Сочинение на тему образ россии в творчестве блока

7 вариантов

  1. Как можно не любить свою страну, свою Родину? Ведь её, как и родителей, не выбирают. К образу России Блок обращается неоднократно. Он писал и про старую Русь, и про Русь революционную. Куликовской битве он посвятил несколько стихотворений. Он называет Русь своей женой, обращается к ней, как к самому близкому человеку.
    Россия всегда была загадкой для иностранцев. В раннем творчестве в стихотворении с названием «Русь» он пишет про нечистую силу – колдунов с мутным взором, чертей, ведьм, которые обитают на её просторах. А за этой сказкой скрывается реальность – нищая, убогая жизнь на огромных просторах. Некоторые территории необъятной  России и сейчас так живут. Убогие, покосившиеся от старости избы, люди, живущие за чертой бедности.
    Ещё одно стихотворение называется «Россия». В нём описывается русская деревня. Разбитая дорога, серые от дождей избы. Но поэт верит, что Россия не пропадёт, не сгинет, какой бы правитель не стоял у руля. Да, она не сгорела в горниле двух мировых войн. Разобралась с внутренними и внешними врагами, стала современной державой, с которой вынуждены считаться и друзья, и враги.
    Для Блока Россия – это женщина. Прекрасная незнакомка из ранних произведений поэта. Для него понятия любить Россию и любить женщину -равнозначные.
    В поэме «Двенадцать» поэт размышляет о дальнейшей судьбе России. Поэма у современников вызвала множество споров. Что же хотел сказать поэт в поэме? Перед страной лежит нелёгкий путь. И он пройдёт его вместе с ней. Он ни на минуту не отделяет себя от России. Вот он спрашивает «Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?» Вместе, вместе.
    У неё много лиц. Вначале она была простой женщиной с повязанным до бровей узорным платком. Страна разрушенных деревень и дорог. Истерзанная, в крови, сражается на Куликовском поле и побеждает. Пережив революцию, превращается в мировую промышленную державу.
    Блок признаёт великое прошлое великой страны. Россия воевала и воюет постоянно. Она защищалась от половцев и печенегов, боролась с ордами хана Мамая, скинула монголо-татарское иго. Беды, страдания, нищета выпали на её долю. Поэт любит и жалеет Россию, как любимую женщину. «О, бедная моя жена, о чём ты горько плачешь?» спрашивает поэт. Он верит в величие любимой России, в её светлое будущее.

  2. ТЕМА РОССИИ В ТВОРЧЕСТВЕ А.БЛОКА

    По циклу стихов «На поле Куликовом»
    Минко К.О., СО-08
    (Ухтинский Государственный Технический Университет)
    Теме России я сознательно и
    бесповоротно посвящаю жизнь.
    А.А.Блок.


    Россия! Сколько замечательных поэтов земли русской воспели тебя в прекрасных стихах и сколько писателей посвятили тебе свои произведения! Великий поэт Некрасов писал:
    Не может сын глядеть спокойно
    На горе матери родной,
    Не будет гражданин достойный
    К Отчизне холоден душой.
    Тема России является центральной в творчестве многих поэтов и писателей. Каждый из них по-своему относится к стране: одни восхваляют ее бескрайние просторы, другие жалеют за ее непростую судьбу, третьи относятся к ней с сыновней теплотой. А Александр Блок испытывал к Родине особое чувство – он любил ее так, как любят девушку, даже «жену»…
    Творчество Александра Блока, по праву называемое мостом, связывающим литературу XIX и XX веков, наполнено неиссякаемым любовным чувством к Родине. Россия для поэта – особая страна, не принадлежащая ни западу, ни востоку, со своим особым путем. А.Блок не пытается идеализировать черты родной ему страны. Любовь поэта к Родине подобна той «странной любви» М.Ю.Лермонтова, которую «не победит рассудок».
    Обращение к Родине, к жизни как к путеводной звезде, пусть порой скрывающейся за туманом, проходит через все творчество А.Блока. Этот образ в душе поэта «был…светел навсегда», он укорял и призывал, рождал волю к преодолению «праздности» души, выводил из жизненных тупиков.
    Особенно мощно патриотическая тема начинает звучать в его лирике во время революционных событий начала века.
    Подъем освободительного движения в России не прошел бесследно для А.Блока. В обстановке 1905 года его прежнее равнодушие сменилось жадным интересом к развернувшейся политической борьбе. Его стихи о России с наибольшей отчетливостью выявляют его путь к революции. А.Блок был уверен в том, что его Родине предстоит сыграть решающую роль в истории человечества.
    Весть о первой русской революции Блок принял с восторгом, она пробудила в нем чувство связи с народом и сознание общественной и творческой ответственности за судьбу страны. В это время его поэзия приобретает заряд духовной силы, поднимается до огромной нравственной высоты. Символичен образ нового единения России, ее возрождения из пепла. А.Блок видит черты России в образе несчастной женщины. Она так же несчастна. Ее юность также бесполезна. А она также надеется, верит в какие-то пустые мечты. Что же случилось с ней? Кто надругался над Россией? На эти вечные, больные вопросы Блок ищет ответ в истории и своем восприятии прошлого. Этому посвящен цикл «На поле Куликовом» (1907-1916 г.г.), включающий в себя 5 стихотворений.
    ‘Куликовская битва, – скажет Блок, – принадлежит : к символическим событиям русской истории. Таким событиям суждено возвращение. Разгадка их еще впереди’. При совмещении прошлого и будущего осознавалось трагическое настоящее стороны. В стихах сливаются память о реально происходившем с субъективными ощущениями поэта. Первое стихотворение – обобщающее, за ним два стихотворения, связанные в основном с прошлым, и два заключительных стихотворения, которые переносят действие из истории в современность и придают Куликовской битве символический и вечный смысл.
    В первом стихотворении этого цикла «Река раскинулась» А.Блок переосмысливает отношение к Родине как к матери, идущее из глубин народной культуры. Он обращается к Руси:
    О, Русь моя! Жена моя!
    . В этом откровении поэт ставит себя вровень с Россией, а его любовь к ней – есть результат сознательного выбора, родство душ, а не крови.
    А.Блок утверждает, что Россия – страна громадной мощи и энергии. Она ведет на «вечный бой», в будущее.
    Куликово поле для А.Блока – это место, где произошло величайшее событие прошлого, определившее настоящее и будущее…Описывая Куликовскую битву, поэт стремится передать движение, драматизм и величие исторического пути России.
    В третьем стихотворении цикла возникает символический образ – ‘Ты’. Кто эта загадочная ‘Ты’? Возможно, что это Любимая женщина, но это и сама Россия? Может быть, это Божья Матерь. Обращение с большой буквы сближает нас с образом Прекрасной Дамы, которую Блок обожествлял. Но бесспорно то, что это воплощение светлого идеала, который помогает выстоять в самых суровых испытаниях времени.
    В прошлом Блок искал соответствия настоящему, а в настоящем – прошлому. Куликовская битва закончилась победой русского войска. Но стихи Блока звучат трагически. В чем же причины, вызвавшие трагическое звучание цикла стихов о победоносном сражении? Победа не всегда несет гармонию в мир. Блок принял революцию, но не принял насилие и крови, через которые наступает победа. Это пошло отражение в цикле «На поле Куликовом».
    Поразительно точные слова есть в статье «Интеллигенция и Революция», которые были адресованы другим авторам, но обернулись пророчеством по отношению к его собственной судьбе: «Горе тем, кто думает найти в Революции исполнение только своих мечтаний, как бы высоки и благородны они ни были. Революция, как грозный вихрь, как снежный буран, всегда несет новое и неожиданное; она жестоко обманывает многих; она легко калечит в своем водовороте достойного; она часто выносит на сушу невредимыми недостойных…». А.Блоку самому пришлось испытать эту «жестокость», увидеть, как будут обмануты многие его лучшие надежды.
    Но даже в эти тяжелые годы Блок своим редким чутьем угадывает движение жизни и не теряет веры в будущее России. Предчувствие надвигающихся серьезных перемен в судьбе Родины очень ярко выражено в чудесном поэтическом цикле стихов о России “На поле Куликовом”. Главной мыслью этого цикла являются слова:
    И вечный бой!
    Покой нам только снится!
    Сквозь кровь и пыль…
    Летит, летит степная кобылица
    И мнет ковыль.
    Автор верит в будущее Родины. Наша Родина всегда характеризовалась многими неординарными вещами, но главное… – народом. Именно народ на своих плечах вынес тяготы татаро-монгольского ига, и, набрав сил… – сверг его! Это был поистине общенародный подвиг! Писатель прочувствовал его всем своим существом и посчитал необходимым поставить в пример будущим поколениям. И знаете почему? Именно потому, что трезво оценивал шансы России на ближайшее счастливое будущее. Он, как никто другой, понимал, что в сложившейся ситуации … – нужен подобный подвиг для обеспечения будущего, достойного русского народа! Вот в этом патриотическом призыве и заключается основная мысль цикла.

  3. По словам самого Блока, тема России — главная в его поэзии. Блок обратился к этой теме уже в самом начале своего творческого пути и остался верен ей до конца жизни. Стихотворение “Гамаюн, птица вещая” стало первым произведением юного Блока, посвященным судьбе России. Уже в нем встает тема исторического пути родины, ее трагической истории. Птица Гамаюн
    …вещает и поет,
    Не в силах крыл поднять смятенных…
    Вещает иго злых татар,
    Вещает казней ряд кровавых,
    И трус, и голод, и пожар,
    Злодеев силу, гибель правых…
    Стихотворение вместило в себя все то, что потом станет столь важным для блоковского понимания России: любви к ней (“Прекрасный лик горит любовью”), сознание ужаса ее прошлого и настоящего и стремление видеть истину, какой бы страшной она ни была:
    …Но вещей правдою звучат
    Уста, запекшиеся кровью!
    Цикл “На поле Куликовом” целиком посвящен России. В первом стихотворении этого цикла встает тема пути, раскрывающаяся в двух планах: пространственном и временном. Временной план представляет собой изображение исторического пути России:
    В степном дыму блеснет святое знамя
    И ханской сабли сталь…
    И вечный бой! Покой нам только снится
    Сквозь кровь и пыль…
    Именно сочетание временного плана с пространственным придает стихотворению особый динамизм. Россия никогда не застынет в мертвенной неподвижности, ее вечно будут сопровождать перемены:
    И нет конца! Мелькают версты, кручи…
    Восприятие родины поэтом всегда было обостренно-личностным. Он отходит от традиционного образа России-матери — в его стихах предстает совершенно неожиданный образ России-жены, возлюбленной, невесты: “О, Русь моя! Жена моя!” В стихотворении “Новая Америка” Россия названа “невестой”, а в стихотворении “Россия” любовь к родине сравнивается с любовью к женщине:
    Россия, нищая Россия,
    Мне избы серые твои,
    Твои мне песни ветровые —
    Как слезы первые любви!
    Россия представлена в стихотворениях “Сытые” и “Фабрика” — это Россия социальных контрастов и противоречий, Россия “сытых” и “нищих”. В “Сытых” — непосредственном отклике на события русской революции 1905 года — Блок выражает веру в грядущие перемены:
    Теперь им выпал скудный жребий:
    Их дом стоит неосвещен,
    И жгут им слух мольбы о хлебе
    И красный смех чужих знамен!
    Пусть доживут свой век привычно —
    Нам жаль их сытость разрушать.
    Лишь чистым детям — неприлично
    Их старой скуке подражать.
    В стихах о России явно слышатся традиции М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова и Ф. И. Тютчева. Очень близка Блоку лермонтовская “Родина” с ее отрицанием официального патриотизма и провозглашением любви к скромной и бедной крестьянской России. С Некрасовым Блока роднит исторический оптимизм. Также перекликаются с блоковской “Россией” некрасовские строки об “убогом и темном родном уголке” в поэме “Кому на Руси жить хорошо”. Тютчева принято считать предтечей символизма. Бесспорно, на Блока повлияло знаменитое стихотворение Тютчева о непостижимости, таинственности России:
    Умом Россию не понять,
    Аршином общим не измерить —
    У ней особенная стать,
    В Россию можно только верить.
    Как и тютчевское четверостишие, хрестоматийной стала последняя строфа блоковской “России”:
    И невозможное возможно,
    Дорога долгая легка,
    Когда блеснет в дали дорожной
    Мгновенный взор из-под платка,
    Когда звенит тоской острожной
    Глухая песня ямщика.
    Подобный образ таинственной, непредсказуемой, но прекрасной России создается Блоком и в стихотворении “Русь”:
    Дремлю — и за дремотой тайна,
    И в тайне почивает Русь,
    Она и в снах необычайна,
    Ее одежды не коснусь.
    России посвящено главное произведение Блока — неоконченная поэма “Возмездие” (1901 — 1921). Перед читателем проходят эпизоды из российской истории, проходят образы народовольцев, “огромного, водянистого” царя (Александра III), “Державного Основателя” (Петра I). Вся поэма пронизана лейтмотивом “возмездия” — ритмом мазурки, любимого танца угнетенной Польши… В строфе о Победоносцеве поэт называет его злым “колдуном”, “волшебником”, а Россию сравнивает с очарованной им спящей красавицей. Здесь возникают параллели со стихотворением “Русь”. Авторский замысел раскрывается в предисловии к публикации третьей главы поэмы. Блок пишет о своих “революционных предчувствиях” накануне первой мировой войны.
    Ожиданием перемен пронизано и стихотворение “Рожденные в года глухие…”, посвященные 3. Н. Гиппиус. Блок осознает обреченность своего поколения, поколения детей “страшных лет России”, и призывает к обновлению:
    И пусть над нашим смертным ложем
    Взовьется с криком воронье, —
    Те, кто достойней, боже, боже,
    Да узрят царствие твое!
    Налицо перекличка с лермонтовской “Думой”.
    Очевидно, предчувствия Блока сбылись: пришла Октябрьская революция. Блок был первым поэтом, написавшим о ней большое произведение. Поэма “Двенадцать” подчеркнуто полифонична. В ней звучит, например, голос “писателя-Ви…”, не принявшего революцию:
    — Предатели!
    — Погибла Россия!
    Звучит и голос красногвардейца. В нем слышен пафос уничтожения старого мира, старой России:
    Товарищ, винтовку держи, не трусь!
    Пальнем-ка пулей в Святую Русь —
    В кондовую, В избяную, В толстозадую!
    Блок понимает, что прежней России больше нет, видит весь ужас происходящего на петроградских улицах:
    Запирайте етажи,
    Нынче будут грабежи!
    Отмыкайте погреба —
    Гуляет нынче голытьба!
    Вместе с тем Блок верит в глубокий исторический смысл происходящих событий и принимает революцию. Название поэмы символично: у читателя возникают аллюзии к Новому Завету: вспоминаются апостолы. В последней главке эти аллюзии подкрепляются неожиданным образом: впереди двенадцати красногвардейцев-апостолов идет Иисус Христос.
    Образ России у Блока чрезвычайно многогранен. Он тесно связан с другими важными мотивами его поэзии: мотивами любви, пути, возмездия, революции. Неизменной в творчестве Блока всегда оставалась вера в Россию. В своей статье “Интеллигенция и революция” он писал: “России суждено пережить муки, унижения, разделения; но она выйдет из этих унижений новой и — по-новому — великой”. Эта вера делает поэзию Блока особенно актуальной сегодня.

  4. РОССИЯ В ТВОРЧЕСТВЕ БЛОКА. Начиная с 1907—1908 годов тема России, ее исторического пути, ее настоящего и будущего выходит на первый план в творче­стве Блока. В 1907—1916 годах поэт пишет цикл «Родина», пьесу «Песня Судьбы», публицистические статьи «Солнце над Россией», «Дитя Гоголя», «Памяти Врубеля» и другие.
    В произведениях Блока о России ощутима связь с изображени­ем России Пушкиным, Лермонтовым, Некрасовым. Примечательно в этом смысле стихотворение «Россия». Стихотворение написано четырехстопным ямбом, ритмичес­кий рисунок приближает стихотворение к произведениям Пушки­на, Лермонтова («Родина»). В первых строчках стихотворения —
    Опять, как в годы золотые,
    Три стертых треплются шлеи… —
    содержится указание на строчки Гоголя из поэмы «Мертвые души». «Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка не­сешься?» Вообще для блоковских стихов о родине важен мотив до­роги: «Дорога долгая легка..,» или «Идем по жнивью, не спеша…» и т. д. Нищая Россия — образ тютчевский. Однако этот образ созву­чен и некрасовскому.
    Ты и убогая,
    Ты и обильная,
    Ты и могучая,
    Ты и бессильная,
    Матушка Русь!
    Созвучно с Некрасовым и блоковское сравнение любви к жен­щине и любви к Родине («невеста Россия», «О Русь моя! Жена моя!»). В стихотворении «Осенний день» появляются строчки:
    О, нищая моя страна,
    Что ты для сердца значишь?
    О, бедная моя жена,
    О чем ты горько плачешь?
    Связи со стихотворением Некрасова и романом Толстого «Воскресение» прослеживаются и в стихотворении «На железной дороге». Убегающая среди некошеного рва железная дорога и же­лезная тоска, разрывающая сердце поэта, соединяются воедино. Следуя за традицией, Блок создает в стихах свой, неповторимый образ России. В цикле «Родина» поэт часто обращается к евангель­ским темам, сюжетам, пользуется цитатами из Евангелия.
    Сын человеческий не знает,
    Где преклонить ему главу…
    или
    И горит звезда Вифлеема Так светло, как любовь моя.
    Самое первое стихотворение цикла «Ты отошла, и я в пусты­не…», как обычно у Блока, задающее основную идею цикла, содер­жит строки.
    Ты — родная Галилея
    Мне — невоскресшему Христу.
    Так Блок определяет Россию как родину поэта-пророка. Блок возвращается к прошлому, к историческим корням России. Родина для него связана с таинственными преданиями старины, народны­ми сказками и поверьями.
    В густой траве пропадешь с головой.
    В тихий дом войдешь не стучась…
    Обнимет рукой, оплетет косой
    И, статная, скажет: «Здравствуй, князь».
    Родина для поэта связана с образом жены, возлюбленной, суже­ной. В то же время это и неукротимая цыганка.
    Блок видит и новую Россию. Россию зарождающегося капита­лизма.
    Многоярусный корпус завода,
    Города из рабочих лачуг…
    Поэт видит нищету, ужас мировой войны («Петроградское небо мутилось дождем.// На войну уходил эшелон»). В его стихах появ­ляются мотивы бездомности, скитаний. Но вместе с тем поэт ощу­щает единство с Россией.
    Русь моя, жизнь моя
    Вместе ль нам маяться?
    Особая роль в творчестве поэта принадлежит стихотворению «На поле Куликовом». В примечании к циклу Блок заметил, что «Куликовская битва принадлежит… к символическим событиям русской истории. Таким событиям суждено возвращение».
    В 1380 году Русь заслонила Европу от нашествия татар. В XX веке возникает образ «желтой опасности», идея панмонголизма. По мнению Блока, Россия опять будет иметь защищающее значение для Европы.
    При описании Родины у Блока часто появляются слова «ветер», «метель», «буря».
    Дикий ветер Стекла гнет,
    Ставни с петель Вуйно рвет
    или
    Только дикий черный ветер,
    Сотрясающий мой дом…
    В России Блок постоянно ощущает нарастание неукротимой на­родной стихии, стихии необузданной и неукротимой. Он видит ази­атское начало России:
    Да, скифы — мы! Да, азиаты — мы!
    Это азиатское начало в столкновении с европейской культурой должно было породить революцию, которую Блок предчувствовал.
    Россия для Блока всегда оставалась многогранна, загадочна, не­объяснима. «Россия — Сфинкс».

    читать похожие:

    Россия в творчестве А. Блока
    Какой предстает Россия в лирике А. А. Блока ?
    Тема родины в творчестве Александра Блока
    РОССИЯ А. А. БЛОКА

  5. Теме России я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь.
    А. Блок
    “Кругом тонула Россия Блока”, — именно так писал в поэме “Хорошо” Маяковский, говоря о явлении, которого ни до, ни после не было. Россия для Блока не просто тема, это целый мир, наделенный своими чертами, заполненный особыми образами и символами. Вновь и вновь поэт возвращается к размышлениям о трагическом прошлом России, о ее историческом предназначении, о ее особенностях, о ее многострадальном народе. Эта тема пришла к автору не сразу — он проникался ею постепенно, преодолевая узость и субъективную ограниченность своих ранних стихов, свершая прорыв в широкий мир, в жизнь эпохи, страны, народа.
    Одно из первых стихотворений, где Блок обращается к образу своей Родины — стихотворение “Гамаюн”. Поэт размышляет о пути России, исполнением трагедий:
    Вещает иго злых татар,
    Вещает казней ряд кровавых,
    И трус, и голод, и пожар,
    Злодеев силу, гибель правых…
    В то же время автор отдает дань и пейзажным описаниям: его влечет прекрасная сторона, где —
    Разгулялась осень в мокрых долах,
    Обнажила кладбища земли,
    Но густых рябин в проезжих селах
    Красный цвет зареет издали.
    Два символа — широкое поле и дорога — в дальнейшем часто определяют блоковское восприятие России. Образы эти многозначны и емки: это и просторы страны, ее приволье и вольность, и ее долгий путь в истории.
    Первые стихи Блока полны прекрасных, но отвлеченных описаний. Родина представляется герою лишь в грезах:
    Дремлю — и за дремотой тайна,
    И в тайне — ты почиешь, Русь.
    Но уже тогда поэт не только изображает русскую природу, предания “старины глубокой”, но и замечает (“так я узнал в своей дремоте”) “страны родимой нищету”. Прошлое России полно трагедий, ее настоящее безрадостно, ее будущее — “в тоске безбрежной”. Такова страна, о которой пишет Блок. Но — “как и жить и плакать без тебя”? Поэт верит в будущее родины: “Не пропадешь, не сгинешь ты”. В цикле “На поле Куликовом” автор пишет о долгом пути России, пути борьбы, вечного боя:
    О, Русь моя? Жена моя?
    До боли Нам ясен долгий путь?
    Наш путь — стрелой татарской древней воли
    Пронзил нам грудь.
    Будущее России предопределено ее прошлым, которому суждено “сбываться” вновь и вновь. “И повторится все, как встарь”, — писал поэт в другом своем стихотворении. Цикличность, многократность происходящего подчеркиваются повтором слова “опять” (“и опять, опять они кричат”), а также приемом “воспоминания”, узнавания героем событий происходящего:
    Но узнаю тебя, начало
    Высоких и мятежных дней?
    Поэт говорит о предчувствии коренной ломки в судьбе страны. Вообще, все его стихи о России после 1907 года полны едва уловимым, но все же явственным, хоть и непонятным и самому автору гулом, который впоследствии Блок назовет “музыкой революции”. А тем временем в стихах его звучат полувопросы, полупризывы:
    Доколе матери тужить?
    Доколе коршуну кружить?
    В своем творчестве Блок видит Россию в будущем не крестьянским раем, как Есенин. В стихотворении “Новая Америка” (именно так определяет поэт страну свою) он описывает край, где “чернеют фабричные трубы”, где “заводские стонут гудки”. Россия “новым обернулась ликом”, и поэта волнует теперь “другая мечта”.
    А потом была война, на которую Блок откликнулся — не мог не откликнуться рядом стихотворений. Война — ужасная трагедия, тяжелое испытание для страны:
    Мы — дети страшных лет России —
    Забыть не в силах ничего.
    Революция 1917 года вдохновила поэта на создание поэмы “Двенадцать”. В ней он показал крушение старой, буржуазно-помещичьей России и начало зарождения новой. Блок не дает ответа на вопрос: “Какой она будет?” Он не становится ни на сторону тех, кто вопиет: “Погибла Россия”, ни на сторону восставших, которые способны “пальнуть пулей в святую Русь”. Поэт избегает однозначных оценок, но — жертва, вождь или слуга — он намерен быть в гуще событий, в центре жизни своей страны, своего народа.
    Сразу же после поэмы “Двенадцать” Блок пишет революционно-патриотическую оду “Скифы”, которая продолжает давнюю традицию русских классиков, неоднократно обращавшихся к теме путей и судеб России, ее роли в цивилизованном мире. Это традиция Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Тютчева, Брюсова. Так, в стихотворении Брюсова “Старый вопрос” герой размышляет о том, “кто мы в этой старой Европе?”. Во многом этому произведению созвучны и “Скифы”. Однако Блок поставил этот вопрос уже в новой исторической обстановке, по-новому.
    В “Скифах” Блок видит Россию в прошлом щитом “меж двух враждебных рас”, страной, чьи богатства грабились в течение долгих веков (“копя и плавя наши перлы”). Это страна, которая способна любить и ненавидеть, способна отстоять себя в веках, способна стать оплотом всего лучшего, что было создано человечеством. Это страна — сфинкс, загадочный и непонятный для старого мира, противоречивый и многогранный:
    Мы любим все — и жар холодных числ,
    И дар божественных видений,
    Нам внятно все — и острый галльский смысл,
    И сумрачный германский гений…
    Подобного рода противопоставление России Западу — традиционный мотив русской литературы. Высокое и жертвенное предназначение Руси — тема многих произведений, а слова Тютчева давно стали крылатыми: “У ней особенная стать”. И Блок полностью разделяет это мнение.
    С целью эмоциональной выразительности поэт использует при описании русского характера, многогранной русской души антонимические словосочетания, оксюмороны: ненависть — любовь, ликуя — скорбя, жар холодных чисел, тяжелые нежные лапы.
    По словам А. Ахматовой, Блок всю свою жизнь посвятил разгадке тайны двух сфинксов: своей души и России. Несомненно, в лирике поэта воплощен облик родины — такой, как ее видел Блок, и любовь к которой он пронес через всю свою жизнь. И нищая Россия с ее серыми избами, и “новая Америка” по-своему дороги автору:
    Да, и такой, моя Россия,
    Ты всех краев дороже мне.
    Иначе и не может быть. Настоящий поэт любит свою страну всегда, даже если она убога, несправедлива, порочна. Любовь Блока к России — безоглядна, безусловна, бескорыстна. Ее высшее проявление — сама поэзия автора. Россия, во всех ее ипостасях всегда будет жить в стихах поэта, в его бессмертных строках:
    Идут века, шумит война,
    Встает мятеж, горят, деревни,
    А ты все та ж, моя страна,
    В красе заплаканной и древней.

    Похожие сочинения

    ТЕМА ЛЮБВИ В ТВОРЧЕСТВЕ БЛОКА

  6. Россия, ее исторические судьбы, светлые и темные стороны народной души — все это волновало поэтов и писателей на протяжении многих поколений. Россия народная, природная с ее историей, традициями, нераскрытым, но огромным духовным потенциалом давала мужество и надежду на будущее.
    В творчестве А. Блока тема России — одна из самых главных. Все его стихи пронизывает одно чувство безоглядной любви к родной стране:
    Приюти ты в далях необъятных!
    Как и жить и плакать без тебя… —
    так писал А. Блок в стихотворении «Осенняя воля». Любя Россию, поэт не отворачивается от жизненных уродств, от пошлости и зла. Стихотворение «Грешить бесстыдно, беспробудно…», в котором воссоздан крайне отталкивающий образ русского национального характера, поэт заключает словами: «Да, и такой, моя Россия, ты всех краев дороже мне».
    В стихах А. Блока Россия предстает многосторонней, многоликой. Например, в раннем стихотворении «Русь» она — таинственная, сказочно прекрасная страна.
    С болотами и журавлями
    И с мутным взором колдуна…
    Россия завораживает, околдовывает, но и сама она околдована. Тема подчиненности ее чуждой враждебной силе неоднократно звучит в произведениях А. Блока. Это не только отголоски старинных преданий, но и гоголевской «Страшной мести». Россия, как пани Катерина, во власти колдуна. В поздней поэме «Возмездие» А. Блок вновь вернется к этой теме, говоря уже о конкретном историческом лице — Победоносцеве:
    Он дивным кругом очертил
    Россию, заглянув ей в очи
    Стеклянным взором колдуна.
    Но Россия — не только загадочная, зачарованная страна. Это и вполне реальная «нищая Россия», с «утлым» жильем и ветром «в голых прутьях». Жизнь, повседневная и неприкрашенная, полна щемящей тоски. Русский национальный характер проявляется в конкретных и очень печальных судьбах (стихотворения «За гробом», «Унижение», «На железной дороге» и другие).
    Еще одна очень важная сторона образа России — простор и воля. Образ России-цыганки становится воплощением кипучей и свободной стихии, окрыляющей душу восторгом отчаяния и гибели. Россия — «дикой вольности сестра», краса ее — «разбойная», порыв к мятежу, бунту, — суть ее образа.
    Следует отметить, что в трактовке образа России А. Блок продолжает традиции русской литературы XIX века: Лермонтова (стихотворение «Россия», 1808), Некрасова («На железной дороге», 1910), однако в каждом из стихотворений есть свое, неповторимое.
    В поздних произведениях А. Блока тема России дается в историческом освещении. Поворотный пункт в этом плане — знаменитый цикл «На поле Куликовом». Россия здесь понимается как неразрывная связь прошлого и настоящего. Чувство родины сливается с чувством будущего. Характерно, что в этом цикле незримо присутствует гоголевский образ необгонимой тройки. Отталкиваясь от него, А. Блок создает динамический образ страны, устремленной вперед, в «даль веков»:
    О, Русь моя! Жена моя! До боли
    Нам ясен долгий путь!..
    И вечный бой! Покой нам только снится
    Сквозь кровь и пыль…
    Летит, летит степная кобылица
    И мнет ковыль…
    И нет конца…
    Любовь к родине в этом цикле представляется чем-то заветным, сокровенным. «Жена», — говорит Блок о России. Это — самый близкий человек, «половина», которая дается на весь путь жизни, каким бы трудным он ни был. С Россией, как и с любимой, у А. Блока связано все — «жизнь или смерть, счастье или погибель». Образ ее одухотворен, высок: «светлая жена», «на щите Твой лик нерукотворный светел навсегда!»
    Родина, ее история, ее народ могут научить героя «быть светлым», мужественно смотреть в лицо «страшному миру», «стоять на страже», ожидая великих событий. В то же время в цикле чувствуется волнение за судьбу страны. «Испуганные тучи», «закат в крови» — в этих образах, полных экспрессии, воплощается ощущение тревоги. Не зря у героя «из сердца кровь струится». Связь с Россией кровная, неразрывная, но трагическая.
    Блоковское понимание России, ее прошлого, настоящего и будущего — трагическое и очень личное, лирическое. В декабре 1908 г. А. Блок писал К. Станиславскому: «…стоит передо мной моя тема, тема о России… Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь».

  7. Россия в творчестве Блока
    Родина… Россия… В жизни любого из нас она весьма немало означает. Тяжело вообразить себе человека, не любящего свою Родину.
    А.. Блок в своих замечательных произведениях проявлял большущий интерес к проблеме Родины. Он беззаветно и преданно любил ее. Однако данная приверженность к Отечеству была не похожа на любовь С. Есенина, который смотрел на нее с нежностью, чьи произведения были написаны сердцем и душой.
    Те колебания, сомнения и припадки отчаяния, характерные Блоку, отодвигались перед спасительной верой в то, что наступит “новый век” и установится истинная, человечески простая жизнь. “Рано или поздно все будет по-новому, потому что жизнь прекрасна”.
    Источником этой спасительной веры была для Блока Россия. Обращение поэта к темам родины, ее исторического пути, ее грядущей судьбы было связано для него с переживанием подъема и поражения первой русской революции. В июле 1905 года было написано прекрасное стихотворение “Осенняя воля”, в котором уже зазвучал основной тон всей патриотической лирики Блока.
    Революционные события вплотную подвели Блока к теме Родины, России. Понятие добра вчерашний певец Прекрасной Дамы связывает уже не с мистическими символами, а с земными людьми. Он порывает с символистами, равнодушно относится к социальным проблемам. В новых произведениях Блока отражены поиски путей к народу, к постижению судеб Родины. Каков русский народ, такова истинная Русь, это Блок показывает в своей поэме “На поле Куликовом”. Идея народного подвига, народной силы, идея могучей Родины, ее непобедимости выражена поэтом страстно и убежденно.
    Широкая, многоцветная, полная жизни и движения картина родной земли “в красе заплаканной и древней” слагается в стихах Блока. Необъятные русские дали, бесконечные дороги, полноводные реки, скудная глина размытых обрывов и пылающие рябины, буйные вьюги и метелицы, кровавые закаты, горящие села, пламенные хороводы и лихие гармоники, бешеные тройки, серые избы, расхлябанные колеи, тревожные крики лебедей и плач журавлиной стаи, дым овина, костры в лугах, тюрьмы, верстовые столбы, поезда и станционные платформы, фабричные трубы и гудки, заводы и города из рабочих лачуг, уголь и соль, пожар войны, солдатские эшелоны, песни и братские могилы… Такова блоковская Россия.
    Блок создал свой самобытно-неповторимый лирический образ Родины — не матери, каким он был у поэтов прошлого, а красавицы-подруги, возлюбленной, невесты, “светлой жены”, — образ, овеянный поэзией русского песенного и сказочного фольклора. С течением времени образ этот все более наполнялся реальным общественно-историческим содержанием. Если сначала поэт воспевал романтически “необычайную” и “таинственную” Русь — “нищую”, “дремучую” и колдовскую, с ведунами, ворожеями и заветными “преданьями старины”, то в дальнейшем эти сказочные мотивы заметно уступают место представлению о “живой, могучей и юной России”, накапливающей революционную грозу.
    Особенно значителен в этом смысле пророческий цикл “На поле Куликовом” — одно из наивысших лирических достижений Блока. В “непробудной тишине”, в которую, казалось, погрузила Россию эпоха реакции, поэт ясно слышит глухой подземный гул грядущих событий и предрекает Родине “высокие и мятежные дни”.
    Россия Блока — надежда и утешение. Ее лик “светел навсегда”, она хранит “первоначальную чистоту” души поэта. Это страна громадной, еще не выявленной вполне мощи и энергии. Она никогда не пропадет и не сгинет, с ней “и невозможное возможно”, она ведет на “вечный бой” и указывает путь вперед, в будущее. Не потому ли столь важную роль в патриотической лирике Блока играет мотив “долгого пути”, лежащего перед Родиной: “О, Русь моя! Жена моя! До боли нам ясен долгий путь!.. И нет конца!..” Облюбованный Блоком динамический образ Родины, устремленной “в даль веков”, по внутреннему своему смыслу близок той необгонимой “птице-тройке”, которой в свое время Россия представилась Гоголю.
    “Россия — буря”, — говорил Блок, и это свое ощущение Родины как могучей и свободной стихии он гениально передал в патриотической лирике — не только в ее содержании и идеях, но и в самой ее художественной, образной ткани. Через все блоковские стихи о России проходит один ряд образов и метафор, воплощающих представление о безудержном и безостановочном вихревом движении: ветер, вьюга, снежная метель, бегущие по небу тучи…
    В этих стихах — отражение сильно увлекавших Блока мыслей о промышленном развитии России. “Будущее России лежит в еле еще тронутых силах народных масс и подземных богатств…” — утверждал он за два года до Октябрьской революции. И он представлял себе это будущее как “великое возрождение под знаком мужественности и воли”, как “сдвиг всех сил”, как торжество “Великой Демократии”, в условиях которой русскому человеку будет обеспечено свободное, всестороннее и гармоническое развитие всех его физических и духовных сил.
    Стихи Блока о России с наибольшей отчетливостью выявляют его путь к революции. Из понимания того факта, что Россия — страна назревающей революции, вырастала уверенность поэта в том, что Родине его предстоит сыграть решающую роль в исторических судьбах человечества.
    Отчизна…Родина… Ее по праву называют второй матерью любого из нас. Мне кажется, что даже самый бессердечный и бездушный человек всем сердцем сильно обожает ее. Родина и человек неразрывно соединены между собой, потому что одно невозможно представить без другого. Подчас нам скверно, тягостно на душе, и нас все время влечет в те места, где мы появились на свет, подросли, в места, с коими у нас связаны самые милые и славные воспоминания, они для нас вечно будут родными. А. Блок боготворил всю Россию, полностью, а не всего-навсего какие-то некоторые области нашей державы. О подобной симпатии, которую переживал А. А. Блок к России, мечтает любая женщина:
    Да, и такой, моя Россия,
    Ты всех краев дороже мне.
    < Предыдущая Следующая >

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *