Сочинение на тему образ савельича в романе капитанская дочка

10 вариантов

  1. Обучение продолжалось целых семь лет. За это время Савельич очень привык и привязался к мальчику. Когда отец Гринева нанял нового учителя французского и немецкого языка, старик был эти очень не доволен и не понимал зачем спускать деньги на этого «проклятого мусье». Савельич не хотел, чтобы новый учитель стал лучшим учителем, чем он сам.
    Позже, Савельич едет с Гриневым в Белогорскую крепость, чтобы присмотреть за своим воспитанником. Нужно отметить, что именно Савельич воспитал в Гриневе те сильные черты характера, которые помогли ему сохранить свою честь и достоинство и не предать императрицу.
    Говоря про Савельича, нужно отметить, что он был глубоко верующим человеком. Подтверждением этому могут служить его высказывания: «Господи владыко», «побойся бога», «ради бога» и т.д. Но, не смотря на свою набожность, Савельич не был скуп на твердое словцо.
    Говор Савельича наполнен народными поговорками и пословицами. Он любил много рассказывать про себя, но старался не анализировать свои действия. Смыслом всей своей жизни Савельич считал служение своему барину. Он готов пожертвовать свою жизнь ради счастья своего хозяина. Савельич до конца остался верен Петру Гриневу.
    Пушкин в образе Савельича сумел показать нам всю широту русской души и многогранный характер простого русского человека. Именно через образ Савельича автор выразил свой протест против крепостного права.

  2. Савельич в первую очередь является отражением положительных народных качеств. В этом отношении значение персонажа для повести совершенно определено. Через него Пушкин характеризует всех крепостных. Кроме того, через этот образ писатель пытается раскрыть несправедливое отношение к этим подневольным людям и их рабскую покорность подобной несправедливости.
    Савельич противопоставляется совсем другой части народа – тем, кто присоединился к Пугачеву. Эти люди способны только на грабеж и жестокость, они предают своего предводителя в случае первой же опасности. Они противопоставлены Савельичу во всем.
    Герой воплощает в себе все положительные качества, которыми наделен русский народ. Он верен, готов пожертвовать собой, бескорыстен, честен. С другой стороны, образ Савельича очень трагичен. Драма персонажа заключается в том, что все его старания и хорошие поступки остаются незамеченными и неоцененными.
    Описание Савельича в повести «Капитанская дочка» – своеобразное воззвание к дворянам, которые привыкли к рабской покорности своих слуг и стали воспринимать ее как должное. Пушкин призывает их вспомнить о том, что крепостные тоже люди и заслуживают хоть немного уважения.

  3. Савельич в повести «Капитанская дочка» — не главный герой, но все же за его участь читатель тоже переживает.

    Описание Савельича в «Капитанской дочке»

    В образе Савельича Пушкин нарисовал хорошего русского человека, трагизм положения которого в том, что он живёт в эпоху крепостного права, обезличивающего крестьянина, и прежде всего и сильнее всего дворового. «Савельич — чудо. Это лицо самое трагическое, т. е. которое больше всего жаль в повести»,— хорошо сказал один из писателей — современников Пушкина.
    В образе Савельича воплощены многие привлекательные черты, характерные для простого русского человека: верность долгу, прямота, способность к глубокой привязанности и самопожертвованию. Всё лучшее в Гринёве воспитано преимущественно Савельичем. Савельич глубоко привязан к Гринёву. Свой долг он видит в том, чтобы устроить счастье своего питомца. Савельич — раб по положению, но не раб по духу. В нём живёт чувство человеческого достоинства. Горечь и боль вызвало в Савельиче грубое письмо к нему старика Гринёва. В ответном письме Савельича Пушкин подчеркнул не только покорность старого дядьки своему господину, но и пробуждение в крепостном рабе сознания того, что он такой же человек, как и его барин. Образом Савельича Пушкин протестует против крепостного права.

    «Капитанская дочка» образ Савельича

    Характеристика Савельича поможет понять его внутренний мир, его переживания, он — крепостной, у него сознание раба, он не может вести полноценную жизнь, ибо живет жизнью своего хозяина.
    Савельич — подневольный человек, смиренный и преданный своему господину. Он умен, исполнен чувства собственного достоинства и чувства долга. На нем лежит огромная ответственность — он занимается воспитанием мальчика, при этом испытывая к нему поистине отцовские чувства. Таков портрет Савельича, если рассматривать этот образ поверхностна.
    Подробное знакомство с Савельичем начинается после отъезда Петра Гринева из дома. Автор постоянно создает ситуации, в которых главный герой совершает проступки, оплошности. И только верный Савельич всегда помогает, спасает, сглаживает ситуацию. Показателен хотя бы случай с Зуриным, когда Гринев напивается и проигрывает сто рублей. Савельич, уложивший барина спать, позаботившийся о нем, не желает отдавать деньги, ведь на него возложена ответственность за барского сына. Но Гринев заставляет его заплатить долг, аргументируя это тем, что хозяин волен делать, что хочет, а слуга обязан выполнять его приказания. Такова мораль, привитая воспитанием, причем как барину, так и слуге. Савельич не единожды выручает своего барина, но при этом никогда не слышит слов благодарности. Он не удивляется этому, ведь так повелось испокон веков. Ему и в голову не приходит, что может быть иначе.
    В некоторых случаях Савельич без всяких колебаний готов пожертвовать своей жизнью ради барина. Вспомним тот эпизод, когда он бежал к месту дуэли со Швабриным, чтобы заслонить своего воспитанника грудью. Что же получает он в ответ? Только незаслуженные обвинения в том, что донес о поединке родителям! Более того, и с другой стороны, со стороны Гринева-старшего, слугу обвиняют, но только в обратном — в том, что он не донес о дуэли!
    Петр Гринев в этой ситуации даже не задумался о том, чтобы написать отцу и защитить преданного Савельича. Старый слуга сам пишет письмо, в котором проявляет смирение и покорность воле барина. А ведь для этого ему пришлось подавить свое человеческое достоинство, гордость, заглушить в себе обиду, забыть нанесенные оскорбления. Это вызывает и восхищение, и острую жалость к достойному человеку, задавленному крепостным правом.
    Наконец, Савельич в буквальном смысле совершает подвиг, когда бросается в ноги IПугачеву с просьбой пощадить барина. Он готов занять место Гринева па виселице. В этот момент он меньше всего думает о своей жизни, его волнует только судьба барина. Самое страшное, что Гринев остается абсолютно равнодушен к самоотверженному поступку своего слуги, а Савельич принимает это равнодушие как должное.
    Когда начался народный бунт, Савельич остался предан своим хозяевам, почитая Пугачева «злодеем» и «разбойником». Хотя, казалось бы, Пугачев защищал права Савельича, был его заступником. Но преданность хозяевам уже въелась в душу старого крепостного и подавляла естественное человеческое стремление к свободе. Пугачев и Савельич — оба выходцы из народа. Но насколько разнятся их характеры! Это особенно ярко проявилось в сцене, когда Савельич подает предводителю мятежников «реестр барскому добру».
    Сцена производит сильное впечатление. Пугачев возвышается над толпой, играя императора. В это время выходит Савельич и подает ему список. Тут очень интересна одна деталь: крепостник Савельич умеет писать, а вот Пугачев не может прочесть бумагу, ему приходится прибегнуть к помощи приближенных. Этот эпизод, как ни странно, вовсе не унижает Пугачева в глазах читателя и не делает его смешным, а по-доброму раскрывает его духовный мир. Не унижается и Савельич. Напротив, в этом эпизоде в очередной раз раскрываются как его преданность хозяевам, так и высокие личные достоинства, в том числе смелость. Он готов снова поставить себя под удар, чтобы защитить то, что считает себя обязанным защищать. В данном случае это барское имущество, но с точно такой же самоотверженностью Савельич жертвовал собой и за жизнь хозяина. Сцена заканчивается тем, что Пугачев уходит, весь народ следует за ним. Савельич остается один с реестром в руках. А ведь он только что вновь совершил подвиг. И вновь никто этого не заметил. Видимо, такова судьба слуги — его высокие порывы воспринимаются как нечто должное. Иногда эти порывы смешны, иногда досадны для господина, но никогда, ни в едином случае не были они оценены по достоинству.
    Писатель сочувствует Савельичу. Раскрывая его драму, рассказывая о его бесчисленных незамеченных жертвах, он заставляет и нас, читателей, полюбить старика.
    В своей повести Пушкин показал не только свободолюбие и мятежность народа, но и обратную сторону медали — смиренность и послушание некоторых его представителей, в том числе Савельича. У старика отсутствует самосознание, поскольку он находится во власти традиций. Савельич живет интересами своего хозяина, не считаясь с собственными, да у него и нет собственных интересов. Уклад жизни, который сложился в доме Гриневых, представляется ему единственно возможным. Его положение определено изначально, поэтому он и не может ответить на обиду. В этом заключается трагизм образа Савельича, а если взглянуть шире трагизм всего русского народа, столетиями тянувшего лямку крепости ичестна.

  4. Добродушный, преданный слуга Савельич — это, пожалуй, некий собирательный образ обыкновенного русского человека, простолюдина. Это образ крепостного крестьянина, играющего в романе отнюдь не главную роль. Но второстепенное его участие в произведении, думается, не случайно. Автор исподволь раскрывает нам типичный портрет надежного служивого, преданного долгу и способного к большой привязанности и самоотдаче.
    Савельич горячо любит своего подопечного. Он беспокоится за судьбу юного барина, хлопочет о его счастье.
    Савельич — слуга по положению, но не слуга по духу. Он преисполнен чувства человеческого достоинства. Тоску и сожаление стал чувствовать наш герой после нелестного послания отца Гринева. В ответе Савельича к Гриневу-старшему писатель демонстрирует и кротость служивого перед барином, и осознание крепостным рабом равенства между ними. Образом Савельича Пушкин словно выражает протест против крепостного права.
    Савельич…
    — образ светлый, располагающий к себе читателей. Другой жизни, кроме как подчиняться господам, он и не представляет.
    Едва ли не центральное место в книге занимает тема отношений сословий. Она выражается в простых отношениях Петруши со «старым дядькой», разделяющего с ним все удары судьбы.
    Преисполненный житейской мудрости, Савельич воспитывал Петра чуть ли не с сызмальства. Многие положительные черты характера, имеющиеся у Гринева, невольно культивированы самим Савельичем.
    И все же основной смысл фигуры Савельича в «Капитанской дочке» мы наблюдаем в военных действиях. Верный раб беззаветно ратует за жизнь господина… В героизме его выражаются прекрасные достоинства личности и его самоотверженная верность дорогому человеку. Рисуя Савельича, Пушкин питает почву добрых взаимоотношений дворянства и народа. Война противопоставлена союзу двух неравных сословий, и это зарождает надежду на лучшее…

  5. 1. Те­ма со­чи­не­ния рас­кры­та од­но­сто­ронне, не все те­зи­сы обос­но­вы­ва­ют­ся, до­пу­ще­но 3 фак­ти­че­ские ошиб­ки.
    РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАСКРЫТИЮ ТЕМЫ: необ­хо­ди­мо бы­ло по­ка­зать, что в сво­ем ре­а­ли­сти­че­ском ро­мане (или ре­а­ли­сти­че­ской по­ве­сти) Пуш­кин мно­го­гран­но изоб­ра­жа­ет рус­ский на­род. С од­ной сто­ро­ны – та­кие пре­дан­ные сво­им гос­по­дам и ис­кренне лю­бя­щие их кре­пост­ные, как Са­ве­льич, с дру­гой – мя­теж­ни­ки, встав­шие на сто­ро­ну Пу­га­че­ва, уни­что­жа­ю­щие без жа­ло­сти гос­под и офи­це­ров. Мысль эта про­скаль­зы­ва­ет в за­клю­че­нии, но имен­но ее в первую оче­редь и сле­до­ва­ло раз­ви­вать в со­чи­не­нии.
    2. В текст со­чи­не­ния вклю­ча­ют­ся тео­ре­ти­ко-ли­те­ра­тур­ные по­ня­тия, но они не ис­поль­зу­ют­ся для ана­ли­за про­из­ве­де­ния. Так, со­всем не уде­ле­но вни­ма­ния тер­ми­ну “ре­а­лизм”, а это очень важ­но для рас­кры­тия те­мы и важ­но в це­лом для ха­рак­те­ри­сти­ки “Ка­пи­тан­ской доч­ки” как од­но­го из пер­вых ре­а­ли­сти­че­ских про­за­и­че­ских про­из­ве­де­ний в рус­ской ли­те­ра­ту­ре.
    3. Текст рас­смат­ри­ва­е­мо­го про­из­ве­де­ния при­вле­ка­ет­ся обос­но­ван­но и до­ста­точ­но раз­но­сто­ронне (есть ци­та­ты с ком­мен­та­ри­я­ми к ним, крат­кий пе­ре­сказ со­дер­жа­ния, необ­хо­ди­мый для до­ка­за­тель­ства суж­де­ний, при­сут­ству­ет об­ра­ще­ние к мик­ро­те­мам тек­ста и их ин­тер­пре­та­ция, со­дер­жат­ся раз­но­го ро­да ссыл­ки на изоб­ра­жен­ное в про­из­ве­де­нии).
    4. Со­чи­не­ние ха­рак­те­ри­зу­ет­ся ком­по­зи­ци­он­ной цель­но­стью, его ча­сти ло­ги­че­ски свя­за­ны, внут­ри смыс­ло­вых ча­стей нет на­ру­ше­ний по­сле­до­ва­тель­но­сти и необос­но­ван­ных по­вто­ров.
    5. До­пу­ще­но 3 ре­че­вые ошиб­ки.

  6. В образе Савельича Пушкин нарисовал хорошего русского человека, трагизм положения которого в том, что он живёт в эпоху крепостного права, обезличивающего крестьянина, и прежде всего и сильнее всего дворового. «Савельич — чудо. Это лицо самое трагическое, т. е. которое больше всего жаль в повести», — хорошо сказал один из писателей — современников Пушкина. В образе Савельича воплощены многие привлекательные черты, характерные для простого русского человека: верность долгу, прямота, способность к глубокой привязанности и самопожертвованию. Всё лучшее в Гринёве воспитано преимущественно Савельичем. Савельич глубоко привязан к Гринёву. Свой долг он видит в том, чтобы устроить счастье своего питомца. Савельич — раб по положению, но не раб по духу. В нём живёт чувство человеческого достоинства. Горечь и боль вызвало в Савельиче грубое письмо к нему старика Гринёва. В ответном письме Савельича Пушкин подчеркнул не только покорность старого дядьки своему господину, но и пробуждение в крепостном рабе сознания того, что он такой же человек, как и его барин. Образом Савельича Пушкин протестует против крепостного права. ? 17 Нравится? Пожаловаться1 ОТВЕТdaniel chechenev 1 год назадУченик (132)Савельич- отнюдь не главное и не единственное действующее лицо в романе Пушкина «Капитанская дочка» . Само название уже говорит, что на первый план выдвинут образ девушки. Ее характер в большей степени и хотел раскрыть автор. Хотя и Марью Ивановну нельзя назвать единственным главным лицом. В романе представлены и такие яркие герои, как Петр Андреевич Гринев, Швабрин, Пугачев. Но не следует забывать и про образ Савельича. Пушкин, работая над ним, пытался создать тип верного, преданного своему хозяину слуги, слуги любящего, умеющего чувствовать.  В семье Гриневых Савельич появляется, когда Петру Андреевичу исполняется пять лет: стремянный-крепостной слуга, ухаживающий за лошадью барина; в псовой охоте обычно ведающий сворой барских охотничьих собак- «за трезвое поведение пожалован был в дядьки» , то есть стал крепостным слугой- воспитателем. Под его надзором на двенадцатом году выучился Гринев русской грамоте и мог «здраво судить о свойствах борзого кобеля» . Савельич полюбил мальчика, привык к нему, и вдруг появляется новый учитель грамоты и манер: отец Гринева нанимает француза Бопре. Какова реакция Савельича? Ему данный «приезд… сильно не понравился» . Почему? Обратимся к словам самого Савельича: «Слава богу… кажется, дитя умыт, причесан, накормлен. Куда как нужно тратить лишние деньги… » На первый взгляд, все дело в деньгах. Савельич не будет тратить их попусту, этому же он пытается научить и Гринева: «Воля твоя, сударь, а денег я не выдам» . Недаром Петр Андреевич затем скажет, что Савельич-« и денег, и белья, и дел… рачитель» . Но только ли в этом причина непризнания Бопре? Читаем дальше: «… и нанимать мусье, как будто и своих людей не стало! » Кто эти «свои люди» ? Не намек ли это на себя? Конечно! Савельич настолько полюбил мальчика, что в нем заговорила ревность к «новому наставнику» , который должен был научить Гринева французскому и немецкому языкам, но «…предпочел наскоро выучиться … болтать по-русски…» . К тому же не был он … и врагом бутылки» . А Савельич, как мы помним, имел «трезвое поведение» . И это еще одна причина неприязни. «Рано, Петр Андреич… начинаешь гулять… А кто всему виноват? Проклятый мусье… Нечего сказать: добру наставил, собачий сын… » Судьба разлучила Гринева с Бопре: Гринев едет на службу, а с ним отправляется и Савельич «смотреть за дитятей» . «Мудрено было унять» Савельича, когда тот принимался за проповедь: «Вот видишь ли, Петр Андреич, каково подгуливать. И головке-то тяжело, и кушать-то не хочется. Человек пьющий ни на что не годен… Выпей-ка огуречного рассолу с медом… Не прикажешь ли? Какой парадокс: «Не прикажешь ли? » Что в этих словах? Осознание того, что ты слуга, что ты далек от хозяина? Или ощущение близости к Гриневу, привязанности? И то и другое. Интересно заметить, что Савельич обращается к хозяину «на ты» , и Гринева это не оскорбляет, он прислушивается к Савельичу, даже может стыдиться его (« Мне было стыдно») . Но он иной раз может напомнить: «Я твой господин, а ты мой слуга» . Гринев знает, что только таким образом можно добиться чего- нибудь от «упрямого старика». «Мне было жаль бедного старика; но я хотел вырваться на волю и доказать, что уж я не ребенок» . «Савельич заплакал» . И как можно не любить такое незлобивое, доброе, наивное существо! «Ну, не сердись ; помиримся», – говорит Гринев.  Необходимо обра
    тить внимание и на набожность Савельича: «Бога ты не боишься, разбойник!» , «Господи владыко» , «Слава тебе, владыко!» , «Бог видит…» , «Господи царю небесный…» , «…бога буду молить» , «…сказал он перекрестившись» , «побойся бога» , «ради бога» , « старик крестился, читая про себя молитву» , «…почивай себе до утра, как у Христа за пазухой» . Помимо обращения Савельича к Богу, в его речи встречаются многочисленные «ругательные» слова: «пьяница оголелый» , « проклятый мусье»?

  7. В «Капитанской дочке» мы встречаем поистине русские характеры, которым наравне с благородством, достоинством, честью присущи и привитые веками бесправного положения смиренность, рабская психология. Эти черты заметны в Савельиче и капитане Миронове. Пугачев и его соратники также представляют народ, но не раболепствующий, не смиренный, а бунтующий, мятежный. Не все герои повести разделяют глубоко драматичную, исполненную острых противоречий судьбу народа в государстве, где царит произвол.
    Очень притягателен в повести образ слуги Петра Гринева Савельича. Он выписан наиболее полно и всесторонне. Автор старается показать Савельича в разных жизненных ситуациях, давая возможность герою проявить все присущие ему качества. Савельич заботился о маленьком барине, как о собственном сыне: переживал, когда Петруша болел, возмущался, когда юному Гриневу был выписан для обучения француз. А когда Гринев достиг совершеннолетия и был отправлен служить отечеству, Савельич повсюду следовал за ним и даже не единожды спасал от смерти.
    Савельич хоть и не учился грамоте, но от природы умен, наблюдателен. А чувство ответственности, которое он проявляет по отношению к Гриневу, достойно восхищения.
    Автор не скрывает своей симпатии к этому герою. Доброта, простота, честность всегда нравились Пушкину в людях, такой была и его няня, которой он посвящал стихи. Однако, уважая Савельича за человеческие качества, Пушкин в то же время испытывает жалость и сострадание к своему герою и ко всему народу, которому долгие годы прививали рабское повиновение и смиренность. Отдавая всю душу, всего себя барскому ребенку, Савельич редко слышал слова благодарности, но часто бывал незаслуженно наказан. Даже Петр Гринев, благородный дворянин, бывал несправедлив к верному слуге. Так, впервые вырвавшись из-под опеки родных и почувствовав себя взрослым и самостоятельным, Гринев напивается до беспамятства и проигрывает деньги первому встречному. Савельич пытается образумить хозяина, но молодой человек дерзко отвечает: «Я твой господин, а ты мой слуга. Деньги мои… А тебе советую не умничать и делать то, что тебе приказывают». А затем Савельич слышит еще более оскорбительные слова; «Подавай сюда деньги или я тебя взашей прогоню». От обиды привыкший, казалось бы, ко всему слуга даже заплакал. Но он продолжает заботиться о барине все с тем же усердием.
    Или другой пример. Узнав о дуэли, Савельич, не раздумывая, бежит к месту поединка, чтобы, если потребуется, спасти хозяина: «Бог видит, бежал я заслонить тебя своею грудью от шпаги Алексея Иваныча». И что же в ответ? Гринев не только не отблагодарил своего заступника и спасителя, но еще и обвинил его в своем ранении. Досталось Савельичу и от Гринева-старшего, отругавшего старика за молчание. Но Савельич не возмутился, не стал роптать на хозяина за несправедливое отношение. В ответном письме смиренно называет себя рабом, холопом, а оскорбительное письмо господина — «милостивым писанием»: «Милостивое писание ваше я получил, в котором изволишь гневаться на меня, раба вашего… А изволите вы писать, что сошлете меня свиней пасти, и на то ваша боярская воля. За сим кланяюсь рабски. Верный холоп ваш Архип Савельев». Не вызывает сомнения, что Савельич смиренно согласится с любой участью, которую ему уготовит хозяин, — хоть свиней пасти, хоть наложить на себя руки, и при этом и не подумает противиться или защищаться.
    Еще более жалким выглядит Савельич в своем отношении к Пугачеву и повстанцам. Он, выходец из народа, не становится на сторону этого народа и даже не сочувствует ему. Он остается глух к провозглашаемой мятежниками вольности и судит о событиях с позиций своих хозяев, то есть поддерживает тех, кто его же угнетает.
    Савельичу, как и любому простому бесправному человеку, присуще смирение. Это качество он получил в наследство от отца, тот — от деда, дед — от прадеда… По-другому эти люди жить не могут: слишком долго им внушали, что они — ниже и хуже других, что смирение — их удел.
    Менее детально представлен в повести образ капитана Миронова. Это благородный, честный, верный долгу, слову и присяге человек. Известно, что доброта, сердечность — национальные черты русского . характера, и Иван Кузьмич с супругой исключением не были: «Иван Кузьмич… был человек необразованный и простой, но самый честный и добрый». По этой причине и приняли Мироновы Гринева как доброго знакомого. Иван Кузьмич, несмотря на капитанское звание, происходил из бедной солдатской семьи. Оттуда и простота его в обращении с людьми. Теперешний быт наверняка мало чем отличался от быта его родителей: капитан сохранил чувство меры и скромность своих предков. Измена и предательство противны натуре этого человека. И в этом также проявляется истинно русская душа капитана Миронова. Нельзя не восхищаться его смелостью и отвагой. Не дождавшись помощи, он, нисколько не колеблясь, решает выступить против многочисленного войска Пугачева. Так же мужественно принимает он и смерть. Однако нельзя не согласиться, что действует Иван Кузьмич бессознательно, ему не приходит в голову задуматься, за что он умирает, за какую идею? Точно так же не задумывается капитан Миронов, почему Пугачев и его люди, против которых приготовил он свою пушку, бунтуют, что заставило их пойти против власти? Миронов не привык мыслить критически. Он поступает согласно долгу. Капитан Миронов, как и Савельич, воспитан в смирении и повиновении.
    Симпатичен в повести и образ Ивана Игнатьича, гарнизонного поручика. Благоразумие, рассудительность, христианское умение прощать ближнего своего — качества, присущие этому пушкинскому герою и всем простым русским людям. Речь Ивана Игнатьича характеризует его как простого человека, необразованного, но по-своему мудрого. Вот как рассуждает Иван Игнатьич, призывая Гринева не стреляться со Швабриным: «Вы с Алексеем Иванычем побранились? Велика беда! Брань на вороту не виснет. Он вас побранил, а вы выругайте; он вас в рыло, а вы его в ухо, в другое, в третье — и разойдитесь, а мы вас уж помирим. А то: доброе ли дело заколоть своего ближнего, смею спросить?.. Ну а если он вас просверлит? На что это будет похоже? Кто будет в дураках, смею спросить?».
    Но кроме смирения в простом народе может возникнуть и противоположная реакция — бунт, «бессмысленный и беспощадный». Пушкин никогда не был сторонником революций, а считал возможным изменение общественного строя путем мирных реформ, и поэтому он может оценить негативные стороны восстания: грабежи, насилие, жестокость. Однако Пушкин открыто симпатизирует мятежникам. Пугачев в повести — носитель всех лучших народных качеств. Люди его ощущают униженность своего рабского положения. Со скорбью и болью исполняют они русскую народную песню о крестьянском молодце, в которой — их бесправная доля и их трагические судьбы.
    «Историей Пугачева» и «Капитанской дочкой» Пушкин предупреждает современников о той кровавой анархии, которая грозит русскому государству, если крепостнические порядки вынудят «черный народ» снова взяться за топор.

  8. В XIX веке у каждого молодого дворянина был свой дядька, который был ему верным слугой и учителем.
    Повесть А. С. Пушкина «Капитанская дочка» преподносит нам необычайного героя – старика Савельича, который был слугой Гринева.
    С наибольшей полнотой характер Савельича и природа его смиренности раскрываются в эпизодах, связанных с дуэлью. Гринев-отец, узнав о дуэли сына, пишет Савельичу грозное и оскорбительное письмо. Гринев-сын обвиняет старика в доносе. Особенность созданной Пушкиным ситуации состоит в том, что Савельича обвиняют и оскорбляют ни за что.
    Письмо это – замечательный образец пушкинского проникновения в психологию, обнаруживающую глубинные чувства человека.
    «Государь Андрей Петрович, отец наш милостивы и! Милостивое писание ваше я получил, в котором изволишь гиеваться на меня, раба вашего, что-де стыдно мне не исполнять господских приказаний; а я, не старый пес, а верный ваш слуга, господских приказаний слушаюсь и усердно вам всегда служил и дожил до седых волос…». «А изволите вы писать, что сошлете меня свиней пасти, и на то ваша боярская воля. За сим кланяюсь рабски. Верный холоп ваш Архип Савельев».
    Савельич любил Гринева по-отцовски и сделал для своего воспитанника гораздо больше, чем его родной отец.
    Письмо дышит смирением и покорностью «верного холопа», и в го же время оно глубоко печально: оскорбленный человек проявляет искреннюю заботу о матери Петра Гринева, которая «с испуга слегла»; он успокаивает и утешает барыню, сообщая о здоровье ее сына после ранения, обещает «за ее здоровье бога молить.
    За готовностью принять барское наказание («свиней пасти») мы чувствуем затаенную обиду оскорбленного человека.
    В образе Савельича воплощены многие привлекательные черты, характерные для простого русского человека: верность долгу, прямота, способность к глубокой привязанности и самопожертвованию. Всё лучшее в Гринёве воспитано преимущественно Савельичем. Савельич глубоко привязан к Гринёву. Свой долг он видит в том, чтобы устроить счастье своего питомца. Савельич – раб по положению, но не раб по духу. В нём живёт чувство человеческого достоинства.
    Необходимо обратить внимание и на набожность Савельича: «Бога ты не боишься, разбойник!», «Господи владыко», «Слава тебе, владыко!», «Бог видит…», «Господи царю небесный…», «…бога буду молить», «…сказал он перекрестившись», «побойся бога», «ради бога», « старик крестился, читая про себя молитву», «…почивай себе до утра, как у Христа за пазухой». Помимо обращения Савельича к Богу, в его речи встречаются многочисленные «ругательные» слова: «пьяница оголелый», « проклятый мусье»… Речь проста, но за словом Савельич в карман не полезет: «Конь о четырех ногах, да спотыкается»… «Сержусь-то я на самого себя».
    Образ Савельича открывал великую истину: смирение не добродетель, по судьбе воспрянули духом, преступили закон, который обездоливал их, бросили вызов господам и власти. Савельич видит восстание, знает самого Пугачева, но он глух к провозглашенной мятежниками вольности, он слеп к событиям и судит о них с позиций своих хозяев. Оттого Пугачев для него «злодей» и «разбойник».
    В образе Савельича Пушкин нарисовал хорошего русского человека, трагизм положения которого в том, что он живёт в эпоху крепостного права, обезличивающего крестьянина, и прежде всего и сильнее всего – дворового. «Савельич – чудо. Это лицо самое трагическое, т. е. которое больше всего жаль в повести»,- хорошо сказал один из писателей – современников Пушкина.

  9. Савельич характеристика и образ в повести Пушкина Капитанская дочка
    План
    1. Главные герои произведения.
    2. Савельич. Характеристика и образ в повести “Капитанская дочка”
    2.1. Характер героя.
    2.2. “Не старый пес, а верный ваш слуга”.
    2.3. Подвиги Савельича.
    3. Трагизм крепостного права.
    “Капитанская дочка” – историческая повесть А.С. Пушкина, основанная на реальных событиях. Главные герои произведения – смелый и благородный офицер Гринев, беззащитная и мужественная красавица Маша Миронова, жестокий и двуличный предатель Швабрин и, конечно же, безжалостный и добросердечный бунтарь Пугачев. Эти колоритные многогранные образы не перестают удивлять и завораживать читателя на страницах повести.
    Однако не менее важным и ярким героем является и Савельич – старый слуга Гринева. На первый взгляд он занимает малозначительное место в повествовании, но, внимательно присмотревшись к его словам и поступкам, начинаешь понимать, что пожилой прислужник играет особенную, значимую роль в жизни главных героев. Например, если бы не он – то Гринев натворил бы за свою юность множество ошибок и даже был бы казнен, если б не заступничество старого слуги.
    В повести Савельич предстает перед читателями пожилым человеком, немного ворчливым, немного глуповатым, но очень смекалистым и преданным. Гринев характеризирует его как непьющего, что было редкостью для одинокого крепостного того времени, “за трезвое поведение пожалованного… в дядьки”. Савельич очень привязан к своему барину, он обучал его грамоте и относился к нему, как к сыну. Скорее всего, все хорошее, что имел в себе Гринев, досталось ему от примера верного слуги.
    Пожилой крепостной описывается очень хозяйственным, домовитым человеком: “…Я пошел на квартиру, мне отведенную, где Савельич уже хозяйничал”. Он умеет правильно распоряжаться деньгами, хорошо убирает и готовит. Несмотря на свое зависимое положение, старик умеет читать и писать, любит отстаивать свое личное мнение, даже спорить с барином. К тому же, Савельич обладает проницательностью и наблюдательностью: “Савельич слушал с видом большого неудовольствия. Он посматривал с подозрением то на хозяина, то на вожатого”.
    Примечательны отношения старого слуги со своими господами. Он любит их от всего сердца, усердно заботится об их благополучии. Для него крепостное право – это образ жизни, он не осознает, что может быть как-то иначе, он смиренно подчиняется барину и искренно любит его. Поэтому Пугачева – освободителя крестьян, он называет “злодеем и разбойником”. И хотя Савельич относится к Гриневу как к собственному ребенку, видно, что молодой человек не питает к старому слуге ответных чувств.
    Конечно, он по-своему привязан к своему “дядьке”, уважает его, прислушивается к его советам, иногда разговаривает с ним на равных, но в то же время в обращении офицера к своему слуге сквозит насмешливость, снисходительность и холодность. Особенно это очевидно, когда молодой человек несправедливо обругал Савельича за то, что тот рассказал его отцу о дуэли. А Гринев-старший, в свою очередь, оскорбляет слугу за то, что тот не доложил о ней! В этой нелепой ситуации старый крепостной выглядит благородным и справедливым человеком. Он не обижается на своих хозяев, так как понимает их чувства, не затаивает злобу. Он твердо отстаивает свое человеческое достоинство, но делает это смиренно, заглушив в себе обиду: “Я не старый пес, а верный ваш слуга, господских указаний слушаюсь…”
    Несмотря на свой почтенный возраст и рабскую покорность, Савельич готов идти на жертвы ради своего юного господина. Он кидается в ноги Пугачеву и просит казнить себя вместо молодого хозяина. Он, рискуя жизнью, предъявляет главарю бунтарей счет, вступаясь за барское добро. Но многие добрые и смелые поступки Савельича остаются незамеченными его повелителями. В этом и заключается весь трагизм и вся жестокость крепостного права, где слуг не считали за людей, где жертвы крестьян принимались как должное, где не было дружеских уз, обыкновенной благодарности и искренней привязанности между богатыми и бедными.

  10. Сочинение-рассуждение на тему: “Образ Савельича в повести Пушкина Капитанская дочка”. Помогите пожааалуйста

    Ответы:

    В образе Савельича Пушкин нарисовал хорошего русского человека, трагизм положения которого в том, что он живёт в эпоху крепостного права, обезличивающего крестьянина, и прежде всего и сильнее всего дворового. «Савельич — чудо. Это лицо самое трагическое, т. е. которое больше всего жаль в повести», — хорошо сказал один из писателей — современников Пушкина. В образе Савельича воплощены многие привлекательные черты, характерные для простого русского человека: верность долгу, прямота, способность к глубокой привязанности и самопожертвованию. Всё лучшее в Гринёве воспитано преимущественно Савельичем. Савельич глубоко привязан к Гринёву. Свой долг он видит в том, чтобы устроить счастье своего питомца. Савельич — раб по положению, но не раб по духу. В нём живёт чувство человеческого достоинства. Горечь и боль вызвало в Савельиче грубое письмо к нему старика Гринёва. В ответном письме Савельича Пушкин подчеркнул не только покорность старого дядьки своему господину, но и пробуждение в крепостном рабе сознания того, что он такой же человек, как и его барин. Образом Савельича Пушкин протестует против крепостного права. ? 17 Нравится? Пожаловаться1 ОТВЕТdaniel chechenev 1 год назадУченик (132)Савельич- отнюдь не главное и не единственное действующее лицо в романе Пушкина «Капитанская дочка» . Само название уже говорит, что на первый план выдвинут образ девушки. Ее характер в большей степени и хотел раскрыть автор. Хотя и Марью Ивановну нельзя назвать единственным главным лицом. В романе представлены и такие яркие герои, как Петр Андреевич Гринев, Швабрин, Пугачев. Но не следует забывать и про образ Савельича. Пушкин, работая над ним, пытался создать тип верного, преданного своему хозяину слуги, слуги любящего, умеющего чувствовать.  В семье Гриневых Савельич появляется, когда Петру Андреевичу исполняется пять лет: стремянный-крепостной слуга, ухаживающий за лошадью барина; в псовой охоте обычно ведающий сворой барских охотничьих собак- «за трезвое поведение пожалован был в дядьки» , то есть стал крепостным слугой- воспитателем. Под его надзором на двенадцатом году выучился Гринев русской грамоте и мог «здраво судить о свойствах борзого кобеля» . Савельич полюбил мальчика, привык к нему, и вдруг появляется новый учитель грамоты и манер: отец Гринева нанимает француза Бопре. Какова реакция Савельича? Ему данный «приезд… сильно не понравился» . Почему? Обратимся к словам самого Савельича: «Слава богу… кажется, дитя умыт, причесан, накормлен. Куда как нужно тратить лишние деньги… » На первый взгляд, все дело в деньгах. Савельич не будет тратить их попусту, этому же он пытается научить и Гринева: «Воля твоя, сударь, а денег я не выдам» . Недаром Петр Андреевич затем скажет, что Савельич-« и денег, и белья, и дел… рачитель» . Но только ли в этом причина непризнания Бопре? Читаем дальше: «… и нанимать мусье, как будто и своих людей не стало! » Кто эти «свои люди» ? Не намек ли это на себя? Конечно! Савельич настолько полюбил мальчика, что в нем заговорила ревность к «новому наставнику» , который должен был научить Гринева французскому и немецкому языкам, но «…предпочел наскоро выучиться … болтать по-русски…» . К тому же не был он … и врагом бутылки» . А Савельич, как мы помним, имел «трезвое поведение» . И это еще одна причина неприязни. «Рано, Петр Андреич… начинаешь гулять… А кто всему виноват? Проклятый мусье… Нечего сказать: добру наставил, собачий сын… » Судьба разлучила Гринева с Бопре: Гринев едет на службу, а с ним отправляется и Савельич «смотреть за дитятей» . «Мудрено было унять» Савельича, когда тот принимался за проповедь: «Вот видишь ли, Петр Андреич, каково подгуливать. И головке-то тяжело, и кушать-то не хочется. Человек пьющий ни на что не годен… Выпей-ка огуречного рассолу с медом… Не прикажешь ли? Какой парадокс: «Не прикажешь ли? » Что в этих словах? Осознание того, что ты слуга, что ты далек от хозяина? Или ощущение близости к Гриневу, привязанности? И то и другое. Интересно заметить, что Савельич обращается к хозяину «на ты» , и Гринева это не оскорбляет, он прислушивается к Савельичу, даже может стыдиться его (« Мне было стыдно») . Но он иной раз может напомнить: «Я твой господин, а ты мой слуга» . Гринев знает, что только таким образом можно добиться чего- нибудь от «упрямого старика». «Мне было жаль бедного старика; но я хотел вырваться на волю и доказать, что уж я не ребенок» . «Савельич заплакал» . И как можно не любить такое незлобивое, доброе, наивное существо! «Ну, не сердись ; помиримся», – говорит Гринев.  Необходимо обра
    тить внимание и на набожность Савельича: «Бога ты не боишься, разбойник!» , «Господи владыко» , «Слава тебе, владыко!» , «Бог видит…» , «Господи царю небесный…» , «…бога буду молить» , «…сказал он перекрестившись» , «побойся бога» , «ради бога» , « старик крестился, читая про себя молитву» , «…почивай себе до утра, как у Христа за пазухой» . Помимо обращения Савельича к Богу, в его речи встречаются многочисленные «ругательные» слова: «пьяница оголелый» , « проклятый мусье»?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *