Сочинение на тему нужен ли запрет на сквернословие и брань

11 вариантов

  1. Введение.
    1. Что такое сквернословие?
    Во всем мире известно, что русский язык – один
    из самых богатых и выразительных языков. И
    поэтому очень печально, что, обладая великим,
    прекрасным и могучим языком, многие люди
    отказываются от этого бесценного достояния и в
    общении друг с другом пользуются жалким подобием
    человеческой речи – нецензурной бранью.
    “Матом” сегодня разговаривают взрослые мужчины
    и женщины, молодые люди, школьники; “мат”
    доносится с экранов телевизоров, бранными
    словами нередко общаются в социальных сетях
    Интернета. Сквернословие — это речь, наполненная
    неприличными выражениями, непристойными
    словами, бранью. У этого явления много
    определений: нецензурная брань, непечатные
    выражения, матерщина, нецензурная лексика,
    лексика “телесного низа” и др. Но издревле
    матерщина в русском народе именуется
    сквернословием, от слова “скверна”. В словаре В.
    Даля сказано: “Скверна — мерзость, гадость,
    пакость, все гнусное, противное, отвратительное,
    непотребное, что мерзит плотски и духовно;
    нечистота, грязь и гниль, тление, мертвечина,
    извержения, кал; смрад, вонь; непотребство,
    разврат, нравственное растление; все
    богопротивное”.
    В подростковом возрасте проблема нецензурной
    лексики становится особенно острой, ведь в
    глазах подростка сквернословие — это проявление
    независимости, способности не подчиниться
    запретам, то есть символ взрослости. Кроме того,
    она является знаком языковой принадлежности к
    группе сверстников, речевой моды. Иногда это
    подражание молодежным кумирам, например
    популярным телеведущим, актерам, певцам.
    Но мало кто из ребят догадывается, что
    сквернословие, как и хамство, — оружие
    неуверенных в себе людей. Грубость позволяет им
    скрыть собственную уязвимость и защищает их,
    ведь обнаружить слабость и неуверенность в этом
    возрасте равносильно полному поражению. Кроме
    того, старшеклассники стараются бранными
    словами задеть родителей, шокировать, вывести их
    из себя, чтобы измерить свою власть над ними и
    подтвердить собственную эмоциональную
    независимость от них.
    Матерная брань — это не только набор
    непристойностей. Подобная лексика
    свидетельствует о духовной болезни человека.
    Ведь слово — не просто набор звуков, выражающих
    мысль. Оно способно очень многое рассказать о
    нашем душевном состоянии. Сократ говорил: “Каков
    человек, такова его и речь”.
    Цели и задачи:
    Так ли безобидна эта вредная привычка?
    Размышления над этими вопросами подтолкнули к
    проведению эксперимента и написанию данной
    работы, целью которой является изучить влияние
    слов на физическое здоровье и духовную культуру
    людей, показать учащимся, в чем заключается
    вредность сквернословия для организма, убедить
    их отказаться от сквернословия.
    Задачи:
    1. Изучить проблему сквернословия в современном
    обществе.
    2.Провести опыт по воздействию грубой лексики
    на воду.
    3.Узнать,какой вред живому организму наносит
    грубо сказанное слово.
    Гипотеза и методы:
    Объект исследования: сквернословие и
    вода.
    Предмет исследования: влияние
    сквернословия на жизнедеятельность.
    Методы: изучение литературы по данной
    теме; проведение социологических опросов;
    наблюдение, постановка опыта; анализ и
    формулирование выводов.
    Новизна исследования: интерес при
    проведении опроса и показа опыта знакомым,
    приглашение на выступление по данной теме,
    доказывает ее актуальность.
    Гипотеза: сквернословие оказывает
    негативное влияние на физическое здоровье и
    духовную культуру обучающихся; если плохие слова
    могут “убить” человека, значит, они действуют и
    на растения; при грамотно продуманной системе
    профилактики, возможно, достигнуть изменений в
    сторону улучшения физического и духовного
    здоровья детей и подростков.
    2. История возникновения сквернословия.
    Корни этого явления уходят в далекую языческую
    древность. Скверные слова были включены в
    заклинания, обращенные к языческим божествам, а в
    языческое время был распространен культ
    плодородия, поэтому все скверные слова связаны с
    половой сферой. Таким образом, так называемый мат
    является языком общения с демонами. Наши предки
    произносили эти слова, призывая себе на помощь
    демонов зла. Ведьмы и колдуньи использовали
    сквернословие в своих наговорах, насылая
    проклятие.
    Именно с этим связан механизм влияния
    сквернословия на человека. Мат пробуждает в его
    подсознании доставшиеся ему вместе с генной
    памятью “психовирусы”. Употребляя мат в
    разговоре с друзьями, родными, современные люди,
    сами того не подозревая, совершают сокровенный
    ритуал, призывая зло изо дня в день, из года в год
    на свою голову и на голову своих близких.
    Количество бранных слов переходит в качество.
    Вначале у людей появляются мелкие неприятности,
    затем крупные, потом возникают проблемы со
    здоровьем и, наконец, ломается сама жизнь.
    Заблуждением является общепринятое мнение
    насчет того, что мат — это славянская традиция.
    Сквернословие на Руси примерно до середины XIX
    века не только не было распространено даже в
    деревне, но и являлось уголовно наказуемым.
    Во времена царя Алексея Михайловича Романова
    услышать на улице мат было просто невозможно. И
    это объясняется не только скромностью и
    деликатностью наших предков, но и политикой,
    проводимой государством. По Соборному уложению
    за использование непотребных слов налагалось
    жестокое наказание – вплоть до смертной казни.
    Потом пришли иные времена. Грубая брань
    зазвучала сначала в “кабаках”, а потом
    выплеснулась на улицы городов. В XIX веке
    сквернословие постепенно из ругани превратилось
    в основу языка фабричных рабочих и мастеровых.

    В наше время мат используется:

    1) для повышения эмоциональности речи;
    2) для эмоциональной разрядки;
    3) для оскорбления, унижения адресата речи;
    4) для демонстрации агрессии;
    5) для демонстрации отсутствия страха;
    6) для демонстрации раскованности,
    пренебрежительного отношения к системе
    запретов.
    7) для демонстрации принадлежности к “своим”.
    3. Будь внимателен к каждому слову.
    По замыслу Творца человеку дано слово, прежде
    всего для молитвенного обращения к Своему
    Небесному Родителю, общения с людьми на началах
    любви и мира, а также для реализации своих
    творческих талантов. Человек, который
    сквернословит, использует этот особый дар для
    проявления своей внутренней нечистоты, изливает
    через него из себя грязь. Этим он оскверняет в
    себе образ Божий.
    Поэтому святая Библия называет сквернословие
    наряду с другими тяжкими грехами: “А теперь вы
    отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие,
    сквернословие уст ваших” (Кол.3:8). Святые
    апостолы обличают грехи, которые люди совершают
    через слово: “язык – огонь, прикраса неправды;
    язык в таком положении находится между членами
    нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг
    жизни, будучи сам воспаляем от геенны” (Иак.3:6);
    “Никакое гнилое слово да не исходит из уст
    ваших” (Еф.4:29).
    Св. праведный Иоанн Кронштадтский говорит об
    этом грехе с болью: “Что у нас пользуется меньшим
    уважением как слово? Что у нас изменчивее как
    слово? Что мы бросаем подобно грязи поминутно как
    не слово? — О, окаянные мы человеки! С какой
    драгоценностью так мы обходимся невнимательно!
    Не вспоминаем мы, что словом, происходящим от
    верующего и любящего сердца, мы можем творить
    чудеса жизни для души своей и для душ других,
    например на молитве, при Богослужении, в
    проповедях, при совершении таинств! Христианин!
    дорожи каждым словом, будь внимателен к каждому
    слову; будь тверд в слове; будь доверчив к слову
    Божию и слову святых человеков, как к слову жизни.
    Помни, что слово – начало жизни” (Моя жизнь во
    Христе, М., 2002, с. 212). Надо помнить великую
    значимость слова. Однажды произнесенное, оно уже
    не исчезает, а уходит в бесконечную память Божию
    и на Суде нам будет предъявлено.
    4. О вреде сквернословия.
    Важнейшей способностью человека, как образа
    Божия, делающей человека личностью, возвышающей
    его над животным миром, является способность
    обладать словом. В Православном христианском
    богословии представители животного мира по
    сравнению с человеком называются тварями
    бессловесными. Язык у животных — это орган вкуса.
    Язык в человеческом обществе — основа как
    проявления отдельной человеческой личности, так
    и всей общественной жизни. Чем совершеннее язык,
    тем выше уровень культуры и развития народа. Во
    всём мире известно, что Русский язык — один из
    самых богатых и выразительных языков. И весьма
    печально, что, обладая великим, прекрасным и
    могучим языком, многие русские люди отказываются
    от этого бесценного “клада и достояния”, и в
    общении друг с другом пользуются жалким подобием
    человеческой речи – нецензурной бранью.
    Причём матерные выражения человек употребляет
    не только ругаясь, но и в обычном разговоре. При
    этом разговор оставляет в душе всегда тягостное
    впечатление, так как любое матерное выражение
    несёт в себе эмоциональный оттенок жестокости,
    пошлости, цинизма и хамства. Нередко наличие
    матерных слов в речи считается признаком
    мужества и силы, а ведь это как раз является
    признаком духовной слабости. Речь человека,
    заражённого недугом сквернословия, до крайности
    бедна и свидетельствует о душевной неразвитости.
    Интересна мысль на эту тему Ф.М. Достоевского:
    “Сквернословят вслух, несмотря на целые толпы
    детей и женщин, мимо которых проходят,– не от
    нахальства, а так, потому что пьяному и нельзя
    иметь другого языка, кроме сквернословия.
    5. О грехе сквернословия.
    Сквернословие – гнусный порок, который в
    Священном Писании приравнивается к смертному
    греху (Еф. 5, 4-5). От него стонет мать-земля Русская,
    им растлены души и уста великих философов и
    писателей, которые еще стараются учить других
    добру и произносить вслух прекрасные слова, но
    никак не могут справиться с этой пагубной
    привычкой, оставаясь наедине, в кругу друзей,
    когда ничто уже не заставляет сдерживать себя.
    Умалилась духовная жизнь – умалилась и
    проповедь церковная. По ложному ли стыду, по
    боязни ли упреков за упоминание в храме такого
    “неудобь сказаемого” – да и не соответствующего
    обстановке предмета, по отсутствию ли сознания
    его важности и приносимого им вреда при строении
    духовной жизни христианина или, наоборот, с
    отчаяния, что все равно ничего не сделаешь против
    моря греха, но только подобная проповедь
    прекратилась. Где прежние Павлы, Киприаны,
    Василии, Златоусты? Где они, беспощадно,
    неумолчно обличавшие эту гнусность, из-за
    которой невозможно положить самое начало
    спасения? Ведь есть растление тела и есть
    растление души, и поскольку душа превосходит
    тело, а слово есть самое ценное и высокое в
    человеке, отличающее его от скотов и
    уподобляющее Богу (сравни: Бог-Слово), постольку
    растление души и осквернение слова – великий грех
    в сравнении со всем прочим. Все остальное уже ему
    сопутствует.
    Срамословие – болезнь, которой заболевают,
    впрочем, добровольно. И как болезнью им
    занимаются психиатры, и о происхождении его
    строят свои гадания историки культуры,
    этнографы, антропологи. Даже филологи (и кажется,
    больше всех, – тоже “науку двигают”)
    заинтересовались данным явлением. В настоящее
    время на Западе существует целая литература,
    переводная и оригинальная, на этот счет:
    многотомные описания всего одной только вещи –
    полового акта у различных народов и во все
    времена, естественного и противоестественного, в
    сопутствующей обстановке которому иногда думают
    находить условия происхождения срамословия;
    затем различные словари, сборники матерных слов
    и выражений и тому подобное.
    Конечно, скажут, это ведь в “научных” целях
    делается, а не ради удовлетворения страстей
    безнравственных людей, скупающих
    порнографические стихотворения, описания,
    картины, фотографические карточки и прочее. А я
    скажу: в том ли заключается ваша пресловутая
    наука, чтобы, надев профессорский вицмундир с
    докторским значком на нем и вооружившись для
    приличия латынью, заниматься изучением того, о
    чем стыдятся говорить между собою и проститутки,
    когда они не заняты своим ремеслом? Не значит ли
    это, под видом высокой цели, заниматься тайком
    самым гнусным и тонким развратом? Диаволу,
    конечно, вовсе не нужно, чтобы писатель или
    великий ученый непременно по публичным домам
    шатался и растрачивал тем свое здоровье, – хотя,
    как видели мы, и этим он не брезгует, но ему
    гораздо интереснее, чтобы талантливый деятель,
    благодаря своим помраченным способностям,
    растлевал людские массы. Если он погибнет, то
    погибнет только один, а если пустит в народ свои
    сочинения, отравленные тонким ядом греха, то
    погубит многих. Диаволу есть чему порадоваться…
    А вещи такого рода можно делать только под видом
    важного дела или даже добродетели. Вот и здесь –
    наука-де, нужда, хорошая цель преследуется. Но
    если бы это было так, показать бы надо не только, в
    чем мерзость порока, но и как от него избавиться,
    да и религию бы надо к делу привлечь, послушать,
    что и она скажет. Ведь это ее больше всего
    касается. Но ничего подобного не наблюдается.
    Следовательно, и все построение от демонов –
    сперва тонко обольщаются и растлеваются вожаки
    “культурного” человечества: ученые, поэты,
    писатели, а чрез них и общество, читающая публика.
    А может быть, даже и взаимно.
    Срамословие присуще всем векам, местам и
    народам. Порок этот есть наследие чисто
    языческое. Он всецело коренится в фаллических
    культах Древнего Востока, начиная с “глубин
    сатанинских” и темных бездн разврата в честь
    Ваала, Астарты и прочих и кончая классическими
    наследниками библейского Хама. Причем порок этот
    и какое-то тайное странное тяготение к нему
    находятся в прямой зависимости от того,
    насколько близко стоит человек к Богу. И если он
    отодвигается от Божества, то тотчас же начинает
    входить в область сатанинскую и приобретать эту
    скверную привычку – призывать вместо Бога имя
    лукавого и вместо божественных вещей поминать
    срамные. И удивительнее всего то, что человек,
    повторяя в XX веке по Рождестве Христовом
    некоторые бесстыдные слова и действия, и не
    догадывается, кому и чему он этим обязан, из
    такого же по счету столетия, но только до
    Рождества Христова.
    Христианин! Употребляя их, подумай, кому ты
    служишь вместо Бога, кому молишься, что ты
    делаешь. Ты не просто совершаешь легкомысленное
    дело, не простую грубую шутку допускаешь, слова
    твои не простое колебание воздушных волн. Но ты
    произносишь – хотя, несчастный, и не веришь в это –
    страшные заклинания, ты накликаешь и привлекаешь
    гнуснейших бесов, ты в это время сатане приносишь
    противоестественную словесную жертву. Ты
    делаешься, посредством самых смрадных приемов,
    колдуном, магом, чародеем, быть может, не зная и не
    хотя того. Однако дело остается делом – и бесы
    тебя окружают и рукоплещут…
    Сквернословие встречается не только в устной
    речи, но и в печатном виде – у писателей, а в среде
    малограмотных порождает так называемую
    “заборную литературу”. И этот вид порока – не
    только отличительная особенность нашего
    времени, но существовал всегда и везде. Это и
    понятно, если принять во внимание, что было
    сказано выше о происхождении сквернословия.
    6. Как избавиться от сквернословия?
    Первое – не говорить плохих слов самому. Не
    нужно бояться быть “белой вороной”. Человек
    может через свою речь влиять на состояние языка.
    Скажите себе: “Все пусть говорят, а я не
    буду!”. Конечно, для этого требуется мужество.
    Скорее всего, над вами будут смеяться,
    подтрунивать, шутить: “Ах, ты не пьешь? До сих
    пор не куришь: Не ругаешься?”. Попробуйте
    устоять в такой ситуации. Попробуйте не
    испугаться насмешек, презрения, даже
    одиночества. Вот вам первый маленький тренинг.
    Придумайте ответы в следующих ситуациях:
    – Что ты мудришь? Ты что, не мужик что ли?
    – Говорить по-русски разучился?
    – Ты нас не уважаешь! Мы с тобой, как свои, а ты?
    Презираешь нас?
    – Что с тобой сегодня? Как воды в рот набрал.
    Молодой человек должен знать, что в жизни
    бывают периоды (и год, и два, и пять лет), когда нет
    рядом друзей. Но есть же семья, учеба, работа.
    Отсутствие таких “друзей” можно и нужно
    выдержать, не хватаясь за первого встречного, но
    и не презирая, не оскорбляя его. Древнейшее
    требование “познай самого себя” означает
    “задай себе высоту, соверши, попробуй, сотвори
    свой образ”.
    Если вы обычно не выражаетесь нецензурными
    словами, но в пылу ссоры, бывает, срываетесь, то
    примите во внимание следующее. Даже если вы всего
    лишь привели слова оппонента, другими людьми они
    будут восприняты как часть вашего собственного
    лексикона. Значит, может пострадать ваш
    собственный авторитет и доверие к вам может быть
    подорвано.
    Есть одна притча о том, как отучиться
    сквернословить. Одна женщина пришла к бабке и
    говорит: “Вот у меня страшно-страшно злой муж.
    Помоги мне избавиться от его матерщины”. Бабка
    была мудрая. Она дала женщине две бутылки воды и
    говорит: “Когда придешь домой, и муж начнет
    устраивать скандалы, набери в рот воды и молчи,
    пока он не успокоится. Как две бутылки
    закончатся, приходи, я тебе еще дам”. Когда эти
    две бутылки закончились, пришла женщина к бабке,
    а та ее спрашивает: “Ну, как? “. Женщина
    отвечает: “Не поверишь, он уже наполовину
    перестал ругаться”. Тогда бабка говорит:
    “Вот тебе еще водичка, глядишь, он совсем
    перестанет ругаться”.
    Второе. Умейте противостоять среде. Не думайте,
    что никто никогда вас не обидит, не выругает. Но
    нужно учиться давать достойный ответ. Уверенный
    в себе человек знает, что он имеет определенные
    права, умеет точно определить и выразить свои
    желания, потребности и чувства так, чтобы это не
    затронуло окружающих. Он умеет сохранить
    собственное достоинство и не обидеть других,
    независимо от поведения собеседника. Попробуйте
    как-нибудь на досуге мысленно поговорить с
    людьми в следующих ситуациях:
    – Люди, сидящие сзади вас в кинотеатре, мешают
    вам громким разговором.
    – Вам продали несвежий продукт (скисшее молоко).
    – Кто-то почистил зубы вашей зубной щеткой.
    – Кто-то грубо обругал вас в автобусной давке.
    В популярном сериале “Звездные войны” не
    раз звучала мысль, которая, собственно, и стала
    ключевой и наиболее значимой для миллионов
    фанатов этого фильма: “Страх ведет к гневу,
    гнев ведет к ненависти, а ненависть – Темная
    Сторона Силы”. Эти слова доступно объясняют,
    как действуют неразрешенные проблемы на
    человека и его окружение. Как мы уже говорили,
    сквернословие – проблема внутренней
    неуверенности в себе. А уверенный в себе человек,
    наоборот, не станет использовать нецензурные
    выражения, чтобы отстоять свои позиции. Именно
    неуверенность способна породить гнев и
    заставить человека сквернословить с поводом и
    без повода. А это, в свою очередь, наполняет мир
    человека ненавистью, озлобленностью, где любая
    проблема вызывает срыв, ругань и обиды. Так что
    чем чаще вы будете тренировать себя
    разговаривать вежливо и не опускаться до
    площадной брани, тем больше вы и люди вокруг вас
    будут проникаться к вам уважением.
    Третье. Тренируйте себя просто говорить
    вежливо и красиво. Важно научиться думать и
    говорить о хорошем, помня, что наши слова
    материализуются, а помыслы реализуются.
    Используйте в своей речи как можно больше
    позитивных высказываний (похвалу, поощрения,
    высказывание добрых позитивных чувств и мыслей).
    Делайте ежедневно как можно больше комплиментов
    другим людям, например, “Ты сегодня хорошо
    выглядишь”, “Рад тебя видеть!”, “Ты
    сегодня потрясающе отвечал” и т.д. Со временем
    вы увидите, что комплименты становятся вашей
    привычкой, которая вам очень нравится.
    Четвертое. Сквернословие – не есть способ
    расслабления. Может показаться, что расслабиться
    – это пить пиво, вино и сквернословить. Других
    развлечений нет. Но есть спорт, музыка, рисование,
    коллекционирование и многое другое. А еще можно
    принять ванну, сделать массаж, помедитировать.
    Да, вообще, чаще занимайтесь каким-нибудь
    позитивным, креативным трудом, например, лепкой
    или посадите цветы или дерево.
    Пятое. Как раньше боролись со сквернословием? В
    прошлом говорили: “Не сквернословь. Потому что,
    когда человек говорит плохие слова, от него
    отлетает ангел. Защиты не будет. Крыла не будет
    над тобой”. Человеку всегда будет
    сопутствовать удача свыше, будь он достоин этой
    помощи. Иными словами, если мы действительно
    хотим добиться успеха в делах, в семье, в
    творчестве, то пора работать над собой, в том
    числе и над своей речью. Пока сохраняется мнение,
    будто мата избегают лишь слабаки, а сильные,
    серьезные, деловитые люди не должны стесняться
    “называть вещи своими именами”, – до той поры
    мы будем слышать ругань везде и всегда. А когда
    те, с кого большинству и в самом деле хотелось бы
    брать пример, будут разговаривать иначе, мат
    постепенно исчезнет из нашего лексикона.
    Подытоживая сказанное, выведем своеобразное
    кредо: я – исключение, моя речь – это мое зеркало,
    мое достоинство. С меня начинается честь и
    культура России.

    7. Сквернословие – позор или национальная
    гордость?

    Ненормативную лексику сейчас можно услышать
    везде: в семье, на улице, в транспорте, и даже от
    людей имеющих определенную власть.
    Сквернословие с заборов взошло на депутатские
    трибуны, засевает романы писателей и стихи
    поэтов. С неприкрытым сквернословием певцы
    исполняют песни… Но самым страшным является то,
    что причиной сквернословия уже не является
    раздражение или гнев – гнилые слова стали
    обыденной речью, и их употребляют для связки
    слов, вставляя через каждое слово.
    Откуда же сквернословие свалилось на наши
    головы? Говорят, что это чистая славянская
    традиция. Ничего подобного. На Руси до середины
    ХIХ века сквернословие не только не было
    распространено даже в деревне, но очень долго
    являлось уголовно наказуемым. Позднее,
    сквернословящего человека подвергали публичной
    порке. При Петре I была выпущена книга “Юности
    Честное Зеркало”, где писалось, что приличное
    поведение людей может быть признано лишь с
    полным воздержанием бранной ругани.
    С какой целью человек сквернословит? Люди
    оправдывают сквернословие раздражением, страхом
    – якобы происходит разрядка. Ничего подобного!
    Скверное слово – это черная энергия. В ней нет
    Любви и нет никакой созидательной силы. Скверное
    слово несет уничтожение. И люди, бросаясь
    скверными словами, не зная их истинного смысла,
    даже не подозревают о тех последствиях, которые
    они приносят. Люди не подозревают о том, что они
    пилят сук, на котором сидят.
    8. Опыт по воздействию грубой лексики на
    воду.

    Описание опыта “Влияние скверных слов
    на рис”

    Насыпаем в два стеклянных стакана обыкновенный
    рис и добавляем воды, на столько, чтобы она
    покрывала рис. Поставим стаканы с рисом и водой в
    разные места. В течение дня в один из стаканов
    говорим добрые слова, во второй стакан говорим
    злые слова.
    Через несколько дней, в моем случае через шесть
    дней, вода во втором стакане начинает менять цвет
    на желтый, чувствуется неприятный запах. В первом
    стакане вода цвет не меняет, запаха нет. Через
    десять дней от начала эксперимента во втором
    стакане на поверхности воды начинает
    образовываться плесень, чувствуется тухлый
    запах. В первом стакане рис чистый, вода
    прозрачная, неприятного запаха нет.
    Как раньше боролись со сквернословием? В
    прошлом говорили: “Не сквернословь. Потому что,
    когда человек говорит плохие слова, от него
    отлетает ангел. Защиты не будет. Крыла не будет
    над тобой”. Человеку всегда будет сопутствовать
    удача свыше, будь он достоин этой помощи. Иными
    словами, если мы действительно хотим добиться
    успеха в делах, в семье, в творчестве, то пора
    работать над собой, в том числе и над своей речью.
    Пока сохраняется мнение, будто мата избегают
    лишь слабаки, а сильные, серьезные, деловитые
    люди не должны стесняться “называть вещи своими
    именами”, — до той поры мы будем слышать ругань
    везде и всегда. А когда те, с кого большинству и в
    самом деле хотелось бы брать пример, будут
    разговаривать иначе, мат постепенно исчезнет из
    нашего лексикона.
    В этой связи хотелось бы привести в пример еще
    одну историю. Однажды один император увидел
    солдата: тот стоял весь грязный, в рваной шинели.
    Сжалился над ним император, посадил в карету,
    привез во дворец, солдата помыли, одели в чистые
    одежды. Он оказался хорошим молодым человеком,
    очень талантливым. Его сделали военным
    начальником. Но со временем он стал частенько
    раздражаться и возвышать голос. И как только
    такое случалось с ним, он сразу убегал в свою
    комнату. Побудет там несколько минут, и опять
    выходит с радостным лицом. Когда такое случилось
    несколько раз, об этом доложили императору. Тот и
    спрашивает солдата: ” А что у тебя там такое в
    комнате, что ты всегда возвращаешься
    умиротворенным?” Солдат молча кивнул на дверь
    своей комнаты. Император со своими поданными
    вошли и увидели его старую шинель. “Когда я
    возмущаюсь и начинаю раздражаться, то забегаю в
    свою комнату и вспоминаю, глядя на шинель, кем я
    был раньше и кем я стал теперь”. У каждого из нас
    есть право выбора, как поступать и как строить
    свою жизнь.
    9. Вывод.
    Сквернословие не является в подлинном смысле
    человеческим языком. Эти “слова” воздействуют
    не на интеллект человека, а на чувственную часть
    души, т.е. подобны сигналам, которыми пользуются
    животные. Из этого можно заключить, что не только
    употреблять в своей речи, но даже слушать
    сквернословие вредно, т.к. можно “испортить
    вкус” к нормальному человеческому слову.
    Сегодня изучение механизма физиологических
    изменений организма под действием слова
    остается пока в области гипотез, но само
    изменение для многих ученых и психологов
    очевидно. Мнение психолога Александра Карасева,
    из Государственного университета гуманитарных
    исследований: “Не могу опровергнуть или
    подтвердить вывод исследователей о том, что
    грубость приводит к мутации ДНК. На таком
    глубоком уровне вопрос нужно еще изучать. Но в
    том, что мат, обидные замечания глубоко ранят
    человека, думаю, никто не сомневается: начинает
    сильнее колотиться сердце, кровь приливает к
    лицу, настроение портится. В конце концов, обида
    приводит к стрессам, стресс – к нервным
    расстройствам, а последние – к экземам, язве
    желудка, вплоть до инфаркта и инсульта. А
    длительный стресс приводит к психическим
    расстройствам, к снижению иммунитета – тут уже
    рукой подать до изменений на генетическом уровне…”
    Подытоживая сказанное, выведем своеобразное
    кредо: я — исключение, моя речь — это мое зеркало,
    мое достоинство. С меня начинается честь и
    культура России.
    10. Литература
    1. Лекция о сквернословии. Ошибка!
    Недопустимый объект гиперссылки.
    2. Сквернословие // Centre Magik.ru/s68.asp
    3. Словарь Владимира Даля 2003 года выпуска.
    4.Учебник химии 9 класса (автор Г.Е.Рудзитис и
    Ф.Г.Фельдман)

  2. Сквернословие – позор или национальная гордость?
    Ненормативную лексику сейчас можно услышать везде: в семье, на улице, в транспорте, и даже от людей имеющих определенную власть.
    Сквернословие с заборов взошло на депутатские трибуны, засевает романы писателей и стихи поэтов. С неприкрытым сквернословием певцы исполняют песни… Но самым страшным является то, что причиной сквернословия уже не является раздражение или гнев – гнилые слова стали обыденной речью, и их употребляют для связки слов, вставляя через каждое слово.
    Откуда же сквернословие свалилось на наши головы? Говорят, что это чистая славянская традиция. Ничего подобного. На Руси до середины ХIХ века сквернословие не только не было распространено даже в деревне, но очень долго являлось уголовно наказуемым. Позднее, сквернословящего человека подвергали публичной порке. При Петре I была выпущена книга “Юности Честное Зеркало”, где писалось, что приличное поведение людей может быть признано лишь с полным воздержанием бранной ругани.
    Таким образом еще раз было доказано, что в скверном слове таится огромная разрушительная сила. И если бы человек мог видеть, какой мощный отрицательный заряд, словно ударная волна взорвавшейся бомбы, распространяется во все стороны от скверного слова, он бы никогда не произнес его.

  3. Сочинение ЕГЭ 2015 на тему о сквернословии
    Я с интересом прочитал текст С. Виноградова, в котором он размышляет над проблемой сквернословия.
    Размышляя над повальным сквернословием, которое широко распространено в обществе и является проявлением бескультурья, автор считает, что мат – это вечный спутник кризисных времен, и приводит в пример такое историческое событие, как Смута, которая случилась на Руси в семнадцатом веке. С Виноградов уверен, что «нет и не может быть каких-то универсальных рецептов излечения от сквернословия», единственный путь – « повышение культурного уровня как общества, так и отдельного человека».
    Авторскую позицию определить не сложно: мы не должны быть терпимы к мату, а обязаны наложить на него полный запрет.
    Я полностью разделяю точку зрения автора и считаю, что нецензурная брань – это разрушительное для общества явление, которое показывает низкий культурный уровень и общества, и отдельно взятого человека. У русского народа существует множество пословиц, которые показывают насколько ужасно сквернословие, ведь оно убивает душу человека, его сердце. “От гнилого сердца и гнилые слова”- лучше и не скажешь!
    Протоиерей Александр Новопашин в статье «Гнилые слова» пишет, что «печальная примета нашего времени — не только праздные, пустые, никчемные, но и гнилые «матерные» слова». Они настолько прочно вошли в наш лексикон, что сегодня «матом уже не ругаются, матом — говорят, общаются между собой». Священник, обращаясь к молодежи, дает полезные советы, как избавиться от этой пагубной привычки.
    В Интернете, на сайте «Для молодых», познакомился с интересной информацией о работе ученых, доказавших, что человек, который употребляет ненормативную лексику, раньше стареет и ухудшает свой генофонд. Меня поразил тот факт, что, оказывается, мат губительно влияет на все живое, в том числе и воду: замерзшая вода при воздействии на неё мата приобретает затхлый вкус… А ведь человеческий организм в большей части состоит из воды…
    Я благодарен автору текста за то, что он еще раз заставил меня задуматься над вопросом пагубного использования ненормативной лексики.

  4. Одной из примет постигшей нас культурной катастрофы стало сквернословие. Оно гнездится не только в группках тусующихся тинейджеров и давно уже перестало быть «лингвистической прерогативой» пьяного грузчика в овощном магазине.
    Полный текст:
    Сочинение
    В интернете, на телевидении, радио и даже в печатных изданиях и книгах все чаще можно найти следы сквернословия.
    В данном тексте С.И. Виноградов заставляет нас задуматься над вопросом: «Нужно ли считать сквернословие культурной катастрофой?».
    Анализируя проблему, автор рассуждает над тем, почему в современном обществе «матершина свободно и горделиво льется» повсеместно и отовсюду. Писатель приводит в пример различные виды сквернословия и анализирует его ипостаси, показывая тем самым, насколько глубоко устоялся этот бич общества. Писатель говорит и о том, что, в отличие от прошлых лет, в настоящем времени матом не брезгуют уже и дамы, и высокие, образованные слои общества. Поэтому главной причиной распространения сквернословия автор называет семью и воспитание, ведь из «матерноговорящей» среды априори не может выйти человек, не имеющий в своем лексиконе матерных слов.
    Автор считает, что мат – главный признак бескультурья, ведущий к культурной катастрофе. Он деструктирует общество изнутри, разлагает менталитет народа, его язык и моральный облик. Мир человека, который чистой и правильной речи предпочитает мат, примитивен и удручающ, и это не может не наводить на грусть. И, заботясь о нашем будущем, мы не должны быть терпимы к мату, а обязаны наложить на него полный запрет.
    Я полностью согласна с мнением С.И. Виноградова и тоже считаю, что мат нужно искоренить из современного общества, потому что речь человека – это отражение его сознания и интеллекта, нравственности и духовности, а сквернословие – признак примитивного сознания человека.
    В романе Д. И. Фонвизина «Недоросль» автор через реплики героев передает нам их суть и глубину их духовного мира. Так, передавая образ одной из главных героинь, госпожи Простаковой, он использует в её репликах бранные и сквернословные выражения, что характеризует её как женщину грубую и недалекую, невежественную и наглую. Позже мы узнаем, что и вся семья Простаковых общается друг с другом на таком же языке. В этой ячейке общества царит грубость и невежество, Простакова с ужасным самодурством общается со своими крепостными, что свидетельствует о полной её бездуховности. Не удивительно, что апогеем всей этого ситуации стал Митрофанушка – достойный сын своей матери, бездуховный, невежественный и грубый предатель.
    Подобным образом характеризует персонажей и А.Н. Островский в драме «Гроза». Два персонажа, Кабаниха и Дикой, используют в своей речи множество скверных, бранных слов, автор показывает их как людей невежественных, умом не наделенных и пустых. Своей речью, своим поведением, вечными попреками и бранью они донимают своих близких и не дают им нормально существовать. Кабаниха – властный, своенравный самодур, стремящийся к вечному унижению близких, а Дикой – образец безнравственного и грубого сквернослова, и оба они составляют в произведении «Темное царство», которое уверенно заполоняло и продолжает заполонять общественность.
    Таким образом, можно сделать вывод, что наличие матерных слов в лексиконе является признаком бескультурья человека, его нравственной и духовной нищеты. Сквернословие поистине бич современного общества, ведущий к культурной катастрофе.

  5. Проблема нашего общества еще в том, что у нас нет речевых авторитетов. Мы все время слышим матерный или полуматерный подтекст в речах политических деятелей верхнего уровня. Естественно, возникает вопрос: “Почему именно эти люди должны быть для меня авторитетом?!”
    Кроме того, у нас сейчас масса иностранных заимствований. А с иностранщиной очень сложные отношения у всех мировых языков: они как-то ее обрабатывают, иногда дополняют. Мы все знаем, что делают с фотошопом: что-то там надо отфотошопить, и сразу же возникает замена “ш” на “ж”. И это естественный процесс в языке. Язык немножко снижает чужое.
    Сергей Медведев: А вообще, филологи много изучают мат. Я, например, вспоминаю совершенно упоительный разбор Александром Жолковским фразы “нам татарам все равно: что любить подтаскивать, что любленных оттаскивать”. Там текст страниц на 50.
    Гасан Гусейнов: Это как раз и есть ощущение свободы, и это прекрасно! И Юрий Левин этим занимался.
    Сергей Медведев: А насколько словарь русского мата Плуцера-Сарно – серьезная филологическая работа?
    Гасан Гусейнов: Это очень серьезная работа, но у нее есть одна проблема: она выделяет из очень большого поля языка только этот сегмент и делает его главным.
    Вот второе издание словаря Даля, который сделал Бодуэн де Куртенэ в 1918 году, надо было бы переиздать: там матерный язык просто включен в фон словаря, и он там растворен.
    Сергей Медведев: В дальнейших изданиях словаря Даля этого уже нет.
    Владимир Мирзоев: Если вы сейчас набираете в интернете, скажем, синонимы к слову “убей”, то мат включен число в нормальных синонимов.
    Сергей Медведев: В сетевом тезаурусе это абсолютно не так, как в словаре Даля.
    Владимир Мирзоев: А молодежь-то не лезет к книжкам, она тут же в сети ищет то, что ей необходимо, а там все присутствует – никаких проблем. Там язык живет в своей полноте.
    Сергей Медведев: Я слышал: природа русского языка дает такое огромное разнообразие матерных слов и словообразований, что мало какой язык может приблизиться к богатству этого матерного тезауруса.

  6. С каждым годом проблема сквернословия становится все актуальнее, постепенно распространяясь в кругах подростков, детей.
    Еще не так давно нецензурные высказывания употреблялись в крайних случаях и людьми с психическими расстройствами. Сегодня мат можно услышать от ученика первого класса и даже воспитанника детского сада.
    Вред сквернословия настолько велик, что невозможно четко определить масштабы данной проблемы.
    Проблема сквернословия начинается с разрушения внутреннего мира человека. В первую очередь это проблемы психического плана, неуравновешенность. Ведь если человек при общении использует ненормативную лексику по отношению к другому, то это отсутствие самоконтроля, которое может привести к более серьезным проблемам.
    Анонс: Как стать креативным человеком
    Некоторые, особенно подростки, с помощью сквернословия пытаются самоутвердиться и показать свое превосходство. Постепенно ненормативная лексика, после потери этого способа влияния на окружающих, может перерасти в грубую физическую силу.
    Ненормативная лексика в первую очередь является результатом плохого воспитания или вообще его отсутствием. Самое ужасное заключается в том, что использование мата подобно наркотику, при длительном применении – практически невозможно отказаться от него.
    Проблема сквернословия – бич современности, причем не каждого человека в отдельности, а всех людей в целом.
    Ведь если каждый человек не задумается об этом, не поборет своего равнодушия к окружающим, то общество будет обречено на полное моральное разложение.
    Согласитесь, что далеко неприятно, когда по улице идут прилично одетые люди и выражаются на языке низших слоев общества. Не говоря уже о детях.
    Не следует игнорировать сквернословие, услышанное от детей и подростков. Таким образом вы даете понять, что это нормально.
    Некоторые психологи провели аналогии нецензурной лексики и мантрами шумерских шаманов. По их мнению сочетание матов может нарушить внутреннюю энергетику человека до такой степени, что может произойти отмирание клеток организма.
    Анонс: Как стать идеальной женщиной
    Проводимые эксперименты ученых показали, что поливаемые зерна водой, над которой произносились маты, проросли менее 50процентов общего количества. То ест использование ненормативной лексики повлияло на плодородность зерен. То же само может грозить и человечеству.
    Для борьбы с проблемой сквернословия понадобится много времени, но начинать следует уже сейчас. Постепенно искореняя мат, который делает нас необразованными, глупыми, невоспитанными, грубыми, способными на любые проявления агрессии.

  7. Так обидно, что много людей сейчас, которые матерятся. Дай им эту статью – обматерят трехэтажным матом!
    У меня ощущение такое, что эти сквернословы с каждым плохим словом деградируются. Я не раз это
    замечала.
    А вы молодцы, что написали эту статью.
    Агния_Огненная , возраст: 16 / 19.02.2013
    Благодарю, за написанную статью! Хочется ещё добавить в дисскуссию такой аспект:
    Не до конца осознавая смысл сказанного нами, мы сами распыляем свою мысль, пускаем не в то русло. Ведь очень много слов, которые засоряют язык – такая иллюзия “модности” через слова.
    А ведь представьте, если не пользоваться бранными словами, а также избегать “новововведения”, то в конце концов появиться потребность пополнять свой словарный запас. Итого, у нас человек с более насыщенным интеллектом 🙂
    Дарья , возраст: 18 / 09.09.2012
    Мистер Икс, понятно, что мат не причина а следствие, а умение контролировать как раз те самые негативные эмоции наверное все-таки нужно учиться…так как вокруг нас любимые люди. А не с любимыми, так больно надо свой душевный мир растрачивать, если можно и без мата вразумлять. Если честно, то когда стал в церковь ходить, возникло отвращение от мата, и перестал ругаться, и употреблять противно, потому что быть выше, не теряя при этом в эмоциях и быть более назависимым от источников раздражения.
    Дима , возраст: 222 / 17.12.2010
    Мат-способ выразить негативные эмоции. Невыраженные, подавляемые негативные эмоции приводят к разным заболеваниям, в том числе злокачественным опухолям. Это уже доказанные научно факт.
    Так может не так уж плох мат? Таки лучше мат чем драка или сексуальное насилие.
    п.с. матерился, матерюсь и буду. Не через слово и не со всеми, но бывает.
    Мистер Икс , возраст: 25 / 17.12.2010
    Доктор биологии, академик медико-технических наук Петр “Горяев, опытным путем установил, что хромосомы белка содержат всю информацию по строительству живого организма. Через многочисленные эксперименты он доказал, что генетический аппарат любого живого существа одинаково реагирует на внешние воздействия, вызывая изменения в генах. ”
    Этот человек доказал связь ДНК с Белками?! Никак он в этом не учавствовал. До него сделали. Вообщем вот статья о нем – http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B0%D1%80%D1%8F%D0%B5%D0%B2,_%D0%9F%D1%91%D1%82%D1%80_%D0%9F%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87
    Очень интересно узнать как с !математической точностью! господин Белявский доказал энергию слова. К сожалению не нашел ни одной его лекции или труда. Буду рад прочитать то о чем он пишет. Хотя я уже уверен что доказательства не будет.
    Дмитрий , возраст: 18 / 31.07.2010
    Почему же не взаимосвязанные понятия…когда в ругани чаще слышны например бранные, матерные слова, они и выражают негатив в ругательстве. Можно относиться к слову как к слову, но все же когда оно ассоцируется с бранью, и в жизни этому находишь подтверждения, то оно так и ассоцируется с ним, и ничего положительного на ум не приходит когда его слышишь.
    Дима , возраст: 21 / 02.10.2009
    Негатив существует, уловите Вы его или нет. И он таки повлияет на Ваш генный код. Вы таки определитесь, с чем мы боремся, с негативом или с матом, это вовсе не взаимосвязанные понятия.
    Брут , возраст: 29 / 01.10.2009
    Может и может выражаться негатив словами не матерными, но если я проходя услышу эти выражения не матерными может и негатив не УЛОВЛЮ, а если будет мат с негативом то меня передернет. А для обозначения органов вне ругани есть и более научный язык.
    Дима , возраст: 21 / 30.09.2009
    Дмитрий, Вы поймите, что негатив может выражаться и вполне приличными словами, в то же время, матерные слова, помимо обозначения вполне конкретных органов, могут иметь кучу смыслов. Многие из которых позитивны. Если Вы сталкивались с русским языком в полном объеме, Вы поймете, ибо проиллюстрировать свою реплику я не смогу, не будучи забаненным. По поводу статьи хочется процитировать еще одного ученого с мировым именем, доктора Геббельса о том, что лучшая ложь, это ложь, замешанная на правде. Передернув понятия, автор статьи подвел вполне (возможно) нормальных ученых.
    Брут , возраст: 29 / 30.09.2009
    Брут, честно говоря, не очень понятно Ваше сравнение. Какое-то мудреное , или я такой не догадливый. Если от человека исходит негатив и выражается оно в сквернословии, значит негатив который вырабатывает человек на нем и отпечатывается, на всех его уровнях, ну душевном а потом и на телесном, а значит на генетическом. Разве компьютер бесконечно прост по отношению к человеку(к людям).
    Дима , возраст: 21 / 07.09.2009
    Замечательная статья, спасибо автору! То, что написано – чистая правда!
    К сожалению крепкие слова прочно вошли в мой лексикон. И со стороны это выглядит скверно. Надо работать над собой…
    Пётр , возраст: 19 / 03.04.2009
    Версия для печати
    Смотрите также по этой теме:
    Сохраняем ли великое русское слово?
    (М. М. Дунаев, доктор филологических наук)
    Мат — следствие неуверенности в себе
    (Психолог Александр Колмановский)

  8. Одной из примет постигшей нас культурной катастрофы стало сквернословие.
    В данном тексте автор выдвигает проблему сквернословия.
    Эта проблема, конечно, имеет важное значение, она всегда актуальна, потому что сквернословие вошло в речь очень многих людей разного возраста. Можно услышать матерщину даже из уст детей, подростков. Виноградов считает, что это – одна из примет культурной катастрофы. Он говорит, что сквернословие существует в разных вариантах. Во-первых, свойственно людям с невысоким уровнем культуры, для которых мат привычен в любых ситуациях, даже в семье. Во-вторых, является эмоциональной реакцией человека. Это так называемое аффективное сквернословие. В-третьих, мат употребляется как вызов обществу, эпатаж, чтобы намеренно нарушить правила приличия. Виноградов подчёркивает, что «мат – это, увы, объективная суровая реальность», что он не только оскорбляет других людей, но и разрушает самого человека.
    Позиция автора такова: он призывает: «Давайте будем нетерпимы к сквернословию – наложим на него полный и не подлежащий обсуждению запрет». Я поддерживаю этот призыв, потому что речь – это признак нашей культуры, отношения к людям, к окружающему миру.
    В комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» речевая характеристика героев играет большую роль. Мать Митрофанушки, помещица Простакова, бранными словами осыпает не только слуг (портного Тришку, няньку Еремеевну, учителей сына), но и собственного мужа. Она груба, необразованна. Писатель подчёркивает, что её речь говорит о низком культурном и человеческом уровне. Фонвизин призывает читателя задуматься не только о проблемах, поставленных в произведении, но и своём отношении к слову, к русскому языку.
    Нельзя не вспомнить стихотворение в прозе великого русского писателя И.С. Тургенева «Русский язык». В этом произведении автор называл наш язык «великим и могучим, правдивым и свободным». Говорил, что такой язык может быть дан только великому народу, подчёркивал его неисчерпаемое богатство. Ведь нет такого предмета, явления, которое нельзя было бы выразить русским словом. Сегодня же происходит неоправданное засорение языка скверными словами. «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками», — писал Тургенев. Давайте последуем этому совету.
    Интернет стал частью нашей жизни. И даже на различных сайтах и в блогах его нашло себе место сквернословие. Это тоже говорит о культурном уровне некоторых его пользователей. Но я думаю, что далеко не всем приятно читать материалы, в которых употребляется мат. Даже среди моих друзей есть люди, которые не приемлют матерщины. Значит, не всё ещё потеряно.
    В заключение хотелось бы вернуться к призыву автора текста быть нетерпимыми к сквернословию, беречь наш богатый и красивый русский язык и дорожить им.
    Вернуться к списку: Сочинение ЕГЭ (старые версии)
    Перейти к списку: Сочинение ЕГЭ 2020

  9. Бранные слова являются неотъемлемой частью нашего языка в жизни. Вряд ли найдется человек, который хотя бы раз в своей жизни не ввернул крепкое словцо. Ругательства – это палка о двух концах. Ими можно оскорбить и рассмешить, спровоцировать конфликт и, напротив, получить психологическую разрядку. Само происхождение слова «мат», безусловно, имеет отношение к слову «мать», и возникло оно в период формирования матриархального типа семейных отношений на Руси. Поэтому горделивая фраза «… твою мать» означала, что произносивший её считал себя неподконтрольным воле хозяйки рода.
    Бранные слова довольно прочно укрепились в лексике молодежи; любые нецензурные выражения в основном употребляются из-за неграмотности и отрицательного примера, но продвинутая молодёжь считает, что для искоренения нецензурной лексики необходимо делать замечания и проводить разъяснительную работу.
    Ни для кого не секрет, что, неограниченно вводя мат в общеупотребительный культурны обиход, мы не только обедняем, засоряем и унижаем литературный язык, но и оказываем медвежью услугу самой матерщине.
    Мат, как и любое слово имеет свои функции: оскорбить, унизить, опорочить адресата речи; сигнализировать о принадлежности говорящего к «своим»; продемонстрировать собеседнику свою реакцию на систему тоталитарных запретов; показать, каким свободным, раскованным, «крутым» является говорящий; сделать речь более эмоциональной; разрядить своё психологическое напряжение и др. Ругань матом – великолепное обезболивающее.
    Немецкие учёные обнаружили, что нецензурная брань – не такое уж «зло», как считалось ранее – они снижают чувствительность и способны уменьшать боль; содержание речи непосредственно влияют на человеческий геном. Например, человек постоянно использует в своей речи бранные слова, при этом его хромосомы начинают активно менять свою структуру. В этом случае, если речь человека насыщена отрицательными по смыслу словообразованиями, в молекулах ДНК начинает вырабатываться «отрицательная программа». Постепенно эти искажения становятся столь значительными, что видоизменяют структуру ДНК, и это передаётся потомкам. Накопление таких негативных качеств может быть названо «программой самоликвидации». Учёные зафиксировали: бранное слово вызывает мутагенный эффект, аналогичный радиационному излучению.
    Что делать, спросите Вы? Единственное, что ещё может изменить положение дел, – это резкая перемена в общественном мнении и безоговорочное признание им сквернословия абсолютно недопустимым. Разумеется, в одночасье такой перемены произойти не может. Но если каждый, именно каждый из нас, до конца осознает, какой дамоклов меч висит над всеми нами, выздоровление общества может начаться. Ведь по сути дела, мат – это оружие массового поражения, причём не столько убийственное, сколько самоубийственное.

  10. Увы, уровень культуры речи сегодня так катастрофически низок, что к «ненормативной лексике», как именуется брань в лингвистике, не стыдятся прибегать ни политики в публичных выступлениях, ни журналисты, что уж говорить о «простых смертных»: многие по-матерному разговаривают, умудряясь почти не прибегать к иным словам. Все это очень печально, особенно потому, что сквернословие – это не только и не столько проблема культуры. И менее всего проблема культуры. О том, почему сквернословие – зло, чем оно опасно с духовной точки зрения, к каким силам взывает ругающийся, говорят пастыри Русской Православной Церкви, давая и советы, как воздерживаться от сквернословия, как противостоять искушению выругаться.
    Мытарство 1-е, грех языка
    Сквернословие – это порабощение бесовским силам
    Игумен Нектарий (Морозов):
    – Слово – это универсальный инструмент, который дан нам для общения с людьми, но в словесную форму мы обращаем чаще всего и свою молитву к Богу. Бывает, конечно, такая молитва, как говорит святитель Феофан Затворник, когда мы молимся не словами, а чувством, какой-то мыслью, в слово не оформившейся. Но чаще всего мы всё же обращаемся к Богу словесно. Когда человек использует данный ему дар слова настолько нерассудительно, небрежно, что позволяет себе произносить гневные слова, это и нелогично, и неестественно, ибо, как указывает апостол Иаков, не может из одного источника истекать и горькая, и сладкая вода (ср.: Иак. 3: 11–12). Не может человек одними и теми же устами и Бога прославлять, и кого-то хулить.
    Когда человек сквернословит, он оскорбляет не столько свои уста, сколько свое сердце, и потом бывает очень трудно по-настоящему к Богу обращаться.
    Протоиерей Сергий Правдолюбов:
    – Слова не нейтральны. Они взаимосвязаны с окружающим нас миром. В отличие от животных, которых называли в древности безсловесными, человек обладает высшей степенью словесности, разумности. Он может прославить языком Бога, а может кого-то обругать или проклясть. Можно произнести простые слова: «Не знаю этого Человека», – и отречься от Него. А можно сказать: «Я верен Ему даже до смерти!» – и стать мучеником.
    Употребляемые многими людьми сквернословия – это эвфемизмы, то есть не договоренные до конечного смысла слова, только намеки, полуназвания. А откровенная ругань без прикрас – страшна и ужасна!
    Один заключенный Соловецкого лагеря особого назначения рассказывал с трепетом о том, как он слышал полноценные ругательства больших мастеров такой ругани среди заключенных в 1936 году. Он говорил, что человек, который так виртуозно ругался, не учился ни в семинарии, ни в духовном училище, но ругался с такими тонкостями и почти невозможным для простого человека знанием догматики и богословия, что становилось видно, что это трансляция мыслей и слов тех страшных сил, которые борются с Богом всегда. Повторение таких слов есть присоединение к той силе, которая именно так воспринимает Бога. Облегченные смыслы и эвфемизмы не устраняют самой сути и силы этих слов. Вот почему надо твердо и ответственно беречься от употребления таких слов и избегать сначала подчинения, а потом порабощения этим бесовским силам.
    Протоиерей Максим Козлов:
    Сквернословя, мы погрешаем против одной из черт подобия Божиего в нас – способности слова
    – Грех сквернословия, на мой взгляд, страшен тем, что мы погрешаем против одной из черт подобия Божиего в нас. Этой чертой является, по преподобному Иоанну Дамаскину, способность слова. Соответственно, враг рода человеческого более всего желает исказить в человеке то, через что человек становится Богу подобным. Исказить любовь, исказить чистоту, простоту души. Стремится он исказить и употребление дара слова, отличающего нас от всего иного видимого творения. И борьба против сквернословия – это не борьба против вредной привычки. Это борьба за то, чтобы оставаться христианином.
    Как не поддаться искушению сказать гнилое слово
    Протоиерей Олег Стеняев:
    – В Священном Писании говорится о том, что надо опасаться праздных слов, надо опасаться гнилых слов. Так, в Послании к Ефесянам апостол Павел пишет: «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим. И не оскорбляйте Святаго Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления» (Еф. 4: 29–30).
    Совет людям гневливым: если раздражение подходит, то старайтесь говорить как можно медленнее
    Человек должен очень аккуратно относиться к своим словам, поэтому я обычно даю такой совет людям гневливым: если раздражение подходит, то старайтесь говорить как можно медленнее. Как в Послании апостола Иакова сказано: кто может обуздать язык, обуздает и все тело (ср.: Иак. 3: 2). Когда человек переходит на медленную речь, ему легче ее контролировать. Он сможет избегать праздных и гнилых слов, клеветнических высказываний.
    Мы должны контролировать нашу речь, насколько это возможно. Даже когда мы что-то выговариваем людям, мы должны четко понимать, для чего мы это делаем. Хотим ли мы помочь человеку? Или мы хотим опозорить его или даже погубить? Нам заповедали, что со словами обличения нельзя подходить ни к какому грешнику, если у нас нет слов исправления для этого человека. Вот об этом всегда надо помнить.
    Протоиерей Александр Кузин:
    – Сквернословие – следствие обуревания сердца нечистыми страстями, «ибо от избытка сердца говорят уста» (Мф. 12: 34). Бывает, что в общем-то чистый человек попадает в среду, где господствует сквернословие, – в армию, на стройку и т.п. Требуется употреблять усилие, чтобы не поддаться искушению. Поддался – кайся. Не поддаешься – несешь свой крест исповедания Христа – и помоги тебе, Господи.
    Протоиерей Павел Гумеров:
    – Сквернословие – это большой грех. И не только сквернословие, но и любое грубое, бранное слово. Апостол Павел говорит: «Никакое слово гнилое да не исходит из уст ваших» (Еф. 4: 29). Совершенно недопустимо засорять свою речь матерной бранью – не только для христианина, но и для человека, у которого просто есть совесть.
    Но это не только тяжелый грех, но еще и преступление. Административный Кодекс Российской Федерации нецензурную брань в общественных местах рассматривает как правонарушение – «мелкое хулиганство», которое карается штрафом или административным арестом до 15 суток. Статья эта очень редко применяется, но если найдутся свидетели или попадется дотошный полицейский, то человека могут оштрафовать или отправить на 15 суток. А если нецензурная брань будет высказана в адрес конкретного лица, то это уже оскорбление – преступление не административное, но уголовное. Статья 130 Уголовного Кодекса предусматривает наказание за оскорбление с употреблением нецензурной брани. Как видим, все очень серьезно.
    Нельзя легкомысленно относиться к брани. Это всегда оскорбление чувств другого человека, а ведь если кто-то хочет другого человека оскорбить, то оскорбляет что-то для него святое. А самое святое для человека – это его мать или его вера. Оскорбление веры карается у нас теперь по закону. Но и оскорблением матери ты наносишь человеку очень серьезную обиду.
    Употребляя матерную брань, мы участвуем в языческом призывании темных сил
    Почему сквернословие для христианина – серьезный грех? Потому что, как, например, пишет епископ Варнава (Беляев), корни сквернословия – в языческом фаллическом культе. Этот культ поклонения всяким мерзостям присутствовал у многих языческих народов. Так что если человек эти слова произносит, даже не желая кого-то обидеть, просто для связки слов, он мало того что оскорбляет мать того человека, к которому обращается – и не только его мать, но, как говорили еще наши предки, он оскорбляет Матерь Божию и нашу землю – три сразу оскорбления. Так вот, он еще волей-неволей читает языческие заклинания фаллического культа. Этот культ связан с языческим поклонением силам плодородия и сопровождался всякими непотребствами. Он был или есть у всех языческих народов, в славянском язычестве в том числе. Он и сейчас практикуется различными родноверами, когда они около фаллического столба пляшут. Так что употребляя матерную брань, мы участвуем в языческом призывании нечистой силы.
    Сквернословя, ты, как христианин, отрекаешься от веры и служишь всяким нечистым инфернальным сущностям. Так что это очень страшное дело.
    В течение дня фиксировать, сколько раз ругнулся, а вечером класть за каждое гнилое слово 10 поклонов
    Избавиться от привычки к брани сложно. Это страсть, устойчивая греховная зависимость. Один военный дал такой очень хороший совет – а среди военных, к величайшему сожалению, эта страсть распространена. Так вот, он говорил так: «Я в течение дня старался фиксировать, сколько раз ругнулся матом, а потом, придя вечером в казарму, клал за каждый мат 10 поклонов. И когда сделаешь 100 поклонов, мне уже в следующий раз ругаться не хочется». Вот так человек сам себя исправлял. Мне кажется, очень эффективно, когда ты сам фиксируешь свой грех и потом хочешь сам себя наказать за него. Конечно, фиксировать сложно; может быть, стоит какой-то блокнот завести, чтобы в нем отмечать, сколько раз ты не удержался. Но совет мне кажется хорошим.
    Невозможно сквернословить и молиться!
    Протоиерей Алексий Уминский:
    – Грех сквернословия имеет двойную злую особенность. Прежде всего, это грязное осквернение себя самого. Потому что слово велико само по себе. Потому что мы знаем, что слово есть Бог. Бог есть Слово. И «словом Господним небеса утвердишася, и духом уст Его вся сила их» (Пс. 32: 6). Потому что даже само слово «человек» – русское слово, неправильно иногда трактуемое как составное от «чело» и «век», – значит «словесный». Человек – это значит: «словесный». И славяне – от слова «словесный». Слово – это то, что делает человека человеком, то, что отличает человека от животного. То, что делает человека образом и подобием Божиим. И когда человек это слово начинает унижать, уничтожать, опустошать, то человек самого себя опустошает.
    Второе: слово имеет силу. Об этой силе слова прекрасно написал наш великий русский поэт Николай Гумилев:
    В оный день, когда над миром новым
    Бог склонял лицо Свое, тогда
    Солнце останавливали словом,
    Словом разрушали города.
    И орел не взмахивал крылами,
    Звезды жались в ужасе к луне,
    Если, точно розовое пламя,
    Слово проплывало в вышине…
    Сквернословие – это разрушение мира. Бог созидает – а человек разрушает
    Слово может созидать, и слово может разрушать. Слово Божие – созидательно. И слово человеческое может быть созидательно. Слово святых созидательно. Слова добра и любви очень созидательны. А вот мат и сквернословие – разрушительны. Они несут в себе призрак страшнейшего разрушения мира. Бог созидает, а человек разрушает; Бог строит, а человек уничтожает. И потому сквернословие имеет эти два смысла. А может быть, даже и больше смыслов. Но мне кажется, эти два, о которых я сказал, наиболее опасны.
    Священник Александр Шумский:
    – Лучше апостола Иакова об этом никто не сказал: «Так и язык – небольшой член, но много делает. Посмотри, небольшой огонь как много вещества зажигает! И язык – огонь, прикраса неправды; язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны» (Иак. 3: 5–6).
    Действительно, лучше не скажешь. Черное слово произнес – и все оскверняется: и тело, и душа. И люди, которые это слышат, тоже оскверняются. Сам не ругаешься матом, например, но находишься среди тех, кто сквернословит, – и через какое-то время чувствуешь себя так, будто тебя дерьмом облили из пульверизатора, – хочется пойти в душ помыться. Потому что, хочешь, не хочешь, но ты все равно эти слова в себя вбираешь, хоть и не произносишь их.
    По слову апостола, язык, воспаляясь от геенны, воспаляет и круг жизни. Это воспаление, это гной – духовный гной, который накапливается в ране, потом прорывается. Страшная вещь.
    Сквернословие – это антимолитва, это жертва сатане по сути дела. Раз я одному сквернослову сказал: «Вот ты можешь часами ругаться матом, не испытываешь никакой трудности, чтобы эти слова произносить. А попробуй хотя бы одну минуту говорить: “Господи, помилуй!” Два слова – всего одну минуту!» И он не смог. Он разозлился и еще меня матом обругал после этого. Вот такой печальный эксперимент. Попроси человека пару минут вместо сквернословия помолиться – хотя бы на спор. Ведь не произнесет даже короткую Иисусову молитву. Будет еще злиться и драться полезет.
    Невозможно материться и молиться!
    Диакон Владимир Василик:
    – Сквернословие страшно тем, что человек погружается в мир бесовской одержимости. Произнося скверные и хульные слова, он становится бесовским сосудом и бесовским рупором. Один философ сказал, что мы становимся тем, что мы едим, и мы становимся тем, что мы произносим. Поэтому страшны и сквернословие, и злословие. Потому что человек, говоря гадкие вещи, сам становится подобен им – проще говоря, сам становится гадом.
    Я понимаю, почему люди сквернословят. Они сквернословят для того, чтобы не драться, для того, чтобы не набивать друг другу физиономии, но это плохой выход. Это называется черная исповедь, это вывод пара, вывод эмоций, которые на самом деле никуда не уходят, а оседают еще глубже в человеке и его отравляют. В конечном счете могут при определенных условиях спровоцировать его и на преступление.
    Единственное средство, чтобы не гневаться и не сквернословить, – это исповедь и молитва. Тем более что Дух Божий и Дух Святой не совместимы со сквернословием, как несовместима с дымом пчела.
    И еще один момент: произнося матерные слова, мы унижаем и оскорбляем свою мать; и во-вторых, оскорбляем Матерь Божию. А известно, что Господь наказывает за это. Как шли русские воины на поле Куликово? С молитвой, с духовным песнопением. И в день Рождества Пресвятой Богородицы, Божией Матери, Бог даровал им победу. Почему мы сплошь и рядом проигрывали в сражениях в XIX и XX веках? Потому что шли с матюгами. Вот и получаем по полной программе за это. За неумение хранить свои уста.
    Для современного человека, как никогда, важен личный аскетизм, умение воздерживаться. Как никогда, при нынешнем продовольственном изобилии важны посты. И поэтому, слава Богу, проект решения Всеправославного Собора по посту, совсем недавно обнародованный, никак не посягает на его основу. Если при прежнем рискованном земледелии, при том голоде, который периодически начинался, люди находили в себе силы поститься, то нам стыдно не поститься. Понятно, почему люди сквернословят. От обжорства и пьянства. От пьянства, конечно, больше. «Отчего согрешила сестра твоя, Содома, если не оттого, что ела хлеб свой досыта и пресыщения?» – спрашивает Иезекииль.
    Вот явные причины сквернословия: распущенность, обжорство, пьянство, ущемленная гордыня, большое количество отрицательных эмоций, с которыми дисциплинированный и нравственный человек с Божией помощью сможет и должен разобраться.

  11. Мы гордимся своей Родиной – Россией, огромной, могущественной, богатой, в которой много достопримечательностей, с патриотическим отважным народом, победившим французов в Отечественной войне, а также фашизм во Второй мировой войне. Ценой собственной жизни отстояли они победу. А теперь в День Победы мы ежегодно смотрим парад на Красной Площади. Перед нами проходят курсанты разных родов войск, отличная боевая техника. С восторгом и восхищением смотрим мы на чеканящих шаг молодых парней, выбравших для себя военную профессию – защитников Отечества. Хочется думать, они никогда не будут сквернословить.
    Герои войны отдали свои жизни, чтобы нам, грядущим поколениям, жилось счастливо в мире, чтобы молодежь училась, работала, создавала семьи, в которых появлялись дети, – смена поколений, чтобы продолжалась жизнь. Спасибо им за это!
    Но в наше мирное счастливое время не все молодые люди живут правильно, соблюдают законы. Многие сквернословят, считают за доблесть, гордятся этим, что они своими бранными словами, кулаками, а иногда и используя холодное и огнестрельное оружие могут напугать других людей и даже убить. За это они получают заслуженное наказание.
    Горько и отвратительно слышать, когда молодые люди горлопанят в общественных местах, используют нецензурную брань, ведут себя неприлично, не обращая внимания на то, кто их может слышать: убеленный сединой ветеран войны или молодые девушки, дети.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *