Сочинение на тему один день из жизни фамусова и его домочадцев

15 вариантов

  1. Сочинение *Один день в дому Фамусова

    Ответы:

    В Москву после долгого отсутствия возвращается молодой дворянин Александр Андреевич Чацкий. В свое время, он рос в доме богатого московского барина Фамусова, был влюблен в его дочь Софью и сейчас, вернувшись в Москву, прежде всего спешит встретиться с ней. Но Софья забыла его, полюбила Молчалина, секретаря отца. Чацкий не сразу догадывается об этом, День. Неизбежен и другой, общественный конфликт: столкновение молодого дворянского интеллигента с фамусовским миром. Но Чацкий неприятен и Софье острой критикой привычного ей быта и нравов московского барства, резкими оценками людей ее круга, в особенности злым осмеянием ее возлюбленного – Молчалина. Вечер. Званый вечер у Фамусовых, где Софья, а за нею все гости Фамусова объявляют Чацкого сумасшедшим. Чацкий порывает с этим кругом и уезжает из Москвы. В оценках барской Москвы Фамусовым и Чацким сказываются их разные общественные позиции и взгляды на жизнь. Фамусов весь в «веке минувшем»: карьера дяди Максима Петровича – его идеал жизни; он яростно защищает крепостнические порядки, дворянские традиции и старый уклад жизни. Его взгляды на просвещение, на человеческую личность, на службу, настороженное отношение к Чацкому и другим, подобным ему дворянским интеллигентам- все это характерно для барской Москвы. Чацкий же – новый человек, рожденный временем после Отечественной войны 1812 года: страстный противник низкопоклонства, лести, карьеризма, убежденный враг крепостничества… Противопоставление их позиций и взглядов – это главный конфликт двух общественных сил России первой четверти XIX века, на котором зиждется действие комедии Грибоедова. Комедия «Горе от ума» есть и картина нравов, и галерея живых типов, и вечно острая, жгучая сатира, и вместе с тем и комедия… Как картина, она, без сомнения, громадна. Полотно ее захватывает длинный период русской жизни – от Екатерины до императора Николая. В группе двадцати лиц отразилась, как луч в капле воды, вся прежняя Москва, ее рисунок, тогдашний ее дух, исторический момент и нравы. И это с такою художественною, объективною законченностью и определенностью, какая далась у нас только Пушкину и Гоголю. В картине, где нет ни одного бледного пятна, ни одного постороннего, лишнего штриха или звука,- зритель и читатель чувствуют себя и теперь, в нашу эпоху, среди живых людей. И общее и детали – все это не сочинено, а так целиком взято из московских гостиных и перенесено в книгу и на сцену, со всей теплотой и со всем «особым отпечатком» Москвы – от Фамусова до мелких штрихов, до князя Тугоуховского и до лакея Петрушки, без которых картина была бы неполна. Около него (Чацкого) группируются и играют, каждое свою роль, новые лица. Это бал, со всей московской обстановкой, с рядом живых сценических очерков, в которых каждая группа образует свою отдельную комедию, с полною обрисовкою характеров, успевших в нескольких словах разыграться в законченное действие. Разве не полную комедию разыгрывают Горичи? Этот муж, недавно еще бодрый и живой человек, теперь опустившийся, облекшийся, как в халат, в московскую жизнь, барин, «муж-мальчик, муж-слуга, идеал московских мужей», по меткому определению Чацкого,- под башмаком приторной, жеманной, светской супруги, московской дамы? А эти шесть княжон и графиня-внучка – весь этот контингент невест, «умеющих, по слоьам Фамусова, принарядить себя тафтицей, бархатцем и дымкой», «поющих верхние нотки и льнущих к военным людям»? Эта Хлестова, остаток екатерининского века, с моськой, с арапкой-девочкой,- эта княгиня и князь Петр Ильич – без слова, но такая говорящая руина прошлого; Загорецкий, явный мошенник, спасающийся от тюрьмы в лучших гостиных и откупающийся угодливостью, вроде собачьих поносок – и эти ММ, и все толки их, и все занимающее их содержание!

  2. Ответ оставил Гость
    В Москву после долгого отсутствия возвращается молодой дворянин Александр Андреевич Чацкий. В свое время, он рос в доме богатого московского барина Фамусова, был влюблен в его дочь Софью и сейчас, вернувшись в Москву, прежде всего спешит встретиться с ней. Но Софья забыла его, полюбила Молчалина, секретаря отца. Чацкий не сразу догадывается об этом,День. Неизбежен и другой, общественный конфликт: столкновение молодого дворянского интеллигента с фамусовским миром. Но Чацкий неприятен и Софье острой критикой привычного ей быта и нравов московского барства, резкими оценками людей ее круга, в особенности злым осмеянием ее возлюбленного – Молчалина.Вечер. Званый вечер у Фамусовых, где Софья, а за нею все гости Фамусова объявляют Чацкого сумасшедшим. Чацкий порывает с этим кругом и уезжает из Москвы. В оценках барской Москвы Фамусовым и Чацким сказываются их разные общественные позиции и взгляды на жизнь. Фамусов весь в «веке минувшем»: карьера дяди Максима Петровича – его идеал жизни; он яростно защищает крепостнические порядки, дворянские традиции и старый уклад жизни. Его взгляды на просвещение, на человеческую личность, на службу, настороженное отношение к Чацкому и другим, подобным ему дворянским интеллигентам- все это характерно для барской Москвы. Чацкий же – новый человек, рожденный временем после Отечественной войны 1812 года: страстный противник низкопоклонства, лести, карьеризма, убежденный враг крепостничества…Противопоставление их позиций и взглядов – это главный конфликт двух общественных сил России первой четверти XIX века, на котором зиждется действие комедии Грибоедова. Комедия «Горе от ума» есть и картина нравов, и галерея живых типов, и вечно острая, жгучая сатира, и вместе с тем и комедия… Как картина, она, без сомнения, громадна. Полотноее захватывает длинный период русской жизни – от Екатерины до императора Николая. В группе двадцати лиц отразилась, как луч в капле воды, вся прежняя Москва, ее рисунок, тогдашний ее дух, исторический момент и нравы. И это с такою художественною, объективною законченностью и определенностью, какая далась у нас только Пушкину и Гоголю.В картине, где нет ни одного бледного пятна, ни одного постороннего, лишнего штриха или звука,- зритель и читатель чувствуют себя и теперь, в нашу эпоху, среди живых людей. И общее и детали – все это не сочинено, а так целиком взято из московских гостиных и перенесено в книгу и на сцену, со всей теплотой и со всем «особым отпечатком» Москвы – от Фамусова до мелких штрихов, до князя Тугоуховского и до лакея Петрушки, без которых картина была бы неполна.Около него (Чацкого) группируются и играют, каждое свою роль, новые лица. Это бал, со всей московской обстановкой, с рядом живых сценических очерков, в которых каждая группа образует свою отдельную комедию, с полною обрисовкою характеров, успевших в нескольких словах разыграться в законченное действие.Разве не полную комедию разыгрывают Горичи? Этот муж, недавно еще бодрый и живой человек, теперь опустившийся, облекшийся, как в халат, в московскую жизнь, барин, «муж-мальчик, муж-слуга, идеал московских мужей», по меткому определению Чацкого,- под башмаком приторной, жеманной, светской супруги, московской дамы?А эти шесть княжон и графиня-внучка – весь этот контингент невест, «умеющих, по слоьам Фамусова, принарядить себя тафтицей, бархатцем и дымкой», «поющих верхние нотки и льнущих к военным людям»? Эта Хлестова, остаток екатерининского века, с моськой, с арапкой-девочкой,- эта княгиня и князь Петр Ильич – без слова, но такая говорящая руина прошлого; Загорецкий, явный мошенник, спасающийся от тюрьмы в лучших гостиных и откупающийся угодливостью, вроде собачьих поносок – и эти ММ, и все толки их, и все занимающее их содержание!

  3. В Москву после долгого отсутствия возвращается молодой дворянин Александр Андреевич Чацкий. В свое время, он рос в доме богатого московского барина Фамусова, был влюблен в его дочь Софью и сейчас, вернувшись в Москву, прежде всего спешит встретиться с ней. Но Софья забыла его, полюбила Молчалина, секретаря отца. Чацкий не сразу догадывается об этом,
    День. Неизбежен и другой, общественный конфликт: столкновение молодого дворянского интеллигента с фамусовским миром. Но Чацкий неприятен и Софье острой критикой привычного ей быта и нравов московского барства, резкими оценками людей ее круга, в особенности злым осмеянием ее возлюбленного – Молчалина.
    Вечер. Званый вечер у Фамусовых, где Софья, а за нею все гости Фамусова объявляют Чацкого сумасшедшим. Чацкий порывает с этим кругом и уезжает из Москвы. В оценках барской Москвы Фамусовым и Чацким сказываются их разные общественные позиции и взгляды на жизнь. Фамусов весь в «веке минувшем»: карьера дяди Максима Петровича – его идеал жизни; он яростно защищает крепостнические порядки, дворянские традиции и старый уклад жизни. Его взгляды на просвещение, на человеческую личность, на службу, настороженное отношение к Чацкому и другим, подобным ему дворянским интеллигентам- все это характерно для барской Москвы. Чацкий же – новый человек, рожденный временем после Отечественной войны 1812 года: страстный противник низкопоклонства, лести, карьеризма, убежденный враг крепостничества…
    Противопоставление их позиций и взглядов – это главный конфликт двух общественных сил России первой четверти XIX века, на котором зиждется действие комедии Грибоедова. Комедия «Горе от ума» есть и картина нравов, и галерея живых типов, и вечно острая, жгучая сатира, и вместе с тем и комедия… Как картина, она, без сомнения, громадна. Полотно
    ее захватывает длинный период русской жизни – от Екатерины до императора Николая. В группе двадцати лиц отразилась, как луч в капле воды, вся прежняя Москва, ее рисунок, тогдашний ее дух, исторический момент и нравы. И это с такою художественною, объективною законченностью и определенностью, какая далась у нас только Пушкину и Гоголю.
    В картине, где нет ни одного бледного пятна, ни одного постороннего, лишнего штриха или звука,- зритель и читатель чувствуют себя и теперь, в нашу эпоху, среди живых людей. И общее и детали – все это не сочинено, а так целиком взято из московских гостиных и перенесено в книгу и на сцену, со всей теплотой и со всем «особым отпечатком» Москвы – от Фамусова до мелких штрихов, до князя Тугоуховского и до лакея Петрушки, без которых картина была бы неполна.
    Около него (Чацкого) группируются и играют, каждое свою роль, новые лица. Это бал, со всей московской обстановкой, с рядом живых сценических очерков, в которых каждая группа образует свою отдельную комедию, с полною обрисовкою характеров, успевших в нескольких словах разыграться в законченное действие.
    Разве не полную комедию разыгрывают Горичи? Этот муж, недавно еще бодрый и живой человек, теперь опустившийся, облекшийся, как в халат, в московскую жизнь, барин, «муж-мальчик, муж-слуга, идеал московских мужей», по меткому определению Чацкого,- под башмаком приторной, жеманной, светской супруги, московской дамы?
    А эти шесть княжон и графиня-внучка – весь этот контингент невест, «умеющих, по слоьам Фамусова, принарядить себя тафтицей, бархатцем и дымкой», «поющих верхние нотки и льнущих к военным людям»? Эта Хлестова, остаток екатерининского века, с моськой, с арапкой-девочкой,- эта княгиня и князь Петр Ильич – без слова, но такая говорящая руина прошлого; Загорецкий, явный мошенник, спасающийся от тюрьмы в лучших гостиных и откупающийся угодливостью, вроде собачьих поносок – и эти ММ, и все толки их, и все занимающее их содержание!

  4. Александр Сергеевич Грибоедов стал знаменитым и известным не только в писательском кругу, но и среди простого народа именно после выхода в свет его скандальной комедии “Горе от ума”. Популярность комедии в то время и в наши дни вызвана, на мой взгляд, удачным выбором темы произведения. Автор показывает нам, читателям, что не все люди на земле также умны, честны, благородны и справедливы, как главный герой произведения — Чацкий. Ведь встречаются и другие люди в нашем обществе, которые могут быть жадными, алчными, несправедливыми, продажными. И, исходя из содержания комедии, Грибоедов считает, что таких людей большинство. Само название произведения “Горе от ума” говорит об очень многом. Даже не читая комедию, уже только из названия можно сделать определенные выводы относительно главных героев. Персонажи произведения не уважают ничего, кроме денег, богатых людей и всего, относящегося к финансам. Эти герои не любят очень умных людей, не любят, когда их чему-либо учат, особенно люди, более низкие по рангу. Для них главным качеством в человеке является наличие высокого поста либо толстого кошелька. К сожалению, и в наше время можно встретить подобного рода людей, похожих на тех, о которых писал в своей комедии Александр Сергеевич Грибоедов. Поэтому тема произведения актуальна и сейчас.
    Фамусова автор показывает как высшую степень неграмотности, алчности, самолюбия и жадности. Фамусов — хозяин дома, и именно по этому персонажу можно судить об атмосфере, царящей в его жилище. И конечно, исходя из этого, можно сказать, что по своему характеру семья и окружение Фамусова не сильно отличались от него самого. Фамусов не был склонен к наукам, был неграмотным, не любил читать и не любил, когда читала его дочь:
    Скажи-ка, что глаза ей портить не годится,
    И в чтенъи прок-от не велик:
    Ей сна нет от французских книг,
    А мне от русских больно спится.
    Фамусов не любил все, что связано с образованием. И поэтому он не любил людей умнее его и очень злился, когда такие встречались. Фамусов не любил и не ценил простых людей, он к ним просто не прислушивался. Зато любил и уважал людей богатых, в высоком чине. И не важно, что эти люди могут быть глупыми или продажными. Такие люди привлекали Фамусова, и он был готов на все, только бы “втереться” в доверие к этим людям. Бедный человек никогда бы не стал другом и соратником для Фамусова. Вот, например, что говорит Фамусов Чацкому перед приездом знатного генерала Скалозуба:
    Пожало-ста, сударь, при нем остерегись:
    Известный человек, солидный,
    И знаков тьму отличья нахватал;
    Не по летам и чин завидный,
    Не нынче завтра генерал…
    Окружение Фамусова представляет собой группу людей, объединенных одной целью. Эта цель заключается в том, чтобы заработать “легкие” деньги, как можно больше разбогатеть, чтобы не отставать от других знатных особ. Деньги и тема денег — это то, без чего невозможно существование этих людей. Деньги стали неотъемлемой частью их жизни. Деньги стали их друзьями, соратниками, темой для разговоров, смыслом жизни…
    После прочтения комедии “Горе от ума” мне показалось, что это вовсе не комедия, а трагедия. Трагедия людского общества, которое не способно вести нормальный образ жизни из-за своего пристрастия к деньгам и нечестной жизни. И только такие люди, как Чацкий, способны противостоять этой денежной лихорадке и вывести остальных людей из глубокого заблуждения. Заблуждения, которое мешает им жить.

  5. Фамусовское общество представляет минувший век. Это богатый, знатный барин Павел Афанасьевич Фамусов, а также его родня и знакомые. Их всех объединяет общий взгляд на жизнь: это закостенелые крепостники, считающие торговлю людьми абсолютно нормальной. Идеалом для фамусовского общества служат крупные чиновники. Главное для них – это богатство.
    Характерной чертой людей данного круга является безразличие к работе. Сам Фамусов, находясь на службе управляющего в казенном месте, обращается к делам всего один раз за целый день, чтобы не глядя подписать бумаги. Кроме этого, они преклоняются перед Западом и уверенны, что лучшего места, чем Франция, в мире нет. Неумело и нелепо представители старой формации стараются перенять культуру, обычаи и даже язык французов.
    Просвещение же фамусовское общество рассматривает как один из самых больших страхов. Павел Афанасьевич считает ученость чумой и уверен, что  все книги необходимо уничтожить. Основным для этого круга является служебный вопрос. Они все мечтают обеспечить себя, поднявшись как можно выше. К тем, кому это удалось, Фамусов относится одобрительно. А Чацкий, по его мнению, человек пропащий и заслуживает лишь презрительного сожаления. Потому что он не хочет служить, имея отличные данные для успешной карьеры.
    Фамусовское общество имеет собственные взгляды на жизнь и идеалы. Эти люди поклоняются богатству и власти. Грибоедов очень точно описывает крепостническое общество, разоблачая его пороки и показывая, что господство Фамусовых не приведет Россию ни к чему хорошему.

  6. 6
    Текст добавил: ((=пРост0 сЕкаЗнаЯ бЭйбА=))

    В комедии Грибоедова есть формальные черты классицизма: единство времени, места и действия. Вместе с тем жизненно правдив любовно-бытовой конфликт пьесы: стремление Чацкого узнать, почему Софья не ответила на его чувство, кого предпочла ему; сама жизнь предстает перед нами в столкновении передовой дворянской молодежи и реакционной массы дворянского класса. Политически остры и злободневны проблемы, поставленные автором: гнет крепостничества, свобода человеческой личности, патриотический и гражданский долг человека, исторические судьбы России и др. Очень близок к живой разговорной речи язык «Горя от ума», индивидуализирована во многом речь персонажей; комедия обогатила нашу речь большим количеством «крылатых» выражений. Все это позволяет утверждать, что Грибоедов первым из драматургов проложил дорогу к реализму.
    Но почему же все-таки «Горе от ума», а не так, как первоначально задумывалось,- «Горе уму»?  Во времена Грибоедова понятие «ум» включало широкое содержание: кроме обычных «образованность», «понятливость», «сообразительность» – «вольнолюбие», «вольномыслие», «вольнодумство», «преданность передовым идеям» что, кстати, нашло полное отражение в комедии. С другой стороны, название «Горе уму» означало безоговорочную победу противников Чацкого и его единомышленников, т. е. Фамусовых, скалозубов, Мочалиных, Хлестаковых и проч. Уделом Чацкого стало «горе от ума», но только не его поражение, потому что он победитель: отказался от Софьи, как только понял, с кем она; не склонил головы перед фамусовским обществом, остался самим собой в борьбе с «веком минувшим».
    Таков краткий ответ на часть нашего варианта опорных положений. Теперь, чтобы сделать ответ полным, «развернутым», нужно аргументировать высказанные мысли материалом комедии и продолжить «развертывание» последующих проблем комедии.
    В Москву после долгого отсутствия возвращается молодой дворянин Александр Андреевич Чацкий. В свое время, он рос в доме богатого московского барина Фамусова, был влюблен в его дочь Софью и сейчас, вернувшись в Москву, прежде всего спешит встретиться с ней. Но Софья забыла его, полюбила Молчалина, секретаря отца. Чацкий не сразу догадывается об этом,
    День. Неизбежен и другой, общественный конфликт: столкновение молодого дворянского интеллигента с фамусовским миром. Но Чацкий неприятен и Софье острой критикой привычного ей быта и нравов московского барства, резкими оценками людей ее круга, в особенности злым осмеянием ее возлюбленного – Молчалина.
    Вечер. Званый вечер у Фамусовых, где Софья, а за нею все гости Фамусова объявляют Чацкого сумасшедшим. Чацкий порывает с этим кругом и уезжает из Москвы. В оценках барской Москвы Фамусовым и Чацким сказываются их разные общественные позиции и взгляды на жизнь. Фамусов весь в «веке минувшем»: карьера дяди Максима Петровича – его идеал жизни; он яростно защищает крепостнические порядки, дворянские традиции и старый уклад жизни. Его взгляды на просвещение, на человеческую личность, на службу, настороженное отношение к Чацкому и другим, подобным ему дворянским интеллигентам- все это характерно для барской Москвы. Чацкий же – новый человек, рожденный временем после Отечественной войны 1812 года: страстный противник низкопоклонства, лести, карьеризма, убежденный враг крепостничества…
    Противопоставление их позиций и взглядов – это главный конфликт двух общественных сил России первой четверти XIX века, на котором зиждется действие комедии Грибоедова. Комедия «Горе от ума» есть и картина нравов, и галерея живых типов, и вечно острая, жгучая сатира, и вместе с тем и комедия… Как картина, она, без сомнения, громадна. Полотно
    ее захватывает длинный период русской жизни – от Екатерины до императора Николая. В группе двадцати лиц отразилась, как луч в капле воды, вся прежняя Москва, ее рисунок, тогдашний ее дух, исторический момент и нравы. И это с такою художественною, объективною законченностью и определенностью, какая далась у нас только Пушкину и Гоголю.
    В картине, где нет ни одного бледного пятна, ни одного постороннего, лишнего штриха или звука,- зритель и читатель чувствуют себя и теперь, в нашу эпоху, среди живых людей. И общее и детали – все это не сочинено, а так целиком взято из московских гостиных и перенесено в книгу и на сцену, со всей теплотой и со всем «особым отпечатком» Москвы – от Фамусова до мелких штрихов, до князя Тугоуховского и до лакея Петрушки, без которых картина была бы неполна.
    Около него (Чацкого) группируются и играют, каждое свою роль, новые лица. Это бал, со всей московской обстановкой, с рядом живых сценических очерков, в которых каждая группа образует свою отдельную комедию, с полною обрисовкою характеров, успевших в нескольких словах разыграться в законченное действие.
    Разве не полную комедию разыгрывают Горичи? Этот муж, недавно еще бодрый и живой человек, теперь опустившийся, облекшийся, как в халат, в московскую жизнь, барин, «муж-мальчик, муж-слуга, идеал московских мужей», по меткому определению Чацкого,- под башмаком приторной, жеманной, светской супруги, московской дамы?
    А эти шесть княжон и графиня-внучка – весь этот контингент невест, «умеющих, по слоьам Фамусова, принарядить себя тафтицей, бархатцем и дымкой», «поющих верхние нотки и льнущих к военным людям»? Эта Хлестова, остаток екатерининского века, с моськой, с арапкой-девочкой,- эта княгиня и князь Петр Ильич – без слова, но такая говорящая руина прошлого; Загорецкий, явный мошенник, спасающийся от тюрьмы в лучших гостиных и откупающийся угодливостью, вроде собачьих поносок – и эти ММ, и все толки их, и все занимающее их содержание!
    Хорошее сочинение? Тогда в закладки – » Тема сочинения: День в доме Фамусова . Это нужно, ведь не потеряешь!

    Содержание интересных новостей

    Новые сочинения:
    Почему Чацкого не убедило признание Софьи в любви к Молчалину?
    Фигура Молчалина в комедии Грибоедова «Горе от Ума»
    Консультация: О плане для сочинения по комедии Грибоедова «Горе от ума»
    Ключевые положения темы: Фамусов и фамусовщина
    Монолог Чацкого «А судьи кто?»

  7. Неслыханным был успех комедии. Блестящую и глубокую характеристику «Горе от ума» дал Пушкин. По мнению поэта, цель комедии – «характеры и резкая картина нравов». Комедия, по словам Белинского, явилась «страстным протестом против гнусной действительности, против чиновников-взяточников, против светского общества, невежества, добровольного холопства… » Грибоедов дал своей комедии целую галерею живых и ярких образов дворянского общества, представителей «века минувшего». Это Фамусов – богатый барин помещик и крупный чиновник.
    Он известный человек в кругу московского барства. Фамусов – убежденный крепостник, готовый в гневе сослать в Сибирь своих крепостных слуг, яростный ненавистник просвещенья, низкопоклонник, льстец, человек лишенный истинного достоинства и чести, пресмыкающийся перед «высшими» для получения чинов и богатства. Рядом с Фамусовым в комедии стоит Скалозуб, который «метит в генералы».
    Полковник Скалозуб – гость в доме Фамусова, он типичный представитель аракчивщины в армии, тип офицера-карьериста. В умственном отношении он человек недалекий. «Он слова умного не выговорил сразу,»- замечает Софья. Службист, верный охранник самодержавно-крепостнического строя, враг просвещения – таков Скалозуб.
    Мир Фамусова, его гостей состоит не только из крепостников-тузов, но и из прислуживающих им, подхалимствующих чиновников-«молчалиных». Создавая характер Молчалина, Грибоедов показал растлевающее влияние крепостническо-чиновничьей морали на развитие и поведение человека, зависимого от «фамусовского» общества. Молчалин стал нарицательным обозначением пошлости и лакейства.
    Характерные черты Молчалина: стремление к карьере, умение подслужиться, лицемерие, немногословность, боязнь высказывать свои суждения. Он искренне недоумевает, как в маленьких чинах «можно сметь свое суждение иметь». Совершая подлый поступок, он даже не понимает, что это подлость.
    Молчалин вырос в символ рабского молчания, к которому страмились приучить Россию сначала Аракчеев, а затем Николай1. «Ведь нынче любят бессловных,»-говорил Чацкий. Познакомимся более глубоко с гостями, прибывшими на бал в дом Фамусова.
    Это большое и пестрое общество. Здесь властная, капризная, влиятельная старуха Хлестова, явившаяся с собачкой, и Графиня-бабушка с графиней-внучкой, злой и высокомерной сплетницей, и чета князей Тугоуховских с шестью дочерьми, интересующихся только фасонами платьев, и Наталья Дмитриевна, избалованная молодая дама, превратившая добряка мужа в безвольного раба. Незримо здесь присутствует и княгиня Мария Алексеевна, грозная законодательница общественного мнения, и известная Татьяна Юрьевна, которая дает балы «от рождества и до поста, и летом праздники на даче». Картина быта, нравов и настроений «фамусовской» Москвы нарисована в комедии ярко и смело.
    Перед нами толпа разных людей, пустых, бездушных и подлых. Стихия этой среды: сплетни и злословия. Здесь знают каждого дворянина и скажут кто богат, и кто беден, и сколько крепостных душ у Чацкого: «Четыреста; Нет! Триста».
    И Хлестова добавит обиженно: «Уж чужих имений мне не знать» Эта объединенная команда почувствовала в речах Чацкого идейного врага и мгновенно подхватила сплетню о сумасшествии Чацкого. Причину они, гости Фамусова, видят в просвещении: « И впрямь сойдешь с ума от этих, от одних, от пансионов, школ, лицеев… » Еще более категоричен Фамусов: «Ученье – вот чума, Ученость – вот причина» В этом обществе нужно думать так, как все, здесь грех не беда молва не хороша. Неудивительно, что это общество отторгает от себя Чацкого, как нечто чуждое, инородное.
    Грибоедов остался в истории русской литературы автором единственного произведения, но эта комедия называется «жемчужиной» русской драматургии. Занимая большой пост, Фамусов признает, что служит он для того, чтобы добыть чины и иные блага. При этом он даже не вникает в суть подписываемых им бумаг: А у меня, что дело, что не дело, Обычай мой такой: Подписано, так с плеч долой. А. С. Грибоедов блестяще отразил в образе Фамусова также такую черту чиновничества, какую мы называем сегодня «протекционизмом».
    Герой комедии признается: При мне служащие чужие очень редки, Все больше сестрины, свояченицы детки… Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку, Ну как не порадеть родному человечку. Мерой ценности человека для Фамусова являются чины и деньги. Своей дочери Софье он говорит: «Кто беден, тот тебе не пара».
    Полковник Скалозуб, как считает Фамусов, подошел бы Софье в качестве мужа, потому что он «не нынче — завтра генерал». В образе Фамусова мы без труда можем найти знакомые черты нашего современника. Ведь до сих пор многие используют в своей жизни ту же шкалу ценностей, какая была у русского барства начала XIX века. А бюрократия, ставшая уже общественным явлением, держится на этих самых Фамусовых.
    Гончаров в своей статье «Мильон терзаний» писал о «Горе от ума», — что оно «все живет своею нетленною жизнью, переживет и еще много эпох и все не утратит своей жизненности». Я полностью разделяю его мнение. Ведь писатель нарисовал реальную картину нравов, создал живых персонажей. Настолько живых, что они дожили до наших времен. Мне кажется, что в этом и заключается секрет бессмертия комедии А. С. Грибоедова.
    Ведь наши фамусовы, молчалины, скалозубы по-прежнему заставляют современного нам Чацкого испытывать горе от ума.

  8. Павел Афанасьевич Фамусов — одно из главных действующих лиц комедии, представитель лагеря крепостников. Ф— дворянин, помещик, живущий в Москве и служащий управляющим в казенном месте. Он известный человек в кругу московского барства. Об этом говорит его фамилия(фама— с греческого”молва”). Грибоедов подчеркивает, что Ф. боится молвы. При переводе с латыни фамилия Фамусов означает — “известный”, “пользующийся славой”. Он, по-видимому, принадлежит к представителям знатных дворянских семей. Его дядя, Максим Петрович, играл при дворе Екатерины II огромную роль. Его “домашние друзья”— князья Тугоуховские, преуспевающий “не нынче-завтра генерал”Скалозуб.
    Фамусов — вдовец, любит дочь, заботится о ней, считает, что для ее воспитания сделал все. Он подыскивает для Софьи подходящего жениха, хочет выдать ее за богатого Скалозуба. Фамусов хвастается, что “монашеским известен поведеньем”, однако заигрывает с хорошенькой служанкой Лизой и подсчитывает дни, когда должна родить докторша-вдова. Он гордится принадлежностью к кругу знатных московских дворян, известен гостеприимством, жизнью на широкую ногу.
    Он поклонник старины, восхищается нравами высшего света при дворе Екатерины II. Фамусов — сторонник крепостных порядков. Обладать и распоряжаться крепостными крестьянами по-своему усмотрению представляется ему законным и вполне справедливым. В крепостных он не видит людей, не считается с их человеческим достоинством. Ругает их, не стесняясь в выражениях, называет “ослами”, “чурбанами”, “фомками”, “фильками”, не считаясь, с их возрастом. Лизе он угрожает отправкой в деревню: “Изволька в избу, маршь за птицами ходить”. Будучи помещиком Фамусов, однако, живет в деревне, в имении, а не в Москве и занимает видное положение на службе. Служба для него только средство для получения наград, чинов и денег. Дела по службе он передоверил Молчалину-секретарю, живущему у него в доме которому он постоянно напоминает о своих благодеяниях(“… и будь не я, коптел бы в Твери…”). Служебные дела Фамусова сводятся к подписыванию подготовленных Молчалиным бумаг. Он самодовольно хвастается:
    А у меня, что дело, что не дело,
    Обычай мой такой:
    Подписано, так с плеч долой.
    На службе Фамусов окружил себя родственниками, считая достойной похвалы такую заботу о родне. Он с гордостью говорит, что при нем “служащие чужие очень редки;все больше сестрины, своячиницы детки”, один Молчалин ему не свой, а потому как “деловой”:
    Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку,
    Ну как не порадеть родному человечьку!
    Самое важное для Фамусова-чиновника — это умение обойтись с вышестоящими людьми, вовремя угодить им и таким образом выслужиться. Идеалом для него в этом отношении является его дядя Максим Петрович— подхалим Екатериненского времени. Тогда, по выражению, Чацкого, “не на войне, а в мире брали лбом, стучали об пол, не жалея”. Максим Петрович был важным вельможей, “на золоте едал, езжал-то вечно цугом”, “когда же надо выслужиться, и он сгибался вперегиб. “Таким путем он приобрел вес, “выводил в чины” и пенсии давал”. Фамусов восхищается и Кузьмой Петровичем, который был камергером “с ключом и сыну ключь умел доставить, богат и на богатой был женат”. Таким людям Фамусов стремится подражать. Их способ получения чинов и денег считает самым верным. Фамусов по-московски гостеприимен, он охотно принимает гостей, любит поиграть в карты, посплетничать. В развитии сплетни о Чацком он принимает деятельное участие. Говорит, что первый догадался о сумасшествии Чацкого, считает, что болезнь Чацкий унаследовал от матери, сходившей с ума 8 раз. Однако основной причиной этого Фамусов считает учение-науку. О книгах он отзывается с неприязнью:
    Ученье-вот чума, ученость-вот причина,
    Что нынче пуще, чем когда,
    Безумных развелось людей, и дел, и мнений.
    И заканчивает свою мысль категорическим требованием:
    Нет! Уж коли зло пресечь:
    Забрать все книги бы да сжечь!
    Фамусов подсмеивается над принятым тогда в Москве воспитанием детей в духе французской моды, с французами-гувернерами. Он ворчит: А все Кузнецкий мост, и вечные французы, оттуда мода к нам, и авторы, и музы: губители карманов и сердец!Однако сам следует этой моде:
    Мать умерла: умел я принанять
    В мадам Розье вторую мать.
    Учителей которых нанимали для обучения детей “числом по более, ценою подешевле”, Фамусов называет “побродягами”. Он считает, что дело не в учителях и “не в мадаме сила”, детей надо воспитывать в духе подражания старшим. “Учились бы на старших глядя”, — поучает он Чацкого. А дочери внушает: “Не надобно иного образца, когда в глазах пример отца”.
    Он ненавидит и боится людей с прогрессивным мировоззрением. С неодобрением он относится к двоюродному брату Скалозуба, который”набрался каких-то новых правил”: “чин следовал ему — он службу вдруг оставил, уехал в деревню и занялся чтением книг. Чацкого он называет “карбонари”, опасным человеком”. Причины его возмущения ясны: Чацкий высказывается против того строя, тех порядков, которые являются для Фамусов основой всего его благополучия. Типичные для 20 годов XIX века нравы и взгляды детализированы в образе Ф-ова, который является антиподом Чацкого.

  9. Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» — произ­ведение, роль которого в русской литературе трудно переоценить. В небольшой пьесе, где показан всего один день в доме московского барина Фамусова, дра­матург поднимает многие важнейшие проблемы сво­его времени. Он затрагивает темы крепостного права, образования и воспитания, гражданского долга, нравственности, культуры и многие другие. История любви Чацкого и Софьи и история конфликта героя с московским дворянством переплетаются и соединя­ются в единую сюжетную линию.
    Итак, читателю открываются первые сцены в доме Фамусова. Он видит быт дворянской семьи. Автор приот­крывает и завесу взаимоотношений персонажей пьесы.
    Софья, молодая привлекательная девица, закры­лась в своей комнате с неким Молчалиным и не обра­щает внимания на напоминания служанки Лизы о на­ступлении утра. Даже риск быть застигнутой отцом ее не пугает. Она вполне счастлива, а оттого и «часов не наблюдает». Влюбленная особа готова предаваться романтическим беседам ночи напролет, не замечая ничего вокруг.
    Появляется «достопочтенный» отец, который «монашеским известен поведеньем». Не стыдясь своего возраста и положения, он откровенно заигрывает с Лизой, ведет себя, словно молодой повеса. Однако, столкнувшись с Молчалиным, этот «ветреник» и «ба­ловник» быстро натягивает маску добропорядочного главы семьи и как истинный хозяин своего дома пы­тается разобраться, что происходит и что, собственно, его секретарь ищет в столь ранний час там, где нахо­дится его дочь.
    Лиза уверяет барина, что ее хозяйка только что «започивала», а «ночь целую читала». У Фамусова же всему есть своя оценка: «в чтеньи прок-та невелик». Да и в образовании он не видит большого смысла: Берем же побродяг, и в дом, и по билетам, Чтоб наших дочерей всему учить, всему — И танцам! и пенью! и нежностям! и вздохам! Как будто в жены их готовим скоморохам.
    Однако такие, как Молчалин, для его дочери гораз­до более страшная угроза, чем просвещение, потому что «кто беден», тот ей «не пара».
    Кажется, вот-вот — и амурная интрига будет разо­блачена. Но Софье это нипочем. Оставшись наедине с Лизой, с которой у нее сложились доверительные от­ношения, она говорит только лишь о своей любви к Молчалину. Ведь тот «за других себя забыть готов», всю ночь держит ее, Софию, за руку и глаз с нее не сво­дит. Он «и вкрадчив, и умен».
    Эту почти идиллическую картину нарушает вне­запное появление Чацкого, отсутствовавшего и не да­вавшего о себе весточки три года. С его визита и начи­нается активное развитие сюжета.
    Соскучившись и настрадавшись в разлуке, Чацкий спешит увидеть Софью, которую давно любит и ради встречи с которой, собственно, «сорок пять часов, глаз мигом не прищуря, Верст больше седьмисот про­несся…».
    «Чуть свет — уж на ногах! И я у ваших ног»,— вос­клицает Чацкий, еще ничего не подозревая, и стреми­тельно бросается к своей возлюбленной. Он говорит с неподдельным чувством, искренно. С этой девочкой он вместе рос и воспитывался, с ней долгие годы был неразлучен…
    А что же София? «Ни на волос любви!» София — чего никак не ожидал Александр Андреевич — холод­на. Наделенный тонким умом и проницательностью, Чацкий сразу чувствует перемену в ней, но пока еще толком не может понять, в чем дело, да и верить в пло­хое ему, наверное, не хочется.
    Он говорлив, оживлен, интересуется новостями и, кроме того, по привычке, посмеивается над старыми знакомыми и над старыми порядками, которые он на­ходит неизменными: «Вчера был бал, а завтра будет два. Тот сватался — успел, а тот дал промах, Все тот же толк, и те ж стихи в альбомах». Здесь по-прежнему «хлопочут набирать учителей полки, числом поболее, ценою подешевле» и по-прежнему «господствует… смешенье языков».
    Если раньше Софию подобные комментарии забав­ляли, то теперь она ведет себя весьма сдержанно. Справедливые, хотя и резкие высказывания Чацкого о некоторых персонажах больше не веселят ее. А ко­гда он с насмешкой, едкой и язвительной, упоминает о Молчалине («Еще ли не сломил безмолвия печати?»), Софья и вовсе загорается гневом: «Не человек, змея!».
    Она по-прежнему умна, воспитана, но окруже­ние, в котором ей пришлось жить во время разлуки с Чацким, уже успело наложить свой отпечаток на ее суждения, мысли, чувства, поступки.
    Чацкий же помнит ее той, прежней, совсем другой, а потому любовь Софии к Молчалину кажется ему па­радоксом. Тем не менее все мысли Софии о нем, о Мол­чалине. Конечно, это еще не любовь, а всего-навсего влюбленность, так свойственная молодости. София влюблена не в настоящего Молчалина, а в выдуман­ный ею самой идеал. В ее воображении, пожалуй, жи­вет образ почти святого человека, с которым, на сча­стье, ее свела судьба, который смиренен, добр, душев­но чист, благороден и наделен целым рядом других не менее ценных добродетелей. Очарованная этим псев­дообразом, Софья не видит подлинной сущности сво­его нового избранника, имеющего свои виды на нее, свои планы, ради осуществления которых он и наде­вает на себя маску праведника. Его главная задача — скрыть свое подлинное лицо, и молчалив он отнюдь не из природной скромности. Молчалин успешно играет роль и идеального секретаря, и окрыленного чувст­вом влюбленного. Ф. М. Достоевский писал о нем в своем дневнике: «Особый цинизм, особое дьявольство Молчалина в его умении безукоризненно притворять­ся святым». Только лишь Чацкому удается разгля­деть в нем низкопоклонника, и, зная московские по­рядки, Чацкий легко предсказывает дальнейшую судьбу безродного нищего из Твери: «…дойдет до сте­пеней известных, Ведь нынче любят бессловесных».
    Неопытная Софья легко попадает в молчалинскую ловушку, а Чацкий остается с безответной любовью и с «горем от ума». «Как хороша!» — бросает он, поки­дая дом Фамусова в финале первого действия. По мнению И. А. Гончарова, в этом состоянии Чацкий был лишен здравого смысла. «Таких пустяков наделал он!» — с горечью восклицает критик.
    Любовная драма Чацкого, раскрытая читателю уже в первом действии, ожесточает героя против фамусов­ского общества, усугубляет конфликт с ним. Все, что происходит с Чацким в первых сценах, получает в пье­се дальнейшее развитие: любовь к Софье заканчивается полным разочарованием, насмешливое отношение к нравам и порядкам барской Москвы выливается в ост­рый неразрешимый конфликт. «Карету мне, карету!» — восклицает доведенный до отчаяния герой в фи­нале пьесы, и душа его горит так же, как еще совсем не­давно горела в предвкушении встречи с Софьей.

  10. В комедии Грибоедова есть формальные черты классицизма: единство времени, места и действия. Кроме прочего жизненно правдив любовно-бы???ой конфликт пьесы: стремление Чацкого узнать, почему Софья не ответила на его чувство, кого предпочла ему; сама жизнь предстает перед нами в столкновении передовой дворянской молодежи и реакционной массы дворянского класса. Политически остры и злободневны проблемы, поставленные автором: гнет крепостничества, свобода человеческой личности, патриотический и гражданский долг человека, исторические судьбы России и др. Очень близок к живой разговорной речи язык «Горя от ума», индивидуализирована во многом речь персонажей; комедия обогатила нашу речь большим количеством «крылатых» выражений. Все это предоставляет возможность утверждать, что Грибоедов первым из драматургов проложил дорогу к реализму.
    Но почему же все-таки «Горе от ума», а не так, как первоначально задумывалось,- «Горе уму»?  Во времена Грибоедова понятие «ум» включало широкое содержание: кроме обычных «образованность», «понятливость», «сообразительность» – «вольнолюбие», «вольномыслие», «вольнодумство», «преданность передовым идеям» что, кстати, нашло полное отражение в комедии. С другой стороны, название «Горе уму» означало безоговорочную победу противников Чацкого и его единомышленников, т. е. Фамусовых, скалозубов, Мочалиных, Хлестаковых и проч. Уделом Чацкого стало «горе от ума», но только не ??? поражение, ???ому что он победитель: отказался от Софьи, как только понял, с кем она; не склонил головы перед фамусовским обществом, остался самим собой в борьбе с «веком минувшим».
    Таков краткий ответ на часть нашего варианта опорных положений. Теперь, чтобы сделать ответ полным, «развернутым», нужно аргументировать высказанные мысли материалом комедии и продолжить «развертывание» последующих проблем комедии.
    В Москву после долгого отсутствия возвращается молодой дворянин Александр Андреевич Чацкий
    . В свое время, он рос в доме богатого московского барина Фамусова, был влюблен в его дочь Софью и сейчас, вернувшись в Москву, прежде всего спешит встретиться с ней. Но Софья забыла его, полюбила Молчалина, секретаря отца. Чацкий не сразу догадывается об этом,
    День. Неизбежен и другой, общественныи? конфликт: столкновение молодого дворянского интеллигента с фамусовским миром. Но Чацкий неприятен и Софье острой критикой привычного ей быта и нравов московского барства, резкими оценками людей её круга, в особенности злым осмеянием её возлюбленного – Молчалина.
    Вечер. Званыи? вечер у Фамусовых, где Софья, а за нею все гости Фамусова объявляют Чацкого сумасшедшим. Чацкий порывает с этим кругом и уезжает из Москвы
    . В оценках барской Москвы Фамусовым и Чацким сказываются их разные общественные позиции и взгляды на жизнь. Фамусов весь в «веке минувшем»: карьера дяди Максима Петровича – его идеал жизни; он яростно защищает крепостнические порядки, дворянские традиции и старый уклад жизни. Его взгляды на просвещение, на человеческую личность, на службу, настороженное отношение к Чацкому и другим, подобным ему дворянским интеллигентам- все это типично для барской Москвы. Чацкий же – новый человек, рожденныи? временем после Отечественной войны 1812 года: страстныи? противник низкопоклонства, лести, карьеризма, убежденныи? враг крепостничества…
    Противопоставление их позиций и взглядов – это главныи? конфликт двух общественных сил России первой четверти XIX века, на котором зиждется действие комедии Грибоедова. Комедия «Горе от ума» есть и картина нравов, и галерея живых типов, и вечно острая, жгучая сатира, и вместе с тем и комедия… Как картина, она, без сомнения, громадна. Полотно
    ее захватывает длинныи? период русской жизни – от Екатерины до императора Николая
    . В группе двадцати лиц отразилась, как луч в капле воды, вся прежняя Москва, её рисунок, тогдашний её дух, исторический момент и нравы. И это с такою художественною, объективною законченностью и определенностью, какая далась у нас только Пушкину и Гоголю.
    В картине, где нет ни одного бледного пятна, ни одного постороннего, лишнего штриха или звука,- зритель и читатель чувствуют себя и теперь, в нашу эпоху, среди живых людей. И общее и детали – все это не сочинено, а так целиком взято из московских гостиных и перенесено в книгу и на сцену, со всей теплотой и со всем «особым отпечатком» Москвы – от Фамусова до мелких штрихов, до князя Тугоуховского и до лакея Петрушки, без которых картина была бы неполна.
    Около него (Чацкого) группируются и играют, каждое свою роль, новые лица. Это бал, со всей московской обстановкой, с рядом живых сценических очерков, в которых каждая группа образует свою отдельную комедию, с полною обрисовкою характеров, успевших в нескольких словах разыграться в законченное действие.
    Разве не полную комедию разыгрывают Горичи? Данный муж, недавно еще бодрый и живой человек, теперь опустившийся, облекшийся, как в халат, в московскую жизнь, барин, «муж-мальчик, муж-слуга, идеал московских мужей», по меткому определению Чацкого,- под башмаком приторной, жеманной, светской супруги, московской дамы?
    А эти шесть княжон и графиня-внучка – весь ????контингент невест, «умеющих, по слоьам Фамусова, принарядить себя тафтицей, бархатцем и дымкой», «поющих верхние нотки и льнущих к военным людям»? Эта Хлес???а, остаток екатерининского века, с моськой, с арапкой-девочкой,- эта княгиня и князь Петр Ильич – без слова, но такая говорящая руина прошлого; Загорецкий, явныи? мошенник, спасающийся от тюрьмы в лучших гостиных и откупающийся угодливостью, вроде собачьих поносок – и эти ММ, и все толки их, и все занимающее их содержание!

  11. Бессмертная комедия “Горе от ума” написана в годы создания тайных декабристских обществ. Содержание комедии связано с исторической действительностью. В ней столкнулись идеи века “нынешнего” с веком “минувшим”.
    “Горе от ума” — социально-политическая комедия. Грибоедов дал в ней правдивую картину русской жизни после Отечественной войны 1812 года.
    В комедии поставлены злободневные общественные вопросы того времени: о государственной службе, крепостном праве, просвещении, воспитании, о рабском подражании дворян всему иностранному и презрении ко всему национальному, народному. Комедия Грибоедова показала причины возникновения декабризма, кроме того, поставленные в “Горе от ума” общественные вопросы разрешаются автором так же, как решали их декабристы.
    В комедии Грибоедова “Горе от ума”, как в зеркале, отразились этические и эстетические воззрения декабристов.
    Главный герой комедии – Александр Андреевич Чацкий. Именно он воплотил черты такого “нового” человека. В фамусовском обществе Чацкий чувствует себя одиноким. После трехлетнего путешествия за границей, не заезжая к себе домой, прямо из экипажа, он появляется в доме Фамусова и встречает весьма прохладный прием — и со стороны хозяина и со стороны его дочери:
    Чуть свет – уж на ногах! и я у ваших ног.
    Ну поцелуйте же, не ждали? Говорите!
    Что ж, ради? Нет? В лицо мне посмотрите.
    Удивлены? И только? Вот прием!
    Чацкий искренне рад свиданию. Он надеется найти ответ прежнему чувству, но не находит. Его поразили две перемены: она необыкновенно похорошела и охладела к нему – тоже необыкновенно.
    Софья смущена горячностью Чацкого, и он в недоумении: не такой представлялась ему встреча. Лиза пытается разрядить обстановку. Софья поправляет ее. Она пытается сравнить ее со своей тетушкой:
    Вот вас бы с тетушкою свесть,
    Чтоб всех знакомых перечесть.
    Следует обратить внимание на то, откуда приезжает Чацкий. За сорок пять часов он промчался семьсот верст – это расстояние от Москвы до Петербурга. Он очень торопился, хотел увидеть Софью. Каждая ее реплика, лишенная ответной радости, настораживает его, поэтому он спешит повернуть тему на воспоминания об общих знакомых, над которыми они когда-то смеялись вместе.
    В своем монологе Чацкий упоминает Английский клоб:
    Ну, что ваш батюшка? Все Английского клоба
    Старинный, верный член до гроба?
    В этом же монологе Чацкий упоминает “черномазенького, на ножках журавлиных”, который был вхож в каждый богатый дом: “Куда ни сунься: тут как тут, в столовых и гостиных”.
    Здесь же и фрейлины, младшие женские придворные звания, сопоставление тетушки с Минервой, фрейлиной Екатерины Первой. И тут Чацкий вспоминает о Молчалине:
    Что я Молчалина глупее? Где он, кстати?
    Еще ли не сломил безмолвия печати?
    Бывало, песенок где новеньких тетрадь
    Увидит, пристает: пожалуйте списать.
    А впрочем, он дойдет до степеней известных,
    Ведь нынче любят бессловесных.
    Этими словами он задел Софью за живое. Она говорит:
    Не человек, змея!
    Это месть за Молчалина. Она уже со скрытой злостью спрашивает его, случилось ли ему хоть нечаянно “добро о ком-нибудь сказать”. Последняя реплика ее откровенно зла. Чацкий говорит: “Велите ж мне в огонь: пойду как на обед”. Софья отвечает: “Да, хорошо – сгорите, если ж нет?”
    Так развивается действие в седьмом явлении. В восьмом появляется Фамусов. Он очень рад приезду Чацкого:
    Здорово, друг, здорово, брат, здорово!
    Рассказывай, чай у тебя готово
    Собранье важное вестей?
    Садись-ка, объяви скорей.
    Чацкий почти не замечает Фамусова, холодно и рассеянно отвечает на его вопросы.
    “Теперь мне до того ли?” — говорит он, и, обещая приехать опять, уходит. Он говорит только об одном: “Как Софья Павловна у вас похорошела!”
    Таков финал 1 действия, такова первая встреча с Чацким. Перед нами пока пылкий юноша, который страстно любит, который приехал к себе домой после долгой разлуки, возбужден от своих чувств и не может понять, кому же его предпочли.

  12. Категория: Сочинения по русской литературе
    Редко, но все же случается в искусстве, что создатель одного «шедевра» становится классиком. Именно так произошло с Александром Сергеевичем Грибоедовым. Его единственная комедия «Горе от ума» стала национальным достоянием России. Фразы из произведения вошли в нашу повседневную жизнь в виде пословиц и поговорок; мы даже не задумываемся, кем они пущены в свет, говорим: «Вот то-то невзначай, за вами примечай» или: «Друг. Нельзя ли для прогулок // Подальше выбрать закоулок?» И таких крылатых выражений в комедии множество. А. С. Грибоедов создавал «комедию нравов» в начале XIX века, но она не потеряла своего значения и в наши дни. Почему же?
    Автор изобразил человеческие пороки, а они, к сожалению, не скоро проходят, а порой даже культивируются отдельными людьми как достоинства. Обратимся к изображению «фамусовского общества» в комедии «Горе от ума». Фамусов с восторгом рассказывает Чацкому поучительную историю о том, как следует делать карьеру:
    Вот то-то, все вы гордецы!
    Спросили бы, как делали отцы?
    Учились бы, на старших глядя:
    Мы, например, или покойник дядя…
    А дядя! что твой князь? что граф?
    Сурьезный взгляд, надменный нрав.
    Когда же надо подслужиться,
    И он сгибался вперегиб:
    На кэртаге ему случилось обступиться;
    Упал, да так, что чуть затылка не пришиб..
    Упал он больно, встал здорово.
    Рассмешив монаршую особу, Максим Петрович теперь на за-висть всем занял место у «кормушки»: В чины выводит кто и пенсии дает? Максим Петрович! Еще один «достойный подражания человек» — Скалозуб. Все отличались на поле брани в 1812 году, он же — В тринадцатом году мы отличились с братом В тридцатом егерском, а после в сорок пятом. Сергею Сергеичу невдомек, что он двигается по служебной лестнице благодаря погибающим товарищам. Скалозубу это неинтересно, он не задумывается о причинах, ему важно следствие.
    Довольно счастлив я в товарищах моих,
    Вакансии как раз открыты;
    То старших выключат иных,
    Другие, смотришь, перебиты.
    А цель у него единственная: «Мне только бы досталось в генералы». Грибоедов от души посмеялся над пороками наблюдаемого им высшего общества. Здесь ценятся лишь власть и деньги, души человеческие никому не нужны, за них ломаного гроша не дадут, зато откровенно охотятся за чинами и деньгами, положением в обществе и возможностью поживиться из казны, а можно и друг от друга. Фамусов открыто «обхаживает» Скалозуба, он вполне подходящая партия для Софьи.
    И славно судите, дай бог здоровье вам
    И генеральский чин; а там
    Зачем откладывать бы дальше
    Речь завести об генеральше?
    Фамусову, главе дома, в котором разворачиваются события комедии, автор уделяет достаточно много внимания. Павел Афанасьевич высказывает свое мнение о воспитании, образовании, книгах. Его суждения крайне реакционны, но судит он обо всем весомо, не принимая возражений. Он привык на все иметь свое мнение и, конечно же, не преминет его высказать. Фамусов считает себя вправе всех учить, как будто знает истину только он. Ученье — вот чума, ученость — вот причина, Что нынче, пуще, чем когда. Безумных развелось людей, и дел, и мнений.
    Казалось бы, Павел Афанасьевич — заботливый отец, рачительный хозяин, достаточно лояльный человек, но как только ело касается его репутации и интересов, он тут же теряет внешнюю напускную вежливость и «открывается» истинное лицо крепостника-тирана. Он готов разогнать из дома всех, наказать даже невиновных, но восстановить видимость порядка и спокойствия.
    Ты, Филька, ты прямой чурбан
    Сеней не запер для чего?..
    В работу вас, на поселенье вас…
    Ты, быстроглазая, все от твоих проказ…
    Изволь-ка в избу, марш, за птицами ходить;
    Да и тебя, мой друг, я, дочка, не оставлю…
    В деревню, к тетке, в глушь, в Саратов,
    Там будешь горе горевать,
    За пяльцами сидеть, за святцами зевать.
    Павел Афанасьевич живет по принципу: «Грех не беда, молва нехороша». И не само поведение Софьи, предательство Молчалина беспокоят Фамусова, а то — …что станет говорить Княгиня Марья Алексевна!
    Под стать хозяину и все домочадцы. Софья полюбила ничтожного Молчалина, из-за его послушания, умения и готовности угодить. Она ценит в Алексее Степановиче то, что в другом обществе бы осудили.
    Молчалин за других себя забыть готов,
    Враг дерзости,— всегда застенчиво, несмело…
    Возьмет он руку, к сердцу жмет,
    Из глубины души вздохнет,
    Ни слова вольного.
    Рука с рукой, и глаз с меня не сводит.
    Это «идеал» московских мужей, то же самое пытается воспитать в своем муже Гориче Платоне Михайловиче Наталья Дмитриевна. Она все знает о нем, бесцеремонно «влезает» в разговор двух приятелей, не давая мужу и слова сказать. Он ее сопровождающий на балы, и только, ни о каком «родстве душ» и речи быть не может. А зачем? Ей вовсе не интересно знать, муж думает.
    Наташа — матушка, дремлю на балах я,
    До них смертельный неохотник.
    Дежурю за полночь, подчас
    Тебе в угодность, как ни грустно,
    Пускаюсь по команде в пляс…
    Бал вещь хорошая, неволя-то горька.
    И подобными господами полон дом Фамусова. Очень образно автор охарактеризовал это общество, вложив в уста одной из героинь — графини-внучки — язвительную фразу:
    …Ну Фамусов. Умел гостей назвать!
    Какие-то уроды с того света,
    И не с кем говорить, и не с кем танцевать.
    Эти люди презирают друг друга, но не от великого ума, а наоборот, от отсутствия оного. Они полны снобизма, мнят умными и хорошими только себя, остальных же презирают. Лицемерие и фальшь — типичные пороки этого общества. Все друг другу улыбаются, но истинной дружбы, привязанности, любви нет ни в ком.
    Пожалуй, только Софья, «наивная душа», полюбила ничтожного Молчалина. Она со временем научится распознавать людей, а лицемерить и изворачиваться умеет и сейчас. Ее одну только и жаль, она отдала свое сердце недостойному человеку, но она молода и у нее «в глазах пример отца». Она плоть от плоти этого общества, будь иначе, разве бы Софья смогла так жестоко наказать Чацкого. Именно она пустила слух о сумасшествии героя. Так этим вымыслом я вам еще обязан?
    Александр Андреевич Чацкий точно определил последствия общения с этими людьми:
    Безумным вы меня прославили всем хором.
    Вы правы: из огня тот выйдет невредим,
    Кто с вами день пробыть успеет.
    Подышит воздухом одним,
    И в нем рассудок уцелеет.
    Эта комедия интересна современному читателю и зрителю («Горе от ума» до сих пор не сходит со сцен театров), потому что поднимает «вечные вопросы», стоящие перед человечеством на протяжении всей его истории. А. С. Грибоедов решает их достаточно оригинально, все это изложено великолепным, образным, метким языком гения.Сейчас смотрят:{module Сейчас смотрят:}

  13. В комедии Грибоедова есть формальные черты классицизма: единство времени, места и действия. Вместе с тем жизненно правдив любовно-бытовой конфликт пьесы: стремление Чацкого узнать, почему Софья не ответила на его чувство, кого предпочла ему; сама жизнь предстает перед нами в столкновении передовой дворянской молодежи и реакционной массы дворянского класса. Политически остры и злободневны проблемы, поставленные автором: гнет крепостничества, свобода человеческой личности, патриотический и гражданский долг человека, исторические судьбы России и др. Очень близок к живой разговорной речи язык «Горя от ума», индивидуализирована во многом речь персонажей; комедия обогатила нашу речь большим количеством «крылатых» выражений. Все это позволяет утверждать, что Грибоедов первым из драматургов проложил дорогу к реализму.
    Но почему же все-таки «Горе от ума», а не так, как первоначально задумывалось,- «Горе уму»?  Во времена Грибоедова понятие «ум» включало широкое содержание: кроме обычных «образованность», «понятливость», «сообразительность» – «вольнолюбие», «вольномыслие», «вольнодумство», «преданность передовым идеям» что, кстати, нашло полное отражение в комедии. С другой стороны, название «Горе уму» означало безоговорочную победу противников Чацкого и его единомышленников, т. е. Фамусовых, скалозубов, Мочалиных, Хлестаковых и проч. Уделом Чацкого стало «горе от ума», но только не его поражение, потому что он победитель: отказался от Софьи, как только понял, с кем она; не склонил головы перед фамусовским обществом, остался самим собой в борьбе с «веком минувшим».
    Таков краткий ответ на часть нашего варианта опорных положений. Теперь, чтобы сделать ответ полным, «развернутым», нужно аргументировать высказанные мысли материалом комедии и продолжить «развертывание» последующих проблем комедии.
    В Москву после долгого отсутствия возвращается молодой дворянин Александр Андреевич Чацкий. В свое время, он рос в доме богатого московского барина Фамусова, был влюблен в его дочь Софью и сейчас, вернувшись в Москву, прежде всего спешит встретиться с ней. Но Софья забыла его, полюбила Молчалина, секретаря отца. Чацкий не сразу догадывается об этом,
    День. Неизбежен и другой, общественный конфликт: столкновение молодого дворянского интеллигента с фамусовским миром. Но Чацкий неприятен и Софье острой критикой привычного ей быта и нравов московского барства, резкими оценками людей ее круга, в особенности злым осмеянием ее возлюбленного – Молчалина.
    Вечер. Званый вечер у Фамусовых, где Софья, а за нею все гости Фамусова объявляют Чацкого сумасшедшим. Чацкий порывает с этим кругом и уезжает из Москвы. В оценках барской Москвы Фамусовым и Чацким сказываются их разные общественные позиции и взгляды на жизнь. Фамусов весь в «веке минувшем»: карьера дяди Максима Петровича – его идеал жизни; он яростно защищает крепостнические порядки, дворянские традиции и старый уклад жизни. Его взгляды на просвещение, на человеческую личность, на службу, настороженное отношение к Чацкому и другим, подобным ему дворянским интеллигентам- все это характерно для барской Москвы. Чацкий же – новый человек, рожденный временем после Отечественной войны 1812 года: страстный противник низкопоклонства, лести, карьеризма, убежденный враг крепостничества…
    Противопоставление их позиций и взглядов – это главный конфликт двух общественных сил России первой четверти XIX века, на котором зиждется действие комедии Грибоедова. Комедия «Горе от ума» есть и картина нравов, и галерея живых типов, и вечно острая, жгучая сатира, и вместе с тем и комедия… Как картина, она, без сомнения, громадна. Полотно
    ее захватывает длинный период русской жизни – от Екатерины до императора Николая. В группе двадцати лиц отразилась, как луч в капле воды, вся прежняя Москва, ее рисунок, тогдашний ее дух, исторический момент и нравы. И это с такою художественною, объективною законченностью и определенностью, какая далась у нас только Пушкину и Гоголю.
    В картине, где нет ни одного бледного пятна, ни одного постороннего, лишнего штриха или звука,- зритель и читатель чувствуют себя и теперь, в нашу эпоху, среди живых людей. И общее и детали – все это не сочинено, а так целиком взято из московских гостиных и перенесено в книгу и на сцену, со всей теплотой и со всем «особым отпечатком» Москвы – от Фамусова до мелких штрихов, до князя Тугоуховского и до лакея Петрушки, без которых картина была бы неполна.
    Около него (Чацкого) группируются и играют, каждое свою роль, новые лица. Это бал, со всей московской обстановкой, с рядом живых сценических очерков, в которых каждая группа образует свою отдельную комедию, с полною обрисовкою характеров, успевших в нескольких словах разыграться в законченное действие.
    Разве не полную комедию разыгрывают Горичи? Этот муж, недавно еще бодрый и живой человек, теперь опустившийся, облекшийся, как в халат, в московскую жизнь, барин, «муж-мальчик, муж-слуга, идеал московских мужей», по меткому определению Чацкого,- под башмаком приторной, жеманной, светской супруги, московской дамы?
    А эти шесть княжон и графиня-внучка – весь этот контингент невест, «умеющих, по слоьам Фамусова, принарядить себя тафтицей, бархатцем и дымкой», «поющих верхние нотки и льнущих к военным людям»? Эта Хлестова, остаток екатерининского века, с моськой, с арапкой-девочкой,- эта княгиня и князь Петр Ильич – без слова, но такая говорящая руина прошлого; Загорецкий, явный мошенник, спасающийся от тюрьмы в лучших гостиных и откупающийся угодливостью, вроде собачьих поносок – и эти ММ, и все толки их, и все занимающее их содержание!

  14. Одним из главных персонажей комедии является московский барин Павел Афанасьевич Фамусов. Он в значительной степени зависит от общественного мнения и традиций, любит поучать молодежь, брать пример со старших. А в качестве примера для подражания у самого Павла Афанасьевича был его покойный дядюшка Максим Петрович – вельможа, не гнушавшийся лебезить и преклоняться, чтобы получить выгоду.
    Фамусов занимает высокий пост и не скрывает того, что служит лишь для получения чинов и всяких благ, не вникая при этом в суть подписываемых бумаг. Он составляет протекцию родне, разводя на службе «кумовство» и бюрократию. А людей меряет по уровню доходов и учит этому свою дочь Софью.
    Также мыслят Молчалин и Скалозуб. Их главной целью является достижение красивой жизни через подхалимство и низкопоклонство. Они выслуживаются перед начальством, получая карьерный рост и положение в обществе. Молчалин – циник без каких-либо нравственных ценностей, который пойдет «по головам». А Скалозуб – закостенелый, самовлюбленный невежа, он, как и остальные, гоняется за чинами.
    Однако в противовес отрицательным героям Грибоедов создал образ Чацкого, который противится чинопочитанию, крепостному праву, карьеризму и жестокости. Этот герой стремится донести людям идеи служения делу, взаимного уважения, труда, процветания искусства и наук. Он выступает как человек неординарный, не вписывающийся в фамусовское общество. За это его считают сумасшедшим.
    К сожалению, в наше время тоже достаточно таких людей, как Фамусов, Скалозуб и Молчалин. На них держится бюрократия и коррупция. Живется таким людям не в пример лучше, чем умным, честным и совестливым. Мне кажется, что пока у власти будут такие персонажи, построить по-настоящему демократическое общество не удастся.

  15. Москва… В дворцах и пышных залах, в цветущих пожилых садах веселится, разгуливает знать. Она и не подозревает, что где-то человек напишет когда-то комедию и возьмет за основу одного из них, приверженцев монархии и крепостничества. Об имени его вы узнаете потом, как и позднее в каждом персонаже, словно в зеркале, увидите себя. В комедии вас много, хитрых и ловких дельцов, молчаливых и тех, что кивали, как Молчалин. Вас, зубоскалов, карьеристов и неумех собрал Грибоедов в доме Фамусова. ‘Кто же вы? Люди высшего мира? А может, распущенные в роскоши, бюрократизме и лицемерии, вы перестали быть людьми?
    Итак, Фамусов. Знатный дворянин, хранитель беззаботного покоя в своем жилье. Все шло хорошо и привычно. Кто-то давал взятки, кто-то их брал, кого-то награждали за лесть и служения, кого-то устраивали на тепленький городок, где-то господин выменял мальчишки-крепостного на пара борзых собак. Обычные и визиты Зубоскала, который для Фамусова является примером продвижения в служебной карьере. Ну как же: богатый и «метит» в генералы. И, возможно, если постараться, в будущему станет зятем. Отец всегда остается отцом. Фамусов любит дочь, но, чтобы никто не забывал, кто здесь хозяин, иногда может вскипеть и сразу: «Софьюшка, доченька, госпожа». Этот хозяин дает себе право свободно и пренебрежительно вести себя с Лизой, он господин. Но в обычное для Фамусова спокойная и размеренная жизни вдруг врывается правда. И еще молодая она, но несет в себе и гнев, и обвинение. Правду эту приносит Чацкий. Так, нет уже того покоя, который был. После первой же беседы Чацкого с Фамусовым хозяин показал свое отношение к гостю, насторожился: «Он вольность хочет проповедовать!», «Вот, рыщут по миру, возвратятся, от них порядка жди!». Он приходит в ужас от речей Чацкого. В глазах Фамусова он – карбонарий. Что делать? Нужно как-то сдержать его вольнодумство, которое не по душе и Софии. Вот и собрались все. В зале один за одним появляются знатные гости. И постепенно, начиная с Зубоскала, Чацкий целиком оценивает и сразу высмеивает их неприкрытые пороки. Ох, уже это общество, женщины, английские клубы, болтовни, сплетни, наряды, танцы. Все смешано с лицемерными улыбками и услужливо-заискивающими поклонами, кивками, рукопожатиями.
    Слушать Чацкого, человека умного, просвещенную, что не скрывает своих взглядов, с чистой душой, они не желают. И что же? Выход есть. Его нашла София, та, какую Чацкий любил и с которой ждал встречи, надеясь на взаимное чувство. Она не только предает его, она разбивает сердце человеку, что достойная любви, поваги. Но он мешает ей своей любовью. Как он несвоевременно! И в конце концов, София объявляет его в присутствии всех гостей Фамусова сумасшедшим. Для чего? Этого можно было ожидать от кого угодно. Но София? И полетела новость по кругу. Много ли нужно времени, чтобы оговорить всем миром человека? За что? Он мешал не только Софии. Кому-то не кланялся, как нужно, кому-то не сделал ожидаемый комплимент, третьему отвечал прямо, без лести и украшений, он смеялся над ними. Его не принимает высший мир. Конечно, им легче признать Чацкого больным и посмеяться, чем убедиться в собственной непонятливости.  А что покинул Чацкий в доме Фамусовых? Как там теперь? Я думаю, что, появись в этом обществе еще один Чацкий, только более решительный, кто не терзается личной драмой, он был бы близкий до многих передовых людей. И никто не знает, что бы случилось. Возможно, то же самое, что и с каждым героем, который борется сам на сам с сильным врагом.
    Люди, которые объединяют массу качеств, добрых и плохих, таких, как любовь к своему ребенку, но жестокость к близким, полнейшее отсутствие чувства обязанности, тягу к обогащению любой ценой с подлостью, очень опасные для страны; а в обществе Фамусова этих людей ставят в пример. Для них главная опасность – правда и люди, которые мыслят умно. Просвещение – самое страшное зло.
    Что могут дать такие люди? Представителей фамусовського общества мы встретим позднее, в произведениях других авторов, мы их узнаем в образах Чичикова, в героях чеховских рассказов. Тема одна – изобличение пороков общества. И всегда находится изобличитель – Чацкий или другой, но он будет всегда.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *