Сочинение на тему образ обломова в романе гончарова обломов

11 вариантов

  1. Каждый человек послан на землю с какой-то целью. У каждого из нас есть определенной предназначение. В процессе своей жизни, мы выбираем приоритеты, которые больше всего интересуют нас, и стремимся достичь своей цели. Многие хотят заработать побольше денег, и стать самодостаточными натурами. Многие отдают все свое свободное время ради семьи, детей, любимых людей. А есть такая прослойка населения, которая любит заниматься ничем, просто лениться и совершенно ничего не делать. Именно таким и был главным герой романа «Обломов», который создал всем известный и знаменитый И.А. Гончаров.
    Илья Ильич – это человек, который неотрывно лежал на диване и постоянно мечтал о том, как бы все окружающие дела делались без его участия. И, что самое интересное, такой образ жизни привлекал многих особ того времени.
    Русский человек очень склонен к лени и безделью.
    Если обратить внимание на внешний вид Обломова, можно заметить, как его лень отразилась на грузном теле, которое с огромным трудом передвигается, переворачивается и выполняет какие-либо движения. Его любимое одеяние – это просторный халат. И если бы у Обломова была возможность не снимать его – он бы ходил в нем всегда и везде.
    Всю работу, все поручения за него выполнял слуга. Почему же так получилось? Почему человек превратился в такое ленивое существо? Из строк романа мы узнаем, что в детстве маленький Илья был достаточно активным и подвижным. Но, окружающая его обстановка, атмосфера в деревне напрочь отбили в нем желание резвится и веселится. Он был запуган сказками собственной няни и остался жить с этим страхом навсегда. Единственное, о чем мечтает главный герой – это о покое и бездеятельности.
    Как же он хочет, чтобы все вокруг происходило без его участия. Илья Ильич был лишним в том светском обществе.
    Многие герои романа заняты своими повседневными делами и обязанностями. И практически все они делают это ради себя, ради утехи, ради удовольствия. Обломов не мог найти себя в светском мире. Он был замкнут и заперт внутри своих эмоций. И потихоньку, его душа стала остывать. Он теряет все качества, эмоции и чувства. Ему просто становится лень. Он болен – его болезнь «обломовщина». Зачем развиваться, к чему-то стремится, если можно просто отдыхать и ничего не делать. Все и так прекрасно. Он не вступал в конфликты, не желал никому зла. Он был наедине со своей ленью, которая не принесла в его жизни ничего хорошего.

  2. Илья Ильич Обломов — молодой дворянин, 33-х лет от роду, невысокого роста. На первый взгляд он производил впечатление довольно положительное, однако при более близком рассмотрении можно было заметить полное отсутствие мысли в его лице.

    Стиль жизни

    Жизнь он вел размеренную, апатичную. Большую часть времени проводил лежа на диване в своем засаленном халате в комнате с нависшей паутиной и с покрывшимися пылью зеркалами.
    Перед читателями предстает неоднозначный персонаж. С одной стороны, порабощенный леностью, равнодушием и апатией, а с другой стороны выгодно выделяющийся на фоне своих лживых и лицемерных друзей. Тут уже мы видим его порядочность, доброту душевную, чистоту помыслов и честность.
    С целью более полного раскрытия образа Обломова Гончаров сталкивает его с другими значимыми персонажами романа — Штольцем и Ольгой Ильинской.

    Окружение

    Андрей Штольц — друг детства главного героя — полная противоположность Обломова, его антипод. Он не может сидеть без дела, голова его полна планов и идей, он ценит кипение жизни вокруг, любит быть в центре событий. Такая разница обусловлена различием воспитания героев.
    Обломов был единственным ребенком в семье, все его холили и лелеяли. Любое желание маленького Ильи незамедлительно исполнялось, капризам его потакали, оберегали от малейшей опасности и какой-либо деятельности. Деревня Обломова стала, по словам Добролюбова, родиной такого понятия как «обломовщина». Подобное отношение воспитало в нем апатичное отношение к жизни и сделало его нравственным калекой, боящимся перемен и неизвестности будущего.
    Штольц же воспитывался одним отцом, рос самостоятельным и целеустремленным ребенком. Хорошее отношение Ильи к нему говорит о том, что Штольц способен оказать на него влияние, возродить к истинной жизни и уничтожить «обломовщину», царящую в душе главного героя. Именно такую цель поставил перед собой Андрей, считая своим долгом «спасти» друга.

    Перевоспитание

    Андрей Штольц заставляет Илью Ильича выходить в свет, посещать званые обеды, где однажды герой знакомится с молодой и энергичной девушкой Ольгой Ильинской. Ее нельзя назвать красавицей в полном смысле этого слова, красота ее проста и изящна. Самым ценным в ней были ее взгляды на жизнь — свобода мысли, непосредственность, отсутствие лжи в словах и поступках. Обломов сразу полюбил ее свободолюбивый голос, ее душу, ее характер.
    Ольга вместе со Штольцем придумывают план действий, следуя которому Обломов должен активным, деятельным человеком. Она берет на себя роль луча света, указующего путь заблудившемуся Обломову. И Илья Ильич действительно начал преображаться, а вместе с ним хорошела и росла духовно Ольга. В конце концов, девушка влюбилась в своего подопечного, что сделало невозможным дальнейшее исполнение плана и обрекло тем самым их любовный союз на гибель.
    Дело в том, что и Ольга, и Илья выставляют друг другу невыполнимые требования. Ольга ожидает видеть в Обломове преобразовавшегося человека, хотя бы отдаленно напоминающего Андрея Штольца, но при этом сохранившего в себе лучшие качества Ильи — честность, доброту, правдивость. Илья же ожидает от Ольги абсолютной любви к себе такому, какой он есть. Но Ольга любит придуманный идеал, имеющий мало общего с настоящим Обломовым. На вопрос девушки :»Кто же проклял тебя?» — Илья отвечает с горечью: «Обломовщина». Таким образом «обломовщина» побеждает лучшие качества героя окончательно.

    Трагедия Обломова

    Мне кажется, что главной трагедией Обломова является не «обломовщина» как таковая, а отсутствие в нем стремления бороться с ней. Илья Ильич ставил перед собой множество задач — путешествовать, произвести реформу в управлении имением, жениться, снять другую квартиру. Но сбыться им было не суждено, потому что ни любовь Ольги, ни дружба Штольца не смогли пробудить его от вечной дремоты.
    Сочинения по роману И.А. Гончарова «Обломов»

  3. “Началось с неумения надевать чулки, а кончилось неумением жить.”
    Илья Ильич Обломов – необычно тонкий душевно и сложный человек, умеющий думать и чувствовать. Обломов – живой человек, однако, живой не физически, а морально. Внешне Илья давно умер. Его тело образно. Оно перестало двигаться, но душа еще жива. Вроде живет человек, дышит, разговаривает, ест.
    Надо вспомнить поступок Ильи Ильича по отношению к Ольге. Заставить любимую женщину читать глупое письмо, видеть ее страдания и боль и продолжать наблюдать. Написание такого письма само по себе ужасный поступок. Вот сейчас и можно сказать, что герой не умеет любить. Поняв Илью Ильича, реально представить, что он просто не знал о том, что наносит боль Ольге. Есть ли вина в этом Обломова? С раннего детства он привык видеть мир миром, в котором все спокойно, все едино, все относится друг к другу хорошо. Но в настоящем мире все совсем не так. Мир – это своего рода грызня собачьей своры за кость или благоволение хозяина. Естественно, молодой Илья ломается от такого отношения. Он привык считать начальника отцом родным.
    В выборе женщины тоже сказалось незнание жизни. Незнание себя, незнание своих потребностей: понимай бы Обломов себя, он никогда не остановил бы свой выбор на Пшенициной, ведь она ответственна за его моральное разложение, а может, даже и за его смерть.

  4. Русская литература подарила миру много прекрасных образов. Изнеженный Онегин и страдающий эгоист Печорин, рассудительный Болконский и эмоциональный Безухов, индивидуалист Раскольников и нигилист Базаров – вот далеко не полный перечень имен любимых нами героев. В один ряд с ними можно поставить Илью Ильича Обломова, героя великолепного романа И. А. Гончарова.
    Обломов в равной степени заслуживает уважения и негодования, доброй улыбки и злого смеха. Положительные качества этого человека гораздо ярче, чем плюсы в характере Онегина или Печорина. Даже внешность Обломова производит не просто приятное впечатление, но и настраивает на спокойный лад. Гончаров подчеркивает мягкость, которая была «господствующим и основным выражением, не лица только, а всей души» главного героя. Илья Ильич очень добр и благороден. Он совершенно неспособен творить подлые дела. Это хорошо понимают те, кто любит главного героя романа. Его старый друг Штольц говорит об Обломове: «Это хрустальная, прозрачная душа!».
    По мнению Ольги Ильинской, Илья Ильич своей нежностью и кротким нравом напоминает голубя. Стоит только вспомнить, как искренне радуется Обломов неожиданному приезду Штольца. Герой очень трепетно относится к чувствам любимой девушки. Когда он приходит к мысли о том, что не принесет Ольге счастья, Обломов решает отказаться от своей любви ради счастья Ильинской. Илья Ильич кричит себе: «Я похищаю чужое! Я – вор!» Это поступок чуткого человека, испытавшего глубокое чувство. Илью Ильича взволновала не внешность Ольги, а ее душа. Герой влюбился в Ильинскую тогда, когда она пела. На Обломова огромное влияние оказывает музыка, он понимает по-настоящему большое искусство. В юности Илья Ильич плакал, глядя на картины итальянских художников. Его можно назвать образованным и культурным человеком. Обломов выгодно отличается от светского бездельника Волкова и карьериста Судьбинского. В сравнении с негодяем Тарантьевым ярче видна честная и беззлобная натура главного героя. Обломов вызывает огромную симпатию, любовь у таких же умных и порядочных, как он, людей. Поэтому Штольц и Ильинская так долго пытаются спасти Обломова, так сильно сопереживаем главному герою мы.
    Однако уже в первом описании Ильи Ильича, когда Гончаров дает подробный портрет своего героя, нас настораживает потрясающая беспечность, полная безмятежность Обломова. Он целый день лежит на диване, на его лице не видно признака какой-либо идеи. Постепенно перед нами раскрывается образ ленивого и безвольного человека. Обломов ничем не занимается, он не может самостоятельно позаботиться о себе. Удивительно, что даже самые неотложные дела не вызывают у героя прилива энергии. Илья Ильич хочет прожить жизнь так, как будто ее счастливо проспал. Ему даже «во сне хочется спать». Обломов сознательно отдаляется от большой жизни, ограничиваясь рамками собственной квартиры. Такое существование Штольц называет словом «обломовщина». Илья Ильич сам понимает, что живет не так, как нужно, как он мечтал жить в юности. Однако все попытки изменить привычный уклад ни к чему не приводят. Обломовщина отняла у героя силы и способность жить самостоятельно. Это явление имеет глубокие корни. Причину такого поведения Обломова надо искать в детстве Ильи Ильича. Он родился в маленькой патриархальной дерев не, где царили лень и косность взглядов. Труд для жителей Обломовки был «тяжким наказанием», а любимыми занятиями – еда и сон. Илюша рос живым и любознательным мальчиком, задавал взрослым массу вопросов. Но родители хотели, чтобы сын много ел и сладко спал, был румяным и пухленьким. Обломов пытался делать все самостоятельно, но вскоре понял, что не нужно трудиться, когда вокруг триста крепостных. Среда постепенно убивала в Обломове желание жить полнокровной жизнью. В юности Илья Ильич считал, что «вся жизнь есть мысль и труд», но быстро понял, что его представления о жизни очень далеки от реальности. Обломов привык быть барином; гордился тем, что не работает, даже чулки себе ни разу самостоятельно не одел. Поэтому жизнь героя оказалась серой и незаметной. Попав в дом Пшеницыной, Обломов нашел там сытую и спокойную жизнь, когда можно много спать и ни о чем не заботиться. Илья Ильич достоин сочувствия и жалости, но нельзя не согласиться со словами Штольца: «Началось с неумения надевать чулки, а кончилось неумением жить».
    Обломов продолжает галерею «лишних» людей в русской литературе, начатую Онегиным и Печориным. Он не смог реализовать свои лучшие качества, воплотить мечты в жизнь. Крепостное право, позволявшее Илье Ильичу не работать и жить, сгубило этого очень доброго и хорошего человека, типичного героя своего времени.
    У нас большая база и мы ее постоянно пополняем, и поэтому если вы не нашли, то пользуйтесь поиском
    В нашей базе свыше 15 тысяч сочинений
    Сохранить сочинение:

  5. Образ Ильи Обломова в романе И. А. Гончарова Перед нами была просыпавшаяся Россия… А. Герцен Илья Ильич Обломов, когда-то резвый, живой и любознательный мальчик, влача праздное, паразитическое существование (зачем трудиться, когда на это есть триста Захаров!), постепенно опускается. Праздность становится его идеалом. «Жизнь в его глазах, — говорится в романе, — разделялась на две половины: одна состояла из труда и скуки — это у него синонимы; другая — из покоя и мирного веселья». Праздность, лень и апатия настолько укоренились в Обломове, что он иной идеал жизни считает даже противоестественным. «Да разве я мучусь, разве работаю? — запальчиво объясняет Обломов своему слуге Захару. — Кажется, подать, сделать есть кому! Я ни разу не натянул себе чулок на ноги, как живу, слава Богу! Стану ли я беспокоиться? ” Не мудрено, что Обломов далек от интересов практической жизни, тяготится ее запросами, не способен оградить даже собственные интересы. Когда втершийся в доверие Обломова жулик и шантажист расспрашивает о состоянии его дел, Обломов дает ответ, потрясающий своей откровенностью. «Послушайте… Послушайте, — повторил он расстановис-то, почти шепотом, — я не знаю, что такое барщина, что такое сельский труд, что значит бедный мужик, что богатый; не знаю, что значит четверть ржи или овса, что она стоит, в каком месяце и что сеют и жнут, как и когда продают; не знаю, богат ли я, или беден, буду ли я через год сыт, или буду нищий — я ничего не знаю! — заключил он с унынием… ” Примечательна эта деталь — Обломов делает свое признание «почти шепотом». Перед ним, быть может, впервые, предстал весь трагизм и беспомощность его положения. И несмотря на это осознание, гибель Обломова неизбежна. Гончаров суров и непреклонен в анализе участи своего героя, хотя писатель и не замалчивает добрых его качеств. «Началось с неуменья надевать чулки и кончилось неуменьем жить». Обломовщина — это не только сам Илья Ильич Обломов. Это и крепостная Обломовка, где начинал свою жизнь и воспитывался герой; это и «Выборгская Обломовка» в доме Агафьи Матвеевны Пшеницыной, где Обломов закончил свое бесславное поприще; это и крепостной Захар, с его рабской преданностью барину, и сонмище жуликов, проходимцев, охот ников до чужого пирога (Тарантьев, Иван Матвеевич, Затертый), сновавших вокруг Обломова и его даровых доходов. Крепостной строй, порождавший такие явления, говорил всем своим содержанием роман Гончарова, был обречен на гибель, его уничтожение стало насущным требованием эпохи. Революционно-демократическая критика видела в истории Обломова и тот общественный смысл, который склонна была не замечать либерально-дворянская критика. В бесплодных исканиях и стремлениях Обломова, в его прекраснодушной фразе, которой он был не чужд в редкие минуты воодушевления, Добролюбов увидел общее с той либеральной, бесплодной болтовней, которой предавались, прикрывая свое бездействие, многочисленные деятели из дворян предреформенной поры. Более того, Добролюбов раскрыл в типе Обломова то общее, что связывало этого героя с предшествующими героями русской литературы. Онегин, Печорин, Рудин, а затем Обломов — вот этапы эволюции дворянского героя в литературе и в жизни. Эпиграфом к статье «Что такое обломовщина? ” Добролюбов избрал полные глубокого смысла слова Гоголя из второго тома «Мертвых душ”: «Где же тот, кто бы на родном языке русской души умел бы сказать нам это всемогущее слово «вперед»? Веки проходят за веками, полмильона сидней, увальней и болванов дремлет непробудно, и редко рождается на Руси муж, умеющий произнести его, это всемогущее слово… ” Вопрос, поставленный в эпиграфе, вопрос об активном историческом деятеле, о подлинно положительном герое литературы волновал все передовое русское общество. И роман Гончарова, и статья Добролюбова со всей непреложностью отвечали, что такими деятелями, такими героями уже не могли быть ни Онегины, ни Печорины, ни тем более Обломовы.

  6. Перед нами была просыпавшаяся Россия..
    А. Герцен
    Илья Ильич Обломов, когда-то резвый, живой и любознательный мальчик, влача праздное, паразитическое существование (зачем трудиться, когда на это есть триста Захаров!), постепенно опускается. Праздность становится его идеалом. “Жизнь в его глазах, — говорится в романе, — разделялась на две половины: одна состояла из труда и скуки — это у него синонимы; другая — из покоя и мирного веселья”. Праздность, лень и апатия настолько укоренились в Обломове, что он иной идеал жизни считает даже противоестественным. “Да разве я мучусь, разве работаю? — запальчиво объясняет Обломов своему слуге Захару. — Кажется, подать, сделать есть кому! Я ни разу не натянул себе чулок на ноги, как живу, слава Богу! Стану ли я беспокоиться?”
    Не мудрено, что Обломов далек от интересов практической жизни, тяготится ее запросами, не способен оградить даже собственные интересы. Когда втершийся в доверие Обломова жулик и шантажист расспрашивает о состоянии его дел, Обломов дает ответ, потрясающий своей откровенностью. “Послушайте… Послушайте, — повторил он расстановис-то, почти шепотом, — я не знаю, что такое барщина, что такое сельский труд, что значит бедный мужик, что богатый; не знаю, что значит четверть ржи или овса, что она стоит, в каком месяце и что сеют и жнут, как и когда продают; не знаю, богат ли я, или беден, буду ли я через год сыт, или буду нищий — я ничего не знаю! — заключил он с унынием…” Примечательна эта деталь — Обломов делает свое признание “почти шепотом”. Перед ним, быть может, впервые, предстал весь трагизм и беспомощность его положения. И несмотря на это осознание, гибель Обломова неизбежна.
    Гончаров суров и непреклонен в анализе участи своего героя, хотя писатель и не замалчивает добрых его качеств. “Началось с неуменья надевать чулки и кончилось неуменьем жить”.
    Обломовщина — это не только сам Илья Ильич Обломов. Это и крепостная Обломовка, где начинал свою жизнь и воспитывался герой; это и “Выборгская Обломовка” в доме Агафьи Матвеевны Пшеницыной, где Обломов закончил свое бесславное поприще; это и крепостной Захар, с его рабской преданностью барину, и сонмище жуликов, проходимцев, охот ников до чужого пирога (Тарантьев, Иван Матвеевич, Затертый), сновавших вокруг Обломова и его даровых доходов. Крепостной строй, порождавший такие явления, говорил всем своим содержанием роман Гончарова, был обречен на гибель, его уничтожение стало насущным требованием эпохи.
    Революционно-демократическая критика видела в истории Обломова и тот общественный смысл, который склонна была не замечать либерально-дворянская критика. В бесплодных исканиях и стремлениях Обломова, в его прекраснодушной фразе, которой он был не чужд в редкие минуты воодушевления, Добролюбов увидел общее с той либеральной, бесплодной болтовней, которой предавались, прикрывая свое бездействие, многочисленные деятели из дворян предреформенной поры. Более того, Добролюбов раскрыл в типе Обломова то общее, что связывало этого героя с предшествующими героями русской литературы. Онегин, Печорин, Рудин, а затем Обломов — вот этапы эволюции дворянского героя в литературе и в жизни.
    Эпиграфом к статье “Что такое обломовщина?” Добролюбов избрал полные глубокого смысла слова Гоголя из второго тома “Мертвых душ”: “Где же тот, кто бы на родном языке русской души умел бы сказать нам это всемогущее слово “вперед”? Веки проходят за веками, полмильона сидней, увальней и болванов дремлет непробудно, и редко рождается на Руси муж, умеющий произнести его, это всемогущее слово…” Вопрос, поставленный в эпиграфе, вопрос об активном историческом деятеле, о подлинно положительном герое литературы волновал все передовое русское общество. И роман Гончарова, и статья Добролюбова со всей непреложностью отвечали, что такими деятелями, такими героями уже не могли быть ни Онегины, ни Печорины, ни тем более Обломовы.

  7. 7
    Текст добавил: Сами знаете кто

    Перед человеком в течение жизни открывается очень много возможностей. В зависимости от способностей и возможностей, силы духа и целей в жизни, каждый из нас выбирает свой собственный путь. Кто-то посвящает себя карьере, кто-то — семье, кто-то — общественной деятельности и так далее… А кто-то предпочитает ничего не делать и лежать на диване. И это его право, ведь каждый сам решает, как жить.
    Главный герой романа Гончарова «Обломов» выбрал последний вариант. Он лежит и спит, и ни дружба, ни любовь не могут пробудить и поднять его. В распорядке дня Обломова отразилась, по сути, часть русской жизни. Это, по словам Добролюбова, «совершенный русский тип, отчеканенный с беспощадною строгостию и правильностью; сказалось новое слово нашего общественного развития, произнесенное ясно и твердо, с полным сознанием истины».
    Физическое бездействие — своеобразный выбор Обломова. Но во многом он вынужденный. Какие перспективы были ему открыты? Кем он мог бы стать в современном ему обществе?
    В начале романа Илья Ильич Обломов целыми днями лежит на диване и мечтает, как бы все дела сами собой сделались. Можно сказать, что главный герой болен. И болезнь его — обломовщина! Симптомы этой болезни заключаются в абсолютном бездействии, происходящем от равнодушия ко всему, что делается на свете. Все, о чем мечтает Обломов, — «а хорошо бы, если бы вот это сделалось». Как много говорит эта фраза! Сделалось бы! Само собой! Без его участия!
    Даже внешность героя подчеркивает его лень и безвольность: «Обломов как-то обрюзг не по летам… Тело его казалось слишком изнеженным для мужчины». Любимый костюм Обломова — это широкий восточный халат, из которого он бы никогда не вылезал, если бы мог. Физическое или волевое движение для Обломова невероятно тяжело. Поэтому все свои дела он поручает слуге Захару или управляющему, который обманывает его.
    Обломова с детства приучили к тому, что всё за него должны делать другие. Из сна Ильи Ильича мы узнаем, что он был бойким и интересующимся мальчиком, но вся атмосфера Обломовки, его родной деревни, где царил «какой-то всепоглощающий, ничем непобедимый сон, истинное подобие смерти», заглушили в нем всякие порывы к действию. А сказки, рассказанные нянькой, населили «воображение мальчика странными призраками; боязнь и тоска засели надолго, может быть навсегда, в душу». С тех пор он «все мечтает о той волшебной стороне, где нет зла, хлопот, печалей, где живет Милитриса Кирбитьевна, и где так хорошо кормят и одевают даром…»
    Такую бездеятельность Илья Ильич выбрал себе сам. Он не хотел жить так, как живет все остальное светское общество. Мы видим, что это за жизнь, из первых сцен романа, когда к Обломову приходят визитеры. Своих гостей он встречает фразой: «Не подходите, не подходите: вы с холоду!» Эта фраза символична, она обозначает холод не только физический, но и духовный, который царит в светском обществе. И на самом деле, суета гостей Ильи Ильича бессмысленна. Франт Волков живет лишь мыслью о лошадях и о новом покрое платья. Это единственное, в чем заключается его смысл жизни. Начальник отделения канцелярии Судьбинский — «бумажная крыса». Журналист Пенкин пишет обо всем и ни о чем. Но считает, что занят очень важным делом. А Тарантьев — просто подлый человек, который в дальнейшем сыграет трагическую роль в судьбе Ильи Ильича. Как-то не укладывается в голове, что Обломов с его доброй и бесхитростной душой мог бы жить так, как жили эти «светские» люди.
    Я думаю, что изначально Обломову было свойственно духовное развитие. Но постепенно, с его физическим «замиранием», Илья Ильич останавливался и в своем духовном движении. Но, в любом случае, герой не использовал все свои возможности из-за безволия и страха перед жизнью, которые воспитала в нем Обломовка. Такой образ жизни, беззаботное детство, было присуще многим дворянам того времени. Среда и воспитание убили в Обломове все ростки деятельности и активности, но не убили истинно русскую душу.
    Безусловно, Илья Ильич болен «обломовщиной», и эта болезнь лишила его выбора. Ведь выбирать — значит думать, анализировать, просчитывать варианты развития… Зачем? Если вместо этого можно лежать на диване и ничего не делать? Трагедия Обломова в том, что он хочет многого, но не хочет ничего для этого сделать. Если бы мы ничего не хотели, не было бы и противоречия между бездеятельностью и амбициями. И тогда нашей болезнью была бы не обломовщина, а серость и безликость.
    Таким образом, Обломов не стал известным журналистом, писателем, предпринимателем, чиновником или кем-либо другим. С другой стороны, он не желал никому зла, он усыновил детей Агафьи Пшеницыной и воспитывал их на свои деньги. Возможно, делать добро другим — это и есть тот единственный путь, который он выбрал для себя.

  8. Введение
    Особенности образа жизни героев
    Образ жизни героев и их детство
    Сходства и различия образа жизни героев
    Заключение

    Введение

    Произведение Гончарова «Обломов» – социально-психологический роман, построенный на литературном методе антитезы. Принцип противопоставления прослеживается как при сопоставлении характеров главных героев, так и их основных ценностей и жизненного пути. Сравнение образа жизни Обломова и Штольца в романе «Обломов» позволяет лучше понять идейный замысел произведения, разобраться в причинах трагизма судеб обоих героев.

    Особенности образа жизни героев

    Центральным персонажем романа является Обломов. Илья Ильич боится жизненных трудностей, не желает что-либо делать или решать. Любое затруднение и необходимость действовать вызывают у героя печаль и еще сильнее погружают в апатичное состояние. Именно поэтому Обломов после первой неудачи на службе больше не захотел пробовать свои силы на карьерном поприще и укрылся от окружающего мира на любимом диване, стараясь не только не выходить из дому, но и даже не вставать с постели без крайней надобности. Способ жизни Ильи Ильича похож на медленное умирание – как духовное, так и физическое.
    Личность героя постепенно деградирует, а сам он полностью погружается в иллюзии и мечты, которым не суждено сбыться.
    Штольца же трудности наоборот подстегивают, любая ошибка для него – только повод двигаться дальше, достигая большего. Андрей Иванович пребывает в постоянном движении – командировки, встречи со знакомыми и светские вечера являются неотъемлемой частью его жизни. Штольц смотрит на мир трезво и рационально, в его жизни нет неожиданностей, иллюзий и сильных потрясений, ведь он все просчитал наперед и понимает чего ждать в каждой конкретной ситуации.

    Образ жизни героев и их детство

    Развитие и становление образов Обломова и Штольца показано автором с самых ранних лет героев. Их детство, юношеские и зрелые годы протекают по-разному, им прививают разные ценности и жизненные ориентиры, что только подчеркивает непохожесть персонажей.
    Обломов рос подобно тепличному растению, отгороженному от возможных воздействий окружающего мира. Родители всячески баловали маленького Илью, потакали его желаниям, готовы были сделать все, чтобы их сын был счастлив и доволен. Особого внимания требует сама атмосфера Обломовки – родного поместья героя. Медлительные, ленивые и малообразованные жители деревни считали труд чем-то подобным наказанию. Поэтому старались всячески его избегать, а если уж приходилась работать, то работали нехотя, без всякого вдохновения и желания. Естественно, это не могло не повлиять на Обломова, с малых лет впитывавшего любовь к праздной жизни, абсолютному безделью, когда за тебя всегда может все сделать Захар – такой же ленивый и медлительный, как и его барин. Даже когда Илья Ильич попадает в новую, городскую среду, он не желает менять своего образа жизни и начинать интенсивно работать. Обломов просто закрывается от окружающего мира и создает в своем воображении некий идеализированный прототип Обломовки, в котором и продолжает «жить».
    Детство Штольца проходит иначе, что обусловлено, прежде всего, корнями героя – строгий отец-немец старался воспитать из сына достойного буржуа, который мог бы всего в жизни добиваться самостоятельно, не боясь никакой работы. Утонченная мать Андрея Ивановича, напротив, хотела, чтобы сын добился блестящей светской репутации в обществе, поэтому с малых лет прививала ему любовь к книгам и искусствам. Все это, а также регулярно проводимые в поместье Штольцев вечера и приемы гостей повлияли на маленького Андрея, сформировав экстравертную, образованную и целеустремленную личность. Героя интересовало все новое, он умел уверенно двигаться вперед, поэтому после окончания университета с легкостью занял свое место в обществе, став для многих незаменимым человеком. В отличие от Обломова, который любую активность воспринимал как отягощающую необходимость (даже университетские занятия либо чтение длинной книги), для Штольца его деятельность была импульсом для дальнейшего личностного, социального и карьерного развития.

    Сходства и различия образа жизни героев

    Если различия в образах жизни Ильи Обломова и Андрея Штольца заметны и очевидны почти сразу, соотносясь соответственно как пассивный, ведущий к деградации образ жизни и активный, нацеленный на всестороннее развитие, то их сходство просматривается только после подробного анализа персонажей. Оба героя являются «лишними» людьми для своей эпохи, они оба живут не в настоящем времени, а потому находятся в постоянном поиске себя и своего истинного счастья. Интровертный, медлительный Обломов всеми силами держится за свое прошлое, за «райскую», идеализированную Обломовку – место, где ему всегда будет хорошо и спокойно.
    Штольц же стремится исключительно в будущее. Он воспринимает свое прошлое как ценный опыт и не пытается за него цепляться. Даже их дружба с Обломовым полна неосуществимых планов на будущее – о том, как можно преобразить жизнь Ильи Ильича, сделать ее более яркой и реальной. Штольц всегда на шаг впереди, поэтому ему трудно быть для Ольги идеальным мужем (впрочем, «лишняя» природа Обломова в романе также становится препятствием к развитию отношений с Ольгой).
    Подобная оторванность от окружающих и внутреннее одиночество, которое Обломов заполняет иллюзиями, а Штольц мыслями о работе и самосовершенствовании, и становятся основой их дружбы. Персонажи неосознанно друг в друге видят идеал собственного существования, при этом полностью отрицая образ жизни своего друга, считая его то слишком активным и насыщенным (Обломова расстраивало даже то, что приходится долго ходить в сапогах, а не в привычных ему мягких тапках), то чрезмерно ленивым и бездеятельным (в конце романа Штольц говорит, что именно «обломовщина» сгубила Илью Ильича).

    Заключение

    На примере образа жизни Обломова и Штольца Гончаров показал, как могут различаться судьбы людей, выходцев из одного социального слоя, но получивших разное воспитание. Изображая трагизм обоих персонажей, автор показывает, что человек не может жить, спрятавшись от всего мира в иллюзии либо чрезмерно отдавая себя другим, вплоть до душевного истощения, – чтобы быть счастливым, важно найти гармонию между этими двумя направлениями.
    Образ жизни Обломова и Штольца в романе «Обломов» Гончарова, сходства и различия | источник

  9. Сочинение «Образ Обломова» – это краткий анализ произведения Гончарова и сравнительная характеристика главного героя с другими персонажами.
    В романе автор отобразил специфические особенности конца эпохи крепостничества. Главный герой – это собирательный образ. В годы, когда был издан роман, до принятия реформы, на которую так долго уповали просвещенные и передовые умы России, оставалось несколько лет. Однако время крепостных помещиков подходило к закату. Для людей, которые не представляли иного существования, преобразования в обществе стали настоящей трагедией. Перед тем как приступать к выполнению такого задания, как сочинение («Образ Обломова»), следует ознакомиться в общих чертах с главными историческими событиями второй трети девятнадцатого века.

    Квартира Обломова

    В начале произведения Гончаров знакомит читателя с бытом героя и его окружением. Роман начинается с описания квартиры Обломова. Детальное изображение жилища этого персонажа раскрывает его внутренний мир. Недаром автор говорит, что если бы не тапки, находящиеся рядом с кроватью, не сигара, оставленная рядом, и не сам хозяин, возлежащий на диване, то можно было подумать, что в этой квартире давно никто не проживает. Все здесь находится в безжизненном запустении. Сочинение «Образ Обломова» предполагает глубокий анализ обстановки, в которой пребывает герой Гончарова. Без описания деталей, которые могут показаться на первый взгляд незначительными, не была бы полной характеристика персонажа.

    Захар

    Опочивальня главного героя представляет собой неопрятную комнату, которая передает внутренний мир ее хозяина. Сам Обломов периодически выкрикивает имя своего слуги, в результате чего является человек, внешний вид которого также оставляет желать лучшего. Захар являет собой не только образ лакея, который полностью соответствует неприглядной обстановке комнаты. Этот человек – часть крепостнического прошлого. Характеристика этого персонажа дополняет образ Обломова. Сочинение о герое знаменитого романа Гончарова не может обойти описание своеобразного общения слуги со своим хозяином. Захар обращается к барину весьма откровенно, без лицемерия и подобострастия. В разговорах со своим слугой Обломов обнаруживает свое отвращение к труду, слабость и безволие.

    Сны

    В первой части романа герой почти не встает с дивана. Он проводит время лежа, предаваясь праздным мечтам, красочным приятным грезам. Сон, как ничто иное, ярко характеризует образ Обломова.
    Сочинение по произведению Гончарова следует дополнить описанием грез этого безвольного героя. Ведь они становятся частью его жизни. Главной особенностью, а вместе с тем и трагедией этого человека является то, что в реальной жизни он не ощущает той уверенности и комфорта, которые он испытывает в созданном им мире. Воспоминания о счастливом детстве в представление об идеальной семейной жизни превратил Илья Обломов.
    Сочинение «Образ Обломова» можно начинать и с биографии этого героя. Ведь именно жизненный уклад в родовом поместье сформировал личность этого человека.

    Детство и родная деревня

    С образом Обломова связана главная идея произведения Гончарова. Один из современных автору критиков отнес этого героя к категории «лишних людей». Детство и юность Илья Ильич провел в родной Обломовке. Деревня эта осталась навсегда в сердце его как дивный и почти сказочный край. Здесь не было живописных гор и синих морей, но они и ни к чему. Ведь люди жили здесь, как в раю.
    Время в Обломовке как будто остановилось. Жизнь протекает тихо, мирно, по особому распорядку. Что ни день, так чьи-то именины или какой-нибудь праздник. С детства был отучен от самостоятельных действий Илья Обломов. Сочинение «Образ Обломова» – это не просто характеристика одного из самых известных русских персонажей. В этой работе автор должен отразить трагедию представителей последнего поколения крепостных помещиков, которые с детства привыкли к безделью и были настолько не приспособлены к жизни в городе, что, оказавшись в Москве или Петербурге, они обнаруживали себя на обочине социальной жизни. Подобные проблемы переживали, несомненно, не все потомки помещиков. Быть может, несколько преувеличенным является образ Обломова в романе.
    «Обломов» – сочинение Гончарова, которое показало читателям судьбу человека, трагедией которого является его бездействие и невозможность приспособиться к новым условиям социальной жизни.

    Другой мир

    Илья Ильич вырос в атмосфере, где царили благодушие, лень, праздность, пустословие. В поместье не принято было интересоваться последними новостями. Огромное внимание уделялось сну и трапезам, которые являлись чуть ли не смыслом жизни. Маленькому барину няня рассказывала перед сном дивные сказочные истории. И так случилось, что волшебные сказания смешались у него с восприятием окружающего мира. И когда Обломов прибыл в Петербург, он был неприятно поражен тем, что люди, которые его окружают, ведут образ жизни совсем иной. Этот мир был настолько непонятен герою, что он решил скрыться от него с помощью грез и бесплодных мечтаний.

    Антипод Обломова

    Андрей Штольц является противоположностью Обломова. Этот герой – человек деятельный, разум в его жизни преобладает над чувствами. На протяжении всего повествования автор стремится понять, отчего эти люди настолько различны.
    Антипод Обломова имеет немецкое происхождение. Но, несомненно, расхождение во взглядах не является следствием национальной принадлежности. Штольц – сын небогатого немца. В его семье труду отводилась главенствующая роль. С детства Андрея приучали к труду. Безделье в его понимании является чуть ли не самым страшным проступком. Штольц не склонен к философским рассуждениям, он не любит мечтать и предаваться пустым размышлениям. Он трудится всю жизнь. Однако беда Штольца заключается в том, что нет у него высокой цели. Он трудится ради труда. Только потому, что не представляет иного существования.
    Что роднит с этим героем образ Обломова в романе «Обломов»? Сочинение, посвященное главному персонажу произведения Гончарова, как уже было сказано, нужно дополнить сравнительной характеристикой. И если внимательно рассмотреть жизнь этих двух героев, становится ясно, что оба они являются жертвами воспитания. Родители сделали из Обломова патологического лентяя и мечтателя. Отец Штольца воспитал в сыне похвальное трудолюбие, но не привил способности ценить прекрасное, наслаждаться жизнью.

    Любовь

    Не лишен романтических черт образ Обломова в романе. Сочинение о нем – это художественный анализ литературного героя, которого могла бы спасти любовь, но жестокость окружающего мира стала сильнее этого чувства. Ольга Ильинская полюбила Илью Ильича, но предпочла более здравомыслящего Штольца.
    Трагичен и безнадежен образ Обломова. Сочинение, краткое изложение и анализ романа позволят понять глубину бессмертного произведения Гончарова. А также актуальность темы, которую поднял русский писатель более ста пятидесяти лет назад. Ведь «Обломовы» существуют и в наши дни.

  10. Перед человеком в течение жизни открывается очень много возможностей. В зависимости от способностей и возможностей, силы духа и целей в жизни, каждый из нас выбирает свой собственный путь. Кто-то посвящает себя карьере, кто-то – семье, кто-то – общественной деятельности и так далее… А кто-то предпочитает ничего не делать и лежать на диване. И это его право, ведь каждый сам решает, как жить.
    Главный герой романа Гончарова «Обломов» выбрал последний вариант. Он лежит и спит, и ни дружба, ни любовь не могут пробудить и поднять его. В распорядке дня Обломова отразилась, по сути, часть русской жизни. Это, по словам Добролюбова, «совершенный русский тип, отчеканенный с беспощадною строгостию и правильностью; сказалось новое слово нашего общественного развития, произнесенное ясно и твердо, с полным сознанием истины».
    Физическое бездействие – своеобразный выбор Обломова. Но во многом он вынужденный. Какие перспективы были ему открыты? Кем он мог бы стать в современном ему обществе?
    В начале романа Илья Ильич Обломов целыми днями лежит на диване и мечтает, как бы все дела сами собой сделались. Можно сказать, что главный герой болен. И болезнь его – обломовщина! Симптомы этой болезни заключаются в абсолютном бездействии, происходящем от равнодушия ко всему, что делается на свете. Все, о чем мечтает Обломов, – «а хорошо бы, если бы вот это сделалось». Как много говорит эта фраза! Сделалось бы! Само собой! Без его участия!
    Даже внешность героя подчеркивает его лень и безвольность: «Обломов как-то обрюзг не по летам… Тело его казалось слишком изнеженным для мужчины». Любимый костюм Обломова – это широкий восточный халат, из которого он бы никогда не вылезал, если бы мог. Физическое или волевое движение для Обломова невероятно тяжело. Поэтому все свои дела он поручает слуге Захару или управляющему, который обманывает его.
    Обломова с детства приучили к тому, что всё за него должны делать другие. Из сна Ильи Ильича мы узнаем, что он был бойким и интересующимся мальчиком, но вся атмосфера Обломовки, его родной деревни, где царил «какой-то всепоглощающий, ничем непобедимый сон, истинное подобие смерти», заглушили в нем всякие порывы к действию. А сказки, рассказанные нянькой, населили «воображение мальчика странными призраками; боязнь и тоска засели надолго, может быть навсегда, в душу». С тех пор он «все мечтает о той волшебной стороне, где нет зла, хлопот, печалей, где живет Милитриса Кирбитьевна, и где так хорошо кормят и одевают даром…»
    Такую бездеятельность Илья Ильич выбрал себе сам. Он не хотел жить так, как живет все остальное светское общество. Мы видим, что это за жизнь, из первых сцен романа, когда к Обломову приходят визитеры. Своих гостей он встречает фразой: «Не подходите, не подходите: вы с холоду!» Эта фраза символична, она обозначает холод не только физический, но и духовный, который царит в светском обществе. И на самом деле, суета гостей Ильи Ильича бессмысленна. Франт Волков живет лишь мыслью о лошадях и о новом покрое платья. Это единственное, в чем заключается его смысл жизни. Начальник отделения канцелярии Судьбинский – «бумажная крыса». Журналист Пенкин пишет обо всем и ни о чем. Но считает, что занят очень важным делом. А Тарантьев – просто подлый человек, который в дальнейшем сыграет трагическую роль в судьбе Ильи Ильича. Как-то не укладывается в голове, что Обломов с его доброй и бесхитростной душой мог бы жить так, как жили эти «светские» люди.
    Я думаю, что изначально Обломову было свойственно духовное развитие. Но постепенно, с его физическим «замиранием», Илья Ильич останавливался и в своем духовном движении. Но, в любом случае, герой не использовал все свои возможности из-за безволия и страха перед жизнью, которые воспитала в нем Обломовка. Такой образ жизни, беззаботное детство, было присуще многим дворянам того времени. Среда и воспитание убили в Обломове все ростки деятельности и активности, но не убили истинно русскую душу.
    Безусловно, Илья Ильич болен «обломовщиной», и эта болезнь лишила его выбора. Ведь выбирать – значит думать, анализировать, просчитывать варианты развития… Зачем? Если вместо этого можно лежать на диване и ничего не делать? Трагедия Обломова в том, что он хочет многого, но не хочет ничего для этого сделать. Если бы мы ничего не хотели, не было бы и противоречия между бездеятельностью и амбициями. И тогда нашей болезнью была бы не обломовщина, а серость и безликость.
    Таким образом, Обломов не стал известным журналистом, писателем, предпринимателем, чиновником или кем-либо другим. С другой стороны, он не желал никому зла, он усыновил детей Агафьи Пшеницыной и воспитывал их на свои деньги. Возможно, делать добро другим – это и есть тот единственный путь, который он выбрал для себя.
    Беру!

  11. 1. Образ жизни Ильи Ильича.
    2. Образ Обломова и окружающие.
    3. Что такое обломовщина?
    Илья Ильич Обломов живет в большом доме на Гороховой улице. Это молодой человек, помещик «лет тридцати двух от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица… мягкость была господствующим и основным выражением, не лица только, а всей души; а душа так открыто и ясно светилась в глазах, в улыбке, в каждом движении головы, руки».
    Образ Обломова предпочитает удобный халат, в котором он ходит дома без жилета и галстука. Его времяпровождение одинаково для любого времени суток: Илья Ильич почти всегда лежит. Он не находит в себе сил даже встать и умыться. Гончаров сравнивает своего героя с больным, говоря, что лежание и для больного, и для Обломова – насущная необходимость. В доме все идет без участия в этом Обломова, даже старый слуга Захар, который воспитывал его с детства и живет с ним до сих пор, не следит за порядком. Он сам решил, что входит в его обязанности, и ничего другого делать не будет.
    Все пущено на самотек, Илье Ильичу, конечно, нравится чистота, но он предпочел бы, чтобы она возникала сама собой. Из деревни Обломовки, вотчины Ильи Ильича, приходит письмо: староста пишет, что мужики разбредаются, урожая нет, и, значит, денег Обломовка принесет меньше. Очевидно, что староста не чист на руку, но Обломов не может ни поехать разобраться на месте, ни написать ему ответ. Сначала для ответа есть пыл, но нет бумаги, потом, когда бумагу для письма находят, пропадает пыл. То надо завтракать, то чернила кончились. Так же движется переезд с квартиры, которую хозяева собираются ремонтировать, и поиски нового жилья.
    Обломов живет в Петербурге двенадцатый год. Он понемногу отдаляется от общества, ограничиваясь общением с приходящими к нему знакомыми. Сначала он был полон готовности поступить на службу, но она вскоре разочаровала: нудно писать бесконечные бумаги. Раньше он понимал служебные отношения почти как семейные, думал, что начальник должен о нем заботиться как о самом себе, быть как отец родной. Но иллюзии рухнули, когда Обломов, канцелярский чиновник, случайно отправил важный документ вместо Астрахани в Архангельск, перепутав города. Илыо Ильича не уволили, но он сам, опасаясь выговора от начальства, сказался больным и потом, так и не выйдя на службу, уволился.
    В обществе своенравный Образ Обломова тоже не ужился, ему постепенно надоедает ходить на вечера, тяжко надевать фрак и бриться каждый день. С женщинами он не имел близких отношений, только кланялся на расстоянии. Вытащить в люди со временем его мог только Штольц, а его часто не было в городе. Поэтому все больше времени Обломов был дома. Он отвык от выходов и опасался их, так как не привык к многолюдной суете. Если даже и загорается искорка в Обломове, то его решимости хоть немного изменить свою жизнь хватает ненадолго.
    Читать ему тяжело, закладка в книге может лежать на одном месте долгое время, даже сама книжка неизвестно где потеряется, пока Обломов «читает» ее. Увлечение поэзией прошло бесследно. Глядя на Штольца, Образ Обломова заражается его юношеским жаром, но быстро охладевает, если Штольц не будет контролировать его ежечасно.
    Гончаров сравнивает голову своего героя с библиотекой из разрозненных томов разного содержания. Обломов в минуты душевного подъема, приободренный Штольцем, серьезно думает о своем предназначении, ищет свое место в жизни. Но все заканчивается мечтами на диване. Внутренняя его жизнь кипит, Илья Ильич воображает себя великим полководцем, художником, мыслителем. Но все вокруг по-чему-то считают, что он ничем не занимается. В конце концов Обломов думает о тихом семейном счастье и заботах об имении, мысленно чертит планы и составляет сметы. Так продолжается несколько лет.
    Вокруг Обломова кипит жизнь, его навещают знакомые, рассказывают о свадьбах, о повышении по службе, куда-то псе время приглашают. Он неподвижен. Илья Ильич принимает визитеров, чтобы было, кому пожаловаться и попросить поднять платок, почитать книг)’ или написать письмо. Врач говорит, что при таком образе жизни Обломов через два-три года умрет от удара. Рекомендует ему не читать, избегать мыслей, больше гулять, заниматься танцами и охотой, съездить за границу. Но Образ Обломова не способен к таким решительным шагам.
    Ему помогает Штольц, знакомя его с Ольгой, ради которой Образ Обломова стал более подвижный образ жизни. Но отношения не завершились свадьбой, как мечталось: он не выдержал этот ритм. Идиллия жизни Обломова возникает в его сне: тихая сонная деревня Обломовка, где людей ничто не волнует, даже гроза приходит в установленное время. Особенно поражает картина всеобщего послеобеденного сна, который, как повальная болезнь. Обломов с детства впитывал отношение окружающих, не обремененных делами, к жизни, и это принесло свой результат.
    Ближе всего Обломову верный слуга Захар и приятель Андрей Штольц. Для Захара его барин выше всех. Штольц по отцу — немец, по матери — русский, получил трудовое практическое воспитание, отличное от обломовского. Он много успел: служил и вышел в отставку, нажил дом и деньги. Образ Обломова же, по словам Штольца, как ком теста. Андрей возит его всюду с собой, но Обломов устает и говорит, что его идеал – жениться, уехать в деревню и неторопливо жить там. Штольц говорит ему, что это не жизнь, а обломовщина. Этим и заканчивается жизнь Ильи Ильича: он обретает свою мечту в доме Агафьи Пшеницыной, которая не требует от него изменений в жизни.
    Добролюбов в статье «Что такое обломовщина» осуждал «апатичного» барина, говорил о косности крепостнической России, увидел в «Обломове» ее распад. Герой для Добролюбова – «живой, современный русский тип, отчеканенный с беспощадной строгостью и правильностью». Он причислил Обломова к «лишним людям» – Онегину, Печорину, Рудину, Бельтову.
    Эстетическая критика видела в герое чистую, нежную натуру. Обломовщина — типично национальное явление, это обычный для провинциальных дворян путь. Служба в департаменте не по силам Обломову, который предпочел карьере лежание на диване. Первая часть романа описывает болезнь, а вторая дает ей объяснение. Царство крепостной России — вот истоки обломовской апатии, бездеятельности, страха перед жизнью. Обломовщина – это выражение общественного неустройства крепостнической России. Ее причина – привычка получать все даром, без труда.
    Обломов, как писал Гончаров — «воплощение сна, застоя, неподвижности, мертвой жизни, — переползание изо дня в день, в одном лице и одной обстановке, и при этом Образ Обломова вобрал главные черты национального характера… как лучшие, так и худшие».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *