Сочинение на тему образ пирогова в повести невский проспект

8 вариантов

  1. Наглый, самодовольный, ограниченный и пошлый юноша. Любит быть в центре внимания. Считает себя образованным офицером. Часами может развлекать публику разговорами о литературе.
    Ушлый карьерист, стремящийся во всем подражать знатным людям из высшего общества. Походы в театр далеко не любовь к искусству. Это способ обозначить собственное присутствие. Также интерес к живописи. Все действия намеренны. Он их совершает по причине того, что они являются признаком хорошего тона.
    Пренебрежителен к людям, ниже его чина. С ними он высокомерен и чванлив.
    Любовные отношения для Пирогова лишь удовольствие. Интрижки, кратковременные связи. Он словно охотник, получив в сети понравившуюся жертву и добившись своего, благополучно теряет к ней интерес.
    Самоуверенный и наглый. В нем начисто отсутствует честь и человеческое достоинство. Это прослеживается на примере взбучки, устроенной поручику Шиллером. На принципы Пирогова сложившаяся ситуация не повлияла. Вылетев из квартиры, он в гневе шлет проклятия обманутому мужу, а затем идет в кондитерскую, где после сытного перекуса, в его душе уже перестают бушевать страсти, а вечером он и вовсе забывает об этом эпизоде, считая происшедшее курьезной ситуацией.
    Пошлый и поверхностный. Умеет декламировать стихи, завлекает анекдотами. Весь лоск напускной. На самом деле поручик таким образом умело маскирует внутреннюю пустоту.
    У Пирогова высоко развито самомнение. Он уверен в своей неотразимости и привлекательности. Преследуя женщину на Невском был убежден, что добьется ее. Это всего лишь вопрос времени.

  2. Для Пирогова главное в жизни – преуспевание, возможность занять местечко потеплее под солнцем. Это ось, вокруг которой вращаются все помыслы и желании Пирогова. Меньше всего склонен он «терзать» себя решением сложных жизненных проблем. Поглощенный стремлением жить легко и привольно, Пирогов не чувствует в этом никакой надобности. Он предпочитает пользоваться удовольствиями жизни, а не размышлять над тем, что не имеет к ним прямого отношения. живое воплощение пошлости, пирогов интересуется лишь тем, что входит или вошло в моду, стало в той или иной мере нормой поведения «избранной» публики.
    Как магнит, притягивает его к себе светское общество; решительно во всем он стремится быть похожим на его представителей. Люди типа Пирогова «любят потолковать об литературе; хвалят Булгарина, Пушкина и Греча и говорят с презрением и остроумными колкостями об А. А. Орлове». Пирогов увлекается театром, живописью, он даже оказывает «покровительство» Пискареву. И все это делает он потому, что «увлечения» эти – признак «хорошего» тона, «изысканной жизни». У Пирогов а есть одна большая и настоящая привязанность – чин. Это предмет его «обожании», предмет «взволнованных» дум и стремлений. Звание, чип Пирогов ценит превыше всего, потому что, определяя место в «обществе», он является источником благ земных, основой легкого и привольного существования. Пирогов «был очень доволен своим чином, в который был произведен недавно, и хотя иногда, ложась на диван, он говорил: «Ох, ох! суета, всё суета! Что из этого, что я поручик?» Но втайне его очень льстило это новое достоинство; он в разговоре часто старался намекнуть о нем обиняком, и один раз, когда попался ему на улице какой-то писарь, показавшийся ему невежливым, он немедленно остановил его и в немногих, но резких словах дал заметить ему, что перед ним стоял поручик, а не другой какой офицер»,
    Гоголь блистательно изображает подмену человека чином. Отсутствие положительных качеств не только не мешает, но скорее помогает самоуверенности Пирогова, его развязной наглости. В отношениях с людьми, от которых он не зависит, Пирогов не особенно затрудняет себя в выборе формы обращения.
    В отличие от Пискарева, которому свойственно чистое и благородное отношение к женщине, Пирогов – грубый циник. «Секуция», которой подвергает его жестяных дел мастер Шиллер, явилась как бы решающим испытанием его чести, гордости, высоких представлений о самом себе. Реакция Пирогова на жестокое оскорбление со стороны Шиллера обнаруживает полное отсутствие в нем человеческого достоинства. «Буря», поднявшаяся в душе Пирогова, быстро затихает. Для этого вовсе не потребовалось никаких крупных событий, никаких новых «сильных» ощущений. «По дороге он зашел в кондитерскую, съел два слоеных пирожка, прочитал кое-что из «Северной пчелы» и вышел уже не в столь гневном положении. Притом довольно приятный прохладный вечер заставил его несколько пройтись по Невскому проспекту; к девяти часам он успокоился и нашел, что в воскресенье нехорошо беспокоить генерала».
    В «Невском проспекте» Пискарев и Пирогов показаны в органической связи с широкой характеристикой социальных противоречий. В центре внимания писателя-1 сложные процессы жизни, художественное обобщение которых определяет реалистическую силу и направленность произведения. Эта реалистическая насыщенность повести выразительно выявляется и в таком замечательном обобщении, как образ Шиллера.
    Если, рисуя Пирогова, писатель показал преуспевающую пошлость, господство чина над человеком, то в фигуре Шиллера он раскрыл проявления той буржуазной меркантильности, которая все более давала себя знать в общественной жизни. Образ Шиллера – это меркантильность в ее мещанско-бюргерском выражении. Жажда денег определяет все жизненные устремления героя; она ведет не только к ограничению материальных потребностей, но и к подавлению живых человеческих чувств и страстен. Взамен богатства человеческих переживаний выступает голый, сухой расчет, стирающий человеческую индивидуальность, нивелирующий людей,
    Решив составить капитал из пятидесяти тысяч, Шиллер неуклонно следует по намеченному пути. «Ни в каком случае не увеличивал он своих издержек, и если цена на картофель слишком поднималась против обыкновенного, он не прибавлял ни одной копейки, но уменьшал только количество, и хотя оставался иногда несколько голодным, но, однако же, привыкал к этому. Аккуратность его простиралась до того, что он положил целовать жену свою в сутки не более двух раз, а чтобы как-нибудь не поцеловать лишний раз, он никогда не клал перцу более одной ложечки в свой суп; впрочем, в воскресный день это правило не так строго исполнялось». Меркантильный интерес вносит в жизнь Шиллера ту размеренность, которая проявляется в форме своеобразной автоматизации человека. Человеческая личность превращается в какой-то бездушный механизм, подчиняющийся лишь законам выгоды, расчета. По своей художественной структуре «Невский проспект» представляет собой слияние картин, отражающих общую «панораму» жизни, с историей трех героев, трех характеров.

  3. Для Пирогова главное в жизни – преуспевание, возможность занять местечко потеплее под солнцем. Это ось, вокруг которой вращаются все помыслы и желании Пирогова. Меньше всего склонен он «терзать» себя решением сложных жизненных проблем. Поглощенный стремлением жить легко и привольно, Пирогов не чувствует в этом никакой надобности. Он предпочитает пользоваться удовольствиями жизни, а не размышлять над тем, что не имеет к ним прямого отношения. живое воплощение пошлости, пирогов интересуется лишь тем, что входит или вошло в моду, стало в той или иной мере нормой поведения «избранной» публики.
    Как магнит, притягивает его к себе светское общество; решительно во всем он стремится быть похожим на его представителей. Люди типа Пирогова «любят потолковать об литературе; хвалят Булгарина, Пушкина и Греча и говорят с презрением и остроумными колкостями об А. А. Орлове». Пирогов увлекается театром, живописью, он даже оказывает «покровительство» Пискареву. И все это делает он потому, что «увлечения» эти – признак «хорошего» тона, «изысканной жизни». У Пирогов а есть одна большая и настоящая привязанность – чин. Это предмет его «обожании», предмет «взволнованных» дум и стремлений. Звание, чип Пирогов ценит превыше всего, потому что, определяя место в «обществе», он является источником благ земных, основой легкого и привольного существования. Пирогов «был очень доволен своим чином, в который был произведен недавно, и хотя иногда, ложась на диван, он говорил: «Ох, ох! суета, всё суета! Что из этого, что я поручик?» Но втайне его очень льстило это новое достоинство; он в разговоре часто старался намекнуть о нем обиняком, и один раз, когда попался ему на улице какой-то писарь, показавшийся ему невежливым, он немедленно остановил его и в немногих, но резких словах дал заметить ему, что перед ним стоял поручик, а не другой какой офицер»,
    Гоголь блистательно изображает подмену человека чином. Отсутствие положительных качеств не только не мешает, но скорее помогает самоуверенности Пирогова, его развязной наглости. В отношениях с людьми, от которых он не зависит, Пирогов не особенно затрудняет себя в выборе формы обращения.
    В отличие от Пискарева, которому свойственно чистое и благородное отношение к женщине, Пирогов – грубый циник. «Секуция», которой подвергает его жестяных дел мастер Шиллер, явилась как бы решающим испытанием его чести, гордости, высоких представлений о самом себе. Реакция Пирогова на жестокое оскорбление со стороны Шиллера обнаруживает полное отсутствие в нем человеческого достоинства. «Буря», поднявшаяся в душе Пирогова, быстро затихает. Для этого вовсе не потребовалось никаких крупных событий, никаких новых «сильных» ощущений. «По дороге он зашел в кондитерскую, съел два слоеных пирожка, прочитал кое-что из «Северной пчелы» и вышел уже не в столь гневном положении. Притом довольно приятный прохладный вечер заставил его несколько пройтись по Невскому проспекту; к девяти часам он успокоился и нашел, что в воскресенье нехорошо беспокоить генерала».
    В «Невском проспекте» Пискарев и Пирогов показаны в органической связи с широкой характеристикой социальных противоречий. В центре внимания писателя-1 сложные процессы жизни, художественное обобщение которых определяет реалистическую силу и направленность произведения. Эта реалистическая насыщенность повести выразительно выявляется и в таком замечательном обобщении, как образ Шиллера.
    Если, рисуя Пирогова, писатель показал преуспевающую пошлость, господство чина над человеком, то в фигуре Шиллера он раскрыл проявления той буржуазной меркантильности, которая все более давала себя знать в общественной жизни. Образ Шиллера – это меркантильность в ее мещанско-бюргерском выражении. Жажда денег определяет все жизненные устремления героя; она ведет не только к ограничению материальных потребностей, но и к подавлению живых человеческих чувств и страстен. Взамен богатства человеческих переживаний выступает голый, сухой расчет, стирающий человеческую индивидуальность, нивелирующий людей,
    Решив составить капитал из пятидесяти тысяч, Шиллер неуклонно следует по намеченному пути. «Ни в каком случае не увеличивал он своих издержек, и если цена на картофель слишком поднималась против обыкновенного, он не прибавлял ни одной копейки, но уменьшал только количество, и хотя оставался иногда несколько голодным, но, однако же, привыкал к этому. Аккуратность его простиралась до того, что он положил целовать жену свою в сутки не более двух раз, а чтобы как-нибудь не поцеловать лишний раз, он никогда не клал перцу более одной ложечки в свой суп; впрочем, в воскресный день это правило не так строго исполнялось». Меркантильный интерес вносит в жизнь Шиллера ту размеренность, которая проявляется в форме своеобразной автоматизации человека. Человеческая личность превращается в какой-то бездушный механизм, подчиняющийся лишь законам выгоды, расчета. По своей художественной структуре «Невский проспект» представляет собой слияние картин, отражающих общую «панораму» жизни, с историей трех героев, трех характеров.

  4. Главные герои повести Гоголя «Невский проспект» — это два друга: Пирогов и Пискарёв. Автор показывает на их примере, как легко донести до читателя, что один герой не заслуживает сочувствия и сострадания, а другой — заслуживает. Нет, конечно, можно и на фоне одного персонажа выделить его негативные качества и позитивные, но, когда это происходит на контрасте двух противоположностей, воспринимается это гораздо легче, более однозначно и без сомнений в своих суждениях.
    Начнём с того, что род профессии у них совершенно разный — Пискарёв занимается художеством, а Пирогов служит поручиком. Уже здесь читатель может подумать о том, что Пискарёв, как и любая творческая личность, наделен тонкостью души, вниманием к мелочам и безграничной фантазией, с помощью которой он любит мечтать.
    Пирогов же, как истинный служащий, не способен воспринимать доподлинно красоту окружающего его мира, он слаб в высоких материях, а всё, что его заботит, — деньги и влияние, чин и общественное признание. Если говорить прямо, то романтик Пискарёв живёт миром идеальным: он мечтает о чистой и бескорыстной любви, тогда как Пирогов хочет занять тёплое место под солнцем, обеспечить себе жизнь, женясь на какой-нибудь красотке, у которой богатый отец, причём вовсе не важно, будет он любить девушку или нет.
    Ещё одно, что очень сильно отличает главных героев, — это отношение к любви. Когда товарищи встречаются на Невском проспекте и присматривают себе двух понравившихся барышень, Пирогов проявляет всю свою пошлость, мерзость и низменность, потому что ему нужна девушка, с которой он просто хорошо проведёт время, развлечётся. Пискарёв же надеется всем сердцем, что девушка, которая ему понравится, станет для него единственной на всю жизнь, он хочет полюбить раз и навсегда, он ждёт от этой симпатии самых высоких чувств и отношений.
    Когда Пискарёв узнаёт, что его девушка работает в непристойном заведении, он сильно ужасается, что говорит читателю о высоких моральных принципах героя. Из благородства своего он даже готов простить ей эту работу, если она только бросит её немедленно и будет жить с ним, Пискарёвым. Отказ девушки становится для него настоящим ударом, от которого он не смог оправиться и скончался. Пирогов же ухаживает за своей девушкой, у которой есть муж. Это говорит о его бесчестии и желании к забавам в жизни. Получив по морде от мужа понравившейся барышне, он грозится арестом и судом. Автор этим как бы показывает, что для него важна честь, но тут же этот Пирогов идёт танцевать мазурку с друзьями в ресторане. Его уже не заботит его честь, это был фарс.

  5. «Невский проспект»
    Для Пирогова главное в жизни – преуспевание, возможность занять местечко потеплее под солнцем. Это ось, вокруг которой вращаются все помыслы и желании Пирогова. Меньше всего склонен он «терзать» себя решением сложных жизненных проблем. Поглощенный стремлением жить легко и привольно, Пирогов не чувствует в этом никакой надобности. Он предпочитает пользоваться удовольствиями жизни, а не размышлять над тем, что не имеет к ним прямого отношения. живое воплощение пошлости, пирогов интересуется лишь тем, что входит или вошло в моду, стало в той или иной мере нормой поведения «избранной» публики.
    «любят потолковать об литературе; хвалят Булгарина, Пушкина и Греча и говорят с презрением и остроумными колкостями об А. А. Орлове». Пирогов увлекается театром, живописью, он даже оказывает «покровительство» Пискареву. И все это делает он потому, что «увлечения» эти – признак «хорошего» тона, «изысканной жизни». У Пирогов а есть одна большая и настоящая привязанность – чин. Это предмет его «обожании», предмет «взволнованных» дум и стремлений. Звание, чип Пирогов ценит превыше всего, потому что, определяя место в «обществе», он является источником благ земных, основой легкого и привольного существования. Пирогов «был очень доволен своим чином, в который был произведен недавно, и хотя иногда, ложась на диван, он говорил: «Ох, ох! суета, всё суета! Что из этого, что я поручик?» Но втайне его очень льстило это новое достоинство; он в разговоре часто старался намекнуть о нем обиняком, и один раз, когда попался ему на улице какой-то писарь, показавшийся ему невежливым, он немедленно остановил его и в немногих, но резких словах дал заметить ему, что перед ним стоял поручик, а не другой какой офицер»,
    от которых он не зависит, Пирогов не особенно затрудняет себя в выборе формы обращения.
    «Секуция», которой подвергает его жестяных дел мастер Шиллер, явилась как бы решающим испытанием его чести, гордости, высоких представлений о самом себе. Реакция Пирогова на жестокое оскорбление со стороны Шиллера обнаруживает полное отсутствие в нем человеческого достоинства. «Буря», поднявшаяся в душе Пирогова, быстро затихает. Для этого вовсе не потребовалось никаких крупных событий, никаких новых «сильных» ощущений. «По дороге он зашел в кондитерскую, съел два слоеных пирожка, прочитал кое-что из «Северной пчелы» и вышел уже не в столь гневном положении. Притом довольно приятный прохладный вечер заставил его несколько пройтись по Невскому проспекту; к девяти часам он успокоился и нашел, что в воскресенье нехорошо беспокоить генерала».
    «Невском проспекте» Пискарев и Пирогов показаны в органической связи с широкой характеристикой социальных противоречий. В центре внимания писателя-1 сложные процессы жизни, художественное обобщение которых определяет реалистическую силу и направленность произведения. Эта реалистическая насыщенность повести выразительно выявляется и в таком замечательном обобщении, как образ Шиллера.
    Если, рисуя Пирогова, писатель показал преуспевающую пошлость, господство чина над человеком, то в фигуре Шиллера он раскрыл проявления той буржуазной меркантильности, которая все более давала себя знать в общественной жизни. Образ Шиллера – это меркантильность в ее мещанско-бюргерском выражении. Жажда денег определяет все жизненные устремления героя; она ведет не только к ограничению материальных потребностей, но и к подавлению живых человеческих чувств и страстен. Взамен богатства человеческих переживаний выступает голый, сухой расчет, стирающий человеческую индивидуальность, нивелирующий людей,
    «Ни в каком случае не увеличивал он своих издержек, и если цена на картофель слишком поднималась против обыкновенного, он не прибавлял ни одной копейки, но уменьшал только количество, и хотя оставался иногда несколько голодным, но, однако же, привыкал к этому. Аккуратность его простиралась до того, что он положил целовать жену свою в сутки не более двух раз, а чтобы как-нибудь не поцеловать лишний раз, он никогда не клал перцу более одной ложечки в свой суп; впрочем, в воскресный день это правило не так строго исполнялось». Меркантильный интерес вносит в жизнь Шиллера ту размеренность, которая проявляется в форме своеобразной автоматизации человека. Человеческая личность превращается в какой-то бездушный механизм, подчиняющийся лишь законам выгоды, расчета. По своей художественной структуре «Невский проспект» представляет собой слияние картин, отражающих общую «панораму» жизни, с историей трех героев, трех характеров.

  6. 6
    Текст добавил: ТАЩУСЬ С ЕЁ АРОМАТА

    Невский проспект — сердце Петербурга, сотни разных людей каждый день посещают проспект, все с разными судьбами, характерами, но Невский проспект объединяет всех в одно целое, он-герой произведения, живое существо, зеркало Петербургской жизни.
    Пискарев — бедный скромный художник, застенчивый, преданный своему делу, но хранящий в себе ту искорку чувств, которая вот вот может обратиться в пламя. Он считает себя недостойным девушки, за которой он следовал, робел и дрожал, а когда она обернулась- весь мир перевернулся в нем, он ощутил столько счастья в этот момент, сколько не ощущал никогда в жизни, он боялся что незнакомка не оценит его старания и возненавидит несчастного художника.
    В то время как Пирогов, самоуверенный и самовлюбленный, совершенно уверен, что фортуна в его руках, и без всяких сомнений следует за незнакомкой. Но обоих людей постигает несчастье в этом деле.
    Пискарев не мог смириться и забыть свою незнакомку. В тот вечер убежав от нее, он заснул и ему приснился сон, как она позвала его на бал и объяснилась ему, что она не такая, за какую он принял ее при первой встрече. Она видится ему еще прекраснее, чем раньше. И он идет на все чтобы еще уснуть и увидеться с ней, бежит за опиумом. Сны его посещает долгое время всякая чепуха, и снова она, он уже женат на ней и они счастливы. И просыпаясь, он решает что женится на ней, прибегает к ее дому, но видит что она совершенно не такая, как во сне, она полна корысти, пошлости, легкомысленности, и он бежит прочь домой и заканчивает свою жизнь самоубийством. Для Пискарева это событие было целой жизнью, для Пирогова — всего лишь игрой.
    Невский проспект. Благодаря ему произошли два этих события, которые так трагично отразились в судьбе человека. Это место с вечными загадками и вечным обманом. Таким образом, контраст героев в изображении повести создан для того, чтобы показать различия между судьбами высоких чинов и мелких, совсем ничего не значивших для всего окружающего мира людей. Со всеми судьба обходится по-разному, все переживают события по-разному, в зависимости от характера людей. «Получаем ли мы когда-нибудь то, чего желаем? Достигаем ли мы того, к чему, кажется, нарочно приготовлены наши силы? Все происходит наоборот.»

  7. Рабочие материалы для учителя

    Из истории создания повести
    «Невский проспект» впервые был опубликован в
    сборнике «Арабески» (1835), получившем высокую
    оценку В.Г. Белинского. Гоголь начал работать
    над повестью в период создания «Вечеров на
    хуторе близ Диканьки» (примерно в 1831 году). В его
    записной книге сохранились наброски «Невского
    проспекта» вместе с черновыми записями «Ночи
    перед Рождеством» и «Портретом».
    Повести Гоголя «Невский проспект», «Записки
    сумасшедшего», «Портрет» (1835), «Нос» (1836), «Шинель»
    (1842) относят к циклу петербургских повестей. Сам
    писатель не объединял их в особый цикл. Все они
    написаны в разное время, не имеют общего
    повествователя или вымышленного издателя,
    однако вошли в русскую литературу и культуру как
    художественное целое, как цикл. Это произошло
    потому, что повести объединены общностью
    тематики (жизнь Петербурга), проблематики
    (отражение общественных противоречий), схожестью
    основного героя (“маленький человек”),
    целостностью авторской позиции (сатирическое
    разоблачение пороков людей и общества).

    Тематика повести

    Основная тема повести — жизнь Петербурга и
    судьба “маленького человека” в большом городе с
    его социальными контрастами, вызывающими разлад
    между представлениями об идеале и
    действительностью. Вместе с основной
    раскрываются темы равнодушия людей, подмены
    духовности меркантильными1
    интересами, продажности любви, пагубного влияния
    наркотиков на человека.
    Сюжет и композиция повести
    Выясняются в ходе беседы. Примерные вопросы.
    — Какую роль играет описание Невского
    проспекта в начале повести?
    — Какой момент является завязкой действия?
    — Как складывается судьба Пискарёва?
    — Как складывается судьба Пирогова?
    — Какую роль играет описание Невского
    проспекта в финале повести?
    Гоголь соединяет в повести изображение общих,
    типичных сторон жизни большого города с судьбой
    отдельных героев. Общая картина жизни Петербурга
    раскрывается в описании Невского проспекта, а
    также в авторских обобщениях по ходу
    повествования. Таким образом, судьба героя дана в
    общем движении жизни города.
    Описание Невского проспекта в начале повести
    является экспозицией. Неожиданный возглас
    поручика Пирогова, обращённый к Пискарёву, их
    диалог и следование за прекрасными незнакомками
    — завязка действия с двумя контрастными
    развязками. Завершается повесть также описанием
    Невского проспекта и рассуждением автора о нём,
    что является композиционным приёмом, содержащим
    и обобщение, и вывод, раскрывающий идею повести.
    Описание Невского проспекта
    Рассматривается в ходе беседы. Примерные
    вопросы.
    — Какую роль играет Невский проспект в жизни
    города, как к нему относится автор?
    — Как показаны социальные контрасты и
    разобщённость жителей города?
    — Как выявляется несоответствие показной
    стороны жизни дворянского сословия и его
    истинной сущности? Какие качества людей
    высмеивает автор?
    — Как возникает мотив демона в описании
    вечернего Невского проспекта в начале повести?
    Как он продолжен в дальнейшем повествовании?
    — Как связаны описания Невского проспекта в
    начале повести и в финале?
    Автор начинает повествование
    торжественно-приподнятыми фразами о Невском
    проспекте и отмечает, что это “всеобщая
    коммуникация2
    Петербурга”, место, где можно получить “верные
    известия” лучше, чем в адрес-календаре или в
    справочной службе, это место для гуляния, это
    “выставка всех лучших произведений человека”.
    Вместе с тем Невский проспект — это зеркало
    столицы, в котором отражается её жизнь, это
    олицетворение всего Петербурга с его
    разительными контрастами.
    Литературоведы считают, что описание Невского
    проспекта в начале повести представляет собой
    своеобразный “физиологический” очерк
    Петербурга. Его изображение в разное время суток
    позволяет автору охарактеризовать социальную
    структуру города. В первую очередь он выделяет
    простых людей-тружеников, на ком держится вся
    жизнь, и для них Невский проспект не является
    целью, “он служит только средством”.
    Простым людям противопоставлено дворянство,
    для которого Невский проспект составляет цель —
    это место, где можно показать себя. Иронией
    пронизан рассказ о “педагогическом” Невском
    проспекте с “гувернёрами всех наций” и их
    воспитанниками, а также о дворянах и чиновниках,
    гуляющих по проспекту.
    Показывая фальшь Невского проспекта,
    скрывающуюся за его парадным видом изнанку
    жизни, трагическую её сторону, разоблачая
    пустоту внутреннего мира гуляющих на нём, их
    лицемерие, автор использует ироническую
    патетику. Это подчёркивается тем, что вместо
    людей действуют детали их внешнего облика или
    одежды: “Здесь вы встретите усы чудные, никаким
    пером, никакою кистью неизобразимые
    Тысячи сортов шляпок, платьев, платков
    Здесь вы встретите такие талии, какие даже вам не
    снились никогда А какие встретите вы
    длинные рукава”.
    Описание проспекта дано в реалистическом
    плане, вместе с тем рассказ о переменах на
    Невском предваряется фразой: “Какая быстрая
    свершается на нём фантасмагория3 в течение одного только дня”.
    Иллюзорность4,
    обманчивость вечернего Невского проспекта
    объясняется не только сумерками, причудливым
    светом фонарей и ламп, но и действием
    безотчётной, таинственной силы, влияющей на
    человека: “В это время чувствуется какая-то цель
    или, лучше, что-то похожее на цель, что-то
    чрезвычайно безотчётное; шаги всех ускоряются и
    становятся вообще очень неровны. Длинные тени
    мелькают по стенам мостовой и чуть не достают
    головами Полицейского моста”. Так в описание
    Невского проспекта включаются фантастика и
    мотив демона.
    Переживания и поступки героя объясняются,
    казалось бы, его психологическим состоянием,
    однако могут быть восприняты и как действия
    демона: “…Красавица оглянулась, и ему
    показалось, как будто лёгкая улыбка сверкнула на
    губах её. Он весь задрожал и не верил глазам своим
    Тротуар нёсся под ним, кареты со скачущими
    лошадьми казались недвижимы, мост растягивался и
    ломался на своей арке, дом стоял крышею вниз,
    будка валилась к нему навстречу, и алебарда
    часового вместе с золотыми словами вывески и
    нарисованными ножницами блестела, казалось, на
    самой реснице его глаз. И всё это произвёл один
    взгляд, один поворот хорошенькой головки. Не
    слыша, не видя, не внимая, он нёсся по лёгким
    следам прекрасных ножек…”
    Так же двояко может быть объяснён и
    фантастический сон Пискарёва: “Необыкновенная
    пестрота лиц привела его в совершенное
    замешательство; ему казалось, что какой-то демон
    искрошил весь мир на множество разных кусков и
    все эти куски без смысла, без толку смешал
    вместе”.
    В финале повести мотив демона проявляется
    открыто: источником лжи и фальши непостижимой
    игры с судьбами людей, по мнению автора, является
    демон: “О, не верьте этому Невскому проспекту!
    Всё обман, всё мечта, всё не то, чем кажется!
    Он лжёт во всякое время, этот Невский
    проспект, но более всего, когда ночь сгущённою
    массою наляжет на него и отделит белые и палевые
    стены домов, когда весь город превратится в гром
    и блеск, мириады карет валятся с мостов,
    форейторы кричат и прыгают на лошадях и когда сам
    демон зажигает лампы для того только, чтобы
    показать всё в ненастоящем виде”.
    Художник Пискарёв
    Примерные вопросы для беседы.
    — Как автор характеризует Пискарёва —
    художника и человека?
    — Почему Пискарёв пошёл за девушкой? Как
    автор передаёт его чувство?
    — Кем оказалась девушка? Почему Пискарёв
    бежал из “отвратительного приюта”?
    — Как меняется внешний вид девушки?
    — Как выражено авторское отношение к
    красавице, как связан с ней мотив демона?
    — Почему Пискарёв предпочёл реальную жизнь
    иллюзиям? Смогли ли иллюзии заменить ему
    реальную жизнь?
    — Почему автор называет план Пискарёва
    жениться на проститутке легкомысленным? Как это
    подтвердилось?
    — Как погиб Пискарёв, почему он неправ в
    своём безумном поступке?
    Пискарёв — молодой человек, художник,
    принадлежит к людям искусства, и в этом его
    необычность. Автор говорит, что он относится к
    “классу” художников, к “странному сословию”,
    подчёркивая тем самым типичность героя.
    Как и других молодых художников Петербурга,
    автор характеризует Пискарёва как небогатого
    человека, живущего в маленькой комнате,
    довольствующегося тем, что у него есть, но
    стремящегося к богатству. Это “тихий, робкий,
    скромный, детски-простодушный, носивший в себе
    искру таланта, может быть, со временем
    вспыхнувшего широко и ярко”, человек. Фамилия
    героя5 подчёркивает
    его обычность, напоминает о типе “маленького
    человека” в литературе.
    Пискарёв верит в гармонию добра и красоты,
    чистую, искреннюю любовь, возвышенные идеалы. Он
    пошёл вслед за незнакомкой только потому, что
    увидел в ней идеал красоты и непорочности, она
    напомнила ему “Перуджинову Бианку”6. Но прекрасная незнакомка
    оказалась проституткой, и Пискарёв трагически
    переживает крушение идеалов. Очарование красоты
    и невинности оказалось обманом. Беспощадная
    действительность разрушила его мечты, и художник
    бежал из отвратительного приюта, куда привела
    его семнадцатилетняя красавица, красота которой,
    не успевшая увянуть от разврата, не сочеталась с
    улыбкой, исполненной “какой-то жалкой
    наглости”, всё, что она говорила, было “глупо и
    пошло как будто вместе с непорочностью
    оставляет и ум человека”.
    Автор, разделяя потрясённое чувство Пискарёва,
    с горечью пишет: “…Женщина, эта красавица мира,
    венец творения, обратилась в какое-то странное
    двусмысленное существо, где она вместе с
    чистотою души лишилась всего женского и
    отвратительно присвоила себе ухватки и наглости
    мужчины и уже перестала быть тем слабым, тем
    прекрасным и так отличным от нас существом”.
    Пискарёв не в силах перенести того, что красота
    женщины, дающей миру новую жизнь, может быть
    предметом торговли, ведь это поругание красоты,
    любви и человечности. Им овладело чувство
    “раздирающей жалости”, отмечает автор и
    объясняет: “В самом деле, никогда жалость так
    сильно не овладевает нами, как при виде красоты,
    тронутой тлетворным дыханием разврата. Пусть бы
    ещё безобразие дружилось с ним, но красота,
    красота нежная… она только с одной
    непорочностью и чистотой сливается в наших
    мыслях”.
    Находясь в сильном психологическом напряжении,
    Пискарёв видит сон, в котором его красавица
    предстаёт как светская дама, пытающаяся
    объяснить посещение приюта своей тайной. Сон
    внушил Пискарёву надежду, которая разрушена
    жестокой и пошлой стороной жизни: “Желанный
    образ являлся ему почти каждый день, всегда в
    положении, противоположном действительности,
    потому что мысли его были совершенно чисты, как
    мысли ребёнка”. Поэтому он пытается
    искусственно, принимая наркотик, уйти в мир
    сновидений и иллюзий. Однако сны и иллюзии не
    могут заменить реальную жизнь.
    Мечта о тихом счастье в деревенском домике, о
    скромной жизни, обеспеченной собственным трудом,
    отвергнута падшей красавицей. “Как можно! —
    прервала она речь с выражением какого-то
    презрения. — Я не прачка и не швея, чтобы
    заниматься работою”. Оценивая ситуацию, автор
    говорит: “В этих словах выразилась вся низкая,
    презренная жизнь, жизнь, исполненная пустоты и
    праздности, верных спутников разврата”. И далее
    в размышлениях автора о красавице опять
    возникает мотив демона: “…Она была какою-то
    ужасною волею адского духа, жаждущего разрушить
    гармонию жизни, брошена с хохотом в его пучину”.
    За время, которое художник не видел девушку, она
    изменилась к худшему — бессонные ночи разврата,
    пьянство отразились на её лице.
    Бедный художник не мог пережить, по выражению
    автора, “вечный раздор мечты с
    существенностью”. Он не выдержал столкновения с
    суровой действительностью, наркотик разрушил
    его психику окончательно, лишил возможности
    заняться работой, противостоять судьбе. Пискарёв
    кончает жизнь самоубийством. Он неправ в этом
    безумном поступке: христианская религия считает
    жизнь величайшим благом, а самоубийство большим
    грехом. Также и с точки зрения светской
    нравственности лишение себя жизни недопустимо —
    это пассивная форма разрешения жизненных
    противоречий, ибо деятельный человек всегда
    может найти выход из самых сложных, казалось бы,
    неразрешимых ситуаций.
    Описанием бедных похорон Пискарёва автор
    выражает своё отношение к социальному
    неравенству, выступающему за парадной
    внешностью города, вызывает чувство сострадания
    к простым людям, подчёркивает бессмысленность
    гибели художника.
    Поручик Пирогов
    Примерные вопросы для беседы.
    — Как автор характеризует Пирогова? Как
    отмечает типичность героя?
    — Почему Пирогов пошёл за блондинкой?
    — Куда попал Пирогов вслед за красавицей,
    кем она оказалась?
    — Почему Пирогов ухаживает за замужней
    дамой?
    — Что высмеивается в образе Шиллера?
    — Чем кончается история Пирогова?
    — Что высмеивается в образе Пирогова, как
    автор это делает?
    — В чём смысл сопоставления образов
    Пискарёва и Пирогова?
    О поручике Пирогове автор говорит, что такие,
    как он, офицеры составляют “в Петербурге
    какой-то средний класс общества”, подчёркивая
    этим типичность героя. Рассказывая об этих
    офицерах, автор, конечно же, характеризует и
    Пирогова.
    В своём кругу они считаются образованными
    людьми, потому что умеют развлекать женщин, любят
    потолковать о литературе: “хвалят Булгарина,
    Пушкина и Греча и говорят с презрением и
    остроумными колкостями об А.А. Орлове”, то
    есть в один ряд ставят Пушкина и Булгарина,
    иронично замечает автор. В театр они ходят, чтобы
    показать себя. Их жизненная цель — “выслужиться
    до полковничьего чина”, достичь обеспеченного
    положения. Они обычно “женятся на купеческой
    дочери, умеющей играть на фортепиано, с сотнею
    тысяч или около того наличных и кучею брадатой
    родни”.
    Характеризуя Пирогова, автор рассказывает о
    его талантах, на самом деле раскрывает такие его
    черты, как карьеризм, ограниченность, наглость,
    самоуверенная пошлость, стремление подражать
    тому, что входит в моду у избранной публики.
    Наглядным примером подтверждает автор, что
    главный предмет дум и стремлений Пирогова — это
    чин. К людям ниже его по чину он относится
    высокомерно.
    Любовь для Пирогова — лишь интересное
    приключение, “интрижка”, которой можно
    похвастаться перед друзьями. Поручик, нисколько
    не смущаясь, довольно пошло ухаживает за женой
    ремесленника Шиллера и уверен, что “любезность
    его и блестящий чин дают ему полное право на её
    внимание”. Он нисколько не утруждает себя думами
    о жизненных проблемах, стремится к
    удовольствиям.
    Испытанием чести и достоинства Пирогова
    явилась “секуция”, которой подверг его Шиллер.
    Быстро забыв своё оскорбление, он обнаружил
    полное отсутствие человеческого достоинства: “с
    удовольствием провёл вечер и так отличился в
    мазурке, что привёл в восторг не только дам, но
    даже и кавалеров”.
    Образы Пирогова и Пискарёва связаны с
    противоположными нравственными началами в
    характерах героев. Комический образ Пирогова
    противопоставлен трагическому образу Пискарёва.
    “Пискарёв и Пирогов — какой контраст! Оба они
    начали в один день, в один час преследование
    своих красавиц, и как различны для обоих них были
    следствия этих преследований! О, какой смысл
    скрыт в этом контрасте! И какое действие
    производит этот контраст!” — писал
    В.Г. Белинский.
    Шиллер, жестяных дел мастер
    Образы немцев-ремесленников — жестяных дел
    мастера Шиллера, сапожника Гофмана, столяра
    Кунца — дополняют социальную картину
    Петербурга. Шиллер — воплощение
    меркантильности. Накопление денег составляет
    цель жизни этого ремесленника, поэтому строгий
    расчёт, ограничение себя во всём, подавление
    искренних человеческих чувств определяют его
    поведение. Вместе с тем ревность пробуждает
    чувство достоинства в Шиллере, и он, находясь в
    пьяном виде, не думая в этот момент о
    последствиях, вместе с друзьями высек Пирогова.
    Вопросы и задания для учащихся
    — Сформулируйте идею повести Н.В. Гоголя
    «Невский проспект».
    — Напишите сравнительную характеристику
    Пискарёва и Пирогова.
    — Напишите сочинение на тему
    «Художественное своеобразие повести
    Н.В. Гоголя “Невский проспект”».
    Можно использовать примерный план:
    1. Композиция повести.
    2. Значение контраста в повести.
    3. Роль фантастики, мотив демона.
    4. Фамилии героев, отсутствие имён.
    5. Патетика и сатира в повести, приёмы
    создания, примеры.

    Примечания

    1 Меркантильный
    излишне расчётливый, торгашеский (книжн.,
    неодобр.
    ).
    2 Коммуникация
    здесь: путь, связывающий части города.
    3 Фантасмагория
    причудливое, бредовое видение.
    4 Иллюзия
    1) обман чувств, то, что кажется; 2) нечто
    несбыточное, мечта.
    5 В черновой редакции
    фамилия героя была Палитрин.
    6 Имеется в виду
    картина художника Перуджино (1446–1524), учителя
    Рафаэля.

  8. Центральная тема произведения – судьба «маленького человека» в большом городе, с его ярко выраженными социальными контрастами, вызывающими в людях внутренний конфликт между представлениями об идеале и суровой реальностью жизни.
    Писателем раскрывается нравственная проблематика. Так, семнадцатилетняя девушка, в которую влюбляется художник, несмотря на свой юный возраст, уже глубоко погрязла в пучине порока. Она с презрением отвергает предложение Пискарева изменить свою жизнь и стать примерной супругой, ей это попросту неинтересно. Поручика Пирогова не смущает замужний статус очаровательной блондинки. Он без капли смущения готов соблазнить молодую женщину ради удовлетворения собственной прихоти.
    На примере художника Пискарева автор в полной мере раскрывает тему одиночества. Проживая в большом многолюдном городе, окруженный тысячами людей, молодой человек остается один на один с собственными проблемами. Не в силах справиться с душевными терзаниями, он приходит к малодушному выводу – добровольно уйти из жизни. И даже о его смерти окружающие узнают лишь спустя несколько дней, а на похороны никто не приходит. Равнодушие к своим ближним приобретает катастрофические масштабы, человек перестает быть ценностью.
    Тонкие, романтические натуры, отчаянно ищущие идеалы, не в состоянии справиться с пугающими реалиями повседневной жизни. Зачастую за прекрасной внешностью скрывается безобразная душа, а самые чистые намерения разбиваются о фальш и равнодушие. Так автор доносит основную мысль своего произведения – неизбежное и для многих трагическое противоречие между иллюзиями и реальностью, столкновение живой, трепетной души с пагубной силой обмана.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *