Сочинение на тему он раскрыл нам нас самих

14 вариантов

  1. “Мертвые души” — гениальное произведение русской и мировой литературы, написанное в 1841 году. В нем нашли отражение наиболее важные черты эпохи, современной писателю, эпохи кризиса крепостнической системы. В. Г. Белинский назвал поэму “творением, выхваченным из тайника народной жизни, беспощадно сдергивающим покров с действительности”.
    В произведении реалистически показаны две Руси: Русь чиновно-помещичъя и Русь народная. Помещики и чиновники забыли свой гражданский долг перед обществом, свои обязанности перед народом — и в этом, как считает Н. В. Гоголь, — основное зло социально-политической системы России.
    В системе образов поэмы крестьяне не занимают столь уж большого места по сравнению с образами помещиков и чиновников. Сатира Гоголя была направлена именно против этих общественных групп, однако тема народа, тема крепостного крестьянства органически входит в произведение. Автор размышляет о трагической судьбе народа, также подвергая его сатирическому обличению. Гоголь смеется над примитивностью, неразвитостью, духовным убожеством русских мужиков, но смеется сквозь слезы. Причину трагической судьбы народа автор видит в многовековом рабстве и произволе со стороны господствующих сословий.
    К числу таких образов можно отнести образ кучера Селифана, пьяного, разговаривающего с лошадью, лакея Петрушки, имеющего из-за крайне редкого посещения бани “особенный запах”, занятого своим беспорядочным чтением, вернее процессом чтения, при котором из букв складываются слова. Кроме людей Чичикова, в поэме с мастерством начертаны образы мужиков, рассуждающих, доедет ли колесо барской брички до Москвы или до Казани. Таковы дядя Миняй и дядя Митяй, бестолково помогающие Чичикову разъехаться со встречным экипажем, “черноногая” девчонка Пелагея, провожающая Чичикова от имения Коробочки до большой дороги, не умеющая отличить, где право, где лево.
    Однако отношение автора к народу в поэме двояко. Здесь мы видим также раздумья автора о живой душе русского народа. Писатель верит в его жизненную силу, в его прекрасное будущее. Этот идейный мотив получил выражение в лирических отступлениях, которыми наполнено произведение.
    Одно из них появляется в конце пятой главы по поводу прозвища, данного крестьянами Плюшкину. Восхищаясь меткостью русского слова, в котором выразился “сам самородок, живой и бойкий русский ум”, Гоголь высказывает общее мнение: “…всякий народ, носящий в себе залог сил… своеобразно отличается каждый своим собственным словом, которым, выражая какой ни есть предмет, отражает в выраженье его часть собственного своего характера”. Русский народ относится к числу именно таких: он полон “творящих способностей души”. В шестой главе перед читателем проносится галерея умерших крестьян Собакевича. Это и плотник-богатырь Степан Пробка, и кирпичник-умелец Милушкин, и чудо-сапожник Максим Телятников, и искусный каретник Михеев, и торговый человек Еремей Сорокоплехин, и сотни тысяч других работников, что пахали, строили, кормили, одевали всю Русь.
    Важное значение в этой связи приобретают вложенные в уста Чичикова размышления автора о судьбах крепостных в седьмой главе. Все они “тянут лямку под одну бесконечную, как Русь, песню”.
    Особой поэтической силы и выразительности достигает в поэме образ Абакума Фырова, бежавшего от своего хозяина и “взлюбившего вольную жизнь”. Этот образ глубоко символичен: в нем ярко отражается могучая, широкая, свободолюбивая душа русского народа.
    Важное место в поэме занимают страницы, где ведется разговор о бунте крестьян. В произведении он встречается трижды: когда городские чиновники советуют Чичикову взять конвой для сопровождения купленных крестьян в Херсонскую губернию, мужики ночью убивают “земскую полицию” в лице заседателя Дробяжкина; капитан Копейкин становится предводителем шайки разбойников.
    В “Мертвых душах” нашла отражение ненависть народа к крепостному праву и крепостникам. Мотив заслуженного возмездия звучит в эмоциональном описании помещичьего разгула, обставленного с разорительной роскошью: “Полгубернии разодето и весело гуляет под деревьями …. и… уходя глубже в непробудный мрак, негодуют суровые вершины дерев на сей мишурный блеск, осветивший снизу их корни”. Создается символический образ неминуемой кары для прожигателей богатств, добытых крестьянским трудом.
    В лирической концовке первого тома поэмы автор еще раз с восхищением упоминает о русском народе: птица-тройка, летящая по необъятным просторам Руси, могла родиться только у “бойкого народа”. Образ русской тройки, приобретающий в поэме символическое значение, неразрывно связан для Гоголя с образами “ярославского расторопного мужика”, одним топором и долотом смастерившего прочный экипаж, ямщика, примостившегося “черт знает на чем” и лихо, под задорную песню управляющего бешеной тройкой. Этот образ выражает в себе все то высокое и прекрасное, что есть в русской нации, и прежде всего — стремление к свободе, к прекрасному будущему. Однако путь этот неведом автору: “Русь, куда ж несешься ты? Дай ответ. Не дает ответа”.
    В своем произведении Гоголь реалистически показал типичные образы русского крестьянства, выразил свое видение русского национального характера. При этом Русь народная противопоставлена автором Руси помещичье-чиновной. Автор не закрывает глаза на примитивность народа, но видит в мужике прежде всего человека с живой душой, талантливого, трудолюбивого, свободолюбивого человека.
    И, С. Тургенев высоко оценил вклад Гоголя в русскую литературу: “Для нас он был больше, чем просто писатель: он раскрыл нам нас самих”.

  2. «Гоголь Ревизор» – На зеркало неча пенять, коли рожа крива народная пословица. «Ревизор». Анна андреевна и марья антоновна, жена и дочь городничего. Действующие лица. 1851- автор внес последние изменения в одну из реплик 4 действия. «Несколько приглу- опват и, как говорят, без царя в голове». Над текстом комедии Н.В.Гоголь работал 17 лет.
    «Гоголь Ночь перед Рождеством» – «Ночь перед Рождеством» похожа на сказку. Учебные материалы к уроку литературы в 6 классе по теме: Оксана своенравная и легкомысленная. После выхода «Вечеров на хуторе близ Диканьки» Гоголь становится знаменитым. Мальчик очень много читал. Книга “Вечера на хуторе близ Диканьки”. В гимназии Гоголь увлекался рисованием и театром.
    «Тарас Бульба урок» – Русь! Цель: Показать героизм Тараса и воспитать чувство патриотизма. … Русь! Н.В.Гоголь. Казаки живо плыли на узких двурульных челнах и говорили про атамана. Черки-Гришинской средней школы Гайфуллиной Ф.Р. Повесть «Тарас Бульба». Тема урока: Героизм Тараса. Картина М.Г.Дерегуса 1952 год. Тарас над телом убитого сына П.П.Соколов 1867.
    «Гоголь писатель» – Мать, Мария Ивановна Косарявская (1791-1868), из помещичьей семьи. Повести связаны местом действия – Петербургом. Н.В. Гоголь. Учеба. Родители писателя. Хлестакова трудно поймать на лжи. Растёт мастерство писателя от сочинения к сочинению. Петербург у Гоголя – мир будничной фантастики. С 1831 до 1836 года Гоголь жил в Петербурге.
    «Ночь перед Рождеством» – Задание: Как Вакула укротил черта? Фантастика – то, что основано на воображении, вымысле, что-то волшебное, невероятное. Парубки шалили и бесились вволю. Докажите, что добро и вера победили силы зла? Продать душу черту. За что черт мстил кузнецу? Что вы знаете о христианском празднике Рождество Христово и ночи перед Рождеством?
    «Гоголь Николай Васильевич» – Выполнил ученик 5 в класса Акопян Эрик. Главная книга. Пушкин отмечал в своем «Современнике»: «Г-н Гоголь идет еще вперед. После выхода первой прозаической книги Гоголь — знаменитый писатель. Наивысшей степени гоголевское обобщение достигает в «Ревизоре. ГОГОЛЬ Николай Васильевич – русский писатель.
    Всего в теме
    «Произведения Гоголя»
    37 презентаций

  3. «Н.В.Гоголь Тарас Бульба» – « Терпи, козак, – атаманом будешь…» « Нет уз святее товарищества…» « Нет силы сильнее веры…». Герои – запорожцы. Урок литературы по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». Палица Секира Палаш Копьё Алебарда Пищаль. Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу!
    «Николай Васильевич Гоголь» – В семье, помимо Николая, было еще пятеро детей. Николай Васильевич Гоголь (1809-1852). Одновременно Гоголь работает и над трудами теологического характера, самый значительный из которых — «Размышления о Божественной литургии» (опубликован посмертно в 1857). Годы учения. Писатель завязывает обширные литературные знакомства, в частности, с В. А. Жуковским, П. А. Плетневым, который у себя дома в мае 1831 представил Гоголя А. С. Пушкину.
    «Шинель Гоголь урок» – «Петербургские повести» 1843г. Этапы работы. “Новая шинель Акакия Акакиевича”. Структура урока. Цели. Авторы проекта. Работа над презентациями в группах. 6 «Коляска» 7 «Рим». Опыт анализа повести Н.В. Гоголя «Шинель» в 10 классе.
    «Ревизор» – Аммос Фёдорович Ляпкин-Тяпкин судья. Но чем взятки? Народная пословица. Пётр Иванович Бобчинский Пётр Иванович Добчинский городские помещики. Действующие лица: Городничий – Пуговицыну: «Смотри! Вот как в обществе благоустроенном делается». Хлестаков о себе:« Ведь на то живёшь, чтоб срывать цветы удовольствия».
    «Гоголь Ревизор» – Н.В. Гоголь. Антон антонович сквозник- духа- новский,городничий (начальник города). Над текстом комедии Н.В.Гоголь работал 17 лет. 1851- автор внес последние изменения в одну из реплик 4 действия. «РЕВИЗОР» Постановка в театре. На зеркало неча пенять, коли рожа крива народная пословица. ИВАН АЛЕКСАНДРОВИЧ ХЛЕСТАКОВ, ЧИНОВНИК ИЗ Петербурга.
    «Произведения Гоголя» – Юбилейная гоголевская викторина. Ревизские сказки. Верно ли, что Н.В. Гоголь родился в MDCCCIX году, а умер в MDCCCLII году? «Право, такое затруднение – выбор! Был приобретён у какого-то заседателя. Дмитрий Шостакович. Невского проспекта. Коробочка. Какая птица, согласно Н.В. Гоголю, долетит до середины Днепра?
    Всего в теме
    «Произведения Гоголя»
    37 презентаций

  4. «Гоголь Портрет» – Результаты исследовательской работы учащихся. Ведь портрет исчезает. Тема города в творчестве А. С. Пушкина и Н. В. Гоголя» (презентация). Выяснить, каким должен быть истинный художник – по Гоголю. Дидактические цели проекта. Н. В. Гоголь лишь продолжатель традиций А. С. Пушкина. Вечное – добро. Что же вещное, а что вечное?
    «Комедия Гоголя Ревизор» – А несколькими днями позже, в письме к историку. Закончен в первой редакции, потом были еще переделки. Объяснение в любви. Немая сцена. Смотритель училищ. В апреле 1936г. комедия была поставлена на сцене. Действие в пьесе развивается, проходя ступени: Сделать программку к спектаклю. Разговор с купцами.
    «Повести Гоголя Шинель» – А.А, Розин. История создания и замысел повести Н.В.Гоголя “Шинель”. И лишь после смерти свершается справедливость. Повесть “Шинель” описывает не только случай из жизни героя. Тема повести. В «Петербургских повестях» с огромной силой раскрывалась обличительная направленность творчества Гоголя.
    «Гоголь Ночь перед Рождеством» – Учебные материалы к уроку литературы в 6 классе по теме: «Ночь перед Рождеством» похожа на сказку. Тогда капризная красавица обещала выйти за кузнеца замуж. Повествование ведется от лица рассказчика – Рудого Панька. Свои детские и юношеские годы Гоголь провел среди украинской природы. “Ночь перед Рождеством”.
    «Гоголь Шинель» – Титулярный советник Акакий Акакиевич Башмачкин. Рефлексия. Задание на дом: Ограбление. Учиться воспринимать мир чувств и переживаний героев. Гоголевское направление в искусстве стали называть натуральной школой. Почему же вся русская литература вышла из гоголевской «Шинели»? Выступление группы «художников».) Традиции и новаторство в изображении Гоголем «маленького человека».
    «Мёртвые души Гоголь» – И что за неведомая сила заключена в сих неведомых светом конях? Да, такого дворянина трудно представить “белой костью« и “отцом крестьян”. Но Чичиков, отличаясь от помещиков предприимчивостью, тоже «мертвая» душа. Чичиков оказавшись в любой среде. Недаром утвердилось выражение “маниловские мечтания« в смысле бесполезных, безжизненных фантазий.
    Всего в теме
    «Произведения Гоголя»
    37 презентаций

  5. 5
    Текст добавил: Подруга Бога=)

    Композиция (4 абзаца): Вступление, два аргумента из литературы, заключение;
    Примерное распределение смысловой нагрузки: 1 абзац – 75 слов, 2 и 3 – по 100 слов каждый, 4 – 75 слов.
    Для того чтобы получить зачет, необходимо раскрыть тему, написать больше 250 слов и привести хотя бы один литературный аргумент. Работа без примеров из книг равноценна нулю баллов, так что выбирать вопрос необходимо, основываясь на том, можете ли вы подобрать соответствующий материал.
    Алгоритм написания эссе:
    Выберите понятную тему, к которой вы сможете подобрать литературные примеры. Например, «Может ли верность принести разочарование?»;
    Выделите вопрос, содержащийся в выбранной формулировке. Например, в тезисе вы говорите, что может, а в качестве примеров приводите случаи, когда это происходит, поэтому вашим вопросом будет: Когда верность может разочаровать человека?;
    Сформулируйте ваш ответ на поставленный вопрос. Например, преданность приносит страдание, когда в отношениях нет взаимности.
    К этому ответу и подберите аргументы, чтобы закончить второй и третий абзацы логически правильным микро выводом. Например, герой «Гранатового браслета» Куприна страдал оттого, что не мог изменить своему чувству к Вере, то есть семья, любовь и потомство были для него несбыточной мечтой, поэтому он вынужден был уйти из жизни.
    Напишите сочинение на черновике, тщательно следите за тем, чтобы ваша мысль была понятна и не уходила в дебри словопрений. Не стремитесь написать много, главное, по делу. Не отвлекайтесь на другие темы, следуйте одной, все время сравнивайте тезис и аргумент, чтобы не было расхождений в том, что вы доказываете. Также не стоит увлекаться деталями и цитатами из текста книги, пересказ романа за эссе вам не зачтут. Вы не должны подтвердить, что читали это произведение, важно доказать, что вы его поняли.
    Проверьте черновик и исправьте ошибки. Помните, что речевые ошибки можно заметить, прибегая к простому методу: представьте то, о чем пишите. «Выделить» или «подчеркнуть» внимание – нельзя, а вот «заострить» и «обратить» его можно. Посчитайте повторы и замените их по возможности на синонимы или местоимения, подходящие по смыслу.
    Перепишите на чистовик и проверьте еще раз, читая текст про себя, как будто вслух. Это помогает заметить ошибки. Не забудьте сделать это, ведь черновик при проверке не учитывается!
    Вам в помощь мы составил универсальный план для итогового сочинения:

    Список литературы 2018-2019

    Когда стали известны направления, вместе с ними был выпущен и список книг, рекомендованных для написания работы. Именно эти произведения для итогового сочинения мы перечислим в этой подборке. Также мы разобрали их на предмет аргументов, которые можно взять в качестве примеров из литературы для эссе. Данный разбор вы можете увидеть в статье «Список литературы для итогового сочинения с примерами».
    Доброта и жестокость
    Л.Н. Толстой, «Война и мир»;
    Ф.М. Достоевский: «Преступление и наказание», «Идиот»;
    И.А. Бунин, «Господин из Сан-Франциско»;
    М.А. Булгаков, «Записки юного врача»;
    В.П. Астафьев, «Людочка»;
    А.И. Солженицын, «Матрёнин двор»;
    А.П. Чехов, «Крыжовник»;
    В.М. Шукшин, «Чудик»;
    К.Г. Паустовский, «Телеграмма»;
    Т. Кенэлли, «Список Шиндлера»
    Месть и великодушие
    В.В. Быков: «Сотников», «Журавлиный крик»;
    Л.Н. Толстой, «Война и мир»;
    А.С. Пушкин, «Капитанская дочка»;
    Б.Л. Васильев, «А зори здесь тихие…»;
    В.П. Аксёнов, «Московская сага»;
    Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание»;
    М.А. Шолохов: «Тихий Дон», «Судьба человека»;
    В.М. Гаршин, «Трус»;
    А.Т. Твардовский, «Василий Тёркин»;
    Дж. Роулинг, «Гарри Поттер».
    Мечта и реальность
    М.Ю. Лермонтов, «Герой нашего времени»;
    И.А. Бунин, «Господин из Сан-Франциско»;
    Л.Н. Толстой, «Война и мир»;
    А.П. Чехов: «Крыжовник», «Человек в футляре», «Ионыч»;
    М.А. Булгаков, «Мастер и Маргарита»;
    И.С. Тургенев, «Отцы и дети»;
    М.А. Шолохов, «Тихий Дон»;
    Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание».
    А.И. Куприн, «Гранатовый браслет»;
    М.А. Булгаков, «Мастер и Маргарита»;
    Отцы и дети
    А.Н. Островский, «Гроза»;
    Л.Н. Толстой «Война и мир»;
    Ф.М. Достоевский: «Преступление и наказание», «Униженные и оскорбленные»;
    М.А. Шолохов: «Тихий Дон», «Судьба человека»;
    А.С. Пушкин: «Евгений Онегин», «Капитанская дочка»;
    И.А. Бунин, «Тёмные аллеи»;
    И.А. Гончаров, «Обломов»;
    В.Г. Распутин, «Уроки французского».
    Искусство и ремесло
    М. А. Булгаков: «Мастер и Маргарита»;
    А. П. Чехов: «Чайка», «Дом с мезонином»;
    Н. В. Гоголь: «Портрет», «Невский проспект»;
    М. Горький: «На дне»;
    А. Островский: «Лес», «Бесприданница»;
    Л. Н. Толстой: «Война и мир».
    А. Куприн: «Гранатовый браслет».

    Банк аргументов 2018-2019

    Мы подготовили множество подборок с аргументами для всех популярных направлений и тем, и продолжаем это делать ежедневно, поэтому добавляйте сайт в закладки и следите за обновлениями, а лучше напишите нам, чего не хватает, и в течение дня мы напишем необходимый литературный материал. Здесь мы расположили ссылки на наши публикации с литературными примерами по всем направлениям:
    Доброта и жестокость;
    Мечта и реальность;
    Искусство и ремесло;
    Отцы и дети;
    Месть и великодушие.

    Критерии оценивания

    Работа оценивается двумя величинами: «зачет» и «незачет». Если вы в будущем не собираетесь связываться с гуманитарными дисциплинами, вам хватит и «зачета», а вот потенциальным журналистам, филологам и лингвистам придется постараться, чтобы написать сочинение на максимально возможное количество баллов. Их успехи на литературном поприще обязательно зачтутся при поступлении, ведь в ведущих вузах страны уже выработаны свои критерии для проверки эссе. Да-да, его непременно посмотрят члены приемной комиссии.
    Сочинение будут оценивать по пяти критериям, первые два – основные. Если эссе будет не удовлетворительным по одному из них – это автоматически «незачет». Чтобы получить хороший результат, надо удовлетворить жюри хотя бы по 3 критериям, 2 из которых – соответствие теме и аргументация. Вот перечень всех необходимых качеств работы:
    Соответствие теме. «Незачет» вы получите, только если эссе вообще о другом написано, или в нем не прослеживается четкой цели высказывания, то есть вы говорите обо всем и ни о чем.
    Заданный объем работы. Этот критерий оценивается зачетом или незачетом, все просто: если у вас больше 250 слов, сочинение проверяется, если нет — и суда нет. Оптимальный объем, по мнению проверяющих органов, составляет 350 слов.
    Аргументация (0-2 балла). Вам не поставят заветных баллов, если вы обойдетесь без литературы, или исказите ее содержание. Также если книги упоминаются только вскользь, не становясь опорой для рассуждения, вы тоже рискуете остаться с носом.
    Композиция и логика рассуждения (0-2 балла). Когда грубые логические ошибки затрудняют понимание вашего замысла, или вы не приводите никаких доказательств своей правоты, по этому пункту вы получаете 0 баллов.
    Качество письменной речи (0-2 балла). Если у вас обнаруживается множество речевых ошибок, что препятствует пониманию текста, то у вас может быть «незачет» по этому критерию. Но если вы отличились и сделали все красиво (сложные грамматические конструкции, логически верный ход мыслей, использование оригинальных и уместных слов), то ловите 2 балла в свою копилку.
    Грамотность (0-2 балла). Грамматических, пунктуационных и орфографических ошибок стоит научиться избегать. Проверяющие даже приводят критичное число недочетов: более 5 нарушений правил русского языка на 100 слов = «незачет». Если меньше — работа признается грамотной, и вы даже можете получить в рамках этого критерия 2 балла. Кстати в официальном документе из министерства образования РФ написано, что выпускник вправе пользоваться орфографическим словарем.
    Также Рособрнадзор предъявляет еще несколько требований к работе:
    Самостоятельность. Текст должен принадлежать Вам, а все цитаты должны быть подобающе оформлены. Однако нигде не уточняется, проверяется ли текст на антиплагиат.
    Фактологическая точность (1 балл). Все названия, имена, фамилии, даты и основные события должны быть указаны верно, в противном случае они только снизят итоговый балл.
    Нормы грамматики (о-2 балла). Если вы умудрились сделать одну ошибку такого рода, то 2 балла вам все равно обеспечены. Если две или три — один балл. Если больше, по этому критерию вы получите ноль.
    Ошибки речи (0-2 балла). Не более 1-2 оплошностей вы еще можете себе позволить, это 2 балла, но 3-4 ошибки украдут один балл, а если больше, то все два потеряны безвозвратно;
    Нормы орфографии (0-3 балла). Магическое число три и впрямь сотворит чудо, если вы ни разу не ошибетесь. 2-3 ошибки уже сулят два балла, а 4-5 промахов принесут утешительный 1 балл;
    Нормы пунктуации (0-3 балла). Исключительное знание расстановки знаков препинания оценивается в три балла, 2-3 оплошности умыкнут один балл из трех, а 4-5 ошибок означают участие, но не победу — 1 балл;
    Оригинальный подход (0-1 балл). Самое время показать миру, на что вы способны, и вмонтировать в работу побольше креатива. 1 балл на кону — мелочь, но приятно.
    Всего за свои труды вы можете заработать 20 баллов. Если вы идете учиться по технической специальности, количество баллов вряд ли сильно повлияет на вашу участь, но гуманитариям придется проявить математические способности и подсчитать, сколько их первичных баллов будет в пересчете на те, которые приемная комиссия прибавит к вашему счету. Также в вузе вашу работу могут перепроверить и выставить новое количество баллов. Вот подспорье для совсем уж гуманитариев:
    от 0 до 4 баллов за сочинение – 0 по десятибалльной шкале;
    от 5 до 6 – 1 балл;
    от 7 до 8 – 2 балла;
    от 9 до 10 – 3 балла;
    от 13 до 14 – 5 баллов;
    от 15 до 16 – 6 баллов;
    17 – ровны 7 баллам;
    18 – 8 баллам;
    19 – 9 баллам;
    20 – 10 баллам.

    Результаты и апелляция

    Итоги своих усилий и волнений можно узнать в школе или в том пункте, где было подано заявление на участие в экзамене. Проверяются работы всего лишь неделю, ждать недолго. Эти результаты будут действительны для вуза в течение 4 лет со дня написания эссе. Полученная вами оценка не повлияет на поступление, однако, в самом вузе на соответствующих направлениях обучения приемная комиссия может инициировать собственную проверку и зачислить вам дополнительные баллы (не более 10). Поэтому лучше постараться выжать из итогового сочинения по максимуму, ведь написать его, как мы убедились, не так сложно.
    Есть и другая причина проявить усердие: апелляцию вы подать не сможете. Участник вправе лишь подать заявление на проверку сочинения, написанного повторно, комиссией по перепроверке сочинений. Вы можете послать туда свое заявление о пересмотре работы на электронную почту или приехать лично, уточнив дату, место и часы работы данной организации.
    Важно! Результаты итогового сочинения бессрочны, то есть их можно использовать для поступления всю оставшуюся жизнь, в отличие от сертификатов ЕГЭ.

  6. По­яс­не­ние.15.1 При­ве­дем при­мер со­чи­не­ния-рас­суж­де­ния в пуб­ли­ци­сти­че­ском стиле.От того, как че­ло­век го­во­рит, за­ви­сит его вос­при­я­тие окру­жа­ю­щи­ми: какое впе­чат­ле­ние он про­из­ве­дет, как будут вос­при­ни­мать­ся его слова, до­бьет­ся ли он пре­сле­ду­е­мых целей. Наша речь – это по­ка­за­тель нашей куль­ту­ры или бес­куль­ту­рья, нашей ду­хов­но­сти или без­ду­хов­но­сти, на­ше­го внут­рен­не­го бо­гат­ства или ни­ще­ты. Ли­те­ра­ту­ра – есть от­ра­же­ние жизни во всей её мно­го­гран­но­сти. Вот по­че­му «В ху­до­же­ствен­ное про­из­ве­де­ние могут вхо­дить такие слова, ко­то­рые на­хо­дят­ся за пре­де­ла­ми ли­те­ра­тур­но­го языка». Об этом го­во­рил из­вест­ный линг­вист Панов.В пред­ло­же­нии 9 в тек­сте Юрия На­ги­би­на ис­поль­зу­ет­ся да­ле­ко не ли­те­ра­тур­ное слово «морду». Слово умест­но в тек­сте, так как несёт до­пол­ни­тель­ную экс­прес­сив­ную на­груз­ку: в нём со­сре­до­то­че­но огром­ное воз­му­ще­ние героя по­ве­де­ни­ем Мити.Для этой же цели ис­поль­зу­ет­ся ав­то­ром и про­сто­ре­чие «всы­пал» в пред­ло­же­нии 11: «И всё-таки я ему всы­пал». Не побил, не уда­рил, а имен­но всы­пал, как шкод­ли­во­му ребёнку, не до конца осо­зна­ю­ще­му, что он тво­рит.При­ведённые при­ме­ры под­твер­жда­ют спра­вед­ли­вость за­ме­ча­ния М.В. Па­но­ва о до­пу­сти­мо­сти ис­поль­зо­ва­ния в ху­до­же­ствен­ном тек­сте не­ли­те­ра­тур­ной лек­си­ки.
    15.2 В при­ведённом фраг­мен­те тек­ста: «Всё это вы­гля­де­ло фаль­ши­во, сквер­но, не­по­ря­доч­но, тем не менее я ещё года два участ­во­вал в не­до­стой­ном фарсе, пока вдруг не понял, что у на­сто­я­щей друж­бы со­всем иной адрес» есть ин­те­рес­ная ме­та­фо­ра: у друж­бы дру­гой адрес. Да, да­ле­ко не все­гда че­ло­век, ко­то­ро­го счи­та­ешь своим дру­гом, под­твер­жда­ет это вы­со­кое зва­ние, а бы­ва­ет, под­держ­ку на­хо­дишь там, от­ку­да её со­всем и не ждёшь. О слу­чай­ных людях, ко­то­рых мы оши­боч­но счи­та­ем сво­и­ми дру­зья­ми, го­во­рят: «Друг на час». Такая «друж­ба» может рас­сы­пать­ся без ви­ди­мых при­чин. Митя, герой тек­ста Юрия На­ги­би­на, — это как раз друг на час. На­сто­я­щий друг будет ра­до­вать­ся по­бе­дам друга, а не за­ви­до­вать, как Митя: «Ни­че­го за­ман­чи­во­го в этой долж­но­сти не было, но у Мити слов­но по­му­тил­ся разум от за­ви­сти» (пред­ло­же­ние 20).А в пред­ло­же­ни­ях 26-27 на­хо­дим под­твер­жде­ние того, что от Ми­ти­ной друж­бы веет гни­лью, ведь нель­зя сна­ча­ла пре­дать, а потом пы­тать­ся ещё и вы­го­ро­дить себя: «Важно за­ме­тить, что он ого­во­рил меня для моей же поль­зы, боясь, как бы дур­ные на­клон­но­сти вновь не про­бу­ди­лись во мне. А затем со сле­за­ми Митя тре­бо­вал вер­нуть ему былое до­ве­рие ради свя­той друж­бы, что «боль­ше нас самих», и пы­тал­ся вле­пить мне иудин по­це­луй». Не­слу­чай­но рас­сказ­чик на­зы­ва­ет Митин по­це­луй «иуди­ным». О какой друж­бе можно го­во­рить, если речь за­хо­дит о пре­да­тель­стве? Хо­ро­шо, что рас­сказ­чик понял, что Митя не друг вовсе. При­ведённые при­ме­ры под­твер­жда­ют, что друж­ба – ве­ли­кий дар и на­гра­да судь­бы. Хо­ро­шо бы, чтобы каж­до­му в жизни встре­тил­ся на­сто­я­щий друг.
    15.3 Друж­ба — это близ­кие от­но­ше­ния, ос­но­ван­ные на вза­им­ном до­ве­рии, при­вя­зан­но­сти, общ­но­сти ин­те­ре­сов. Кто, как не друг, под­дер­жит или по­мо­жет; кто, как не по­дру­га, раз­де­лит с тобой тайну и со­хра­нит её; кто, как не дру­зья, ста­нет за тебя горой и не даст бро­сить школу из-за про­блем дома…Не­воз­мож­но пе­ре­чис­лить всё, что могут дру­зья. Вот по­че­му же­ла­ние иметь друга и дру­жить так есте­ствен­но и так не­об­хо­ди­мо че­ло­ве­ку.Герой рас­ска­за Юрия На­ги­би­на по­сте­пен­но осознаёт, что ошиб­ся в вы­бо­ре друга. Их дет­ская друж­ба, на­чав­ша­я­ся с дет­ско­го сада, не вы­дер­жи­ва­ет ис­пы­та­ний. Всё чаще воз­ни­ка­ют мысли о том, что на­сто­я­щая друж­ба долж­на быть по «иному ад­ре­су». Как и любое чув­ство, друж­ба тоже про­хо­дит ис­пы­та­ние. И если че­ло­век предаёт тебя, не под­дер­жи­ва­ет, на­стро­ен агрес­сив­но — это уже не друж­ба, а про­сто при­выч­ка. На­сто­я­щие дру­зья долж­ны быть дру­ги­ми…Я помню, как тя­же­ло пе­ре­жи­ва­ла пре­да­тель­ство по­дру­ги (иначе я это не на­зы­ва­ла!). Мы жили рядом, мы учи­лись в одном клас­се, мы дру­жи­ли до вось­мо­го клас­са. А в де­вя­том при­ш­ла но­вень­кая. И как го­во­рят, вце­пи­лась в мою На­та­шу мёртвой хват­кой. И домой к ней, и за парту — с ней, и даже на сви­да­ние с пар­нем На­та­ши — тоже…Я не могла боль­ше ни по­го­во­рить с по­дру­гой, ни даже про­сто по­дой­ти: но­вень­кая всё время кру­ти­лась рядом. Это было очень боль­но….Со вре­ме­нем вы­яс­ни­лось, что На­та­ша ей была не нужна, а был нужен общий зна­ко­мый, и она ис­поль­зо­ва­ла мою по­дру­гу, чтобы по­до­брать­ся к нему. Но я смог­ла про­стить свою по­дру­гу. Когда она вы­хо­ди­ла замуж, уга­дай­те, кто был по­дру­гой не­ве­сты.Об­ре­сти на­сто­я­щих дру­зей очень не­про­сто. Бе­ре­ги­те своих дру­зей, и сами будь­те на­сто­я­щи­ми дру­зья­ми для них.

  7. Что с нами происходит?
    Что есть наше поколение? Каковы его ценности и нравы? К чему мы стремимся в 21 веке?..
    Вы только задумайтесь, предположите ненадолго, что есть – вы… какую пользу несете в себе, правильный ли путь выбрали, ведь каждый человек на земле выполняет в жизни свою миссию. Одни – те, что осознали её, – действуют, принося пользу человечеству. Другие – те, что живут для себя,- лишь ищут счастье в собственном достатке, забывая, что они тоже являются частью огромного мира. На сегодня – бесчеловечного, как будто забытого кем-то.
    Взорвали…убили..подожгли..обокрали… Мы часто слышим эти слова с телеэкрана, и всё это – человек?! Как больно осознавать, что мы спускаемся в пустоту, туда, откуда нет дороги в светлое будущее.
    Совесть, искренность, уважение, доброта, к сожалению, с годами потеряли свой настоящий смысл. Теперь привыкли покупать. Покупать всё, бессмысленно, глупо, даже гордясь этим.
    Неужели совсем никакие отголоски прошлого не улеглись на дне нашей души? И нет больше интереса к истории нашей страны, города, деревни? Разве не тревожит нас настоящее?!. Что же тогда с нами происходит? Ведь наших прадедов, прабабушек, да и бабушек – тревожило. Тревожило не то, что они в каждую секунду могли погибнуть, а то, что будет дальше.
    Отстояли. Доказали. Слегли в землю. Успокоенные. Может быть, даже счастливые. Думали: «Сами не увидели, так пусть наши дети и внуки порадуются, вспомнят добрым словом…». Ан нет…
    Прошло – забыто. И нет того огня – огня жажды жизни, огня стремления и поиска правды, остался лишь пепел.  Его так легко развеять, вот только  собрать невозможно.
    Человек  одновременно творец и разрушитель.  Верности и предательства. Любви и ненависти. Добра и зла… И только самостоятельно он может решить, чего в нем должно быть больше и какую сторону ему выбрать, – оставаться “никем” или все же быть Человеком.
    Не каждый умеет разгоняться, бежать, взлетать и лететь, вырываясь из мира, поглощающего во тьму и хаос, однако большинство, ведь, и не пробует.
    А надо всего лишь малое: просто проснуться однажды  утром и понять,  что если все близкие и родные рядом, – это уже многого стоит, а потому поблагодарить Бога, не требуя отдачи, затем не поддаться злому умыслу, и это уже шаг, за которым обязательно будет следующий.
    Начинай с мелочей – будь ближе к природе, добрее к людям, и ты увидишь жизнь по-новому, увидишь все её краски, познаешь её истинный  смысл.
    …Жить лучше? Возможно. Главное – захотеть.
    Муниципальный этап Всероссийского конкурса детского и юношеского литературно-художественного творчества
    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа № 22»
    Что с нами происходит?
    ( эссе )
    Конкурсная работа ученицы 8 «Б» класса
    Мордовиной Марии Дмитриевны, 20.06.1997 г.р.
    Домашний адрес: 309511 Белгородская область,
    г. Старый Оскол, м-н Олимпийский,
    д.20, кв. 80, т-н: 42-30-70.
    Педагог – учитель русского языка и литературы
    Горбунова Надежда Степановна
    г. Старый Оскол
    2012 г.
    О чем говорит природа
    Дождливое утро. На стекле , еле-еле накрапывая, что-то царапают капли, и каждая старается быстрее дополнить другую…
    Встаю, собираюсь в школу, нехотя, но уже по-привычному, не обращая внимания ни на что. Тянусь к выходу. Дверь…другая…- и вот я уже на улице. Эх, так туманно, будто в какой-то сказочной лощине! Посидеть бы где-нибудь свободно да пофантазировать… Изгибы маленьких двориков темны, неприглядны. Глаза к небу – «Что за погода!..”
    Знакомая дорога, истоптанная мною уже несколько лет, покорно терпит движения прохожих; дождь, то мягко бросаясь, то сильно барабаня по ней, собирается в большие лужицы. Всё: и дорога, и туман, и прохожие, и полосы дождя – слились в единое серое пятно, то отталкивающе хмурое, то таинственно интересное. В такое время, конечно же, хочется быстрее покинуть улицу и растаять дома в тепле и уюте. Но даже, когда погода будто расстроена, она по-прежнему прекрасна. Главное – увидеть это.
    Мои мысли прерывает листик, быстро пронесшийся рядом, будто яркая, желтая искорка. “Куда же ты?..” Смотрю – приземлился! Прямо в лужу, как маленький кораблик. И теперь будто уже не лужа, а огромное, бушующее море ; оно вздымается, и гребнями волн то играет, то отбрасывает маленькое, хрупкое судно, и вот-вот потопит его…
    Но нет. Буря затихла. Поднимаю голову и вижу, как солнце, пытаясь разорвать клочья сгустившихся туч, пробивается к земле. То тут, то там на дороге разливается свет, теплый, уютный. Тучи, теперь уже спокойные, медленно растворяются, уплывая вдаль.
    Всё улыбнулось. И я тоже. Капельки дождя, будто сотни цветных фонариков, так и манят к себе, и в каждом – счастье, свет, что-то родное и такое любимое. Те, что на красных листочках, будто огоньки, те, что на желтых, подобны звездочкам, а на оранжевых –  как ягодки. Свежий ветерок дышит легко и обнимает всех вокруг, но прохожие, всё так же уткнувшись в воротники, спешат домой.
    Как же так?.. Разве никто не замечает этого чуда? Зачем торопиться, когда всё вокруг дышит вместе с тобой, всё дарит тебе счастье. Или в стенах дома можно увидеть, как листочек, уставший под тяжестью капли, мгновенно срывается и, поддавшись порывам ветра, несется туда, куда зовет его ветер?.. Нет. Не торопись же пройти мимо, послушай о чём говорит природа. Ведь она, родная, окружала тебя с рождения: в детстве – воспитывала, в юности – учила, а сейчас – терпит… Терпит, когда срываешь ветки, терпит, когда топчешь траву, терпит, когда загрязняешь её, терпит и тогда, когда уже не может терпеть… Но вновь рождается, даёт тебе жизнь и потом опять на время умирает. Хорошо, если от времени, но чаще от твоих же рук.
    …У каждого своя природа в памяти: северная, южная, степная или  лесная, богатая или бедная,- а у меня она – белоствольная и зеленоглазая, добрая и щедрая, любимая, родная. Моя природа – природа Белогорья. И где бы я ни была, роднее и ближе ее нет.
    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа № 22»
    «Мой отчий край – 2012»
    Номинация «Литературное произведение»
    О чем говорит природа…
    ( эссе )
    Выполнила:
    Мордовиной Марии Дмитриевны,
    ученица 8 «Б» класса МБОУ «ООШ № 22»
    г. Старый Оскол
    Рководитель:
    Горбунова Надежда Степановна,
    учитель русского языка и литературы
    МБОУ «ООШ № 22»
    г. Старый Оскол-2012 г.
    Заявка
    на участие в муниципальном этапе Всероссийского конкурса детского и юношеского литературно-художественного творчества
    Территория            Белгородская область, город Старый Оскол
    Номинация             Проба пера. Проза
    Фамилия, имя, отчество автора  Мордовина Мария Дмитриевна
    Число, месяц, и год рождения    20.06.1997
    Образовательное учреждение    МБОУ «ООШ № 22»
    Адрес (с индексом) образовательного учреждения  309511 Белгородская область, город Старый Оскол, микрорайон Олимпийский, дом 34
    Телефон, факс                  32-49-06
    Название конкурсной работы    Что с нами происходит? (эссе)
    Педагог                          Горбунова Надежда Степановна
    Директор МБОУ «ООШ № 22»               Е.И. Боева
    Заявка
    на участие в муниципальном этапе Всероссийского конкурса детского и юношеского литературно-художественного творчества
    Территория            Белгородская область, город Старый Оскол
    Номинация             Проба пера. Проза
    Фамилия, имя, отчество автора  Мордовина Мария Дмитриевна
    Число, месяц, и год рождения    20.06.1997
    Образовательное учреждение    МБОУ «ООШ № 22»
    Адрес ( с индексом ) образовательного учреждения  309511 Белгородская область, город Старый Оскол, микрорайон Олимпийский, дом 34
    Телефон, факс                  32-49-06
    Название конкурсных работ    О чем говорит природа… (эссе)
    Педагог                          Горбунова Надежда Степановна
    Директор МБОУ «ООШ № 22»               Е.И. Боева

  8. Пояснение.15.1 Абзацное членение текста — это одно из важных условий его оформления. Абзац и пунктуация позволяют правильно понять информацию, основную мысль и авторский замысел. Чтобы доказать это, обратимся к тексту Евгения Пермяка.Вводная часть в тексте представлена предложениями №1—3 и является отдельным абзацем, в котором сразу же обрисовывается основная проблема, поднимаемая рассказчиком: герой опасается, как ему с друзьями удастся добраться домой в непогоду. Так, с первого абзаца мы можем определить тему текста.В конце повествования герой подводит итог своим размышлениям о роли матери в его жизни. Этот вывод автор объединяет в отдельный абзац (предложения 43—47). Обратим внимание и на пунктуацию в последнем абзаце: она предельно проста. В конце каждого предложения стоит точка как показатель законченности мысли, ее неоспоримости. Кроме того, обращает на себя внимание то, что из пяти предложений последнего абзаца четыре являются простыми неосложненными, поэтому они не перегружены знаками, отвлекающими внимание читателя от основной мысли автора, высказанной лаконично и точно.Таким образом, прав был русский писатель И. Э. Бабель: «Все абзацы и вся пунктуация должны быть сделаны правильно с точки зрения наибольшего воздействия текста на читателя».
    15.2 Очень часто бывает так, что мы не можем вовремя оценить, на-сколько любит нас самый близкий, дорогой нам человек — мама. Это не всегда показатель нашей чёрствости, равнодушия, нет. Порой мы настолько привыкаем, что мама есть, и нам кажется, что она будет всегда, а значит ещё успеется сказать ей добрые слова, показать ей свою любовь. Осознание собственных ошибок приходит гораздо позже. Отрадно, что герой текста Евгения Пермяка понял, как сильно переживала мама из-за него, и оценил это, о чём свидетельствуют финальные строки текста: «Я никогда ещё не был так ласков с нею. Я никогда ещё так не любил свою мать».Рассказчик с другими ребятами заблудился в метель. Когда им под утро удалось выбраться из снежного плена и он открыл дверь дома, мальчик бросился к маме и расплакался. Мама сделала вид, что ничего не произошло. Почему же она так отреагировала? Рассказчик оценил это уже будучи взрослым: мама хотела, чтобы сын рос готовым к преодолению жизненных трудностей, чтобы потом без неё смог не раскиснуть под влиянием обстоятельств.На самом деле мама всю ночь места себе не находила. Она ушла в ночь, в метель, чтобы спасти своего ребёнка, даже ценой здоровья, а возможно, и жизни (предложения номер 29—31). Мама готова на любую жертву ради благополучия своих детей, мамина любовь «сильнее смерти и страха смерти». Материнская любовь — это бездонная чаша ангельского терпения; житейской мудрости; душевной доброты; неиссякаемого сердечного тепла; неутомимой, бескорыстной заботы и бесконечной преданности.
    15.3 Слово «мама» очень важно для каждого из нас. Оно и понятно, ведь именно мама даёт нам жизнь, потом с трепетом помогает делать первые шаги, с волнением отправляет в школу, со слезами — в институт. Независимо от возраста для нашей мамы мы всегда будем детьми, она всегда будет заботиться о нас, переживать из-за наших неудач и безумно радоваться даже самым маленьким победам, потому что материнская любовь не знает границ.Герой рассказа Евгения Пермяка с другими ребятами заблудился в метель. Когда им под утро удалось выбраться из снежного плена и он открыл дверь дома, мальчик бросился к маме и расплакался. Мама сделала вид, что ничего не произошло. Почему же она так отреагировала? Рассказчик оценил это уже будучи взрослым: мама хотела, чтобы сын рос готовым к преодолению жизненных трудностей, чтобы потом без неё смог не раскиснуть под влиянием обстоятельств. На самом деле мама всю ночь места себе не находила. Она ушла в ночь, в метель, чтобы спасти своего ребёнка, даже ценой здоровья, а возможно, и жизни.С примерами материнской любви мы встречаемся в повседневной жизни, богата ими и русская литература. В произведении А. Н. Толстого «Русский характер» главный герой Дремов, награжденный отпуском, поехал домой, представившись другим человеком. Но не прожив там и дня, вернулся обратно в часть. Дремову казалось, что он стал чужой родителям. Но сердце матери подсказало ей, что приезжал сын. Маме не важно, красив или нет их сын, главное, чтобы он остался жив.Связь человека с мамой проходит крепкой, невидимой нитью через всю его жизнь. Начиная от тихой песни у колыбели, мама становится самым преданным другом и мудрым наставником. Мамы мудро ведут по жизни, и всегда стараются найти оправдание нашим оплошностям, потому что дня них мы всегда остаемся детьми — самыми любимыми и самыми лучшими.

  9. (1) Встреча произошла неожиданно. (2) Два немца, мирно разговаривая, вышли на Плужникова из-за уцелевшей стены. (3) Карабины висели за плечами, но даже если бы они держали их в руках, Плужников и тогда успел бы выстрелить первым.
    Полный текст:
    Сочинение
    В самые отчаянные и тяжелые время каждый человек раскрывается в самой полной мере. Война – это событие, которое отражается на характере и мировоззрении каждого её участника. О проблеме проявления человечности и милосердия на войне рассуждает в данном нам тексте Б.Л. Васильев.
    Описывая один из периодов военного времени, автор текста знакомит нас с ситуацией, в которой одному из героев нужно было делать серьезный нравственный выбор. Встреча Плужников и немца «произошла неожиданно», и так же неожиданно подошла к логическому завершению: кто-то один должен был погибнуть, и вот уже немец стоит на коленях и кричит что-то жалостливое, «захлебываясь и глотая слова». В этом крике было что-то о семье, детях и пощаде, писатель делает акцент на том, что немец «не хотел воевать, конечно же, не своей охотой забрел он в эти страшные развалины», это понимал и советский солдат. Ему предстояло совершить убийство, и о жалости к немцам в то время не могло идти и речи – однако Б.Л. Васильев подводит нас к мысли о том, что во всем бывают исключения, особенно в том случае, когда солдат стремится несмотря ни на что сохранить чистоту своей совести.
    Мысль писателя мне ясна: он считает, что даже в страшнейшие военные времена тот, у кого чистая совесть и кто осознает ценность человеческой жизни, способен пощадить пленного врага и проявить к нему сострадание и милосердие.
    Сложно не согласиться с Б.Л. Васильевым, ведь он не понаслышке знает о том, насколько важно было оставаться человеком в период Великой Отечественной войны. Я тоже считаю, что для солдата, для его нравственного и душевного здоровья, очень важно, несмотря на физическое изнеможение и гнев, уметь сохранять в себе человечность и милосердие, ведь не каждый немец мог заслужить самой зверской расплаты.
    В повести В.А. Закруткина «Матерь человеческая» главная героиня проносит свои человечность и милосердие через все испытания. Она, ощущая жгучую ненависть к фашистам, убившим её семью, встретив на своем пути мальчика-немца, отказывает себе в мести. Услышав крик мальчика, Мария прониклась жалостью к ребенку, и, благодаря своему гуманизму и сердечной доброте, оставила его в живых.
    Герой рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека» потерял на войне всех своих родных. Он вынужден был пройти через множество испытаний, однако даже будучи усталым и озлобленным, Андрей Соколов нашел в своем сердце место для любви и милосердия. Встретив маленького мальчика, волей судьбы оставленного одного на улице, наш солдат берет его под свой контроль, подарив тем самым мальчику шанс на счастливую жизнь.
    О том, как тяжело оставаться человеком во время войны, написан не один десяток книг. Каждый из тех солдат, кто боролся за наше будущее, испытал то количество потрясений, которое современный человек не сможет даже в полной мере осознать. Однако больше всего написано о тех, кто даже в той бесчеловечности и грязи умудрился сохранить себя, свои чистые помыслы и доброе сердце.

  10. Когда урок литературы подходит к концу и учитель начинает давать домашнее задание, то для многих школьников самой устрашающей фразой есть: «Напишите дома сочинение на свободную тему». Вот здесь многие ученики испытывают панику, ведь теперь нужно собирать все свои мысли в одно целое, чтобы написать свой небольшой шедевр в виде сочинения-рассуждения на свободную тему. Но, что делать, если мыслей в голове вообще нет, или они есть, но находятся в таком хаосе, что сложно соединить их в одно целое? Тогда вам придет на помощь наш раздел, где имеется большое множество и разнообразие сочинений на свободную тему по русскому языку.

    Сочинение на свободную тему

    Теперь, независимо от того, в каком вы классе учитесь, написать мини-сочинение на свободную тему легко и просто, ведь многие мысли мы уже собрали, а вам останется лишь дополнить своей точкой зрения и внести свою лепту в то, что уже есть, сделав сочинение индивидуальным и неповторимым. Теперь вы сможете написать сочинение на свободную тему для 4 класса, или же найдете сочинения на свободную тему для 5 класса, где работы написаны более простым языком. Не сложно будет написать сочинения на свободную тему для 7 класса, ведь на сайте имеются и более сложные работы, которые вполне соответствуют написанию сочинений для школьников постарше. А значит, учащиеся старших классов также найдут много интересных сочинений на свободную тему для 8 класса и сочинения на свободную тему для 9 класса. Благодаря готовым работам, свою работу теперь легко написать, ведь куда проще, когда имеется общая идея, нужны лишь несколько фраз, чтобы ваше сочинение-рассказ на свободную тему заиграло по-новому.

    План сочинения на свободную тему

    А чтобы проще было редактировать готовую работу, мы даем план сочинения на свободную тему, где нужно помнить, что сочинение на свободную тему по литературе должно состоять из предисловия, главной части, которая и раскрывает суть сочинения и его тему и выводов, где вы обобщаете и указываете главное из всего написанного сочинения, делясь своими умозаключениями.

  11. 15.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного лингвиста Ирины Борисовны Голуб «Повторение слов обычно свойственно эмоционально окрашенной речи». Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста.
    В русском языке существует множество литературных приемов, благодаря которым мы можем придать нашей речи большую экспрессию и образность. Один из таких приемов – это повторение слов, о котором у И. Б. Голуб есть такое высказывание: «Потворение слов обычно свойственно эмоционально окрашенной речи».
    Данную мысль можно подтвердить примерами из произведения известного писателя Д.Ф. Воронковой, которая, используя как раз такой приём, помогает читателям разглядеть характеры героев через призму их высказываний. «Ну да, ну да! – оживлённо продолжал Пожаров». Персонаж, которому принадлежат эти слова, благодаря своей неосознанной речи, путем использования лексического повторения слов, даёт ясное представление своему собеседнику о полном равнодушии и отсутствии сожаления о совершенной им в прошлом подлости.
    Вспоминая слова Бабурова «Никто ведь не узнает…только ты один», Пожаров будто бы с задумчивым тоном воспроизводит его речь в настоящем: «Только ты один», тем самым придавая своей реплике оттенок туманных воспоминаний, однако не без гордости.
    Из всего вышесказанного следует, что повторение слов играет немаловажную роль в литературной или разговорной речи в целом, помогая автору придать высказываниям черты ясности и красочности.
    15.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл предложения 45 текста: «НО вот что странно: Митя этот сам попросился домой, отец приехал и взял его из лагеря…» Приведите два примера из прочитанного текста.
    Рассказ Воронковой Л. Ф. повествует о подлости и отсутствии чувства всякой нравственности у Пожарова и раскаянии и сожалении одного героя его воспоминаний, который взял и поддался на его уловки.
    В произведении мы наблюдаем абсолютно равнодушное отношение к судьбам людей, которым навредил Пожаров в лагере: «Не хвалясь скажу – здорово вышло». Он заставляет одного из своих «подсыльных» пойти против своего товарища. Тот понимает, что поступает против совести, но, возможно, давление со стороны Пожарова сыграло важную роль в его поступке – предательстве друга, которое в дальнейшем тяжким бременем ляжет ему на плечи. «Но вот что странно, Митя этот сам напросился домой…» Пожарова удивляет такой поворот событий: ему непривычно то, что став причиной чьих-то бедствий: он не осознает, что человек, однако, может себя осуждать.
    Так, автор с помощью некоторых фраз, в том числе и приведённой выше, даёт нам возможность раскрыть сущность двух совершенно разных людей, один из который безмятежно продолжает жить, и другой, в котором, в конец концов, проснулась совесть.
    15.3 Как вы понимаете значение слова РАСКАЯНИЕ? Сформулируйте и прокомментируйте данное вами определение.
    Что такое раскаяние? И почему это невыносимое чувство давления где-то глубоко внутри нас приходит только тогда, когда исправить ошибку уже практически невозможно?
    С помощью подобных произведений мы может разобраться в том, что раскаяние – это душевное сокрушение после совершения низких поступков.
    Митя Кукурин прекрасно знал, на что шёл, когда стал доносчиком, однако по-настоящему взглянуть на свои действия со стороны он смог только тогда, когда пошёл на гнусность по отношению к своему товарищу. Влияние Пожарова на мальчика, возможно, было слишком сильно, чтобы закрыть глаза даже на ночное купание друга под звёздами, как бы ему ни было это тяжело: «Ладно, я понимаю, что друга выдавать не легко, но это твой долг!». Видно с каким камнем на сердце он подставляет Бабурова, что после этого он даже не может оставаться в лагере, когда его отчислили. Оказавшись между двух огней, бывает сложно выбирать между близкими людьми и чувством долга. Так и в жизни приходится с этим сталкиваться. Я была старостой класса, и мне часто приходилось докладывать руководителю о поведении учеников. Я понимала, что это неправильно, но и солгать не могла, боялась подвести, потерять чувство, наложенной на меня ответственности. Так, из-за меня страдали мои одноклассники. Я сожалею о своих действиях и понимаю, что в жизни есть то, что может стоять выше долга.

  12. Кто-то отвергает любовь, желая сохранить свое сердце от переживаний и возможных страданий. Кто-то, наоборот, готов отдать все ради даже короткого мгновения счастья. Этот выбор полностью меняет нашу жизнь. Ведь есть огромная разница между человеком, который испытывал чувство любви, и человеком, который ее презирает.
    Лично я считаю, что любовь – это подарок. Она может приносить и радость, и боль. Чем больше мы любим, тем страшнее терять, страшнее остаться в одиночестве, быть брошенным. Но стоит ли наше спокойствие того, чтобы закрыться от мира? Мне кажется, что даже самые горькие переживания, связанные с любовью, имею особое значение.
    Можем мы того и не замечаем, но любовь нас меняет. Она вызывает в нас новые эмоции, заставляет думать по-другому, развивает положительные качества. Одним из таких качеств можно назвать милосердие.
    В произведении Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» мы можем наблюдать за тем, какой особой нравственной неуязвимостью обладает главная героиня. Маргарита умеет любить преданно, глубоко, самоотверженно. Несмотря на свое положение, на чудовищное окружение, ее сердце открыто к людям. Казалось бы, неужели можно понять растлителей, висельников и прочих гадких личностей? Но Маргарита не только понимала их, но и сочувствовала.
    Только любовь может заставить человека думать об окружающих, даже когда самому плохо и больно. Она будто говорит нам, что нужно делать. Она расставляет правильные акценты. Я думаю, что милосердие – это качество, которое дает нашему миру возможность жить, прощать и двигаться дальше. Но чтобы обрести его, необходимо сначала полюбить, оставить свой эгоизм и заглянуть внутрь себя.
    А теперь давайте вспомним телеграфиста Желткова из произведения Александра Ивановича Куприна «Гранатовый браслет». Целых восемь лет он безответно был влюблен. Сегодня многие бы посчитали это горем. Ведь сложно представить, что чувствует человек, который любит, но понимает, что его мечты никогда не сбудутся. Только вот сердце Желткова не было наполнено печалью. Он был благодарен просто за возможность так долго чувствовать любовь внутри себя. И эта мудрость открыла в нем важное качество – умение быть довольным. Даже в Библии написано: «Великое приобретение – быть благочестивым и довольным».
    Нельзя забывать и о других важных качествах, которые человек может постичь только через любовь. Это долготерпение, щедрость, доброта, верность и желание жить ради другого. Лишь любовь может научить нас почитать родителей, быть верным другом и мудрым семьянином. Без нее мы не сможем испытать настоящую радость жизни.
    А для тех, кто боится открывать свое сердце пре людьми, хочу напомнить слова Александра Сергеевича Пушкина: «И сердце вновь горит и любит – оттого, Что не любить оно не может». Чтобы ни случилось, как бы тяжело не было, любовь поможет пережить любое горе и даст сил на дальнейший путь.

  13. Пояснение.15.1 От того, как человек говорит, зависит восприятие его окружающими: какое впечатление он произведет, как будут восприниматься его слова, добьется ли он преследуемых целей. В тексте Евгения Носова перед нами диалог синички с рассказчиком. Посмотрим, как развивается этот диалог. Речь человека и синички в тексте очень похожа по структуре. Это обусловлено тем, что рассказчик-писатель пытается очень доступно объяснить птичке очевидные для него вещи. Примером могут служить предложения 23-24: на простой вопрос даётся однозначный ответ: — (23)Ты здесь живёшь? — (24)Да.Когда речь идёт о важных понятиях, автор очень доступно, просто, но емко пытается рассказать, что вмещает в себя это понятие. Так он поступает, растолковывая значение слова «работать»:- (55)Видишь ли, это такая обязанность каждого человека. (56)Без неё нельзя. (57)Все люди должны что-нибудь делать. (58)Этим они помогают друг другу.Именно в этих словах заключен главный жизненный принцип писателя: чтобы сделать жизнь лучше, нужно работать, иначе нельзя, настоящий человек должен чувствовать ответственность за окружающий его мир, неустанно совершенствовать себя и стремиться помочь другим.Таким образом, примерами из приведенного текста подтверждается высказывание известного русского философа М. Бахтина: «Диалог не просто общение, но взаимодействие, в ходе которого человек открывается себе и другим, обретает и узнаёт своё человеческое лицо, научается быть человеком».
    15.2 «Все люди должны что-нибудь делать. Этим они помогают друг другу», — в приведённых словах заключен главный жизненный принцип Евгения Носова. Чтобы сделать жизнь лучше, нужно работать, иначе нельзя. Настоящий человек должен чувствовать ответственность за окружающий его мир, неустанно совершенствовать себя и стремиться помочь другим. Герой-рассказчик неустанно следует этому принципу.Уже во третьем предложении текста находим этому подтверждение: «Я отворил форточку, положил на обе перекладины двойных рам линейку, закрепил её кнопками и через каждый сантиметр расставил пшеничные зёрна». Зачем он это делает? Он помогает первому, кто нуждался в тот момент в помощи – беззащитной синичке.В предложениях 60-61 автор объясняет, почему выбрал столь необычный способ кормления синички: «Я хочу написать книгу. (61)Такую книгу, чтобы каждый, кто прочитает её, положил бы на своём окне по тридцать пшеничных зёрен.». То, что один человек покормил одну синичку, вроде бы существенно не изменило наш мир. А вот рассказ об этом в книге способен сотворить чудо: он научит людей делать добро, он провозгласит добро и неравнодушие главными жизненными ценностями. Таким образом, нам удалось подтвердить, что главным жизненным ориентиром для каждого из нас, по мнению Е. Носова, должно стать созидательное действие. Список жизненных ценностей у каждого свой. Наши мечты безграничны. Но главное на пути к мечте — понимать, что в жизни действительно важно.
    15.3 У каждого человека существуют основные жизненные ценности, то есть то, что кажется ему наиболее значимым и важным. Зачастую определяются они в течение довольно длительного отрезка времени и зависят от уклада жизни человека, его воспитания и окружения. Именно поэтому у разных людей в разные периоды их жизни разные ценности: кто-то стремится к комфорту, кто-то к саморазвитию, для кого-то счастье близких составляет самую большую ценность и значимость в жизни. Выбор жизненного пути очень часто зависит от того, какие человек ставит цели и к чему будет стремиться.Из разговора с синичкой мы узнаём, что герой рассказа Е. Носова — писатель. Его мечта состоит в том, чтобы написать такую книгу, после прочтения которой каждому захочется стать таким Человеком, которому доверяли бы синички. В этой мысли таится более глубокий смысл, в ней скрыт главный жизненный принцип писателя. И над воплощением своей мечты автор, как и все люди, будет работать. Работать для того, чтобы быть полезным и учить людей добру— вот жизненные ценности рассказчика. Евгения Ивановича Носова называют человеком, светящимся добротой. Известный писатель, фронтовик, человек, награждённый многочисленными орденами и медалями, зимними морозными днями кормил птиц. Люди, приходящие к его памятнику, видят выгравированные слова, жизненный лозунг писателя: «Покормите птиц!» Об этом просил сам писатель, это его завещание и призыв к людям быть человечными. Как много смысла в этом коротком призыве и как много можно понять о человеке, жившем под таким девизом!Список жизненных ценностей у каждого свой. Но главное на пути к мечте — понимать, что для тебя действительно важно. Твои жизненные ценности играют ключевую роль в твоей судьбе, потому что от них зависит принятие решений, реализация права выбора, осуществление жизненного предназначения, взаимоотношения с другими людьми.

  14. Ниже приведены образцы сочинений ЕГЭ по русскому языку . Это работы одной из моих учениц, которая в 2012 году получила за экзамен 100 баллов. В них очень хороший комментарий (пусть и великоват немного, зато предельно ясно, каким он должен быть), удачно развёрнутые аргументы по литературе, неплохие вступления и заключения (вот их, на мой взгляд, можно было развернуть побольше), есть стилистические шероховатости, но в целом их можно рассматривать как настоящие образцы сочинений ЕГЭ по русскому языку.
    Если Вы хотите научиться писать сочинения на максимальный балл, очно или дистанционно, то звоните 8-903-230-40-54 или пишите по адресу [email protected].

    Текст 1

    Каждый из нас обладает определенным багажом знаний, который мы расширяем в процессе нашего познания мира. Но можем ли мы утверждать, что мы знаем все? Безусловно, нет. Именно поэтому автор данного текста В. Солоухин задается вопросом: что важнее – знания или широкий кругозор?
    Вначале автор рассматривает пример с горняком в угольной шахте, который ограничен толщами черного камня, как люди ограничены определенным пространством знаний. Автор подчеркивает, что это своего рода капсулы, отличающиеся по размерам в зависимости от количества знаний людей. Автор отмечает, что каждый, кто знает чуть больше другого, может называть его ограниченным, в то время как есть люди, чьи знания обширнее, и для них этот человек тоже будет ограниченным. В.Солоухин, рассуждая об информационной стороне человеческих знаний, приводит в качестве примера общество далекого прошлого, когда знания таких мудрецов, как Архимед, Аристотель, Леонардо да Винчи, сводились к знаниям человечества в целом. Автор подчеркивает, что сейчас людей с таким объемом знаний найти невозможно в связи с возросшим количеством информации. Возвращаясь к примеру с двумя горняками, один из которых всегда жил под землей и не имел представления о наземном мире, а другой был менее опытным горняком, но имел опыт общения с внешним миром, автор наглядно доказывает, что невозможно определить, какие люди более, а какие менее, ограничены. В заключение В.Солоухин говорит о том, что можно быть ограниченным человеком, обладая широкими точными знаниями, если не иметь широкого кругозора.
    Автор считает, что широкий кругозор компенсирует ограниченность конкретных знаний. Его позиция ярко выражена в словах: «…можно встретить ученого человека с большими конкретными знаниями и вскоре убедиться, что он очень, в сущности, ограниченный человек. И можно встретить человека, не вооруженного целым арсеналом точных знаний, но с широтой и ясностью представлений о внешнем мире».
    Я абсолютно согласна с точкой зрения автора. Действительно, каждый человек имеет запас знаний, но все мы отличаемся количеством этих знаний и их направленностью. Более того мы отличаемся тем, что имеем разные представления о мире. Следовательно, каждого из нас можно назвать и развитым, и ограниченным одновременно. Важно расширять кругозор, потому что ограниченные представления о мире скрывают от человека перспективы его развития и самосовершенствования, а также мешают его общению с людьми, так как для общения нужны познания во всех областях жизни. Подтверждение этому мы можем найти и в литературе. Например, в произведении Ф.Искандера «Авторитет». Георгий Андреевич был человеком, безусловно, образованным. Но важнее то, что у него был широкий кругозор. С самого детства чтение доставляло ему огромное удовольствие, он тонко чувствовал литературу, познавал окружающий его мир и людей через книги, перенимал жизненные ценности и ориентиры. Чтение помогало ему и в его научной деятельности. Георгий Андреевич понимал, что книги расширяют кругозор и помогают двигаться по жизни, так как книга – лучший учитель, поэтому он не мог смириться с тем, что компьютер и телевизор заменили его сыну литературу и пытался привить ему любовь к чтению.
    Не менее ярким примером является произведение Б.Шоу «Пигмалион». Элиза Дулиттл была простой цветочницей. С детства она жила в нищете, ее отцу было не до нее. Но эта девушка нашла в себе силы не опуститься на социальное дно. По воле судьбы Элиза встретила фонетиста Генри Хиггинса и попросила его давать ей уроки. Благодаря своему желанию учиться и познавать новое Элиза не только стала более образованной, но и в процессе обучения она познавала мир, окружающий ее, и людей, училась достойно вести себя в обществе, поэтому смогла стать настоящей леди с прекрасной речью и манерами, что помогло ей занять новое положение в обществе. Более того она осуществила свою давнюю мечту, открыв собственный цветочный магазин. Жизнь Элизы изменилась в силу ее желания вырваться из своей «капсулы» нищеты и необразованности и расширить знания о мире.
    Таким образом, можно сделать вывод, что каждый из нас ограничен, но нужно стремиться расширять свои знания и рамки своей ограниченности в течение всей жизни.

    Текст 2

    Искусство – это образное отражение действительности, один из элементов духовной культуры человечества. Искусство развивалось на протяжении многих столетий. Но задумывались ли мы когда-нибудь о том, для чего нужно искусство и каким оно должно быть? Именно поэтому автор данного текста И.Гонцов поднимает важную проблему назначения истинного искусства.
    Вначале автор выражает свое недовольство по отношению к современным эстрадным исполнителям, которые с особенным удовольствием говорят о том, как плохо они учились в школе, «доводили до обморочного состояния педагогов своими прическами»,как им объявляли выговоры за хулиганство, оставляли на второй год,. Автор также отмечает, что подобные откровения звезд вызывают у публики разные чувства: умиление, неодобрение, осуждение. И Гонцов концентрирует наше внимание на том, что у подростков «возникает стойкое убеждение, что наиболее короткий путь к известности пролегает через детскую комнату милиции», ведь они не всегда понимают, что рассказы о «безбашенном » детстве могут быть лишь сценической легендой. Рассуждая над этим вопросом, автор приходит к выводу, что артист должен обладать «высоким чувством ответственности» перед аудиторией, принимая во внимание то, что подростки «не просто воспринимают информацию, а активно ее преобразовывают. Эта информация становится основой для их жизненной программы, для выработки путей и способов достижения цели». Далее автор говорит о том, что многие «поп-звезды» снисходительно относятся к образованности, заявляя, что «ученье – свет, а неученье – приятный полумрак», проявляя свою гражданскую незрелость, человеческую «недообразованность», показывая отсутствие цели своего творчества. Автор подтверждает свою точку зрения примером, когда молодому ди-джею журналистка задала вопросы о том, что осталось в душе тех, кто его слушал, кого он сделал лучше и кого он направил на путь творческого созидания, а в ответ получила: «Да идите вы, я совсем не для этого…». В конце автор представил нам вопрос для рассуждения о том, нужно ли нам подобное искусство.
    Автор считает, что «если искусство не зовет к свету, если оно, хихикая и лукаво подмигивая, тащит человека в «приятный полумрак», если оно ядовитой кислотой иронии уничтожает незыблемые ценности», то оно не достойно стать частью национальной культуры. Он подчеркивает, что истинное искусство должно помогать человеку стать лучше, открывая ему мир.
    Я абсолютно согласна с точкой зрения автора. Действительно, искусство должно воспитывать в человеке чувство прекрасного, формировать вкус, доносить ту или иную информацию, заставлять человека задуматься, вызывать эмоции, иначе любое произведение искусства будет бесполезным, незапоминающимся.
    Искусство, которое подрывает незыблемые ценности народа, не может стать основой для формирования его культуры, следовательно, она может прийти в упадок, и будущим поколениям не будет передан полученный за долгие годы опыт предков. Подтверждение этому мы можем найти и в литературе, например, в произведении Н.В.Гоголя «Портрет». Картины молодого художника Чарткова, которые он начал писать, когда был поглощен светским образом жизни, были лишены индивидуальности, не отражали авторское виденье мира. Художник писал их за деньги, выполняя любую прихоть заказчика. Полотна не вызывали глубоких чувств и эмоций. А далее мы видим работу молодого художника из Италии, которая поразила Чарткова до глубины души и заставила осознать, что он потерял свой талант. Отражение истинного искусства мы видим в рассказе К.Паустовского «Старый повар». Музыка В.А.Моцарта оказала сильное воздействие на умирающего слепого старика, помогла ему увидеть в последний раз свою покойную супругу Марту и почувствовать себя по-настоящему счастливым перед смертью.
    Таким образом, можно сделать вывод, что искусство должно быть настоящим, искренним и чистым, поддерживающим духовные ценности народа и достойным стать частью национальной культуры.

    Текст 3

    Каждый из нас сталкивался в жизни с ситуацией, когда противостояли более старшее и младшее поколения. Разногласие с родителями, учителями, старшими товарищами – это часть жизни человека. Именно поэтому автор данного текста Е.Кореневская обращается к важной проблеме недопонимания между разными поколениями.
    Вначале автор рассказывает нам о письме, которое пришло в редакцию журнала, в котором пожилой москвич жаловался на внешний вид, манеру общения и взгляды на жизнь своего внука. Е.Кореневская отмечает, что автора письма беспокоит то, что его мысли и суждения вызывают насмешку у его внука, а отличия молодого человека делают его «инопланетянином» в семье. Автор особо подчеркивает вопрос, которым задается москвич в своем письме: «…откуда они взялись, эти странные, самоуверенные и невежественные юнцы? Кто сделал их такими?» Автор разделяет переживания деда за внука, но не может согласиться с тем, что есть виноватые в том, что молодое поколение отличается от старшего. Е.Кореневская пишет: «Мы так привыкли во всем искать виновных, что спокойной взгляд на вещи, попытка найти объективное объяснение даются нам, к сожалению, с трудом». Таким образом, автор подводит нас к мысли о том, что возникновение пропасти между «отцами» и «детьми» – это естественный процесс, свойственный каждому поколению. В качестве подтверждения своей позиции автор говорит о проблеме поколений в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети» и истории из древнеегипетского папируса. Развивая свою мысль о проблеме непонимания «отцов» и «детей» автор выделяет тот факт, что раньше изменения в человеческом обществе происходили медленнее, а темпы изменений второй половины XX века вызвали у старшего поколения «шок будущего». Таким образом, автор приходит к выводу, что новое поколение живет в другое время и невозможно решить, какое поколение лучше, но главное – это искать пути решения нахождения компромисса.
    Автор считает, что проблема недопонимания между отцами и детьми всегда существовала и нет виновных в ее возникновении, но чтобы «хоть как-то сузить ров», разделяющий разные поколения, «нужно набраться терпения и научиться уважать взгляды и нравы друг друга, какими бы чуждыми они нам ни казались».
    Я абсолютно согласна с точкой зрения автора. Действительно, быстро меняющийся современный мир порождает непонимание между поколениями, связанное с различающимся образом жизни, поведением и переосмыслением моральных ценностей молодым поколением. Этот конфликт очень нелегко разрешить, но, безусловно, важно искать пути примирения.
    Разрыв между поколениями – это величайшая трагедия человечества, потому что разорванная связь между «отцами» и «детьми» прерывает преемственность поколений, передачу опыта и знаний. Проблемы непонимания между двумя поколениями мы можем встретить и в литературе. Например, в произведении Ф.Искандера «Авторитет», в котором описывается конфликт Георгия Андреевича и его сына. Отец не может понять, как его сын мог променять книги на компьютер и телевизор. Георгий Андреевич понимает, как важно привить любовь к чтению своему сыну, ведь книга – это лучший учитель и источник знаний, поэтому устраивает турнир по теннису, чтобы победой в честном поединке заставить сына читать. Не менее ярким примером конфликта «отцов» и «детей» является произведение А.П.Островского «Гроза». Кабаниха – представитель старшего поколения, выступавшего за сохранение патриархальных устоев и беспрекословного повиновения старшим. А ее сын Тихон и его супруга Катерина – представители нового поколения, требовавшего свободы и независимости. Ожесточенная борьба двух поколений привела к плачевным последствиям. Катерина пошла на самоубийство. Но слабовольный Тихон впервые пошел против матери, обвинив ее в смерти супруги.
    Таким образом, можно сделать вывод, что конфликт между поколениями нужно решать путем поиска компромисса, а не упорной борьбы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *