Сочинение на тему образ русского богатыря в былинах

11 вариантов

  1. (Илья Муромец – доблестный богатырь, защитник народа на Руси)
    Народный эпос надел образ Ильи Муромца традиционными чертами богатыря. В каждой былине портрет его приобретает новые черты, только дополняющие общую картину. Так, перед тем, как уйти из дома в Киев, воин кланяется родителям и просит у них христианского благословения.
    Даже к своему коню Илья относится как к ратному товарищу. К нему обращена речь его, ему он отдает приказы. Во многих былинах цель богатыря озвучена весьма точно: защищать Русь святую и веру православную. Он готов помочь обиженному и несправедливо угнетенному. Когда Илья Муромец освобождает от захватчиков город Чернигов, его жители приглашают освободителя занять место воеводы. Однако, богатырь не согласен, ведь его цель совсем в другом, а служит родине он бескорыстно.
    (Все почитали Илью и приходили к нему за любой помощью)
    Примечательно, что семьи в обычном понимании – жены, возлюбленной у героя нет. И это не случайно. Вся сила могучего воина направлена на защиту Руси, которой он поистине необходим весь без остатка. Смысл его жизни дать возможность обычным людям просто жить, строить свои дома, заводить семьи и не бояться набегов врагов.
    Несмотря на бессчетное количество побед, Илья не был хвастливым. Былинные сказители особо подчеркивают, что он никогда не гордился победами и не демонстрировал их напоказ. Часто говорится, что побежденного врага, если на то не было приказа (как в случае с Соловьем-разбойником), то и отпускал на все четыре стороны. Это особое отношение к поверженному врагу прослеживается и в образах других былинных героев, а позднее стало традиционным для русского воина-защитника.

  2. 1. Идеальные представления народа.
    2. Гиперболическое описание.
    3. Богатырские слабости.
    Признавшись в своей слабости, человек становится сильным.
    О. де Бальзак
    В былинах перед нами раскрывает особый мир подвигов, сказочных превращений и противников, которые постоянно пытаются завоевать Русь. Но им в таком стремлении непременно противостоит главное действующее лицо многих былин богатырь, единственный, кто может победить неприятеля в любой схватке. Поэтому он всячески прославляется и восхваляется на страницах произведений. С помощью таких образов авторы показывают не только отвагу русского человека, но и величие всего государства. Они становятся словно визитной карточкой, в которой отражен «идеал социальной справедливости». Богатыри показывают идеальные представления народа о мужественном и преданном служении народу и родине. Возможно, поэтому вражеской силе они противостоят, как правило, в одиночку. Однако каждый их них имеет свои особенности, которые показывают одну из сторон их образа. Среди них такие, как самый сильный русский богатырь Илья Муромец, добрый и храбрый Добрыня Никитич, хитрый и смекалистый Алеша Попович. Но, несмотря на такое разнообразие, все эти качества являются обобщенной характеристикой, созданной русским народом, который в своих произведениях хотел показать противостояние любой силе, стремящейся его покорить.
    При создании образа богатыря в произведении используется как идеализация, так и гиперболизация. Подобное описание касается не только главных героев, но и тех, кто им помогает, например верный конь. Таковым является Бурушка-косматушка Ильи Муромца в былине «Илья-Муромец и Соловей-разбойник»: он «с горы на гору перескакивает, реки-озера перепрыгивает, холмы перелетает».
    Но богатыри не только сражаются с темными вражескими силами. Они делают много полезных дел для блага самого народа. В своем стремлении они могут не только улучшать жизнь нуждающихся, но быть в какой-то степени сильнее самих животных. Илья Муромец «левой рукой Бурушку поддерживает, а правой рукой дубы с корнем рвет, настилает через болота настилы дубовые. Тридцать верст Илья гати настелил — до сих пор по ней люди добрые ездят».
    Не меньше гиперболических черт используется и при описании противников, с которыми богатырям приходится встречаться на своем пути. Таким образом, создается не столько пугающий облик неприятеля, сколько в очередной раз показывается сила русского богатыря, который смог противостоять ему. Например, образ Соловья-разбойника: «Сидит за рекой Соловей-разбойник на трех дубах, на девяти суках. Мимо тех дубов ни сокол не пролетит, ни зверь не пробежит, ни гад не проползет». Но это не только не останавливает богатыря, но и заставляет его с удвоенной силой приняться за дело, чтобы обезвредить противника.
    Образу богатыря также чужда любая корысть. Он не гонится за деньгами, тем более за теми, которые собраны благодаря человеческим страданиям. В этом тоже отражаются чаяния русского народа, который видит в богатыре не только сказочного спасителя, но и заступника. Поэтому Илья Муромец не берет тех денег, что предлагает ему жена Соловья-разбойника: «Они добыты слезами детскими, они политы кровью русскою, нажиты нуждою крестьянскою».
    Во многих былинах главным героем становится не только богатырь, но и государь — князь Владимир. В разных текстах отношение к нему у богатырей складывается противоречивое. Например, они могут явиться по первому же зову для того, чтобы защитить Русь. С другой стороны, князь Владимир может обидеть богатыря, который таит в себе обиду, но потом, в минуту опасности, обязательно прощает упреки и поступки Владимира. Либо он сразу довольно-таки резко отвечает на любые нелестные высказывания в свой адрес. В былине «Илья-Муромец и Соловей-разбойник» представлен третий вариант отношений. Алеша Попович оскорбляет Илью Муромца, говоря, что тот не мог проехать через Соловья-разбойника. Но Владимир в такой ситуации поступает мудро. Он просит показать того, кого смог одолеть богатырь. В этот момент Соловей-разбойник пошел на хитрость и свистнул очень громко, что нанесло большой урон близ стоящим строениям. Тогда Илья доводит свое дело до конца: он срубает голову разбойнику, чтобы тот больше никому не мог принести вреда. В конце этой былины авторы обращаются еще к одной грани образа богатыря. Князь Владимир отметил для себя поведение Ильи, который не поддался на упреки в свой адрес со стороны Алеши Поповича. Поэтому он выбирает его старшим в дружину. Но Алеша Попович и в этот момент пытается «насолить» Илье Муромцу, говоря о том, что во главе не может стать «деверевенщина лесная неумытая». Но не социальное положение, а деяние богатырей определяют их статус и положение в этом обществе: «Да и не по роду-племени слава идет, а по богатырским делам да подвигам». В этой фразе выражено понимание русским народом того, кто должен стоять на страже и во главе дружины — человек, храбрость и отвага которого проявляется на деле, а не на словах.
    Однако богатыри в произведении не всегда выражают только идеальное представление о жизни. Для них характерны определенные слабости, которые также находят отражения в произведениях. Например, в былине «Илья-Муромец и Соловей-разбойник» это представлено в поведении Алеши Поповича, который с первой встречи враждебно относится к богатырю. Сначала он обвиняет его во лжи, а потом в том, что тот не имеет соответствующего социального положения для того, чтобы возглавлять дружину. Но подобное поведение можно объяснить молодостью героя и в какой-то степени его неопытностью. Однако индивидуальные черты видны и в других образах героев таких произведений. В частности, в былине «На заставе богатырской».
    Первая ошибка богатырей в этом повествовании заключается в том, что они были поставлены для охраны на заставу молодецкую, но в «недобрый час» разбрелись. Такое халатное отношение к своим обязанностям, могло привести к беде, так как в это время в сторону Киева проехал незнакомец, лошадь которого может отставлять след размером с полпечи.
    В былине также появляется Алеша Попович, который получает нелестную характеристику от Ильи Муромца: «Алеша роду поповского, поповские глаза завидущие, руки загребущие. Увидит Алеша на чужанине много серебра да золота, позавидует и погибнет зря». Подобное описание не говорит том, что Алеша плохой богатырь, но в этом эпизоде представлены не только его слабые стороны, но мудрость и рассудительность Ильи Муромца. В этом описании Алеша Попович становится своеобразным контрастным образом по отношению к другому богатырю. И никто не говорит о том, что они оба слабые, просто они наделены различными человеческими пороками и достоинства.
    Но и в образе Добрыни, который в этой былине едет наказать чужанина, проявляются свои слабости. Когда противник к нему начал приближаться, то богатырский конь упал на колени. Добрыня лишился своего основного помощника, поэтому он понял, что не может дать боя неприятелю: «Испугался Добрыня, повернул коня, поскакал обратно на заставу. Приезжает ни жив, ни мертв…». Тогда Илья Муромец решает сам наказать чужанина. В начале произведения говорилось только о следе лошади, который остался недалеко от заставы, и только перед битвой богатырей представлен портрет самого неприятеля. Главной отличительной его чертой становится не в описании внешности, а похвальба своей силой: «Он кидает в небо палицу железную весом в девяносто пудов, на лету ловит палицу одной рукой, вертит ею, словно перышком». Увиденное не пугает Илью Муромца, он только просит своего коня помочь ему отстоять заставу богатырскую. Он въезжает на правое дело и наказывает чужанина не только за своевольное пересечение заставы, но и за похвальбу своей силой, которую тот выставлял напоказ.
    В образе богатырей выразились нравственные представления народа о защитнике. Они могут сразиться с любым неприятелем. Чем страшнее и могущественнее описан противник в былине, тем сильнее кажется сам богатырь, так как смог победить его.
    Появляющийся в произведении гиперболизированные образы отражают скорее не действительность, а чаяния народа о тех, кто может постоять за них и правое дело, которое они считают самым важным в своей жизни. Но при этом в образе каждого богатыря представлены отдельные черточки, говорящие об их характере. Подобное описание не умаляет силу и достоинства богатырей, но приближает образ к реальному человеку. Возможно, это один из приемов, позволяющих верить в то, что богатыри когда-то жили на Руси и могли защитить ее рубежи от любого врага, который хотел не только покорить ее, но и показать свою великую силу.

  3. Былины- русские народные этические песни. Они повествуют о подвигах богатырей, сражающимисякоторые сражаются с чудовищами или вражеским войском, отправляющихсяотправляются в загробный мир или еще каким-либо способом проявившиепроявляют свою силу, удаль, храбрость.
    Нет, наверное, ни одного человека, выросшего в России, который не слышал бы слова « былина», и не назвал бы хоть трех былинных героев.
    Слово « былина» впервые употребил для обозначения этого жанра в середине прошлого века собиратель и исследователь фольклора Иван Петрович Сахаров. Он позаимствовал это название из древнерусского « Слово о полку Игореве», где оно обозначало – просто быль, реальное событие.
    Традиционно выделяют два главных цикла былин, объединенные по месту действия или происхождению героев. События большинства былин происходят в Киеве или в какой-то мере с этим городом связаны, поскольку богатыри находятся на службе у киевского князя Владимира Красное Солнышко. Этот цикл называется киевским Владимировым. К нему относятся песни об Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алеше Поповиче, Дюке Степановиче, Дунае и др. Доже если действие в этих былинах непосредственно не связано с Киевом или с выполнением поручения князя Владимира, упоминание города или князя обязательно присутствует. Второй цикл образуют новгородские былины. Их герои- Садко и Василий Буслаевич- родились и жили в Новгороде. Кроме того, существует ряд песен, не входящих ни в один из этих циклов.
    Былинные богатыри
    Главные герои былин- богатыри, люди исключительные, наделенные чертами, которыми не обладает обычный человек: невиданной силой, безграничной храбростью, каким-либо особенным умением( метко стрелять из лука, играть в шахматы) или талантом. Именно эта исключительность роднит их всех, весьма непохожих друг на друга, и ставит в центр повествования. Так, если Илья Муромец знаменит своей силой, то Садко своим непревзойденным искусством играть на гуслях.
    Среди богатырей принято выделять «старших» и «младших». К « старшим» относят Святогора и Волха Всеславьича. « Старшие» называются так не только потому, что они по возрасту старше других витязей ,но и потому, что они представляют собой более древний, архаичный тип героя.
    Такому герою нет равного на земле , он единственный в своем роде, так что у него не может быть другого противника, кроме самой природы, матери-сырой земли. Святогор, например обладает совершенно невиданной силой и мощью. Волх умеет оборачиваться разными зверями, т. е. колдавать. волховать, на что указывает и его имя. Рождение Волха Всеславьича тоже чудесное : он был зачат от « лютого змея» , в момент его рождения» подрожала сыра земляа синее море сколыбалося». Когда Волху исполнилось всего полтора часа от роду, он велел матушке:
    Пеленай меня, матушка.
    В крепки латы булатные
    А на буйну голову клада злат шелом,
    По правую руку – палицу
    Беспорно, черты богатырей сказочны. Поступки, ими совершаемые обстоятельства, в которых они действуют, совсем не похожи на реальные события и даже не намекают на них.
    Значительная часть былин посвящена борьбе богатыря с чудищем или вражеской силой. Былинный богатырь, как правило, действует в одиночку, идет навстречу страшной опасности и всегда в итоге побеждает. Например, Илья Муромец, прежде чем встретиться с разбойниками, сам выбирает себе опасную дорогу. Подобным образом ищут приключений и другие богатыри. Добрыня, например. Вопреки наказу матери отправляется к Почай-реке, где живет змей. Однако помимо желания проявить сваю удаль, и потешить « богатырское сердце» героями былин движет и желание постоять за людей и за веру. Их противники несут беду людям – похищают, убивают их- и ведут себя нечестиво. Так, враг Тугарин Змеевич, « чудо поганое», которого побеждает Алеша Попович
    Богу, собака не молится
    Князю со княгиней не кланяется
    Князьям и боярам челом не бьет
    Именно это и возмущает Алешу
    Вражеское войско, которое уничтожают богатыри, часто изображается не как нечто предопределяющее опасность для князя или вообще для людей, а просто как помеха на пути самого героя.
    3. Художественный мир былины
    Описание особенных событий и особенных героев нуждается в какой-то особенной форме, не такой, в которой рассказывается о повседневной жизни. Поэтому в былинах вырабатывалась специфическая манера изображения богатырей и их подвигов. Для описания всего, что связано с главным героем: его силы и телосложения , оружия, коня, той задачи, которую он должен выполнить, и т. Д. – используются гиперболы- намеренные преувеличения. Все, что окружает богатыря столь же велико, исключительно и необычно, сколь и он сам. Вот как описываются доспехи Потапа Артамоновича:
    Еще латы были двадцать пять пудов,
    Нагрудник был да десять пудов.
    Да на шею кольчуга была пять пудов,
    На головку колпак да сорока пудов.
    Так же описываются и противники богатырей- они тоже особенные, исключительные. Это вполне естественно. Ведь у богатыря должен быть равный противник, которого никто, кроме него не победит.
    Время действия былин тоже особенное. Главное его отличие от современности в том, что все изображаемые в былинах чудеса и невероятные события могли случиться и представлялись нормальными- мир существовал по другим законам. Былинное время и течет по- другому, не как наше. Поэтому Илья, отправляясь в путь, « заутреню стоял во Муроме, а к обеденке поспеть хотел он в стольный Киев-град», и это не воспринимается как что-то невозможное. Зато некоторые важные события , вроде сборов в дорогу, поединка и т. Д. описываются медленно. Подробно. Обстоятельно, и время как-бы замедляет свое течение, ненадолго приостанавливается. Современность для сказителей – это уже совсем другая эпоха, когда былинные витязи « перевелись».
    4. Как сказывались былины.
    В былинах можно встретить обилие всякого рода повторов. Обычно самые важные дела удаются герою с третьего раза или он совершает три подвига, из которых последний выделяется из остальных. Когда калики исцеляют Илью Муромца , они трижды дают ему выпить « питьица медвяного»: после первого раза он чувствует в себе недостаточно силы, после второго- избыток и , лишь выпив в третий раз, он получает столько силы, сколько ему надо.
    Если прочитать подряд хотя бы несколько былин, нельзя не заметить еще одну очень важную особенность: во многих из них повторяются одни и те же эпизоды. Часто богатырским подвигам предшествуют сцена хвастовства на пиру, когда все гости щеголяют друг перед другом кто золотой казной, кто дорогим платьем, а кто конем богатырским. Герой песни, похвалившись чем-то, должен представить доказательства, для чего он и отправляется в путь. Примерно одними и теми же словами изображаются детство и первые прявления богатырской силы, сборы разных героев в дорогу, встреча и поединок с противником, приезд на княжеский двор и др. Сказатели знали только сюжет, события, связанные с тем или иным богатырем, а также владели определенным набором таких вот общих мест, повторяющихся эпизодов. Из которых , как из кубиков, складывался как бы костяк былины. Все остальное рождалось на глазах слушателей. Поэтому даже один и тот же исполнитель не мог дважды повторить былину дословно. Каждое исполнение былины было и процессом ее создания, а каждый исполнитель творцом. Иначе певцу пришлось бы держать в памяти многие тысячи стихотворных строк.
    5. Новгородские былины
    Новгородские былины носят несколько иной характер. В них нет «могучих богатырей», «палениц удалых», сражающихся с вражьей силой. Герой этих песен – Садко и Василий Буслаевич, как и Киевские богатыри, обладают яркими и особенными чертами: Садко прекрасно играет на гуслях, так, что своей игрой поражает царя морского и получает от него помощь и совет, как разбогатеть. Садко отличается от обычных людей и тем, что путешествует на дно морское и удачно возвращается.
    Сюжеты былин часто связаны с нарушением героем какого-либо запрета. Это сулит героям беду. Какая-то высшая сила,судьба решает, что должно случиться. Высшая сила- единственное, с чем не могут справиться богатыри, и, если они посягают на нее, их ждет смерть. Однако сами богатыри стремятся сразиться с такой силой, потому что среди людей им нет равных. В былине о том , с каких пор перевелись богатыри на Святой Руси, именно так и обьясняется гибель витязей. Побив татарскую рать, они похваляются:
    Не намахались наши могучие плечи
    Не уходилися наши добрые кони
    Не притупились мечи наши булатные!
    И говорит Алеша Попович млад:
    Подавай нам силу нездешнюю,-
    Мы и с той силою справимся!. »
    И вот «явились двое воителей». Но всякий раз после того, как богатыри разрубят одного из противников пополам, из каждой половины появляется новый воин, и рать их постоянно растет.
    Испугались могучие витязи,
    Побежали в каменные горы,
    В темные пещеры.
    Как подбежит витязь к горе,
    Так и окаменеет
    С тех самых пор и перевелись славные витязи на Святой Руси.

  4. 1. Идеальные представления народа.
    2. Гиперболическое описание.
    3. Богатырские слабости.
    Признавшись в своей слабости, человек становится сильным.
    О. де Бальзак
    В былинах перед нами раскрывает особый мир подвигов, сказочных превращений и противников, которые постоянно пытаются завоевать Русь. Но им в таком стремлении непременно противостоит главное действующее лицо многих былин богатырь, единственный, кто может победить неприятеля в любой схватке. Поэтому он всячески прославляется и восхваляется на страницах произведений. С помощью таких образов авторы показывают не только отвагу русского человека, но и величие всего государства. Они становятся словно визитной карточкой, в которой отражен «идеал социальной справедливости». Богатыри показывают идеальные представления народа о мужественном и преданном служении народу и родине. Возможно, поэтому вражеской силе они противостоят, как правило, в одиночку. Однако каждый их них имеет свои особенности, которые показывают одну из сторон их образа. Среди них такие, как самый сильный русский богатырь Илья Муромец, добрый и храбрый Добрыня Никитич, хитрый и смекалистый Алеша Попович. Но, несмотря на такое разнообразие, все эти качества являются обобщенной характеристикой, созданной русским народом, который в своих произведениях хотел показать противостояние любой силе, стремящейся его покорить.
    При создании образа богатыря в произведении используется как идеализация, так и гиперболизация. Подобное описание касается не только главных героев, но и тех, кто им помогает, например верный конь. Таковым является Бурушка-косматушка Ильи Муромца в былине «Илья-Муромец и Соловей-разбойник»: он «с горы на гору перескакивает, реки-озера перепрыгивает, холмы перелетает».
    Но богатыри не только сражаются с темными вражескими силами. Они делают много полезных дел для блага самого народа. В своем стремлении они могут не только улучшать жизнь нуждающихся, но быть в какой-то степени сильнее самих животных. Илья Муромец «левой рукой Бурушку поддерживает, а правой рукой дубы с корнем рвет, настилает через болота настилы дубовые. Тридцать верст Илья гати настелил — до сих пор по ней люди добрые ездят».
    Не меньше гиперболических черт используется и при описании противников, с которыми богатырям приходится встречаться на своем пути. Таким образом, создается не столько пугающий облик неприятеля, сколько в очередной раз показывается сила русского богатыря, который смог противостоять ему. Например, образ Соловья-разбойника: «Сидит за рекой Соловей-разбойник на трех дубах, на девяти суках. Мимо тех дубов ни сокол не пролетит, ни зверь не пробежит, ни гад не проползет». Но это не только не останавливает богатыря, но и заставляет его с удвоенной силой приняться за дело, чтобы обезвредить противника.
    Образу богатыря также чужда любая корысть. Он не гонится за деньгами, тем более за теми, которые собраны благодаря человеческим страданиям. В этом тоже отражаются чаяния русского народа, который видит в богатыре не только сказочного спасителя, но и заступника. Поэтому Илья Муромец не берет тех денег, что предлагает ему жена Соловья-разбойника: «Они добыты слезами детскими, они политы кровью русскою, нажиты нуждою крестьянскою».
    Во многих былинах главным героем становится не только богатырь, но и государь — князь Владимир. В разных текстах отношение к нему у богатырей складывается противоречивое. Например, они могут явиться по первому же зову для того, чтобы защитить Русь. С другой стороны, князь Владимир может обидеть богатыря, который таит в себе обиду, но потом, в минуту опасности, обязательно прощает упреки и поступки Владимира. Либо он сразу довольно-таки резко отвечает на любые нелестные высказывания в свой адрес. В былине «Илья-Муромец и Соловей-разбойник» представлен третий вариант отношений. Алеша Попович оскорбляет Илью Муромца, говоря, что тот не мог проехать через Соловья-разбойника. Но Владимир в такой ситуации поступает мудро. Он просит показать того, кого смог одолеть богатырь. В этот момент Соловей-разбойник пошел на хитрость и свистнул очень громко, что нанесло большой урон близ стоящим строениям. Тогда Илья доводит свое дело до конца: он срубает голову разбойнику, чтобы тот больше никому не мог принести вреда. В конце этой былины авторы обращаются еще к одной грани образа богатыря. Князь Владимир отметил для себя поведение Ильи, который не поддался на упреки в свой адрес со стороны Алеши Поповича. Поэтому он выбирает его старшим в дружину. Но Алеша Попович и в этот момент пытается «насолить» Илье Муромцу, говоря о том, что во главе не может стать «деверевенщина лесная неумытая». Но не социальное положение, а деяние богатырей определяют их статус и положение в этом обществе: «Да и не по роду-племени слава идет, а по богатырским делам да подвигам». В этой фразе выражено понимание русским народом того, кто должен стоять на страже и во главе дружины — человек, храбрость и отвага которого проявляется на деле, а не на словах.
    Однако богатыри в произведении не всегда выражают только идеальное представление о жизни. Для них характерны определенные слабости, которые также находят отражения в произведениях. Например, в былине «Илья-Муромец и Соловей-разбойник» это представлено в поведении Алеши Поповича, который с первой встречи враждебно относится к богатырю. Сначала он обвиняет его во лжи, а потом в том, что тот не имеет соответствующего социального положения для того, чтобы возглавлять дружину. Но подобное поведение можно объяснить молодостью героя и в какой-то степени его неопытностью. Однако индивидуальные черты видны и в других образах героев таких произведений. В частности, в былине «На заставе богатырской».
    Первая ошибка богатырей в этом повествовании заключается в том, что они были поставлены для охраны на заставу молодецкую, но в «недобрый час» разбрелись. Такое халатное отношение к своим обязанностям, могло привести к беде, так как в это время в сторону Киева проехал незнакомец, лошадь которого может отставлять след размером с полпечи.
    В былине также появляется Алеша Попович, который получает нелестную характеристику от Ильи Муромца: «Алеша роду поповского, поповские глаза завидущие, руки загребущие. Увидит Алеша на чужанине много серебра да золота, позавидует и погибнет зря». Подобное описание не говорит том, что Алеша плохой богатырь, но в этом эпизоде представлены не только его слабые стороны, но мудрость и рассудительность Ильи Муромца. В этом описании Алеша Попович становится своеобразным контрастным образом по отношению к другому богатырю. И никто не говорит о том, что они оба слабые, просто они наделены различными человеческими пороками и достоинства.
    Но и в образе Добрыни, который в этой былине едет наказать чужанина, проявляются свои слабости. Когда противник к нему начал приближаться, то богатырский конь упал на колени. Добрыня лишился своего основного помощника, поэтому он понял, что не может дать боя неприятелю: «Испугался Добрыня, повернул коня, поскакал обратно на заставу. Приезжает ни жив, ни мертв…». Тогда Илья Муромец решает сам наказать чужанина. В начале произведения говорилось только о следе лошади, который остался недалеко от заставы, и только перед битвой богатырей представлен портрет самого неприятеля. Главной отличительной его чертой становится не в описании внешности, а похвальба своей силой: «Он кидает в небо палицу железную весом в девяносто пудов, на лету ловит палицу одной рукой, вертит ею, словно перышком». Увиденное не пугает Илью Муромца, он только просит своего коня помочь ему отстоять заставу богатырскую. Он въезжает на правое дело и наказывает чужанина не только за своевольное пересечение заставы, но и за похвальбу своей силой, которую тот выставлял напоказ.
    В образе богатырей выразились нравственные представления народа о защитнике. Они могут сразиться с любым неприятелем. Чем страшнее и могущественнее описан противник в былине, тем сильнее кажется сам богатырь, так как смог победить его.
    Появляющийся в произведении гиперболизированные образы отражают скорее не действительность, а чаяния народа о тех, кто может постоять за них и правое дело, которое они считают самым важным в своей жизни. Но при этом в образе каждого богатыря представлены отдельные черточки, говорящие об их характере. Подобное описание не умаляет силу и достоинства богатырей, но приближает образ к реальному человеку. Возможно, это один из приемов, позволяющих верить в то, что богатыри когда-то жили на Руси и могли защитить ее рубежи от любого врага, который хотел не только покорить ее, но и показать свою великую силу.

  5. В русской культуре с давних времен существует огромное количество различных былин, сказаний, легенд о добрых молодцах, которые выделяются среди других людей своей огромной силой. В современном мире таких персонажей назвали бы супергероями. Мы знаем огромное количество зарубежных супергероев, однако о своих былинных традиционно русских героях, к сожалению, мы знаем немного. Хотя многие писатели, художники создавали произведения, основываясь на образах этих персонажей.
    Русский народ знает о трех могучих богатырях: Алеше Поповиче, Добрыне Никитиче, Илье Муромце. Естественно, в былинах и сказаниях образы этих героев преувеличены, но нельзя сказать о том, что эти герои не существовали в реальной жизни. Например, один из трех богатырей, который являлся самым известным богатырем на Руси, был Илья Муромец. В своей жизни он воевал, принял монашество, а после был причислен церковью к лику святых, и даже сейчас мощи Ильи Муромца хранятся в Киево-Печерской лавре. Как нам рассказывали в школе, один из самых известных богатырей был до 30 лет прикован к постели, но после он обрел свою истинную силу и стал великим воином. Он погиб, по мнению исследователей, на поле битвы: копье проткнуло ему сердце.
    Еще одним богатырем является Добрыня Никитич. Он был так называемым воспитателем племянника князя Владимира, а когда Владимир стал князем, Добрыня был при нем регентом. Как рассказывает история, Добрыня Никитич тренировался в боевом искусстве, его множество раз испытывали: ставили против него сотни варяжских воинов, которых он с легкостью побеждал. Также Добрыню Никитича считают одним из основоположников христианства на Руси.

  6. 1. Идеальные представления народа.
    2. Гиперболическое описание.
    3. Богатырские слабости.
    Признавшись в своей слабости, человек становится сильным.
    О. де Бальзак
    В былинах перед нами раскрывает особый мир подвигов, сказочных превращений и противников, которые постоянно пытаются завоевать Русь. Но им в таком стремлении непременно противостоит главное действующее лицо многих былин богатырь, единственный, кто может победить неприятеля в любой схватке. Поэтому он всячески прославляется и восхваляется на страницах произведений. С помощью таких образов авторы показывают не только отвагу русского человека, но и величие всего государства. Они становятся словно визитной карточкой, в которой отражен «идеал социальной справедливости». Богатыри показывают идеальные представления народа о мужественном и преданном служении народу и родине. Возможно, поэтому вражеской силе они противостоят, как правило, в одиночку. Однако каждый их них имеет свои особенности, которые показывают одну из сторон их образа. Среди них такие, как самый сильный русский богатырь Илья Муромец, добрый и храбрый Добрыня Никитич, хитрый и смекалистый Алеша Попович. Но, несмотря на такое разнообразие, все эти качества являются обобщенной характеристикой, созданной русским народом, который в своих произведениях хотел показать противостояние любой силе, стремящейся его покорить.
    При создании образа богатыря в произведении используется как идеализация, так и гиперболизация. Подобное описание касается не только главных героев, но и тех, кто им помогает, например верный конь. Таковым является Бурушка-косма-тушка Ильи Муромца в былине «Илья-Муромец и Соловей-разбойник»: он «с горы на гору перескакивает, реки-озера перепрыгивает, холмы перелетает».
    Но богатыри не только сражаются с темными вражескими силами. Они делают много полезных дел для блага самого народа. В Своем стремлении они могут не только улучшать жизнь нуждающихся, но быть в какой-то степени сильнее самих животных. Илья Муромец «левой рукой Бурушку поддерживает, а правой рукой дубы с корнем рвет, настилает через болота настилы дубовые. Тридцать верст Илья гати настелил — до сих пор по ней люди добрые ездят».
    Не меньше гиперболических черт используется и при описании противников, с которыми богатырям приходится встречаться на своем пути. Таким образом, создается не столько пугающий облик неприятеля, сколько в очередной раз показывается сила русского богатыря, который смог противостоять ему. Например, образ Соловья-разбойника: «Сидит за рекой Соловей-разбойник на трех дубах, на девяти суках. Мимо тех дубов ни сокол не пролетит, ни зверь не пробежит, ни гад не проползет». Но это не только не останавливает богатыря, но и заставляет его с удвоенной силой приняться за дело, чтобы обезвредить противника.
    Образу богатыря также чужда любая корысть. Он не гонится за деньгами, тем более за теми, которые собраны благодаря человеческим страданиям. В этом тоже отражаются чаяния русского народа, который видит в богатыре не только сказочного спасителя, но и заступника. Поэтому Илья Муромец не берет тех денег, что предлагает ему жена Соловья-разбойника: «Они добыты слезами детскими, они политы кровью русскою, нажиты нуждою крестьянскою».
    Во многих былинах главным героем становится не только богатырь, но и государь — князь Владимир. В разных текстах отношение к нему у богатырей
    складывается противоречивое. Например, они могут явиться по первому же зову для того, чтобы защитить Русь. С другой стороны, князь Владимир может обидеть богатыря, который таит в себе обиду, но потом, в минуту опасности, обязательно прощает упреки и поступки Владимира. Либо он сразу довольно-таки резко отвечает на любые нелестные высказывания в свой адрес. В былине «Илья-Муромец и Соловей-разбойник» представлен третий вариант отношений. Алеша Попович оскорбляет Илью Муромца, говоря, что тот не мог проехать через Соловья-разбойника. Но Владимир в такой ситуации поступает мудро. Он просит показать того, кого смог одолеть богатырь. В этот момент Соловей-разбойник пошел на хитрость и свистнул очень громко, что нанесло большой урон близ стоящим строениям. Тогда Илья доводит свое дело до конца: он срубает голову разбойнику, чтобы тот больше никому не мог принести вреда.
    В конце этой былины авторы обращаются еще к одной грани образа богатыря. Князь Владимир отметил для себя поведение Ильи, который не поддался на упреки в свой адрес со стороны Алеши Поповича. Поэтому он выбирает его старшим в дружину. Но Алеша Попович и в этот момент пытается «насолить» Илье Муромцу, говоря о том, что во главе не может стать «деверевенщина лесная неумытая». Но не социальное положение, а деяние богатырей определяют их статус и положение в этом обществе: «Да и не по роду-племени слава идет, а по богатырским делам да подвигам». В этой фразе выражено понимание русским народом того, кто должен стоять на страже и во главе дружины — человек, храбрость и отвага которого проявляется на деле, а не на словах.
    Однако богатыри в произведении не всегда выражают только идеальное представление о жизни. Для них характерны определенные слабости, которые также находят отражения в произведениях. Например, в былине «Илья-Муромец и Соловей-разбойник» это представлено в поведении Алеши Поповича, который с первой встречи враждебно относится к богатырю. Сначала он обвиняет его во лжи, а потом в том, что тот не имеет соответствующего социального положения для того, чтобы возглавлять дружину. Но подобное поведение можно объяснить молодостью героя и в какой-то степени его неопытностью. Однако индивидуальные черты видны и в других образах героев таких произведений. В частности, в былине «На заставе богатырской».
    Первая ошибка богатырей в этом повествовании заключается в том, что они были поставлены для охраны на заставу молодецкую, но в «недобрый час» разбрелись. Такое халатное отношение к своим обязанностям, могло привести к беде, так как в это время в сторону Киева проехал незнакомец, лошадь которого может отставлять след размером с полпечи.
    В былине также появляется Алеша Попович, который получает нелестную характеристику от Ильи Муромца: «Алеша роду поповского, поповские глаза завидущие, руки загребущие. Увидит Алеша на чужанине много серебра да золота, позавидует и погибнет зря». Подобное описание не говорит том, что Алеша плохой богатырь, но в этом эпизо — ^ де представлены не только его слабые стороны, но мудрость и рассудительность Ильи Муромца. В этом описании Алеша Попович становится своеобразным контрастным образом по отношению к другому богатырю. И никто не говорит о том’, что они оба слабые, просто они наделены различными человеческими пороками и достоинства.
    Но и в образе Добрыни, который в этой былине едет наказать чужанина, проявляются свои слабости. Когда противник к нему начал приближаться, то богатырский конь упал на колени. Добрыня лишился своего основного помощника, поэтому он понял, что не может дать боя неприятелю: «Испугался Добрыня, повернул коня, поскакал обратно на заставу. Приезжает ни жив, ни мертв…». Тогда Илья Муромец решает сам наказать чужанина. В начале произведения говорилось только о следе лошади, который остался недалеко от заставы, и только перед битвой богатырей представлен портрет самого неприятеля. Главной отличительной его чертой становится не в описании внешности, а похвальба своей силой: «Он кидает в небо палицу железную весом в девяносто пудов, на лету ловит палицу одной рукой, вертит ею, словно перышком». Увиденное не пугает Илью Муромца, он только просит своего коня помочь ему отстоять заставу богатырскую. Он выезжает на правое дело и наказывает чужанина не только за своевольное пересечение заставы, но и за похвальбу своей силой, которую тот выставлял напоказ.
    В образе богатырей выразились нравственные представления народа о защитнике. Они могут сразиться с любым неприятелем. Чем страшнее и могущественнее описан противник в былине, тем сильнее кажется сам богатырь, так как смог победить его.
    Появляющийся в произведении гиперболизированные образы отражают скорее не действительность, а чаяния народа о тех, кто может постоять за них и правое дело, которое они считают самым важным в своей жизни. Но при этом в образе каждого богатыря представлены отдельные черточки, говорящие об их характере. Подобное описание не умаляет силу и достоинства богатырей, но приближает образ к реальному человеку. Возможно, это один из приемов, позволяющих верить в то, что богатыри когда-то жили на Руси и могли защитить ее рубежи от любого врага, который хотел не только покорить ее, но и показать свою великую силу.

  7. Илья Муромец легендарный русский богатырь и один из центральных персонажей древнерусских былин, был широко известен как у себя на Родине, так и далеко за её пределами, как например, в древнегерманских поэмах 13 века существует упоминание о русском доблестном витязе Илье Русском.
    Русский богатырь, защитник русских земель, храбрый и могучий воин Илья Муромец это не мифический былинный персонаж, а реально существовавший человек, живший приблизительно в 12 веке на Руси и похороненный в пещерах Киево-Печерской Лавры. Он был канонизирован русской православной церковью в середине 17 столетия, день его памяти почитается православными христианами 1 января (19 декабря).
    Кстати, он является небесным защитником Ракетных войск стратегического назначения Российской Федерации, так что российские воины особо чтут его и в трудное время просят о помощи и заступничестве.

    Образ богатыря – рождение, призвание былинного героя

    (В. Васнецов “Богатырский скок” 1914г)
    Родился будущий защитник русской земли в 1143 году у крестьян Ивана и Ефросиньи Тимофеевых в селе Карачарово вблизи Мурома во Владимирской области. В исторических летописях тех лет его имя не обнаружено, однако это может быть связано с тем, что русские города и селения часто подвергались набегам татар и половцев, и исторические документы были просто уничтожены в пожарах и грабежах.
    В 80-х годах ХХ века ученые-антропологи исследовавшие останки св. Ильи Муромца, сохранившиеся до наших дней в Лавре, установили, что это был крупный, высокий (рост 177 см) мужчина, могучего телосложения. Умер он в возрасте около 45-55 лет от многочисленных ран, и переломов, полученных вследствие ударов мечом, копьем и саблей, что подтверждает его былинные ратные подвиги.
    Еще учеными было уставлено, что этот мужчина в раннем возрасте страдал параличом нижних конечностей и не мог ходить. Как написано в былинах «тридцать лет и три года сидел Илия и не имел в ногах хождения», исцелен он был чудесным образом перехожими каликами, которые попросили его водицы испить. Тогда Илья и почувствовал в ногах силу небывалую, смог встать и дать странникам воды. Так он был исцелен и получил благословение на подвиги во славу Отечества, к которым он немедля и приступил, посвятив всю свою дальнейшую жизнь служению русскому народу и его защите.
    Годы, которые он провел, практически заточенный в четырех стенах, закалили его характер, который по утверждению былинных сказителей отличался великим терпением, кротостью и удивительной силой духа.

    Славные подвиги русского богатыря

  8. Трудно  не согласиться со словами В. Г. Белинского, который утверждал: «Русская народная поэзия кипит богатырями… эта отвага, это удальство и молодечество являются в таких широких размерах, в такой несокрушимой исполинской силе, что перед ними невольно преклоняешься». В образах богатырей народные поэты воплотили идеальное представление о несокрушимой мощи русского народа, которое развилось в длительной героической борьбе против многочисленных набегов древних кочевников и в особенности нашествия монголо-татар.
    Первое место среди богатырей по популярности занимает Илья Муромец. Ему посвящен целый цикл былин, среди которых можно назвать такие: «Илья Муромец и Калин-царь», «Илья Муромец и Идолище», «Илья Муромец и Святогор», «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Илья Муромец самый сильный и мощный из всех русских богатырей. Единственный смысл его жизни — служение народу, защита отчизны. Именно в патриотизме, а не в силе и мощи, заключается подлинное величие богатыря. Так, например, в былине «Илья Муромец и Соловей-разбойник» богатырь вступает в единоборство с получеловеком-получудовищем Соловьем-разбойником:Да берет-то он свой тугой лукразрывчатый,Во свои берет во белы он во ручушки.Он тетивочку шелковеньку натягивал,А он стрелочку каленую накладывал.То он стрелам в того Соловья-разбойника,Ему выбил право око со косицею.Разбойничество являлось серьезным злом в социальной жизни Древней Руси, нанося немалый ущерб народу. Выступив против разбойничества, освободив свой народ от страшного Соловья-разбойника, Илья Муромец совершает выдающийся богатырский подвиг.В былине «Вольга и Микула Селянинович» противопоставляются два образа богатырей. С одной стороны, княжеский сын Вольга, в образе которого подчеркиваются образованность, различные знания:Учился Вольга всяким премудростям: Серым волком рыскать во темных лесах. Щукою-рыбою да нырять во синих морях.С другой стороны, образ Микулы Ссляниновича, богатыря-пахаря, могучая сила которого направлена на созидательный труд. Причем подчеркивается превосходство крестьянского труда над премудростями книжными. Микула Селянинович оказывается намного сильнее не только самого Вольги, но и всей его дружины. Одной рукой богатырь выдергивает неподъемную для дружинников сошку из земли и закидывает ее за ракитов куст. Вольга признает свое поражение и тем самым показывает восхищение и преклонение перед нелегким крестьянским трудом:Да много я по свету езживал, А такого чуда я не видывал. Рыбою-щукою ходил я во синих морях, Серым волком рыскал я во темных лесах. Не научился я этой премудрости: Орать-пахать да и крестьянствовать.Объединяют богатырей Илью Муромца, Вольгу Святославьевича и Микулу Селяниновича выдающаяся физическая сила, смелость, отвага. Но вместе с тем необходимо отметить, что проявление грубой физической силы, высокомерия, самолюбование и хвастовство в былинах осуждаются. Вспомним, как насмешливо Микула Селянинович сначала отвечает на приглашение Вольги присоединиться к его дружине, а затем доказывает физическую несостоятельность дружинников:Не срамись, удалый добрый молодец, У тебя есть дружинушка хоробрая, А не мало не много — три десяточка. Физическая мощь богатырей в былинах прославляется лишь в служении своему народу, в защите отчизны и в труде.

  9. «Былины — жанр монументальной народной поэмы, сюжеты их отличаются масштабностью, величавостью изложения» — эти слова принадлежат В. Путилову. Величавые, смелые, сильные, могучие — такими нам представляются герои этих произведений — богатыри. Они являются главными, центральными героями всех былин и только им под силу спасти всю землю русскую от врагов, избавить народ от страхов. В русском народном эпосе существует три главных богатыря — Илья Муромец, Алеша Попович и Добрыня Никитич. У всех богатырей имеются общие черты сильного, справедливого, рослого человека. В. Путилов пишет: «Богатырство воплощает понятие народа о его собственных силах и возможностях». Действительно, ведь только Илья Муромец в одиночку смог справиться с силой черною под Черниговом.
    Вся жизнь каждого из богатырей, прежде всего, посвящена своей Родине. Все мысли их заняты лишь тем, как помочь Руси-матушке, государю-батюшке и народу русскому. В образе богатыря русский народ собирал все положительные качества, такие как сила,…
    доброта, патриотизм, вера в Бога. Существуют, конечно, в богатырском характере и отрицательные стороны: строптивость, нежелание подчиняться общепринятым правилам. Но, тем не менее, это можно объяснить, ведь «мы имеем дело с бытом и нравами далекой древности, с «языческими» нормами отношения». Но для народа, богатырь всегда остается идеалом поведения, с них берут пример маленькие дети, им отдают почет пожилые люди.
    Богатыри всегда уверенны в своих поступках, это придает им решимости отстаивать свою позицию. К примеру, Алеша Попович, как только услышал о Тугарине Змеевиче, тут же надевает платье калеки прохожего. И в нем ни на минуту не возникает вопрос «Прав ли я?». Ведь только ему, Алеше Поповичу, богатырю русскому удалось победить Тугарина Змеевича.
    Образы героев-богатырей олицетворяют мужество, силу и справедливость всего русского народа. Возможно, таких героев и не существовало в истории государства, а сказители, создавая образы богатырей, вкладывали народные представления о правильном русском человеке.

  10. ОБРАЗЫ БОГАТЫРЕЙ В РУССКИХ БЫЛИНАХ. В былинах воспеваются богатыри, в образах которых воплотились лучшие качества народа и его героические подвиги. Наделенные чувством собственного достоинства, любовью к родной земле, бога­тыри отстаивают честь своей родины.
    В каждой былине им приходится решать главный вопрос, совер­шать главный поступок, от которого зависит судьба города или даже всего государства.
    Русские былины насчитывают десятки богатырей: это и Илья Муромец, и Добрыня Никитич, и Алеша Попович, и Василий Бус­лаев, и Садко-купец, и Михайло Данилович. Богатыри отличаются происхождением, нравом, поведением, но все они выражают народ­ные представления о том, каким должен быть человек.
    Герои былин — могучие богатыри — воплощают в себе лучшие качества народа: любовь к родной земле, беззаветное мужество и стойкость. Самые известные среди них — Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. Могучей силой, бесстрашием, отвагой и самоотверженной преданностью родине отличается старший бога­тырь — крестьянский сын Илья Муромец. Мудрость, благородство помыслов и поступков, дальновидность и предусмотрительность ха­рактерны для Добрыни Никитича. Самый младший богатырь — Але­ша Попович, смелый, хитрый и хвастливый, но в бою не уступает своим старшим собратьям.
    Для былин характерны гиперболы — преувеличения, помогаю­щие ярче показать героев и их подвиги.
    Сила богатырей многократно преувеличивается: Илья Муромец легко, как лебединое перышко, поднимает палицу, которая весит 90 пудов (это около 1440 кг), одним взмахом руки он валит на землю полчища врагов.
    Богатыри едят и пьют, как существа необыкновенные, они бьют- ся-рубятся с врагами «не пиваючи, не едаючи», подбрасывают тя­желые палицы в поднебесье, «скоки»их богатырских коней «по пят­надцать верст».
    Микула Селянинович, крестьянин-богатырь, одной рукой легко выдергивает из земли сошку, которую не могла сдвинуть с места вся дружина князя Вольги.
    Добрыня Никитич играет на гуслях в Киеве, и песня его слыш­на в Царьграде. Богатырский конь Ильи скачет «выше дерева сто­ячего, чуть пониже облака ходячего». Богатыри в боях сталкивают­ся с несметными полчищами врагов, которые «серому волку в три дня не обскакать», «черному ворону в день не облететь». Конечно, такого не может быть.
    На протяжении столетий в Киево-Печерской лавре выставляли мощи Ильи Муромца; разбросанные в ростовских лесах курганы выдавали за могилы врагов, побитых Алешей Поповичем. Самым невероятным былинным эпизодам исполнители былин давали очень простое объяснение: «В старину люди были вовсе не такие, как те­перь, — богатыри».

  11. Храним в сердцах и помним подвиги героев и богатырей былин.
    Автор – Капакли Дима
    Московский район, школа № 509, 4Б класс
    Руководитель – Фатыхова Елена Владимировна
    Тел. 8-921-658-38-02
    Однажды мама уехала в магазин, а я остался дома один. Через час мама позвонила мне и сказала: «Дима, спустись и помоги мне с сумками». Я спустился, взял сумки и понес, а мама сказала:  «Спасибо, сынок, богатырь у меня растет, помощник!»
    А я подумал: «Какое это приятное слово – «богатырь»! И сразу себе представил, что богатырь – это сильный и добрый такой человек, который не будет зря убивать, а только если убедился, что перед ним точно враг. А еще он должен любить и защищать детей, женщин и пожилых людей. В слове «богатырь» есть два других слова – Бог и богатый. Наверное, раньше богатым считался человек, у которого много хороших качеств, он этим и богат. А еще это, наверное, значит, что богатый – это тот, у кого Бог в душе. Однажды, когда мы с мамой путешествовали в Карелию, я увидел надпись на церкви: «Бог есть любовь». Значит, получается, что «богатырь» – это тот человек, у которого в душе любовь?
    Самый известный и любимый в России богатырь – «старый казак» Илья Муромец. В былинах его часто так называют. Почему? Есть две версии: первая говорит о его старшинстве среди других богатырей, что он мудрый и справедливый, а вторая – что он был стар, потому что служить начал в тридцать лет и три года. И первым его подвигом был подвиг милосердия. Он не мог ходить и лежал на печи, когда мимо шли калики – слепые старцы, которые пели былины и духовные стихи. Они попросили у него милостыню (правда есть и другая версия – что они попросили воды). Илья ответил, что не может встать, но старцы продолжали просить. И он все-таки встал, открыл дверь и напоил стариков. А те сказали: «Испей и ты глоток» Он испил и почувствовал в себе силу богатырскую. Получается, что исцелением Илью наградили за доброе сердце и желание помочь. А в одном былинном тексте сказано так:  «За терпение твое и веру исцелил тебя Господь, — сказал странник. — Будешь ты защитником Руси святой, веры нашей православной. И смерть тебя в бою не настигнет.»
    И дальше Илья Муромец в боях за землю русскую проявлял смелость и отвагу -освободил Чернигов от врагов, избавил княжество от Соловья-разбойника, уничтожил татарского воина Идолища, побил Калина царя. Интересно, что когда Калин царь напал на Русь матушку, Илья Муромец был в ссоре с князем Владимиром. Но князь попросил его о помощи, чтобы защитил он Родину, и Илья сразу простил Владимира и пошел на Калина царя. Перед такими большими битвами Илья Муромец говорил о себе так: «Я – защитник сирот и вдов, защитник земли русской!»
    Но есть самое удивительное, чем отличается наш богатырь от героев сказаний других стран! Последний подвиг Ильи был такой: проехав по «последней из трех дорог», он нашел клад, несметные сокровища, но не взял их себе! По одной версии
    Построил он церковь соборную
    Тут Илья и окаменел
    И поныне его мощи нетленные.
    По другой версии «нагрузил Илья Бурушку дорогой казной и повёз её в Киев-град. Там построил три церкви каменные, чтобы было где от врагов спасаться, от огня отсидеться. Остальное серебро-золото, жемчуг роздал он вдовам, сиротам, не оставил себе ни полушечки».
    Всю свою жизнь провел Илья, сражаясь за отечество. А в конце жизни, устав от ратных подвигов, стал монахом, чтобы молиться за Русь до конца своих дней.
    Его мощи до сих пор лежат в Киево-Печерской Лавре. Мама мне сказала, что нетленные мощи – это чудо, которое происходит со святыми, потому что душа их полна любви. Значит, не случайно такое чудо произошло с Ильей Муромцем – ведь он БОГАТЫРЬ! Он наш, русский богатырь! Может быть я, когда вырасту, стану похожим на него?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *