Как можно не любить свою страну, свою Родину? Ведь её, как и родителей, не выбирают. К образу России Блок обращается неоднократно. Он писал и про старую Русь, и про Русь революционную. Куликовской битве он посвятил несколько стихотворений. Он называет Русь своей женой, обращается к ней, как к самому близкому человеку.
Россия всегда была загадкой для иностранцев. В раннем творчестве в стихотворении с названием «Русь» он пишет про нечистую силу – колдунов с мутным взором, чертей, ведьм, которые обитают на её просторах. А за этой сказкой скрывается реальность – нищая, убогая жизнь на огромных просторах. Некоторые территории необъятной России и сейчас так живут. Убогие, покосившиеся от старости избы, люди, живущие за чертой бедности.
Ещё одно стихотворение называется «Россия». В нём описывается русская деревня. Разбитая дорога, серые от дождей избы. Но поэт верит, что Россия не пропадёт, не сгинет, какой бы правитель не стоял у руля. Да, она не сгорела в горниле двух мировых войн. Разобралась с внутренними и внешними врагами, стала современной державой, с которой вынуждены считаться и друзья, и враги.
Для Блока Россия – это женщина. Прекрасная незнакомка из ранних произведений поэта. Для него понятия любить Россию и любить женщину -равнозначные.
В поэме «Двенадцать» поэт размышляет о дальнейшей судьбе России. Поэма у современников вызвала множество споров. Что же хотел сказать поэт в поэме? Перед страной лежит нелёгкий путь. И он пройдёт его вместе с ней. Он ни на минуту не отделяет себя от России. Вот он спрашивает «Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?» Вместе, вместе.
У неё много лиц. Вначале она была простой женщиной с повязанным до бровей узорным платком. Страна разрушенных деревень и дорог. Истерзанная, в крови, сражается на Куликовском поле и побеждает. Пережив революцию, превращается в мировую промышленную державу.
Блок признаёт великое прошлое великой страны. Россия воевала и воюет постоянно. Она защищалась от половцев и печенегов, боролась с ордами хана Мамая, скинула монголо-татарское иго. Беды, страдания, нищета выпали на её долю. Поэт любит и жалеет Россию, как любимую женщину. «О, бедная моя жена, о чём ты горько плачешь?» спрашивает поэт. Он верит в величие любимой России, в её светлое будущее.
ТЕМА РОССИИ В ТВОРЧЕСТВЕ А.БЛОКА
По циклу стихов «На поле Куликовом»
Минко К.О., СО-08
(Ухтинский Государственный Технический Университет) Теме России я сознательно и
бесповоротно посвящаю жизнь.
А.А.Блок.
Россия! Сколько замечательных поэтов земли русской воспели тебя в прекрасных стихах и сколько писателей посвятили тебе свои произведения! Великий поэт Некрасов писал:
Не может сын глядеть спокойно
На горе матери родной,
Не будет гражданин достойный
К Отчизне холоден душой.
Тема России является центральной в творчестве многих поэтов и писателей. Каждый из них по-своему относится к стране: одни восхваляют ее бескрайние просторы, другие жалеют за ее непростую судьбу, третьи относятся к ней с сыновней теплотой. А Александр Блок испытывал к Родине особое чувство – он любил ее так, как любят девушку, даже «жену»…
Творчество Александра Блока, по праву называемое мостом, связывающим литературу XIX и XX веков, наполнено неиссякаемым любовным чувством к Родине. Россия для поэта – особая страна, не принадлежащая ни западу, ни востоку, со своим особым путем. А.Блок не пытается идеализировать черты родной ему страны. Любовь поэта к Родине подобна той «странной любви» М.Ю.Лермонтова, которую «не победит рассудок».
Обращение к Родине, к жизни как к путеводной звезде, пусть порой скрывающейся за туманом, проходит через все творчество А.Блока. Этот образ в душе поэта «был…светел навсегда», он укорял и призывал, рождал волю к преодолению «праздности» души, выводил из жизненных тупиков.
Особенно мощно патриотическая тема начинает звучать в его лирике во время революционных событий начала века.
Подъем освободительного движения в России не прошел бесследно для А.Блока. В обстановке 1905 года его прежнее равнодушие сменилось жадным интересом к развернувшейся политической борьбе. Его стихи о России с наибольшей отчетливостью выявляют его путь к революции. А.Блок был уверен в том, что его Родине предстоит сыграть решающую роль в истории человечества.
Весть о первой русской революции Блок принял с восторгом, она пробудила в нем чувство связи с народом и сознание общественной и творческой ответственности за судьбу страны. В это время его поэзия приобретает заряд духовной силы, поднимается до огромной нравственной высоты. Символичен образ нового единения России, ее возрождения из пепла. А.Блок видит черты России в образе несчастной женщины. Она так же несчастна. Ее юность также бесполезна. А она также надеется, верит в какие-то пустые мечты. Что же случилось с ней? Кто надругался над Россией? На эти вечные, больные вопросы Блок ищет ответ в истории и своем восприятии прошлого. Этому посвящен цикл «На поле Куликовом» (1907-1916 г.г.), включающий в себя 5 стихотворений.
‘Куликовская битва, – скажет Блок, – принадлежит : к символическим событиям русской истории. Таким событиям суждено возвращение. Разгадка их еще впереди’. При совмещении прошлого и будущего осознавалось трагическое настоящее стороны. В стихах сливаются память о реально происходившем с субъективными ощущениями поэта. Первое стихотворение – обобщающее, за ним два стихотворения, связанные в основном с прошлым, и два заключительных стихотворения, которые переносят действие из истории в современность и придают Куликовской битве символический и вечный смысл.
В первом стихотворении этого цикла «Река раскинулась» А.Блок переосмысливает отношение к Родине как к матери, идущее из глубин народной культуры. Он обращается к Руси:
О, Русь моя! Жена моя!
. В этом откровении поэт ставит себя вровень с Россией, а его любовь к ней – есть результат сознательного выбора, родство душ, а не крови.
А.Блок утверждает, что Россия – страна громадной мощи и энергии. Она ведет на «вечный бой», в будущее.
Куликово поле для А.Блока – это место, где произошло величайшее событие прошлого, определившее настоящее и будущее…Описывая Куликовскую битву, поэт стремится передать движение, драматизм и величие исторического пути России.
В третьем стихотворении цикла возникает символический образ – ‘Ты’. Кто эта загадочная ‘Ты’? Возможно, что это Любимая женщина, но это и сама Россия? Может быть, это Божья Матерь. Обращение с большой буквы сближает нас с образом Прекрасной Дамы, которую Блок обожествлял. Но бесспорно то, что это воплощение светлого идеала, который помогает выстоять в самых суровых испытаниях времени.
В прошлом Блок искал соответствия настоящему, а в настоящем – прошлому. Куликовская битва закончилась победой русского войска. Но стихи Блока звучат трагически. В чем же причины, вызвавшие трагическое звучание цикла стихов о победоносном сражении? Победа не всегда несет гармонию в мир. Блок принял революцию, но не принял насилие и крови, через которые наступает победа. Это пошло отражение в цикле «На поле Куликовом».
Поразительно точные слова есть в статье «Интеллигенция и Революция», которые были адресованы другим авторам, но обернулись пророчеством по отношению к его собственной судьбе: «Горе тем, кто думает найти в Революции исполнение только своих мечтаний, как бы высоки и благородны они ни были. Революция, как грозный вихрь, как снежный буран, всегда несет новое и неожиданное; она жестоко обманывает многих; она легко калечит в своем водовороте достойного; она часто выносит на сушу невредимыми недостойных…». А.Блоку самому пришлось испытать эту «жестокость», увидеть, как будут обмануты многие его лучшие надежды.
Но даже в эти тяжелые годы Блок своим редким чутьем угадывает движение жизни и не теряет веры в будущее России. Предчувствие надвигающихся серьезных перемен в судьбе Родины очень ярко выражено в чудесном поэтическом цикле стихов о России “На поле Куликовом”. Главной мыслью этого цикла являются слова:
И вечный бой!
Покой нам только снится!
Сквозь кровь и пыль…
Летит, летит степная кобылица
И мнет ковыль.
Автор верит в будущее Родины. Наша Родина всегда характеризовалась многими неординарными вещами, но главное… – народом. Именно народ на своих плечах вынес тяготы татаро-монгольского ига, и, набрав сил… – сверг его! Это был поистине общенародный подвиг! Писатель прочувствовал его всем своим существом и посчитал необходимым поставить в пример будущим поколениям. И знаете почему? Именно потому, что трезво оценивал шансы России на ближайшее счастливое будущее. Он, как никто другой, понимал, что в сложившейся ситуации … – нужен подобный подвиг для обеспечения будущего, достойного русского народа! Вот в этом патриотическом призыве и заключается основная мысль цикла.
По словам самого Блока, тема России — главная в его поэзии. Блок обратился к этой теме уже в самом начале своего творческого пути и остался верен ей до конца жизни. Стихотворение “Гамаюн, птица вещая” стало первым произведением юного Блока, посвященным судьбе России. Уже в нем встает тема исторического пути родины, ее трагической истории. Птица Гамаюн
…вещает и поет,
Не в силах крыл поднять смятенных…
Вещает иго злых татар,
Вещает казней ряд кровавых,
И трус, и голод, и пожар,
Злодеев силу, гибель правых…
Стихотворение вместило в себя все то, что потом станет столь важным для блоковского понимания России: любви к ней (“Прекрасный лик горит любовью”), сознание ужаса ее прошлого и настоящего и стремление видеть истину, какой бы страшной она ни была:
…Но вещей правдою звучат
Уста, запекшиеся кровью!
Цикл “На поле Куликовом” целиком посвящен России. В первом стихотворении этого цикла встает тема пути, раскрывающаяся в двух планах: пространственном и временном. Временной план представляет собой изображение исторического пути России:
В степном дыму блеснет святое знамя
И ханской сабли сталь…
И вечный бой! Покой нам только снится
Сквозь кровь и пыль…
Именно сочетание временного плана с пространственным придает стихотворению особый динамизм. Россия никогда не застынет в мертвенной неподвижности, ее вечно будут сопровождать перемены:
И нет конца! Мелькают версты, кручи…
Восприятие родины поэтом всегда было обостренно-личностным. Он отходит от традиционного образа России-матери — в его стихах предстает совершенно неожиданный образ России-жены, возлюбленной, невесты: “О, Русь моя! Жена моя!” В стихотворении “Новая Америка” Россия названа “невестой”, а в стихотворении “Россия” любовь к родине сравнивается с любовью к женщине:
Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые —
Как слезы первые любви!
Россия представлена в стихотворениях “Сытые” и “Фабрика” — это Россия социальных контрастов и противоречий, Россия “сытых” и “нищих”. В “Сытых” — непосредственном отклике на события русской революции 1905 года — Блок выражает веру в грядущие перемены:
Теперь им выпал скудный жребий:
Их дом стоит неосвещен,
И жгут им слух мольбы о хлебе
И красный смех чужих знамен!
Пусть доживут свой век привычно —
Нам жаль их сытость разрушать.
Лишь чистым детям — неприлично
Их старой скуке подражать.
В стихах о России явно слышатся традиции М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова и Ф. И. Тютчева. Очень близка Блоку лермонтовская “Родина” с ее отрицанием официального патриотизма и провозглашением любви к скромной и бедной крестьянской России. С Некрасовым Блока роднит исторический оптимизм. Также перекликаются с блоковской “Россией” некрасовские строки об “убогом и темном родном уголке” в поэме “Кому на Руси жить хорошо”. Тютчева принято считать предтечей символизма. Бесспорно, на Блока повлияло знаменитое стихотворение Тютчева о непостижимости, таинственности России:
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить —
У ней особенная стать,
В Россию можно только верить.
Как и тютчевское четверостишие, хрестоматийной стала последняя строфа блоковской “России”:
И невозможное возможно,
Дорога долгая легка,
Когда блеснет в дали дорожной
Мгновенный взор из-под платка,
Когда звенит тоской острожной
Глухая песня ямщика.
Подобный образ таинственной, непредсказуемой, но прекрасной России создается Блоком и в стихотворении “Русь”:
Дремлю — и за дремотой тайна,
И в тайне почивает Русь,
Она и в снах необычайна,
Ее одежды не коснусь.
России посвящено главное произведение Блока — неоконченная поэма “Возмездие” (1901 — 1921). Перед читателем проходят эпизоды из российской истории, проходят образы народовольцев, “огромного, водянистого” царя (Александра III), “Державного Основателя” (Петра I). Вся поэма пронизана лейтмотивом “возмездия” — ритмом мазурки, любимого танца угнетенной Польши… В строфе о Победоносцеве поэт называет его злым “колдуном”, “волшебником”, а Россию сравнивает с очарованной им спящей красавицей. Здесь возникают параллели со стихотворением “Русь”. Авторский замысел раскрывается в предисловии к публикации третьей главы поэмы. Блок пишет о своих “революционных предчувствиях” накануне первой мировой войны.
Ожиданием перемен пронизано и стихотворение “Рожденные в года глухие…”, посвященные 3. Н. Гиппиус. Блок осознает обреченность своего поколения, поколения детей “страшных лет России”, и призывает к обновлению:
И пусть над нашим смертным ложем
Взовьется с криком воронье, —
Те, кто достойней, боже, боже,
Да узрят царствие твое!
Налицо перекличка с лермонтовской “Думой”.
Очевидно, предчувствия Блока сбылись: пришла Октябрьская революция. Блок был первым поэтом, написавшим о ней большое произведение. Поэма “Двенадцать” подчеркнуто полифонична. В ней звучит, например, голос “писателя-Ви…”, не принявшего революцию:
— Предатели!
— Погибла Россия!
Звучит и голос красногвардейца. В нем слышен пафос уничтожения старого мира, старой России:
Товарищ, винтовку держи, не трусь!
Пальнем-ка пулей в Святую Русь —
В кондовую, В избяную, В толстозадую!
Блок понимает, что прежней России больше нет, видит весь ужас происходящего на петроградских улицах:
Запирайте етажи,
Нынче будут грабежи!
Отмыкайте погреба —
Гуляет нынче голытьба!
Вместе с тем Блок верит в глубокий исторический смысл происходящих событий и принимает революцию. Название поэмы символично: у читателя возникают аллюзии к Новому Завету: вспоминаются апостолы. В последней главке эти аллюзии подкрепляются неожиданным образом: впереди двенадцати красногвардейцев-апостолов идет Иисус Христос.
Образ России у Блока чрезвычайно многогранен. Он тесно связан с другими важными мотивами его поэзии: мотивами любви, пути, возмездия, революции. Неизменной в творчестве Блока всегда оставалась вера в Россию. В своей статье “Интеллигенция и революция” он писал: “России суждено пережить муки, унижения, разделения; но она выйдет из этих унижений новой и — по-новому — великой”. Эта вера делает поэзию Блока особенно актуальной сегодня.
РОССИЯ В ТВОРЧЕСТВЕ БЛОКА. Начиная с 1907—1908 годов тема России, ее исторического пути, ее настоящего и будущего выходит на первый план в творчестве Блока. В 1907—1916 годах поэт пишет цикл «Родина», пьесу «Песня Судьбы», публицистические статьи «Солнце над Россией», «Дитя Гоголя», «Памяти Врубеля» и другие.
В произведениях Блока о России ощутима связь с изображением России Пушкиным, Лермонтовым, Некрасовым. Примечательно в этом смысле стихотворение «Россия». Стихотворение написано четырехстопным ямбом, ритмический рисунок приближает стихотворение к произведениям Пушкина, Лермонтова («Родина»). В первых строчках стихотворения —
Опять, как в годы золотые,
Три стертых треплются шлеи… —
содержится указание на строчки Гоголя из поэмы «Мертвые души». «Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься?» Вообще для блоковских стихов о родине важен мотив дороги: «Дорога долгая легка..,» или «Идем по жнивью, не спеша…» и т. д. Нищая Россия — образ тютчевский. Однако этот образ созвучен и некрасовскому.
Ты и убогая,
Ты и обильная,
Ты и могучая,
Ты и бессильная,
Матушка Русь!
Созвучно с Некрасовым и блоковское сравнение любви к женщине и любви к Родине («невеста Россия», «О Русь моя! Жена моя!»). В стихотворении «Осенний день» появляются строчки:
О, нищая моя страна,
Что ты для сердца значишь?
О, бедная моя жена,
О чем ты горько плачешь?
Связи со стихотворением Некрасова и романом Толстого «Воскресение» прослеживаются и в стихотворении «На железной дороге». Убегающая среди некошеного рва железная дорога и железная тоска, разрывающая сердце поэта, соединяются воедино. Следуя за традицией, Блок создает в стихах свой, неповторимый образ России. В цикле «Родина» поэт часто обращается к евангельским темам, сюжетам, пользуется цитатами из Евангелия.
Сын человеческий не знает,
Где преклонить ему главу…
или
И горит звезда Вифлеема Так светло, как любовь моя.
Самое первое стихотворение цикла «Ты отошла, и я в пустыне…», как обычно у Блока, задающее основную идею цикла, содержит строки.
Ты — родная Галилея
Мне — невоскресшему Христу.
Так Блок определяет Россию как родину поэта-пророка. Блок возвращается к прошлому, к историческим корням России. Родина для него связана с таинственными преданиями старины, народными сказками и поверьями.
В густой траве пропадешь с головой.
В тихий дом войдешь не стучась…
Обнимет рукой, оплетет косой
И, статная, скажет: «Здравствуй, князь».
Родина для поэта связана с образом жены, возлюбленной, суженой. В то же время это и неукротимая цыганка.
Блок видит и новую Россию. Россию зарождающегося капитализма.
Многоярусный корпус завода,
Города из рабочих лачуг…
Поэт видит нищету, ужас мировой войны («Петроградское небо мутилось дождем.// На войну уходил эшелон»). В его стихах появляются мотивы бездомности, скитаний. Но вместе с тем поэт ощущает единство с Россией.
Русь моя, жизнь моя
Вместе ль нам маяться?
Особая роль в творчестве поэта принадлежит стихотворению «На поле Куликовом». В примечании к циклу Блок заметил, что «Куликовская битва принадлежит… к символическим событиям русской истории. Таким событиям суждено возвращение».
В 1380 году Русь заслонила Европу от нашествия татар. В XX веке возникает образ «желтой опасности», идея панмонголизма. По мнению Блока, Россия опять будет иметь защищающее значение для Европы.
При описании Родины у Блока часто появляются слова «ветер», «метель», «буря».
Дикий ветер Стекла гнет,
Ставни с петель Вуйно рвет
или
Только дикий черный ветер,
Сотрясающий мой дом…
В России Блок постоянно ощущает нарастание неукротимой народной стихии, стихии необузданной и неукротимой. Он видит азиатское начало России:
Да, скифы — мы! Да, азиаты — мы!
Это азиатское начало в столкновении с европейской культурой должно было породить революцию, которую Блок предчувствовал.
Россия для Блока всегда оставалась многогранна, загадочна, необъяснима. «Россия — Сфинкс».
читать похожие:
Россия в творчестве А. Блока
Какой предстает Россия в лирике А. А. Блока ?
Тема родины в творчестве Александра Блока
РОССИЯ А. А. БЛОКА
Теме России я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь.
А. Блок
“Кругом тонула Россия Блока”, — именно так писал в поэме “Хорошо” Маяковский, говоря о явлении, которого ни до, ни после не было. Россия для Блока не просто тема, это целый мир, наделенный своими чертами, заполненный особыми образами и символами. Вновь и вновь поэт возвращается к размышлениям о трагическом прошлом России, о ее историческом предназначении, о ее особенностях, о ее многострадальном народе. Эта тема пришла к автору не сразу — он проникался ею постепенно, преодолевая узость и субъективную ограниченность своих ранних стихов, свершая прорыв в широкий мир, в жизнь эпохи, страны, народа.
Одно из первых стихотворений, где Блок обращается к образу своей Родины — стихотворение “Гамаюн”. Поэт размышляет о пути России, исполнением трагедий:
Вещает иго злых татар,
Вещает казней ряд кровавых,
И трус, и голод, и пожар,
Злодеев силу, гибель правых…
В то же время автор отдает дань и пейзажным описаниям: его влечет прекрасная сторона, где —
Разгулялась осень в мокрых долах,
Обнажила кладбища земли,
Но густых рябин в проезжих селах
Красный цвет зареет издали.
Два символа — широкое поле и дорога — в дальнейшем часто определяют блоковское восприятие России. Образы эти многозначны и емки: это и просторы страны, ее приволье и вольность, и ее долгий путь в истории.
Первые стихи Блока полны прекрасных, но отвлеченных описаний. Родина представляется герою лишь в грезах:
Дремлю — и за дремотой тайна,
И в тайне — ты почиешь, Русь.
Но уже тогда поэт не только изображает русскую природу, предания “старины глубокой”, но и замечает (“так я узнал в своей дремоте”) “страны родимой нищету”. Прошлое России полно трагедий, ее настоящее безрадостно, ее будущее — “в тоске безбрежной”. Такова страна, о которой пишет Блок. Но — “как и жить и плакать без тебя”? Поэт верит в будущее родины: “Не пропадешь, не сгинешь ты”. В цикле “На поле Куликовом” автор пишет о долгом пути России, пути борьбы, вечного боя:
О, Русь моя? Жена моя?
До боли Нам ясен долгий путь?
Наш путь — стрелой татарской древней воли
Пронзил нам грудь.
Будущее России предопределено ее прошлым, которому суждено “сбываться” вновь и вновь. “И повторится все, как встарь”, — писал поэт в другом своем стихотворении. Цикличность, многократность происходящего подчеркиваются повтором слова “опять” (“и опять, опять они кричат”), а также приемом “воспоминания”, узнавания героем событий происходящего:
Но узнаю тебя, начало
Высоких и мятежных дней?
Поэт говорит о предчувствии коренной ломки в судьбе страны. Вообще, все его стихи о России после 1907 года полны едва уловимым, но все же явственным, хоть и непонятным и самому автору гулом, который впоследствии Блок назовет “музыкой революции”. А тем временем в стихах его звучат полувопросы, полупризывы:
Доколе матери тужить?
Доколе коршуну кружить?
В своем творчестве Блок видит Россию в будущем не крестьянским раем, как Есенин. В стихотворении “Новая Америка” (именно так определяет поэт страну свою) он описывает край, где “чернеют фабричные трубы”, где “заводские стонут гудки”. Россия “новым обернулась ликом”, и поэта волнует теперь “другая мечта”.
А потом была война, на которую Блок откликнулся — не мог не откликнуться рядом стихотворений. Война — ужасная трагедия, тяжелое испытание для страны:
Мы — дети страшных лет России —
Забыть не в силах ничего.
Революция 1917 года вдохновила поэта на создание поэмы “Двенадцать”. В ней он показал крушение старой, буржуазно-помещичьей России и начало зарождения новой. Блок не дает ответа на вопрос: “Какой она будет?” Он не становится ни на сторону тех, кто вопиет: “Погибла Россия”, ни на сторону восставших, которые способны “пальнуть пулей в святую Русь”. Поэт избегает однозначных оценок, но — жертва, вождь или слуга — он намерен быть в гуще событий, в центре жизни своей страны, своего народа.
Сразу же после поэмы “Двенадцать” Блок пишет революционно-патриотическую оду “Скифы”, которая продолжает давнюю традицию русских классиков, неоднократно обращавшихся к теме путей и судеб России, ее роли в цивилизованном мире. Это традиция Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Тютчева, Брюсова. Так, в стихотворении Брюсова “Старый вопрос” герой размышляет о том, “кто мы в этой старой Европе?”. Во многом этому произведению созвучны и “Скифы”. Однако Блок поставил этот вопрос уже в новой исторической обстановке, по-новому.
В “Скифах” Блок видит Россию в прошлом щитом “меж двух враждебных рас”, страной, чьи богатства грабились в течение долгих веков (“копя и плавя наши перлы”). Это страна, которая способна любить и ненавидеть, способна отстоять себя в веках, способна стать оплотом всего лучшего, что было создано человечеством. Это страна — сфинкс, загадочный и непонятный для старого мира, противоречивый и многогранный:
Мы любим все — и жар холодных числ,
И дар божественных видений,
Нам внятно все — и острый галльский смысл,
И сумрачный германский гений…
Подобного рода противопоставление России Западу — традиционный мотив русской литературы. Высокое и жертвенное предназначение Руси — тема многих произведений, а слова Тютчева давно стали крылатыми: “У ней особенная стать”. И Блок полностью разделяет это мнение.
С целью эмоциональной выразительности поэт использует при описании русского характера, многогранной русской души антонимические словосочетания, оксюмороны: ненависть — любовь, ликуя — скорбя, жар холодных чисел, тяжелые нежные лапы.
По словам А. Ахматовой, Блок всю свою жизнь посвятил разгадке тайны двух сфинксов: своей души и России. Несомненно, в лирике поэта воплощен облик родины — такой, как ее видел Блок, и любовь к которой он пронес через всю свою жизнь. И нищая Россия с ее серыми избами, и “новая Америка” по-своему дороги автору:
Да, и такой, моя Россия,
Ты всех краев дороже мне.
Иначе и не может быть. Настоящий поэт любит свою страну всегда, даже если она убога, несправедлива, порочна. Любовь Блока к России — безоглядна, безусловна, бескорыстна. Ее высшее проявление — сама поэзия автора. Россия, во всех ее ипостасях всегда будет жить в стихах поэта, в его бессмертных строках:
Идут века, шумит война,
Встает мятеж, горят, деревни,
А ты все та ж, моя страна,
В красе заплаканной и древней.
Похожие сочинения
ТЕМА ЛЮБВИ В ТВОРЧЕСТВЕ БЛОКА
Россия, ее исторические судьбы, светлые и темные стороны народной души — все это волновало поэтов и писателей на протяжении многих поколений. Россия народная, природная с ее историей, традициями, нераскрытым, но огромным духовным потенциалом давала мужество и надежду на будущее.
В творчестве А. Блока тема России — одна из самых главных. Все его стихи пронизывает одно чувство безоглядной любви к родной стране:
Приюти ты в далях необъятных!
Как и жить и плакать без тебя… —
так писал А. Блок в стихотворении «Осенняя воля». Любя Россию, поэт не отворачивается от жизненных уродств, от пошлости и зла. Стихотворение «Грешить бесстыдно, беспробудно…», в котором воссоздан крайне отталкивающий образ русского национального характера, поэт заключает словами: «Да, и такой, моя Россия, ты всех краев дороже мне».
В стихах А. Блока Россия предстает многосторонней, многоликой. Например, в раннем стихотворении «Русь» она — таинственная, сказочно прекрасная страна.
С болотами и журавлями
И с мутным взором колдуна…
Россия завораживает, околдовывает, но и сама она околдована. Тема подчиненности ее чуждой враждебной силе неоднократно звучит в произведениях А. Блока. Это не только отголоски старинных преданий, но и гоголевской «Страшной мести». Россия, как пани Катерина, во власти колдуна. В поздней поэме «Возмездие» А. Блок вновь вернется к этой теме, говоря уже о конкретном историческом лице — Победоносцеве:
Он дивным кругом очертил
Россию, заглянув ей в очи
Стеклянным взором колдуна.
Но Россия — не только загадочная, зачарованная страна. Это и вполне реальная «нищая Россия», с «утлым» жильем и ветром «в голых прутьях». Жизнь, повседневная и неприкрашенная, полна щемящей тоски. Русский национальный характер проявляется в конкретных и очень печальных судьбах (стихотворения «За гробом», «Унижение», «На железной дороге» и другие).
Еще одна очень важная сторона образа России — простор и воля. Образ России-цыганки становится воплощением кипучей и свободной стихии, окрыляющей душу восторгом отчаяния и гибели. Россия — «дикой вольности сестра», краса ее — «разбойная», порыв к мятежу, бунту, — суть ее образа.
Следует отметить, что в трактовке образа России А. Блок продолжает традиции русской литературы XIX века: Лермонтова (стихотворение «Россия», 1808), Некрасова («На железной дороге», 1910), однако в каждом из стихотворений есть свое, неповторимое.
В поздних произведениях А. Блока тема России дается в историческом освещении. Поворотный пункт в этом плане — знаменитый цикл «На поле Куликовом». Россия здесь понимается как неразрывная связь прошлого и настоящего. Чувство родины сливается с чувством будущего. Характерно, что в этом цикле незримо присутствует гоголевский образ необгонимой тройки. Отталкиваясь от него, А. Блок создает динамический образ страны, устремленной вперед, в «даль веков»:
О, Русь моя! Жена моя! До боли
Нам ясен долгий путь!..
И вечный бой! Покой нам только снится
Сквозь кровь и пыль…
Летит, летит степная кобылица
И мнет ковыль…
И нет конца…
Любовь к родине в этом цикле представляется чем-то заветным, сокровенным. «Жена», — говорит Блок о России. Это — самый близкий человек, «половина», которая дается на весь путь жизни, каким бы трудным он ни был. С Россией, как и с любимой, у А. Блока связано все — «жизнь или смерть, счастье или погибель». Образ ее одухотворен, высок: «светлая жена», «на щите Твой лик нерукотворный светел навсегда!»
Родина, ее история, ее народ могут научить героя «быть светлым», мужественно смотреть в лицо «страшному миру», «стоять на страже», ожидая великих событий. В то же время в цикле чувствуется волнение за судьбу страны. «Испуганные тучи», «закат в крови» — в этих образах, полных экспрессии, воплощается ощущение тревоги. Не зря у героя «из сердца кровь струится». Связь с Россией кровная, неразрывная, но трагическая.
Блоковское понимание России, ее прошлого, настоящего и будущего — трагическое и очень личное, лирическое. В декабре 1908 г. А. Блок писал К. Станиславскому: «…стоит передо мной моя тема, тема о России… Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь».
Россия в творчестве Блока
Родина… Россия… В жизни любого из нас она весьма немало означает. Тяжело вообразить себе человека, не любящего свою Родину.
А.. Блок в своих замечательных произведениях проявлял большущий интерес к проблеме Родины. Он беззаветно и преданно любил ее. Однако данная приверженность к Отечеству была не похожа на любовь С. Есенина, который смотрел на нее с нежностью, чьи произведения были написаны сердцем и душой.
Те колебания, сомнения и припадки отчаяния, характерные Блоку, отодвигались перед спасительной верой в то, что наступит “новый век” и установится истинная, человечески простая жизнь. “Рано или поздно все будет по-новому, потому что жизнь прекрасна”.
Источником этой спасительной веры была для Блока Россия. Обращение поэта к темам родины, ее исторического пути, ее грядущей судьбы было связано для него с переживанием подъема и поражения первой русской революции. В июле 1905 года было написано прекрасное стихотворение “Осенняя воля”, в котором уже зазвучал основной тон всей патриотической лирики Блока.
Революционные события вплотную подвели Блока к теме Родины, России. Понятие добра вчерашний певец Прекрасной Дамы связывает уже не с мистическими символами, а с земными людьми. Он порывает с символистами, равнодушно относится к социальным проблемам. В новых произведениях Блока отражены поиски путей к народу, к постижению судеб Родины. Каков русский народ, такова истинная Русь, это Блок показывает в своей поэме “На поле Куликовом”. Идея народного подвига, народной силы, идея могучей Родины, ее непобедимости выражена поэтом страстно и убежденно.
Широкая, многоцветная, полная жизни и движения картина родной земли “в красе заплаканной и древней” слагается в стихах Блока. Необъятные русские дали, бесконечные дороги, полноводные реки, скудная глина размытых обрывов и пылающие рябины, буйные вьюги и метелицы, кровавые закаты, горящие села, пламенные хороводы и лихие гармоники, бешеные тройки, серые избы, расхлябанные колеи, тревожные крики лебедей и плач журавлиной стаи, дым овина, костры в лугах, тюрьмы, верстовые столбы, поезда и станционные платформы, фабричные трубы и гудки, заводы и города из рабочих лачуг, уголь и соль, пожар войны, солдатские эшелоны, песни и братские могилы… Такова блоковская Россия.
Блок создал свой самобытно-неповторимый лирический образ Родины — не матери, каким он был у поэтов прошлого, а красавицы-подруги, возлюбленной, невесты, “светлой жены”, — образ, овеянный поэзией русского песенного и сказочного фольклора. С течением времени образ этот все более наполнялся реальным общественно-историческим содержанием. Если сначала поэт воспевал романтически “необычайную” и “таинственную” Русь — “нищую”, “дремучую” и колдовскую, с ведунами, ворожеями и заветными “преданьями старины”, то в дальнейшем эти сказочные мотивы заметно уступают место представлению о “живой, могучей и юной России”, накапливающей революционную грозу.
Особенно значителен в этом смысле пророческий цикл “На поле Куликовом” — одно из наивысших лирических достижений Блока. В “непробудной тишине”, в которую, казалось, погрузила Россию эпоха реакции, поэт ясно слышит глухой подземный гул грядущих событий и предрекает Родине “высокие и мятежные дни”.
Россия Блока — надежда и утешение. Ее лик “светел навсегда”, она хранит “первоначальную чистоту” души поэта. Это страна громадной, еще не выявленной вполне мощи и энергии. Она никогда не пропадет и не сгинет, с ней “и невозможное возможно”, она ведет на “вечный бой” и указывает путь вперед, в будущее. Не потому ли столь важную роль в патриотической лирике Блока играет мотив “долгого пути”, лежащего перед Родиной: “О, Русь моя! Жена моя! До боли нам ясен долгий путь!.. И нет конца!..” Облюбованный Блоком динамический образ Родины, устремленной “в даль веков”, по внутреннему своему смыслу близок той необгонимой “птице-тройке”, которой в свое время Россия представилась Гоголю.
“Россия — буря”, — говорил Блок, и это свое ощущение Родины как могучей и свободной стихии он гениально передал в патриотической лирике — не только в ее содержании и идеях, но и в самой ее художественной, образной ткани. Через все блоковские стихи о России проходит один ряд образов и метафор, воплощающих представление о безудержном и безостановочном вихревом движении: ветер, вьюга, снежная метель, бегущие по небу тучи…
В этих стихах — отражение сильно увлекавших Блока мыслей о промышленном развитии России. “Будущее России лежит в еле еще тронутых силах народных масс и подземных богатств…” — утверждал он за два года до Октябрьской революции. И он представлял себе это будущее как “великое возрождение под знаком мужественности и воли”, как “сдвиг всех сил”, как торжество “Великой Демократии”, в условиях которой русскому человеку будет обеспечено свободное, всестороннее и гармоническое развитие всех его физических и духовных сил.
Стихи Блока о России с наибольшей отчетливостью выявляют его путь к революции. Из понимания того факта, что Россия — страна назревающей революции, вырастала уверенность поэта в том, что Родине его предстоит сыграть решающую роль в исторических судьбах человечества.
Отчизна…Родина… Ее по праву называют второй матерью любого из нас. Мне кажется, что даже самый бессердечный и бездушный человек всем сердцем сильно обожает ее. Родина и человек неразрывно соединены между собой, потому что одно невозможно представить без другого. Подчас нам скверно, тягостно на душе, и нас все время влечет в те места, где мы появились на свет, подросли, в места, с коими у нас связаны самые милые и славные воспоминания, они для нас вечно будут родными. А. Блок боготворил всю Россию, полностью, а не всего-навсего какие-то некоторые области нашей державы. О подобной симпатии, которую переживал А. А. Блок к России, мечтает любая женщина:
Да, и такой, моя Россия,
Ты всех краев дороже мне.
< Предыдущая
Следующая >
Как можно не любить свою страну, свою Родину? Ведь её, как и родителей, не выбирают. К образу России Блок обращается неоднократно. Он писал и про старую Русь, и про Русь революционную. Куликовской битве он посвятил несколько стихотворений. Он называет Русь своей женой, обращается к ней, как к самому близкому человеку.
Россия всегда была загадкой для иностранцев. В раннем творчестве в стихотворении с названием «Русь» он пишет про нечистую силу – колдунов с мутным взором, чертей, ведьм, которые обитают на её просторах. А за этой сказкой скрывается реальность – нищая, убогая жизнь на огромных просторах. Некоторые территории необъятной России и сейчас так живут. Убогие, покосившиеся от старости избы, люди, живущие за чертой бедности.
Ещё одно стихотворение называется «Россия». В нём описывается русская деревня. Разбитая дорога, серые от дождей избы. Но поэт верит, что Россия не пропадёт, не сгинет, какой бы правитель не стоял у руля. Да, она не сгорела в горниле двух мировых войн. Разобралась с внутренними и внешними врагами, стала современной державой, с которой вынуждены считаться и друзья, и враги.
Для Блока Россия – это женщина. Прекрасная незнакомка из ранних произведений поэта. Для него понятия любить Россию и любить женщину -равнозначные.
В поэме «Двенадцать» поэт размышляет о дальнейшей судьбе России. Поэма у современников вызвала множество споров. Что же хотел сказать поэт в поэме? Перед страной лежит нелёгкий путь. И он пройдёт его вместе с ней. Он ни на минуту не отделяет себя от России. Вот он спрашивает «Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?» Вместе, вместе.
У неё много лиц. Вначале она была простой женщиной с повязанным до бровей узорным платком. Страна разрушенных деревень и дорог. Истерзанная, в крови, сражается на Куликовском поле и побеждает. Пережив революцию, превращается в мировую промышленную державу.
Блок признаёт великое прошлое великой страны. Россия воевала и воюет постоянно. Она защищалась от половцев и печенегов, боролась с ордами хана Мамая, скинула монголо-татарское иго. Беды, страдания, нищета выпали на её долю. Поэт любит и жалеет Россию, как любимую женщину. «О, бедная моя жена, о чём ты горько плачешь?» спрашивает поэт. Он верит в величие любимой России, в её светлое будущее.
ТЕМА РОССИИ В ТВОРЧЕСТВЕ А.БЛОКА
По циклу стихов «На поле Куликовом»
Минко К.О., СО-08
(Ухтинский Государственный Технический Университет)
Теме России я сознательно и
бесповоротно посвящаю жизнь.
А.А.Блок.
Россия! Сколько замечательных поэтов земли русской воспели тебя в прекрасных стихах и сколько писателей посвятили тебе свои произведения! Великий поэт Некрасов писал:
Не может сын глядеть спокойно
На горе матери родной,
Не будет гражданин достойный
К Отчизне холоден душой.
Тема России является центральной в творчестве многих поэтов и писателей. Каждый из них по-своему относится к стране: одни восхваляют ее бескрайние просторы, другие жалеют за ее непростую судьбу, третьи относятся к ней с сыновней теплотой. А Александр Блок испытывал к Родине особое чувство – он любил ее так, как любят девушку, даже «жену»…
Творчество Александра Блока, по праву называемое мостом, связывающим литературу XIX и XX веков, наполнено неиссякаемым любовным чувством к Родине. Россия для поэта – особая страна, не принадлежащая ни западу, ни востоку, со своим особым путем. А.Блок не пытается идеализировать черты родной ему страны. Любовь поэта к Родине подобна той «странной любви» М.Ю.Лермонтова, которую «не победит рассудок».
Обращение к Родине, к жизни как к путеводной звезде, пусть порой скрывающейся за туманом, проходит через все творчество А.Блока. Этот образ в душе поэта «был…светел навсегда», он укорял и призывал, рождал волю к преодолению «праздности» души, выводил из жизненных тупиков.
Особенно мощно патриотическая тема начинает звучать в его лирике во время революционных событий начала века.
Подъем освободительного движения в России не прошел бесследно для А.Блока. В обстановке 1905 года его прежнее равнодушие сменилось жадным интересом к развернувшейся политической борьбе. Его стихи о России с наибольшей отчетливостью выявляют его путь к революции. А.Блок был уверен в том, что его Родине предстоит сыграть решающую роль в истории человечества.
Весть о первой русской революции Блок принял с восторгом, она пробудила в нем чувство связи с народом и сознание общественной и творческой ответственности за судьбу страны. В это время его поэзия приобретает заряд духовной силы, поднимается до огромной нравственной высоты. Символичен образ нового единения России, ее возрождения из пепла. А.Блок видит черты России в образе несчастной женщины. Она так же несчастна. Ее юность также бесполезна. А она также надеется, верит в какие-то пустые мечты. Что же случилось с ней? Кто надругался над Россией? На эти вечные, больные вопросы Блок ищет ответ в истории и своем восприятии прошлого. Этому посвящен цикл «На поле Куликовом» (1907-1916 г.г.), включающий в себя 5 стихотворений.
‘Куликовская битва, – скажет Блок, – принадлежит : к символическим событиям русской истории. Таким событиям суждено возвращение. Разгадка их еще впереди’. При совмещении прошлого и будущего осознавалось трагическое настоящее стороны. В стихах сливаются память о реально происходившем с субъективными ощущениями поэта. Первое стихотворение – обобщающее, за ним два стихотворения, связанные в основном с прошлым, и два заключительных стихотворения, которые переносят действие из истории в современность и придают Куликовской битве символический и вечный смысл.
В первом стихотворении этого цикла «Река раскинулась» А.Блок переосмысливает отношение к Родине как к матери, идущее из глубин народной культуры. Он обращается к Руси:
О, Русь моя! Жена моя!
. В этом откровении поэт ставит себя вровень с Россией, а его любовь к ней – есть результат сознательного выбора, родство душ, а не крови.
А.Блок утверждает, что Россия – страна громадной мощи и энергии. Она ведет на «вечный бой», в будущее.
Куликово поле для А.Блока – это место, где произошло величайшее событие прошлого, определившее настоящее и будущее…Описывая Куликовскую битву, поэт стремится передать движение, драматизм и величие исторического пути России.
В третьем стихотворении цикла возникает символический образ – ‘Ты’. Кто эта загадочная ‘Ты’? Возможно, что это Любимая женщина, но это и сама Россия? Может быть, это Божья Матерь. Обращение с большой буквы сближает нас с образом Прекрасной Дамы, которую Блок обожествлял. Но бесспорно то, что это воплощение светлого идеала, который помогает выстоять в самых суровых испытаниях времени.
В прошлом Блок искал соответствия настоящему, а в настоящем – прошлому. Куликовская битва закончилась победой русского войска. Но стихи Блока звучат трагически. В чем же причины, вызвавшие трагическое звучание цикла стихов о победоносном сражении? Победа не всегда несет гармонию в мир. Блок принял революцию, но не принял насилие и крови, через которые наступает победа. Это пошло отражение в цикле «На поле Куликовом».
Поразительно точные слова есть в статье «Интеллигенция и Революция», которые были адресованы другим авторам, но обернулись пророчеством по отношению к его собственной судьбе: «Горе тем, кто думает найти в Революции исполнение только своих мечтаний, как бы высоки и благородны они ни были. Революция, как грозный вихрь, как снежный буран, всегда несет новое и неожиданное; она жестоко обманывает многих; она легко калечит в своем водовороте достойного; она часто выносит на сушу невредимыми недостойных…». А.Блоку самому пришлось испытать эту «жестокость», увидеть, как будут обмануты многие его лучшие надежды.
Но даже в эти тяжелые годы Блок своим редким чутьем угадывает движение жизни и не теряет веры в будущее России. Предчувствие надвигающихся серьезных перемен в судьбе Родины очень ярко выражено в чудесном поэтическом цикле стихов о России “На поле Куликовом”. Главной мыслью этого цикла являются слова:
И вечный бой!
Покой нам только снится!
Сквозь кровь и пыль…
Летит, летит степная кобылица
И мнет ковыль.
Автор верит в будущее Родины. Наша Родина всегда характеризовалась многими неординарными вещами, но главное… – народом. Именно народ на своих плечах вынес тяготы татаро-монгольского ига, и, набрав сил… – сверг его! Это был поистине общенародный подвиг! Писатель прочувствовал его всем своим существом и посчитал необходимым поставить в пример будущим поколениям. И знаете почему? Именно потому, что трезво оценивал шансы России на ближайшее счастливое будущее. Он, как никто другой, понимал, что в сложившейся ситуации … – нужен подобный подвиг для обеспечения будущего, достойного русского народа! Вот в этом патриотическом призыве и заключается основная мысль цикла.
По словам самого Блока, тема России — главная в его поэзии. Блок обратился к этой теме уже в самом начале своего творческого пути и остался верен ей до конца жизни. Стихотворение “Гамаюн, птица вещая” стало первым произведением юного Блока, посвященным судьбе России. Уже в нем встает тема исторического пути родины, ее трагической истории. Птица Гамаюн
…вещает и поет,
Не в силах крыл поднять смятенных…
Вещает иго злых татар,
Вещает казней ряд кровавых,
И трус, и голод, и пожар,
Злодеев силу, гибель правых…
Стихотворение вместило в себя все то, что потом станет столь важным для блоковского понимания России: любви к ней (“Прекрасный лик горит любовью”), сознание ужаса ее прошлого и настоящего и стремление видеть истину, какой бы страшной она ни была:
…Но вещей правдою звучат
Уста, запекшиеся кровью!
Цикл “На поле Куликовом” целиком посвящен России. В первом стихотворении этого цикла встает тема пути, раскрывающаяся в двух планах: пространственном и временном. Временной план представляет собой изображение исторического пути России:
В степном дыму блеснет святое знамя
И ханской сабли сталь…
И вечный бой! Покой нам только снится
Сквозь кровь и пыль…
Именно сочетание временного плана с пространственным придает стихотворению особый динамизм. Россия никогда не застынет в мертвенной неподвижности, ее вечно будут сопровождать перемены:
И нет конца! Мелькают версты, кручи…
Восприятие родины поэтом всегда было обостренно-личностным. Он отходит от традиционного образа России-матери — в его стихах предстает совершенно неожиданный образ России-жены, возлюбленной, невесты: “О, Русь моя! Жена моя!” В стихотворении “Новая Америка” Россия названа “невестой”, а в стихотворении “Россия” любовь к родине сравнивается с любовью к женщине:
Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые —
Как слезы первые любви!
Россия представлена в стихотворениях “Сытые” и “Фабрика” — это Россия социальных контрастов и противоречий, Россия “сытых” и “нищих”. В “Сытых” — непосредственном отклике на события русской революции 1905 года — Блок выражает веру в грядущие перемены:
Теперь им выпал скудный жребий:
Их дом стоит неосвещен,
И жгут им слух мольбы о хлебе
И красный смех чужих знамен!
Пусть доживут свой век привычно —
Нам жаль их сытость разрушать.
Лишь чистым детям — неприлично
Их старой скуке подражать.
В стихах о России явно слышатся традиции М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова и Ф. И. Тютчева. Очень близка Блоку лермонтовская “Родина” с ее отрицанием официального патриотизма и провозглашением любви к скромной и бедной крестьянской России. С Некрасовым Блока роднит исторический оптимизм. Также перекликаются с блоковской “Россией” некрасовские строки об “убогом и темном родном уголке” в поэме “Кому на Руси жить хорошо”. Тютчева принято считать предтечей символизма. Бесспорно, на Блока повлияло знаменитое стихотворение Тютчева о непостижимости, таинственности России:
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить —
У ней особенная стать,
В Россию можно только верить.
Как и тютчевское четверостишие, хрестоматийной стала последняя строфа блоковской “России”:
И невозможное возможно,
Дорога долгая легка,
Когда блеснет в дали дорожной
Мгновенный взор из-под платка,
Когда звенит тоской острожной
Глухая песня ямщика.
Подобный образ таинственной, непредсказуемой, но прекрасной России создается Блоком и в стихотворении “Русь”:
Дремлю — и за дремотой тайна,
И в тайне почивает Русь,
Она и в снах необычайна,
Ее одежды не коснусь.
России посвящено главное произведение Блока — неоконченная поэма “Возмездие” (1901 — 1921). Перед читателем проходят эпизоды из российской истории, проходят образы народовольцев, “огромного, водянистого” царя (Александра III), “Державного Основателя” (Петра I). Вся поэма пронизана лейтмотивом “возмездия” — ритмом мазурки, любимого танца угнетенной Польши… В строфе о Победоносцеве поэт называет его злым “колдуном”, “волшебником”, а Россию сравнивает с очарованной им спящей красавицей. Здесь возникают параллели со стихотворением “Русь”. Авторский замысел раскрывается в предисловии к публикации третьей главы поэмы. Блок пишет о своих “революционных предчувствиях” накануне первой мировой войны.
Ожиданием перемен пронизано и стихотворение “Рожденные в года глухие…”, посвященные 3. Н. Гиппиус. Блок осознает обреченность своего поколения, поколения детей “страшных лет России”, и призывает к обновлению:
И пусть над нашим смертным ложем
Взовьется с криком воронье, —
Те, кто достойней, боже, боже,
Да узрят царствие твое!
Налицо перекличка с лермонтовской “Думой”.
Очевидно, предчувствия Блока сбылись: пришла Октябрьская революция. Блок был первым поэтом, написавшим о ней большое произведение. Поэма “Двенадцать” подчеркнуто полифонична. В ней звучит, например, голос “писателя-Ви…”, не принявшего революцию:
— Предатели!
— Погибла Россия!
Звучит и голос красногвардейца. В нем слышен пафос уничтожения старого мира, старой России:
Товарищ, винтовку держи, не трусь!
Пальнем-ка пулей в Святую Русь —
В кондовую, В избяную, В толстозадую!
Блок понимает, что прежней России больше нет, видит весь ужас происходящего на петроградских улицах:
Запирайте етажи,
Нынче будут грабежи!
Отмыкайте погреба —
Гуляет нынче голытьба!
Вместе с тем Блок верит в глубокий исторический смысл происходящих событий и принимает революцию. Название поэмы символично: у читателя возникают аллюзии к Новому Завету: вспоминаются апостолы. В последней главке эти аллюзии подкрепляются неожиданным образом: впереди двенадцати красногвардейцев-апостолов идет Иисус Христос.
Образ России у Блока чрезвычайно многогранен. Он тесно связан с другими важными мотивами его поэзии: мотивами любви, пути, возмездия, революции. Неизменной в творчестве Блока всегда оставалась вера в Россию. В своей статье “Интеллигенция и революция” он писал: “России суждено пережить муки, унижения, разделения; но она выйдет из этих унижений новой и — по-новому — великой”. Эта вера делает поэзию Блока особенно актуальной сегодня.
РОССИЯ В ТВОРЧЕСТВЕ БЛОКА. Начиная с 1907—1908 годов тема России, ее исторического пути, ее настоящего и будущего выходит на первый план в творчестве Блока. В 1907—1916 годах поэт пишет цикл «Родина», пьесу «Песня Судьбы», публицистические статьи «Солнце над Россией», «Дитя Гоголя», «Памяти Врубеля» и другие.
В произведениях Блока о России ощутима связь с изображением России Пушкиным, Лермонтовым, Некрасовым. Примечательно в этом смысле стихотворение «Россия». Стихотворение написано четырехстопным ямбом, ритмический рисунок приближает стихотворение к произведениям Пушкина, Лермонтова («Родина»). В первых строчках стихотворения —
Опять, как в годы золотые,
Три стертых треплются шлеи… —
содержится указание на строчки Гоголя из поэмы «Мертвые души». «Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься?» Вообще для блоковских стихов о родине важен мотив дороги: «Дорога долгая легка..,» или «Идем по жнивью, не спеша…» и т. д. Нищая Россия — образ тютчевский. Однако этот образ созвучен и некрасовскому.
Ты и убогая,
Ты и обильная,
Ты и могучая,
Ты и бессильная,
Матушка Русь!
Созвучно с Некрасовым и блоковское сравнение любви к женщине и любви к Родине («невеста Россия», «О Русь моя! Жена моя!»). В стихотворении «Осенний день» появляются строчки:
О, нищая моя страна,
Что ты для сердца значишь?
О, бедная моя жена,
О чем ты горько плачешь?
Связи со стихотворением Некрасова и романом Толстого «Воскресение» прослеживаются и в стихотворении «На железной дороге». Убегающая среди некошеного рва железная дорога и железная тоска, разрывающая сердце поэта, соединяются воедино. Следуя за традицией, Блок создает в стихах свой, неповторимый образ России. В цикле «Родина» поэт часто обращается к евангельским темам, сюжетам, пользуется цитатами из Евангелия.
Сын человеческий не знает,
Где преклонить ему главу…
или
И горит звезда Вифлеема Так светло, как любовь моя.
Самое первое стихотворение цикла «Ты отошла, и я в пустыне…», как обычно у Блока, задающее основную идею цикла, содержит строки.
Ты — родная Галилея
Мне — невоскресшему Христу.
Так Блок определяет Россию как родину поэта-пророка. Блок возвращается к прошлому, к историческим корням России. Родина для него связана с таинственными преданиями старины, народными сказками и поверьями.
В густой траве пропадешь с головой.
В тихий дом войдешь не стучась…
Обнимет рукой, оплетет косой
И, статная, скажет: «Здравствуй, князь».
Родина для поэта связана с образом жены, возлюбленной, суженой. В то же время это и неукротимая цыганка.
Блок видит и новую Россию. Россию зарождающегося капитализма.
Многоярусный корпус завода,
Города из рабочих лачуг…
Поэт видит нищету, ужас мировой войны («Петроградское небо мутилось дождем.// На войну уходил эшелон»). В его стихах появляются мотивы бездомности, скитаний. Но вместе с тем поэт ощущает единство с Россией.
Русь моя, жизнь моя
Вместе ль нам маяться?
Особая роль в творчестве поэта принадлежит стихотворению «На поле Куликовом». В примечании к циклу Блок заметил, что «Куликовская битва принадлежит… к символическим событиям русской истории. Таким событиям суждено возвращение».
В 1380 году Русь заслонила Европу от нашествия татар. В XX веке возникает образ «желтой опасности», идея панмонголизма. По мнению Блока, Россия опять будет иметь защищающее значение для Европы.
При описании Родины у Блока часто появляются слова «ветер», «метель», «буря».
Дикий ветер Стекла гнет,
Ставни с петель Вуйно рвет
или
Только дикий черный ветер,
Сотрясающий мой дом…
В России Блок постоянно ощущает нарастание неукротимой народной стихии, стихии необузданной и неукротимой. Он видит азиатское начало России:
Да, скифы — мы! Да, азиаты — мы!
Это азиатское начало в столкновении с европейской культурой должно было породить революцию, которую Блок предчувствовал.
Россия для Блока всегда оставалась многогранна, загадочна, необъяснима. «Россия — Сфинкс».
читать похожие:
Россия в творчестве А. Блока
Какой предстает Россия в лирике А. А. Блока ?
Тема родины в творчестве Александра Блока
РОССИЯ А. А. БЛОКА
Теме России я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь.
А. Блок
“Кругом тонула Россия Блока”, — именно так писал в поэме “Хорошо” Маяковский, говоря о явлении, которого ни до, ни после не было. Россия для Блока не просто тема, это целый мир, наделенный своими чертами, заполненный особыми образами и символами. Вновь и вновь поэт возвращается к размышлениям о трагическом прошлом России, о ее историческом предназначении, о ее особенностях, о ее многострадальном народе. Эта тема пришла к автору не сразу — он проникался ею постепенно, преодолевая узость и субъективную ограниченность своих ранних стихов, свершая прорыв в широкий мир, в жизнь эпохи, страны, народа.
Одно из первых стихотворений, где Блок обращается к образу своей Родины — стихотворение “Гамаюн”. Поэт размышляет о пути России, исполнением трагедий:
Вещает иго злых татар,
Вещает казней ряд кровавых,
И трус, и голод, и пожар,
Злодеев силу, гибель правых…
В то же время автор отдает дань и пейзажным описаниям: его влечет прекрасная сторона, где —
Разгулялась осень в мокрых долах,
Обнажила кладбища земли,
Но густых рябин в проезжих селах
Красный цвет зареет издали.
Два символа — широкое поле и дорога — в дальнейшем часто определяют блоковское восприятие России. Образы эти многозначны и емки: это и просторы страны, ее приволье и вольность, и ее долгий путь в истории.
Первые стихи Блока полны прекрасных, но отвлеченных описаний. Родина представляется герою лишь в грезах:
Дремлю — и за дремотой тайна,
И в тайне — ты почиешь, Русь.
Но уже тогда поэт не только изображает русскую природу, предания “старины глубокой”, но и замечает (“так я узнал в своей дремоте”) “страны родимой нищету”. Прошлое России полно трагедий, ее настоящее безрадостно, ее будущее — “в тоске безбрежной”. Такова страна, о которой пишет Блок. Но — “как и жить и плакать без тебя”? Поэт верит в будущее родины: “Не пропадешь, не сгинешь ты”. В цикле “На поле Куликовом” автор пишет о долгом пути России, пути борьбы, вечного боя:
О, Русь моя? Жена моя?
До боли Нам ясен долгий путь?
Наш путь — стрелой татарской древней воли
Пронзил нам грудь.
Будущее России предопределено ее прошлым, которому суждено “сбываться” вновь и вновь. “И повторится все, как встарь”, — писал поэт в другом своем стихотворении. Цикличность, многократность происходящего подчеркиваются повтором слова “опять” (“и опять, опять они кричат”), а также приемом “воспоминания”, узнавания героем событий происходящего:
Но узнаю тебя, начало
Высоких и мятежных дней?
Поэт говорит о предчувствии коренной ломки в судьбе страны. Вообще, все его стихи о России после 1907 года полны едва уловимым, но все же явственным, хоть и непонятным и самому автору гулом, который впоследствии Блок назовет “музыкой революции”. А тем временем в стихах его звучат полувопросы, полупризывы:
Доколе матери тужить?
Доколе коршуну кружить?
В своем творчестве Блок видит Россию в будущем не крестьянским раем, как Есенин. В стихотворении “Новая Америка” (именно так определяет поэт страну свою) он описывает край, где “чернеют фабричные трубы”, где “заводские стонут гудки”. Россия “новым обернулась ликом”, и поэта волнует теперь “другая мечта”.
А потом была война, на которую Блок откликнулся — не мог не откликнуться рядом стихотворений. Война — ужасная трагедия, тяжелое испытание для страны:
Мы — дети страшных лет России —
Забыть не в силах ничего.
Революция 1917 года вдохновила поэта на создание поэмы “Двенадцать”. В ней он показал крушение старой, буржуазно-помещичьей России и начало зарождения новой. Блок не дает ответа на вопрос: “Какой она будет?” Он не становится ни на сторону тех, кто вопиет: “Погибла Россия”, ни на сторону восставших, которые способны “пальнуть пулей в святую Русь”. Поэт избегает однозначных оценок, но — жертва, вождь или слуга — он намерен быть в гуще событий, в центре жизни своей страны, своего народа.
Сразу же после поэмы “Двенадцать” Блок пишет революционно-патриотическую оду “Скифы”, которая продолжает давнюю традицию русских классиков, неоднократно обращавшихся к теме путей и судеб России, ее роли в цивилизованном мире. Это традиция Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Тютчева, Брюсова. Так, в стихотворении Брюсова “Старый вопрос” герой размышляет о том, “кто мы в этой старой Европе?”. Во многом этому произведению созвучны и “Скифы”. Однако Блок поставил этот вопрос уже в новой исторической обстановке, по-новому.
В “Скифах” Блок видит Россию в прошлом щитом “меж двух враждебных рас”, страной, чьи богатства грабились в течение долгих веков (“копя и плавя наши перлы”). Это страна, которая способна любить и ненавидеть, способна отстоять себя в веках, способна стать оплотом всего лучшего, что было создано человечеством. Это страна — сфинкс, загадочный и непонятный для старого мира, противоречивый и многогранный:
Мы любим все — и жар холодных числ,
И дар божественных видений,
Нам внятно все — и острый галльский смысл,
И сумрачный германский гений…
Подобного рода противопоставление России Западу — традиционный мотив русской литературы. Высокое и жертвенное предназначение Руси — тема многих произведений, а слова Тютчева давно стали крылатыми: “У ней особенная стать”. И Блок полностью разделяет это мнение.
С целью эмоциональной выразительности поэт использует при описании русского характера, многогранной русской души антонимические словосочетания, оксюмороны: ненависть — любовь, ликуя — скорбя, жар холодных чисел, тяжелые нежные лапы.
По словам А. Ахматовой, Блок всю свою жизнь посвятил разгадке тайны двух сфинксов: своей души и России. Несомненно, в лирике поэта воплощен облик родины — такой, как ее видел Блок, и любовь к которой он пронес через всю свою жизнь. И нищая Россия с ее серыми избами, и “новая Америка” по-своему дороги автору:
Да, и такой, моя Россия,
Ты всех краев дороже мне.
Иначе и не может быть. Настоящий поэт любит свою страну всегда, даже если она убога, несправедлива, порочна. Любовь Блока к России — безоглядна, безусловна, бескорыстна. Ее высшее проявление — сама поэзия автора. Россия, во всех ее ипостасях всегда будет жить в стихах поэта, в его бессмертных строках:
Идут века, шумит война,
Встает мятеж, горят, деревни,
А ты все та ж, моя страна,
В красе заплаканной и древней.
Похожие сочинения
ТЕМА ЛЮБВИ В ТВОРЧЕСТВЕ БЛОКА
Россия, ее исторические судьбы, светлые и темные стороны народной души — все это волновало поэтов и писателей на протяжении многих поколений. Россия народная, природная с ее историей, традициями, нераскрытым, но огромным духовным потенциалом давала мужество и надежду на будущее.
В творчестве А. Блока тема России — одна из самых главных. Все его стихи пронизывает одно чувство безоглядной любви к родной стране:
Приюти ты в далях необъятных!
Как и жить и плакать без тебя… —
так писал А. Блок в стихотворении «Осенняя воля». Любя Россию, поэт не отворачивается от жизненных уродств, от пошлости и зла. Стихотворение «Грешить бесстыдно, беспробудно…», в котором воссоздан крайне отталкивающий образ русского национального характера, поэт заключает словами: «Да, и такой, моя Россия, ты всех краев дороже мне».
В стихах А. Блока Россия предстает многосторонней, многоликой. Например, в раннем стихотворении «Русь» она — таинственная, сказочно прекрасная страна.
С болотами и журавлями
И с мутным взором колдуна…
Россия завораживает, околдовывает, но и сама она околдована. Тема подчиненности ее чуждой враждебной силе неоднократно звучит в произведениях А. Блока. Это не только отголоски старинных преданий, но и гоголевской «Страшной мести». Россия, как пани Катерина, во власти колдуна. В поздней поэме «Возмездие» А. Блок вновь вернется к этой теме, говоря уже о конкретном историческом лице — Победоносцеве:
Он дивным кругом очертил
Россию, заглянув ей в очи
Стеклянным взором колдуна.
Но Россия — не только загадочная, зачарованная страна. Это и вполне реальная «нищая Россия», с «утлым» жильем и ветром «в голых прутьях». Жизнь, повседневная и неприкрашенная, полна щемящей тоски. Русский национальный характер проявляется в конкретных и очень печальных судьбах (стихотворения «За гробом», «Унижение», «На железной дороге» и другие).
Еще одна очень важная сторона образа России — простор и воля. Образ России-цыганки становится воплощением кипучей и свободной стихии, окрыляющей душу восторгом отчаяния и гибели. Россия — «дикой вольности сестра», краса ее — «разбойная», порыв к мятежу, бунту, — суть ее образа.
Следует отметить, что в трактовке образа России А. Блок продолжает традиции русской литературы XIX века: Лермонтова (стихотворение «Россия», 1808), Некрасова («На железной дороге», 1910), однако в каждом из стихотворений есть свое, неповторимое.
В поздних произведениях А. Блока тема России дается в историческом освещении. Поворотный пункт в этом плане — знаменитый цикл «На поле Куликовом». Россия здесь понимается как неразрывная связь прошлого и настоящего. Чувство родины сливается с чувством будущего. Характерно, что в этом цикле незримо присутствует гоголевский образ необгонимой тройки. Отталкиваясь от него, А. Блок создает динамический образ страны, устремленной вперед, в «даль веков»:
О, Русь моя! Жена моя! До боли
Нам ясен долгий путь!..
И вечный бой! Покой нам только снится
Сквозь кровь и пыль…
Летит, летит степная кобылица
И мнет ковыль…
И нет конца…
Любовь к родине в этом цикле представляется чем-то заветным, сокровенным. «Жена», — говорит Блок о России. Это — самый близкий человек, «половина», которая дается на весь путь жизни, каким бы трудным он ни был. С Россией, как и с любимой, у А. Блока связано все — «жизнь или смерть, счастье или погибель». Образ ее одухотворен, высок: «светлая жена», «на щите Твой лик нерукотворный светел навсегда!»
Родина, ее история, ее народ могут научить героя «быть светлым», мужественно смотреть в лицо «страшному миру», «стоять на страже», ожидая великих событий. В то же время в цикле чувствуется волнение за судьбу страны. «Испуганные тучи», «закат в крови» — в этих образах, полных экспрессии, воплощается ощущение тревоги. Не зря у героя «из сердца кровь струится». Связь с Россией кровная, неразрывная, но трагическая.
Блоковское понимание России, ее прошлого, настоящего и будущего — трагическое и очень личное, лирическое. В декабре 1908 г. А. Блок писал К. Станиславскому: «…стоит передо мной моя тема, тема о России… Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь».
Россия в творчестве Блока
Родина… Россия… В жизни любого из нас она весьма немало означает. Тяжело вообразить себе человека, не любящего свою Родину.
А.. Блок в своих замечательных произведениях проявлял большущий интерес к проблеме Родины. Он беззаветно и преданно любил ее. Однако данная приверженность к Отечеству была не похожа на любовь С. Есенина, который смотрел на нее с нежностью, чьи произведения были написаны сердцем и душой.
Те колебания, сомнения и припадки отчаяния, характерные Блоку, отодвигались перед спасительной верой в то, что наступит “новый век” и установится истинная, человечески простая жизнь. “Рано или поздно все будет по-новому, потому что жизнь прекрасна”.
Источником этой спасительной веры была для Блока Россия. Обращение поэта к темам родины, ее исторического пути, ее грядущей судьбы было связано для него с переживанием подъема и поражения первой русской революции. В июле 1905 года было написано прекрасное стихотворение “Осенняя воля”, в котором уже зазвучал основной тон всей патриотической лирики Блока.
Революционные события вплотную подвели Блока к теме Родины, России. Понятие добра вчерашний певец Прекрасной Дамы связывает уже не с мистическими символами, а с земными людьми. Он порывает с символистами, равнодушно относится к социальным проблемам. В новых произведениях Блока отражены поиски путей к народу, к постижению судеб Родины. Каков русский народ, такова истинная Русь, это Блок показывает в своей поэме “На поле Куликовом”. Идея народного подвига, народной силы, идея могучей Родины, ее непобедимости выражена поэтом страстно и убежденно.
Широкая, многоцветная, полная жизни и движения картина родной земли “в красе заплаканной и древней” слагается в стихах Блока. Необъятные русские дали, бесконечные дороги, полноводные реки, скудная глина размытых обрывов и пылающие рябины, буйные вьюги и метелицы, кровавые закаты, горящие села, пламенные хороводы и лихие гармоники, бешеные тройки, серые избы, расхлябанные колеи, тревожные крики лебедей и плач журавлиной стаи, дым овина, костры в лугах, тюрьмы, верстовые столбы, поезда и станционные платформы, фабричные трубы и гудки, заводы и города из рабочих лачуг, уголь и соль, пожар войны, солдатские эшелоны, песни и братские могилы… Такова блоковская Россия.
Блок создал свой самобытно-неповторимый лирический образ Родины — не матери, каким он был у поэтов прошлого, а красавицы-подруги, возлюбленной, невесты, “светлой жены”, — образ, овеянный поэзией русского песенного и сказочного фольклора. С течением времени образ этот все более наполнялся реальным общественно-историческим содержанием. Если сначала поэт воспевал романтически “необычайную” и “таинственную” Русь — “нищую”, “дремучую” и колдовскую, с ведунами, ворожеями и заветными “преданьями старины”, то в дальнейшем эти сказочные мотивы заметно уступают место представлению о “живой, могучей и юной России”, накапливающей революционную грозу.
Особенно значителен в этом смысле пророческий цикл “На поле Куликовом” — одно из наивысших лирических достижений Блока. В “непробудной тишине”, в которую, казалось, погрузила Россию эпоха реакции, поэт ясно слышит глухой подземный гул грядущих событий и предрекает Родине “высокие и мятежные дни”.
Россия Блока — надежда и утешение. Ее лик “светел навсегда”, она хранит “первоначальную чистоту” души поэта. Это страна громадной, еще не выявленной вполне мощи и энергии. Она никогда не пропадет и не сгинет, с ней “и невозможное возможно”, она ведет на “вечный бой” и указывает путь вперед, в будущее. Не потому ли столь важную роль в патриотической лирике Блока играет мотив “долгого пути”, лежащего перед Родиной: “О, Русь моя! Жена моя! До боли нам ясен долгий путь!.. И нет конца!..” Облюбованный Блоком динамический образ Родины, устремленной “в даль веков”, по внутреннему своему смыслу близок той необгонимой “птице-тройке”, которой в свое время Россия представилась Гоголю.
“Россия — буря”, — говорил Блок, и это свое ощущение Родины как могучей и свободной стихии он гениально передал в патриотической лирике — не только в ее содержании и идеях, но и в самой ее художественной, образной ткани. Через все блоковские стихи о России проходит один ряд образов и метафор, воплощающих представление о безудержном и безостановочном вихревом движении: ветер, вьюга, снежная метель, бегущие по небу тучи…
В этих стихах — отражение сильно увлекавших Блока мыслей о промышленном развитии России. “Будущее России лежит в еле еще тронутых силах народных масс и подземных богатств…” — утверждал он за два года до Октябрьской революции. И он представлял себе это будущее как “великое возрождение под знаком мужественности и воли”, как “сдвиг всех сил”, как торжество “Великой Демократии”, в условиях которой русскому человеку будет обеспечено свободное, всестороннее и гармоническое развитие всех его физических и духовных сил.
Стихи Блока о России с наибольшей отчетливостью выявляют его путь к революции. Из понимания того факта, что Россия — страна назревающей революции, вырастала уверенность поэта в том, что Родине его предстоит сыграть решающую роль в исторических судьбах человечества.
Отчизна…Родина… Ее по праву называют второй матерью любого из нас. Мне кажется, что даже самый бессердечный и бездушный человек всем сердцем сильно обожает ее. Родина и человек неразрывно соединены между собой, потому что одно невозможно представить без другого. Подчас нам скверно, тягостно на душе, и нас все время влечет в те места, где мы появились на свет, подросли, в места, с коими у нас связаны самые милые и славные воспоминания, они для нас вечно будут родными. А. Блок боготворил всю Россию, полностью, а не всего-навсего какие-то некоторые области нашей державы. О подобной симпатии, которую переживал А. А. Блок к России, мечтает любая женщина:
Да, и такой, моя Россия,
Ты всех краев дороже мне.
< Предыдущая Следующая >