Сочинение на тему о чем заставляет задуматься одно из произведений пушкина

8 вариантов

  1. Повесть «Дубровский» (1832) – одно из лучших произведений А.С. Пушкина. Герои этого произведения – Владимир Дубровский, Маша Троекурова, Кирилла Петрович Троекуров – сильные и незаурядные личности. Но разница между ними в том, что Дубровский и Маша – натуры благородные и чистые. Троекуров же – самодур, в котором до предела развито чувство превосходства и вседозволенности.
    Я думаю, повесть «Дубровский», прежде всего, заставляет нас задуматься о проблеме человеческого достоинства. Все герои произведения сталкиваются с вопросом защиты человеческой чести. Прежде всего, это касается семьи Дубровских. Ее Троекуров не только лишил родового поместья, но и покусился на дворянскую честь, достоинство своих соседей.
    Мы видим, что Андрей Гаврилович Дубровский не выдержал такого унижения и умер, немного не дожив до полной потери Кистеневки. Поэтому отстаивать человеческую и фамильную честь пришлось Дубровскому-младшему. Не найдя защиты закона, который был куплен Троекуровым, Владимиру пришлось стать «благородным разбойником». Вместе с преданными крепостными он ушел в леса «вершить свой суд».
    Но чистая и искренняя натура этого героя не позволила ему стать настоящим головорезом – жестоким и беспощадным. Во всей округе стало известно, что главарь разбойничьей банды справедлив и часто бывает милосерден. Кроме того, он не трогает владения самого богатого помещика в округе – Троекурова.
    Как оказалось, Дубровский полюбил дочь Кириллы Петровича, Машу, и простил ради нее своего кровного врага. Маша тоже полюбила Владимира. Но эти герои не смогли быть вместе – Кирила Петрович насильно выдал свою дочь замуж за старого графа Верейского. Дубровский же не успел спасти свою возлюбленную от брака с нелюбимым человеком.
    Таким финалом, как мне кажется, Пушкин заставляет нас задуматься о том, что человек в России беззащитен перед злом и несправедливостью. Его не может защитить ни закон, ни общество. Он может рассчитывать лишь на свои собственные силы.
    Однако всегда, в любой ситуации, нужно помнить о своей чести, о законах нравственности, которые превыше всего. Только следуя им, можно выйти победителем из самого страшного испытания. Именно этому и учит нас повесть Пушкина «Дубровский».

  2. Раздумья автора и читателя можно выразить вопросом Татьяны: «Кто ты, мой ангел ли хранитель, или коварный искуситель: мои сомненья разреши». В начале романа Онегин предстает как человек, типичный для светской петербургской молодежи. В его облике раскрываются характерные черты столичной дворянской среды.
    Это – «молодой повеса», франт, «как денди лондонский одет», жизнь которого проходит лишь в светских развлечениях и лишена глубокого человеческого содержания. Отчасти это объяснялось воспитанием, оторванным от народной почвы, его окружали иностранные гувернеры и гувернантки, научившие в совершенстве владеть французским, танцевать, непринужденно держаться в обществе.
    Для света этого было достаточно: «Свет решил, что он умен и очень мил». Автор подчеркивает в Онегине его «резкий, охлажденный ум», показывая скептика, «философа в осьмнадцать лет»: он увлекается экономическими учениями, в спорах он ироничен, язвителен. Это делает похожим его на Чацкого. С самого начала характеристики Онегина намечается возможность духовной эволюции. Тот образ жизни, который он ведет, несмотря на внешнюю наполненность (бесконечные посещения театров, балов, пирушек), не приносит Онегину удовлетворения, герой не видит цели и смысла жизни. Им владеет «русская хандра»: он разочарован в действительности и, «несмотря на молодость», пресыщен чувствами.
    И все-таки в Онегине, «герое своего времени», много пушкинского, автобиографического. В самом характере Онегина, в его «хандре» было много такого, что пережил и сам Пушкин. Автор пишет о своем герое и о себе: Условий света свергнув бремя, Как он, отстав от суеты, С ним подружился я в то время.
    Мне нравились его черты, Мечтам невольная преданность, Неподражательная странность И резкий, охлажденный ум. Я был озлоблен, он угрюм; Томила жизнь обоих нас; В обоих сердца жар угас; Обоих ожидала злоба Слепой фортуны и людей На самом утре наших дней (V, 26). Итак, оба разочарованы в светской суете, оба изведали игру страстей, оба недовольны, озлоблены, холодны. Автор показывает, что «русская хандра» – не мода, а национальная особенность, порожденная русской жизнью, ударами судьбы, которые испытывали лучшие люди. Постепенно все сильнее ощущается разрыв между Онегиным и петербургским светом; и Онегин уезжает в деревню, где пытается заняться какой-нибудь полезной общественной деятельностью.
    Он облегчает участь крестьян, заменив тяжкую барщину легким оброком:

  3. 04/15/2014
    Урок развития речи по литературе.
    Подготовка к сочинению «О чём заставляет задуматься одно из прочитанных произведений А.С.Пушкина».
    Цели: вспомнить и проанализировать повесть А.С.Пушкина «Станционный смотритель»;
    подготовиться к сочинению по заданной теме;
    составить план сочинения;
    учиться отбирать материал к сочинению, выделять главное; вырабатывать навык составления плана;
    развивать связную речь, мышление.
    ХОД УРОКА
    Оргмомент.
    Постановка темы и целей урока.
    Беседа о прочитанном произведении.
    Какое из прочитанных произведений А.С.Пушкина вам запомнилось больше всего?
    Что в этом произведении вам понравилось?
    О чём это произведение? Кто главный герой?
    О чём заставляет задуматься это произведение?
    Какие чувства у вас вызывает это произведение?
    О чём же заставляют нас задуматься произведение Пушкина «Станционный смотритель»? Чтобы ответить на этот вопрос, составим план, попутно комментируя каждый пункт.
    Анализ повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель» и составление плана к сочинению.
    Автор о станционном смотрителе.
    Что вы узнали о жизни станционного смотрителя из слов автора?
    Главный герой повести.
    Найдите в тексте описание главного героя и выразительно прочитайте.
    На что вы обратили особое внимание? Почему?
    Интерьер обители станционного смотрителя.
    Что вам запомнилось из интерьера обители станционного смотрителя?
    Найдите в тексте описание его жилища, прочитайте.
    История жизни Дуни.
    Почему историю жизни Дуни Самсон Вырин рассказывает с такой грустью?
    Чем напоминает судьба Дуни историю блудного сына из библейской притчи?
    Смерть смотрителя.
    К кому из героев автор относится с особым сочувствием и почему?
    Тема «маленького человека» в произведении Пушкина.
    Какие чувства у вас вызвала эта повесть?
    Подведение итогов урока.
    Итак, мы составили план сочинения. У вас должно получиться сочинение-отзыв, поэтому помните, что главное – высказать свои мысли и чувства по данной теме.
    Домашнее задание.
    Написать сочинение по теме «О чём заставляет задуматься одно из прочитанных произведений А.С.Пушкина».

  4. Повесть «Дубровский» (1832) – одно из лучших произведений А.С. Пушкина. Герои этого произведения – Владимир Дубровский, Маша Троекурова, Кирилла Петрович Троекуров – сильные и незаурядные личности. Но разница между ними в том, что Дубровский и Маша – натуры благородные и чистые. Троекуров же – самодур, в котором до предела развито чувство превосходства и вседозволенности.
    Я думаю, повесть «Дубровский», прежде всего, заставляет нас задуматься о проблеме человеческого достоинства. Все герои произведения сталкиваются с вопросом защиты человеческой чести. Прежде всего, это касается семьи Дубровских. Ее Троекуров не только лишил родового поместья, но и покусился на дворянскую честь, достоинство своих соседей.
    Мы видим, что Андрей Гаврилович Дубровский не выдержал такого унижения и умер, немного не дожив до полной потери Кистеневки. Поэтому отстаивать человеческую и фамильную честь пришлось Дубровскому-младшему. Не найдя защиты закона, который был куплен Троекуровым, Владимиру пришлось стать «благородным разбойником». Вместе с преданными крепостными он ушел в леса «вершить свой суд».
    Но чистая и искренняя натура этого героя не позволила ему стать настоящим головорезом – жестоким и беспощадным. Во всей округе стало известно, что главарь разбойничьей банды справедлив и часто бывает милосерден. Кроме того, он не трогает владения самого богатого помещика в округе – Троекурова.
    Как оказалось, Дубровский полюбил дочь Кириллы Петровича, Машу, и простил ради нее своего кровного врага. Маша тоже полюбила Владимира. Но эти герои не смогли быть вместе – Кирила Петрович насильно выдал свою дочь замуж за старого графа Верейского. Дубровский же не успел спасти свою возлюбленную от брака с нелюбимым человеком.
    Таким финалом, как мне кажется, Пушкин заставляет нас задуматься о том, что человек в России беззащитен перед злом и несправедливостью. Его не может защитить ни закон, ни общество. Он может рассчитывать лишь на свои собственные силы.
    Однако всегда, в любой ситуации, нужно помнить о своей чести, о законах нравственности, которые превыше всего. Только следуя им, можно выйти победителем из самого страшного испытания. Именно этому и учит нас повесть Пушкина «Дубровский».

  5. А.С.Пушкин приступил к работе над “Капитанской дочкой” в 1833 году и закончил ее в 1836 году. В последние годы жизни тема крестьянского восстания была одной из центральных в его творчестве. В 30-е годы в России возросло количество крестьянских бунтов и возмущений, направленных прежде всего против крепостничества. Еще в 1824 году Пушкин задумывается о роли народа в истории. В драме “Борис Годунов” поэт поднимает важную проблему народа и власти. Затем снова затрагивает эту тему в незаконченной повести “История села Горюхина” и продолжает ее в “Дубровском”.
    Начиная работу над “Капитанской дочкой”, писатель акцентирует внимание на “мнении народном”, как активном и даже решающем факторе истории. По мысли Пушкина изменение политической структуры общества невозможно без сближения дворян и крестьянской массы. Вероятно, именно над этой идеей и размышлял Пушкин в своей повести “Капитанская дочка”, в которой не только отражается восстание 1773—1775 годов, но и затрагиваются такие важные темы, как проблемы долга, чести и человеческого достоинства.
    В произведении повествование ведется от лица очевидца, непосредственно наблюдавшего за событиями тех времен. Но Петруша Гринев не является безликим средством передачи фактов и событий, он человек, имеющий свою оценку, свое личное восприятие и понимание происходящего. Поэтому, наблюдая за событиями через восприятие Гринева, героя довольно типического, мы имеем возможность не только представить историческое положение России в 70-х годах XVIII века, но и узнаем о жизни дворянства того времени, об их идеях, взглядах и идеалах. Показывая образы главных героев, не очень объемные, но содержательные и яркие, Пушкин достаточно отражает нравы русского общества в эпоху Екатерины II. Например, рисуя родителей Гринева, он рассказывает нам о жизни среднего слоя дворян, читающих “ежегодно получаемый” “Придворный календарь”, уважающих службу и ценящих преданность отечеству. Добрый Савельич, терпящий господские несправедливости, но все же любящий “барское дитяте” всем сердцем, тоже является типическим образом. Многие крестьяне перешли на сторону Пугачева и стали бороться против крепостничества и своих господ. Но ведь было и много таких, как Савельич, которые, привыкнув, уже никак не могли представить себя независимо от своих хозяев.
    Образы Швабрина, обычного русского офицера, ведущего распутную жизнь и не имеющего никаких серьезных мыслей в голове, Миронова и его жены, живущих мирно и просто, их кума Ивана Игнатьевича, добродушного старичка, любящего свою службу, наконец, самого Пугачева, с его “господами генералами” — все эти образы дают нам почти полное представление о жизни провинциального дворянства того времени, о его конфликтах с крестьянами, уставшими терпеть угнетение и несправедливость. Белинский называл эти образы “чудом совершенства по верности, истине содержания мастерству изложения”.
    Эту повесть можно назвать историческим сочинением не только потому, что в ней хорошо отражена жизнь крестьян и дворянства екатерининской эпохи. Достаточно ясно в ней переданы и конкретные исторические факты, в частности — восстание Пугачева. Пушкин заставляет своего повествователя упоминать даже те события, свидетелем которых не был ни он сам, ни его окружающие (например, известие о взятии Пугачевым других крепостей. Из рассказа посыльного и из письма генерала).
    Из вышеизложенного можно сделать вывод, что главной темой в повести для автора было именно крестьянское восстание, а не любовная история капитанской дочки с окружным офицером Белгородской крепости. Пытаясь найти пути сближения дворянства с крестьянами и показывая, как воспринимает все окружающее Гринев, Пушкин поясняет: что дворяне еще не способны понять низшее сословие. В некоторых местах повести Гринев не понимает даже разговоров своих спутников; он не может объяснить странную, непонятную тягу свою к Пугачеву. Дворянский офицер лишь слепо повинуется долгу и присяге, ради этого идя против своего сердца.
    Пушкин, конечно, не согласен с таким пониманием долга и чести, но он не берется спорить со своим главным героем, давая нам возможность увидеть, на каких идеалах стояло общество того времени. Это еще раз показывает, что повесть носит исторический характер.
    Подчеркивают историчность произведения и точные даты, указанные автором в тексте, и правильная последовательность событий, и конкретные факты о взятии к
    репостей, об осаде Оренбурга.
    Читая повесть А.С.Пушкина “Капитанская дочка”, мы одновременно следим за сюжетом обыкновенной повести и наблюдаем за событиями исторического повествования. Это произведение является интересным и содержательным и, по мнению В.Г.Белинского, одним из самых лучших произведений русской литературы.

  6. 6
    Текст добавил: (= ВЕСЕЛЫЙ ПОМИДОР =)

    Сочинение на тему “О чём заставляет задуматься одно из прочитанных произведений А.С Пушкина?”

    Ответы:

    Барышня крестьянка”Повесть озорная и весёлая, как и главная героиня -Лиза, благовоситанная и образованная, живущая по законам помещичьего уклада жизни. Но как балованное дитя она старается обойти законы своего круга. Начитавшись романов, она жаждет приключений. Девушка представить себе не может, что жизнь сама вскоре сведёт её с Алексеем Берестовым, которого так жаждет видеть героиня. Простое любопытство, начавшееся как весёлая интрига с переодеванием в крестьянку (разыгрывает) перерастает в глубокое и сильное чувство. Молодые люди любят друг друга, но каждый видит перед собой непреодолимую преграду: Лиза робеет сознаться в содеянной шалости, а Алексей видит невозможность брака с крестьянкой. Жизнь сама всё решает за героев, им ничего не остаётся, как просить благословения родителей. Нельзя играть чувствами, это может привести к непоправимым последствиям, испортить отношения. Искренность должна быть, нельзя обманывать друг друга. Произведение открывает новый мир, способный обогатить возвышенным чувствами .Оно является неиссякаемым кладезем, из которого можно черпать бесконечно.

  7. Литература. 6 класс: поурочные планы по учебнику В. П. Полухиной / авт.-сост. С. Б. Шадрина. — Волгоград: Учитель, 2006. — 282 с.
    СОДЕРЖАНИЕ
    Введение …………………………………………………………………………………………………..4
    Урок 1. Книги, прочитанные летом (внеклассное чтение) …………………………………………….4
    Мифы народов мира
    Урок 2. Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла………………………………………………………6
    Урок 3. Подвиги Геракла ………………………………………………………………………………….7
    Урок 4. «Легенда об Арионе». Геродот …………………………………………………………………7
    Уроки 5-7. Из древнего эпоса. Гомер. «Одиссей у циклопов» (отрывки из поэмы «Одиссея»)……..8
    Урок 8. Мифы древних славян. Народный миф о солнце……………………………………………..10
    Устное народное творчество
    Урок 9. Обрядовый фольклор …………………………………………………………………………..12
    Урок 10. Обрядовый фольклор. Весенние, летние и осенние песни …………………………………13
    Урок 11. Пословицы и поговорки ………………………………………………………………………15
    Урок 12. Загадки (внеклассное чтение) ………………….…………………………………………….16
    Знакомство с Библией
    Урок 13. Вавилонская башня. Рождество Иисуса Христа ……………………………………………19
    Урок 14. Икона Владимирской Богоматери. История появления, значение.
    М. Волошин. «Владимирская Богоматерь»………………………………………………..21
    Урок 15. Новый Завет. «Притча о блудном сыне», «Притча о добром самарянине»………………25
    Древнерусская литература
    Урок 16. «Повесть временных лет» ……………………..………………………………………………26
    Урок 17. «Сказание о белгородском киселе» ………………………………..…………………………29
    Урок 18. За страницами учебника (внеклассное чтение по «Повести временных лет») ……………29
    Произведения русских писателей ХIX века
    Урок 19. А. С. Пушкин. Страницы жизни. Стихотворение «И. И. Пущину» ……………………….33
    Урок 20. Стихотворение А. С. Пушкина «Узник». Вольнолюбивый характер стихотворения ……36
    Урок 21. Пушкин — певец русской природы. «Зимнее утро» ……………………………………….37
    Урок 22. А. С. Пушкин. Роман «Дубровский» …………………………………………………………39
    Урок 23. А. С. Пушкин. Роман «Дубровский» (продолжение)…………………………………………………….40
    Урок 24. Внеклассное чтение. Повесть А. С. Пушкина «Метель».
    Мастерство сюжета. Особенности построения повести …………………………………41
    Урок 24а. Внеклассное чтение. А. С. Пушкин. «Станционный смотритель»,
    «Барышня-крестьянка». «Выстрел»
    (изображение «маленького человека», его положения в обществе)……………………..43
    Урок 25. Сочинение на тему «О чем заставляет задуматься
    одно из прочитанных произведений А. С. Пушкина?»……………………………………45
    Урок 26. М. Ю. Лермонтов. «Парус». Жажда борьбы и свободы —
    основной мотив стихотворения ……………………………………………………………46
    Урок 27. М. Ю. Лермонтов. «Тучи». Раздумья поэта-изгнанника о своей судьбе ………………….49
    Урок 28. Тема красоты, гармонии человека с миром в произведениях М. Ю. Лермонтова ……….50
    Урок 29. Н. В. Гоголь. «Ночь перед Рождеством»…………………………………………………….52
    Урок 30. Работа над повестью «Ночь перед Рождеством» (усвоение содержания)…………………55
    Урок 31. Усвоение содержания повести «Ночь перед Рождеством» (продолжение) ………………57
    Урок 32. Усвоение содержания повести «Ночь перед Рождеством» (завершение)…………………58
    Урок 33. За страницами учебника (внеклассное чтение
    по повестям из «Вечеров на хуторе близ Диканьки») ……………………………………59
    Урок 34. Н. А. Некрасов — поэт и гражданин. «Железная дорога» …………………………………61
    Урок 35. «Железная дорога». Гнетущие картины подневольного труда.
    Мысль Некрасова о величии народа ………………………………………………………63
    Урок 36. Н. А. Некрасов. Стихотворения «Дедушка», «Школьник» …………………………………………..65
    Урок 37. Н. С. Лесков — выдающийся русский писатель, знаток
    и ценитель народной жизни и народного слова. Сказ «Левша» …………………………68
    Урок 38. Анализ «Сказа…» ………………………………………………………………………………71
    Урок 39. «Портрет» левши. Продолжение работы над «Сказом…»……………………………………………..73
    Урок 40. Изложение на тему «Левша в гостях у англичан» ………………………………………….74
    Урок 41. Завершение работы над «Сказом…». Н. С. Лесков.
    «Человек на часах» (внеклассное чтение) …………………………………………………74
    Урок 41а. Святочный рассказ Н. С. Лескова
    «Христос в гостях у мужика» (внеклассное чтение)………………………………………76
    Урок 42. Встреча с А. П. Чеховым — писателем и человеком.
    Рассказ «Лошадиная фамилия» ……………………………………………………………79
    Урок 43. Продолжение знакомства с А. П. Чеховым. Рассказы
    «Пересолил», «Толстый и тонкий» и др. (по выбору учащихся) ……………………….81
    Урок 44. А. П. Чехов. «Смерть чиновника» (внеклассное чтение)…………………………………..83
    Уроки 45-46. Родная природа в стихотворениях русских поэтов ………………………………….. 84
    Произведения русских писателей ХХ века
    Урок 47. Л. Н. Андреев. «Петька на даче» (внеклассное чтение) ……………………………………90
    Урок 48. А. П. Платонов. Страницы жизни и творчества. «Корова»……………… …………………93
    Урок 49. А. П. Платонов. «В прекрасном и яростном мире» …………………………………………..95
    Урок 50. М. М. Зощенко. Автор и его герой. Рассказы «Галоша», «Встреча»………………………98
    Урок 51. Автор и герой в рассказах Зощенко. Своеобразие языка и жанра. Рассказ «Встреча»…100
    Урок 52. М. Зощенко. Рассказы «Находка», «Слабая тара» (внеклассное чтение)…………………101
    Урок 53. М. М. Пришвин. Сказка-быль «Кладовая солнца» ………………………………………..106
    Урок 54. Усвоение содержания сказки-были «Кладовая солнца» ………………………………….108
    Урок 55. «Что есть правда, какая она, где живет и как ее найти?» (урок-размышление
    о трудном пути человека к правде жизни) ………………………………………………111
    Урок 56. «Быть счастливым — делать добро» (по сказке-были
    М. М. Пришвина «Кладовая солнца») ……………………………………………………112
    Уроки 57-58. «Берегите природу» (внеклассное чтение по произведениям
    К. Паустовского и М. Пришвина) …………………………………………………………114
    Урок 59. Ю. М. Нагибин. «Мой первый друг, мой друг бесценный»……………………………….118
    Урок 60. Ю. М. Нагибин. «Непобедимый Арсенов»…………………………………………………119
    Уроки 61—62. Великая Отечественная война в стихотворениях русских поэтов …………………126
    Урок 63. В. П. Астафьев. «Конь с розовой гривой» …………………………………………………129
    Урок 64. «Весело и интересно проведенный день» (нравствен-
    ные проблемы рассказа Астафьева «Конь с розовой гривой») …………………………131
    Урок 65. Завершение работы над рассказом «Конь с розовой
    гривой» (Почему бабушка купила «пряник конем»?) …………………………………..132
    Урок 66. В. П. Астафьев. «Белогрудка» (внеклассное чтение)………………………………………134
    Урок 67. В. Г. Распутин. «Уроки французского» …………………………………………………….137
    Урок 68. Стойкость героя, жажда знаний, чувство собственного
    достоинства (по рассказу В. Распутина «Уроки французского») ………………………139
    Урок 69. Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни
    мальчика. Смысл названия рассказа ……………………………………………………..140
    Урок 70. А. А. Лиханов. «Последние холода» (внеклассное чтение) ………………………………141
    Урок 71. Урок развития речи. Рассказ о литературном герое
    (по произведениям В. П. Астафьева, В. Г. Распутина и А. А. Лиханова) ……………..144
    Урок 72. Урок развития речи. Анализ написанных рассказов ………………………………………144
    Урок 73. Фазиль Искандер. «Тринадцатый подвиг Геракла» …………………………………………………….144
    Урок 74. Ф. Искандер. Сборник рассказов «Первое дело» (внеклассное чтение) …………………147
    ^ Родная природа в стихотворениях поэтов ХХ века
    Урок 75. А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном…» …………………………………..149
    Уроки 76-77. Сергей Есенин. В гостях у поэта ………………………………………………………150
    Урок 78. «Несказанное, синее, нежное…» (по стихотворениям Сергея Есенина) …………………153
    Урок 79. А. А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие…». Постижение красоты …………..155
    Урок 80. Н. М. Рубцов. «Звезда полей» ………………………………………………………………157
    Урок 81. «Мой родной дом», или «Мой любимый уголок природы» (сочинение-миниатюра)…..159
    Уроки 82-83. «По страницам учебника» (урок-путешествие)……………………………………….160
    Мифы народов мира
    Урок 84. Марк Твен. «Приключения Гельберри Финна» ……………………………………………162
    Урок 85. М. Твен. «Приключения Гельберри Финна» (внеклассное чтение) ……………………..164
    Уроки 86-87. Джек Лондон. «Любовь к жизни»………………….…………………………………..165
    Урок 88. Джек Лондон. «Любовь к жизни» (завершение работы) …………………………………166
    Уроки 89. Э. Сетон-Томпсон – писатель, художник, человек (внеклассное чтение)…………………..167
    Урок 90. Э. Сетон-Томпсон «Снап» (история бультерьера) ……….………………………………..170
    Урок 91. Рей Дуглас Бредбери. Смысл названия рассказа «Каникулы» ……………………………171
    Урок 92. Рей Брэдбери. Рассказ «Зелёное утро» ……………………………………..………………172
    Уроки 93-94. Урок развития речи. Составление рассказа-сочинения
    по репродукции картины К. Юона «Новая планета»…. …………………………………173
    Уроки 95—96. Внеклассное чтение «Книги, которые я буду читать»
    (обзор литературы для чтения летом) ……………………………………………………173
    Уроки 97-102 (резервные). …………………………………………………………………………….173
    Литература ………………………………………………………………………………………………173
    ВВЕДЕНИЕ
    Современное преподавание в школе отличает нацеленность на освоение базового компонента учебной программы. Предлагаемое планирование уроков подготовлено на основе «Программы для общеобразовательных учреждений Министерства общего и профессионального образования РФ. Литература (5—11)».
    В курсе литературы 6 класса даны произведения разных народов, разных жанров, разных эпох, представляющие собой вершинные достижения культуры, воплощающие общечеловеческие, нравственные и эстетические ценности. Именно поэтому работа на уроке требует от учителя максимальной творческой активности.
    Данное пособие поможет в работе как опытным, так и начинающим преподавателям литературы, так как в нем предлагаются развернутые сценарии уроков, которые можно использовать и полностью, и частично, встраивая их в собственные планы уроков в комплексе с другими методическими пособиями.
    Автор-составитель попытался учесть и объединить в своем пособии все полезные элементы, содержащиеся в других пособиях.
    Изучение художественного произведения основывается прежде всего на знании текста. Беседа с учащимися о первом впечатлении от произведения дает педагогу ориентир в последующей работе. Специфика восприятия литературы шестиклассниками определила такую последовательность вопросов и заданий: ваше первое впечатление, как вы поняли текст; сделаем выводы; внеклассное чтение и связь с другими видами искусства.
    Показателем того, что учащиеся поняли художественное произведение, будет прежде всего художественный пересказ текста, выразительное чтение, инсценирование и другие виды творческих работ.
    Очень важна в процессе анализа произведения работа со словом: от понимания смысла слова в контексте произведения до умения сформулировать собственную мысль, выразить впечатление. Поэтому особая роль отводится работе с толковым словарем. Максимально проявить творческую самостоятельность помогут сочинения-миниатюры.
    В вопросах и заданиях прослеживается связь изучаемого произведения с другими видами искусства.
    Искренний и глубокий интерес к литературе позволит преподавателю переосмыслить предложенную систему уроков, окрасив ее творческим отношением и любовью к делу.
    Урок 1
    ^ КНИГИ, ПРОЧИТАННЫЕ ЛЕТОМ
    (внеклассное чтение)
    Цели:
    1. Подготовить учащихся к восприятию нового курса литературы.
    2. В рассказах о прочитанном учить подростков выделять главное, формулировать мысли четко и ясно, обосновывать свое мнение достаточно убедительно.
    ^ Ход урока
    I. Изучение нового материала.
    1. Вступительное слово учителя с элементами беседы.
    Второй год вы не просто читаете, но изучаете произведения русской и зарубежной литературы. Мы вновь и вновь убеждаемся, что книга, по выражению С. Я. Маршака, друг и учитель, умный и верный помощник, помогающий облететь нашу необъятную страну и весь земной шар, что книга учит понимать и любить людей, их созидательный труд. А. М. Горький, восхищаясь книгой, писал о том, как благодаря книге его жизнь наполнялась смыслом, как книга «окрыляла ум и сердце чувством любви к миру и человеку».
    — Давайте вспомним, что было прочитано в 5 классе.
    — Что вы читали летом?
    (^ Обмен впечатлениями о прочитанных произведениях.)
    — Какие из этих произведений мы назовем произведениями устного народного творчества? Почему?
    — Что такое басня? В чем ее иносказательный смысл? Какие из произведений вы помните наизусть?
    — Почему писатели (Горький, Маршак) назвали книгу умным и верным другом, учителем и помощником?
    — Какие советы писателей о чтении книг вы запомнили?
    — Какие пословицы о книгах вы знаете?
    Итак, многое из прочитанного вами в 5 классе и летом навсегда осталось в вашей памяти. Книги расширили ваши знания, ваш кругозор. Счастливым можно назвать человека, который любит и умеет читать. Богатый и прекрасный мир откроется перед тем, кто не будет «глотать» книги, а станет читать их не торопясь, не пропуская описаний природы, не теряя ни одной капли драгоценного содержания книги.
    Как же удается автору убедить читателя, заставить его переживать вместе со своими героями? Просто ли это для самого талантливого и даже гениального человека? Оказывается, нет! Мы знаем, что за каждым произведением стоит огромный труд писателя, изучение и сбор материала, творческие муки создания произведения.
    Современник А. С. Пушкина М. В. Юзефович рассказывал, как работал Пушкин над поэмой «Полтава».
    Послушайте этот рассказ:
    «Это было в Петербурге. Погода стояла отвратительная. Он уселся дома, писал целый день. Стихи ему грезились даже во сне, так что он ночью вскакивал с постели и записывал их впотьмах. Таким образом, слагались у него сотни стихов в сутки. Иногда мысли, не укладывавшиеся в стихи, записывались им прозой. Но затем следовала отделка, при которой из набросков не оставалось и четвертой части. Я видел у него черновые листы, до того измаранные, что на них нельзя было ничего разобрать: над зачеркнутыми строками было по нескольку рядов зачеркнутых же строк, так что на бумаге не оставалось уже ни одного чистого места. Несмотря, однако ж, на такую работу, он кончил «Полтаву», помнится, в три недели!» («Пушкин в воспоминаниях современников», М, 1950.)
    Множество раз переделывал, переписывал, совершенствовал свои произведения Н. В. Гоголь. «Только после восьмой переписки, непременно собственной рукой, — писал Гоголь, — труд является вполне художнически законченным, достигает перла создания…»
    Итак, в основе художественного произведения, которое попадает в руки читателя, лежит громадный труд писателя. Чтобы понять и осмыслить текст, читателю также следует проделать определенную работу, иначе многое может остаться в тени, незамеченным, непонятым, не оцененным по достоинству.
    О читателе, талантливом и чутком, умеющем творчески осмыслить прочитанное, говорит С. Я. Маршак: «Литературе так же нужны талантливые читатели, как и талантливые писатели. Именно на них, на этих талантливых, чутких, обладающих творческим воображением читателей и рассчитывает автор, когда напрягает все свои душевные силы в поисках верного образа, верного поворота действия, верного слова.
    Художник-автор берет на себя только часть работ. Остальное должен дополнить своим воображением художник-читатель».
    — Как вы понимаете слова о талантливом, чутком, обладающем творческим воображением читателе?
    Очень важно, ребята, научиться внимательно читать, замечать верно найденное писателем слово, понимать характер героя, уяснять позицию автора. Всему этому и призваны научить вас уроки литературы и учебник.
    2. Работа с учебником.
    Рассмотрим учебник-хрестоматию:
    — Посмотрите оглавление и скажите, какие писатели знакомы вам, какие встречаются впервые.
    — Расскажите о рисунках на обложке, форзаце.
    — Прочитайте несколько эпиграфов к разделам и главам.
    II. Подведение итогов урока.
    Домашнее задание: читать «Подвиги Геракла».
    ^ МИФЫ НАРОДОВ МИРА
    Урок 2
    МИФЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ. ПОДВИГИ ГЕРАКЛА
    Цели:
    1. Дать понятие о мифе.
    2. Познакомить учащихся с «Подвигами Геракла».
    3. Учить пересказывать, делая самостоятельные выводы.
    Ход урока
    ^ I. Изучение нового материала.
    1. Вступительное слово учителя.
    Мифы — это огромная сокровищница художественных образов, прекрасных произведений искусства. Они помогут вам понять многие произведения мировой живописи, музыки, поэзии.
    А что такое миф? С греческого это слово переводится как «предание, сказание». Появились мифы задолго до возникновения письменности; складывались они не для развлечения, а для объяснения, осмысления того, что происходило в мире.
    У разных народов была своя мифология. Но представления древних о мире были сходны, поэтому, читая мифы Древней Греции, мифы древних славян, североамериканских индейцев или скандинавские мифы, мы обнаружим в них много общего: рождение мира из стихий, властителями которых были титаны (великаны), затем появляются боги, победившие титанов. Они покровительствуют одним, препятствуют другим, определяют их судьбу.
    2. Работа с учебником (с. 3—4).
    1) Чтение и анализ эпиграфа к разделу.
    2) Чтение с последующим пересказом статьи о мифах.
    3) Беседа по вопросам учебника (с. 4).
    3. Знакомство с текстом.
    1) Чтение и подробный пересказ шестого подвига Геракла «Скотный двор царя Авгия».
    — Часто в речи употребляются имена, названия, образные выражения, заимствованные из древнегреческой мифологии. Можете ли вы теперь сами объяснить смысл и происхождение выражения «авгиевы конюшни»?
    — Когда и при каких обстоятельствах происходили Олимпийские игры, как они были учреждены?
    2) Чтение двенадцатого подвига Геракла «Яблоко Гесперид», его анализ.
    — Почему 12-й подвиг был самым трудным подвигом Геракла?
    — Какие опасности пришлось преодолеть Гераклу, прежде чем он достиг края земли, где стоял великий титан Атлас?
    — Что помогло Гераклу держать небесный свод до тех пор, пока не вернулся Атлас?
    ^ II. Подведение итогов урока.
    Домашнее задание: прочитать главы «Герои» и «Боги» в книге «Легенды и мифы Древней Греции» (в переложении Н. Куна).
    Урок 3
    ^ ПОДВИГИ ГЕРАКЛА
    Цели:
    1. Продолжить работу по теме, закрепить значение образных выражений, заимствованных из древнегреческой мифологии.
    2. Учить объяснять свой выбор, делая самостоятельные выводы.
    Ход урока
    ^ I. Изучение нового материала.
    1. Беседа по содержанию текста.
    — Какой подвиг вы считаете самым великим?
    — За что почитали греки великого героя, почему он завоевал себе бессмертие?
    — Рассмотрите иллюстрацию «Подвиги Геракла» (с. 9) и расскажите, какой эпизод из каждого подвига нарисовал художник.
    2. Написание сочинения-миниатюры.
    Учащиеся (по желанию) пишут об одном из подвигов Геракла, объясняя свой выбор, делая самостоятельные выводы.
    3. «Защита» выражений, заимствованных из мифологии.
    Учащиеся работают по группам. Объясните значение выражений:
    а) «титаническая борьба»; б) «панический страх»; в) «олимпийское спокойствие»; г) «сизифов труд».
    ^ II. Подведение итогов урока.
    Домашнее задание: ответить на вопросы задания IV (1, 2, 3) учебника (с. 11), нарисовать свои иллюстрации к мифам Древней Греции (к конкурсу лучших рисунков) на темы:
    1. Прометей, прикованный к скале.
    2. Персей убивает горгону Медузу.
    3. Сизиф в подземном царстве.
    4. Трехглавый пес Кербер.
    5. Самовлюбленный Нарцисс.
    6. Геракл побеждает Антея.
    7. Полет Фаэтона к солнцу.
    Урок 4
    ^ «ЛЕГЕНДА ОБ АРИОНЕ». ГЕРОДОТ
    Цели:
    1. дать понятие о легенде.
    2. Познакомить учащихся с содержанием «Легенды об Арионе».
    3. Обогащать лексикон учащихся.
    Ход урока
    ^ I. Проверка домашнего задания.
    Литературная викторина.
    (После каждого вопроса демонстрируются иллюстрации детей, подготовленные к конкурсу рисунков.)
    1. Почему Зевс увеличил страдания прикованного к скале Прометея?
    2. Кто освободил Прометея?
    3. Каким образом удалось Персею избежать взгляда горгоны Медузы и победить ее?
    4. Какое наказание и за что несет Сизиф в загробной жизни?
    5. «… Боги забывают раздоры, мир и тишина воцаряются на Олимпе». Когда это происходит?
    6. Какие реки текут в подземном царстве? Что делает в подземном царстве Аида трехглавый пес Кербер? Кто из богов самый могучий в этом царстве?
    7. «Однажды весной во время охоты Нарцисс подошел к ручью и захотел напиться студеной воды». Что произошло после этого?
    8. Почему Луна всегда печальна, и печален ее свет, который льет она на Землю?
    9. Кто из богов Греции пользовался меньшим почетом, чем остальные?
    10. Благодаря чему Афродита царит над всем миром?
    11. «Это тебе не по силам. Ты же смертный, а разве это дело смертного? Даже бессмертные боги не в силах устоять на моей колеснице». Чьи это слова и к кому они обращены?
    12. «С веселой толпой, украшенной венками менад и сатиров, ходит Дионис по всему свету…». С какой целью он это делает?
    13. Составьте сами несколько вопросов для литературной викторины по прочитанным главам «Мифов…».
    ^ II. Изучение нового материала.
    — Что такое легенда? (Запись определения в тетради учащихся со с. 12 учебника.)
    Знакомство содержанием легенды (чтение и пересказ).
    Работа над трудными словами:
    тиран — в древней Греции и в средневековых городах-государствах Италии — единоличный правитель;
    кифаред — тот, кто играет на кифаре (музыкальный инструмент, родственник лиры);
    дифирамб — преувеличенно восторженная похвала.
    Вопросы и задания.
    1. Какие герои легенды производят впечатление реально существовавших людей?
    2. Почему это произведение называется легендой?
    Вопросы обобщающего характера.
    1. Какие сказания в книге (переложении) Н. П. Куна являются легендами, а какие — мифами?
    2. В чем поучительный смысл легенды?
    ^ III. Подведение итогов урока.
    Домашнее задание: составить рассказ об Арионе (его прошлое, род занятий, поведение во время смертельной опасности, почему он просит корабельщиков «позволить ему спеть в полном наряде певца»).
    Уроки 5—7
    ^ ИЗ ДРЕВНЕГО ЭПОСА.
    ГОМЕР. «ОДИССЕЙ У ЦИКЛОПОВ»
    (отрывок из поэмы «Одиссея»)

  8. 8
    Текст добавил: СЛивка-ПоДлИвка

    Евгений Онегин — одно из самых гениальных творений великого русского писателя и поэта А. С. ПушкинА. Пушкин был реалистом своего времени и писал о том что происходило вокруг. Он затрагивал самые обычные темы, выбирая и подчеркивая в них человеческую сущность.
    Главный герой произведения Евгений Онегин, «золотая молодежь» того времени. Самовлюбленный, не обделенный вниманием женщин, молодой гуляка. Он вызывает впечатление человека холодного, эгоистичного и черствого. Может это все внешняя оболочка, скорлупа за которой герой прятал свою очень ранимую душу?
    На протяжении всего романа читателей мучает один вопрос — сможет ли главный герой полюбить искренне и по настоящему, удаться ли ему освободится от образа лживого интриганта. Но к сожалению, ему этого так и не удалось. Когда его всей душой полюбила обычная девушка — Татьяна, он усмехался над ней и откровенно дал отпор. Как это он, элита Петербуржкой знати и она, скромная, замкнутая девушка, могут быть вместе.
    Когда судьба сменила благосклонность к Евгению и заставила пережить ряд потрясений, у него был шанс выбраться…
    из уз собственного душевного одиночества. Но он оставался в своем амплуа. Да, он влюбился в Татьяну, сильно и страстно. Эта любовь заставил его страдать и пожалеть о когда-то данном отказе. Но когда он влюбился? В момент душевной пустоты, когда ему было одиноко и плохо и самое главное, когда Татьяна стала светской львицей, и от скромной простушки ни осталось ни следа.
    Даже искренняя и чистая любовь у Онегина пробудилась на фоне богатства и власти. И можно ли назвать ее после этого чистой и настоящей?
    Люди часто не замечают, что судьба ведет их по нужному направлению, каждый раз подталкивая если оступаются. Но если долго сопротивляться расположению судьбы, может произойти непоправимое. Для спасения никчемной душонки Онегина ему был послан друг Владимир Ленский и Татьяна. Но для него это просто поэт-романтик и простушка.
    Меняются времена, общество, правила, но проблемы остаются все те же. Искренние и чистые душой люди обречены на страдание, а холодные и черствые, а им все равно, настоящие чувства им не знакомы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *