Сочинение на тему служебные части речи

2 варианта

  1. Тема: Служебные части речи
    Автор: Токмакова Оксана Анатольевна, учитель русского языка и литературы, МОБУ Усть-Ярульская СОШ.
    Описание материала: Данную работу выполняла еще студенткой филологического факультета. Материал будет полезен для учителей русского языка и литературы, студентов филологических факультетов и учащимся при подготовке к ЕГЭ. В работе огромное внимание уделяется служебным частям речи.
    1. Общая характеристика служебных частей речи.
    Противопоставление знаменательности – служебности в системе частей речи русского языка имеет место со времен М. В. Ломоносова. В. В. Виноградов в книге «Русский язык: (грамматическое учение о слове)» назвал знаменательные слова частями речи, служебные – частицами речи, охарактеризовав последние как отдельный структурно-семантический класс. «Частицами называются классы таких слов, которые обычно не имеют вполне самостоятельного реального или материального значения, а вносят главным образом дополнительные оттенки в значения других слов, групп слов, предложений или же служат для выражения разного рода грамматических (а следовательно, и логических, и экспрессивных) отношений. Лексические значения этих слов совпадают с их грамматическими, логическими или экспрессивно-стилистическими функциями. Поэтому семантический объём этих частиц очень широк, их лексико-грамматические значения очень подвижны, они находятся во власти синтаксического употребления» .
    Служебные слова лишены возможности обозначать предметы, признаки предметов, процессы, признаки других признаков и т. д. Знаменательные слова делают это, как известно, двумя способами: номинативным (назывным, когда за звуковым комплексом закрепляется определенное значение, одно или несколько) и прономинальным (местоименным, когда значение слова не закреплено за звуковым комплексом, оно переменно и зависит от контекста и ситуации).
    В связи с этим служебные слова не вступают в словосочетания, а сами являются формальным средством выражения связи слов (ср.: около дома – предлог не может быть самостоятельным компонентом словосочетания, он лишь является формальным средством выражения связи слов).
    Служебные слова не являются самостоятельными членами предложения.
    Как правило, служебные слова не изменяются (кроме связок), не имеют грамматических категорий рода, числа, падежа и т. д., не членятся на морфемы. Большая часть служебных слов не имеет самостоятельного ударения и присоединяется к знаменательному слову в препозиции (проклитика: перед домом ) или постпозиции (энклитика: читал ли ), образуя вместе с ним большое фонетическое слово.
    Служебные слова не имеют собственного словообразовательного аппарата, поэтому пополняются за счет диахронной трансформации – перехода из знаменательных частей речи.
    Отмечают, что после служебных слов невозможны паузы, оформленные на письме запятой, двоеточием или тире, но, как исключение, возможны паузы, оформленные многоточием: Огурцы из … Заполярья.
    2. Классификация служебных частей речи
    В лингвистической литературе (например, в работах В. Н. Сидорова и др.) известны попытки в системе служебной лексики выделить группы слов, выражающих синтаксические формальные значения (предлоги, союзы, ) и несинтаксические (собственно частицы). Предлоги и союзы выражают разного рода отношения (временные, пространственные, причинные и т. д.), передаваемые в составе словосочетания, предложения. Собственно частицы могут оформлять некоторые грамматические значения ( Читал ли ты эту книгу? – Частица ли совместно с интонацией служит для выражения вопроса), но гораздо чаще они вносят в высказывание разного рода семантические оттенки: ограничительные, усилительные и т. д., например: Даже слово блузка объявлялось неправильным. Женщины имели право носить только кофточки (К. Чук.). Прислушиваясь к ночным звукам, он думал, что вот проходит жизнь, а ничего еще толком не сделано (К. П.). Городок Спас-Клепики уж очень маленький, тихий (К. П.).
    Поэтому некоторые лингвисты говорят о грамматичности предлогов, союзов, и семантичности собственно частиц, что, как было показано выше, не совсем правильно.
    По грамматическому и коммуникативному назначению служебную лексику делят на предлоги, союзы и частицы.
    2.1. Предлог
    Предлог – это служебная часть речи, используемая как средство синтаксического подчинения существительных (а также местоимений) другими словами в предложениях и словосочетаниях: дом у дороги, перейти через дорогу. Предлог – одна из служебных частей речи. Они выражают те же отношения, которые передаются косвенными падежами имён существительных и местоимений, но делают это более дифференцированно. Это дало возможность говорить, что предлог не только поддерживает, усиливает значение падежей, но и дополняет, специализирует их (Д. Н. Овсянико-Куликовский, В. В. Виноградов и др.). Современная система русских предлогов сложилась в результате длительного развития. Историки языка говорят о двух этапах: на I этапе (примерно до XVII в.) шло развитие предлогов за счёт внутренних ресурсов (так называемых первообразных предлогов, этимология которых неизвестна современнику). С VIII по XVII в. в результате перехода из других частей речи появилось только несколько предлогов: вместо, подобно, противно, смотря по. С XVII в. начинается активный процесс перехода в предлоги имен существительных, наречий, деепричастий. В результате в современном русском языке мы имеем достаточно большое количество предлогов. Предлоги в сочетании с именами способны передавать разнообразные синтаксические и смысловые отношения:
    объектные: говорить о задании, размышлять над статьёй, спросить насчёт задатка, решить вопрос в отношении каникул и т. п.;
    атрибутивные (определительные): листок в клеточку, рыба под соусом, платье из шерсти, учебник по математике, полки для книг и др.;
    обстоятельственные пространственные: быть в лесу, выйти из кинотеатра, находиться возле магазина, перебросить через плетень, спрятать под прилавком, лететь над водою, оказаться за спиной и т. п.;
    временные: отложить до воскресенья, встретиться в субботу, потеплело к утру, собраться накануне выходных, отдыхать в течение месяца и т. д.;
    причинные: устать от шума, расстроиться из – за опоздания, разлилась вследствие дождей, победить благодаря таланту, отказаться ввиду непогоды и т. д.;
    целевые: сказать в шутку, подарить на память, купить для рисования, послать за квасом и др.;
    образа и способа действия: говорить с восхищением, лить через край, работать без удовольствия и т. п.
    Значение предлога не может быть выявлено вне контекста (за исключением небольшой группы производных предлогов, ещё близких к своей исходной форме, типа по причине, с целью ), и этот факт является важнейшим в системе доказательств отсутствия лексического значения у предлогов.
    По структуре предлоги следует разделить на
    1) простые ( в, на, за, от, через, мимо, благодаря и т. д.);
    2) сложные ( из-за, из-под, по-над );
    3) составные ( вместе с, независимо от, по пути к и др.).
    Простые предлоги состоят из одного слова, сложные – из двух предлогов (их называют также парными, двойными), составные включают два или три компонента. Составные предлоги могут иметь следующую структуру:
    а) наречие + предлог: вплоть до, независимо от, наряду с, наравне с и др.;
    б) деепричастие + предлог: несмотря на, невзирая на, судя по, смотря по и др.;
    в) предлог + имя существительное в косвенном падеже + предлог: в связи с, по направлению к, в соответствии с и др.
    Существуют и другие классификации предлогов по структуре. Так, Е. Т. Черкасова, предлагает следующую классификацию: «По строению предлоги делятся на простые (состоящие из одного слова, напр.: в, неужели, благодаря ), сложные (из двух слов, напр.: в силу, во время ) и составные (из трех слов, напр.: в зависимости от, в связи с, по отношению к )» . Нерациональность этой классификации очевидна: в ней избран формальный (механический, чисто количественный) подход, не учтены средства выражения компонентов с учётом лексико-грамматических особенностей исходных частей речи и т. д. Попутно заметим, что в цитате допущена и случайная ошибка: слово неужели является частицей, а не предлогом.
    2.2 Союз
    Союз – одна из служебных частей речи, которой уделяется большое внимание, преимущественно в синтаксисе. Ведь союзом называется служебная часть речи, которая используется как средство выражения синтаксической связи между членами предложения, частями сложного предложения, компонентами текста.
    Союзы, как и предлоги, выражают различные синтаксические отношения, но предлоги осуществляют свою функцию связи в единстве с падежными формами существительного, а союзы формально автономны, они безразличны к частям речи, которые соединяют, например: танцует и поёт, добрый и отзывчивый, медленно и не спеша, всегда и во всём и т. д.
    Союзы считаются носителями квалифицирующего значения, так как они способны оформлять передаваемые значения конкретно как соединительные ( и, также ), разделительные ( или, то ли … то ли ), сопоставительные ( если … то и под.), временные ( с тех пор как и под.), причинные ( потому что, так как и др.), целевые ( для того чтобы и др.) и т. д. Таким образом, каждый союз имеет определенную семантику, но она присуща союзу не сама по себе, без контекста, а реализуется только через те отношения, которые устанавливаются между конструкциями.
    Согласно традиционной точке зрения, у союзов выделяют лексическое и грамматическое значение. Грамматическим (синтаксическим, категориальным) значением союзов признается указание на характер синтаксических связей между ними. Все союзы делят на сочинительные и подчинительные. Сочинительные союзы выражают относительную смысловую независимость синтаксических единиц, подчинительные передают различные смысловые отношения между главной и зависимой синтаксической единицами.
    К лексическому значению союзов относят указание на конкретные типы синтаксических отношений, например, подчинительные союзы передают изъяснительные, обстоятельственные отношения места, времени, причины, цели и т. д. Если под лексическим понимать вещественное (реальное, материальное) значение, то есть значение основной (вещественной) части слова в отличие от формальной, грамматической части, то говорить о наличии лексического значения у союзов (как и у других служебных частей речи) некорректно. В широком понимании термина лексическое значение приравнивается к семантике слова. Союзы обладают семантикой, но это, то значение, которое возникает у них в предложении. Функцию и характер союза нужно определять по логико-грамматическим отношениям, возникающим при соединении союзами синтаксических единиц.
    По характеру выражаемых отношений сочинительные союзы принято делить на шесть разрядов:
    1) соединительные (выражающие отношения перечисления): и, да (=и), тоже, также, и…и, ни…ни, редко – а : Изредка щетина на щеках у Гилярова топорщилась и прищуренные глаза смеялись (К. П.). Он не смотрел свысока ни на наши незрелые мысли, ни на наши незрелые стихи (К. С.);
    2) противительные, выражающие отношения противопоставления или несоответствия: а, но, да (=но), однако, зато, же и др.: Постепенно я привык к университету и полюбил его. Но полюбил не лекции и профессоров (талантливых профессоров было немного), а самый характер студенческой жизни (К. П.). У него больше всего людей, зато ему и приходилось идти прямо, через всю площадь… (К. С.). Бывает, что в литературе подолгу живут книги несуетливого писателя, однако нет у него ни громкого имени. ни славы (Ю. Б.);
    3) разделительные, передающие отношения взаимоисключения или чередования: или, либо; то…то; не то…не то; или…или; то ли… то ли : Он вместе со школьным учителем Иориком Свенсеном переплыл в пятибалльный шторм на утлой лодке – то под парусом, то на веслах – шестьдесят миль, отделяющих Рыбачий от северного побережья Норвегии (К. С.);
    4) градационные, выражающие отношения сопоставления: не только…но и; не столько…сколько, как…так и и под.: Теперь были слышны не только артиллерийские разрывы, но и близкая пулеметная трескотня (К. С.);
    5) присоединительные, добавляющие к основному высказыванию посредством присоединительной связи дополнительные сообщения, пояснения: да и, также, а также, тоже ; например: Шёл нудный дождь, да и настроение было неважное ;
    6) пояснительные : то есть, или (=то есть), как-то, а именно: Мне кажется, что я не забыл ничего существенного, не забыл и характер этих разговоров с Буниным, то ест ь запомнил не только что он говорил, но и как он говорил (К. С.).
    В современной лингвистике, сочинительные союзы включают в себя только первые три разряда: соединительные, противительные и разделительные. Последние три разряда: градационные, присоединительные и пояснительные – следует рассматривать как промежуточные между сочинительными и подчинительными, потому что они имеют особое функционирование, используются в конструкциях, которые в чистом виде нельзя отнести ни к сочинительным, ни к подчинительным, и объединяют в себе некоторые семантические и структурные характеристики тех и других.
    Градационные союзы (от лат. gradatio ) были выделены исследователями в русском языке в 1960 годах(на них обратили внимание В. А. Белошапкова – 1967 г., Ф. И. Серебряная – кандидатская диссертация 1967 г., Р. П. Рогожникова и др.). К градационным относят разнородные структуры, объединённые значением сопоставления, наращивания признака, показывающие преобладание одного элемента сравнительно с другим, отличным по удельному весу от членов градационного ряда: не только…но и; не столько…сколько; не то чтобы…но; если не…то; не так чтобы…а; мало того что; кроме того что; помимо того что и т. д.: Южное лето накапливало в городских садах столько солнечного жара, зелени и запаха цветов, что ему было жаль расставаться с этим богатством и уступать место осени (К. П.). Но главное состояло в том, что не только он был нужен нам, но и мы были нужны ему (К. С.). Такие союзы имеют разную структуру: среди них есть составные союзы ( помимо того что, кроме того что и под.) и сложные расчленённые союзы, компоненты которых могут находиться в разных предикативных частях сложного предложения: Весна не только пришла, но она внесла в жизнь деревни много хлопот, – х отя чаще такие союзы объединяют однородные члены предложения: Весна не только принесла тепло и свет, но и заставила крестьян работать от зари до зари.
    Не меньше нерешённых проблем и в теории пояснительных союзов: 1) они соединяют и члены предложения, и предикативные части сложного предложения; 2) с их помощью может выражаться и собственно пояснение, и уточнение, содержание которых фактически не разграничено в лингвистической литературе. Поэтому их относят то к подчинительным (А. М. Пешковский, Л. А. Булаховский и др.), то к сочинительным (И. А. Попова, А. Ф. Прияткина, современные академические и вузовские грамматики) союзам.
    Подчинительные союзы способны передавать разнообразные отношения:
    1) изъяснительные ( что, чтобы, как будто ): Нильс Бор всегда считал, что все глубокие истины характеризуются тем, что противоположные им по смыслу высказывания также являются глубокими истинами (Д. Гр.);
    2) обстоятельственные времени ( когда, только, едва, пока, как только, после того как, с тех пор как и др.): Прежде чем ответить, старики помолчали, покашляли, подумали (К. С.);
    3) целевые ( чтобы, дабы, для того чтобы, с тем чтобы и под.): Для того чтобы представить себе дальнейшее, нужно описать кабину (К. С.). Чтобы дать созреть замыслу, писатель никогда не должен отрываться от жизни и целиком уходить «в себя» (К. П.);
    4) причинные ( ибо, потому что, ввиду того что, из-за того что и др.): Мне это вполне удавалось, так как блистание молний продолжалось иногда по полминуты и дольше (К. П.);
    5) условные ( если, когда, кабы, ежели, коли, раз и др.): Кабы не ты, да не ваши кочевья, может, уже в ученые б вышла! (К. С.);
    6) уступительные ( хотя, несмотря на то что, даром что, между тем как и др.): Судя по холодному, насмешливому его лицу, он разрушал этот сад, камня на камне не оставлял (К. П.): Андерсен всю свою жизнь умел радоваться, хотя детство его не давало для этого никаких оснований (К. П.);
    7) следствия ( так что и др.): Пёс за зиму подрос, поздоровел, так что весной его можно было брать на охоту ;
    сравнительные ( как, словно, точно, как будто и др.): Дни, как ручьи, бегут в туманную реку (С. Е.).
    Интересно отметить следующую закономерность: разветвлённую сеть союзов имеют те категории объективной действительности, которые вербализованы с помощью единиц, более сложных, чем слово, а именно: словосочетаний и придаточных предикативных частей. Это категории, поздно осознанные человеком: причина, цель, условие, уступка, следствие и т. д. Именно они выражаются прежде всего на синтаксическом уровне, некоторые из них не имеют выражения на частеречном уровне (так, нет наречий условия, уступки, следствия и т. д.).
    По своему строению (структуре) союзы делятся на простые (однословные, однокомпонентные) и составные (состоящие из двух и более слов, многокомпонентные).
    Простые союзы неоднородны по формальному строению и семантической специфике. Сюда включают: а) первообразные союзы типа а, но, да, и, ли и под.; б) производные союзы, образованные путём перехода из других частей речи: раз, хотя, что и под.; 3) союзы, которые исторически восходят к соединениям двух и более служебных слов или служебного и знаменательного слова, которые в современном русском языке не членятся на морфемы: даже, поскольку, также, тоже, чтобы и под.
    Составные союзы представляют собой совокупность двух и более элементов, каждый из которых существует как самостоятельное слово. В свою очередь, они делятся на несколько подгрупп: а) первую подгруппу составляют союзы, образованные путём соединения компонента что ( как и др.) и бывшего указательного (соотносительного) слова, например: потому что, благодаря тому что, несмотря на то что, оттого что, потому что, так что и под., так как, перед тем как, после того как, по мере того как и т. п.; б) вторая подгруппа образована путём присоединения к союзам наречий, частиц и др.: как только, как будто, лишь только, только что, едва лишь, если не, даром что, прежде чем, в случае если, прежде чем и т. д.; в) составные союзы могут быть образованы при помощи предлогов, местоимений, глаголов, частиц и т. д.: а то, будь то, то есть, кроме того, тем самым, хотя бы и т. п.
    В самом широком понимании термина «союз» к этой служебной части речи относят «образования, соотносимые с вводными сочетаниями слов»: в том числе, в первую очередь, помимо того, сверх того, между тем, между прочим, иначе говоря, другими словами, кстати сказать, таким образом, точнее говоря и др. «Подобные образования оформляют разные виды присоединительно-пояснительных отношений, выступая или в роли союзов (функционально близких к или, иначе, а именно, то есть, то бишь, как-то ), или занимая позицию конкретизатора в составном союзе ( и в том числе, и тем самым, а к тому же, но между тем, и кстати говоря ».
    По числу занимаемых в предложении позиций союзы делятся на одноместные и неодноместные. Одноместные союзы соединяют части текста, располагаясь между ними или позиционно примыкая к одной из них; эти союзы могут быть и сочинительными, и подчинительными, например: и, а, но, да, зато, так как, лишь только, в случае если, потому что, несмотря на то что, тогда как и др.
    Неодноместные союзы делятся на двухместные (парные) и многоместные. Достаточно подробно такие союзы рассмотрены в Русской грамматике–1980: « Синтагматические автономные двухместные союзные соединения строятся по схемам: 1) «союз – коррелят», 2) «союз – союз», 3) «вводное слово (или словосочетание) – союз»: 1) двухместных соединений, построенных по схеме «союз – коррелят»: если … то; когда … то (так); так как … то; если … тогда; если … значит; так как … то следовательно и др.; 2) по схеме «союз – союз»: постольку … поскольку; чем … тем; как … так и; не только … но и; не только не.., но даже; хотя и … но; не просто… а; едва… как; чуть только … как; нельзя сказать чтобы …но и др.; 3) по схеме «вводное слово (или словосочетание) – союз: конечно … однако; правда … но; наверное … если; видимо … раз и др. Приведенный перечень показывает, что некоторые соединения очень трудно (или невозможно) отнести к союзам, например: нельзя сказать чтобы … но и под.; поэтому работа по изучению так называемых «двухместных союзных соединений» должна быть продолжена.

  2. Части речи – это группы слов, объединенных общими морфологическими признаками. У служебных слов нет таких признаков. Они не склоняются, не спрягаются, не являются членами предложения, и объединяют их только функции, которые они выполняют.
    К служебным частям речи относятся предлоги, союзы и частицы.
    Предлоги служат для связи слов в предложении и словосочетании. Они употребляются с существительными, некоторыми местоимениями и некоторыми числительными. Связывая слова, предлоги участвуют в передаче смысловых отношений. Это могут быть пространственные (в, на, около, вокруг), временные (к, до, в течение ), (целевые (для, ради, на) и другие отношения. Употребление предлога неотделимо от категории падежа, так как слова, как правило, связываются при помощи предлога и окончания одновременно.
    Союзы – это служебные слова, соединяющие однородные члены предложения или предикативные части сложных предложений. Союзы делятся на подчинительные и сочинительные. Сочинительные связывают однородные члены и части сложносочиненного предложения, а подчинительные употребляются в сложноподчиненных предложениях. Союзы, как и предлоги, тоже выражают смысловые отношения. Так сочинительные союзы делятся на соединительные, противительные и разделительные, а подчинительные могут быть целевыми, условными, причинными, уступительными и т. д.
    Правильный выбор предлогов и союзов помогает организовать структуру высказывания, установить смысловые отношения между единицами речи.
    Частицы, в отличие от предлогов и союзов, не выражают грамматических отношений. Они придают определенные оттенки значения отдельным словам или предложениям в целом, а также могут служить для образования форм глагола. К формообразующим относятся частицы да, давай, пусть, пускай (повелительное наклонение), бы (условное наклонение). Другие частицы называют модальными или смысловыми. Они могут выражать различные оттенки значения: уточнение и усиление (Мне как раз сюда и надо), отрицание (На небе ни облачка), сомнение (Неужели все позади?), восхищение (Ну что за шейка, что за глазки…) и т.д. Употребление эмоционально-экспрессивных частиц делает нашу речь более выразительной.
    Можно сделать вывод, что служебные части речи, не обладающие сами по себе лексическим значением, могут существенно влиять на смысл высказывания.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *