы в обществе преобладали такие нигилисты, как Евгений, духовные ценности были бы стерты прагматизмом. Я считаю, что такого допускать нельзя, ведь природа, искусство – отдушина для человека, источник вдохновения и желания творить добрые дела.
Я думаю, что Базаровы нужны России, ведь такие люди – двигатель прогресса. Но некоторые проявления нигилизма могут быть вредны для общества, поэтому место Базаровых между романтиками, аристократами и приверженцами традиций, старины.
“Я нужен России… Нет, видно, не нужен. Да и кто нужен? Сапожник нужен, портной нужен, мясник…” — так решает для себя Базаров перед смертью, столь внезапно оборвавшей жизнь этой титанической личности, вопрос о смысле жизни.
Образ Базарова сам по себе очень спорный и неоднозначный, а вопрос о том, нужны ли Базаровы России, всегда вызывал различные споры и дискуссии, волновал много критиков. Однако большинство из последних видело в Базарове прежде всего революционера, общественного деятеля. Советские критики, будучи уверенными, что в образе Базарова важнейшим является революционное, радикальное, реформистское начало, считали, что именно такие герои нужны стране. Многие же критики современности, напротив, видят в тургеневском герое носителя разрушительной силы, личность, призывающую к разрушению, а не к созиданию.
Рассмотрим героя романа Тургенева не с точки зрения его социально-политической роли, а как личность.
Базаров — человек, “который ко всему относится с критической точки зрения”, “не склоняется ни перед какими авторитетами”, имеет свои собственные убеждения, а не перенимает чужие. Несомненно, это качество делает Базарова личностью незаурядной, с ярко выраженной индивидуальностью, личностью, не примкнувшей ни к одной политической группировке, ни к одному общественному течению, а создающей свое собственное направление общественной мысли. Кроме того, Базаров — один из немногих героев русской литературы, не приемлющих пустых разговоров, а стремящихся “действовать в силу того, что полезно”. По словам Базарова, “в теперешнее время полезно отрицать”, и он все отрицает. Несмотря на то что многие критики видят в базаровском нигилизме опасную, разрушительную силу, нельзя не заметить, что герой этот едва ли не пойдет дальше словесного отрицания, развенчивающего старые идеалы и долги, едва ли он возглавит народный бунт, ибо Базаров не видит в народе ничего, кроме невежества, косности и недалекости. И хотя герой и “завирается” в своем отрицании, хотя его высказывания о том, что “Рафаэль и гроша медного не стоит” и что “порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта”, вызывают неприятие, но Базаров, с его проницательным умом, не видит “ни одного постановления в современном быту, в семейном или общественном, которое бы не вызывало полного и беспощадного отрицания”, и он, бесспорно, прав. Нельзя Базарова Назвать тупым циником, который ничего не уважает и готов опровергать абсолютно все идеи и теории, любые утверждения только потому, что он нигилист. Герой и сам говорит, что “ему скажут дело, и он соглашается”. Например, Базаров считает немцев учителями русских в естественных науках, в частности Либи-ха, который “сделал удивительные открытия” в агрономии. А перед самой смертью Базаров даже проявляет деликатность, в определенной степени уступает родителям, согласившись, чтобы его причастили в беспамятстве, хотя он и был атеистом. Так герой проявляет внутреннюю гибкость, но в то же время и твердость во взглядах (в беспамятстве он не мог отвечать за себя) и, соответственно, не предавал своих убеждений.
Такие люди, как Базаров, непреклонны, верны своим идеалам, уверены в себе, энергичны и деятельны, честны и искренне преданы своему делу, незаменимы в любом обществе, особенно в русском. Не Онегины или Печорины, стремящиеся к самоутверждению, реализации своих возможностей, но не видящие им достойного применения, не Рудины или Обломовы, люди глубокого ума, видящие “язвы” и пороки общества, но совершенно неспособные заниматься какой-либо практической деятельностью, а именно Базаровы, знающие, что в данный момент “полезнее всего”, “ломающие старое”, “расчищающие новое место для нового”, способствуют общественному развитию, движению жизни вперед. Новое не может утвердиться без разрушения старого.
Сам Базаров говорит, что России нужны сапожник, портной, мясник, то есть люди, занимающиеся конкретными, нужными делами, а не “сидящие сложа руки и уважающие себя за это”, как Павел Петрович. Но разве Базаров, видящий, что “болтать о язвах общества не стоит труда”, не стремится принести своей деятельностью истинную пользу, разве этот герой “занимается вздором”, подобно большинству “передовых людей и обличителей”? Несомненно, Базаровы, обладатели столь редких и ценных качеств, нужны России.
Давайте разберёмся в вопросе нужен ли человек типа Базарова России? Я считаю что, безусловно, нужен. И дело даже не прекрасных навыках Базарова, или не в его необычном мировоззрении. Всё сводится к тому, что России буквально важен каждый человек, из-за того что в стране постоянно наблюдается демографический кризис, то в стране из-за этого также наблюдается спад творческих умов, коим обладал Базаров. Такие люди без сомнения нужны нашему государству, и пусть даже Базаров не сделал ничего полезного за свою жизнь, он всё таки смог поменять мировоззрение ни одного человека, а потому место в России ему бы нашлось.
Базаров – умный человек, который, к сожалению не использовал свои способности на максимум. Он предпочитал для себя тихую, размеренную жизнь, нежели сложную насыщенную на события, которая могла бы выбить его из колеи. Он был человеком места, тем человеком, который даже в обмен на все драгоценности мира не покинул бы приятное места, в котором он чувствует себя комфортно. Личностный комфорт и умиротворение, было основной целью данного персонажа, и он постоянно искал его, практически на протяжении всей своей жизни. Таким образом, данный персонаж является неким олицетворением поиска любого человека в жизни, человека который ищет своё счастье, и готов сделать всё, чтобы найти его и удержать у себя. Именно такие люди мечтатели и нужны России, люди которые готовы верить в будущее, и люди которые никогда не станут оглядываться в прошлое. Базаров являлся именно таким типажом человека, который обладал именно такими качествами, а потому Базарова по правде можно назвать одарённым человеком, который был нужен России.
Сочинение 2
Перечитывая эпохальное произведение Ивана Тургенева «Отцы и дети», я часто задаюсь вопросом, ставшим для меня в какой-то мере наболевшим и до жути парадоксальным. Что такое вообще этот Базаров? Какова его миссия? Каким его видел автор, тщательно вытачивая его образ? Под разными углами зрения его сущность интерпретируется по-разному : одни им восхищаются, возводя его в свой идеал и принимая на веру, другие же считают его тунеядцем и паразитом, подтачивающим ядро русской духовности, отрицающим устоявшиеся традиционные формы коллективной жизни. Для культурно-интеллектуальной России является крайне важным осознание феномена этого персонажа, не путаясь в череде профанических заявлений, которые имеют цель исказить и без того захудалую картину литературного поприща, каждый раз водя хороводы вокруг да около, но однозначного ответа не дающее.
В век глобальных перемен, когда нужно созидать, модифицировать и совершенствоваться, нигилистическая формула всестороннего отрицания Базарова дискредитирует себя. С другой-то стороны, Базаров – сверхобразованный человек, врач по образованию, с исключительно научным подходом, не терпящим соплей и прочей сентиментальности. Он действует строго в своей точке координат, согласно своему укладу и мировоззрению. Анализируя эту характерность, его образ унылого и строгого скептика как нельзя лучше компенсируется его светлым умом, способным, при правильном использовании, принести огромную пользу нашему обществу. Это и отличает его от сегодняшних «комнатных» нигилистов, громоздящим порицание на порицании, но в сущности являясь импотентами во всех смыслах, не в силах возводить и строить.
21-й век вынуждает всячески приспосабливаться. Применима здесь теория Дарвина о выживаемости наисильнейшего. Слабый будет погребен, поэтому сентиментальность и нерешительность расценивается как самоубийство. Лишь холодная логика, здравый рассудок, рациональная и последовательная аргументация являются корнем адекватного восприятия. Поэтому, я считаю, что отдельные черты Базарова крайне необходимы для России.
Роман И.С.Тургенева «Отцы и дети» ставит перед читателем множество проблем: взаимоотношение отцов и детей, противоречивость взглядов людей разных поколений и многие другие. Но прочитав и осмыслив роман, можно прийти к вопросу: а нужны ли такие люди, как Базаров, России? И на вопрос этот ответить очень сложно.
Я полагаю, что на этот вопрос нельзя ответить однозначно: да или нет. Мы видим, что Базаров достаточно образованный человек. Он знает основы химии, биологии, агрономии, всерьёз увлекается изучением медицины. Он действительно хочет стать образованным, умным человеком. Евгений разночинец, а не родом из поместного дворянства, а значит, ему очень сложно совмещать учёбу и работу, ведь студенту надо как-то прокормить себя, одеть, найти жильё. Но Евгений – сильный духом, целеустремлённый человек, и чтобы добиться своей цели, он преодолеет все препятствия. Я думаю, что России нужны образованные, умные люди, поэтому можно сделать вывод, что такие, как Базаров, нужны России.
С другой стороны, мы знаем, что Евгений – нигилист. Он не признаёт никаких авторитетов, всегда имеет своё собственное мнение и никогда не соглашается с чужим: «в теперешнее время полезнее всего отрицание – мы отрицаем». Он считает, что для того, чтобы создать что-то новое, нужно разрушить до основания старое. Но его нельзя назвать циником, который слепо верен своим идеалам. Он сам однажды скажет, что если ему говорят дело, он соглашается. Евгений, в отличие от Павла Петровича Кирсанова, – очень энергичная, деятельная личность, которая действительно хочет блага для России. Он никогда не кидает слова на ветер, не говорит впустую. Он действует. Получив образование, такие люди, как Базаров, пойдут намного дальше просто словесного отрицания, они начнут менять страну, скорее всего, станут революционерами. Евгений Базаров видит насквозь весь русский народ и прекрасно понимает, что в нём нет ничего, кроме косности и невежества. Он критически относится к мужикам и понимает, что им не поможет никто, если они сами себе не хотят помочь. Во время разговора с мужиком, Базаров пытается объяснить ему это, пробудить его и заставить жить. Ведь именно это и есть цель Евгения в жизни.
Я считаю, что такие люди, как Базаров, нужны России. Именно они изменят её, поставят на ноги и поменяют к лучшему жизнь русского народа. Только они способны, не бросая слов на ветер, действовать, добиваться своих целей.
Добавил: Alinocka16
НУЖЕН ЛИ РОССИИ БАЗАРОВ? (по роману И. С. Тургенева “Отцы и дети”)
В 1861 году, в год отмены крепостного права, когда, как казалось многим, в России вот-вот могла Начаться революция, И. С. Тургенев пишет свой лучший роман “Отцы и дети”. Это роман о русском разночинце-революционере, посвященный памяти первого русского разночинца В. Г. Белинского. Несмотря на разногласия с разночинцами, в новом романе писатель в такой степени остался верен художественной правде, что “Отцы и дети” стали центральным произведением эпохи.
В романе
Тургенева ярко переданы споры “отцов” и “детей”, представителей двух культур – старой, уходящей дворянской культуры и новой, демократической. Эти споры отразили столкновение между дворянскими либералами, сыгравшими свою относительно прогрессивную роль в 40-х годах, и разночинцами-демократами, ставшими во главе передового общественного движения. Споры велись вокруг самых различных вопросов, волновавших общественную мысль 60-х годов – об отношении к дворянскому культурному наследию, об искусстве и науке, о нравственных принципах, воспитании, общественном долге. Все эти вопросы нашли отражение
в романе Тургенева.
В произведении изображены дворяне и разночинцы двух поколений. Мелкими, в большинстве своем слабовольными людьми, с узкими, ограниченными интересами изображены представители дворян обоих поколений – отец, сын и дядя Кирсановы. Их всех заслонила огромная фигура нового человека – Евгения Базарова. Сын лекаря, внук дьячка, Базаров наделен глубоко народными чертами: ясным, трезвым умом, практической сметкой, умением насквозь видеть людей, большой долей иронии, неутомимым трудолюбием, энергией, огромной волей, независимостью в суждениях и поступках, мужественным и честным отношением к жизни и смерти.
В отличие от героев-дворян, Базаров не терпит “красивых слов”, он – человек дела. Базаров – нигилист (в переводе с латинского – отрицатель), что для Тургенева означало – революционер. Герой отрицает весь существующий строй России, религию и дворянскую культуру. Базаров знает, что ему предстоит опасная борьба, он готов и хочет сражаться, потому что убежден, что для подлинного освобождения народа и для установления разумного общественного порядка нет иного пути. Но Базаров оказывается совершенно одиноким, дворянам с ним не по пути. Народ, к которому Базаров принадлежит по происхождению, характеру, многим привычкам и вкусам, не понимает его и видит в нем барина. Случайно заразившись трупным ядом, Базаров умирает, так и не успев ничего совершить.
Состояние подавленности после любовного краха, душевной депрессии привело Евгения к рассеянности при вскрытии трупа, заражению и последующей смерти. Но это только повод, косвенная причина ухода Базарова из жизни. Другая причина состоит в небрежном отношении героя к жизни, во многом потерявшей для него свой смысл. Главная же причина гибели тургеневского героя может быть названа социально-исторической. Незадолго до своей смерти, которую герой встречает просто и мужественно, он производит оценку своих нравственных ценностей и приходит к выводу, что его время еще не наступило: “Я нужен России… Нет, видно не нужен…” Но прав ли был герой Тургенева, вынося себе такой суровый приговор?
Обстоятельства русской жизни 60-х годов не давали еще возможностей для коренных демократических преобразований, для осуществления замыслов Базарова и ему подобных. К тому времени еще не созрели условия для одержания ими победы над царящим злом. И потому дело героя и сам он предстают трагически обреченными, и именно это чувствовал Базаров, размышляя о “собственном ничтожестве” перед вечностью, о неизбежности смерти.
Ни одно из произведений Тургенева не вызвало стольких ожесточенных споров. “Современник” отрицательно отозвался о новом романе Тургенева. Критик М. А. Антонович обращался к автору романа: “Роман есть не что иное, как беспощадная и разрушительная критика молодого поколения”. В демократическом “Русском слове” роман Тургенева и его главный герой встретили положительную оценку. Д. И. Писарев указывал: Тургенев вдумался в тип Базарова “и понял его так верно, как не поймет ни один из наших молодых реалистов. Базаров – представитель нашего молодого поколения. В его личности сгруппированы те свойства, которые мелкими долями рассыпаны в массах, и образ этого человека ярко и отчетливо вырисовывается перед воображением читателя…”
Базаров – натура независимая, не склоняющаяся ни перед какими авторитетами, все подвергающая суду мысли. Критика старых принципов жизни, за которые держались “отцы”, уже давно велась на страницах “Современника”. В мировоззрении Евгения Базарова, в основах его мировоззрения, в складе ума и характера нашли свое воплощение черты и облик всей передовой молодежи 60-х годов. Тургенев увидел героя своего времени именно в Базарове, воплощающем в себе дух отрицания и разрушения, потому что в период написания романа еще не произошла отмена крепостного права, революционные настроения нарастали, а в глаза прежде всего бросались именно идеи отрицания и разрушения старых порядков, авторитетов и принципов. Базаров говорит: “В теперешнее время полезнее всего отрицать – мы отрицаем… Сперва нужно место расчистить”. Передовое демократическое движение складывалось и развивалось под знаком отрицания дворянско-крепостнического общества, дворянской культуры, связанной со старым миром. В кружках передовой студенческой молодежи речь шла о разрушении старого – всего того, что крепко сидело и в жизни, и в умах людей.
Базаровы были нужны России. В герое Тургенева гораздо больше положительных, чем отрицательных черт, и это сближало его с той частью разночинско-демократической молодежи 60-х годов, которая воплощала тогда прогресс нации. Характеризуя настроения большинства передовой демократической молодежи 60-х годов, П. Кропоткин отмечал: “Молодежь не могла быть удовлетворена исключительно отрицательным отношением ко всему тургеневского героя. Нигилизм, с его декларацией прав личности и отрицанием лицемерия, был только переходным моментом к появлению “новых людей”, не менее ценивших индивидуальную свободу, но живших вместе с тем для великого дела”. В образе Базарова, в его мужестве перед лицом смерти передовое молодое поколение могло черпать уверенность в своих силах и вместе с тем видеть свою трудную судьбу. Горький замечал, что Тургенев, как и некоторые другие русские писатели, “внушили читателю весьма высокую оценку духовных данных революционера”. От “Отцов и детей” веет духом политической борьбы, который находил в романе Герцен. В романе, по словам Герцена, “Тургенев отказывается от спокойного созерцания и вдохновляется страстями, которые бурлят вокруг него…”
Д. И. Писарев в статьях “Базаров” и “Реалисты” убедительно показал, что герой тургеневского романа – настоящий разночинец-демократ, трезво смотрящий на жизнь, презирающий пустую мечтательность, способный многое сделать. Особенно ценным в романе Писарев считал появление нового героя, противопоставленного “лишним людям” рудинского склада, которые в эпоху 60-х годов уже сошли с исторической арены. Общественное значение Базарова Писарев видел в том, что такие герои разрушают суеверия и авторитеты, расчищают почву для формирования передового мировоззрения. Именно такие люди, по мнению критика, необходимы стране: Базаров “не отступит перед препятствиями и не струсит перед опасностью”.
Многие поколения читателей размышляли над романом Тургенева. Образ мятежного нигилиста будил мысль, заставлял каждого задуматься над своей собственной жизнью. С. И. Мицкевич в своей книге “Революционная Москва” писал: “Базаров произвел на меня сильнейшее впечатление. Воспринят он был мною как герой – боец… Базаров меня окончательно укрепил в моем решении порвать с военщиной и идти по другому пути – по пути Рудина, героев “Нови”, Базарова. Этими произведениями Тургенев дал мне сильный толчок по направлению к революции… И надо сказать, что не на одного меня произвел он такое влияние. Можно смело сказать, что романы Тургенева с конца 50-х до конца 90-х годов являлись для молодых читателей обычно первыми толчками, разбивающими старое, косное мировоззрение и ведущими к критике существующего строя и к протесту против него”.
«Я нужен России… Нет, видно, не нужен. Да и кто нужен? Сапожник нужен, портной нужен, мясник.-..» — так решает для себя Базаров перед смертью, столь внезапно оборвавшей жизнь этой титанической личности, вопрос о смысле жизни.
Образ Базарова сам по себе очень спорный и неоднозначный, а вопрос о том, нужны ли Базаровы России, всегда вызывал различные споры и дискуссии, волновал многих критиков. Однако большинство из последних видело в Базарове прежде всего революционера, общественного деятеля. Советские критики, будучи уверенными, что в образе Базарова важнейшим является революционное, радикальное, реформистское начало, считали, что именно такие герои нужны стране. Многие же критики современности, напротив, видят в тургеневском герое носителя разрушительной силы, личность, призывающую к разрушению, а не к созиданию.
Рассмотрим героя романа Тургенева не с точки зрения его социально-политической роли, а как личность.
Базаров — человек, «который ко всему относится с критической точки зрения», «не склоняется ни перед какими авторитетами», имеет свои собственные убеждения, а не перенимает чужие. Несомненно, это качество делает Базарова личностью незаурядной, с ярко выраженной индивидуальностью, личностью, не примкнувшей ни к одной политической группировке, ни к одному общественному течению, а создающей свое собственное направление общественной мысли. Кроме того, Базаров — один из немногих героев русской литературы, не приемлющих пустых разговоров, а стремящихся «действовать в силу того, что полезно». По словам Базарова, «в теперешнее время полезно отрицать», и он все отрицает. Несмотря на то что многие критики видят в базаров- ском нигилизме опасную, разрушительную силу, нельзя не заметить, что герой этот едва ли пойдет дальше словесного отрицания, развенчивающего старые идеалы и долги, едва ли он возглавит народный бунт, ибо Базаров не видит в народе ничего, кроме невежества, косности и недалекости. И хотя герой и «завирается» в своем отрицании, хотя его высказывания о том, что «Рафаэль и гроша медного не стоит» и что «порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта», вызывают неприятие, но Базаров, с его проницательным умом, не видит «ни одного постановления в современном быту, в семейном или общественном, которое бы не вызывало полного и беспощадного отрицания», и он, бесспорно, прав. Нельзя Базарова назвать тупым циником, который ничего не уважает и готов опровергать абсолютно все идеи и теории, любые утверждения только потому, что он нигилист. Герой и сам говорит, что «ему скажут дело, и он соглашается». Например, Базаров считает немцев учителями русских в естественных науках, в частности Либиха, который «сделал удивительные открытия» в агрономии. А перед самой смертью Базаров даже проявляет деликатность, в определенной степени уступает родителям, согласившись, чтобы его причастили в беспамятстве, хотя он и был атеистом. Так герой проявляет внутреннюю гибкость, но в то же время и твердость во взглядах (в беспамятстве он не мог отвечать за себя, и, соответственно, не предавал своих убеждений).
Такие люди, как Базаров, непреклонны, верны своим идеалам, уверены в себе, энергичны и деятельны, честны и искренне преданы своему делу, незаменимы в любом обществе, особенно в русском. Не Онегины или Печорины, стремящиеся к самоутверждению, реализации своих возможностей, но не видящие им достойного применения, не Рудины или Обломовы, люди глубокого ума, видящие «язвы» и пороки общества, но совершенно неспособные заниматься какой-либо практической деятельностью, а именно Базаровы, знающие, что в данный момент «полезнее всего», «ломающие старое», «расчищающие новое место для нового», способствуют общественному развитию, движению жизни вперед. Новое не может утвердиться без разрушения старого.
Сам Базаров говорит, что России нужны сапожник, портной, мясник, то есть люди, занимающиеся конкретными, нужными делами, а не «сидящие сложа руки и уважающие себя за это», как Павел Петрович. Но разве Базаров, видящий, что «болтать о язвах общества не стоит груда», не стремится принести своей деятельностью истинную пользу, разве этот герой «занимается вздором», подобно большинству «передовых людей и обличителей»? Несомненно, Базаровы, обладатели столь редких и ценных качеств, нужны России.
Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» затрагивает многие аспекты общества. Автор поднимает вечную проблему — проблему «отцов и детей», сталкивает старое поколение с новым, показывает модные общественные тенденции, типичные для середины XIX века. В частности в произведении затрагивается вопрос о пользе таких людей, как Базаров. Он является ключевой фигурой романа, представителем современной молодежи и проповедником «нигилизма». Тургенев с особым мастерством описывает этого персонажа.
Нужен ли Базаров России? Это сложный и неоднозначный вопрос. С одной стороны, да, как и любой другой человек нужен в обществе. Он приносит пользу, занимаясь исследованиями в области медицины и помогая больным. Он развивает науку. И будучи нигилистом, он вносит в общество новые идеи, которые многим кажутся прогрессивными и справедливыми. Он даже находит последователей и учеников в лице Аркадия Кирсанова и Ситникова.
С другой стороны, он не может найти себя в обществе. Отрицая все, что дорого остальным, он становится «лишним». В итоге ему не к чему стремится. Общественная деятельность не становится главной целью. В любви он также несчастен.В какой-то момент герой даже сравнивает себя с червем, который ползает по земле и никому не нравится. Перед смертью он признает свою ненужность и готов умереть. Ведь человек живет, пока он кому-то нужен.
На мой взгляд, такие люди как он всегда нужны стране и отдельным людям. Так, например, своим родителям он был очень дорог, а пациентам приносил только пользу. А принося пользу хотя бы малой части общества, человек несет положительные изменения и в масштабах всей страны.
Сочинение «Нужны ли России такие люди как Базаров?»
Прочитав произведение «Отцы и дети», автором которого является И.С.Тургенев, мы познакомились с очень интересными героями. У каждого из них были свои взгляды на мир.
Отец и дядя Аркадия придерживались старых порядков. Сам Аркадий поначалу следовал за своим лучшим другом Базаровым, который был сторонником нового времени. Но через некоторое время Аркадий начинает отдаляться от своего друга. Этому повлияло то, что Евгений каждый раз вступал в спор с Павлом Петровичем – дядей Аркадия, которого тот очень уважал и ценил. Базаров, конечно же, прекрасно понимал, что его слова, адресованные родственникам друга, неприятно слышать Аркадию, но всё же он высказывал свое мнение. Аркадий понимал, что времена, в котором жили его отец и дядя, сильно отличаются от времени, к которому стремится его друг и настанет время, когда ему придется выбирать чью- либо сторону.
Читая это произведение невольно начинаешь думать о том, что на самом деле нужны ли такие люди как Базаров в стране, ведь народ мог продолжать жить по старым правилам и порядкам. По моему мнению, такие личности как Базаров нужны во все времена. Конечно, многим не понравятся его некоторые качества: прямота слов и в какой-то степени эгоизм. Но без этого не развивался бы мир. Именно умение высказывать свое мнение, стремление делать открытия в разных сферах деятельности показывают Базарова героем – героем своего времени.
Что же такое Базаров? «Он нигилист» – отвечает на этот вопрос Аркадий Кирсанов, приятель Базарова, своему дяде Павлу Петровичу. Он так объясняет это понятие: «… человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип». При дальнейшем изучении произведения мы видим подтверждение слов Аркадия: действительно, Евгений Базаров ко всему относится с критической точки зрения. Этот человек имеет свое собственное мнение по любому вопросу, никогда не соглашается с чужим: “в теперешнее время полезнее всего отрицание – мы отрицаем”; он ищет человека, с которым можно поспорить, кто не спасует перед ним. Несомненно, такие люди, как Базаров, необходимы, хотя бы для того, чтобы возник вопрос о том, все ли хорошо в обществе, если появляются несогласные.
Чтобы раскрыть характер своего героя, Тургенев сталкивает его с разными людьми: Аркадием Кирсановым, который также как и Базаров считает себя нигилистом, но впоследствии подвергается влиянию Катерины Сергеевны и попадает «в галки»; Павлом Петровичем Кирсановым – человеком старого порядка, аристократом, с которым Базаров все время обо всем спорит; Фенечкой, второй женой Николая Петровича, хорошенькой, но довольно пустой женщиной; Анной Сергеевной Одинцовой, в которую Базаров безумно, страстно влюбляется, пренебрегая всеми своими нигилистическими убеждениями, и которая так жестоко, безжалостно его отвергает. Сравнивая отношения Базарова и остальных, таких разных, героев к жизни, к людям, к государственному устройству, к деятельности на благо общества, автор демонстрирует нам очевидные различия в их взглядах. Отсюда и вытекает независимость Базарова и в итоге одиночество. Только родители любят его таким, какой он есть, искренне и бескорыстно, боготворят его. Показано и отношение Енюши к родителям: хотя он не показывает этого, но в действительности очень любит их и перед смертью признается Одинцовой: «… таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать».
До середины романа Базаров – это человек глубокого и трезвого ума, уверенный в себе, целеустремленный, гордый. Но как только он знакомится с Одинцовой, в его характере происходят значительные изменения. Автор подвергает героя тяжелому испытанию – испытанию любовью, которую Базаров отрицал и презирал, считал белибердой. Но Одинцова отказывает Базарову, и в его поведении появляются нотки грусти, уныния, озлобления и бессильной горечи, пропадает самоуверенность. Но, находясь в состоянии подавленности и депрессии, Базаров, тем не менее, решает продолжить свою работу, проводить опыты, участвовать в медицинской практике вместе с отцом. Нелепый случай приводит его к смерти – глупой, случайной, но неумолимой и необратимой. Базаров и здесь холоден и рассудителен. Как врач, он понимает, что его ждет, но говорит о предстоящем спокойно и хладнокровно: «Попробуй отрицать смерть. Она тебя отрицает, и баста!»
Перед самой смертью Евгений задается вопросом о смысле своей жизни и приходит к неутешительному для себя выводу. Но разве на самом деле Базаров не стремится принести своей деятельностью истинную пользу, разве этот герой “занимается вздором”, подобно большинству? Базаровы, знающие, что в данный момент “полезнее всего”, “ломающие старое”, “расчищающие новое место для нового”, способствуют общественному развитию, движению жизни вперед. Новое не может утвердиться без разрушения старого.
Несомненно, Базаровы, обладатели столь редких и ценных качеств, нужны России.
Пускай погибнут наши имена, лишь бы общее дело было спасено!
П. В. Верньо
Прощаясь в конце романа с Одинцовой, умирающий Базаров между прочим произносит важные для идейного содержания романа слова: «Я нужен России… Нет, видно, не нужен. Да и кто нужен? Сапожник нужен, портной нужен, мясник…» — и путает их с бредом: «…мясо продаёт… мясник… постойте, я путаюсь… Тут есть лес» (XXVII).
Сначала кажется, что Базаров, а вместе с ним и Тургенев ставят странный вопрос. Базаров — будущий лекарь, образованный человек, умеющий и желающий работать, могущий, по словам Аркадия Кирсанова, отлично заниматься и практической медициной, и наукой, и не только этими видами деятельности (XXI). Почему же он не нужен своей стране, где остро чувствуется нехватка и лекарей, и дельных образованных людей? Дело в том, что вопрос Базарова для писателя имеет совершенно конкретный подтекст: нужен ли России Базаров-нигилист, то есть революционер. Сам Тургенев, будучи либералом, человеком умеренных политических взглядов, на поставленный вопрос, как кажется, даёт отрицательный ответ, поэтому Базаров на протяжении всего романа представлен как герой-одиночка, а в конце романа умирает, так и не реализовав ни в чём своих выдающихся способностей. Мало того, уже через полгода после его смерти о нём никто и не помнит, кроме несчастных стариков родителей да ничтожного Ситникова, который «толчётся в Петербурге и (…) продолжает «дело» Базарова» (XXVIII).
Свой замысел относительно образа Базарова Тургенев раскрыл в частном письме от 14 апреля 1862 года к своему другу — писателю К.К.Случевскому: «Мне мечталась фигура (…) сильная, злобная, честная — и всё-таки обречённая на гибель — потому что она всё-таки стоит ещё в преддверии будущего…». Иными словами, писатель допускал, что в будущем люди базаровского типа могут найти полезное применение своим «революционным талантам», но сейчас — в 60-е годы XIX века — нигилистические идеи Базарова Тургенев считает ненужными и опасными.
Интересно, что Писарев, будучи революционным демократом по политическим убеждениям, соглашается с Тургеневым: Базарову в современных исторических обстоятельствах нечего делать и, следовательно, его смерть вполне оправдана: «Действие романа происходит летом 1859 года; в течение 1860 и 1861 года Базаров не мог бы сделать ничего такого, что бы показало нам приложение его миросозерцания к жизни» (X). Наука для Базарова, по мнению критика, не является самоцелью: он «никогда не сделается фанатиком, жрецом науки; (…) он будет заниматься ею или для того, чтобы дать работу своему мозгу, или для того, чтобы выжать из неё непосредственную пользу для себя и для других» (X). Если не наука, то что же может увлечь молодого нигилиста по-настоящему? Писарев развивает свою мысль дальше, говоря о возможном будущем людей базаровского типа: «… в этих людях таятся колоссальные силы. В чём выразятся эти силы? (…) Из Базаровых, при известных обстоятельствах, вырабатываются великие исторические деятели; такие люди долго остаются молодыми, сильными и годными на всякую работу; они не вдаются в односторонность, не привязываются к теории, не прирастают к специальным занятиям» (X).
Последующие рассуждения критика свидетельствуют, что он понял тургеневский подтекст в предсмертных словах Базарова: «новые люди» «всегда готовы променять одну сферу деятельности на другую, более широкую и более занимательную; они всегда готовы выйти из учёного кабинета и лаборатории» (X). Здесь очень кстати Писарев вспоминает Вениамина Франклина, знаменитого физика и одного из основателей США. Этот американец в юности был простым типографским наборщиком, потом успешным хозяином типографии и благотворителем. Он основал первую в североамериканских штатах общедоступную библиотеку (1731), а через десять лет — Пенсильванский университет (1740). Кроме того, Франклин был учёным-естествоиспытателем: общеизвестны его работы в области атмосферного электричества. Однако он оставил свой успешный бизнес, и благотворительность, и науку, как только дело дошло до войны за независимость североамериканских колоний, а потом и до работы над Декларацией независимости США (1775-1776). Можно предположить, что именно в подобной общественной деятельности, по мнению Писарева, раскроются незаурядные способности Базарова.
Итак, в 60-е годы XIX века Базаровы не нужны и с точки зрения Тургенева, и с точки зрения Писарева. А кто же нужен? Некоторые литературоведы считают, что ответ автора очевиден и содержится в словах, следующих непосредственно за роковым вопросом Базарова («Сапожник нужен, портной нужен, мясник…»). Доказательство такой точки зрения выглядит следующим образом: «Настоящая жизнь — это созидание, поэтому даже такие обыкновенные люди, как сапожник, портной, торговец (мясом), ощущают свою необходимость, нужность, полезность. А нигилист, не считающийся с этими потребностями, рано или поздно превратится в мясника иного рода — в палача, чьё презренное ремесло отрицает все усилия доктора» (Л.Рослякова «На пути к герою» //Литература, 1998, №47,с.3). Конечно, человечеству нужны сапоги и мясо, но столь же нужны ему благородные идеи, достойные цели, трудное и эффективное дело, высокие чувства и ещё много разных духовных ценностей, которых ни сапожник, ни мясник (в силу низкой образованности) не в состоянии создать. Это работа для «мыслящего пролетариата», то есть для интеллигенции — писателей, критиков, философов, научных и общественных деятелей и т.п.
И вот «мыслящий пролетарий» — писатель Тургенев, в отличие от современных литературоведов, не может ответить на вопрос: «Кто нужен России?». Поэтому в романе «Отцы и дети» и «отцы» (Кирсановы), и «дети» (Базаров) обладают своими достоинствами и своими недостатками, но и те, и другие, по мнению писателя, оказываются бесперспективными. И критик Писарев (тоже «мыслящий пролетарий») не спешит с приговором герою-нигилисту: пока Базаров не нужен России, но окончательно судить о подобных людях «можно будет только тогда, когда Базарову и его сверстникам минет лет пятьдесят и когда им на смену выдвинется новое поколение, которое в свою очередь отнесётся критически к своим предшественникам» (X).
В заключение следует сказать, что Писарев верно понял замысел Тургенева, поэтому рассуждения критика в статье «Базаров» совпадают с высказываниями писателя из частных писем. Писарев согласился с Тургеневым: сейчас Базарову нечего делать в России: «Базаровым всё-таки плохо жить на свете, хоть они припевают и посвистывают. Нет деятельности, нет любви, — стало быть, нет наслаждения. Страдать они не умеют, ныть не станут, а подчас чувствуют только, что пусто, скучно, бесцветно и бессмысленно» (XI).
Определив таким образом современную российскую действительность вообще и судьбу Базарова в частности, Писарев вступил в идейный спор с Чернышевским и редакцией «Современника», которые утверждали, что именно в настоящее время в России перед молодыми людьми стоит огромная по важности общественная задача — крестьянская революция. Она должна свергнуть абсолютизм и установить настоящую волю («чтоб народ всему голова был»), справедливый суд и равенство всех граждан (Н.Г.Чернышевский «Барским крестьянам от их доброжелателей поклон»). Спор с «Современником» будет продолжен в статьях «Мотивы русской драмы» (1864) и «Реалисты» (1864). В «Реалистах» — своём программном произведении — Писарев сформулирует серьёзное дело для Базарова — просвещение общества: воспитывать, растить, умножать количество «мыслящих реалистов», они и составят цвет нации, который приведёт её к «созданию новых миров из первобытного тумана» (XVII).