Сочинение на тему образ чацкого и софьи в комедии горе от ума

14 вариантов

  1. Герой происходит из дворянской семьи. Он наделен такими качествами как: ум, честность, искренность, остроумие. Рабство и угнетенное положение народа вызывает в нем резкое неприятие. Чацкий – мыслитель, он отошел от государственной службы, потому что убежден: «Служить бы рад, — прислуживаться тошно».
    Герой высмеивает нравы Фамусова и похожих представителей московского света. Его характер окончательно сформировался в путешествиях. Но он продолжает бережно хранить в своем сердце любовь к Софье. Александр спешит увидеться с любимой после долгих странствий. Он искренне радуется их встрече: «Чуть свет — уж на ногах! И я у ваших ног».
    К любви и браку Чацкий относится очень серьезно. Он любит Софью и хочет жениться. Но Софья, к сожалению, не может ответить ему взаимностью. Девушка полностью принадлежит тому миру, который чужд Чацкому. За то время, пока они не виделись, ее характер тоже изменился. Их отношения воспринимаются Софьей как юношеская влюбленность. Теперь она любит другого — Молчалина, а бывшему возлюбленному отвечает холодно, общими фразами.
    В разговоре Александр отпускает едкую насмешку в адрес Молчалина и этим вызывает бурное негодование в душе девушки. Позже за это она довольно жестоко с ним обойдется, распустив слух о его сумасшествии. Хотя сама Софья не понимает, что Молчалин не соответствует придуманному ею идеалу.
    Чацкого ослепляет горе от неразделенного чувства, он выплескивает свою боль на окружающих. Итог предсказуем, герой уезжает из Москвы, увозя в своем сердце разочарование. Его искренние чувства принесли ему только горе. Возможно, это был как раз тот случай, когда следовало силой разума задавить в себе бесперспективные душевные порывы и решительно начать поиски нового счастья.

  2. Текст сочинения:
    В своей неувядающей комедии “Горе от ума” Грибоедов сумел создать целую галерею правдивых и ?ипичных характеров, узнаваемых и сегодня. Образы Чацкого и Софьи для меня наиболее интересны, ведь их отношения далеко не так просты, как может показаться на первый взгляд.
    И Софья, и Чацкий несу? в себе те качества, которыми не обладаю? большинство представителей фамусовского общества. Их отличает сила воли, способность переживать “живые страсти”, самоотверженность, умение делать собственные выводы.
    Софья и Чацкий росли и воспи?ывались вместе в доме Фамусова:
    Привычка вместе быть день каждый неразлучно Связала детскою нас дружбой…
    За время, проведенное вместе, Чацкий успел узнать в Софье умную, незаурядную, решительную девушку и полюбил ее за э?и качества. Когда он, повзрослевший, набравшийся ума, многое повидавший, возвращается на родину, мы понимаем, что его чувств “ни даль не охладила, ни развлечения, ни перемена мест”. Он счастлив видеть удивительно похорошевшую за время разлуки Софью и искренне радуется встрече.
    Чацкий никак не может понять, что за три года, пока его не было, фамусовское общество наложило на девушку свой уродливый отпечаток. Начитавшись французских сен?иментальных романов, Софья жаждет любви и хочет быть любимой, но Чацкий далеко, лирикому она избирает для выражения своих чувств человека, уж никак не достойного ее любви. Льстец и лицемер, “жалчайшее созданье” Мол-чалин лишь использует отношения с Софьей в корыстных целях, надеясь на дальнейшее продвижение по служебной лестнице. Но Софья, обуреваемая чувствами, не в силах разглядеть истинного лица под маской и лирикому направляет искреннюю, нежную, готовую на жер?вы любовь на труса и низкопоклонника.
    Чацкий довольно скоро понимает, что Софья не разделяет его чувств, и хочет знать, кто же ее избранник его соперник. Многое говори? о том, что этот счастливчик Молчалин, но Чацкий никак не хочет и не может этому поверить, видя как на ладони истинную сущность низкого подхалима.
    Но есть ли в нем та страсть, то чувство,
    пылкость,та.
    Чтоб кроме вас ему мир целый Казался прах и суета? Чтоб сердца каждое биенье Любовью ускорялось к вам?
    Принимая холодность Софьи, Чацкий не требует от нее ответных чувств, ведь невозможно заставить сердце полюбить! Однако он стреми?ся познать логику ее поступков, выбора, он хочет знать те достоинства Молчалина, которые заставили девушку выбрать его, однако никак не находи? их. Поверить в то, что Софья и Молчалин близки, для Чацкого означает разрушение его веры и представлений, признание того, что Софья не только не выросла духовно за время разлуки, не научилась кри?ически осмысливать происходящее, но и превратилась в обычную представительницу фамусовского общества.
    Софья действительно прошла хорошую школу в доме отца, она научилась при?воряться, лгать, изворачиваться, но делает это не из корыстных интересов, а пытаясь защи?ить свою любовь. Она испы?ывает глубокую неприязнь к людям, нелицеприятно отзывающимся о ее избраннике, лирикому Чацкий, с его пылкостью, остротами и выпадами, превращается для девушки во врага. Защищая свою любовь, Софья готова даже коварно отомстить старому близ-кому другу, безумно любящему ее: пускает слух о сумасшествии Чацкого. Мы видим, что Софья отвергает Чацкого не только из женского самолюбия, но и по тем же мотивам, по каким его не приемлет фамусовская Москва: его независимый и насмешливый ум пугает Софью, он “не свой”, из другого круга:
    Да этакий ли ум семейство осчастливи??
    А Чацкий тем временем все ищет определения чувствам Софьи и обманывается, потому что все то, что презираемо им, в дворянской Москве возведено в ранг добродетели. Чацкий все надеется на ясность разума и чувств Софьи, и лирикому в который раз списывает Молчалина со счетов:
    С такими чувствами, с такой душою Любим!.. Обманщица смеялась надо мною!
    Но вот трагический миг разгадки! Этот миг на самом деле жесток и трагичен, поскольку пострадали от него все. Что же вынесли из этого урока наши герои?
    Чацкий настолько потрясен простотой разгадки, что рвет |не только ни?и, связывающие его с фамусовским обществом, он разрывает свои отношения с Софьей, оскорбленный и униженный выбором ее до глубины души:
    Вот я пожер?вован кому!
    Не знаю, как в себе я бешенство умерил!
    Глядел, и видел, и не верил!
    Он не может сдержать своих эмоций, своего разочарования, негодования, обиды, и во всем вини? Софью. Теряя самообладание, он упрекает девушку в обмане, хотя именно во взаимоотношениях с Чацким Софья была хоть жестока, но честна. Теперь же девушка действительно в незавидном положении, но у нее хватает силы воли и чувства собственного достоинства порвать отношения с Молчали-ным и признаться себе в своих иллюзиях и ошибках:
    Я с э?их пор вас будто не знавала.
    Упреков, жалоб, слез моих
    Не смейте ожидать, не стоите вы их,
    Но чтобы в доме здесь заря вас не застала,
    Чтоб никогда об вас я больше не слыхала.
    Во всем случившемся Софья вини? “себя кругом”. Ее положение кажется безвыходным, поскольку, отвергнув Молчалина, лишившись преданного друга Чацкого и оставшись с разгневанным отцом, она опять одна. Некому будет помочь ей пережить горе и унижение, поддержать ее. Но мне хочется верить, что она справи?ся со всем, и что Чацкий, говоря: “Вы помиритесь с ним, по размышленья зрелом”, неправ.
    Комедия Грибоедова еще раз напомнила мне, что в истоках поступков людей лежат неоднозначные, зачастую противоречивые мотивы, и для того, чтобы правильно разгадать их, нужно обладать не только ясным умом, но и ин?уицией, широким сердцем, открытой душой.
    Права на сочинение “Образы Чацкого и Софьи в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”” принадлежат его автору. При цитировании материала необходимо обязательно указывать гиперссылку на Реф.рф

  3. Чацкий довольно скоро понимает, что Софья не разде­ляет его чувств, и хочет знать, кто же ее избранник — его соперник. Многое говорит о том, что этот счастливчик — Молчалин, но Чацкий никак не хочет и не может этому поверить, видя как на ладони истинную сущность низкого подхалима.
    Но есть ли в нем та страсть, то чувство,пылкость та,Чтоб кроме вас ему мир целыйКазался прах и суета?Чтоб сердца каждое биеньеЛюбовью ускорялось к вам?
    Принимая холодность Софьи, Чацкий не требует от нее ответных чувств, ведь невозможно заставить сердце полю­бить! Однако он стремится познать логику ее поступков, выбора, он хочет знать те достоинства Молчалина, которые заставили девушку выбрать его, однако никак не находит их. Поверить в то, что Софья и Молчалин близки, для Чацкого означает разрушение его веры и представлений, признание того, что Софья не только не выросла духовно за время разлуки, не научилась критически осмысливать происходящее, но и превратилась в обычную представи­тельницу фамусовского общества.
    Софья действительно прошла хорошую школу в доме отца, она научилась притворяться, лгать, изворачиваться, но делает это не из корыстных интересов, а пытаясь защи­тить свою любовь. Она испытывает глубокую неприязнь к людям, нелицеприятно отзывающимся о ее избраннике, поэтому Чацкий, с его пылкостью, остротами и выпадами, превращается для девушки во врага. Защищая свою лю­бовь, Софья готова даже коварно отомстить старому близ­кому другу, безумно любящему ее: пускает слух о сумас­шествии Чацкого. Мы видим, что Софья отвергает Чацко­го не только из женского самолюбия, но и по тем же мотивам, по каким его не приемлет фамусовская Москва: его независимый и насмешливый ум пугает Софью, он «не свой», из другого круга:
    Да этакий ли ум семейство осчастливит?
    А Чацкий тем временем все ищет определения чув­ствам Софьи и обманывается, потому что все то, что прези­раемо им, в дворянской Москве возведено в ранг добродете­ли. Чацкий все надеется на ясность разума и чувств Со­фьи, и поэтому в который раз списывает Молчалина со счетов:
    С такими чувствами, с такой душоюЛюбим!.. Обманщица смеялась надо мною!
    Но вот трагический миг разгадки! Этот миг на самом деле жесток и трагичен, поскольку пострадали от него все. Что же вынесли из этого урока наши герои?
    Чацкий настолько потрясен простотой разгадки, что рвет не только нити, связывающие его с фамусовским обще­ством, он разрывает свои отношения с Софьей, оскорблен­ный и униженный выбором ее до глубины души: Материал с сайта //iEssay.ru

  4. Софья Павловна Фамусова является главной героиней комедии Грибоедова «Горе от ума». Девушка наделена очень противоречивым характером. Однажды Гончаров И.А. подметил, что в Софье смешались хорошие манеры и ложь, острый ум и отсутствие каких-либо убеждений. Она не была «стандартом» девушки тогдашнего общества. Именно за это ее и полюбил Чацкий.
    Грибоедов показывает нам Софью, как очень умную и образованную девушку, способную по-настоящему переживать свои эмоции. Ей не чуждо сострадание и любовь всем сердцем. Софья Павловна очень любила читать произведения французских писателей и поэтов. Девушка была очень мечтательна и чувствительна. Окружающих она воспринимала через призму романтических произведений. Скорее всего, именно поэтому Софья обратила свой взор на Молчалина, ведь он так был похож на ее любимых литературных героев. Кроме того, будучи властной женщиной, Софья нуждалась в человеке, который будет слушать ее во всем. Молчалин оказался именно таким.
    Сблизившись с Чацким, Грибоедов показывает нам еще одну сильную черту характера Софьи. В своем юном возрасте девушка была независима в своих суждениях и мнении касательно происходящих событий. Чацкий видел это и очень ценил. Он считал Софью своим единственным другом и единомышленником.
    После приезда в Москву, Чацкий замечает, что Софья начала меняться под воздействием окружающих. Это очень опечалило Чацкого. Но Софья обеспокоена совсем по другому поводу. Жизнь преподнесла ей урок. Оказывается, Молчалин был рядом с девушкой, только ради того, чтобы получить высокий чин. В этот момент она потеряла такого «угодного» мужа. Софья не может, да и не хочет быть с Чацким. Это не удобный для нее человек. Но именно он открыл ее глаза на происходящие события. Нарисовав себе романтический образ, девушка выбирает его. Из-за чего девушка страдает больше всех.
    Грибоедов показал нам Софью Павловну, как драматический образ. Благодаря своему характеру девушка была очень похожа на Чацкого, но в конечном итоге стала его противником. Именно поэтому образ Софьи является одним из самых оригинальных женских образов в русской литературе.

  5. Образы Чацкого и Софьи
    В своей неувядающей комедии “Горе от ума” Грибоедов сумел создать целую галерею правдивых и типичных характеров, узнаваемых и сегодня. Образы Чацкого и Софьи для меня наиболее интересны, ведь их отношения далеко не так просты, как может показаться на первый взгляд.
    И Софья, и Чацкий несут в себе те качества, которыми не обладают большинство представителей фамусовского общества. Их отличает сила воли, способность переживать “живые страсти”, самоотверженность, умение делать собственные выводы.
    Софья и Чацкий росли и воспитывались вместе в доме Фамусова:
    Привычка вместе быть день каждый неразлучно
    Связала детскою нас дружбой…
    За время, проведенное вместе, Чацкий успел узнать в Софье умную, незаурядную, решительную девушку и полюбил ее за эти качества. Когда он, повзрослевший, набравшийся ума, многое повидавший, возвращается на родину, мы понимаем, что его чувств “ни даль не охладила, ни развлечения, ни перемена мест”. Он счастлив видеть удивительно похорошевшую за время разлуки Софью и искренне радуется встрече.
    Чацкий никак не может понять, что за три года, пока его не было, фамусовское общество наложило на девушку свой уродливый отпечаток. Начитавшись французских сентиментальных романов, Софья жаждет любви и хочет быть любимой, но Чацкий далеко, поэтому она избирает для выражения своих чувств человека, уж никак не достойного ее любви. Льстец и лицемер, “жалчайшее созданье” Мол- чалин лишь использует отношения с Софьей в корыстных целях, надеясь на дальнейшее продвижение по служебной лестнице. Но Софья, обуреваемая чувствами, не в силах разглядеть истинного лица под маской, и поэтому направляет искреннюю, нежную, готовую на жертвы любовь на труса и низкопоклонника.
    Чацкий довольно скоро понимает, что Софья не разделяет его чувств, и хочет знать, кто же ее избранник — его соперник. Многое говорит о том, что этот счастливчик — Молчалин, но Чацкий никак не хочет и не может этому поверить, видя как на ладони истинную сущность низкого
    Но есть ли в нем та страсть, то чувство,
    пылкость та.
    Чтоб кроме вас ему мир целый Казался прах и суета?
    Чтоб сердца каждое биенье Любовью ускорялось к вам?
    Принимая холодность Софьи, Чацкий не требует от нее ответных чувств, ведь невозможно заставить сердце полюбить! Однако он стремится познать логику ее поступков, выбора, он хочет знать те достоинства Молчалина, которые заставили девушку выбрать его, однако никак не находит их. Поверить в то, что Софья и Молчалин близки, для Чацкого означает разрушение его веры и представлений, признание того, что Софья не только не выросла духовно за время разлуки, не научилась критически осмысливать происходящее, но и превратилась в обычную представительницу фамусовского общества.
    Софья действительно прошла хорошую школу в доме
    отца, она научилась притворяться, лгать, изворачиваться, но делает это не из корыстных интересов, а пытаясь защитить свою любовь. Она испытывает глубокую неприязнь к людям, нелицеприятно отзывающимся о ее избраннике, поэтому Чацкий, с его пылкостью, остротами и выпадами, превращается для девушки во врага. Защищая свою любовь, Софья готова даже коварно отомстить старому близкому другу, безумно любящему ее: пускает слух о сумасшествии Чацкого. Мы видим, что Софья отвергает Чацкого не только из женского самолюбия, но и по тем же мотивам, по каким его не приемлет фамусовская Москва: его независимый и насмешливый ум пугает Софью, он “не свой”, из другого круга:
    Да этакий ли ум семейство осчастливит?
    А Чацкий тем временем все ищет определения чувствам Софьи и обманывается, потому что все то, что презираемо им, в дворянской Москве возведено в ранг добродетели. Чацкий все надеется на ясность разума и чувств Софьи, и поэтому в который раз списывает Молчалина со счетов:
    С такими чувствами, с такой душою Любим!.. Обманщица смеялась надо мною!
    Но вот трагический миг разгадки! Этот миг на самом деле жесток и трагичен, поскольку пострадали от него все. Что же вынесли из этого урока наши герои?
    Чацкий настолько потрясен простотой разгадки, что рвет не только нити, связывающие его с фамусовским обществом, он разрывает свои отношения с Софьей, оскорбленный и униженный выбором ее до глубины души:
    Вот я пожертвован кому!
    Не знаю, как в себе я бешенство умерил!
    Глядел, и видел, и не верил!
    Он не может сдержать своих эмоций, своего разочарования, негодования, обиды, и во всем винит Софью. Теряя самообладание, он упрекает девушку в обмане, хотя именно во взаимоотношениях с Чацким Софья была хоть жестока, но честна. Теперь же девушка действительно в незавидном положении, но у нее хватает силы воли и чувства собственного достоинства порвать отношения с Молчалиным и признаться себе в своих иллюзиях и ошибках:
    Я с этих пор вас будто не знавала.
    Упреков, жалоб, слез моих
    Не смейте ожидать, не стоите вы их,
    Но чтобы в доме здесь заря вас не застала,
    Чтоб никогда об вас я больше не слыхала.
    Во всем случившемся Софья винит “себя кругом”. Ее положение кажется безвыходным, поскольку, отвергнув Молчалина, лишившись преданного друга Чацкого и оставшись с разгневанным отцом, она опять одна. Некому будет помочь ей пережить горе и унижение, поддержать ее. Но мне хочется верить, что она справится со всем, и что Чацкий, говоря: “Вы помиритесь с ним, по размышлении зрелом”, — неправ.
    Комедия Грибоедова еще раз напомнила мне, что в истоках поступков людей лежат неоднозначные, зачастую противоречивые мотивы, и для того, чтобы правильно разгадать их, нужно обладать не только ясным умом, но и интуицией, широким сердцем, открытой душой.

    читать похожие:

    Личная драма Софьи и ее причины (по комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”)
    Образы Чацкого и Молчалина в комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедова
    ОБРАЗЫ ЧАЦКОГО И МОЛЧАЛИНА В КОМЕДИИ «ГОРЕ ОТ УМА» А. С. ГРИБОЕДОВА
    Образ Софьи Фамусовой в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»

  6. План
    1. Введение
    2.Любовь Чацкого
    3.Поведение Софьи
    4.Заключение
    Взаимоотношения Чацкого и Софьи – тема любви в произведении “Горе от ума”. Эта тема является второстепенной и лишь подчеркивает основной смысл комедии.
    Главный герой долгое время пробыл за границей. Но он никогда не забывал Софью. Для честного и благородного человека даже детское увлечение имеет большое значение. Вернувшись в Москву, Чацкий был поражен красотой повзрослевшей Софьи. Он наивно считает, что девушка не изменилась в душе и не стала заложницей общественного мнения.
    Чацкий разговаривает с Софьей искренно и открыто. Его удивляет холодный и равнодушный тон девушки. Он привык к правде, поэтому не может скрыть своих истинных чувств: “…я вас без памяти люблю”. Чацкого мучает лишь один вопрос: не могла ли Софья влюбиться в кого-нибудь за время его отсутствия. Перед его глазами проходят окружающие девушку мужчины.
    Чацкий ни в ком не видит достойного противника. В его глазах Скалозуб и Молчалин слишком глупы, чтобы быть женихами такой прекрасной девушки. Разговор с обоими только подтверждает его уверенность в этом. Чацкий испытывает мучительную ревность при виде обморока Софьи. Но он продолжает обманывать себя тем, что это – обычное явление для впечатлительной девушки.
    Искреннюю жалость вызывает разочарование Чацкого, когда он становится свидетелем ночной сцены между Софьей, Молчалиным и Лизой. Еще большее потрясение Чацкий испытывает, узнав, что именно Софья распространила слух о его сумасшествии. В один миг рушатся его представления о честности и порядочности Софьи.
    За время отсутствия Чацкого Софья очень сильно изменилась под влиянием окружающего общества. Чистая душой невинная девушка поняла, что добиться влияния в свете можно лишь путем обмана и сокрытия своих истинных чувств. Софья теперь считает, что успешный брак должен основываться не на любви, а на материальном благополучии. Софью нисколько не трогают искренние признания бывшего детского друга. Хуже всего, что она не признается ему в том, что Молчалин является ее предполагаемым женихом. Она просто играет с Чацким, позволяет ему сохранять бесплодную надежду.
    Слух о сумасшествии Чацкого пущен Софьей без особой цели в непонятном приступе злобы. Молодой человек открыто говорил о своей безграничной любви и высказывал свое мнение об окружающих. Казалось бы, девушка по крайней мере могла бы пожалеть несчастного влюбленного. Но Софья уже слишком испорчена. Измена Молчалина – достойное для нее наказание. Хотя Чацкий уверен, что Софья все простит ради того, чтобы получить покорного мужа.
    Взаимоотношения Чацкого и Софьи расширяют проhttp://www.ote4estvo.ru/sochineniya-9-klass/119559-smeshon-ili-strashen-molchalin.htmlблематику произведения. “Горе от ума” главного героя дополняется разочарованием в любви. Особый трагизм состоит в том, что единственного умного человека Софья с радостью променяет на глупого подлеца, лишь бы он не выделялся из толпы и постепенно накапливал деньги и влияние.

  7. Софья – это героиня повести Грибоедова «Горе от ума». Эта девушка является очень необычным персонажем в повести Грибоедова. Она – как порождение лжи, так и доброжелательности и силы, пусть и только внешней.
    Софья – это девушка, которая является той, от которой шли все нити, как настроения, так и горя многих людей. Она, как кукловод умело пользовалась их слабостями, так и сильными сторонами. Она – манипулятор, если говорить современным языком. Но вместе с тем, с этими качествами и таким характером, Софья – красивая девушка, которая также и своей внешностью умеет пользоваться. У нее много поклонников, и недаром, ведь она сильна в этом.
    Эта девушка – сильная личность, которая не упустит своего. Кроме того, по характеру, она еще и очень насмешлива, ее сарказм достигает многих ушей, она любит насмешничать, говорить какие-то шутки. Но она не слишком весела, можно точнее сказать, что она умеет говорить саркастически, ее иронии может кого-то как обидеть, так и сделать врагом ее.
    Софья выросла в хорошей семье, богатой, всем обеспеченной, которая ни в чем не знала затрат сильных. Именно потому эта девушка молодая, выросла обеспеченной, яркой и смелой личностью. Она ничего не боялась, и умела умело лицемерить и лгать, когда понадобиться. И, в оправдание ее, можно сказать, что она не совсем виновата в этом, так как такие действия и черты характера были не в новинку в то время. Именно потому она еще и была таковой, потому что ее так воспитали, воспитали в такой среде, где по-другому быть и действовать нельзя было. Иначе – это вызывало толки и слухи, а также – презрение и недоброжелательность.
    В комедии «Горе от ума» приводятся примеры личности, которая тоже является главным героем.

    Вариант 4

    А.С. Грибоедов был многогранной личностью. У него был уникальный талант дипломата, театрала. Александр Сергеевич писал стихи, поэмы, играл на нескольких инструментах. Даже сочинял музыку. До наших дней дошли два вальса его авторства. Но в историю мировой литературы  Грибоедов вошел как автор одного произведения. Им стала комедия «Горе от ума», признанная критиками бессмертной.
    Пьеса включила в себя три художественных направления: реализм, классицизм, романтизм. Традиции жанра сочетаются с более современными веяниями. Социальная комедия, в своей классической трактовке, предполагает однобокие образы персонажей. Каждый из которых обличает один какой-то порок. Но «Горе от ума» раскрывает читателю многогранные личности героев. Глупость, нелепое подражание иностранцам, солдафонство, угодничество, лизоблюдство, меркантильность, отсутствие собственного мнения, гонения на культуру и образование – все отразил автор в своих «живых» персонажах.
    Основной конфликт пьесы – это противоборство «века нынешнего» с «веком минувшим». В первом лагере оказывается лишь Александр Андреевич Чацкий. Тогда, как во втором штабе – практически все остальные.
    На фоне общественного конфликта разворачивается любовный треугольник. Он не похож на сюжет любовного романа. Мужчин двое, но ни один не претендует на идеал. Чацкий, при его уме, образованности, резок, не сдержан в речах, не всегда тактичен. Молчалин же низок, подл, неприятен. Но на его стороне симпатии героини.
    Сама барышня тоже не похожа на классический образ. Софья – дочь крупного чиновника. Павел Афанасьевич – управляющий в казенном доме, богат. Для своего единственного ребенка хочет светлого будущего. Жених необходим «при чинах, да при звездах». Ни Чацкий, ни Молчалин этим критериям не соответствуют. Отец восклицает: «Кто беден, тот тебе не пара!»
    А.С. Пушкин писал о Софье, что это неясный образ, плохо прописанный персонаж. Но это лишь на первый взгляд. Юная леди, на протяжении всего текста, играет роль буфера между двумя мирами. Она не относится к  «фамусовскому обществу», хоть и воспитана в нем. Но и к «веку нынешнему» ее нельзя причислить. В этом ее роль ключевая. Ведь в конце воспитание одерживает верх.
    Большинство гостей «фамусовского» бала носят говорящие фамилии. Но у Софьи выразительное имя, со значением «мудрая». Это авторская ирония.
    Девушка не глупа. У нее хорошее воспитание. Отец нанимал «полк учителей». Но она рано лишилась матери, поэтому никто не занимался формированием души. Сейчас барышне семнадцать, она «расцвела», стала завидной невестой.
    Соня смелая, решительная. Ей сложно держать свою любовь втайне. Не страшит родительский гнев и общественное мнение. Молодая особа восклицает: «Что мне молва!»
    Она позволяет себе колкие, язвительные, остроумные высказывания с Чацким. Но нежно переживает за Молчалина. Лишается чувств, когда тот падает с лошади.
    Выросла барышня на французских романах. Поэтому все добродетели приписывает своему избраннику, рисуя идеал. Возможно, поэтому выбор пал на небогатого молодого человека. Ведь в сентиментальных книгах возлюбленный всегда не ровня.
    Девица не обладает особой душевной красотой, добродетелями. Но что-то в ней привлекает Чацкого, вызывая любовь. Быть может, сильный характер.
    В конце сюжета Софья понимает, что ее избранник подлец. Винит себя во всем. Но Чацкий наверняка прав. Появится другой «низкопоклонник и делец», за которого Соня выйдет замуж.

  8. Главным героем пьесы «Горе от ума» выступает А.А. Чацкий.
    За действиями молодого человека читатель следит на протяжении всех сцен произведения.
    При любом удобном случае Грибоедов противопоставляет Александра Андреевича другим действующим лицам пьесы.

    Образ Софьи в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

    С образом Софьи не все так однозначно. До сих пор литературные критики, театральные актеры и зрители спорят о том, считать ли девушку порождением фамусовского общества или относить к лагерю приверженцев взглядов Чацкого, но с уклоном в сторону «староверов».
    Софья не живет идеями и лишена убеждений, хотя глупой ее не назовешь. И хотя юная барышня имеет живой ум, она все же слишком молода и неопытна в житейских делах. Воспитание и окружающая среда уже бесповоротно испортили ее мировоззрение. Чацкий это понимает и с болью признает, что разочарован в Софье.

    Любовный конфликт пьесы: Софья и Чацкий

    А.С. Грибоедов в своей комедии строит конфликтную любовную линию между Софьей и Чацким. Почему же молодые люди все время спорят и вступают в конфликт? Причина разногласий кроется в их непонимании друг друга. Чацкий осознает, но не хочет признать, что Софья его не любит. Сама девушка не откровенничает с ним и ничего не объясняет.
    Александр в отношении Софьи настроен очень серьезно: он любит ее горячо и искренне. Во время первой встречи он откровенно рассказывает ей о себе и своих чувствах. Он не обманывает и не фальшивит.
    Силу его чувств показывает горькое переживание отказа девушки. Чацкому больно, поэтому он упрекает ее в том, что она его обнадежила. На самом деле все обстояло иначе. Софья с начала знакомства пыталась увиливать от разговора с молодым человеком. Но главный герой ослеплен горем, поэтому здравый смысл его на время покидает.
    Александр Андреевич в своих действиях постоянно полагается на сердце, а не на разум. Именно поэтому он отличается взрывным нравом, который нередко ставит его в глупое положение.
    Но автор нисколько не принижает качества главного героя. Он показывает его правдивость и человечность, и это вызывает сопереживание читателя. Чацкий выступает положительным персонажем, но все равно делает ошибки. Он неидеален, и эта черта отличает его от других героев драматических произведений того периода.

    Переплетение личной и идейной драмы А.А. Чацкого

    Личная драма главного героя происходит на глазах у читателя. Параллельно она переплетается с общественной неудовлетворенностью Александра, поэтому любовные чувства еще больше усложняются. Чацкий наделен таким живым умом и светлым сердцем, которые выделяют его из толпы и возносят над ней.
    Но в то же время именно любовь и реакционные взгляды на окружающее его общество принесли в его жизнь горькое разочарование. Именно оно в последствии сильно ожесточило главного героя против всех дворян столицы.

  9. Образы Чацкого и Софьи в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”
    В своей неувядающей комедии “Горе от ума” Грибоедов сумел создать целую галерею правдивых и типичных характеров, узнаваемых и сегодня. Образы Чацкого и Софьи для меня наиболее интересны, ведь их отношения далеко не так просты, как может показаться на первый взгляд.
    И Софья, и Чацкий несут в себе те качества, которыми не обладают большинство представителей фамусовского общества. Их отличает сила воли, способность переживать “живые страсти”, самоотверженность, умение делать собственные выводы.
    Софья и Чацкий росли и воспитывались вместе в доме Фамусова:
    Привычка вместе быть день каждый неразлучно
    Связала детскою нас дружбой…
    на родину, мы понимаем, что его чувств “ни даль не охладила, ни развлечения, ни перемена мест”. Он счастлив видеть удивительно похорошевшую за время разлуки Софью и искренне радуется встрече.
    Чацкий никак не может понять, что за три года, пока его не было, фамусовское общество наложило на девушку свой уродливый отпечаток. Начитавшись французских сентиментальных романов, Софья жаждет любви и хочет быть любимой, но Чацкий далеко, поэтому она избирает для выражения своих чувств человека, уж никак не достойного ее любви. Льстец и лицемер, “жалчайшее созданье” Мол-чалин лишь использует отношения с Софьей в корыстных целях, надеясь на дальнейшее продвижение по служебной лестнице. Но Софья, обуреваемая чувствами, не в силах разглядеть истинного лица под маской и поэтому направляет искреннюю, нежную, готовую на жертвы любовь на труса и низкопоклонника.
    этому поверить, видя как на ладони истинную сущность низкого подхалима.
    Но есть ли в нем та страсть,
    То чувство, пылкость,та.
    Чтоб кроме вас ему мир целый
    Казался прах и суета?
    Чтоб сердца каждое биенье
    Любовью ускорялось к вам?
    Принимая холодность Софьи, Чацкий не требует от нее ответных чувств, ведь невозможно заставить сердце полюбить! Однако он стремится познать логику ее поступков, выбора, он хочет знать те достоинства Молчалина, которые заставили девушку выбрать его, однако никак не находит их. Поверить в то, что Софья и Молчалин близки, для Чацкого означает разрушение его веры и представлений, признание того, что Софья не только не выросла духовно за время разлуки, не научилась критически осмысливать происходящее, но и превратилась в обычную представительницу фамусовского общества.
    неприязнь к людям, нелицеприятно отзывающимся о ее избраннике, поэтому Чацкий, с его пылкостью, остротами и выпадами, превращается для девушки во врага. Защищая свою любовь, Софья готова даже коварно отомстить старому близ-кому другу, безумно любящему ее: пускает слух о сумасшествии Чацкого. Мы видим, что Софья отвергает Чацкого не только из женского самолюбия, но и по тем же мотивам, по каким его не приемлет фамусовская Москва: его независимый и насмешливый ум пугает Софью, он “не свой”, из другого круга:
    А Чацкий тем временем все ищет определения чувствам Софьи и обманывается, потому что все то, что презираемо им, в дворянской Москве возведено в ранг добродетели. Чацкий все надеется на ясность разума и чувств Софьи, и поэтому в который раз списывает Молчалина со счетов:
    Любим!.. Обманщица смеялась надо мною!
    Но вот трагический миг разгадки! Этот миг на самом деле жесток и трагичен, поскольку пострадали от него все. Что же вынесли из этого урока наши герои?
    Чацкий настолько потрясен простотой разгадки, что рвет не только нити, связывающие его с фамусовским обществом, он разрывает свои отношения с Софьей, оскорбленный и униженный выбором ее до глубины души:
    Вот я пожертвован кому!
    Не знаю, как в себе я бешенство умерил!
    Глядел, и видел, и не верил!
    Он не может сдержать своих эмоций, своего разочарования, негодования, обиды, и во всем винит Софью. Теряя самообладание, он упрекает девушку в обмане, хотя именно во взаимоотношениях с Чацким Софья была хоть жестока, но честна. Теперь же девушка действительно в незавидном положении, но у нее хватает силы воли и чувства собственного достоинства порвать отношения с Молчали-ным и признаться себе в своих иллюзиях и ошибках:
    Я с этих пор вас будто не знавала.
    Упреков, жалоб, слез моих
    Не смейте ожидать, не стоите вы их,
    Но чтобы в доме здесь заря вас не застала,
    Во всем случившемся Софья винит “себя кругом”. Ее положение кажется безвыходным, поскольку, отвергнув Молчалина, лишившись преданного друга Чацкого и оставшись с разгневанным отцом, она опять одна. Некому будет помочь ей пережить горе и унижение, поддержать ее. Но мне хочется верить, что она справится со всем, и что Чацкий, говоря: “Вы помиритесь с ним, по размышленья зрелом”, неправ.
    Комедия Грибоедова еще раз напомнила мне, что в истоках поступков людей лежат неоднозначные, зачастую противоречивые мотивы, и для того, чтобы правильно разгадать их, нужно обладать не только ясным умом, но и интуицией, широким сердцем, открытой душой.

  10. б)  на чувства Софьи, очевидно, повлияли сентименталь­ные романы: как и в них, она влюбляется в человека незамет­ного, который ей не ровня;
    в)  сильный и властный характер Софьи требует именно такого человека: скромного, тихого, послушного (см. разговор Софьи с Лизой в первом действии и разговор Софьи и Чацкого в третьем действии). Софья уже думает о семье и чувствует, что Молчалин будет идеальным мужем.
    3. Отношение Софьи к Чацкому. Во-первых, Софья Чацко­го не любит и, вероятно, никогда всерьез не любила. Поэтому она и не чувствует себя виноватой перед ним: «Я очень ветре­но, быть может, поступила, // И знаю, и винюсь; но где же из­менила?» (первое действие). Во-вторых, Софья, зная острый и язвительный ум Чацкого, с самого начала предчувствует, что тот начнет высмеивать Молчалина, и не ошибается. В жизнь Софьи Чацкий вносит беспокойство. В-третьих, Чацкий не нужен Софье ни в качестве возлюбленного, ни в качестве му­жа. Его ум, в частности, не таков, который может «осчастли­вить семейство» (Подробнее см. план на тему «Кто умен в ко­медии А.С. Грибоедова «Горе от ума»?»). По всем этим причинам отношение Софьи к Чацкому становится явно отри­цательным («Ах, этот человек всегда // Причиной мне ужасно­го расстройства», «Не человек — змея!», «Унизить рад, коль­нуть, // Завистлив, горд и зол»). К концу третьего действия Софья уже психологически готова к тому, чтобы так или ина­че отомстить Чацкому. Когда подворачивается случай, она им пользуется (правда, не без колебаний) и провоцирует возник­новение сплетни о сумасшествии Чацкого: «А, Чацкий! Люби­те вы всех в шуты рядить, // Угодно ль на себя примерить?»
    4. Роль Софьи в комедии весьма существенна, прежде все­го для развития конфликта и сюжетного действия. Именно ра­ди нее Чацкий приезжает в дом Фамусова, видя ее холодность, пытается понять, отчего она; в дальнейшем пытается «доз­наться», кто ей мил и т.д. Именно она наносит Чацкому и по­следний удар («Так этим вымыслом я вам еще обязан?»).

  11. Главный герой комедии — Чацкий. С момента появления в пьесе он участвует почти во всех сценах и везде противопоставляется другим дей­ствующим лицам.
    Любовь Чацкого к Софье — чувство искреннее, горячее. Он объясняется ей в любви при первом же появлении. В Чацком нет никакой скрытности, никакой фальши. О силе и характере его чувства можно судить по его сло­вам о Молчалине, обращенным к Софье:
    Но есть ли в нем та страстность? то чувство? пылкость та?
    Чтоб, кроме вас, ему мир целый
    Казался прах и суета?
    Тяжело переживает Чацкий разочарование в любимой девушке. В запаль­чивости он упрекает ее даже в том, в чем она совсем перед ним не виновата:
    Зачем меня надеждой завлекали?
    Зачем мне прямо не сказали,
    Что все прошедшее вы обратили в смех?
    «Тут что ни слово — то неправда, — говорит Гончаров. — Никакой на­деждой она его не завлекала. Она только и делала, что уходила от него, едва говорила с ним, призналась ему в равнодушии… Здесь изменяет ему не только ум, но и здравый смысл, даже простое приличие. Таких пустяков наделал он!» Но дело-то в том, что Чацкий отличается «искренностью и простотой… Он не франт, не лев…». В своем чувстве к Софье он непосредст­вен, искренен, честен. В то же время, ослепленный горем, он может быть запальчив и несправедлив. Но от этого образ Чацкого делается нам ближе и правдивее. Это живой человек, и он может ошибаться.
    Кто же такая Софья, которую так страстно любит Чацкий?
    Очень хорошо сказал о ней Гончаров: «Это смесь хороших инстинктов с ложью живого ума, с отсутствием всякого намека на идеи и убеждения, — путаница понятий, умственная и нравственная слепота — все это не имеет в ней характера личных пороков, а является как общие черты ее круга».
    Софья молода и неопытна, а воспитание и среда уже наложила отпеча­ток на ее взгляды и поступки. И Чацкому приходится признать, что он в ней горько обманулся. Впрочем, людей любят всяких, и подлых и неверных в том числе. Это не может заставить разлюбить. Здесь человеческие до­стоинства и недостатки плохо учитываются, а если и учитываются, то очень необъективно. Любовь, как говорится, зла…
    Итак, личная драма Чацкого осложняет общественную, ожесточает его против дворянской Москвы.
    У нас большая база и мы ее постоянно пополняем, и поэтому если вы не нашли, то пользуйтесь поиском
    В нашей базе свыше 15 тысяч сочинений
    Сохранить сочинение:

  12. Столкновение «века минувшего» с его меркантильными интересами и «века нынешнего» с его новыми взглядами на жизнь разделило героев произведения на два лагеря. Но есть персонажи, которых нельзя однозначно отнести ни к первой, ни ко второй группе. Так, например, на рубеже двух поколений стоит Софья Фамусова, которая достаточно умна для уходящего века, но все же была воспитана в «фамусовском обществе».
    С одной стороны, девушка умеет искренне любить, переживать эмоции, обладает невероятной смелостью и решительностью. Софья любит проводить время за чтением, даже ее отец, который считает это дело глупым и бессмысленным, подчеркивает, что «ей сна нет от французских книг» и то, что «все по-французски вслух читает запершись». Она не боится мнения общества. В отличие от Молчалина, для которого «злые языки страшнее пистолета», Софья привыкла слушать сердце: «Что мне молва? Кто хочет, так и судит».
    Несмотря на то, что во многом взгляды на жизнь Софьи отличаются от принципов дворян, девушка выросла и воспитывалась в «фамусовском обществе», которое, безусловно, повлияло на нее. Главной ошибкой героини стало то, что она решила связать свою жизнь с ярким представителем «века минувшего» – Молчалиным.
    Умная от природы, смелая девушка с прогрессивными взглядами на жизнь становится заложницей и общества, в котором выросла, и любви к человеку, который ее не достоин. В один момент образ героя Молчалина, который Софья нарисовала себе, разбивается, а вместе с ним и борьба, которую девушка вела за свою любовь, становится напрасной. Образ Софьи  достаточно сложен и противоречив, но в тоже время – это один из самых трагичных образов комедии.

  13. Как Софья Павловна у вас похорошела!
    А. С. Грибоедов
    Комедия Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума» открывает правдивую галерею русских национальных характеров. И, безусловно, лучшими, в художественном смысле, являются Чацкий и Софья.
    По силе характеров, страстности, умению отстаивать свою точку зрения они очень схожи, только вот к цели идут разными путями.
    Александр Андреевич Чацкий — открытая и смелая душа, он ничего не боится, кидается в борьбу с «открытым забралом». Из-за молодости и неопытности он еще верит, что людей можно изменить, внушить им высокие идеалы, объяснив ошибки и заблуждения. Оттого он так «мечет бисер» перед Репетиловыми и тому подобными. Его задача — «высветить» глупость и ограниченность окружающих его людей.
    А судьи кто? — За древностию лет
    К свободной жизни их вражда непримирима.
    Сужденья черпают из забытых газет…
    Всегда готовые к журбе,
    Поют все песнь одну и ту же,
    Не замечая об себе:
    Что старее, то хуже.
    Софья же плоть от плоти этого общества — ослепленный любовью, Чацкий еще не понял этого. Она прекрасно приспосабливается к законам, навязанным ей близкими: и уже прекрасно умеет изворачиваться, лгать и притворяться, и всегда делать по-своему, как хочется ей. Она и дальше будет поступать так же, в этом ее суть.
    Подумаешь, как счастье своенравно!
    Бывает хуже, с рук сойдет;
    Когда ж печальное ничто на ум нейдет…
    Чацкий догадывается и не хочет верить, что Софья его не любит, что есть у него счастливый соперник.
    Софья жестоко ошиблась, выбрав предметом обожания Молчалина. Сама она объясняет это «роком», но правда в том, что от скуки и безделья и Молчалин сгодился в «предмет страсти».
    Молчалин вам наскучил бы едва ли,
    Когда б сошлись короче с ним…
    Я не старалась, бог нас свел.
    Низкопоклонство, лицемерие, угодничество Молчалина Софья возводит в ранг заслуг, даже достоинств. А как же иначе? Она живет в таком обществе, где каждый выживает как может. Прослывешь сумасшедшим, как Чацкий, если будешь отличаться от остальных. Невозможно быть искренним, когда тебя не хотят слушать. Без денег и чинов нельзя «сметь свое суждение иметь». Это норма жизни данных людей. Софья приспособилась к этой обстановке; вероятно, не откройся коварство Молчалина, она нашла бы способ связать свою судьбу с его. Но и в этом кругу когда-то открывается истина. И чем ее больше скрывали, тем сокрушительнее ее действие.
    Чацкий не на шутку «расходился», когда понял, что его соперник — Молчалин. Это больно ударило по самолюбию Александра Андреевича; он умен, но слишком пылок, чтобы сдерживать эмоции.
    Не образумлюсь… виноват,
    И слушаю, не понимаю.
    Как будто все еще мне объяснить хотят,
    Растерян мыслями… чего-то ожидаю.
    Он настолько забывается, что начинает во всем винить Софью, но она-то сразу ему сказала, что не любит его, только вот Чацкий не хотел этого услышать. Теперь же он изливает свою обиду и желчь, понимая бессмысленность происходящего. Он просто «дурно ведет себя». Оскорблена его любовь, унижено его чувство. У Александра Андреевича не хватает благородства пожалеть Софью, а это необходимо.
    Умная девушка, с пылкой и страстной душой, полюбила ничтожного человека, да еще и труса. Теперь ей ждать нечего. Отец, конечно, примет меры. И если решит отдать её замуж за Скалозуба, то уж не будет медлить и брать в расчет чувства дочери, что для нее
    Мне все равно, что за него, что в воду.
    Теперь уж Павел Афанасьевич не будет так «слеп» и снисходителен, он получил прекрасный урок.
    Комедия заставляет задуматься над перипетиями людских судеб. Ведь всякое литературное произведение — это концентрированный рассказ о действительности жизни, и когда бы ни жили люди, они страдают и радуются, плачут и смеются одинаково.
    Скорее в обморок, теперь оно в порядке,
    Важнее давишной причина есть тому,
    Вот, наконец, решение загадке!
    Вот я пожертвован кому!

    А милый, для кого забыт
    И прежний друг, и женский страх, и стыд, —
    За двери прячется, боится быть в ответе…
    Ах! как игру судьбы постичь?
    Людей с душой гонительница, бич! —
    Молчалины блаженствуют на свете!

  14. Произведение описывает достаточно сложный период в истории России, когда на смену консервативному дворянству приходят новые, прогрессивные взгляды. Соответственно люди, проповедующие новые идеи, не воспринимаются старым обществом и считаются сумасшедшими. Именно так восприняло общество и Чацкого.
    Вернувшись из-за любви к Софье, он попадает в дом, который когда-то был родным, но не может смириться с недостатками московского общества. В лице главного героя автор комедии изобразил честного, умного, образованного человека, которому чужды идеалы фамусовской Москвы. Он отказывается от государственной должности только потому, что «служить бы рад, прислуживаться тошно». Он имеет собственное мнение и не готов его продавать за должность и достойное место в обществе.
    Чацкий готов служить Отечеству, он требует от всех «службы делу, а не лицам». Он не боится говорить правду в глаза, открыто обвиняя всех, кто, по его мнению, замечен во лжи и лицемерии. Фамусов откровенно недоволен взглядами Чацкого, утверждает, что: «Он вольность хочет проповедать!»,  «Да он властей не признает!»,  «Ах, боже мой! Он карбонари!». Как по мне, достаточно лестные высказывания для человека, который смыслом своей жизни считал национальную борьбу за освобождение страны.
    В переломные эпохи всегда появляются люди, готовые жертвовать собой ради блага страны, люди, которые рождены немного раньше своего времени. В Чацком меня привлекает романтичность, верность любви и своим идеям, искренность. Он настоящий герой, который не побоялся в одиночку открыть достаточно серьезную борьбу, хотя, наверное, знал, что потерпит поражение. И, несмотря на то, что ему пришлось навсегда уехать из Москвы, он нанес достаточно сильный удар дворянству, которое дало серьезные трещины.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *