Сочинение на тему образ бориса годунова в трагедии пушкина

17 вариантов

  1. Образ Бориса Годунова
    Основная тема трагедии —царь и народ — определила то важное место, которое отвёл Пушкин в своей пьесе Борису Годунову.
    Образ Бориса Годунова раскрыт широко и разносторонне. Борис показан и как царь, и как семьянин; отмечаются его различные душевные качества.
    Борис наделён многими положительными чертами. Привлекательны его большой ум, могучая воля, отзывчивость, желание «свой народ в довольствии, во славе успокоить». Как нежный отец, он искренне скорбит о горе своей дочери, потрясённой неожиданной смертью своего жениха:
    Что, Ксения, что милая моя?
    В невестах уж печальная вдовица!
    Всё плачешь ты о мёртвом женихе…
    Безвинная, зачем же ты страдаешь? ‘
    Как человек, глубоко понимающий пользу образования, он радуется успехам сына в науке:
    Учись, мой сын, наука сокращает
    Нам опыты быстротекущей жизни…
    Учись, мой сын, и легче и яснее-
    Державный труд ты будешь постигать.
    Борис — опытный политик, он трезво учитывает отношение к нему бояр, понимает всю сложную обстановку внутри страны пего время и даёт разумные советы своему сыну в предсмертном завещании. Просватав свою дочь за шведского королевича, он думает об укреплении связи Руси с западноевропейскими государствами.
    Несмотря на все эти качества, народ не любит царя. Борис Годунов — типичный представитель того самодержавия, которое начало складываться в Московской Руси со времени Ивана III и расцвета своего достигло при Иначе IV. Борис продолжим политику Ивана IV — сосредоточения всей государственной власти в руках царя. Он продолжает борьбу с родовитым боярством и. как Иван IV, опирается в этой борьбе па служилое дворянство. Назначая Басманова командующим войсками, Борис говорит ему: «Пошлю тебя начальствовать над ними: не род, а ум поставлю в воеводы». Борис продолжает политику московских царей и в отношении к народу: «Лишь строгостью мы можем неусыпной сдержать народ. Так думал Иоанн (III), смиритель бурь, разумный самодержец, так думал и сто свирепый внук (Иван IV)». Он продолжает политику закабаления крестьян, он «Юрьев лень задумал уничтожить», т. е. уничтожить право крестьян переходить от одного помещика к другому п тем самым окончательно закрепить крестьян за помещиками ‘.
    Такая крепостническая политика Бориса усиливает сначала недоверчивое, а потом враждебное отношение к нему народа.
    Но Борис отличается от своих предшественников тем, что он стал царём при помощи преступления, а не в порядке законного престолонаследия. В XVII веке, как об этом говорят некоторые писатели того времени, Бориса Годунова считали убийцей Димитрия-царевича, сына Ивана IV. Такого же мнения придерживался и Карамзин. Карамзин самую трагедию Бориса рассматривал как следствие его преступления: бог наказал Бориса за убийство царевича-младенца.
    Пушкин, «воскрешая век минувший во всей его истине», тоже
    рисует Бориса как убийцу Димитрия. Но, в противоположность
    писателям XVII века и Карамзину, он не этим преступлением
    объясняет несчастливое царствование Бориса и постигшую его
    неудачу основать царскую династию Годуновых.
    Убийство Димитрия причиняет Борису душевные мучения, усиливает неприязнь народа к нему, но не это главная причина его трагической судьбы. Гибель Бориса обусловлена социальными причинами, борьбой классовых сил. На борьбу с ним выступило боярство, донские казаки, польская шляхта, по главное — против него народ. Гаврила Пушкин говорит Басманову, что Самозванец силён не «польскою помогою» п не казаками, а «мнением народным». Народ восстал против Годунова, и в этом главная причина гибели Бориса, так как народ – основная, решающая сила истории.
    Народ отвернулся от Бориса и потом восстал против него потому, что видел в нём деспота, который не только не заботится о благе народа, но, напротив, ухудшает его положение, закрепощая крестьянство; видел в нём убийцу царевича; рассматривал все его «благодеяния» и «щедроты» как «средство удержать смятенье п мятеж».
    Так Пушкин показывает, что основная причина трагедии Бориса в том, что он лишился уважения, любви и поддержки народа.
    Образ Бориса Годунова (2 вариант)
    В своей трагедийной поэме «Борис Годунов» А.С. Пушкин рассматривает в качестве основной темы взаимоотношения царя и народа. Поэтому автор с разных сторон раскрывает образ самого Бориса Годунова.Остановимся сначала на положительных. Пушкин наделяет своего героя умом, несгибаемой силой воли, думами о народном благополучии. Он трев как политик, который пытается браком дочери укрепить международные отношения России. Царь отлично понимает двусмысленность отношения к нему бояр и на смертном одре наставляет наследника, дает ему ценные советы и обличает маски придворного окружения.Годунов отзывчив и как хороший отец и сострадает дочери, когда та теряет жениха. По-отцовски он радуется достижениям сына в науке.
    Но народ не любит своего царя. Его самодержавие слишком классично. Он консерватор, который правит по традициям. Единолично. И если в подданных он может принять ум, а не происхождения, то по отношению к народу он склонен придерживаться строгости. Он хочет отменить Юрьев день – и этой мерой только противопоставляет себя народу.
    Подрывает его авторитет еще и тот факт, что к власти он взошел не путем наследования престола, а убив царевича Димитрия, сына Ивана IV. Годунов мучается деяниями прошлого – и это также показывает в нем человека со слабостями и недостатками.
    Но трагическая судьба пушкинского героя, все же, обусловлена классовой борьбой, когда на Годунова ополчились буквально все: и народ и боярство, и донские казаки, и польская шляхта. Простые люди в нем вдели деспота и свергли царя силой большинства своего мнения.
    Образ Бориса Годунова (3 вариант)
    Пушкин изображает Годунова преступным потому, что узурпация престола была распространённым явлением, за единичным случаем стояло историческое обобщение. Однако поэт никогда не показал бы Годунова преступным, если бы сам не был глубоко убежден в его вине. Был ли Годунов действительно виновен в смерти девятилетнего царевича Дмитрия? Историки по сей день не могут с точностью дать ответ на этот вопрос, ведь столь искусно были скрыты следы преступления, если оно действительно было совершено. Разумеется, не потому Пушкин изображает Годунова преступным, что следует за версией «Истории Государства Российского» Н.М. Карамзина, у которого сомнения не возникало в том, что злодеяние было совершено «по воле Бориса Годунова»: «правитель достиг престола злодейством», «… Совесть терзала его, а надежда затмевалась навеки или до нового злодейства, ещё страшного и для злодея!» Рисуя картину происходившего, Карамзин сопровождает её своим психологическим комментарием: «Пономарь Соборной церкви… ударил в набат, и все улицы наполнились людьми, встревоженными, изумлёнными; бежали на звук колокола; смотрели дыма, пламени, думая, что горит дворец; вломились в его ворота, увидели царевича мёртвого на земле; подле него лежали мать и кормилица без памяти; но имена злодеев были уже произнесены ими». «Углич… опустел навеки, в память ужасного Борисова гнева на смелых обличителей его дела».
    «Злодейство», «злодеянье», «злодей» – слова с этим корнем стоят в пушкинской трагедии рядом со словами «ужасное», «ужас». Это соседство имеет особый смысл: где «злодеянье», там и «ужас».
    Когда Годунов только ещё вступал на престол, бояре были поражены тем, как искусно играл он роль непричастного к произошедшему в Угличе. Сила характера и выдержка Бориса удивили Шуйского: «Он мне в глаза смотрел как будто правый…» Шуйский убежден и в том, что отказ Бориса от престола – притворство. Еще более утончена игра Бориса Годунова, когда он первый раз появляется перед приближенными. Царю нужно показать людям, что он искренен с ними – так много значит одно его признание: «Обнажена… душа».
    Не только из честолюбивых целей хотел занять престол Годунов, не одни лишь своекорыстные намерения руководили им. Годунов наметил планы обширных государственных преобразований. И он действительно многое сделал. Укрепилось могущество Русского государства, его границы. Но что бы Годунов ни делал, как ни старался делать благо, народ видел в нем причину всех бед, несчастий, происходивших с кем бы то ни было и где бы то ни было:
    Кто ни умрёт, я всех убийца тайный:
    Я ускорил Феодора кончину,
    Я отравил свою сестру царицу –
    Монахиню смиренную… всё я!
    «Всё я…» – царь упрекает людей в несправедливости. В его словах горечь. Но краски им, конечно же, сгущены: страшная тяжесть лежит на душе Бориса. Погруженным в тяжелые думы видят его окружающие. Мрачность – обычное состояние духа Годунова: ни радости на его лице, ни улыбки. Пошел уже шестой год царствования Годунова, и ощущение ужаса от некогда совершенного охватывает самого виновного. Страдание, крик души слышны в его словах: «…мальчики кровавые в глазах», «жалок тот, в ком совесть не чиста».
    Мучимый угрызениями совести, страдающий царь Борис пытается найти утешение в обращении к силам потусторонним, в гадании и ворожбе. Также он ищет опоры и в религии. Даже дочери Годунов говорит о своей вине, хотя и не открывает, в чем именно она состоит. После признания Ксении Годунов умирает. Годунов признаётся в преступлении лишь самому себе, только тогда, когда остаётся один на один со своей совестью. В одиночестве страдания – сила духа Годунова, но и трагизм его человеческой судьбы.
    На протяжении нескольких лет характер Бориса Годунова менялся. Если, вступая на престол, Годунов был непроницаемым для окружающих, то с годами воля его оказывается сломленной. Невольно царь начинает проговариваться о том, что терзает его душу.

  2. Образ Бориса Годунова раскрыт широко и разносторонне. Борис показан и как царь, и как семьянин; отмечаются его различные душевные качества.
    Борис наделён многими положительными чертами. Привлекательны его большой ум, могучая воля, отзывчивость, желание «свой народ в довольствии, во славе успокоить». Как нежный отец, он искренне скорбит о горе своей дочери, потрясённой неожиданной смертью своего жениха:
    Что, Ксения, что милая моя?
    В невестах уж печальная вдовица!
    Всё плачешь ты о мёртвом женихе…
    Безвинная, зачем же ты страдаешь? ‘
    Как человек, глубоко понимающий пользу образования, он радуется успехам сына в науке:
    Учись, мой сын, наука сокращает
    Нам опыты быстротекущей жизни…
    Учись, мой сын, и легче и яснее-
    Державный труд ты будешь постигать.
    Борис — опытный политик, он трезво учитывает отношение к нему бояр, понимает всю сложную обстановку внутри страны пего время и даёт разумные советы своему сыну в предсмертном завещании. Просватав свою дочь за шведского королевича, он думает об укреплении связи Руси с западноевропейскими государствами.
    Несмотря на все эти качества, парод не любит царя. Борис Годунов — типичный представитель того самодержавия, которое начало складываться в Московской Руси со времени Ивана III и расцвета своего достигло при Иначе IV. Борис продолжим политику Ивана IV — сосредоточения всей государственной власти в руках царя. Он продолжает борьбу с родовитым боярством и. как Иван IV, опирается в этой борьбе па служилое дворянство. Назначая Басманова командующим войсками, Борис говорит ему: «Пошлю тебя начальствовать над ними: не род, а ум поставлю в воеводы». Борис продолжает политику московских царей и в отношении к народу: «Лишь строгостью мы можем неусыпной сдержать парод. Так думал Иоанн (III), смиритель бурь, разумный самодержец, так думал и сто свирепый внук (Иван IV)». Он продолжает политику закабаления крестьян, он «Юрьев лень задумал уничтожить», т. е. уничтожить право крестьян переходить от одного помещика к другому п тем самым окончательно закрепить крестьян за помещиками ‘.
    Такая крепостническая политика Бориса усиливает сначала недоверчивое, а потом враждебное отношение к нему народа.
    Но Борис отличается от своих предшественников тем, что он стал царём при помощи преступления, а не в порядке законного престолонаследия. В XVII веке, как об этом говорят некоторые писатели того времени, Бориса Годунова считали убийцей Димитрия-царевича, сына Ивана IV. Такого же мнения придерживался и Карамзин. Карамзин самую трагедию Бориса рассматривал как следствие его преступления: бог наказал Бориса за убийство царевича-младенца.
    Пушкин, «воскрешая век минувший во всей его истине», тоже
    рисует Бориса как убийцу Димитрия. Но, в противоположность
    писателям XVII века и Карамзину, он не этим преступлением
    объясняет несчастливое царствование Бориса и постигшую его
    неудачу основать царскую династию Годуновых.
    Убийство Димитрия причиняет Борису душевные мучения, усиливает неприязнь народа к нему, но не это главная причина его трагической судьбы. Гибель Бориса обусловлена социальными причинами, борьбой классовых сил. На борьбу с ним выступило боярство, донские казаки, польская шляхта, по главное — против него народ. Гаврила Пушкин говорит Басманову, что Самозванец силён не «польскою помогою» п не казаками, а «мнением народным». Народ восстал против Годунова, и в этом главная причина гибели Бориса, так как парод —- основная, решающая сила истории.
    Народ отвернулся от Бориса и потом восстал против него потому, что видел в нём деспота, который не только не заботится о благе народа, но, напротив, ухудшает его положение, закрепощая крестьянство; видел в нём убийцу царевича; рассматривал все его «благодеяния» и «щедроты» как «средство удержать смятенье п мятеж».
    Так Пушкин показывает, что основная причина трагедии Бориса в том, что он лишился уважения, любви и поддержки народа.

  3. Основная тема трагедии —царь и народ — определила то важное место, которое отвёл Пушкин в своей пьесе Борису Годунову.
    Образ Бориса Годунова раскрыт широко и разносторонне. Борис показан и как царь, и как семьянин; отмечаются его различные душевные качества.
    Борис наделён многими положительными чертами. Привлекательны его большой ум, могучая воля, отзывчивость, желание «свой народ в довольствии, во славе успокоить». Как нежный отец, он искренне скорбит о горе своей дочери, потрясённой неожиданной смертью своего жениха:
    Что, Ксения, что милая моя?
    В невестах уж печальная вдовица!
    Всё плачешь ты о мёртвом женихе…
    Безвинная, зачем же ты страдаешь? ‘
    Как человек, глубоко понимающий пользу образования, он радуется успехам сына в науке:
    Учись, мой сын, наука сокращает
    Нам опыты быстротекущей жизни…
    Учись, мой сын, и легче и яснее-
    Державный труд ты будешь постигать.
    Борис — опытный политик, он трезво учитывает отношение к нему бояр, понимает всю сложную обстановку внутри страны пего время и даёт разумные советы своему сыну в предсмертном завещании. Просватав свою дочь за шведского королевича, он думает об укреплении связи Руси с западноевропейскими государствами.
    Несмотря на все эти качества, народ не любит царя. Борис Годунов — типичный представитель того самодержавия, которое начало складываться в Московской Руси со времени Ивана III и расцвета своего достигло при Иначе IV. Борис продолжим политику Ивана IV — сосредоточения всей государственной власти в руках царя. Он продолжает борьбу с родовитым боярством и. как Иван IV, опирается в этой борьбе па служилое дворянство. Назначая Басманова командующим войсками, Борис говорит ему: «Пошлю тебя начальствовать над ними: не род, а ум поставлю в воеводы». Борис продолжает политику московских царей и в отношении к народу: «Лишь строгостью мы можем неусыпной сдержать народ. Так думал Иоанн (III), смиритель бурь, разумный самодержец, так думал и сто свирепый внук (Иван IV)». Он продолжает политику закабаления крестьян, он «Юрьев лень задумал уничтожить», т. е. уничтожить право крестьян переходить от одного помещика к другому п тем самым окончательно закрепить крестьян за помещиками ‘.
    Такая крепостническая политика Бориса усиливает сначала недоверчивое, а потом враждебное отношение к нему народа.
    Но Борис отличается от своих предшественников тем, что он стал царём при помощи преступления, а не в порядке законного престолонаследия. В XVII веке, как об этом говорят некоторые писатели того времени, Бориса Годунова считали убийцей Димитрия-царевича, сына Ивана IV. Такого же мнения придерживался и Карамзин. Карамзин самую трагедию Бориса рассматривал как следствие его преступления: бог наказал Бориса за убийство царевича-младенца.
    Пушкин, «воскрешая век минувший во всей его истине», тоже
    рисует Бориса как убийцу Димитрия. Но, в противоположность
    писателям XVII века и Карамзину, он не этим преступлением
    объясняет несчастливое царствование Бориса и постигшую его
    неудачу основать царскую династию Годуновых.
    Убийство Димитрия причиняет Борису душевные мучения, усиливает неприязнь народа к нему, но не это главная причина его трагической судьбы. Гибель Бориса обусловлена социальными причинами, борьбой классовых сил. На борьбу с ним выступило боярство, донские казаки, польская шляхта, по главное — против него народ. Гаврила Пушкин говорит Басманову, что Самозванец силён не «польскою помогою» п не казаками, а «мнением народным». Народ восстал против Годунова, и в этом главная причина гибели Бориса, так как народ — основная, решающая сила истории.
    Народ отвернулся от Бориса и потом восстал против него потому, что видел в нём деспота, который не только не заботится о благе народа, но, напротив, ухудшает его положение, закрепощая крестьянство; видел в нём убийцу царевича; рассматривал все его «благодеяния» и «щедроты» как «средство удержать смятенье п мятеж».
    Так Пушкин показывает, что основная причина трагедии Бориса в том, что он лишился уважения, любви и поддержки народа.

  4. Основная тема трагедии —царь и народ — определила то важное место, которое отвёл Пушкин в своей пьесе Борису Годунову.
    Образ Бориса Годунова раскрыт широко и разносторонне. Борис показан и как царь, и как семьянин; отмечаются его различные душевные качества.
    Борис наделён многими положительными чертами. Привлекательны его большой ум, могучая воля, отзывчивость, желание «свой народ в довольствии, во славе успокоить». Как нежный отец, он искренне скорбит о горе своей дочери, потрясённой неожиданной смертью своего жениха:
    Что, Ксения, что милая моя?
    В невестах уж печальная вдовица!
    Всё плачешь ты о мёртвом женихе…
    Безвинная, зачем же ты страдаешь? ‘
    Как человек, глубоко понимающий пользу образования, он радуется успехам сына в науке:
    Учись, мой сын, наука сокращает
    Нам опыты быстротекущей жизни…
    Учись, мой сын, и легче и яснее-
    Державный труд ты будешь постигать.
    Борис — опытный политик, он трезво учитывает отношение к нему бояр, понимает всю сложную обстановку внутри страны пего время и даёт разумные советы своему сыну в предсмертном завещании. Просватав свою дочь за шведского королевича, он думает об укреплении связи Руси с западноевропейскими государствами.
    Несмотря на все эти качества, народ не любит царя. Борис Годунов — типичный представитель того самодержавия, которое начало складываться в Московской Руси со времени Ивана III и расцвета своего достигло при Иначе IV. Борис продолжим политику Ивана IV — сосредоточения всей государственной власти в руках царя. Он продолжает борьбу с родовитым боярством и. как Иван IV, опирается в этой борьбе па служилое дворянство. Назначая Басманова командующим войсками, Борис говорит ему: «Пошлю тебя начальствовать над ними: не род, а ум поставлю в воеводы». Борис продолжает политику московских царей и в отношении к народу: «Лишь строгостью мы можем неусыпной сдержать народ. Так думал Иоанн (III), смиритель бурь, разумный самодержец, так думал и сто свирепый внук (Иван IV)». Он продолжает политику закабаления крестьян, он «Юрьев лень задумал уничтожить», т. е. уничтожить право крестьян переходить от одного помещика к другому п тем самым окончательно закрепить крестьян за помещиками ‘.
    Такая крепостническая политика Бориса усиливает сначала недоверчивое, а потом враждебное отношение к нему народа.
    Но Борис отличается от своих предшественников тем, что он стал царём при помощи преступления, а не в порядке законного престолонаследия. В XVII веке, как об этом говорят некоторые писатели того времени, Бориса Годунова считали убийцей Димитрия-царевича, сына Ивана IV. Такого же мнения придерживался и Карамзин. Карамзин самую трагедию Бориса рассматривал как следствие его преступления: бог наказал Бориса за убийство царевича-младенца.
    Пушкин, «воскрешая век минувший во всей его истине», тоже
    рисует Бориса как убийцу Димитрия. Но, в противоположность
    писателям XVII века и Карамзину, он не этим преступлением
    объясняет несчастливое царствование Бориса и постигшую его
    неудачу основать царскую династию Годуновых.
    Убийство Димитрия причиняет Борису душевные мучения, усиливает неприязнь народа к нему, но не это главная причина его трагической судьбы. Гибель Бориса обусловлена социальными причинами, борьбой классовых сил. На борьбу с ним выступило боярство, донские казаки, польская шляхта, по главное — против него народ. Гаврила Пушкин говорит Басманову, что Самозванец силён не «польскою помогою» п не казаками, а «мнением народным». Народ восстал против Годунова, и в этом главная причина гибели Бориса, так как народ – основная, решающая сила истории.
    Народ отвернулся от Бориса и потом восстал против него потому, что видел в нём деспота, который не только не заботится о благе народа, но, напротив, ухудшает его положение, закрепощая крестьянство; видел в нём убийцу царевича; рассматривал все его «благодеяния» и «щедроты» как «средство удержать смятенье п мятеж».
    Так Пушкин показывает, что основная причина трагедии Бориса в том, что он лишился уважения, любви и поддержки народа.

  5. Автор: Пушкин А.С.
    Основная тема трагедии —царь и народ — определила то важное место, которое отвёл Пушкин в своей пьесе Борису Годунову.
    Образ Бориса Годунова раскрыт широко и разносторонне. Борис показан и как царь, и как семьянин; отмечаются его различные душевные качества.
    Борис наделён многими положительными чертами. Привлекательны его большой ум, могучая воля, отзывчивость, желание «свой народ в довольствии, во славе успокоить». Как нежный отец, он искренне скорбит о горе своей дочери, потрясённой неожиданной смертью своего жениха:
    Что, Ксения, что милая моя?
    В невестах уж печальная вдовица!
    Всё плачешь ты о мёртвом женихе…
    Безвинная, зачем же ты страдаешь? ‘
    Как человек, глубоко понимающий пользу образования, он радуется успехам сына в науке:
    Учись, мой сын, наука сокращает
    Нам опыты быстротекущей жизни…
    Учись, мой сын, и легче и яснее-
    Державный труд ты будешь постигать.
    Борис — опытный политик, он трезво учитывает отношение к нему бояр, понимает всю сложную обстановку внутри страны пего время и даёт разумные советы своему сыну в предсмертном завещании. Просватав свою дочь за шведского королевича, он думает об укреплении связи Руси с западноевропейскими государствами.
    Несмотря на все эти качества, народ не любит царя. Борис Годунов — типичный представитель того самодержавия, которое начало складываться в Московской Руси со времени Ивана III и расцвета своего достигло при Иначе IV. Борис продолжим политику Ивана IV — сосредоточения всей государственной власти в руках царя. Он продолжает борьбу с родовитым боярством и. как Иван IV, опирается в этой борьбе па служилое дворянство. Назначая Басманова командующим войсками, Борис говорит ему: «Пошлю тебя начальствовать над ними: не род, а ум поставлю в воеводы». Борис продолжает политику московских царей и в отношении к народу: «Лишь строгостью мы можем неусыпной сдержать народ. Так думал Иоанн (III), смиритель бурь, разумный самодержец, так думал и сто свирепый внук (Иван IV)». Он продолжает политику закабаления крестьян, он «Юрьев лень задумал уничтожить», т. е. уничтожить право крестьян переходить от одного помещика к другому п тем самым окончательно закрепить крестьян за помещиками ‘.
    Такая крепостническая политика Бориса усиливает сначала недоверчивое, а потом враждебное отношение к нему народа.
    Но Борис отличается от своих предшественников тем, что он стал царём при помощи преступления, а не в порядке законного престолонаследия. В XVII веке, как об этом говорят некоторые писатели того времени, Бориса Годунова считали убийцей Димитрия-царевича, сына Ивана IV. Такого же мнения придерживался и Карамзин. Карамзин самую трагедию Бориса рассматривал как следствие его преступления: бог наказал Бориса за убийство царевича-младенца.
    Пушкин, «воскрешая век минувший во всей его истине», тоже
    рисует Бориса как убийцу Димитрия. Но, в противоположность
    писателям XVII века и Карамзину, он не этим преступлением
    объясняет несчастливое царствование Бориса и постигшую его
    неудачу основать царскую династию Годуновых.
    Убийство Димитрия причиняет Борису душевные мучения, усиливает неприязнь народа к нему, но не это главная причина его трагической судьбы. Гибель Бориса обусловлена социальными причинами, борьбой классовых сил. На борьбу с ним выступило боярство, донские казаки, польская шляхта, по главное — против него народ. Гаврила Пушкин говорит Басманову, что Самозванец силён не «польскою помогою» п не казаками, а «мнением народным». Народ восстал против Годунова, и в этом главная причина гибели Бориса, так как народ – основная, решающая сила истории.
    Народ отвернулся от Бориса и потом восстал против него потому, что видел в нём деспота, который не только не заботится о благе народа, но, напротив, ухудшает его положение, закрепощая крестьянство; видел в нём убийцу царевича; рассматривал все его «благодеяния» и «щедроты» как «средство удержать смятенье п мятеж».
    Так Пушкин показывает, что основная причина трагедии Бориса в том, что он лишился уважения, любви и поддержки народа.

  6. Вся государственная власть сосредоточена в одних руках – в руках Бориса Годунова. В борьбе с боярами его поддерживает служивое дворянство. Годунов делает ставку не на значимость рода, а на умственные способности. Что же касается народа, то царь считает главной чертой в отношении к крестьянам строгость. Он отменяет Юрьев день, то есть возможность перехода от одного помещика к другому.
    Такая крепостническая политика вызывает враждебное отношение народа к Борису Годунову.
    Повторяя тенденции предшественников, царь отличается от них в главном – в том, как он пришел к власти, ведь престол занят им был не в порядке законного наследования, а через преступление. Бориса Годунова считали убийцей царевича Дмитрия. И этот проступок наложил отпечаток на всю жизнь царя, и на все его правление. Борис, по мнению многих историков и автора рассматриваемого нами произведения, наказан за убийство малолетнего царевича.
    Но мнение Пушкина все же несколько отлично. От совершенного поступка Борис испытывает душевные муки. Но не в этом видит поэт главную причину его трагической судьбы. Народ, как считает Александр Сергеевич, главная действующая сила истории, и он выступил против Бориса Годунова, тем самым и обрек его на гибель.
    Крестьяне считают Годунова деспотом и тираном, который не защищает их, а наоборот, все сильнее угнетает. Народ не воспринимает щедроты царя, в них он видит только средство подкупить и сдержать мятеж.
    Таким образом, Александр Сергеевич Пушкин показывает, что суть трагедии Годунова лежит в том, что он так и не приобрел уважение и поддержку основной силы – народа.

  7. Внутренний мир Годунова показан нам свободно и многосторонне. Он представлен правителем и душевным семьянином.
    Правитель наделён многочисленными положительными чертами характера. Он обладает высоким уровнем знаний, мощной волей, внимательностью, стремлением.  Годунов — квалифицированный политический деятель, он здраво принимает во внимание расположение высших чинов к нему, осознает непростую ситуацию внутри государства и предоставляет разумные рекомендации собственному сыну в смертельном завещании.
    Невзирая на все это, население перестает проявлять симпатии к государю. Борис является приверженцем самодержавия, что берет свои корни еще в Молодой Руси со времен Ивана III. Годунов выбрал политическую деятельность Ивана IV — концентрация целого государства лишь в руках государя. Он также начинает вести политическую борьбу с самим боярством. Его опорой является служилое дворянство, как у Ивана IV. Годунов не прекращает политическую деятельность столичных повелителей относительно народа, Борис приложил усилия для уничтожения возможности крестьян на переход от одного владельца к другому, что завязало их за своими владыками.
    Подобная стратегия Бориса увеличивает вначале подозрительное, а после агрессивное расположение страны.
    Однако Борис выделяется среди всех предшествующих ему тем, что занял он престол путем совершения убийства. В XVII столетии Годунова считали убийцей Дмитрия- королевича, отпрыска Ивана IV. Карамзин несчастье Годунова оценивал, как результат содеянного: господь проучил Бориса из-за убиения королевича- младенца.
    Убийство Дмитрия наносит царю искренние страдания, увеличивает антипатию люда к нему, да вот это не является главной причиной драматической участи. Смерть Бориса определена общественными факторами, битвой классовых сил. На войну с ним пустилось не только боярство, казаки, поляки, но и население.

  8. Пушкин по-разному называет своего героя: Григорий, Самозванец, Лжедмитрий. Несколько раз он назван Димитрием без оскорбительной приставки Лже – когда искреннее произносит, что выбран судьбой заменить царевича, и когда приостанавливает бой, чтобы спасти воинов.
    Григорий верит, что по своей воле продолжает борьбу за трон, однако есть много внешних факторов, которые не позволяют ему отступить от цели. Его сообщники с Польши заинтересованы, чтобы именно Самозванец занял московский трон. Помогая ему, они рассчитывают потом влиять на Московию. Важна здесь и роль некой Марины Мнишек. Дочка польского воеводы имела одно очень сильное качество – честолюбие. Она использует свои девичьи чары, чтобы управлять Григорием. Знаменательной является сцена у фонтана, где беседуют Марина и Григорий. Юноша поглощен своей любовью к ней, и ради любви готов отказаться от опасной цели завоевать трон. Однако Марина напоминает ему о долге перед государством. И даже намекает на то, что может раскрыть его тайну в случае отказа от «долга». Самозванец теперь не может просто так уйти с политической арены. Хотя Григорий продолжает себя тешить верой, что действует исключительно по собственной инициативе. Когда на самом деле его тщеславие используют другие люди: Марина, польские вельможи.
    Самозванец вступает в борьбу за якобы законный трон. На его сторону постепенно переходят русские дворяне. Так же к нему благосклонен народ. Но не потому что он их герой, а потому что им надоел царь Борис Годунов. Лжедмитрию удается занять место московского царя. Но народ достаточно быстро понял, что он ничем не лучше других и отказался его славить.

  9. Сила крестьян заключается в их чистоте и нравственности, в богобоязненном отношении к преступлениям. Народ никогда не простит Борису убийство младенца. Но и Самозванец не будет прощен за смерть Годунова и его жены. Народ – строгий судья всех отступников божественных заповедей и законов.
    Пушкин в знаменитой трагедии на материале исторических событий того времени дает ответы на все вопросы своей современности: приближающееся восстание декабристов не могло закончиться победой, так как не имело достаточной поддержки народных масс.
    Александр Сергеевич чувствует и показывает силу народа и обусловленною особенностями 17 века слабость его. Крестьяне могут легко свергнуть ненавистных тиранов и обидчиков, но вот обеспечить себя свободой они не в силах. И причина этого проста – необразованность, отсутствие политических знаний.
    Цари и бояре пользуется этой темнотой народа, творят то, что считают нужным, и с легкостью присваивают себе те достижения, которые принадлежат простым людям.
    Народ – не статичный персонаж, он показан в движении. Впервые мы сталкиваемся с народными массами в Сцене на Красной площади. Люди растеряны, они оказались без царя и еще не совсем понимают, что им теперь делать.
    Дальше – на Девичьем поле – народ умоляет Бориса Годунова встать у руля огромного государства, править огромной массой крестьян. Правда, реплики в толпе – свидетельство тому, что большинству собравшихся совершенно все равно, кто будет царем. А пришли они сюда, чтобы просто поглазеть.
    Но такого не скажешь об окончании трагедии, здесь уже народ – полноправный деятельный участник всех происходящих событий. Он уже не скрывает своей ненависти и накипевшей злобы и готов на расправу.

  10. Образ Бориса Годунова раскрыт широко и разносторонне. Борис показан и как царь, и как семьянин; отмечаются его различные душевные качества. Борис наделён многими положительными чертами. Привлекательны его большой ум, могучая воля, отзывчивость, желание «свой народ в довольствии, во славе успокоить». Как нежный отец, он искренне скорбит о горе своей дочери, потрясённой неожиданной смертью своего жениха:
    Что, Ксения, что милая моя?
    В невестах уж печальная вдовица!
    Всё плачешь ты о мёртвом женихе…
    Безвинная, зачем же ты страдаешь?
    Как человек, глубоко понимающий пользу образования, он радуется успехам сына в науке:
    Учись, мой сын, наука сокращает
    Нам опыты быстротекущей жизни…
    Учись, мой сын, и легче и яснее-
    Державный труд ты будешь постигать.
    Борис — опытный политик, он трезво учитывает отношение к нему бояр, понимает всю сложную обстановку внутри страны пего время и даёт разумные советы своему сыну в предсмертном завещании. Просватав свою дочь за шведского королевича, он думает об укреплении связи Руси с западноевропейскими государствами. Несмотря на все эти качества, парод не любит царя. Борис Годунов — типичный представитель того самодержавия, которое начало складываться в Московской Руси со времени Ивана III и расцвета своего достигло при Иначе IV. Борис продолжим политику Ивана IV — сосредоточения всей государственной власти в руках царя. Он продолжает борьбу с родовитым боярством и. как Иван IV, опирается в этой борьбе па служилое дворянство. Назначая Басманова командующим войсками, Борис говорит ему: «Пошлю тебя начальствовать над ними: не род, а ум поставлю в воеводы». Борис продолжает политику московских царей и в отношении к народу: «Лишь строгостью мы можем неусыпной сдержать парод. Так думал Иоанн (III), смиритель бурь, разумный самодержец, так думал и сто свирепый внук (Иван IV)». Он продолжает политику закабаления крестьян, он «Юрьев лень задумал уничтожить», т. е. уничтожить право крестьян переходить от одного помещика к другому п тем самым окончательно закрепить крестьян за помещиками ‘.
    Такая крепостническая политика Бориса усиливает сначала недоверчивое, а потом враждебное отношение к нему народа.
    Но Борис отличается от своих предшественников тем, что он стал царём при помощи преступления, а не в порядке законного престолонаследия. В XVII веке, как об этом говорят некоторые писатели того времени, Бориса Годунова считали убийцей Димитрия-царевича, сына Ивана IV. Такого же мнения придерживался и Карамзин. Карамзин самую трагедию Бориса рассматривал как следствие его преступления: бог наказал Бориса за убийство царевича-младенца.
    Убийство Димитрия причиняет Борису душевные мучения, усиливает неприязнь народа к нему, но не это главная причина его трагической судьбы. Гибель Бориса обусловлена социальными причинами, борьбой классовых сил. На борьбу с ним выступило боярство, донские казаки, польская шляхта, по главное — против него народ. Гаврила Пушкин говорит Басманову, что Самозванец силён не «польскою помогою» и не казаками, а «мнением народным». Народ восстал против Годунова, и в этом главная причина гибели Бориса, так как парод —- основная, решающая сила истории.
    Народ отвернулся от Бориса и потом восстал против него потому, что видел в нём деспота, который не только не заботится о благе народа, но, напротив, ухудшает его положение, закрепощая крестьянство; видел в нём убийцу царевича; рассматривал все его «благодеяния» и «щедроты» как «средство удержать смятенье и мятеж». Так Пушкин показывает, что основная причина трагедии Бориса в том, что он лишился уважения, любви и поддержки народа. Трагедия «Борис Годунов» бесконечно связана с русской историей. Пушкин обращается к самой мрачной ее странице: ко времени правления Бориса Годунова, правителя, стремящегося снискать народную любовь и не чуждого государственной мудрости. Именно такой царь позволил выявить закономерность трагедии власти, чуждой народу. Борис имеет прогрессивные планы и хочет народу добра. Но для реализации благих намерений, ему нужна власть, а власть дается лишь ценой преступления: ступени трона всегда в крови. Пушкин отмечает желание народа видеть Бориса своим царем:
    Ах, смилуйся, отце наш! властвуй нами!
    Будь наш отец, наш царь!
    Сцена на площади, моления народа – комедия, иллюзия, игра. Это всего лишь развлечение, и народ пришел только для того, чтобы поучаствовать в нем, не понимая всей важности происходящего. Борис взошел на трон, но сделал это незаконно, убив царевича Дмитрия. Он совершил поступок, характерный деяниям тирана, а тираны, по закону истории, печально заканчивают свои дни. Молодой монах, Гришка Отрепьев, осуждает Бориса и вершит над ним мирской суд:
    И не уйдешь ты от суда мирского,
    Как не уйдешь от Божьего суда.
    Он пишет донос на Бориса и объявляет себя царевичем Дмитрием из-за жажды более деятельной жизни. Но Гришка – самозванец, и, согласно закону истории, он будет наказан, как и Борис.
    А.С. Пушкин отмечает необходимость живого чувства, способного пролить свет на души героев. В конце жизни Борис ощущает потребность исповедоваться перед своим сыном, дать ему нравственные наставления, ибо Феодор ему дороже «душевного спасения». Борис Годунов готов сам ответить перед Богом за все свои деяния, но он не желает, чтобы его вина пала на сына. Борис не признается Феодору в том, что он убил царевича Дмитрия, но завещает сыну хранить душевную, «святую» чистоту. Борис объясняет сыну политику власти, которую нужно знать также, как и законы совести.
    Потребность в чувстве испытывает и Григорий. Мария Мнишек для него дороже славы и блеска, русской державы, так как он к ней не имеет никакого отношения. Полюбив Марию, Григорий готов полюбить добродетель, но в ее лице трудно увидеть невинность и чистоту.
    Эта потребность в чувстве сближает царя и самозванца. В «Борисе Годунове» и «Капитанской дочке» Пушкин затрагивает проблемы сущности власти в России. Он изображает два мира: мир самозванца и мир царя. Судьба народа, которым легко манипулировать, находится в руках и того, и другого мира. Цари и самозванцы вправе вершить эту судьбу по своему разумению, руководствуясь законами своего государства и законами совести. Но за свои деяния они будут отвечать на высшем суде, их судьями будут История и Время.

  11. Когда на политической арене появляется юноша, объявивший себя спасенным царевичем Димитрием, Шуйский поддерживает его. Хотя он и точно знал, что тот всего лишь самозванец. Однако появилась замечательная возможность убрать неугодного царя Бориса. Поэтому Шуйский подговаривает и других бояр поддержать Самозванца. Но «милость» князя была крайне изменчивой. Использовав Лжедмитрия в своих целях, Шуйский в дальнейшем возглавляет заговор и против него. Так, постепенно устраняя других, князь подбирается к главной цели – к трону. С 1606 по 1610 он является русским царем.
    Пушкин характеризирует своего персонажа как личность со странной смесью смелости, ловкости и хитрости. Закончив пьесу «Борис Годунов», автор хотел вернуться к образу Шуйского и в других своих произведениях, так как он ему казался ярким.
    В пьесе Шуйский появляется в пяти сценах, что довольно много при таком большом количестве персонажей. В каждом эпизоде он играет значительную для сюжета роль.
    Князь – талантливый и расчетливый политик. Узнав о Самозванце, он хорошо понимает, каково будет влияние этой вести на народ. «Искусно волновать народ» – вот что отлично умел делать интриган. В какой-то мере именно Шуйский дает толчок волне народного недовольства.
    Царю Борису Годунову князь доносит важную новость о псевдоцаревиче в очень четко спланированной форме. Реакция Годунова была просчитана князем – он почти сознается в своей вине.
    Шуйский ведет себя по отношению к царю и приближенным к нему очень осторожно и расчетливо. Князь настолько предусмотрителен, что даже исчезает на время с политической арены до разрастания народной смуты до опасных размеров. Была и еще одна черта у князя, нравившаяся автору – умение сохранять достоинство даже после поражения.

  12. Основная тема трагедии —царь и народ — определила то важное место, которое отвёл Пушкин в своей пьесе Борису Годунову.
    Образ Бориса Годунова раскрыт широко и разносторонне. Борис показан и как царь, и как семьянин; отмечаются его различные душевные качества.
    Борис наделён многими положительными чертами. Привлекательны его большой ум, могучая воля, отзывчивость, желание «свой народ в довольствии, во славе успокоить». Как нежный отец, он искренне скорбит о горе своей дочери, потрясённой неожиданной смертью своего жениха:
    Что, Ксения, что милая моя?
    В невестах уж печальная вдовица!
    Всё плачешь ты о мёртвом женихе…
    Безвинная, зачем же ты страдаешь? ‘
    Как человек, глубоко понимающий пользу образования, он радуется успехам сына в науке:
    Учись, мой сын, наука сокращает
    Нам опыты быстротекущей жизни…
    Учись, мой сын, и легче и яснее-
    Державный труд ты будешь постигать.
    Борис — опытный политик, он трезво учитывает отношение к нему бояр, понимает всю сложную обстановку внутри страны пего время и даёт разумные советы своему сыну в предсмертном завещании. Просватав свою дочь за шведского королевича, он думает об укреплении связи Руси с западноевропейскими государствами.
    Несмотря на все эти качества, народ не любит царя. Борис Годунов — типичный представитель того самодержавия, которое начало складываться в Московской Руси со времени Ивана III и расцвета своего достигло при Иначе IV. Борис продолжим политику Ивана IV — сосредоточения всей государственной власти в руках царя. Он продолжает борьбу с родовитым боярством и. как Иван IV, опирается в этой борьбе па служилое дворянство. Назначая Басманова командующим войсками, Борис говорит ему: «Пошлю тебя начальствовать над ними: не род, а ум поставлю в воеводы». Борис продолжает политику московских царей и в отношении к народу: «Лишь строгостью мы можем неусыпной сдержать народ. Так думал Иоанн (III), смиритель бурь, разумный самодержец, так думал и сто свирепый внук (Иван IV)». Он продолжает политику закабаления крестьян, он «Юрьев лень задумал уничтожить», т. е. уничтожить право крестьян переходить от одного помещика к другому п тем самым окончательно закрепить крестьян за помещиками ‘.
    Такая крепостническая политика Бориса усиливает сначала недоверчивое, а потом враждебное отношение к нему народа.
    Но Борис отличается от своих предшественников тем, что он стал царём при помощи преступления, а не в порядке законного престолонаследия. В XVII веке, как об этом говорят некоторые писатели того времени, Бориса Годунова считали убийцей Димитрия-царевича, сына Ивана IV. Такого же мнения придерживался и Карамзин. Карамзин самую трагедию Бориса рассматривал как следствие его преступления: бог наказал Бориса за убийство царевича-младенца.
    Пушкин, «воскрешая век минувший во всей его истине», тоже
    рисует Бориса как убийцу Димитрия. Но, в противоположность
    писателям XVII века и Карамзину, он не этим преступлением
    объясняет несчастливое царствование Бориса и постигшую его
    неудачу основать царскую династию Годуновых.
    Убийство Димитрия причиняет Борису душевные мучения, усиливает неприязнь народа к нему, но не это главная причина его трагической судьбы. Гибель Бориса обусловлена социальными причинами, борьбой классовых сил. На борьбу с ним выступило боярство, донские казаки, польская шляхта, по главное — против него народ. Гаврила Пушкин говорит Басманову, что Самозванец силён не «польскою помогою» п не казаками, а «мнением народным». Народ восстал против Годунова, и в этом главная причина гибели Бориса, так как народ – основная, решающая сила истории.
    Народ отвернулся от Бориса и потом восстал против него потому, что видел в нём деспота, который не только не заботится о благе народа, но, напротив, ухудшает его положение, закрепощая крестьянство; видел в нём убийцу царевича; рассматривал все его «благодеяния» и «щедроты» как «средство удержать смятенье п мятеж».
    Так Пушкин показывает, что основная причина трагедии Бориса в том, что он лишился уважения, любви и поддержки народа.

  13. Пимен – человек, повидавший многое в жизни. Он принимал участие во многих сражениях. Для этого человека не было двойных стандартов: зло он воспринимал как зло, а добро как добро. Главным злом своего времени он считал восхождение на трон цареубийцы, человека недостойного, который отнял трон у законного наследника. Именно об этом главным образом пишет потомкам летописец. Пимен хочет, чтобы следующие поколения не совершали подобных ошибок. Герой работает вдохновенно с творческим энтузиазмом.
    Образ Годунова Пимен описывает объективно, со всеми плюсами и минусами. Мысль, к которой подводит Пимен (а значит и сам Пушкин), заключается в том, что власть обречена на трагическую судьбу без поддержки народа.
    Важной сценой в пьесе является «Ночь. Келья в Чудовом монастыре». Пимен рассказывает Григорию историю несчастного царевича Дмитрия. Упоминает летописец даже возраст наследника. Интересно то, что если бы Дмитрий остался жив, то был бы ровесником Григория. Эта подробность западает в душу юноше. Со временем у него появится идея выдать себя за царевича Дмитрия. Таким образом сам того не зная Пимен творит историю, а не только ее описывает. Григорий займет трон после Бориса Годунова. Самозванец станет на место цареубийцы. Вот только мало что изменится. Ведь путь к трону тоже лежит через кровь невинных людей.
    Пимен – образ вымышленный, но правдоподобный. В нем угадываются лучшие черты русских летописцев. Автор наделяет его творческим даром и умением рассуждать объективно. Пимен – не простой послушник в монастыре, его огромный опыт позволяет ему делать правильные выводы из событий, а неравнодушие к судьбе народа и государства возводит его в ранг самых важных героев в пьесе.

  14. Образ и характер Бориса Годунова в трагедии Борис Годунов
    Основная тема трагедии — царь и народ — определила то важное место, которое отвёл Пушкин в своей пьесе Борису Годунову.
    Образ Бориса Годунова раскрыт широко и разносторонне: Борис показан и как царь, и как семьянин; отмечаются его различные душевные качества.
    Борис наделён многими положительными чертами. (Данный материал поможет грамотно написать и по теме Образ и характер Бориса Годунова в трагедии Борис Годунов. Краткое содержание не дает понять весь смысл произведения, поэтому этот материал будет полезен для глубокого осмысления творчества писателей и поэтов, а так же их романов, повестей, рассказов, пьес, стихотворений.) Привлекательны его большой ум, могучая воля, отзывчивость, желание «свой народ в довольствии, во славе успокоить». Как нежный отец, он искренне скорбит о горе своей дочери, потрясённой неожиданной смертью своего жениха.
    Что, Ксения, что, милая моя?
    В невестах уж печальная вдовица!
    Всё плачешь ты о мёртвом женихе. . .
    Безвинная, зачем же ты страдаешь?
    Как человек, глубоко понимающий пользу образования, он радуется успехам сына в науке.
    Учись, мой сын, наука сокращает Нам опыты быстротекущей жизни…
    Учись, мой сын, и легче и яснее Державный труд ты будешь постигать.
    Борис — опытный политик, он трезво учитывает отношение к нему бояр, понимает всю сложную обстановку внутри страны в его время и даёт разумные советы своему сыну в предсмертном завещании. Просватав свою дочь за шведского королевича, он думает об укреплении связи Руси с западноевропейскими государствами.
    Несмотря на все эти качества, народ не любит царя. Борис Годунов — типичный представитель того самодержавия, которое начало складываться в Московской Руси со времени Ивана III и расцвета своего достигло при Иване IV. Борис продолжает политику Ивана IV — сосредоточения всей государственной власти в руках царя. Он продолжает борьбу с родовитым боярством и, как Иван IV, опирается в этой борьбе на служилое дворянство. Назначая Басманова командующим войсками, Борис говорит ему: «Пошлю тебя начальствовать над ними: не род, а ум поставлю в воеводы». Борис продолжает политику московских царей и в отношении к народу: «Лишь строгостью мы можем неусыпной сдержать народ. Так думал Иоанн (III), смиритель бурь, разумный самодержец, так думал и его свирепый внук (Иван IV)». Он продолжает политику закабаления крестьян, он «Юрьев день задумал уничтожить», т. е. уничтожить право крестьян переходить от одного помещика к другому и тем самым окончательно закрепить крестьян за помещиками
    Такая крепостническая политика Бориса усиливает сначала недоверчивое, а потом враждебное отношение к нему народа.
    Но Борис отличается от своих предшественников тем, что он стал царём при помощи преступления, а не в порядке законного престолонаследия. В XVII веке, как об этом говорят некоторые писатели того времени, Бориса Годунова считали убийцей Димитрия-царевича, сына Ивана IV. Такого же мнения придерживался и Карамзин. Карамзин самую трагедию Бориса рассматривал как следствие его преступления: бог наказал Бориса за убийство царевича-младенца.
    Пушкин, «воскрешая век минувший во всей его истине», тоже рисует Бориса как убийцу Димитрия. Но, в противоположность писателям XVII века и Карамзину, он не этим преступлением объясняет несчастливое царствование Бориса и постигшую его неудачу основать царскую династию Годуновых.
    Убийство Димитрия причиняет Борису душевные мучения, усиливает неприязнь народа к нему, но не это главная причина его трагической судьбы. Гибель Бориса обусловлена социальными причинами, борьбой классовых сил. На борьбу с ним выступило боярство, донские казаки, польская шляхта, но главное — против него народ. Гаврила Пушкин говорит Басманову, что Самозванец силен не «польскою помогаю» и не казаками, а «мнением народным». Народ восстал против Годунова, и в этом главная причина гибели Бориса, так как народ — основная, решающая сила истории.
    Народ отвернулся от Бориса и потом восстал против него потому, что видел в нём деспота, который не только не заботится о благе народа, но, напротив, ухудшает его положение, закрепощая крестьянство; видел в нём убийцу царевича; рассматривал все его «благодеяния» и «щедроты» как «средство удержать смятенье и мятеж».
    Так Пушкин показывает, что основная причина трагедии Бориса в том, что он лишился уважения, любви и поддержки народа.

  15. Образ и характер Бориса Годунова в трагедии Борис Годунов
    Основная тема трагедии — царь и народ — определила то важное место, которое отвёл Пушкин в своей пьесе Борису Годунову.
    Образ Бориса Годунова раскрыт широко и разносторонне: Борис показан и как царь, и как семьянин; отмечаются его различные душевные качества.
    Борис наделён многими положительными чертами. (Данный материал поможет грамотно написать и по теме Образ и характер Бориса Годунова в трагедии Борис Годунов. Краткое содержание не дает понять весь смысл произведения, поэтому этот материал будет полезен для глубокого осмысления творчества писателей и поэтов, а так же их романов, повестей, рассказов, пьес, стихотворений.) Привлекательны его большой ум, могучая воля, отзывчивость, желание «свой народ в довольствии, во славе успокоить». Как нежный отец, он искренне скорбит о горе своей дочери, потрясённой неожиданной смертью своего жениха.
    Что, Ксения, что, милая моя?
    В невестах уж печальная вдовица!
    Всё плачешь ты о мёртвом женихе. . .
    Безвинная, зачем же ты страдаешь?
    Как человек, глубоко понимающий пользу образования, он радуется успехам сына в науке.
    Учись, мой сын, наука сокращает Нам опыты быстротекущей жизни…
    Учись, мой сын, и легче и яснее Державный труд ты будешь постигать.
    Борис — опытный политик, он трезво учитывает отношение к нему бояр, понимает всю сложную обстановку внутри страны в его время и даёт разумные советы своему сыну в предсмертном завещании. Просватав свою дочь за шведского королевича, он думает об укреплении связи Руси с западноевропейскими государствами.
    Несмотря на все эти качества, народ не любит царя. Борис Годунов — типичный представитель того самодержавия, которое начало складываться в Московской Руси со времени Ивана III и расцвета своего достигло при Иване IV. Борис продолжает политику Ивана IV — сосредоточения всей государственной власти в руках царя. Он продолжает борьбу с родовитым боярством и, как Иван IV, опирается в этой борьбе на служилое дворянство. Назначая Басманова командующим войсками, Борис говорит ему: «Пошлю тебя начальствовать над ними: не род, а ум поставлю в воеводы». Борис продолжает политику московских царей и в отношении к народу: «Лишь строгостью мы можем неусыпной сдержать народ. Так думал Иоанн (III), смиритель бурь, разумный самодержец, так думал и его свирепый внук (Иван IV)». Он продолжает политику закабаления крестьян, он «Юрьев день задумал уничтожить», т. е. уничтожить право крестьян переходить от одного помещика к другому и тем самым окончательно закрепить крестьян за помещиками
    Такая крепостническая политика Бориса усиливает сначала недоверчивое, а потом враждебное отношение к нему народа.
    Но Борис отличается от своих предшественников тем, что он стал царём при помощи преступления, а не в порядке законного престолонаследия. В XVII веке, как об этом говорят некоторые писатели того времени, Бориса Годунова считали убийцей Димитрия-царевича, сына Ивана IV. Такого же мнения придерживался и Карамзин. Карамзин самую трагедию Бориса рассматривал как следствие его преступления: бог наказал Бориса за убийство царевича-младенца.
    Пушкин, «воскрешая век минувший во всей его истине», тоже рисует Бориса как убийцу Димитрия. Но, в противоположность писателям XVII века и Карамзину, он не этим преступлением объясняет несчастливое царствование Бориса и постигшую его неудачу основать царскую династию Годуновых.
    Убийство Димитрия причиняет Борису душевные мучения, усиливает неприязнь народа к нему, но не это главная причина его трагической судьбы. Гибель Бориса обусловлена социальными причинами, борьбой классовых сил. На борьбу с ним выступило боярство, донские казаки, польская шляхта, но главное — против него народ. Гаврила Пушкин говорит Басманову, что Самозванец силен не «польскою помогаю» и не казаками, а «мнением народным». Народ восстал против Годунова, и в этом главная причина гибели Бориса, так как народ — основная, решающая сила истории.
    Народ отвернулся от Бориса и потом восстал против него потому, что видел в нём деспота, который не только не заботится о благе народа, но, напротив, ухудшает его положение, закрепощая крестьянство; видел в нём убийцу царевича; рассматривал все его «благодеяния» и «щедроты» как «средство удержать смятенье и мятеж».
    Так Пушкин показывает, что основная причина трагедии Бориса в том, что он лишился уважения, любви и поддержки народа.

  16. Образ Бориса Годунова раскрыт широко п разносторонне: Борис показан и как царь, и как семьянин; отмечаются его различные душевные качества. Борис наделён многими положительными чертами. Привлекательны его большой ум, могучая воля, отзывчивость, желание «свои народ в довольствии, во славе успокоить». Как нежный отец, он искренне скорбит о горе своей дочери, потрясённой неожиданной смертью своего жениха:
    Что Ксения, что, милая моя?
    В невестах уж печальная вдовица!
    Всё плачешь ты о мёртвом женихе
    Безвинная, зачем же ты страдаешь?
    Как человек, глубоко понимающий пользу образования, он радуется успехам сына в науке:
    Учись, мои сын наука сокращает
    Нам опыты быстротекущей жизни…
    Учись, мой сын и легче и яснее
    Державным труд ты будешь постигать.
    Борис – опытный политик, он трезво учитывает отношение к нему бояр, понимает всю сложную обстановку внутри страны в его время и даёт разумные советы своему сыну в предсмертном завещании. Просватав свою дочь за шведского королевича, он думает об укреплении связи Руси с западноевропейскими государствами.
    Несмотря на все эти качества, народ не любит царя. Борис Годунов – типичный представитель того самодержавия, которое начало складываться в Московском Руси со времени Ивана III и расцвета своего достигло при Иване IV. Борис продолжает политику Ивана IV – сосредоточения всей государственной власти в руках царя. Он продолжает борьбу с родовитым боярством и. как Иван IV, опирается в этой борьбе на служилое дворянство. Назначая Басманова командующим войсками, Борис говорит ему: «Пошлю тебя начальствовать над ними: не род, а ум поставлю в воеводы». Борис продолжает политику московских царей и в отношении к народу: «Лишь строгостью мы можем неусыпной сдержать народ. Так думал Иоанн (III), смиритель бурь, разумный самодержец, так думал и его свирепый внук (Иван IV)». Он продолжает политику закабаления крестьян, он «Юрьев день»   задумал   уничтожить,   т,   е.   уничтожить   право крестьян переходить от одного помещика к другому и тем самым окончательно закрепить крестьян за помещиками.
    Такая крепостническая политика Бориса усиливает сначала недоверчивое, а  потом враждебное отношение к   нему   народа. Но Борис отличается от своих предшественников тем. что он стал царем при помощи преступления, а не в порядке законного престолонаследия. В XVII веке, как об этом говорят некоторые писатели того времени, Бориса Годунова считали убийцей Димитрия царевича, сына Ивана IV. Такого же мнения придерживался и Карамзин. Карамзин самое трагедию Бориса рассматривал как следствие его преступления: бог наказал Бориса за убийство царевича-младенца.
    Пушкин, «воскрешая век минувший во всей его истине», тоже рисует Бориса как убийцу Димитрия. Но. в противоположность писателям XVII века и Карамзину, он не этим преступлением объясняет несчастливое царствование Бориса и постигшую его неудачу основать царскую династию Годуновых.
    Убийство Димитрия причиняет Борису душевные мучения, усиливает неприязнь народа к нему, но не это главная причина его трагической судьбы; Гибель Бориса обусловлена социальными причинами, борьбой классовых сил. На борьбу с ним выступило боярство, донские казаки, польская шляхта, но главное – против народ. Гаврила Пушкин говорит Басманову, что Самозванец силен не «польскою помогою» и не казаками, а «мнением народным». Народ восстал против Годунова, и в том главная причина гибели Бориса, так как народ – основная, решающая сила истории.
    Народ отвернулся от Бориса и потом восстал против него потому, что видел в нем деспота, который не только не заботится о благе народа, по, напротив, ухудшает его положение, закрепощая крестьянство; видел в нем убийцу царевича; рассматривал все его «благодеянии» I! «щедроты» как «средство удержать смятенье и мятеж».
    Так Пушкин показывает, что основная причина трагедии Бориса в том. что он лишился уважения, любви и поддержки народа.
    Свои  мысли, что самодержавная   власть   чужда народу, не может дать ему счастья, Пушкин раскрывает не только образом Бориса, но и в еще большей степени образом Самозванца, человека и исторического деятеля совсем иного типа, чем Годунов. Борис показан как правитель, не опирающийся пи па одну общественную группу, равно чуждый и боярству, и народу. Самозванец в своей борьбе за престол пользуется поддержкой многих социальных сил – и боярства, и казаков, и польской шляхты, и на первых порах народа, который ему далось  на   короткое   время   заставить   поверить   в   себя   какизбавителя народных масс от притеснения бояр, от крепостного рабства.
    Самозванец увлёк за собой народ обещанием ему благ, но  он, добившись успеха, не смог закрепить за собой любовь и поддержку народных мисс.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *