Сочинение на тему образ родины в поэзии блока

14 вариантов

  1. В стихотворении «Русь» Россия предстает перед нами как сказочная и таинственная страна, полная чудес и загадок, где живут мифические существа: черти, ворожеи и колдуны, эта земля пропитана духом древности и мистики «где разноликие народы ведут ночные хороводы под зарево горящих сел». Главный герой этого произведения как будто грезит наяву «ты и во сне необычайна» и представляет Русь как никем непознанную первобытную вселенную, такую загадочную и таинственную, с её дикой природой «где буйно заметает вьюга до крыши – утлое жилье» и загадочным понятием русской души «и девушка на злого друга под снегом точит лезвее». Русь предстает перед нами во всем величии своей древней истории, красоты и мощи своей природы, таинственности и загадочности русского духа, и все это не может не пленить душу героя, который по-детски беззащитен перед её мощным очарованием, его чувства к родной земле настолько глубоки, что они полностью захватывают его, погружая его в эфемерный мир на грани эйфории «и сам не понял, не измерил, кому я песни посвятил…».
    Очень часто в произведениях русских поэтов Родина выступала в образе матери, и только для Блока она стала любимой женщиной, которую он представляет привлекательной молодой девушкой, невестой тоскующей по жениху, возлюбленной женой. В своем стихотворении «Россия» Родина показана великим символистом как женщина полная жизненных сил и энергии, обладающая «разбойничьей красой», всегда вольная, дикая и не кому неподвластная «не пропадешь, и не сгинешь ты, и лишь забота затуманит твои прекрасные черты». И вместе с тем поэт придает этому образу романтичности и интимности, когда можно совершить возможное и невозможное за «мгновенный взор из-под платка». Также Блок в этом стихотворении показывает нам не только прекрасную и вечную Русь, которой ни почем все невзгоды, а еще и обездоленную, обиженную, с её вечными расхлябанными дорогами, откровенной нищетой, серыми избами и «острожной песнью ямщика». И все равно в этих сроках чувствуется великое сострадание поэта к судьбе этой земли, его сила великой любви к ней и твердое убеждение, что у его Родины великое будущее, и она обязательно преодолеет все трудности и преграды на пути к нему.

  2. И в тайне ты почиешь, Русь.
    А. Блок
    Как Пушкин, Лермонтов, Некрасов, которые в своих произведениях воспели великую Россию, Блок также не прошел мимо этой актуальной для всех поэтов темы. Развивая ее, А. Блок опирался на опыт предшественников, не останавливаясь на достигнутом. Он уловил наступление нового времени в истории России — времени социальных потрясений. Поэт верил, что “рано или поздно все будет по-новому, потому что жизнь прекрасна”. Источником этой веры для него явилась Россия — “роковая” страна, затаившая в недрах своих великое мятежное начало.
    Родина в творчестве А. Блока является неотделимой частью, продолжением и дополнением всей России. Образ России начинает складываться в творчестве поэта в годы реакции. В таких стихах, как “Русь”, “Россия”, “Осенний день”, “Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?”, исполненных сыновней любви к родному краю, возникает образ страны со своей тайной и своей судьбой:
    Ты и во сне необычайно,
    Твоей одежды не коснусь.
    Дремлю и за дремотой тайна,
    И в тайне — ты почиешь, Русь.
    Русь опоясана реками
    И дебрями окружена,
    С болотами и журавлями
    И с мутным взором колдуна…
    С какой любовью А. Блок описывает в этом стихотворении русскую природу! Необъятные русские дали, бесконечные дороги, полноводные реки, бурные вьюги, переплетаются с горящими селами, серыми избами, тюрьмами, братскими могилами… Такова блоковская Россия. А. Блок создал свой, самобытный образ России: не матери, как у других поэтов, а красавицы, подруги, “светлой жены”:
    О Русь моя! Жена моя! До боли
    Нам ясен долгий путь!
    Наш путь — стрелой татарской
    древней воли
    Пронзил нам грудь.
    В 1905 году было написано стихотворение “Осенняя воля”, в котором уже звучала патриотическая тема. Блок верил, что для России наступает новый период, что в борьбу вступили новые люди, вышедшие из “тьмы погребов”. И этому поколению принадлежит будущее:
    Мы не стали искать и гадать:
    Пусть заменят нас новые люди!
    В тех лее муках рожала их мать.
    Так псе нежно кормила у груди.
    Величие России — в ее исторических свершениях, которые еще не осознаны поэтом до конца. Прошлое взывает к будущему. Романтика этого призыва звучит в цикле стихов “На поле Куликовом”. В нем положение России, разделенной на два враждебных стана, уподобляется Руси Дмитрия Донского, вышедшей на Куликово поле, чтобы в схватке с золотоордынским ханом Мамаем отстоять свою национальную независимость. Этот цикл — одно из высших лирических достижений А. Блока, лучшее, что дала России поэзия на рубеже двух веков. Уже в первом стихотворении цикла — “Река раскинулась…” — автор передает тревожное ощущение ожидания исторических свершений. Эта тревожность чувствуется и в пейзаже, и в ритме стиха. Устремленность в будущее выражается как бы убыстренным ритмом:
    И вечный бой! Покой нам только снится
    Сквозь кровь и пыль…
    Летит, летит стенная кобылица
    И мнет ковыль…
    Образ-символ коня проходит через весь цикл стихотворений. В философски сложном цикле произведений А. Блока создан прекрасный образ Родины. Поэт обращается к историческому событию, но создает произведение о современности. Блока с юности увлекала мысль о подвиге. Вот почему ему так близок образ русского воина-патриота, отделенного пятью веками, но близкого своими тревогами и надеждами. В “непробудимой тишине” Блок ясно слышит гул грядущих событий, “высокие и мятежные дни”. Из глухих лет реакции он увидел зарево пожара:
    Я вижу над Русью далече
    Широкий и тихий пожар.
    “Россия — буря” — так говорит поэт. В годы революционного подъема Россия повернулась к А. Блоку “новым ликом”:
    На пустынном просторе, на диком
    Ты все та, что была, и не та,
    Новым ты обернулась мне ликом,
    И другая волнует мечта.
    Блок, видя, какой ценой обходятся России взлеты и падения, обратился с яростным призывом к своим современникам:
    На непроглядный ужас жизни
    Открой, скорей открой глаза.
    Пока великая гроза Все не смела в твоей
    Отчизне,— Дай гневу правому созреть,
    Приготовляй к работе руки…
    В поэме “Возмездие” А. Блок пытается предугадать будущее России и спрашивает:
    Какие ж сны тебе,
    Россия. Какие бури суждены?
    Осознание трагизма судьбы России заставляет поэта только сильнее любить ее. А. Блок жил в трагическое время. Война сменяла войну, за революцией надвигалась революция:
    Мы — дети страшных лет России —
    Забыть не в силах ничего. Испепеляющие годы!
    Безумья ль в вас, надежды ль весть?
    От дней войны, от дней свободы —
    Кровавый отсвет в лицах есть.
    Готовый разделить судьбу Родины, А. Блок принимает Октябрь как неизбежность. Типичное для русского интеллигента чувство вины перед народом за его многовековые страдания, за его темноту и дикость заставляет поэта оправдывать насилие и кровь в поэме “Двенадцать”. Его последние произведения о России противоречивы и трагичны. Чего стоит одно стихотворение “Скифы”! В этих стихах очень ясно виден тот кровавый отсвет, о котором писал поэт в стихотворении “Рожденные в года глухие…”. Но в них главное — любовь к России.
    Именно она движет всем творчеством поэта. Именно она сближает творчество А. Блока с великой поэзией XIX века. В его лирике те же интонации любви к России, что и в стихах Пушкина, Лермонтова, Тютчева. Это же чувство связывает его и с современниками: изысканной и утонченной А. Ахматовой, по-русски нежным и страстным С. Есениным. Эти поэты учат любви беззаветной и безоглядной, подвижнической, возвышающей душу. Так любил Родину и Александр Блок. В ней он черпал силы для добра:
    Дивись, мое дивное диво!
    Быть светлым меня научи.

  3. Слово «Родина» знакомо нам с малых лет, но вряд ли детским умом можно осознать всю глубину этого понятия. Любовь к родине формируется на протяже­нии всей жизни, и чувство истинного патриотизма присуще далеко не каждому.
    Обращаясь к творчеству писателей и поэтов, пони­маешь, что каждый из них пытался осмыслить в сво­их произведениях образ Родины, и каждый касался этой темы с особой трепетностью и осторожностью, ведь любовь к родине — чувство глубоко личное, ин­тимное.
    Судьба родины, России волновала и великого рус­ского поэта — А. А. Блока. Вот что пишет он в одном из своих писем: «Этой теме я сознательно и беспово­ротно посвящаю жизнь. Все ярче сознаю, что это пер­вейший вопрос, самый жизненный, самый реаль­ный».
    Образ родины во всем ее многообразии осмыслива­ется Блоком не сразу, его восприятие изменяется на протяжении всей жизни поэта. Родина Блока много­лика и противоречива. Но все стихи поэта передают одно — чувство безоглядной, преданной любви. «Как и жить и плакать без тебя», — восклицает он в стихо­творении «Осенняя воля». «Воля», «неоглядные дали», «путь, открытый взорам» — это Россия Блока, привольная и необозримая. Образ родины Блока — женский образ, отсюда «плат узорный до бровей», «разбойная краса», «твой узорный, твой цветной ру­кав» . Россия переплетается у поэта с образом возлюб­ленной, в чем проявляется самобытность его миро­ощущения. Ведь до него родина была олицетворением матери и вдруг:
    О, Русь моя! Жена моя! До боли
    Нам ясен долгий путь!
    В ранней поэзии Блока Россия, еще не понятая, не затронувшая самую глубину души поэта предстает пе­ред нами в облике таинственном, завораживающем:
    Ты и во сне необычайна.
    Твоей одежды не коснусь.
    Дремлю — и за дремотой тайна,
    И в тайне — ты почиешь, Русь.
    Она прекрасна, но, наряду со сказочной красотой, Блок видит и «страны родимой нищету» с серыми из­бами, расхлябанными колеями, острожной тоской, унылой песней ямщика. Но Блок верит в будущее от­чизны, в то, что она преодолеет все беды и невзгоды.
    Главное для поэта — обретение единства со своей страной, с народом, в единении этом вся «жизнь или смерть, счастье или погибель». Полное свое выраже­ние эти чувства получили в цикле «Родина». Стихо­творения, включенные в этот цикл, свидетельствуют о глубоко личном, интимном восприятии поэтом от­чизны («Посещение», «Дым от костра струею си­зой…», «Приближается звук. И покорна щемящему звуку…»).
    «Страшный мир» — это тоже Родина:
    Грешить бесстыдно, непробудно,
    Счет потерять ночам и дням,
    И, с головой от хмеля трудной,
    Пройти сторонкой в божий храм.
    Боль и страдания родины дороги и близки поэту, но «страшный мир» — это всего лишь эпизод, как в жиз­ни Блока, так и в судьбе России, этот путь они преодо­левают вместе: «Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?». Душевные силы, истинная любовь к оте­честву позволяют ему и «страшной» России сказать: «Да, и такой, моя Россия\\Ты всех краев дороже мне». Очень емко образ России раскрыт в одноимен­ном стихотворении:
    Россия, нищая Россия,
    Мне избы серые твои,
    Твои мне песни ветровые –
    Как слезы первые любви.
    Блок с горечью говорит о нищете родного края, не­сущего в себе огромные возможности, скрытую мощь, противопоставляемую силе передовых европейских государств:
    Уголь стонет, и соль забелелась,
    И железная воет руда…
    То над степью пустой загорелась
    Мне Америки новой звезда!
    Но поэт не только предвидит будущее России, он стремится и к переосмыслению ее прошлого в цикле стихов «На поле Куликовом». Здесь не только отра­жение исторических событий, здесь Россия, летящая в будущее сквозь битвы и испытания:
    И вечный бой! Покой нам только снится
    Сквозь кровь и пыль…
    Летит, летит степная кобылица
    И мнет ковыль…
    Труден путь России к светлому будущему, много на этом пути трудностей и противоречий, но «невозмож­ное возможно», если в сердце каждого будет жить лю­бовь к родной стране, если мы примем ее такой, какая она есть, как принял ее А. А. Блок:
    Россия — сфинкс, ликуя и скорбя,
    И обливаясь черной кровью,
    Она глядит, глядит в тебя,
    И с ненавистью, и с любовью!..

  4. 4
    Текст добавил: Mr_Android_Game_Channel

    Нам ясен долгий путь! Наш путь – стрелой татарской древней воли Пронзил нам грудь… Здесь и самый покой безграничных просторов оказывается мнимым: за ним
    – клокотание бури, противоборствующих страстей. означающих «вечный бой» с
    силами хищничества и порабощения, – и в облике воина Дмитрия Донского,
    нанесшего решительное поражение татарам, захватившим русскую землю, поэт
    видит воплощение бессмертного духа и непреклонного мужества русских людей,
    упорных в труде и грозных в гневе, – если враг осквернил их святыни и
    покусился на их неотъемлемое достояние. Цикл стихов «На поле Куликовом» – это напоминание о подвиге, некогда
    воплощенном в битве света с тьмой, в одолении темного хаоса – ради свободы
    и счастья своей отчизны. Идет «вечный бой» – за Русь, за милого друга, за
    светлую жену, за все то, что дорого и свято, и нет отдыха в этой трудной и
    напряженной борьбе: И вечный бой! Покой нам только снится Сквозь кровь и пыль… В пыли мчатся герои Куликова поля на битву с врагом, и самый закат
    перед ними, словно бы омытый кровью, прорывается сквозь нагромождения
    тяжелых и испуганных туч, сквозь суровые облака, отсвечивающие багрянцем и
    заволакивающие небо – от края до края… В первом собрании своих стихотворений Блок сопроводил цикл «На поле
    Куликовом» следующим примечанием: «Куликовская битва принадлежит, по
    убеждению автора, к символическим событиям русской истории. Таким событиям
    суждено возвращение. Разгадка их еще впереди». Как понимать эти слова о символическом значении освободительной
    битвы? Статья Блока «Народ и интеллигенция» (1908) раскрывает символику его
    лирического цикла: воинский стан Дмитрия Донского – это поэтический образ
    русского народа, находящегося в состоянии революционного брожения и
    готовности к наступающей битве, а «вражий стан» Мамая – это аналог
    оторвавшейся от народа и погруженной в мертвый «аполлинический» сон
    интеллигенции. Таким образом, Блок как бы переворачивает традиционные представления,
    привычные для либерального интеллигента, которому испокон века твердили,
    что народ «спит», а интеллигенция «идет вперед» и призвана «разбудить
    народ». У поэта же все приобретает иной смысл: «орда» интеллигенции хотя и
    шумит, но это – косная и уже мертвеющая сила, а народ – русская рать –
    готовится к великой решающей битве. Стихи цикла «На поле Куликовом» существуют, конечно, и вне такого
    понимания как гениальная поэзия родины, русской национальной стихии, не
    сводимая к частному вопросу о народе и интеллигенции. Но в них есть второй
    (публицистический) план, и он был для Блока далеко не безразличен.Драма «Песня Судьбы». Гораздо более резко прямолинейно публицистический смысл, который Блок
    вкладывал в тему России, выражен в драме «Песня Судьбы». Сама идея драмы
    очень значительна. Герой ее – поэт Герман (в нем легко угадать самого
    Блока) покинул свой «белый дом», полный «безысходного счастья». ради
    соблазнов большого мира. В свисте ветра он услышал «песню судьбы», которая
    властно влечет его на волю. Но на воле он встретил лишь пошлости,
    продажность, ложь, насилие, бездушную машинную цивилизацию, которая только
    угнетает и губит человека. Герман честен и совестлив, он проклинает этот
    развращенный мир: Я не могу и не хочу терпеть! Так вот каков великий пир Культуры! Там гибнут люди – здесь играют в гибель! Здесь песней золотою покупают Достоинство и разум, честь и долг… Так вот куда нас привели века Возвышенных, возвышенных мечтаний? Но он – человек, запутавшийся в сомнениях и противоречиях. Душа у
    него «как шумный водопад», но он не знает, «куда направить силу»: «Я не
    знаю! Знаю, сколько дела, и не умею начать…» Он полюбил Фаину (Россию), но
    ему еще не под силу пойти с нею вместе. «Ты любишь меня?» – спрашивает
    Фаина Германа. «Люблю тебя», – отвечает тот. «Ты знаешь меня?» – «Не знаю».
    – «Ты найдешь меня?» – «Найду». Настоящая встреча Германа и Фаины еще
    впереди. Фаина покидает Германа. У него остается только одно – «чистая
    совесть». «И нет дороги. Что же делать мне, нищему? Куда идти?» Обратно, в тихий «белый дом», Герману уже нет пути. Драма кончается
    тем, что бездомного и сбившегося с дороги Германа выводит из вьюги
    некрасовский коробейник (песня на слова Некрасова: «Ой, полна, полна
    коробушка…» и т. д. проходит аккомпанементом через всю последнюю сцену
    «Песни Судьбы»). Блок возлагал на «Песню Судьбы» большие надежды: «Но камень-то,
    который я, может быть, не сумел отшлифовать в «Песне Судьбы», – он
    драгоценен» (письмо к Станиславскому от 9 декабря 1908 года).«Новая Америка». Следующий этап в осмыслении темы родины знаменует стихотворение «Новая
    Америка», являющееся новой ступенью в цикле, посвященном родине; оно
    свидетельствует о том, что поэт все более глубоко осмысливал судьбы родной
    страны и находил все более верные ответы на вопрос о ее будущем, о ее
    счастье. Стихотворение открывается необъятно широкой и торжественной картиной: Праздник радостный, праздник великий, Да звезда из-за туч не видна… Ты стоишь под метелицей дикой, Роковая, родная страна… В стихотворении «Новая Америка» Блок утверждал, какими обманчивыми
    являются порою представления о России, – если ограничиться лишь тем, что
    бросается в глаза, и упустить из виду нечто гораздо более важное и
    существенное, хотя бы и неприметное с первого взгляда: Там прикинешься ты богомольной, Там старушкой прикинешься ты, Глас молитвенный, звон колокольный… За крестами – кресты, да кресты… Словно бы ничто не изменилось в этой Руси, и она такая же, как и
    столетия назад, но если взглянуть пристальней, то и поистине окажется, что
    Русь уже совершенно не та, какою видится с первого взгляда; она может
    «прикинуться» смиренной, покорной, богомольной, но ведь это уже одна только
    видимость, ибо не молитвенное смирение, а нечто совершенно другое различает
    пытливый взгляд поэта сквозь старые, привычные черты, и совсем иные звоны и
    голоса слышатся его настороженному, чуткому слуху «под метелицей дикой»,
    проносящейся по просторам родной страны. Поэт говорит о России будущего как о «новой Америке», но вносит он в
    эти слова особый смысл: здесь «новая Америка» – это не США, не страна
    бизнесменов, биржевиков (о которых ни одного слова нет в стихотворении);
    здесь под «новой Америкой» подразумевается край огромных возможностей и
    талантливого, молодого духом народа, который сумеет претворить – и
    претворяет – эти возможности на живом, плодотворном деле. Самое главное, что следует подчеркнуть в стихотворении «Новая
    Америка», – это то, что, прославляя новую Русь и ее новый облик, ее молодой
    задор, ее творческие силы, Блок даже и не упоминает предпринимателей,
    владельцев фабрик и заводов. Он знает – не они создают богатства и, стало
    быть, не им принадлежит честь и слава завоевания и освоения недр родной
    страны, ее неисчислимых сокровищ, несущих людям счастливое будущее. Если сравнить цикл «На поле Куликовом» с «Новой Америкой», то нельзя
    не заметить новой степени зрелости поэта, ибо в «Новой Америке» то, что
    несла с собой современность, раскрыто более конкретно, и картины
    злободневной действительности уходят в широкую , устремленную в будущее
    перспективу; здесь вера поэта в свой народ и его будущее обрела более
    прочную опору, ибо художник отдает себе уже ясный отчет в том, где заложены
    богатства и мощь родной страны, от кого именно можно ждать ее обновления,
    кто является носителем будущего, от кого зависит победа в борьбе за ее
    благо и процветание; все это и находит свое страстное и торжественное
    выражение в «Новой Америке» – гимне новой России, одно предчувствие которой
    преображало обыкновенный и будничный день в радостный и великий праздник.Россия – страна назревающей революции. На первый план в гражданственно-патриотической поэзии Блока
    выдвигается тема борьбы за будущую Россию. Из понимания того факта, что
    Россия – страна назревающей революции, вырастала уверенность поэта в том,
    что родине его предстоит сыграть великую, всемирно-историческую роль в
    жизни человечества. Даже обращаясь к национальному прошлому, поэт, как мы
    видели, останавливался на таких исторических событиях, которые позволяли
    ему связывать их с темой борьбы за будущую Россию («На поле Куликовом»). «Нам завещана в фрагментах русской литературы от Пушкина и Гоголя до
    Толстого, в светлых и неподкупных, лишь временно помутившихся взорах
    русских мужиков – огромная (только не схваченная еще железным кольцом
    мысли) концепция живой, могучей и юной России, – писал Блок в письме,
    вступая в спор с Розановым. – …Если есть чем жить, то только этим. И если
    где такая Россия «мужает», то уж, конечно, только в сердце русской
    революции в самом широком смысле, включая сюда русскую литературу, науку и
    философию, молодого мужика, одержанно раздумывающего думу «все об одном», и
    юного революционера с сияющим правдивым лицом, и все вообще непокладливое,
    одержанное, грозовое, пересыщенное электричеством. С этой грозой ни один
    громоотвод не сладит». Таких слов, проникнутых неподкупной любовью к народу и верой в
    революцию, в ее историческую справедливость, в годы реакции не произносил
    ни один из символистов и вообще ни один из представителей тогдашней
    литературы. Пусть представление поэта о надвигающейся революции было смутным, – в
    самом главном он не ошибался: в воле народа к победе за свободу, в его
    моральной правоте и неисчерпаемой творческой силе, в том, что правда на его
    стороне и будущее за ним: Народ – венец земного цвета, Краса и радость всем цветам: Не миновать Господня лета Благоприятного – и нам. Эта вера в Россию животворила Блока. Даже запечатлев с истинно
    реалистической беспощадностью отвратительный образ ханжи и стяжателя (в
    стихотворении «Грешить бесстыдно, непробудно…»), поэт наперекор всему
    мужественно утверждает: Да. И такой, моя Россия, Ты всех краев дороже мне… Блок здесь ничего не любит и ни чем не любуется, напротив – все
    ненавидит «священной ненавистью». Но даже с такой Россией он не может
    «разлучиться», даже такая Россия ему «дороже всех краев» – и не только по
    велению патриотического долга, но и потому, что за всяческой пошлостью и
    грязью ему сквозит «мир иной», будущая Россия. Это – «Россия в мечтах». «Она глядит на нас из синей бездны будущего и
    зовет туда. Во что она вырастет – не знаем; как назовем ее – не знаем». Но
    мечты об этой будущей России помогали Блоку вынести «непроглядный ужас» и
    пошлость окружавшей его «лживой жизни», уберегли от отчаяния. Россия Блока
    – это «легкий образ рая», утешенье и надежда усталого, обездоленного
    человека. Вспоминая «все, что мучило когда-то, забавляло иногда» – лесть,
    коварство, славу, злато, «человеческую тупость», все, что составляет «круг
    постылый бытия», поэт спрашивает: «Что ж, конец?» И отвечает: Нет… еще леса, поляны, И проселки, и шоссе, Наша русская дорога, Наши русские туманы, Наши шелесты в овсе…Блоковские образы родины. Важно отметить, что образ родины в патриотической поэзии Блока не
    оставался неизменным. С течением времени он все больше и больше наполнялся
    реальным общественно-историческим содержанием. Сначала поэт вдохновенно
    воспевал романтически «необычайную», «почиющую в тайне» Русь – «нищую»,
    колдовскую, «дремучую», с ведунами и ворожеями, с заветными «преданьями
    старины»: Ты и во сне необычайна, Твоей одежды не коснусь. Дремлю – и за дремотой тайна, И в тайне – ты почиешь Русь. Русь, опоясана реками И дебрями окружена, С болотами и журавлями, И с мутным взором колдуна, Где разноликие народы

  5. Общеизвестна поэтическая метафора: “Родина-мать”. В облике женщины-матери, в частности, на плакатах периода Великой Отечественной войны часто изображали Родину русские художники. В литературоведении данный метод именуется “олицетворением”. Например, образ Правды может появиться в облике женщины в лохмотьях, это будет являться символом ее гонимости и неприкаянность, а образ Справедливости — в обличье женщины с весами в руках и завязанными глазами, дабы подчеркнуть ее беспристрастность.
    Образ Родины в поэзии Александра Блока вырисовывается иначе. Блок, будучи поэтом-символистом, не мог опуститься до уровня дешевой аллегории. Символист всегда указывал на высшую реальность, более реальную, чем та, с которой мы сталкиваемся повседневно.
    Вот его стихотворение “Россия” из цикла “Родина”:
    А ты все та же — лес да поле,
    Да плат узорный до бровей…
    Сначала это как будто земля, страна, пространство — лес да поле. Но тут же, без перехода, без стремления к олицетворению — “плат узорный до бровей”. Перед нами женщина — и в то же время страна, это земля — и возлюбленная, это мать — и жена.
    Она защищает и нуждается в защите. Она униженная и беспробудно распутная. Она разная — и всегда узнаваемая: светлая жена — и чаровница, ожидающая — и призываемая. Та, которая ждет уходящего, в вечной череде уходов и возвращений. И та, что зыбким обликом своим придает устойчивость бытию, уверенность в незыблемости среди колеблющейся реальности:
    В густой траве пропадешь с головой.
    В тихий дом войдешь не стучась…
    Обнимет рукой, оплетет косой
    И, статная, скажет: “Здравствуй, князь”.
    Родина Блока также и та, что сражается вместе с витязем в цикле “На поле Куликовом”:
    О Русь моя! Жена моя! До боли
    Нам ясен долгий путь!
    Наш путь — стрелой татарской древней воли
    Пронзил нам грудь.
    Она — соратница и заступница:
    И с туманом над Непрядвой спящей,
    Прямо на меня
    Ты сошла, в одежде, свет струящей,
    Не спугнув коня.
    Серебром волны блеснула другу
    На стальном мече,
    Освежила пыльную кольчугу
    На моем плече.
    Она — нищая царевна, зачарованная и вольная, она — “разбойная краса”, но она же и чудовищная маска из стихотворения “Русь моя, жизнь моя…”:
    Дико глядится лицо онемелое,
    Очи татарские мечут огни…
    Образ ее иногда предстает как образ вполне конкретной женщины. Стихотворение “На железной дороге” включено в цикл “Родина”, но в то же время посвящено Марии Павловне Ивановой.
    Стихотворение “Грешить бесстыдно, беспробудно…” написано отчасти в полемике со стихотворением М. Ю. Лермонтова “Люблю Отчизну я, но странною любовью…”. Блок как бы отпускает те грехи, от которых отвращает свое лицо Лермонтов. Или, вернее, Лермонтов любит вопреки “славе, купленной кровью”, вопреки грехам родной страны. А Блок любит за самые грехи. Он любую ее любит больше всего на свете, она для него — единственная.
    И какие бы маски ни пугали поэта, появляясь на любимом лице, чаще всего у него хватало мужества воззвать к ней же о помощи:
    Явись, мое дивное диво!
    Быть светлым меня научи!
    Блок взывал до тех пор, пока любимый лик не был искажен окончательно. Тогда поэт умер. Да, была минута, когда Блок в большевистской революции пытался увидеть начало космического преображения и Прекрасную Даму. Потом он с ужасом оттолкнулся от ее уродства.
    Русский философ и публицист Николай Бердяев писал, что Александр Блок “…принадлежит вечной, преображенной России, России нового неба и новой земли, как и Пушкин. Её уготовляют не только святые, подвижники, очистившиеся, увидавшие Божественный свет, но и тосковавшие, мучившиеся, прельщавшиеся и падавшие, но устремленные к высоте, к жизни, преображенной в красоте”.
    Величие России — в ее исторических свершениях, которые еще не осознаны поэтом до конца. Прошлое взывает к будущему. Романтика этого призыва звучит в цикле стихов “На поле Куликовом”. В нем положение России, разделенной на два враждебных стана, уподобляется Руси Дмитрия Донского, вышедшей на Куликово поле, чтобы в схватке с золотоордынским ханом Мамаем отстоять свою национальную независимость. Этот цикл — одно из высших лирических достижений А. Блока, лучшее, что дала России поэзия на рубеже двух веков. Уже в первом стихотворении цикла — “Река раскинулась…” — автор передает тревожное ощущение ожидания исторических свершений. Эта тревожность чувствуется и в пейзаже, и в ритме стиха.
    Готовый разделить судьбу Родины, А. Блок принимает Октябрь как неизбежность. Типичное для русского интеллигента чувство вины перед народом за его многовековые страдания, за его темноту и дикость заставляет поэта оправдывать насилие и кровь в поэме “Двенадцать”. Его последние произведения о России противоречивы и трагичны. Чего стоит одно стихотворение “Скифы”! В этом стихотворении отчетливо виден тот кровавый отсвет, о котором писал поэт в произведении “Рожденные в года глухие…”. Но в его стихах главное — любовь к Родине, к своей России.
    Как раз именно она движет всем творчеством Блока, именно она роднит творчество Александра Александровича Блока с великой поэзией XIX века. Его лирика полна тех же интонаций любви к России не только как в стихотворениях Пушкина, Лермонтова, Тютчева, но и в произведениях современников: изысканной и утонченной А. Ахматовой, по-русски ласковым и пламенным С. Есениным. Беззаветной и безоглядной, подвижнической, возвышающей душу любви учат всех нас эти поэты. И Александр Блок черпал силы добра в любви к Родине:
    Дивись, мое дивное диво!
    Быть светлым меня научи.

  6. Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь.
    Все ярче осознаю, что это – первейший вопрос, самый жизненный, самый реальный…
    А.А. Блок. Из письма к К.С. Станиславскому.
    Тема родины, России занимает в творчестве А.А. Блока ведущее место. Можно сказать, что это сквозной мотив лирики поэта. Поначалу, в ранней поэзии, тема России проявлялась в пейзажных зарисовках, изображении природы любимых мест. Подмосковье, Шахматово, Москва, Петербург и его окрестности – все это отразилось в поэзии Блока.
    Более явственно и продуманно тема Родины прозвучала в стихотворении «Осенняя воля» (1905). Его считают первым серьезным воплощением этой темы в лирике Блока. Лирический герой испытывает чувство трагического одиночества. Ничто не может помочь герою. И только любовь к природе России помогает ему преодолеть это тягостное чувство. Пусть российские пейзажи бедны и невзрачны:
    Битый камень лег по косогорам
    Желтой глины скудные пласты
    …..
    Разгулялась осень в мокрых долах
    Обнажила кладбища земля…
    Но они глубоко родные, кровные. Только Россия может дать успокоение, смысл жизни, скупое счастье:
    Приюти ты в далях необъятных!
    Как и жить, и плакать без тебя!
    Развитие темы Родины происходит у Блока в стихотворении «Русь» (1906). Здесь Россия представляется поэту сказочно-колдовской землей:
    Русь, опоясана реками
    И дебрями окружена,
    С болотами и журавлями
    И с мутным взором колдуна…
    Но, к сожалению, обладая огромными богатствами во всех областях жизни, Россия бедна и убога («утлое жилье», «вихрь в голых прутьях»). Поэт чувствует кровное родство со всем русским, он хочет обрести обновление благодаря тесной связи со своей Родиной:
    Так – я узнал в моей дремоте
    Страны родимой нищету,
    И в лоскутах ее лохмотий
    Души скрываю наготу.
    Сам Блок говорил, что в России для него все – «жизнь или смерть, счастье или погибель». Наиболее полно и серьезно его раздумья о своей стране отразились в поэтическом цикле «Родина» (1907-1916). Здесь поэт размышляет о судьбе России, ее прошлом, настоящем и будущем. Центральными проблемами цикла являются проблемы России и народа, России и истории, особенности русского характера.
    В своих рассуждениях герой не отстраняется, не судит со стороны. Для него любовь к Родине – чувство глубоко личное, похожее на любовь к жене или матери:
    О бедная моя жена,
    О чем так горько плачешь?
    Одним из самых известных стихотворений цикла «Родина» является стихотворение «Россия» (1908). В нем слиты воедино чувство любви к родине и вера в ее будущее возрождение. Стихотворение начинается с образа дороги:
    Опять, как в годы золотые,
    Три стертых треплются шлеи,
    И вязнут спицы росписные
    В расхлябанные колеи…
    Для раскрытия образа Родины очень важна антитеза «спицы росписные» – «расхлябанные колеи». Россия – страна, где невероятное богатство соседствует со страшной нищетой:
    Россия, нищая Россия,
    Мне избы серые твои,
    Твои мне песни ветровые –
    Как слезы первые любви!
    Автору дорога именно деревенская, народная родина с ее простором, широтой и… нищетой. Русские «песни ветровые» поэт сравнивает со «слезами первыми любви». Это означает, что чувство любви к России насквозь пропитало душу поэта.
    Хоть и тяжела доля родины, но автор не жалеет свою родную страну:
    Тебя жалеть я не умею
    И крест свой бережно несу…
    Какому хочешь чародею
    Отдай разбойничью красу!
    Лирический герой видит все, что происходит с его горячо любимой Россией. Он мучается от осознания бед и несчастий, которыми наполнена судьба его страны. Но герой с готовностью несет свой крест. Он чувствует себя насквозь русским человеком и не собирается отступать от судьбы своей родины.
    Последние две строки характеризуют особенности русского характера, отдающего себя с готовностью в руки любому «чародею». В этом образе скрыты многие правители Руси, «заманивающие» и «обманывающие» ее, как наивную девушку с «разбойничьей красой». Но автор понимает: что бы ни случилось, Россия «не пропадет, не сгинет». Она по сути своей сильнее всех бед и катастроф. «И лишь забота затуманит» ее «прекрасные черты». С годами любимая страна поэта не меняется:
    Ну что ж? Одной заботой боле –
    Одной слезой река шумней,
    А ты все та же – лес, да поле,
    Да плат узорный до бровей…
    Россией были пролиты целые потоки слез, поэтому еще одна беда – это как очередная капелька, упавшая в реку. Но от несчастий красота страны не тускнеет.
    Образу родины автор придает черты национального женского характера: «плат узорный до бровей», женщина с затуманенным заботой лицом, красавица, отдавшая чародею «свою разбойничью красу».
    Последняя строфа состоит из шести строк, потому что она самая главная. Именно здесь автор выражает свою основную мысль: несмотря ни на что, Россия – удивительная страна, где «невозможное возможно». Блок поэтизирует даже страдания простого крестьянского народа. Долгая дорога пролетает для него незаметно, «когда звенит тоской острожной глухая песня ямщика!..»
    Кроме цикла «Родина» судьбам России Блок посвятил и цикл стихов «На поле Куликовом» (1908). Этот цикл посвящен истории страны, начиная татарским игом и заканчивая современностью. Герой «На поле Куликовом» – это и воин времен Куликовской битвы, и современник поэта, стоящий у порога «высоких и мятежных дней».
    Россия предстает в этом цикле в образе степной кобылицы. Это символ движения и борьбы, преодоления «тоски безбрежной» и мглы «ночной и зарубежной».
    В 1918 году Блок поверил, что для его любимой России наступают новые, лучшие времена. Свои надежды поэт отразил в стихотворении «Скифы»:
    В последний раз – опомнись, старый мир!
    На братский пир труда и мира,
    В последний раз – на светлый братский пир
    Сзывает варварская лира!
    Мне кажется, что А.А. Блок – удивительный поэт, горячо любивший свою Родину. Его произведения, посвященные этой теме, отличаются теплотой, сопереживанием, пониманием, искренней верой в лучшее будущее родной России.

  7. На мой взгляд, смело можно сказать, что А.А. Блок – поэт одной темы. Все творчество этого художника, так или иначе, посвящено теме и образу Родины –России. Хрестоматийным является ответ Блока на просьбу прочитать что-то из его сочинений о родной стране – «Это все о России». Именно поэтому, чтобы полно охватить данную тему, следует рассматривать все периоды творчества поэта.
    В ранней лирике Блока тема России тесно связана с образом Прекрасной Дамы. Этот образ олицетворяет Вечную Женственность – то, что, по мнению поэта, увлекавшегося в ту пору философией В. Соловьева, может спасти Россию.
    В цикле «Стихов о Прекрасной Даме» мы наблюдаем неудовлетворенность молодого поэта действительностью, видим его страстное желание внести в окружающую реальность гармонию:
    О, Святая, как ласковы свечи,
    Как отрадны Твои черты!
    Мне не слышны ни вздохи, ни речи,
    Но я верю: Милая — Ты.
    Стоит заметить, что этот цикл – сугубо символистский, романтический, никак не связанный с социальной проблематикой, реальными жизненными проблемами. Молодой поэт ощущает себя выше всех этих «земных неустройств», он хочет решить вопрос «глубже, серьезнее», в иных сферах.
    Но, по мере взросления Блока-человека, происходит и взросление Блока-поэта. Уже в следующем стихотворном цикле он обращается к социальной проблематике – в его произведениях начинает резко звучать критика социального устройства России, «зверской» психологии «хозяев жизни» и сочувствие к обездоленным.
    Характерными в этом плане являются стихотворения «Фабрика» и «Сытые». В «Фабрике» поэт создает мистический образ завода-монстра, поглощающего человеческие жизни: «Недвижный кто-то, черный кто-то Людей считает в тишине».
    «Сытые» продолжают эту тему, раскрывая точку зрения поэта на тех, кто «вершит судьбы» народа («На лицах – желтые круги, Шипят пергаментные речи, С трудом шевелятся мозги»), а также на вопрос изменения существующего порядка вещей:
    Пусть доживут свой век привычно –
    Нам жаль их сытость разрушать.
    Лишь чистым детям – неприлично
    Их старой скуке подражать.
    И опять Блок возлагает надежды о перерождении мира на красоту, которая, по его глубокому убеждению, должна спасти мир («Незнакомка»): «И странной близостью закованный, Смотрю за темную вуаль, И вижу берег очарованный И очарованную даль».
    Дальнейшее творчество Блока, на мой взгляд, это все больший отход от абстракции, отвлеченных рассуждений и попытка жить в реальном мире российской действительности, видеть и решать насущные проблемы. Знаковым в этом отношении является стихотворение 1907 года «О, весна без конца и без краю…», в котором Блок провозглашает свое «да»:
    Принимаю пустынные веси!
    И колодцы земных городов!
    Осветленный простор поднебесий
    И томления рабьих трудов!
    Поэт, повернувшийся «лицом» к существующей реальности, очень остро переживает все конфликты и социальные противоречия окружающей жизни. Подтверждение тому – стихотворение «На железной дороге», в которой резким контрастом звучит прелесть молодости, жажда жизни, растоптанная безжалостной жизнью: «Любовью, грязью иль колесами Она раздавлена – все больно».
    Своей кульминации тема России в творчестве Блока достигает к 1908 году – к моменту создания цикла «Родина». В него входят шедевральные произведения поэта – стихотворения «Россия», «Коршун», «Да, так велит мне вдохновенье», исторический цикл «На поле Куликовом». В них Родина представлена как верховная, высшая ценность, которой подчинено и посвящено все в жизни лирического героя.
    Куликовская битва в восприятии поэта – это символическое событие, которому суждено возвращение. Личная судьба лирического героя отождествляется здесь с судьбой Родины, герой готов погибнуть за Россию. Его мучает вопрос: «Доколе матери тужить? Доколе коршуну кружить?» Но в стихах цикла ощутима и надежда на победное и светлое будущее.
    Другой знаменитый образец патриотической лирики Блока – стихотворение «Россия». Образ родины в восприятии лирического героя напоминает о прежних воплощениях его идеала. «Нищая Россия» наделена в стихотворении человеческими чертами: «Какому хочешь чародею Отдай разбойную красу!»
    Важнейший мотив стихов о Родине – мотив пути, общий для героя и его страны честный путь с «широко открытыми глазами» («Да, так велит мне вдохновенье»):
    На непроглядный ужас жизни
    Открой скорей, открой глаза,
    Пока великая гроза
    Всё не смела в твоей отчизне…
    Финальным произхведением Блока о Родине можно считать, на мой взгляд, его поэму «Двенадцать». Здесь художник провозглашает итог своих размышлений, философских и социальных раздумий. Этот итог можно считать оптимистическим – в «Двенадцати» звучит вера поэта в человека, в его разум, в душу, в счастье:
    Нежной поступью надвьюжной,
    Снежной россыпью жемчужной,
    В белом венчике из роз —
    Впереди — Исус Христос.
    Таким образом, образ России в поэзии Блока глубок и многоаспектен. Он «вмещает» в себя размышления о многих проблемах этой страны – о ее народе, истории, об особенностях русского национального самосознания. Патриотическая тема тесным образом связана у поэта с проблематикой «страшного мира», с любовной лирикой и т.д.
    Кроме того, в развитии образа Родины Блоком прослеживается глубокая литературная традиция – связь с поэзией «золотого века» (Пушкин, Лермонтов, Некрасов). Но, безусловно, решение этой художественной задачи у поэта глубоко самобытно. В его представлении связь с родиной – глубоко интимная связь, именно поэтому только в его лирике встречаются сближения России с женой, возлюбленной, Богородицей…

  8. Хорошо известна поэтическая метафора: “Родина-мать”. Русские художники часто изображали Родину в виде женщины-матери, например, на плакатах времен Великой Отечественной войны. В литературоведении этот способ называется “олицетворением”. Так, образ Правды может предстать в виде женщины в отрепьях, что символизирует ее гонимость и неприкаянность, а образ Справедливости — в виде женщины свесами в руках и завязанными глазами, чтобы подчеркнуть ее беспристрастие.
    Образ Родины в поэзии Александра Блока вырисовывается иначе. Блок, будучи поэтом-символистом, не мог опуститься до уровня дешевой аллегории. Символист всегда указывал на высшую реальность, более реальную, чем та, с которой мы сталкиваемся повседневно.
    Вот его стихотворение “Россия” из цикла “Родина”: “А ты все та же — лес да поле, / Да плат узорный до бровей…” Сначала это как будто земля, страна, пространство — лес да поле. Но тут же, без перехода, без стремления к олицетворению — “плат узорный до бровей”. Перед нами женщина — и в то же время страна, это земля — и возлюбленная, это мать —и жена.
    Она защищает и нуждается в защите. Она униженная и беспробудно распутная. Она разная — и всегда узнаваемая: светлая жена — и чаровница, ожидающая — и призываемая. Та, которая ждет уходящего, в вечной череде уходов и возвращений. И та, что зыбким обликом своим придает устойчивость бытию, уверенность в незыблемости среди колеблющейся реальности:
    В густой траве пропадешь с головой.
    В тихий дом войдешь не стучась…
    Обнимет рукой, оплетет косой
    И, статная, скажет: “Здравствуй, князь”.
    Родина Блока также и та, что сражается вместе с витязем в цикле “На поле Куликовом”: “О Русь моя! Жена моя! До боли / Нам ясен долгий путь! / Наш путь — стрелой татарской древней воли /Пронзил нам грудь”. Она — соратница и заступница:
    И с туманом над Непрядвой спящей,
    Прямо на меня
    Ты сошла, в одежде, свет струящей,
    Не спугнув коня.
    Серебром волны блеснула другу
    На стальном мече,
    Освежила пыльную кольчугу
    На моем плече.
    Она — нищая царевна, зачарованная и вольная, она — “разбойная краса”, но она же и чудовищная маска из стихотворения “Русь моя, жизнь моя…”: “Дико глядится лицо онемелое, / Очи татарские мечут огни…” Образ ее иногда предстает как образ вполне конкретной женщины. Стихотворение “На железной дороге” тоже включено в цикл “Родина”, но в то же время посвящено Марии Павловне Ивановой.
    Стихотворение “Грешить бесстыдно, беспробудно…” написано отчасти в полемике со стихотворением М. Ю. Лермонтова “Люблю Отчизну я, но странного любовью…”. Блок как бы отпускает те грехи, от которых отвращает свое лицо Лермонтов. Или, вернее. Лермонтов любит вопреки “славе, купленной кровью”, вопреки грехам родной страны. А Блок любит за самые грехи. Он любую ее любит больше всего на свете, она для него — единственная.
    И какие бы маски ни пугали поэта, появляясь на любимом лице, чаще всего у него хватало мужества воззвать к ней же о помощи:
    Явись, мое дивное диво!
    Быть светлым меня научи!
    Блок взывал до тех пор, пока любимый лик не был искажен окончательно. Тогда поэт умер. Да, была минута, когда Блок в большевистской революции пытался увидеть начало космического преображения и Прекрасную Даму. Потом он с ужасом оттолкнулся от ее уродства.
    Русский философ и публицист Николай Бердяев писал, что Александр Блок “…принадлежит вечной, преображенной России, России нового неба и новой земли, как и Пушкин. Её уготовляют не только святые, подвижники, очистившиеся, увидавшие Божественный свет, но и тосковавшие, мучившиеся, прельщавшиеся и падавшие, но устремленные к высоте, к жизни, преображенной в красоте”.

  9. В стихах Блока автор никогда не исчезает за своими образами;
    личность поэта всегда перед читателем.
    В. Я. Брюсов
    Тема Родины является главной в творчестве А. Блока. «Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь… Ведь здесь — жизнь или смерть, счастье или погибель», — говорил поэт.
    Блок начинал свой творческий путь как символист. Основная тема юношеской лирики поэта — ожидание и предчувствие чудесных перемен, идеальный мир мечты и фантазии, где нет общественных конфликтов, человеческих слез, есть только музыка, «улыбки, сказки, сны».
    Блок в течение многих лет искал свой поэтический идеал — высокий, святой, общезначимый. Он находит его в образе Родины. Его Прекрасная Дама спустилась с небес на землю, и Блок переходит от мечтаний юности к зрелому творчеству. С приходом к теме России поэзия Блока обретает широкое звучание.
    В стихотворении «Русь» (1906) поэт изображает сказочную страну. Он и называет свое произведение старым, древним именем России. Читатель погружается в сказочный мир. Здесь и колдуны, и ведуны с ворожеями, и ведьмы с чертями. Стихотворение насыщено образами русского фольклора и преданиями русской старины. Сама же Русь предстает как таинственный волшебный край:
    Ты и во сне необычайна.
    Твоей одежды не коснусь.
    Дремлю — и за дремотой тайна,
    И в тайне — ты почиешь, Русь.

    В Руси поэту видится много языческого, древнего, только ей свойственного, отличающего ее от других стран. Сначала кажется, что тайна Руси в ее сказочности, в том, что ведуны «чаруют злаки на полях», метет снежная вьюга, а вихрь «поет преданья старины». Однако затем становится ясно, что загадка России в чем-то ином, и ее можно разгадать только тогда, когда живешь одной жизнью с народом:
    Где разноликие народы
    Из края в край, из дола в дол,
    Ведут ночные хороводы
    Под заревом горящих сел.
    Значительно позже в стихотворении «Скифы» Блок скажет: «Россия — сфинкс» и будет противопоставлять ее европейским странам. Но уже в этом стихотворении о загадочной Руси поэт говорит об особом пути и особой миссии своей страны, потому что она сумела сохранить «живую душу» своего народа:
    Живую душу укачала,
    Русь, на своих просторах, ты,
    И вот — она не запятнала
    Первоначальной чистоты.

    Автор подчеркивает необъятность просторов Руси не только тем, что она «опоясана реками» и «дебрями окружена». Он вводит в стихотворение тему дороги и движения, характерную для русской литературы:
    Где все пути и все распутья
    Живой клюкой измождены…

    Русь для поэта не просто географическое или историческое понятие. Это живое существо, которое представляется ему русской девушкой — колдуньей из старинных преданий. В этом стихотворении слышатся мотивы преклонения перед любимой женщиной, те самые мотивы, которые характерны для ранней любовной лирики Блока. Он восторженно и почтительно любуется Россией-женщиной и, подчеркивая свое преклонение перед ней, заканчивает стихотворение вариацией его первой строфы:
    Дремлю — и за дремотой тайна,
    И в тайне почивает Русь,

    Она и в снах необычайна.
    Ее одежды не коснусь.

    Но, несмотря на восприятие Родины как сказки, как древней песни или легенды, поэт сумел увидеть «страны родимой нищету»: «утлое жилье», «лоскуты» «ее лохмотий», вихрь, «свистящий в голых прутьях», печальную дорогу на погост.
    Социальные мотивы, только намеченные в стихотворении «Русь», получают развитие в стихотворении «Россия» (1908). Уже первые строки этого стихотворения напоминают нам стихотворение Лермонтова «Родина». Читая его, мы так же представляем картину движения по проселочной русской дороге:
    И вязнут спицы расписные
    В расхлябанные колеи…

    «Странная» любовь Блока к отчизне не связана с любовью к ее богатствам. Поэт принимает родину такой, какая она есть: в нищете и унижении. «Нищая Россия» дорога Блоку, потому что это его родина, какая бы неприглядная она ни была. Заметна любовь Блока и к неброской русской природе.
    Переосмысливая некрасовские традиции, Блок соединяет образ Руси с обликом почти некрасовской красавицы-крестьянки. У нее «плат узорный до бровей», а на глазах слезы. По-некрасовски также звучит строка: «И лишь забота затуманит твои прекрасные черты…» Фраза о «прекрасных чертах» явно напоминает и блоковскую Прекрасную Даму, но слова «разбойничья краса» несколько снижают небесный бесплотный образ, делая его более близким и родным, так как ассоциируются с русским фольклором. Русь, в понимании Блока, не смиренная кроткая красавица с эфемерными чертами. Она сильная и решительная женщина.
    Но Россия предстает в лирике Блока не только прекрасной и загадочной. Здесь и «серые избы», и расхлябанные дороги, и унылая песня ямщика. Вместе с лирическим героем читателя охватывает острое чувство боли за свою Родину, которая дорога поэту, несмотря на все ее беды и страдания:
    Россия, нищая Россия,
    Мне избы серые твои,
    Твои мне слезы ветровые —
    Как слезы первыя любви!

    Противоречие между поэтическим идеалом Блока и реальной картиной, которую видит поэт, порождает ощущение трагичности. Блок предчувствует, что России грозит время катастроф, а «разбойная краса» ее будет отдана «чародею». Но он готов нести «свой крест», как несет его русский народ, на долю которого выпадают тяжкие испытания. Он верит в будущее России:
    Пускай заманит и обманет, —
    Не пропадешь, не сгинешь ты…
    В стихотворении явно угадывается образ летящей гоголевской Руси-тройки. В последних строках слышится твердая вера поэта, которую он разделяет с Некрасовым, в то, что русский народ вынесет все. «Одной слезой» будет больше, но Россия останется все той же, все теми же будут «лес, да поле, // Да плат узорный до бровей». Таким образом, Блок соединяет прошлое, настоящее и будущее своей Родины. Поэтический образ будущей России настраивает на оптимистический лад. Вслед за поэтом мы верим в особую судьбу своей страны:
    И невозможное возможно,
    Дорога долгая легка,
    Когда блеснет в дали дорожной
    Мгновенный взор из-под платка,
    Когда звенит тоской острожной
    Глухая песня ямщика!..

    Множество произведений Блока посвящено теме Родины. Он сумел в них, следуя богатой литературной и фольклорной традиции, внести нечто новое, только ему свойственное в освоение этой темы. Основной особенностью патриотической лирики Блока стало то, что любовь к Родине у него — это переживание глубоко личное. Россия с ее историей, традициями, с ее таинственной русской душой, с огромным потенциалом ее народа давала поэту надежду на лучшее будущее.

  10. Рассохиной Насти, 11 А.
    Kozyavka@inbox.ru
    Образ Родины в творчестве Александра Блока.
    «У меня все стихи о Родине»
    А. Блок
    Тема Родины относится к числу вечных в поэзии. К ней обращались писатели и поэты во все времена. Но в творчестве А.Блока, на мой взгляд, эта тема обретает особое звучание. Ведь поэт жил на рубеже веков, о себе и своих современниках он сказал: “Мы – дети страшных лет России”.
    Предчувствие “неслыханных перемен” и “невиданных мятежей” делало любовь А.Блока к России противоречивой и обостренной.
    Раннюю поэзию Блока пронизывают образы русской культуры, нередко в романтическом облике. Мир ранней поэзии А.Блока – это мир прекрасной мечты, и этой прекрасной мечтой окутан образ России.
    К постижению Родины подлинной, далекой от чарующей сказки, поэт шел через мотивы страшного мира в цикле стихов “Пляски смерти”. Наиболее известное стихотворение этого цикла – “Ночь, улица, фонарь, аптека…”, в котором подчеркнута полная безысходность, замкнутость жизни в страшный круг.
    Однако страшный мир – это не только мир вокруг поэта, а еще, на мой взгляд, это и мир в нем самом. Так, в стихотворении “Незнакомка” – лирический герой принадлежит двум мирам: миру мечты, поэзии, где все окутано дымкой тайны, а поэт – хранитель этой тайны. Но мы так же видим, что он же не отделяет себя и от низменного, пошлого мира “испытанных остряков”, бездушной и мертвой природы, где и луна на небе превращается в мертвый диск. Недаром заканчивается стихотворение возвращением лирического героя от мечты к реальности.
    Страшный мир, созданный А. Блоком, – это тоже Россия, и высшее мужество поэта не в том, чтобы не видеть этого, а в том, чтобы видеть и принять, полюбить свою страну даже в таком неприглядном обличье.
    В 1906 году А. Блок пишет стихотворение «Русь», где страна предстает перед нами как заповедная, сказочная:
    Русь опоясана реками
    И дебрями окружена
    С болотами и журавлями
    И смутным взором колдуна…
    Россия в этом произведении как бы спящее заколдованное царство, и лирический герой проникается ее тайной, его душа погружена в дремоту. Русь убаюкала ее на своих просторах.
    Итогом размышлений А.Блока о судьбах своей страны стал цикл стихов “Родина”, который создавался с 1907 по 1916 год. Здесь мы видим и размышления о Руси как о заповедной стране, чья хозяйка – сказочная княжна, которую отличает традиционный облик русской красавицы – статной, с косой. Символом этой страны становится тихий дом в густой траве, покинутый героем ради тревог и битв. Здесь судьба России осмысливается через женскую судьбу, горькую и трагическую, и это тоже традиционно для русской поэзии.
    Одно из наиболее известных стихотворений цикла – “Россия” – “Опять, как в годы золотые…”. Все яснее звучат в стихах поэта мотивы будущей трагической судьбы России.
    Однако тема трагического предвидения звучит в стихотворениях написанных в 1908 году и объединенных темой “На поле Куликовом”. Я считаю, что этому стихотворению принадлежит особая роль в творчестве поэта. В 1912 году Блок писал: “Куликовская битва принадлежит к символическим событиям русской истории. Таким событием суждено возвращение. Разгадка их еще впереди”. На мой взгляд, Этот цикл наиболее ярко и точно показывает чувства Блока к России. Первое стихотворение этого цикла «Река раскинулась…»:
    Река раскинулась. Течет, грустит лениво,
    И моет берега.
    Над скудной глиной же того обрыва
    В степи грустят стога.
    Оно посвящено осмыслению исторической судьбы России. И судьба эта пророчески описывается автором как трагическая. Символом ее становится стремительно мчащаяся степная кобылица. Возникает традиционное для поэзии осмысление единства жизни людей и жизни природы. Сами природные явления здесь окрашены в трагический кровавый цвет (“Закат в крови!”). В стихотворении несколько раз меняется объект поэтической речи. Начинается оно как описание типично русского пейзажа; скудного и грустного. Затем звучит прямое обращение к России “О, Русь моя! Жена моя!”, и, на мой взгляд, именно оно показывает высшую степень единения лирического героя с Россией.
    Стихотворения А.Блока, прозвучавшие в те годы, когда судьба России неуклонно приближалась к катастрофе, когда сама любовь к Родине обретала внутренний драматизм, звучат сегодня удивительно современно и дают нам образец той мужественной всевидящей преданности своей стране, которая была воспринята поэтом от лучших традиций классической русской литературы.
    В стихах о России Блок достиг пронзительного понимания ее разнообразия, языческого, сказочного и исторического. Звучание стиха таково, что за этим писателем закрепилась слава самого музыкального поэта. Он создал особенный поэтический образ России.Ее необъятные просторы,песни ветровые,дороги дальние, тройки удалые, дали туманные – такова прекрасная, неповторимая блоковская Россия.Он ее любил, ждал ее перемен, надеялся, что с приходом 1917 года свет одолеет тьму. Но от той реальности, которую он увидел после революции 1917 года, так не похожей на его мечту,он задохнулся.

  11. Хорошо известна поэтическая метафора: “Родина-мать”. Русские художники часто изображали Родину в виде женщины-матери, например, на плакатах времен Великой Отечественной войны. В литературоведении этот способ называется “олицетворением”. Так, образ Правды может предстать в виде женщины в отрепьях, что символизирует ее гонимость и неприкаянность, а образ Справедливости — в виде женщины с весами в руках и завязанными глазами, чтобы подчеркнуть ее беспристрастие.
    Образ Родины в поэзии Александра Блока вырисовывается иначе. Блок, будучи поэтом-символистом, не мог опуститься до уровня дешевой аллегории. Символист всегда указывал на высшую реальность, более реальную, чем та, с которой мы сталкиваемся повседневно.
    Вот его стихотворение “Россия” из цикла “Родина”: “А ты все та же — лес да поле, / Да плат узорный до бровей…” Сначала это как будто земля, страна, пространство — лес да поле. Но тут же, без перехода, без стремления к олицетворению — “плат узорный до бровей”. Перед нами женщина — и в то же время страна, это земля — и возлюбленная, это мать — и жена.
    Она защищает и нуждается в защите. Она униженная и беспробудно распутная. Она разная — и всегда узнаваемая: светлая жена — и чаровница, ожидающая — и призываемая. Та, которая ждет уходящего, в вечной череде уходов и возвращений. И та, что зыбким обликом своим придает устойчивость бытию, уверенность в незыблемости среди колеблющейся реальности:
    В густой траве пропадешь с головой.
    В тихий дом войдешь не стучась…
    Обнимет рукой, оплетет косой
    И, статная, скажет: “Здравствуй, князь”.
    Родина Блока также и та, что сражается вместе с витязем в цикле “На поле Куликовом”: “О Русь моя! Жена моя! До боли / Нам ясен долгий путь! / Наш путь — стрелой татарской древней воли /Пронзил нам грудь”. Она — соратница и заступница:
    И с туманом над Непрядвой спящей,
    Прямо на меня
    Ты сошла, в одежде, свет струящей,
    Не спугнув коня.
    Серебром волны блеснула другу
    На стальном мече,
    Освежила пыльную кольчугу
    На моем плече.
    Она — нищая царевна, зачарованная и вольная, она — “разбойная краса”, но она же и чудовищная маска из стихотворения “Русь моя, жизнь моя…”: “Дико глядится лицо онемелое, / Очи татарские мечут огни…” Образ ее иногда предстает как образ вполне конкретной женщины. Стихотворение “На железной дороге” тоже включено в цикл “Родина”, но в то же время посвящено Марии Павловне Ивановой.
    Стихотворение “Грешить бесстыдно, беспробудно…” написано отчасти в полемике со стихотворением М. Ю. Лермонтова “Люблю Отчизну я, но странного любовью…”. Блок как бы отпускает те грехи, от которых отвращает свое лицо Лермонтов. Или, вернее. Лермонтов любит вопреки “славе, купленной кровью”, вопреки грехам родной страны. А Блок любит за самые грехи. Он любую ее любит больше всего на свете, она для него — единственная.
    И какие бы маски ни пугали поэта, появляясь на любимом лице, чаще всего у него хватало мужества воззвать к ней же о помощи:
    Явись, мое дивное диво!
    Быть светлым меня научи!
    Блок взывал до тех пор, пока любимый лик не был искажен окончательно. Тогда поэт умер. Да, была минута, когда Блок в большевистской революции пытался увидеть начало космического преображения и Прекрасную Даму. Потом он с ужасом оттолкнулся от ее уродства.
    Русский философ и публицист Николай Бердяев писал, что Александр Блок “…принадлежит вечной, преображенной России, России нового неба и новой земли, как и Пушкин. Её уготовляют не только святые, подвижники, очистившиеся, увидавшие Божественный свет, но и тосковавшие, мучившиеся, прельщавшиеся и падавшие, но устремленные к высоте, к жизни, преображенной в красоте”.

  12. Ты и убогая,
    Ты и обильная,
    Ты и могучая,
    Ты и бессильная,
    Матушка Русь!
    Н.А. Некрасов
    К теме родной земли так или иначе обращались многие поэты, но каждый по-своему понимал знакомую для всех нас Россию. Не является исключением и Александр Блок.
    Тема родины — одна из важнейших в его поэзии. Блок не сразу нашел для себя эту тему. Этому предшествовали долгие годы нравственного становления. Прежде, чем писать о России, поэт пережил многое, «напитался болью, состраданием и неисчерпаемой верой в свою страну.» Обращение к теме родины явилось своеобразным итогом творчества Александра Блока.
    Тема России захватила поэта всего. Она прослеживается во всех его последующих произведениях, а вместе с ней и вся динамика блоковского развития. В стихотворении «Русь» перед нами предстает образ сказочной и таинственной страны:
    Где ведуны с ворожеями
    Чаруют злаки на полях,
    И ведьмы тешатся с чертями
    В дорожных снеговых столбах.
    Сказочные образы постепенно сменяются спокойным любованием родной природы:
    Река раскинулась. Течет, грустит лениво
    И моет берега.
    Над скудной глиной желтого обрыва
    В. степи грустят стога.
    Подобный образ России можно встретить у многих предшественников Блока. Он же отличался от них тем, что к образу родной земли, к ее судьбе подходил не «как мыслитель с отвлеченной идеей, а как поэт — с чувством жгучей, интимной любви». Для Александра Блока характерно кровное единение с Россией. «В поэтическом ощущении мира нет разрыва между личным и общим», — писал он.
    Образ родины в русской литературе обычно ассоциировался с образом матери. Здесь же Блок явился новатором. Поэт не только наделяет Россию «прекрасными чертами», он любит ее, как раньше любил Прекрасную Даму. Родина представляется Блоку молодой красавицей, тоскующей невестой, женой. Поэт приписывает ей облик любимой женщины, тем самым придавая ему глубоко интимный характер:
    Твои мне песни ветровые —
    Как слезы первые любви!
    Родина у великого символиста — полная сил и страсти женщина, наделенная «разбойной красой». Вольная и немного дикая Россия обладает вечной красотой Прекрасной Дамы, поэтической и одухотворенной:
    И невозможное возможно,
    Дорога долгая легка,
    Когда блеснет в дали дорожной
    Мгновенный взор из-под платка…
    Но в свете романтического идеала родина предстает не только прекрасной и нетленной, но и нищей, обездоленной, забитой и обманутой. Мы видим богомольную Россию с острожной тоской и глухой песней ямщика, серые избы, расхлебанные дороги…
    Блок рассуждая о своей любви к Родине, правильно отметил, что «душа хочет любить только прекрасное», поэтому сначала нужно почувствовать сострадание к родной земле, а «сострадание есть уже начало любви».
    Его необыкновенное чувство к России придало поэту уверенность в том, что у многострадальной родины есть будущее, что она преодолеет все тяготы и препятствия на ее пути. Раздумывая над судьбой своей страны, Александр Блок сравнивает ее с несущейся вдаль тройкой: «Кто же проберется навстречу летящей тройке тропами тайными и мудрыми, кротким словом остановит взмыленных коней, смелой рукой опрокинет демонского ямщика…»
    Для более зрелых произведений Блока характерно осмысление значения России, понимание своеобразия ее исторического пути. Его стихи наделены «отчетливой исторической памятью». Написаны они от лица сына «страшных лет России». В них прослеживается обостренное предчувствие будущего.
    Таким образом, стараясь охарактеризовать огромное значение поэзии Александра Блока, можно сказать так: «Она, как мост, пролегла между двумя эпохами и двумя культурами. Всем своим движением она устремлена в будущее…» Остается только пожелать всем нам научиться у Блока терпению и любви к родине, а так же позаимствовать неисчерпаемую веру в светлое будущее нашей страны.

  13. Мы — дети страшных лет России —
    Забыть не в силах ничего.
    А. Блок
    Рубеж веков, как правило, трудное время для общества. Впереди неизвестность, а она пугает и вместе с тем влечет. Не случайно революции в России произошли сразу после начала нового века. Судьба родины становится главной и зачастую единственной темой светских и дружеских разговоров. Волнение не могло не коснуться и Блока — молодого поэта, начинающего свой творческий путь. События, происходящие вокруг, оказали огромное влияние на формирование личности поэта. Весь свой талант Блок посвятил будущему России. Быть может, он не стал предсказателем или провидцем, но его вера помогла многим пережить те «страшные годы».
    Блок пришел в русскую литературу как поэт-символист. Он получил хорошее образование, был принят высшими кругами петербургского общества, перед ним было открыто множество дорог. Неудивительно, что юный Блок смотрел на мир восторженными глазами. Его привлекала светская жизнь своей мистичностью и таинственностью. Герои его произведений далеки от реальности, действие часто происходит в тумане, в дымке:
    Вхожу я в темные храмы,
    Совершаю бедный обряд.
    Там жду я Прекрасной Дамы
    В мерцаньи красных лампад.
    Но лирический герой поэта не статичен. Блока потрясла революция 1905 года. Он задумывается о судьбе своей родины, так как
    осознает неизбежность перемен. В стихотворениях он обращается к России:
    Ты и во сне необычайна.
    Твоей одежды не коснусь.
    Дремлю — и за дремотой тайна,
    И в тайне — ты почиешь, Русь.
    Мистичность языка наблюдателя и в этом отрывке, но уже другая тема. Размышления о родине все больше увлекали поэта. По- степенно он отошел от мистики, в чем его часто упрекали друзья. Блок, несомненно, переживал охлаждение отношений с Мережковским, Гиппиус, но в то же время был честен перед собой. Поэт видел сложное, в чем-то даже трагичное положение России и понимал, что его долг — писать об этом. Блок никогда не отказывался от своих ранних стихов, но для меня остается загадкой, как он оценивал их впоследствии. Дело в том, что поэт не соглашался с трактовкой некоторых критиков, что будто бы Прекрасная Дама «переросла» в образ России.
    Блок увидел в своей родине женщину и восторгался ею. Такое отношение сначала очень удивило меня. Но потом я поняла, что так сильно любить можно только близкого и родного человека, же- ну:
    О, Русь моя! Жена моя! До боли
    Нам ясен долгий путь!
    Поэт — участник событий. Он страдает, думает, размышляет о пути России. Один античный ученый утверждал, что, для того чтобы узнать будущее, надо изучить прошлое. Блок, по-видимому, тоже приходит к такому выводу. Поэт много времени посвящает изучению истории России. Он пишет исторический цикл стихов «На поле Куликовом», в котором выражает свое отношение к происходящим вокруг событиям. «Вечный бой» в России так и продолжается. И пускай сейчас тяжело и впереди еще долгий путь, но поэт видит счастье в конце пути. Эта вера в будущее непоколебима, именно она помогает Блоку в эти «страшные года».
    Несомненно, поэт видел страдание России, особенно русской деревни. Как городской житель, он не мог прочувствовать глубину трагедии, но, как умный и чуткий человек, он переполнен состраданием:
    Россия, нищая Россия,
    Мне губы серые твои,
    Твои мне песни ветровые, —
    Как слезы первые любви!
    Блок не мог стать певцом деревни, так как не был привязан к ней с детства. Очень тепло принял поэт Есенина, деревенского юно- шу «с самобытным даром». Быть может, Блок понимал, что этот молодой человек способен восславить русскую деревню, воздать ей должное…
    История не стоит на месте. И свершилось! Великий переворот Блок был одним из первых поэтов, написавших о революции. Поэ- ма «Двенадцать», написанная в самом начале 1918 года, явилась
    по сути всплеском эмоций. Блок принял революцию такой, какая она была. Он видел противоречия современной ему жизни и пытался донести это до читателей:
    Черный вечер.
    Белый снег.
    Одним из главных художественных приемов поэмы становится антитеза. Цвета «белый» и «черный» выбраны не случайно. Во-первых, в жизни все перемешалось; во-вторых, резкий контраст отражает идею революции. Страшно было оттого, что не было третьих, были белые и черные, а между ними — пропасть. Чтобы придать эмоциональную окраску, Блок использует неполные предложения. Язык поэмы тоже простой, близок к разговорному.
    Поэт, возможно, ошибался в трактовке действительности, но та искренность, с которой он выражал свои чувства, достойна уважения.
    Историю предсказать невозможно. Можно сочувствовать, переживать, размышлять. Можно видеть чуть больше других или осознавать что-то лучше. Но все равно человек ничтожен в сравнении с историей России. Важно понять, что чувствовать и думать необходимо в первую очередь самому человеку. Равнодушие — смерть.
    Конец XX века вновь принес перемены в Россию. Жизнь перевернулась с ног на голову, впереди неизвестность. Поэтому обращение современников к творчеству А. Блока — попытка понять настоящее через прошлое. Талант поэта заключается в том, что его произведения не теряют актуальность и по сей день. «Страшные года» перемен вернулись. Судьба России вновь стала главной темой разговоров. И общество читает Блока, воспевшего когда-то свою родину, Россию, во всем ее величии и во всей ее нищете.

  14. Александр Блок пишет: «Тема о России не только больше меня, она больше всех нас, и она всеобщая наша тема… Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь».
    Блок понимает трагичность своего времени и не хочет создавать иллюзорную сказку-обман, которая даст человеку забвение и отвращение к жизни. Поэтому в лирике Блок постоянно обращается к России, так как тема Родины стала для него отождествлением надежды, спасения в единстве с ее историей, судьбой и верой в особое предназначение.
    Цикл «На поле Куликовом» составляет смысловое ядро патриотической лирики Блока. А сама Куликовская битва — это символ возвращения России сквозь испытания Ордой. Важна наполненность стихотворений этого цикла лексикой возврата. Эта лексика обнажает нити, связующие историю с современностью, в которой лирический герой видит надежду на победное и светлое будущее.
    Один из важнейших мотивов стихов о Родине — мотив пути. Это общий путь Родины, родной страны в образе женщины — жены и лирического героя. Этот путь им предстоит проделать, разделяя все радости и горести.
    Его лирический герой уже прошел путь от предчувствий любви, от…
    ожидания встречи с Прекрасной Дамой к реальной встрече с «прекрасной и яростной» народной жизнью. Прекрасная Дама, Незнакомка и, наконец, «жена моя».
    Вечная Женственность трансформируется теперь в образ светлой жены. Этот образ становится более наполненным, конкретным и реалистичным в стихотворениях «Россия» и «Русь».
    В этих стихотворениях присутствует реальный образ России: с «серыми губами» и «расхлябанными колеями» дороги, опоясанной реками, окруженной дебрями.
    Родина имеет душу, не запятнанную — душу «первоначальной чистоты». Русь у Блока — еще и «дремлющая в тайне и святая», а потому он верит в нее и не решается даже удостовериться в своей вере — он просто не касается «ее одежды».
    В этих стихотворениях, пронизанных восхищением Россией, сочетается реалистичное начало и романтическая приподнятость, даже высокая пафосность.
    Образ Родины многогранен и сложен: здесь и радость, и горе; это и жизнь всей страны, и жизнь каждой отдельной личности.
    Блока можно назвать великим русским национальным поэтом. А по силе дарования, глубине проникновения в социальную и духовную жизнь он является одним из крупнейших мастеров поэзии не только русской, но и зарубежной.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *