Сочинение на тему образ лизы

9 вариантов

  1. Образ главной героини настолько яркий, душевный и сентиментальный, что его помнят все читатели. Так как, кроме того, что она главная героиня, еще ей предначертана трудная судьба. Родилась Лиза в семье простых крестьян, и вот на примере ее, автор хочет показать отношение богатых людей к простым крестьянам.
    Очень важным фактом данного произведения является то, что героиня именно крестьянка, а не благородных дворянских кровей. Карамзин точно и открыто рисует жизнь простых людей, особенности их жизни и все горести.
    Лиза жила в семье поместного крестьянина, семья жила в среднем достатке, но когда ее отец умер. Девушке приходиться работать, так как ее мать не может работать из-за болезни. Лиза вяжет, шьет, продает цветы. По характеру, это абсолютно бескорыстная, чистая помыслами и делами девушка.
    Однажды она встречает дворянина Эраста, которому очень понравилась крестьянка. Вот именно она ему и приглянулась из всех, но Лиза сразу просто продала ему цветы, и ни о чем таком даже не подумала.
    На примере Лизы, Карамзин первым из всех писателей создал образ крестьянки, которая умеет любить. Кроме этого именно эта героиня стала примером свободы выбора, ведь в 18 веке, нельзя было любить того кто нравиться, выходить замуж нужно было за того человека, которого предложат родители.
    Бедная Лиза, это первая героиня повести, которая смогла полюбить свободно того, кто ей понравился, а не того человека, что ей предлагали по правилам нравственных устоев. Но автор в своей героине создает только светлые и чистые чувства, он ее жалеет, и в то же время ему нравиться его героиня.
    Лиза видит себя не просто любимой девушкой Эраста, она  мечтает о том, что любимый на ней жениться. Она думает, что станет женой Эраста, поэтому в своей любви не видит ничего плохого. Лиза верит своему любимому и даже не думает, что он может ее предать. Но вскоре становиться известно о том, что Эраст уходит на войну. Хотя как оказывается, это отговорка и он просто не желает встречаться больше с крестьянкой.
    Он решает жениться на богатой наследнице, а Лизе ничего об этом не говорит. После того как Лиза узнает правду, она не может понять как такое могло произойти, она просто не верит своим ушам. Но когда понимает, что это правда, от боли не знает, куда ей деваться, ведь предательство любимого разрывает ее душу и сердце на куски.
    В итоге девушка бежит, куда глаза глядят, оказывается на берегу водоема и бросается в него. Так закончилась жизнь бедной Лизы, она не смогла пережить предательство любимого человека. Именно образ Лизы показал всем читателям, что может любить простая девушка крестьянка, как чисты ее помыслы и чувства.
    На основе данного произведения многие авторы, стали писать рассказы и повести, в которых главными героинями стали простые девушки. На их примере показано отношение дворянства к простолюдинам, и чистая и искренняя любовь простой девушки.

  2. С первых страниц повести читатель начинает симпатизировать главной героине. Она молода, красив, скромна и имеет большое сердце. Девушка привыкла работать:шьет, ткет, собирает ягоды и цветы, а потом продает их в городе. Она заботится о своей пожилой матушке, ни в чем ее не упрекает, а, наоборот, говорит, что пришло ее время ухаживать за мамой: «… ты кормила меня своею грудью и ходила за мною, когда я была ребенком; теперь пришла моя очередь ходить за тобою…»
    Лиза – крестьянка. Она необразованна, но привыкла к тяжелому труду. Случайная встреча с дворянином Эрастом определила всю ее судьбу. Несмотря на принадлежность к разным сословиям молодые люди влюбляются друг в друга. Эраста поразила не только ее внешность, но и внутренняя красота. Когда он предлагает ей за цветы денег больше, чем положено, она отказывается, мотивируя это тем, что ей не нужного чужого.
    Однако любовь героев не выдерживает внешних факторов. Пока девушка ждет своего возлюбленного и льет о нем слезы, Эраст транжирит свое состояние и остается ни с чем. В результате он решает жениться на богатой вдове, тем самым предав чувства бедной девушки, безумно влюбленной в него. Лишь в этом человеке она видела свое счастье: «…она, совершенно ему отдавшись, им только жила и дышала, во всем, как агнец, повиновалась его воле и в удовольствии его полагала свое счастие…»
    Не выдержав предательства, Лиза больше не видит смысла своего существования. Повесть заканчивается очень грустно, молодая, еще не видевшая жизни девушка, топится в пруду.

  3. Произведение Н.М.Карамзина «Бедная Лиза» – это классика литературы, посвящённой чувствам и взаимоотношениям людей. Именно в этой повести автор ставит вопрос о любви, любви чистой и непорочной.
    Конечно, в наше время, когда понятие смерти и утраты не столь далеко для нас, и самоубийством никого не увидишь, «Бедная Лиза» кажется произведением наивным, не соответствующим жестокой действительности, чувства героев – слишком натянутыми, а вся повесть чересчур сентиментальной. Но «Бедная Лиза» навсегда останется настоящей кладезю для тем и дискуссий. Поднимаемые в произведении вопросы актуальны и по сей день, поэтому мы просто обязаны прочитать данную повесть, чтобы найти ответы на многие вопросы.
    Впервые имя Лизы появляется в самом названии повести. Уже в этот момент мы понимаем, что именно женский образ станет в произведении главным. Кроме того, из названия мы можем уловить отношение автора к Лизе: он называет ее «бедной».
    В последующие разы мы встречаем Лизу в воспоминаниях автора. Бедная, любезная, несчастная. Огромное количество эпитетов рассказчик, а он же автор, даёт девушке, описывая её образ. С моей точки зрения Карамзин жалеет Лизу, любит её и восхищается ею же. Почему?
    Ответ иронично прост. Лиза – идеал, ангел непорочности, святыня труда и терпения. Она прекрасна, желанна и неправдоподобно идеальна. Героиня не заслуживает той участи, что получила и потому возникает это чувство невыносимой тоски и жалости.
    К слову, в литературе с древнейших времён всегда был образ «той самой». Идеальной, непорочной, желанной. Приведу в пример мифическую Ио – несчастную любовницу Зевса. Невинное создание, осквернённое богом, и обречённое на вечные страдания. Но Карамзин данным произведением заявил литературному сообществу о том, что эстетика любви, болезненной и несчастной, присуща не только божественным героям.
    В заключение хочется сказать, что повесть Карамзина «Бедная Лиза» – это тот пример классики литературы, который должен прочесть каждый. Поднятая в данном произведении тема любви и её аспектов проста в изъяснении, но до боли точна и правдива.

  4. Повесть Николая Михайловича Карамзина «Бедная Лиза» по праву считается вершиной русской прозы сентиментализма. Прозы, поставившей во главу угла жизнь сердца и проявление человеческих чувств.
    Быть может, в наши дни, когда жизненные ценности смещены, агрессией, предательством и убийством уже никого не увидишь, «Бедная Лиза» кому-то покажется произведением наивным, далеким от правды жизни, чувства героев –неправдоподобными, а вся повесть отдающей сладким, приторным вкусом излишней сентиментальности. Но «Бедная Лиза», написанная Карамзиным в 1792 году, навсегда останется важнейшей ступенью, вехой в истории русской литературы. Эта повесть – неисчерпаемый источник тем, идей и образов для всех последующих русских авторов.
    В этом сочинении мне хочется остановиться на образе Лизы и на той роли, которую этот образ сыграл для всей русской литературы.
    В повести несколько действующих лиц: крестьянка Лиза, ее мать, дворянин Эраст и рассказчик. Стержнем сюжета является история любви между Эрастом и Лизой. Историй, в которых мужчина соблазняет, а потом бросает девушку, в литературе много. Но особенность истории Лизы и Эраста в том, что именно такая расстановка сил в России восемнадцатого века была наиболее обычной: барин, помещик, дворянин, пользуясь своим положением, без зазрения совести, без наказания, а, главное, без осуждения общества, совращает девушку, которая находится ниже его по социальному статусу.
    В первый раз имя Лизы появляется в названии повести. Уже на этом этапе мы можем понять, что именно женский образ станет в произведении главным. Кроме того, из названия мы можем уловить отношение автора к Лизе: он называет ее «бедной».
    Во второй раз мы встречаемся с Лизой в воспоминаниях рассказчика: «всего чаще привлекает меня к стенам Си…нова монастыря воспоминание о плачевной судьбе Лизы, бедной Лизы». Судя по эпитетам, которые употребляет рассказчик, говоря про Лизу, («прекрасная», «любезная») – читателю может показаться, что рассказчик был человеком, влюбленным в Лизу, и только дочитав историю до конца, мы понимаем, что он просто жалеет бедную девушку. Вообще, рассказчик в повести является выразителем авторского отношения, а Карамзин любит свою героиню. За что же?
    Лиза – крестьянка, она живет в хижине «со старушкою, матерью своею». Лизин отец, «зажиточный поселянин» умер, поэтому «его жена и дочь обедняли» и «принуждены были отдать свою землю внаем, и за весьма небольшие деньги». Мать ее не могла работать, и «Лиза, которая осталась после отца пятнадцати лет, – одна Лиза, не щадя своей нежной молодости, не щадя редкой красоты своей, трудилась день и ночь – ткала холсты, вязала чулки, весною рвала цветы, а летом брала ягоды – и продавала их в Москве». Мы еще не знакомы с героиней, но уже понимаем, что она трудолюбива, готова на жертвы ради своих близких.
    Постепенно, шаг за шагом, Карамзин открывает нам глубокую и удивительно чистую душу главной героини. У нее очень мягкое и чувствительное сердце: «часто нежная Лиза не могла удержать собственных слез своих – ах! она помнила, что у нее был отец и что его не стало, но для успокоения матери старалась таить печаль сердца своего и казаться покойною и веселою». Она очень застенчива и робка. При первой встрече с Эрастом Лиза постоянно заливается краской смущения: «Она показала ему цветы – и закраснелась».
    Главная героиня повести предельно честна. Ее честность по отношению к другим людям проявляется в эпизоде с покупкой цветов: когда Эраст предлагает Лизе рубль вместо пяти копеек, она отвечает, что ей «не надобно лишнего». Кроме того, героиня до смешного наивна: она запросто сообщает, где находится ее дом первому встречному понравившемуся ей человеку.
    При описании главной героини внимание привлекает ее речевая характеристика. Именно по этому признаку можно сказать, что образ Лизы как представительницы своего сословия не проработан достаточно четко. Ее речь выдает в ней не крестьянку, живущую своим тяжелым трудом, а, скорее, воздушную барышню из высшего общества. «Если бы тот, кто занимает теперь мысли мои рожден был простым крестьянином, пастухом, – и если бы он теперь мимо меня гнал стадо свое; ах! я поклонилась бы ему с улыбкою и сказала бы приветливо: «Здравствуй, любезный пастушок! Куда гонишь ты стадо свое?» И здесь растет зеленая трава для овец твоих, и здесь алеют цветы, из которых можно сплести венок для шляпы твоей». Но, несмотря на это, именно образ Лизы стал первым в русской литературе образом женщины из народа. В этой, прогрессивной для XVIII века, попытке вывести на сцену не обычную для любовного романа героиню – молодую барышню, а именно крестьянку, заложен глубокий смысл. Карамзин как бы разрушает границы между сословиями, указывая на то, что все люди равны перед Богом и перед любовью, «ибо и крестьянки любить умеют».
    Социальный подтекст, вложенный автором в невозможность союза между людьми разных слоев общества, был широко впоследствии разработан Пушкиным в «Барышне-крестьянке», но именно Карамзин первым использовал его в русской литературе.
    Другим новшеством Карамзина стала сама трактовка женского образа. Вспомним, что в восемнадцатом столетии женщина не обладала достаточной свободой. В частности, женщина не обладала свободой любить по собственному выбору. Выбор за женщину делали ее родители. Легко представить, что при таком положении дел, счастливые браки, в которых супруги любили друг друга, вряд ли были частым делом. Попытка любить по своей воле, вопреки общественному мнению расценивалась как преступление против нравственности. Эта тема, предложенная Карамзиным, также найдет свое отражение в произведениях более поздних авторов. В частности, Александра Николаевича Островского.
    Но в «Бедной Лизе» автор разрешил своей героине полюбить. Полюбить по велению сердца, по собственной воле. Полюбить пламенно, страстно и навсегда. “Когда ты, –говорила Лиза Эрасту, – когда ты скажешь мне: “Люблю тебя, друг мой!”, когда прижмешь меня к своему сердцу и взглянешь на меня умильными своими глазами, ах! тогда бывает мне так хорошо, так хорошо, что я себя забываю, забываю все, кроме Эраста. Чудно? Чудно, мой друг, что я, не знав тебя, могла жить спокойно и весело! Теперь мне это “непонятно, теперь думаю что без тебя жизнь не жизнь, а грусть и скука. Без глаз твоих темен светлый месяц; без твоего голоса скучен соловей поющий; без твоего дыхания ветерок мне неприятен”.
    Автор позволил героине любить и не осуждает ее за это. Напротив, именно Эраст кажется читателю подлецом и злодеем, после того как он, обманув, бросает Лизу. Автор осуждает своего героя, который не проходит испытание самым сильным чувством на земле – любовью. Этот прием «испытания любовью» станет очень важным в творчестве великого русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева. Наиболее полное свое воплощение он найдет в романах «Отцы и дети», «Рудин», «Дворянское гнездо». В романе Гончарова «Обломов» главному герою также предстояло пройти испытание любовью.
    Герой Карамзина, Эраст, предал и убил любовь. За это он будет наказан и после смерти Лизы. Он «до конца жизни своей» будет несчастлив: «Узнав о судьбе Лизиной, он не мог утешиться и почитал себя убийцею». В конце повести мы узнаем, что Эраст умирает: рассказчик «познакомился с ним за год до его смерти».
    Лиза же не только проходит испытание любовью. Образ ее в любви раскрывается во всей полноте и красоте. «Что принадлежит до Лизы, то она, совершенно ему отдавшись, им только жила и дышала, во всем, как агнец, повиновалась его воле и в удовольствии его полагала свое счастие…»
    Вообще, Лиза наделена почти всеми христианскими добродетелями. Даже в тяжелую минуту, в разлуке с любимым, она обнаруживает такие прекрасные качества, как уважение к родителям и готовность жертвовать всем для любимого человека. «Что удерживает меня лететь вслед за милым Эрастом? Война не страшна для меня; страшно там, где нет моего друга. С ним жить, с ним умереть хочу или смертию своею спасти его драгоценную жизнь». «Уже хотела она бежать за Эрастом, но мысль; «У меня есть мать!» – остановила ее».
    Один из важнейших моментов в раскрытии образа Лизы – это ее самоубийство. Чистейшая, ангельская душа совершает грех, который считался и считается в христианстве одним из самых страшных. Героиня обезумела от горя. «Мне нельзя жить, – думала Лиза, – нельзя!.. О, если бы упало на меня небо! Если бы земля поглотила бедную!.. Нет! Небо не падает; земля не колеблется! Горе мне!». «Она вышла из города и вдруг увидела себя на берегу глубокого пруда, под тению древних дубов, которые за несколько недель перед тем были безмолвными свидетелями ее восторгов. Сие воспоминание потрясло ее душу; страшнейшее сердечное мучение изобразилось на лице ее…она бросилась в воду».
    Самоубийство Лизы делает ее образ жизненным и трагическим. Лиза предстает перед нами другой, не выдержавшей горя, сломавшейся, поруганной. Убито самое главное в ее жизни, предназначение и высший смысл – любовь. И Лиза погибает. Удивительно, как относится к смерти своей героини автор. Хотя Карамзин, помня о том, что самоубийство это грех, не дает душе Лизиной отдохновения. В опустевшей хижине «воет ветер, и суеверные поселяне, слыша по ночам сей шум, говорят; “Там стонет мертвец; там стонет бедная Лиза!”». Но писатель прощает свою героиню. Таинственная фраза рассказчика – «Когда мы там, в новой жизни увидимся, я узнаю тебя, нежная Лиза!» – открывает нам всю любовь автора к своей героине. Карамзин верит, что его Лиза, эта чистейшая душа попадет в рай, в новую жизнь.
    Впервые у Карамзина женщина выступает в роли высшего нравственного идеала. Именно женщине Карамзин предназначил ввести в русскую литературу такую важную и определяющую тему, как возвышение человеческого духа через страдания. И, наконец, именно Карамзин определил, что женские образы в русской литературе будут воспитателями чувств.
    Новая жизнь для Лизы, а точнее для ее образа началась гораздо позже, в следующем веке. Лиза возрождалась вновь в героинях Пушкина, Тургенева, Гончарова, Достоевского, Островского, Толстого. Образ бедной Лизы предвосхитил целую галерею прекрасных женских русских характеров: от пушкинской Лизы из «Барышни-крестьянки» и Дуни из «Станционного смотрителя» до Катерины Кабановой из «Бесприданницы» и Катюши Масловой из «Воскресенья».

  5. Повесть Николая Михайловича Карамзина «Бедная Лиза» по праву считается вершиной русской прозы сентиментализма. Прозы, поставившей во главу угла жизнь сердца и проявление человеческих чувств.
    Быть может, в наши дни, когда жизненные ценности смещены, агрессией, предательством и убийством уже никого не увидишь, «Бедная Лиза» кому-то покажется произведением наивным, далеким от правды жизни, чувства героев -неправдоподобными, а вся повесть отдающей сладким, приторным вкусом излишней сентиментальности. Но «Бедная Лиза», написанная Карамзиным в 1792 году, навсегда останется важнейшей ступенью, вехой в истории русской литературы. Эта повесть — неисчерпаемый источник тем, идей и образов для всех последующих русских авторов.
    В этом сочинении мне хочется остановиться на образе Лизы и на той роли, которую этот образ сыграл для всей русской литературы.
    В повести несколько действующих лиц: крестьянка Лиза, ее мать, дворянин Эраст и рассказчик. Стержнем сюжета является история любви между Эрастом и Лизой. Историй, в которых мужчина соблазняет, а потом бросает девушку, в литературе много. Но особенность истории Лизы и Эраста в том, что именно такая расстановка сил в России восемнадцатого века была наиболее обычной: барин, помещик, дворянин, пользуясь своим положением, без зазрения совести, без наказания, а, главное, без осуждения общества, совращает девушку, которая находится ниже его по социальному статусу.
    В первый раз имя Лизы появляется в названии повести. Уже на этом этапе мы можем понять, что именно женский образ станет в произведении главным. Кроме того, из названия мы можем уловить отношение автора к Лизе: он называет ее «бедной».
    Во второй раз мы встречаемся с Лизой в воспоминаниях рассказчика: «всего чаще привлекает меня к стенам Си… нова монастыря воспоминание о плачевной судьбе Лизы, бедной Лизы». Судя по эпитетам, которые употребляет рассказчик, говоря про Лизу, («прекрасная», «любезная») — читателю может показаться, что рассказчик был человеком, влюбленным в Лизу, и только дочитав историю до конца, мы понимаем, что он просто жалеет бедную девушку. Вообще, рассказчик в повести является выразителем авторского отношения, а Карамзин любит свою героиню. За что же?
    Лиза — крестьянка, она живет в хижине «со старушкою, матерью своею». Лизин отец, «зажиточный поселянин» умер, поэтому «его жена и дочь обедняли» и «принуждены были отдать свою землю внаем, и за весьма небольшие деньги». Мать ее не могла работать, и «Лиза, которая осталась после отца пятнадцати лет, — одна Лиза, не щадя своей нежной молодости, не щадя редкой красоты своей, трудилась день и ночь — ткала холсты, вязала чулки, весною рвала цветы, а летом брала ягоды — и продавала их в Москве». Мы еще не знакомы с героиней, но уже понимаем, что она трудолюбива, готова на жертвы ради своих близких.
    Постепенно, шаг за шагом, Карамзин открывает нам глубокую и удивительно чистую душу главной героини. У нее очень мягкое и чувствительное сердце: «часто нежная Лиза не могла удержать собственных слез своих — ах! она помнила, что у нее был отец и что его не стало, но для успокоения матери старалась таить печаль сердца своего и казаться покойною и веселою». Она очень застенчива и робка. При первой встрече с Эрастом Лиза постоянно заливается краской смущения: «Она показала ему цветы — и закраснелась».
    Главная героиня повести предельно честна. Ее честность по отношению к другим людям проявляется в эпизоде с покупкой цветов: когда Эраст предлагает Лизе рубль вместо пяти копеек, она отвечает, что ей «не надобно лишнего». Кроме того, героиня до смешного наивна: она запросто сообщает, где находится ее дом первому встречному понравившемуся ей человеку.
    При описании главной героини внимание привлекает ее речевая характеристика. Именно по этому признаку можно сказать, что образ Лизы как представительницы своего сословия не проработан достаточно четко. Ее речь выдает в ней не крестьянку, живущую своим тяжелым трудом, а, скорее, воздушную барышню из высшего общества. «Если бы тот, кто занимает теперь мысли мои рожден был простым крестьянином, пастухом, — и если бы он теперь мимо меня гнал стадо свое; ах! я поклонилась бы ему с улыбкою и сказала бы приветливо: „Здравствуй, любезный пастушок! Куда гонишь ты стадо свое?“ И здесь растет зеленая трава для овец твоих, и здесь алеют цветы, из которых можно сплести венок для шляпы твоей». Но, несмотря на это, именно образ Лизы стал первым в русской литературе образом женщины из народа. В этой, прогрессивной для XVIII века, попытке вывести на сцену не обычную для любовного романа героиню — молодую барышню, а именно крестьянку, заложен глубокий смысл. Карамзин как бы разрушает границы между сословиями, указывая на то, что все люди равны перед Богом и перед любовью, «ибо и крестьянки любить умеют».
    Социальный подтекст, вложенный автором в невозможность союза между людьми разных слоев общества, был широко впоследствии разработан Пушкиным в «Барышне-крестьянке», но именно Карамзин первым использовал его в русской литературе.
    Другим новшеством Карамзина стала сама трактовка женского образа. Вспомним, что в восемнадцатом столетии женщина не обладала достаточной свободой. В частности, женщина не обладала свободой любить по собственному выбору. Выбор за женщину делали ее родители. Легко представить, что при таком положении дел, счастливые браки, в которых супруги любили друг друга, вряд ли были частым делом. Попытка любить по своей воле, вопреки общественному мнению расценивалась как преступление против нравственности. Эта тема, предложенная Карамзиным, также найдет свое отражение в произведениях более поздних авторов. В частности, Александра Николаевича Островского.
    Но в «Бедной Лизе» автор разрешил своей героине полюбить. Полюбить по велению сердца, по собственной воле. Полюбить пламенно, страстно и навсегда. «Когда ты, -говорила Лиза Эрасту, — когда ты скажешь мне: «Люблю тебя, друг мой!», когда прижмешь меня к своему сердцу и взглянешь на меня умильными своими глазами, ах! тогда бывает мне так хорошо, так хорошо, что я себя забываю, забываю все, кроме Эраста. Чудно? Чудно, мой друг, что я, не знав тебя, могла жить спокойно и весело! Теперь мне это «непонятно, теперь думаю что без тебя жизнь не жизнь, а грусть и скука. Без глаз твоих темен светлый месяц; без твоего голоса скучен соловей поющий; без твоего дыхания ветерок мне неприятен».
    Автор позволил героине любить и не осуждает ее за это. Напротив, именно Эраст кажется читателю подлецом и злодеем, после того как он, обманув, бросает Лизу. Автор осуждает своего героя, который не проходит испытание самым сильным чувством на земле — любовью. Этот прием «испытания любовью» станет очень важным в творчестве великого русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева. Наиболее полное свое воплощение он найдет в романах «Отцы и дети», «Рудин», «Дворянское гнездо». В романе Гончарова «Обломов» главному герою также предстояло пройти испытание любовью.
    Герой Карамзина, Эраст, предал и убил любовь. За это он будет наказан и после смерти Лизы. Он «до конца жизни своей» будет несчастлив: «Узнав о судьбе Лизиной, он не мог утешиться и почитал себя убийцею». В конце повести мы узнаем, что Эраст умирает: рассказчик «познакомился с ним за год до его смерти».
    Лиза же не только проходит испытание любовью. Образ ее в любви раскрывается во всей полноте и красоте. «Что принадлежит до Лизы, то она, совершенно ему отдавшись, им только жила и дышала, во всем, как агнец, повиновалась его воле и в удовольствии его полагала свое счастие…”
    Вообще, Лиза наделена почти всеми христианскими добродетелями. Даже в тяжелую минуту, в разлуке с любимым, она обнаруживает такие прекрасные качества, как уважение к родителям и готовность жертвовать всем для любимого человека. «Что удерживает меня лететь вслед за милым Эрастом? Война не страшна для меня; страшно там, где нет моего друга. С ним жить, с ним умереть хочу или смертию своею спасти его драгоценную жизнь». «Уже хотела она бежать за Эрастом, но мысль; «У меня есть мать!» — остановила ее».
    Один из важнейших моментов в раскрытии образа Лизы — это ее самоубийство. Чистейшая, ангельская душа совершает грех, который считался и считается в христианстве одним из самых страшных. Героиня обезумела от горя. «Мне нельзя жить, — думала Лиза, — нельзя!.. О, если бы упало на меня небо! Если бы земля поглотила бедную!.. Нет! Небо не падает; земля не колеблется! Горе мне!». «Она вышла из города и вдруг увидела себя на берегу глубокого пруда, под тению древних дубов, которые за несколько недель перед тем были безмолвными свидетелями ее восторгов. Сие воспоминание потрясло ее душу; страшнейшее сердечное мучение изобразилось на лице ее… она бросилась в воду».
    Самоубийство Лизы делает ее образ жизненным и трагическим. Лиза предстает перед нами другой, не выдержавшей горя, сломавшейся, поруганной. Убито самое главное в ее жизни, предназначение и высший смысл — любовь. И Лиза погибает. Удивительно, как относится к смерти своей героини автор. Хотя Карамзин, помня о том, что самоубийство это грех, не дает душе Лизиной отдохновения. В опустевшей хижине «воет ветер, и суеверные поселяне, слыша по ночам сей шум, говорят; «Там стонет мертвец; там стонет бедная Лиза!»». Но писатель прощает свою героиню. Таинственная фраза рассказчика — «Когда мы там, в новой жизни увидимся, я узнаю тебя, нежная Лиза!» — открывает нам всю любовь автора к своей героине. Карамзин верит, что его Лиза, эта чистейшая душа попадет в рай, в новую жизнь.
    Впервые у Карамзина женщина выступает в роли высшего нравственного идеала. Именно женщине Карамзин предназначил ввести в русскую литературу такую важную и определяющую тему, как возвышение человеческого духа через страдания. И, наконец, именно Карамзин определил, что женские образы в русской литературе будут воспитателями чувств.
    Новая жизнь для Лизы, а точнее для ее образа началась гораздо позже, в следующем веке. Лиза возрождалась вновь в героинях Пушкина, Тургенева, Гончарова, Достоевского, Островского, Толстого. Образ бедной Лизы предвосхитил целую галерею прекрасных женских русских характеров: от пушкинской Лизы из «Барышни-крестьянки» и Дуни из «Станционного смотрителя» до Катерины Кабановой из «Бесприданницы» и Катюши Масловой из «Воскресенья».

  6. Тема любви в сентиментальном произведении Карамзина является основной, хотя по ходу сюжета раскрываются и другие, хоть и более кратко. Например, тема социального неравенства поднимается тоже, мы видим, что традиции и условности общества не позволяют любящим молодым людям из разных сословий создать семью. Кроме того, мы наблюдаем раскрытие в повести темы внутренней чистоты и достоинства личности, проявляющуюся в ее поступках и отношении к другим: подлость (обман Лизы) и корыстные поступки Эраста (женитьба по расчету) противопоставляется верности и искренности Лизы. Однако все-таки тема любви как гаммы чувств интересуют автора больше всего, позволяя в полной мере создать произведение сентиментального жанра.
    Любовь Лизы и Эраста вспыхивает при первой встрече. Эраст видит Лизу, торгующую цветами, и практически с первого взгляда влюбляется в прекрасную девушку. Лиза тоже не может забыть таинственного незнакомца. Позже Эраст находит дом Лизы, где она живет со своей матерью. Он просит у её матери разрешения впредь покупать все цветы, собранные девушкой, и «ей незачем будет часто ходить в город, и ты не принуждена будешь с нею расставаться. Я сам по временам могу заходить к вам».
    Эраст увлекается чистой, доверчивой и невинной девушкой. Он называет её «пастушкой» и «дочерью природы». Ради любви к ней он готов оставить светскую жизнь. Лиза тоже полюбила Эраста. Молодые люди дают друг другу клятву верности. Лиза готова ради него скрывать их отношения от горячо любимой матери. Они наслаждаются тайными встречами и не могут прожить друг без друга и дня. Однако вскоре к Лизе посватался сын богатого крестьянина. Эраст выступает против их свадьбы и обещает Лизе, несмотря на разницу между ними, никогда не расставаться. Платоническая любовь между ними закончилась и «уступила место таким чувствам, которыми он не мог гордиться, и которые были для него уже не новы». Эраст постепенно теряет былой интерес к Лизе. Вскоре он сообщает ей, что отправляется в военный поход. Лиза тоскует по своему Эрасту. И вот однажды она случайно встречает его в городе. Девушка рада их встрече, но Эраст говорит, что, несмотря на свою любовь, вынужден жениться на другой.
    Лиза не смогла пережить это потрясение. Она бросается в пруд, близ которого они часто гуляли с Эрастом. Так трагически заканчивается жизнь Лизы и история её любви.
    Карамзин одним из первых в русской литературе смог так ярко описать чувства и переживания героев. Повесть «Бедная Лиза» наполнена тонким психологизмом, в ней показан внутренний мир человека, его переживания и желания.
    Внимание, только СЕГОДНЯ!

  7. Эраст – один из главных героев повести Карамзина «Бедная Лиза». Это приятный молодой человек, способный расположить к себе. Он красив, богат и искушен в светской жизни. Сам автор описывает его так: «сей Эраст был довольно богатый дворянин, с изрядным разумом и добрым сердцем, добрым от природы, но слабым и ветреным. Он вел рассеянную жизнь, думал только о своем удовольствии, искал его в светских забавах, но часто не находил: скучал и жаловался на судьбу свою».
    Встретив Лизу, он почти сразу влюбляется в нее. Его очаровала её красота, простота и естественность. Он называет её «своей пастушкой» и «дочерью природы». Эрасту кажется, что он нашел свое счастье. Он по натуре мечтателен и имел живое воображение. Начитавшись романов, в которых «люди беспечно гуляли по лугам, купались в чистых источниках, целовались, как горлицы, отдыхали под розами и миртами и в счастливой праздности все дни свои провождали», он решил, что «нашел в Лизе то, чего сердце его давно искало». Он искренне верит в то, что сможет жить «с Лизою, как брат с сестрою» и не употребит её любовь во зло. В этом свете его чувства к Лизе выступают всего лишь необходимым дополнением к созданной его воображением идиллической картине. После того как Лиза отдается ему, он постепенно охладевает к молодой крестьянке. Тогда он решает отправиться в военный поход.
    Однако Эраст не исключительно отрицательный персонаж. Он не хотел вероломно обмануть наивную девушку и на самом деле вначале верил в свою любовь к ней. Уходя, он мучается совестью, и решает откупиться. Образ Эраста вообще почти всегда связан с деньгами. При первой встрече с Лизой он хочет купить все её цветы, хочет платить за Лизину работу «в десять раз дороже назначаемой ею цены», проигрывает во время похода всё своё состояние и вынужден жениться на богатой вдове. Эраст все свои поступки измеряет деньгами, считает, что с помощью денег можно сделать все. Деньги выступают в произведении как символ неискренних отношений. Разбив сердце девушки, молодой барин хочет откупиться от нее: «Вот сто рублей — возьми их». Он не понимает, что для Лизы его предательство подобно смерти. Для этого он слишком самовлюблённый и ветреный.
    Автор не осуждает Эраста за его поступок. Он сам наказал себя, терзаясь всю жизнь и так и не найдя счастья.

  8. 8
    Текст добавил: Всё будет Coco-Cola

    В повести показана любовная история между крестьянкой и барином. Подобные случаи были обычными для дворян, которые, пользуясь своим статусом, совращали невинных девушек. Такие ситуации оставались безнаказанными и чаще всего не осуждались обществом. Карамзин является первым писателем в русской литературе, который вложил в своё произведение социальный подтекст – нет возможности быть вместе людям с разным положением в обществе.
    Николай Михайлович стал одним из первых писателей, который по-новому трактовал женский образ. В те времена, которые показал Карамзин, слабый пол не имел свободы выбора. Девушки почти всегда выходили замуж против воли, за человека, выбранного родителями. Если же и возникали отношения по зову сердца, то они не поддерживались обществом, считаясь безнравственными. В повести же героиня любит по велению своего сердца, здесь автор показывает, что перед Богом все равны.
    Назвав повесть «Бедная Лиза», писатель открыл читателям своё отношение к главной героине. Ему жалко крестьянку. Во-первых, она из простой семьи, где деньги приходится добывать тяжёлым трудом. Во-вторых, после разрыва отношений с Эрастом девушка умирает, поэтому бедная трактуется ещё и как несчастная.
    Лиза – это главный женский образ, который наделён только положительными качествами характера. Она не боится работы и не знает лени. Поскольку денег за аренду земли им с больной матерью не хватает, девушке приходится идти в город, чтобы продавать цветы. Её честность можно увидеть в эпизоде, когда Эраст предлагает купить букет за сумму в несколько раз больше, чем стоят цветы. Лиза отказывается – ей не надо лишнего.
    Трепетное отношение автора к героине повести прослеживается и в том, что он наделил простую крестьянку правильным произношением, хорошо поставленной речью. Девушка, не имеющая образования, разговаривала как дама из высшего общества.
    Наиболее важным моментом, который раскрывает образ главной героини, является её самоубийство. Узнав о предательстве любимого, девушка, наделённая всеми христианскими добродетелями, решается на один из самых страшных грехов. Обычно души грешников бродят неприкаянными, но Карамзин прощает Лизу, указывая, что в другой жизни они обязательно встретятся. Таким образом, показано отношение писателя к своему персонажу, он любит бедняжку и верит, что душа её попадёт в рай.
    Произведение написано без поучения и назидательности. Карамзин не пытался своим текстом читать мораль, а всего лишь хотел вызвать жалость к ситуации и сопереживание к проблеме молодых людей.

  9. былые ценности уже смещены, злостью, агрессией и кровавым убийством никого не удивить, именно поэтому произведение «Бедная Лиза» может показаться немного наивным и романтичным, лишенным реального взгляда на жизнь.Уже по названию можно понять, что Лиза является главной героиней этого печального произведения. Судя по тому, какие эпитеты автор употребляет по отношению к этой девушке, видно, что он жалеет эту несчастную бедняжку. Лиза – обычная крестьянка, она живет в маленьком доме со своей матерью. Ее отец давно умер, поэтому семья живет очень бедно, ведь мать не может работать, а дочь из-за всех сил старается заработать хоть немного денег. В начале произведения мы практически не знакомы с Лизой, но уже можем понять то, что она положительно относится к всякому труду и готова на абсолютно любые жертвы ради благополучия своих родных.Шаг за Шагом, Карамзин умело открывает нам ранимую душу нашей главной героини. Она полностью честна и до абсурдности наивна, ведь она просто сообщает незнакомцу свой адрес, не боясь того, что он может оказаться вором или мошенником.Если описывать главную героиню, то нужно обратить свое внимание и на ее речь, она не выдает в ней бедную крестьянку, скорее уж она похожа на барышню родом из благополучной и богатой семьи. Именно этот небольшой факт наводит на мысль о социальном подтексте, который был вложен в основу данного произведения.Стоит обратить внимание и на чувства Лизы. Автор добродушно разрешил влюбиться своей главной героине, и возлюбить по безответно, по велению своего пылкого сердца, страстно и навсегда. Карамзин не пытается осудить девушку за это, наоборот, он показывает Эраста подлецом, который обманул Лизу, пренебрёг таким сильным чувством как любовь. Лиза с честью проходит такое испытание любовью. Образ ее чувств раскрывается полно и красиво, ведь даже в тяжелые мгновения обнаруживаются такие качества, как уважение к своим родителем и готовность пожертвовать абсолютно всем ради своего любимого.Очень важным моментом для того, чтобы полностью раскрыть образ Лизы является ее самоубийство. Невинная, наичистейшая душа в порыве грусти совершает самый настоящий грех, который, кстати, считался в христианстве практически самым страшным. Героиня буквально сошла с ума от горя и ужаса, она не продумывала свои действия наперед, просто поддалась эмоциям, которые переполняли ее в те минуты.Самоубийство юной героини делает ее нежный образ более печальным, она показывает нам себя совсем другую, не сумевшей выдержать большого горя, полностью ушедшей в свои мысли и поникшей. Убито главное в ее жизни, растоптан смысл ее жизни – светлая и чистая любовь. Очень интересно, как именно автор относится к гибели своей героине. Зная о том, что самоубийство это ужасный грех, он не дает душе Лизы спокойствия. Стоит обратить внимание на описание хижины, в которой дуют ветра и будто слышны стоны Лизы.Это самое первое произведение Карамзина, где женщина выступает в роли нравственного идеала. Именно молодой девушке автор позволил ввести в русскую литературу такую тему, как возвышение человека через страдания.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *