Сочинение на тему образ былинных богатырей

10 вариантов

  1. В былинах воспеваются богатыри, в образах которых воплотились лучшие качества народа и его героические подвиги. Наделенные чувством собственного достоинства, богатыри отстаивают честь своей родины. В каждой былине им приходится решать главный вопрос, совершать главный поступок, от которого зависит судьба города или даже всего государства.
    Русские былины насчитывают десятки богатырей: это и Илья Муромец, и Добрыня Никитич, и Алеша Попович, и Василий Буслаев, и Садко-купец, и Михайло Данилович. Богатыри отличаются происхождением, нравом, поведением, но все они выражают народные представления о том, каким должен быть человек.
    Герои былин — могучие богатыри — воплощают в себе лучшие качества народа: любовь к родной земле, беззаветное мужество и стойкость. Самые известные среди них — Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. Могучей силой, бесстрашием, отвагой и самоотверженной преданностью родине отличается старший богатырь — крестьянский сын Илья Муромец. Мудрость, благородство помыслов и поступков, дальновидность и предусмотрительность — у Добрыни Никитича. Самый младший богатырь — Алеша Попович — смелый, хитрый и хвастливый, но в бою не уступает своим старшим собратьям.
    Для былин характерны гиперболы — преувеличения, помогающие ярче показать богатырей и их подвиги.
    Сила богатырей многократно преувеличивается: Илья Муромец легко, как лебединое перышко, поднимает палицу, которая весит 90 пудов (это около 1440 кг), одним взмахом руки он валит на землю полчища врагов. Богатырей отличает огромная физическая сила: они едят и пьют как существа необыкновенные, они бьются-рубятся с врагами «не пиваючи, не едаючи», подбрасывают тяжелые палицы в поднебесье, «скоки» их богатырских коней «по пятнадцать верст». Конечно, такого не может быть.
    Микула Селянинович, крестьянин-богатырь, одной рукой легко выдергивает из земли сошку, которую не могла сдвинуть с места вся дружина
    князя Вольги. Добрыня Никитич играет на гуслях в Киеве, и песня его слышна в Царьграде. Богатырский конь Ильи скачет « выше дерева стоячего, чуть пониже облака ходячего». Богатыри в боях сталкиваются с несметными полчищами врагов, которые «серому волку в три дня не обскакать», «черному ворону в день не облететь».
    На протяжении столетий в Киево-Печерской лавре выставляли мощи Ильи Муромца; разбросанные в ростовских лесах курганы выдавали за могилы врагов, побитых Алешей Поповичем. Самым невероятным былинным эпизодам исполнители былин давали очень простое объяснение: «В старину люди были вовсе не такие, как теперь, — богатыри».
    2 вариант
    Героический эпос создавался на основе исторических преданий, мифов, сказок, песен и других произведений устного народного творчества. К героическому эпосу относятся и былины, в которых главными героями выступают богатыри. Как правило, это выходцы из народа, простые трудовые люди, которые ведут борьбу против зла и обладают сверхъестественной силой.
    Одни из самых известных героев многих былин — Илья Муромец и Микула Селянинович. С Ильей Муромцем мы знакомимся в былине «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Богатырь выступает олицетворением народного идеала воина- защитника. Он смелый, преданный, неподкупный, обладает нечеловеческой силой. Возле города Чернигова, мимо которого держит путь Илья Муромец, стоят войска вражеские («нагнано-то силушки черным-черно…»):
    Так пехотою никто тут не прохаживает,
    На добром коне никто тут не проезживает…
    А богатырь выходит сам против «силушки великой» и побеждает всех. Жители Чернигова прославляют его, просят остаться у них воеводою. Илья Муромец чтит христианскую веру, из былины можно сделать вывод, что он глубоко верующий человек:
    Он стоял заутреню во Муроме,
    Айк обеденке поспеть хотел он в стольный
    Киев-град…
    Как и Илья Муромец, Микула Селянинович — представитель простого народа, оратай. В его внешности воплощено народное представление о красоте:
    А у оратая кудри качаются —
    Как скатен жемчуг рассыпаются;
    У оратая глаза да ясна сокола,
    А брови у него да черна соболя…
    Как и Илья, Микула наделен сверхъестественной силой.
    Образы богатырей из русских былин впечатляют нас. Это мужественные люди, сильные и телом и духом, настоящие герои.

  2. 1. Идеальные представления народа.
    2. Гиперболическое описание.
    3. Богатырские слабости.
    Признавшись в своей слабости, человек становится сильным.
    О. де Бальзак
    В былинах перед нами раскрывает особый мир подвигов, сказочных превращений и противников, которые постоянно пытаются завоевать Русь. Но им в таком стремлении непременно противостоит главное действующее лицо многих былин богатырь, единственный, кто может победить неприятеля в любой схватке. Поэтому он всячески прославляется и восхваляется на страницах произведений. С помощью таких образов авторы показывают не только отвагу русского человека, но и величие всего государства. Они становятся словно визитной карточкой, в которой отражен «идеал социальной справедливости». Богатыри показывают идеальные представления народа о мужественном и преданном служении народу и родине. Возможно, поэтому вражеской силе они противостоят, как правило, в одиночку. Однако каждый их них имеет свои особенности, которые показывают одну из сторон их образа. Среди них такие, как самый сильный русский богатырь Илья Муромец, добрый и храбрый Добрыня Никитич, хитрый и смекалистый Алеша Попович. Но, несмотря на такое разнообразие, все эти качества являются обобщенной характеристикой, созданной русским народом, который в своих произведениях хотел показать противостояние любой силе, стремящейся его покорить.
    При создании образа богатыря в произведении используется как идеализация, так и гиперболизация. Подобное описание касается не только главных героев, но и тех, кто им помогает, например верный конь. Таковым является Бурушка-косматушка Ильи Муромца в былине «Илья-Муромец и Соловей-разбойник»: он «с горы на гору перескакивает, реки-озера перепрыгивает, холмы перелетает».
    Но богатыри не только сражаются с темными вражескими силами. Они делают много полезных дел для блага самого народа. В своем стремлении они могут не только улучшать жизнь нуждающихся, но быть в какой-то степени сильнее самих животных. Илья Муромец «левой рукой Бурушку поддерживает, а правой рукой дубы с корнем рвет, настилает через болота настилы дубовые. Тридцать верст Илья гати настелил — до сих пор по ней люди добрые ездят».
    Не меньше гиперболических черт используется и при описании противников, с которыми богатырям приходится встречаться на своем пути. Таким образом, создается не столько пугающий облик неприятеля, сколько в очередной раз показывается сила русского богатыря, который смог противостоять ему. Например, образ Соловья-разбойника: «Сидит за рекой Соловей-разбойник на трех дубах, на девяти суках. Мимо тех дубов ни сокол не пролетит, ни зверь не пробежит, ни гад не проползет». Но это не только не останавливает богатыря, но и заставляет его с удвоенной силой приняться за дело, чтобы обезвредить противника.
    Образу богатыря также чужда любая корысть. Он не гонится за деньгами, тем более за теми, которые собраны благодаря человеческим страданиям. В этом тоже отражаются чаяния русского народа, который видит в богатыре не только сказочного спасителя, но и заступника. Поэтому Илья Муромец не берет тех денег, что предлагает ему жена Соловья-разбойника: «Они добыты слезами детскими, они политы кровью русскою, нажиты нуждою крестьянскою».
    Во многих былинах главным героем становится не только богатырь, но и государь — князь Владимир. В разных текстах отношение к нему у богатырей складывается противоречивое. Например, они могут явиться по первому же зову для того, чтобы защитить Русь. С другой стороны, князь Владимир может обидеть богатыря, который таит в себе обиду, но потом, в минуту опасности, обязательно прощает упреки и поступки Владимира. Либо он сразу довольно-таки резко отвечает на любые нелестные высказывания в свой адрес. В былине «Илья-Муромец и Соловей-разбойник» представлен третий вариант отношений. Алеша Попович оскорбляет Илью Муромца, говоря, что тот не мог проехать через Соловья-разбойника. Но Владимир в такой ситуации поступает мудро. Он просит показать того, кого смог одолеть богатырь. В этот момент Соловей-разбойник пошел на хитрость и свистнул очень громко, что нанесло большой урон близ стоящим строениям. Тогда Илья доводит свое дело до конца: он срубает голову разбойнику, чтобы тот больше никому не мог принести вреда. В конце этой былины авторы обращаются еще к одной грани образа богатыря. Князь Владимир отметил для себя поведение Ильи, который не поддался на упреки в свой адрес со стороны Алеши Поповича. Поэтому он выбирает его старшим в дружину. Но Алеша Попович и в этот момент пытается «насолить» Илье Муромцу, говоря о том, что во главе не может стать «деверевенщина лесная неумытая». Но не социальное положение, а деяние богатырей определяют их статус и положение в этом обществе: «Да и не по роду-племени слава идет, а по богатырским делам да подвигам». В этой фразе выражено понимание русским народом того, кто должен стоять на страже и во главе дружины — человек, храбрость и отвага которого проявляется на деле, а не на словах.
    Однако богатыри в произведении не всегда выражают только идеальное представление о жизни. Для них характерны определенные слабости, которые также находят отражения в произведениях. Например, в былине «Илья-Муромец и Соловей-разбойник» это представлено в поведении Алеши Поповича, который с первой встречи враждебно относится к богатырю. Сначала он обвиняет его во лжи, а потом в том, что тот не имеет соответствующего социального положения для того, чтобы возглавлять дружину. Но подобное поведение можно объяснить молодостью героя и в какой-то степени его неопытностью. Однако индивидуальные черты видны и в других образах героев таких произведений. В частности, в былине «На заставе богатырской».
    Первая ошибка богатырей в этом повествовании заключается в том, что они были поставлены для охраны на заставу молодецкую, но в «недобрый час» разбрелись. Такое халатное отношение к своим обязанностям, могло привести к беде, так как в это время в сторону Киева проехал незнакомец, лошадь которого может отставлять след размером с полпечи.
    В былине также появляется Алеша Попович, который получает нелестную характеристику от Ильи Муромца: «Алеша роду поповского, поповские глаза завидущие, руки загребущие. Увидит Алеша на чужанине много серебра да золота, позавидует и погибнет зря». Подобное описание не говорит том, что Алеша плохой богатырь, но в этом эпизоде представлены не только его слабые стороны, но мудрость и рассудительность Ильи Муромца. В этом описании Алеша Попович становится своеобразным контрастным образом по отношению к другому богатырю. И никто не говорит о том, что они оба слабые, просто они наделены различными человеческими пороками и достоинства.
    Но и в образе Добрыни, который в этой былине едет наказать чужанина, проявляются свои слабости. Когда противник к нему начал приближаться, то богатырский конь упал на колени. Добрыня лишился своего основного помощника, поэтому он понял, что не может дать боя неприятелю: «Испугался Добрыня, повернул коня, поскакал обратно на заставу. Приезжает ни жив, ни мертв…». Тогда Илья Муромец решает сам наказать чужанина. В начале произведения говорилось только о следе лошади, который остался недалеко от заставы, и только перед битвой богатырей представлен портрет самого неприятеля. Главной отличительной его чертой становится не в описании внешности, а похвальба своей силой: «Он кидает в небо палицу железную весом в девяносто пудов, на лету ловит палицу одной рукой, вертит ею, словно перышком». Увиденное не пугает Илью Муромца, он только просит своего коня помочь ему отстоять заставу богатырскую. Он въезжает на правое дело и наказывает чужанина не только за своевольное пересечение заставы, но и за похвальбу своей силой, которую тот выставлял напоказ.
    В образе богатырей выразились нравственные представления народа о защитнике. Они могут сразиться с любым неприятелем. Чем страшнее и могущественнее описан противник в былине, тем сильнее кажется сам богатырь, так как смог победить его.
    Появляющийся в произведении гиперболизированные образы отражают скорее не действительность, а чаяния народа о тех, кто может постоять за них и правое дело, которое они считают самым важным в своей жизни. Но при этом в образе каждого богатыря представлены отдельные черточки, говорящие об их характере. Подобное описание не умаляет силу и достоинства богатырей, но приближает образ к реальному человеку. Возможно, это один из приемов, позволяющих верить в то, что богатыри когда-то жили на Руси и могли защитить ее рубежи от любого врага, который хотел не только покорить ее, но и показать свою великую силу.
    У нас большая база и мы ее постоянно пополняем, и поэтому если вы не нашли, то пользуйтесь поиском
    В нашей базе свыше 15 тысяч сочинений
    Сохранить сочинение:

  3. Былинные богатыри

    Конечно же, трудно представить человека, который не знал бы, что такое былины и не прочитал хотя бы одну из них. Однако чаще всего о былинах имеют весьма общее представление, а нередко и ошибочное.
    Мы знакомимся с былинами по книгам, поэтому считаем их литературными произведениями, но это не так. Создателем былин является народ; былины не имеют авторов, как произведения художественной литературы. Их исполняли народные сказители, исполняли по памяти, как слышали от своих предков.
    Самое слово былины происходит от слова быль, т.е. в этих старинных песнях поется о том, что было, о том, что происходило на самом деле.
    Так есть ли правдой всё, что рассказывают былины.
    Однажды рыбаки, ловившие рыбу на Ильмень – озере, что у Новгорода, в сетях обнаружили сапог из необычного для нашего времени материала и совершенно непривычной формы.
    Сапог был из сафьяна (искусно обработанной кожи), с тонким изогнутым каблуком и высоко загнутым кверху носком. Ученые – археологи сначала решили: подделка! Каково же было их изумление, когда, изучая былины, они обнаружили такое описание сапог богатыря:
    «…Сапожки из зелена сафьяна,
    Вот шилом пяты, носы востры,
    Вот под пяту воробей пролети,
    Около носка хоть яйцо прокати!» 6[32]
    Эта находка доказала что в былинах несомненно записана история, правда, а её главные герои и события не вымысел.
    Главным персонажем былин является богатырь. Он стал воплощением идеала мужественного, честного, преданного Родине, народу человека. Его не страшат силы врага, не страшит даже сама смерть! Чтобы подчеркнуть силу героя, величие подвига, сказители изображают его сражающимся в одиночку против вражьих сил, которых «черным-черно, как черных воронов»…Таков Илья Муромец, таковы же и другие богатыри – Добрыня Никитич, Алеша Попович.1[34]
    Три великих былинных богатыря – Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович – воспеваются как смелые, сильные, могучие. Они всегда придут на помощь людям, которые верили в них. Богатыри спасали всех от нечестии, чудовищ, мрака, бывшего на всей великой Руси, и делали добрые дела. Воспевая богатырей, защитников Родины, былины звали на подвиг во славу отечества, поднимали в тяжелый час испытаний дух народа, воспитывали в юношах любовь к родной земле. Пример непобедимых богатырей, созданных народным искусством, вселял в людей мужество, укреплял чувство долга, чести. И разве нет правды в том, что славные русичи, несмотря на временные поражения, всегда оказывались победителями. Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. В народном представлении старший из них, самый могучий, богатырь Илья; за ним идет Добрыня, уступающий в некоторых качествах Илье; наконец, Алеша, также отважный защитник Русской земли, однако по ряду особенностей уступающий первым двум богатырям. У всех трех богатырей много общего, однако, каждый из них представляет собой особую личность и имеет определенные индивидуальные черты. В образах этих богатырей ясно видна индивидуализация, которая развивается уже в былинах, а получает значительное проявление в исторических песнях, где надо было изображать уже не обобщенные образы богатырей, а определенных исторических лиц. В образе Ильи Муромца наиболее ярко и выразительно воплощена основная идея былин – идея защиты родной земли. Именно он чаще других богатырей выступает как отважный и сознающий свой долг страж Русской земли. Он чаще других стоит на заставе богатырской, чаще других вступает в бой с врагами, одерживая победу.4[55]
    Илья Муромец – идеальный образ богатыря, самый любимый геройрусских былин. Это богатырь могучей силы, что дает ему уверенность и выдержку. Ему свойственно чувство собственного достоинства, которым он не поступится даже перед князем. Он защитник Русской земли, защитник вдов и сирот. В образе Ильи Муромца наиболее ярко и выразительно воплощена основная идея былин – идея защиты родной земли. Именно он чаще других богатырей выступает как отважный и сознающий свой долг страж Русской земли. Он чаще других стоит на заставе богатырской, чаще других вступает в бой с врагами, одерживая победу.
    Интересен сюжет о чудесном исцелении Ильи Муромца . Он широко распространён в народных сказках и легендах о сидне, известных в фольклоре почти всех стран и народов.
    Существует одно из самых неопровержимых доказательств реальности Ильи Муромца -его гробница в знаменитой Антониевой пещере Киево – Печерского монастыря.
    Многочисленные подвиги Ильи Муромца, о писанные в былинах, всегда связаны исключительно с задачей служения народу, он изображен в русском эпосе прежде всего, как оберегатель родины. Илья Муромец борется с иноземными захватчиками, спасает родную землю от вражеских полчищ, побеждает чужеземных богатырей, приезжающих на Русь с враждебными намерениями. Лучшее свидетельство огромной популярности в народной среде образа Ильи Муромца – количество былин и былинных сюжетов о нем. Именно этому образу суждено было стать центральным в русском эпосе, воплотить в себе лучшие идеалы и чаяния народа, его понятия о добре и зле, о бескорыстии, о верности родной земле, о богатырской удали и чести.3[41] Никто из богатырей – ни Добрыня Никитич, ни тем более Алеша Попович – не могут сравниться в этом отношении с Ильей Муромцем.
    Былинная «биография» Добрыни Никитича разработана в русском народном эпосе не менее тщательно, чем Ильи Муромца. Есть былины о рождении и детстве Добрыни, его женитьбе на богатырше- полянице. В отличии от Ильи Муромца, Добрыня Никитич имеет вполне реального исторического «прототипа» – это знаменитый дядя князя Владимира – Красно Солнышка.
    Добрыня Никитич был сыном Древлянского князя, которого казнила княгиня Ольга, за то что Древлянский князь убил её мужа князя Игоря. Княгиня Ольга забрала Добрыню и его родную сестру Малушу в рабство. В последствии сын княгини Ольги Святослав взял Малушу в жены, и она родила ему сына Владимира, который стал Новгородским князем Владимиром – Красно Солнышко. Соответственно Добрыня Никитичь был родным дядей князя Владимира, и всю жизнь Добрыня Никитич служил своему племяннику верой и правдой.
    Образ Добрыни Никитича – один из самых обаятельных и глубоких в русском эпосе. Добрыня всюду верен своему цельному, определенному характеру. Это подлинный герой, всегда готовый к подвигу.
    В былине иногда кратко, иногда довольно подробно рассказывается о детстве героя, о его росте, возмужании, воспитании в доме матери. Поётся о том, как необычно рано начинает сказываться в герое его богатырская природа. Еще отроком он входит иногда в полную силу:
    А ростет тут-ле Добрынюшка Микитиц блад,
    А ростет тут-ле Добрыня лет до двенадцети,
    Ён стал хватать приправу богатырскую…
    Стал Добрыня растеть, матереть,
    Не по годам, не по месяцам – по неделюшкам.3[54]
    Особое значение надо придать былине о бое Ильи с Добрыней. Добрыня представлен в ней как рязанский житель. Прошла слава и о Добрыне как удалом борце – «немалая» славушка по всей земле до самой «Украины» – до Мурома. Илья Муромец едет в Рязань, чтобы убедиться в силе и удали Добрыни. Илья встречается с Добрыней в чистом поле. Ударились богатыри палицами, потом – мечами, соскочили с коней – принялись бороться.
    Бой закончился тем, что Илья и Добрыня побратались. Сказал Добрыня:
    «Назовемся-ка мы братьями крестовыми,
    Обменяемся крестами золочеными:
    А как будешь ты мне больший брат,
    А как буду я тебе меньший брат,
    И мы будем ездить по чисту полю поляковать,
    А и биться мы будем друг-то за друга,
    Друг-то за друга, за брата за крестового»3[55]
    Также известный по былинам богатырь Алеша Попович из города Ростова. Алеша Попович – младший из трех богатырей, основных героев русского эпоса.
    Алеша в Древней Руси было уменьшительным от Александра. В летописях упоминается несколько Александров Поповичей, живших в разное время. Вопрос о том, послужил ли какой-нибудь из этих героев прообразом Алеши Поповича, или же произошел обратный процесс, и летописцы, составлявшие летописи через несколько веков после описываемых в них событий, наделили реальных персонажей именем былинного богатыря, – остается открытым . Алеша Попович славный богатырь который очень часто сражался со злом. Одним из его противников был Тугарин Змей, который хотел погубить богатыря. «Хочешь ли, я тебе огнём спалю, Хочешь ли, Алеша, конём стопчу, Али тебя, Алеша, копьём закалю,»3[67] – говорил Тугарин Змей богатырю, но убил его Алеша Попович. Алеши Поповича поворачивается разными гранями. В более древних он прежде всего воин, отважный, хотя и несколько безрассудный -“напуском смелый”. Позже Алеша нередко предстает легкомысленным хвастуном.

  4. Былины- русские народные этические песни. Они повествуют о подвигах богатырей, сражающимисякоторые сражаются с чудовищами или вражеским войском, отправляющихсяотправляются в загробный мир или еще каким-либо способом проявившиепроявляют свою силу, удаль, храбрость.
    Нет, наверное, ни одного человека, выросшего в России, который не слышал бы слова « былина», и не назвал бы хоть трех былинных героев.
    Слово « былина» впервые употребил для обозначения этого жанра в середине прошлого века собиратель и исследователь фольклора Иван Петрович Сахаров. Он позаимствовал это название из древнерусского « Слово о полку Игореве», где оно обозначало – просто быль, реальное событие.
    Традиционно выделяют два главных цикла былин, объединенные по месту действия или происхождению героев. События большинства былин происходят в Киеве или в какой-то мере с этим городом связаны, поскольку богатыри находятся на службе у киевского князя Владимира Красное Солнышко. Этот цикл называется киевским Владимировым. К нему относятся песни об Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алеше Поповиче, Дюке Степановиче, Дунае и др. Доже если действие в этих былинах непосредственно не связано с Киевом или с выполнением поручения князя Владимира, упоминание города или князя обязательно присутствует. Второй цикл образуют новгородские былины. Их герои- Садко и Василий Буслаевич- родились и жили в Новгороде. Кроме того, существует ряд песен, не входящих ни в один из этих циклов.
    Былинные богатыри
    Главные герои былин- богатыри, люди исключительные, наделенные чертами, которыми не обладает обычный человек: невиданной силой, безграничной храбростью, каким-либо особенным умением( метко стрелять из лука, играть в шахматы) или талантом. Именно эта исключительность роднит их всех, весьма непохожих друг на друга, и ставит в центр повествования. Так, если Илья Муромец знаменит своей силой, то Садко своим непревзойденным искусством играть на гуслях.
    Среди богатырей принято выделять «старших» и «младших». К « старшим» относят Святогора и Волха Всеславьича. « Старшие» называются так не только потому, что они по возрасту старше других витязей ,но и потому, что они представляют собой более древний, архаичный тип героя.
    Такому герою нет равного на земле , он единственный в своем роде, так что у него не может быть другого противника, кроме самой природы, матери-сырой земли. Святогор, например обладает совершенно невиданной силой и мощью. Волх умеет оборачиваться разными зверями, т. е. колдавать. волховать, на что указывает и его имя. Рождение Волха Всеславьича тоже чудесное : он был зачат от « лютого змея» , в момент его рождения» подрожала сыра земляа синее море сколыбалося». Когда Волху исполнилось всего полтора часа от роду, он велел матушке:
    Пеленай меня, матушка.
    В крепки латы булатные
    А на буйну голову клада злат шелом,
    По правую руку – палицу
    Беспорно, черты богатырей сказочны. Поступки, ими совершаемые обстоятельства, в которых они действуют, совсем не похожи на реальные события и даже не намекают на них.
    Значительная часть былин посвящена борьбе богатыря с чудищем или вражеской силой. Былинный богатырь, как правило, действует в одиночку, идет навстречу страшной опасности и всегда в итоге побеждает. Например, Илья Муромец, прежде чем встретиться с разбойниками, сам выбирает себе опасную дорогу. Подобным образом ищут приключений и другие богатыри. Добрыня, например. Вопреки наказу матери отправляется к Почай-реке, где живет змей. Однако помимо желания проявить сваю удаль, и потешить « богатырское сердце» героями былин движет и желание постоять за людей и за веру. Их противники несут беду людям – похищают, убивают их- и ведут себя нечестиво. Так, враг Тугарин Змеевич, « чудо поганое», которого побеждает Алеша Попович
    Богу, собака не молится
    Князю со княгиней не кланяется
    Князьям и боярам челом не бьет
    Именно это и возмущает Алешу
    Вражеское войско, которое уничтожают богатыри, часто изображается не как нечто предопределяющее опасность для князя или вообще для людей, а просто как помеха на пути самого героя.
    3. Художественный мир былины
    Описание особенных событий и особенных героев нуждается в какой-то особенной форме, не такой, в которой рассказывается о повседневной жизни. Поэтому в былинах вырабатывалась специфическая манера изображения богатырей и их подвигов. Для описания всего, что связано с главным героем: его силы и телосложения , оружия, коня, той задачи, которую он должен выполнить, и т. Д. – используются гиперболы- намеренные преувеличения. Все, что окружает богатыря столь же велико, исключительно и необычно, сколь и он сам. Вот как описываются доспехи Потапа Артамоновича:
    Еще латы были двадцать пять пудов,
    Нагрудник был да десять пудов.
    Да на шею кольчуга была пять пудов,
    На головку колпак да сорока пудов.
    Так же описываются и противники богатырей- они тоже особенные, исключительные. Это вполне естественно. Ведь у богатыря должен быть равный противник, которого никто, кроме него не победит.
    Время действия былин тоже особенное. Главное его отличие от современности в том, что все изображаемые в былинах чудеса и невероятные события могли случиться и представлялись нормальными- мир существовал по другим законам. Былинное время и течет по- другому, не как наше. Поэтому Илья, отправляясь в путь, « заутреню стоял во Муроме, а к обеденке поспеть хотел он в стольный Киев-град», и это не воспринимается как что-то невозможное. Зато некоторые важные события , вроде сборов в дорогу, поединка и т. Д. описываются медленно. Подробно. Обстоятельно, и время как-бы замедляет свое течение, ненадолго приостанавливается. Современность для сказителей – это уже совсем другая эпоха, когда былинные витязи « перевелись».
    4. Как сказывались былины.
    В былинах можно встретить обилие всякого рода повторов. Обычно самые важные дела удаются герою с третьего раза или он совершает три подвига, из которых последний выделяется из остальных. Когда калики исцеляют Илью Муромца , они трижды дают ему выпить « питьица медвяного»: после первого раза он чувствует в себе недостаточно силы, после второго- избыток и , лишь выпив в третий раз, он получает столько силы, сколько ему надо.
    Если прочитать подряд хотя бы несколько былин, нельзя не заметить еще одну очень важную особенность: во многих из них повторяются одни и те же эпизоды. Часто богатырским подвигам предшествуют сцена хвастовства на пиру, когда все гости щеголяют друг перед другом кто золотой казной, кто дорогим платьем, а кто конем богатырским. Герой песни, похвалившись чем-то, должен представить доказательства, для чего он и отправляется в путь. Примерно одними и теми же словами изображаются детство и первые прявления богатырской силы, сборы разных героев в дорогу, встреча и поединок с противником, приезд на княжеский двор и др. Сказатели знали только сюжет, события, связанные с тем или иным богатырем, а также владели определенным набором таких вот общих мест, повторяющихся эпизодов. Из которых , как из кубиков, складывался как бы костяк былины. Все остальное рождалось на глазах слушателей. Поэтому даже один и тот же исполнитель не мог дважды повторить былину дословно. Каждое исполнение былины было и процессом ее создания, а каждый исполнитель творцом. Иначе певцу пришлось бы держать в памяти многие тысячи стихотворных строк.
    5. Новгородские былины
    Новгородские былины носят несколько иной характер. В них нет «могучих богатырей», «палениц удалых», сражающихся с вражьей силой. Герой этих песен – Садко и Василий Буслаевич, как и Киевские богатыри, обладают яркими и особенными чертами: Садко прекрасно играет на гуслях, так, что своей игрой поражает царя морского и получает от него помощь и совет, как разбогатеть. Садко отличается от обычных людей и тем, что путешествует на дно морское и удачно возвращается.
    Сюжеты былин часто связаны с нарушением героем какого-либо запрета. Это сулит героям беду. Какая-то высшая сила,судьба решает, что должно случиться. Высшая сила- единственное, с чем не могут справиться богатыри, и, если они посягают на нее, их ждет смерть. Однако сами богатыри стремятся сразиться с такой силой, потому что среди людей им нет равных. В былине о том , с каких пор перевелись богатыри на Святой Руси, именно так и обьясняется гибель витязей. Побив татарскую рать, они похваляются:
    Не намахались наши могучие плечи
    Не уходилися наши добрые кони
    Не притупились мечи наши булатные!
    И говорит Алеша Попович млад:
    Подавай нам силу нездешнюю,-
    Мы и с той силою справимся!. »
    И вот «явились двое воителей». Но всякий раз после того, как богатыри разрубят одного из противников пополам, из каждой половины появляется новый воин, и рать их постоянно растет.
    Испугались могучие витязи,
    Побежали в каменные горы,
    В темные пещеры.
    Как подбежит витязь к горе,
    Так и окаменеет
    С тех самых пор и перевелись славные витязи на Святой Руси.

  5. ОБРАЗЫ БОГАТЫРЕЙ В РУССКИХ БЫЛИНАХ (“Илья Муромец и Соловей-разбойник” и “Вольга и Микула Селянинович”)
    1 вариант
    В былинах воспеваются богатыри, в образах которых воплотились лучшие качества народа и его героические подвиги. Наделенные чувством собственного достоинства, богатыри отстаивают честь своей родины. В каждой былине им приходится решать главный вопрос, совершать главный поступок, от которого зависит судьба города или даже всего государства.
    Русские былины насчитывают десятки богатырей: это и Илья Муромец,
    и Добрыня Никитич, и Алеша Попович, и Василий Буслаев, и Садко-купец, и Михайло Данилович. Богатыри отличаются происхождением, нравом, поведением, но все они выражают народные представления о том, каким должен быть человек.
    Герои былин – могучие богатыри – воплощают в себе лучшие качества народа: любовь к родной земле, беззаветное мужество и стойкость. Самые известные среди них – Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. Могучей силой, бесстрашием, отвагой и самоотверженной преданностью родине отличается старший богатырь – крестьянский сын Илья Муромец. Мудрость, благородство помыслов и поступков,
    дальновидность и предусмотрительность – у Добрыни Никитича. Самый младший богатырь – Алеша Попович – смелый, хитрый и хвастливый, но в бою не уступает своим старшим собратьям.
    Для былин характерны гиперболы – преувеличения, помогающие ярче показать богатырей и их подвиги.
    Сила богатырей многократно преувеличивается: Илья Муромец легко, как лебединое перышко, поднимает палицу, которая весит 90 пудов (это около 1440 кг), одним взмахом руки он валит на землю полчища врагов. Богатырей отличает огромная физическая сила: они едят и пьют как существа необыкновенные, они бьются-рубятся с врагами “не пиваючи, не едаючи”, подбрасывают тяжелые палицы в поднебесье, “скоки” их богатырских коней “по пятнадцать верст”. Конечно, такого не может быть.
    Микула Селянинович, крестьянин-богатырь, одной рукой легко выдергивает из земли сошку, которую не могла сдвинуть с места вся дружина
    Князя Вольги. Добрыня Никитич играет на гуслях в Киеве, и песня его слышна в Царьграде. Богатырский конь Ильи скачет ” выше дерева стоячего, чуть пониже облака ходячего”. Богатыри в боях сталкиваются с несметными полчищами врагов, которые “серому волку в три дня не обскакать”, “черному ворону в день не облететь”.
    На протяжении столетий в Киево-Печерской лавре выставляли мощи Ильи Муромца; разбросанные в ростовских лесах курганы выдавали за могилы врагов, побитых Алешей Поповичем. Самым невероятным былинным эпизодам исполнители былин давали очень простое объяснение: “В старину люди были вовсе не такие, как теперь, – богатыри”.
    2 вариант
    Героический эпос создавался на основе исторических преданий, мифов, сказок, песен и других произведений устного народного творчества. К героическому эпосу относятся и былины, в которых главными героями выступают богатыри. Как правило, это выходцы из народа, простые трудовые люди, которые ведут борьбу против зла и обладают сверхъестественной силой.
    Одни из самых известных героев многих былин – Илья Муромец и Микула Селянинович. С Ильей Муромцем мы знакомимся в былине “Илья Муромец и Соловей-разбойник”. Богатырь выступает олицетворением народного идеала воина – защитника. Он смелый, преданный, неподкупный, обладает нечеловеческой силой. Возле города Чернигова, мимо которого держит путь Илья Муромец, стоят войска вражеские (“нагнано-то силушки черным-черно…”):
    Так пехотою никто тут не прохаживает,
    На добром коне никто тут не проезживает…
    А богатырь выходит сам против “силушки великой” и побеждает всех. Жители Чернигова прославляют его, просят остаться у них воеводою. Илья Муромец чтит христианскую веру, из былины можно сделать вывод, что он глубоко верующий человек:
    Он стоял заутреню во Муроме,
    Айк обеденке поспеть хотел он в стольный
    Киев-град…
    Как и Илья Муромец, Микула Селянинович – представитель простого народа, оратай. В его внешности воплощено народное представление о красоте:
    А у оратая кудри качаются –
    Как скатен жемчуг рассыпаются;
    У оратая глаза да ясна сокола,
    А брови у него да черна соболя…
    Как и Илья, Микула наделен сверхъестественной силой.
    Образы богатырей из русских былин впечатляют нас. Это мужественные люди, сильные и телом и духом, настоящие герои.
    (No Ratings Yet)
    Loading…

    Похожие сочинения:

    ИЛЬЯ МУРОМЕЦ И СОЛОВЕЙ-РАЗБОЙНИК БЫЛИНЫ ИЛЬЯ МУРОМЕЦ И СОЛОВЕЙ-РАЗБОЙНИК I Из того ли-то из города из Мурома, Из того села да Карачарова, Выезжал удаленький дородный добрый молодец; Он стоял заутреню во Муроме, А к…
    “Поэтическая сила” былины (былина “Вольга и Микула Селянинович) О далекой истории Руси мы узнаем не только из летописей, сухо излагающих конкретные события, но и из проникновенных, полных поэтической выдумки былин и сказок. Героями былин становились и воины-богатыри, и…
    ВОЛЬГА И МИКУЛА СЕЛЯНИНОВИЧ БЫЛИНЫ ВОЛЬГА И МИКУЛА СЕЛЯНИНОВИЧ … Как стал Вольга растеть-матереть, Похотелося Вольге много мудрости… Захотелось ему щукой-рыбою ходить в морях, птицей-соколом летать под облаками, серым волком рыскать по чистым полям….
    Илья Муромец – типичный герой древнерусских былин Илье Муромцу посвящено наибольшее количество героических былин. Ученые выяснили, что Илья – фигура реальная. Он действительно жил в Черниговском княжестве во времена Киевской Руси. Его могила находится в Киево-Печерской лавре…
    ТРУД КАК ИСТОЧНИК ЗДОРОВЬЯ, СИЛЫ И НЕЗАВИСИМОСТИ ЧЕЛОВЕКА (по былине “Вольга и Минула Селянинович”) ТРУД КАК ИСТОЧНИК ЗДОРОВЬЯ, СИЛЫ И НЕЗАВИСИМОСТИ ЧЕЛОВЕКА (по былине “Вольга и Минула Селянинович”) 1 вариант Былины – произведения искусства, поэтому для них характерен вымысел (поэтическая правда) и преувеличение. Но…
    Сочиненин по картине Васнецова “Богатыри” Одной из картин Васнецова, в основе которой лежит тема былин и истории, является картина “Три богатыря”. Это одна из лучших его картин. Я читал, что художник работал над ней около…
    Сочинение по картине В. М. Васнецова “Богатыри” “Богатыри” – самая крупная, самая значительная картина Виктора Васнецова, которая выражает дух русского народа. Это итог, завершение “богатырской” темы, начатой за 15 лет до этого картиной “Витязь на распутье”. Задуманная…
    Описание картины “Богатыри” (Три богатыря) Виктора Васнецова Талантливый художник Виктор Васнецов нарисовал много картин, но одна картина особенно известная это “Богатыри” или как ее привыкли называть в народе “Три богатыря”. На картине изображены три мужественных силача –…
    В. Васнецов “Богатыри” (сочинение по картине) План 1. В. М. Васнецов – знаменитый русский художник. 2. Картина “Богатыри” – воспевание легендарных защитников родной земли: А) бесстрашный Илья Муромец; Б) мудрый, благородный Добрыня Никитич; В) удалой Алеша…
    ОБРАЗЫ РУССКИХ ЖЕНЩИН В РОМАНЕ Л. Н. ТОЛСТОГО “ВОЙНА И МИР” (вариант 2) В романе “Война и мир” Толстой рисует много женских образов. Наташе Ростовой, одной из любимых героинь автора, Марье Болконской, к которой Толстой относится с такой же теплотой и симпатией, противопоставлены…
    Френкель Илья Львович Илья Львович Френкель родился в Кургане Тобольской губернии (ныне Челябинской области) 9 октября 1903 года. Учился на художественном факультете Высших художественно-технических мастерских. С 1922 г. Илья Львович – секретарь партийной…
    Древнерусские былины Каждый народ в своей культурной казне сохраняет древние сказания и песни о подвигах предков. Такие произведения о героическом прошлом есть и у восточных славян (украинских, русских и белорусов). Героические песни…
    Литература древней Руси С древних времен люди преклонялись перед героями, в одиночку восстававшими против сил зла. Их свершения увековечивались в мифах, легендах и героических песнях, передававшихся из уст в уста многими поколениями. К…
    Эренбург Илья Григорьевич Родился 15 (27) января 1891 года в Киеве в зажиточной еврейской семье. Его отец – Герш Гершонович (Герш Германович, Григорий Григорьевич) Эренбург – был инженером и купцом 2-й гильдии; мать…
    Собирательные образы градоначальников и “глуповцев”. Образы органчика и Угрюм-Бурчеева в повести “История одного города” М. Е. Салтыкова-Щедрина Талантливый русский сатирик XIX века М. Е. Салтыков-Щедрин посвятил свою жизнь написанию произведений, в которых обличал самовластие и крепостничество в России. Он как никто другой знал устройство “государственной машины”, исследовал…
    ПЕВЕЦ ВО СТАНЕ РУССКИХ ВОИНОВ В. А. ЖУКОВСКИЙ (1783-1852) ПЕВЕЦ ВО СТАНЕ РУССКИХ ВОИНОВ (В сокращении) Певец На поле бранном тишина; Огни между шатрами; Друзья, здесь светит нам луна, Здесь кров небес над нами. Наполним…
    Сила настоящего искусства в сказке Андерсена “Соловей” Сюжет сказки чрезвычайно прост. Император, прочитав о соловье, захотел его увидеть и услышать. И был очень удивлен, увидев невзрачную маленькую серенькую птичку, ведь он представлял ее совсем другой. И когда…
    Сельвинский Илья Львович Сельвинский родился 11 (24) октября 1899 г. в Симферополе в крымчакской семье. Дед его, Элья (Элиогу) Шелевинский, был кантонистом Фанагорийского полка. Отец, Лейба Эльшаелович (Лев Ильич) Селевинский, участвовал в Русско-турецкой…
    “ЕСТЬ ЖЕНЩИНЫ В РУССКИХ СЕЛЕНЬЯХ…” (по поэме H. A. Некрасова “Мороз, Красный нос”) “ЕСТЬ ЖЕНЩИНЫ В РУССКИХ СЕЛЕНЬЯХ…” (по поэме Н. А. Некрасова “Мороз, Красный нос”) 1 вариант Николая Алексеевича Некрасова по праву называют певцом народа. Народ, народная жизнь во всем ее богатстве…
    ПРИЗЫВ РУССКИХ КНЯЗЕЙ К ЕДИНЕНИЮ В “СЛОВЕ О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ” ПРИЗЫВ РУССКИХ КНЯЗЕЙ К ЕДИНЕНИЮ В “СЛОВЕ О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ” “Слово о полку Игореве” родилось в эпоху, когда политическая ситуация в Древней Руси крайне осложнилась. В первую очередь, это было…
    В каких еще произведениях русской лирики звучит мотив жертвенности судеб русских поэтов и в чем оригинальность творческой позиции Б. Л Пастернака? В каких еще произведениях русской лирики звучит мотив жертвенности судеб русских поэтов и в чем оригинальность творческой позиции Б. Л Пастернака? В своем ответе покажите, что в стихотворении “Памяти Добролюбова”…
    Анализ баллады “Король Лир и его дочери” Кто такой Король Лир (Lyr)? Это имя окутано дымкой легенд. Его образ встречается в кельтских мифах, где Лир изображен как правитель моря. Он также упоминается в старинной летописи “История Британии”…
    ИСТОРИЯ РУССКИХ СЛОВ Слова простые и производные. Все слова русского языка разнообразны, и по своему строению отличаются друг от друга. Одна группа слов состоит из Корня либо из Корня и окончания, и называются…
    Рассказы о Суворове и русских солдатах РАССКАЗЫ И ПОВЕСТИ СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ Рассказы о Суворове и русских солдатах Эти рассказы С. П. Алексеева читаются легко, на од­ном дыхании. Они повествуют о том, как Суворов служил России,…
    Г. Р. Державин – “отец русских поэтов” В моем представлении Г. Р. Державин связывает далекий XVIII век, теряющийся в тумане “старины глубокой”, и век XIX, совсем близкий, знакомый по стольким именам. Ведь, с одной стороны, Державин –…
    Природа и человек в произведениях современной литературы. (На примере произведений современных русских писателей) Природа и человек в произведениях современной литературы. (На примере произведений современных русских писателей) Тема “Человек и природа” стала одной из сквозных в русской литературе. Многие из легендарных русских поэтов обращались…
    Сочиненин по картине Васнецова “Витязь на распутье” Данная картина Васнецова написана, как и многие другие его картины, под влиянием сказочных и былинных сюжетов. В центре произведения – Илья Муромец. Он известен как самый мужественный и сильный богатырь…
    Фольклор. Жанры фольклора Фольклор. Жанры фольклора Фольклор (от английского folk – народ, lore – мудрость) – устное народное творчество. Фольклор возник до появления письменности. Самая важная его черта – то, что фольклор является…
    ОБРАЗЫ ПОМЕЩИКОВ В ПОЭМЕ Н. А. НЕКРАСОВА “КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО” КЛАССИКА Н. А. НЕКРАСОВ ОБРАЗЫ ПОМЕЩИКОВ В ПОЭМЕ Н. А. НЕКРАСОВА “КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО” Венцом творчества Н. А. Некрасова является народная поэма-эпопея “Кому на Руси жить хорошо”. В…
    Весна в лирике русских поэтов (по стихотворениям А. А. Фета “Первый ландыш” и А. Н. Майкова “Поле зыблется цветами”) А. Н. Майков и А. А. Фета с полным правом можно назвать певцами природы. В пейзажной лирике они достигли блистательных художественных высот, подлинной глубины. Их поэзия привлекает остротой зрения, тонкостью…
    ОБРАЗЫ БОГАТЫРЕЙ В РУССКИХ БЫЛИНАХ (“Илья Муромец и Соловей-разбойник” и “Вольга и Микула Селянинович”)

  6. В двенадцать лет совершил свой первый подвиг Добрыня Никитич – победил Змея Горыныча. Когда уходил юный богатырь из дома, матушка дала ему наказ: стороной обходить Пучай-реку. Но Добрыня не только не погиб в опасной реке, но и непобедимого дракона одолел.
    В былине рассказывается, что жил тот страшный дракон в горах и стерёг взятых в плен православных христиан. Своё поганое логово Змей Горыныч устроил на Сорочинской горе. Подрастали у него там маленькие змеёныши.
    Под образом страшного, пышущего огнём чудовища имелись в виду враждебные племена, которые совершали набеги на русские земли и уводили людей в плен. Историки пред- полагают, что в этой былине речь идёт о кочевниках-половцах, символом (тотемом) которых был змей. В русских летописях часто встречается сравнение половцев с летающим змеем.
    А Пучай-река, куда прилетал Змей Горыныч на водопой, – это приток Днепра в Киеве. В старину эта река была полноводной, а в былине она обрела необыкновенный сказочный образ. Характер у бурливой Пучай-реки свирепый, а воды её огненными искрами рассыпаются и, шипя, в дым превращаются. А средняя волна этой коварной реки, как стрела, бьёт насмерть.
    Здесь, на Пучай-реке, и встретился Добрыня Никитич со страшным змеем. Вот мчится на богатыря свирепое чудовище. У него семь голов и семь хвостов, сверкают его когти железные, а крылья у него – огненные. Красное пламя пышет у дракона из ноздрей, а из ушей дым валит. Кажется, что нет спасения русскому богатырю. Но Добрынюшка снимает с груди мешочек. В этом мешочке, что матушка с собой в дорогу дала, горсть родной земли. Со всей силой богатырской метнул Добрыня мешочек в глаза Змею Горынычу. Застонал змей, свалился на землю, взмолился о пощаде.
    Молод и доверчив Добрыня Никитич – поверил богатырь лживым обещаниям Змея больше не обижать людей русских, пощадил врага. Едет богатырь в Киев к князю Владимиру, а Змей впереди него туда же мчится. Налетел Змей Горыныч на широкий княжеский двор, схватил племянницу князя Владимира Забаву Путятичну и унёс в своё логово.
    Въезжает Добрыня в ворота, а во дворе княжеском плач да стон стоит. Просит князь Добрыню вызволить Забавушку из плена Змея Горыныча. Помчался Добрыня на Сорочинскую гору. Он безжалостно потоптал змеёнышей у поганого змеиного логова.
    И снова вступил богатырь в битву со Змеем Горынычем не на жизнь, а на смерть. Три дня не прекращалась эта битва. Отрубает Добрыня змею одну голову, а на её месте вырастают три новые головы. Отчаялся Добрыня, обратился с горячей мольбой: «Помоги мне, Господи!» – и услышал голос с небес:
    – Продержись, богатырь, ещё немного – и поборешь силу нечистую!
    Так и вышло. Победил Добрыня Никитич Змея Горыныча, отрубил все его поганые головы. И освободил богатырь множество русских пленников. Но где же Забавушка? А Забаву Змей Горыныч приковал золотыми цепями к стене самой дальней пещеры. Освободил Забаву Путятичну Добрыня Никитич, посадил её на коня и отправился с победой и славой в стольный град Киев, к князю Владимиру Красное Солнышко.
    Не правда ли, эта древняя былина очень похожа на всем известную русскую сказку? Добрыня Никитич так же, как герой сказки, бьётся с чудовищем и освобождает из плена красавицу. Но в былине богатырь не только совершает подвиги, он спасает множество людей, исправно служит князю – совершает высокий подвиг во имя земли Русской.

  7. Трудно не согласиться со словами В. Г. Белинского, который утверждал: “Русская народная поэзия кипит богатырями … эта отвага, это удальство и молодечество являются в таких широких размерах, в такой несокрушимой исполинской силе, что перед ними невольно преклоняешься”. В образах богатырей народные поэты воплотили идеальное представление о несокрушимой мощи русского народа, которое развилось в длительной героической борьбе против многочисленных набегов древних кочевников и в особенности нашествия монголо-татар.
    Первое место среди богатырей по популярности занимает Илья Муромец. Ему посвящен целый цикл былин, среди которых можно назвать такие: “Илья Муромец и Калин-царь”, “Илья Муромец и Идолище”, “Илья Муромец и Святогор”, “Илья Муромец и Соловей-разбойник”. Илья Муромец самый сильный и мощный из всех русских богатырей. Единственный смысл его жизни – служение народу, защита отчизны. Именно в патриотизме, а не в силе и мощи, заключается подлинное величие богатыря. Так, например, в былине “Илья Муромец и Соловей-разбойник” богатырь вступает в единоборство с получеловеком-получудовищем Соловьем-разбойником:
    Да берет-то он свой тугой лукразрывчатый,
    Во свои берет во белы он во ручушки.
    Он тетивочку шелковеньку натягивал,
    А он стрелочку каленую накладывал.
    То он стрелам в того Соловья-разбойника,
    Ему выбил право око со косицею.
    Разбойничество являлось серьезным злом в социальной жизни Древней Руси, нанося немалый ущерб народу. Выступив против разбойничества, освободив свой народ от страшного Соловья-разбойника, Илья Муромец совершает выдающийся богатырский подвиг.
    В былине “Вольга и Микула Селянинович” противопоставляются два образа богатырей. С одной стороны, княжеский сын Вольга, в образе которого подчеркиваются образованность, различные знания:
    Учился Вольга всяким премудростям: Серым волком рыскать во темных лесах. Щукою-рыбою да нырять во синих морях.
    С другой стороны, образ Микулы Ссляниновича, богатыря-пахаря, могучая сила которого направлена на созидательный труд. Причем подчеркивается превосходство крестьянского труда над премудростями книжными. Микула Селянинович оказывается намного сильнее не только самого Вольги, но и всей его дружины. Одной рукой богатырь выдергивает неподъемную для дружинников сошку из земли и закидывает ее за ракитов куст. Вольга признает свое поражение и тем самым показывает восхищение и преклонение перед нелегким крестьянским трудом:
    Да много я по свету езживал, А такого чуда я не видывал. Рыбою-щукою ходил я во синих морях, Серым волком рыскал я во темных лесах. Не научился я этой премудрости: Орать-пахать да и крестьянствовать.
    Объединяют богатырей Илью Муромца, Вольгу Святославьевича и Микулу Селяниновича выдающаяся физическая сила, смелость, отвага. Но вместе с тем необходимо отметить, что проявление грубой физической силы, высокомерия, самолюбование и хвастовство в былинах осуждаются. Вспомним, как насмешливо Микула Селянинович сначала отвечает на приглашение Вольги присоединиться к его дружине, а затем доказывает физическую несостоятельность дружинников:
    Не срамись, удалый добрый молодец, У тебя есть дружинушка хоробрая, А не мало не много – три десяточка. Физическая мощь богатырей в былинах прославляется лишь в служении своему народу, в защите отчизны и в труде.

  8. Краткое cочинение на тему “образы русских богатырей в былинах,,

    Ответы:

    Трудно  не согласиться со словами В. Г. Белинского, который утверждал: «Русская народная поэзия кипит богатырями… эта отвага, это удальство и молодечество являются в таких широких размерах, в такой несокрушимой исполинской силе, что перед ними невольно преклоняешься». В образах богатырей народные поэты воплотили идеальное представление о несокрушимой мощи русского народа, которое развилось в длительной героической борьбе против многочисленных набегов древних кочевников и в особенности нашествия монголо-татар.
    Первое место среди богатырей по популярности занимает Илья Муромец. Ему посвящен целый цикл былин, среди которых можно назвать такие: «Илья Муромец и Калин-царь», «Илья Муромец и Идолище», «Илья Муромец и Святогор», «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Илья Муромец самый сильный и мощный из всех русских богатырей. Единственный смысл его жизни — служение народу, защита отчизны. Именно в патриотизме, а не в силе и мощи, заключается подлинное величие богатыря. Так, например, в былине «Илья Муромец и Соловей-разбойник» богатырь вступает в единоборство с получеловеком-получудовищем Соловьем-разбойником:Да берет-то он свой тугой лукразрывчатый,Во свои берет во белы он во ручушки.Он тетивочку шелковеньку натягивал,А он стрелочку каленую накладывал.То он стрелам в того Соловья-разбойника,Ему выбил право око со косицею.Разбойничество являлось серьезным злом в социальной жизни Древней Руси, нанося немалый ущерб народу. Выступив против разбойничества, освободив свой народ от страшного Соловья-разбойника, Илья Муромец совершает выдающийся богатырский подвиг.В былине «Вольга и Микула Селянинович» противопоставляются два образа богатырей. С одной стороны, княжеский сын Вольга, в образе которого подчеркиваются образованность, различные знания:Учился Вольга всяким премудростям: Серым волком рыскать во темных лесах. Щукою-рыбою да нырять во синих морях.С другой стороны, образ Микулы Ссляниновича, богатыря-пахаря, могучая сила которого направлена на созидательный труд. Причем подчеркивается превосходство крестьянского труда над премудростями книжными. Микула Селянинович оказывается намного сильнее не только самого Вольги, но и всей его дружины. Одной рукой богатырь выдергивает неподъемную для дружинников сошку из земли и закидывает ее за ракитов куст. Вольга признает свое поражение и тем самым показывает восхищение и преклонение перед нелегким крестьянским трудом:Да много я по свету езживал, А такого чуда я не видывал. Рыбою-щукою ходил я во синих морях, Серым волком рыскал я во темных лесах. Не научился я этой премудрости: Орать-пахать да и крестьянствовать.Объединяют богатырей Илью Муромца, Вольгу Святославьевича и Микулу Селяниновича выдающаяся физическая сила, смелость, отвага. Но вместе с тем необходимо отметить, что проявление грубой физической силы, высокомерия, самолюбование и хвастовство в былинах осуждаются. Вспомним, как насмешливо Микула Селянинович сначала отвечает на приглашение Вольги присоединиться к его дружине, а затем доказывает физическую несостоятельность дружинников:Не срамись, удалый добрый молодец, У тебя есть дружинушка хоробрая, А не мало не много — три десяточка. Физическая мощь богатырей в былинах прославляется лишь в служении своему народу, в защите отчизны и в труде.

  9. 1. Идеальные представления народа.
    2. Гиперболическое описание.
    3. Богатырские слабости.
    Признавшись в своей слабости, человек становится сильным.
    О. де Бальзак
    В былинах перед нами раскрывает особый мир подвигов, сказочных превращений и противников, которые постоянно пытаются завоевать Русь. Но им в таком стремлении непременно противостоит главное действующее лицо многих былин богатырь, единственный, кто может победить неприятеля в любой схватке. Поэтому он всячески прославляется и восхваляется на страницах произведений. С помощью таких образов авторы показывают не только отвагу русского человека, но и величие всего государства. Они становятся словно визитной карточкой, в которой отражен «идеал социальной справедливости». Богатыри показывают идеальные представления народа о мужественном и преданном служении народу и родине. Возможно, поэтому вражеской силе они противостоят, как правило, в одиночку. Однако каждый их них имеет свои особенности, которые показывают одну из сторон их образа. Среди них такие, как самый сильный русский богатырь Илья Муромец, добрый и храбрый Добрыня Никитич, хитрый и смекалистый Алеша Попович. Но, несмотря на такое разнообразие, все эти качества являются обобщенной характеристикой, созданной русским народом, который в своих произведениях хотел показать противостояние любой силе, стремящейся его покорить.
    При создании образа богатыря в произведении используется как идеализация, так и гиперболизация. Подобное описание касается не только главных героев, но и тех, кто им помогает, например верный конь. Таковым является Бурушка-косма-тушка Ильи Муромца в былине «Илья-Муромец и Соловей-разбойник»: он «с горы на гору перескакивает, реки-озера перепрыгивает, холмы перелетает».
    Но богатыри не только сражаются с темными вражескими силами. Они делают много полезных дел для блага самого народа. В Своем стремлении они могут не только улучшать жизнь нуждающихся, но быть в какой-то степени сильнее самих животных. Илья Муромец «левой рукой Бурушку поддерживает, а правой рукой дубы с корнем рвет, настилает через болота настилы дубовые. Тридцать верст Илья гати настелил — до сих пор по ней люди добрые ездят».
    Не меньше гиперболических черт используется и при описании противников, с которыми богатырям приходится встречаться на своем пути. Таким образом, создается не столько пугающий облик неприятеля, сколько в очередной раз показывается сила русского богатыря, который смог противостоять ему. Например, образ Соловья-разбойника: «Сидит за рекой Соловей-разбойник на трех дубах, на девяти суках. Мимо тех дубов ни сокол не пролетит, ни зверь не пробежит, ни гад не проползет». Но это не только не останавливает богатыря, но и заставляет его с удвоенной силой приняться за дело, чтобы обезвредить противника.
    Образу богатыря также чужда любая корысть. Он не гонится за деньгами, тем более за теми, которые собраны благодаря человеческим страданиям. В этом тоже отражаются чаяния русского народа, который видит в богатыре не только сказочного спасителя, но и заступника. Поэтому Илья Муромец не берет тех денег, что предлагает ему жена Соловья-разбойника: «Они добыты слезами детскими, они политы кровью русскою, нажиты нуждою крестьянскою».
    Во многих былинах главным героем становится не только богатырь, но и государь — князь Владимир. В разных текстах отношение к нему у богатырей
    складывается противоречивое. Например, они могут явиться по первому же зову для того, чтобы защитить Русь. С другой стороны, князь Владимир может обидеть богатыря, который таит в себе обиду, но потом, в минуту опасности, обязательно прощает упреки и поступки Владимира. Либо он сразу довольно-таки резко отвечает на любые нелестные высказывания в свой адрес. В былине «Илья-Муромец и Соловей-разбойник» представлен третий вариант отношений. Алеша Попович оскорбляет Илью Муромца, говоря, что тот не мог проехать через Соловья-разбойника. Но Владимир в такой ситуации поступает мудро. Он просит показать того, кого смог одолеть богатырь. В этот момент Соловей-разбойник пошел на хитрость и свистнул очень громко, что нанесло большой урон близ стоящим строениям. Тогда Илья доводит свое дело до конца: он срубает голову разбойнику, чтобы тот больше никому не мог принести вреда.
    В конце этой былины авторы обращаются еще к одной грани образа богатыря. Князь Владимир отметил для себя поведение Ильи, который не поддался на упреки в свой адрес со стороны Алеши Поповича. Поэтому он выбирает его старшим в дружину. Но Алеша Попович и в этот момент пытается «насолить» Илье Муромцу, говоря о том, что во главе не может стать «деверевенщина лесная неумытая». Но не социальное положение, а деяние богатырей определяют их статус и положение в этом обществе: «Да и не по роду-племени слава идет, а по богатырским делам да подвигам». В этой фразе выражено понимание русским народом того, кто должен стоять на страже и во главе дружины — человек, храбрость и отвага которого проявляется на деле, а не на словах.
    Однако богатыри в произведении не всегда выражают только идеальное представление о жизни. Для них характерны определенные слабости, которые также находят отражения в произведениях. Например, в былине «Илья-Муромец и Соловей-разбойник» это представлено в поведении Алеши Поповича, который с первой встречи враждебно относится к богатырю. Сначала он обвиняет его во лжи, а потом в том, что тот не имеет соответствующего социального положения для того, чтобы возглавлять дружину. Но подобное поведение можно объяснить молодостью героя и в какой-то степени его неопытностью. Однако индивидуальные черты видны и в других образах героев таких произведений. В частности, в былине «На заставе богатырской».
    Первая ошибка богатырей в этом повествовании заключается в том, что они были поставлены для охраны на заставу молодецкую, но в «недобрый час» разбрелись. Такое халатное отношение к своим обязанностям, могло привести к беде, так как в это время в сторону Киева проехал незнакомец, лошадь которого может отставлять след размером с полпечи.
    В былине также появляется Алеша Попович, который получает нелестную характеристику от Ильи Муромца: «Алеша роду поповского, поповские глаза завидущие, руки загребущие. Увидит Алеша на чужанине много серебра да золота, позавидует и погибнет зря». Подобное описание не говорит том, что Алеша плохой богатырь, но в этом эпизо — ^ де представлены не только его слабые стороны, но мудрость и рассудительность Ильи Муромца. В этом описании Алеша Попович становится своеобразным контрастным образом по отношению к другому богатырю. И никто не говорит о том’, что они оба слабые, просто они наделены различными человеческими пороками и достоинства.
    Но и в образе Добрыни, который в этой былине едет наказать чужанина, проявляются свои слабости. Когда противник к нему начал приближаться, то богатырский конь упал на колени. Добрыня лишился своего основного помощника, поэтому он понял, что не может дать боя неприятелю: «Испугался Добрыня, повернул коня, поскакал обратно на заставу. Приезжает ни жив, ни мертв…». Тогда Илья Муромец решает сам наказать чужанина. В начале произведения говорилось только о следе лошади, который остался недалеко от заставы, и только перед битвой богатырей представлен портрет самого неприятеля. Главной отличительной его чертой становится не в описании внешности, а похвальба своей силой: «Он кидает в небо палицу железную весом в девяносто пудов, на лету ловит палицу одной рукой, вертит ею, словно перышком». Увиденное не пугает Илью Муромца, он только просит своего коня помочь ему отстоять заставу богатырскую. Он выезжает на правое дело и наказывает чужанина не только за своевольное пересечение заставы, но и за похвальбу своей силой, которую тот выставлял напоказ.
    В образе богатырей выразились нравственные представления народа о защитнике. Они могут сразиться с любым неприятелем. Чем страшнее и могущественнее описан противник в былине, тем сильнее кажется сам богатырь, так как смог победить его.
    Появляющийся в произведении гиперболизированные образы отражают скорее не действительность, а чаяния народа о тех, кто может постоять за них и правое дело, которое они считают самым важным в своей жизни. Но при этом в образе каждого богатыря представлены отдельные черточки, говорящие об их характере. Подобное описание не умаляет силу и достоинства богатырей, но приближает образ к реальному человеку. Возможно, это один из приемов, позволяющих верить в то, что богатыри когда-то жили на Руси и могли защитить ее рубежи от любого врага, который хотел не только покорить ее, но и показать свою великую силу.

  10. «Былины — жанр монументальной народной поэмы, сюжеты их отличаются масштабностью, величавостью изложения» — эти слова принадлежат В. Путилову. Величавые, смелые, сильные, могучие — такими нам представляются герои этих произведений — богатыри. Они являются главными, центральными героями всех былин и только им под силу спасти всю землю русскую от врагов, избавить народ от страхов. В русском народном эпосе существует три главных богатыря — Илья Муромец, Алеша Попович и Добрыня Никитич. У всех богатырей имеются общие черты сильного, справедливого, рослого человека. В. Путилов пишет: «Богатырство воплощает понятие народа о его собственных силах и возможностях». Действительно, ведь только Илья Муромец в одиночку смог справиться с силой черною под Черниговом.
    Вся жизнь каждого из богатырей, прежде всего, посвящена своей Родине. Все мысли их заняты лишь тем, как помочь Руси-матушке, государю-батюшке и народу русскому. В образе богатыря русский народ собирал все положительные качества, такие как сила,…
    доброта, патриотизм, вера в Бога. Существуют, конечно, в богатырском характере и отрицательные стороны: строптивость, нежелание подчиняться общепринятым правилам. Но, тем не менее, это можно объяснить, ведь «мы имеем дело с бытом и нравами далекой древности, с «языческими» нормами отношения». Но для народа, богатырь всегда остается идеалом поведения, с них берут пример маленькие дети, им отдают почет пожилые люди.
    Богатыри всегда уверенны в своих поступках, это придает им решимости отстаивать свою позицию. К примеру, Алеша Попович, как только услышал о Тугарине Змеевиче, тут же надевает платье калеки прохожего. И в нем ни на минуту не возникает вопрос «Прав ли я?». Ведь только ему, Алеше Поповичу, богатырю русскому удалось победить Тугарина Змеевича.
    Образы героев-богатырей олицетворяют мужество, силу и справедливость всего русского народа. Возможно, таких героев и не существовало в истории государства, а сказители, создавая образы богатырей, вкладывали народные представления о правильном русском человеке.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *