Сочинение на тему общественная роль в истории и ее функции

9 вариантов

  1. 1
    Текст добавил: Играющая с огнём

    «Можно не знать многих наук и быть образованным человеком, но нельзя быть образованным, не зная истории» – сказал Чернышевский. Эти слова наиболее точно определяют роль и место истории в жизни человека.
    Изучение истории лежит в основе формирования научного мировоззрения, играет важнейшую роль в формировании общей эрудиции, кругозора, интеллектуальных способностей, гражданских и нравственных качеств человека. Без знания истории невозможно изучение философии, политологии и других общественных наук. Именно поэтому «отечественная история» входит в число обязательных предметов для изучения в ВУЗах студентами всех специальностей.
    В сущности, история – одна из важнейших форм самосознания людей. Изучение истории позволяет глубже понимать общественные процессы в современной жизни, т.к. они неразрывно связаны с нашим историческим прошлым. Поэтому знание истории всегда актуально, особенно в переломные периоды развития общества. Опытом истории всегда стремились воспользоваться противоборствующие политические силы, обосновывая свои действия ссылками на историю.
    Предметом отечественной истории являются закономерности политического и социально-экономического развития российского государства и общества. История России исследует конкретные формы проявления исторических закономерностей, выражающихся в исторических событиях и фактах. История – наука конкретная, требующая точного знания хронологии фактов, событий, явлений. По сравнению с другими гуманитарными науками, изучающими какую-либо одну сторону общественной жизни, она характеризуется тем, что предметом ее познания является вся совокупность общественной жизни на всех этапах существования человечества. Многие проблемы современности могут быть решены только на основе исторического подхода, исторического анализа, на базе проделанной историками работе по сбору, систематизации и обобщению огромной совокупности фактов, позволяющих выявить тенденции общественного развития.
    История выполняет несколько социально значимых функций. 1)познавательная и интеллектуально-развивающая состоит во всемирном развитии эрудиции человека на основе выявления главных тенденций общественного развития, теоретического обобщения исторических фактов и процессов, познания закономерностей эволюции человеческого общества в прошлом и настоящем.2)практически-политическая. Сущность ее в том, что как наука история, выявляя закономерности развития общества, помогает разрабатывать текущий политический  курс развития с учетом анализа уже имеющегося исторического опыта. Это позволяет избегать тех ошибок, которые уже были допущены в прошлом.3)мировоззренческая. История дает документально точные данные о событиях прошлого. Их осмысление формирует взгляд на мир, общество и законы его развития. Так формируется научное мировоззрение, которое опирается на общественную реальность.4)воспитательная. Изучение отечественной истории воспитывает нравственность, формирует гуманистические гражданские качества, воспитывает патриотизм, помогает понять такие категории, как честь, долг перед обществом, позволяет оценивать политических деятелей по результатам их дел.

  2. А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

    36481.
    Доклад
    Механизм смены цивилизации. Переход между цивилизациями
    35 KB
    Механизм смены цивилизации Основные причины: внутренние противоречия в которых центральное место занимают потребности человека. Для производства материальных и духовных благ цивилизации приходится привлекать новые ресурсы средства труда источники энергии реализовывать новые экономические и политические схемы подавлять социальные конфликты и предлагать новый духовный продукт. Попытки удовлетворения потребностей нарушают сложившийся в цивилизации баланс и она не может удовлетворить потребности всех. Духовный мир чутко реагирует на эти…
    36482.
    Доклад
    Переходный этап в развитии цивилизации на историческом примере перехода от раннеклассовой к античной
    27.5 KB
    Переход между цивилизациями происходит в четыре этапа: латентный этап обвального хаоса патовая ситуация завершающий этап. На первом этапе происходит падение эффективности старого общества: возникают социальные противоречия разногласия между управленцами и исполнителями экономической функции и непрерывные войны которые с одной стороны истощали материальные ресурсы а с другой обогащали правящую элиту. Происходит возращение к родоплеменному типу отношений формирование общинного строя предполагающего управление общества вождем советом…
    36483.
    Доклад
    Основные особенности и достижения неолитической цивилизации
    32 KB
    Начало неолитической цивилизации связывают с неолитической революцией. Достижения неолитической цивилизации: Возникла первая форма собственности общинная собственность на землю; Появляется объекты собственности сельскохозяйственные земли пастбища охотничьи и рыболовные угодья; Возникает частная собственность при необходимости защита частной собственности; Формирование первых политических институтов крупные межобщинные объединения; Духовный мир выходит на новый уровень возрастает уровень познания окружающего мира;…
    36484.
    Доклад
    Основные особенности и достижения раннеклассовой цивилизации
    32.5 KB
    Если в неолитическую эпоху основные изменения были связаны с технологиями то для раннеклассовой цивилизации характеры значительные изменения в экономическом способе производства и социальнополитические отношения. Происходит городская революция создания центров локальной цивилизации в сети крупных городов. Города не только служили центрами ремесла но и позволяли сконцентрировать материальные и духовные ресурсы цивилизации для ее развития.
    36485.
    Доклад
    Цивилизации Древнего Египта: развитие и основные достижения
    38.5 KB
    Экономика Древнего Египта в основном базировалась на земледелии. Хорошие плодородные почвы Египта и мастерство земледельцев позволяли не только обеспечивать сельское население продуктами питания но и создавать избыточный продукт. Еще в период Древнего царства сложились торговые пути из Египта в Нубию на Синай в Палестину и Сирию.
    36486.
    Доклад
    Духовный мир человека древних обществ
    36.5 KB
    В Египте в отличие от всех существовавших цивилизаций сакрализация достигла максимально возможного уровня. Высокого уровня в Древнем Египте достигли различные виды искусства которые были прежде всего составной частью заупокойного ритуала. В Египте появился уникальный литературный жанр книги мертвых религиозные тексты которые помещали в гробницу. В Древнем Египте все специальные знания концентрировались в небольшой группе жрецов.
    36487.
    Доклад
    Древняя Греция – основные достижения в экономической, политической и духовной сферах
    42 KB
    Формируется теоритеческая база науки. Процесс становления древнегреческой науки шел через отделение научного элемента от фантастического. Итак появление науки в Древней Греции способствовал ряд предпосылок: У греков отсутствовала каста жрецов и поэтому научные знание были доступны любому гражданину; Демократическая форма правления в государстве что гарантировало гражданские права и необходимость их отстаивания с помощью риторики основанной на аргументации и убеждении оппонента. Развиваются такие науки как математика геометрия…
    36488.
    Шпаргалка
    Українська мова. Відповіді на екзаменаційні питання
    5.99 MB
    рикметники, у яких є закінчення, називаються повними: добрий, вільна, славне, зелені, батькового, материна. Ці форми є звичайними для сучасної української мови.У народній творчості та в поезії вживаються також нестягнені повні прикметники: вірная (замість: вірна), вечірнюю (замість: вечірню), синєє (замість: синє), молодії (замість: молоді).
    36489.
    Шпаргалка
    Співвідношення між ентропією та імовірністю, формула Больцмана
    170.77 KB
    В теорії Дебая зміщення атомів представляється як система поздовжніх та поперечних хвиль суцільного однорідного твердого тіла. Система хвиль має широкий спектр частот. Всі хвилі з будьякими частотами малої швидкості відповідають поперечним і поздовжнім хвилям у твердому тілі тобто нехтуємо дисперсією хвиль. Система хвиль таким чином складається із поздовжніх та поперечних хвиль.

  3. Практическо-политическая функциясостоит в том, что история как наука, выявляя на основе теоретического ос­мысления исторических фактов закономерности развития общества, помогает глубоко осмысливать научно обоснован­ный политический курс, избегая тем самым субъективных решений политического характера. Вместе с тем знание истории способствует определению оптимального варианта политики по руководству массами и взаимодействия с ними различных партий и движений.
    Мировоззренческая функцияпри изучении истории в значительной степени определяет формирование научного мировоззрения. Это и понятно, так как история дает доку­ментально точные данные о событиях прошлого, опираясь на различные источники. Люди обращаются к прошлом того, чтобы лучше понять современную жизнь, заложен­ные в ней тенденции. Необходимо учитывать, что всемир­ная история ведет строгий отбор событий, фактов, имен, оставляя летописи тех из них, которые оказали влияние на судьбы цивилизации и культуры. На каждом этапе всемир­ного развития выделяются такие вехи и такие рубежи, ко­торые по своему воздействию на весь исторический про­цесс приобрели решающее значение. Нельзя представить себе историю Древнего Рима без восстания рабов под руко­водством Спартака, историю средних веков — без крупней­ших восстаний против феодальных владык, новую историю — без Парижской коммуны, современную историю XX века — без Октябрьской революции и последовавших за ней собы­тий. В этой связи знание истории вооружает людей понима­нием исторической перспективы. Историю нельзя модерни­зировать, подгонять под сложившиеся концепции и схемы. Неправильно, тенденциозно описанная и изученная исто­рия никогда никого ничему не научит. Более того, она вред­на, ибо самое худшее для общественно-политической прак­тики — это ориентировка на искаженный исторический опыт.
    Истории России присуща и воспитательная функция. Изучение истории России, как и истории любой другой стра­ны, воспитывает у народа нравственные качества, помога­ет прививать навыки к гуманной политике, направленной на осуществление интересов большинства народных масс. Зна­ние истории активно формирует такие гражданские каче­ства, как патриотизм и интернационализм; позволяет по­знать моральные и нравственные качества и ценности чело­вечества в их развитии; понять такие категории, как честь, долг перед обществом, человеческое счастье и добро. Вмес­те с тем знание истории позволяет глубже разобраться в пороках общества, политических руководителей, в их вли­янии на человеческие судьбы.
    Наконец, изучение истории позволяет выяснить,, ка­кие интересы отражает политика тех или иных политичес­ких партий, общественных групп, их лидеров, и соотнести классовые, социальные интересы с общечеловеческими, по­казать приоритет общечеловеческих интересов на конкрет­ных примерах общественно-политических явлений. А это весьма важно прежде всего потому, что в современных условиях политической и идеологической борьбы сохраня­ется серьезный разрыв между растущей политизацией всех сторон общественной жизни и реальным уровнем полити­ческих знаний и политической культуры. Было бы наивно полагать, что политика не влияет на историю, особенно в ее переломные моменты.
    Между тем одно дело иметь определенные политичес­кие симпатии (в этом нет ничего особенного), но оставаться на почве объективного изложения фактов, и совсем другое — превращать историю в “служанку” политических пристрас­тий. В этом смысле подлинная правда истории всегда луч­ше умалчивания или эмоций. Но настоящая правда истории требует не только особого уважения и бережного отноше­ния к себе. Правда истории чрезвычайно сложна и многоас­пектна. Поэтому весьма важно, ставя перед собой задачу всестороннего научного освоения истории, стремиться к объективному познанию истории России.
    Каждое поколение историков переписывает “свою ис­торию”. Это суждение высказывается сравнительно часто. При этом одни считают, что “переписывание истории” каж­дым новым поколением свидетельствует о конъюнктуре в исторической науке. Другие считают, что “переписывание истории” диктуется объективными потребностями развития исторических знаний.
    Список используемой литературы:
    1.Горинов,М.М. История России с древнейших времен до конца 20 века/ М.М.Горинов(и др.).-М.,2000
    2.Орлов,А.С. История России: учебник/ А.С.Орлов (и др) –М.,2008г.
    3.Зуев М.Н. История России: учебник/Зуев М.Н.-М.,2000г.
    4.Мунчаев Ш.М. История России:учебник/ Мунчаев Ш.М (и др) –М.,2003г.
    5. Александров В.А. Общинное управление в помещичьих имениях XVIII-нач.
    XIX в. /. М., 1975. С.
    6. Гордон А.В. Тип хозяйствования – образ жизни – личность . М., 1993
    7. Громыко М.М. Семья и община в традиционной духовной культуре русских крестьян XVIII-XIX вв. / М., 1989.
    8. Чистяков, История государства и права России. – М., 2001 г.
    Интернет-ресурсы по истории:
    1.http;//www.humanities.edu.ru/-образовательный портал «Социально-гуманитарное и политологическое образование»
    2. http;//rushistory.stsiand.ru – История России с древнейших времен до наших дней.

  4. История (от
    греческого historia) означает рассказ о прошедшем, об узнанном. Имеет много
    определений, но прежде всего — это процесс развития природы и общества;
    комплекс общественных наук, изучающий прошлое человечества во всей его
    конкретности и многообразии.
    В мире
    существует около двух тысяч различных наук как сфер приложения человеческой
    деятельности, функцией которых является выработка и теоретическая
    систематизация объективных знаний о действительности. Одна из них —
    историческая наука, которая, как и каждая наука, имеет свою теорию,
    выражающуюся в системе законов, закономерностей, категорий и понятий, в
    совокупности обобщенных знаний, накопленных в процессе общественно-исторической
    жизни. “Отцом истории” считается древнегреческий историк Геродот,
    живший между 490 и 480—425 гг. до н. э. Именно ему принадлежит первое
    систематическое описание скифов, древних племен, проживавших в период VI в. до н. э. — III в. н. э. на территории нашего Отечества.
    История
    всегда вызывала и продолжает вызывать большой общественный интерес. Этот
    интерес объясняется естественной потребностью человека знать историю. В прошлые
    годы история как наука во многом была политизирована. Многие ее страницы
    отражались в литературе односторонне, что накладывало определенный отпечаток на
    формирование исторического мышления людей. Сегодня мы имеем возможность изучать
    правдивую историю своей страны.
    В
    исторической науке накоплен большой опыт создания трудов по истории России. За
    последние годы переизданы фундаментальные труды по истории России крупных
    дореволюционных российских историков, среди которых работы С. М. Соловьева, Н. М.
    Карамзина, В. О. Ключевского и других. Мы располагаем сегодня трудами и таких
    видных историков, как Б. А. Рыбаков, Б. Д. Греков, С. Д. Бахрушин, М. Н. Тихомиров,
    М. Н. Покровский, и других наших современников.
    Для чего
    нужно знать историю? Ответить на поставленный вопрос мы сможем, выяснив прежде
    всего социальные функции истории как науки. Вокруг проблем истории во всем мире
    всегда велась и ведется сегодня идейная борьба, происходит постоянное
    социальное размежевание, порождающее подчас остроконфликтные ситуации. Не осталась
    в стороне от данных процессов и многонациональная Россия. В сфере ее
    политической жизни в последнее время особенно отчетливо дали о себе знать
    негативные явления, сопровождающиеся кровавыми конфликтами и ситуациями.
    Десятки тысяч погибших, сотни тысяч беженцев, уничтожение в мирные годы
    огромных материальных и имущественных ценностей, разлад производства,
    деградация духовной жизни. Но самое страшное — искалеченные души и сердца
    детей, отравленных нетерпимостью, этнорасизмом, неуважением к правопорядку. Это
    и многое другое стало реальностью сегодняшней исторической действительности.
    Гражданская
    ответственность за исторические судьбы своих народов и наций обязывает нас
    тщательно разобраться в причинах социальных неурядиц, порождающих серьезные
    политические кризисы. И для этого необходимо выяснить социальные функции знания
    истории. Без этого невозможно восстановление и сохранение национального
    прошлого, его места и роли в великой драме всемирной истории. Народ, нация,
    народность без исторической памяти обречены на деградацию. Они не могут и не
    должны отказываться от своего прошлого, потому что тогда они не будут иметь
    будущего. Каждое государство, каждая страна имеют свою историю, которая
    является составной частью истории человечества. Поэтому, не зная истории
    России, вряд ли можно представить себе многогранный и сложный процесс мировой
    истории. В этой связи важно понять, какие функции выполняет курс истории
    России.
    Наиболее
    отчетливо проявляются следующие функции: познавательная,
    интеллектуально-развивающая; практически-политическая; мировоззренческая.
    Познавательная, интеллектуально-развивающая функция исходит из
    познания исторического процесса как социальной отрасли научного знания; из
    теоретического обобщения исторических фактов, выявления главных тенденций
    общественного развития истории. На научном языке весьма часто слово
    “история” употребляют как процесс, движение во времени и как процесс
    познания во времени. В курсе истории России нас будут интересовать процессы
    зарождения, становления и функционирования Российского государства на различных
    этапах его истории. В этой связи познавательная функция истории состоит в самом
    изучении исторического пути Российского государства, познании всех его сторон,
    явлений, событий и фактов.
    Практическо-политическая функция состоит в том, что история как
    наука, выявляя на основе теоретического осмысления исторических фактов
    закономерности развития общества, помогает глубоко осмысливать научно
    обоснованный политический курс, избегая тем самым субъективных решений
    политического характера. Вместе с тем знание истории способствует определению
    оптимального варианта политики по руководству массами и взаимодействия с ними
    различных партий и движений.
    Мировоззренческая функция при изучении истории в значительной
    степени определяет формирование научного мировоззрения. Это и понятно, так как
    история дает документально точные данные о событиях прошлого, опираясь на
    различные источники. Люди обращаются к прошлом того, чтобы лучше понять
    современную жизнь, заложенные в ней тенденции. Необходимо учитывать, что
    всемирная история ведет строгий отбор событий, фактов, имен, оставляя летописи
    тех из них, которые оказали влияние на судьбы цивилизации и культуры. На каждом
    этапе всемирного развития выделяются такие вехи и такие рубежи, которые по
    своему воздействию на весь исторический процесс приобрели решающее значение.
    Нельзя представить себе историю Древнего Рима без восстания рабов под
    руководством Спартака, историю средних веков — без крупнейших восстаний против
    феодальных владык, новую историю — без Парижской коммуны, современную историю XX века — без Октябрьской революции и последовавших за
    ней событий. В этой связи знание истории вооружает людей пониманием
    исторической перспективы. Историю нельзя модернизировать, подгонять под
    сложившиеся концепции и схемы. Неправильно, тенденциозно описанная и изученная
    история никогда никого ничему не научит. Более того, она вредна, ибо самое
    худшее для общественно-политической практики — это ориентировка на искаженный
    исторический опыт.
    Истории
    России присуща и воспитательная функция. Изучение истории России, как и истории
    любой другой страны, воспитывает у народа нравственные качества, помогает
    прививать навыки к гуманной политике, направленной на осуществление интересов
    большинства народных масс. Знание истории активно формирует такие гражданские
    качества, как патриотизм и интернационализм; позволяет познать моральные и
    нравственные качества и ценности человечества в их развитии; понять такие
    категории, как честь, долг перед обществом, человеческое счастье и добро.
    Вместе с тем знание истории позволяет глубже разобраться в пороках общества,
    политических руководителей, в их влиянии на человеческие судьбы.
    Наконец,
    изучение истории позволяет выяснить,, какие интересы отражает политика тех или
    иных политических партий, общественных групп, их лидеров, и соотнести
    классовые, социальные интересы с общечеловеческими, показать приоритет
    общечеловеческих интересов на конкретных примерах общественно-политических
    явлений. А это весьма важно прежде всего потому, что в современных условиях
    политической и идеологической борьбы сохраняется серьезный разрыв между
    растущей политизацией всех сторон общественной жизни и реальным уровнем
    политических знаний и политической культуры. Было бы наивно полагать, что
    политика не влияет на историю, особенно в ее переломные моменты.
    Между тем
    одно дело иметь определенные политические симпатии (в этом нет ничего
    особенного), но оставаться на почве объективного изложения фактов, и совсем
    другое — превращать историю в “служанку” политических пристрастий. В
    этом смысле подлинная правда истории всегда лучше умалчивания или эмоций. Но
    настоящая правда истории требует не только особого уважения и бережного
    отношения к себе. Правда истории чрезвычайно сложна и многоаспектна. Поэтому
    весьма важно, ставя перед собой задачу всестороннего научного освоения истории,
    стремиться к объективному познанию истории России.
    Каждое
    поколение историков переписывает “свою историю”. Это суждение
    высказывается сравнительно часто. При этом одни считают, что “переписывание
    истории” каждым новым поколением свидетельствует о конъюнктуре в
    исторической науке. Другие считают, что “переписывание истории”
    диктуется объективными потребностями развития исторических знаний.
    Русская культура в X-XVII вв
    Русская культура в первой половине XIX века
    Формирование культурного центра вокруг Московского княжества (XIV-XV вв.)
    Архитектура России второй половины XV-XVII вв
    Развитие древнерусской литературы (XIV-XVII вв.)
    Русская наука в ХIХ веке
    Судебники 1497 г. и 1550 г., Соборное Уложение 1649 г
    Русская Правда П. И. Пестеля
    Конституция Никиты Муравьева
    Славянофилы и западники о реформах Петра I
    Роль православной церкви в политической жизни Руси в XIV-XV вв
    Роль русской православной церкви в объединении Руси в XIV-XV вв
    Контроль НКВД над русской православной церковью
    Репрессии в отношении священнослужителей и верующих
    Русская рукописная книга XI-XV вв
    ?

  5. 5
    Текст добавил: Слушайте люди

    Роль истории в современном мире.
    История – это наука, которая изучает развитие общества от первобытно-общиннного до наших дней. Не зная её законов невозможно управлять ни большими, ни малыми государствами. Знание истории позволяет оценить происходящие события, провести анализ и сделать правильный вывод.
    У истории нет сослагательного наклонения. Она опирается на события и факты. В современном мире они меняются так стремительно, что вчерашние друзья становятся врагами. Развитие истории идёт по спирали, поэтому, зная основные её законы можно предположить, как будут разворачиваться события.
    Сейчас вошло в моду критиковать историю прошлых веков. Особенно историю XX века. Это был не простой век, особенно для России. Кто были правители тех лет – гении или демоны? Правильно они делали или не правильно? Но, благодаря им, Россия победила фашизм, который оказался не по зубам ни одной другой стране. Восстановила разрушенную свою страну и ещё помогла соседним странам, первая взлетела в космос.
    И что мы получили взамен? Нас, не фашистов, некоторые западные «умники» объявили оккупантами и захватчиками. Они, вероятно, забыли, кто закрыл газовые вентили в Бухенвальде и Освенциме? А Саласпилс объявили, чуть ли не пионерским лагерем отдыха! Они пытаются переписать историю на свой лад, но это не возможно. Зачем им это?
    Неужели никто из них не видит, что фашизм опять поднимает голову, и это явно кому то очень нужно. Самое страшное, что нацисты тоже начинали и пивнушек ( никто не обратил на это внимание!), и чем потом закончили? Исторические законы придумала не Россия. Они выведены теоретиками Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом. И были уже не раз подтверждены жизнью.
    Некоторые государства не от большого ума открестились от России. Создали собственные учебники истории, где про Россию написана явная ложь. Чуть ли не какая-то там страна между Европой и Японией. Именно эти знания, как истинные, они преподают на уроках истории в своих школах. Они выращивают поколения одурманенных людей, которые нужны им для своих имперских целей.
    Но ведь уже ни один раз пытались и Александр Македонский, и Наполеон, и Гитлер завоевать мир. Если это им не удалось, неужели эти люди хотят повторить их судьбу?
    Почему правительства некоторых государств пытаются вытравить из памяти народа все факты про Россию? Уничтожают и выносят чуть ли не на помойки памятники, оскверняют кладбища, устраивают показушные суды над бывшими НКВД- шниками, которым по 80-90 лет?
    А что взамен? Превосходство их наций над русскими? Тогда, почему из этих стран ежедневно молодежь уезжает на заработки в Европу и ту же Россию? Почему остаются одни пожилые люди, которые не в состоянии никуда уехать? Как известно, природа не терпит пустоты.
    Молодежь уехала, кто приедет на её место? Беженцы из нищих стран Африки, Ближнего Востока? Что они привезут? Заразу, насилие, разврат. Может ещё гей-парады. Не захотели парад на 9 Мая, будет гей-парад.
    В современных отстроенных портах стоят одни банановозы. А где сильный мощный военно – морской флот прибалтийских государств? Что-то его не видно и в бинокль. Хотели правительства переписать историю – пожалуйста, что получилось. И будут страны в своём развитии отброшены назад.
    Нельзя просто взять и какую-то отдельную страну вырвать из общего контекста развития. Одна страна не может существовать в вакууме. Нельзя отказываться от своего прошлого в угоду имперским амбициям отдельной группы людей. У такой страны нет будущего.
    Самое страшное – искалеченные людские судьбы. Дети и подростки, получившие искажённое представление об истиной истории своей страны. Историю невозможно делать в белых перчатках. Всегда были, есть, и будут перегибы. Но нельзя вот так разом перечеркнуть всю прошлую жизнь, весь накопленный опыт совместного проживания.
    Россия – многонациональная держава. Толерантность к другим народам здесь прививается с детства.
    Историю нужно преподавать и в школе, и в других учебных заведениях. Читать лекции, писать статьи и книги. Говорить, так как оно было, рассказывать, делать передачи по телевизору. Нам нечего стыдиться. Каждый человек имеет право на ошибку. Важно суметь сделать правильные выводы из этих ошибок и больше их не повторять. Ведь было и что-то положительное. А не отбрасывать прожитые годы на помойку, как мусор.
    И чтобы каждый последующий исторический виток забирал в предыдущем всё самое лучшее, самое ценное, чтобы не пришлось снова изобретать колесо и велосипед, или начинать всё с пепелища.

  6. Роль истории
    в современном обществе
    О.В. Мицук
    История и сопряженные с нею социальные учебные дисциплины всегда занимали особое место в общеобразовательных программах любого государства. Ведь именно содержание этих предметов помогает поколениям освоить культурно-историческую традицию родного народа, интегрироваться в государственную целостность, идентифицировать себя как граждан страны.
    Нельзя выбрать страну, в которой ты родился. Она может быть, как мать и отец, заботлива или неласкова. Настаёт время, когда приходится определять своё отношение к ней, сознательно избирая любовь или равнодушие. Чтобы не сделать ошибки, следует знать историю своего Отечества. Не только холодный перечень событий и действующих лиц, но и саму сущность истории родной земли, её основной смысл. Необходимо попытаться уяснить: что представляет собой родина, как она стала такою и какая судьба её ожидает.
    Каждый человек должен знать историю своего Отечества, жизнь и дела своих отцов, дедов и прадедов. Нельзя жить на родной земле и не знать, кто жил здесь до нас, не знать и не помнить об их трудах, славе, заблуждениях и ошибках.
    Изучению и преподаванию истории в наше время уделяется особое внимание. Задача преподавания истории в современных условиях – показать действительную историю во всех ее сложностях и противоречиях, с ее светлыми и трагическими сторонами, строго соблюдая объективность, историческую правду. [1]
    Усвоение исторического опыта, знаний и методов мышления, выработанных предшествующими поколениями, позволяет на этой основе направлять всю практическую деятельность настоящего. Наше прошлое – это наша интеллектуальная собственность, с которой нужно обращаться так же бережно, как и с материальной. История – это людская жизнь, которая уже закончилась, ее уже никто и никогда не вернет и не переделает. У России была своя сложная, противоречивая, героическая и драматическая, самобытная, не похожая на другие страны, история. Но, несмотря, ни на что, Россия внесла достойный вклад в мировую культуру и цивилизацию.
    Нужно с сожалением признать, что степень знания прошлого своей страны, уровень общей политической культуры, недостатки в гуманитарной подготовке молодежи не создают условий для критического восприятия публикаций, искажающих картину исторического процесса. Участники многих дискуссий о современном состоянии исторической науки приходили, как правило, к выводу, что, несмотря на радикальные перемены в стране, меняющийся характер общественно-политического и социально-экономического развития, на болезненность этих процессов, необходимо и в этих условиях стремиться к объективности в освещении всего исторического процесса, сложных страниц отечественной истории, не впадая в односторонность в оценках исторических событий, явлений и фактов. [2]

  7. Обычный ученик изучает историю в школе, а затем частенько забывает ее, уйдя с учебной скамьи. В вузах и колледжах история изучается, но уже мимоходом… А ведь история дает человеку много ценных знаний о мире и жизни. Она богата примерами того, как стоит поступать, как не стоит, и какие людские действия к каким последствиям приводят целые народы.
    История способна подарить человеку знания традиций и старинной культуры его народа и народов соседних. От того, как устроен национальный костюм до исторически сложившейся народной кухни. История примерами военных подвигов или достижений, к примеру, в искусстве, дает человеку право и желание гордиться своим народом, да и вообще человеческим видом – в целом. Стоит лишь раз увидеть мозаики и росписи старинных соборов, например, чтобы чувства гордости и вдохновения проснулись…
    Есть и негативный аспект роли исторических событий – не науки, а самой летописи истории в жизни человека. Много играют в жизни современного человека исторические обиды и предубеждения людей, которые живут рядом с ним. Например, кто-то из православных христиан может с предубеждением относиться к мусульманам, считая их веру ошибочной. Русские часто с предубеждением относятся к жителям Западной Украины, потому что некоторые из тех воевали на стороне Гитлера во Вторую мировую.
    Частенько представители черной и белых рас на нашей планете вступают в конфликты, считая друг друга то «неполноценными», то «вымирающими», в общем, вешая друг на друга все возможные ярлыки.
    По этому поводу стоит вспомнить хорошее кино , выпущенное в далеком Гонконге. Оно называется «2046-й». Там отец-китаец запрещал дочери любить японца, ведь во время Второй мировой воевал против Японии. Несколько лет она страдала в одиночестве, пытаясь разделить чувства отца, а затем вышла замуж за любимого. История не стоит на месте, и за враждой наступает примирение.

  8. §1. Исторический опыт и современность
    Не вызывает никаких сомнений тот факт, что исторический опыт и современность органично взаимосвязаны. Опыт прошлого является, и всегда будет являться необходимой предпосылкой понимания современности. Поэтому историческая наука – это хранительница и собирательница опыта прошлого, его толковательница. Неслучайно, в прошлом расхожей аксиомой было утверждение «история – наставница жизни». Она выводит уроки из опыта прошлого, которые понимались в разное время по-разному. Таким образом, исторический опыт и уроки истории – это понятия совершенно не тождественные.
    Исторический опыт является объективной категорией. Это прошлое в его наиболее существенных проявлениях.
    Уроки истории являются субъективной категорией. Это интерпретация опыта прошлого в интересах и с позиций кого-либо или чего-либо.
    Для любого человека вообще характерно извлечение из прошлого уроков, необходимых для настоящего. Долгое время существовало представление (иногда бытующее и ныне), что прошлое может повторяться в том же самом или похожем виде. Поэтому, брать уроки у истории это, значит, приходить к тем результатам, которые были, или наоборот стремиться не повторять прежних ошибок.
    Так полагал, например, римский историк Тит Ливий (59 г. до н.э. – 17 г. н.э.), писавший: «В том и состоит главная польза и лучший плод знакомства с событиями минувшего, что видишь всякого рода поучительные примеры в обрамленьи величественного целого: здесь и для себя, и для государства ты найдешь чему подражать, здесь же – чего избегать». Таких же взглядов придерживался и Н. Макиавелли (1469-1527), обращавшийся к истории потому, что надеялся найти в прошлом опыт, который помог бы ему решить задачи настоящего («Государь», «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия»).
    Однако в реальной исторической действительности буквального повторения не бывает, и быть не может, ибо хотя прошлое и связано с настоящим, оно все же отличается от современности. Поэтому проблема использования уроков истории не может быть сведена к простому механическому заимствованию. Опыт прошлого может выступать как критерий истинности, а, кроме того, выполнять воспитательную функцию. Или выступать в качестве эвристической ценности, для получения нового знания, ибо изучение прошлого с такой целью также необходимо для понимания настоящего.
    Следовательно, нельзя слепо, автоматически переносить прошлое в настоящее. Современность – всегда более сложное явление, несущее новые черты, и истины прошлого должны уточняться знанием современности. Однако для успешного использования опыта прошлого необходимо наличие двух условий: во-первых, должна быть зрелой историческая наука; во-вторых, должно быть зрелым общество, способное усвоить и использовать эти уроки. В таком контексте справедливыми представляются слова Т.Н. Грановского (1813-1855) о том, что история – это нежный цветок, который может расти не на всякой почве.
    §2. Идеология и ее связь с исторической наукой. История и политика
    Вопрос об объеме и содержании понятия «идеология» в настоящий момент представляется дискуссионным.
    В рамках ортодоксальной советской историографии ученые были убеждены, что идеология – это теоретически обоснованная система идей и взглядов, выражающих интересы того или иного класса и направляющих его на борьбу (Е.И. Индова, А.А. Преображенский, Л.В. Черепнин, В.В. Мавродин, В.И. Буганов и др.). Иногда эта формулировка дополнялось указанием на то, что идеология – это не просто система взглядов, но и программа политической борьбы определенного класса (Е.В. Гутнова, Л.В. Милов, М.А. Рахматуллин и др.). Они считали, что идеология отличается рациональным и научным характером и ей соответствует особая терминология (Буганов).
    Однако при решении данной проблемы необходимо как никогда исходить из принципа историзма. Необходимо учитывать исторически преходящий характер форм идеологии, ее изменчивость по мере общественного развития. Это значит, что определение идеологии, верное для нашего времени, может не годиться, например, для средневековья.
    При этом, как подчеркивает О.Г. Усенко, следует учитывать и субъективный фактор, то есть возможность выбора между готовыми идеологическими формами и заготовками, с одной стороны, и созданием собственной идеологической конструкции, с другой. Главное, чтобы люди считали данную систему взглядов своей идеологией, чтобы она удовлетворяла их потребности в наглядном выражении их интересов. Если данная система взглядов помогает какой-либо части общества осознать свои потребности в виде интересов и бороться за них, то она есть не что иное, как идеология этой части общества, – делает вывод Усенко.
    Не стоит забывать и восходящее к Ленину представление о двух уровнях идеологии (врожденной и привнесенной). Так, лидер большевиков полагал, что рабочий класс не в состоянии выработать своей идеологии, и она с неизбежностью привносится в него авангардом пролетариата (социалистической партией). Подобных взглядов придерживается и известный английский историк-марксист Дж. Рюде.
    При всей этой разноголосице мнений более точной и грамотной представляется формулировка немецкого мыслителя К. Манхейма (1893-1947), утверждавшего, что «можно говорить об идеологии эпохи или конкретной исторической или социальной группы (например, класса), имея в виду своеобразие и характер всей структуры сознания эпохи или этих групп». Таким образом, замечал исследователь, «понятие идеологии превращает «идеи» в функции их носителя и его конкретного положения в социальной сфере».
    Следовательно, идеология – это весьма сложное и многозначное понятие, которое употребляется в научной литературе для определения смысла самых различных явлений и процессов. Поэтому для историка большую сложность представляет изучение терминологического аппарата, свидетельствующего об уровне теоретического осмысления этой проблемы и используемого методологического инструментария.
    Нет ничего удивительного в том, что историю многие считают наукой идеологической и политической, т.к. история – важнейшее средство самопознания общества. Вследствие чего она связана с идеологией этого общества, питается идеологией и питает ее сама. Хотя нередко можно встретить призывы к деидеологизации истории, но фактически их следует считать утопичными.
    Одной из задач истории является необходимость формулировать и обосновывать идеологию своего класса, общества, нации и т.д. Вне этого не понять тех перемен, что происходят с исторической наукой по мере социальной трансформации.

  9. Текст из ЕГЭ

    (1) История не безлика. (2) На её страницах высечено немало имён, память о которых переживает века, десятилетия. (З)Это — имена героев. (4) Во все времена люди почитали героев. (5) Они были национальной гордостью народов, о них передавались из поколения в поколение предания, складывались легенды. (б)Тысячи и тысячи фолиантов на множестве языков мира живописуют дела, свершения героических личностей. (7) Именами героев названы улицы и площади, им посвящаются экспозиции в музеях, о них поют песни и слагают стихи. (8) При поверхностном рассмотрении может сложиться впечатление, что только великие люди — герои истории — вершат её дела. (9) На протяжении столетий этот взгляд на роль выдающихся личностей, героев среди толпы, был господствующим. (10) Такие воззрения на роль героев в человеческой истории «обосновывались» и теоретически. (11) Английский мыслитель Томас Карлейль в книге «Герои, культ героев и героическое в истории» утверждал, что всемирная история есть, в сущности, история великих людей. (12) По его мнению, тот герой, который обладает чертами жестокости, беспощадной властности и решимости применить силу, способен играть мессианскую роль в истории.
    (13) Русский социолог Николай Михайловский в своей работе «Герой и толпа» писал, что герой — главный творец истории. (14) Современная жизнь, утверждал он, опустошает сознание людей и парализует их волю, в результате чего массы превращаются в «толпу». (15) И только «герой» способен поднять и увлечь её на подвиг или преступление.
    (16)Подобные взгляды, выражающие суть теорий «элит», «лидеров», в закамуфлированной форме утверждают историческую обусловленность власти избранного меньшинства, необходимость «сильной руки» у тех, кто находится на вершине пирамиды власти.
    (17) Г.В. Плеханов, остроумно высмеивая эту теорию, писал, что для народников массы представляют собой бесконечный ряд нулей. (18) Превратить эту цепь нулей в положительную величину может лишь единица — герой, встав во главе безликого ряда. «(19)Великий человек, -писал Г.В. Плеханов в работе «К вопросу о роли личности в истории», -велик… тем, что у него есть особенности, делающие его наиболее способным для служения великим общественным нуждам своего времени… (20) Великий человек является именно начинателем, потому что он видит дальше других и хочет сильнее других. (21) Он решает научные задачи, поставленные на очередь предыдущим ходом умственного развития общества; он указывает новые общественные нужды, созданные предыдущим развитием общественных отношений; он берёт на себя удовлетворение этих нужд. (22) Он — герой. (23) Не в том смысле герой, что он будто бы может остановить или изменить естественный ход вещей, а в том, что его деятельность является сознательным и свободным выражением этого необходимого и бессознательного хода». (24) Выдающиеся личности, герои появляются тогда, когда в них нуждаются люди. (25) Если действия этих личностей совпадают с основными прогрессивными тенденциями общественного развития, интересами передовых классов, их роль бывает исключительно велика.
    (По Д.А. Волкогонову)

    Вступление

    История свершается взаимодействием огромных масс людей. Но во главе событий всегда стоит кто-то руководящий процессом или тот, кто смог повернуть происходящее в другое русло, переломить ход истории.

    Проблема

    Кто эти люди? Каково их значение для общества и истории? Может ли оказать влияние один человек на течение исторических событий? О роли личности в истории размышляет В.А. Волкогонов в своем тексте, сопоставляя точки зрения по этому вопросу различных философов.

    Комментарий

    Герои стоят во главе истории, они оставляют память о себе на все времена, их почитают, ими восхищаются, составляют легенды и предания о них. Их именами называют улицы, им посвящают экспозиции, пишут во славу им стихи и песни.
    Автор говорит, что при поверхностном рассмотрении проблемы может показаться, что только великим дано менять ход истории. Эту точку зрения подтверждают некоторые философы.
    К примеру, Томас Каргейль – англичанин, уверял, что во главе истории стоят именно великие люди. Они, даже наделенные чертами жестокости и беспрекословности, для общества становятся спасителями.
    Другой мыслитель, Николай Михайловский также утверждает главенствующую роль героя в истории. Простой человек в наше время настолько обезличен и парализован, что не способен повлиять на историю, он просто не думает об этом. Толпа не способна идти вперед сама, только герой способен направить ее на нужный путь.
    Г.В. Плеханов представляет иную точку зрения. По его мнению, историческим вершителем может стать любой человек, способный заглядывать далеко в будущее, желающий перемен больше всех. Он – начинатель, решающий задачи, поставленные предыдущими поколениями. Он обязуется удовлетворить нужды своего народа.

    Авторская позиция

    Волкогонову близка позиция Плеханова. Он разделяет мысль о том, что герой – видит дальше других, все его действия выражают решительный ход истории.

    Своя позиция

    Позиция Волкогонова близка мне и понятна. Действительно, герой – это не только представитель высшего общества, обладающий властью. В первую очередь, это человек, понимающий нужды своего народа, борющийся за его благополучие.

    Аргумент №1

    Вспоминая классику, находим подтверждение этому. Л.Н. Толстой в романе-эпопее «Война и мир» изображает ход истории на протяжении десятилетий, и одной из основных тем романа является роль личности в истории. В произведении представлены образы императоров и полководцев – Наполеона, Александра Первого, Кутузова. Кто из них действительно герой, направляющий ход истории?
    Толстой считает, что истинный герой отражает интересы народа, следует народной морали. Александр Первый вообще не понимает нужд народа, не знает того, что важно для его народа и страны в данный момент. Наполеон настолько тщеславен и честолюбив, что вообще не понимает, на что толкает свои войска. Истинным предводителем и вершителем истории Толстому представляется Кутузов, потому что он стремится к воплощению интересов целого народа. Он становится выразителем народной души и воплощением патриотизма.

    Аргумент №2

    Проблема роли личности в истории поднимается Ф.М. Достоевским в романе «Преступление и наказание». Истинная причина поступков Раскольникова – убийство старухи-процентщицы и ее слабоумной беременной сестры – проверка действенности собственной теории. Раскольников делил людей на два типа: «право имеющие» и «твари дрожащие».
    Первые творят историю посредством преступления закона, вторые – послушно следуют воле первых. Наполеон, Магомет и многие другие лидеры проливали кровь, были преступниками. Именно они, по мнению Родиона, двигают ход истории, направляют человечество вперед.
    Но теория Раскольникова оказалась ложной. Она не подтвердилась. Выше всех остальных по силе духа оказалась маленькая девушка, униженная и оскорбленная, Соня Мармеладова. Да и сам Раскольников, проверяя действенность теории, подверг себя невероятным мучениям.

    Заключение

    Проблема роли личности в истории многогранна и сложна. Она актуальна и в нашей современной жизни, когда мир находится в подвешенном состоянии, когда приближенные к власти люди готовы применять любые средства для достижения своих целей.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *