Сочинение на тему о мастерах народных умельцах вашего края

10 вариантов

  1. Мы гордимся нашей великой Родиной, её культурой, её  лесами и полями, её песнями, её трудолюбивыми и талантливыми людьми. Но у каждого из нас есть своя Малая Родина.  Малая родина – то место, где ты родился, – это дом, где  ты, заливаясь смехом, делаешь первые шаги, где впервые сказал слово мама, но ещё и человеческие взаимоотношения, уклад жизни и традиции. Это место, где  живут наши родители, где мы растем, учимся, играем с друзьями. Ничто на земле не может быть ближе, милее, чем то место, где ты  провел свои детские годы. У каждого человека есть своя родина. У одних – это большой город, у других – маленькая деревенька, но все люди любят её. И куда бы мы ни уехали, нас всегда тянет на родину, к тем местам, где мы выросли.  Родина необязательно должна быть большой. Это может быть какой-нибудь уголок нашего города, села. Здесь наша история и каждый человек должен знать историю своего края, его людей. В этом частица нашего счастья. Моей малой родиной является Белгородчина. Я счастлива, что живу именно на белгородской земле.Белгородчина – самый привлекательный и интересный уголок нашей страны, имеющий многовековую историю. О Белгородской области написано много стихов и рассказов. Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. Но всякое дерево имеет корни, питающие его. Корни – это то, чем мы жили вчера, 100, 1000 лет назад. Это наша история, наша культура. Я люблю Белгородскую область за её необъятные поля, величавые горы, леса и просто за то, что я здесь родилась.История Белгородского края разнообразна и самобытна. Народу, жившему на этой земле пришлось пройти через много бед и лишений – пожары, набеги, нашествия, но, тем не менее, Белгородчина славилась и продолжает славиться своими отважными и трудолюбивыми жителями, традициями и обычаями.         Особое место в истории нашего края занимают различные ремесла. Умельцы были известны не только в своем городе или губернии, но и за их пределами. Поначалу у жителей Белгородчины ремесло носило домашний характер – каждый сам себе шил одежду и обувь,  посуду из глины, изготовлял орудия труда. Но в период раннего средневековья начался выпуск продукции на рынок.  Белгородская земля славилась иконописцами. Имена мастеров, за малым исключением,  нам неизвестны. Но мы можем смотреть на редкие шедевры, найденные в самых разных yголках нашего края и будто бы переноситься в другое время, чувствовать, как в тебя проникают те чувства, которые автор вложил в свою работу. Белгородчина  издревле была известна своими гончарами. Центром гончарного производства являлся Борисовский район, где по сей день проживают талантливые умельцы, и существует довольно крупный завод по производству глиняных и керамических изделий. Казалось бы, это ремесло довольно простое, но это лишь первое впечатление. Познакомившись с гончарным делом ближе, я поняла, что это очень тонкая и кропотливая работа,  которая состоит из многих этапов и требует внимания и терпения. В умелых руках мастера бесформенный кусок глины становится настоящим произведением искусства. Изделия мастера становились известными по всей губернии и с большим успехом продавались на ярмарках. На Белгородчине было развито и кузнечное дело. Кузнец в былинах, сказках и преданиях является олицетворением добра, силы и мужества. Богатые месторождения руды позволяли стремительно развиваться данному мастерству. Белгородские кузнецы снабжали землепашцев косами и серпами, воинов – оружием, создавали такие необходимые для хозяйства вещи как ключи, ножи, иглы, рыболовные крючки, замки и многое другое. Также изготовлялись различные украшения и амулеты.  Помимо вышеперечисленных ремесел на Белгородчине были развиты ткачество, плетение из лозы и бесконечное множество других разнообразных техник и умений. И сам факт того, что эти ремесла и мастера до сих пор не забыты, является ценным культурным достижением.Это значит, что белгородцы не забывают традиции своих предков, уважают и возрождают их. значит, что интерес к культуре своего народа не пропадает, а наоборот возрастает. Каждый год устраиваются выставки-продажи ремесленных изделий, которые пользуются популярностью у населения. Все это – ещё один большой шаг на  пути к сохранению культурного наследия.Я считаю, что  нужно создавать уголки народной культуры в  школах, потому что за теми, кто сейчас ещё только учится в школе, будет стоять задача сохранения и создания традиций нашей родины, нашей культуры. Более того, стоит проводить встречи с носителями информации о
    народной культуре – жителями сел, деревень. Ведь ни о чем нельзя узнать лучше, чем из первых рук.

  2. НОВОСТИ
    БИБЛИОТЕКА
    ССЫЛКИ
    КАРТА САЙТА
    О САЙТЕ
    Слово о народных мастерах и умельцах
    Слово о народных мастерах и умельцах
    Свой первый рассказ о плетении считаем уместно начать словом о народных мастерах и умельцах, которые из поколения в поколение передавали традиции исконно русского декоративно-прикладного искусства своим ученикам и последователям. Это они вносили в каждую простую хозяйственную поделку или предмет крестьянского быта элементы высокохудожественного творчества и выдумки. Это они – наши учителя и наставники- сохранили и донесли до нашего времени вековые приемы и способы плетения из ивового прута: “ряд за ряд”, “в продевку”, “в накладку”, “в крестик”, “звездою”. Они же объяснили нам преимущества числа четных стояков основы доньев и крышек перед нечетным, “веревочек” в четыре прута перед “веревочками” в три прута, приставку новых прутьев “комлями от правой руки к левой”, плетение боков корзины “каймой”, плетение “веревочек в пять прутьев” с прокладкой и без нее и т. д. Вот почему мы начинаем свой рассказ призывом:
    Помните учителей древнего народного искусства!
    Сумка хозяйственная ‘Ладья’. Работа Л. А. Беликовой
    Скупы сведения о народных мастерах и об организаторах корзиноплетения в России. И все же можно назвать здесь имена тех, кто, создавая питомники и плантации по выращиванию корзиночных ив, способствовал повсеместному распространению и развитию художественного плетения. Например, в городе Новосиль Тульской губернии владелец питомника И. И. Шатилов не только разводил ивы и продавал сотнями пудов очищенный (белый) прут плетельщикам корзин, но и вел широкую торговлю черенками белой и красной ивы по рублю за 100 шт. для ее разведения в крестьянских хозяйствах. Аналогичную деятельность вели Крапивенское, Лихвинское, Романовское, Охтинское и другие лесничества, питомники ив существовали в Саратове, на станции Скуратове, в Обоянском уезде Курской губернии и в других местах. Настоящим пропагандистом корзиночного промысла и разведения ивы на прут был Федор Николаевич Махаев – инструктор по корзиноплетению при Главном управлении землеустройства и земледелия, а также Комиссия по исследованию кустарной промышленности дореволюционной России.
    Может быть, об этом и не стоило так подробно писать, но мы хотели бы подчеркнуть мысль, что наш народ всегда воспринимал и воспринимает прошлое как богатейшее хранилище опыта, как материал для раздумий, для критического анализа собственных решений и действий. Он всегда черпал и черпает из прошлого вдохновенье для дел нынешних и грядущих.
    Многие авторы, касаясь этой стороны дела, в своих работах по плетению приводят примеры, как развивался в России данный народнохозяйственный промысел. Так, особенно славились добротностью и разнообразием своих плетеных изделий плетельщики Костромы и Кинешмы, села Богородского Нижегородской губернии. В конце 80-х годов прошлого столетия при бумагопрядильных фабриках Вознесенской мануфактуры (ныне г. Красноармейск Московской обл.) была открыта одна из первых школ по плетению в России. Такие же школы возникли в Киеве и Полтаве, в Черкассах и под Курском. В 1891 г. на средства известного мецената С. Г. Морозова на ст. Голицыно Московской ж. д. была создана земская учебная мастерская по корзиноплетению под руководством А. И. Березовского. Здесь шло обучение плетению по русским образцам, которые поставлял Московский кустарный музей, а также по альбомам и книгам, издававшимся в то время за границей. Широкой известностью пользовалась школа корзиноплетения в селе Мелеховке Тульской губернии, основателем которой был И. И. Цигнер.
    Декоративная тарелочка. Работа И. И. Фридрих
    Некоторые авторы называют одним из наиболее крупных центров российского корзиноплетения в хIх в. село Большие Вяземы Звенигородского уезда Московской губернии, но это не совсем точно. Настоящее царство плетеных изделий из ивы относилось к целому ряду деревень Перхушковской волости. Звенигородский историко-архитектурный музей за высокими стенами бывшего Саввино-Сторожевского монастыря бережно хранит великолепную коллекцию плетеных изделий, многим из которых насчитывается более 150 лет. Интереснейшие сведения о лицах, занимавшихся плетением из ивовых прутьев корзин, кресел, детских погремушек, колясок, колыбелей, ширм, приведены статистическим отделением Московской губернской земской управы за 1882 г. в книге “Промыслы Московской губернии” (М., выпуск III, раздел II, с. 35-39). В ней указаны фамилии, имена и отчества более 120 мастеров. И хотя их реестр довольно длинный, назовем нескольких, наугад: Василий Кузьмич Морозов -солдат-кресла и корзины, Маркел Филиппов Тренин – коляски, Василий Иванович Белюкин – ширмы, Федор Николаевич Ваварин, Иван и Степан Кирилловичи Курковы и многие другие.
    Обследователи отмечают, что плетением корзин местные крестьяне занимались в Перхушковской волости под Звенигородом исстари и что этот промысел носил здесь форму семейного производства, а пофамильно перечислялись лишь главы семей. В ряде случаев за старших отмечались женщины. Например, Екатерина Никитина, вдова, Устинья Козьминична Кузнецова, Дарья Ефимовна Капитонова и др. Естественно, в плетении участвовали и остальные члены семьи и среди них, сказано в отчете чиновников, “нам попадались девочки 6-7 лет, принимавшие участие в плетении”.
    Наибольшее число лиц, занимавшихся плетением, оказывается, было в деревне Малые Вяземы – 70 человек, изготовлявших за год различных плетеных изделий на сумму 23 615 р., а в селе Большие Вяземы – лишь 29 человек, имевших годовой объем производства в 8 115 р., или почти в 3 раза меньше. В деревне Шараповке девять мужчин вырабатывали за год мебели, корзин и тележек на 5 850 р., в деревне Кобяково – семь мужчин от производства кресел и оплетки бутылей имели годовой доход в 2 850 р., в деревне Бутынь 4 человека- 890 р. Кстати, в сведениях указано, что в среднем в году у корзиноплетельщиков было 230 рабочих дней, а продолжительность рабочего дня равнялась 11-12 ч. Характерно и то, что из 80 различных промыслов, зарегистрированных в Московской губернии, 60 промыслами занимались крестьяне Звенигородского уезда.
    В наши дни мы привыкли Звенигородский район называть не иначе, как “русской Швейцарией” за действительное великолепие и красоту здешней природы. Но на поверку получается, что красота не бывает пассивной: красота природы рождает красоту плодов человеческого труда и таланта.
    И пусть читатели простят нам это лирическое отступление от нашей основной темы, оно органически переплетается с предметом наших увлечений, тем более если учесть, что, по тем же данным земской управы в 1882 г., перечисленные выше деревни Перхушковской волости вырабатывали плетеных изделий на 42 320 р., тогда как в Коломенском и Рузском уездах вместе взятых выработка плетеных изделий была не более 5 500 р.
    Особый для нас интерес представляют данные о расходах и доходах плетельщиков конкретных изделий. Так, расходы на покупные материалы и палки для изготовления десяти плетеных кресел двумя человеками в неделю составляли 4 р. 33 к., а выручка от их продажи (по 80 к. за кресло) – 8 р.
    Расходы на плетение 20 корзин для цветов составляли 4 р. 36 к., а доход от продажи (по 40 к. за 1 шт.) – 8 р. Расходы на 18 корзин для фруктов – 2 р. 40 к., а доход (по 25 к. за 1 шт.) составлял 4 р. 50 к. Оплетка 100 бутылей приносила недельный доход 10 р. при расходе материала и доставке продукции заказчику 3 р. 35 к.
    Высоко ценилась работа по художественной оплетке флаконов для Московской парфюмерной фабрики Ралле. Затраты на материал составляли 75 к., а мастер за неделю получал 7 р. 25 к.
    Когда и как возник здесь корзиночный промысел?
    Сведения на этот счет мы также нашли в материалах исследования земства. В 1830 г. из-за границы вернулся владелец своей Звенигородской вотчины – князь Д. В. Голицын и привез с собой несколько корзин художественной работы из очищенного прута, чтобы заставить своих крестьян плести такие же. Первым испробовал свои силы некто Голубенок – самый известный тогда в округе мастер плетения шляп из соломы. После нескольких неудачных опытов он преподнес князю корзину, сделанную не хуже заграничных образцов, за что получил разрешение обучать этому искусству всех желающих.
    Плетению кресел крестьяне голицынской вотчины научились от местного крестьянина, работавшего некоторое время в мебельной мастерской в Москве и вернувшегося домой по слабости здоровья. А оплетка бутылей и флаконов пошла от Дмитрия Евдокимовича Мальцева еще во время Крымской войны 1853 -1856 гг. Так что неслучайно в краю исконных мастеров возникла в 1899 г. артель корзиноплетельщиков – Вяземское складочно-потребительское общество.
    Но надо сказать, что от этой артели и голицынской мастерской до цеха товаров народного потребления и производственного назначения Ивантеевского лесного селекционного опытно-показательного питомника – дистанция огромного размера. Этот цех много лет возглавляет великолепный мастер художественного плетения из ивового прута Виктор Петрович Железное.
    Более чем на 12 гектарах раскинулись плантации корзиночных ив в Ивантеевском лесном селекционном опытно-показательном питомнике. Общий вид одного из участков культивируемой здесь ивы
    Кому приходилось здесь бывать, тот не мог не заметить, что цех по существу является образцом современного промышленного предприятия. Не случайно ему присвоено звание “Цех высокой культуры производства и организации труда”. Объем реализуемой продукции цеха за год составляет 440 тыс. р.
    Интересно, что В. П. Железнова и его супругу Любовь Григорьевну пригласили сюда из Кобякова более 20 лет назад для обучения корзиночному ремеслу работниц Ивантеевского питомника для закрепления здесь кадров в зимнее время, учитывая сезонный характер их труда. И если мы выше упоминали имена мастеров и родоначальников плетения прошлого века, то имена наших современников тем более надо назвать и сохранить в памяти народной.
    За 1974-1979 гг. под руководством Железновых коллектив цеха освоил производство и выпуск 49 образцов плетеных изделий. Уже в 1975 г. корзины и кашпо для цветов, выставленные в павильоне “Озеленение и цветоводство” ВДНХ СССР, были удостоены Аттестата I степени, а в 1976 г. ряд изделий хозяйственно-бытового назначения и сувениров -Диплома международной выставки АГРО-76. Можно только удивляться неистощимости фантазии Виктора Петровича в деле создания новых образцов плетеных изделий при обновлении ассортимента продукции цеха за все 3 года. Нам доводилось много раз бывать здесь и каждый раз наблюдать в производстве то одно, то другое новое изделие, созданное В. П. Железновым.
    Абажур из ивового прута. Работа В. П. и Д. Г. Железновых – авторов многочисленных изделий, выпускаемых в цехе товаров народного потребления и сувенирно-подарочных изделий Ивантеевского лесопитомника
    Сколько людей обучил он своему мастерству, сказать трудно. Одно документально точно: в среднем за год в цехе проходили “университеты” Железнова 90 человек и лишь 36 из них были постоянными работниками цеха. Остальные приходили в цех после окончания летне-осенних работ на плантациях питомника. Поэтому в зимнее время в цехе трудилось по 110-120 человек, которые за 8-часовой рабочий день плели до 1000 корзин и различных сувенирно-подарочных изделий! Это ли не награда учителю за его долготерпенье и труд?!
    Вазочка для кондитерских изделий. Работа В. П. и Л. Г. Железновых
    Вот так, унаследовав пристрастие и талант плетельщиков знаменитых сел Большие Вяземы и Кобякова, В. П. Железное донес крупицы народного промысла во Всесоюзный научно-исследовательский институт лесоводства и механизации лесного хозяйства, давая вторую долгую жизнь дереву. Более того, он успешно возглавляет цех и организует в нем работу на основе хозяйственного расчета, как и подобает самостоятельной производственной единице в наше бурное время ускорения и перестройки.
    И разлетаются отсюда тысячами изделия из ивового прута не только в торгово-закупочную базу “Мосцветторга” и московский магазин “Русский сувенир”, но и далеко за пределы Подмосковья – в Мурманск и Тольятти, в дальневосточный порт Находку и балтийский Калининград, во многие города и области страны, разнося славу потомка знаменитых русских мастеров и умельцев и его талантливых учеников.
    Ваза ‘Ажурная’. Авторы В. П. и Л. Г. Железновы
    Аналогичную параллель можно провести также от артелей серпуховских корзиночников до “Бескодаровских” курсов во Дворце культуры “Россия” в г. Серпухове Московской обл. В селе Лужки Серпуховского района, например, до революции и в 20-е годы работала артель корзиноплетельщиков: 20 мужчин и 22 женщины, т. е. не меньше, чем постоянных рабочих в цехе В. П. Железнова. Эта артель изготовляла также многие тысячи корзин, поставляемых в основном в Москву. Но со временем корзиночный промысел утрачивал здесь свое былое значение, как и в ряде Других мест Подмосковья. На местных базарах и грандиозных серпуховских ярмарках все меньше и меньше появлялось плетеных изделий, из которых особым спросом пользовались большие с двумя ручками, сплетенные из белого очищенного прута бельевые корзины. В них хозяйки носили после стирки полоскать белье на лотки у многочисленных родников, питавших речку Серпейку, или на плоты на реке Наре. В большом ходу были также вплоть до Великой Отечественной войны детские колыбели, коляски, стульчики и креслица из лозы и другой корзиночный товар.
    Ваза для цветов. Работа В. П. и Л. Г. Железновых
    Да, промысел утрачивал свое значение, но не утрачивались традиции, жила память и мастерство корзиноплетельщиков. Часто бывая в селе Лужки, с радостью встречаешь крестьян, возвращающихся с приокских песчаных берегов с охапками свежесрезанного ивового прута. Хозяйственные корзины требуются и сейчас для различных надобностей и на скотном дворе и в поле, да и рынок близлежащего города просит такой товар.
    Среди тех, кто продолжает традиции знаменитого села, давно примечаем далеко уже не молодую женщину. Это Анна Васильевна Харыбина – сторож соседнего пионерского лагеря. Несмотря на свой преклонный возраст, до сих пор не выпускает она из рук плетения-ладные, удобные корзиночки под грибы или ягоды. Да и среди горожан немало знаменитых умельцев корзиночного мастерства, подлинных хранителей народного искусства. Это и Георгий Алексеевич Крашенинников, и Василий Петрович Гришин, кандидат медицинских наук Семен Федорович Москалев и… словом, всех и не перечесть.
    Напольная ваза с букетом. Работа В. П. и Л. Г. Железновых
    Но о первом среди многих и в своем роде единственном хотим рассказать здесь – об Алексее Алексеевиче Бескодарове, мастерство которого знакомо не только серпуховичам, пущинцам и протвинцам, но и многим жителям подмосковных городов Чехова, Подольска, Жуковского, Калининграда и других мест нашей страны.
    Достаточно сказать, что о мастерстве этого человека, о его таланте и необыкновенных изделиях неоднократно писали газеты и журналы: “Известия”, “Советская Россия”, “Советская культура”, “Природа и человек”, ежегодник “Лес и человек”, “Сельский календарь” и др. Чем же объяснить такой интерес к Бескодарову и к предмету его увлечения и мастерства?
    Поднос овальный с донышком из бересты. Работа В. П. и Л. Г. Железновых
    Отвечая на поставленный вопрос, можем свидетельствовать, что к А. А. Бескодарову привлекали, притягивали людей его необыкновенная общительность, доброта и бескорыстие. Не случайно он сам любил повторять: “Вы знаете, как расшифровывается моя фамилия?- Бескорыстно дарящий…” И этот каламбур был его жизненным кредо.
    Однако мы затеяли наш рассказ не просто о хорошем и интересном человеке. В нем мы стремились показать главное: технику и приемы плетения Бескодарова, характер его изделий, метод и программу обучения, т. е. вопросы, которые имеют прикладное, утилитарное значение для заинтересованного читателя. Мир настоящих, серьезных увлечений всегда интересен и содержателен. И правильно сказано: лучше один раз увидеть, чем десять раз услышать.
    Вглядитесь внимательно в представленные в фотоснимках изделия А. А. Бескодарова, и вы заметите четкие пропорции простых, но совершенных форм каждой вещи, сплетенной настоящим мастером, необыкновенное изящество предмета (о безукоризненном плетении мы уже не говорим). Возьмите хотя бы настольную лампу-ночник (см. ниже) или канделябр-подсвечник, словно отливающий бронзой. А вазочку-конфетницу с ручками и крышкой так и хочется потрогать рукой, посмотреть, а что там у нее внутри. Любая вещь маститого мастера ласкает взгляд, согревает душу.
    Цветочница. Работа В. П. и Л. Г. Железновых
    О мастерстве А. А. Бескодарова говорит еще такой интересный эпизод. Как-то приехали к нему в Серпухов в домик № 9 по Нарскому переулку друзья летчика-космонавта А. В. Иванченкова и просят: “Сплетите, пожалуйста, для нашего юбиляра что-нибудь необычное, а то не знаем что ему дарить…”
    “Хорошо!- Отвечает.- Сделаю”. И вскоре сплел большущую ложку-половник и модель – копию космического комплекса “Салют” – “Союз” в строго заданных в масштабе размерах, состыкованных друг с другом и несущих на себе солнечные батареи и другие устройства. На борту названия кораблей, будто вышитые из тончайших цветных прутиков. Говорят, плетеная ложка и космический комплекс пришлись по душе Иванченкову и восхитили его гостей.
    Настольная лампа с абажуром из цветного прута. Автор А. А. Бескодаров. Из фондов Серпуховского историко-художественного музея
    О чем говорит этот забавный случай? Прежде всего о том, что Бескодаров мог сплести из ивовых прутьев любой понравившийся ему предмет. И как сплести! Например, он покупал роскошные альбомы фотоснимков фарфоровой и хрустальной посуды, чтобы по ним плести всевозможные вазы и вазочки под цветы, под фрукты, конфеты и т. д. При этом каждую намеченную к плетению вещь он тщательно перерисовывал на ватманский лист, определял размеры и масштаб, не отступая ни на миллиметр от классических форм и совершенных пропорций. Так что каждое изделие давалось А. А. Бескодарову серьезным трудом, настоящим творчеством и постоянным стремлением к совершенству. Поэтому на выставках плетеных изделий посетители с восхищением встречали каждый экспонат прославленного мастера.
    Подсвечник-канделябр. Автор А. А. Бескодаров. Из фондов Серпуховского историке-художественного музея
    О Бескодарове, о его художественных изделиях, называемых не иначе как “сказка из лозы”, “ивовые кружева” и т. п., снимались документальные и художественные короткометражные любительские кинофильмы. Эти киноленты как нельзя лучше пропагандировали плетение как народный декоративно-прикладной промысел, как интересное увлечение многих людей и приносили неизменно заслуженное признание и награды их создателям.
    Вазочка-конфетница с ручками и крышкой. Автор А. А. Бескодаров. Из фондов Серпуховского историке-художественного музея
    Так, фильм “Талант, фантазия и золотые руки” нашего земляка Алексея Ивановича Писарева получил диплом I степени на Всероссийском конкурсе в Новгороде в 1976 г. Его же фильм под названием “Сказание о ивовых прутиках” демонстрировался на международных конкурсах в Венгрии, Чехословакии и Финляндии в 1978 и 1979 годах и отмечен медалями и дипломами. Характерно, что когда эти фильмы удается посмотреть людям, обучающимся художественному плетению (а теперь А. И. Писареву удалось их озвучить), то самое большое впечатление у них оставляет то, как быстро, играючи работают руки Бескодарова, как он держит нож и шило, как легко и послушно гнутся прутья под его пальцами, словно они перебирают струны былинных гуслей звончатых, как просто и убедительно ведет он свой рассказ. Мастера, увы, нет в живых, а голос его все еще звучит в записи, память о нем живет и в известном на весь мир Звездном городке, и в Серпуховском историко-художественном музее, приобретшем коллекцию изделий А. А. Бескодарова для своих экспозиций, и в поликлинике водников порта “Серпухов”, в интерьерах которого и сейчас стоят бескодаровские “садики” и кашпо, и в детском саду № 26, где каждое утро в вестибюле маленьких серпуховичей встречает пузатый двухведерный самовар с чайником и чашками, сплетенными когда-то им в подарок “дедушкой Алешей”.
    Модель-сувенир космического комплекса ‘Салют’ – ‘Союз’, переданная в дар музею Звездного городка А. А. Бескодаровым
    Знают изделия мастера и за рубежом нашей Родины. За океан, в США в свое время уплыл тоже плетеный самовар, в Италию увезли “греческие” вазы, ну а во Францию- целый набор изделий серпуховского кудесника, приобретенный одним французским специалистом, работавшим некоторое время в Протеине на знаменитом синхрофазотроне. Дело в том, что его жена с увлечением посещала “бескодаровские” курсы и даже была избрана старостой группы за прилежание в изучении русского корзиноплетения.
    Светильник-ночник ‘Рыбки под зонтиком’. Автор А. А. Бескодаров. Из фондов Серпуховского историко-художественного музея
    Когда-то посылали А. С. Березовского в Париж учиться художественному плетению в стиле “модерн” из колониальных материалов, а теперь, выходит, парижане не прочь научиться мастерству плетения из русской ивы в скромном городе на Оке.
    Подставка-кашпо для комнатных цветов ‘Канделябр’. Автор А. А. Бескодаров. Из фондов Серпуховского историко-художественного музея
    О мастерстве и жизни Алексея Алексеевича Бескодарова можно много и долго рассказывать поучительного, но, думается, будет лучше сказать словами поэта Андрея Дементьева:
    “Не смейте забывать учителей!
    Пусть будет жизнь достойна их усилий.
    Учителями славится Россия.
    Ученики приносят славу ей.
    Не смейте забывать учителей!”
    В этих словах глубокий смысл преемственности поколений.

  3. Мы гордимся нашей великой Родиной, её культурой, её  лесами и полями, её песнями, её трудолюбивыми и талантливыми людьми. Но у каждого из нас есть своя Малая Родина.  Малая родина – то место, где ты родился, – это дом, где  ты, заливаясь смехом, делаешь первые шаги, где впервые сказал слово мама, но ещё и человеческие взаимоотношения, уклад жизни и традиции. Это место, где  живут наши родители, где мы растем, учимся, играем с друзьями. Ничто на земле не может быть ближе, милее, чем то место, где ты  провел свои детские годы. У каждого человека есть своя родина. У одних – это большой город, у других – маленькая деревенька, но все люди любят её. И куда бы мы ни уехали, нас всегда тянет на родину, к тем местам, где мы выросли.  Родина необязательно должна быть большой. Это может быть какой-нибудь уголок нашего города, села. Здесь наша история и каждый человек должен знать историю своего края, его людей. В этом частица нашего счастья. Моей малой родиной является Белгородчина. Я счастлива, что живу именно на белгородской земле.Белгородчина – самый привлекательный и интересный уголок нашей страны, имеющий многовековую историю. О Белгородской области написано много стихов и рассказов. Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. Но всякое дерево имеет корни, питающие его. Корни – это то, чем мы жили вчера, 100, 1000 лет назад. Это наша история, наша культура. Я люблю Белгородскую область за её необъятные поля, величавые горы, леса и просто за то, что я здесь родилась.История Белгородского края разнообразна и самобытна. Народу, жившему на этой земле пришлось пройти через много бед и лишений – пожары, набеги, нашествия, но, тем не менее, Белгородчина славилась и продолжает славиться своими отважными и трудолюбивыми жителями, традициями и обычаями.         Особое место в истории нашего края занимают различные ремесла. Умельцы были известны не только в своем городе или губернии, но и за их пределами. Поначалу у жителей Белгородчины ремесло носило домашний характер – каждый сам себе шил одежду и обувь,  посуду из глины, изготовлял орудия труда. Но в период раннего средневековья начался выпуск продукции на рынок.  Белгородская земля славилась иконописцами. Имена мастеров, за малым исключением,  нам неизвестны. Но мы можем смотреть на редкие шедевры, найденные в самых разных yголках нашего края и будто бы переноситься в другое время, чувствовать, как в тебя проникают те чувства, которые автор вложил в свою работу. Белгородчина  издревле была известна своими гончарами. Центром гончарного производства являлся Борисовский район, где по сей день проживают талантливые умельцы, и существует довольно крупный завод по производству глиняных и керамических изделий. Казалось бы, это ремесло довольно простое, но это лишь первое впечатление. Познакомившись с гончарным делом ближе, я поняла, что это очень тонкая и кропотливая работа,  которая состоит из многих этапов и требует внимания и терпения. В умелых руках мастера бесформенный кусок глины становится настоящим произведением искусства. Изделия мастера становились известными по всей губернии и с большим успехом продавались на ярмарках. На Белгородчине было развито и кузнечное дело. Кузнец в былинах, сказках и преданиях является олицетворением добра, силы и мужества. Богатые месторождения руды позволяли стремительно развиваться данному мастерству. Белгородские кузнецы снабжали землепашцев косами и серпами, воинов – оружием, создавали такие необходимые для хозяйства вещи как ключи, ножи, иглы, рыболовные крючки, замки и многое другое. Также изготовлялись различные украшения и амулеты.  Помимо вышеперечисленных ремесел на Белгородчине были развиты ткачество, плетение из лозы и бесконечное множество других разнообразных техник и умений. И сам факт того, что эти ремесла и мастера до сих пор не забыты, является ценным культурным достижением.Это значит, что белгородцы не забывают традиции своих предков, уважают и возрождают их. значит, что интерес к культуре своего народа не пропадает, а наоборот возрастает. Каждый год устраиваются выставки-продажи ремесленных изделий, которые пользуются популярностью у населения. Все это – ещё один большой шаг на  пути к сохранению культурного наследия.Я считаю, что  нужно создавать уголки народной культуры в  школах, потому что за теми, кто сейчас ещё только учится в школе, будет стоять задача сохранения и создания традиций нашей родины, нашей культуры. Более того, стоит проводить встречи с носителями информации о народной культу
    ре – жителями сел, деревень. Ведь ни о чем нельзя узнать лучше, чем из первых рук.

  4. В Верейском историко-краеведческом музее представлено мозаичное полотно верейской художницы Ирины Коробковой «1812 год». Ирина Коробкова является продолжателем еще одной очень древней традиции – резьбы церковной – изготовление резных икон. В Верее в часовне, что расположена в центре города на площади Советской, находится редчайшая икона XVI века – Параскевы – Пятницы. Старинная икона Святой Параскевы, по преданию, чудесным образом приплыла по реке к Успенской церкви в селе Набережная слобода. Затем, когда этот храм был закрыт, икону передали в Ильинскую церковь. Эту редкую икону – скульптурное изображение Святой Параскевы – отреставрировали в наши дни. В Верейском музее находятся еще несколько резных икон, выполненных Ириной Коробковой.
    Резные иконы были самыми разными: нательные образки, складни, которые брались с собой на войну или в опасное путешествие; иконы среднего размера предназначались для святых углов или домовых церквей; самые же большие ставились в иконостасы храмов. Работа резчика- миниатюриста требует строгой дисциплины ума и точности движений. Цена ошибки очень велика на любом этапе работы. Одно- единственное непродуманное или ошибочное движение (рука дрогнула) почти наверняка погубит результат всех предыдущих усилий – срезанного не приставишь. Работа над иконой ведется поэтапно: после выполнения прориси «набивается» архитектура – вытесывается форма иконы и обрабатываются плоскости под резьбу, затем опускается фон, на который наносится композиция иконы. Затем фон вокруг фигур опускается вновь – получается изображение в «ковчеге» в соответствии с каноном. Затем режутся фигуры и лики, а после наносится орнамент. Следующий этап – это тщательная шлифовка и полировка иконы. Покрывается икона горячей льняной олифой, пока «берет». Потом икона выстаивается до полимеризации олифы (1,5-2 месяца) и затем полируется, уже окончательно. Процесс резьбы занимает от одного до четырех месяцев.
    Вячеслав Андрианович Силантьев
    Родился 16 февраля 1929 года в селе Осетрово Орехово-Зуевского района Московской области. В 1954 году окончил МВТУ им. Баумана. Специальность- машиностроение.
    В 1964 году окончил Московское высшее художественно-промышленное училище (Строгановское), факультет промышленного искусства. В 1982 году – Академию народного хозяйства СССР.
    Трудовую деятельность начал чертежником-конструктором в 1946 году. Затем работал конструктором, экспертом, главным специалистом, руководителем и главным конструктором в различных организациях (бюро), в 1972-1988 годы – заместитель руководителя советской делегации в секции СЭВ по целлюлозно-бумажной промышленности, с 1988-1991 годы заместитель генерального директора ВО «Экспортлес».
    Автор четырех изобретений: вездеход-амфибия, клеебумажные оболочки для фортификационных сооружений, машина для печати обоев, устройство для упаковки КИП и 22 печатных работы, изданных в СССР, ЮНИДО ООН, Секретариате СЭВ, Венгрии, Лаосе и других странах мира.
    В период 1956-2001 годов был в 63 командировках в 18 странах (Бельгия, Куба, Лаос, Габон и других странах).
    Награжден орденом «Дружба народов», малой серебряной медалью ВДНХ, бронзовым, серебряным и золотым почетными знаками Общества германо-советской дружбы, почетным знаком Финляндии.
    Соавтор книг по истории лесоперерабатывающей отрасли.
    В Верею переехал несколько лет назад. Его живописные работы посвящены Верее, окрестностям города. В Верейском музее хранятся веселые матрешки, расписанные В.Силантьевым. Еще одно увлечение Вячеслава Андриановича – роспись печей. В 2007 году русской матрешке исполняется 110 лет.
    Первая матрешка родилась в Москве в мастерской-магазине Анатолия Ивановича Мамонтова – брата известного мецената Саввы Ивановича Мамонтова. После выставки японского искусства в Санкт-Петербурге в декабре 1896 года в мастерской появилась игрушка с острова Хонсю, которая представляла собой фигурку лысого старика-мудреца Фукуруму с вытянутой вверх головой. Внутри фигурки находилась еще одна, не отличающаяся от первой ничем, кроме размера, а в ней еще и еще. Игрушка заинтересовала художника Малютина, и он нарисовал эскиз изделия. Выточить заготовку новой игрушки поручили токарю Звездочкину, работавшему в мастерской «Детское воспитание». И вот из-под резца мастера выходят 8 заготовок, вкладывающихся одна в другую. Первая разборная игрушка представляла собой девочку в русском сарафане и платке с черным петухом в руках. За девочкой шел мальчик, потом девочка и опять мальчик и т.д. Все восемь фигурок отличались росписью, самая маленькая к тому же изображала спеленатого младенца. Игрушка получила имя Матрена (в просторечии Матрешка), что в переводе с латыни означает «мать».
    Матрешки были дорогими игрушками и пользовались большим спросом.
    Вскоре производство матрешек стало массовым. Матрешка стала самым популярным сувениром. Она украшала международные выставки. В самых разных уголках земного шара, на разных языках слово «матрешка» произносится одинаково.
    В Верее изготовлением матрешек занимался Силантьев Вячеслав Андрианович. Переехал он в Верею 10 лет назад, обосновался вместе со своей супругой в Ершовке. Его матрешки удивительно созвучны Верейскому духу, в каждой матрешке есть своя изюминка: вот матрешка несет в дом петуха- оберег от вражьих сил, а вот матрешка с гербом Вереи.
    Благодаря таким энтузиастам, как Вячеслав Андрианович, и у нас в Верее возродился этот народный промысел.
    Работы В. Силаньтева: иконы, роспись по дереву – переданы в дар Верейскому историко-краеведческому музею. Память об этом мастере хранится в нашем музее.
    Наль Александрович Драгунов
    В создании Верейского краеведческого музея активное участие принимал Наль Александрович Драгунов. Свое детство и юность он провел в городе Ростове-на-Дону. Эти прожитые годы в дальнейшем повлияли на его творчество: интерес к истории донского казачества ярко отразился в его произведениях. Учился в Ростовском художественном училище. Он всегда рисовал: когда уходил на фронт в 1943 году, в кармане его гимнастерки находился свернутый лист бумаги и карандаш. На войне был ранен, награжден боевыми наградами.После войны возвращается в Москву, поступает на курсы художников-мультипликаторов в киностудии «Союзмультфильм», где работает до 1951 года Именно здесь, на студии, проявляется его талант художника, прекрасного рисовальщика, графика.
    Творчество Наля Александровича очень многогранно. Большую часть своей жизни он прожил в селе Симбухово, окрестностях города Вереи, но не прерывал связи с Ростовским книжным издательством. Более полусотни книг для детей проиллюстрировано им («Сказки Тихого Дона», «Чао», «Петушок на крыше», «Сказка о царе Салтане» и т.д.).
    На студии «Диафильм» в Москве им было создано более десятка диафильмов.
    В 1961 году Н.Драгунов вступает в Союз художников СССР. Свою любовь к окружающему миру он выражал в резьбе по дереву, в каждом найденном им корешке видел образ и воплощал его в жизнь. Вместе со своим другом-художником Б.Н. Крыжевским создал живописные произведения на темы истории Донского казачества, которые находятся в краеведческих музеях городов Ростова-на-Дону,Таганрога, Старочеркасска, Новороссийска.
    В середине семидесятых годов прошлого века оформил территорию пионерлагеря «Веселые грачи» серией деревянных скульптур и композиций на темы русских народных сказок. В лесной скульптуре анималистический жанр занимает одно из ведущих мест. Образ художественного произведения подсказывает сама природа. Надо обладать достаточно развитым воображением, чтобы в прихотливых изгибах лесной коряги увидеть упругое туловище хорька или силуэт затаившейся выпи и придать ему выразительную позу, передающую эмоциональное состояние животного.
    Гринев Эдуард Николаевич
    Родился в 1933 году. Коренной житель г. Вереи, здесь же учился и работал до 1959 года, пока существовал Верейский район. С Вереей связан все годы, а с 1994 года вновь живет в Верее.
    Его фотоработы можно часто увидеть на стендах в городе, на выставках в музее, а в 2008 году он принял участие на выставке в «Крокус – Экспо», где был отмечен в числе лучших. Эдуард Гринёв ведет верейскую фотолетопись, присутствуя почти на всех мероприятиях.
    У Э.Гринева есть еще одно увлечение – изготовление поделок из корней и веток деревьев. В его руках самые уродливые перекрученые кривые стволы превращаются в прекрасные кашпо, настольные лампы и другие изделия.
    Галина Коренева
    Галина Коренева родилась 6 июня 1953 года в Верее. Вся жизнь ее связана с этим древним городом Подмосковья. Здесь она окончила среднюю школу, здесь занималась в изостудии Дома пионеров под руководством художника Бориса Ильича Морозова.
    Галина исполнила свою мечту, стала художницей, окончив Московский текстильный институт (отделение прикладного искусства), и вернулась в Верею. Здесь она работала художником в Доме культуры и все свободное время посвящала творчеству.
    Удивление, ощущение необычности и новизна – первое, что чувствуешь при встрече с её работами. Художественный дар её был разнообразен: живопись маслом и смешанной техникой, графика, картины из семян, декоративные работы из стекла, камней и металла (иконы, шкатулки), изразцы, глиняные игрушки, батик….
    Кроме того, много образцов ткани, фактуру которой она мастерски разрабатывала.
    Темы для творчества щедро подсказывала сама природа.
    Дом, где жила Галина с матерью, Кореневой Зинаидой Тимофеевной, стоит на берегу Протвы. Это место удивительно красиво, во все времена года оно излучает мягкий свет. Здесь началась для Галины новая волна творческого подъема, радость, открытия праздничного в будничном.
    Наследие Галины – это и многочисленные папки рисунков (она была блестящим мастером рисунка), графика. Графические работы она выполняла упругими точными штрихами. Любила картины на черном фоне- горение, мерцание свечей.
    Художница собрала прекрасную библиотеку, художественные альбомы. Всю жизнь изучала промыслы и ремесла. Результатом этой внутренней работы стали уникальные шкатулки из камня, стекла и металла. Каждая имеет свой микромир, вызывает сказочные ассоциации. Галина писала стихи. Образы Галины- это часто мечта наяву. В стихах, как и в картинах, передано ощущение поэтического начала жизни.
    Все творчество Галины Кореневой противостоит пошлости, приземленности жизни. Работая искренно, полностью сосредоточенно, она имела прекрасную цель: собрать и открыть музей прикладного искусства… Жизнь её оборвалась, когда ей было 39 лет.
    В то время в Верее не было еще краеведческого музея. С его открытием в 1996 году люди узнали об уникальной художнице, о её богатом и щедром творчестве.
    Образы нежной красоты, утонченной поэзии живут и сегодня.
    “Мокрая черемуха” “Одуванчики” “Лилии на Протве”
    “Вербы” “Маки” “Подсолнухи”
    Здесь приведены лишь некоторые картины, отражающие мягкость, красоту и поэзию подмосковного пейзажа.
    Галина Коренева искала новые формы творчества. Вместе с Зинаидой Тимофеевной Кореневой они разработали новую форму прикладного искусства—мозаику из семян.
    В Верейском историко-краеведческом музее представлены композиции из семян Галины Кореневные и необычные шкатулки.
    “Русский витязь” Икона “Знамение” “Букет в вазе” “Уголок Риги”

  5. Мы гордимся нашей великой родиной, её культурой, её лесами и полями, её песнями, её трудолюбивыми и талантливыми людьми. но у каждого из нас есть своя малая родина. малая родина – то место, где ты родился, – это дом, где ты, заливаясь смехом, делаешь первые шаги, где впервые сказал слово мама, но ещё и человеческие взаимоотношения, уклад жизни и традиции. это место, где живут наши родители, где мы растем, учимся, играем с друзьями. ничто на земле не может быть ближе, милее, чем то место, где ты провел свои детские годы. у каждого человека есть своя родина. у одних – это большой город, у других – маленькая деревенька, но все люди любят её. и куда бы мы ни уехали, нас всегда тянет на родину, к тем местам, где мы выросли. родина необязательно должна быть большой. это может быть какой-нибудь уголок нашего города, села. здесь наша и каждый человек должен знать своего края, его людей. в этом частица нашего счастья. моей малой родиной является белгородчина. я счастлива, что живу именно на белгородской земле. белгородчина – самый привлекательный и интересный уголок нашей страны, имеющий многовековую . о белгородской области написано много стихов и рассказов. родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. но всякое дерево имеет корни, питающие его. корни – это то, чем мы жили вчера, 100, 1000 лет назад. это наша , наша культура. я люблю белгородскую область за её необъятные поля, величавые горы, леса и просто за то, что я здесь родилась. белгородского края разнообразна и самобытна. народу, жившему на этой земле пришлось пройти через много бед и лишений – , набеги, нашествия, но, тем не менее, белгородчина славилась и продолжает славиться своими отважными и трудолюбивыми жителями, традициями и обычаями. особое место в нашего края занимают различные ремесла. умельцы были известны не только в своем городе или губернии, но и за их пределами. поначалу у жителей белгородчины ремесло носило характер – каждый сам себе шил одежду и обувь, посуду из глины, изготовлял орудия труда. но в период раннего средневековья начался выпуск продукции на рынок. белгородская земля славилась иконописцами. имена мастеров, за малым исключением, нам неизвестны. но мы можем смотреть на редкие шедевры, найденные в самых разных yголках нашего края и будто бы переноситься в другое время, чувствовать, как в тебя проникают те чувства, которые автор вложил в свою работу. белгородчина издревле была известна своими гончарами. центром гончарного производства являлся борисовский район, где по сей день проживают талантливые умельцы, и существует довольно крупный завод по производству глиняных и керамических изделий. казалось бы, это ремесло довольно простое, но это лишь первое впечатление. познакомившись с гончарным делом ближе, я поняла, что это тонкая и кропотливая работа, которая состоит из многих этапов и требует внимания и терпения. в умелых руках мастера бесформенный кусок глины становится настоящим произведением искусства. изделия мастера становились известными по всей губернии и с большим успехом продавались на ярмарках. на белгородчине было развито и кузнечное дело. кузнец в былинах, сказках и преданиях является олицетворением добра, силы

  6. 6
    Текст добавил: илюминатор тв

    сочинение на тему умельцы моего края

    Ответы:

    Мы гордимся нашей великой Родиной, её культурой, её  лесами и полями, её песнями, её трудолюбивыми и талантливыми людьми. Но у каждого из нас есть своя Малая Родина.  Малая родина – то место, где ты родился, – это дом, где  ты, заливаясь смехом, делаешь первые шаги, где впервые сказал слово мама, но ещё и человеческие взаимоотношения, уклад жизни и традиции. Это место, где  живут наши родители, где мы растем, учимся, играем с друзьями. Ничто на земле не может быть ближе, милее, чем то место, где ты  провел свои детские годы. У каждого человека есть своя родина. У одних – это большой город, у других – маленькая деревенька, но все люди любят её. И куда бы мы ни уехали, нас всегда тянет на родину, к тем местам, где мы выросли.  Родина необязательно должна быть большой. Это может быть какой-нибудь уголок нашего города, села. Здесь наша история и каждый человек должен знать историю своего края, его людей. В этом частица нашего счастья. Моей малой родиной является Белгородчина. Я счастлива, что живу именно на белгородской земле.Белгородчина – самый привлекательный и интересный уголок нашей страны, имеющий многовековую историю. О Белгородской области написано много стихов и рассказов. Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. Но всякое дерево имеет корни, питающие его. Корни – это то, чем мы жили вчера, 100, 1000 лет назад. Это наша история, наша культура. Я люблю Белгородскую область за её необъятные поля, величавые горы, леса и просто за то, что я здесь родилась.История Белгородского края разнообразна и самобытна. Народу, жившему на этой земле пришлось пройти через много бед и лишений – пожары, набеги, нашествия, но, тем не менее, Белгородчина славилась и продолжает славиться своими отважными и трудолюбивыми жителями, традициями и обычаями.         Особое место в истории нашего края занимают различные ремесла. Умельцы были известны не только в своем городе или губернии, но и за их пределами. Поначалу у жителей Белгородчины ремесло носило домашний характер – каждый сам себе шил одежду и обувь,  посуду из глины, изготовлял орудия труда. Но в период раннего средневековья начался выпуск продукции на рынок.  Белгородская земля славилась иконописцами. Имена мастеров, за малым исключением,  нам неизвестны. Но мы можем смотреть на редкие шедевры, найденные в самых разных yголках нашего края и будто бы переноситься в другое время, чувствовать, как в тебя проникают те чувства, которые автор вложил в свою работу. Белгородчина  издревле была известна своими гончарами. Центром гончарного производства являлся Борисовский район, где по сей день проживают талантливые умельцы, и существует довольно крупный завод по производству глиняных и керамических изделий. Казалось бы, это ремесло довольно простое, но это лишь первое впечатление. Познакомившись с гончарным делом ближе, я поняла, что это очень тонкая и кропотливая работа,  которая состоит из многих этапов и требует внимания и терпения. В умелых руках мастера бесформенный кусок глины становится настоящим произведением искусства. Изделия мастера становились известными по всей губернии и с большим успехом продавались на ярмарках. На Белгородчине было развито и кузнечное дело. Кузнец в былинах, сказках и преданиях является олицетворением добра, силы и мужества. Богатые месторождения руды позволяли стремительно развиваться данному мастерству. Белгородские кузнецы снабжали землепашцев косами и серпами, воинов – оружием, создавали такие необходимые для хозяйства вещи как ключи, ножи, иглы, рыболовные крючки, замки и многое другое. Также изготовлялись различные украшения и амулеты.  Помимо вышеперечисленных ремесел на Белгородчине были развиты ткачество, плетение из лозы и бесконечное множество других разнообразных техник и умений. И сам факт того, что эти ремесла и мастера до сих пор не забыты, является ценным культурным достижением.Это значит, что белгородцы не забывают традиции своих предков, уважают и возрождают их. значит, что интерес к культуре своего народа не пропадает, а наоборот возрастает. Каждый год устраиваются выставки-продажи ремесленных изделий, которые пользуются популярностью у населения. Все это – ещё один большой шаг на  пути к сохранению культурного наследия.Я считаю, что  нужно создавать уголки народной культуры в  школах, потому что за теми, кто сейчас ещё только учится в школе, будет стоять задача сохранения и создания традиций нашей родины, нашей культуры. Более того, стоит проводить встречи с носителями информации о народной культу
    ре – жителями сел, деревень. Ведь ни о чем нельзя узнать лучше, чем из первых рук.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *