Сочинение на тему образ русского солдата

12 вариантов

  1. Поэма А. Т. Твардовского «Василий Тёркин» является одним из лучших произведений в творчестве автора. Она не только художественно отображает исторически важные моменты, но и повествует об обычной жизни русских солдат. Поэма издавалась частями в годы Великой Отечественной войны и имела огромный успех и защитников отечества. Особенно полюбился читателям образ главного героя – Василия Тёркина.
    Несмотря на то, что это вымышленный образ, он был изображен настолько реалистично, что люди воспринимали его, как живущего рядом с ними человека. Ведущую роль в этом сыграли, конечно же, фольклорные мотивы, использованные в поэме.
    Образ Василия Тёркина – это собирательный образ неунывающего весельчака, балагура и просто смелого солдата. В нем воплощены характерные черты русского национального характера. При этом автор подчеркивает его «обыкновенность». Это обычный русский солдат из смоленского села, который встречался, чуть ли не в каждой роте, только под разными именами. Такие как он не только отчаянно сражались за родину, но и поддерживали товарищей в трудную минуту, поднимали им боевой дух.
    Отважность героя, его находчивость и умение приспособиться к любой даже самой трудной ситуации проявляются на протяжении всей поэмы. Если сначала он кажется каким-то несерьезным, беззаботным весельчаком, которому только песни петь, то в следующих главах раскрывается его настоящий характер. На самом деле, он просто считает, что с шуткой и воевать легче.
    Он не раз совершает подвиг, на который другие не решаются. Так, например, по ледяной воде он переправляется на другой берег, чтобы доложить командиру о ситуации. Затем из «погребушки» убивает немецкого офицера, в рукопашном бою побеждает другого немца. Когда над ним и его товарищами кружит вражеский самолет, он единственный решается выстрелить в него из винтовки. Смелое поведение героя не остается незамеченным. Его награждает орденом сам генерал. А со временем обычный солдат становится офицером.
    Задача автора – показать, что такие как Тёркин нужны в каждом полку. Ведь дело не только в военных сражениях и подвигах, а в настоящем русском характере, который может перенести любые невзгоды и победить в любой схватке. По этой причине образ Василия Тёркина укоренился в русской литературе и стал воплощением национального характера.
    Я надеюсь я помоглаO

  2. Образ Василия Теркина полюбился читателям сразу. Твардовский писал свою поэму, будучи фронтовым корреспондентом и пройдя всю Великую Отечественную войну с 1941 по 1945 годы. Несколько раз автор пытался завершить работу над своим произведением, но восторженные письма с фронта заставляли его продолжать. Чем же так полюбился заглавный герой фронтовикам?
    Во-первых, Василий Теркин – настоящий русский солдат. Его образ стал любимым потому, что каждый мог узнать в нем знакомые черты современников. В Теркине нет казенной лжи, дешевого, наигранного патриотизма. Его отличала простота, которая вовсе не мешала герою в часы переправы, и под бомбежкой, и в рукопашной схватке, оказываться настоящим героем.
    Образ Теркина берет свое начало в русском фольклоре. Он и богатырь, который выказывал свою недюжинную силу духа и волю к победе. Он и тот самый Иванушка, который только прикидывался простаком, а на самом деле был храбрым и мудрым, любил людей и не терял чувства юмора даже в самых сложных ситуациях. Так и Теркин, балагур и весельчак, всегда находил острое словцо для того, чтобы поддержать себя и своих товарищей. С юмором относится он и к тяготам жизни, и даже к смерти. Достаточно вспомнить эпизод, когда Смерть пришла за раненым солдатом. Василий не просто не боится ее – он начинает торговаться со смертью и просит ее дать ему возможность ожить лишь на несколько часов, чтобы в день победы «погулять среди живых». Поняв, что Смерть предлагает ему невыгодные условия, солдат прогоняет ее:
    Прогоните эту бабу,
    Я солдат еще живой.
    На фольклорную традицию в образе русского солдата указывает и глава «Дед и баба». Теркин показывает себя здесь мастером на все руки: он и часы может починить, и сало пожарить. Эпизод приготовления еды относит нас к фольклорному образу ловкого и смекалистого солдата, готовившего кашу из топора.
    И хотя чаще всего солдат высказывается шутливо и иронично, потому что патетическая интонация не для него, иногда в его словах прорывается настоящая боль, глубокая любовь к родине:
    Я загнул такого крюку,
    Я прошел такую даль,
    И видал такую муку.
    И такую знал печаль!…
    Мать-земля моя родная,
    Ради радостного дня
    Ты прости, за что – не знаю,
    Только ты прости меня!
    А в самые ответственные минуты жизни Теркина Твардовский позволяет себе открыто прославить мужество тех, кто сражался против фашистов:
    Кто одной боится смерти –
    Кто плевал на сто смертей.
    Пусть ты черт. Да наши черти
    Всех чертей
    В сто раз чертей.
    Теркин – образ, обладающий всеми лучшими чертами солдата и человека: его ведут любовь к Родине, смелость, готовность к подвигу, чувство собственного достоинства. Он ловок, удачлив, мастер на все руки, гармонист, умеет вовремя пошутить, поднять дух бойцов. Василий Теркин не один. С ним рядом воюют, ему помогают и поддерживают другие солдаты: повар, который «ложку лишнюю кладет», те, что дали ему «валенки с ноги», танкисты, доставившие его в санбат; шофер, подвозивший Теркина на передовую, два бойца похоронной команды, которые в мороз сняли с себя шинели, чтобы сделать носилки и донести раненого бойца.
    Почему Твардовский называет своего героя «труженик-солдат»? Да потому, что война, по мнению автора, – это тяжелая, но необходимая для всего народа работа. Каждый отдельный солдат – простой человек, которому может быть страшно и больно.
    Слово «солдат» теряет в поэме значение «рядовой»: солдат – это боец, воин, защитник Отечества, а значит, генерал – тоже солдат, сражающийся за освобождение Отчизны. Но Твардовский делает главным героем поэмы не генерала, а именно солдата. Таким образом, он выделяет героизм русского народа, его вклад в дело общей победы. Именно солдат отвечает за все на войне: он – тот, кто войну выигрывает.
    Имя главного героя стало нарицательным. Сам Твардовский иронизирует в поэме и говорит, что каждой роте надо бы выделить по своему Теркину. Эта шутка автора, на самом деле, точно отражает действительность. Ведь в страшные минуты жизни, на войне, когда вокруг смерть и пули, человеку так необходимо доброе слово, надежда на лучшие дни. А именно помогать окружающим своим жизнелюбием и сильнейшей верой в победу был призван герой Твардовского.
    Образ Василия Теркина словно укореняется в русской истории, приобретает обобщающее значение, становится воплощением русского национального характера:
    В бой, вперед, в огонь кромешный
    Он идет, святой и грешный,
    Русский чудо-человек…

  3. Поэма А. Т. Твардовского «Василий Тёркин» является одним из лучших произведений в творчестве автора. Она не только художественно отображает исторически важные моменты, но и повествует об обычной жизни русских солдат. Поэма издавалась частями в годы Великой Отечественной войны и имела огромный успех и защитников отечества. Особенно полюбился читателям образ главного героя – Василия Тёркина.
    Несмотря на то, что это вымышленный образ, он был изображен настолько реалистично, что люди воспринимали его, как живущего рядом с ними человека. Ведущую роль в этом сыграли, конечно же, фольклорные мотивы, использованные в поэме.
    Образ Василия Тёркина – это собирательный образ неунывающего весельчака, балагура и просто смелого солдата. В нем воплощены характерные черты русского национального характера. При этом автор подчеркивает его «обыкновенность». Это обычный русский солдат из смоленского села, который встречался, чуть ли не в каждой роте, только под разными именами. Такие как он не только отчаянно сражались за родину, но и поддерживали товарищей в трудную минуту, поднимали им боевой дух.
    Отважность героя, его находчивость и умение приспособиться к любой даже самой трудной ситуации проявляются на протяжении всей поэмы. Если сначала он кажется каким-то несерьезным, беззаботным весельчаком, которому только песни петь, то в следующих главах раскрывается его настоящий характер. На самом деле, он просто считает, что с шуткой и воевать легче.
    Он не раз совершает подвиг, на который другие не решаются. Так, например, по ледяной воде он переправляется на другой берег, чтобы доложить командиру о ситуации. Затем из «погребушки» убивает немецкого офицера, в рукопашном бою побеждает другого немца. Когда над ним и его товарищами кружит вражеский самолет, он единственный решается выстрелить в него из винтовки. Смелое поведение героя не остается незамеченным. Его награждает орденом сам генерал. А со временем обычный солдат становится офицером.
    Задача автора – показать, что такие как Тёркин нужны в каждом полку. Ведь дело не только в военных сражениях и подвигах, а в настоящем русском характере, который может перенести любые невзгоды и победить в любой схватке. По этой причине образ Василия Тёркина укоренился в русской литературе и стал воплощением национального характера.
    Я надеюсь я помоглаO

  4. Поэма А.Т. Твардовского «Василий Теркин» — народная, вернее, солдатская поэма. Ее главная идея заключается в показе борьбы людей ради мира, ради жизни. Она представляет собой целую энциклопедию жизни бойца. Да и по словам самого писателя, «эта книга про бойца, без начала и конца».
    Главный герой — воплощенный в образе Василия Теркина народ на войне в самых разнообразных ситуациях и эпизодах. Твардовский смог создать типичный образ русского солдата, с его плюсами и минусами. Перед нами предстает человек, который любит свою Родину и не жалеет своей крови ради нее, который может найти выход из трудного положения и шуткой скрасить фронтовые трудности, который любил поиграть на гармони и послушать музыку на привале. Теркин — весельчак, он за словом в карман не полезет.
    На мой взгляд, главная черта его характера — любовь к родной стране. Герой постоянно вспоминает о родных местах, которые так милы и дороги его сердцу. Не может не привлекать в Теркине также и милосердие, величие души: на войне он оказывается не из-за воинского инстинкта, а «ради жизни на земле»; поверженный враг вызывает в нем только чувство жалости (обращение Теркина к немцу). Он скромен, хотя и может иногда прихвастнуть, говоря друзьям, что ему не нужен орден, он «согласен на медаль».
    Но больше всего меня привлекает в этом человеке его жизнелюбие, житейская смекалка, насмешка над врагом и над любыми трудностями.
    Только посмотрите, как Теркин живет и радуется жизни на фронте, где каждый день грозит стать последним, где никто «не заколдован от осколка-дурака, от любой дурацкой пули»:
    Ведь он в кухне — с места,
    С места — в бой,
    Курит, ест и пьет со смаком
    На позиции любой…
    А вот мы уже видим героя, когда тот переплывает ледяную реку, тащит, надрываясь, «языка». Но надо остановиться, «а мороз — ни стать, ни сесть». И тут Теркин не унывает, он начинает играть на гармони:
    И от той гармошки старой,
    Что осталась сиротой,
    Как-то вдруг теплее стало
    На дороге фронтовой.
    Я думаю, можно сказать, что Теркин — душа солдатской компании. Ведь неслучайно с огромным интересом товарищи слушают его то шутливые, а то и серьезные рассказы. А вспомним, как промокшая рота лежала в болотах и солдаты мечтали уже «хоть бы смерть, да на сухом». Они не могли даже закурить: размокли спички. И вот уже всем солдатам кажется, что «хуже нет беды». Но Теркин как всегда не отчаивается, усмехается и начинает длинное рассуждение о том, что пока солдат чувствует локоть товарища, он силен. И, лежа в мокром болоте, он смог развеселить друзей, они засмеялись. На мой взгляд, это необычайный талант подбодрить людей в трудных жизненных ситуациях. И этим талантом обладал Теркин.
    А как интересно обращение героя к Смерти в главе «Смерть и воин», когда тот, раненный, лежит и замерзает, а ему чудится, что пришла к нему Косая:
    Буду плакать, выть от боли,
    Гибнуть в поле без следа,
    Но тебе по доброй воле
    Я не сдамся никогда.
    И Теркин не покоряется судьбе, он побеждает Смерть.
    А.Т. Твардовский в своем произведении показал жизненную силу человека, силу народного характера, а также привел читателя к осознанию нравственного величия русского труженика-солдата.

  5. Прошло уж более полувека со времени окончания Великой Отечественной войны, а память вновь и вновь возвращает нас к тем героическим и трагическим дням. Отмечая год назад пятидесятилетие Великой Победы, наша страна чествовала своих ветеранов, которых, к сожалению, с каждым годом остается все меньше и меньше. Величественные и скромные памятники их погибшим товарищам разбросаны по всей нашей необъятной земле. Завершено строительство мемориала на Поклонной горе. «Поклонимся великим тем годам», — как бы призывает колокольный звон, встречающий всякого, кто приходит сюда. Мы вглядываемся в лица фронтовиков и стараемся представить, какими они были тогда, в те «сороковые, роковые…».
    Вспоминаются страницы прочитанных о войне книг, рассказывающих великую правду о ратном подвиге наших предков, который они совершили «не ради славы — ради жизни на земле».
    * Да, сделали все, что могли, мы,
    * Кто мог, сколько мог и как мог.
    * И были мы солнцем палимы,
    * И шли мы по сотням дорог.
    * Да, каждый был ранен, контужен,
    * А каждый четвертый — убит.
    * И лично отечеству нужен,
    * И лично не будет забыт.
    * Борис Слуцкий
    В трилогии Константина Симонова («Живые и мертвые», «Солдатами не рождаются», «Последнее лето») последовательно освещаются основные этапы Великой Отечественной войны, в ней повествуется о том, как вчерашние мальчишки становились солдатами, осознавали свою личную ответственность за судьбу родины. Вот перед нами образ Синцова. До войны он — штатский, журналист, человек сугубо мирной профессии. Война вовлекает его в свой бурный и стремительный водоворот. И мирный, на первых порах беспомощный в военном деле человек превращается в воина, солдата. Миллионы людей, которые не родились солдатами и не были профессиональными военными, взялись за оружие, чтобы отстоять отчизну. Синцов — один из миллионов.
    В другом герое трилогии, Серпилине, К. Симонов запечатлел черты воина и полководца. Запоминаются его честность и бесстрашие, справедливость и требовательность, гуманизм и принципиальность. Не случайно Серпилин играет главную роль в оценке событий. Характер Сериилина дан в развитии. Герой прошел множество тяжких испытаний до войны и во время войны. Жизнь его была порой столь драматичной, что требовались незаурядные душевные силы, чтобы все вынести, не дрогнуть, выстоять и победить. Не раз он жестоко расплачивался за свою прямоту, готовность отстаивать справедливость. И всегда, при любых обстоятельствах, он оставался человеком и проявлял благородство и честность. Генерала Серпилина отличает то, что он всегда думает о людях. Он стремится беречь солдат, не подвергать их бессмысленной опасности. Вот почему Серпилин возмущается действиями командира полка Барабанова, который под Новый год в пьяной удали, не взвесив свои силы, приказал без подготовки наступать, отбить у немцев высоту, и в результате полк понес неоправданные потери.
    Жизнь генерала Серпилина трагически обрывается: он погибает от осколочного ранения в мае 1944 года, в период наступления наших войск, так и не увидев победы. Его гибелью писатель подчеркивает, «какой ценой завоевано счастье», какими героическими усилиями досталась нам победа.
    По определению писателя Юрия Бондарева, героизм — это преодоление самого себя. Своих героев Бондарев ставит в самые тяжелые, самые трагические обстоятельства. «Все горело, рвалось, трещало»… «горячим казался даже снег» — в таких ситуациях действуют персонажи повестей «Батальоны просят огня» и «Горячий снег». И здесь, среди крови и смерти, человек просто и незаметно делает обычное и святое дело — защищает Родину. Капитан Борис Ермаков сбежал из госпиталя, не желая отрываться от своей части. Приказ о наступлении — радость для Бориса. С воспаленными от бессонницы глазами, в прожженной, пропахшей порохом гимнастерке он ведет бой в тылу противника, понимая, что поддержки не будет и что батальон обречен на гибель. Но и перед лицом смерти Ермаков не изменяет чувству долга, не падает духом, а вершит свой незаметный подвиг, даже не сознавая этого. О таких, как Серпилин и Ермаков, писал поэт-фронтовик Григорий Поженян:
    А почестей мы не просили, не ждали наград за дела, Нам общая слава России солдатской наградой была. Перед моим мысленным взором проходят и другие литературные герои-фронтовики: Андрей Соколов из «Судьбы человека» Михаила Шолохова, лейтенант Плужников и старшина Васков из повестей Бориса Васильева «В списках не значился» и «А зори здесь тихие…» и конечно же знаменитый Василий Теркин из поэмы Александра Твардовского. У каждого из них своя судьба, свой характер, различны и формы проявления подвига, но их объединяет нравственное величие человека, защищающего свою Родину. Безгранично любя жизнь, эти обыкновенные, негероические люди ежедневно рисковали ею, самоотверженно шли на подвиг, на смерть, чтобы только приблизить победу.
    Образы фронтовиков, встающие со страниц книг о Великой Отечественной войне, напоминают нам о том, каким должен быть человек, напоминают о его ценности, о его достоинстве, о тех нравственных принципах, которым мы должны быть верны в любых обстоятельствах.

  6. Прошло уж более полувека со времени окончания Великой Отечественной войны, а память вновь и вновь возвращает нас к тем героическим и трагическим дням. Отмечая год назад пятидесятилетие Великой Победы, наша страна чествовала своих ветеранов, которых, к сожалению, с каждым годом остается все меньше и меньше. Величественные и скромные памятники их погибшим товарищам разбросаны по всей нашей необъятной земле. Завершено строительство мемориала на Поклонной горе. «Поклонимся великим тем годам», — как бы призывает колокольный звон, встречающий всякого, кто приходит сюда. Мы вглядываемся в лица фронтовиков и стараемся представить, какими они были тогда, в те «сороковые, роковые…».
    Вспоминаются страницы прочитанных о войне книг, рассказывающих великую правду о ратном подвиге наших предков, который они совершили «не ради славы — ради жизни на земле».
    * Да, сделали все, что могли, мы,
    * Кто мог, сколько мог и как мог.
    * И были мы солнцем палимы,
    * И шли мы по сотням дорог.
    * Да, каждый был ранен, контужен,
    * А каждый четвертый — убит.
    * И лично отечеству нужен,
    * И лично не будет забыт.
    * Борис Слуцкий
    В трилогии Константина Симонова («Живые и мертвые», «Солдатами не рождаются», «Последнее лето») последовательно освещаются основные этапы Великой Отечественной войны, в ней повествуется о том, как вчерашние мальчишки становились солдатами, осознавали свою личную ответственность за судьбу родины. Вот перед нами образ Синцова. До войны он — штатский, журналист, человек сугубо мирной профессии. Война вовлекает его в свой бурный и стремительный водоворот. И мирный, на первых порах беспомощный в военном деле человек превращается в воина, солдата. Миллионы людей, которые не родились солдатами и не были профессиональными военными, взялись за оружие, чтобы отстоять отчизну. Синцов — один из миллионов.
    В другом герое трилогии, Серпилине, К. Симонов запечатлел черты воина и полководца. Запоминаются его честность и бесстрашие, справедливость и требовательность, гуманизм и принципиальность. Не случайно Серпилин играет главную роль в оценке событий. Характер Сериилина дан в развитии. Герой прошел множество тяжких испытаний до войны и во время войны. Жизнь его была порой столь драматичной, что требовались незаурядные душевные силы, чтобы все вынести, не дрогнуть, выстоять и победить. Не раз он жестоко расплачивался за свою прямоту, готовность отстаивать справедливость. И всегда, при любых обстоятельствах, он оставался человеком и проявлял благородство и честность. Генерала Серпилина отличает то, что он всегда думает о людях. Он стремится беречь солдат, не подвергать их бессмысленной опасности. Вот почему Серпилин возмущается действиями командира полка Барабанова, который под Новый год в пьяной удали, не взвесив свои силы, приказал без подготовки наступать, отбить у немцев высоту, и в результате полк понес неоправданные потери.
    Жизнь генерала Серпилина трагически обрывается: он погибает от осколочного ранения в мае 1944 года, в период наступления наших войск, так и не увидев победы. Его гибелью писатель подчеркивает, «какой ценой завоевано счастье», какими героическими усилиями досталась нам победа.
    По определению писателя Юрия Бондарева, героизм — это преодоление самого себя. Своих героев Бондарев ставит в самые тяжелые, самые трагические обстоятельства. «Все горело, рвалось, трещало»… «горячим казался даже снег» — в таких ситуациях действуют персонажи повестей «Батальоны просят огня» и «Горячий снег». И здесь, среди крови и смерти, человек просто и незаметно делает обычное и святое дело — защищает Родину. Капитан Борис Ермаков сбежал из госпиталя, не желая отрываться от своей части. Приказ о наступлении — радость для Бориса. С воспаленными от бессонницы глазами, в прожженной, пропахшей порохом гимнастерке он ведет бой в тылу противника, понимая, что поддержки не будет и что батальон обречен на гибель. Но и перед лицом смерти Ермаков не изменяет чувству долга, не падает духом, а вершит свой незаметный подвиг, даже не сознавая этого. О таких, как Серпилин и Ермаков, писал поэт-фронтовик Григорий Поженян:
    А почестей мы не просили, не ждали наград за дела, Нам общая слава России солдатской наградой была. Перед моим мысленным взором проходят и другие литературные герои-фронтовики: Андрей Соколов из «Судьбы человека» Михаила Шолохова, лейтенант Плужников и старшина Васков из повестей Бориса Васильева «В списках не значился» и «А зори здесь тихие…» и конечно же знаменитый Василий Теркин из поэмы Александра Твардовского. У каждого из них своя судьба, свой характер, различны и формы проявления подвига, но их объединяет нравственное величие человека, защищающего свою Родину. Безгранично любя жизнь, эти обыкновенные, негероические люди ежедневно рисковали ею, самоотверженно шли на подвиг, на смерть, чтобы только приблизить победу.
    Образы фронтовиков, встающие со страниц книг о Великой Отечественной войне, напоминают нам о том, каким должен быть человек, напоминают о его ценности, о его достоинстве, о тех нравственных принципах, которым мы должны быть верны в любых обстоятельствах.

  7. 7
    Текст добавил: мерлин монро

    Читая «Василия Теркина» с начала до конца, я видел прежде всего самого себя, своих близких боевых товарищей, всю нашу семью во всем поистине правдивом облике.
    Из письма А.Т. Твардовскому.
    Творчество А.Т. Твардовского неразрывно связано с темой Великой Отечественной войны. Эта война для целого поколения советских людей стала переломным событием, коренным образом изменившим всю их жизнь. Сам Твардовский принимал участие в войне и был непосредственным свидетелем всего того, о чем позже написал в своих произведениях.
    Многие советские поэты и писатели обращались к теме войны, и каждый раз она представала в самых разных образах. Однако в большей степени создать образ русского солдата удалось, на мой взгляд, именно А.Т. Твардовскому.
    Важно отметить, что в вопросе роли личности в истории Твардовский придерживался точки зрения Л.Н. Толстого: историю делает простой народ, только он способен что-то изменить, сыграть решающую роль в каком-то событии. На примере своего героя Василия Теркина поэт доказывает это.
    Можно говорить о том, что поэма Твардовского стала своеобразной данью уважения и благодарности простому русскому солдату-труженику. Нелегкая военная судьба героя во многом схожа с судьбами миллионов других солдат:
    И хоть было беспокойно –
    Оставался невредим
    Под огнем косым, трехслойным,
    Под навесным и прямым.
    Но нигде Василий не теряет своего оптимизма, народного чувства юмора, желания жить. Автор пишет про него: «Курит, ест и пьет со смаком На позиции любой». На мой взгляд, Василий Теркин полюбился читателям, в первую очередь, потому, что в нем нет лжи, какого-то искусственного патриотизма. Простота и естественность отличает этого человека. Теркин является воплощением лучших черт русского народа.
    Несмотря на шутливость тона героя, все же временами можно заметить настоящую боль и страдание в его словах: «И видал такую муку. И такую знал печаль!..» Любовь к родной земле является для Василия Теркина неотъемлемой частью существования. Он не мыслит своей жизни без родной матушки земли-матушки:
    Мать-земля моя родная,
    Ради радостного дня
    Ты прости, за что – не знаю,
    Только ты прости меня!
    Твардовский воспевает мужество и непоколебимость советского народа, который ценой собственной жизни добивался победы и счастья для своих потомков. Эти люди не оробели перед огромной фашистской силой, уже сломившей Европу:
    Кто одной боится смерти –
    Кто плевал на сто смертей.
    Пусть ты черт. Да наши черти
    Всех чертей
    В сто раз чертей.
    Герои поэмы не только воюют, но и живут: они любят, смеются, мечтают о жизни без войны. Василий Теркин всегда может найти выход из трудной ситуации, посмеяться над собой, поддержать своих боевых товарищей. Таков русский солдат-труженик, который умеет жить и на войне. По мнению Твардовского, бойцы Великой Отечественной войны являются великими потомками, наследниками истинных человеческих качеств тех солдат, о которых говорит Л.Н. Толстой в своем романе-эпопее «Война и мир»:
    … Тем путем идут суровым,
    Что и двести лет назад
    Проходил с ружьем кремневым
    Русский труженик-солдат.
    Таким образом, Твардовский в своей поэме «Василий Теркин» воспевает обычного солдата, который своим каждодневным, порою нечеловеческим, трудом смог добиться главного, – победы. На мой взгляд, Твардовский – поэт, глубоко понявший и оценивший все достоинства и недостатки народного характера. Он воплотил их в своей «Книге про бойца», где Василий Теркин является собирательным образом, символом всего советского военного поколения.

  8. Образ Василия Теркина полюбился читателям сразу. Твардовский писал свою поэму, будучи фронтовым корреспондентом и пройдя всю Великую Отечественную войну с 1941 по 1945 годы. Несколько раз автор пытался завершить работу над своим произведением, но восторженные письма с фронта заставляли его продолжать. Чем же так полюбился заглавный герой фронтовикам?
    Во-первых, Василий Теркин – настоящий русский солдат. Его образ стал любимым потому, что каждый мог узнать в нем знакомые черты современников. В Теркине нет казенной лжи, дешевого, наигранного патриотизма. Его отличала простота, которая вовсе не мешала герою в часы переправы, и под бомбежкой, и в рукопашной схватке, оказываться настоящим героем.
    Образ Теркина берет свое начало в русском фольклоре. Он и богатырь, который выказывал свою недюжинную силу духа и волю к победе. Он и тот самый Иванушка, который только прикидывался простаком, а на самом деле был храбрым и мудрым, любил людей и не терял чувства юмора даже в самых сложных ситуациях. Так и Теркин, балагур и весельчак, всегда находил острое словцо для того, чтобы поддержать себя и своих товарищей. С юмором относится он и к тяготам жизни, и даже к смерти. Достаточно вспомнить эпизод, когда Смерть пришла за раненым солдатом. Василий не просто не боится ее – он начинает торговаться со смертью и просит ее дать ему возможность ожить лишь на несколько часов, чтобы в день победы «погулять среди живых». Поняв, что Смерть предлагает ему невыгодные условия, солдат прогоняет ее:
    Прогоните эту бабу,
    Я солдат еще живой.
    На фольклорную традицию в образе русского солдата указывает и глава «Дед и баба». Теркин показывает себя здесь мастером на все руки: он и часы может починить, и сало пожарить. Эпизод приготовления еды относит нас к фольклорному образу ловкого и смекалистого солдата, готовившего кашу из топора.
    И хотя чаще всего солдат высказывается шутливо и иронично, потому что патетическая интонация не для него, иногда в его словах прорывается настоящая боль, глубокая любовь к родине:
    Я загнул такого крюку,
    Я прошел такую даль,
    И видал такую муку.
    И такую знал печаль!…
    Мать-земля моя родная,
    Ради радостного дня
    Ты прости, за что – не знаю,
    Только ты прости меня!
    А в самые ответственные минуты жизни Теркина Твардовский позволяет себе открыто прославить мужество тех, кто сражался против фашистов:
    Кто одной боится смерти –
    Кто плевал на сто смертей.
    Пусть ты черт. Да наши черти
    Всех чертей
    В сто раз чертей.
    Теркин – образ, обладающий всеми лучшими чертами солдата и человека: его ведут любовь к Родине, смелость, готовность к подвигу, чувство собственного достоинства. Он ловок, удачлив, мастер на все руки, гармонист, умеет вовремя пошутить, поднять дух бойцов. Василий Теркин не один. С ним рядом воюют, ему помогают и поддерживают другие солдаты: повар, который «ложку лишнюю кладет», те, что дали ему «валенки с ноги», танкисты, доставившие его в санбат; шофер, подвозивший Теркина на передовую, два бойца похоронной команды, которые в мороз сняли с себя шинели, чтобы сделать носилки и донести раненого бойца.
    Почему Твардовский называет своего героя «труженик-солдат»? Да потому, что война, по мнению автора, – это тяжелая, но необходимая для всего народа работа. Каждый отдельный солдат – простой человек, которому может быть страшно и больно.
    Слово «солдат» теряет в поэме значение «рядовой»: солдат – это боец, воин, защитник Отечества, а значит, генерал – тоже солдат, сражающийся за освобождение Отчизны. Но Твардовский делает главным героем поэмы не генерала, а именно солдата. Таким образом, он выделяет героизм русского народа, его вклад в дело общей победы. Именно солдат отвечает за все на войне: он – тот, кто войну выигрывает.
    Имя главного героя стало нарицательным. Сам Твардовский иронизирует в поэме и говорит, что каждой роте надо бы выделить по своему Теркину. Эта шутка автора, на самом деле, точно отражает действительность. Ведь в страшные минуты жизни, на войне, когда вокруг смерть и пули, человеку так необходимо доброе слово, надежда на лучшие дни. А именно помогать окружающим своим жизнелюбием и сильнейшей верой в победу был призван герой Твардовского.
    Образ Василия Теркина словно укореняется в русской истории, приобретает обобщающее значение, становится воплощением русского национального характера:
    В бой, вперед, в огонь кромешный
    Он идет, святой и грешный,
    Русский чудо-человек…

  9. Поэма Александра Трифоновича Твардовского «Василий Теркин» — одно из центральных произведений творчества поэта. Первые главы поэмы были опубликованы в 1942 году. Успех произведения был связан с удавшимся писателю характером главного героя. Василий Теркин — вымышленное лицо от начала до конца, но этот образ был описан в поэме так реалистично, что читатели воспринимали его, как реального, живущего рядом с ними человека. Практически все исследователи творчества Твардовского отмечают ведущую роль фольклорных мотивов в языке поэмы.
    В русском фольклоре немало сказок о солдате — неунывающем весельчаке, который и кашу из топора сварит, и черта перехитрит, и в добром деле поможет. На эту фольклорную традицию и опирался писатель при создании своего Теркина. Он тоже крестьянский парень, рядовой пехотинец, в боях усвоивший солдатскую науку, шутник, который за словом в карман не полезет, умеющий в самую трудную минуту поддержать товарищей веселым словцом, незатейливой байкой, а надо — так и повести за собой в атаку.
    И все-таки Теркин — не копия фольклорного героя. Он — один из многих. Ему известна тоска по родным, оставшимся в Смоленской стороне. Он познал горечь отступления и, пробираясь по русской земле к своим, заходил в крестьянские хаты и прятал от хозяек глаза, как будто он один виноват в поражении в первый месяц войны.
    В фольклоре внутренний мир человека подробно не изображается, а Твардовскому как раз интересна душа человека на войне. Писатель показывает войну глазами обыкновенного солдата, войну непарадную, когда героизм не виден.
    Жизнь героя во время войны, с одной стороны, изображена в поэме разнопланово, а с другой стороны, Твардовский показывает, что она основана на простых, веками складывающихся азах народной мудрости. Вот как, например, в главе «Поединок» рассказывает герой о рукопашном бое:
    Не играл со смертью в прятки,
    Взялся — бейся и молчи,
    Теркин знал, что в этой схватке
    Он слабей: не те харчи.
    В рукопашном бою выигрывают не только идейные убеждения, не тот, чьи моральные принципы выше и чище, а тот, чей организм крепче, кто лучше ел и накопил больше сил. Писатель создавал не сказку о чудо-героях, а реалистический рассказ о том, как разворачиваются события в обычном мире. Однако эта поговорка: «Взялся — бейся и молчи» говорит о целеустремленности, умении доводить начатое дело до конца, сражаться до последней капли крови. Поговорки помогают автору создать собирательный образ мужественного русского воина. Так, например, в главе «Гармонь» А.Т. Твардовский пишет:
    Хоть бы что ребятам этим,
    С места — в воду и в огонь.
    Эти строки подчеркивают бесстрашие русских солдат, их умение приспосабливаться к самым тяжелым условиям боев и находить в себе силы противостоять врагу в любой ситуации.
    Твардовский не ограничивается в поэме описанием военных сражений и подвигов. Его интересует цельный характер русского человека. Ловкость и удаль Василия Теркина с особой силой проявляются в труде. В главе «Два солдата» Теркин помогает старику починить старую пилу: « И в руках его пила Точно поднятая щука, Острой спинкой повела».
    Александр Трифонович Твардовский постоянно подчеркивает, что настоящий русский характер выстоит все неприятности. Русскому воину не страшен холод, ему не важно где спать, что есть, но ему важно одно — защитить Родину.

  10. Поэма А. Т. Твардовского «Василий Тёркин» (1941-1945) — это памятник величию русского человека в период Великой Отечественной войны. В образе так полюбившегося читателям заглавного героя получили яркое воплощение черты национального характера. Впервые образ Тёркина возникает ещё в годы финской войны на страницах фронтовой газеты «На страже родины», где группа поэтов во главе с Твардовским печатают стихи о необычных приключениях бывалого солдата Василия Тёркина. Затем этот образ, поначалу нарочито упрощённый, лубочный, получил своё развитие в поэме «Василий Тёркин». Советский солдат Василий Тёркин времён войны с фашистской Германией — это цельный, колоритный, собирательный образ Воина, вобравший в себя лучшие черты русского национального характера, которые особенно проявились в годы тяжелейших испытаний.
    Парень в этом роде
    В каждой роте есть всегда,
    Да и в каждом взводе.
    Автору важно, что его Тёркин не выделяется внешне, он самый обыкновенный человек, «но герой героем». Он наделён мужеством, героизмом, простотой, смекалкой, находчивостью, храбростью — теми качествами, без которых не выжить в войне. Подчёркивая обобщённость своего героя, Твардовский отмечает общность судьбы одного солдата и судеб других солдат:
    И не раз в пути привычном
    У дорог, в пыли колонн,
    Был рассеян я частично,
    А частично истреблён…
    Разносторонние качества Василия Тёркина проявляются в каждой главе поэмы. В главе «На привале» Тёркин предстаёт беззаботным добродушным балагуром, а главное — неунывающим бойцом. Но при этом автор показывает его человеком со сложным характером, много пережившим и испытавшим, знающим цену фронтовому братству, ставящим в приоритет истинно народные ценности. Теркин удал, весел, всегда готов подбодрить товарищей — и в то же время раздумчив, подчас суров: он всегда помнит, что
    Бой идёт святой и правый,
    Смертный бой не ради славы,
    Ради жизни на земле.
    Созданный Твардовским образ солдата художественно противоречив: в нём сочетаются народная открытость души — и сдержанность чувств, личностная уникальность — и растворённость в толпе. Василий Тёркин — истинный боец XX века, однако в нем проявляется богатырское начало Древней Руси. Его образ сочетает в себе повседневно-бытовое и эпохально-историческое:
    То серьёзный, то потешный,—
    Нипочем, что дождь, что снег, —
    В бой, вперёд, в огонь кромешный,
    Он идёт, святой и грешный,
    Русский чудо-человек.
    Тёркин — рядовой участник войны, простой солдат, но мыслит он широко и ёмко. Его слова проникнуты любовью к Родине, чувством ответственности за её судьбу:
    Нынче мы в ответе
    За Россию, за народ
    И за всё на свете.
    В поэме «Василий Тёркин» получила воплощение суровая правда войны, сыновнее чувство любви к Родине, оптимизм народа. Все основные этапы Великой Отечественной войны, её характер раскрыты в произведении; она показана не схематичным фоном, а изнутри: глазами бойца, через его судьбу. Многогранность Тёркина раскрывается в различных ситуациях: в бою, на привале, под артиллерийским обстрелом, на переправе, в беседах. Подобно персонажу русских сказок, он мастер на все руки (глава «Гармонь » ), ему за служение Родине не нужна награда («О награде»). Сказочное, былинное начало проявляется и в главе «Поединок», где схватка с врагом перерастает в символическую сцену:
    Как на древнем поле боя,
    Грудь на грудь, что щит на щит, —
    Вместо тысяч бьются двое,
    Словно схватка всё решит.
    От главы к главе образ Тёркина обретает все большую глубину. Не случайно в годы войны солдаты находили в нём что-то свое, родное. Очень импонировали юмор Василия Тёркина, его шутливая, пересыпанная прибаутками, подлинно народная речь. Твардовскому постоянно приходило множество писем с просьбами продолжать поэму. Её главным героем, помимо Тёркина, является весь русский народ. А основная мысль, которую автор хотел донести до читателя, — это нераздельность счастья родины и личного счастья каждого человека.

  11. Поэма «Василий Теркин» написана А. Т. Твардовским на основе личного опыта автора — участника Великой Отечественной войны. В жанровом отношении это свободное повествование-хроника («Книга про бойца, без начала, без конца…»), которое охватывает всю историю войны — от трагического отступления до Победы. Главы поэмы высвечивают разные грани и аспекты событий войны: «На привале», «Перед боем», «Переправа», «Гармонь», «В наступлении», «На Днепре» и др. Стержнем поэмы является образ главного героя — рядового Василия Теркина. Реального прототипа у него нет. Это собирательный образ, соединяющий в себе основные типические черты духовного облика и характера «обыкновенного» русского солдата.
    Теркин — кто же он такой? Скажем откровенно: Просто парень сам собой Он обыкновенный.
    Впрочем, парень хоть куда,
    Парень в этом роде
    В каждой роте есть всегда,
    Да и в каждом взводе…
    Образ Теркина имеет фольклорные корни, это «богатырь, сажень в плечах», «весельчак», «человек бывалый». За иллюзией простоватости, балагурства, озорства скрываются нравственная чуткость и органично присущее чувство сыновнего долга перед Родиной, способность без фразы и позы совершить подвиг.
    Подвиг солдата на войне показан Твардовским как каждодневный и тяжкий ратный труд — бой, переход на новые позиции, ночлег в окопе или прямо на земле, «заслонясь от смерти черной только собственной спиной». А герой, совершающий этот подвиг, — обыкновенный, простой солдат:
    Человек простой закваски, Что в бою не чужд опаски… То серьезный, то потешный, …Он идет — святой и грешный…
    В образе Теркина Твардовский подчеркивает лучшие качества русского характера — смелость, упорство, находчивость, оптимизм и огромную преданность родной земле.
    Мать-земля родная наша. В дни беды и в дни побед Нет тебя светлей и краше, И желанней сердцу нет…
    Именно в защите Родины, жизни на земле заключается справедливость народной Отечественной войны («Бой идет, святой и правый, смертный бой не ради славы, ради жизни на земле…»).
    В Теркине каждый фронтовик узнавал себя. Герой стал нарицательным.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *