Сочинение на тему образ ярославны в поэме слово о полку игореве

14 вариантов

  1. «Слово о полку Игореве» как памятник древнерусской литературы

    «Слово о полку Игореве» — знаменитый памятник древнерусской литературы. В нем сочетается лаконичность и точность слова, поэтичность и эмоциональность. Эти особенности привлекают к старинной поэме творческих людей уже много веков.
    Автор произведения неизвестен, он повествует о событиях давно прошедших дней, которые в результате привели к столь желанному объединению разобщенных князей. «Слово о полку Игореве» стало первым русским произведением, раскрывшим перед нами многогранные образы русских князей, их войск и семей.

    Образ Ярославны

    Одним из ярчайших образов произведения стал образ Ярославны – молодой жены князя Игоря. Образ ее исполнен трагедии и печали, но вместе с этим лиричен и поэтичен. Ярославна представлена верной и преданной, бесконечно любящей спутницей жизни.
    Переживая за благополучие мужа, Ярославна плачет на стене Путивля, не пряча слез и не стыдясь их. Плач передан в традиционной для русского фольклора форме. В нем есть и церемониальность и искренность, которая не оставляет равнодушным читателя. Ярославна всеми силами души стремится оказаться рядом с Игорем в тяжелую для него минуту. Она словно чувствует его боль, единственным ее желанием становится облегчение его страданий.

    Обращение Ярославны к силам природы

    Осознавая, что никто из окружающих не может ей помочь, она обращается к природным стихиям, умоляя не губить родного ей человека. Призыв к ветрам, солнцу и Днепру переполнен безграничным доверием и надеждой, языческой верой во всемогущество природных богов.
    «Возлелей, господин, моего ладу ко мне, чтобы не слала я споза­ранку к нему слез на море», — вопрошает она у Днепра. Сквозь уважительный тон можно проследить упрек силам природы за то, что произошло с русским войском: «Зачем мечешь хиновские стрелы на своих легких крыльях на воинов моего лады?» — обращается девушка к ветру.

    Образ русской женщины в «Слове…»

    Образ верной жены Ярославны цельный и самодостаточный. В ее причитаниях отчетливо слышится тоска и печаль всех русичей, пострадавших от поражения от половцев. Через этот образ автор представляет скорбь всех русских людей, особенно русских женщин, ждущих своих мужей с полей сражения, безукоризненно верящих в правильность поступков своих супругов, готовых в любой момент прийти ему на помощь.

    Значение образа Ярославны для русской литературы

    Образ Ярославны оказал влияние на творчество многих русских писателей и поэтов, стал предвестником героинь Пушкина, тургеневских девушек, женских образов Толстого. «Слово…» переводили с древнерусского разные поэты и писатели. Самые известные переводы плача Ярославны Жуковского и Заболоцкого. Каждый из них по-своему передает страдания девушки, поэтично обрисовывают ее внутреннюю боль.
    На мой взгляд, плач Ярославны вызывает непередаваемые ощущения после прочтения, особенно если читать его в оригинале. Автор «Слова о полку Игореве» по истине тонкий психолог, чутко чувствующий прекрасное в мире.

  2. «Слово о полку Игореве» – это величественная памятка в истории древнерусской литературы. Эта рукопись передает нам события давно минувших дней. Мы узнаем о великих походах князей русских, об их победах и поражениях.
    Автор уделяет внимание не только мужским образам. Наравне с ними описаны и славные женские образы, которые играли немаловажную роль в развитие сюжета. Это святая Феврония, Авдотья Рязаночка – великие женщины. Их образы прекрасны.
    Но, есть среди влиятельных персонажей еще одна женщина – Ярославна. Она была преданной женой князя Игоря – она до последнего оставалась верна ему. Ярославна искренне сопереживала о всех событиях, происходящих с войском Игоря. Она плачет и скорбит о потерях, она молит все силы природы о помощи.
    Читая «Слово о полку Игореве» мы обращаем внимание на языческие мотивы, которые обожествляют силы природы. Видны также фольклорные направленности – воодушевление солнца и ветра. И Ярославна постоянно молит о помощи именно у них.
    Образ Ярославны передает нам те тяготы и те страдания, которые легли на плечи не только этой молодей женщины. Ведь сколько жен и матерей ждали своих мужей и сыновей с битвы. Сколько они пролили слез и сколько прочитали молитв. Да, такие хрупкие женщины, как Ярославна, мало чем могли помочь в бою. Но своей духовною силой они могли поддержать каждого. Своими мольбами они творили чудеса.
    И взыграло море. Сквозь туман
    Вихрь примчался к северу родному –
    Сам Господь из половецких стран
    Князю путь указывает к дому.
    Мольбы прекрасной Ярославны были услышаны. Помощь Всевышнего помогла воинам.
    В «Слове о полку Игореве» Ярославна предстает перед читателем волевой и сильной натурой, которая могла поддержать родного мужа, которая могла помочь ему в поиске верного решения и правильного, достойного пути. Она, как и многие русские женщины делала все, чтобы хоть как-то повлиять на свою судьбу и судьбу целого народа.

  3. 3
    Текст добавил: Добавляйтесь

    Стародавней Ярославне тихий ропот струн.
    Лик твой древний, лик твой светлый, как и прежде, юн.
    Иль певец безвестный, мудрый, тот, кто “Слово” спел,
    Все мечты веков грядущих тайно подсмотрел?
    Или русских женщин лики все в тебе слиты?
    Ты — Наташа, ты — и Лиза: и Татьяна — ты!
    В.Брюсов
    В истории нашей литературы сохранилось множество интересных женских образов, воплотивших идеал русской женщины. Каждый человек со школьной скамьи, думаю, помнит Наташу Ростову из «Войны и мира» Л.Толстого, Татьяну Ларину из «Евгения Онегина» А.Пушкина, Сонечку Мармеладову из «Преступления и наказания» Ф.Достоевского и других  и может о них рассказать. А вот о Ярославне из «Слова о полку Игореве» лично мне  помнится только плач, да и то в общих чертах. С таким не очень приятным для себя открытием я столкнулась, прочтя предложенные темы сочинений для Каяльских чтений 2014 года. Решив восполнить пробелы в своих знаниях, я прочла массу литературы, и предо мной предстал образ Ярославны.
    Ярославна — реальное историческое лицо, жена русского Новгород-Северского  князя Игоря Святославовича. Её родителями были галицкий князь Ярослав Осмомысл и княгиня Ольга Юрьевна. Они дали своей дочери прекрасное, на мой взгляд, имя –  Ефросиния, что означает «радость». На Руси было принято замужнюю женщину называть не по имени, а по отчеству или по имени мужа. Так и стала она Ярославной, хотя на момент описываемых  в «Слове о полку Игореве» событий ей всего 16 лет.
    Разорённая Русь, терзаемая княжескими междоусобицами, была лёгкой добычей воинственных кочевников. «Слово» рассказывает о походе на половцев князя Игоря, который пошёл со своей дружиной на врагов ради личной славы. Превосходящие силы половцев разгромили Игорево войско, а его самого  взяли в плен.
    С Ярославной мы знакомимся, когда она плачет на воротах в Путивле-Граде, мысленно стремясь к месту битвы Игоря с половцами, где, по её представлениям, лежит раненый князь, желая омыть и заживить его раны:
    Обернусь я, бедная, кукушкой,
    По Дунаю-речке полечу
    И рукав с бобровою опушкой,
    Наклонясь, в Каяле омочу.
    Почему в Путивле, где правил сын князя Игоря Владимир, а не в Новгород-Северском?  Может потому, что он был гораздо южнее Новгород-Северского, а именно с юга должно было возвращаться войско Игоря? А может, проводила Ярославна мужа до этого города и осталась там ждать его?
    Легко представляю себе картину: вот стоит Ярославна на стенах древнего путивльского кремля, взгляд её устремлён в бесконечную даль; горестно сжав руки, взывает она к силам природы за помощью. Тяжело приходится этой  юной ещё, но уже так несчастной женщине, которая не знает, жив ли её муж. И льются слёзы боли, отчаяния. Нежная и преданная, самоотверженная и верная, Ярославна изливает своё горе в плаче. Но плач её – не горестное причитание об умершем, не слова скорби и воспоминаний о совместно прожитых годах, а моление, заклинание к силам природы помочь князю и его воинам.  Она напрямую обращается к богам: «О ветре, ветрило…» – это обращение к Стрибогу, «О светло – пресветлое солнце…» – обращение к Хорсу. Другими словами, она начинает волховать. Именно поэтому идёт она на путивльский заборол (на самую высокую точку местности) рано утром, чтобы остаться «незнаемой», то есть, тайно.
    С выразительными заклинаниями княгиня обращается к трём силам природы: к солнцу, ветру и далёкому от Каялы Днепру.  И в каждом её обращении – прямой упрек. «Ветру Ветрилу» Ярославна ставит в укор то, что во время битвы он веял со стороны половцев:
    Что ты, Ветер, злобно повеваешь,
    Что клубишь туманы у реки,
    Стрелы половецкие вздымаешь,
    Мечешь их на русские полки?
    В обращении к Днепру-Славутичу она просит «прилелеять» к ней её милого ладу:
    Возлелей же князя, господине,
    Сохрани на дальней стороне,
    Чтоб забыла слезы я отныне,
    Чтобы жив вернулся он ко мне!
    Ярославна обращается к Днепру потому, что он силён и могуч и был верным союзником другим князьям в походах против половцев:
    Днепр мой славный! Каменные горы
    В землях половецких ты пробил,
    Святослава в дальние просторы
    До полков Кобяковых носил.
    Звучат из уст княгини слова упрёка и в адрес «трижды светлого солнца» за то, что его горячие лучи оказались губительными для Игорева войска, что мучило жаждой воинов во время битвы в безводной степи:
    Солнце трижды светлое! С тобою
    Каждому приветно и тепло.
    Что ж ты войско князя удалое
    Жаркими лучами обожгло?
    В обращении к ветру и солнцу, как видим, никакие просьбы не высказываются, а лишь подразумеваются: Ярославна мысленно просит  природные стихийные силы сменить гнев на милость и не мешать спасению Игоря, его возвращению на родину.  Но обращается к силам природы она  как к живым и всесильным божествам, и слова звучат, как заговор или молитва.  И уже по-другому представляешь себе Ярославну: она устремлена в небо, чтобы загородить собой солнце, которое « жаждою стянуло лук походный», и остановить ветер, который  «стрелы половецкие вздымает,
    мечет  их на русские полки». Ещё мгновение, и Ярославна оборотится кукушкою и взлетит над Дунаем, а дорогу ей «кажуть» лебеди, устремляющиеся в землю «незнаемую».
    Но почему кукушкою?  Знаток славянской народной поэзии Ф.И.Буслаев писал, что кукушка – славянский символ тоскующей женщины: и несчастной в браке, и одинокой солдатки, и женщины, оплакивающей смерть мужа, сына или брата. Но Ярославна – кукушка  летит к любимому не для того, чтобы оплакать его на поле битвы, а чтобы вернуть его к жизни! В древнерусском тексте это звучит так: «зегзицею незнаема рано кычеть». Мне очень понравилась  прочитанная мысль о том, что слово «зигзица», образованное по правилам русского языка  из слова «зигзаг», означает «двойная молния». В. Даль в своем словаре упоминает очень похожее слово – згица, то есть искра. Следовательно, выражение может иметь смысл: мечет молнии,  призывает молнии свыше – обращается к богу-громовержцу Перуну, покровителю  князей  и дружин.
    Как же нужно любить своего суженого, чтобы так отчаянно выпрашивать ему жизнь не у людей, а у сил природы! Народ веками соблюдал языческие обряды, олицетворяя силы природы, стремясь подчинить их вещему слову. И героиня «Слова о полку Игореве» в самое трудное для неё время обращается к вере отцов и дедов. Чувства Ярославны не могут оставить равнодушными  людей, испытавших в жизни любовь и привязанность к другому человеку. Кем предстаёт князь Игорь перед нами?  Первым князем, попавшим в плен? Князем, для которого поход кончается бесславным поражением? Князем, неудача которого ободрила половцев, позволила им поверить в свои силы, что привело к новому их нашествию на Русь? Да, именно так. Но только не для Ярославны, плач которой по утерянному мужу пропитан нежностью, теплотой, горячим сочувствием. В её плаче Игорь – «сокол», «солнце красное».  И сила её любви помогает Игорю бежать из плена и вернуться домой.
    Таким предстал передо мной образ Ярославны – первой женщины –героини  в русской литературе: образ самоотверженной, любящей женщины с колоссальной силой – силой любви. И закончить разговор о ней мне хочется словами  Н.Рыленкова:
    Путивльский шлях. Полынная тоска,
    Твой ждущий взгляд сквозь слёзы – синий-синий.
    Вошла ты Ярославною в века,
    А в терему осталась Ефросиньей…
    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
    Апаринская средняя общеобразовательная школа
    ученицы 11 класса
    Садовниковой Анны Ивановны
    Учитель – Болгова И.Ф.

  4. 4
    Текст добавил: Владюха_Ростов

    Образ Ярославны в «Слове о полку Игореве» детально описывается в произведении: она преданная и самоотверженная. Ее плач звучит очень драматично. Она не просто занимается выполнением положенного ритуала, но и испытывает искреннюю скорбь о гибели Игоря. Ярославна сожалеет о том, что не может, подобно птице, «прилететь к нему на крыльях». В образе Ярославны в «Слове о полку Игореве» уже заложен тот прототип самоотверженной женщины, готовой пожертвовать собой ради любимого. Этот типаж не раз будет встречаться на страницах многих произведений русской литературы. Русская женщина описывается уже в этих древних памятниках как верная подруга, которая всегда разделит интересы мужа, будет безгранично верить в правильность его дела.

    Почему девушка была равна своему супругу

    Образ Ярославны в «Слове о полку Игоревом» равноценен другим действующим лицам произведения. В этом произведении можно проследить противоречивость характера русской женщины. С одной стороны, она сильна и могущественна, и поэтому ее роль важна не меньше остальных. Она своей мудростью и стойкостью может преодолеть любые трудности. И вместе с этим Ярославна – это кроткая и нежная жена, которая слушается своего влиятельного мужа. Благодаря своей мудрости она осознает его первенство и является послушной по своей воле, а не из-за принуждения. Именно благодаря этим характеристикам она и получает возможность быть равной Игорю, получать от него любовь и уважение.

  5. «Слово о полку Игореве» – яркое произведение – свидетельство средневековья. Чтобы его понять, надо проникнуться сознанием, или как сейчас говорят, менталитетом человека этой жестокой, суровой эпохи. Средневековый рыцарь–богатырь был рождён для битвы, для войны. Смерть в сражении есть честь и достоинство, победа – вершина жизни. А сама по себе жизнь ничего не значила. Женщина средневековья – только дама сердца – продолжение воина, хранительница его славы, чести. Сама по себе женщина мало что значила.
    Именно в этом качестве предстаёт перед нами Ярославна – жена князя Игоря. Она символизирует объединённый образ всех русских женщин конца двенадцатого – начала тринадцатого веков. Их удел – страдание, оплакивание своих мужей, сыновей, отцов и братьев, погибших на поле боя или попавших во вражеский плен. Поэтому княгиня возникает в поэме, как женщина, оплакивающая своего мужа. Своей любовью она пытается помочь князю спастись из плена. Её плач выражает её готовность пожертвовать всем, ради спасения дорогого человека. Она привлекает силы природы (что характерно для славянской веры), обращается к Солнцу, ветру, Днепру с мольбой о помощи. И автор приветствует её устремление, он сравнивает Ярославну с птицей, летящей вдоль реки, спасительницей своего мужа.
    Ярославна оплакивает не только своего мужа, князя Игоря, но и всех погибших русских воинов. Печаль, неизбывное горе нашли отражение в её монологе. Но она не одна – сотни русских женщин Древней Руси оплакивали своих родных, и в их плаче – любовь, нежность, сострадание. Но мы слышим голос Ярославны. В её душе мечты о мире и домашнем очаге, хранительницей которого является женщина. Она – воплощение созидательного, нравственного, народного начала.
    Плач княгини символизирует печаль Русской земли. Светлый и поэтический образ княгини Ярославны является одним из популярнейших образов русской женщины в искусстве и литературе. К её образу обращаются многие творцы современности. Мы можем увидеть её портреты, созданные художниками, сценическое воплощение, музыкальные варианты. Княгиня часто выступает героиней множества литературных, художественных и музыкальных произведений, а её монолог стал постоянным источником для реминисценций разного плана.
    Особенно ценным представляется следствие плача Ярославны. Кажется, что именно она спасает своего мужа, ведь все силы природы объединяются, чтобы спасти князя: помогает шумом ветер, прячет в своих волнах Днепр. Возвращается князь, словно солнце освещает Русскую землю. Ярославна символизирует Русскую землю, скорбящую по своим защитникам, а её плач не только поэтическое творение, но и настоящий заговор на жизнь и здоровье, любовь и удачу. Хочется верить, что ещё много лет княгиня Ярославна будет образцом любви и верности для грядущих поколений.

  6. Над широким берегом Дуная,
    Над великой Галицкой землей
    Плачет, из Путиеля долетая.
    Голос Ярославны молодой…
    Н. Заболоцкий
    “Слово о полку Игореве” — замечательный памятник древнерусской культуры. Он донес до нас не только описание событий своего времени, образное мышление и мировоззрение наших предков, в поэтической форме создал образы князей, простых ратников и русских женщин. Наряду с изображением отважных и своевольных князей, автор “Слова” не обходит вниманием и жен русских воинов, подробно останавливаясь на образе Ярославны, жены Игоря, одном из лучших в произведении.
    Нежная и преданная, самоотверженная и верная, Ярославна изливает свое горе в традиционном плаче. Но так задушевно и драматично он звучит! Ярославна не просто выполняет положенный ритуал. Она искренне скорбит о гибели дружины мужа, о ранах Игоря, жалея о том, что нет ее рядом, что не может она помочь, хотя душа ее готова лететь птицей, облегчить любимому страдания.
    Полечу,— говорит кукушкою по Дунаю,
    Омочу шелковый рукав в Каяле-реке,
    Утру князю кровавые его раны на могучем его теле.
    Русь уже крещена, христианство официально признано. А в плаче Ярославны отчетливо слышны верования и традиции язычества. Она, как к живым и всесильным божествам, обращается к солнцу и ветру, могучему Днепру — Словутичу, прося защиты для Игоря и его воинов.
    О ветер, ветрило!
    Зачем, господин, веешь ты навстречу?
    Зачем мчишь хиновские стрелочки на своих легких крыльицах на воинов моего милого?..
    О Днепр Словутич!
    Ты пробил каменные горы сквозь землю Половецкую…
    Прилелей же, господин, моего милого ко мне,
    Чтобы не слала я к нему слез на море рано.
    Уже в этом древнем памятнике заложены те традиции, которые потом разовьются в нашей классической литературе: необыкновенная самоотверженность русской женщины, ее полное подчинение интересам мужа — воина, защитника родины, и безграничная вера в правоту его дела.
    Светлое и трижды светлое солнце!
    Всем ты тепло и прекрасно:
    Зачем, владыко, простерло ты горячие свои лучи на воинов моего лады?
    В поле безводном жаждою луки скрутило, горем им колчаны заткнуло?
    Ярославна — равноценный образ наряду с другими героями “Слова о полку Игореве”. Это много позже появится “Домострой”, который очертит круг женщины семейными проблемами, сделает ее в средневековье бессловесной “рабыней мужа”. И заново придется “завоевывать” женщинам то особое положение подруги, хранительницы очага, которое она по праву занимала в древности.
    Образ Ярославны проявится и дополнится чертами и достоинствами, обретет новую жизнь в героинях Пушкина и Некрасова, Тургенева и Толстого, но начало было положено в “Слове”, и это очень важно и ценно.
    Далеко в Путивле, на забрале
    Лишь заря займется поутру,
    Ярославна, полная печали,
    Как кукушка, кличет на юру…

  7. Традиционно считается, что ценность сохранившихся и дошедших до нас словесных памятников древнерусской литературы заключается в историческом описании и многогранном рассмотрении мужских судеб. При этом несправедливо забывается значимость женской темы. Однако тенденция создания женских образов прослеживается, например, в «Слове о полку Игореве», в котором образ Ярославны, жены пленённого князя Игоря, наполнен огромной чувственной энергией. Неутихающий плач, прямо обращённый к разыгравшимся природным стихиям, во многом похож на таинственную языческую молитву.
    После скорбного известия об окончательном разгроме Игорева войска в иссушённой знойными солнечными лучами половецкой степи обезумевшая от горя молодая княжна поднимается на крепостную стену в Путивле. Лишь там, оставшись в уединении, она позволяет сковавшей её душу печали вырваться наружу, и предаётся горестному стенанию.
    Ярославна понимает, насколько различно их с Игорем положение, как далеки они друг от друга. Она продолжает находиться на непокорённой родной земле, а её возлюбленный – на чужой, неприветливой, вражеской. Неспроста в текст ложится напоминающим рефреном фраза: «О русская земля! Ты уже за холмом». В попытке добыть признание князь во время боевого похода всё дальше отдаляется от русской земли и, в конце концов, утрачивает нерушимую связь с природой. Преданная жена, зная, что ей бессмысленно обращаться к половецкой земле, пытается отмолить его у оставшихся трёх стихий. У порывистого ветра, у тёмных вод Днепра, у палящего солнца.
    Казалось бы, женщина, внезапно сражённая трагическим поражением супруга, должна быть беспомощно растерянной, но нежный и вместе с тем волевой образ княжны Ярославны раскрывается другой стороны. Он становится поистине каноничным представлением о бесконечно верной и безгранично любящей спутнице, сила веры и чувств которой направляет в помощь Игорю своенравные мировые стихии.
    Всё ещё гневающееся на безрассудного князя за пренебрежение знамением, солнце всё же заходит за горизонт, погружая степи в полумрак. Ветер, напоследок шумно всколыхнувший всё вокруг, помогает израненному Игорю, а затем постепенно утихает и устремляется дальше, оставляя вырвавшихся на свободу беглецов в покое. Воды Днепра тихо отступают, больше не препятствуя, а, наоборот, помогая им вернуться под защиту родных земель.
    Образ Ярославны собирательный – это олицетворение всех женщин и самой Древней Руси, вместе изнывающих от кровавых потерь дорогих и горячо любимых людей.

  8. «Слово о полку Игореве» — гениальный памятник древ­нерусской литературы. Необыкновенная поэтичность, су­ровость и яркость слова, сдержанная сила чувств привле­кали и привлекают к этому произведению литераторов, музыкантов и живописцев разных эпох. Неизвестному ав­тору удалось не только рассказать нам о событиях, ока­завших значительное влияние на объединение русских князей в дальнейшем, но и впервые в мировой литературе создать художественные образы великих князей, их дру­жин, жен русских воинов.
    Образ Ярославны в «Слове» трагичен и печален, с одной стороны, но полон нежного лиризма и поэзии — с другой. Лучшие качества женщины и жены воплотил автор в этом образе. Ярославна предстает перед нами верной, нежной, преданной супругу и бесконечно любящей женой. В тоске о муже она, не стыдясь своих слез, плачет на стене Путивля. Этот плач традиционен и церемониален, но сколько в нем искренней тоски, горя, задушевного отчаяния! В тяже­лую для мужа минуту она всем сердцем стремится ока­заться рядом с ним, облегчить его страдания, помочь: «Омочу шелковый рукав в Каяле-реке, оботру князю кровавые его раны на горячем его теле».
    Понимая, что люди не в силах помочь ее горю, Ярослав­на обращается к силам природы, заклиная и умоляя их не губить любимого мужа и доблестного воина Игоря Свя­тославовича. В этом языческом обращении к ветру, Днеп­ру и солнцу слышится надежда на справедливость и дове­рие. Кто же может защитить теперь Игоря и его дружину от злых половцев, если не эти всемогущие божества? «Возлелей, господин, моего ладу ко мне, чтобы не слала я споза­ранку к нему слез на море», — просит она у Днепра Славутича. Но, несмотря на уважительность обращения, слышен и упрек силам природы за свершившееся: «Зачем мечешь хиновские стрелы на своих легких крыльях на воинов моего лады?» — спрашивает Ярославна у ветра. «Светлое и тресветлое солнце! Для всех ты тепло и прекрасно! Поче­му же, владыко, простерло горячие свои лучи на воинов лады? В поле безводном жаждой им луки расслабило, го­рем им колчаны заткнуло», — обращается Ярославна к солнцу.
    Образ Ярославны в «Слове о полку Игореве» целен и самодостаточен. В ее плаче слышна «печаль обильная» и тоска, которая «разлилась по Русской земле» после по­ражения славных воинов в походе против половцев. С помощью этого образа автор хочет показать скорбь и горе всей Русской земли и самоотверженность русских женщин, готовых в любую минуту спешить на помощь своему мужу и защитнику и безгранично верящих в правоту его дела.
    Образ Ярославны вдохновлял многих поэтов и писате­лей, служил прообразом героинь Пушкина, Тургенева, Тол­стого и многих других мастеров слова. Жуковский и Забо­лоцкий, каждый по-своему, перевели плач Ярославны на современный им русский язык. Но непередаваемо ощуще­ние от прочтения древнерусского текста, автор которого был наделен талантом тонкого и чуткого восприятия пре­красного.

  9. Тема: – Ярославна — продолжение фольклорных традиций в образе (1)

    В великом памятнике древнерусской литературы «Слове о полку Игореве» прослеживается несомненная связь с народными традициями. Народна сама идея произведения; народность проявляется и в описании событий, и в языке, и в художественной манере автора, а также в образах, которые он создает. Одним из таких народных образов выступает в поэме молодая жена Игоря — Ярославна.
    Ярославна — типичная русская женщина. Этот образ занимает очень важное место в идейном замысле поэмы. Он овеян мыслью о мире, семье, доме, проникнут нежностью и лаской, ярким народным началом. В образе Ярославны и других женщин выражается печаль и забота родины, народа о своих воинах. В них заключена идея созидания, которое противостоит бедам и Разрушению, идея противопоставления войны и мира. Жены русских воинов оплакивают своих мужей, павших на поле сражения. И их плач, полный нежности и грусти, носит глубоко народный характер.
    Наиболее ярко характер героини раскрывается в известном плаче Ярославны. Автор как бы цитирует плач русской женщины жалеющей не только своего мужа, но и его воинов:
    О ветер, ветрило!..
    …Зачем мчишь хиновские стрелочки
    на своих крыльицах
    на воинов моего милого?..
    Светлое и трижды светлое солнце!..
    …Зачем, владыко, простерло ты горячие свои лучи
    на воинов моего лады?
    В поле безводном жаждою им луки скрутило,
    горем им колчаны заткнуло?
    Она вспоминает также и славный поход Святослава против половцев, которым по праву может гордиться русский народ. В ее плаче-приговаривании слышатся народные напевы. Автор не случайно выбрал такой стиль изложения — стиль народных лирических песен. Он наиболее точно раскрывает образ героини, как представительницы своего народа. Именно такие слова и выражения, какими наполнен плач, использовались в устном народном творчестве — в песнях, плачах, притчах. Обращения и образы, которые использует автор, присутствуют во всех народных произведениях того времени. С самого начала плач построен исключительно на фольклорных образах — Ярославна, например, стремится, подобно героиням народных сказаний, «полететь кукушкою по Дунаю». Для древних притч и песен было очень характерно такое превращение в птиц или животных.
    Ярославна обращается к природе: к ветру, веющему под облаками, лелеющему корабли на синем море; к Днепру, который пробил каменные горы и лелеял на себе Святославовы насады; к солнцу, которое для всех прекрасно, а в степи безводной жаждою и истомою скрутило русских воинов. Во всех этих образах заключена характеристика великой и необъятной Руси. Эти обращения ярко отражают и неразрывную связь героини со всем русским народом. Именно у родной природы она ищет сочувствия и помощи:
    О Днепр Словутич!
    Прилелей же, господин, моего милого ко мне,
    чтобы не слала я ему слез
    на море рано.
    Особенность монолога Ярославны заключается еще и в том, что он раскрывает внутренний мир Ярославны. С могучими силами природы она держится на равных. Проявляет мужество, желая быть рядом с мужем в опасности, а также милосердие: своим присутствием она хочет облегчить страдания раненого Игоря.
    В голосе Ярославны слышатся не только страдание и печаль. Нежностью и любовью исполнено каждое слово ее плача. Нежные лирические слова ее несут в себе примирение чувствам, смягчают горечь утрат и поражения. Она глубоко скорбит о войске, но скорбь ее светлая, полная надежды. Вместе с ней надеются и верят в счастливый исход событий все русские женщины, весь русский народ. И эти надежды оправдываются — Игорь бежит из плена. Ему помогает все та же природа, к которой обращалась с мольбой героиня.
    Таким образом, в Ярославне автор воплотил типичные черты народа, он создал тип русской женщины, преданной своему мужу и родной стране. И, кроме того, этот образ стал воплощением горестей и радостей русского народа, его надежд. Через него, как и через других персонажей, поэт передает основную идею своего произведения — призыв к единению во имя счастья и мира всей Руси.

  10. Над широким берегом Дуная,
    Над великой Галицкой землей
    Плачет, из Путиеля долетая.
    Голос Ярославны молодой…
    Н. Заболоцкий
    “Слово о полку Игореве” — замечательный памятник древнерусской культуры. Он донес до нас не только описание событий своего времени, образное мышление и мировоззрение наших предков, в поэтической форме создал образы князей, простых ратников и русских женщин. Наряду с изображением отважных и своевольных князей, автор “Слова” не обходит вниманием и жен русских воинов, подробно останавливаясь на образе Ярославны, жены Игоря, одном из лучших в произведении.
    Нежная и преданная, самоотверженная и верная, Ярославна изливает свое горе в традиционном плаче. Но так задушевно и драматично он звучит! Ярославна не просто выполняет положенный ритуал. Она искренне скорбит о гибели дружины мужа, о ранах Игоря, жалея о том, что нет ее рядом, что не может она помочь, хотя душа ее готова лететь птицей, облегчить любимому страдания.
    Полечу,— говорит кукушкою по Дунаю,
    Омочу шелковый рукав в Каяле-реке,
    Утру князю кровавые его раны на могучем его теле.
    Русь уже крещена, христианство официально признано. А в плаче Ярославны отчетливо слышны верования и традиции язычества. Она, как к живым и всесильным божествам, обращается к солнцу и ветру, могучему Днепру — Словутичу, прося защиты для Игоря и его воинов.
    О ветер, ветрило!
    Зачем, господин, веешь ты навстречу?
    Зачем мчишь хиновские стрелочки
    на своих легких крыльицах
    на воинов моего милого?..
    О Днепр Словутич!
    Ты пробил каменные горы
    сквозь землю Половецкую…
    Прилелей же, господин, моего милого ко мне,
    Чтобы не слала я к нему слез
    на море рано.
    Уже в этом древнем памятнике заложены те традиции, которые потом разовьются в нашей классической литературе: необыкновенная самоотверженность русской женщины, ее полное подчинение интересам мужа — воина, защитника родины, и безграничная вера в правоту его дела.
    Светлое и трижды светлое солнце!
    Всем ты тепло и прекрасно:
    Зачем, владыко, простерло ты горячие свои лучи
    на воинов моего лады?
    В поле безводном жаждою луки скрутило,
    горем им колчаны заткнуло?
    Ярославна — равноценный образ наряду с другими героями “Слова о полку Игореве”. Это много позже появится “Домострой”, который очертит круг женщины семейными проблемами, сделает ее в средневековье бессловесной “рабыней мужа”. И заново придется “завоевывать” женщинам то особое положение подруги, хранительницы очага, которое она по праву занимала в древности.
    Образ Ярославны проявится и дополнится чертами и достоинствами, обретет новую жизнь в героинях Пушкина и Некрасова, Тургенева и Толстого, но начало было положено в “Слове”, и это очень важно и ценно.
    Далеко в Путивле, на забрале
    Лишь заря займется поутру,
    Ярославна, полная печали,
    Как кукушка, кличет на юру…

  11. Данная поэма является замечательным литературным памятником Киевской Руси. Она донесла до нас подробнейшее описание событий, которые происходили в то время. Помогла понять мировоззрение и мышление наших предков. Автор посредством поэтической формы воссоздал образы князей, русских женщин, а также ратников.
    Описывая отвагу и своеволие русских князей, автор не обделил вниманием и жен, ждавших своих мужей-воинов с полей сражения. Автор подробно останавливается на описании образа Ярославны, которая приходилась женой князю Игорю. Этот образ является самым ярким из всех, которые раскрыты в произведении.
    Преданная мужу, такая нежная и самоотверженная Ярославна выражает всю свою боль, скопившуюся у нее в душе, с помощью плача. Но как душевно и трагично звучит ее плач – он является не только традиционным обрядом, который положено проводить. В этом ритуале отчетливо прослеживается скорбь Ярославны о погибших воинах, которые несли службу в полку Игоря, получившего тяжелые ранения. Ярославна очень жалела о том, что находится не рядом со своим мужем, не может помочь – облегчить его страдания. Как бы хотелось ей вспорхнуть подобно птице и полететь к Игорю для того, чтобы разделить с ним все беды и несчастья.
    В жалобном плаче Ярославны прослеживаются верования в богов и языческие традиции. Солнце, ветер и великий Днепр-Славутич представляются ей всесильными и всевидящими божествами, к которым обращен ее плач, молящий о помощи и поддержке Игорю и воинам его полка.
    Образ Ярославны является равноценным и ярким наряду с образами других героев, воспетых в поэме. В «Слове» автором заложены такие традиции, которые впоследствии станут развиваться и в современной классической литературе. Это безоговорочная вера, самоотверженность и необыкновенная преданность русских женщин, которые всецело подчинены интересам своих мужей – воинов, защищающих родные земли от вражеских нашествий.

  12. Женская судьба… Испокон веков назначением женщины считалось быть берегиней. Рождать и воспитывать детей, беречь домашний костер, работать в поле, угождать мужчине, быть опрятной и красивой. Простые женщины выполняли эту миссию с честью. Княгиня Ярославна из высшего света, но и на ее судьбу легли нелегкие испытания. Евфросиния Ярославна – дочь Ярослава Владимировича галиченского, вторая жена Игоря, который вступил в брак с ней 1184 года. Ярославна, влюбленная у своего мужчины, и вот этого счастья супружеской жизни ей отведено лишь один год, так как уже в 1185 году Игорь отправился в поход на половцев и попал в плен. Как же тяжело молодой женщине отторгать от сердца своего милого и провожать, может, на верную смерть! Но она осознает то, что ее мужчина – князь, полководец, воин. Женщина должна мужественно вынести это горе, еще и подать пример женщинам дружинников. С тревогой ждет она вестей из поля боя, радуется первым победам Игоря. Но вот страшная весть: войско разбито, а ее милое ладо в плену. Ярославна не кроется со своим горем, она выходит на Путивливской вал, в отчаянии обращается к силам природы по помощь. Вообще, автор «Слова…» в поэме представляет нам природу как самостоятельное действующее лицо. Она может быть гневной и кроткой, но всегда действующей, подвижной, очеловеченной. Обращается к ней Игорь, когда попадается в плен:
    * Донец-Река!
    * Не было тебе славы,
    * Что носил ты князя на волнах,
    * Стелил ему траву зеленую
    * На берегах серебряных…
    * Донец вступает в диалог с Игорем:
    * Князю Игорю!
    * Не имело тебе славы,
    * Кончакове досады злой,
    * А Русской земле веселья!
    Обращение Ярославны остаются без ответа, но природа все же поможет Игорю убежать из плена. Автор с огромной любовью, симпатией, восхищением описывает нам эту женщину в небольшом эпизоде. Который же надо иметь талант, чтобы на одной странице так детально выписать этот образ, что он считается за поэтической красотой самым славным, обвитым особой лиричностью образом в мировой литературе! Художник применяет нежные поэтические выражения: чайка-жалобница, кукушка, плачет-тоскует. Язык ее эмоциональный, пронизанный патриотизмом. Она и политически сознательная женщина, так как оплакивает не только Игоря, но и воинов, жену, сочувствует русским женщинам:
    * Как и чайка-жалобница
    * Стонет она рано.
    * Верит Ярославна в чудодейственную силу Каялы-Реки, которая может исцелить раны князя:
    * Омочу бобровый рукав
    * В Каяле-Реке,
    * Обмою князьевы кровавые раны
    * На теле его сильном!
    В художественной литературе и в фольклоре мы часто встречаем на определение женской судьбы сравнения женщины с тополем, калиной, чайкой, кукушкой. Эти две птички символизируют трагическую судьбу женщины. Автор «Слова…» именно их и использует. Ярославна готова полететь кукушкой, чайкой в именно ад, лишь бы только спасти Игоря. Весь монолог Ярославны состоит из риторических обращений и вопросов, в которых она восхваляет всесильность природы, а иногда даже способная на нарекание, которые и препятствует князю и жене:
    * О ветер ветрило!
    * Почему, хозяину, силой веешь?
    * Почему метаешь вражеские стрелы* На крыльях своих легких,
    * Против воинов моего милого?
    * К Днепру-Славутичу она обращается как к могущественной стихии:
    * Принеси же ты, хозяину,
    * Ко мне моего милого,
    * А не слала бы я слез ему ревностных,
    * На море рано!
    Как же нужно любить своего суженого, чтобы так отчаянно, отчаянно выпрашивать ему жизнь не у людей, а у сил природы! Это отчаяние, последняя надежда. И уже измучившись мольбами, женщина обращается к пусть мощнее силе – Солнца:
    * Почему же, солнце-хозяину,
    * Простерег горячий свой луч,
    * На воинов моего милого,
    * В поле безводному,
    * Жаждой им луки посушило,
    * Тоской сагайдаки склепало!
    И природа будто опомнилась от этих искренних заклинаний, будто переглянулась на душевную красоту этой женщины, что природа даже не равнодушная к ее тоске:
    * В полночь море заиграло,
    * Мгла идет столбами-вихрами,
    * Игорь-князю бог путь указывает,
    * Из земли Половецкой,
    * На землю Русскую.
    Прошло больше восьми столетий от времени этих событий, а и сегодня хочется пожелать молодым людям, супружеством подражать примеру этого супружества в верности, безграничной любви друг к другу. Ведь и Игорь не предал Ярославну, хотя ему предлагали красавиц-половчанок и богатство, чтобы в его лице иметь союзника хану Кончаку. Образ Ярославны настолько светлый, поэтический, что его часто используют художники в своем творчестве. Недаром именно «Плач Ярославны» перевел Маркиан Шашкевич, а Николай Лысенко ее вдохновил на музыкальную композицию «Плач Ярославны». Незабываемый образ Половчихи из новеллы «Шаланда в море» (роман «Всадники» Ю. Яновского) несет в себе много образов Ярославны. Она тоже просит силы природы возвратить ее Мусиечка, который попал в морское ненастье. Половчиха тоже стоит на скале, как «маяк неугасимой силы», и просит все ветра и море переглянуться на ее горе. И здесь тоже природа помогает. Во время Великой Отечественной войны наших женщин называли Ярославнами, так как они отдавали свою жизнь, кровь, здоровье, лишь бы их мужчинам повезло выжить, одолеть злого врага. Первую женщину-космонавта Валентину Терешкову тоже нарекли этим именем, даже песни составили о Валентине-Ярослаславне.
    И с полным правом наших женщин можно назвать Ярославнами, так как этот образ стал обобщенным. Женщины, девушки, которым присущие верность в любви, переживание за судьбу родного человека, способность к самопожертвованию, нежность, любовь ко всему живому, магическая сила убеждения словом – все они Ярославны. И дай, Бог, чтобы такие женщины не перевелись на нашей земле!

  13. Женская судьба … Испокон веков назначением женщины считалось быть хранительницей. Рожать и воспитывать детей, хранить домашний очаг, работать в поле, угождать мужу, быть опрятным и красивым. Простые женщины выполняли эту миссию с честью. Княгиня Ярославна из высшего общества, но и на ее долю легли нелегкие испытания. Евфросиния Ярославна — дочь Ярослава Владимировича Галицкого, вторая жена Игоря, который женился на ней 1184. Ярославна влюбленная в своего мужа, и вот это счастье супружеской жизни ей отведено лишь один год, потому что уже в 1185 году Игорь отправился в поход на половцев и попал в плен. Как же тяжело молодой женщине отрывать от сердца своего милого и провожать, может, на верную смерть!
    Но она осознает, что ее муж — князь, полководец, воин. Женщина должна мужественно вынести это горе, еще и подать пример женщинам дружинников.
    С тревогой ожидает она вестей с поля боя, радуется первым победам Игоря. Но вот страшная весть: войско разбито, а ее милый ладо в плену. Ярославна не кроется со своим горем, она выходит на Путивливський вал, в отчаянии обращается к силам природы за помощью.
    Вообще, автор «Слова …» в поэме представляет нам природу как самостоятельное действующее лицо.
    Она может быть гневной и ласковым, но всегда действующей, подвижной, очеловечено. Обращается к ней Игорь, когда попадает в плен:
    О Донец-Рико!
    Не мало тебе славы,
    Носивший ты князя на волнах,
    Стелил ему траву зеленую
    На берегах серебряных …
    Донец вступает в диалог с Игорем:
    Князь Игорь!
    Не мало тебе славы,
    Кончаком досады лютой,
    А Русской земле веселья!
    Обращение Ярославны остаются без ответа, но природа все же поможет Игорю бежать из плена.
    Автор с огромной любовью, симпатией, восхищением описывает нам эту женщину-страдалицу в небольшом эпизоде. Какой же надо иметь талант, чтобы на одной странице так детально выписать этот образ, что он считается поэтической красотой величайшим, обвитым особой лиричностью образом в мировой литературе! Художник применяет нежные поэтические выражения: чайка милосердия, кукушка, плачет-тоскует. Язык ее эмоциональная, пронизана патриотизмом. Она и политически сознательная женщина, потому оплакивает не только Игоря, но и воинов, жену, сочувствует русским женщинам:
    Как и чайка милосердия
    Стонет она утром рано.
    Верит Ярославна в чудодейственную силу Каялы-реки, которая может исцелить раны князя:
    Омочу бобровый рукав
    В Каяле-реке,
    Омой князю кровавые раны
    На теле его могучем!
    В украинской художественной литературе и в фольклоре мы часто встречаем на определение женской судьбы сравнение женщины с тополем, калиной, чайкой, кукушкой. Эти две птички символизируют трагическую судьбу женщины. Автор «Слова …» именно их и использует. Ярославна готова полететь кукушкой, Чайкой в самое пекло, лишь бы спасти Игоря.
    Весь монолог Ярославны состоит из риторических обращений и вопросов, в которых она восхваляет всесилие природы, а иногда даже способна на упреки, что та препятствует князю и жене:
    О ветер, парус!
    Почему, хозяин, силой виеш?
    Почему мечешь вражеские стрелы
    На крыльях своих легких Против воинов моего милого?
    До Днепра-Славутича она обращается как к могучей стихии:
    Принеси же ты, хозяин,
    Ко мне моего милого,
    А не слала бы я слез ему ревностных
    На море пораненько!
    Как же надо любить своего суженого, чтобы так отчаянно, отчаянно вымаливать ему жизнь не в людей, а у сил природы! Это отчаяние, последняя надежда. И уже вимучившись мольбами, женщина обращается к мощнейшей силы — Солнца:
    Почему же, солнце-хозяин,
    Простерла горячее свои лучи
    На воинов моего милого
    В поле безводном,
    Жаждой им луки посушило,
    Тоской колчаны сомкнули!
    И природа словно опомнилась от этих искренних заклинаний, будто вняла душевную красоту этой женщины, природа даже не безразлична к ее тоски:
    В полночь море взыграло Мгла идет столбами-вихрями, Игорю-князю бог путь представляет Из земли половецкой На землю Русскую.
    Прошло более восьми веков со времени этих событий, но и сегодня хочется пожелать молодым людям, супругами последовать примеру этого супругов в верности, безграничной любви друг к другу. Ведь и Игорь не предал Ярославне, хотя ему предлагали красавиц-половчанок и богатство, чтобы в его лице иметь союзника хану Кончаку.
    Образ Ярославны настолько светлый, поэтический, что его часто используют художники в своем творчестве. Недаром именно «Плач Ярославны» перевел Маркиян Шашкевич, а Николая Лысенко ее образ вдохновил на музыкальную композицию «Плач Ярославны».
    Незабываемый образ Половчихы из новеллы «Шаланда в море» (роман «Всадники» Ю. Яновского) несет в себе многие черты Ярославны. Она тоже просит силы природы вернуть ее Мусиечка, попавшего в морскую непогоду. Половчиха тоже стоит на скале, как «маяк неугасимой силы», и просит все ветры и море сжалиться на ее горе. И здесь тоже природа помогает. Во время Великой Отечественной войны наших женщин называли Ярославна, ибо они отдавали свою жизнь, кровь, здоровья, чтобы их мужчинам-ладам посчастливилось выжить, одолеть лютого врага. Первую женщину-космонавта Валентину Терешкову тоже нарекли этим именем, даже песни составили о Валентину-Ярославне.
    И с полным правом наших женщин можно назвать Ярославна, ибо этот образ стал обобщенным. Женщины, девушки, которым присущи верность в любви, переживание за судьбу родного человека, способность к самопожертвованию, нежность, любовь ко всему живому, магическая сила убеждения словом — все они Ярославны. И дай Бог, чтобы такие женщины не перевелись на нашей земле!
    я на нашей земле!

  14. “Слово о полку Игореве” – гениальный памятник древнерусской литературы. Необыкновенная поэтичность, суровость и яркость слова, сдержанная сила чувств привлекали и привлекают к этому произведению литераторов, музыкантов и живописцев разных эпох. Неизвестному автору удалось не только рассказать нам о событиях, оказавших значительное влияние на объединение русских князей в дальнейшем, но и впервые в мировой литературе создать художественные образы великих князей, их дружин, жен русских воинов.
    Образ Ярославны в “Слове” трагичен и печален, с одной стороны, но полон нежного лиризма и поэзии – с другой. Лучшие качества женщины и жены воплотил автор в этом образе. Ярославна предстает перед нами верной, нежной, преданной супругу и бесконечно любящей женой. В тоске о муже она, не стыдясь своих слез, плачет на стене Путивля. Этот плач традиционен и церемониален, но сколько в нем искренней тоски, горя, задушевного отчаяния! В тяжелую для мужа минуту она всем сердцем стремится оказаться рядом с ним, облегчить его страдания, помочь: “Омочу шелковый рукав в Каяле-реке, оботру князю кровавые его раны на горячем его теле”.
    Понимая, что люди не в силах помочь ее горю, Ярославна обращается к силам природы, заклиная и умоляя их не губить любимого мужа и доблестного воина Игоря Святославовича. В этом языческом обращении к ветру, Днепру и солнцу слышится надежда на справедливость и доверие. Кто же может защитить теперь Игоря и его дружину от злых половцев, если не эти всемогущие божества? “Возлелей, господин, моего ладу ко мне, чтобы не слала я спозаранку к нему слез на море”, – просит она у Днепра Славутича. Но, несмотря на уважительность обращения, слышен и упрек силам природы за свершившееся: “Зачем мечешь хиновские стрелы на своих легких крыльях на воинов моего лады?” – спрашивает Ярославна у ветра. “Светлое и тресветлое солнце! Для всех ты тепло и прекрасно! Почему же, владыко, простерло горячие свои лучи на воинов лады? В поле безводном жаждой им луки расслабило, горем им колчаны заткнуло”, – обращается Ярославна к солнцу.
    Образ Ярославны в “Слове о полку Игореве” целен и самодостаточен. В ее плаче слышна “печаль обильная” и тоска, которая “разлилась по Русской земле” после поражения славных воинов в походе против половцев. С помощью этого образа автор хочет показать скорбь и горе всей Русской земли и самоотверженность русских женщин, готовых в любую минуту спешить на помощь своему мужу и защитнику и безгранично верящих в правоту его дела.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *