Сочинение на тему образ лизы в повести карамзина

11 вариантов

  1. (352 слова)
    Сентиментализм – своеобразная революция в литературе, именно он внес в повествование психологизм, внимание к душе героев. В России видным представителем сентиментализма являлся Н. М. Карамзин, который написал в 1792 году повесть «Бедная Лиза».
    Главная героиня Лиза – бедная крестьянка, живущая вместе с больной матерью. Ее отец умер, девушка обеспечивала себя и мать собственными трудами (продавала холсты, чулки, цветы и ягоды). Девушка была красивая, добрая, благодарная. Это видно из ее трепетной заботы о родительнице:
    ты кормила меня своею грудью и ходила за мною, когда я была ребенком; теперь пришла моя очередь ходить за тобою
    Образ Лизы олицетворяет гармонию с собой, с окружающим миром. Ее душа спокойна… Была до роковой встречи с Эрастом… Нет, автор не считает любовь, как таковую, разрушительной силой. Но его героиня олицетворяет собой природу в ее простоте и настоящем благородстве, идущем изнутри, а Эраст – символ города и цивилизации, разрушающих мирную гармонию. Девушка отдалась своим чувствам, растворилась в любимом, ей даже было неважно то, что им нельзя быть вместе (он дворянин, а она крестьянка). Однако для ее избранника она — лишь новое впечатление. Пресытившийся светским развратом герой был покорен ее непорочностью.  Но она не совместима с любовью, и, в конце концов, с непорочностью была утрачена новизна. Возлюбленный скрылся, потом оказалось, что он женится по расчету. Покинутая и совращенная им женщина, несмотря на свою заботу о матери, любовь к природе, птичкам и цветам, не смогла жить после предательства и утопилась. Юноша позже считал себя убийцей, так оно и было.

  2. Образ главной героини настолько яркий, душевный и сентиментальный, что его помнят все читатели. Так как, кроме того, что она главная героиня, еще ей предначертана трудная судьба. Родилась Лиза в семье простых крестьян, и вот на примере ее, автор хочет показать отношение богатых людей к простым крестьянам.
    Очень важным фактом данного произведения является то, что героиня именно крестьянка, а не благородных дворянских кровей. Карамзин точно и открыто рисует жизнь простых людей, особенности их жизни и все горести.
    Лиза жила в семье поместного крестьянина, семья жила в среднем достатке, но когда ее отец умер. Девушке приходиться работать, так как ее мать не может работать из-за болезни. Лиза вяжет, шьет, продает цветы. По характеру, это абсолютно бескорыстная, чистая помыслами и делами девушка.
    Однажды она встречает дворянина Эраста, которому очень понравилась крестьянка. Вот именно она ему и приглянулась из всех, но Лиза сразу просто продала ему цветы, и ни о чем таком даже не подумала.
    На примере Лизы, Карамзин первым из всех писателей создал образ крестьянки, которая умеет любить. Кроме этого именно эта героиня стала примером свободы выбора, ведь в 18 веке, нельзя было любить того кто нравиться, выходить замуж нужно было за того человека, которого предложат родители.
    Бедная Лиза, это первая героиня повести, которая смогла полюбить свободно того, кто ей понравился, а не того человека, что ей предлагали по правилам нравственных устоев. Но автор в своей героине создает только светлые и чистые чувства, он ее жалеет, и в то же время ему нравиться его героиня.
    Лиза видит себя не просто любимой девушкой Эраста, она  мечтает о том, что любимый на ней жениться. Она думает, что станет женой Эраста, поэтому в своей любви не видит ничего плохого. Лиза верит своему любимому и даже не думает, что он может ее предать. Но вскоре становиться известно о том, что Эраст уходит на войну. Хотя как оказывается, это отговорка и он просто не желает встречаться больше с крестьянкой.
    Он решает жениться на богатой наследнице, а Лизе ничего об этом не говорит. После того как Лиза узнает правду, она не может понять как такое могло произойти, она просто не верит своим ушам. Но когда понимает, что это правда, от боли не знает, куда ей деваться, ведь предательство любимого разрывает ее душу и сердце на куски.
    В итоге девушка бежит, куда глаза глядят, оказывается на берегу водоема и бросается в него. Так закончилась жизнь бедной Лизы, она не смогла пережить предательство любимого человека. Именно образ Лизы показал всем читателям, что может любить простая девушка крестьянка, как чисты ее помыслы и чувства.
    На основе данного произведения многие авторы, стали писать рассказы и повести, в которых главными героинями стали простые девушки. На их примере показано отношение дворянства к простолюдинам, и чистая и искренняя любовь простой девушки.

  3. 3
    Текст добавил: я Тв0й НаРkоТиk

    Повесть Николая Михайловича Карамзина «Бедная Лиза» по праву считается вершиной русской прозы сентиментализма. Прозы, поставившей во главу угла жизнь сердца и проявление человеческих чувств.
    Быть может, в наши дни, когда жизненные ценности смещены, агрессией, предательством и убийством уже никого не увидишь, «Бедная Лиза» кому-то покажется произведением наивным, далеким от правды жизни, чувства героев -неправдоподобными, а вся повесть отдающей сладким, приторным вкусом излишней сентиментальности. Но «Бедная Лиза», написанная Карамзиным в 1792 году, навсегда останется важнейшей ступенью, вехой в истории русской литературы. Эта повесть — неисчерпаемый источник тем, идей и образов для всех последующих русских авторов.
    В этом сочинении мне хочется остановиться на образе Лизы и на той роли, которую этот образ сыграл для всей русской литературы.
    В повести несколько действующих лиц: крестьянка Лиза, ее мать, дворянин Эраст и рассказчик. Стержнем сюжета является история любви между Эрастом и Лизой. Историй, в которых мужчина соблазняет, а потом бросает девушку, в литературе много. Но особенность истории Лизы и Эраста в том, что именно такая расстановка сил в России восемнадцатого века была наиболее обычной: барин, помещик, дворянин, пользуясь своим положением, без зазрения совести, без наказания, а, главное, без осуждения общества, совращает девушку, которая находится ниже его по социальному статусу.
    В первый раз имя Лизы появляется в названии повести. Уже на этом этапе мы можем понять, что именно женский образ станет в произведении главным. Кроме того, из названия мы можем уловить отношение автора к Лизе: он называет ее «бедной».
    Во второй раз мы встречаемся с Лизой в воспоминаниях рассказчика: «всего чаще привлекает меня к стенам Си… нова монастыря воспоминание о плачевной судьбе Лизы, бедной Лизы». Судя по эпитетам, которые употребляет рассказчик, говоря про Лизу, («прекрасная», «любезная») — читателю может показаться, что рассказчик был человеком, влюбленным в Лизу, и только дочитав историю до конца, мы понимаем, что он просто жалеет бедную девушку. Вообще, рассказчик в повести является выразителем авторского отношения, а Карамзин любит свою героиню. За что же?
    Лиза — крестьянка, она живет в хижине «со старушкою, матерью своею». Лизин отец, «зажиточный поселянин» умер, поэтому «его жена и дочь обедняли» и «принуждены были отдать свою землю внаем, и за весьма небольшие деньги». Мать ее не могла работать, и «Лиза, которая осталась после отца пятнадцати лет, — одна Лиза, не щадя своей нежной молодости, не щадя редкой красоты своей, трудилась день и ночь — ткала холсты, вязала чулки, весною рвала цветы, а летом брала ягоды — и продавала их в Москве». Мы еще не знакомы с героиней, но уже понимаем, что она трудолюбива, готова на жертвы ради своих близких.
    Постепенно, шаг за шагом, Карамзин открывает нам глубокую и удивительно чистую душу главной героини. У нее очень мягкое и чувствительное сердце: «часто нежная Лиза не могла удержать собственных слез своих — ах! она помнила, что у нее был отец и что его не стало, но для успокоения матери старалась таить печаль сердца своего и казаться покойною и веселою». Она очень застенчива и робка. При первой встрече с Эрастом Лиза постоянно заливается краской смущения: «Она показала ему цветы — и закраснелась».
    Главная героиня повести предельно честна. Ее честность по отношению к другим людям проявляется в эпизоде с покупкой цветов: когда Эраст предлагает Лизе рубль вместо пяти копеек, она отвечает, что ей «не надобно лишнего». Кроме того, героиня до смешного наивна: она запросто сообщает, где находится ее дом первому встречному понравившемуся ей человеку.
    При описании главной героини внимание привлекает ее речевая характеристика. Именно по этому признаку можно сказать, что образ Лизы как представительницы своего сословия не проработан достаточно четко. Ее речь выдает в ней не крестьянку, живущую своим тяжелым трудом, а, скорее, воздушную барышню из высшего общества. «Если бы тот, кто занимает теперь мысли мои рожден был простым крестьянином, пастухом, — и если бы он теперь мимо меня гнал стадо свое; ах! я поклонилась бы ему с улыбкою и сказала бы приветливо: „Здравствуй, любезный пастушок! Куда гонишь ты стадо свое?“ И здесь растет зеленая трава для овец твоих, и здесь алеют цветы, из которых можно сплести венок для шляпы твоей». Но, несмотря на это, именно образ Лизы стал первым в русской литературе образом женщины из народа. В этой, прогрессивной для XVIII века, попытке вывести на сцену не обычную для любовного романа героиню — молодую барышню, а именно крестьянку, заложен глубокий смысл. Карамзин как бы разрушает границы между сословиями, указывая на то, что все люди равны перед Богом и перед любовью, «ибо и крестьянки любить умеют».
    Социальный подтекст, вложенный автором в невозможность союза между людьми разных слоев общества, был широко впоследствии разработан Пушкиным в «Барышне-крестьянке», но именно Карамзин первым использовал его в русской литературе.
    Другим новшеством Карамзина стала сама трактовка женского образа. Вспомним, что в восемнадцатом столетии женщина не обладала достаточной свободой. В частности, женщина не обладала свободой любить по собственному выбору. Выбор за женщину делали ее родители. Легко представить, что при таком положении дел, счастливые браки, в которых супруги любили друг друга, вряд ли были частым делом. Попытка любить по своей воле, вопреки общественному мнению расценивалась как преступление против нравственности. Эта тема, предложенная Карамзиным, также найдет свое отражение в произведениях более поздних авторов. В частности, Александра Николаевича Островского.
    Но в «Бедной Лизе» автор разрешил своей героине полюбить. Полюбить по велению сердца, по собственной воле. Полюбить пламенно, страстно и навсегда. «Когда ты, -говорила Лиза Эрасту, — когда ты скажешь мне: «Люблю тебя, друг мой!», когда прижмешь меня к своему сердцу и взглянешь на меня умильными своими глазами, ах! тогда бывает мне так хорошо, так хорошо, что я себя забываю, забываю все, кроме Эраста. Чудно? Чудно, мой друг, что я, не знав тебя, могла жить спокойно и весело! Теперь мне это «непонятно, теперь думаю что без тебя жизнь не жизнь, а грусть и скука. Без глаз твоих темен светлый месяц; без твоего голоса скучен соловей поющий; без твоего дыхания ветерок мне неприятен».
    Автор позволил героине любить и не осуждает ее за это. Напротив, именно Эраст кажется читателю подлецом и злодеем, после того как он, обманув, бросает Лизу. Автор осуждает своего героя, который не проходит испытание самым сильным чувством на земле — любовью. Этот прием «испытания любовью» станет очень важным в творчестве великого русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева. Наиболее полное свое воплощение он найдет в романах «Отцы и дети», «Рудин», «Дворянское гнездо». В романе Гончарова «Обломов» главному герою также предстояло пройти испытание любовью.
    Герой Карамзина, Эраст, предал и убил любовь. За это он будет наказан и после смерти Лизы. Он «до конца жизни своей» будет несчастлив: «Узнав о судьбе Лизиной, он не мог утешиться и почитал себя убийцею». В конце повести мы узнаем, что Эраст умирает: рассказчик «познакомился с ним за год до его смерти».
    Лиза же не только проходит испытание любовью. Образ ее в любви раскрывается во всей полноте и красоте. «Что принадлежит до Лизы, то она, совершенно ему отдавшись, им только жила и дышала, во всем, как агнец, повиновалась его воле и в удовольствии его полагала свое счастие…”
    Вообще, Лиза наделена почти всеми христианскими добродетелями. Даже в тяжелую минуту, в разлуке с любимым, она обнаруживает такие прекрасные качества, как уважение к родителям и готовность жертвовать всем для любимого человека. «Что удерживает меня лететь вслед за милым Эрастом? Война не страшна для меня; страшно там, где нет моего друга. С ним жить, с ним умереть хочу или смертию своею спасти его драгоценную жизнь». «Уже хотела она бежать за Эрастом, но мысль; «У меня есть мать!» — остановила ее».
    Один из важнейших моментов в раскрытии образа Лизы — это ее самоубийство. Чистейшая, ангельская душа совершает грех, который считался и считается в христианстве одним из самых страшных. Героиня обезумела от горя. «Мне нельзя жить, — думала Лиза, — нельзя!.. О, если бы упало на меня небо! Если бы земля поглотила бедную!.. Нет! Небо не падает; земля не колеблется! Горе мне!». «Она вышла из города и вдруг увидела себя на берегу глубокого пруда, под тению древних дубов, которые за несколько недель перед тем были безмолвными свидетелями ее восторгов. Сие воспоминание потрясло ее душу; страшнейшее сердечное мучение изобразилось на лице ее… она бросилась в воду».
    Самоубийство Лизы делает ее образ жизненным и трагическим. Лиза предстает перед нами другой, не выдержавшей горя, сломавшейся, поруганной. Убито самое главное в ее жизни, предназначение и высший смысл — любовь. И Лиза погибает. Удивительно, как относится к смерти своей героини автор. Хотя Карамзин, помня о том, что самоубийство это грех, не дает душе Лизиной отдохновения. В опустевшей хижине «воет ветер, и суеверные поселяне, слыша по ночам сей шум, говорят; «Там стонет мертвец; там стонет бедная Лиза!»». Но писатель прощает свою героиню. Таинственная фраза рассказчика — «Когда мы там, в новой жизни увидимся, я узнаю тебя, нежная Лиза!» — открывает нам всю любовь автора к своей героине. Карамзин верит, что его Лиза, эта чистейшая душа попадет в рай, в новую жизнь.
    Впервые у Карамзина женщина выступает в роли высшего нравственного идеала. Именно женщине Карамзин предназначил ввести в русскую литературу такую важную и определяющую тему, как возвышение человеческого духа через страдания. И, наконец, именно Карамзин определил, что женские образы в русской литературе будут воспитателями чувств.
    Новая жизнь для Лизы, а точнее для ее образа началась гораздо позже, в следующем веке. Лиза возрождалась вновь в героинях Пушкина, Тургенева, Гончарова, Достоевского, Островского, Толстого. Образ бедной Лизы предвосхитил целую галерею прекрасных женских русских характеров: от пушкинской Лизы из «Барышни-крестьянки» и Дуни из «Станционного смотрителя» до Катерины Кабановой из «Бесприданницы» и Катюши Масловой из «Воскресенья».

  4. В решающий момент Эраст не готов поступить как мужчина, вместо этого он просто сбегает. Его попытка вернуть состояние с помощью женитьбы на вдове составляет огромный контраст попыткам Лизы прокормить себя и мать, зарабатывая деньги честным трудом.
    Автор противопоставляет образы Эраста и Лизы. Он – это город со всеми его соблазнами, богатой жизнью, весельем, отдалением от природы. Она – это деревня, честный труд, искренность и скромность, и воссоединение с природой.
    Однако, несмотря на то, что Эраст предстаёт перед читателем не в лучшем свете, автор не осуждает его. Он в равной степени сочувствует и Лизе, и ее возлюбленному. Отсутствие дидактизм и ярко выраженной морали автора делает эту повесть классическим образцом сентиментальной литературы, главное для которой – сыграть на чувствах читателя.
    Образ героини Н. Карамзина нашел свое отражение во многих произведениях искусства. В 1827-м году Рустамом Адамовичем Кипренским была написана одноименная картина. Сюжет повести использовал Пушкин в своих произведениях «Станционный смотритель» и «Барышня-крестьянка», а также Борис Акунин в романах «Весь мир театр» и «Азазель».

    Проблематика «Бедной Лизы»

    Несмотря на то, что описывает «Бедная Лиза» ситуацию личностного характера, главный конфликт повести – социальный, поскольку именно из-за материального неравенства и пропасти в социальном положении любовь главных героев погибает, что приводит к гибели самой Лизы. Кроме социального неравенства, стоит выделить несколько проблемных тем, которые затрагивает Николай Карамзин:
    Противопоставление города и деревни. Москва предстаёт перед читателем, как сила Зловещая, и даже мать Лизы волнуется, отпуская дочь в город. («Ты еще не знаешь, друг мой, как злые люди могут обидеть бедную девушку! У меня всегда сердце бывает не на своем месте, когда ты ходишь в город; я всегда ставлю свечу перед образ и молю Господа Бога, чтобы он сохранил тебя от всякой беды и напасти»). Отметим, что подобный контраст является новым для русской литературы.
    Проблема верности. Предательство Эраста, который ради материального благополучия женился на вдове, окончательно сломило Лизу и стало причиной ее самоубийства. Будь юноша ответственным и верным своей возлюбленной, трагедии удалось бы избежать.
    Проблема маленького человека, который, из-за причин, не зависящих от него, не контролирует свою жизнь полностью.
    Проблема чистоты и греха. Ложь Лизы, которая не сказала матери о своей связи с барином, ложится камнем на ее душу, она тянет за собой всю цепочку необратимых последствий, в результате которых девушка погибла. Если бы она сказала матери о своих отношениях, старушка с высоты своего возраста и опыта могла бы вразумить наивную девушку или хотя бы поговорить с Эрастом.
    Несмотря на весь трагизм ситуации, показанной в повести, Н. Карамзин не осуждает своих героев. Он им сочувствует и делает все, чтобы читатели так же сочувствовали как бедной крестьянке с чистой душой, так и ее возлюбленному.

  5. В повести показана любовная история между крестьянкой и барином. Подобные случаи были обычными для дворян, которые, пользуясь своим статусом, совращали невинных девушек. Такие ситуации оставались безнаказанными и чаще всего не осуждались обществом. Карамзин является первым писателем в русской литературе, который вложил в своё произведение социальный подтекст – нет возможности быть вместе людям с разным положением в обществе.
    Николай Михайлович стал одним из первых писателей, который по-новому трактовал женский образ. В те времена, которые показал Карамзин, слабый пол не имел свободы выбора. Девушки почти всегда выходили замуж против воли, за человека, выбранного родителями. Если же и возникали отношения по зову сердца, то они не поддерживались обществом, считаясь безнравственными. В повести же героиня любит по велению своего сердца, здесь автор показывает, что перед Богом все равны.
    Назвав повесть «Бедная Лиза», писатель открыл читателям своё отношение к главной героине. Ему жалко крестьянку. Во-первых, она из простой семьи, где деньги приходится добывать тяжёлым трудом. Во-вторых, после разрыва отношений с Эрастом девушка умирает, поэтому бедная трактуется ещё и как несчастная.
    Лиза – это главный женский образ, который наделён только положительными качествами характера. Она не боится работы и не знает лени. Поскольку денег за аренду земли им с больной матерью не хватает, девушке приходится идти в город, чтобы продавать цветы. Её честность можно увидеть в эпизоде, когда Эраст предлагает купить букет за сумму в несколько раз больше, чем стоят цветы. Лиза отказывается – ей не надо лишнего.
    Трепетное отношение автора к героине повести прослеживается и в том, что он наделил простую крестьянку правильным произношением, хорошо поставленной речью. Девушка, не имеющая образования, разговаривала как дама из высшего общества.
    Наиболее важным моментом, который раскрывает образ главной героини, является её самоубийство. Узнав о предательстве любимого, девушка, наделённая всеми христианскими добродетелями, решается на один из самых страшных грехов. Обычно души грешников бродят неприкаянными, но Карамзин прощает Лизу, указывая, что в другой жизни они обязательно встретятся. Таким образом, показано отношение писателя к своему персонажу, он любит бедняжку и верит, что душа её попадёт в рай.
    Произведение написано без поучения и назидательности. Карамзин не пытался своим текстом читать мораль, а всего лишь хотел вызвать жалость к ситуации и сопереживание к проблеме молодых людей.

  6. Повесть Николая Михайловича Карамзина «Бедная Лиза» по праву считается вершиной русской прозы сентиментализма. Прозы, поставившей во главу угла жизнь сердца и проявление человеческих чувств.
    Быть может, в наши дни, когда жизненные ценности смещены, агрессией, предательством и убийством уже никого не увидишь, «Бедная Лиза» кому-то покажется произведением наивным, далеким от правды жизни, чувства героев –неправдоподобными, а вся повесть отдающей сладким, приторным вкусом излишней сентиментальности. Но «Бедная Лиза», написанная Карамзиным в 1792 году, навсегда останется важнейшей ступенью, вехой в истории русской литературы. Эта повесть – неисчерпаемый источник тем, идей и образов для всех последующих русских авторов.
    В этом сочинении мне хочется остановиться на образе Лизы и на той роли, которую этот образ сыграл для всей русской литературы.
    В повести несколько действующих лиц: крестьянка Лиза, ее мать, дворянин Эраст и рассказчик. Стержнем сюжета является история любви между Эрастом и Лизой. Историй, в которых мужчина соблазняет, а потом бросает девушку, в литературе много. Но особенность истории Лизы и Эраста в том, что именно такая расстановка сил в России восемнадцатого века была наиболее обычной: барин, помещик, дворянин, пользуясь своим положением, без зазрения совести, без наказания, а, главное, без осуждения общества, совращает девушку, которая находится ниже его по социальному статусу.
    В первый раз имя Лизы появляется в названии повести. Уже на этом этапе мы можем понять, что именно женский образ станет в произведении главным. Кроме того, из названия мы можем уловить отношение автора к Лизе: он называет ее «бедной».
    Во второй раз мы встречаемся с Лизой в воспоминаниях рассказчика: «всего чаще привлекает меня к стенам Си…нова монастыря воспоминание о плачевной судьбе Лизы, бедной Лизы». Судя по эпитетам, которые употребляет рассказчик, говоря про Лизу, («прекрасная», «любезная») – читателю может показаться, что рассказчик был человеком, влюбленным в Лизу, и только дочитав историю до конца, мы понимаем, что он просто жалеет бедную девушку. Вообще, рассказчик в повести является выразителем авторского отношения, а Карамзин любит свою героиню. За что же?
    Лиза – крестьянка, она живет в хижине «со старушкою, матерью своею». Лизин отец, «зажиточный поселянин» умер, поэтому «его жена и дочь обедняли» и «принуждены были отдать свою землю внаем, и за весьма небольшие деньги». Мать ее не могла работать, и «Лиза, которая осталась после отца пятнадцати лет, – одна Лиза, не щадя своей нежной молодости, не щадя редкой красоты своей, трудилась день и ночь – ткала холсты, вязала чулки, весною рвала цветы, а летом брала ягоды – и продавала их в Москве». Мы еще не знакомы с героиней, но уже понимаем, что она трудолюбива, готова на жертвы ради своих близких.
    Постепенно, шаг за шагом, Карамзин открывает нам глубокую и удивительно чистую душу главной героини. У нее очень мягкое и чувствительное сердце: «часто нежная Лиза не могла удержать собственных слез своих – ах! она помнила, что у нее был отец и что его не стало, но для успокоения матери старалась таить печаль сердца своего и казаться покойною и веселою». Она очень застенчива и робка. При первой встрече с Эрастом Лиза постоянно заливается краской смущения: «Она показала ему цветы – и закраснелась».
    Главная героиня повести предельно честна. Ее честность по отношению к другим людям проявляется в эпизоде с покупкой цветов: когда Эраст предлагает Лизе рубль вместо пяти копеек, она отвечает, что ей «не надобно лишнего». Кроме того, героиня до смешного наивна: она запросто сообщает, где находится ее дом первому встречному понравившемуся ей человеку.
    При описании главной героини внимание привлекает ее речевая характеристика. Именно по этому признаку можно сказать, что образ Лизы как представительницы своего сословия не проработан достаточно четко. Ее речь выдает в ней не крестьянку, живущую своим тяжелым трудом, а, скорее, воздушную барышню из высшего общества. «Если бы тот, кто занимает теперь мысли мои рожден был простым крестьянином, пастухом, – и если бы он теперь мимо меня гнал стадо свое; ах! я поклонилась бы ему с улыбкою и сказала бы приветливо: «Здравствуй, любезный пастушок! Куда гонишь ты стадо свое?» И здесь растет зеленая трава для овец твоих, и здесь алеют цветы, из которых можно сплести венок для шляпы твоей». Но, несмотря на это, именно образ Лизы стал первым в русской литературе образом женщины из народа. В этой, прогрессивной для XVIII века, попытке вывести на сцену не обычную для любовного романа героиню – молодую барышню, а именно крестьянку, заложен глубокий смысл. Карамзин как бы разрушает границы между сословиями, указывая на то, что все люди равны перед Богом и перед любовью, «ибо и крестьянки любить умеют».
    Социальный подтекст, вложенный автором в невозможность союза между людьми разных слоев общества, был широко впоследствии разработан Пушкиным в «Барышне-крестьянке», но именно Карамзин первым использовал его в русской литературе.
    Другим новшеством Карамзина стала сама трактовка женского образа. Вспомним, что в восемнадцатом столетии женщина не обладала достаточной свободой. В частности, женщина не обладала свободой любить по собственному выбору. Выбор за женщину делали ее родители. Легко представить, что при таком положении дел, счастливые браки, в которых супруги любили друг друга, вряд ли были частым делом. Попытка любить по своей воле, вопреки общественному мнению расценивалась как преступление против нравственности. Эта тема, предложенная Карамзиным, также найдет свое отражение в произведениях более поздних авторов. В частности, Александра Николаевича Островского.
    Но в «Бедной Лизе» автор разрешил своей героине полюбить. Полюбить по велению сердца, по собственной воле. Полюбить пламенно, страстно и навсегда. “Когда ты, –говорила Лиза Эрасту, – когда ты скажешь мне: “Люблю тебя, друг мой!”, когда прижмешь меня к своему сердцу и взглянешь на меня умильными своими глазами, ах! тогда бывает мне так хорошо, так хорошо, что я себя забываю, забываю все, кроме Эраста. Чудно? Чудно, мой друг, что я, не знав тебя, могла жить спокойно и весело! Теперь мне это “непонятно, теперь думаю что без тебя жизнь не жизнь, а грусть и скука. Без глаз твоих темен светлый месяц; без твоего голоса скучен соловей поющий; без твоего дыхания ветерок мне неприятен”.
    Автор позволил героине любить и не осуждает ее за это. Напротив, именно Эраст кажется читателю подлецом и злодеем, после того как он, обманув, бросает Лизу. Автор осуждает своего героя, который не проходит испытание самым сильным чувством на земле – любовью. Этот прием «испытания любовью» станет очень важным в творчестве великого русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева. Наиболее полное свое воплощение он найдет в романах «Отцы и дети», «Рудин», «Дворянское гнездо». В романе Гончарова «Обломов» главному герою также предстояло пройти испытание любовью.
    Герой Карамзина, Эраст, предал и убил любовь. За это он будет наказан и после смерти Лизы. Он «до конца жизни своей» будет несчастлив: «Узнав о судьбе Лизиной, он не мог утешиться и почитал себя убийцею». В конце повести мы узнаем, что Эраст умирает: рассказчик «познакомился с ним за год до его смерти».
    Лиза же не только проходит испытание любовью. Образ ее в любви раскрывается во всей полноте и красоте. «Что принадлежит до Лизы, то она, совершенно ему отдавшись, им только жила и дышала, во всем, как агнец, повиновалась его воле и в удовольствии его полагала свое счастие…»
    Вообще, Лиза наделена почти всеми христианскими добродетелями. Даже в тяжелую минуту, в разлуке с любимым, она обнаруживает такие прекрасные качества, как уважение к родителям и готовность жертвовать всем для любимого человека. «Что удерживает меня лететь вслед за милым Эрастом? Война не страшна для меня; страшно там, где нет моего друга. С ним жить, с ним умереть хочу или смертию своею спасти его драгоценную жизнь». «Уже хотела она бежать за Эрастом, но мысль; «У меня есть мать!» – остановила ее».
    Один из важнейших моментов в раскрытии образа Лизы – это ее самоубийство. Чистейшая, ангельская душа совершает грех, который считался и считается в христианстве одним из самых страшных. Героиня обезумела от горя. «Мне нельзя жить, – думала Лиза, – нельзя!.. О, если бы упало на меня небо! Если бы земля поглотила бедную!.. Нет! Небо не падает; земля не колеблется! Горе мне!». «Она вышла из города и вдруг увидела себя на берегу глубокого пруда, под тению древних дубов, которые за несколько недель перед тем были безмолвными свидетелями ее восторгов. Сие воспоминание потрясло ее душу; страшнейшее сердечное мучение изобразилось на лице ее…она бросилась в воду».
    Самоубийство Лизы делает ее образ жизненным и трагическим. Лиза предстает перед нами другой, не выдержавшей горя, сломавшейся, поруганной. Убито самое главное в ее жизни, предназначение и высший смысл – любовь. И Лиза погибает. Удивительно, как относится к смерти своей героини автор. Хотя Карамзин, помня о том, что самоубийство это грех, не дает душе Лизиной отдохновения. В опустевшей хижине «воет ветер, и суеверные поселяне, слыша по ночам сей шум, говорят; “Там стонет мертвец; там стонет бедная Лиза!”». Но писатель прощает свою героиню. Таинственная фраза рассказчика – «Когда мы там, в новой жизни увидимся, я узнаю тебя, нежная Лиза!» – открывает нам всю любовь автора к своей героине. Карамзин верит, что его Лиза, эта чистейшая душа попадет в рай, в новую жизнь.
    Впервые у Карамзина женщина выступает в роли высшего нравственного идеала. Именно женщине Карамзин предназначил ввести в русскую литературу такую важную и определяющую тему, как возвышение человеческого духа через страдания. И, наконец, именно Карамзин определил, что женские образы в русской литературе будут воспитателями чувств.
    Новая жизнь для Лизы, а точнее для ее образа началась гораздо позже, в следующем веке. Лиза возрождалась вновь в героинях Пушкина, Тургенева, Гончарова, Достоевского, Островского, Толстого. Образ бедной Лизы предвосхитил целую галерею прекрасных женских русских характеров: от пушкинской Лизы из «Барышни-крестьянки» и Дуни из «Станционного смотрителя» до Катерины Кабановой из «Бесприданницы» и Катюши Масловой из «Воскресенья».

  7. Повесть Николая Михайловича Карамзина «Бедная Лиза» по праву считается вершиной русской прозы сентиментализма. Прозы, поставившей во главу угла жизнь сердца и проявление человеческих чувств.
    Быть может, в наши дни, когда жизненные ценности смещены, агрессией, предательством и убийством уже никого не увидишь, «Бедная Лиза» кому-то покажется произведением наивным, далеким от правды жизни, чувства героев –неправдоподобными, а вся повесть отдающей сладким, приторным вкусом излишней сентиментальности. Но «Бедная Лиза», написанная Карамзиным в 1792 году, навсегда останется важнейшей ступенью, вехой в истории русской литературы. Эта повесть – неисчерпаемый источник тем, идей и образов для всех последующих русских авторов.
    В этом сочинении мне хочется остановиться на образе Лизы и на той роли, которую этот образ сыграл для всей русской литературы.
    В повести несколько действующих лиц: крестьянка Лиза, ее мать, дворянин Эраст и рассказчик. Стержнем сюжета является история любви между Эрастом и Лизой. Историй, в которых мужчина соблазняет, а потом бросает девушку, в литературе много. Но особенность истории Лизы и Эраста в том, что именно такая расстановка сил в России восемнадцатого века была наиболее обычной: барин, помещик, дворянин, пользуясь своим положением, без зазрения совести, без наказания, а, главное, без осуждения общества, совращает девушку, которая находится ниже его по социальному статусу.
    В первый раз имя Лизы появляется в названии повести. Уже на этом этапе мы можем понять, что именно женский образ станет в произведении главным. Кроме того, из названия мы можем уловить отношение автора к Лизе: он называет ее «бедной».
    Во второй раз мы встречаемся с Лизой в воспоминаниях рассказчика: «всего чаще привлекает меня к стенам Си…нова монастыря воспоминание о плачевной судьбе Лизы, бедной Лизы». Судя по эпитетам, которые употребляет рассказчик, говоря про Лизу, («прекрасная», «любезная») – читателю может показаться, что рассказчик был человеком, влюбленным в Лизу, и только дочитав историю до конца, мы понимаем, что он просто жалеет бедную девушку. Вообще, рассказчик в повести является выразителем авторского отношения, а Карамзин любит свою героиню. За что же?
    Лиза – крестьянка, она живет в хижине «со старушкою, матерью своею». Лизин отец, «зажиточный поселянин» умер, поэтому «его жена и дочь обедняли» и «принуждены были отдать свою землю внаем, и за весьма небольшие деньги». Мать ее не могла работать, и «Лиза, которая осталась после отца пятнадцати лет, – одна Лиза, не щадя своей нежной молодости, не щадя редкой красоты своей, трудилась день и ночь – ткала холсты, вязала чулки, весною рвала цветы, а летом брала ягоды – и продавала их в Москве». Мы еще не знакомы с героиней, но уже понимаем, что она трудолюбива, готова на жертвы ради своих близких.
    Постепенно, шаг за шагом, Карамзин открывает нам глубокую и удивительно чистую душу главной героини. У нее очень мягкое и чувствительное сердце: «часто нежная Лиза не могла удержать собственных слез своих – ах! она помнила, что у нее был отец и что его не стало, но для успокоения матери старалась таить печаль сердца своего и казаться покойною и веселою». Она очень застенчива и робка. При первой встрече с Эрастом Лиза постоянно заливается краской смущения: «Она показала ему цветы – и закраснелась».
    Главная героиня повести предельно честна. Ее честность по отношению к другим людям проявляется в эпизоде с покупкой цветов: когда Эраст предлагает Лизе рубль вместо пяти копеек, она отвечает, что ей «не надобно лишнего». Кроме того, героиня до смешного наивна: она запросто сообщает, где находится ее дом первому встречному понравившемуся ей человеку.
    При описании главной героини внимание привлекает ее речевая характеристика. Именно по этому признаку можно сказать, что образ Лизы как представительницы своего сословия не проработан достаточно четко. Ее речь выдает в ней не крестьянку, живущую своим тяжелым трудом, а, скорее, воздушную барышню из высшего общества. «Если бы тот, кто занимает теперь мысли мои рожден был простым крестьянином, пастухом, – и если бы он теперь мимо меня гнал стадо свое; ах! я поклонилась бы ему с улыбкою и сказала бы приветливо: «Здравствуй, любезный пастушок! Куда гонишь ты стадо свое?» И здесь растет зеленая трава для овец твоих, и здесь алеют цветы, из которых можно сплести венок для шляпы твоей». Но, несмотря на это, именно образ Лизы стал первым в русской литературе образом женщины из народа. В этой, прогрессивной для XVIII века, попытке вывести на сцену не обычную для любовного романа героиню – молодую барышню, а именно крестьянку, заложен глубокий смысл. Карамзин как бы разрушает границы между сословиями, указывая на то, что все люди равны перед Богом и перед любовью, «ибо и крестьянки любить умеют».
    Социальный подтекст, вложенный автором в невозможность союза между людьми разных слоев общества, был широко впоследствии разработан Пушкиным в «Барышне-крестьянке», но именно Карамзин первым использовал его в русской литературе.
    Другим новшеством Карамзина стала сама трактовка женского образа. Вспомним, что в восемнадцатом столетии женщина не обладала достаточной свободой. В частности, женщина не обладала свободой любить по собственному выбору. Выбор за женщину делали ее родители. Легко представить, что при таком положении дел, счастливые браки, в которых супруги любили друг друга, вряд ли были частым делом. Попытка любить по своей воле, вопреки общественному мнению расценивалась как преступление против нравственности. Эта тема, предложенная Карамзиным, также найдет свое отражение в произведениях более поздних авторов. В частности, Александра Николаевича Островского.
    Но в «Бедной Лизе» автор разрешил своей героине полюбить. Полюбить по велению сердца, по собственной воле. Полюбить пламенно, страстно и навсегда. “Когда ты, –говорила Лиза Эрасту, – когда ты скажешь мне: “Люблю тебя, друг мой!”, когда прижмешь меня к своему сердцу и взглянешь на меня умильными своими глазами, ах! тогда бывает мне так хорошо, так хорошо, что я себя забываю, забываю все, кроме Эраста. Чудно? Чудно, мой друг, что я, не знав тебя, могла жить спокойно и весело! Теперь мне это “непонятно, теперь думаю что без тебя жизнь не жизнь, а грусть и скука. Без глаз твоих темен светлый месяц; без твоего голоса скучен соловей поющий; без твоего дыхания ветерок мне неприятен”.
    Автор позволил героине любить и не осуждает ее за это. Напротив, именно Эраст кажется читателю подлецом и злодеем, после того как он, обманув, бросает Лизу. Автор осуждает своего героя, который не проходит испытание самым сильным чувством на земле – любовью. Этот прием «испытания любовью» станет очень важным в творчестве великого русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева. Наиболее полное свое воплощение он найдет в романах «Отцы и дети», «Рудин», «Дворянское гнездо». В романе Гончарова «Обломов» главному герою также предстояло пройти испытание любовью.
    Герой Карамзина, Эраст, предал и убил любовь. За это он будет наказан и после смерти Лизы. Он «до конца жизни своей» будет несчастлив: «Узнав о судьбе Лизиной, он не мог утешиться и почитал себя убийцею». В конце повести мы узнаем, что Эраст умирает: рассказчик «познакомился с ним за год до его смерти».
    Лиза же не только проходит испытание любовью. Образ ее в любви раскрывается во всей полноте и красоте. «Что принадлежит до Лизы, то она, совершенно ему отдавшись, им только жила и дышала, во всем, как агнец, повиновалась его воле и в удовольствии его полагала свое счастие…»
    Вообще, Лиза наделена почти всеми христианскими добродетелями. Даже в тяжелую минуту, в разлуке с любимым, она обнаруживает такие прекрасные качества, как уважение к родителям и готовность жертвовать всем для любимого человека. «Что удерживает меня лететь вслед за милым Эрастом? Война не страшна для меня; страшно там, где нет моего друга. С ним жить, с ним умереть хочу или смертию своею спасти его драгоценную жизнь». «Уже хотела она бежать за Эрастом, но мысль; «У меня есть мать!» – остановила ее».
    Один из важнейших моментов в раскрытии образа Лизы – это ее самоубийство. Чистейшая, ангельская душа совершает грех, который считался и считается в христианстве одним из самых страшных. Героиня обезумела от горя. «Мне нельзя жить, – думала Лиза, – нельзя!.. О, если бы упало на меня небо! Если бы земля поглотила бедную!.. Нет! Небо не падает; земля не колеблется! Горе мне!». «Она вышла из города и вдруг увидела себя на берегу глубокого пруда, под тению древних дубов, которые за несколько недель перед тем были безмолвными свидетелями ее восторгов. Сие воспоминание потрясло ее душу; страшнейшее сердечное мучение изобразилось на лице ее…она бросилась в воду».
    Самоубийство Лизы делает ее образ жизненным и трагическим. Лиза предстает перед нами другой, не выдержавшей горя, сломавшейся, поруганной. Убито самое главное в ее жизни, предназначение и высший смысл – любовь. И Лиза погибает. Удивительно, как относится к смерти своей героини автор. Хотя Карамзин, помня о том, что самоубийство это грех, не дает душе Лизиной отдохновения. В опустевшей хижине «воет ветер, и суеверные поселяне, слыша по ночам сей шум, говорят; “Там стонет мертвец; там стонет бедная Лиза!”». Но писатель прощает свою героиню. Таинственная фраза рассказчика – «Когда мы там, в новой жизни увидимся, я узнаю тебя, нежная Лиза!» – открывает нам всю любовь автора к своей героине. Карамзин верит, что его Лиза, эта чистейшая душа попадет в рай, в новую жизнь.
    Впервые у Карамзина женщина выступает в роли высшего нравственного идеала. Именно женщине Карамзин предназначил ввести в русскую литературу такую важную и определяющую тему, как возвышение человеческого духа через страдания. И, наконец, именно Карамзин определил, что женские образы в русской литературе будут воспитателями чувств.
    Новая жизнь для Лизы, а точнее для ее образа началась гораздо позже, в следующем веке. Лиза возрождалась вновь в героинях Пушкина, Тургенева, Гончарова, Достоевского, Островского, Толстого. Образ бедной Лизы предвосхитил целую галерею прекрасных женских русских характеров: от пушкинской Лизы из «Барышни-крестьянки» и Дуни из «Станционного смотрителя» до Катерины Кабановой из «Бесприданницы» и Катюши Масловой из «Воскресенья».

  8. Произведение Н.М.Карамзина «Бедная Лиза» – это классика литературы, посвящённой чувствам и взаимоотношениям людей. Именно в этой повести автор ставит вопрос о любви, любви чистой и непорочной.
    Конечно, в наше время, когда понятие смерти и утраты не столь далеко для нас, и самоубийством никого не увидишь, «Бедная Лиза» кажется произведением наивным, не соответствующим жестокой действительности, чувства героев – слишком натянутыми, а вся повесть чересчур сентиментальной. Но «Бедная Лиза» навсегда останется настоящей кладезю для тем и дискуссий. Поднимаемые в произведении вопросы актуальны и по сей день, поэтому мы просто обязаны прочитать данную повесть, чтобы найти ответы на многие вопросы.
    Впервые имя Лизы появляется в самом названии повести. Уже в этот момент мы понимаем, что именно женский образ станет в произведении главным. Кроме того, из названия мы можем уловить отношение автора к Лизе: он называет ее «бедной».
    В последующие разы мы встречаем Лизу в воспоминаниях автора. Бедная, любезная, несчастная. Огромное количество эпитетов рассказчик, а он же автор, даёт девушке, описывая её образ. С моей точки зрения Карамзин жалеет Лизу, любит её и восхищается ею же. Почему?
    Ответ иронично прост. Лиза – идеал, ангел непорочности, святыня труда и терпения. Она прекрасна, желанна и неправдоподобно идеальна. Героиня не заслуживает той участи, что получила и потому возникает это чувство невыносимой тоски и жалости.
    К слову, в литературе с древнейших времён всегда был образ «той самой». Идеальной, непорочной, желанной. Приведу в пример мифическую Ио – несчастную любовницу Зевса. Невинное создание, осквернённое богом, и обречённое на вечные страдания. Но Карамзин данным произведением заявил литературному сообществу о том, что эстетика любви, болезненной и несчастной, присуща не только божественным героям.
    В заключение хочется сказать, что повесть Карамзина «Бедная Лиза» – это тот пример классики литературы, который должен прочесть каждый. Поднятая в данном произведении тема любви и её аспектов проста в изъяснении, но до боли точна и правдива.

  9. Главный герой произведения дворянин Эраст, он происходит из аристократической семьи. Это красивый молодой юноша, который привлекательный внешне, имеющий доброе сердце и хорошие манеры. Он легко находит общий язык со всеми, поэтому круг общения его достаточно широк и разнообразен, его любят в обществе.
    Единственные недостатки молодого дворянина, ветреные поступки и слабая сила воли. Встретив Лизу, он полюбил ее с первого взгляда, но если рассмотреть это чувство более подробно, то это была обычная влюбленность. Ведь после некоторого времени проведенного с Лизой, гуляя по полям, наслаждаясь, обществом друг друга.
    Он многие поступки и слова, которые говорит возлюбленной, прочел в романах, но вскоре понимает, что эти отношения были просто увлечением. Лиза же наоборот полюбила Эраста сильно, глубоко и настоящей любовью. Эраст этого чувства к ней не испытывает, после того как долго встречался с крестьянкой и получил от нее то что хотел, понимает что она ему уже наскучила.
    Самое главное в этой истории, что Эраст изначально верил в то, что он любит Лизу и не собирался ее предавать. Даже после того как Эраст с ней расстался он терзает себя мыслями, что обманул молодую девушку. Для того чтобы ей хоть как то помочь, он предлагает ей 100 рублей, но Лиза ужасно обиделась этому предложению.
    Эраст из богатой семьи и привык все проблемы решать с помощью денег, он, как только увидел Лизу, хотел скупить все ее цветы, потом хотел помогать ей деньгами, но она отказалась. Вот после расставания Лиза ни копейки не взяла у Эраста. Он хотел помогать ей финансово, но проиграл все свои деньги и чтобы не стать нищим, ему пришлось жениться на богатой вдове.
    Вот Лизе он сказал, что пошел в армию служить, но после того как проиграл свое состояние, вынужден был уйти с военной службы и жениться. Но из-за своей слабости он не смог Лизе рассказать о том, что в скором времени вынужден жениться. Лиза случайно узнала о его женитьбе и, не выдержав такого предательства, покончила жизнь самоубийством.
    Лиза бродила по городу и нашла пруд, в который и бросилась, Эраст, узнав об этой трагедии так и не смог простить себе, то, что предал молодую девушку. Он так и не смог простить себя за то, что Лиза погибла.
    В итоге Эраст так и не смог быть счастливым и не простил себя за то, что стал виноватым в смерти Лизы. Эраст добрый, но слишком ветреный, не имеющий силы воли человек, из-за его слабости не смогла стать счастливой Лиза и он сам.
    Так же большую роль в этой истории сыграло то, что Лиза и Эраст с разных сословий, он дворянин, она обычная крестьянка. Это и стало причиной столь трагической истории, в финале которой погибла Лиза. Ведь даже если бы Эраст захотел на ней жениться, общество не приняло бы этот брак и до конца жизни осуждали бы Лизу и Эраста.

    Образец 4

    В своих произведениях Карамзин всегда преследовал цель написать такой текст, дабы он трогал прочитавшего его за живое, заставляя задуматься над тем, или иным аспектом его жизни. Он часто говорил о несправедливости жизни, боли, которую причиняют добрым и доверчивым людям, и о судьбе, которой, как таковой, и нет вовсе. Таким образом, мы видим, что атмосфера в произведениях Карамзина наполнена тёмной, грустной атмосферой, из-за которой у прочитавшего слегка меняется мировоззрение и взгляд на некоторые вещи. Примером такого произведение является “Бедная Лиза”.
    В произведение повествование рассказывает нам историю девушки по имени Лиза, которая, мечтая о глубокой, высоконравственной, а главное, настоящей любви, знакомится с молодым человеком, с довольно красивой внешностью, статусом, и богатым внутренним миром. И всё поначалу идёт хорошо, даже слишком, однако позже выходят самые неприятные черты характера и образа Эраста.
    Эраст – молодой, приятного вида дворянин, с богатой семьёй, который всю свою жизнь также как и Лиза мечтал о настоящей любви, которая затмила бы собой всю нелепость его жизни, но, однако, представление и стремление это сильно искажённое, не такое как у Лизы. Эраст имеет представление о любви, как о некой материальной вещи, которую можно купить за деньги, или же напротив заплатить деньги, дабы не любить кого-то. Данное мнение отчасти имеет место быть из-за его воспитания, так как он рос в дворянской семье и все вещи в его жизни имеют цену. Самим же своим характером Эраст хороший, добрый, но недолговечный человек, который при даже малейшей потере интереса сразу же заменяет свой объект внимания, будь то человек или же простая вещь. Эраст привык жить так, как ему хочется, и очень часто он даже не задумывается о том, какую боль он может причинить людям, которые ему доверились, что также характеризует его как недальновидного человека. Эраст также является зависимым от азартных игр.
    В произведении Эраст носит скорее антиидеалистический характер, и автор стремится показать, что к такому образу жизни не стоит стремиться, пусть и его ведут довольно большое количество людей. Таким образом, автор подталкивает читателя на размышления, внося свои коррективы для дальнейшего развития его мысли. А передав образ Эраста именно таким образом, автор создал в своём произведении некий прототип того, как низко может пасть человек, просто идя на поводу у своих желаний и инстинктов.
    Я считаю, что именно данные черты преобладают в образе Эраста из произведения “Бедная Лиза” Карамзина.

  10. Характеристика образа Лизы

    по повести «Бедная Лиза» Карамзина Н.М.

    Лиза (Бедная Лиза) — главная героиня повести, которая, наряду с другими произведениями, опубликованными Карамзиным в «Московском журнале» («Наталья, боярская дочь», «Фрол Силин, благодетельный человек», «Лиодор» и др.), не просто принесла литературную славу своему автору, но произвела полный переворот в общественном сознании XVIII в. Карамзин впервые в истории русской прозы обратился к героине, наделенной подчеркнуто обыденными чертами. Его слова «…и крестьянки любить умеют» стали крылатыми.
    Бедная крестьянская девушка Лиза рано остается сиротой. Она живет в одной из подмосковных деревень с матерью — «чувствительной, доброй старушкой», от которой наследует свой главный талант — умение любить. Чтобы содержать себя и мать, Л. берется за любую работу. Весной она ходит в город продавать цветы. Там, в Москве, Л. встречает молодого дворянина Эраста. Уставший от ветреной светской жизни, Эраст влюбляется в непосредственную, невинную девушку «любовью брата». Так кажется ему самому. Однако вскоре платоническая любовь переходит в чувственную. Л., «совершенно ему отдавшись, им только жила и дышала». Но постепенно Л. начинает замечать происходящую в Эрасте перемену. Свое охлаждение он объясняет тем, что ему нужно отправляться на войну. Чтобы поправить дела, Эраст женится на пожилой богатой вдове. Узнав об этом, Л. топится в пруду.
    Чувствительность — так на языке конца XVIII в. определяли главное достоинство повестей Карамзина, подразумевая под этим умение сострадать, обнаруживать в «изгибах сердца» «нежнейшие чувствия», а также способность наслаждаться созерцанием собственных эмоций. Чувствительность является и центральной чертой характера Л. Она доверяет движениям своего сердца, живет «нежными страстями». В конечном счете именно пылкость и горячность приводят Л. к гибели, но нравственно она оправдана.
    Карамзин одним из первых вводит в русскую литературу противопоставление города и деревни. В повести Карамзина деревенский человек — человек природы — оказывается беззащитен, попадая в пространство городское, где действуют законы, отличные от законов естества. Недаром мать Л. говорит ей (тем самым косвенно предсказывая все, что случится потом): «У меня всегда сердце не на своем месте, когда ты ходишь в город; я всегда ставлю свечу перед образом и молю Господа Бога, чтобы он сохранил тебя от всякой беды и напасти».
    Не случайно первым шагом на пути к катастрофе становится неискренность Л.: она впервые «отступает от себя», скрыв, по совету Эраста, их любовь от матери, которой раньше поверяла все свои тайны. Позже именно по отношению к нежно любимой матери Л. повторит самый дурной поступок Эраста. Он пытается «откупиться» от Л. и, прогоняя ее, дает ей сто рублей. Но Л. делает то же самое, посылая матери вместе с вестью о своей гибели те «десять империалов», что дал ей Эраст. Естественно, эти деньги так же нужны матери Л., как и самой героине: «Лизина мать услышала о страшной смерти дочери своей, и кровь ее от ужаса охладела — глаза навек закрылись».
    Трагический итог любви крестьянки и офицера подтверждает правоту матери, предупреждавшей Л. в самом начале повести: «Ты еще не знаешь, как злые люди могут обидеть бедную девушку». Общее правило оборачивается конкретной ситуацией, на место безличной бедной девушки становится сама бедная Л., а универсальный сюжет переносится на русскую почву, приобретает национальный колорит.
    Для расстановки персонажей в повести существенно и то, что повествователь узнает историю бедной Л. непосредственно от Эраста и сам нередко приходит грустить на «Лизину могилку». Сосуществование автора и героя в одном повествовательном пространстве до Карамзина не было знакомо русской литературе. Рассказчик «Бедной Лизы» душевно вовлечен в отношения героев. Уже заглавие повести построено на соединении собственного имени героини с эпитетом, характеризующим сочувственное отношение к ней повествователя, который при этом постоянно повторяет, что не властен изменить ход событий («Ах! Для чего пишу не роман, а печальную быль?»).
    «Бедная Лиза» воспринимается как рассказ о подлинных событиях. Л. принадлежит к персонажам с «пропиской». «…Все чаще привлекает меня к стенам Си…нова монастыря — воспоминание о плачевной судьбе Лизы, бедной Лизы» — так начинает автор свое повествование. За пропуском в середине слова любой москвич угадывал название Симонова монастыря, первые постройки которого датируются XIV в. (к настоящему времени сохранилось только несколько построек, большая часть взорвана в 1930 г.). Пруд, находившийся под стенами монастыря, назывался Лисиным прудом, но благодаря повести Карамзина был в народе переименован в Лизин и стал местом постоянного паломничества москвичей. В сознании иноков Симонова монастыря, ревностно охранявших память о Л., она была прежде всего падшей жертвой. По существу, Л. была канонизирована сентиментальной культурой.
    К месту Лизиной гибели приходили плакать прежде всего такие же несчастные влюбленные девушки, какой была сама Л. По свидетельствам очевидцев, кора деревьев, растущих вокруг пруда, была безжалостно изрезана ножами «паломников». Надписи, вырезанные на деревьях, были и серьезными («В струях сих бедная скончала Лиза дни; / Коль ты чувствителен, прохожий, воздохни»), и сатирическими, враждебными Карамзину и его героине (особую славу среди таких «березовых эпиграмм» приобрело двустишие: «Погибла в сих струях Эрастова невеста. / Топитесь, девушки, в пруду довольно места»).
    Карамзин и его повесть непременно упоминались при описании Симонова монастыря в путеводителях по Москве и специальных книгах и статьях. Но постепенно эти упоминания стали носить все более иронический характер, а уже в 1848 г. в знаменитом сочинении М. Н. Загоскина «Москва и москвичи» в главе «Прогулка в Симонов монастырь» не было сказано ни слова ни о Карамзине, ни о его героине. По мере того как сентиментальная проза утрачивала обаяние новизны, «Бедная Лиза» переставала восприниматься как рассказ о подлинных событиях и тем более как предмет для поклонения, а становилась в сознании большинства читателей (примитивной выдумкой, курьезом, отражающим вкусы и понятия давно минувшей эпохи.
    Образ «бедной Л.» тут же разошелся в многочисленных литературных копиях эпигонов Карамзина (ср. хотя бы «Несчастная Лиза» Долгорукова). Но серьезное развитие образ Л. и связанный с ним идеал чувствительности получил не в этих повестях, а в поэзии. Незримое присутствие «бедной Л.» ощутимо в опубликованной через десять лет после карамзинской повести, в 1802 г., элегии Жуковского «Сельское кладбище», положившей, по словам В. С. Соловьева, «начало истинно человеческой поэзии в России ». К самому же сюжету о соблазненной поселянке обращаются три крупных поэта пушкинской поры: Е. А. Баратынский (в сюжетной поэме «Эда», 1826, А. А. Дельвиг (в идиллии «Конец Золотого Века», 1828) и И. И. Козлов (в «русской повести» «Безумная», 1830).
    В «Повестях Белкина» Пушкин дважды варьирует-сюжетную канву повести о «бедной Л.», усиливая ее трагическое звучание в «Станционном смотрителе» и обращая в шутку в «Барышне-крестьянке». Связь «Бедной Лизы» с «Пиковой дамой», героиня которой носит имя Лизаве-та Ивановна, очень сложна. Пушкин развивает карамзинскую тему: его «бедная Лиза» (подобно «бедной Тане», героине «Евгения Онегина») переживает катастрофу: потеряв надежду на любовь, выходит замуж за другого, вполне достойного человека. Всем героиням Пушкина, находящимся в «силовом поле» героини Карамзина, суждена счастливая или несчастная — но жизнь. «К истокам», к Карамзину возвращает пушкинскую Лизу П. И. Чайковский, в опере которого «Пиковая дама» Лиза (уже не Лизавета Ивановна) кончает с собой, бросившись в Зимнюю канавку.
    Судьба Л. в разных вариантах ее разрешения тщательно прописана Ф. М. Достоевским. В его творчестве и слово «бедный», и имя «Лиза» с самого начала обретают особый статус. Самые известные в ряду его героинь — соименниц карамзинской крестьянки — Лизавета («Преступление и наказание»), Елизавета Прокофьевна Епанчина («Идиот»), блаженная Лизавета и Лиза Тушина («Бесы»), и Лизавета Смердящая («Братья Карамазовы»). Но швейцарки Мари из «Идиота» и Сонечки Мармеладовой из «Преступления и наказания» тоже не было бы без Лизы Карамзина. Карамзинская схема ложится и в основу истории отношений Нехлюдова и Катюши Масловой — героев романа Л. Н. Толстого « Воскресение ».
    В XX в. «Бедная Лиза» отнюдь не утратила своего значения: наоборот, интерес к повести Карамзина и его героине возрос. Одной из нашумевших постановок 1980-х гг. стала театральная версия «Бедной Лизы» в театре-студии М. Розовского «У Никитских ворот».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *