Сочинение на тему образ базарова заключение

12 вариантов

  1. Евгений Базаров, герой романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» предстает перед читателем в конкретный период развития своей личности. Писатель не предлагает его биографии, откуда возникли и развивались его взгляды.
    Гораздо важнее его характер, который проявляется и во внешнем образе Базарова, и в общении с другими героями произведения, что и анализируется в сочинении на тему образ Базарова.
    Его одежда – вызов для того времени, почему он казался франтоватому Павлу Петровичу нелепым. А между тем, его балахон и широкополая шляпа – ответ соображениям удобства, комфорта, свободы. Его разговор – простые и понятные слова, по возможности без заимствованных иностранных слов. Ему не нужно украшать себя – ведь и внешность у него не слишком привлекательна.
    В сочинении на тему образа персонажа следует отметить и то, что социальную позицию Базаров сочетает с внешним поведением: отрицание общепринятых правил (не сразу подал руку Николаю Петровичу), переходящее в фамильярность.
    Еще в начале романа, когда Базаров едет в чужое имение, он отстраняется от Аркадия и Николая Петровича, однако магнетизм его личности, не оставляет отца и сына, словно Базаров не в тарантасе, а рядом с ними, в коляске.
    И хозяева объясняют его поведение одним словом – нигилист. У Аркадия это вызывает почти восхищение, а у его дяди – только иронию.
    Однако, нигилизм – это не то главное, что привлекает в Базарове. Это не его внешность, поведение и духовная жизнь. Это его цельная личность. В сочинении хочется сказать, что чуть меньше непримиримости, больше терпимости и понимания, что новая жизнь, общественные и человеческие отношения не строятся на руинах прошлого, и не происходят такие изменения в одночасье, будь он более амбициозен – в положительном смысле – и добился бы большего.
    Да, на формирование взглядов и характера в некоторой степени повлиял образ его отца – штабного лекаря, который часто оказывал помощь бедным. Сам Базаров стал врачом, но его действия лишены сочувствия. Им движут некие высокие идеалы, которые, увы, далеки от реальной жизни с ее проблемами и противоречиями. При этом образ Базарова является удивительно цельным – из-за его искренней веры в свои убеждения, искренности и прямоты.
    Важной является и тема внешнего проявления убеждений героя. Его поведение – зачастую грубое, фамильярное – это не отсутствие должного воспитания. Поведение Базарова – во многом преувеличение. Возможно, светские манеры, излишняя утонченность поведения, присущая Кирсановым, и является лишней в честной трудовой жизни ради общего блага – но элементарное уважение к окружающим людям, страшим по возрасту, не зависимо от их социального положения – это естественная норма. Базаров же, отказываясь от условностей, переступает и эту черту.
    То же видно и в отношении Базарова к родителям. Кажется, он должен глубоко уважать и почитать отца, который своей службой простым людям во многом стал для него примером. Но любовь к родителям, видимо, для него такой же атавизм, как и уважение к аристократии. Забота родителей мешает ему работать – и он спокойно их покидает всего через несколько дней после приезда. Так проявляется одно из противоречий характера Базарова, доказывающее его незрелость: будучи уверенным, что его долг служение людям, он проявляет удивительный эгоизм по отношению к самым родным и близким – к родителям.
    Еще одно противоречие Базарова, в том, что для него не существует русских ученых, пример для него ученые немецкие. При этом сам интересуется и другими естественными науками, кроме химии и медицины. Неужели он считает себя одного исключительным человеком, способным работать в той мастерской, которой он зовет природу?
    Но тема образа Базарова не исчерпывается его принадлежностью к нигилистам. В сочинении нельзя не сказать, что Евгений Базаров – человек труда. О его любви и уважении к труду говорят руки – сильные, не чуждые простому физическому труду, так отличающиеся от ухоженных рук дворян.
    Его недворянское происхождение во многом объясняет и внешность, и характер. Будучи вынужден, как и другие разночинцы, пробивать дорогу сам, он изначально имел два выхода: примкнуть к аристократическому обществу в качестве человека, готового оказать служить и прислуживать, или же служить человеку, обществу. Базаров выбрал второе, иного его прямая и деятельная натура и не приняла бы. Недаром автор часто подчеркивает такие качества образа Базарова, как интеллект и самоуважение.
    Не обходит стороной автор и тему любви. Несмотря на кажущуюся холодность, равнодушие, кажущееся нарочито-механическим поведение, упрощенные фразы о новом социальном устройстве и роли сословий, Базаров, неожиданно для себя оказывается подвержен чувствам. И это нельзя обойти в данной теме. Возникшая симпатия к Одинцовой удивительна для героя не только своим фактом, но и тем, что не нашла ответа, что увлечение не было взаимным, что есть сферы жизни, где убеждения не дают ощущения победы, где можно проиграть не сказав ни слова.
    И тем более горьким выглядит поражение в любви, что объектом чувств стала равная – по силе духа, твердости убеждений, интеллекту – столь же холодная и отстраненная по отношению к людям Одинцова.
    Итак, как видно из сочинения, образ Базарова – сплетение противоречий и преувеличений.
    И в заключение сочинения – плохое или хорошее – нынешняя жизнь это наследство “отцов”. Базаров же стремиться отказаться от этого, и тем самым показываем самое слабое звено в своих убеждениях и рассуждениях. Ведь его труд, его путь служению – это наследство его отца и прочих предков. Но, к сожалению, то чего не смогла доказать Базарову жизнь, доказала смерть.

  2. В романе Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети» главным героем является молодой нигилист по имени Евгений Базаров. Этот персонаж сильно выделяется из всей основной массы героев романа. Он, как и Печорин или как Пётр Гринёв является «лишним» в ещё неготовом к таким людям российском обществе.
    Евгений Базаров на протяжении всего романа имел сообщника и ученика в лице Аркадия Кирсанова. Это молодой образованный дворянин, только что окончивший университет. Он пытается походить на Базарова, быть нигилистом, но не может, так как в душе Аркадий мягкий сентиментальный и великодушный человек. Именно поэтому молодой Кирсанов не смог стать продолжателем дела Евгения Базарова.
    Одиночество главного героя было неизбежно. Никто не мог мыслить и рассуждать так, как он: ни Ситников, сын богатого купца, ни Кукшина, эмансипированная женщина. Все эти люди брали от нигилизма только то, что им было выгодно и необходимо. Кукшина, например, обосновывала нигилизмом свою эмансипацию, но на самом-то деле она просто разъехалась с мужем и занималась имением одна. Ситников же был глуповат, ругал женщин за их ограниченность, любил презирать что-либо и делал вид, что он настоящий нигилист.
    Евгений остался один на один с проблемами, которые считал глобальными. Он решил уехать к родителям и там помогать отцу лечить больных. Но почему-то в родных местах даже мужики не хотели с ним разговаривать, обходили стороной. Возможно, это и стало последним шагом к концу жизни Евгения Базарова.
    Таким образом, Базаров был обречён на трагическое одиночество. Его никто не понимал, никто не разделял его взглядов. Может быть, вследствие этого к Базарову пришло осознание того, что все его труды и старания напрасны, может быть именно поэтому он предпочёл самоубийство дальнейшему сопротивлению миру, который не может изменить даже нигилист.

  3. Образ Базарова
    … Начало шестидесятых годов 19 века. Сложная, переходная для России эпоха. Это был переломный период, ознаменовавшийся появлением нового типа людей – разночинцев. Они не имели ни средств на существование и были вынуждены получать образование, а затем своими знаниями зарабатывать на жизнь. Разночинцы шли, как правило, в естественные науки, увлекались материализмом, причем в низшем его проявлении, вульгарном. Базаров в «Отцах и детях» — один из представителей нигилистов-шестидесятников. И. С. Тургенев не приемлет его взгляды, доказывает ложность его теории.
    Базаров – убежденный нигилист. И, как оказывается, это не дань новому модному веянию. Герой полностью верит в свою теорию. Тщательно продумав и прочувствовав свои идеи, он претворяет их в жизнь. Так кто же такой нигилист? Лучшее определение дает Аркадий, ученик Евгения: «Нигилист – это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру». Но формирование новой идеологии не могло обойтись без крайностей. Базаров считает, что только естественные науки способны вести к прогрессу. Поэтому он и занимается в основном химией, физикой, биологией. Проводит эксперименты с лягушками, наблюдает за амебами, собирает образцы флоры и фауны. Но на этом его интересы и заканчиваются. Герой думает, что искусство и другие проявления духовности жизни людей тормозят движение вперед. Этим, собственно, он и отличается от истинных материалистов, утверждающих первичность материи и вторичность сознания. Чего стоят, например, рассуждения Базарова о том, что «Рафаэль гроша медного не стоит,» а «порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта». Невежество героя не ограничивается этим. Базаров не может понять великого русского поэта А. С. Пушкина. Доходит даже до того, что он оскорбляет его, смеется над его поэзией. Нигилист всячески издевается над пристрастиями Николая Петровича Кирсанова к игре на скрипке и чтению стихов. Жизнь таких людей, в понимании Базарова, бесполезна для общества. Он также отрицает любовь и романтизм. Во время разговора с Аркадием «ученый-материалист» издевается над речами своего друга о «загадочных взглядах» и советует ему получше изучить анатомию глаза.
    В прошлые десятилетия молодое поколение узнавало черты своих характеров в онегиных, печориных, рудиных и чацких. У печориных была воля без знания, у рудиных – знание без воли. «У базаровых же есть и знание и воля, мысль и дело сливаются в одно твердое целое». Действительно, Базаров – человек жизни, человек дела. Он дни напролет проводит в труде, в занятиях. У него даже руки от работы красные, подчеркивает Тургенев. Базаров не может жить без того, чтобы не давать регулярно работу своему мозгу и извлекать из нее пользу. Так, гостя у Аркадия, все время он проводит в своей лаборатории за микроскопом. Конечно же, такие энергичные люди могли бы внести большой вклад в развитие науки.
    Базаров – сын уездного лекаря, имеющего два десятка душ. Поэтому и средств на существование у героя мало. Ему чуждо изящество жизни. Оказавшись в обществе утонченного аристократа Павла Петровича Кирсанова, Базаров не перестает над ним подтрунивать. Герой не устает иронизировать над его воротничками, духами, английской одеждой. Ненависть к «барчукам проклятым» у Евгения в крови. Но она взаимна и вскоре выливается в горячий спор. Выясняются некоторые дикие идеи Базарова. Да, герой все отрицает, все опровергает, стремится все рушить. Но что же он хочет построить взамен? Ничего. Как говорит герой, его задача – лишь расчистить место. А создавать что-то новое это уже не его забота. Какое сходство с варварами! Разрушить Рим – это все, на что они были способны.
    Но идеи Базарова нежизнеспособны. Его теория ставит его же самого в тупик, он становится ее рабом. Герой, отрицающий все чувства, вдруг влюбляется. Охватившая его страсть пробивает брешь в его теории. Любовь к Одинцовой заставляет Базарова посмотреть на мир иначе. И вот уже Евгений видит, что жизнь не желает укладываться в нигилистическую схему. Поэтому Базаров, выстрадавший свою теорию, отступничество от нее видит как свою слабость, как жизненный крах. Рушатся все его устои. Постепенно он начинает подмечать, что совершает непозволительные для себя поступки. Это и участие в дуэли, «рыцарском поединке», который так яростно отрицал герой. Это и благородный поступок, совершенный во время дуэли. Поддавшись чувству, Евгений сохраняет жизнь своему противнику. Внутренний конфликт Базарова не находит своего разрешения и в итоге приводит разочаровавшегося героя к трагическому финалу.
    Неотвратимый удар судьбы настигает Базарова – он умирает. В том, что смелый «анатом» и «физиолог» заражается от вскрытия трупа, есть что-то роковое. Перед лицом смерти слабыми оказываются опоры, поддерживавшие некогда Базарова. «Да, поди попробуй отрицать смерть. Она тебя отрицает, и баста!» — признает Евгений. Но герой вдруг проявляет качества, некогда им отрицавшиеся. Смерть Базарова удивительна. Умирая, он думает не о себе, а о своих родителях и об Одинцовой. Ослабив над собой контроль, Базаров становится лучше и человечнее. Но это не признак слабости, а естественной проявление чувства. И «это служит энергичным доказательством цельности, полноты и естественного богатства натуры».
    Базарова больше нет. Но жизнь продолжается. Те герои, которые изучали природу, понимали ее красоту, покорялись таинственным силам, действующим в ней, обретают счастье в любви, в жизни. И история продолжается ими. Но Базаров не побежден окончательно. После смерти его продолжают помнить и любить. Базаровы с такими знаниями и умениями нужны обществу. Материализм же в их понимании обречен на гибель.

  4. Роман И.С.Тургенева «Отцы и дети» был опубликован в 1862 году. С тех пор он продолжает восхищать читателей своими художественными достоинствами, а политические, философские и эстетические проблемы, поднятые писателем на его страницах, продолжают волновать умы и сердца людей.
    Главный герой романа, Базаров, представлен автором как недавно возникший в русском обществе новый тип людей – нигилистов, появление которых становится своеобразным «знамением времени».
    Базаров – сильный, наделенный природным умом и уверенный в себе человек. Тургенев наделил его материалистическим воззрением, любовью к труду и точным наукам, огромной силой воли и способностью оказывать влияние на окружающих. Писатель показал ненависть своего героя ко всякой «фразе и позе», к косности и рутине. Во всех спорах Базаров обычно побеждает. Он критикует консерватизм Павла Петровича Кирсанова, считает естественнонаучные знания оружием в борьбе с идеализмом «отцов», самостоятельно пробивает дорогу в жизни: «всякий человек сам себя восхищать должен, – ну хоть, как я, например».
    Этот человек не признавал «нематериального», он – враг всего отвлеченного, «оторванного от жизни». Базаров ратует лишь за «конкретные ремесла», которые могли бы быть усвоены народом. Это труженик науки: он неутомим в своих экспериментах, всецело поглощен любимой профессией. Казалось бы, идеальная личность, но нет…
    В то же время Базаров показан человеком жестким, а иногда и жестоким, безжалостным, грубым. Как некоторые другие персонажи, живущие идеей (например, Чацкий), он совершенно не способен объективно оценивать свои высказывания и высказывания собеседника, принять «чужую правду» хотя бы частично. Евгений Базаров оскорбляет Павла Петровича, не проявляет к нему снисхождения. В «марьинских» главах автор подчеркивает его грубоватую манеру держаться: он не считается с хозяевами, грубит им, то есть выражает презрение к среде, в которую попал.
    Но полный крах своих теорий, своих убеждений Базаров осознает, когда попадает в «любовную коллизию» с Анной Сергеевной Одинцовой. Те теории, идеалы, которым он посвятил себя, не проходят испытания на прочность: «В разговоре с Анной Сергеевной он больше прежнего высказывал свое равнодушие, презрение ко всему романтическому, а, оставшись один, с негодованием осознавал романтика в самом себе». Теперь душа Базарова «раскалывается» на две части: с одной стороны, мы видим отрицание всего духовного, в частности – любви; с другой – способность страстно и одухотворенно любить. На смену наивному цинизму («посмотрим, к какому разряду млекопитающих принадлежит сия особа»; «Этакое богатое тело. Хоть сейчас в анатомический театр», «баба с мозгом») приходит более глубокое понимание человеческих взаимоотношений. Если сначала Базаров называл любовь белибердой, считал рыцарские порывы чем-то вроде уродства или болезни, то теперь «кровь его загоралась, как только он вспоминал о ней». Герой ловил себя на всякого рода «постыдных мыслях, точно бес его дразнил». Общий скептицизм у Базарова сохраняется, но теперь в нем нет прежней непоколебимой уверенности. Идеальная концепция рушится…
    В высказываниях главного героя появляется философская рефлексия на тему смерти и места человека в мире. Но положение «песчинки», «атома» во власти стихий его не удовлетворяет. По мнению героя, человек должен подчинить природу себе. Но это невозможно, законы природы неподвластны человеку. И Базаров это понимает, но принять не может: «Любовь – форма, а моя собственная форма уже разлагается». Почему? Как этот волевой и сильный человек повел себя после того, как Одинцова отвергла его любовь?
    Герой спасовал перед жизненной неудачей, или, как он сам говорит, «рассыронился»: у него появляются нотки скептицизма и пессимизма, он поступается некоторыми своими взглядами. Становится ясно, что требования живой человеческой натуры несовместимы с принципами нигилизма. Нет у Базарова ни друзей, ни единомышленников, способных поддержать, помочь. Потому что Аркадий, в сущности, не друг, а попутчик, временный приятель, поверхностно усвоивший взгляды Базарова и вскоре отказавшийся от них. Базаров один, и сил справится с душевным кризисом у него нет. Будучи сильной личностью, он не может отрешиться от своих убеждений, но и от требований натуры он отвернуться не в состоянии. Это тупик: конфликт неразрешим, и герой осознает это. Единственный выход для него – это смерть. И главный герой умирает…
    Кто же такой Базаров? Представитель своего времени, «лишний человек» или человек без будущего? На этот вопрос нельзя ответить однозначно. Ясно одно: нельзя пренебрегать духовными ценностями. Это то, на чем держится личность человека, его душа. А без души человек – это только оболочка. Тургенев показал нам сильного человека и лишний раз доказал этот факт.

  5. Произведение «Отцы и дети» до сих пор остается противоречивым среди критиков. Старшее поколение было представлено в нем консервативными братьями Кирсановыми, молодое поколение же – Евгением Базаровым.
    Роман начинается с приезда Евгения в имение Кирсановых. Появление главного героя всколыхнуло обыденную жизнь усадьбы.
    Базаров – сын лекаря, учится в университете, скромно живет, увлекается наукой. Он всегда старается помочь людям, и никогда не разделяет людей на сословия, а наоборот, гордится своим происхождением: «Мой дед землю пахал!».
    Тургенев делает акцент на уме героя, и представляет его читателю как довольно противоречивую особу для того времени. «Длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум» – подчеркивает автор.
    Базаров – нигилист, он гордо и с уверенностью отстаивает свою позицию. Тот факт, что он отрицает все на свете, ставит в тупик братьев Кирсановых.
    Поэзия и искусство – гроша ломанного не стоят, считает главный герой. Его мнение заключается в том, что человек должен воспринимать природу как «мастерскую», но не как «храм». Особенно выделяется то, как Евгений относится к любви, называя ее непростительной дурью.
    В итоге автор пытается показать нам, что такой персонаж как Базаров не может существовать. Тургенев проводит главного героя через ряд испытаний, которые вызывают в самом Евгении ряд противоречий.
    Так нигилизм, отрицание любви и других чувств, отрицание общепринятых правил приводят к конфликту внутри Базарова. Он не может бороться с привязанностью к своим родителям, говоря в конце Одинцовой не забывать его стариков: «Таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать». Также не может бороться он и с чувством любви. Чем дольше он находится с Одинцовой, тем больше привязывается к ней, тяжело перенося чувства, которые он в себе открывает.
    В итоге автор убивает героя, ведь такой человек не может существовать. Тургенев хочет показать читателю, что мы не можем жить, отрицая все, что имеем. Человек без любви, без чувств, с таким отношением к природе и традициям не нужен, поэтому Базаров вынужден уйти.

  6. Написанный в переломный момент исторического развития России роман “Отцы и дети” показал острые проблемы современности, которые еще долго после появления этого произведения волновали российское общество. Этот роман И. С. Тургенева — отражение общественного конфликта 60-х годов XIX века, глубина которого показана на примере вечного конфликта отцов и детей. В романе мы видим типичного представителя разночинцев, для которых при всех их различиях в общественно-политических взглядах, был характерным глубокий демократизм. Основной конфликт романа держится на противопоставлении и столкновении демократизма и аристократизма и состоит в проблеме отцов и детей.
    Базаров — демократ-разночинец. Эти люди, чаще недворянского происхождения, трудом пробивали себе дорогу в жизнь и не признавали сословного деления общества. Стремясь к знанию, они ценили человека не по знатности и богатству, а по его делам, пользе для окружающих людей. “Мой дед землю пахал”, — говорит Базаров о своем происхождении. При этом он умалчивает о предке со стороны матери, показывая тем самым отсутствие всякого интереса к деду-дворянину.
    Демократизм свойствен не только убеждениям Базарова, но и его внешности. Появление героя романа в дворянской среде в “балахоне” уже само по себе — вызов условностям, умышленное пренебрежение ими. Мы обращаем внимание и на “обнаженную красную руку” Базарова — это рука человека, не чуждого фи-зическому труду. Она слишком отличается от холеной руки дворянина, чтобы ее можно было не заметить. В целом во внешности Базарова Тургенев подчеркивает его интеллектуальное начало: ум и самоуважение.
    Мы видим, что жизнь праздного аристократического общества проходит в безделье, чего нельзя сказать о Базарове. Непрерывный труд является содержанием его жизни. Тургенев раскрывает характер его работы: “Базаров привез с собой микроскоп и по целым часам с ним возился”, он проводит “физические и химические опыты”, то есть продолжает в Марьине свои естественнонаучные занятия.
    Каково же отношение к Базарову основных героев романа? Николай Петрович — добрый и мягкий человек, поэтому он относится к Базарову несколько отчужденно, с непониманием и даже боязнью: “Николай Петрович побаивался молодого “нигилиста” и сомневался в пользе его влияния на Аркадия”. Чувства Павла Петровича сильнее и определеннее: “…Павел Петрович всеми силами души своей возненавидел Базарова: он считал его гордецом, нахалом, циником, плебеем”. Окончательно утвердился в своей неприязни к Базарову и “по-своему… аристократ не хуже Павла Петровича” старик Прокофьич. Он называл его живодером и прощелыгой и уверял, что он “с своими бакенбардами — настоящая свинья в кусте”.
    Зато простые люди всей душой тянутся к Базарову. Застенчивая и робкая Фенечка “до того с ним освоилась, что однажды ночью велела разбудить его”, когда заболел ее сын. А “дворовые мальчишки бегали за “до-хтуром”, как собачонки”. Симпатизируют ему и горничная Дуняша, и Петр, они чувствовали, что он “все-таки свой брат, не барин”.
    Столкновение Базарова и Павла Петровича как представителей не только разных поколений, но и людей разных убеждений, было неизбежным. Павел Петрович “ждал только предлога, чтобы накинуться на врага”. Базаров же считал бесполезным тратить порох на словесные битвы, но уклониться от схватки не мог. Страшные слова о том, что он все отрицает, Базаров говорит с “невыразимым спокойствием”. Душевная сила, уверенность в своей правоте, глубокая убежденность звучат в самом голосе его, в кратких, отрывочных репликах.
    Образ Евгения Базарова более полно раскрывается именно в сравнении с Павлом Петровичем. В словах последнего чувствуется аристократизм. Он постоянно употребляет выражения, подчеркивающие благовоспитанность истинного аристократа (“чувствительно вам обязан”, “честь имею кланяться”…). Обилие в речи этого героя иностранных выражений раздражает Базарова: “Аристократизм, либерализм, прогресс, принципы… подумаешь, сколько иностранных и бесполезных слов! Русскому человеку они даром не нужны”. Речь же самого Базарова отличают остроумие, находчивость, великолепное знание народного языка и умение владеть им. В речи Базарова проявляется свойственный ему склад ума — трезвый, здравый и ясный.
    В частых спорах “господина нигилиста” Базарова и “феодала” Кирсанова затронуты почти все основные вопросы, по которым расходились во взглядах демократы-разночинцы и либералы: о путях дальнейшего развития страны, о материализме и идеализме, о знании науки, понимании искусства и об отношении к народу. Мы видим, что все принципы Павла Петровича сводятся в сущности к тому, чтобы защитить старый порядок, а взгляды Базарова — к обличению этого порядка.
    Когда спор зашел о народе, они будто бы сошлись во взглядах. Базаров согласен с Павлом Петровичем, что народ “свято чтит преданья, он патриархальный, он не может жить без веры”. Но если Кирсанов убежден в ценности этих качеств, то Базаров готов всю жизнь посвятить тому, чтобы это было не так. Главный герой романа, казалось бы, пренебрежительно говорит о русских мужиках. Но он выступает не против них самих, а против умиления перед их отсталостью, суеверием, невежеством.
    Порой позиция Базарова, “который ко всему относится с критической точки зрения”, отличается край-ностью. Это можно сказать о его эстетических взглядах. Так, Базаров насмешливо относится к Пушкину, отрицает живопись, поэзию. Он не замечает красоты окружающей природы, хотя по-своему любит ее, считая, что в ней — огромные ресурсы, которые можно использовать на благо человека (“природа — не храм, а мастерская”).
    Когда пишешь о Евгении Базарове, нельзя не сказать главного — того, что этот человек крайне одинок. В Марьине Базаров — гость, резко отличающийся от хозяев-помещиков. И для слуг, и для хозяев там он свой. В деревне же своего отца Базаров в глазах крепостных — барин. На деле он далек и от помещиков, и от простых людей. Он одинок.
    Он одинок еще и потому, что в романе мы не видим ни одного единомышленника Базарова. Есть только его мнимые ученики. Это прежде всего “маленький либеральный барин” Аркадий. Однако его увлечение Базаровым — не более чем дань молодости. При этом он все-таки лучший из изображенных в романе учеников Базарова. Другие его “последователи” изображены сатирически. Ситников и Кукшина видят в нигилизме отрицание всех старых нравственных норм и с восторгом следуют этой “моде”. Базаров одинок не только в дружбе, но и в любви. В своем горьком чувстве к Одинцовой он раскрывается как глубокая сильная натура.
    Сам Тургенев признавал, что этот герой “все-таки стоит еще в преддверии будущего”. Автор “Отцов и детей” признается: “Я хотел сделать из него лицо трагическое… Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, наполовину выросшая из почвы, сильная, злобная, честная, — и все-таки обреченная на погибель”. Мне кажется, что Тургеневу удалось создать именно такой образ. И он занял свое достойное место в ряду литературных героев XIX века. Д. И. Писарев дал такую оценку главному герою “Отцов и детей”: “…у Печориных есть воля без знания, у Рудиных — знание без воли; у Базаровых есть и знание и воля, мысль и дело сливаются в одно твердое целое”.

  7. Образ Базарова сочинение
    План
    1. Герои романа “Отцы и дети”.
    2. Образ Базарова
    2.1. Образованный человек.
    2.2. Нигилист.
    2.3. Испытание любовью.
    3. Теория Базарова.
    И. С. Тургенев написал свой роман “Отцы и дети” в непростое время для всей России – в период крестьянской реформы, когда общество разделилось на либералов и демократов, порождая многочисленные споры и раздоры между разными социальными слоями.
    В своем произведении писатель изобразил конфликт между свободомыслящими, но законсервированными дворянами, и представителями прогрессивной революционной интеллигенции.
    Семья Кирсановых является образцом вольномыслящих аристократов, они не борются за крепостное право, но и не считают себя равными по отношению к простому народу.
    Базаров же, благородный человек, имеющий дворянские корни, выступает за полное освобождение крестьян и возвращение им всех гарантий и благ.
    Поэтому Евгений Базаров – небогатый образованный мужчина, любитель науки, будущий врач по призванию, становится причиной многих ссор и размолвок в доме пригласивших его Кирсановых.
    Молодой человек очень увлечен естествознанием, каждое утро он отправляется на пешие прогулки и проводит всевозможные хирургические опыты. Базаров очень любит медицину и с ответственностью подходит к ее изучению. Он с радостью употребляет свои знания на пользу бедных людей.
    По мировоззрению главный герой – нигилист, он отрицает и отвергает все условности и все общепринятые нормы, из-за чего у него постоянно бывают нешуточные столкновения с одним из Кирсановых – Павлом Петровичем. Пожилой аристократ недоумевает, как можно отвергать все – искусство, поэзию и даже любовь?! “Все!” – твердо отвечает Евгений, не признающий ни авторитетов, ни идеалов. “Вы все отрицаете, или, выражаясь точнее, вы все разрушаете… – размышляет Павел Петрович. – Да ведь надобно же и строить”. “Сперва нужно место расчистить” – резонно объясняет уверенный Базаров.
    Однако противоречие между ним и старшим поколением является не единственным конфликтом романа.
    После встречи с Одинцовой, в Евгении назревает внутренний разлад, который он не сразу постигает. Дело в том, что молодой человек, отвергающий чувства, эмоции и привязанность, сам начал испытывать всепоглощающее ощущение любви к понравившейся ему женщине. “Так знайте же, что я люблю вас, глупо, безумно…” – почти со злостью говорит он богатой помещице. Базаров, ни разу до этого не испытывающий настоящего чувства, ожесточен не только сам на себя, но и на свою избранницу. Это она заставляет его верить в любовь! Это из-за нее он трепещет в ожидании ответа!
    Чувство Евгения осталось неразделенным. Понимая это, он уезжает от любимой женщины и вскоре умирает из-за своей неосторожности.
    Смерть молодой человек принимает стойко, сообразно своим принципам и убеждениям. Как врач, он осознает, что скоро начнется кризис и что он может впасть в беспамятство. Мысль о несчастных родителях тревожит его. Он старается ободрить отца мыслями о религии и философии, которым старик очень предан. Перед смертью Базарову удается еще раз увидеть свою любимую женщину.
    Я двояко отношусь к теории всеобщего отрицания, которой придерживается главный герой. С одной стороны, нигилизм говорит о смелости и прогрессивности, но с другой… Я считаю, что невозможно отрицать то, что заложено в людей с рождения – стремление к любви, восхищение прекрасным, устремление к идеалу.

  8. Вместе с тем, мы видим человека одинокого, который волею судьбы оказался в обществе, чуждому его взглядам. Несмотря на то, что Евгений уверенно и доброжелательно общается со всеми, кто его окружает, в силу своего малого жизненного опыта он ошибочно полагает, что некоторые вещи совсем не обязательны человечеству.
    Он не задумывается о том, что искусство также необходимо народу, как и «хлеб насущный», что любовь и чувства — неотъемлемые составляющие бытия любого человека, что красота природы не может не волновать воображение людей. Вся деятельность и убеждения Базарова говорят об обратном.
    Да, его горячие обсуждения политических тем зарождают в душах собеседников сомнения в правильном понимании ими происходящего вокруг. Только что мы видим потом? Человек «выгорает» и постепенно его юношеский пыл сходит «на нет». Что же послужило поводом для изменения взглядов Базарова на жизнь?
    Как это ни странно — любовь! Именно любовь, которую Евгений отрицал, как движущую силу мироздания, привела «нашего борца за справедливость» к переосмыслению ценностей жизни. Ни об этом ли его предупреждали родные и окружающие люди? Юношеский максимализм и стремление к масштабным изменениям не давали возможности Базарову понять одну вещь — не все так просто в этом мире!
    Несмотря на то, что произведение было создано писателем в далеком 1862 году, оно отражает и реалии нашего времени. Нежелание мириться с действительным положением вещей, с фактическим рабством народа и его невежеством, зарождает в сердцах молодого поколения стремление к революции! Только стоит ли идти «напролом» или нужно сначала все хорошенько обдумать?
    Почитайте роман «Отцы и дети», «примерьте на себя» образ Базарова — и вы многое поймете!

  9. События, которые описанные в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети » в канун крестьянской реформы. Прогрессивная общественность разделилась на либералов и революционер – демократов. Одни приветствовали реформу, а другие были против такой реформы.
    В центре романа появляется Евгений Базаров. И роман Тургенева начинается с приезда Базарова в имение Кирсановых. Базаров был сыном лекаря, так же он прошел суровую школу, потом учился в университете на гроши, увлекался разными науками, хорошо знал ботанику, агротехнику, геологию, никогда не отказывает в медицинской помощи людям, вообщем он гордится собой. А вот неприятия и интерес у людей он вызвал своим внешним видом: высокий рост, старый плащ, длинные волосы. Так же автор подчеркивал его ум, указывая на череп и лицо, выражающие самоуверенность. А вот Кирсановы были лучшие из дворян. Взгляды Базарова вызывают у них разные чувства.
    Характеристика Базарова в романе «Отцы и дети» звучит одним словом: он – нигилист, он ярко отстаивает свою позицию отрицания всего. Он плохо высказывается об искусстве. Природа не предмет восхищения для героя, она для него не храм, а мастерская, и человек в ней работник. А любовь Базаров называет ненужным чувством. Взгляды Базарова не типичны для представителей радикального дворянства.

  10. Образ
    Базарова

    Личность
    Базарова замыкается в самой себе, потому что вне ее и вокруг нее почти нет
    вовсе родственных ей элементов.
    Д.И. Писарев
    Я хотел сделать
    из него лицо трагическое… Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая,
    наполовину выросшая из почвы, сильная, злобная, честная, – и все-таки
    обреченная на погибель, потому что она все-таки стоит еще в преддверии
    будущего.
    И.С. Тургенев
    Едва выйдя в
    свет, роман И.С. Тургенева “Отцы и дети” вызвал настоящий шквал
    критических статей. Ни один из общественных лагерей не принял новое творение
    Тургенева. Либеральная критика не могла простить писателю того, что
    представители аристократии, потомственные дворяне изображены иронически, что
    “плебей” Базаров все время издевается над ними и морально оказывается
    выше их. Демократы же восприняли главного героя романа как злую пародию. Критик
    Антонович, сотрудничавший в журнале “Современник”, даже назвал
    Базарова “асмодеем нашего времени”. Все эти факты говорят в пользу
    И.С. Тургенева. Как настоящий художник, творец, он сумел угадать веяния эпохи,
    появление нового типа, типа демократа-разночинца, который пришел на смену
    аристократии.
    Тургенев
    отразил в романе типичный конфликт эпохи и задал, в частности, вопрос о
    характере и роли “нового человека”, деятеля в период революционной
    ситуации в Европе 60-х годов. Героем того времени являлся разночинец-демократ,
    убежденный противник дворянско-крепостнического строя, материалист, прошедший
    школу труда и лишений, самостоятельно мыслящий и независимый. Именно таков
    главный герой романа “Отцы и дети” – Евгений Базаров.
    Главная
    проблема, поставленная писателем в романе, уже звучит в его названии:
    “Отцы и дети”. Это название имеет двойной смысл. С одной стороны, это
    проблема поколений – вечная проблема классической литературы, с другой, –
    конфликт двух социально-политических сил, действовавших в России в 60-е годы:
    либералов и демократов. Действующие лица романа группируются в зависимости от
    того, к какой из социально-политических группировок мы можем их отнести. Но
    дело в том, что Базаров оказывается единственным представителем лагеря
    “детей”, лагеря демократов-разночинцев. Все остальные герои находятся
    во враждебном лагере.
    Базаров стал
    выразителем идей революционной демократии, противопоставленных в романе
    либеральному дворянству. Его образ занимает центральное место в композиции
    романа. Из 28 глав лишь в двух не появляется Базаров, в остальных он главное
    действующее лицо. Все основные лица романа группируются вокруг него,
    раскрываются во взаимоотношениях с ним, резче и ярче оттеняют те или иные черты
    его личности, подчеркивают его превосходство, ум, душевную силу, свидетельствуют
    о его одиночестве в среде уездных аристократов.
    Сюжет романа
    строится на столкновении Базарова с чуждым ему дворянством. Тургенев сразу же
    показывает, что Базаров – демократ, разночинец, человек труда, чужд
    аристократическому этикету и условностям. В столкновении с “барчуками
    проклятыми” его облик раскрывается полностью. В романе широко используется
    прием контраста: Базаров противопоставлен Павлу Петровичу, аристократия одного
    демократизму другого. Последовательность, убежденность, воля и целеустремленность
    Базарова контрастируют с двойственностью Аркадия, с его мягкотелостью и
    отсутствием осознанной цели.
    В Марьине,
    родовом поместье Кирсановых, Базаров – гость, разительно отличающийся от
    хозяев-помещиков. Даже со своим товарищем Аркадием он расходится в главном – в
    представлениях о жизни, хотя Аркадий – единственный сторонник Базарова в споре
    с отцами. Но их взаимоотношения все-таки нельзя назвать дружбой, потому что
    дружба невозможна без взаимопонимания, дружба не может быть основана на
    подчинении одного другому. На протяжении всего романа наблюдается подчинение
    слабой натуры более сильной: Аркадия – Базарову. Но все-таки Аркадий постепенно
    приобретает свое мнение и перестает повторять слепо за Базаровым
    нигилистические суждения и мнения. В спорах он не выдерживает и выражает свои
    мысли. Разница между героями видна в их поведении в “империи”
    Кирсанова. Базаров занимается работой, изучением природы, а Аркадий
    сибаритствует, ничего не делает. То, что Базаров человек дела, видно даже по
    его “красной обнаженной руке”. Да, действительно, он в любой
    обстановке, в любом доме старается заниматься делом. Главное его дело –
    естественные науки, изучение природы и проверка теоретических открытий на
    практике. Увлечение науками является типичной чертой культурной жизни России
    60-х годов, значит, Базаров идет в ногу со временем. Аркадий – совершенная
    противоположность. Он ничем не занимается, из серьезных дел его ни одно
    по-настоящему не увлекает. Для него главное – уют и покой, а для Базарова –
    труд и движение.
    Крупное
    разногласие возникло между “друзьями” в разговоре о роли природы в
    жизни человека. Здесь уже видно сопротивление Аркадия взглядам Базарова,
    постепенно “ученик” выходит из-под власти “учителя”.
    Базаров ненавидит многих, а у Аркадия нет врагов. “Ты, нежная душа,
    размазня”, – говорит Базаров, понимая, что Аркадий уже не может быть его
    сподвижником. “Ученик” не может жить без принципов. Этим он очень
    близок к своему либеральному отцу и Павлу Петровичу. Зато Базаров предстает
    перед нами как человек нового поколения, которое пришло на смену
    “отцам”, не способным решить основные проблемы эпохи. Аркадий –
    человек, принадлежащий старому поколению, поколению “отцов”.
    Аркадий хочет
    быть сыном своего века и напяливает на себя идеи Базарова, которые решительно
    не могут ему подойти. Он принадлежит к разряду людей, вечно опекаемых и вечно
    не замечающих над собой опеки. Базаров относится к нему покровительственно и
    почти всегда насмешливо, он понимает, что их пути разойдутся.
    В столкновении
    с различными персонажами, противопоставленными ему, раскрываются замечательные
    черты Базарова: в спорах с Павлом Петровичем – зрелость ума, глубина суждений и
    непримиримая ненависть к барству и рабству; во взаимоотношениях с Аркадием –
    способность привлекать на свою сторону молодежь, быть учителем, воспитателем,
    честность и непримиримость в дружбе; в отношении с Одинцовой – умение глубоко и
    по-настоящему любить, цельность натуры, сила воли и чувство собственного
    достоинства.
    Ключевыми
    местами  в композиции романа являются
    сцены споров. Герои Тургенева раскрывают свое мировоззрение в прямых
    высказываниях, в столкновениях со своими идейными противниками. Базаров –
    натура независимая, не склоняющаяся ни перед кем, а подчиняющаяся лишь суду
    мысли.  Типичен для тогдашней молодежи и
    интерес Базарова к естественным наукам, хотя ни карьера ученого, ни карьера
    врача не явилась бы его уделом.
    Тургенев
    проводит своего героя через ряд испытаний (кстати, это  типично для романов Тургенева). Он
    испытывает Базарова сначала любовью, затем и смертью. Тургенев как бы со
    стороны наблюдает за тем, как ведет себя его герой в этих ситуациях. Базаров
    называл любовь “белибердой”, презрительно относился к идеальным,
    романтическим чувствам, признавал любовь только физиологическую: “Нравится
    тебе женщина, так возьми ее!”. Однако сам, влюбившись, вдруг
    почувствовал  себя романтиком, мучимым
    эмоциями.
    В предсмертной сцене Базаров верен своим
    идеалам до конца, он не сломлен, гордо смотрит смерти в глаза. Многие критики
    считают эту сцену самой сильной, живой и трогательной. Потому что именно здесь
    раскрывается это “грешное, бунтующее сердце” до конца.
    Смерть Базарова
    оправданна по-своему. Как в любви нельзя было доводить Базарова до “тишины
    блаженства”, так и в его предполагаемом деле он должен был остаться на
    уровне еще не реализуемых, вынашиваемых, и потому безграничных стремлений.
    Базаров должен был умереть, чтобы остаться Базаровым.

    Список
    литературы

    Для подготовки
    данной работы были использованы материалы с сайта http://sochinenia1.narod.ru/

  11. Как же относились к такому персонажу остальные герои романа? Некоторые аристократы (в своем понимании), побаивались, отчуждались от Базарова. Старик Прокофьич обзывал его живодером. Павел Петрович отнес Базарова к числу гордецов и нахалов. А вот обычные, простые люди всегда приветствовали Базарова. Они относили его к числу своих людей, не к баринам.
    При общении с окружающими, Базаров пытался говорить спокойно и размеренно. Даже в столкновениях с Павлом Петровичем, он старался держать себя в руках, ведь считал такие споры совершенно бессмысленными.
    Именно сравнение этих двух персонажей и открывает перед читателями полную картинку их образов. Павел Петрович много и часто использовал слова, свойственные именно аристократам. Он выражался иностранными высказываниями, чем, в свою очередь, необычайно раздражал Евгения. Но, на самом деле, такие выражения были пустыми.
    Разговор Базарова отличался неким остроумием. Герой безупречно владел родным языком, и умело использовал его выражения в разговорной речи. В спорах со своими оппонентами, главный герой ведет себя самоуверенно, и даже эгоистично. Он не ценит поэзии, он надсмехается над Пушкиным. Ему не понятны стихотворные работы, посвященные пейзажной лирике. Хотя, сам Базаров положительно относится к природе. Он видит в ней источник, которым может пользоваться человек в свое благо.
    Характеризуя образ Евгения Базарова, нельзя не отметить, что он был достаточно одиноким человеком. Находясь в деревне отца, он совершенно чужой. Его воспринимают за барина, хотя, он далек от такого звания. К тому же, на страничках романа «Отцы и дети» нам не встречается ни один герой, который был бы схож с Евгением своими взглядами, жизненными позициями. Нет у него ни настоящих друзей, ни преданной любви. Именно поэтому, образ Базарова настолько волнующий, настолько привлекающий к себе внимание.

  12. Центральный персонаж романа «Отцы и дети» — Евге­ний Базаров — поражает своей яркостью и неоднозначнос­тью, но безусловная его особенность — глубокий трагизм.
    Базаров выступает в романе как носитель настроений нового поколения. Он называет себя нигилистом — отрицающим, не верящим ни во что. Он не признает никаких авторитетов, стереотипов и принципов. Он ярый против­ник «уездного дворянства», выступающего в его представ­лении «самолюбивым и пустым». Базаров и такие, как Базаров, по его же словам, призваны сломать установлен­ные нормы и порядок вещей, реализовав таким образом жажду перемен, будоражащую общество.
    Назвать Базарова материалистом — мало. Любое самое загадочное явление или чувство он низводит до уровня химии или физиологии: «И что за таинственные отно­шения между мужчиной и женщиной? Мы, физиологи, знаем, какие это отношения. Ты проштудируй-ка ана­томию глаза: откуда тут взяться, как ты говоришь, за­гадочному взгляду? Это все романтизм, чепуха, гниль, художество», — говорит он своему товарищу и учени­ку Аркадию Кирсанову. Молодой нигилист утверждает, что единственно верный способ жизни — руководствуясь ощущениями, соображением пользы: «Мы действуем в силу того, что мы признаем полезным», — говорит Ба­заров Павлу Петровичу Кирсанову в одном из споров. А Аркадия позже убеждает: «Я придерживаюсь отрица­тельного направления — в силу ощущения. Мне приятно отрицать, мой мозг так устроен — и баста! Отчего мне нравится химия? Отчего ты любишь яблоки? — тоже в силу ощущения».
    Но здесь-то и начинается противоречивость идей Ба­зарова. Он, ценящий здравый смысл, науку и прогресс (хоть сам это и отрицает), ратующий за просвещение и образованность, предлагает опуститься до уровня инс­тинктов. Он, обвиняющий дворянство в себялюбии, сам только себя и считает за человека, не скрывая презрения к окружающим. Только умирая, он сознается перед собой в своей непомерной гордыне, называя себя топорщащим­ся полураздавленным червяком.
    Самое яркое противоречие слов и чувств Базарова про­является в его отношениях с Одинцовой. Было бы даже забавно наблюдать, как он отрицает свои нежные чувс­тва к ней… если бы он не делал этого с таким звериным ожесточением, разрывая и уродуя свою душу, лишая себя права на счастье в угоду выдуманному им же самим прин­ципу отрицания, — им, который «против принципов»! Им, живущим «ощущениями»! Разве не ощущал он, как новое, неведомое, щемящее чувство заполняет его сердце? Как меняется картина его мира? Как шатаются незыбле­мые материалистические устои, как слетает с него налет цинизма? Как радость наполняет его от одного осознания, что Она рядом?.. В добровольном «усечении» собственной души, в разрушительной войне с собой и с любовью, в оз­лоблении на весь мир и на себя самого состоит глубокий трагизм образа Базарова.
    Главный герой романа — из тех образов, которые не могут оставить равнодушными никого. Им можно восхи­щаться, его можно ненавидеть, превозносить или пори­цать… или и то, и другое. Он, не боясь непонимания или осуждения, высказывает свои мысли; он честен и прямоли­неен; он целеустремлен, собран, практичен; он явный ли­дер по натуре; обладает незаурядным умом и широтой кру­гозора; он независим и смел; он носитель прогрессивных, демократичных тенденций и противник рабства… Многие из этих качеств были необходимы обществу того времени, но общество еще не было готово к ним. Да и сам Базаров не является идеальным примером «нового человека». Ско­рее, он — предтеча этого человека, обреченный на траги­ческое непонимание… Но Базаров не только привлекате­лен, но и отвратителен: в своем цинизме, в своей гордыне, в своем фантастическом эгоизме.
    Смерть Базарова не случайна: образ «героя времени» не имеет будущего, он может быть дорисован только вре­менем. И. С. Тургенев показал, что слепое отрицание старого — не выход: необходимо новое мировоззрение, унаследовавшее лучшие качества «отцов» — духовность, благородство, патриотизм, — дополненное базаровским бесстрашием, новаторством и честностью.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *