Сочинение на тему обрядовые песни

9 вариантов

  1. Литературой называется все то, что сочинил и написал какой-нибудь народ. Изучая русскую литературу, мы изучаем все, что сочинили и написали русские люди, русский народ. В древние времена, когда еще не было письменности, т. е., когда русские люди еще не имели азбуки, не умели читать и писать, они все-таки уже многое сочиняли; так, например, они сочиняли и пели песни, выдумывали и рассказывали сказки, былины, складывали пословицы, поговорки. Эти песни, сказки,, былины передавались от отцов детям, из поколения в поколение, из одного места обширной Руси в другое. Новые рассказчики и исполнители часто прибавляли свое, выкидывали то, что им не нравилось; вот почему бывают варианты песен, былин, — похожие, но не совсем так же рассказанные сказки. Отдельных авторов у народной литературы нет, автором ее является весь русский народ.
    Гораздо позднее, ХIХ-м веке стали интересоваться этой народной литературой, народной устной поэзией, стали собирать и записывать песни,, былины, сказки. Мы знаем, что Екатерина Великая собирала народные песни; Пушкин в стихах передал народные сказки, Гоголь многое записал и поместил в своих произведениях. Отдельные сборники народных произведений выпустили Киреевский, Даль, Афанасьев.
    Первое, что мы будем изучать, как самое древнее произведение народа, это — песни. Предки русского народа, славяне, были язычниками. Они поклонялись силам природы, солнцу (Даждь-бог), грому (Перун), ветру (Стри-бог)15 праздновали дни, посвященные им, слагали песни, совершали свои языческие обряды. Вот откуда сложились Обрядовые песни. Впоследствие, когда славяне приняли христианство, они еще долго сохраняли свои языческие обычаи, языческие песни. Иногда языческий праздник совпадал и сливался с христианским. Вот пример такого слияния: язычники праздновали зимою праздник солнца, Коляды, в то время, когда зимою дни становятся длиннее. С появлением христианства этот праздник совпал с праздником Рождества Христова, но обычай “колядовать”, т. е., петь песни-колядки, сохранился до сих пор в некоторых местах России, особенно в Малороссии. Гоголь так прекрасно описывает колядки в рассказе Ночь перед Рождеством
    Каково же содержание колядок? Иногда говорится, что в дремучем лесу огонь горит,, вокруг огня сидят девушки и поют песни “колядушке”:
    В середине их старик сидит,
    Он точит свой булатный нож.
    Котел кипит горючий,
    Возле котла козел стоит.
    Хотят козла зарезати…
    Ясно, что говорится о каком-то обрядовом языческом жертвоприношении. А другая колядка начинается со слов:
    Родилась святая Каляда Накануне Рождества…
    В некоторых колядках просто рассказывается о Рождестве Христове, о пастухах, ангелах, звезде. Да и колядуют в Малороссии парни и девушки непременно со звездой, которую носят на длинной палке впереди колядующих. Вот и видно здесь, как языческие образы смешались с христианскими,, или совсем заменили их.
    Другой праздник солнца, весной, совпал с праздником Пасхи; песни “веснянки” пелись на Красной Горке (Фомино Воскресенье).
    Летние языческие праздники совпали с праздником Троицы и с Рождеством Иоанна Крестителя, которого народ зовет “Иван Купало”. В этот день пелись купальские песни, зажигали костры, прыгали через огонь, заплетали венки, бросали их в воду: все это — остатки языческих обычаев.
    Бытовые песни. В семейной жизни, в семейном быту складывались песни на всякие случаи жизни: колыбельные песни, которые матери сочиняли, качая колыбель своих детей, свадебные, похоронные.
    В свадебных песнях видны следы древних славянских обычаев. В самые древние времена славяне “умыкали”, т. е. — крали своих невест. Позднее стали платить выкуп за
    невесту, как бы покупать ее. До сих пор в некоторых местах России, в деревнях во время свадьбы, и особенно — перед свадьбой, на “девишнике” девушки поют песни,, как бы.не отпуская, не отдавая невесту, свою подругу. “Дружка” (друг жениха) отвечает им песней, в которой торгуется, как бы покупая невесту, и задаривает девушек конфетами, пряниками, иногда и деньгами.
    Но в прежние времена девушек часто выдавали замуж против их воли, иногда они и не знали своего жениха; поэтому свадебные песни, которые поются от лица невесты, почти всегда — грустные; в них говорится о разлуке с “родным батюшкой”, с “родной матушкой”, о “чужой неведомой сторонушке”.
    Вот, например, отрывок из песни, которая поется перед свадьбой при одевании невесты:
    «Тяжело привыкать будет Кю чужому отцу, ко’ матери, Ко чужому роду-племени; Будь головушкой поклонлива, Будь сердечушком покорлива, Носи платьице, не снашивай, Терпи горюшко, не сказывай».
    При похоронах русские женщины-крестьянки плакали, “выли” над покойником, импровизируя на особый плачущий мотив своеобразные песни, обращенные к покойнику. Часто в этих песнях встречаются фразы: “На кого ты оставил (или оставила) меня, сиротинушку”, “закатились очи ясные”, — “сомкнулись уста сахарные”. Иногда слышится неподдельный, душу раздирающий трагизм. Бывали даже специальные женщины “плакальщицы”, “вопельницы”, которые особенно хорошо умели импровизировать и которых нанимали “выть” над покойником.

  2. Устное народное творчество, иными словами, фольклор, всегда присутствовал в жизни и быту нашего народа. Не проходило ранее ни одного праздника, ни одного события без обрядовых песен. Будь это покос или сбор урожая, сватовство или рождение ребенка. Не важно, какое событие предстояло впереди, к нему готовились, и оно всегда сопровождалось определенными действиям — обрядами, где их неотделимой составляющей были летние песни.

    Обрядовые летние песни

    Люди верили, что если не соблюсти все обряды, которые не будут сопровождаться песнями, в том числе и летними обрядовыми песнями, тогда не наступит желаемый результат. Обычно песни и обряды были тесно связаны с календарем и сельскохозяйственными работами, которые соответствовали временам года. Они же тесно были связаны со всеми праздниками. Так вот, летние песни — это те обрядовые песни, которые сопровождали такие праздники, как Покров и праздник Ивана Купала.
    Если говорить о Троице, то этот праздник связывают с березой. Раньше люди обязательно на праздник украшали дома березовыми ветвями, а девушки из них плели себе венки, устраивая гадания. Они собирались в березовых рощах, водили хороводы вокруг украшенных лентами берез и пели летние песни. Среди них известная Во поле береза стояла, а также Йо, йо березонька и Ой девушки, ой красавицы.
    После шли к речке, где и пускали на воду свои березовые венки. Если венок плыл вперед, то счастье вскоре наступит, а если завертится, то свадьба расстроится.

  3. Календарно-обрядовые песни – это вид устного фольклора, который связан с традиционными обрядами. На ранних ступенях исторической жизни человеческого общества календарно-обрядовые песня играла важную роль, а в области искусства занимали господствующее положение. После самых начальных стадий человеческого общежития, пережив период безрелігіозністи, словесный текст был импровизированный, неустойчивый, такой, что подчинялся музыкальному ритму, был подсказан ритмом коллективных физических работ. Календарно-обрядовые песни отражали социальные отношения, которые отливались в форму традиционных обычаев. Мировоззрение, сложившийся, привел к возникновению традиционных обрядов и религиозных церемоний. Впоследствии календарно-обрядовые песни достигли огромного развития.
    Если взять восточнославянскую обрядово-календарную поэзию, то мы увидим, что сельские обряды, игры, песни хороводов до самого последнего времени сосредоточивались вокруг церковных праздников: Рождества, Масленицы, Пасхи, Троицы и других. Несмотря на согласование с христианскими праздниками, религиозный характер крестьянских обрядов сохранился и до сих пор.
    «Святки» – это рождение Иисуса Христа, его крещения. Святки справлялись 25 декабря. Встреча Святок – это сложный ритуально-бытовой комплекс обрядов. В Святки было распространено «піддонне гадания». В Святках муж поминал культ предков и осуществлялся обряд, который назывался «калядки»или «авсени», или «таусени», или «винограды». Молодые люди, которые совершали этот обряд, назывались калядовальщиками. В награду за их песни и танцы их угощали специальным ритуальным печеньем, которое называлось «коровы» или «козюльки». Но перед этим они пели так называемые «колядки»:
    Щедрик, щедрик, щедривочка,
    Прилетела ласточка,
    Стала себе щебетать,
    Хозяина вызвать:
    – Выйди, выйди, хозяин,
    Посмотри на овчарню,
    Там овечки покатились,
    А овечки родились.
    В тебе товар весь хороший,
    Будешь иметь мерку денег.
    Хоть не деньги, то полова,
    У тебя женщина чернобровая.
    Щедрик, щедрик, щедривочка,
    Прилетела ласточка
    Для встречи весны пекли печенье в виде журавля. Дети принимали это печенье и шли на холм, звали весну и птиц. Потом это печенье дети съедали. Первых птиц кормили хлебом. После этого обряда наступал другой обряд – «Масленица».
    «Масленица» – это движимое праздник. Праздновался он за 8 недель до Пасхи. Масленица была обильная пищей. Обряд Масленицы воплощал конец зимы, начало весны. Масленицей была или человек, или чучело. Как правило, чучело катали по селу, пели песни и водили вокруг нее хороводы. В конце праздника Масленицу сжигали. Ритуальным блюдом этого праздника были блины, олицетворяющие солнце. Последний день Масленицы был днем прощения, когда люди прощали зло и прощали обиды друг другу. С весной было связано начало сельхоз работ. Первую борозду и начало сева необходимо было начинать в определенный день. Первую борозду заговаривали, заговаривали и землю, и зерна на большой урожай. В определенный день совершали и первый выгон скота, его так же заговаривали.
    Обряд «Ивана-купала» осуществляли перед праздником, который отмечается в летний день солнцестояния 22 или 24 июня. Этот обряд посвящен богу Солнца и связан с культом воды. В ночь на Ивана-Купала все отправлялись в лес в поисках заветного цветка папоротника, которая расцветала только в эту ночь. С дня Ивана-Купала разрешалось купаться в реке.

  4. Календарно-обрядовые песни — это вид устного фольклора, который связан с традиционными обрядами. На ранних ступенях исторической жизни человеческого общества календарно-обрядовые песня играла важную роль, а в области искусства занимали господствующее положение. После самых начальных стадий человеческого общежития, пережив период безрелигиознисты, словесный текст был импровизированный, неустойчивый, такой, который подчинялся музыкальному ритму, который был подсказан ритмом коллективных физических работ. Календарно-обрядовые песни отражали
    социальные отношения, которые отливаются в форму традиционных обычаев. Мировоззрение сложившийся привел к возникновению традиционных обрядов и религиозных церемоний. Впоследствии календарно-обрядовые песни достигли огромного развития.
    Если взять восточнославянскую обрядово-календарную поэзию, то мы увидим, что сельские обряды, игры, песни хороводов до самого последнего времени сосредоточивались вокруг церковных праздников: Рождества, Масленицы, Пасхи, Троицы и других. Несмотря на согласование с христианскими праздниками, религиозный характер крестьянских обрядов сохранился и до сих пор.
    «Святки» — это рождение Иисуса Христа, к его крещения. Святки справлялись 25 декабря. Встреча Святок — это сложный ритуально-бытовой комплекс обрядов. В Святках было распространено «пиддонне гадания». В Святках человек поминал культ предков и осуществлялся обряд, который назывался «калядкы» или »Авсень», или «таусены», или «винограда». Молодые люди, совершавшие этот обряд, назывались калядовальщикамы. В награду за их песни и танцы их угощали специальным ритуальным печеньем, которое называлось «коровы» или «козюльки». Но перед этим они пели так называемые «щедривки»: Щедрик, щедрик, щедривочка, Прилетела ластивочка, Постоянные себе щебетать, Хозяина вызвать: — Выйди, выйди, хозяин, Посмотри на загон, Там овечки покатились, А овечки родились. В тебе товар весь хороший, будешь иметь мерку денег. Хотя не деньги, то половая, У тебя женщина черноброва. Щедрик, щедрик, щедривочка, Прилетела ластивочка Для встречи весны пекли печенье в виде журавля. Дети принимали это печенье и шли на холм, звали весну и птиц. Потом это печенье дети съедали. Первых птиц кормили хлебом. После этого обряда наступал другой обряд — «Масленица».
    «Масленица» — это движимое праздник. Праздновался он за 8 недель до Пасхи. Масленица была обильная пищей. Обряд Масленицы олицетворял конец зимы, начало весны. Масленицей была или человек, или чучело. Как правило, чучело катали по селу, пели песни и водили вокруг Нее хороводы. В конце праздника Масленицу сжигали. Ритуальным блюдом этого праздника были блины, олицетворяющие солнце. Последний день Масленицы был днем прощения, когда люди прощали зло и прощали обиды друг другу. С весной было связано начало сельхоз работ. Первую потомурознь и начало сева необходимо было начинать в определенный день. Первую борозду заговаривали, заговаривали и землю, и зерна на большой урожай. В определенный день осуществляли и первый выгон скота, его так же заговаривали.
    Обряд «Ивана-Купалы» совершали перед праздником, который отмечается в летний день солнцестояния 22 или 24 июня. Этот обряд посвящен богу Солнца и связан с культом воды. В ночь на Ивана-Купала все отправлялись в лес в поисках заветного цветка папоротника, которая расцветала только в эту ночь. Со дня Ивана-Купала разрешалось купаться в реке.

  5. Литературой называется все то, что сочинил и написал какой-нибудь народ. Изучая русскую литературу, мы изучаем все, что сочинили и написали русские люди, русский народ. В древние времена, когда еще не было письменности, т. е., когда русские люди еще не имели азбуки, не умели читать и писать, они все-таки уже многое сочиняли; так, например, они сочиняли и пели песни, выдумывали и рассказывали сказки, былины, складывали пословицы, поговорки. Эти песни, сказки,, былины передавались от отцов детям, из поколения в поколение, из одного места обширной Руси в другое. Новые рассказчики и исполнители часто прибавляли свое, выкидывали то, что им не нравилось; вот почему бывают варианты песен, былин, — похожие, но не совсем так же рассказанные сказки. Отдельных авторов у народной литературы нет, автором ее является весь русский народ.
    Гораздо позднее, ХIХ-м веке стали интересоваться этой народной литературой, народной устной поэзией, стали собирать и записывать песни,, былины, сказки. Мы знаем, что Екатерина Великая собирала народные песни; Пушкин в стихах передал народные сказки, Гоголь многое записал и поместил в своих произведениях. Отдельные сборники народных произведений выпустили Киреевский, Даль, Афанасьев.
    Первое, что мы будем изучать, как самое древнее произведение народа, это — песни. Предки русского народа, славяне, были язычниками. Они поклонялись силам природы, солнцу (Даждь-бог), грому (Перун), ветру (Стри-бог)15 праздновали дни, посвященные им, слагали песни, совершали свои языческие обряды. Вот откуда сложились Обрядовые песни. Впоследствие, когда славяне приняли христианство, они еще долго сохраняли свои языческие обычаи, языческие песни. Иногда языческий праздник совпадал и сливался с христианским. Вот пример такого слияния: язычники праздновали зимою праздник солнца, Коляды, в то время, когда зимою дни становятся длиннее. С появлением христианства этот праздник совпал с праздником Рождества Христова, но обычай “колядовать”, т. е., петь песни-колядки, сохранился до сих пор в некоторых местах России, особенно в Малороссии. Гоголь так прекрасно описывает колядки в рассказе Ночь перед Рождеством
    Каково же содержание колядок? Иногда говорится, что в дремучем лесу огонь горит,, вокруг огня сидят девушки и поют песни “колядушке”:
    В середине их старик сидит,
    Он точит свой булатный нож.
    Котел кипит горючий,
    Возле котла козел стоит.
    Хотят козла зарезати…
    Ясно, что говорится о каком-то обрядовом языческом жертвоприношении. А другая колядка начинается со слов:
    Родилась святая Каляда Накануне Рождества…
    В некоторых колядках просто рассказывается о Рождестве Христове, о пастухах, ангелах, звезде. Да и колядуют в Малороссии парни и девушки непременно со звездой, которую носят на длинной палке впереди колядующих. Вот и видно здесь, как языческие образы смешались с христианскими,, или совсем заменили их.
    Другой праздник солнца, весной, совпал с праздником Пасхи; песни “веснянки” пелись на Красной Горке (Фомино Воскресенье).
    Летние языческие праздники совпали с праздником Троицы и с Рождеством Иоанна Крестителя, которого народ зовет “Иван Купало”. В этот день пелись купальские песни, зажигали костры, прыгали через огонь, заплетали венки, бросали их в воду: все это — остатки языческих обычаев.
    Бытовые песни. В семейной жизни, в семейном быту складывались песни на всякие случаи жизни: колыбельные песни, которые матери сочиняли, качая колыбель своих детей, свадебные, похоронные.
    В свадебных песнях видны следы древних славянских обычаев. В самые древние времена славяне “умыкали”, т. е. — крали своих невест. Позднее стали платить выкуп за
    невесту, как бы покупать ее. До сих пор в некоторых местах России, в деревнях во время свадьбы, и особенно — перед свадьбой, на “девишнике” девушки поют песни,, как бы.не отпуская, не отдавая невесту, свою подругу. “Дружка” (друг жениха) отвечает им песней, в которой торгуется, как бы покупая невесту, и задаривает девушек конфетами, пряниками, иногда и деньгами.
    Но в прежние времена девушек часто выдавали замуж против их воли, иногда они и не знали своего жениха; поэтому свадебные песни, которые поются от лица невесты, почти всегда — грустные; в них говорится о разлуке с “родным батюшкой”, с “родной матушкой”, о “чужой неведомой сторонушке”.
    Вот, например, отрывок из песни, которая поется перед свадьбой при одевании невесты:
    «Тяжело привыкать будет Кю чужому отцу, ко’ матери, Ко чужому роду-племени; Будь головушкой поклонлива, Будь сердечушком покорлива, Носи платьице, не снашивай, Терпи горюшко, не сказывай».
    При похоронах русские женщины-крестьянки плакали, “выли” над покойником, импровизируя на особый плачущий мотив своеобразные песни, обращенные к покойнику. Часто в этих песнях встречаются фразы: “На кого ты оставил (или оставила) меня, сиротинушку”, “закатились очи ясные”, — “сомкнулись уста сахарные”. Иногда слышится неподдельный, душу раздирающий трагизм. Бывали даже специальные женщины “плакальщицы”, “вопельницы”, которые особенно хорошо умели импровизировать и которых нанимали “выть” над покойником.

  6. Поэтому сейчас многие стараются стать популярным, чтобы только их песни и музыку слушали, чтобы казалось, будто именно их творения являются лучшим из придуманного людьми. Ведь, если многие ценят, если есть популярность, то есть и заслуга, которая к этому привела. Только вот слушать современную музыку просто не представляется возможным, иногда гораздо приятнее слушать тишину.
    Именно поэтому я заинтересовалась русскими народными песнями, подлинным богатством нашего народа. Чем занимается народ? По большей части работает и не много чего узнает и видит, но вот удивительным образом в народе рождается народная мудрость и глубокое понимание мира.
    Конечно, не всегда оно возвышенное и в народе тоже есть много не самых лучших людей, но и у таких есть душа, а душа всегда чиста. И есть у народа тоже душа и когда она поет, рождаются народные песни. При этом они не всегда популярны и не всегда автор и исполнитель стремится к популярности, к тому чтобы стать или выглядеть лучше других, он просто становится голосом народной души.
    Есть различные варианты народных песен. К примеру, есть исторические песни, которые сочиняют и до сих пор. По большей части они посвящены войнам, многие слышали «Катюшу» или «Вставай страна», подобные песни сочиняли и в период монгольского ига или когда Иван Грозный шел на Казань.
    Лично мне не совсем нравятся подобные песни, хотя они являются воодушевляющими. Все-таки они поют по большей части о временном и, самое главное, чаще всего являются призывом уничтожать других людей, в этом не много народной мудрости. Конечно, иногда такие песни просто нужны, они пробуждают дух народа как защитника собственной земли.
    На мой вкус, наиболее интересными являются различные обрядовые песни или такие, которые переделаны из обрядов. Также интересны лирические песни: о любви, красоте природы. Во многих таких произведениях совсем не бытовые подробности, но вековая мудрость, а иногда невероятно тонкое понимание красоты.
    Например, есть известная песня «На речке, на речке, на том бережочке..». Ведь сколько в этих строчках красоты и радости, сколько ясности и глубины. Когда понимаешь: так может чувствовать простой человек и такие слова писать, появляется вера в людей и трепетное отношение к своему народу.

    Сочинение 2

    Народные песни очень разнообразны. Произведения, принадлежащие к ним, имеют авторов, имена которых забыты, но каждая из сохранившихся русских народных песен стала популярной, благодаря своему содержанию, продолжавшему интересовать многих людей в разное время.
    Существуют разные жанры народных песен. Самые древние – это эпические песни о подвигах богатырей, а также обрядовые, связанные с календарными праздниками. Самые известные календарные песни – это колядки. Праздник, ныне известный как Святки известен очень давно, поэтому сохранились языческие по содержанию и христианские песнопения, с которыми дети обходили дома своей деревни (или, позднее, городского квартала).
    Другие песни были тесно связаны с сельскохозяйственными работами. В них часто обыгрывались известные этапы того или другого процесса, воспроизводимого крестьянами в определенный сезон. Кроме того, существуют (и были очень популярны в свое время) песни, посвященные жизни представителей конкретной профессии. Это песни бурлаков, ямщиков или военных. К сожалению, сейчас подобные произведения представителями новых занятий не создаются или же слишком малоизвестны.
    Другие песни связаны с семейными событиями. Это свадебные, колыбельные, а также причитания, исполнявшиеся на похоронах.
    Много народных песен посвящено любовной теме. Как правило, в них поется о несчастной любви, разлуке и потере друг друга. Близки к ним другие песни лирической тематике, в которых выражена, например, грусть и ностальгия человека, покинувшего родную страну или место, где прошли лучшие годы его жизни.
    К народным песням относятся также частушки. В форме четверостиший в них высмеиваются как конкретные люди, так и недостатки, в той или иной мере свойственные многим. В двадцатом веке они были настолько популярны, что власть пыталась использовать частушки для пропаганды, нанимая поэтов-профессионалов облечь в эту форму нужную мысль.
    Русская народная песня не исчезла и продолжает жить и развиваться в наше время. В двадцатом веке также появлялись песни неизвестных исполнителей, распространившиеся по всей стране. Современные произведения этого жанра чаще всего называют «городской романс». Однако, фактически, мало что изменилось и устное народное творчество продолжает жить. Кроме того, широкое применение интернета дает дополнительные возможности для распространения песен новых авторов, которым теперь проще донести до широкой аудитории свои творения.

  7. Русская народная песня – отражение русской души
    Нигде нет такой литературы, как у нас,
    у русских. А народные песни?…
    Такие песни  могли родиться только в
    народе великой души…
    М. Горький
    Слово, люди, добро, род, родня, Родина…Много веков живут на Земле эти слова. По ним в старину  люди учились читать. Почти с каждой буквы алфавита начиналось главное в жизни каждого человека слово…и песня
    “Песня – душа народа”, прямо и непосредственно выражает значение народной песни. Она раскрывает такие глубины, такие тайники русского характера, которые невыразимы, непостижимы в иных жизненных ситуациях. Русский пел и поёт почти всегда – в горе и радости, в будни и праздники. Песня настолько полно выражает особенности национального характера, что это было отмечено русскими мыслителями “Покажи мне , как ты веруешь и молишься; как ты поёшь, пляшешь и читаешь стихи, – говорил И.А.Ильин, – скажи мне всё это, а я скажу тебе, какой нации ты сын”.
    Народная песня – самая доступная всем форма приобщения к музыкальному творчеству. Где, как не в песне, можно постичь характер народа: его безмерную широту, доброту и  щедрость, удаль и молодецкий задор. В песне, как в молитве, происходит очищение души, как говорили древнегреческие мудрецы.
    Песня – хранилище души народной, а без души и народа не будет. Если перестанет русский народ петь свои песни, то он перестанет и существовать как нация.
    Русская народная песня – основной вид музыкального творчества русского народа – с глубокой древности; поется соло, ансамблем, хором (“одному не спеть, артелью – легче”).Тесно связанная с жизнью и бытом, передаваемая устно от поколения к поколению, она шлифуется в процессе исполнения. Народная песня богата различными жанрами: песни,трудовые,обрядовые,календарные,свадебные,хоровые,исторические песни и духовные стихи, романсы, частушки и другие. Старинной крестьянской песне свойственны многоголосный склад, ладовость, ритмическая свобода ,пение без музыкального сопровождения. Свою специфику имеют и городские песни, разнообразные по содержанию и стилю.
    Вся жизнь человека связана с трудом. Тема эта нашла широкое отражение в русских народных песнях. Трудовые песни облегчали тяжёлую работу, объединяли людей ,  с песней работалось дружней, организованней, веселей. Трудовые песни часто переходили из одной артели в другую, причём слова могли изменяться в зависимости от выполняемой  работы(«Эх,ухнем», «Вы ребята ,бери дружно», «Дубинушка».)
    Полдневный зной  его палил.
    И пот с него ручьями лил.
    И падал он, и вновь вставал,
    Хрипя, «Дубинушку» стонал…
    Обычно в таких песнях один запевал, придумывая слова, а артель подхватывала припев, одновременно выполняя какую-либо общую работу.
    Старинные обряды сопровождались тоже песнями, которые дают нам возможность узнать о жизни нишах предков. Среди обрядовых различаются песни календарные и семейно-бытовые, связанные с важнейшими событиями в жизни семьи: свадьбами, похоронами, проводами в солдаты. Особой пышностью выделялась свадьба. Самыми почётными гостями на свадьбе были певцы и музыканты. Недаром раньше говорили «играть свадьбу». В старину на свадьбах наряду  с весёлыми песнями звучали и грустные, похожие на плачи.
    Ведь часто девушку выдавали замуж против её воли. Нередко эти плачи исполнялись специально приглашенным  «плакальщикам». («Виноград в саду цветёт», «Ты река ль, моя реченька».)
    В старину у девушек был обычай гадать о своей судьбе. Гадали два раза в году – зимой и летом. Зимой гадали по вечерам. Летом собирались на лугу или в лесу, водили под песни хороводы, плели венки и бросали их в воду. Одна из песен этого обряда – «Как на речке, на лужочке».
    Лирические песни составляют самую большую группу народных песен. Они отличаются богатством и разнообразием музыкального языка, раскрывают душевное состояние человека, его переживания, чувства, настроения. («Лучинушка», «Ой, да ты, калинушка», «Уж вы , мои ветры», « Не одна во поле дороженька пролегла» и т.д.)
    Исторические песни и их долгая жизнь свидетельствуют об интересе русского народа к своему прошлому и настоящему. По характеру мелодии исторические песни разнообразны: протяжные, напевные, похожие на былины, есть бодрые, маршевые.
    С конца XVIII века русская народная песня записывается и издаётся; она сыграла значительную роль в становлении русской композиторской школы. Хоровая народная песня долгое время была любимым видом бытового музицирования.
    Новую жизнь русская народная песня обрела в советское время, благодаря её широкому распространению.
    Невозможно переоценить значение русской народной песни в формировании национального самосознания и характера, свойственным русскому народу. Ребёнок должен слышать русскую песню в колыбели. Пение несёт ему первый душевный вздох и первый духовный стон: они должны быть русскими. «Русская песня, – писал И.А.Ильин, глубока , как человеческое страдание, искренна, как молитва, она даёт детской душе исход из грозящего озлобления и каменения».
    Русская классическая литература XIX века содержит многочисленные свидетельства о своеобразии, душевном строе и эмоциональной глубине русской народной песни. Удивительную  силу народной песни запечатлел Н.В.Гоголь в «Мертвых душах»: «Русь! Русь! Вижу тебя, из моего чудесного, прекрасного далека тебя вижу:.. Почему слышится и раздается в ушах твоя тоскливая, несущая  во всей длине и ширине твоей, от моря до моря, песня? Что в ней, в этой песне? Что зовёт, и рыдает, и хватает за сердце?…»
    У Л.Н.Толстого есть рассказ «Песни в деревне». Но наиболее сильное впечатление производит рассказ «Певцы» в «Записках охотника» И.С.Тургенева. В этом рассказе речь идёт о состязании двух певцов. Это состязание – своеобразный конкурс, в котором принимают участие два героя: рядчик и Яков – Турок. Рядчик первым исполнил весёлую плясовую песню с удалью, и все решили, что победил он. Но настала очередь Якову – Турку исполнять свою песню .И.Тургенев подробно описывает как певец «входит в образ», « Он глубоко вздохнул и запел…» «Не одна во поле  дороженька пролегла» – пел он, и всем сладко становилось и жутко.» Русская, правдивая, горячая душа звучала и дышала в нём и так хватала за сердце, хватала прямо за его русские струны! Песнь росла, разливалась…
    И.Тургенев сумел необычайно выразительными художественными средствами показать своеобразие русского национального характера в песенном творчестве.
    Русская народная песня всегда была и, будет воплощением жизни народа и его культуры, его памяти, его исторического бытия, его повседневной бытовой жизни: труда и отдыха, радости и горя, любви и разлуки. Русский человек в песне олицетворяет мир природы: «Что затуманилась, зоренька ясная», «Липа вековая над рекой стоит», «Калинка».
    Бытие русского народа, это – река и лес, спеть и поле; происходит слияние человека с природой. И в русской песне утверждается «широта русского характера: «Ах ты, степь широкая…», «Вниз по матушке, по «Волге», и т.д. Образ Родины запечатлён в песне «Родное» на стихотворение Ф.П.Савинова
    Слышу песни жаворонка,
    Слышу трели соловья.
    Это – русская сторонка,
    Это – Родина моя!
    В русской  народной песне воспеты Алтай и Валдай, Урал и Сибирь, Байкал и Русский Север.
    В русских народных песнях нашли отражение и обобщённые, и конкретные образы дорогих почитаемых священных для русского человека природных явлений – один из многообразных ликов Святой Руси. С ними русский человек общается, разговаривает, как с живыми, олицетворяет их. Широко известны песни, в которых поётся о природных явлениях – Волги, Доне, священном Байкале. Эти песни знает вся Россия. Одни из них радостные, другие горестные, но во всех песнях реки или озёра, словно живые, «их жизнь» и судьба русских людей – героев песни – слита воедино.
    Передовые люди России , стремясь сохранить великие богатства устного народного творчества, для будущего, стали записывать песни. Первые сборники песен появились в XVIII веке. Позднее народные песни собирали и записывали композиторы М.Глинка, Балакирев, Римский – Корсаков, Чайковский, Лядов, писатели Тургенев, Л.Толстой, Пушкин, Гоголь.
    Народные песни давали настолько выразительную картину русской жизни, что для создания художественной достоверности вводились в литературные произведения- иногда с элементами обряда. Свадебная песня «Сватушка» звучит в поэме А. Пушкина «Русалка» и в опере А. Даргомыжского, созданной на основе этого произведения. Детская игра «Гори-гори ясно» приводится П. Чайковским в I действии оперы «Пиковая дама», народный обряд масленицы в прологе оперы «Снегурочка» Н. Римского-Корсакова.
    Использование народных песен придаёт музыкальным произведениям особый колорит, так как в их словах и интонационном строе запечатлены образ времени глубокое своеобразие народной культуры. Народное песенное творчество – это целостный образ страны, её природы, уклада жизни.
    Получили известность имена талантливых сказителей – певцов Ирины Федосовой, Марфы Крюковой, Рябининых. Русская народная песня становится ещё более известной и популярной, благодаря великим русским исполнителям, среди которых первые места занимали и занимают Ф. Шаляпин, Н. Плевицкая, Л. Русланова, Л. Зыкина, Д. Хворостовский и многие другие. Они выразили в своем творчестве лучшие свойства русского национального характера.
    Песни – воплощение жизни народа, его культуры; является и всегда была выражением искренности, эмоциональности, и выразительности народной души. А как затянешь песню – и тяжелая работа не в тягость, и горе – не горе, и беда – не беда. Для русского человека пение подобно молитве: в песне и напляшешься, и раскаешься, и повинишься, и душу свою облегчишь, и тяжесть с души камнем отвалится.
    Русская народная песня всегда была и будет выразительницей русского национального самосознания и русского характера. Русская песня – русская история.

  8. Тяжело переоценить значение песни в жизни наших пращуров. Разные по стилю и темам, назначением и настроениям, песни не покидали давних украинцев в продолжение всего года. Умение петь считалось чрезвычайно важным. Давние украинцы верили, что человек, который хорошо поет, является искренним и открытым, ему можно доверять. Песни имели не только развлекательное значение, но и магическое содержание. Песни, которые пели во время обрядов, были важным элементом действа. Наши пращуры верили в магические свойства песни. Отдельную группу народных песен составляют календарно-обрядовые песни, которые пели во время праздников или действий, связанных с какими-то датами или порой года. Обрядовые, календарно-обрядовые песни делятся на четыре цикла, соответственно порам года. Выделяют песни весеннего, осеннего, осеннего и зимнего циклов. Лично мне очень нравятся песни весеннего и осеннего циклов. К весеннему циклу принадлежат песни, которые так и называются – веснушки. Они приходятся по душе своим жизнеутверждающим настроением, оптимизмом, мелодичностью и веселостью.
    Весна – время, когда природа просыпается от зимнего сна. Наши пращуры придавали веснушкам магическое значение: они верили, что с помощью веснушек могут ускорить наступление весны, приобрести благосклонность духов природы, которые обеспечат урожай осенью. Украинцы устраивали гуляние в рощах в честь наступления весны, поэтому возникла еще одна разновидность веснушек – гаевки. Чтобы помочь весне победить свою соперницу зиму, люди сжигали чучело зимы, носили селами изображения солнца, выполняли разнообразные обрядовые действия. Ведь борьба весны и зимы воспринималась давними украинцами как борьба тепла и холода, добра и зла. Осенний цикл обрядов начинался Зеленой неделей, или русалиями. Верование в потусторонние силы было чрезвычайно сильным, элементы его остались в нашей культуре и до сих пор. На Зеленые праздники пели русальные песни, которые в сочетании с определенными обрядовыми действиями должны были выгнать всю нечистую силу из села, уговорить русалок не вредить людям. В наше время осталась традиция праздник Ивана Купала. В этот день пели купальськие песни, девушки думали, пуская венки рекой. В конце лета наступала пора трудной работы в поле, во время которой наши пращуры пели жатвенные песни. Они помогали им, развлекали, согласовывали действия людей. С жатвой связано множество обрядов, так как каждый этап жатвы имел определенные особенности и определенное магическое содержание. Поэтому каждый этап сопровождали специальными песнями.
    Мне очень интересно было узнавать об обрядах, которые бытовали в жизни давних украинцев. Хотя в нашей современной жизни многим из них уже нет места, я уверена, что мы должны как можно больше узнать об обычаях нашего народа. Это поможет нам понять своих пращуров, их отношение к жизни и мысли, а в итоге, поможет понять самих себя…

  9. Тяжело переоценить значение песни в жизни наших пращуров. Разные по стилю и темам, назначением и настроениям, песни не покидали давних украинцев в продолжение всего года. Умение петь считалось чрезвычайно важным. Давние украинцы верили, что человек, который хорошо поет, является искренним и открытым, ему можно доверять. Песни имели не только развлекательное значение, но и магическое содержание. Песни, которые пели во время обрядов, были важным элементом действа. Наши пращуры верили в магические свойства песни. Отдельную группу народных песен составляют календарно-обрядовые песни, которые пели во время праздников или действий, связанных с какими-то датами или порой года. Обрядовые, календарно-обрядовые песни делятся на четыре цикла, соответственно порам года. Выделяют песни весеннего, осеннего, осеннего и зимнего циклов. Лично мне очень нравятся песни весеннего и осеннего циклов. К весеннему циклу принадлежат песни, которые так и называются – веснушки. Они приходятся по душе своим жизнеутверждающим настроением, оптимизмом, мелодичностью и веселостью.
    Весна – время, когда природа просыпается от зимнего сна. Наши пращуры придавали веснушкам магическое значение: они верили, что с помощью веснушек могут ускорить наступление весны, приобрести благосклонность духов природы, которые обеспечат урожай осенью. Украинцы устраивали гуляние в рощах в честь наступления весны, поэтому возникла еще одна разновидность веснушек – гаевки. Чтобы помочь весне победить свою соперницу зиму, люди сжигали чучело зимы, носили селами изображения солнца, выполняли разнообразные обрядовые действия. Ведь борьба весны и зимы воспринималась давними украинцами как борьба тепла и холода, добра и зла. Осенний цикл обрядов начинался Зеленой неделей, или русалиями. Верование в потусторонние силы было чрезвычайно сильным, элементы его остались в нашей культуре и до сих пор. На Зеленые праздники пели русальные песни, которые в сочетании с определенными обрядовыми действиями должны были выгнать всю нечистую силу из села, уговорить русалок не вредить людям. В наше время осталась традиция праздник Ивана Купала. В этот день пели купальськие песни, девушки думали, пуская венки рекой. В конце лета наступала пора трудной работы в поле, во время которой наши пращуры пели жатвенные песни. Они помогали им, развлекали, согласовывали действия людей. С жатвой связано множество обрядов, так как каждый этап жатвы имел определенные особенности и определенное магическое содержание. Поэтому каждый этап сопровождали специальными песнями.
    Мне очень интересно было узнавать об обрядах, которые бытовали в жизни давних украинцев. Хотя в нашей современной жизни многим из них уже нет места, я уверена, что мы должны как можно больше узнать об обычаях нашего народа. Это поможет нам понять своих пращуров, их отношение к жизни и мысли, а в итоге, поможет понять самих себя…
    .

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *