Сочинение на тему слово о полку игореве природа в слове о полку игореве

16 вариантов

  1. О том, что знаменитая повесть «Слово о полку Игореве» имеет не только эпическое начало, но и лирическое, говорит яркий образ природы. Она занимает особое место, как в сюжете произведения, так и в лирических отступлениях. Ее необычность в постоянной динамике. Читатель не увидит в произведении статических описаний природы, только в постоянном движении. Вместе с поступками героев изменяется и природа. Все действия героев сопровождаются яркими природными образами. И даже, когда автор приводит, как воспоминание, речи Святослава – и там присутствуют элементы пейзажа.
    Заметно, что писатель разбирался в степной природе Руси. Он точно описывает разные виды животных и птиц, использует сложные охотничьи термины.
    Важным символом в повести является солнечное затмение, которое видит князь Игорь перед своим походом. В те времена это редкое природное явление сулило что-то плохое, предупреждало о какой-то опасности. Автор показывает, что князь поступает опрометчиво, не восприняв совет природы всерьез. И как результат – князь проигрывает сражение половцам.
    Не менее яркой видится нам природа в момент побега Игоря из плена. Автор сравнивает своего героя с белкой, уткой, волком и даже самим ветром.
    Природа одухотворена в повести, наделена умением сопереживать. Когда князь бежит с плена, она пытается ему помочь. Например, дятлы стучат, указывая ему правильное направление. Мотив природы-защитницы популярен в народном фольклоре. Так, в русских народных сказках часто встречаются природные силы, которые помогают главным героям. Поэтому этот мотив наделяет воинскую повесть сказочными деталями.

  2. Содержание:

    Вступление.
    Основная идея и главные темы «Слова о полку Игореве».
    Природа в «Слове о полку Игореве».
    Анализ эпизода «Плач Ярославны».
    Роль природы в «Слове о полку Игореве».
    «Слово о полку Игореве» – один из самых известных дошедших до нас памятников древнерусской литературы. Произведение было написано в 1185 году (по другим данным – на один-два года позже). Его текст представляет особый интерес для потомков, поскольку рисует живую и яркую картину событий того времени.
    Переводом «Слова…» с древнерусского языка на современный в разные годы занимались филологи и литераторы, в том числе поэты В.А. Жуковский, К.Д. Бальмонт, Н.А. Заболоцкий, Е.А. Евтушенко. Далее по тексту отрывки из произведения приводятся в переводе Николая Заболоцкого.

    Основная идея и главные темы «Слова о полку Игореве».

    Основу сюжета «Слова…» составляют реальные исторические события. В центре повествования – поход на половцев Игоря Святославовича, князя новгород-северского. Однако отраженный в произведении исторический контекст гораздо глубже, чем кажется на первый взгляд. За отдельным, пусть и масштабным, фрагментом в долгой череде русско-половецких войн стоит идея объединения правителей всех удельных княжеств раздробленной Руси.
    Вместе с этой мыслью неизвестный автор через века передает нам самое главное из чувств – любовь к Родине, к земле, к народу, к родной природе.

    Природа в «Слове о полку Игореве»

    Тема природы и играет в повествовании значительную роль. Она очеловечена, одухотворена, именно через нее воспроизводятся все людские переживания. Таким образом, это не просто фон, на котором развиваются события, а активный участник действия.
    Так, в самом начале «Слова…» происходит редкое явление, которое могло бы стать поворотным в походе Игоря на половцев – солнечное затмение:
    Но, взглянув на солнце в этот день,
    Подивился Игорь на светило:
    Середь бела дня ночная тень
    Ополченья русские покрыла.
    Князь не захотел увидеть в этом дурное предзнаменование, поэтому отдал приказ к продолжению пути. Учитывая испокон веков сложившуюся традицию следования обрядам и верованиям, связанным с природными явлениями, остается только подивиться отваге Игоря Святославовича. Но чем дальше войско продвигается в степь, тем мрачнее, тревожнее становится пейзаж. Животные, по поверьям более тонко предчувствующие приближение беды, всеми силами стараются предотвратить неминуемое:
    Птицы, поднимаясь над дубами,
    Реют с криком жалобным своим,
    По оврагам волки завывают,
    Крик орлов доносится из мглы.
    И, словно прощальный взмах руки, горько звучат слова:
    О Русская земля!
    Ты уже за холмом.
    «На рассвете, в пятницу, в туманах…» проходит первый бой, который войско Игоря благополучно выигрывает. А вот на следующее утро природа предвещает тяжелую развязку:
    Ночь прошла, и кровяные зори
    Возвещают бедствие с утра.
    Тучи надвигаются от моря
    На четыре княжеских шатра.
    Сколько крови будет пролито в этом походе, сколько горя наполнит души русского народа! Природа грустит вместе с людьми:
    Степь поникла, жалости полна,
    И деревья ветви приклонили…
    И закрылось небо, и погас
    Белый свет над Русскою землею.

    Анализ эпизода «Плач Ярославны»

    А далеко в Путивле с раннего утра не смолкает плач. Это голос Ярославны, жены князя Игоря. Она стала олицетворением всех русских женщин, мужья, сыны и отцы которых – самые дорогие сердцу люди – уже никогда не вернутся домой. В отчаянии спрашивает она у Ветра, который тоже становится полноправным героем повествования:
    Что ты, Ветер, злобно повеваешь,
    Что клубишь туманы у реки,
    Стрелы половецкие вздымаешь?
    Мечешь их на русские полки?
    Обращается Ярославна и к Солнцу:
    Что ж ты войско князя удалого
    Жаркими лучами обожгло?
    За риторическими вопросами княгини стоит горькое осознание, что погибших уже не возвратить назад. И Ярославна просит Днепр лишь об одном-единственном человеке, князе Игоре:
    Возлелей же князя, господине,
    Сохрани на дальней стороне.
    Природа приходит на помощь, вновь принимая активное участие в действии. Именно под ее прикрытием Игорь сбегает из плена:
    Вздрогнула земля,
    Зашумела трава,
    Буйным ветром вежи всколыхнуло…
    Но восходит солнце в небеси —
    Игорь-князь явился на Руси.

    Роль природы в «Слове о полку Игореве»

    Описание природы присутствует в большинстве произведений литературы, и в каждом ей отводится определенная роль. В «Слове о полку Игореве» травы и деревья, реки и степи, животные и птицы, Солнце и Ветер не только проявляют чувства, свойственные человеку, но и стремятся прийти на выручку героям.
    Солнечное затмение, утренние кровяные зори… Несмотря на то, что русские войска дважды ослушиваются того, что намного мудрее и старше всего рода человеческого, природа все же не карает князя Игоря за непослушание, а помогает его побегу.
    Природные богатства нашей необъятной Родины в полной мере нашли свое отражение в замечательном произведении древнерусской литературы – «Слове о полку Игореве». Описание обширных природных просторов раскрывает полноту и мощь, красоту и щедрость русской души, способность к сопереживанию и сочувствию, а также стремление во что бы то ни стало освободить родную землю от посягательств врагов.

  3. (На иллюстрации картина В. М. Назарук “Затмение (Слово о полку Игореве)” 1985г.)
    Многие писатели, поэты, художники и скульпторы описывают в своих произведениях природу. Зачастую, это изображение красивых пейзажей, описание закатов и рассветов, любование природными красотами и прочее. Но в повествовании «Слово о полку Игореве» природа является одним из основных участников всех событий, и ее по праву можно назвать главным действующим лицом поэмы, а автора «Слова» – исключительным знатоком русской природы.
    Природа стала прямым соучастником в побеге Игоря, поскольку длительное время главный герой скрывался на заросшем побережье «серебряного» Донца, где жители этого ж побережья (гоголи и чайки) предупреждали Игоря своим криком и беспокойным поведением о приближении погони. Автор весьма правдиво описал берег Донца, назвав его серебряным, ведь воды реки, разрезая меловые горы, несут большое количество мела, который позже оседает на берегу и блестит, как серебро. Еще одними помощниками Игоря были дятлы, которые своим стуком указывали герою, где находится вода.
    Несмотря на то, что в поэме практически не встречаются пейзажи, читатель всегда имеет возможность вполне детально представить, на каком фоне происходят события, поскольку природа в данном контексте является непосредственным активным участником событий. Она сопереживает русскому народу, предупреждая их об опасности, способствует побегу Игоря, затемнением солнца предупреждает его о провале перед походом, грозой пытается остановить его на пути к гибели. Стоит отметить и тот момент, где вместе с падением русских пала духом и природа – поникла трава, деревья наклонились низко к земле и с них, как слезы, посыпалась листва.

  4. (292 слова)
    Природа всегда занимала и занимает важное место в литературном творчестве. В одних произведениях она является всего лишь объектом созерцания или декорацией для основного действия. Другие писатели через неё показывают читателям внутренний мир своих героев — их душевное состояние, переживания и страхи. А в «Слове о полку Игореве» природа является одним из действующих лиц и играет особенную роль, оказывая значительное влияние на сюжет.
    Образ природы в «Слове о полку Игореве» подаёт свой голос уже в самом начале повествования. Когда князь уже готов выдвинуться со своей дружиной в поход на половцев, происходит солнечное затмение -вестник ужасных событий. Пока игорево войско двигается на встречу со своими союзниками, вокруг него бушует ветер, шумят деревья, кричат птицы и впадают в возбуждение дикие звери. Сам воздух пронизан тревогой. Природа пытается предостеречь Игоря от его авантюры, спасти жизни людей и вернуть их домой, но, к сожалению, главный герой оказывается глух к знакам. В последней битве княжеской дружины солнце меркнет, весь небосвод заволакивают тучи, и русские войны остаются в кромешной тьме. Так автор показывает обречённость солдат, оставленных даже солнечным светом. После разгрома войска Игоря природа впадает в уныние, горюя о погибших и взятых в плен. Она скорбит вместе с княжной Ярославной и от их горя чернеют цветы, чахнет трава и пригибаются к земле деревья. Природа предстаёт, как безутешная мать, потерявшая своих сыновей в бессмысленной битве. Когда же Игорь бежит из плена, природа помогает ему вернуться домой. Автор дает ей такое описание: в ночь побега стоит глубокая тишина, ни птицы, ни звери не выдают присутствия беглеца, даже дятлы помогают герою, своим стуком указывая ему дорогу домой. С возвращением Игоря в родные края выглядывает солнце, природа-мать с радостью наблюдает за возвращением сына в отчий дом.

  5. В «Слове о полку Игореве» автор наделяет своими чувствами и природу. Природа отзывается на всё происходящее, сочувствует русским и ненавидит половцев, которые олицетворяют зло, посягнувшее на русскую землю. Это слияние автора и Природы усиливает значительность и драматизм происходящего. Когда Игорь выступает в поход, то сама природа предупреждает его:
    «солнце ему тьмою путь загораживало; ночь, стонущи ему грозою, птиц пробудила, свист звериный встал».
    А див (божество восточных народов)
    «кличет на вершине дерева, велит прислушаться земле незнаемой, Волге и Поморию, и посулию, и Сурожу, и Карсуню, и тебе, Тмутораканский идол»,
    т.е. предупреждает половцев о походе русских, которые затем «побежали к Дону великому» навстречу войскам Игоря. А Игорь ведет к Дону воинов несмотря на грозные предзнаменования. По пятам за войском идут хищники, ожидающие гибели русских, что уже одно является дурным знаком. Далее автор «Слова» сравнивает Олеговичей с соколами, а половцев – с черными воронами.
    «Спозаранку в пятницу» воины Игоря рассеяли передовые отряды половцев, и, пока русские отдыхали после битвы, половцы стянули свои войска навстречу Игорю. И природа субботним утром предчувствует беду: «кровавые зори», «черные тучи с моря идут, хотят прикрыть четыре солнца» (т.е. князей), «быть грому великому»! «Земля гудит, реки мутно текут, пыль поля прикрывает» – эти слова могут означать и описание битвы, и горе природы. После битвы плачет и тоскует Русская земля по погибшим в бою ратникам: «тоска разлилась по Русской земле, печаль обильная текла посреди земли русской», «никнет трава от жалости, а дерево с тоской к земле приклонилось». Ярославна в своем плаче разговаривает с ветром, солнцем и рекой, как с живыми, и молит их вернуть ей мужа. Как бы в ответ на мольбу Ярославны «Бог путь указывает» Игорю на русскую землю, и опять же с помощью природных явлений: «прыснуло море в полуночи, идут смерти тучами». При бегстве Игорь пользуется образами различных животных: горностай, гоголь, серый волк, сокол. В разговоре Игоря с Донцом описывается, как природа (в лице Донца) покровительствовала князю: «лелеял князя на волнах, постилал ему зеленую траву на серебряных берегах, одевал его теплыми туманами под сенью зеленого дерева; ты стерег его гоголем на воде, чайками на струях, чернядями на ветрах». В то же время, когда едут Гзак с Кончаком, «вороны не граяли, галки примолкли, сороки не стрекотали, только полозы ползали». Природа помогла Игорю сбежать и укрыла его от преследователей.
    Природа в «Слове» в отраженном виде показывает все переживания и чувства автора, помогает ему выразить свои чувства так, чтобы этими чувствами было пропитано все «Слово».

  6. В событиях «Слова о полку Игореве» большую роль играет природа. Автор делает ее живым существом, способным страдать и радоваться вместе с героями поэмы, оценивать их поступки. Вся природа, описанная человеком, принимавшим участие в бою против половцев, проникнута любовью к родине. Именно поэтому природа в этом произведении помогает героям, борющимся не за свое личное счастье, а за счастье своей родины.
    Когда князь Игорь выступает в поход на половцев, природа как-будто старается удержать его, предупредить об опасности. Об этом свидетельствуют: затмение солнца, крик филина.
    С природой связан также образ жены Игоря – Ярославны. Тоскуя по Игорю, тревожась за его войско, она обращается в своих мольбах к природе (ветру, Днепру, солнцу).
    Природа страдает вместе с матерью убитого князя Ростислава, горюющей о сыне:
    «Цветы почернели от скорби!
    Дерево в тоске к земле припало!»
    Природа помогает и князю Игорю бежать из плена. Она укрывает его от преследователей, и он благополучно возвращается домой.
    С природой неразрывно связан каждый образ «Cлова о полку Игореве». Человек, написавший поэму, хорошо знал природу и связывал с ней не только жизнь людей в целом, но и события, происходившие с ними.

  7. Автор: Евгения Кошечкина
    В событиях «Слова о полку Игореве» большую роль играет природа. Автор делает ее живым существом, способным страдать и радоваться вместе с героями поэмы, оценивать их поступки. Вся природа, описанная человеком, принимавшим участие в бою против половцев, проникнута любовью к родине. Именно поэтому природа в этом произведении помогает героям, борющимся не за свое личное счастье, а за счастье своей родины.
    Когда князь Игорь выступает в поход на половцев, природа как-будто старается удержать его, предупредить об опасности. Об этом свидетельствуют: затмение солнца, крик филина.
    С природой связан также образ жены Игоря – Ярославны. Тоскуя по Игорю, тревожась за его войско, она обращается в своих мольбах к природе (ветру, Днепру, солнцу).
    Природа страдает вместе с матерью убитого князя Ростислава, горюющей о сыне:
    «Цветы почернели от скорби!
    Дерево в тоске к земле припало!»
    Природа помогает и князю Игорю бежать из плена. Она укрывает его от преследователей, и он благополучно возвращается домой.
    С природой неразрывно связан каждый образ «Cлова о полку Игореве». Человек, написавший поэму, хорошо знал природу и связывал с ней не только жизнь людей в целом, но и события, происходившие с ними.

  8. Природа всегда была частью произведений, ее описания добавляют красок произведению, привносят особый колорит, особую атмосферу. Но в “Слове о полку Игореве” она играет особую и очень значимую роль. С помощью описания природы автор произведения передает свое отношение к происходящему, свои чувства. Природа выступает в качестве самостоятельного героя, который пусть и не наделен равными правами с главными персонажами, но имеет свою особую роль.
    Природа в “Слове о полку Игореве” наделена сознанием и чувствами. Природа способна скорбеть и ликовать, она выражает свое согласие или неодобрение. Описывая поход Игоря, который будет иметь трагические последствия, автор позволяет природе, образно говоря, высказать свое мнение по поводу самонадеянности князя. Природа предупреждает его о том, что его решение может обернуться неудачей. Происходит солнечное затмение, которое предвещает большую беду. Игорь игнорирует предупреждение и отправляется в путь.
    Природа тревожится, предчувствуя, что войско князя потерпит поражение.
    Предупреждения пустыми и беспочвенными не оказались. Хотя поначалу казалось, что поход был успешным, в итоге войско Игоря было разбито. Пали храбрые и сильные воины. Кровавый рассвет пытался предупредить князя, но тот остался глух к тревожному зову природы. Игорь оказался в плену. Вся природа наполнилась горечью, небо помрачнело. Степь наполнилась жалостью, а деревья печально приклонили ветви.
    В это время народ скорбит. Скорбит и супруга Игоря Ярославна, не зная о судьбе мужа. Она с тоской взывает к природе, умоляя ее оказать помощь и поддержку. Ярославна упрекает природу, но и возлагает на нее надежду. Взывая к ветру, она говорит, что тот развеял ее радость. Обращается к солнцу, спрашивая, почему оно отвернулось от князя. Разговаривает с Днепром.
    Природа едина в скорби с Ярославной и со всем русскими женщинами, плачущими по своим мужьям и сыновьям. Как мать она скорбит о своих потерянных сыновьях.
    Окутанный печалью и мраком народ, однако, получает возможность увидеть луч света. У князя Игоря появляется возможность бежать и вернуться в родную землю. И на этом этапе повествования природа не отступает на задний план. Она по-прежнему принимает участие в событиях, помогая князю бежать и содействуя ему. Природа возрождается и ликует, приветствуя князя.
    Роль природы в произведении “Слово о полку Игореве” поистине значительна. Она является олицетворением чувств автора и всего русского народа.

  9. «Слово о полку Игореве» – уникальный памятник древнерусской литературы, соединивший в себе традиции фольклора и авторской литературы. Действенная роль автора в этом произведении несомненна – он проявляет себя с первых строк «Слова», беседует с читателями, объясняя им, где он будет следовать традиции, а где – идти своим, новаторским, путем.
    Одно несомненно – автор сохраняет и всячески подчеркивает связь героев своего произведения с родной землей, с Русью. Эта фольклорная традиция помогает неизвестному автору выделить главную мысль «Слова» – патриотическую идею, мысль о любви к родине, необходимости заботиться о ее благе.
    Практически с первых строк «Слова» автор показывает участие природы в жизни героев. Силы земли русской на протяжении всего похода влияют на князя Игоря и его дружину. Так, задумав поход против половцев, Игорь обращает свой взор на солнце, а призывая дружину выступить в поход, он торопит их увидеть «синего Дону». Эта река, таким образом, становится в «Слове» символом Руси: «Сядем же, други, на борзых коней Да посмотрим синего Дона!» И далее, говоря о своих намерениях, Игорь подчеркивает: «Хочу положить свою голову Или выпить шеломом из Дона».
    Но русская природа, предчувствуя поражение Игоря и страшные последствия его похода, всячески стремится остановить самоуверенного князя:
    Солнце дорогу ему тьмой заступило;
    Ночь, грозою шумя на него, птиц пробудила…
    Все силы земли русской пытаются сказать князю, что поход его будет страшен. Однако Игорь, стремясь к славе, никого и ничего не хочет слышать:
    Уже беда его птиц скликает,
    И волки угрозою воют по оврагам,
    Клектом орлы на кости зверей зовут,
    Лисицы брешут на червленые щиты…
    Слова автора «О Русская земля! Уж ты за горами Далеко!» становятся рефреном произведения. Они напоминают о том, что князья в первую очередь должны думать о благе своей родины, о том, что поход Игоря принесет его земле лишь разорение, подчеркивают страшные итоги битвы с половцами.
    Природа является предзнаменованием поражения Игоря и его дружины. В день, когда половцы одержат победу, «…кровавые зори свет поведают; Черные тучи с моря идут…»
    Природа – активный участник всего, что происходит на русской земле. Так, она участник и битвы с половцами:
    Земля гремит,
    Реки текут мутно,
    Прахи поля покрывают,
    Стяги глаголют!
    Но помочь Игорю даже природа не в состоянии – слишком непродуманным и неправедным был его поход. Она лишь, словно родная мать, способна поплакать о погибших славных воинах, пожалеть о том, что сильные и молодые русичи бесславно сложили свои головы, о том, что страшные времена пришли теперь на Русь: «Поникает трава от жалости, А древо печалию К земле преклонилось. Уже невеселое, братья, время настало; Уже пустыня силу прикрыла!»
    Но все-таки именно природа помогает князю Игорю выбраться из плена и вернуться домой. Благодаря любящей Ярославне, по языческим законам молившей о помощи все силы природы (солнце, ветер, Днепр), Игорю удается бежать. Туман, ветер, трава, Донец – сам Бог указывал князю правильный путь:
    Игорю-князю бог путь указывает
    Из земли Половецкой в Русскую землю,
    К златому престолу отцовскому.
    Автор показывает нам, что, несмотря ни на что, русская земля любит и прощает своего «блудного сына». Игорь – русский князь, поэтому сама природа помогает вернуться ему домой, «под крыло отца» – князя Святослава Киевского. И когда герою это удается, то на земле русской, несмотря на ее разорения, наступает праздник: «Солнце светит на небе – Игорь-князь в Русской земле!»
    Таким образом, судьба героев «Слова» неотделима, тесно связана с русской природой, с самой Русью. Автор показывает, что родина всячески помогает своим сынам. Она, будто любящая мать, всегда прощает их, желает своим детям лишь добра. Но и те, в свою очередь, должны думать о благе русской земли. Автор «Слова» призывает князей к объединению, к действенной заботе о Руси, об ответственности и «дальномыслии» по отношению к своей «главной матери».

  10. “Слово о полку Игореве”, ценнейший по своему художественному значению памятник древнерусской литературы, отличает своеобразие и целый ряд характерных особенностей, резко выделяющих его из ряда современных ему летописных памятников.
    Принимая концепцию, согласно которой “золотое слово” Святослава является идеологически центральным моментом всего повествования; концепцию, трактующую “Слово” как произведение агитационное; ряд особенностей можно объяснить именно некоторой спецификой назначения.
    Не скованный рамками летописных канонов, предписывающих максимально-точную передачу хронологической и фактической сути событий, автор “Слова” получил неограниченный простор для буйного полёта творческой мысли; объявив ведение песни “по былинам сего времени, а не по замышленiю Бояню” он по сути следует именно вторым путём. Так текст не только прошит лирическими зарисовками, несущими не столько фактическую, сколько эмоциональную нагрузку, не только изобилует красочными сравнениями и метафорами – на протяжении него автор не раз жертвует событийной и хронологической достоверностью, (а иногда даже относится мыслью к прошлому княжеских побед и поражений, что было нехарактерно для обычных летописных списков) для достижения наибольшего психологического воздействия.
    В поисках ответа на вопрос о том, кто же был человек, воспевший поход Игоря и способствовавший Святославу в деле сплочения князей русских для решительного похода на половцев, большинство исследователей сходятся на том, что он принадлежал дружине князя киевского Святослава, либо – дружине Игоря, князя Новгород-Северского; хотя часть исследователей допускали галицко-волынское происхождение автора “Слова”.
    Но родился ли он в Киеве, Новгород-Северском или Галицко-Волынском княжестве, был ли дружинником или междукняжеским поэтом, остаётся несомненной как приближенность его к придворным княжеским кругам, так и тесная, неразрывная связь с народным началом. Впрочем, ничего странного в этом не было, так как выходцы из крестьян и холопов нередко попадали не только в младшую, но даже в старшую дружину. Эта связь с народом проявляется и в определённо сильном влиянии, которое оказала на поэта устная словесность (влияние это представляется большим, чем литературы книжной), и в анимистической системе мироощущения, восприятия природы, духом которой проникнуто всё “Слово”.
    Профессор Н. К. Гудзий отмечал, что в “Слове” “больше, чем в любом другом русском памятнике присутствуют элементы языческой мифологии”. И действительно, сама природа является в произведении активно действующим лицом; присутствуют старые языческие боги – Велес, Даждь-Бог, Стрибог, Хорс; появляются мифические Див, Обида с “лебедиными крылы”, Карна и Жля. Но, принимая во внимание время, когда жил автор “Слова” и его приближенность к околокняжеским кругам, нет оснований считать, что он не был связан с христианством (подтверждения этому находятся и в тексте: вспомним хоть заключительное “аминь”). Следует учитывать так же, что в те времена ещё очень живо было двоеверие, поэтизировавшее природу, языческая основа которого особенно сильно чувствовалось в народном, массовом восприятии мира.
    Почему же безымянный автор обращается в основном к языческим, а не христианским связям? На это существует ряд оснований.
    Во-первых, это уже оговоренное выше влияния литературы устной, т.е. народной, которой языческое начало было исконно ближе.
    Во-вторых, зная, что именно на устоявшуюся языческую основу, веками жившую на Руси, было привнесено, причём насильственно, христианство, встречавшее активный отпор, после обусловившей двоеверие; нам кажется справедливым предположить, что поскольку два столетия новой веры (недолгий срок для несколько медлительного и упрямого русского менталитета) не могли в корне изжить взлелеянное столетьями, автор “Слова” мог, исходя из специфики своих задач, резонно рассчитывать – сознательно или интуитивно – что скорей найдёт отклик, апеллируя к глубинным, устойчивым понятиям, которые живы исконной, “генетической” памятью предков в душе каждого русского человека – независимо от того, князь он или простой крестьянин.
    Оставив, впрочем, этот фактор на правах догадки, обратимся к третьему, наиболее, на наш взгляд, значимому. Решающую роль, по-видимому, сыграло то обстоятельство, что внутреннему творческому самоощущению автору “Слова” живое и яркое поэтическое восприятие, свойственное язычеству, было ближе и созвучней холодноватой сдержанности христианства. Здесь любопытно вспомнить Веселовского, который отмечал, что с приходом христианства яркие эпитеты сменяются на полутона (опять же – чем ярче, эмоциональней произведение, тем больше у него шансов произвести сильное впечатление).
    Неудивительно поэтому, что образ природы в “Слове” является доминирующим. В полном соответствии с языческим мироощущением природа в “Слове” — не фон, театр, на котором разворачиваются события, — она органически связана с каждым действующим лицом, одновременно взирая на происходящее и принимая непосредственное в нём участие. Она во всём и всё в ней.
    Природа здесь — не бессловесна, она звучит, говорит в полный голос: “нощь стонущи”, “галици свою ръчь говоряхуть”, “земля тутнетъ”, а Донец обращается к Игорю с речью человеческой.
    Вообще, всё “Слово”, как и сама природа, звучит, поет, звенит на разные голоса: в нём “крычат тълъгы”, “тутнетъ земля”, “трубы трубятъ”, “гримлютъ сабли”, “трещатъ” и “поютъ копiа харалужныя”, “вьются голоси”, а Ярослав с вельможами побеждают не просто так – “звонячи въ прадедною славу”. Именно через образ природы выражает автор сочувствие, сострадание – не столько даже войску Игоря, лично его поражению, сколько всей Русской земле, предчувствуя, чем может обернуться для неё это поражение. Принимая живое участие в людях, природа предстаёт в “Слове” жалеющей и помогающей. Вещим сердцем чуя беду, всячески старается она предупредить Игоря, а когда не внимает он знамению – то и помешать: “солнце ему тъмою путь заступаше; нощь стонущи ему грозою”. Не дремлют и силы враждебные дружине Игоря: “уже во бъды его пасетъ птиць по дубiю; влъци грозу въ срожать по яругамъ; орли клектом на кости звъри зовутъ; лисицы брешутъ на чръленыя щиты”. “О Руская землъ, уже за шеломянемъ еси!” — сокрушается автор: родная земля не дала бы в обиду, защитила бы своих сынов.
    Но вот “падоша стязи Игоревы” и “ничить трава жалощами, а древо с тугою къ земли преклонилось”, так же, как почти век назад “уныша цвъты жалобою, а древо съ тугою къ земли пръклонилося”, когда погиб юный князь Ростислав.
    Единство природы и человека особо подчеркивается упоминанием богов – олицетворенных сил природы – как родственников: Боян назван внуком Велеса, ветры – Стрибожьими внуками, русский народ – Даждь-Божьими внуком. Поэтому необыкновенно органично выглядит то, что причитания Ярославны обращены к стихиям – ветру, солнцу и Днепру, их заклинает она не быть суровыми к её милому. “Възлелъй, господине, мою ладу къ мнъ, абыхъ не слала к нему слез на море рано” — просит она Днепр.
    Гениальный композиционный ход: плач Ярославны стоит не после пленения Игоря, что было бы естественно, а гораздо позже, перед самым его бегством – благодаря этому плач становится магическим заклинанием, вызвавшим самое бегство Игоря.
    И уже “Игореви князю богъ путь кажетъ изъ земли Половецкой на землю Рускую”; снова природа покровительствует князю – “врани не граахуть, галици помлъкоша, сорокы не троскоташа”, чтобы слышал Игорь погоню; дятлы ему “тектомъ путь къ ръцъ кажутъ”, Донец приветствует и “теплыми мъглами” укрывает”.
    Создается впечатление, что персонаж “Слова” — не князь Игорь с дружиной, не брат его, буй-тур Всеволод, даже не Святослав, хотя он и выведен здесь идеальным князем, что было далеко от действительности; главное здесь – сама природа, основной образ которой – русская земля, народ, о которых дума, тревога автора.
    В этом образе воплощена народность, беспокойство судьбой “внука Даждьбожьего”, боль за родную землю, где не так давно “рътко ратаевъ кикахуть, иъ часто врани граяхуть, трупiя себъ дъляче” — что-то будет с ней далее, не отдадут ли ее снова на растерзание – вражеским ли нашествиям, своим ли междоусобицам.
    Естественные же, природные линии просматриваются в богатом наборе художественных средств, используемых автором “Слова”. Излюбленное его средство раскрытия событий и фактов – символическое соответствие. Наступление войск половецких он описывает как идущие с моря “чръныя тучи”, которые “хотятъ прикрыти” четыре солнца, то есть погубить четырех князей; битва сравнивается с посевом: “черна земля под копыты костьми была посеяна, а кровью польяна, тугою взыдоша по Руской земли”, с брчным пиром: “ту кроваваго вина не доста; ту пир докончаша храбрии русичи: сваты напоиша, а сами полегоша за землю Рускую”; Святослав, вспоминая Всеславовы похождения, с молотьбой кровавый бой сравнивая: “На Немизъ снопы стелютъ головами, молотятъ цепи харалужными, на тецъ животъ кладутъ, въютъ душу отъ тъла”. Постоянно используются и более простые символические образы: “копие преломити конець поля половецкаго”, “испити шеломомъ Дону”, “летая умом под облакы”, “Игорь князь высъдъ из седла злата а въ съдло кощiиево”. Неисчислимые метафоры, на которых стоит все “Слово”: беда “пасет птиць по дубию”, “кровавыя зори свътъ повъдаютъ”, князья “сами на себъ крамолу ковати”, “печать жирна тече средь земли Рускыи”.
    Показательны – сплошь из мира природы – и эпитеты; на протяжении “Слова” князья постоянно сравниваются с соколами, “Дремлетъ въ полъ Ольгово хороброе гнъздо. Далече залетъло!” — говорит автор, когда войско отдыхает перед решающей битвой. Боян – “соловiю стараго времени”, Всеволода неизменно величают “буй-тур” или “ярътур”; “акы тури рыкаютъ” храбрая дружина; “Гзакъ бъжитъ сърым вълком”; половчанин поганый – “чръный ворон”. Ярославна “зегзицею рано кычеть”, а Игоро спасается из плена “горнастаемъ”, “белымъ гоголемъ”, “бусымъ влъкомъ” и “соколомъ”.
    Многие употребляемые автором эпитеты заимствованы отчасти из устной, отчасти из книжной поэтической традиции. Так, например, эпитет “борзый”, как и во многих других письменных памятниках, прилагается в “Слове” лишь к коню, причем в устной поэзии не встречается такое сочетание; эпитет же “златой” и всяческие его производные (“златоверхий”, “златокованый” и др. ), во многих сочетаниях, в коих он дан в “Слове”, находит параллели и в устной поэзии.
    Но, хотя “Слово” остается памятником, несомненно отразившим в себе некоторые особенности стиля, предшествовавшей и современной автору литературе, это не дает, однако, оснований обвинять его в отсутствии своего голоса, преувеличивать значение элементов заимствования в “Слове” (как это сделал в своем “Взгляде на “Слово о полку Игореве” В. Ф. Миллер).
    В силу своей уникальности, (при том, что аналогичные литературные памятники безвозвратно для нас утеряны), “Слово о полку Игореве” остается неоценимым достоянием русской литературы и культуры в целом, свидетельствуя о ее высотах, оставленных древней Русью в наследство последующим векам русской поэзии. Нельзя не отметить, что именно народный колорит является основой поэтики, им до последней детали проникнут ценнейший древнерусский литературный памятник.

  11. СЛИЯНИЕ АВТОРА И ПРИРОДЫ В «СЛОВЕ О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ»

    Прекрасным памятником древнерусской ли­тературы является созданное неизвестным авто­ром «Слово о полку Игореве», в котором в ярких аллегорических образах обрисован поход русско­го князя Игоря Святославича против половецких племен. Мы не знакомы с автором поэмы, не зна­ем, кем он был, как оказался свидетелем истори­ческих событий, которые взялся описать. Но в самом произведении нам во всех деталях и тон­костях открывается богатый душевный мир ав­тора. Мы узнаем его из тех образов, которые были созданы его воображением, из взволнованных, эмоциональных восклицаний. Но в первую оче­редь, из того фона, на котором разворачиваются события, с которым духовный мир автора «Сло­ва… » словно бы становится единым и неделимым целым.
    Существенную роль в раскрытии основной идеи произведения, в самом развитии событий, в отражении чувств и мыслей создателя поэмы иг­рает природа. Через образы окружающего мира автор передает все свои переживания, через них он обращается к героям, через них протягивает невидимую нить к нам, читателям. Он превраща­ет природу в живое, мыслящее существо, кото­рое страдает и радуется вместе с героями поэмы, осуждает или одобряет их поступки, предупреж­дает об опасности, выражает скорбь, сочувствие, сожаление. Картины природы, то мрачной, опе­чаленной, то радостной, ликующей, отражают глубокую любовь автора к родной земле, к рус­скому народу.
    В поэме описывается поход русского князя Игоря на половцев. Но главной идеей «Слова…» является все же не повествование об этом похо­де, не описание исторических событий, сраже­ний, побед и поражений. Автор стремился в сво­ем произведении донести до читателей важную мысль — о том, что в одиночку невозможно побе­дить врага, что только объединив усилия, спло­тив свои силы, можно добиться победы. Эту же мысль призвана выразить в поэме и природа. Яркими, насыщенными, кричащими об опасно­сти красками предостерегает она русское войско от роковой ошибки:
    …кровавые зори свет возвещают; черные тучи с моря идут, хотят прикрыть четыре солнца…
    Князь Игорь не обращает внимания на предуп­реждения природы. Ослепленный стремлением к славе, он продолжает вести свою дружину вперед. Но и на протяжении всего дальнейшего пути его сопровождают мрачные, зловещие предзнамено­вания. Мы еще не знаем, что русское войско дол­жно потерпеть поражение, но картины природы уже подготавливают нас к чему-то трагическому и неотвратимому. Хищные звери, жаждущие скорой добычи на поле брани, следуют за войс­ком:
    Уже несчастий его подстерегают птицы
    по дубам; волки грозу поднимают по оврагам; орлы клекотом на кости зверей зовут; лисицы брешут на червленые щиты.
    К образам природы прибегает автор в стрем­лении предотвратить трагедию русской дружи­ны. Когда же войско, не обратившее внимания на предупреждающие знамения, потерпело пораже­ние и было вынуждено отступать, его отступле­ние снова сопровождают печальные картины при­роды. Природа страдает вместе с воинами: дере­вья склоняются до земли от горя; трава поникла от жалости; само поле битвы становится похожим на пашню. Последнее имеет глубоко символич­ный смысл: это противопоставление войны и мир­ного труда, разрушения и созидания, смерти и жизни. Образы-символы природы встречаются на протяжении всего произведения: Игорь оборачи­вается соколом и бьет гусей и лебедей к завтра­ку, обеду и ужину; осуждая необдуманный поход князя, автор восклицает: «О, далеко залетел со­кол, птиц избивая, — к морю…»; Ярославна стре­мится «полететь кукушкою по Дунаю» к своему мужу; во время ночлега укрывает Игоря теплы­ми туманами.

  12. 1. Вступление. Зачем чаще всего изображают природу в художественных произведениях? Вспомните произведения, в которых пейзаж играет важную роль. Какое место занимает природа в «Слове о полку Игореве»? Сколько раз встречаются описания степи? Можно ли предположить, что автор связывал с образом природы какую-то важную для себя идею?
    2. Основная часть.
    1) В каких эпизодах автор рисует степь?
    А) Затмение.
    Б) Мир степи перед битвой и во время сражения. Какие птицы и животные упоминаются автором? Какой смысл имеют эти упоминания?
    В) Природа в плаче Ярославны.
    Г) Изменения в природе после мольбы княгини.
    2) Как соотносится мир природы и человека в «Слове..»? Какими художественными средствами пользуется автор? Приведите примеры сравнений, олицетворений, метафор, инверсий. Что усиливается этими средствами?
    3. Заключение.
    Можно использовать в своей работе материал:
    Природа, как заметил еще Н. К. Гудзий, «не немая, бессловесная, а звучащая и даже говорящая: галки говорят своей речью, Донец разговаривает с Игорем … Обильные и богатые эпитеты и сравнения «Слова…» — сплошь из мира природы. Боян — соловей, Всеволод — Буйтур, поганый половчин — черный ворон. Боян растекается серым волком по земле, сизым орлом под облаками. С серым волком сравниваются также князь, дружина и Кончак. Князья, кроме того, сравниваются с солнцем, с месяцем, с соколами, дружина — с теми же соколами и со стадами галок, Ярославна с кукушкой, Игорь с горностаем, с белым гоголем, Всеслав — с лютым зверем, половцы — с барсовым гнездом»
    Свяжите вывод о роли пейзажа в «Слове о полку Игореве» со строками из стихотворения Ф.И.Тютчева:
    Не то, что мните вы, природа:
    Не слепок, не бездушный лик —
    В ней есть душа, в ней есть свобода,
    В ней есть любовь, в ней есть язык…

  13. «Игорь взглянул на светлое солнце и увидел: тень от него полвойска покрыла», — так начинается повествование о походе Новгород-Северского князя Игоря на половцев.
    Воины выстроились, ожидая приказа двинуться вперёд – и вдруг среди бела дня становится темно, как ночью… Нетрудно догадаться, насколько удручающе могло подействовать такое знамение на дружину.
    Можно сказать, что природа является полноценным героем «Слова о полку Игореве». Солнечное затмение – дурное знак. Оно как будто предупреждает русских воинов о грядущей им опасности. Когда дружина выступает в поход, предостережения продолжаются:
    Солнце ему тьмою путь заграждало,
    ночь стонами грозы птиц пробудила,
    свист звериный поднялся…
    Природа тяжело, как живое существо, переживает поражение Игоря:
    Никнет трава от жалости,
    а древо с тоской к земле приклонилось.
    К силам природы обращается Ярославна, жена Игоря. В своём «Плаче» она умоляет солнце, ветер и Днепр вернуть князя домой. И, словно услышав женщину, силы природы помогают Игорю бежать из плена.
    Дятлы стуком путь кажут к реке,
    да соловьи веселыми песнями
    рассвет возвещают.
    Радостью наполняется всё вокруг, когда князь возвращается на родину. В начале повествования горестно и тревожно звучал рефрен: «О Русская земля, уже ты за холмом!» В финале радостно и оптимистично звучат другие слова: «Солнце светится на небе, а Игорь князь в Русской земле».
    Итак, через глубокое понимание и проникновенное изображение природы родной земли автор «Слова…» проводит идею единства, сочувствия и любви к Руси.
    Автор сочинения — Данила Герасимов

  14. «Слово о полку Игореве» – программное произведение, которое мы «проходили» в седьмом классе. И вот уже в десятом классе, готовясь к конференции, посвящённой Дню славянской письменности, я перечитала книгу и совершенно по-новому открыла её для себя. Поводом для небольшого исследования стали мысли Д. С. Лихачёва, изложенные в комментариях к «Слову »: «Средневековые писатели стремились увидеть за внешним сущностное. Метафоры были для них символами; внутренняя сущность прорывалась через внешнее сходство.
    Когда автор «Слова о полку Игореве» сравнивает Ярославну с кукушкой, он видит в ней не просто птицу, а мать, у которой сын находиться в чужом гнезде – в гнезде Кончака.
    Лебедь в «Слове» – всегда видение предсмертное. И тогда, когда бегущие от русских половецкие телеги кричат по-лебединому. И тогда, когда Дева Обида бьет лебедиными крылами на Синем море – том самом, откуда двигались половецкие полки навстречу Игоревой рати. Ярославна не случайно обращается с мольбой в своем плаче к Солнцу, Ветру и Днепру, то есть к трем из четырех стихий: свету, воздуху, воде. Ей не надо обращаться к Земле, ибо она сама Земля, то есть родина. Земля не может быть враждебной. Солнце же сперва предупреждало Игоря, а потом скрутило жаждою луки Игоревых воинов. Ветер гнал от моря на Русь тучи и подхватывал половецкие стрелы, чтобы донести их до Игоря. Днепр мог бы помочь насадам Святослава достичь места битвы, но не помог.
    И вот в ответ на мольбу Ярославны солнце, предупреждавшее Игоря тьмою, этой же тьмою скрывает бегство Игоря. Ветер смерчами идет от моря на станы половцев. Днепр, главная из русских рек, союзными ему реками помогает Игорю в бегстве на Русскую землю».
    Таким образом, известный академик, лингвист подводит читателя к мысли о том, что в древнерусском тексте у автора какое-то особенное отношение к природе и эта авторская позиция выражается через богатый, ёмкий, образный язык.
    Мне захотелось провести небольшое исследование с целью выяснить, какую роль играют образные средства в создании образов природы.
    Вычитывая текст, мы выбирали цитаты, в которых присутствуют образы природы, и создавали палитру художественных средств, которые помогли художнику-летописцу создать неповторимое по своей красоте, образности произведение.
    Итак, остановимся на тех художественных средствах, которые , по нашим наблюдениям, наиболее часто встречаются в «Слове».
    Олицетворения:
    • «Никнет трава от жалости, и дерево от горя к земле склонилось».
    • «И застонал, братья, Киев от горя, а Чернигов от напастей. Тоска разлилась по Русской земле, печаль обильная течет среди земли Русской».
    • «Солнце ему тьмою путь заграждало; ночь, стонущи ему грозою, птиц пробудила»
    • «Долго наступает ночь. Вечерняя заря свет уронила. Вот и мгла поля покрыла. Наконец и щекот соловьиный уснул; утренний говор галок пробудился».
    • « река Стугна, недоброе течение имеющая, пожрала чужие ручьи и потоки, расширилась к устью, юношу князя Ростислава затворила на дне у темного берега».
    • « кровавые зори свет возвещают; черные тучи с моря идут, хотят прикрыть четыре солнца, а в них трепещут синие молнии. »
    • «Взволновалось море в полночь, идут смерчи тучами. Загремела земля, зашумела трава, шатры половецкие пошатнулись».
    • «О, стонать Русской земле, вспомнив прежние времена и прежних князей!».
    Трава Никнет от жалости; зашумела
    Дерево от горя к земле склонилось
    Земля Загремела; стонет
    Солнце тьмою путь заграждало
    Ночь стонущи ему грозою, птиц пробудила
    Заря свет уронила; свет возвещают;
    Ветер носил князя на волнах, расстилал зеленую траву, укрывал теплыми туманами, стерег
    Тучи с моря идут, хотят прикрыть четыре солнца
    Море Взволновалось
    Мгла поля покрыла
    Река Стугна пожрала чужие ручьи и потоки, юношу князя Ростислава затворила на дне у темного берега
    Щёкот соловьиный уснул
    Говор галок пробудился
    1. Необъятен мир природы в летописи: трава, деревья, земля, солнце, ветер, заря, тучи, море, реки, птицы
    2. Все природные стихии изображены в «Слове о полку Игореве»: небо («солнце светит на небе», «кровавые зори свет возвещают»; ветер («носил князя на волнах, расстилал зеленую траву, укрывал теплыми туманами, стерег»); огонь (солнце, заря); земля («загремела; стонет»).
    3. Природные образы отражают противостояние добра и зла, что соотносится с сюжетом «Слова. »: земля, солнце, ночь, заря, ветер, деревья, трава предупреждают об опасности, ограждают от ошибок, жалеют русичей и стараются помочь Игорю и его воинам, а тучи, мгла, река Стугна, напротив, враждебны героям.
    4. Вся природа в «Слове» одушевлена. Можно предположить, что причина кроется в том, что в летописи отразились языческие верования древних славян.
    5. Анализируя олицетворения как художественные средства, замечаем, что природа в «Слове» всё время в движении: очень много глаголов- действий (загремела, стонет, пробудила, уснул, укрывал, заграждало) и вместе с тем олицетворения передают чувства, состояние, отношение всего природного мира к событиям («никнет от жалости» (трава); «стонет» (земля); «стонущи ему грозою» (ночь); «взволновалось» (море).
    6. Автор летописи мастерски использует повторы: они усиливают трагическое звучание «Слова»: «застонал Киев от горя» – «ночь, стонущи грозою, птиц пробудила» – «О, стонать Русской земле».
    2. 2. Метафоры.
    • «Когда Игорь соколом полетел, тогда Овлур волком побежал, отряхивая студеную росу, ибо загнали они своих борзых коней».
    • «А Игорь-князь бросился горностаем к тростнику и белым гоголем на воду, вскочил на борзого коня и спрыгнул с него проворным волком, и побежал к пойме Донца, и полетел соколом под облаками, побивая гусей и лебедей на завтрак, и на обед, и на ужин».
    • «это ведь два сокола»
    • «Не буря русских соколов занесла через поля широкие; стада половецких галок уже бегут, спасаясь, к Дону великому»
    • «Не был он в обиду порожден ни соколу, ни кречету, ни тебе, черный ворон, поганый половец!»
    • «Если сокол к гнезду летит, молодого сокола мы с тобой расстреляем своими золочеными стрелами!»
    • «Если сокол к гнезду летит, мы с тобой соколика опутаем красною девицею!»
    • «Если мы с тобой его опутаем красною девицею, не будет обоим нам ни соколика, ни красной девицы и будут нас обоих птицы бить в поле Половецком!»
    2. 3. Сравнения
    • «. кричат телеги в полночь, словно лебеди распущенные»
    • «А неверного Кобяка из лукоморья из железных огромных полков половецких как смерч вырвал, и упал Кобяк в граде Киеве, в гриднице Святослава».
    • «На реке на Каяле тьма свет покрыла, по Русской земле разбежались половцы, как выводок гепардов».
    • «Не ваши ли храбрые дружины рычат как туры, раненные саблями каленными в поле неведомом?»
    • «Высоко летаешь ты на подвиги в ярости, как сокол, на ветру распростершись, желая птиц в неистовстве одолеть».
    2. 4. Эпитеты
    • «кровавые зори»
    • «трепещут синие зарницы»
    • «теплою мглою»
    • «на серебряных берегах»
    • «траву подстилал зеленую».
    3. Подведём итоги.
    К природе автор относится как к живому существу, наделяя ее качествами, присущими человеку: она воспринимает окружающий мир, реагирует на происходящие события.
    Природа в произведении выступает как некая высшая сила, которая может предсказывать события и управлять ими. Так, перед выступлением Игоря в поход природа предупреждает русские войска о грозящей им опасности: «Солнце ему тьмою путь заступаше».
    Природа не только отражает происходящие события и свидетельствует об опасности, но и является активным участником событий. К природе с просьбой о помощи обращается Ярославна. Она видит в ней защитницу и помощницу, просит Солнце «светлое и тресветлое», Ветер и Днепр Словутич помочь Игорю бежать из плена. Обращаясь к природе, Ярославна ищет душевного успокоения, хочет развеять свою скорбь. Плач Ярославны – заклинание сил природы, которые она побуждает послужить «милому ладе». Природа активно помогает бежать Игорю из плена. Донец подстилает ему зеленую траву на своих серебряных берегах, он лелеет князя на своих волнах, одевает теплыми туманами под сенью дерев. Во время бегства Игоря «врани не граахуть, сорокы не троскоташа», соловьи поют песни, а дятлы путь показывают. Несмотря на поражение русских войск, Донец прославляет и оправдывает героя: «Княже Игорю! Не мало ти величия, а Кончаку нелюбия, а Русской земли веселиа!» Когда Игорь возвращается из плена, «солнце светится на небесе».
    Изображая природу, автор «Слова о полку Игореве» ярко и поэтично выражает свои мысли и политические взгляды.

  15. «Слово о полку Игореве» является одним из самых значительных произведений древнерусской литературы. В художественной системе «Слова о полку Игореве» образы природы играют огромную роль.
    Природа в «Слове о полку Игореве» выполняет двойную функцию. С одной стороны, она живет самостоятельной жизнью, описывая окружающий героев пейзаж, с другой – выступает средством выражения мыслей и отношения к происходящему автора.
    В описании природы проявляется поэтическое восприятие мира автором. К природе он относится как к живому существу, наделяя ее качествами, присущими человеку: она воспринимает окружающий мир, реагирует на происходящие события. Природа в «Слове о полку Игореве» выступает отдельным героем произведения, является отражением происходящих событий и дает им оценку. Так как образы природы служат своеобразным средством выражения мыслей автора, то она как бы является союзницей и сторонницей русских войск. Природа отражает происходящие события, и в этом отражении мы видим, что она «переживает» за русский народ. После поражения Игоря природа скорбит вместе с ним: «Ничить трава жалощами, а древо с тугою к земли преклонилось».
    Вспомним описание второй битвы. «…Кровавыя зори свет поведают. Чръныя тучи с моря идут… а в них трепещут синии млънии. Быти грому великому!» В этом описании ощущается эмоциональное напряжение, читатель осознает неминуемость поражения. За описанием природы мы читаем мысли автора о том, что поражение неизбежно. Эта точка зрения – результат его политических взглядов, которые состояли в том, что для того чтобы русским войскам победить половцев, нужно объединиться русским князьям, а не действовать в одиночку.
    Природа в произведении выступает как некая высшая сила, которая может предсказывать события и управлять ими. Так, перед выступлением Игоря в поход природа предупреждает русские войска о грозящей им опасности: «Солнце ему тьмою путь заступаше».
    Природа не только отражает происходящие события и свидетельствует об опасности, но и является активным участником событий. К природе с просьбой о помощи обращается Ярославна. Она видит в ней защитницу и помощницу, просит Солнце «светлое и тресветлое», Ветер и Днепр Словутич помочь Игорю бежать из плена. Обращаясь к природе, Ярославна ищет душевного успокоения, хочет развеять свою скорбь. Плач Ярославны – заклинание сил природы, которые она побуждает послужить «милому ладе».
    Природа активно помогает бежать Игорю из плена. Донец подстилает ему зеленую траву на своих серебряных берегах, он лелеет князя на своих волнах, одевает теплыми туманами под сенью дерев. Во время бегства Игоря «врани не граахуть, сорокы не троскоташа», соловьи поют песни, а дятлы путь показывают.
    Несмотря на поражение русских войск, Донец прославляет и оправдывает героя: «Княже Игорю! Не мало ти величия, а Кончаку нелюбия, а Русской земли веселиа!» Когда Игорь возвращается из плена, «солнце светится на небесе».
    Большую роль в описании природы и ее смысловом значении играет символика цвета. Тот или иной цвет, преобладающий в описании данного пейзажа, несет в себе определенную психологическую нагрузку. Восприятие цвета как символа вообще характерно для эпохи Средневековья. Это очень ярко проявлялось в иконописи и также отразилось в литературе. Черный цвет используется для описания трагических событий, так как он является проявлением зла, символизирует мрак. Синий – небесный цвет, олицетворяющий высшие силы.
    Черные молнии и синие тучи в небесах говорят о грядущем мраке и безысходности положения Игоря, синий здесь выступает как знак свыше. Красный цвет символизирует кровь, страдания, поэтому используется в описании образов природы во время битвы и после поражения. Зеленый – цвет успокоения, серебристый символизирует свет и радость.
    Поэтому эти цвета применяются автором в описании побега Игоря из плена.
    Изображая природу, автор «Слова о полку Игореве» ярко и поэтично выражает свои мысли и политические взгляды. Когда князь решает самостоятельно выступить в поход, природа дает отрицательную оценку этому решению и становится на сторону врагов, когда же Игорь бежит из плена, чтобы, раскаявшись, «принести повинную голову» Святославу в Киев, природа помогает ему и радостно приветствует по прибытии в Киев.
    ?

  16. “Слово о полку Игореве” было написано в XII в. Это произведение посвящено неудачному походу князя Игоря против половцев, взятию его в плен и возвращению на родину. “Слово о полку Игореве” проникнуто истинным патриотизмом, искренней любовью к своему отечеству. Вот почему в произведении значительное место занимает образ Русской земли.
    Любовью к Родине проникнуто все произведение. Глубокой человечностью веет от описания пейзажа опустелой пашни. Печальные картины заброшенной нивы, на которой вместо пахаря одни только вороны, воспринимаются как своеобразный плач автора о русском народе. Необыкновенная чуткость автора, его большое сердце не могли не привлечь его внимания к народному горю. Его чувства целиком подчинены всепроникающей любви к родной ему Русской земле. Именно она и является главным героем произведения. И именно эта любовь к Родине, к русским людям до предела усилила его чувства, сделала их сложными, обострила его слух, зрение, его поэтическое воображение. Именно любовь к родине стала его истинным вдохновителем.
    Любовь к родине раскрыла автору скорбные переживания Ярославны, наполнила его сердце горем о погибших русских воинах. Любовь к Родине помогла автору проникнуть в думы воинов, переступить границу Русской земли. Любовь к Родине помогла ему ощутить тревогу мучительно долгой ночи накануне сражения.
    В основе гениальной наблюдательности автора “Слова”, в основе силы его человеческих чувств лежит его любовь к родной страдающей земле. Любовь к Родине водила его пером и определяла глубокую народность и патриотизм “Слова о полку Игореве”.
    Русская земля неразрывно связана для автора с русской природой. Ветер, солнце, грозовые тучи, вечерние зори и утренние восходы, море, овраги, реки составляют тот необычайно широкий фон, на котором развертывается действие “Слова”, передают ощущение широких просторов родины. Пределы пейзажа как бы раздвинуты и позволяют увидеть не участок природы, в целую страну.
    Этот широкий пейзаж особенно четко выступает в плаче Ярославны. Ярославна обращается к ветру, веющему под облаками, лелеющему корабли на синем море, к Днепру, способному пробить каменные горы, к солнцу, которое для всех тепло и прекрасно, а в степи простерло свои жгучие лучи на русских воинов.
    При этом русская природа не выключена из событий истории. Пейзаж “Слова о полку Игореве” тесно связан с человеком. Русская природа принимает участие в радостях и печалях русского народа. Чем шире охватывает автор Русскую землю, тем конкретнее и жизненнее становится ее образ, в котором оживают реки, вступающие в беседы и Игорем, наделяются человеческим разумом звери и птицы. Ощущение простора, присутствующее в “Слове”, усиливается многообразными образами соколиной охоты, участием в действии птиц, совершающих большие перелеты (гусей, гоголей, ворон, кукушек, лебедей).
    Это объединение всей Русской земли в единый конкретный, живой и волнующий образ является одним из самых существенных элементов призыва автора к единению. Призыв к единению естественно вытекает из этого центрального образа “Слова” – образа единой, прекрасной и страдающей Родины. Этот образ вызывает сочувствие к Русской земле, возбуждает любовь к ее природе, гордость ее историческим прошлым и сознание заложенных в ней непреоборимых сил.
    Призыв к единению перед лицом внешней опасности пронизывает собою все “Слово” от начала и до конца. Необходимость этого единения автор доказывает на примере неудачного похода князя Игоря. Игорь терпит поражение именно потому, что идет в поход один.
    Призывом к единению служит и центральный образ “Слова” – образ Русской земли. Одно перечисление упоминаемых в “Слове” русских городов составляет довольно точное представление об обширных пределах Русской земли: Киев, Чернигов, Полоцк, Новгород Великий, Тмутаракань, Курск, Путивль и другие города.
    “Слово о полку Игореве” полно сильных и волнующих чувств по отношению к Русской земле. Произведение полно истинного патриотизма и чувства сострадания к несчастной, растерзанной междоусобицами Родине. Высокие чувства автора к родной стране передаются и современному читателю, открывшему для себя это великое произведение.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *