Сочинение на тему образ города калинова

12 вариантов

  1. Дикой, занимающий должность купца, достаточно богатый человек, скупой и обладающий большим влиянием в городе. Но при этом он привык держать в руках власть достаточно жестоко. Он уверен в том, что гроза посылается людям каждый раз, как наказание за их неправильные поступки и поэтому они должны ее терпеть, а не ставить громоотводы на дома. Также из повествования читатель узнает, что Дикой хорошо ведет хозяйство, правильно относится к финансовым вопросам, но это все, что ограничивает его кругозор. При этом стоит отметить его необразованность, он не понимает зачем нужно электричество и как на самом деле оно работает.
    Поэтому можно сделать вывод, что большинство купцов и мещан, живущих на территории городка, люди необразованные, не способные принимать новую информацию и менять свою жизнь в лучшую сторону. При этом, всем доступны книги и газеты, которые они могут регулярно читать и повышать свою внутреннюю интеллигенцию.
    Все, кто обладает определенным богатством не привыкли с уважением относиться к любым чиновникам и представителям власти. Они относятся к ним с неким пренебрежением. А к городничему относятся как к соседу и общаются с ним по-приятельски.
    Бедные слои населения привыкли спать не более трех часов в сутки, они работают дни и ночи на пролет. Богатые стараются всеми возможными способами закабалить бедных и получить еще больше денег за счет чужой работы. Поэтому и сам Дикой никому не платит за работу, а все получают жалование только через большую ругань.
    При этом в городе часто происходят скандалы, которые не приводят ни к чему хорошему. Кулигин старается сам писать стихотворения, он является самоучкой, но при этом боится показывать свой талант, так как боится, что его поглотят живым.
    Жизнь в городе течет скучно и однообразно, все жители привыкли больше слушать Феклушу, чем читать газеты и книги. Именно он рассказывает другим о том, что существуют такие страны, где есть люди, у которых голова собаки на плечах.
    Вечером жители городка не выходят гулять по узким улочкам, они стараются запереть дверь на все замки и остаться внутри дома. Также они спускают собак, чтобы те защитили их от возможного грабежа. Они очень сильно переживают за свое имущество, которое порой достается им непосильным трудом. Поэтому стараются всегда находиться дома.

  2. Уральский государственный педагогический университет
    Контрольная работа
    по русской литературе 19(2) века
    студентки IV курса заочного отделения
    ИФК и МК
    Агаповой Анастасии Анатольевны
    Екатеринбург
    2011
    Тема: Образ города Калинова в «Грозе» А. Н. Островского.
    План:
    Краткая биография писателя
    История создания повести «Гроза»
    Образ города Калинова
    Заключение
    Список литературы
    Краткая биография писателя
    Николай Алексеевич Островский родился 29 сентября в селе Вилия Волынской губернии в семье рабочего. Работал помощником электромонтера, с 1923 г. — на руководящей комсомольской работе. В 1927 г. прогрессирующий паралич приковал Островского к постели, а год спустя будущий писатель ослеп, но, «продолжая сражаться за идеи коммунизма», решил заняться литературой. В начале 30-ых годов был написан автобиографический роман «Как закалялась сталь» (1935) — одно из хрестоматийных произведений советской литературы. В 1936 г. был опубликован роман «Рожденные бурей», который автор закончить не успел. Умер Николай Островский 22 декабря 1936 года.
    История создания повести «Гроза»
    Пьеса была начата Александром Островским в июле, а закончена 9 октября 1859 года. Рукопись хранится в Российской государственной библиотеке.
    С написанием пьесы «Гроза» связана и личная драма писателя. В рукописи пьесы, рядом со знаменитым монологом Катерины: «А какие сны мне снились, Варенька, какие сны! Или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и все поют невидимые голоса…» (5), есть запись Островского: «Слышал от Л. П. про такой же сон…». Л. П. — это актриса Любовь Павловна Косицкая, с которой у молодого драматурга были очень непростые личные отношения: оба имели семьи. Мужем актрисы был артист Малого театра И. М. Никулин. А Александр Николаевич тоже имел семью: он жил в гражданском браке с простолюдинкой Агафьей Ивановной, с которой имел общих детей – все они умерли еще детьми. С Агафьей Ивановной Островский прожил без малого двадцать лет.
    Именно Любовь Павловна Косицкая послужила прототипом образа героини пьесы Катерины, она же стала первой исполнительницей роли.
    В 1848 году Александр Островский отправился с семьёй в Кострому, в усадьбу Щелыково. Природная красота Волжского края поразила драматурга, и тогда он задумался о пьесе. Долгое время считалось, что сюжет драмы «Гроза» был взят Островским из жизни костромского купечества. Костромичи в начале XX века могли с точностью указать место самоубийства Катерины.
    В своей пьесе Островский поднимает проблему перелома общественной жизни, произошедшего в 1850-е годы, проблему смены общественных устоев.
    5 Островский А. Н. Гроза. Государственное издательство Художественной литературы. Москва, 1959.
    3. Образ города Калинова
    Одним из шедевров Островского и всей русской драматургии по праву считается «Гроза». «Гроза» – есть, без сомненья, самое решительное произведение Островского.
    В пьесе Островского «Гроза» показана обычная провинциальная жизнь захолустного купеческого городка Калинова. Находится он на высоком берегу Русской реки Волги. Волга – великая русская река, природная параллель русской судьбы, русской души, русского характера, а значит, все, что происходит на ее берегах, понятно и легко узнаваемо каждым русским человеком. Вид с берега божественный. Волга предстает здесь во всей своей красе. Сам же городок ничем особым от других не отличается: купеческие дома в обилии, церковь, бульвар.
    Жители же ведут какой-то свой особый образ жизни. В столице быстро меняется жизнь, а здесь все по старинке. Монотонное и медленное течение времени. Старшие во всем поучают младших, а младшие и носа боятся высунуть. Приезжих в городе мало, поэтому каждого принимают за чужеземца, как заморскую диковинку.
    Герои «Грозы» живут, даже не подозревая, насколько уродливо и темно их существование. Для одних их город – «рай», и если он не идеален, то хотя бы представляет собой традиционное устройство общества того времени. Другие не приемлют ни обстановку, ни сам город, который эту обстановку породил. И при этом они составляют незавидное меньшинство, а иные сохраняют полный нейтралитет.
    Жители города, сами того не осознавая, опасаются, что один только рассказ о другом городе, о других людях может рассеять иллюзию благополучия в их «земле обетованной». В ремарке, предваряющей текст, автор определяет место и время действия драмы. Это уже не Замоскворечье, столь характерное для многих пьес Островского, а город Калинов на берегу Волги. Город вымышленный, в нем можно увидеть черты самых разных русских городов. Пейзажный фон «Грозы» дает также определенный эмоциональный настрой, позволяющий по контрасту острее почувствовать душную атмосферу жизни калиновцев.
    События разворачиваются летом, между 3 и 4 действиями проходит 10 дней. Драматург не говорит, в каком году совершаются события, можно поставить любой год – настолько характерно описанное в пьесе для русской жизни в провинции. Особо Островский оговаривает, что все одеты по-русски, только костюм Бориса соответствует европейским нормам, которые проникли уже в быт русской столицы. Так появляются новые штрихи в обрисовке образа жизни в городе Калинове. Время здесь словно остановилось, а жизнь оказалась замкнутой, непроницаемой для новых веяний.
    Главные люди города – купцы-самодуры, которые стараются «бедного закабалить, чтобы на eгo труды дaровые еще больше денег наживать». Они держат в полном подчинении не только служащих, но и домашних, целиком от них зависящих и потому безответных. Считая себя во всем правыми, они уверены, что именно на них свет держится, и потому заставляют всех домашних cтpoгo выполнять домостроевские порядки и обряды. Taкой же обрядностью отличается и их религиозность: они ходят в церковь, соблюдают посты, принимают странниц, щедро одаривают их и в то же время тиранят своих домашних «И что слез льется за этими запорами, невидимых и неслышимых!.». Внутренняя, нравственная сторона религии совершенно чужда Дикому и Кабановой представителям «Teмнoгo царства» Города Калинова.
    Драматург создает замкнутый патриархальный мир: калиновцы не ведают о существовании других земель и простодушно верят рассказам горожан:
    Что ж такое Литва? – Так она Литва и есть. – А говорят, братец ты мой, она на нас с неба упала…Не умею тебе сказать, с неба, так с неба..
    Феклуши:
    Я …далеко не ходила, а слыхать – много слыхала…
    А то есть еще земля, где все люди с песьими головами …За неверность.
    Что есть далекие страны, где правят «салтан Maxнут турецкий» и «салтан Махнут персидский».
    Вот у вас…редко кто и за ворота выйдет посидеть…а в Москве-то по улицам гульбища и игрища, иногда стон стоит… Да чего, огненного змия стали запрягать…
    Мир города неподвижен и замкнут: его жители имеют смутное представление о своем прошлом и не знают ничего о том, что происходит за пределами Калинова. Нелепые рассказы Феклуши и горожан создают у калиновцев искаженные представления о мире, вселяют в их души страх. Она несет в общество тьму, невежество, скорбит о конце доброго старого времени, осуждает новые порядки. Новое властно входит в жизнь, подрывает основы домостроевских порядков. Символично звучат слова Феклуши о «последних временах». Она стремиться расположить к себе окружающих, поэтому тон ее речи вкрадчивый, льстивый.
    Жизнь города Калинова воспроизведена объемно, с детальными подробностями. На сцене предстает город, с его улицами, домами, прекрасной природой, горожанами. Читатель как бы воочию видит красоту русской природы. Здесь, на берегу вольной реки, воспетой народом, и произойдет трагедия, потрясшая Калинов. А первые  слова в «Грозе» – это слова всем знакомой раздольной песни, которую поет Кулигин – человек, глубоко чувствующий красоту:
    Среди долины ровныя, на гладкой высоте, цветет, растет высокий дуб. В могучей красоте.
    Тишина, воздух отличный, из-за Волги с лугов цветами пахнет, небо чистое…Открылась бездна звезд полна…
    Чудеса, истинно надобно сказать, что чудеса!… Пятьдесят лет я каждый день гляжу за Волгу и все наглядеться не могу!
    Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется! Восторг! Пригляделись вы либо не понимаете, какая красота в природе разлита. – говорит он (5). Однако, рядом с поэзией существует совсем другая, неприглядная, отталкивающая сторона калиновской действительности. Она раскрывается в оценках Кулигина, ощущается в разговорах персонажей, звучит в пророчествах полусумасшедшей барыни.
    Единственный в пьесе просвещенный человек , Кулигин, выглядит в глазах горожан чудаком. Наивный, добрый, честный, он и не противостоит калиновскому миру, смиренно сносит не только насмешки, но и грубость, оскорбление. Однако, именно ему автор поручает дать характеристику «темного царства».
    Создается впечатление, будто Калинов отгорожен от всего мира и живет какой-то особой, замкнутой жизнью. Но разве можно сказать, что в других местах жизнь совсем другая? Нет, это типичная картина русской провинции и диких нравов патриархального быта. Застой.
    Четкого описания города Калинова в пьесе нет. Но, вчитываясь, можно живо себе представить очертания городка и его внутреннюю жизнь.
    5 Островский А. Н. Гроза. Государственное издательство Художественной литературы. Москва, 1959.
    Центральное положение в пьесе занимает образ главной героини Катерины Кабановой. Для нее город – это клетка, из которой ей не суждено вырваться. Основная причина такого отношения Катерины к городу заключается в том, что она познала контраст. Ее счастливое детство и безмятежная юность прошли, прежде всего, под знаком свободы. Выйдя замуж и очутившись в Калинове, Катерина почувствовала себя как в тюрьме. Город и царящая в нем обстановка (традиционность и патриархальность) только усугубляют положение героини. Ее самоубийство – вызов, данный городу, – было совершено на основе внутреннего состояния Катерины и окружающей действительности.
    У Бориса, героя также пришедшего “извне”, складывается схожая точка зрения. Вероятно, их любовь была обязана именно этому. Кроме того, у него, как и у Катерины, основную роль в семье играет “домашний тиран” Дикой, который есть прямое порождение города и является непосредственной его частью.
    Вышесказанное можно в полной мере отнести и к Кабанихе. Но для нее город не идеален, на ее глазах рушатся старые традиции, устои. Кабаниха – одна из тех, кто пытается их сохранить, но остаются лишь “китайские церемонии”.
    На почве разногласий героев и вырастает основной конфликт – борьба старого, патриархального и нового, разума и невежества. Город породил таких людей, как Дикой и Кабаниха, они (и такие, как они, зажиточные купцы) правят балом. А все недостатки города подпитываются нравами и средой, которые в свою очередь поддерживают всеми силами Кабаниха и Дикой.
    Художественное пространство пьесы замкнуто, оно заключено исключительно в городе Калинове, тем труднее найти путь для тех, кто пытается из города вырваться. Кроме того, город статичен, как и его основные жители. Поэтому так резко с неподвижностью города контрастирует бурная Волга. Река воплощает движение. Городом же любое движение воспринимается крайне болезненно.
    В самом начале пьесы Кулигин, который в некотором отношении схож с Катериной, говорит об окружающем пейзаже. Он искренне восхищается красотой природного мира, хотя Кулигин отлично себе представляет внутреннее устройство города Калинова. Видеть и восхищаться окружающим миром дано не многим персонажам, особенно в обстановке “темного царства”. Например, Кудряш ничего не замечает, как старается и не замечать царящих вокруг жестоких нравов. Природное явление, показанное в произведении Островского, – гроза также рассматривается жителями города по-разному (кстати, по утверждению одного из героев, гроза – частое явление в Калинове, это дает возможность причислять ее к пейзажу города). Для Дикого гроза – данное людям на испытание Богом событие, для Катерины – это символ близкого конца ее драмы, символ страха. Один Кулигин воспринимает грозу как обыкновенное природное явление, которому можно даже радоваться.
    Городок небольшой, поэтому с высокой точки берега, где находится общественный сад, видны поля близлежащих селений. Дома в городе деревянные, возле каждого дома есть цветник. Так было почти везде по России. Вот в таком доме раньше жила и Катерина. Она вспоминает: «Встану я, бывало, рано; коли летом, так схожу на ключик, умоюсь, принесу с собою водицы и все, все цветы в доме полью. У меня цветов было много-много. Потом пойдем с маменькойв церковь…»
    Церковь – это главное место в любом селении в России. Люди были очень набожны, и церкви отводилась самая красивая часть города. Она строилась на возвышении и должна была быть видна отовсюду в городе. Калинов не был исключением, и церковь в нем была местом встреч всех жителей, источником всех разговоров и сплетен. Прогуливаясь у церкви, Кулигин рассказывает Борису о порядках здешней жизни: «Жестокие нравы в нашем городе, – говорит он – В мещанстве, сударь, кроме грубости да бедности начальной, вы ничего не увидите» (4). Деньги делают все – вот девиз той жизни. И тем не менее, любовь писателя к таким городам, как Калинов, чувствуется в неброских, но теплых описаниях местных пейзажей.
    “Тишина, воздух отличный, из-за.
    Волги слугов цветами пахнет, небочистое…”
    Так и хочется очутиться в том месте, пройти по бульвару вместе с жителями. Ведь бульвар – это тоже одно из основных мест маленьких,- да и больших городов. На бульвар вечером выходит на прогулку все сословие.
    Раньше, когда не было музеев, кинотеатров, телевидения, бульвар был главным местом развлечений. Туда мамаши вывозили своих дочерей, как на смотрины, семейные пары доказывали крепкость своего союза, а молодые люди выискивали себе будущих жен. Но тем не менее, жизнь обывателей скучна и однообразна. Людям с живой и чувствительной натурой, таким, как Катерина, эта жизнь в тягость. Она засасывает, как трясина, и выбраться из нее, изменить что-то нет никакой возможности. На этой высокой ноте трагизма и заканчивается жизнь главной героини пьесы Катерины. «В могиле лучше», – говорит она. Выбраться из однообразия и скуки она смогла только таким способом. Завершая свой «протест, доведенный до отчаяния», Катерина заставляет обратить внимание на такое же отчаяние других жителей города Калинова. Такое отчаянье выражается по-разному. Оно, по
    4 Островский А. Н. Избранные произведения. Москва, Детская литература, 1965.
    обозначению Добролюбова, укладывается в различные типы общественных столкновений: младших со старшими, безответных со своевольными, бедных с богатыми. Ведь Островский выводя на сцену жителей Калинова, рисует панораму нравов не одного города, а всего общества, где человек зависит только от богатства, дающего силу, будь он глупец или умница, дворянин или разночинец.
    Само название пьесы имеет символический смысл. Гроза в природе воспринимается по- разному действующими лицами пьесы: для Кулигина она – «благодать», которой «каждая… травка, каждый цветок радуется», калиновцы же прячутся от нее, как от «напасти какой». Гроза усиливает душевную драму Катерины, ее напряженность, влияя на самый исход этой драмы. Гроза сообщает пьесе не только эмоциональное напряжение, но и ярко выраженный трагический колорит. В то же время еще Н. А. Добролюбов увидел в финале драмы что-то «освежающее и ободряющее». Известно, что сам Oстровский, придававший большое значение заглавию пьесы, писал драматургу Н. Я. Соловьеву, что, если он не может подобрать название произведению, значит, ему «идея пьесы не ясна
    В «Грозе» драматург часто использует приемы пaраллелизма и антитезы в системе образов и непосредственно в самом сюжете, в изображении картин природы. Особенно ярко проявляется прием антитезы: в противопоставлении двух главных действующих лиц – Kaтeрины и Кабанихи; в композиции третьего действия резко отличаются друг от друга первая сцена (у ворот дoма Кабановой) и вторая (ночное свидание в овpaгe); в изображении картин природы и, в частности, приближения грозы в первом и четвертом действиях.
    Заключение
    Островский в своей пьесе показал город вымышленный, но выглядит он предельно достоверно. Автор с болью видел, на сколько отсталой в политическом, экономическом, культурном отношении была Россия, насколько темным было население страны, особенно в провинции.
    Островский не только подробно, конкретно и многосторонне воссоздает панораму городской жизни, но и, используя разные драматургические средства и приемы, вводит в художественный мир пьесы элементы мира природы и мира дальних городов и стран. Особенность видения окружающего, присущая горожанам, создает эффект фантастической, невероятной «затерянности» калиновской жизни.
    Особую роль в пьесе играет пейзаж, описанный не только в ремарках, но и в диалогах действующих лиц. Одним доступна его красота, другие пригляделись к ней и вполне равнодушны. Калиновцы не только «отгородили, изолировали» себя от других городов, стран, земель, они сделали свои души, свое сознание невосприимчивым к воздействию мира природы, мира, полного жизни, гармонии, высшего смысла.
    Люди, так воспринимающие окружающее, готовы поверить во что угодно, даже в самое невероятное, лишь бы оно не угрожало разрушением их «тихой, райской жизни». В основе такой позиции – страх, психологическая неготовность что-то изменить в своей жизни. Так драматург создает не только внешний, но и внутренний, психологический фон для трагической истории Катерины.
    «Гроза» – драмма с трагической развязкой, автор использует сатирические приемы, на основе которых складывается негативное отношение читателей к Калинову и его типичным представителям. Особенно вводит сатиру, чтобы показать невежество и необразованность калиновцев.
    Таким образом, Островский создает образ традиционного для первой половины 19 века города. Показывает автор глазами его героев. Образ Калинова является собирательным, автор хорошо знал купечество и обстановку, в которой оно развивалось. Так с помощью разных точек зрения героев пьесы «Гроза» Островский создает полную картину уездного купеческого города Калинова.
    Список литературы
    Анастасьев А. «Гроза» Островского. «Художественная литература» Москва, 1975.
    Качурин М. Г., Мотольская Д. К. Русская литература. Москва, Просвещение, 1986.
    Лобанов П. П. Островский. Москва, 1989.
    Островский А. Н. Избранные произведения. Москва, Детская литература, 1965.
    5. Островский А. Н. Гроза. Государственное издательство Художественной литературы. Москва, 1959.
    6.      http://referati.vladbazar.com
    7.      http://www.litra.ru/com

  3. Образ провинциального Калинова перекликается с образом сонного, заколдованного царства. Калинов изображается автором духовно самодостаточным и географически замкнутым. Жителей не интересует то, что происходит вне Калинова. Странницы становятся для местных основным источником информации. Одной из них выступает Феклуша, она описывает места, населенные людьми с собачьими головами, и все верят ее словам, как непреложной истине.
    Один из отрицательных героев – Дикой, который все время стремится унизить окружающих. Он использует ругань в качестве самозащиты, особенно если вопрос заходит о деньгах. Под стать ему Марфа Игнатьевна Кабанова, домашний уклад которой силой вынуждает членов семьи слепо следовать устаревшим обычаям, подстроенным под нужды самой Марфы. Ее дочь Варвара – умная и хитрая женщина, которой удалось подстроиться под требования «тёмного царства» и она во многом похожа на мать.
    Но «заветам патриархальной нравственности» осталось недолго, они начинают разрушаться: «…тяжело дышат старые Кабановы, чувствуя, что есть сила выше их, которую они одолеть не могут».
    В произведении есть один персонаж, который может поспорить с Диким – это Кудряш. Варвара сбегает вместе с ним из «тёмного царства», однако изжить старый уклад совсем, скорее всего, не удастся.
    Больше всех от самоуправства пострадали Катерина и ее мягкотелый муж Тихон – он целиком и полностью подчинился материнской диктатуре и в конечном итоге спился. Катя же хочет истинных чувств и влюбляется в другого. Объектом ее страсти становится Борис – племянник Дикого. Эта женщина честна и решительна. Она больше не может находиться в доме свекрови. Она не видит другого способа решить свои проблемы, кроме как наложить на себя руки.
    Противостояние личности и окружающей среды в виде «темного царства» города Калинова – вот на чем строится конфликт данной пьесы.

  4. Подражая ярким рекламным проспектам, зовущим нас в жар­кие южные страны, я хочу пригласить вас в путешествие по малень­кому городку Калинову. Усаживайтесь удобнее в креслах и внима­ние.
    Река размерено несет свои воды среди раздолья русской приро­ды, на крутом берегу Волги раскинулся утопающий в зелени садов город Калинов. Нет, не ищите его на карте! Он очень мал и непри­метен, но верьте — он есть. Поглядите лучше на Волгу. Как она красива сегодня на фоне полей, лесов и сел!Казалось бы, и жизнь калиновцев должна быть красивой и счастливой. Красивая набережная заполняется народом в часы утренней и вечерней служб. Город опрятен, зелен. Дома спрятаны в густых садах и огорожены сплошными заборами, за которыми неистово лают злые собаки. Это одна из главных достопримеча­тельностей города — крепкие запоры и высокие заборы. Чем живут горожане? О чем мечтают? Чему радуются? Каковы устои жизни города Калинова, давайте послушаем, что об этом говорят мест­ные жители, например, мастер-самоучка Кулигин: «Жестокие нравы в нашем городе, жестокие! В мещанстве вы ничего, кроме грубости да бедности не увидите. А у кого деньги, тот старается бедного унизить, чтобы на его труды даровые еще больше денег наживать».
    Чего же делить этим мещанам и купцам? Чему завидовать? За­чем обижать друг друга? Почему это происходит?
    Я думаю, от того, что нет настоящих интересов. У мещан нет стремления статьлучше, благороднее.
    А вот и один из их представителей вышел на бульвар прогулять­ся. Это Дикой со своим племянником. Савел Прокофьевич — ку­пец, значительное лицо в городе. «Ругатель», «пронзительный му­жик» — так его характеризуют калиновцы.
    Мучает Дикой племянника своего, достается Борису от него, да и не только ему. Всех успеет обругать: «Одно слово: воин!»
    А вот на бульваре появилась семья Кабановых. Видите эту величественную и гордую женщину впереди? Это Кабанова — богатая купчиха, вдова. Какой размеренной и спокойной поход­кой идет она, раскланивается со знакомыми, подает милостыню нищим. Но не верьте этой благородной особе! Ох и жестокая она женщина, плохо говорят о ней в городе! Достается от нее домаш­ним. А пуще всех невестке — Катерине. «… Поедом ест ее, точит как ржа железо». Бедная девушка! Жила в родительском доме, не тужила. А тут свекровь и шагу ступить не дает, все ей не так. Доведет она ее, сделает с собой что-нибудь.
    Но что это? Поглядите, как переменилась в лице Катерина, когда увидела Бориса Григорьевича. Покраснела, запылала… Знать, любит его. Бедная девушка! Даст она пищу для пересудов в горо­де, развяжет руки свекрови. Сразу ведь по ней видно, что лгать не умеет. Не такая она, как они все, не такая!
    Но кто это мелькнул в толпе и скрылся, словно черная летучая мышь? Это вездесущая странница Феклуша, которую с удовольстви­ем принимает Кабанова. За что? За каленые рассказы об увиденном да услышанном. Страшно, что ей верят люди. Еще бы не верить?! Что же принесет сюда свет и правду, в этот заброшенный город на волжском берегу?
    Ой! А вот и гроза! Частые тут грозы, частые! Да вот громоотвод никак не поставят.

  5. Подражая ярким рекламным проспектам, зовущим нас в жаркие южные страны, я хочу пригласить вас в путешествие по маленькому городку Калинову. Усаживайтесь удобнее в креслах и внимание.
    Река размерено несет свои воды среди раздолья русской природы, на крутом берегу Волги раскинулся утопающий в зелени садов город Калинов. Нет, не ищите его на карте! Он очень мал и неприметен, но верьте – он есть. Поглядите лучше на Волгу. Как она красива сегодня на фоне полей, лесов и сел! Казалось бы, и жизнь калиновцев должна быть красивой и счастливой. Красивая набережная заполняется народом в часы утренней и вечерней служб. Город опрятен, зелен. Дома спрятаны в густых садах и огорожены сплошными заборами, за которыми неистово лают злые собаки. Это одна из главных достопримечательностей города – крепкие запоры и высокие заборы. Чем живут горожане? О чем мечтают? Чему радуются? Каковы устои жизни города Калинова, давайте послушаем, что об этом говорят местные жители, например, мастер-самоучка Кулигин: “Жестокие нравы в нашем городе, жестокие! В мещанстве вы ничего, кроме грубости да бедности не увидите. А у кого деньги, тот старается бедного унизить, чтобы на его труды даровые еще больше денег наживать”.
    Чего же делить этим мещанам и купцам? Чему завидовать? Зачем обижать друг друга? Почему это происходит?
    Я думаю, от того, что нет настоящих интересов. У мещан нет стремления статьлучше, благороднее.
    А вот и один из их представителей вышел на бульвар прогуляться. Это Дикой со своим племянником. Савел Прокофьевич – купец, значительное лицо в городе. “Ругатель”, “пронзительный мужик” – так его характеризуют калиновцы.
    Мучает Дикой племянника своего, достается Борису от него, да и не только ему. Всех успеет обругать: “Одно слово: воин!”
    А вот на бульваре появилась семья Кабановых. Видите эту величественную и гордую женщину впереди? Это Кабанова – богатая купчиха, вдова. Какой размеренной и спокойной походкой идет она, раскланивается со знакомыми, подает милостыню нищим. Но не верьте этой благородной особе! Ох и жестокая она женщина, плохо говорят о ней в городе! Достается от нее домашним. А пуще всех невестке – Катерине. “… Поедом ест ее, точит как ржа железо”. Бедная девушка! Жила в родительском доме, не тужила. А тут свекровь и шагу ступить не дает, все ей не так. Доведет она ее, сделает с собой что-нибудь.
    Но что это? Поглядите, как переменилась в лице Катерина, когда увидела Бориса Григорьевича. Покраснела, запылала… Знать, любит его. Бедная девушка! Даст она пищу для пересудов в городе, развяжет руки свекрови. Сразу ведь по ней видно, что лгать не умеет. Не такая она, как они все, не такая!
    Но кто это мелькнул в толпе и скрылся, словно черная летучая мышь? Это вездесущая странница Феклуша, которую с удовольствием принимает Кабанова. За что? За каленые рассказы об увиденном да услышанном. Страшно, что ей верят люди. Еще бы не верить?! Что же принесет сюда свет и правду, в этот заброшенный город на волжском берегу?
    Ой! А вот и гроза! Частые тут грозы, частые! Да вот громоотвод никак не поставят.

  6. Драматические события пьесы А.Н. Островского «Гроза» разворачиваются в городе Калинове. Этот городок располагается на живописном берегу Волги, с высокой кручи которого открываются взгляду необъятные российские просторы и безграничные дали. «Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется », — восторгается местный механик самоучка Кулигин.
    Картины бескрайних далей, отозвавшиеся в лирической песне. Среди долины ровныя», которую он напевает, имеют большое значение для передачи ощущения необъятных возможностей русской жизни, с одной стороны, и ограниченности быта в маленьком купеческом городке, с другой.
    Великолепные картины волжского пейзажа органично вплелись в структуру пьесы. На первый взгляд, они противоречат ее драматической природе, но на самом деле — вносят в обрисовку места действия новые краски, выполняя тем самым важную художественную функцию: картиной обрывистого берега пьеса начинается, ею же она и заканчивается. Только в первом случае она рождает ощущение чего-то величественно-прекрасного и светлого, а во втором — катарсис. Пейзаж также служит для более яркой обрисовки действующих лиц — тонко чувствующих его красоту Кулигина и Катерины, с одной стороны, и всех, кто к нему равнодушен, — с другой.Гениальный драматург так тщательно воссоздал место действия, что мы можем, зрительно представить себе город Калинов, утопающий в зелени, каким он нарисован в пьесе. Мы видим его высокие заборы, и ворота с крепкими запорами, и деревянные дома с узорными ставенками и цветными занавесками окон, заставленных геранями и бальзаминами. Мы видим и трактиры, где в пьяном угаре кутят такие как Дикой и Тихон. Мы видим пыльные калиновс-кие улочки, где перед домами на скамейках беседуют обыватели, купцы и странницы и где порою издалека доносится песня под аккомпанемент гитары, а за калитками домов начинается спуск к оврагу, где ночами веселится молодежь. Нашему взору открывается галерея со сводами полуразрушенных построек; общественный сад с беседками, розовыми колоколенками и старинными золочеными церквами, где чинно прогуливаются «благородные семейства» и где развертывается общественная жизнь этого маленького купеческого городка. Наконец, мы видим волжский омут, в пучине которого суждено найти свой последний приют Катерине.
    Жители Калинова ведут сонное, размеренное существовайие: «Спать ложатся очень рано, так что непривычному человеку трудно и выдержать такую сонную ночь». По праздникам чинно прогуливаются по бульвару, но «и то один вид делают, что гуляют, а сами ходят туда наряды показывать». Обыватели суеверны и покорны, у них нет стремления к культуре, наукам, их не интересуют новые идеи и мысли. Источниками новостей, слухов являются странницы, богомолки, «калики перехожие». Основой взаимоотношений людей в Калинове является материальная зависимость. Здесь деньги решают все. «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие! — говорит Кулигин, обращаясь к новому человеку в городе Борису. — В мещанстве, сударь, вы ничего, кроме грубости да бедности нагольной, не увидите. И никогда нам, сударь, не выбиться из этой коры. Потому что честным трудом никогда не заработать нам больше насущного хлеба. А у кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег наживать…» Говоря о толстосумах, Кулигин зорко замечает их взаимную вражду, паучью борьбу, сутяжничество, пристрастие к кляузам, проявление жадности и зависти. Он свидетельствует: «А между собой-то, сударь, как живут! Торговлю друг у друга подрывают, и не столько из корысти, сколько из зависти. Враждуют друг на друга; залучают в свои высокие-то хоромы пьяных приказчиков… А те им… злостные клаузы строчат на ближних. И начнется у них, сударь, суд да дело, и несть конца мучениям».
    Ярким образным выражением проявления грубости и вражды, царящих в Калинове, становится невежественный самодур Савел Прокофьич Дикой, «ругатель» и «пронзительный мужик», как характеризуют его жители. Наделенный необузданным нравом, он запугал своих домашних (разогнал «по чердакам и чуланам»), терроризирует племянника Бориса, который «достался ему на жертву» и на котором он, по словам Кудряша, постоянно «ездит». Издевается он и над другими горожанами, обсчитывает, «куражится» над ними, «как его душе угодно», справедливо полагая, что «унять-то» его все равно некому. Брань, ругань по любому поводу — это не только привычное обращение с людьми, это его натура, его характер, — содержание всей его жизни.
    Другим олицетворением «жестоких нравов» города Калинова является Марфа Игнатьевна Кабанова, «ханжа», как характеризует ее все тот же Кулигин. «Нищих оделяет, а домашних заела совсем». Кабаниха твердо стоит на страже устоявшихся порядков, заведенных в ее доме, ревностно охраняя эту жизнь от свежего ветра перемен. Она не может смириться с тем, что молодым пришелся не по вкусу ее образ жизни, что хочется им жить по-другому. Она не ругается, как Дикой. У нее свои методы устрашения, она въедливо, «как ржа железо», «точит» своих близких.
    Дикой и Кабанова (один — грубо и открыто, другая — «под видом благочестия») отравляют жизнь окружающим, подавляя их, подчиняя своим порядкам, уничтожая в них светлые чувства. Для них потеря власти — потеря всего, в чем они видят смысл существования. Поэтому они так ненавидят новые обычаи, честность, искренность в проявлении чувств, тяготение молодежи к «воле».
    Особая роль в «темном царстве» принадлежит таким как невежественная, лживая и наглая странница-попрошайка Феклуша. Она «странствует» по городам и весям, собирая нелепые россказни и фантастические истории — об умалении времени, о людях с песьими головами, о разбрасывании плевел, об огненном змие. Создается впечатление, что она нарочно перевирает услышанное, что ей доставляет удовольствие распространять все эти сплетни и нелепые слухи, — благодаря этому ее охотно принимают в домах Калинова и подобных ему городков. Феклуша выполняет свою миссию не бескорыстно: здесь накормят, тут напоят, там одарят. Образ Феклуши, олицетворяющей зло, лицемерие и грубое невежество, был очень типичен для изображаемой среды. Такие феклуши, разносчицы вздорных вестей, затуманивающих сознание обывателей, и богомольцы были необходимы хозяевам города, так как поддерживали авторитет их власти.
    Наконец, еще одним колоритным выразителем жестоких нравов «темного царства» является в пьесе полусумасшедшая барыня. Она грубо и жестоко грозит гибелью чужой красоте. Это ее страшные пророчества, звучащие» словно голос трагедийного рока, получают в финале свое горькое подтверждение. В статье «Луч света в темном царстве» Н.А. Добролюбов писал: «В «Грозе» особенно видна необходимость так называемых «ненужных лиц»: без них Мы не можем понять лица героини и легко можем исказить смысл всей пьесы…»
    Дикой, Кабанова, Феклуша и полусумасшедшая барыня — представители старшего поколения — являются выразителями худших сторон старого мира, его темноты, мистики и жестокости. К прошлому, богатому своей самобытной культурой, своими традициями, эти персонажи отношения не имеют. Но в городе Калинове, в условиях, подавляющих, ломающих и парализующих волю, живут и представители молодого поколения. Кто-то, как Катерина, тесно связанная укладом города и зависимая от него, живет и мучается, стремится вырваться из него, а кто-то, как Варвара, Кудряш, Борис и Тихон, смиряется, принимает его законы или находит способы примириться с ними.
    Тихон — сын Марфы Кабановой и муж Катерины — наделен от природы незлобивым, тихим нравом. Есть в нем и доброта, и отзывчивость, и способность к здравому суждению, и стремление вырваться на волю из тисков, в которых он оказался, но безвольность и робость перевешивают его положительные качества. Он привык.беспрекословно подчиняться матери, выполнять все, что она требует, и не способен проявить неповиновение. Он не в силах по-настоящему оценить меру страданий Катерины, не в состоянии проникнуть в ее душевный мир. Только в финале этот слабохарактерный, но внутренне противоречивый человек, поднимается до открытого осуждения тирании матери.
    Борис, « молодой человек, порядочного образования », единственный, кто не принадлежит к калиновскому миру по рождению. Это душевно мягкий и деликатный, простой и скромный человек, к тому же своей образованностью, манерами, речью заметно отличается от большинства калиновцев. Он не понимает местных обычаев, но не способен ни защитить себя от оскорблений Дикого, ни «противиться пакостям, которые делают другие». Катерина сочувствует его зависимому, униженному положению. Но и нам остается только посочувствовать Катерине — ей довелось встретить на своем пути человека безвольного, подчиненного капризам и прихотям своего дяди и ничего не предпринимающего для изменения такого положения. Прав был Н.А. Добролюбов, утверждавший, что «Борис — не герой, он далеко стоит от Катерины, она и полюбила-то его на безлюдье».
    Веселая и жизнерадостная Варвара — дочь Кабанихи и сестра Тихона — жизненно полнокровный образ, но от нее веет какой-то духовной примитивностью, начиная с поступков и повседневного поведения и кончая ее рассуждениями о жизни и грубовато-развязной речью. Онаприспособилась, научилась хитрить, чтобы не подчиняться матери. Она во всем слишком земная. Таков и ее протест — побег с Кудряшом, который хорошо знаком с нравами купеческой среды, но живет легко» не задумываясь. Варвара, научившаяся жить, руководствуясь принципом: «Делай что хочешь, только бы шито да крыто было», на бытовом уровне выразила свой протест, но в целом живет по законам «темного царства» и по-своему обретает согласие с ним.
    Кулигин, местный механик-самоучка, который в пьесе выступает «обличителем пороков», сочувствует бедным, озабочен тем, чтобы улучшить жизнь людей, цолучив награду за открытие вечного двигателя. Он противник суеверий, поборник знаний, науки, творчества, просвещения, однако своих собственных знаний у него недостаточно.
    Активного способа противостоять самодурам он не видит, а потому предпочитает покориться. Понятно, что это не тот человек, который способен привнести новизну и свежую струю в жизнь города Калинова.
    Среди действующих лиц драмы нет никого, кроме Бориса, кто не принадлежал бы к калиновскому миру по рождению или воспитанию. Все они вращаются в сфере понятий и представлений замкнутой патриархальной среды. Но жизнь не стоит на месте, и самодуры ощущают, что их власть ограничивается. «Помимо их, не спросясь их, — говорит Н.А. Добролюбов, — выросла другая жизнь, с другими началами…»
    Из всех действующих лиц только Катерина — натура глубоко поэтическая, исполненная высокого лиризма — устремлена в будущее. Потому что, как отмечал академик Н.Н. Скатов, «Катерина воспитана не только в узком мире купеческой семьи, она рождена не только патриархальным миром, а всем миром национальной, народной жизни, уже выплескивающимся за границы патриархальности». Катерина воплощает дух этого мира, его мечту, его порыв. Только она одна оказалась способной выразить свой протест, доказав, пусть и ценой собственной жизни, что близится конец «темного царства». Созданием такого выразительного образа А.Н. Островский показал, что и в окостеневшем мире провинциального городка может возникнуть «народный характер поразительной красоты и силы», пера которого основана на любви, на свободном мечтании о справедливости, красоте, какой то высшей правде.
    Поэтическое и прозаическое, возвышенное и приземленное, человеческое и звериное — эти начала парадоксально соединились в жизни провинциального русского городка, но преобладает в этой жизни, к сожалению, мрак и гнетущая тоска, которую как нельзя лучше охарактеризовал Н.А. Добролюбов, назвав этот мир «темным царством». Этот фразеологизм — сказочного происхождения, но купеческий мир «Грозы», мы убедились в этом, лишен того поэтического, загадочно-таинственного и пленительного, что обычно свойственно сказке. «Жестокие нравы» царят в этом городе, жестокие…

  7. А.Н. Островский вошел в русскую литературу как «Колумб» патриархального купечества. Выросший в районе Замоскворечья и досконально изучивший нравы русских купцов, их миропонимание, жизненную философию, драматург перенес свои наблюдения в произведения. В пьесах Островского исследуется традиционная жизнь купечества, изменения, которым она подвергается под влиянием прогресса, анализируется психология людей, особенности их взаимоотношений.
    «Гроза» – одно из таких произведений писателя. Она была создана А.Н. Островским в 1959 году и считается одним из самых новаторских пьес драматурга. Проблематика «Грозы» связана с ранними произведениями Островского, но здесь дан совершенно новый взгляд на патриархальное купечество. В этой пьесе писатель резко критикует «неподвижность» и косность «темного царства», которое в пьесе представляет провинциальный волжский город Калинов.
    Для его описания автор использует прием контраста. Пьеса открывается описанием волжского пейзажа («Общественный сад на высоком берегу Волги, за Волгой сельский вид») и репликами Кулигина, который восхищается красотой этих мест: «Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется». Однако это божественная красота тут же вступает в противоречие с «делами рук человеческих» – мы становимся свидетелями очередного скандала Дикого, который на чем свет стоит ругает своего племянника Бориса: «Достался ему на жертву Борис Григорьич, вот он на нем и ездит».
    И далее, на протяжении всей пьесы, автор будет проводить мысль о том, что «темное царство» Калинова, психология его жителей противоестественны, уродливы, страшны, потому что разрушают красоту истинных человеческих чувств, человеческой души. Это в пьесе понимает лишь один персонаж – чудак Кулигин, который во многом является выразителем авторской точки зрения. На протяжении всей пьесы мы слышим от него горестные реплики: «Как можно, сударь! Съедят, живого проглотят»; «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!»; «…она теперь перед судией, который милосерднее вас!» и прочее. Однако, все видя и все понимая, этот герой остается такой же жертвой «темного царства», как и все остальные жители Калинова.
    Что же представляет собой это «темное царство»? Каковы его обычаи и нравы?
    Всем в городе заправляют богатые купцы – Савел Прокофьевич Дикой и его кума Марфа Игнатьевна Кабанова. Дикой – типичный самодур. В городе его все боятся, поэтому он творит бесчинства не только у себя в доме («за высокими заборами»), но и в пределах всего Калинова.
    Дикой считает себя вправе унижать людей, всячески над ними издеваться – ведь на него нет управы. Так этот герой поступает со своими домашними («с бабами воюет»), так ведет себя со своим племянником Борисом. Да и все жители города покорно терпят издевательства Дикого – ведь он очень богат и влиятелен.
    Лишь Марфа Игнатьевна Кабанова, а попросту Кабаниха, способна усмирить буйный нрав своего кума. Он не боится Дикого, потому что считает себя равной ему. И действительно, Кабаниха – тоже самодур, только в пределах собственной семьи.
    Эта героиня считает себя хранительницей основ Домостроя. Для нее патриархальные законы – единственно верные, потому что это заветы предков. И Кабаниха особенно рьяно отстаивает их, видя, что приходит новое время с новыми порядками и нравами.
    В семье Марфы Игнатьевны все вынуждены жить так, как велит она. Ее сын, дочь, сноха приспосабливаются, врут, ломают себя – делают все, чтобы выжить в «железных тисках» Кабанихи.
    Но Дикой и Кабаниха – это лишь верхушка «темного царства». Их силу и могущество поддерживают «подданные» – Тихон Кабанов, Варвара, Борис, Кулигин… Все эти люди воспитывались по старым патриархальным законам и считают их, несмотря ни на что, правильными. Тихон стремится вырваться из-под опеки матери и почувствовать себя свободным в другом городе. Варвара живет так, как ей нравится, но тайком, изворачиваясь и обманывая. Борис, из-за возможности получить наследство, вынужден терпеть унижения от Дикого. Никто из этих людей не может открыто жить так, как ему хочется, никто не пытается стать свободным.
    Лишь Катерина Кабанова совершила такую попытку. Но ее мимолетное счастье, свобода, полет, которое героиня искала в любви с Борисом, обернулось трагедией. Для Катерины счастье несовместимо с ложью, нарушением божественных запретов. А роман с Борисом был изменой, значит, не мог обернуться для чистой и светлой героини ничем, кроме гибели, нравственной и физической.
    Таким образом, образ города Калинова в «Грозе» – это образ жестокого мира, косного и невежественного, разрушающего все, что пытается сопротивляться его законам. Этот мир, по мнению Островского, губительно действует на человеческие души, калеча и уничтожая их, разрушая самое ценное – надежду на изменения, веру в лучшее будущее.

  8. 8
    Текст добавил: Самир Мадиев

    Город Калинов на Волге – это вымышленное место со всеми чертами, присущими провинциальным городам России. Островский заимствовал часть сюжета во время отдыха в Костромской губернии. Автор в лице Кулигина показывает, что люди совсем не видят природной красоты этого города, замечая лишь его черноту. Островский в своём произведении показывает Калинов в положении глубинного разлада его жителей. Раскол в городе показывает разнообразность характеров и манер поведения персонажей пьесы.
    Есть в нём и старые горожане, не желающие нарушать традиций своих предков. Среди них: Кабаниха, Дикой, Феклуша. Многие горожане не довольны сложившимся в городе положением дел. Большинство других провинциальных городов развиваются и становятся более востребованными. А в городе Калинов старое мешает новому, жизнь здесь выглядит уныло и однообразно. И поэтому люди нового поколения (такие как Варвара, Кудряш, Тихон, Борис) сопротивляются старому поколению, мечтая сбежать из этого «Тёмного царства». Угнетающую обстановку показывает Катерина Кабанова, ощущающая себя в городе как в клетке. В детстве она жила в своё удовольствие, а по приезду в Калинов она поняла, что её свободная жизнь скоро закончится. Город ухудшает настроение героини, и она прыгает со скалы.
    Островский в своём произведении «Гроза» хотел показать всю замкнутость вымышленного города, и что Калинов не изменится, пока не изменятся люди, которые в нём живут.

  9. Подражая ярким рекламным проспектам, зовущим нас в жар­кие южные страны, я хочу пригласить вас в путешествие по малень­кому городку Калинову. Усаживайтесь удобнее в креслах и внима­ние.
    Река размерено несет свои воды среди раздолья русской приро­ды, на крутом берегу Волги раскинулся утопающий в зелени садов город Калинов. Нет, не ищите его на карте! Он очень мал и непри­метен, но верьте — он есть. Поглядите лучше на Волгу. Как она красива сегодня на фоне полей, лесов и сел!Казалось бы, и жизнь калиновцев должна быть красивой и счастливой. Красивая набережная заполняется народом в часы утренней и вечерней служб. Город опрятен, зелен. Дома спрятаны в густых садах и огорожены сплошными заборами, за которыми неистово лают злые собаки. Это одна из главных достопримеча­тельностей города — крепкие запоры и высокие заборы. Чем живут горожане? О чем мечтают? Чему радуются? Каковы устои жизни города Калинова, давайте послушаем, что об этом говорят мест­ные жители, например, мастер-самоучка Кулигин: «Жестокие нравы в нашем городе, жестокие! В мещанстве вы ничего, кроме грубости да бедности не увидите. А у кого деньги, тот старается бедного унизить, чтобы на его труды даровые еще больше денег наживать».
    Чего же делить этим мещанам и купцам? Чему завидовать? За­чем обижать друг друга? Почему это происходит?
    Я думаю, от того, что нет настоящих интересов. У мещан нет стремления статьлучше, благороднее.
    А вот и один из их представителей вышел на бульвар прогулять­ся. Это Дикой со своим племянником. Савел Прокофьевич — ку­пец, значительное лицо в городе. «Ругатель», «пронзительный му­жик» — так его характеризуют калиновцы.
    Мучает Дикой племянника своего, достается Борису от него, да и не только ему. Всех успеет обругать: «Одно слово: воин!»
    А вот на бульваре появилась семья Кабановых. Видите эту величественную и гордую женщину впереди? Это Кабанова — богатая купчиха, вдова. Какой размеренной и спокойной поход­кой идет она, раскланивается со знакомыми, подает милостыню нищим. Но не верьте этой благородной особе! Ох и жестокая она женщина, плохо говорят о ней в городе! Достается от нее домаш­ним. А пуще всех невестке — Катерине. «… Поедом ест ее, точит как ржа железо». Бедная девушка! Жила в родительском доме, не тужила. А тут свекровь и шагу ступить не дает, все ей не так. Доведет она ее, сделает с собой что-нибудь.
    Но что это? Поглядите, как переменилась в лице Катерина, когда увидела Бориса Григорьевича. Покраснела, запылала… Знать, любит его. Бедная девушка! Даст она пищу для пересудов в горо­де, развяжет руки свекрови. Сразу ведь по ней видно, что лгать не умеет. Не такая она, как они все, не такая!
    Но кто это мелькнул в толпе и скрылся, словно черная летучая мышь? Это вездесущая странница Феклуша, которую с удовольстви­ем принимает Кабанова. За что? За каленые рассказы об увиденном да услышанном. Страшно, что ей верят люди. Еще бы не верить?! Что же принесет сюда свет и правду, в этот заброшенный город на волжском берегу?
    Ой! А вот и гроза! Частые тут грозы, частые! Да вот громоотвод никак не поставят.

  10. А. Н. Островский вошел в русскую литературу как «Колумб» патриархального купечества. Выросший в районе Замоскворечья и досконально изучивший нравы русских купцов, их миропонимание, жизненную философию, драматург перенес свои наблюдения в произведения. В пьесах Островского исследуется традиционная жизнь купечества, изменения, которым она подвергается под влиянием прогресса, анализируется психология людей, особенности их взаимоотношений.
    «Гроза» — одно из таких произведений писателя. Она была создана А. Н. Островским в 1959 году и считается одним из самых новаторских пьес драматурга. Проблематика «Грозы» связана с ранними произведениями Островского, но здесь дан совершенно новый взгляд на патриархальное купечество. В этой пьесе писатель резко критикует «неподвижность» и косность «темного царства», которое в пьесе представляет провинциальный волжский город Калинов.
    Для его описания автор использует прием контраста. Пьеса открывается описанием волжского пейзажа («Общественный сад на высоком берегу Волги, за Волгой сельский вид») и репликами Кулигина, который восхищается красотой этих мест: «Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется». Однако это божественная красота тут же вступает в противоречие с «делами рук человеческих» — мы становимся свидетелями очередного скандала Дикого, который на чем свет стоит ругает своего племянника Бориса: «Достался ему на жертву Борис Григорьич, вот он на нем и ездит».
    И далее, на протяжении всей пьесы, автор будет проводить мысль о том, что «темное царство» Калинова, психология его жителей противоестественны, уродливы, страшны, потому что разрушают красоту истинных человеческих чувств, человеческой души. Это в пьесе понимает лишь один персонаж — чудак Кулигин, который во многом является выразителем авторской точки зрения. На протяжении всей пьесы мы слышим от него горестные реплики: «Как можно, сударь! Съедят, живого проглотят»; «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!»; «…она теперь перед судией, который милосерднее вас!» и прочее. Однако, все видя и все понимая, этот герой остается такой же жертвой «темного царства», как и все остальные жители Калинова.
    Что же представляет собой это «темное царство»? Каковы его обычаи и нравы?
    Всем в городе заправляют богатые купцы — Савел Прокофьевич Дикой и его кума Марфа Игнатьевна Кабанова. Дикой — типичный самодур. В городе его все боятся, поэтому он творит бесчинства не только у себя в доме («за высокими заборами»), но и в пределах всего Калинова.
    Дикой считает себя вправе унижать людей, всячески над ними издеваться — ведь на него нет управы. Так этот герой поступает со своими домашними («с бабами воюет»), так ведет себя со своим племянником Борисом. Да и все жители города покорно терпят издевательства Дикого — ведь он очень богат и влиятелен.
    Лишь Марфа Игнатьевна Кабанова, а попросту Кабаниха, способна усмирить буйный нрав своего кума. Он не боится Дикого, потому что считает себя равной ему. И действительно, Кабаниха — тоже самодур, только в пределах собственной семьи.
    Эта героиня считает себя хранительницей основ Домостроя. Для нее патриархальные законы — единственно верные, потому что это заветы предков. И Кабаниха особенно рьяно отстаивает их, видя, что приходит новое время с новыми порядками и нравами.
    В семье Марфы Игнатьевны все вынуждены жить так, как велит она. Ее сын, дочь, сноха приспосабливаются, врут, ломают себя — делают все, чтобы выжить в «железных тисках» Кабанихи.
    Но Дикой и Кабаниха — это лишь верхушка «темного царства». Их силу и могущество поддерживают «подданные» — Тихон Кабанов, Варвара, Борис, Кулигин… Все эти люди воспитывались по старым патриархальным законам и считают их, несмотря ни на что, правильными. Тихон стремится вырваться из-под опеки матери и почувствовать себя свободным в другом городе. Варвара живет так, как ей нравится, но тайком, изворачиваясь и обманывая. Борис, из-за возможности получить наследство, вынужден терпеть унижения от Дикого. Никто из этих людей не может открыто жить так, как ему хочется, никто не пытается стать свободным.
    Лишь Катерина Кабанова совершила такую попытку. Но ее мимолетное счастье, свобода, полет, которое героиня искала в любви с Борисом, обернулось трагедией. Для Катерины счастье несовместимо с ложью, нарушением божественных запретов. А роман с Борисом был изменой, значит, не мог обернуться для чистой и светлой героини ничем, кроме гибели, нравственной и физической.
    Таким образом, образ города Калинова в «Грозе» — это образ жестокого мира, косного и невежественного, разрушающего все, что пытается сопротивляться его законам. Этот мир, по мнению Островского, губительно действует на человеческие души, калеча и уничтожая их, разрушая самое ценное — надежду на изменения, веру в лучшее будущее.

  11. Сочинение на тему:Образ города Калинова

    Ответы:

    Подражая ярким рекламным проспектам, зовущим нас в жар­кие южные страны, я хочу пригласить вас в путешествие по малень­кому городку Калинову. Усаживайтесь удобнее в креслах и внима­ние.
    Река размерено несет свои воды среди раздолья русской приро­ды, на крутом берегу Волги раскинулся утопающий в зелени садов город Калинов. Нет, не ищите его на карте! Он очень мал и непри­метен, но верьте — он есть. Поглядите лучше на Волгу. Как она красива сегодня на фоне полей, лесов и сел!Казалось бы, и жизнь калиновцев должна быть красивой и счастливой. Красивая набережная заполняется народом в часы утренней и вечерней служб. Город опрятен, зелен. Дома спрятаны в густых садах и огорожены сплошными заборами, за которыми неистово лают злые собаки. Это одна из главных достопримеча­тельностей города — крепкие запоры и высокие заборы. Чем живут горожане? О чем мечтают? Чему радуются? Каковы устои жизни города Калинова, давайте послушаем, что об этом говорят мест­ные жители, например, мастер-самоучка Кулигин: «Жестокие нравы в нашем городе, жестокие! В мещанстве вы ничего, кроме грубости да бедности не увидите. А у кого деньги, тот старается бедного унизить, чтобы на его труды даровые еще больше денег наживать».
    Чего же делить этим мещанам и купцам? Чему завидовать? За­чем обижать друг друга? Почему это происходит?
    Я думаю, от того, что нет настоящих интересов. У мещан нет стремления статьлучше, благороднее.
    А вот и один из их представителей вышел на бульвар прогулять­ся. Это Дикой со своим племянником. Савел Прокофьевич — ку­пец, значительное лицо в городе. «Ругатель», «пронзительный му­жик» — так его характеризуют калиновцы.
    Мучает Дикой племянника своего, достается Борису от него, да и не только ему. Всех успеет обругать: «Одно слово: воин!»
    А вот на бульваре появилась семья Кабановых. Видите эту величественную и гордую женщину впереди? Это Кабанова — богатая купчиха, вдова. Какой размеренной и спокойной поход­кой идет она, раскланивается со знакомыми, подает милостыню нищим. Но не верьте этой благородной особе! Ох и жестокая она женщина, плохо говорят о ней в городе! Достается от нее домаш­ним. А пуще всех невестке — Катерине. «… Поедом ест ее, точит как ржа железо». Бедная девушка! Жила в родительском доме, не тужила. А тут свекровь и шагу ступить не дает, все ей не так. Доведет она ее, сделает с собой что-нибудь.
    Но что это? Поглядите, как переменилась в лице Катерина, когда увидела Бориса Григорьевича. Покраснела, запылала… Знать, любит его. Бедная девушка! Даст она пищу для пересудов в горо­де, развяжет руки свекрови. Сразу ведь по ней видно, что лгать не умеет. Не такая она, как они все, не такая!
    Но кто это мелькнул в толпе и скрылся, словно черная летучая мышь? Это вездесущая странница Феклуша, которую с удовольстви­ем принимает Кабанова. За что? За каленые рассказы об увиденном да услышанном. Страшно, что ей верят люди. Еще бы не верить?! Что же принесет сюда свет и правду, в этот заброшенный город на волжском берегу?
    Ой! А вот и гроза! Частые тут грозы, частые! Да вот громоотвод никак не поставят.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *