Сочинение на тему онегин и татьяна поединок долга и чувства

10 вариантов

  1. Важнейшей задачей Александра Сергеевича в романе «Евгений Онегин» являлось описание своего времени посредством центрального персонажа – своего современника. Основными событиями, где наиболее ярко отразились характер и верования Евгения, были любовная история его и Татьяны, а также дружеские взаимоотношения с Владимиром Ленским.

    Счастье и долг в жизни главного героя

    Онегин находится в поисках счастья, но его старания не увенчиваются успехом, поскольку он сам не осознает в полной мере, в чем оно состоит. Жизнь героя проходит бесцельно. Интересы русского дворянского сословия – богатство, карьерный рост, семейные ценности – ему чужды.
    А поставить иную, высокую цель не удается. Хотя, если говорить прямо, он ни разу и не пытался этого сделать. Ведь для постановки цели требуется «воля и рассудка власть», а Онегин не обладает такими чертами характера. И вот он – типичный «лишний человек».
    Выбор между чувством и долгом для Евгения появляется в тот момент, когда он ссорится с другом. В этой ситуации главный герой поступает необдуманно, находясь под влиянием мелкого чувства досады. На следующий день после бала он анализирует свои поступки: «Наедине с своей душой был недоволен сам собой». Но было слишком поздно раскаиваться, ничего нельзя уже изменить. Онегин, ведомый чувствами, смертельно ранил приятеля во время поединка.
    Второй раз Евгений оказывается перед выбором, когда встречается после продолжительного путешествия с Татьяной. В последней главе романа история любви Онегина отлична от его мимолетного приключения в имении дяди. Сейчас в его душе настоящие чувства к Татьяне – гордой и неприступной княгине. Замужняя дама продолжает испытывать любовь к Евгению, хотя она уже не так наивна, как раньше.
    И вот, как только серьезные чувства вновь затронули душу Евгения, он, как и ранее в ссоре со своим соседом, руководствуется лишь эгоистическими соображениями и запросто переходит все моральные принципы.
    Он не оставляет в покое замужнюю женщину, демонстрирует ей свое чувство, ставит ее в неудобное положение в глазах общества, шлет любовное послание. Героя не волнует, что подумают в высшем свете те, кто видит его ухаживания, ведь его интерес – превыше всего.
    На протяжении романа Евгений претерпевает изменения, но моральный долг для него так и не выходит на первое место.

    Любовь и долг в понимании Татьяны Лариной

    Татьяне свойственна иная позиция в жизни: долг и счастье не противопоставляются, а идут рядом. Того, к кому она испытывает любовь и уважение, она поддерживает в радости и печали. Приключения на любовном фронте – не для нее, хотя она не прочь почитать о них в книгах. В приоритете – стать женой любимого и любящего человека. Такое отношение к счастью ставит героиню в один ряд с простыми русскими женщинами.
    Внешность Евгения соответствует идеалу Татьяны, который вобрал наилучшие черты героев ее любовных романов. Девушка влюбляется с первого взгляда, пишет письмо с признанием, потом безмолвно выслушивает пламенную нравоучительную речь Онегина.
    Теперь уже в тоске пребывает Татьяна. Но печаль у нее другого рода, нежели у Онегина, – отрицательные эмоции у девушки от неразделенной любви. В этот момент читатели видят, насколько Татьяна сильна духом: она не дает несчастной любви разрушить свою жизнь.
    Чувство долга в любимой пушкинской героине развито гораздо сильнее, чем у Евгения. В гармонии находятся личные мечты и ответственность перед родственниками. Она, как ее мать и младшая сестра, сочетается браком без любви. И это вовсе не помеха, чтобы чтить мужа и быть верной ему, то есть исполнять свой долг.
    Делая выводы, нельзя не отметить, что поэт в произведении изобразил «национальную картину мира», то есть мировоззрение русского народа и их ценности. Если предстает выбор между долгом и счастьем, то народ отдает предпочтение долгу, поскольку он для русского человека важнее любви.

  2. В отличие от Онегина, Татьяна выросла в деревне, среди красот русской природы. На формирование ее характера оказали влияние традиции и обычаи “милой старины”, на­родные сказания, страшные рассказы няни. Простая, зас­тенчивая, мечтательная и впечатлительная девушка, Тать­яна рано начала читать, и идеальные герои сентименталь­ных романов “ей заменяли все” . В детстве обычные игры и забавы были ей чужды, но она любила в задумчивости сидеть у окна, беседовать с няней, слушать рассказы “поселян” , бродить по полям и лесам. Как и Онегин, она была одинока в своем кругу, даже в своей семье, но инстинктивно отталкивала от себя все фальшивое, пустое, ординарное, создавая свой собственный мир, полный мечты и поэзии. Поэтому, когда настало время для любви, душа Татьяны по-новому расцвела, доверительно и искренне потянулась к Онегину,  поскольку любить и быть любимой, разделять чувства и переживания с близким человеком было естественной потребностью девушки.
    Татьяна ждала и дождалась Онегина таким, какой он есть – незаурядный, умный, молодой, красивый, загадочный в своей замкнутости. Но образ Онегина в сердце Татьяны сливался с образами многочисленных героев роман и, видимо, наивная девушка ожидала от Онегина поведения, достойного сюжета необыкновенной книги. Но все  оказалось гораздо прозаичнее. Онегин, исполненный собственного эгоизма, привыкший жить для себя, был еще  неспособен к глубокому всепроникающему чувству. Но,  прочитав трогательное и доверчивое письмо, Евгений cумел по достоинству оценить внутренний мир, душевную красоту и искренность девушки, однако принял ее любовь за временное увлечение. В ответ на горячую исповедь Татьяны Онегин берется даже не сочувствовать, а поучать ее.  Да, она симпатична, но он не сможет любить ее так, как она этого заслуживает. Да, ему мила ее искренность, но— “учитесь властвовать собою”.
    Вскоре Онегин, так гордящийся своим презрением к свету, убивает Ленского, не желая того, испугавшись обще­ственного мнения: “но шепот, хохотня глупцов…”.
    Многое изменилось в жизни наших героев после дуэли. Смерть Ленского и собственная причастность к этому по­трясла Онегина. Он бежал из деревни, потеряв уважение к себе. Несколько лет путешествовал и сильно изменился, человеческие чувства вновь воскресли в нем.
    Татьяна, продолжая любить Онегина, посещает его дом, читает его книги, пытаясь разобраться в душе этого стран­ного человека. Книги, “в которых отразился век и совре­менный человек изображен довольно верно”, подсказыва­ют ей правильный ответ: Онегин — не герой сентимен­тальных романов, а отражение века. Татьяна еще не знает о переменах, происходящих с любимым человеком, и по настоянию матери выходит замуж за князя, становясь свет­ской дамой, законодательницей зал. Пройдя науку высшего света, Татьяна научилась “властвовать собой”, но в душе  осталась прежней — милой и простой Таней. Ей по-прежнему было чуждо кокетство и жеманство, но она приобрела уважение светских красавиц именно своей непохожестью, естественностью, простотой. Одним своим присутствием Татьяна оказывает на “свет” положительное влияние: недалекие и пустые люди становились лучше, благороднее; разумные разговоры в ее салоне “без пошлых тем, без вечных истин,  без педантства” никого не пугали “свободной живостью своей”.
    Как раз в это время возвращается Онегин — обновленный, с пробудившимися чувствами. Увидев изменившуюся Татьяну,  Онегин понимает, что это женщина, о которой он мечтал, которая может понять его. Душевная красота и нравственная сила Татьяны пробуждают в сердце  Онегина чистую, искреннюю любовь, которая приносит ему мучения  и страдания, потому что Татьяна теперь замужем. Она все так же любит его, но чистота души, верность долгу,  обостренное чувство чести не позволяют ей проявлять свои чувства к Онегину. “Высший свет” все-таки по­влиял на чистое сердце Татьяны, оставил налет недоверчи­вости, поэтому теперь она не верит в искренность любви Онегина, помня его совсем другим. Она ошибается, говоря, что Онегин прельстился на ее нынешний блеск и славу. Он совсем не стал “чувства мелкого рабом”, напротив, его душа и сердце проснулись, очистились в страдании.
    Это история о том, как не сложилось взаимное счастье двух людей, которое было “так возможно, так близко”. А виновато в этом во многом несовершенное общество, навязывающее свои фальшивые законы и “пустые” ценнос­ти. Путь нравственного возвышения человека Пушкин видит в улучшении этого общества через естественность и красоту отношений, которые, к сожалению, уже недоступ­ны между Онегиным и Татьяной.[/sms]

  3. Главная задача Пушкина в романе «Евгений Онегин» — описать своё время через образ заглавного героя — своего современника; важнейшими событиями, в которых проявились характер и убеждения Онегина, становятся история его любви к Татьяне и история его дружбы с Ленским. Поэтому закономерно, что в романе проблема выбора между чувством и долгом встаёт перед тремя героями (Онегиным, Татьяной, Ленским) и они демонстрируют разные решения этой проблемы.
    Онегин ищет, но не может найти счастье в жизни, потому что сам хорошо не понимает, в чём оно, его счастье. Герой тратит свою молодость бесцельно и бесполезно. Обычные жизненные интересы русского дворянства (деньги, карьера, семья или прожигание жизни) его не привлекают: очень быстро
    Ему наскучил света шум;
    Красавицы не долго были
    Предмет его привычных дум;
    Измены утомить успели;
    Друзья и дружба надоели… (1, XXXVII)
    Однако найти другую, высокую цель он не может. Хотя, откровенно говоря, Онегин никогда серьёзно и не искал её. Для этого нужны «воля и рассудка власть» (5, XXX), а в характере героя нет этих важных черт, ни врождённых, ни воспитанных. Так он становится «лишним человеком».
    Кроме того, Онегин не чувствует ни перед кем моральных обязательств. Он уверен, что никому ничего не должен: ни родным, ни семье, ни друзьям. Такой эгоизм (предпочтение собственных чувств и желаний) породил абсолютную свободу, из-за которой герою стало неинтересно жить:
    Недуг, которого причину
    Давно бы отыскать пора,
    Подобно английскому сплину,
    Короче: русская хандра
    Им овладела понемногу… (1, XXXVIII)
    Татьяна демонстрирует в романе совсем другую жизненную позицию: в её душе чувство и долг не противопоставляются, того, кого она любит и уважает, она должна поддерживать и в радости, и в горе. Любовные приключения её не интересуют, хотя она безотрывно читает о них в книгах. Она хочет быть женой любимого человека. Такой взгляд на счастье делает Татьяну близкой к простым (без модных светских затей) русским людям, например к няне Филипьевне. Достаточно сравнить высказывания обеих героинь. Няня рассказывает Татьяне о своей юности («В эти лета Мы не слыхали про любовь» 3, XVIII) и о свадьбе («Так, видно, Бог велел» 3, XVIII) — Татьяна в письме к Онегину пишет о том же:
    То в вышнем суждено совете…
    То воля неба: я твоя;
    Вся жизнь моя была залогом
    Свиданья верного с тобой… (3, XXXI)
    Внешне Онегин был как раз человеком из её мечты, то есть был похож на героя французского или английского романа, и она влюбилась, первая призналась в любви, молча выслушала в саду отказ вместе с нравоучением. Ею, каки Онегиным, овладела тоска, правда, другого рода, чем онегинская, — тоска от неразделённой любви. В несчастье проявился сильный и цельный характер героини: она не позволила, чтобы чувство неразделённой любви сломало её жизнь. Наоборот, её мозг и душа начали работать более активно, чтение книг из библиотеки Онегина углубило её понимание жизни и людей. Мечтательная и восторженная девушка превращается в серьёзного человека:
    И начинает понемногу
    Моя Татьяна понимать
    Теперь яснее — слава Богу —
    Того, по ком она страдать
    Осуждена судьбою властной… (7, XXIV)
    Чувство долга в Татьяне, в отличие от Онегина, чрезвычайно развито: в ней очень гармонично сочетаются личные желания и обязанности по отношению к семье и близким. Она, как и её мать, как и Ольга, выходит замуж без любви, то есть по расчёту, но это не мешает ей осознать свой моральный долг перед мужем.
    Трижды в романе Онегин сталкивается с проблемой выбора: что предпочесть— чувство или долг? Сначала она встаёт перед заглавным героем, когда он неожиданно получает любовное послание от провинциальной барышни, которую видел один раз мельком в соседнем имении. Он, известный дамский угодник, «живо тронут был» (4, XI) письмом Татьяны и сразу понял, что барышня доверчива, неопытна, по-детски непосредственна. Скучающий в деревенской глуши Онегин могбы разогнать свою тоску очередным любовным приключением, которое, возможно, доставило бы ему несколько счастливых мгновений, но погубило бы наивную барышню, тем более что она и сама была готова погибнуть от любви, как героини её романов:
    «Погибну, — Таня говорит, —
    Но гибель от него любезна.
    Я не ропщу: зачем роптать?
    Не может он мне счастья дать». (6, III)
    В сложившейся «чувствительной» ситуации Онегин выбрал долг (человеческий и сословный) и поступил действительно порядочно. Правда, этот благородный поступок дался ему без особого труда: ведь барышня ему не нравилась:
    Быть может, чувствий пыл старинный
    Им на минуту овладел;
    Но обмануть он не хотел
    Доверчивость души невинной. (4, XI)
    Вторая ситуация выбора между чувством и долгом возникает для Онегина в ссоре с Ленским. Здесь Онегин ведёт себя, не думая о последствиях, а руководствуясь только мелким чувством досады. Евгений «надулся» (5, XXXI) на молодого приятеля за то, что тот привёз его на «глупый» деревенский бал к Лариным: и вот Онегин, негодуя,
    Поклялся Ленского взбесить
    И уж порядком отомстить. (5, XXXI)
    Наутро после бала Онегин начал анализировать своё поведение и
    Наедине с своей душой
    Был недоволен сам собой. (6, IX)
    Но это позднее раскаяние ничего уже не могло исправить. Легкомысленный поступок Онегина привел к трагедии: Ленский погиб на дуэли, а Онегин, выполняя требования сословного долга (дворянской чести), убил юного поэта и совершил непоправимое, с этого момента он постоянно чувствовал тяжёлые угрызения совести.
    Ленский в той же ссоре с Онегиным демонстрирует свой выбор между чувством и долгом. Вернее, Ленский, как и Татьяна, не разделяет для себя долг и чувство, он вызывает Онегина на дуэль, соблюдая рыцарский долг перед прекрасной дамой: он хочет защитить от коварного соблазнителя любимую девушку (у Ольги нет ни отца, нибрата,кто бы вступился за её честь):
    Он мыслит: «Буду ей спаситель.
    Не потерплю, чтоб развратитель
    Огнём и вздохов и похвал
    Младое сердце искушал…». (6, XV)
    В третий раз проблема выбора между чувством и долгом возникает перед Онегиным, когда он и Татьяна встречаются в Петербурге после странствий героя по России и свадьбы героини. Для Онегина любовная история в восьмой главе принципиально отличается от короткого любовного приключения, бывшего с ним в деревне несколько лет назад, теперь он вроде бы по-настоящему влюбляется в Татьяну — блестящую княгиню, и она продолжает любить Онегина, хотя в её душе уже нет прежнего наивно-восторженного отношения к нему.
    И вот, когда любовь серьёзно затронула душу героя, Онегин опять, как и в ссоре с Ленским, слушается только своего эгоистического чувства и легко переступает через все моральные (общечеловеческие) препятствия. Он преследует замужнюю женщину, всячески демонстрируя ей свою любовь, ставя её в ложное положение перед светским обществом, забрасывая любовными письмами. Ему безразлично, что подумают светские сплетники, наблюдая его ухаживания за Татьяной, самое главное — его страстные чувства. С начала романа он многое пережил и, конечно, изменился, но долг (моральный, а не долг чести) так и остался для него второстепенным понятием.
    А Татьяна, как и прежде, чувствует моральный долг перед собой и семьёй, поэтому и не соглашается на предложение Онегина разделить его любовь. Дело не в том, что она не верит в искренность его любви, что предвидит скорое его охлаждение, — она считает, что её главный долг — быть верной мужу, нарушить его для героини невозможно. Благодаря правильному выбору, Татьяна достойно выходит из запутанного положения:
    Я вас люблю (к чему лукавить?).
    Но я другому отдана;
    Я буду век ему верна. (8, ХLVII)
    Такой выбор и такая любовь поражают Онегина. Недаром Пушкин пишет:
    Она ушла. Стоит Евгений,
    Как будто громом поражён. (8, ХLVIII)
    Герой не обиделся, не разозлился на Татьяну, но искренно удивился, что долг перед кем-то может быть важнее собственных желаний.
    Подводя итог, следует подчеркнуть, что Пушкин в своём романе представил, как принято выражаться, «национальную картину мира», то есть взгляд русских на окружающую жизнь и нравственные ценности. Татьяна, Ленский, няня Филипьевна в любви видят судьбу, назначенную свыше, и, следовательно, долг перед Богом и людьми. А если уж приходится выбирать, то они предпочитают долг, так как для русского человека любовь — важное чувство, а долг — важней шее. Автор-рассказчик разделяет эту точку зрения: эгоистическое поведение Онегина он противопоставляет любви-долгу Татьяны и Ленского. Автор одобряет последний решительный поступок Татьяны (разрыве Онегиным); благородный поступок Ленского, стоивший молодому поэту жизни.
    В любви, что понятно из пушкинского романа, русский человек очень ценит духовность, то есть понимание характера любимого человека, великодушие (прощение его недостатков), жертвенность. Именно духовность отличает любовь Татьяны к Онегину от любви её матери к Ларину-отцу или Ольги к Ленскому, а потом улану. Мать и Ольга не способны глубоко любить и понять близкого человека, но вполне могут привыкнуть и приспособиться к мужчинам, которые «волею судьбы» стали их мужьями.

  4. Евгений везде чувствовал себя лишним и одиноким, ему сложно было найти себе родственную душу или хотя бы единомышленника. Татьяна же в собственной семье была словно «девочкой чужой». Ей были чужды царившие тогда в высшем свете порядки, она желала совсем другого.
    Неудивительно, что среди всех мужчин своего окружения Татьяна выбрала именно Онегина. Он привлек ее своими взглядами, умом и манерами. Думаю, в этом сыграла роль некоторая отстраненность героя, создававшая вокруг него легкий ореол загадочности.
    К сожалению, Евгений не смог оценить искренних порывов девушки. Она по наивности и неискушенности в любовных делах написала ему письмо с признанием, но Онегин ответил ей отказом. Он не умел любить и не ценил этого чувства. Евгений рано познал «искусство страсти нежной» и не верил в настоящую любовь. Главной чертой его характера является эгоизм и даже, в некоторой степени, цинизм. Поэтому Евгений и не подумал щадить нежные чувства Лариной.
    Однако, спустя несколько лет, когда Татьяна стала уже замужней женщиной, княгиней, гордой и недоступной, Евгений встретил ее вновь и влюбился. Герои поменялись местами. Онегин признался в своих чувствах, но Татьяна проявила благородство своей души. Она не пошла на измену мужу, несмотря на то, что все еще испытывала чувства к Евгению.
    Онегин предстает перед нами «лишним человеком». Он не лишен положительных качеств, но оторван от общества и сконцентрирован на собственной персоне. Татьяна же выступает положительной героиней. Она добрая, честная, верная и искренняя. Думаю, у этой героини много общего с Наташей Ростовой из «Войны и мира». Онегин упустил время и потерял свой шанс на счастье, но, возможно, такова была их судьба.

  5. 5
    Текст добавил: looking from the inside

    краткое содержание других презентаций
    «Создание «Евгения Онегина»» – Татьяна Ларина в любви. История создания «Евгения Онегина». Роман «Евгений Онегин» – «энциклопедия русской жизни». Онегин и Ленский – «волна и камень», «лёд и пламень». Дуэль Онегина и Ленского. Зеркальная композиция. Александр Сергеевич Пушкин. Жанр. Система образов в романе «Евгений Онегин». Лирические отступления в романе. Татьяны «милый идеал». Народная культура. Онегин и Татьяна. Особенности сюжета: 2 особенности.
    «Полтава» – Ассонанс – это… Пушкин — пока единственный полный очерк нашей народной личности…». Определение жанра «Полтавы». Пир Петра I. Построение поэмы. Петровская тема в творчестве поэта. Страстная речь оратора, обличающего предателя(стр.129-132). Стихотворный размер. Зачем изменник не на плахе? Оценка поступков Карла XII. Ещё напор – и враг бежит!.. Сравнения Эпитеты ………….. Впрочем, война против Швеции тянулась еще более десяти лет.
    «Руслан и Людмила» – Звёзды. Руслан и Людмила. Работа в парах. Впечатления. Представления о личности А.С.Пушкина. Закончите предложения. Удивительное произведение. Произведение. Зеркальце. Пушкин родился в 1799 году. Подари же мне девицу. Мини-текст. Сказки Пушкина. Лукоморье. Текст.
    «Цыганы» – Поэма Пушкина. Конфликт. Цыганы. Пушкин «Цыганы». Алеко. Алеко и Земфира. Опера. Старик. Наблюдения и впечатления. Ручной медведь. Романтические поэмы. Гордый человек. Новое слово.
    «Поэма «Полтава»» – Движенья быстры. Идет. Глазами косо водит И мчится в прахе боевом, Гордясь могущим седоком. О славный час! И грянул бой, Полтавский бой! Назовите произведения А.С. Пушкина на исторические темы. Контрольные вопросы и задания: Смущенный взор изобразил Необычайное волненье. О славный вид! Анализ поэмы А.С.Пушкина «Полтава», 1828 г. Перенос (переброс) (франц. Какие поэтические приемы использует автор?
    «Пушкин «Пророк»» – Этимология. Грудь. Комплексный анализ. Труп. План комплексного анализа стихотворения. Вещие зеницы. Серафим. Композиция стихотворения. Пророк. Содроганье. Детали библейского повествования. Храм. Анализ значений языковых единиц. Грешный мой язык. Дата написания. Сюжет. Рассказ путника.
    Всего в разделе
    «Стихи Пушкина»
    11 презентаций

  6. Его можно назвать эгоистом поневоле.
    В. Г. Белинский
    Татьяна — “верный идеал”.
    А. С. Пушкин
    Каждый писатель в своих произведениях задает извечный вопрос: в чем смысл жизни, и пытается ответить на него. А. С. Пушкин в своем романе “Евгений Онегин” тоже искал ответ на этот вопрос. В выражении мыслей и чувств поэта огромная роль принадлежит персонажам романа. Пестрой толпой проходят перед читателем Гвоздины, Пустяковы, Скотинины, “необходимые глупцы” великосветского общества. Может быть, в благополучной суете столичного дворянства и запечатлен идеал жизни? Нет, в изображении этих персонажей явно чувствуется ирония, а то и насмешка. А Ольга и Ленский? Они выделены из общей массы дворян, но их образ жизни тоже нельзя поставить в пример.
    Самым крупным планом в романе показаны Онегин и Татьяна. Поэт говорит о герое: “Мне нравились его черты”. А героиню называет своим “верным идеалом”. Значит, в Онегине не все одобряется, а в Татьяне — все. Очевидно, при рассмотрении этих образов можно ответить на поставленный прежде вопрос.
    У Онегина и Татьяны есть качества, которые их сближают. В обществе, где “воспитаньем немудрено блеснуть”, наши герои выделяются своими познаниями. Евгений в совершенстве знал французский язык, был знаком с художественной литературой, с историей, “читал Адама Смита”, хорошо разбирался в театральном искусстве.
    Татьяне с детства книги “заменяли все”. За чтением романов она провела не одну ночь. А позднее с жадностью читает книги в библиотеке своего избранника.
    И Онегин, и Татьяна обладают проницательным умом. Онегин знал людей. Он слушал Ленского с улыбкой, понимая незрелость его суждений. Ольга для Онегина — заурядная барышня, он позволяет себе шептать ей “какой-то пошлый мадригал”, с Татьяной же Евгений всегда серьезен. А Татьяна сумела постичь даже такую сложную и противоречивую натуру, как Онегин.
    Объединяет героев независимость их суждений и поступков. Онегин в беседе с Ленским совершенно свободно все подвергает суду, уклоняется от общения с назойливыми соседями-помещиками. Он не всегда заботится о том, какое о нем сложится мнение. Наделенная “своенравной головой”, Татьяна резко высказывается о пышности, мишуре, суете высшего света. Онегина и Татьяну сближают также честность и правдивость во взаимоотношениях.
    На доверчивое письмо Татьяны Евгений отвечает “признаньем также без искусства”.
    Удивительно ли, что умные, проницательные люди, какими были Онегин и Татьяна, чувствовали себя совершенно одинокими в той среде, к которой они принадлежали по рождению?
    Поэт отмечает, что Онегин в избранном обществе “казался чужим”. Татьяна даже в родной семье “казалась девочкой чужой”. Но, обладая некоторыми сходными качествами, герои различны между собой.
    Себялюбию Евгения противопоставлена душевная щедрость
    Татьяны.
    Эти качества проявляются прежде всего в любви. Если эгоизм Евгения был той почвой, на которой выросло легкое отношение к любви, то душевная щедрость Татьяны объясняет ее самоотречение и верность в сердечной привязанности.
    С юных лет “наука страсти нежной” заменяла Онегину истинные чувства. Как легкокрылый мотылек, порхал он, часто меняя привязанности. В минуту откровения он признается Татьяне, что “семейная картина” его не пленяет, что он не способен никого долго любить.
    Позднее, добиваясь любви Татьяны, знатной великосветской дамы, княгини, Онегин думает только о себе и своих страданиях.
    Татьяна принадлежит к тем возвышенным и богатым натурам, которые не знают расчета в любви. Они отдают все силы сердца этому чувству, и поэтому оно прекрасно и неповторимо.
    Во всех поступках Онегин руководствуется только своими прихотями. Он завязывает дружбу с Ленским от скуки, лишь бы убить время. Чтобы только на время рассеять скуку, вызывает ревность Ленского на именинах у Лариных, ухаживая за Ольгой, а затем, заботясь о своей репутации, убивает молодого поэта на дуэли.
    В щедром сердце Татьяны всегда найдется место состраданию, сочувствию к человеку, чувству долга перед ним. Она часто ходит к одинокой могиле Ленского. Руководствуясь чувством супружеского долга, Татьяна отвергает любовь Онегина, хотя продолжает его по-прежнему любить.
    Однако основным различием между героями является полное равнодушие Евгения и глубокая привязанность Татьяны к “низкой” природе и народу. Разве мог воспитанный французами-гувернантами в шумной суете столицы, вдали от народной жизни Евгений чувствовать прелесть “низкой” природы, ощущать необходимость связи с народом? Ко всему этому он остается равнодушным. Только на короткое время его могла пленить непритязательная деревенская природа. А затем он увидел, “что и в деревне скука та же”.
    Совсем иная Татьяна. Выросшая среди привольных полей, зеленых тенистых дубрав, ежедневно общаясь с народом, она сохраняет на всю жизнь глубокую, нежную любовь к родной земле и ее природе, трогательную привязанность к “бедным поселянам”. Еще с детства “она любила на балконе предупреждать зари восход”, наблюдать за звездами. Деревья, цветы, ручьи — это ее друзья, которым можно доверять свои тайны.
    Татьяна сочувствовала народу (“бедным помогала”), но особую нежность в ее душе вызывает няня, которую она называет “милая”. Этих симпатий ничто не может истребить в душе Татьяны: ни долгая вынужденная разлука, ни высокое положение в свете. Ее душа тоскует и рвется к родным местам, привычному образу жизни.
    Различное отношение к народу, к родной природе является тем решающим фактором, который помогает дать окончательную оценку героям.
    Онегин — тип “лишнего человека”. Татьяна — положительная героиня.
    В образе Онегина А. С. Пушкин показал ту часть интеллигенции 20-х гг. XIX в., которая отрицательно относилась к общественно-политическим порядкам того времени. Но и с. народом таких людей ничто не связывало. Они превращались в “эгоистов поневоле”, в бесполезных для общества людей. Такая жизнь не имела никакого смысла.
    Татьяна впитала в себя все лучшее, чем богат народ, она носительница таких прекрасных черт характера, как любовь к родине, правдивость, честность, верность долгу.
    Жизнь Татьяны имела определенное положительное содержание, хотя его еще нельзя назвать высоким, потому что положение женщины в то время было таково, что в общественной жизни она никакой роли не играла.
    А жизнь обретает высокий смысл лишь тогда, когда человек нужен народу, служит ему, борется за его счастье.

  7. Его можно назвать эгоистом поневоле.
    В. Г. Белинский
    Татьяна — “верный идеал”.
    А. С. Пушкин
    Каждый писатель в своих произведениях ставит извечный вопрос: в чем смысл жизни, и пытается ответить на него. А. С. Пушкин в своем романе “Евгений Онегин” тоже искал ответ на этот вопрос. В выражении мыслей и чувств поэта огромная роль принадлежит персонажам романа. Пестрой толпой проходят перед читателем Гвоздин, Мелочные, Скотинин, “необходимые дураки” великосветского общества. Может быть, в благополучной суете столичного дворянства и запечатлен идеал жизни? Нет, в изображении этих персонажей явно чувствуется ирония, а то и насмешки. А Ольга и Ленский? Они выделены из общей массы дворян, но их образ жизни тоже нельзя поставить в пример. Самым крупным планом в романе показаны Онегин и Татьяна. Поэт говорит о герое: “Мне нравились его черты. А героиню называет своим “верным идеалом”. Значит, в Онегине не все приветствуется, а в Татьяне — все. Очевидно, при рассмотрении этих образов можно ответить на поставленный некогда вопрос.
    В Онегина и Татьяны есть качества, которые их сближают. В обществе, где “воспитанием немудрено блеснуть”, наши герои выделяются своими познаниями. Евгений в совершенстве знал французский язык, был знаком с художественной литературой, с историей, “читал Адама Смита”, хорошо разбирался в театральном искусстве. Татьяне с детства книги “заменяли все”. За чтением романов она провела не одну ночь. А позже с жадностью читает книги в библиотеке своего избранника. И Онегин и Татьяна имеют проницательный ум. Онегин знал людей. Он слушал Ленского с улыбкой, понимая незрелость его суждений. Ольга для Онегина — заурядная барышня, он позволяет себе шептать ей “какой вульгарный мадригал”, с Татьяной же Евгений всегда серьезен. А Татьяна сумела постичь даже такую сложную и противоречивую натуру, как Онегин. Объединяет героев независимость их суждений и поступков. Онегин в беседе с Ленским совершенно свободно все подвергает суду, уклоняется от общения с назойливыми соседями-помещиками. Он не всегда заботится о том, какое о нем сложится мнение. Наделена “строптивой головой”, Татьяна резко высказывается о великолепии, мишуру, суете высшего света. Онегина и Татьяну сближают также честность и правдивость во взаимоотношениях. На доверчивый письмо Татьяны Евгений отвечает “также без искусства”.
    Удивительно ли, что умные, проницательные люди, какими были Онегин и Татьяна, чувствовали себя совсем одинокими в том среде, к которому они принадлежали по рождению? , Поэт отмечает, что Онегин в избранном обществе “казался чужим”. Татьяна даже в родной семье “казалась девочкой чужой”.ле, имея некоторые подобные качества, герои разные между собой.
    Самолюбивую Евгения противопоставлены душевная щедрость Татьяны. Эти качества проявляются прежде всего в любви. Если эгоизм Евгения был той почвой, на которой выросло легкое отношение к любви, то душевная щедрость Татьяны объясняет ее самоотречение и верность в сердечной привязанности. С юного лет “наука страсти нежной” заменяла Онегину истинные чувства. Как легкокрылый бабочка порхал он, часто меняя привязанности. В минуту откровения он признается Татьяне, что “семейная картина” его не пленяет, что он не способен никого долго любить. Позднее, добиваясь любви Татьяны, знатной великосветской дамы, княгини, Онегин думает только о себе и своих страданиях.
    Татьяна принадлежит к тем возвышенной и богатой натурам, которые не знают расчета в любви. Они отдают все силы сердца этому чувству, и поэтому оно прекрасно и неповторимо.
    Во всех поступках Онегин руководствуется только своими прихотями. Он завязывает дружбу с Ленским от скуки, только убить время. Чтобы только на время рассеять скуку, вызывает ревность Ленского на именинах у Лариных, ухаживая за Ольгой, а затем, заботясь о своей репутации, убивает молодого поэта на дуэли.
    В щедром сердце Татьяны всегда найдется место жалости, состраданию к человеку, чувству долга перед ним. Она часто ходит к одинокой могиле Ленского. Руководствуясь чувством супружеского долга, Татьяна отвергает любовь Онегина, хотя продолжает его по-прежнему любить. Однако основным различием между героями являются полное равнодушие Евгения и глубокая привязанность Татьяны к “низкой” природе и народу. Разве мог воспитанный французами — гувернантками в шумной суете столицы, вдали от народной жизни Евгений чувствовать прелесть “низкой” природы, чувствовать необходимость связи с народом? Д всему этому он остается равнодушным. Только на короткое время могла очаровать неприхотлива сельская природа. А потом он увидел, “что и в селе скука та же”. Совсем другая Татьяна. Выросла среди привольных полей, зеленых тенистых дубрав, ежедневно общаясь с народом, она сохраняет на всю жизнь глубокую, нежную любовь к родной земле и ее природе, трогательную привязанность к “бедных крестьян”. Еще с детства “она любила на балконе предупреждать зари восход”, наблюдать за звездами. Деревья, цветы, ручьи — это ее друзья, которым можно доверять свои тайны.
    Татьяна сочувствовала народу (“бедным помогала”), но особую нежность в ее душе вызывает няня, что она называет “милая”. Этих симпатий ничто не может истребить в душе Татьяны: ни долгая вынужденная разлука, ни высокое положение в свете. Ее душа тоскует и рвется к родным местам, привычному образу жизни. Разное отношение к народу, к родной природе является тем решающим фактором, который помогает дать окончательную оценку героям. Онегин — тип “лишнего человека”. Татьяна — положительная героиня. В образе Онегина А. С. Пушкин показал ту часть интеллигенции 20-х гг XIX в., Негативно относилась к общественно-политических порядков того времени. Но и с народом таких людей ничто не связывало. Они превращались в “эгоистов поневоле”, в бесполезны для общества людей. Такая жизнь не имело никакого смысла. Татьяна впитала в себя все лучшее, чем богат народ, она носительница таких прекрасных черт характера, как любовь к родине, правдивость, честность, верность долгу. Жизнь Татьяны имела определенный положительный смысл, хотя его еще нельзя назвать высоким, потому что положение женщины в то время было такое, что в общественной жизни она никакой роли не играла. А жизнь находит высокое содержание лишь тогда, когда человек нужен народу, служит ему, борется за его счастье.
    ди является тем решающим фактором, который помогает дать окончательную оценку героям. Онегин — тип “лишнего человека”. Татьяна — положительная героиня. В образе Онегина А. С. Пушкин показал ту часть интеллигенции 20-х гг XIX в., Негативно относилась к общественно-политических порядков того времени. Но и с народом таких людей ничто не связывало. Они превращались в “эгоистов поневоле”, в бесполезны для общества людей. Такая жизнь не имело никакого смысла. Татьяна впитала в себя все лучшее, чем богат народ, она носительница таких прекрасных черт характера, как любовь к родине, правдивость, честность, верность долгу. Жизнь Татьяны имела определенный положительный смысл, хотя его еще нельзя назвать высоким, потому что положение женщины в то время было такое, что в общественной жизни она никакой роли не играла. А жизнь находит высокое содержание лишь тогда, когда человек нужен народу, служит ему, борется за его счастье.

  8. 8
    Текст добавил: Ходячая проблема

    Каждый писатель в своих произведениях задает извечный вопрос: в чем смысл жизни, и пытается ответить на него. А. С. Пушкин в своем романе “Евгений Онегин” тоже искал ответ на этот вопрос. В выражении мыслей и чувств поэта огромная роль принадлежит персонажам романа. Пестрой толпой проходят перед читателем Гвоздины, Пустяковы, Скотинины, “необходимые глупцы” великосветского общества. Может быть, в благополучной суете столичного дворянства и запечатлен идеал жизни? Нет, в изображении этих персонажей явно чувствуется ирония, а то и насмешка. А Ольга и Ленский? Они выделены из общей массы дворян, но их образ жизни тоже нельзя поставить в пример.
    Самым крупным планом в романе показаны Онегин и Татьяна. Поэт говорит о герое: “Мне нравились его черты”. А героиню называет своим “верным идеалом”. Значит, в Онегине не все одобряется, а в Татьяне — все. Очевидно, при рассмотрении этих образов можно ответить на поставленный прежде вопрос.
    У Онегина и Татьяны есть качества, которые их сближают. В обществе, где “воспитаньем немудрено блеснуть”, наши герои выделяются своими познаниями. Евгений в совершенстве знал французский язык, был знаком с художественной литературой, с историей, “читал Адама Смита”, хорошо разбирался в театральном искусстве.
    Татьяне с детства книги “заменяли все”. За чтением романов она провела не одну ночь. А позднее с жадностью читает книги в библиотеке своего избранника.
    И Онегин, и Татьяна обладают проницательным умом. Онегин знал людей. Он слушал Ленского с улыбкой, понимая незрелость его суждений. Ольга для Онегина — заурядная барышня, он позволяет себе шептать ей “какой-то пошлый мадригал”, с Татьяной же Евгений всегда серьезен. А Татьяна сумела постичь даже такую сложную и противоречивую натуру, как Онегин.
    Объединяет героев независимость их суждений и поступков. Онегин в беседе с Ленским совершенно свободно все подвергает суду, уклоняется от общения с назойливыми соседями-помещиками. Он не всегда заботится о том, какое о нем сложится мнение. Наделенная “своенравной головой”, Татьяна резко высказывается о пышности, мишуре, суете высшего света. Онегина и Татьяну сближают также честность и правдивость во взаимоотношениях.
    На доверчивое письмо Татьяны Евгений отвечает “признаньем также без искусства”.
    Удивительно ли, что умные, проницательные люди, какими были Онегин и Татьяна, чувствовали себя совершенно одинокими в той среде, к которой они принадлежали по рождению?
    Поэт отмечает, что Онегин в избранном обществе “казался чужим”. Татьяна даже в родной семье “казалась девочкой чужой”. Но, обладая некоторыми сходными качествами, герои различны между собой.
    Себялюбию Евгения противопоставлена душевная щедрость
    Татьяны.
    Эти качества проявляются прежде всего в любви. Если эгоизм Евгения был той почвой, на которой выросло легкое отношение к любви, то душевная щедрость Татьяны объясняет ее самоотречение и верность в сердечной привязанности.
    С юных лет “наука страсти нежной” заменяла Онегину истинные чувства. Как легкокрылый мотылек, порхал он, часто меняя привязанности. В минуту откровения он признается Татьяне, что “семейная картина” его не пленяет, что он не способен никого долго любить.
    Позднее, добиваясь любви Татьяны, знатной великосветской дамы, княгини, Онегин думает только о себе и своих
    страданиях.
    Татьяна принадлежит к тем возвышенным и богатым натурам, которые не знают расчета в любви. Они отдают все силы сердца этому чувству, и поэтому оно прекрасно и неповторимо.
    Во всех поступках Онегин руководствуется только своими прихотями. Он завязывает дружбу с Ленским от скуки, лишь бы убить время. Чтобы только на время рассеять скуку, вызывает ревность Ленского на именинах у Лариных, ухаживая за Ольгой, а затем, заботясь о своей репутации, убивает молодого поэта на дуэли.
    В щедром сердце Татьяны всегда найдется место состраданию, сочувствию к человеку, чувству долга перед ним. Она часто ходит к одинокой могиле Ленского. Руководствуясь чувством супружеского долга, Татьяна отвергает любовь Онегина, хотя продолжает его по-прежнему любить.
    Однако основным различием между героями является полное равнодушие Евгения и глубокая привязанность Татьяны к “низкой” природе и народу. Разве мог воспитанный французами-гувернантами в шумной суете столицы, вдали от народной жизни Евгений чувствовать прелесть “низкой” природы, ощущать необходимость связи с народом? Ко всему этому он остается равнодушным. Только.на короткое время его могла пленить непритязательная деревенская природа. А затем он увидел, “что и в деревне скука та же”.
    Совсем иная Татьяна. Выросшая среди привольных полей, зеленых тенистых дубрав, ежедневно общаясь с народом, она сохраняет на всю жизнь глубокую, нежную любовь к родной земле и ее природе, трогательную привязанность к “бедным поселянам”. Еще с детства “она любила на балконе предупреждать зари восход”, наблюдать за звездами. Деревья, цветы, ручьи — это ее друзья, которым можно доверять свои тайны.
    Татьяна сочувствовала народу (“бедным помогала”), но особую нежность в ее душе вызывает няня, которую она называет “милая”. Этих симпатий ничто не может истребить в душе Татьяны: ни долгая вынужденная разлука, ни высокое положение в свете. Ее душа тоскует и рвется к родным местам, привычному образу жизни.
    Различное отношение к народу, к родной природе является тем решающим фактором, который помогает дать окончательную оценку героям.
    Онегин — тип “лишнего человека”. Татьяна — положительная героиня.
    В образе Онегина А. С. Пушкин показал ту часть интеллигенции 20-х гг. XIX в., которая отрицательно относилась к общественно-политическим порядкам того времени. Но и с. народом таких людей ничто не связывало. Они превращались в “эгоистов поневоле”, в бесполезных для общества людей. Такая жизнь не имела никакого смысла.
    Татьяна впитала в себя все лучшее, чем богат народ, она носительница таких прекрасных черт характера, как любовь к родине, правдивость, честность, верность долгу.
    Жизнь Татьяны имела определенное положительное содержание, хотя его еще нельзя назвать высоким, потому что положение женщины в то время было таково, что в общественной жизни она никакой роли не играла.
    А жизнь обретает высокий смысл лишь тогда, когда человек нужен народу, служит ему, борется за его счастье.

  9. Основу романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» составляют взаимоотношения двух основных героев — Евгения и Татьяны. Если проследить эту сюжетную линию на протяжении всего произведения, можно условно выделить две части: Татьяна и Онегин; Онегин и Татьяна.
    Определяющим в этом разделении является главенствующая роль персонажей в возникновении и развитии любовного чувства. В начале романа мы становимся свидетелями знакомства Евгения и Татьяны. Он — умудренный жизнью, порядком уставший от столичной суеты, вполне уверенный в своей правоте молодой человек. Однако его уверенность, как оказалось, имеет под собой довольно скользкую почву:
    * … рано чувства в нем остыли;
    * Ему наскучил света шум;
    * Красавицы не долго были
    * Предмет его привычных дум;
    * Измены утомить успели;
    * Друзья и дружба надоели…
    Все это признаки болезни, которая по-английски называется сплином, а по-русски — хандрой. По словам автора, Онегин спокойно относился к этому состоянию, в том смысле, что
    * Он застрелиться, слава богу,
    * Попробовать не захотел.
    * Но к жизни вовсе охладел.
    В это время Онегину представился случай изменить сложившееся положение вещей: отец его умер, оставив после себя огромные долги, а дядя оказался при смерти. Решение Евгения созрело мгновенно: он оставил кредиторам имение отца, а сам переехал в имение дядюшки, находившееся в деревенской глуши, вдали от столичной суеты. Татьяна не была знакома с городской суетой. В ее жизни было два учителя: сладостные романы и народные предания. Увидев загадочного, неприступного Онегина, Татьяна тотчас влюбилась. Еще бы, ведь в ее избраннике « счастливой силою мечтанья » воплотились наиболее романтичные и мужественные герои ее любимых книг:
    * Татьяна любит не шутя
    * И предается безусловно
    * Любви, как милое дитя.
    Томимая любовной тоской, Татьяна решается на отчаянный шаг — признаться во всем объекту своего поклонения. Обратимся к письму Татьяны, которое нам нравится уже с первых строчек: у него такое удивительно простое начало. Во второй части письма Татьяна говорит о своих душевных переживаниях, связанных с потребностью в необычном, большом чувстве, с романтической мечтой об идеальном и необыкновенном герое:
    * Зачем вы посетили нас?
    * В глуши забытого селенья
    * Я никогда не знала б вас.
    * Не знала б горького мученья.
    Девушка, с одной стороны, жалуется, что судьба послала ей возмутителя ее душевного спокойствия, но, с другой стороны, поразмыслив о своей возможной судьбе («По сердцу я нашла бы друга, была бы верная супруга и добродетельная мать»), Татьяна решительно отбрасывает возможность брака с одним из провинциальных женихов, потому что полюбить Петушкова или Буянова она не смогла бы. И Татьяна с неожиданной, быть может, для нее самой откровенностью и смелостью говорит о том, кем является для нее Онегин: он послан Богом, он до гроба ее ангел-хранитель, о котором она уже знала давно:
    * Ты в сновиденьях мне являлся,
    * Незримый, ты мне был уж мил,
    * Твой чудный взгляд меня томил,
    * В душе твой голос раздавался.
    Но все это происходило отнюдь не во сне, все это было реальностью, ибо когда Онегин первый раз прибыл в гости к Лариным, Татьяна его узнала. Тон письма становится более задушевным и доверительным. Все, что есть лучшего в ней, Татьяна переносит на своего избранника. И еще одна немаловажная деталь: Татьяна воспринимает Онегина как защитника. Здесь, в родной семье она себя чувствует одиноко, ее никто не понимает:
    *
    Но так и быть!
    *
    Судьбу мою Отныне я тебе вручаю,
    *
    Перед тобою слезы лью,
    *
    Твоей защиты умоляю.
    Получив послание Татьяны, Онегин был тронут ее искренностью, нежностью, но в глубине души он боялся, что не оправдает этих трепетных надежд. Заметим: на мгновение в нем вспыхнуло чувство, отдаленно напоминающее любовь, но оно тут же угасло. Эгоизм и индивидуализм Онегина, так ясно проступившие в первом объяснении героев, упоминаются поэтом еще в эпиграфе к роману: «Проникнутый тщеславием, он обладал»сверх того еще особенной гордостью, которая побуждает признаваться с одинаковым равнодушием как в своих добрых, так и дурных поступках, — следствие чувства превосходства, быть может мнимого». Дальнейшие события романа свидетельствуют о том, что эти качества стали преобладающими в характере Онегина. Непонятная злость толкает его на предательство друга. Дуэль с Ленским становится поворотным этапом в судьбе и Онегина, и Татьяны.
    Изменился ли Онегин за время своих странствий? Скорее всего, действительно изменился, о чем свидетельствует его письмо и вспыхнувшее с неимоверной силой чувство к Татьяне. Равнодушие ко всему, жизнь только для себя не дали ему удовлетворения. Свое счастье и спасение Онегин теперь видит в любви:
    * …Внимать вам долго, понимать
    * Душой все ваше совершенство,
    * Пред вами в муках замирать.
    * Бледнеть и гаснуть… вот блаженство!
    Но проблема состоит в том, что кардинальные изменения произошли и с Татьяной. Она смиренно переняла правила «игры-жизни» , навязанные ей не столько окружающим ее обществом, сколько человеком, которому она доверяла и которого просила стать своим защитником. Став княгиней, Татьяна осталась той же прежней, бедной Таней, однако она мастерски научилась прятать свои искренние чувства за маской отчуждения и недоступности.
    В конце концов Татьяну раздосадовало эгоистическое отношение к ней Онегина, который, как раньше, так и теперь не смог разглядеть ее истинных чувств и достоинств. Как личности, Татьяна и Евгений равны друг другу. Более того, они достойны друг друга, и на этом в значительной мере построен сюжет романа, показывающий их невольное влечение друг к другу. Но, быть может, не следует осуждать автора за то, что их судьбы не соединились. Ведь нашу жизнь составляет не столько ожидаемое, сколько реализованное, — то, что действительно произошло и оставило свой отпечаток в нашей душе, уме, сердце. В этом плане отношения Татьяны и Евгения сыграли большую роль в жизни каждого из героев — у них произошла кардинальная переоценка ценностей и перестановка жизненных акцентов.

  10. При всем многообразии проблематики романа “Евгений Онегин” Пушкина занимал вопрос об идеальном герое, которого настойчиво искала русская литература начала века. Раздумья писателя нашли воплощение в главных героях романа &#151 Евгении Онегине и Татьяне Лариной. Действительно, с первых страниц произведения именно они выделяются на фоне суетной и блестящей жизни светского общества и медлительного застойного существования деревенских помещиков.
    И Онегин, и Татьяна остро ощущают свое отчуждение от среды, в которой они вынуждены жить. Это выражается в том, что Татьяна “в семье своей родной казалась девочкой чужой”, и в онегинской хандре. Значит, у Евгения и Татьяны есть черты, которые сближают их. Неудовлетворенность окружающей жизнью погружает их в прекрасный мир книг. В сентиментальных любовных романах Татьяна видит иную, яркую, интересную жизнь, которая так резко отличается от убогого мира гвоздиных, пустяковых и скотининых.
    Ей рано нравились романы;
    Они ей заменяли все;
    Она влюблялася в обманы
    И Ричардсона и Руссо.
    Пушкин дает подробное описание онегинской библиотеки, в которой нет места сентиментальным романам. Из художественной литературы Евгения привлекают романтические поэмы Байрона, так как эта литература стала очень популярной в среде столичной интеллигенции и, кроме того, герои байроновских поэм &#151 мрачные, одинокие, разочарованные люди &#151 были близки и понятны Онегину, ибо он нередко испытывал сходные чувства и настроения. Круг чтения Евгения &#151 труды Смита, Гиббона, Гердера, Руссо &#151 говорит о его интересе к серьезным экономическим, историческим и философским проблемам.
    И Онегин, и Татьяна обладают проницательным умом и наблюдательностью. Наивная, неопытная девушка сразу увидела непохожесть Евгения на знакомых ей провинциальных помещиков, почувствовала незаурядность его натуры. Онегин с первого знакомства с Татьяной не позволял себе с ней пошлых заигрываний, как с Ольгой, потому что уважал ее чувства, ценил в ней искренность и чистоту.
    Вообще все отношения Онегина и Татьяны проникнуты честностью и правдивостью. Татьяна пишет Евгению письмо, в котором признается в любви малознакомому человеку не только потому, что не может сдержать своих чувств, но и потому, что верит в его порядочность и благородство. Евгений отвечает ей “признаньем также без искусства”. Герои честны друг с другом и во время последней встречи. Татьяна искренна не только в сфере личных отношений. Став “равнодушною княгиней”, “законодательницей зал”, в душе она остается прежней Татьяной, но условности петербургского света заставляют ее скрывать свои истинные чувства, в которых она откровенно признается Онегину:
    …Сейчас отдать я рада
    Всю эту ветошь маскарада,
    Весь этот блеск, и шум, и чад
    За полку книг, за дикий сад…
    В этих словах Татьяны проявляется самостоятельность и независимость ее суждений. Резко отрицательная оценка высшего света тоже роднит ее с Онегиным. Евгений не скрывает своего отношения ни к петербургской элите, ни к деревенским помещикам. В разговорах с Ленским он совершенно свободно подвергает все суду, даже уклоняется от общения с назойливыми соседями, не заботясь о том, какое о нем сложится мнение.
    Но, обладая некоторыми сходными качествами, Онегин и Татьяна во многом различны меж собой. Онегинскому высокомерию и эгоизму противопоставляется душевная щедрость Татьяны. Эти качества героев ярче всего проявляются в любви. Онегин с юных лет усвоил “науку страсти нежной”, которая подменила истинные чувства.
    Как рано мог он лицемерить,
    Таить надежду, ревновать,
    Разуверять, заставить верить,
    Казаться мрачным, изнывать,
    Являться гордым и послушным,
    Внимательным иль равнодушным!
    Постоянное притворство стало его второй натурой, глушило в душе способность искренне и сильно любить. Не это чувство проснулось в нем после пережитых страданий! Однако, добиваясь любви Татьяны-княгини, он думает прежде всего о себе.
    Татьяна принадлежит к тем богатым и возвышенным натурам, которые не знают расчета в любви. Она всецело отдается своему чувству, его сила и глубина оказываются выше общепринятой морали и условностей. Мотивы последнего поступка Татьяны можно трактовать по-разному. Но несомненно одно &#151 отказаться от любимого человека ей велит сильно развитое чувство долга. Такая чистая и цельная натура, как Татьяна, просто не способна лгать и притвориться или обрести счастье ценой унижения и позора ни в чем не повинного человека &#151 ее мужа. Значит, Татьяна в отличие от Евгения думает прежде всего о людях. А он, напротив, полностью погружен в собственный душевный мир. Многие его поступки продиктованы эгоизмом и себялюбием. Но, пожалуй, наиболее рельефно это проявляется в его отношениях с Ленским. Например, не заботясь о его чувствах, Евгений откровенно высказывает свое нелицеприятное мнение об Ольге. На именинах у Лариных он ухаживает за невестой Ленского, причиняя страдания не только другу, но и влюбленной в него девушке. Что заставляет его делать это? Прихоть, минутный каприз, который заканчивается трагедией. И произошло это только потому, что Евгений озабочен прежде всего репутацией среди загорецких, петушковых, буяновых, презираемых им.
    По-разному относятся герои не только к людям, но и к природе, к русским национальным традициям. Онегин, воспитанный гувернерами-французами в шумной столичной суете, не способен чувствовать прелесть сельской природы, уважать язык и обычаи своего народа. Татьяна, выросшая среди привольных полей и дубрав, общаясь с народом (самым близким ей человеком была крепостная няня), на всю жизнь сохранила нежную любовь к родной земле и ее природе, трогательную привязанность к “бедным поселянам”.
    Она любила на балконе
    Предупреждать зари восход,
    Когда на бледном небосклоне
    Звезд исчезает хоровод.
    Природа здесь как бы оживает, придавая законченность внутреннему портрету Татьяны. Может быть, эта связь с родной природой, простонародным русским бытом наделяет героиню высокими нравственными качествами, придает прелесть и неповторимость ее облику и заставляет нас увидеть в Татьяне идеальный образ русской женщины.

    Пушкин А. С.

    “Поэт гармонии, согласия и счастья” На вопросы журнала “Костер” отвечает Юрий ПРОЗОРОВ &#151 директор Института русской литературы (Пушкинского Дома) Российской Академии наук
    Стихи
    Биография А. С. Пушкина
    Статья о жизни А. С. Пушкина в Петербурге “Демутов трактир”
    Случаи из жизни лицеистов
    Анна Керн. “Когда великие были маленькими”

    Сказки

    А. С. Пушкин. Сказка о рыбаке и рыбке
    А. С. Пушкин. Сказка о попе и о работнике его Балде
    А. С. Пушкин. Сказка о золотом петушке
    А. С. Пушкин. Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях

    Сочинения

    Тема любви в лирике А. Пушкина. Сочинение
    Тема дружбы в творчестве А. Пушкина. Сочинение
    Русская природа в лирике А. Пушкина. Сочинение
    А. С. Пушкин о роли и назначении поэта и поэзии. Сочинение
    Вольнолюбивая лирика А. С. Пушкина Сочинение
    Столичное и поместное дворянство в романе А. С. Пушкина “Евгений Онегин”. Сочинение
    В чем сложность и противоречивость характера Онегина? Сочинение. Вариант 1
    В чем сложность и противоречивость характера Онегина? Сочинение. Вариант 2
    Роман А. С. Пушкина “Евгений Онегин” &#151 “энциклопедия русской жизни”. Сочинение
    Онегин и Ленский. Сочинение
    Онегин и Татьяна. Сочинение
    Онегин и Чацкий &#151 разные люди одной эпохи. Сочинение. Вариант 1
    Онегин и Чацкий &#151 разные люди одной эпохи. Сочинение. Вариант 2
    “…Я так люблю Татьяну милую мою” Сочинение
    “Татьяна русская душою…” Сочинение
    Статья о поэме А. С. Пушкина “Медный всадник”
    По роману А. С. Пушкина “Евгений Онегин”. Материалы к сочинению
    Где живет Черномор?
    “Летучие черты…” Портреты А. С. Пушкина
    О высоком назначении поэта и поэзии в лирике Пушкина
    Тема любви в лирике А. Пушкина (2)
    Тема дружбы в лирике Пушкина (2)
    “Евгений Онегин” &#151 “энциклопедия русской жизни” (2)
    Художественное своеобразие пушкинского романа в стихах
    “Татьяны милый идеал”
    “Лишний человек” Онегин
    Береги честь смолоду (По повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка”)
    Народ и власть (По трагедии А. С. Пушкина “Борис Годунов”)
    Мой первый друг… Статья о Пущине

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *