Сочинение на тему образы игоря и святослава

9 вариантов

  1. Святослав Всеволодович был сыном киевского князя Всеволода Ольговича. Главные герои «Слова о полку Игореве», Игорь и Всеволод – двоюродные братья, а не дети князя, как указано в летописи. Он считается отцом для своих племянников только по иерархии князей. Святослав представлен в  «Слове» как великий правитель старшего на Руси города – Киева.
    Вещий сон представляет его как провидца и добавляет мистический оттенок в княжеский образ. Приснилось Святославу, что над ним треснула балка в потолке, его готовят к погребению, а сыновья его – соколы, улетели, их поймали и подрезали крылья (захватили в плен). Здесь показаны трагические моменты из его жизни. Но он не сдается, а делает все возможное для спасения «соколов», доказывая стойкость и мужество, свойственное его натуре – держит речь перед другими князьями для объединения сил. Это основной положительный герой, «золотое слово» которого стало одним из самых известных изречений о Киевской Руси. Он считается одним из самых мудрых и справедливых правителей своего времени, который пытался убедить других князей о важности единения земель и силе держащихся вместе.
    Личные качества Святослава описаны в положительном ключе. Князю примерно 60 лет во время событий, описанных в произведении, где он описан как старец «с серебряными сединами». Он обладает большим военным опытом, сражался в битвах с половцами, отличается патриотизмом и силой духа. В книге он сравнивается со старым соколом, который все же защитит свое гнездо, и птицы полетят высоко. Только другие князья не хотят помочь слабому только с виду правителю. Автором «Слова» вспоминается славная победа над войском Кобяка, одержанная мудрым полководцем.
    Очень важно для читателя то, как относится великий князь к своим братьям и к Игорю – он любит их отеческой любовью, называя их «любимыми чадами». Это показывает его мягкую сторону, способность на нежные чувства. По отношению же к своим врагам Святослав грозен и беспощаден. Он устрашал половцев грозным войском, не щадя побежденных. В политике своего государства князь сыграл важную роль как защитник родной земли и носитель объединяющей разные княжества идеи. Святослава Всеволодовича называют великим, скорее всего из-за того, что он был главным среди князей, имея в своей власти один из главный политических и религиозных центров русской земли.

  2. Князь Игорь выступил со своим войском самостоятельно против половцев, не послушав мудрых слов Святослава. В результате его поражение навлекло беду на всю Русь. Несмотря на ошибку Игоря, киевский князь не отрекается от него, а как умудренный опытом отец поучает. Ведь он понимает, что обвинения не исправят ситуацию, а поддержка и советы помогут избежать больших ошибок. Великий правитель Руси призывает всех объединиться «за землю Русскую, за раны Игоревы, за удалого Святославича».
    Речи Святослава автор повести называет «золотым словом». Это образец и эталон демагогии хорошего лидера и мудрого князя. Святослав видит, какую глупость совершили молодые князья Игорь и Всеволод. Но продолжает обращаться к ним «дети мои». Он относится к ним с добротой и пониманием, как настоящий отец. Святослав находит для них слова похвалы, отмечая их храбрые сердца. Однако так же он указывает на их большую ошибку – тщеславие и самоуверенность. Из-за этого князья подвергли опасности свой народ.
    Писатель «Слова о полку Игореве» без сомнений был образованным и умным человеком, поэтому хорошо понимал первопричины проблем своего государства. «Золотое слово», принадлежащее Святославу, содержит главную идею повести, которую так старался донести автор современникам и потомкам.
    Идея в том, что Русь должна быть единой, правители должны сплотиться ради общей победы и процветания державы. Выразителем верной позиции в повести является киевский князь Святослав, а ошибочной стратегии, которая привела к поражению, стал князь Игорь. Он показан противоречивым героем: смелым, честным, но гордым.

  3. Главный герой «Слова о полку Игореве» — князь Новгород-Север­ский Игорь Святославович. Он изображен смелым и мужественным, но в то же время безрассудным. Игорь отправляется в поход против половцев, «не сдержав юности», без сговора с другими князьями, со своим немного­численным войском. Он любит родину, но главная цель его похода — стрем­ление к личной славе. Поэтому он не хочет возвратиться, считая это по­зором, когда на его пути возникает плохое предзнаменование — солнечное затмение, и когда узнает, что не удастся застать врага врасплох. Именно то, что князь заботится о своей чести больше, чем о чести родины, приво­дит его к поражению. Впервые за всю историю борьбы с половцами русский князь оказывается в плену, потерпев огромную неудачу.
    Многие поступки Игоря во время похода характеризуют его и с хорошей стороны. Он взывает к чувству долга, чести, мужеству своих воинов, при­казывает дружине сойти с коней, чтобы сражаться всем вместе, наравне, не опережая друг друга, сам проявляет храбрость во время боя.
    Автор «Слова о полку Игореве» то сочувствует Игорю Святославовичу, то осуждает его. На примере князя он показывает, к чему может привести отсутствие единения, ведь Игорь терпит поражение только потому, что пошел в поход один. Смелость, искренность, чувство чести столкнулись в его характере с недальновидностью, любовь к родине — с отсутствием представления о не­обходимости объединения, совместной борьбы.

  4. Находясь в плену у половцев, князь многое обдумывает, анализирует свои решения и когда возвращается в Киев, приходит уже другим человеком. Как бы он не хотел славы, как бы он не перетягивал одеяло на себя, он всё-таки понимает, что единственный путь к победе – единение. Именно Игорь допустил тот раздор в государстве, из-за которого на слабую Русь напали половцы, так что князь решает не тратить сил на междоусобицы и объединяется с другими князьями, которых всех вместе дружно и встречают в Киеве.
    Победа Игоря над своим эгоизмом – это урок, который даёт нам автор. Есть вещи, которые гораздо важнее нашей гордыни, ради которых нужно быть не просто настолько смелым, чтобы бездумно отдать жизнь, а ради которых нужно перебарывать свой эгоизм и объединятся с теми, кто нам даже неприятен во имя общей цели. Единство – вот главная идея автора.

    Образ 3

    «Слово о полку Игореве» – оригинальное произведение времен Киевской Руси, памятник древнерусской литературы. Поэма занимает одно из ведущих мест в героическом эпосе мировой литературы. Она стоит рядом с памятниками, как индийского, так и иранского эпосов.
    Главным героем поэмы является князь Игорь. В центре внимания изображены события неудачного похода новгород-сиверского князя Игоря Святославовича на половцев в 1185 году. Решаясь на этот поход, князь не берет во внимание предвещание Волхов. Затмение солнца должно было остановить Игоря, поход бы не состоялся. Князь посмотрел на светлое солнце, и все его воины были покрыты тьмою. Солнце своей тьмой дорогу дружине Игоревой закрывало. Ночь стонала грозой, птиц разбудила, поблизости дикий свист поднялся.
    Но Игорь – человек целеустремленный и смелый. Он не отменяет своего княжеского слова. Он говорит о том, что лучше убитым быть, нежели плененным, и что он хочет испить воды из Дона. Само высказывание свидетельствует о стремлении князя Игоря победить половцев.
    В поэме Игоря сравнивают со смелым соколом. Он любит свою родную землю, он храбрый, мужественный, стремится отстоять свободу своей Родины. Но из-за некоторой чрезмерной гордости и нерассудительности княжеское войско потерпело неудачу, пир закончили храбрые русичи. Сам Игорь попал в плен, пересел из княжеского седла в седло невольничье. И этот эпитет свидетельствует о поражении. Соколам обрезали саблями крылья, самих их опутали железными путами. Тяжело было Руськой земле без князя Игоря, как голове без плечей, как плохо телу без головы.
    Князь Игорь – историческая личность. Он преданно любит свою Родину, мужественный, отважный, волевой, гордый и открытый. Его слова, что лучше потятым быть, чем плененным, стали крылатыми.
    Все его качества характера вызывают у автора и у читателя симпатию и восхищение. Он целеустремленный, стремится к ее воплощению, невзирая на силы природы. Некоторые негативные черты Игоря, как нерассудительность, чрезмерная гордость, сыграли с ним злую шутку. Дружина под его руководством и предводительством потерпела поражение. Многие матери и жены не дождались своих мужей, сыновей и братьев. Вся Руськая земля печалится о потерях, скорбит о плененном Игоре. Но князю удалось бежать, и он вернулся домой. И вся земля, все русичи ликовали, что он вернулся.
    Таким образом, образ князя Игоря – яркий пример патриотизма, мужества, преданности своему народу, своей Родине.
    9 класс. Сочинение по литературе.

  5. “Слово о полку Игореве” – одно из древнейших произведений русской литературы. Но его также можно назвать и одним из самых загадочных: найденное в 18 веке, оно до сих пор не разгадано до конца, в нем много «темных пятен».
    Однако очевидно одно: «Слово» – глубоко патриотическое произведение, все оно пронизано любовью в родине, призывом сохранять ее целостность, беречь от вражеских нашествий.
    В основе сюжета произведения лежит история неудачного похода князя Игоря Новгород-Северского против половцев. Автор, сохраняя симпатию к Игорю как русскому князю, все же отмечает, что он начал поход из тщеславных соображений:
    И сказал он, полон ратных дум,
    Знаменьем небес пренебрегая:
    «Копие хочу я преломить
    В половецком поле незнакомом…»
    Игорь не задумывался о последствиях своего похода, он жаждал славы, славы любой ценой. Увлеченный своей идеей, он не обращал внимания на знамения, которые подавала ему сама русская природа: «Солнце тьмою путь ему закрыло, Ночь грозою птиц перебудила, Свист зверей несется, полон гнева…»
    И, как результат, дружина князя потерпела страшное поражение. Многие воины сложили свои головы на поле брани. Потерял Игорь и любимого брата – храброго и преданного «буй-тура» Всеволода: «И расстался с братом брат родной На реке кровавой, на Каяле».
    Сам же главный герой был пленен, и только горячие молитвы его жены и родная земля помогли Игорю вернуться на родину:
    И взыграло море. Сквозь туман
    Вихрь промчался к северу родному –
    Сам господь из половецких стран
    Князю путь указывает к дому.
    Важно, что сама Русь, которой пришлось много вынести из–за неосмотрительного поступка князя (вновь начались кровавые и разорительные набеги) с радостью принимает своего «блудного сына», всячески помогает ему и приветствует его на родине. Здесь, на мой взгляд, автор проводит мысль о том, что родная земля, как любящая мать, всегда примет и простит своих детей, как бы они ни провинились. Но и дети должны поступать со своей «главной» матерью также.
    Мысль о том, что князья, как заботливые родители, прежде всего, должны печься о состоянии родной земли, проводит в «Слове» Святослав, князь Киевский. Этот герой, наверное, наиболее близок мне в произведении.
    Святослав – «главный» среди всех князей. Он выполняет функцию самого старшего, мудрого и рассудительного. Главная забота этого героя – способствовать объединению Руси, уставшей и ослабленной междоусобными воинами. Святослав всеми силами стремится помирить и объединить князей для того чтобы они составили единую силу, могли обороняться от частых набегов кочевников: «Но не вместе их знамена плещут, Врозь поют их копия и блещут».
    Именно Святославу снится «вещий сон», в котором он предчувствует беду, разорение русских земель. А когда герой узнает реальное объяснение своего сна, то произносит «золотое слово», которое становится выражением идеи самого автора:
    Старый сокол, хоть и слаб он с виду,
    Высоко заставит птиц лететь,
    Никому не даст гнезда в обиду.
    Да князья помочь мне не хотят,
    Мало толку в силе молодецкой.
    Конечно, мудрый Святослав противопоставлен порывистому и неразумному Игорю. Святослав думает, прежде всего, о благе Руси – своем главном детище. Игорь же пока полон личных амбиций и думает о своем успехе и славе.
    Конечно, наиболее близким среди героев «Слова» для меня является мудрый Святослав. Князя Игоря же я считаю молодым, амбициозным, но неумным и эгоистичным человеком. Чтобы потешить свое самолюбие, он рискует многими жизнями и во многом судьбой своей родины. За что и платит впоследствии сполна.

  6. «Слово о полку Игореве» — одно из древнейших произведений русской литературы. Но его также можно назвать и одним из самых загадочных: найденное в 18 веке, оно до сих пор не разгадано до конца, в нем много «темных пятен».
    Однако очевидно одно: «Слово» — глубоко патриотическое произведение, все оно пронизано любовью в родине, призывом сохранять ее целостность, беречь от вражеских нашествий.
    В основе сюжета произведения лежит история неудачного похода князя Игоря Новгород-Северского против половцев. Автор, сохраняя симпатию к Игорю как русскому князю, все же отмечает, что он начал поход из тщеславных соображений:
    И сказал он, полон ратных дум,
    Знаменьем небес пренебрегая:
    «Копие хочу я преломить
    В половецком поле незнакомом…»
    Игорь не задумывался о последствиях своего похода, он жаждал славы, славы любой ценой. Увлеченный своей идеей, он не обращал внимания на знамения, которые подавала ему сама русская природа: «Солнце тьмою путь ему закрыло, Ночь грозою птиц перебудила, Свист зверей несется, полон гнева…»
    И, как результат, дружина князя потерпела страшное поражение. Многие воины сложили свои головы на поле брани. Потерял Игорь и любимого брата — храброго и преданного «буй-тура» Всеволода: «И расстался с братом брат родной На реке кровавой, на Каяле».
    Сам же главный герой был пленен, и только горячие молитвы его жены и родная земля помогли Игорю вернуться на родину:
    И взыграло море. Сквозь туман
    Вихрь промчался к северу родному —
    Сам господь из половецких стран
    Князю путь указывает к дому.
    Важно, что сама Русь, которой пришлось много вынести из-за неосмотрительного поступка князя (вновь начались кровавые и разорительные набеги) с радостью принимает своего «блудного сына», всячески помогает ему и приветствует его на родине. Здесь, на мой взгляд, автор проводит мысль о том, что родная земля, как любящая мать, всегда примет и простит своих детей, как бы они ни провинились. Но и дети должны поступать со своей «главной» матерью также.
    Мысль о том, что князья, как заботливые родители, прежде всего, должны печься о состоянии родной земли, проводит в «Слове» Святослав, князь Киевский. Этот герой, наверное, наиболее близок мне в произведении.
    Святослав — «главный» среди всех князей. Он выполняет функцию самого старшего, мудрого и рассудительного. Главная забота этого героя — способствовать объединению Руси, уставшей и ослабленной междоусобными воинами. Святослав всеми силами стремится помирить и объединить князей для того чтобы они составили единую силу, могли обороняться от частых набегов кочевников: «Но не вместе их знамена плещут, Врозь поют их копия и блещут».
    Именно Святославу снится «вещий сон», в котором он предчувствует беду, разорение русских земель. А когда герой узнает реальное объяснение своего сна, то произносит «золотое слово», которое становится выражением идеи самого автора:
    Старый сокол, хоть и слаб он с виду,
    Высоко заставит птиц лететь,
    Никому не даст гнезда в обиду.
    Да князья помочь мне не хотят,
    Мало толку в силе молодецкой.
    Конечно, мудрый Святослав противопоставлен порывистому и неразумному Игорю. Святослав думает, прежде всего, о благе Руси — своем главном детище. Игорь же пока полон личных амбиций и думает о своем успехе и славе.
    Конечно, наиболее близким среди героев «Слова» для меня является мудрый Святослав. Князя Игоря же я считаю молодым, амбициозным, но неумным и эгоистичным человеком. Чтобы потешить свое самолюбие, он рискует многими жизнями и во многом судьбой своей родины. За что и платит впоследствии сполна.

  7. “Слово о полку Игореве” – одно из древнейших произведений русской литературы. Но его также можно назвать и одним из самых загадочных: найденное в 18 веке, оно до сих пор не разгадано до конца, в нем много «темных пятен».
    Однако очевидно одно: «Слово» – глубоко патриотическое произведение, все оно пронизано любовью в родине, призывом сохранять ее целостность, беречь от вражеских нашествий.
    В основе сюжета произведения лежит история неудачного похода князя Игоря Новгород-Северского против половцев. Автор, сохраняя симпатию к Игорю как русскому князю, все же отмечает, что он начал поход из тщеславных соображений:
    И сказал он, полон ратных дум,
    Знаменьем небес пренебрегая:
    «Копие хочу я преломить
    В половецком поле незнакомом…»
    Игорь не задумывался о последствиях своего похода, он жаждал славы, славы любой ценой. Увлеченный своей идеей, он не обращал внимания на знамения, которые подавала ему сама русская природа: «Солнце тьмою путь ему закрыло, Ночь грозою птиц перебудила, Свист зверей несется, полон гнева…»
    И, как результат, дружина князя потерпела страшное поражение. Многие воины сложили свои головы на поле брани. Потерял Игорь и любимого брата – храброго и преданного «буй-тура» Всеволода: «И расстался с братом брат родной На реке кровавой, на Каяле».
    Сам же главный герой был пленен, и только горячие молитвы его жены и родная земля помогли Игорю вернуться на родину:
    И взыграло море. Сквозь туман
    Вихрь промчался к северу родному –
    Сам господь из половецких стран
    Князю путь указывает к дому.
    Важно, что сама Русь, которой пришлось много вынести из–за неосмотрительного поступка князя (вновь начались кровавые и разорительные набеги) с радостью принимает своего «блудного сына», всячески помогает ему и приветствует его на родине. Здесь, на мой взгляд, автор проводит мысль о том, что родная земля, как любящая мать, всегда примет и простит своих детей, как бы они ни провинились. Но и дети должны поступать со своей «главной» матерью также.
    Мысль о том, что князья, как заботливые родители, прежде всего, должны печься о состоянии родной земли, проводит в «Слове» Святослав, князь Киевский. Этот герой, наверное, наиболее близок мне в произведении.
    Святослав – «главный» среди всех князей. Он выполняет функцию самого старшего, мудрого и рассудительного. Главная забота этого героя – способствовать объединению Руси, уставшей и ослабленной междоусобными воинами. Святослав всеми силами стремится помирить и объединить князей для того чтобы они составили единую силу, могли обороняться от частых набегов кочевников: «Но не вместе их знамена плещут, Врозь поют их копия и блещут».
    Именно Святославу снится «вещий сон», в котором он предчувствует беду, разорение русских земель. А когда герой узнает реальное объяснение своего сна, то произносит «золотое слово», которое становится выражением идеи самого автора:
    Старый сокол, хоть и слаб он с виду,
    Высоко заставит птиц лететь,
    Никому не даст гнезда в обиду.
    Да князья помочь мне не хотят,
    Мало толку в силе молодецкой.
    Конечно, мудрый Святослав противопоставлен порывистому и неразумному Игорю. Святослав думает, прежде всего, о благе Руси – своем главном детище. Игорь же пока полон личных амбиций и думает о своем успехе и славе.
    Конечно, наиболее близким среди героев «Слова» для меня является мудрый Святослав. Князя Игоря же я считаю молодым, амбициозным, но неумным и эгоистичным человеком. Чтобы потешить свое самолюбие, он рискует многими жизнями и во многом судьбой своей родины. За что и платит впоследствии сполна.

  8. В византийских хрониках остались описания внешности сына Игоря и Ольги, киевского князя Святослава. Он очень похож на тех, кто появится почти через полтысячелетия после него, – на знаменитых рыцарей Запорожья, украинских казаков. Да и воинствующим характером этот мужественный воин, который прославился в веках своими походами и победами над врагом, тоже очень похож на них. Неслучайно украинские художники часто изображают Святослава в казацкой одежде.
    В летописях говорится, что впервые Святослав принял участие в битве с врагами еще совсем маленьким мальчиком. Он был на поле боя верхом на коне среди киевских дружинников и бросил копье в сторону врага. Так с юных лет приучал князь Игорь сына к ратному ремеслу. Когда Святослав вырос, то вся его жизнь прошла в походах, в борьбе со всеми теми, кто посягал на землю русскую. Как рассказывает автор «Повести временных лет», киевский князь был очень непритязателен в быту. Он ел туже простую и грубую пищу, что и его дружинники, спал под открытым небом, положив под голову седло.
    А как отправлялся на войну, то посылал к врагам посланца с грозным предупреждением: «Иду на вас!» За годы его княжения территория Киевской Руси значительно расширилась, страна стала большим европейским государством, хорошо известным среди всех государств мира. На русскую землю часто совершали набеги племена воинствующих хазар, которые опустошали и жгли села и города, забирали в рабство людей. Святослав решил положить этому конец: собрал свою храбрую дружину и отправился в поход. В нескольких битвах князь разгромил хазарские войска и завоевал их города. Тем не менее, даже после этого Святослав не стал возвращаться в Киев. Его дорога пролегла на Кавказ к реке Кубань, где жили племена, которые назывались ясами и касогами. И их победила Святослава дружина и они стали платить Киеву дань.

  9. Идя в поход на половцев, князь Игорь совершенно игнорирует все природные стихии, которые пытаются остановить его. Солнце спряталось во тьме, ночная гроза пробудила крики птиц, ветер воет и свищет. Но, желание славы сильнее, чем любовь к родине, чем здравый рассудок. Поэтому, такие «славные» походы и закончились для великого Игоря поражением и потерей войска.
    Заботясь о своей чести, князь породил на русских землях междоусобные войны, которые привели к смерти тысячи воинов. Кроме того, сама Россия потеряла свое единство. Борьба за земли повлекла за собой нашествие половцев и привела к полному раздору на землях русских.
    Единственным светлым образом в «Слове о полку Игореве», был образ Ярославны, молодой жены Игоря. Но, несмотря на свои «молодые» годы, она была сильна духом, она поддерживала князя в самые трудные моменты и находила в нем силы идти вперед. Своими молитвами она оплакивала погибших, вымаливала пощаду Всевышнего для полков Игоря. Возможно, это и повлияло на дельнейшие события.
    Когда Игорь возвращается в Киев, над его самолюбием и славой преобладает разум. Он осознает свои неверные действия и готов объединить все силы в борьбе с половцами. Автор показывает нам, читателям, необходимость единения. Только совместными усилиями можно добиться мира и добра.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *