Сочинение на тему образ ольги ильинской в романе обломов

10 вариантов

  1. Когда Ольга знакомится с Обломовым, то ей кажется, что она сможет его полюбить и разбудить от многолетней спячки. Ильинская всячески пытается растормошить Обломова и на время ей это даже удается. Ольга просит от Обломова невозможного, он человек домашний, а она стремится в свет.
    Ольга ценит, что в Обломове нет цинизма и притворства, но ей хочется, чтобы он был похожим на Штольца. Ильинская больше выступает даже учителем для Обломова, чем любимой женщиной. Она всячески пытается его переделать, не понимая того, что тогда это уже будет не Обломов.
    Она напориста и упряма и всегда знает, чего хочет, Ильинская не хочет сидеть дома рядом с Обломовым и посвятить ему всю свою жизнь. Наоборот она хочет, чтобы они вместе шли к одной и той же цели, но, увы, этому не дано случиться. Ольга Ильинская создала для себя образ Обломова, которого она хотела бы видеть, но она не учла, что тогда Илье пришлось бы пожертвовать собой, а он к этому тоже не готов.
    Ольга Ильинская требовательна к окружающим, но и сама готова приложить массу усилий для своего саморазвития. Очень умная и самодостаточная женщина, которая считает, что каждый должен взять от жизни по максимуму. Ильинская никогда не тратила свое время впустую и стремилась к комфорту и уюту для себя.
    Поняв, что с Обломовым они слишком разные она без сомнений решает с ним расстаться, но вскоре понимает какой он хороший человек. Ольга Ильинская выходит замуж за лучшего друга Обломова Андрея Штольца, она выбрала себе подходящего мужчину. Штольц, как и Ольга знал, чего хочет и его жизнь похожа на бурную реку, поэтому они и сошлись. В браке со Штольцем Ольга обретает счастье, о котором она так мечтала, наконец-то она смотрит с любимым в одну сторону и он может стать главой семьи и взять ответственность за нее, чего не смог дать ей Обломов.
    Нельзя сказать о том, что Ольга была расчетливой и холодной, просто у каждого человека свои взгляды на жизнь и приоритеты в жизни.

    Сочинение Характеристика и образ Ольги Ильинской

    Известный российский критик Н. А. Добролюбов считал, что такой писатель как Гончаров является знатоком женских сердец. Гончаров удачно создал образ Ольги в своем творении «Обломов». По описанию Ольга не была красивой. У нее не было белой кожи, алых щек и губ. У нее не было внутреннего огня. В ней сочетались гармония и грация. По словам критика у Ольги были все качества, которые привлекали других писателей. У героини была естественная живая красота. Ольга была простой и имела свой взгляд на жизнь.
    В обществе Ольгу воспринимали как чужую. За счет своего ума и решительности девушка отстаивала свои права на поведение, жизненную позицию. Девушка не придерживалась общепринятых норм. Главный герой Обломов считал Ольгу настоящим идеалом женского образа. В отношениях Ольга видела в Обломове доверчивость, простоту и отсутствие всех условностей. Она не видит в Илье цинизма и находит в нем постоянное стремление к сочувствию. Героиня постоянно размышляла о том, как она влияет на Илью. Любовь стала для Ольги самой главной целью в жизни. Ради любви Ольга была готова пожертвовать всем. Ольга и ее возлюбленный требовали друг от друга слишком многого. Ольга желала, чтобы Обломов был похож на Штольца.  Героиня сама себя обманывала и знала, что их отношениям скоро придет конец.
    Ольга любила того Илью, которого создала у себя в мыслях и старательно пыталась его изменить. Конец отношений Ольги и Обломова Гончаров изобразил как трагедию. Героиня вышла замуж за Штольца. После замужества Ольга поняла, что рассудок и здравый смысл является самыми важными в жизни. Она была счастливой. Штольц стал для нее настоящей опорой и хорошим мужем. В браке Ольга стала чувствовать тоску. Деловая жизнь и деятельность супруга не давала возможности для развития души. Ольга в душе все еще любила Обломова. Ее не редко терзали душевные страдания.
    Если бы автор продолжил роман, то в конце из-за сильного характера Штольца, Ольга бы развелась с ним. Российский критик описывал Ольгу как современную женщину и подчеркивал в героине стремление к эгоистичным и благородным целям. Ольга всегда стремилась к идеалу. Девушка особо не любила супруга. Героиня смогла бы полюбить человека, если бы он каждый день развивался и радовал ее чем-нибудь новым. А Штольц выбрал размеренную, спокойную и стабильную жизнь. Без женского образа Ольги книга «Обломов» была бы не такой яркой. Образ Ольги полностью дополняет основного героя романа.

    Вариант 4

    Из под пера Александра Ивановича Гончарова вышло множество отличных произведений, которые даже спустя столько лет остаются признанными русским литературным обществом. Одним из них является роман «Обломов».
    Ольга Сергеевна Ильинская — главная героиня романа, юная красавица, о которой сейчас пойдет речь.
    В начале романа Ольга — двадцатилетняя дворянка, помещица и сирота. Она живет с теткой маленьком имении. Автор открыто говорит об Ильинской, как об особе с далеко не идеальной внешностью: высокая, без белизны щек и с неровными бровями, из-за которых на лбу появилась морщинка, но с таким блеском в глазах, какого нет у первых красавиц. Именно это отличает её от остальных девушек и это же приглянулось Обломову, а также её простота, искренность и неопытность. Ещё она умна. Получила хорошее образование и не стоит на месте. Ольга занимается саморазвитием, читает книги и имеет страсть к науке. В романе она превращается из юной наивной девушки во взрослую даму со своей точкой зрения и отношением к жизни. Всегда доводить задуманное до конца — черта, которая не покидает Ильинскую с возрастом.
    Влюбленность, которую она испытала по отношению к Илье Ильичу, оказалась ключевым моментом в жизни Ольги Сергеевны. Это чувство возникло в один момент. Она узнала об Обломове из рассказов своего друга, Штольца. Ильинская вообразила себя спасительницей, ангелом, что направит Илью Ильича на верный путь саморазвития и вечного движения, по которому шла она, заставила поверить в это самого Обломова, и у неё почти получилось. Они называли это любовью. Однако натура мужчины победила его любовь к ней. Она в первый раз в своей жизни сдалась.
    Позже Ольга находит идеал мужчины в Штольце. Он стал её другом, наставником и мужем. А он увидел в ней напарницу и ученицу, жену, которая тоже любит учиться, открывать что-то новое. Андрей Штольц делает предложение Ольге сразу же после расставания с Обломовым. Во многом благодаря новой любви она быстро забыла Илью Ильича.
    Образ Ольги Ильинской — это что-то новое и необычное, не вписывающееся в идеал женщины того времени. Она не привыкла закрываться от мира и тихо сидеть дома, занимаясь детьми и выпеканием пирожков, Ольга не является тенью мужа. Она сама по себе. Умна и независима. Для нее любовь стоит далеко не на первом месте и происходит из дружбы. К сожалению, общество 19 века не было готово принять образ такой женщины.

    Образ 5

    Образ Ольги Ильинской – один из центральных женских образов романа «Обломов» И.А. Гончарова.
    В начале романа мы видим ее совсем юной. Гончаров с теплотой рисует портрет Ольги, отмечая, что она не красавица, но ее можно сравнить со статуей грации и гармонии. Ольга привлекает своей простотой, естественностью. Она образованна, воспитана, разбирается в искусстве и науках, много читает и все время развивается. У нее постоянное стремление к активной деятельности.
    Любовь к Илье Ильичу Обломову, главному герою романа, возникла на почве стремлений перевоспитать Обломова. На него ей указал Штольц и при этом раскрыл его достоинства. У Обломова достаточно положительных качеств: он умен, образован, добр. Если бы не Штольц, Ольга не обратила бы никакого внимания на Обломова. Она решается на эксперимент, надеясь пробудить Обломова от лени. Ольге нравится роль «луча света» для Обломова. Очень быстро игра перерастает в истинное чувство. Любовь наполнила жизнь Ольги новым содержанием.
    Ольга продуманно ведет борьбу с привычками Обломова. Она всегда точно знает, чего хочет. Ольга много сделала, чтобы изменить Обломова, и добилась определенных успехов. Она не учла только, что борется с традициями, которые складывались в течение многих поколений. Обломов не способен заботиться ни о себе, ни о других. Когда он отодвигает вопрос о свадьбе, Ольга перестает ему верить. Душа Обломова не лежит к той жизни, которую ему предлагает Ольга. Она понимает, что его лень победила.
    Ольга взрослеет, набирается опыта после истории с Обломовым. За границей, куда она едет на лечение, встречается с Андреем Штольцем. Штольц не узнает в ней прежней юной девочки. Она очень переменчива, но всегда откровенна с Андреем. Он влюбляется в «новую» Ольгу, она становится его женой. Штольц соответствует ее идеалам мужа, он создал ей комфортную жизнь. Но Ольгу не удовлетворяет спокойная личная жизнь. Она мечтает о другой жизни и почти раскаивается в своем выборе, ей недостает Обломова. По мнению критика Н. Добролюбова, Ольга оставит и Штольца, когда перестанет в него верить.
    Образом Ольги Ильинской Гончаров решал проблему равенства женщины в правах с мужчиной. Добролюбов видел в ней передовую русскую женщину.

    Сочинение 6

    Гончаров написал большое количество разных произведений. Но самым интересным является произведение «Обломов». Здесь есть один завораживающий герой и им является девушка по имени Ольга. Она нравится многим мужчинам, вот только первому встречному свое сердце она не хочет отдавать и он для начала должен ее добиться. Автору удалось вместить в этот образ самые красивые и ценные черты, которые имеются в человеке.
    Хоть и Ольге совсем немного лет, но зато бог не обделил ее умом и красотой. Кроме этого она является еще и гордой и самолюбивой девушкой. Для того чтобы ее описать достаточно будет всего лишь нескольких фраз. В ней нет лжи, которая имеется у многих других людей, также она искренне переживает за каждого человека и старается всегда и во всем ему помочь, даже если он об этом не просит. Но, не смотря на все это, она является в этом мире лишним человеком. И это считается не отрицательным моментом, а наоборот положительным, ведь именно о такой женщине и мечтал автор произведения, а Штольц всегда восхищался такими женщинами.
    Больше всего на свете ей нравится изучать то, что еще не было изучено ею. Если выпала свободная минутка, то девушка займется либо чтением какой-нибудь новой книги, либо послушает песни и будет подпевать певцам. Никогда раньше Ольга не испытывала чувство любви, но вот однажды она накрыла ее с головой. Она влюбилась в Илью. Ей так хотелось поменять в его жизни все и вернуть к нормальной жизни, и чтобы он понял, что такое жить нормальной жизнью. Если другие видели в нем циничного человека, то наша главная героиня ничего такого не видела или просто не хотела видеть.
    Конечно, поменять человека очень тяжело и ей потребуется истратить не только энергию, но и предъявить упорство, но для девушки нет ничего невозможного, и спустя некоторое время ей все-таки это удается сделать, и Ольга очень довольна собой. Обломов вдруг понял, что есть и другой мир и в нем жить намного интереснее, чем в том, который он придумал себе сам. Теперь он не сидит просто дома, а посещает не только музеи, но и театры. Да и одежда теперь соответствует тому, куда он решил отправиться. Кроме этого Ольга всегда размышляет о том, как меняется Обломов и при этом растет духовно. Постепенно от той Ольги практически ничего не остается, ведь любовь полностью ее меняет. Теперь она не милая и не трогательная, как раньше. Она создала для себя идеального мужчину, который бы прекрасно ей подходил и делала все для того чтобы не разочароваться в нем.
    Пока девушка верила в него, то и любовь между ними была, но однажды она разочаровалась в нем, ведь он не оправдал ее надежд и любовь куда-то непонятно куда делась.
    Теперь-то она поняла, что если человек не хочет меняться, то поменять его будет очень сложно или практически невозможно. И тогда девушка нашла себе другого идеального мужчину, который был настоящим и очень сильно ее любил.

  2. Что же привлекает Ольгу в Обломове – его простота, его доверчивость. Он не избалован светской жизнью. Он не испорчен, не циничен. Но, такие разные личности не могут построить совместного счастья. Бездеятельность и лень Обломова пугают его. Он понимает, что ради семьи нужно двигаться, активничать, чем-то заниматься, к чему-то стремится. Поэтому, так и не решается изменить себя.
    Ольга во многом сочувствует Обломову. Возможно, это самое главное чувство, которое руководило ей. Она считает отношения с Ильей своей миссией. Чувство долга переполняло ее душу. В какой-то степени, она пыталась доказать всем, насколько ее кропотливый труд и работа над Обломовым тяжки. Она не готова была стать с ним на один жизненный путь. Оба героя ждут невозможного. Обломов хочет получить от женщины безграничные эмоции любви, а Ольга пытается завести, воодушевить Обломова. Ни того, ни другого не происходит. Ольга высказывает Илье мысли о том, что в его жизни все потеряно и больше ничего не изменить. Она решается на предложение Штольца и выходит за него замуж. Она счастлива, но иногда, ее сердце переполняет тоска и грусть. Часть души, которая любила Обломова, умирает в Ольге.
    Образ Ольги – это живой образ, жизненный и настоящий. Это один из самых знаменитых женских образов того времени, тех произведений.

  3. Введение
    Любовь к Обломову
    Ольга и Штольц
    Заключение

    Введение

    Ольга Ильинская в романе Гончарова «Обломов» является наиболее ярким и сложным женским персонажем. Знакомясь с ней как с юной, только развивающейся девушкой, читатель видит ее постепенное взросление и раскрытие как женщины, матери, самостоятельной личности. При этом полная характеристика образа Ольги в романе «Обломов» возможна только при работе с цитатами из романа, максимально емко передающими внешность и индивидуальность героини:
    «Если б ее обратить в статую, она была бы статуя грации и гармонии. Несколько высокому росту строго отвечала величина головы, величине головы – овал и размеры лица; все это, в свою очередь, гармонировало с плечами, плечи – с станом…».
    При встрече с Ольгой люди всегда на мгновение останавливались «перед этим так строго и обдуманно, артистически созданным существом».
    Ольга получила хорошее воспитание и образование, разбирается в науках и искусстве, много читает и находится в постоянном развитии, познании, достижении новых и новых целей.
    Эти ее черты отразились на внешности девушки: «Губы тонкие и большею частию сжатые: признак непрерывно устремленной на что-нибудь мысли. То же присутствие говорящей мысли светилось в зорком, всегда бодром, ничего не пропускающем взгляде темных, серо-голубых глаз», а неровно расположенные тонкие брови создавали маленькую складку на лбу «в которой как будто что-то говорило, будто там покоилась мысль». Все в ней говорило о собственном достоинстве, внутренней силе и красоте: « Ходила Ольга с наклоненной немного вперед головой, так стройно, благородно покоившейся на тонкой, гордой, шее; двигалась всем телом ровно, шагая легко, почти неуловимо».

    Любовь к Обломову

    Образ Ольги Ильинской в «Обломове» предстает в начале романа как еще совсем юной, мало знающей девушки, с широко открытыми глазами смотрящей на окружающий мир и старающейся познавать его во всех проявлениях. Переломным моментом, ставшим для Ольги переходом от детской стеснительности и некого смущения (как это было при общении со Штольцем), стала любовь к Обломову. Прекрасное, сильное, вдохновляющее чувство, молниеносно вспыхнувшее между возлюбленными, было обречено на расставание, так как Ольги и Обломов не хотели принимать друг друга такими, какими они есть на самом деле, культивируя в себе чувство к полуидеальным прообразам реальных героев.
    Для Ильинской любовь к Обломову была связана не с теми женственными нежностью, мягкостью, принятием и заботой, которых ждал от нее Обломов, а долгом, необходимость поменять внутренний мир возлюбленного, сделать его абсолютно другим человеком:
    «Она мечтала, как “прикажет ему прочесть книги”, которые оставил Штольц, потом читать каждый день газеты и рассказывать ей новости, писать в деревню письма, дописывать план устройства имения, приготовиться ехать за границу – словом, он не задремлет у нее; она укажет ему цель, заставит полюбить опять все, что он разлюбил».
    «И все это чудо сделает она, такая робкая, молчаливая, которой до сих пор никто не слушался, которая еще не начала жить!»
    Любовь Ольги к Обломову – была основана на эгоизме и амбициях героини. Более того, ее чувства к Илье Ильичу трудно назвать истинной любовью – это была скоротечная влюбленность, состояние вдохновения и подъема перед новой вершиной, которую она хотела достичь. Для Ильинской на самом деле не были важны чувства Обломова, она хотела сделать из него свой идеал, чтобы затем гордиться плодами своих трудов и, возможно, напоминать ему после, что всем, что он имеет, обязан именно Ольге.

    Ольга и Штольц

    Отношения Ольги и Штольца развивались с нежной, трепетной дружбы, когда Андрей Иванович был для девушки учителем, наставником, фигурой вдохновляющей, по-своему далекой и недоступной: «Когда у ней рождался в уме вопрос, недоумение, она не вдруг решалась поверить ему: он был слишком далеко впереди ее, слишком выше ее, так что самолюбие ее иногда страдало от этой недозрелости, от расстояния в их уме и летах».
    Брак со Штольцем, который помог ей оправиться после расставания с Ильей Ильичем, был логичен, так как герои очень схожи по характеру, жизненным ориентирам и целям. Тихое, спокойное, бесконечное счастье виделось Ольге в совместной жизни со Штольцем:
    «Она испытывала счастье и не могла определить, где границы, что оно такое».
    « Она тоже шла одиноко, незаметной тропой, также на перекрестке встретился ей он, подал руку и вывел не в блеск ослепительных лучей, а как будто на разлив широкой реки, к пространным полям и дружески улыбающимся холмам»
    Прожив несколько лет вместе в безоблачном, бесконечном счастье, видя в друг друге те идеалы, о которых всегда грезили и тех людей, которые им являлись во снах, герои начали словно отдаляться друг от друга. Штольцу стало тяжело тянуться за пытливой, непрерывно стремящейся вперед Ольгой, а женщина «стала строго замечать за собой и уловила, что ее смущала эта тишина жизни, ее остановка на минутах счастья», задаваясь вопросами: «Ужели еще нужно и можно желать чего-нибудь? Куда же идти? Некуда! Дальше нет дороги… Ужели нет, ужели ты совершила круг жизни? Ужели тут все… все…». Героиня начинает разочаровываться в семейной жизни, в женском предназначении и в той судьбе, которая была уготована ей с самого рождения, но продолжает верить в своего сомневающегося мужа и в то, что их любовь будет держать их вместе даже в самый трудный час:
    « Та неувядающая и негибнущая любовь лежала могуче, как сила жизни, на лицах их – в годину дружной скорби светилась в медленно и молча обмененном взгляде совокупного страдания, слышалась в бесконечном взаимном терпении против жизненной пытки, в сдержанных слезах и заглушенных рыданиях».
    И хотя Гончаров не описывает в романе, как сложились дальнейшие отношения Ольги и Штольца, можно кратко предположить, что женщина спустя какое-то время либо ушла от мужа, либо оставшуюся жизнь прожила несчастной, все более погружаясь в разочарование от недостижимости тех высоких целей, о которых мечтала в юности.

    Заключение

    Образ Ольги Ильинской в романе «Обломов» Гончарова – это новый, в какой-то мере феминистичный тип русской женщины, которая не хочет закрываться от мира, ограничивая себя хозяйством и семьей. Краткая характеристика Ольги в романе – женщина-искатель, женщина-новатор, для которой «рутинное» семейное счастье и «обломовщина» были действительно самыми ужасающими и пугающими вещами, способными привести к деградации и застою ее направленной вперед, познающей личности. Для героини любовь была чем-то второстепенным, проистекающим из дружбы или вдохновения, но не самобытным, ведущим чувством, а уж тем более не смыслом жизни, как у Агафьи Пшеницыной.
    Трагичность образа Ольги состоит в том, что общество 19 века еще не было готово к появлению сильных женских личностей, способных менять мир наравне с мужчинами, поэтому ее все равно бы ожидало то самое усыпляющее, однообразное семейное счастье, которого девушка так опасалась.
    Характеристика образа Ольги Ильинской в романе «Обломов» Гончарова | источник

  4. “Разбирать женские образы, созданные И. А. Гончаровым, значит предъявлять претензию быть великим знатоком женского сердца”, — заметил один из наиболее проницательных русских критиков — Н. А. Добролюбов. Действительно, образ Ольги Ильинской можно назвать несомненной удачей Гончарова-психолога. В нем воплотились не только лучшие черты русской женщины, но и все лучшее, что видел писатель в русском человеке вообще.
    “Ольга в строгом смысле не была красавица, то есть не было ни белизны в ней, ни яркого колорита щек и губ, и глаза не горели лучами внутреннего огня… Но если б ее обратить в статую, она была бы статуя грации и гармонии” — именно так, всего в нескольких деталях дает И. А. Гончаров портрет своей героини. И уже в нем мы видим те черты, которые всегда привлекали русских писателей в любой женщине: отсутствие искусственности, красоту не застывшую, а живую. “В редкой девице, — подчеркивает автор, — встретишь такую простоту и естественную свободу взгляда, слова, поступка… Ни жеманства, ни кокетства, никакой лжи, никакой мишуры, ни умысла”.
    Ольга чужая в своей среде. Но она не жертва, потому что в ней есть и ум, и решительность, чтобы отстаивать право на свою жизненную позицию, на поведение, не ориентированное на общепринятые нормы. Не случайно Обломов воспринял Ольгу как воплощение того идеала, о котором он грезил. Едва Ольга спела “Casta diva”, он сразу “узнал” ее. Не только Обломов “узнал” Ольгу, но и она его. Любовь для Ольги становится не только испытанием. “Где она брала уроки жизни?” — с восхищением думает о ней Штольц, который любит Ольгу именно такую, преображенную любовью.
    Именно отношения главного героя романа с Ольгой позволяют нам глубже понять характер Ильи Обломова. Именно Ольгин взгляд на своего возлюбленного помогает читателю посмотреть на него так, как того хотел автор.
    Что же видит Ольга в Обломове? Ум, простоту, доверчивость, отсутствие всех тех светских условностей, которые также чужды ей. Она чувствует, что в Илье нет цинизма, но есть постоянное стремление к сомнению и сочувствию. Но Ольге и Обломову не суждено быть счастливыми.
    Обломов предчувствует, что их с Ольгой отношения не могут всегда быть их личным делом; они непременно обернутся множеством условностей, обязанностей. Надо будет “соответствовать”, заниматься делами, стать членом общества и главой семьи и так далее. Штольц и Ольга упрекают Обломова в бездеятельности, а он в ответ лишь дает несбыточные обещания или улыбается “как-то жалко, болезненно-стыдливо, как нищий, которого упрекнули его наготой”.
    Ольга постоянно размышляет не только о своем чувстве, но и о влиянии на Обломова, о своей “миссии”: “И все это чудо сделает она, такая робкая, молчаливая, которой до сих пор никто не слушался, которая еще не начала жить!” И любовь становится для Ольги долгом, а потому уже не может быть безоглядной, стихийной. Больше того, Ольга не готова пожертвовать ради любви всем. “Тебе хотелось бы узнать, пожертвовала ли бы я тебе своим спокойствием, пошла ли бы я с тобой по этому пути?.. Никогда, ни за что!” — решительно отвечает она Обломову.
    Обломов и Ольга ждут друг от друга невозможного. Она от него — деятельности, воли, энергии; в ее представлении он должен стать похожим на Штольца, но только сохранив при этом лучшее, что есть в его душе. Он от нее — безоглядной, самоотверженной любви. И оба они обманываются, убеждая себя, что это возможно, а потому неизбежен конец их любви. Ольга любит того Обломова, которого создала она сама в своем воображении, которого она искренне хотела создать в жизни. “Я думала, что оживлю тебя, что ты можешь еще жить для меня, — а ты уж давно умер”, — с трудом выговаривает Ольга суровый приговор и задает горький вопрос: “Кто проклял тебя, Илья? Что ты сделал? Что сгубило тебя? Нет имени этому злу…” “Есть, — отвечает Илья. — Обломовщина!” Трагедия Ольги и Обломова становится окончательным приговором тому явлению, которое изобразил Гончаров.
    Ольга выходит замуж за Штольца. Именно он сумел добиться того, что в душе Ольги здравый смысл, рассудок окончательно победили терзавшее ее чувство. Ее жизнь можно назвать счастливой. Она верит в своего мужа, а потому любит его. Но Ольга начинает чувствовать необъяснимую тоску. Механическая, деятельная жизнь Штольца не дает тех возможностей для движения души, которые были в ее чувстве к Обломову. И даже Штольц угадывает: “Узнав раз, его разлюбить невозможно”. С любовью к Обломову умирает часть души Ольги, она навсегда остается жертвой.
    “Ольга, по своему развитию, представляет высший идеал, какой только может теперь русский художник вызвать из теперешней русской жизни, живое лицо, только такое, каких мы еще не встречали”, — писал Добролюбов. Мы можем уверенно сказать, что Ольга Ильинская продолжает ту галерею прекрасных женских типов, которую открыла Татьяна Ларина и которыми будет восхищаться не одно поколение читателей.

  5. Образ Ольги
    Ильинской в романе И.А. Гончарова “Обломов”

    “Разбирать
    женские образы, созданные И. А. Гончаровым, значит предъявлять претензию быть
    великим знатоком венского сердца”, — заметил один из наиболее проницательных
    русских критиков — Н. А. Добролюбов. Действительно, образ Ольги Ильинской можно
    назвать несомненной удачей Гончарова-психолога. В нем воплотились не только
    лучшие черты русской женщины, но и все лучшее, что видел писатель в русском
    человеке вообще.
    “Ольга в
    строгом смысле не была красавица, то есть не было ни белизны в ней, ни яркого
    колорита щек и губ, и глаза не горели лучами внутреннего огня… Но если б ее
    обратить в статую, она была бы статуя грации и гармонии” — именно так, всего в
    нескольких деталях дает И. А. Гончаров портрет своей героини. И уже в нем мы
    видим те черты, которые всегда привлекали русских писателей в любой женщи-не:
    отсутствие искусственности, красоту не застывшую, а живую. “В редкой девице, — подчеркивает
    автор, — встретишь такую простоту и естественную свободу взгляда, слова,
    поступка… Ни жеманства, ни кокетства, никакой лжи, никакой мишуры, ни
    умысла”.
    Ольга чужая в
    своей среде. Но она не жертва, потому что в ней есть и ум, и решительность, чтобы
    отстаивать право на свою жизненную позицию, на поведение, не ориентированное на
    общепринятые нормы. Не случайно Обломов воспринял Ольгу как воплощение того
    идеала, о котором он грезил. Едва Ольга спела “Casta diva”, он сразу “узнал”
    ее. Не только Обломов “узнал” Ольгу*, но и она его. Любовь для Ольги становится
    не только испытанием. “Где она брала уроки жизни?” — с восхищением думает о ней
    Штольц, который любит Ольгу именно такую, преображенную любовью.
    Именно
    отношения главного героя романа с Ольгой позволяют нам глубже понять характер
    Ильи Обломова. Именно Ольгин взгляд на своего возлюбленного помогает читателю
    посмотреть на него так, как того хотел автор.
    Что же видит
    Ольга в Обломове? Ум, простоту, доверчивость, отсутствие всех тех светских
    условностей, которые также чужды ей. Она чувствует, что в Илье нет цинизма, но
    есть постоянное стремление к сомнению и сочувствию. Но Ольге и Обломову не
    суждено быть счастливыми.
    Обломов
    предчувствует, что их с Ольгой отношения не могут всегда быть их личным делом;
    они непременно обернутся множеством условностей, обязанностей. Надо будет
    “соответствовать”, заниматься делами, стать членом общества и главой семьи и
    так далее. Штольц и Ольга упрекают Обломова в бездеятельности, а он в ответ
    лишь дает несбыточные обещания или улыбается “как-то жалко,
    болезненно-стыдливо, как нищий, которого упрекнули его наготой”.
    Ольга постоянно
    размышляет не только о своем чувстве, но и о влиянии на Обломова, о своей
    “миссии”: “И все это чудо сделает она, такая робкая, молчаливая, которой до сих
    пор никто не слушался, которая еще не начала жить!” И любовь становится для
    Ольги долгом, а потому уже не может быть безоглядной, стихийной. Больше того,
    Ольга не готова пожертвовать ради любви всем. “Тебе хотелось бы узнать,
    пожертвовала ли бы я тебе своим спокойствием, пошла ли бы я с тобой по этому
    пути?.. Никогда, ни за что!” — решительно отвечает она Обломову.
    Обломов и Ольга
    ждут друг от друга невозможного. Она от него — деятельности, воли, энергии; в
    ее представлении он должен стать похожим на Штольца, но только сохранив при
    этом лучшее, что есть в его душе. Он от нее — безоглядной, самоотверженной
    любви. И оба они обманываются, убеждая себя, что это возможно, а потому
    неизбежен конец их любви. Ольга любит того Обломова, которого создала она сама
    в своем воображении, которого она искренне хотела создать в жизни. “Я думала,
    что оживлю тебя, что ты можешь еще жить для меня, — а ты уж давно умер”, — с
    трудом выговаривает Ольга суровый приговор и задает горький вопрос: “Кто
    проклял тебя, Илья? Что ты сделал? Что сгубило тебя? Нет имени
    этому злу…” “Есть, — отвечает Илья. — Обломовщина!” Трагедия Ольги и Обломова
    становится окончательным приговором тому явлению, которое изобразил Гончаров.
    Ольга выходит
    замуж за Штольца. Именно он сумел добиться того, что в душе Ольги здравый
    смысл, рассудок окончательно победили терзавшее ее чувство. Ее жизнь можно
    назвать счастливой. Она верит в своего мужа, а потому любит его. Но Ольга
    начинает чувствовать необъяснимую тоску. Механическая, деятельная жизнь Штольца
    не дает тех возможностей для движения души, которые были в ее чувстве к
    Обломову. И даже Штольц угадывает: “Узнав раз, его разлюбить невозможно”. С
    любовью к Обломову умирает часть души Ольги, она навсегда остается жертвой.
    “Ольга, по своему
    развитию, представляет высший идеал, какой только может теперь русский художник
    вызвать из теперешней русской жизни, живое лицо, только такое,
    каких мы еще не встречали”, — писал Добролюбов. Мы можем уверенно сказать, что
    Ольга Ильинская продолжает ту галерею прекрасных женских типов, которую открыла
    Татьяна Ларина и которыми будет восхищаться не одно поколение читателей.

    Список
    литературы

    Для подготовки
    данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/

  6. “Разбирать женские образы, созданные И. А. Гончаровым, значит предъявлять претензию быть великим знатоком женского сердца”, — заметил один из наиболее проницательных русских критиков — Н. А. Добролюбов. Действительно, образ Ольги Ильинской можно назвать несомненной удачей Гончарова-психолога. В нем воплотились не только лучшие черты русской женщины, но и все лучшее, что видел писатель в русском человеке вообще.
    “Ольга в строгом смысле не была красавица, то есть не было ни белизны в ней, ни яркого колорита щек и губ, и глаза не горели лучами внутреннего огня… Но если б ее обратить в статую, она была бы статуя грации и гармонии” — именно так, всего в нескольких деталях дает И. А. Гончаров портрет своей героини. И уже в нем мы видим те черты, которые всегда привлекали русских писателей в любой женщине: отсутствие искусственности, красоту не застывшую, а живую. “В редкой девице, — подчеркивает автор, — встретишь такую простоту и естественную свободу взгляда, слова, поступка… Ни жеманства, ни кокетства, никакой лжи, никакой мишуры, ни умысла”.
    Ольга чужая в своей среде. Но она не жертва, потому что в ней есть и ум, и решительность, чтобы отстаивать право на свою жизненную позицию, на поведение, не ориентированное на общепринятые нормы. Не случайно Обломов воспринял Ольгу как воплощение того идеала, о котором он грезил. Едва Ольга спела “Casta diva”, он сразу “узнал” ее. Не только Обломов “узнал” Ольгу, но и она его. Любовь для Ольги становится не только испытанием. “Где она брала уроки жизни?” — с восхищением думает о ней Штольц, который любит Ольгу именно такую, преображенную любовью.
    Именно отношения главного героя романа с Ольгой позволяют нам глубже понять характер Ильи Обломова. Именно Ольгин взгляд на своего возлюбленного помогает читателю посмотреть на него так, как того хотел автор.
    Что же видит Ольга в Обломове? Ум, простоту, доверчивость, отсутствие всех тех светских условностей, которые также чужды ей. Она чувствует, что в Илье нет цинизма, но есть постоянное стремление к сомнению и сочувствию. Но Ольге и Обломову не суждено быть счастливыми.
    Обломов предчувствует, что их с Ольгой отношения не могут всегда быть их личным делом; они непременно обернутся множеством условностей, обязанностей. Надо будет “соответствовать”, заниматься делами, стать членом общества и главой семьи и так далее. Штольц и Ольга упрекают Обломова в бездеятельности, а он в ответ лишь дает несбыточные обещания или улыбается “как-то жалко, болезненно-стыдливо, как нищий, которого упрекнули его наготой”.
    Ольга постоянно размышляет не только о своем чувстве, но и о влиянии на Обломова, о своей “миссии”: “И все это чудо сделает она, такая робкая, молчаливая, которой до сих пор никто не слушался, которая еще не начала жить!” И любовь становится для Ольги долгом, а потому уже не может быть безоглядной, стихийной. Больше того, Ольга не готова пожертвовать ради любви всем. “Тебе хотелось бы узнать, пожертвовала ли бы я тебе своим спокойствием, пошла ли бы я с тобой по этому пути?.. Никогда, ни за что!” — решительно отвечает она Обломову.
    Обломов и Ольга ждут друг от друга невозможного. Она от него — деятельности, воли, энергии; в ее представлении он должен стать похожим на Штольца, но только сохранив при этом лучшее, что есть в его душе. Он от нее — безоглядной, самоотверженной любви. И оба они обманываются, убеждая себя, что это возможно, а потому неизбежен конец их любви. Ольга любит того Обломова, которого создала она сама в своем воображении, которого она искренне хотела создать в жизни. “Я думала, что оживлю тебя, что ты можешь еще жить для меня, — а ты уж давно умер”, — с трудом выговаривает Ольга суровый приговор и задает горький вопрос: “Кто проклял тебя, Илья? Что ты сделал? Что сгубило тебя? Нет имени этому злу…” “Есть, — отвечает Илья. — Обломовщина!” Трагедия Ольги и Обломова становится окончательным приговором тому явлению, которое изобразил Гончаров.
    Ольга выходит замуж за Штольца. Именно он сумел добиться того, что в душе Ольги здравый смысл, рассудок окончательно победили терзавшее ее чувство. Ее жизнь можно назвать счастливой. Она верит в своего мужа, а потому любит его. Но Ольга начинает чувствовать необъяснимую тоску. Механическая, деятельная жизнь Штольца не дает тех возможностей для движения души, которые были в ее чувстве к Обломову. И даже Штольц угадывает: “Узнав раз, его разлюбить невозможно”. С любовью к Обломову умирает часть души Ольги, она навсегда остается жертвой.
    “Ольга, по своему развитию, представляет высший идеал, какой только может теперь русский художник вызвать из теперешней русской жизни; живое лицо, только такое, каких мы еще не встречали”, — писал Добролюбов. Мы можем уверенно сказать, что Ольга Ильинская продолжает ту галерею прекрасных женских типов, которую открыла Татьяна Ларина и которыми будет восхищаться не одно поколение читателей.

  7. Главная
    Рефераты – Сочинения по литературе
    Образ Ольги Ильинской в романе И.А. Гончарова “Обломов” – сочинение
    Образ Ольги Ильинской в романе И.А. Гончарова “Обломов”
    “Разбирать женские образы, созданные И. А. Гончаровым, значит предъявлять претензию быть великим знатоком венского сердца”, — заметил один из наиболее проницательных русских критиков — Н. А. Добролюбов. Действительно, образ Ольги Ильинской можно назвать несомненной удачей Гончарова-психолога. В нем воплотились не только лучшие черты русской женщины, но и все лучшее, что видел писатель в русском человеке вообще.
    “Ольга в строгом смысле не была красавица, то есть не было ни белизны в ней, ни яркого колорита щек и губ, и глаза не горели лучами внутреннего огня… Но если б ее обратить в статую, она была бы статуя грации и гармонии” — именно так, всего в нескольких деталях дает И. А. Гончаров портрет своей героини. И уже в нем мы видим те черты, которые всегда привлекали русских писателей в любой женщи-не: отсутствие искусственности, красоту не застывшую, а живую. “В редкой девице, — подчеркивает автор, — встретишь такую простоту и естественную свободу взгляда, слова, поступка… Ни жеманства, ни кокетства, никакой лжи, никакой мишуры, ни умысла”.
    Ольга чужая в своей среде. Но она не жертва, потому что в ней есть и ум, и решительность, чтобы отстаивать право на свою жизненную позицию, на поведение, не ориентированное на общепринятые нормы. Не случайно Обломов воспринял Ольгу как воплощение того идеала, о котором он грезил. Едва Ольга спела “Casta diva”, он сразу “узнал” ее. Не только Обломов “узнал” Ольгу*, но и она его. Любовь для Ольги становится не только испытанием. “Где она брала уроки жизни?” — с восхищением думает о ней Штольц, который любит Ольгу именно такую, преображенную любовью.
    Именно отношения главного героя романа с Ольгой позволяют нам глубже понять характер Ильи Обломова. Именно Ольгин взгляд на своего возлюбленного помогает читателю посмотреть на него так, как того хотел автор.
    Что же видит Ольга в Обломове? Ум, простоту, доверчивость, отсутствие всех тех светских условностей, которые также чужды ей. Она чувствует, что в Илье нет цинизма, но есть постоянное стремление к сомнению и сочувствию. Но Ольге и Обломову не суждено быть счастливыми.
    Обломов предчувствует, что их с Ольгой отношения не могут всегда быть их личным делом; они непременно обернутся множеством условностей, обязанностей. Надо будет “соответствовать”, заниматься делами, стать членом общества и главой семьи и так далее. Штольц и Ольга упрекают Обломова в бездеятельности, а он в ответ лишь дает несбыточные обещания или улыбается “как-то жалко, болезненно-стыдливо, как нищий, которого упрекнули его наготой”.
    Ольга постоянно размышляет не только о своем чувстве, но и о влиянии на Обломова, о своей “миссии”: “И все это чудо сделает она, такая робкая, молчаливая, которой до сих пор никто не слушался, которая еще не начала жить!” И любовь становится для Ольги долгом, а потому уже не может быть безоглядной, стихийной. Больше того, Ольга не готова пожертвовать ради любви всем. “Тебе хотелось бы узнать, пожертвовала ли бы я тебе своим спокойствием, пошла ли бы я с тобой по этому пути?.. Никогда, ни за что!” — решительно отвечает она Обломову.
    Обломов и Ольга ждут друг от друга невозможного. Она от него — деятельности, воли, энергии; в ее представлении он должен стать похожим на Штольца, но только сохранив при этом лучшее, что есть в его душе. Он от нее — безоглядной, самоотверженной любви. И оба они обманываются, убеждая себя, что это возможно, а потому неизбежен конец их любви. Ольга любит того Обломова, которого создала она сама в своем воображении, которого она искренне хотела создать в жизни. “Я думала, что оживлю тебя, что ты можешь еще жить для меня, — а ты уж давно умер”, — с трудом выговаривает Ольга суровый приговор и задает горький вопрос: “Кто проклял тебя, Илья? Что ты сделал? Что сгубило тебя? Нет имени этому злу…” “Есть, — отвечает Илья. — Обломовщина!” Трагедия Ольги и Обломова становится окончательным приговором тому явлению, которое изобразил Гончаров.
    Ольга выходит замуж за Штольца. Именно он сумел добиться того, что в душе Ольги здравый смысл, рассудок окончательно победили терзавшее ее чувство. Ее жизнь можно назвать счастливой. Она верит в своего мужа, а потому любит его. Но Ольга начинает чувствовать необъяснимую тоску. Механическая, деятельная жизнь Штольца не дает тех возможностей для движения души, которые были в ее чувстве к Обломову. И даже Штольц угадывает: “Узнав раз, его разлюбить невозможно”. С любовью к Обломову умирает часть души Ольги, она навсегда остается жертвой.
    “Ольга, по своему развитию, представляет высший идеал, какой только может теперь русский художник вызвать из теперешней русской жизни, живое лицо, только такое, каких мы еще не встречали”, — писал Добролюбов. Мы можем уверенно сказать, что Ольга Ильинская продолжает ту галерею прекрасных женских типов, которую открыла Татьяна Ларина и которыми будет восхищаться не одно поколение читателей.

  8. Тема: – Образ Ольги Ильинской в романе И. А. Гончарова «Обломов»

    “Разбирать женские образы, созданные И. А. Гончаровым, значит предъявлять претензию быть великим знатоком женского сердца”, — заметил один из наиболее проницательных русских критиков — Н. А. Добролюбов. Действительно, образ Ольги Ильинской можно назвать несомненной удачей Гончарова-психолога. В нем воплотились не только лучшие черты русской женщины, но и все лучшее, что видел писатель в русском человеке вообще.
    “Ольга в строгом смысле не была красавица, то есть не было ни белизны в ней, ни яркого колорита щек и губ, и глаза не горели лучами внутреннего огня… Но если б ее обратить в статую, она была бы статуя грации и гармонии” — именно так, всего в нескольких деталях дает И. А. Гончаров портрет своей героини. И уже в нем мы видим те черты, которые всегда привлекали русских писателей в любой женщине: отсутствие искусственности, красоту не застывшую, а живую. “В редкой девице, — подчеркивает автор, — встретишь такую простоту и естественную свободу взгляда, слова, поступка… Ни жеманства, ни кокетства, никакой лжи, никакой мишуры, ни умысла”.
    Ольга чужая в своей среде. Но она не жертва, потому что в ней есть и ум, и решительность, чтобы отстаивать право на свою жизненную позицию, на поведение, не ориентированное на общепринятые нормы. Не случайно Обломов воспринял Ольгу как воплощение того идеала, о котором он грезил. Едва Ольга спела “Casta diva”, он сразу “узнал” ее. Не только Обломов “узнал” Ольгу, но и она его. Любовь для Ольги становится не только испытанием. “Где она брала уроки жизни?” — с восхищением думает о ней Штольц, который любит Ольгу именно такую, преображенную любовью.
    Именно отношения главного героя романа с Ольгой позволяют нам глубже понять характер Ильи Обломова. Именно Ольгин взгляд на своего возлюбленного помогает читателю посмотреть на него так, как того хотел автор.
    Что же видит Ольга в Обломове? Ум, простоту, доверчивость, отсутствие всех тех светских условностей, которые также чужды ей. Она чувствует, что в Илье нет цинизма, но есть постоянное стремление к сомнению и сочувствию. Но Ольге и Обломову не суждено быть счастливыми.
    Обломов предчувствует, что их с Ольгой отношения не могут всегда быть их личным делом; они непременно обернутся множеством условностей, обязанностей. Надо будет “соответствовать”, заниматься делами, стать членом общества и главой семьи и так далее. Штольц и Ольга упрекают Обломова в бездеятельности, а он в ответ лишь дает несбыточные обещания или улыбается “как-то жалко, болезненно-стыдливо, как нищий, которого упрекнули его наготой”.
    Ольга постоянно размышляет не только о своем чувстве, но и о влиянии на Обломова, о своей “миссии”: “И все это чудо сделает она, такая робкая, молчаливая, которой до сих пор никто не слушался, которая еще не начала жить!” И любовь становится для Ольги долгом, а потому уже не может быть безоглядной, стихийной. Больше того, Ольга не готова пожертвовать ради любви всем. “Тебе хотелось бы узнать, пожертвовала ли бы я тебе своим спокойствием, пошла ли бы я с тобой по этому пути?.. Никогда, ни за что!” — решительно отвечает она Обломову.
    Обломов и Ольга ждут друг от друга невозможного. Она от него — деятельности, воли, энергии; в ее представлении он должен стать похожим на Штольца, но только сохранив при этом лучшее, что есть в его душе. Он от нее — безоглядной, самоотверженной любви. И оба они обманываются, убеждая себя, что это возможно, а потому неизбежен конец их любви. Ольга любит того Обломова, которого создала она сама в своем воображении, которого она искренне хотела создать в жизни. “Я думала, что оживлю тебя, что ты можешь еще жить для меня, — а ты уж давно умер”, — с трудом выговаривает Ольга суровый приговор и задает горький вопрос: “Кто проклял тебя, Илья? Что ты сделал? Что сгубило тебя? Нет имени этому злу…” “Есть, — отвечает Илья. — Обломовщина!” Трагедия Ольги и Обломова становится окончательным приговором тому явлению, которое изобразил Гончаров.
    Ольга выходит замуж за Штольца. Именно он сумел добиться того, что в душе Ольги здравый смысл, рассудок окончательно победили терзавшее ее чувство. Ее жизнь можно назвать счастливой. Она верит в своего мужа, а потому любит его. Но Ольга начинает чувствовать необъяснимую тоску. Механическая, деятельная жизнь Штольца не дает тех возможностей для движения души, которые были в ее чувстве к Обломову. И даже Штольц угадывает: “Узнав раз, его разлюбить невозможно”. С любовью к Обломову умирает часть души Ольги, она навсегда остается жертвой.
    “Ольга, по своему развитию, представляет высший идеал, какой только может теперь русский художник вызвать из теперешней русской жизни, живое лицо, только такое, каких мы еще не встречали”, — писал Добролюбов. Мы можем уверенно сказать, что Ольга Ильинская продолжает ту галерею прекрасных женских типов, которую открыла Татьяна Ларина и которыми будет восхищаться не одно поколение читателей.

  9. 9
    Текст добавил: прощай_школа

    ОБЛОМОВ
    (Роман. 1859)
    Ильинская Ольга Сергеевна — одна из главных героинь романа, яркий и сильный характер. Возможный прототип И. — Елизавета Толстая, единственная любовь Гончарова, хотя некоторые исследователи отвергают эту гипотезу. «Ольга в строгом смысле не была красавица, то есть не было ни белизны в ней, ни яркого колорита щек и губ, и глаза не горели лучами внутреннего огня; ни кораллов на губах, ни жемчугу во рту не было, ни миньятюрных рук, как у пятилетнего ребенка, с пальцами в виде винограда. Но если б ее обратить в статую, она была бы статуя грации и гармонии».
    С того времени, как осиротела, И. живет в доме своей тетки Марьи Михайловны. Гончаров подчеркивает быстрое духовное созревание героини: она «как будто слушала курс жизни не по дням, а по часам. И каждый час малейшего, едва заметного опыта, случая, который мелькнет, как птица, мимо носа мужчины, схватывается неизъяснимо быстро девушкой».
    И. и Обломова знакомит Андрей Иванович Штольц. Как, когда и где встретились Штольц и И., неизвестно, но отношения, связывающие этих персонажей, отличаются искренней взаимной тягой и доверием. «…В редкой девице встретишь такую простоту и естественную свободу взгляда, слова, поступка… Ни жеманства, ни кокетства, никакой лжи, никакой мишуры, ни умысла! Зато ее и ценил почти один Штольц, зато не одну мазурку просидела она одна, не скрывая скуки… Одни считали ее простой, недальней, неглубокой, потому что не сыпались с языка ее ни мудрые сентенции о жизни, о любви, ни быстрые, неожиданные и смелые реплики, ни вычитанные или подслушанные суждения о музыке и литературе…»
    Штольц приводит Обломова в дом И. не случайно: зная, что она обладает пытливым умом и глубокими чувствами, он надеется, что своими духовными запросами И. сумеет пробудить Обломова — заставит его больше и разборчивее читать, смотреть, узнавать.
    Обломов в одну из первых же встреч захвачен ее удивительным голосом — И. поет арию из оперы Беллини «Норма», знаменитую «Casta diva», и «это уничтожило Обломова: он изнемог», все более и более погружаясь в новое для себя чувство.
    Литературная предшественница И. — Татьяна Ларина («Евгений Онегин»). Но как героиня иного исторического времени, И. более уверена в себе, ум ее требует постоянной работы. Это отмечал еще Н. А. Добролюбов в статье «Что такое обломовщина?»: «Ольга по своему развитию представляет высший идеал, какой только может теперь русский художник вызвать из теперешней русской жизни… В ней-то более, нежели в Штольце, можно видеть намек на новую русскую жизнь; от нее можно ожидать слова, которое сожжет и развеет обломовщину…»
    Но этого И. в романе не дано, как не дано развеять явления иного порядка схожей с нею героине Гончарова Вере из «Обрыва». Характер Ольги, сплавленный одновременно из силы и слабости, знания о жизни и неумения этим знанием одарить других, получит развитие в русской литературе — в героинях драматургии А. П. Чехова — в частности, в Елене Андреевне и Соне Войницкой из «Дяди Вани».
    Главное свойство И., присущее многим женским персонажам русской литературы прошлого столетия, — не просто любовь к конкретному человеку, а непременное желание изменить его, поднять до своего идеала, перевоспитать, привив ему новые понятия, новые вкусы. Обломов оказывается для этого самым подходящим объектом: «Она мечтала, как «прикажет ему прочесть книги», которые оставил Штольц, потом читать каждый день газеты и рассказывать ей новости, писать письма в деревню, дописывать план устройства имения, приготовиться ехать за границу, — словом, он не задремлет у нее; она укажет ему цель, заставит полюбить опять все, что он разлюбил, и Штольц не узнает его, воротясь. И все это чудо сделает она, такая робкая, молчаливая, которой до сих пор никто не слушался, которая еще не начала жить!.. Она даже вздрагивала от гордого, радостного трепета; считала это уроком, назначенным свыше».
    Здесь можно сравнить ее характер с характером Лизы Кали-тиной из романа И. С. Тургенева «Дворянское гнездо», с Еленой из его же «Накануне». Перевоспитание становится целью, цель увлекает настолько, что отодвигается в сторону все остальное, а чувство любви постепенно подчиняется учительству. Учительство же в каком-то смысле укрупняет и обогащает любовь. Именно от этого и происходит в И. та серьезная перемена, что так поразила Штольца при встрече с ней за границей, куда она вместе с теткой приехала после разрыва с Обломовым.
    И. сразу понимает, что в отношениях с Обломовым ей принадлежит главная роль, она «мигом взвесила свою власть над ним, и ей нравилась эта роль путеводной звезды, луча света, который она разольет над стоячим озером и отразится в нем». Жизнь словно просыпается в И. вместе с жизнью Обломова. Но в ней этот процесс происходит куда более интенсивно, чем в Илье Ильиче. И. словно проверяет на нем свои возможности женщины и воспитательницы одновременно. Ее незаурядные ум и душа требуют все более и более «сложной» пищи.
    Не случайно в какой-то момент Обкомов видит в ней Корделию: все чувства И. пронизывает простая, естественная, как у шекспировской героини, гордость, побуждающая осознавать сокровища своей души как счастливую и заслуженную данность: «Что я раз назвала своим, того уже не отдам назад, разве отнимут…» — говорит она Обломову.
    Чувство И. к Обломову цельно и гармонично: она просто любит, тогда как Обломов постоянно пытается выяснить глубину этой любви, оттого и страдает, полагая, что И. «любит теперь, как вышивает по канве: тихо, лениво выходит узор, она еще ленивее развертывает его, любуется, потом положит и забудет». Когда Илья Ильич говорит героине, что она умнее его, И. отвечает: «Нет, проще и смелее», высказывая тем самым едва ли не определяющую линию их отношений.
    И. вряд ли сама ведает, что испытываемое ею чувство более напоминает сложный эксперимент, нежели первую любовь. Она не говорит Обломову о том, что улажены все дела по ее имению, с одной лишь целью — «…доследить до конца, как в его ленивой душе любовь совершит переворот, как окончательно спадет с него гнет, как он не устоит перед близким счастьем…». Но, как всякий эксперимент над живой душой, этот опыт увенчаться успехом не может.
    И. необходимо увидеть своего избранника на пьедестале, выше себя, а это, согласно авторской концепции, невозможно. Даже Штольц, за которого после неудачного романа с Обломо-вым И. выходит замуж, только временно стоит выше, чем она, и Гончаров это подчеркивает. К финалу становится ясно, что И. перерастет своего мужа и по силе чувств, и по глубине размышлений о жизни.
    Осознав, насколько далеко расходятся ее идеалы с идеалами Обломова, мечтающего жить согласно старинному укладу родной Обломовки, И. вынуждена отказаться от дальнейших экспериментов. «Я любила будущего Обломова! — говорит она Илье Ильичу. — Ты кроток, честен, Илья; ты нежен… как голубь; ты прячешь голову под крыло — и ничего не хочешь больше; ты готов всю жизнь проворковать под кровлей… да я не такая: мне мало этого, мне нужно чего-то еще, а чего — не знаю!» Это «что-то» не оставит И.: даже пережив разрыв с Обломовым и счастливо выйдя замуж за Штольца, она не успокоится. Наступит момент, когда и Штольц окажется перед необходимостью объяснять жене, матери двоих детей, таинственное «что-то», не дающее покоя ее мятущейся душе. «Глубокая бездна ее души» не пугает, но тревожит Штольца. В И., которую он знал почти девочкой, к которой испытывал сначала дружбу, а потом и любовь, он постепенно обнаруживает все новые и неожиданные глубины. Привыкнуть к ним Штольцу трудно, потому его счастье с И. представляется во многом проблематичным.
    Бывает, что И. овладевает страх: «Она боялась впасть во что-нибудь похожее на обломовскую апатию. Но как она ни старалась сбыть с души эти мгновения периодического оцепенения, сна души, к ней нет-нет да подкрадется сначала греза счастья, окружит ее голубая ночь и окутает дремотой, потом опять настанет задумчивая остановка, будто отдых жизни, а затем смущение, боязнь, томление, какая-то глухая грусть, послышатся какие-то смутные, туманные вопросы в беспокойной голове».
    Эти смятения вполне соотносятся с финальным размышлением автора, заставляющим задуматься о будущем героини: «Ольга не знала… логики покорности слепой судьбе и не понимала женских страстишек и увлечений. Признав раз в избранном человеке достоинство и права на себя, она верила в него и потому любила, а переставала верить — переставала и любить, как случилось с Обломовым… Но теперь она уверовала в Андрея не слепо, а с сознаньем, и в нем воплотился ее идеал мужского совершенства… Оттого она не снесла бы понижения ни на волос признанных ею достоинств; всякая фальшивая нота в его характере или уме произвела бы потрясающий диссонанс. Разрушенное здание счастья погребло бы ее под развалинами, или, если б еще уцелели ее силы, она бы искала…»

  10. Образ Ольги Ильинской в романе И.А. Гончарова “Обломов”
    “Разбирать женские образы, созданные И. А. Гончаровым, значит предъявлять претензию быть великим знатоком венского сердца”, — заметил один из наиболее проницательных русских критиков — Н. А. Добролюбов. Действительно, образ Ольги Ильинской можно назвать несомненной удачей Гончарова-психолога. В нем воплотились не только лучшие черты русской женщины, но и все лучшее, что видел писатель в русском человеке вообще.
    “Ольга в строгом смысле не была красавица, то есть не было ни белизны в ней, ни яркого колорита щек и губ, и глаза не горели лучами внутреннего огня… Но если б ее обратить в статую, она была бы статуя грации и гармонии” — именно так, всего в нескольких деталях дает И. А. Гончаров портрет своей героини. И уже в нем мы видим те черты, которые всегда привлекали русских писателей в любой женщи-не: отсутствие искусственности, красоту не застывшую, а живую. “В редкой девице, — подчеркивает автор, — встретишь такую простоту и естественную свободу взгляда, слова, поступка… Ни жеманства, ни кокетства, никакой лжи, никакой мишуры, ни умысла”.
    Ольга чужая в своей среде. Но она не жертва, потому что в ней есть и ум, и решительность, чтобы отстаивать право на свою жизненную позицию, на поведение, не ориентированное на общепринятые нормы. Не случайно Обломов воспринял Ольгу как воплощение того идеала, о котором он грезил. Едва Ольга спела “Casta diva”, он сразу “узнал” ее. Не только Обломов “узнал” Ольгу*, но и она его. Любовь для Ольги становится не только испытанием. “Где она брала уроки жизни?” — с восхищением думает о ней Штольц, который любит Ольгу именно такую, преображенную любовью.
    Именно отношения главного героя романа с Ольгой позволяют нам глубже понять характер Ильи Обломова. Именно Ольгин взгляд на своего возлюбленного помогает читателю посмотреть на него так, как того хотел автор.
    Что же видит Ольга в Обломове? Ум, простоту, доверчивость, отсутствие всех тех светских условностей, которые также чужды ей. Она чувствует, что в Илье нет цинизма, но есть постоянное стремление к сомнению и сочувствию. Но Ольге и Обломову не суждено быть счастливыми.
    Обломов предчувствует, что их с Ольгой отношения не могут всегда быть их личным делом; они непременно обернутся множеством условностей, обязанностей. Надо будет “соответствовать”, заниматься делами, стать членом общества и главой семьи и так далее. Штольц и Ольга упрекают Обломова в бездеятельности, а он в ответ лишь дает несбыточные обещания или улыбается “как-то жалко, болезненно-стыдливо, как нищий, которого упрекнули его наготой”.
    Ольга постоянно размышляет не только о своем чувстве, но и о влиянии на Обломова, о своей “миссии”: “И все это чудо сделает она, такая робкая, молчаливая, которой до сих пор никто не слушался, которая еще не начала жить!” И любовь становится для Ольги долгом, а потому уже не может быть безоглядной, стихийной. Больше того, Ольга не готова пожертвовать ради любви всем. “Тебе хотелось бы узнать, пожертвовала ли бы я тебе своим спокойствием, пошла ли бы я с тобой по этому пути?.. Никогда, ни за что!” — решительно отвечает она Обломову.
    Обломов и Ольга ждут друг от друга невозможного. Она от него — деятельности, воли, энергии; в ее представлении он должен стать похожим на Штольца, но только сохранив при этом лучшее, что есть в его душе. Он от нее — безоглядной, самоотверженной любви. И оба они обманываются, убеждая себя, что это возможно, а потому неизбежен конец их любви. Ольга любит того Обломова, которого создала она сама в своем воображении, которого она искренне хотела создать в жизни. “Я думала, что оживлю тебя, что ты можешь еще жить для меня, — а ты уж давно умер”, — с трудом выговаривает Ольга суровый приговор и задает горький вопрос: “Кто проклял тебя, Илья? Что ты сделал? Что сгубило тебя? Нет имени этому злу…” “Есть, — отвечает Илья. — Обломовщина!” Трагедия Ольги и Обломова становится окончательным приговором тому явлению, которое изобразил Гончаров.
    Ольга выходит замуж за Штольца. Именно он сумел добиться того, что в душе Ольги здравый смысл, рассудок окончательно победили терзавшее ее чувство. Ее жизнь можно назвать счастливой. Она верит в своего мужа, а потому любит его. Но Ольга начинает чувствовать необъяснимую тоску. Механическая, деятельная жизнь Штольца не дает тех возможностей для движения души, которые были в ее чувстве к Обломову. И даже Штольц угадывает: “Узнав раз, его разлюбить невозможно”. С любовью к Обломову умирает часть души Ольги, она навсегда остается жертвой.
    “Ольга, по своему развитию, представляет высший идеал, какой только может теперь русский художник вызвать из теперешней русской жизни, живое лицо, только такое, каких мы еще не встречали”, — писал Добролюбов. Мы можем уверенно сказать, что Ольга Ильинская продолжает ту галерею прекрасных женских типов, которую открыла Татьяна Ларина и которыми будет восхищаться не одно поколение читателей.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *