Сочинение на тему опасная ситуация в моей жизни

6 вариантов

  1. Были уже сумерки, но мне захотелось подольше побыть на свежем воздухе, поэтому я пошел не привычной дорогой, а другой, с небольшим крюком и мимо мусорных баков. Я редко ходил этой дорогой, но именно в тот день захотелось пройти именно ей. Шел я неспешным шагом, дыша свежем воздухом. Ничто не предвещало беды. Как вдруг, приближаясь к бакам, я увидел несколько больших бродячих собак. По-моему их было около трех-четырех. Они были еще далеко, поэтому я думал, как только я к ним приближусь, они убегут, и я спокойно пойду дальше. Но я спокойным шагом приближался, а они и не думали убегать. Наоборот, дорогу мне преградила самая большая собака, наверное, вожак стаи. Вот тут я и почувствовал приближающую опасность. Сердце буквально упало в пятки, а волосы на голове неприятно зашевелились. Я подошел на безопасное расстояние, но понимал, что теперь мне нужно как-то пройти мимо этой стаи. Возвращаться обратно не представлялось возможным, потому что слишком большой крюк пришлось бы делать, и тогда домой бы я вернулся очень поздно. Я понимал, что мне просто необходимо как-то пройти мимо них. Так же я знал, что собаки чувствую страх и могут кинуться на человека, который их боится и покусать. Опасность была совсем близкой и реальной, ведь собак я очень боюсь.
    Я попробовал успокоиться, взять себя в руки. Но ничего не помогало. Как тогда мне показалось, собаки смотрели на меня, не отводя взгляд. Но тут за спиной раздались шаги. Я обернулся и увидел, как молодой человек идет к бакам выкидывать мусор. Я понял, что нужно попросить его о помощи, чтобы он провел меня мимо этих собак. Так я и сделал. Парень увидел мое состояние и понял, что я не шучу и реально сильно напуган. Тогда он сказал, чтобы я шел за ним и не отставал. Он бросит пакет с мусором – это отвлечет собак, тогда мы с ним сможем спокойно пройти мимо них. Главное, он сказал, не беги и не торопись, спиной лучше тоже не проворачиваться. Каждый шаг давался очень тяжело, кровь стучала в висках, и хотелось плакать. Но со мной был еще взрослый человек, и это придавало мне уверенности. И реально, когда парень швырнул пакет в бак, собаки кинулись рвать его, а мы в это время прошли мимо без особых проблем. Как же я был благодарен этому человеку!

  2. Проблема личной безопасности человека является актуальной в любое время. Наше время принесло людям не только достижения в области технического прогресса, упростившие жизнь, но и массу проблем, затрудняющих ее. Каждый день на нашей планете происходят всевозможные ситуации, подвергающие чью-то жизнь опасности. Будь то природная чрезвычайная ситуация, авария, катастрофа или опасная ситуация сложившаяся под воздействием человеческого фактора. В современном мире сильно встает вопрос личной безопасности. Для начала, давайте определим, что это значит. Формально, личная безопасность – это совокупность знаний, умений и навыков человека, выражающихся в его готовности защитить себя от неблагоприятного воздействия факторов окружающей среды и наступления нежелательных последствий. Если же говорить проще, то это готовность человека защитить себя и окружающих.
    Теперь давайте рассмотрим факторы, которые могут содействовать в достижении личной безопасности и примеры проблем их достижения в современном мире.
    Первый, это бдительность. Суть проста: желательно всегда быть начеку и следить за тем, что происходит вокруг человека. Казалось бы, не в военной обстановке живем, зачем все время держать себя под напряжением? В спокойное время от вас и не требуется вести себя как параноик, все время оглядываясь вокруг. Однако, замечать то что творится вокруг тебя является качеством, необходимым для обеспечения личной безопасности, т.к. это дает возможность человеку в случае чего вовремя принять необходимые меры. А по поводу современного мира: как я уже написал выше, так как мы живем в относительно спокойное время, все больше людей (в основном молодых) перестают замечать то, что происходит вокруг них. Им кажется, что никто им ничего не сделает, или что их проблемы решат за них (например, родители) и часто совершают действия не подумав.
    Следующий фактор, образовательный уровень человека, его знания в разных областях. Знание – наше главное оружие. Термин личная безопасность должен включать в себя теоретическую подготовку, которая должна включать в себя как знания по решению возникших ситуаций, опасных для жизни, так и, что гораздо более важно, предотвращению этих событий, пусть даже это не всегда может зависеть от нас самих. Важно знать основные способы оказания первой помощи, действия в той или иной экстремальной ситуации и способы их предотвращения. Ведь знания в той или иной ситуации помогают нам сохранять спокойствия и трезвость мысли. Понимая, что происходит, мы действуем более эффективно и минимизируем риски угрожающие нам. Говоря о современном мире – в связи с технологическим прогрессом появляется все больше приборов, которые могут заинтересовать человека (например, игры и развлекательный контент в интернете в наше время доступны где угодно с появлением умных мобильных устройств), отбив у него всякое желание учиться. Особенно это касается нынешних школьников, так как именно в это время складывается общая образованность человека.
    Третий фактор – физическое состояние человека. Физическая подготовка также является не менее важной стороной личной безопасности. Совсем необязательно быть олимпийским атлетом, но элементарная подготовка, включающая в себя развитие, как общей силы мышц, так и выносливости организма, должна присутствовать в жизни каждого человека, заботящегося о своем здоровье. Ведь как бы не был осведомлен и опытен человек, без физических возможностей он не сможет надолго задерживать дыхание, поднимать заграждения или просто быстро бежать. Как говорится, «в здоровом теле – здоровый дух», и сильный духом человек не сдастся в ситуации, которая может казаться безвыходной, этот человек не перестанет бороться за свою жизнь во чтобы то ни стало, ведь пока не сломлен дух, этого человека не сломить. Данный фактор влияет на быстроту реакции человека, способность эффективно противостоять переутомлению.
    Ну и последний (но не по важности), с моей точки зрения, фактор, это психологическая готовность. Здесь подразумевается воля к жизни человека, его умение преодолеть страх, а также такие качества личности как: стрессоустойчивость, эмоциональная уравновешенность, и т.д. Реальным примером того, на что это влияет, является то, насколько быстро человек, обнаружив опасность, сможет успокоиться и предпринять необходимые действия по ее устранению.
    Немаловажной деталью являются и инстинкты человека. Не стоит и отрицать, что каждый из нас в той или иной мере может предчувствовать опасность или ход событий, предугадывать возможные стечения обстоятельств. Эта особенность передалась нам от животного мира, где она развита гораздо сильнее, чем у нас, но это не мешает быть ей полезной и спасать из ситуаций где, казалось бы, нет выхода. Нужно уметь слушать свой организм и доверять инстинктам. Ведь даже не зная о них мы ими обладаем с рождения, это привито в нас на уровне ДНК.
    В заключение можно сказать, что обеспечение безопасности является первоочередной задачей для человека в настоящее время. Процесс обеспечения безопасности является сложным и многогранным, и зависит от большого числа различных факторов. Переход к информационному обществу создает все новые и новые виды опасностей и угроз. Но не стоит забывать о том, что мы, все же, живем в относительно спокойное время и технический прогресс в основном улучшает качество жизни. Нужно жить и не бояться, но помнить о ценности своей жизни и быть готовым ко всему.

  3. Что руководит человеком в экстремальной ситуации? Можно ли оценивать людей и их характеры по поведению в необычных и сложных обстоятельствах? На самом деле сложно стопроцентно утверждать о том, как поведет себя человек в таких условиях. Кто-то может расплакаться и просто забиться в угол, кому-то захочется противостоять всему и действовать вопреки. Важно, чтобы никто не терял самообладание и стремление жить. Стоит всеми возможными силами собрать внутри себя все стремление жить и добиться поставленной цели.
    Одним из самых ярких примеров такой ситуации является рассказ Дж. Лондона «Любовь к жизни». Главный герой попадает в очень опасную ситуацию в своей жизни. Его бросил друг один на один со смертью. В этот момент все зависит именно от него самого. Если он сможет собраться с силами и, преодолев страх, побороть смерть – тогда ему предстоит долгая и счастливая по-возможности жизнь. А если он сдрейфит – то жизни его просто наступит конец и он погибнет вслед за своим товарищем, которого разодрали дикие звери. Теперь вся жизнь на кону его сосредоточенности и собранности, бесстрашия и храбрости.
    Герой истории решает бороться за свою жизнь и медленно приближается к победе над сложившейся ситуацией. Но это дается ему с огромным трудом и каждый этап требует от него невероятных усилий. В некоторые моменты он уже готов был сдаться, от бессилия хотелось просто лечь и не вставать. В такие моменты человек вспоминает какие-то важные и хорошие для него эпизоды с прошлого и это помогает встать и идти дальше. «Он потерял представление, где находится север, и забыл, с какой стороны он пришел вчера», но только стремление добраться до Страны Маленьких Палок заставляло его продолжать свой неистово сложный путь к выживанию. Как же это сложно – бороться с самим собой, да еще и в таких зверски тяжелых условиях! Но на кону стоит его жизнь и он просто обязан двигаться вперед ради будущего, светлого будущего, которое он так хочет познать и прочувствовать. Голод заставлял его есть горькие ягоды, пытался поймать рыбку в луже воды, попасть камнем в куропатку. Истощение и пораненная нога приносили ему ужасные страдания. «Штаны у него порвались об острые камни, от колен тянулся кровавый след». Временами ему казалось, что силы уже покинули его тело, но усилием огромной воли он продолжал свой путь, делая шаг за шагом.«К полудню он совсем выбился из сил… и опять разделил золото, на этот раз высыпав половину на землю. К вечеру он выбросил и другую половину». Теперь и деньги не имели никакого значения. Он просто пытался выжить.
    Желание жить – самое важное для любого, попавшего в экстремальную ситуацию, Именно оно способно дать нам силы и стремление к победе.

  4. 4
    Текст добавил: Анатолий Вайс

    Котик М. А.
    Ситуацию, в которой создается достаточно большая возможность возникновения несчастного случая, принято называть опасной, или аварийной. Хотя слово авария означает повреждение, ущерб и поэтому может применяться к любым видам телесных и материальных повреждений, в наше время принято связывать это слово чаще всего с техническими нарушениями и их последствиями. Когда авария ведет к повреждениям техники, она приносит ущерб лишь экономического и морального порядка. Когда же авария влечет за собой телесные повреждения людей, приходится говорить о связанных с ней несчастных случаях. Если же нарушения в работе техники приводят к несчастным случаям, вызывающим гибель хотя бы одного человека, подобное событие иногда (например, в авиации) квалифицируется уже как катастрофа.
    После краткого определения понятий «авария» и «катастрофа» вернемся к рассмотрению аварийной ситуации. К. К. Платонов определяет аварийную ситуацию как «осложнение условий трудовой деятельности, которое делает невозможным ее выполнение по ранее намеченному плану ввиду угрозы аварии [148, 144]. Причинами возникновения такой ситуации могут быть, как уже отмечалось, неправильные действия человека (личный фактор), отказы техники, нарушения требуемой организации трудовой деятельности или комплекс этих факторов [200].
    В литературе приводится такой пример [59]. Рабочий заметил нарушение в работе станка. Поэтому он остановил станок и начал его ремонтировать, однако ручку остановки станка установил при этом так, что она не стала на защелку В процессе ремонта произошло самопроизвольное включение станка, повлекшее за собой несчастный случай. В этом происшествии были признаны виновными и человек, который неправильно выключил станок, и техника, ибо станок должен четко выключаться. Если углубиться в технические причины, то приходится констатировать не только неисправность станка, но и его конструктивное несовершенство: с точки зрения безопасности труда должна быть исключена возможность включения станка тогда, когда рукоятка не встала на защелку.
    В дальнейшем изложении, чтобы не связывать несчастные случаи только с техническими факторами, будем использовать термин не «аварийная», а «опасная ситуация». Это позволит рассматривать несчастные случаи, происходящие не только в промышленном и сельскохозяйственном производстве, но и в других видах деятельности. Помимо того, понятие «аварийная ситуация» не всегда оказывается пригодным даже применительно к заводской деятельности. Так, например, когда человек, не имеющий специальной подготовки, берет молоток, зубило и начинает рубить металл, то возникает ситуация, при которой возможность несчастного случая весьма велика. Однако, несмотря на это, такую ситуацию все же лучше назвать не «аварийной», а «опасной».
    Несчастный случай порой расценивают как следствие неадекватного поведения человека в опасной ситуации [58, 149], как результат его неправильных реакций на такую ситуацию.
    Основная сложность поведения в связи с опасной ситуацией заключается в ее своевременном обнаружении, диагностировании и выборе адекватного способа реагирования на нее. Жесткие же временные ограничения, которые обычно возникают в таких случаях, и большая цена ошибки делают опасную ситуацию эмоционально напряженной. Еще советские психотехники в начале 30-х гг. [204, 50—51] определяли опасную ситуацию по критерию высоких психофизиологических требований, которые она предъявляет человеку, и выделяли как высший полюс ее градации такие случаи, когда требования, предъявленные ситуацией, превышают возможности человека. Вводился даже коэффициент опасности ситуации, представленный как соотношение характеристик опасной ситуации и психофизиологических возможностей человека противостоять ей.
    При определении опасной ситуации, как уже отмечалось, обычно исходят из соображения, что основным ее показателем является высокая возможность возникновения несчастного случая. Здесь, естественно, встает вопрос: какую возможность следует считать высокой — когда вероятность несчастного случая составляет 0, 01 или 0, 1 либо она должна быть еще больше или меньше? Можно предположить, что такие оценки в значительной мере зависят и от характера самого несчастного случая, а главное, связанных с ним последствий. Причем эти оценки должны быть обусловлены субъективным фактором — отношением данного человека к возникшей опасности. Поэтому прежде чем говорить о закономерностях формирования у людей представлений об опасных ситуациях, следует определить меру, позволяющую оценивать их отношение к подобным ситуациям. Показатель этого отношения можно вывести из общепринятых в отечественной психологии понятий значения и смысла.
    Как отмечал А. Н. Леонтьев [108], представление о значении того или иного явления, предмета, действия формируется в соответствующей социальной среде, отражая его наиболее существенные свойства, связи и отношения. Так, например, каждый шофер понимает значение в его работе тормозов, рулевого управления, стоп-сигнала, электрик — значение высокого напряжения, хорошего контакта в соединениях проводов и т. п.
    Однако, наряду с общепринятыми представлениями о явлениях, предметах, действиях (т. е. с их значениями), можно говорить о субъективном отражении этих реальностей в индивидуальном сознании данного человека — о том смысле, который они приобретают для него. В смысле общепринятое значение данного явления, предмета получает свою индивидуальную интерпретацию, преломляется под углом психических особенностей данной личности, ее преобладающих потребностей, мотивов, интересов. «Смысл создает пристрастность человеческого сознания», — писал А. Н. Леонтьев [109, 136]. Поэтому смысл тормозов для водителя, побывавшего в аварии из-за их отказа, будет существенно отличаться от смысла, который усматривает в этом понятии водитель, не знавший подобных происшествий.
    Л. С. Выготский считал, что ключом к пониманию поведения человека, его поступков является выявление тех смыслов, которые он вкладывает в свои действия, и указывал, что смысл «представляет собой единство аффективных и интеллектуальных процессов» [41, 54]. О необходимости учета эмоциональной и содержательной стороны смысла пишет Ф. В. Бассин, подчеркивая, что «смысл в отрыве от переживаний — это логическая конструкция, а переживания в отрыве от смысла — это, скорее, физиологическая категория» [15, 22]. Таким образом, для выявления отношения человека к различным задачам и ситуациям, возникающим в трудовой или любой другой деятельности, необходимо установить смысл, который он усматривает в этих задачах и ситуациях, — то есть то, как в его сознании отражается их содержание и какие переживания сопутствуют этому содержанию.
    Эмоции, возникающие в процессе деятельности, бесконечно разнообразны. Однако для процесса труда в первом приближении можно выделить две главные категории переживаний: эмоции, обусловленные успешным течением процесса деятельности, успешным достижением цели, и эмоции, связанные с трудностями, препятствиями, возникшими на пути к цели, порожденные различными опасностями для человека, угрозами его ценностям.
    Исходя из этих соображений, мы ввели понятие значимость как меру уровня эмоциональной реакции человека на смысл возникшей задачи, ситуации, предстоящего действия, полученного результата и т. п. и выделили две категории значимости: значимость-ценность — показатель переживаний, вызванных ожидаемым или достигнутым успехом в деятельности, и значимость-тревожность — показатель переживаний, порожденных трудностями, а также опасностями этой деятельности и ее последствий.
    В данном рассмотрении нас интересует отношение человека к опасной ситуации, которое теперь будем определять показателем ее значимости-тревожности. Выше было высказано предположение, что переживания, вызванные опасной ситуацией, т. е. ее значимость-тревожность, определяются, с одной стороны, тяжестью вытекающих из нее последствий и, с другой — вероятностью (возможностью) реализации этих последствий.
    Для проверки этого предположения мы провели специальное исследование. Поскольку в данном случае нас интересовали субъективные представления о возможности и тяжести несчастных случаев, исследование выполнялось методом экспертных оценок и на роль экспертов в нем были привлечены инженеры по безопасности труда и студенты-психологи, специализирующиеся в данном направлении (всего 50 человек), т. е. люди, способные разносторонне оценивать несчастные случаи.
    Изучались следующие категории последствий несчастных случаев, расположенные по возрастанию их уровня тяжести:
    1) микротравмы (после которых можно продолжать работу),
    2) легкие травмы (связанные с потерей трудоспособности на день или несколько дней),
    3) травмы средней тяжести (приведшие к относительно серьезным повреждениям организма и относительно длительной нетрудоспособности),
    4) тяжелые травмы (вызвавшие тяжелое повреждение организма и требующие длительного лечения).
    5) травмы, приведшие к инвалидности (полной или частичной потере трудоспособности),
    6) смертельные травмы.
    Целью первой части исследования была градуировка шкалы тяжести физических повреждений. Для этого каждому эксперту был выдан лист миллиметровой бумаги, где были изображены оси координат (длиной по 10 см). Горизонтальная ось отображала уровень тяжести рассматриваемых событий. В начале этой оси была отмечена цифра «1», а на ее правом конце — цифра «6». Эти цифры соответствовали крайним значениям уровня тяжести названных категорий несчастных случаев: 1 — микротравмам, а 6 — смертельным травмам. Эксперты должны были на этой горизонтальной оси, в интервале между крайними точками (1 и 6), отметить промежуточные точки 2, 3, 4 и 5, определяющие травмы промежуточной степени тяжести, причем сделать это таким образом, чтобы удаление между точками соответствовало различию в степени тяжести отражаемых ими событий.
    После градуировки шкалы тяжести несчастных случаев экспертам предлагалось выполнить вторую часть задания, которая заключалась в следующем. Требовалось оценить рассматриваемые события с точки зрения шансов их возникновения. По вертикальной шкале графика были отложены значения шансов, выраженные в процентах. Для каждой категории травм (точек, отмеченных на горизонтальной оси) эксперт должен был отложить на графике соответствующую ординату, определяющую шансы, при которых данное событие возникает столь часто, что ситуация становится уже значимой-тревожной. Соединив вершины избранных ординат, эксперт таким образом получал определенную кривую, связывающую тяжесть каждой категории повреждения и его возможность с появлением тревоги по поводу этих событий.
    В результате статистической обработки графиков, построенных различными экспертами, была получена некоторая осредненная кривая, представленная на рис. 1.4. Как видно из этого рисунка, связь между тяжестью (S) несчастного случая и шансами (Р) его реализации, при которых ситуация становится уже значимой-тревожной (Т), описывается примерно экспоненциальной зависимостью. На графике указаны доверительные интервалы (на уровне достоверности fi=0, 99) как для отдельных категорий тяжести несчастных случаев, так и для точек построенной кривой Р (S). Как можно заключить из полученной зависимости, тревога по поводу несчастного случая формируется не только исходя из шансов его реализации, но и с учетом степени его тяжести. Так, например, появление микротравмы делает ситуацию тревожной при шансах 42, 5%; в то же время достаточно 8% шансов появления тяжелой травмы и 1, 7% шансов появления смертельной травмы, чтобы ситуация стала тревожной. Итак, получается, что чем тяжелее последствия несчастного случая, тем при меньших шансах его появления ситуация становится тревожной.
    Если шансы рассматриваемых событий приближенно выразить в показателях их вероятности (р=щ))> а последние по формуле H=-log2p пересчитать в условные показатели (Н) неопределенности реализации каждого из этих событий, то получим зависимость, связывающую тяжесть (S) несчастных случаев и неопределенность их появления (Н), с одной стороны, с возникновением тревоги (Т) по поводу этих событий — с другой. Как видно из рис. 1.4, данная зависимость оказалась примерно линейной, т. е. если с ростом тяжести последствий будет линейно возрастать указанная неопределенность их реализации, то значимость-тревожность рассматриваемых событий будет оставаться примерно на одном и том же уровне.
    Описанный выше эксперимент был продолжен. В той же системе координат (S, Р) для каждой точки, отмеченной на оси абсцисс, экспертам предлагалось отложить шансы, при которых указанные события оказываются лишь немного тревожными, а затем шансы, при которых возможность реализации этих же событий делает ситуацию тревожной, очень тревожной и исключительно тревожной. По каждой группе точек получалась своя кривая. После статистической обработки трех дополнительных кривых, построенных экспертами, на рис. 1.5, с учетом ранее полученной кривой, были представлены четыре осредненные характеристики, связывающие тяжесть (S) и возможность (Р) несчастных случаев с четырьмя различными уровнями тревоги: небольшим (То), средним (Ti), высоким (Тг) и исключительно высоким (Т3). Как видно из рисунка, все эти кривые получились близкими к экспоненциальным, а характеристики, связывающие тяжесть несчастного случая (S) и его неопределенность (Н) с различными уровнями тревоги, — примерно линейными.
    Итак, проведенное исследование позволило не только заключить, что уровень тревоги, возникающей в опасной ситуации, оказывается обусловлен как тяжестью вытекающих из нее последствий, так и возможностью их реализации, но и установить функциональную связь между этими показателями.
    Результаты данного исследования, как нам представляется, имеют важное теоретическое и прикладное значение. Они раскрывают закономерности возникновения у людей различных уровней тревоги по поводу опасных ситуаций, чреватых последствиями той или иной степени тяжести с теми или иными возможностями их осуществления. В главе 3 будет показано использование результатов этого исследования для выявления степени мотивации людей к избеганию опасностей различной природы, различных уровней. Пока же приведем конкретный пример практического использования выявленных закономерностей.
    Представим себе, что нам нужно пройти по толстой пятиметровой дубовой доске шириной в 30 см, расположенной на высоте около метра над землей. Такая задача покажется нам, наверняка, довольно простой, а ее неопределенность относительно заданной в ней цели очень невысокой. Теперь предположим, что та же доска является частью строительных лесов и находится на высоте третьего этажа. Новая задача покажется нам, по всей вероятности, не такой уж простой, а успех ее разрешения не столь определенным. И причиной тому явится лишь то обстоятельство, что новая задача станет существенно более опасной. Если бы обе эти задачи решал робот, для него они представляли бы одинаковую неопределенность. Следовательно, именно какие-то человеческие особенности в оценке двух этих задач предопределяют различие в степени их неопределенности. В чем же заключаются эти особенности?
    Можно предположить, что осознание человеком высокой опасности решаемой задачи вызывает у него чрезмерно сильное волнение (состояние дистресса), которое приводит к дезорганизации деятельности и понижению его физических возможностей по решению подобной задачи. Однако такие реакции организма на опасные задачи возникают далеко не всегда. Многие исследования [72; 82; 101 и др.] показывают, что фактор опасности, если он не чрезмерно велик, обычно способствует мобилизации внутренних ресурсов организма и этим благоприятствует успешности решения опасных задач. Поэтому в общем случае нет оснований считать, что опасные задачи становятся более неопределенными только потому, что понижаются физические возможности человека по их разрешению.
    Более обоснованный ответ на поставленный вопрос вытекает из анализа результатов описанного выше исследования, где было экспериментально доказано, что чем тяжелее последствия ошибки, тем при меньших шансах возможность ее возникновения уже начинает тревожить человека. Если считать, что в первой и второй задаче шансы ошибиться будут одинаковыми (примерно 10%), то при самом грубом осреднении по рис. 1.5 можно заключить, что в первом случае, где при падении можно получить микротравму, уровень тревоги будет менее чем небольшой, во втором же случае, где из-за падения можно стать инвалидом, ситуация станет более чем очень тревожной.
    Для получения более строгих оценок отношения данного человека к опасности нужно использовать его индивидуальные кривые и по ним сделать вывод об его уровне тревоги в данных задачах при тех или иных шансах падения. Причем по взаимному расположению его индивидуальных кривых относительно осредненных (рис. 1.5) можно заключить, является ли он более или менее осторожным, чем большинство других.
    В предисловии к данной книге мы отметили, что здесь для нас важно выявить отношение человека не только к физической, но и к другим категориям опасности, существующим в его предметной деятельности. Так, в ней ему приходится сталкиваться с опасностью социальных наказаний, материальных потерь, духовных переживаний и пр. Поэтому, наряду с описанным выше исследованием отношения человека к ситуациям, чреватым физической опасностью, мы провели специальные исследования его отношения к категориям социальных и отдельно — материальных опасностей. Исследования проводились точно в той же последовательности, как и вышеописанное. В первом случае изучались такие социальные опасности, как получение неудовлетворительной оценки на семинаре, на экзамене, исключение из университета (в роли экспертов выступали студенты) вплоть до наступления смерти. Полученные нами результаты представлены на рис. 1.6. Из сопоставления рис. 1.5 и 1.6 можно заключить, что представленные здесь зависимости весьма близки к тем, что были установлены для ситуаций, связанных с физической опасностью.
    Во втором случае изучалось отношение человека к материальным потерям, начиная от потери нескольких рублей, лишения стипендии (экспертами также были студенты) до потери всего имущества и жизни. Здесь мы не будем приводить полученные результирующие кривые (эти исследования более подробно описаны в работе [88]); отметим лишь, что они оказались сходными с зависимостями, представленными на рис. 1.5 и 1.6.
    Таким образом, проведенные исследования позволили сделать вывод о том, что, независимо от природы действующих опасностей, существуют некоторые общие закономерности формирования отношения к ним человека. Учет этих закономерностей открывает возможности для диагностирования уровней тревоги людей в связи с различными видами опасностей. В дальнейшем нашем изложении, на основе теоретических положений и многочисленных практических примеров, будет показана тесная связь между отношением человека к опасности и возможностью возникновения у него несчастных случаев и прочих происшествий. Поэтому вопрос о выявлении отношения человека к опасности и степени адекватности ее оценки оказывается одним из важнейших в области психологии безопасности деятельности. Изучению отношения людей к различным профессиональным опасностям был посвящен ряд исследований автора и его учеников.
    Описанным выше методом мы совместно с У. Р. Ильмом [89] изучали отношение к физической и социальной опасности работников охраны правопорядка и установили, что для этой категории людей в ситуациях, где одновременно существует физическая и социальная опасность, тревога из-за невыполнения служебного долга и потери авторитета оказывается сильнее, чем тревога по поводу получения ранения и даже гибели.
    Вместе с С. А. Варенд мы изучали отношение к опасности альпинистов [33]. Нас интересовало, что более волнует альпиниста при восхождениях в горах: физическая опасность (сорваться, получить повреждение или даже погибнуть) или же социальная опасность (своим неверным действием подвести товарищей, потерять уважение и пр.). Исследование, проведенное тем же методом, показало, что социальная опасность волнует альпинистов больше. И только в ситуациях, когда возникает непосредственная угроза для их жизни, категория физических опасностей выходит на передний план.
    Ю. И. Ливенталь [1981] изучал данным методом отношение водителей к различным скоростям движения в разнообразных дорожных ситуациях и установил для каждой из них предельные скорости, при которых обычно возникает или не возникает тревога по поводу дорожно-транспортного происшествия [111].
    В 1984 г. нами совместно с Т. Ю. Оргом изложенным выше методом исследовалось отношение таллинских водителей такси к различным категориям опасности, возникающим в их практической деятельности. Рассматривались три категории таких опасностей: дорожно-транспортное происшествие с несчастным случаем (от микро- до смертельной травмы), социальное наказание службой автоинспекции и судебными органами (от мелкого наказания до крайних судебных санкций), проступки и преступления пассажиров (от оскорбления до нападения и убийства). Исследование показало, что при невысоких уровнях опасностей водителей такси больше всего волнуют социальные наказания, при средних же и высоких уровнях опасностей начинает преобладать тревога, связанная с поведением пассажиров. Было замечено, что эта категория опасности особенно тревожит водителей, отличающихся худшими профессиональными и социальными качествами. У водителей же с высоким уровнем таких качеств на переднем плане оказывается тревога по поводу дорожно-транспортных происшествий. На основе этих исследований были сделаны практические предложения по созданию более благоприятных и спокойных условий для работы водителей такси.
    Наряду с достоинствами описанного выше метода оценки отношения людей к различным видам опасности, следует отметить и один его весьма существенный недостаток. Эксперты или испытуемые должны были оценивать в процентах шансы реализации различных опасностей. Люди же, как известно, часто испытывают затруднения при необходимости количественных оценок тех или иных явлений. «Элементами мышления человека, — как отмечает американский математик Л. Заде, — являются не числа, а элементы некоторых нечетких множеств или классов объектов, для которых переход от «принадлежности» к классу «непринадлежности» не скачкообразен, а непрерывен» [61, 7]. Поэтому при выявлении отношения людей к тем или иным явлениям, в том числе и к опасностям, целесообразнее предлагать им высказывать свое мнение в нечетких показателях типа «редко», «часто» или «слабо», «сильно».
    Подобные нечеткие оценки в таких случаях имеют, с нашей точки зрения, еще одно большое достоинство. Его можно показать на следующем примере. Предположим, имеется высказывание «Петр получил премию 100 рублей», которое вполне определенно описывает событие. Теперь представим себе, что кто-то по этому поводу сказал: «Петр получил большую премию», а кто-то другой — «Петр получил маленькую премию». Последние два высказывания оказываются уже менее информативными, чем первое, — в них не определяется сумма премии. Однако за счет использования нечетных понятий в них явно выражается отношение говорящего к этому событию. Таким образом, использование нечетких категорий понижает информативность высказывании, но зато позволяет выражать свое отношение к содержащемуся в них смыслу — передавать эмоциональную сторону этого смысла.
    Исходя из этих соображений нами был разработан метод определения отношения человека к опасности, при котором он должен был оценивать интенсивность опасности в терминах «очень слабо», «слабо», «сильно», «очень сильно» и т. п., а возможность ее реализации в терминах «очень редко», «редко», «часто», «очень часто» и т. д. На основе ряда специальных исследований были выявлены закономерности, по которым, исходя из названных человеком пар оценок (интенсивности и возможности) опасной ситуации, можно выводить примерное суждение об уровне его тревоги по поводу такой ситуации. Ограниченность объема данной книги не позволяет изложить в ней все результаты этого исследования, которые более подробно представлены в работе [88].
    Заключая данный параграф и рассмотрение опасных ситуаций, следует повторить, что опасные ситуации, к счастью, далеко не всегда переходят в аварии, несчастные случаи и прочие подобные неприятности. Поэтому можно вести речь об опасных ситуациях, которые существовали, угрожали несчастьем, но по тем или иным причинам завершились благополучно. Подобные опасные ситуации принято называть предпосылками к несчастным случаям (англ. incident, нем. Fastunfall). Предпосылки иногда дефинируют как нежелательные события, которые при несколько изменившейся ситуации могли бы явиться причиной повреждения и (или) материального ущерба [316, 8]. К вопросу анализа предпосылок и использованию этих сведений для предупреждения несчастных случаев мы еще вернемся в главе 4 настоящего изложения.

  5. Как ни крути, но риск постоянно присутствует в нашей жизни. Что бы не делали, чем бы не занимались, какие решения не принимали, риск всегда рядом с нами. Даже существует выражение «Кто не рискует, то не пьет шампанское». И это факт!
    Когда мы принимаем решение, которое изменит нашу жизнь, это можно назвать риском. Ведь мы не можем быть уверенными, что наше решение поведет нас к успеху. Существуют определенные риски. Но это не значит, что не стоит менять свою жизнь к лучшему. Наоборот, риск нужен, чтобы жить каждый раз все лучше и лучше. Не исключено, что принятие кого-либо решения приведет к неудаче. Но это не повод отчаивается. Порой мы рискуем на работе, но это не мешает нам продолжать работать.
    Без риска жизнь человека станет бессмысленной. Порой мы думаем, что не существует ни каких рисков, но на самом деле это не так. Если бы люди не совершали рискованных поступков, то у нас бы не было элементарной лампочки или телевизора. Многие ученые и изобретатели идут на риск что бы принести в наш мир что-то новое. И где бы мы были если бы не рисковали. Жизнь слишком коротка, чтобы стоять на месте и не рисковать. Риск существует не только в бытовых решениях, но и в любви. Мы доверяем человеку и это тоже можно назвать риском. Естественно, что, когда мы рискуем, мы надеемся только на лучшее. И никогда не надо отчаивается, если риск не оправдал наши надежды. Нужно всегда идти только вперед, и пробовать снова рисковать.
    Само собой, что, если риск касается здоровья или жизни человека, тут нужно все хорошо обдумывать. Я, например против именно таких рисков. Я считаю, что жизнь и здоровье важнее всяких рисков. Не нужно лишать себя или кого таких ценностей. Я имею в виду такие риски как
    Не надо ездить пьяным за рулем
    Не нужно принимать наркотики
    Не нужно прыгать со скалы
    Не стоит бегать по крышам
    Существует множество рисков, связанных с жизнью человека. К моему сожалению не все думают так как я. И поэтому многие сомнительные развлечения приводят к беде. Все же стоит понимать, где можно рисковать, а где категорически нет. Особенно важно, чтобы это понимали дети. Так как именно младшее поколение принимает неверные решения. Взрослым важно напоминать нашим детям о таких рисках. Можно рискнуть подойти к однокласснице и признается ей в любви. Но ни как нельзя иди на речку без разрешения взрослых. Можно рискнуть переехать в другой город. Но нельзя рисковать своей жизнью и здоровьем.

  6. 6
    Текст добавил: Я и есть ваш Умед

    Министерство сельского хозяйства Российской Федерации Департамент научно-технологической политики и образования Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный аграрный университет» Институт агробизнеса пищевой и перерабатывающей промышленности
    Кафедра безопасность жизнедеятельности
    РЕФЕРАТ
    Тема: Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни и правила поведения
    Выполнил: ст. Гусарова Н.В.,44гр.
    Проверил: Побегайлова В.Ф.
    Красноярск 2009
    Содержание
    Введение
    Кража
    Мошенничество
    Правила поведения в случаях посягательств на жизнь и здоровье
    Нападение на улице
    Приставание пьяного
    Изнасилование
    Нападение в автомобиле
    Опасность во время ночной остановки
    Предупреждение криминальных посягательств в отношении детей
    Необходимая самооборона в криминальных ситуациях
    Правовые основы самообороны
    Основные правила самообороны
    Заключение
    Список использованной литературы
    Введение
    Рассмотрим некоторые виды опасностей.
    Шантаж в юридической практике рассматривается как преступление, заключающееся в угрозе разоблаче­ния, разглашения позорящих сведений с целью добить­ся каких-либо выгод. Шантаж как опасность оказывает отрицательное воздействие на нервную систему.
    Мошенничество – преступление, заключающееся в завладении государственным, общественным или лич­ным имуществом (или в приобретении прав на имуще­ство) путем обмана или злоупотребления доверием. Оче­видно, что человек, ставший жертвой мошенничества, испытывает сильные психофизиологические потрясения.
    Бандитизм – это организация вооруженных банд с целью нападения на государственные и общественные учреждения либо на отдельных лиц, а также участие в таких бандах и совершенных ими нападениях.
    Разбой – преступление, заключающееся в нападе­нии с целью завладения государственным, обществен­ным или личным имуществом, соединенном с насилием или угрозой насилия, опасном для жизни и здоровья лица, подвергшегося нападению.
    Изнасилование – половое сношение с применением физического насилия, угроз или с использованием беспо­мощного состояния потерпевшей. Уголовное право пре­дусматривает суровое наказание за изнасилование, вплоть до смертной казни (при отягчающих обстоятельствах).
    Заложничество – представляет собой форму пре­ступления. Суть заложничества состоит в захвате людей (нередко это дети и женщины) одними лицами с целью заставить выполнить определенные требования другими лицами, из числа которых взяты заложники.
    Террор – физическое насилие вплоть до физическо­го уничтожения.
    1. Кража
    Кража – это тайное хищение чужого имущества.
    Признаки кражи:
    * противоправность изъятия чужого имущества;
    * безвозмездность изъятия чужого имущества;
    * тайность изъятия.
    Число краж личного имущества в России ежегодно увеличивается на 6,65%. Так, за 1993 г. было совершено 1 063 829 краж личного имущества. Кража – это нена­сильственное преступление, имущество изымается помимо воли собственника, но не вопреки ей. Если же преступник действует открыто, то такие преступления ква­лифицируются как грабеж, а если преступник для изъятия имущества применяет насилие, то грабеж перерастает в насильственный грабеж или разбой.
    Законодательно кражи разделяются:
    * на простую – карманная, кража у спящего или пьяного и т. д.;
    * квалифицированную – совершенную группой лиц или по предварительному сговору, или неоднократно;
    * особо квалифицированную – совершенную организованной группой или в круп­ном размере и т. д.
    Около 80% краж составляют квалифицированные и особо квалифицированные кражи. Уголовной ответственности за кражу подвергаются вменяемые граждане, достигшие 14-летнего возраста.
    Как уберечь себя от кражи? Следует быть особенно внимательным в местах скоп­ления людей – в транспорте, в магазинах, на рынках. Если вы отправились за по­купками, разделите крупные суммы денег, не держите их в одном месте. Не берите с собой сумочку с ремнем через плечо (ее могут легко открыть или разрезать). Если вы все-таки взяли такую сумочку, то повесьте ее впереди, чтобы ее можно было видеть. Не держите деньги в задних карманах брюк, в карманах пальто.
    2. Мошенничество
    Одним из распространенных преступлений против собственности является мошен­ничество, проникающее во все сферы деятельности человека.
    Мошенничество – хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием (ст. 159 УК РФ).
    Существует два способа мошенничества – обман и злоупотребление доверием. Обман – искажение истины – может быть активным и пассивным. Активный об­ман заключается в преднамеренном введении в заблуждение владельца имуще­ства посредством сообщения ложных сведений или изготовления подложных до­кументов. Пассивный обман состоит в умолчании о юридически значимых фактах, что вводит владельца имущества в заблуждение относительно законности основа­ний для передачи имущества. Обман при мошенничестве может касаться любых обстоятельств и событий настоящего, прошедшего или будущего времени. Злоупот­ребление доверием – это использование доверительного отношения во вред дове­ряющему (собственнику), что приводит к хищению имущества у собственника. Большая часть мошеннических способов присвоения чужого имущества известна уже многие десятилетия, формы же и средства могут быть самыми разнообразными.
    Вот некоторые примеры.
    «Честный человек».Человек находит в подъезде, лифте бумажник с документа­ми. Обнаружив номер телефона владельца, звонит ему и сообщает о находке, дого­варивается о встрече. В условленное время хозяин документов приходит на встре­чу не один, забирает бумажник, осматривает его и спрашивает: «А где деньги? Здесь было… (2,3,5 тысяч долларов)».
    Нашедший пытается объяснить, что денег не было. Хозяин бумажника с прияте­лем начинают кричать, угрожать, предлагают пройти в ближайшее отделение ми­лиции, обвиняют в воровстве.
    В результате запуганный гражданин может отдать деньги, боясь получить еще боль­шие неприятности за свое доброе дело.
    «Выгодная покупка». Мошенник предлагает купить дешево золотое кольцо, объяс­няя это тем, что его ограбили, осталось только кольцо. Доверчивый покупатель, рассчитывающий совершить выгодную покупку, в результате получает кольцо из меди (наличие пробы на кольце не гарантирует, что оно золотое).
    В другом случае гражданин желает купить необходимую вещь, но не находит ее на рынке. И тут к нему подходит человек и предлагает купить эту вещь у него, для чего надо пройти к нему домой.
    Мошенник подводит покупателя к дверям подъезда или квартиры, берет деньги и заходит туда. При этом на двери может быть кнопка звонка, номер квартиры, «от­крывает» ее мошенник своим ключом, и только устав ждать, покупатель убеждает­ся, что дверь ведет или в подъезд с двумя выходами, или на улицу и т. д.
    Иногда люди, желая приобрести нужную вещь, также натыкаются на мошенни­ков. Покупатель, придя с деньгами за товаром, обнаруживает продавца с пистоле­том и безропотно отдает принесенные деньги.
    «Бумажная кукла».Довольно часто у обменных пунктов валюты мошенники пред­лагают обмен по более выгодному курсу. Показывают деньги – пачку стодолларо­вых купюр. Ипока жертва достает деньги, мошенник подменяет пачку другой – из однодолларовых купюр и упакованной точно так же, как первая. После того как он берет деньги жертвы, появляется помощник менялы, который под тем или иным предлогом спугивает меняющихся. Жертва быстро забирает деньги, а мошенник тут же исчезает.
    Мошенникам известно множество способов подменить деньги жертвы «куклой». На рынке встречаются специалисты по вещевым «куклам». Вы померили джинсы и просите их завернуть. На ваших глазах покупку ловко упакуют, а дома вы обна­ружите одну штанину. «Куклой» может оказаться и коробка из под магнитофона, наполненная всяким хламом, или пластмассовый корпус от телевизора или дру­гой бытовой техники, из которого извлечена вся электронная начинка.
    Чтобы не быть обманутым, не поленитесь придирчиво осмотреть товар. Не дове­ряйте «фирменным» упаковкам. Не убедив продавца распечатать коробку с духа­ми или заклеенный со всех сторон пакет с курткой, не отдавайте денег. Особенно остерегайтесь покупать радиоаппаратуру в тех местах, где нельзя досконально про­верить ее работоспособность. Отдавайте деньги только тогда, когда приобретен­ная вещь окажется в ваших руках.
    3. Правила поведения в случаях посягательств на жизнь и здоровье
    3.1. Нападение на улице
    Если на вас напали на улице, придерживайтесь двух основных правил:
    * убегайте, если есть такая возможность;
    * отбивайтесь, если не можете убежать.
    Лучше всего вовремя убежать. На всякий случай можно закричать, постучаться в ближайшую дверь.
    Защищаться лучше всего каким-либо предметом. Например, если у вас в руках зонтик с острым наконечником, держите его обеими руками и делайте выпады, как при штыковой атаке, целя в лицо или в живот напавшего. Удары нужно наносить без предупреждения, решительно и изо всей силы. Будьте готовы повторить атаку или примените еще какой-нибудь прием, если первого удара оказалось недоста­точно. Кричите при этом изо всей мочи и продолжайте драться, пока нападающий на вас человек не упадет или у вас не появится возможность убежать.
    Если на вас напали сзади, обхватив шею обеими руками, слегка изогните тулови­ще, крепко сожмите в кулак руку, поднимите ее и с силой отведите назад, стараясь попасть локтем в солнечное сплетение нападающего. Этого удара часто бывает достаточно, чтобы заставить его ослабить захват и вырваться из его рук.
    Если удара локтем в живот не хватило для того, чтобы преступник ослабил свою хватку, приподнимите ногу и, согнув ее в колене, опустите на кость передней час­ти голени ноги нападающего так, чтобы ваш каблук проехал до самого низа и вон­зился в его ступню (совет пригоден только для женщин, носящих обувь на каблу­ках).
    Если нападающий пытается задушить вас, обхватив сзади, возьмите его за мизинцы обеих рук и выверните их вверх. Если действие будет достаточно резким, вы можете поломать их. Жуткая боль заставит нападающего сразу ослабить свой захват.
    Если на вас напали спереди, напрягите распрямленные пальцы руки и ткните ими в горло напавшего либо ударьте его ребром напряженной ладони в адамово ябло­ко. Очень эффективен также удар коленом между ног напавшего. Однако этот при­ем не сработает, если вы не приблизитесь к нему достаточно близко либо если на нем длиннополое пальто. Прием из этой серии – схватить его за половые органы и, сжав их изо всей силы, хорошенько дернуть. Если это сделать резко, напавший наверняка потеряет сознание от боли.
    И последнее: напрягите средний и указательный пальцы и, разведя их под углом, ткните в глаза нападающего.
    Меры предосторожности: вечерами старайтесь ходить по хорошо освещенным людным улицам. Но если вам приходится идти переулком, держитесь поближе к краю тротуара и подальше от темных подъездов, куда вас может затащить вне­запно возникший перед вами злоумышленник. Идите с уверенным видом. На вся­кий случай держите в руках зонтик или фонарь.
    Если вы идете по шоссе, держитесь той стороны, где транспорт будет двигаться вам навстречу, – так вас не смогут затащить в подъехавшую сзади машину. Су­мочку с деньгами лучше держать в левой руке или на левом плече, чтобы порав­нявшийся с вами злоумышленник-мотоциклист не смог ее выхватить и скрыться. Ключи храните в кармане, а не в сумочке – тогда в случае ее похищения вы всегда сможете попасть домой, тем более, если в сумочке лежат документы, но которым вор сможет узнать ваш адрес.
    Приставание пьяного
    Если вы часто пользуетесь пригородными электричками, особенно в вечерние часы, старайтесь не садиться в вагон, где почти нет людей либо едет какая-либо шумная компания.
    Не обращайте на пьяного внимания и, насколько это возможно, старайтесь не при­влекать его внимание к себе. В поезде лучше пройдите в другой вагон, прежде чем он приблизится к вам, а на улице – перейдите на другую сторону. Если он пытает­ся задержать вас разговором, просто скажите ему что-нибудь дружелюбное вроде: «Привет!» – и скорее уходите. Если он вас не отпускает, оцените его настроение и характер. Если ему просто хочется излить душу, поговорите с ним немного, но за­тем, воспользовавшись любым предлогом, избавьтесь от его компании. Разговари­вайте ровным тоном, старайтесь не показывать, что он вам неприятен или что вы его боитесь – это может разозлить его.
    Если пьяный полезет в драку или начнет к вам открыто приставать, хорошенько прикрикните на него, употребляя самые сильные из известных вам выражений, так как, получив отпор, такие типы часто тушуются. Это также привлечет внима­ние других людей, которые могут поспешить вам на помощь. Если же пьяный не реагирует на ваши крики, а окружающие делают вид, что ничего не замечают, за­щищайтесь сами, избрав наиболее эффективные из известных вам способов обо­роны без оружия, затем вызывайте милицию.
    3.3. Изнасилование
    Изнасилование – это преступление, от которого страдают преимущественно жен­щины. Чтобы избежать насилия, следует соблюдать определенные меры предо­сторожности:
    * старайтесь избегать ситуаций, которые могут закончиться насилием: не возвра­щайтесь домой поздно, не вступайте в разговор с незнакомыми мужчинами, не садитесь в машину, если вас предлагают подвезти, и т. д.;
    * на всякий случай приобретите газовый баллончик. Если приходится возвра­щаться домой поздно вечером, держите баллончик в руке или кармане – из су­мочки его быстро не достанешь;
    * если вы заметили, что за вами идет подозрительный человек, зайдите в любое общественное заведение по пути и позвоните оттуда родным или знакомым, чтобы они вас встретили;
    *открывайте входную дверь только хорошо знакомым людям и тогда, когда вы уверены, что вам это ничем не грозит.
    Если на вас неожиданно кто-то напал и его намерения не вызывают сомнений, по­пробуйте защищаться:
    * пустите в ход сумку, зонтик – все, что есть у вас в руках;
    * применяйте все приемы, какие вы знаете: бейте кулаками, кричите, зовите на помощь, – активное сопротивление может отпугнуть напавшего.
    Если вы все-таки стали жертвой насилия, сразу же постарайтесь получить меди­цинское свидетельство о случившимся. Обратитесь с заявлением в милицию, под­робно описав внешность насильника, а также то, в каком месте и при каких обсто­ятельствах произошло нападение.
    Нападение в автомобиле
    Любая остановка в пути, чтобы подобрать случайного пассажира, чревата опреде­ленным риском: нельзя поручиться, что человек, голосующий у дороги, попав в са­лон вашего автомобиля, не схватит вас за горло и не попросит «уступить ему на время» ваше транспортное средство. Под любым, даже самым благообразным ли­цом может скрываться преступное или хулиганское нутро. Даже подвозя девушку, вы не можете быть уверены, что она не начнет шантажировать вас, порвав на себе кофточку и крича: «Насилуют!»
    Итак, если ваш пассажир все-таки обнаружил дурные намерения, попробуйте придерживаться следующих советов:
    * если пассажир угрожает вам оружием, делайте все, что он требует;
    * не вздумайте драться с ним одной рукой, другой рукой придерживая руль;
    * попытайтесь воспользоваться любым удобным случаем, чтобы освободиться от присутствия агрессивного попутчика: например, закричите, пытаясь привлечь к себе внимание, когда будете проезжать мимо людных мест, или остановитесь на людном перекрестке, сделав вид, что заглох мотор, – раздраженные водите­ли тут же начнут сигналить, и пассажир, быть может, покинет вас, не желая привлекать к себе внимание; можно, наконец, умышленно нарушить правила дорожного движения, проезжая мимо патрульной машины или поста ГИБДД, и вас остановят.
    Если ни один из этих вариантов нельзя применить и пассажир становится все бо­лее агрессивным, отдайте ему машину или сделайте все, что он требует. Постарай­тесь запомнить его внешний вид. Расставшись с пассажиром, тут же обратитесь в милицию.
    3.5. Опасность во время ночной остановки
    Если вы не таксист и не зарабатываете на жизнь перевозкой пассажиров, никогда не берите попутчиков, голосующих в темное время суток.
    Увидев возможную аварию и просящего остановиться человека, заприте все двери вашего автомобиля. Сбросьте скорость и перейдите на низшую передачу, при этом будьте готовы в любой момент поехать быстрее. Включив дальний свет, осмотрите место возможной аварии. Остановитесь, не выключайте мотор и не выходите из машины, пока не убедитесь, что это действительно авария. При малейшем подо­зрении, что авария сымитирована, немедленно уезжайте и как можно быстрее об­ратитесь в милицию.
    4. Предупреждение криминальных посягательств в отношении детей
    Особую социальную опасность представляют насильственные преступления в от­ношении детей. Такие преступления совершают лица с психическими и сексуаль­ными отклонениями. Часть из них – это благополучные, порядочные, интеллек­туально развитые, раскованные люди, их трудно не только изобличить, но и заподозрить в преступных намерениях.
    Чаще всего нападения совершаются в лифтах, в подъезде, в квартире, на чердаке, в скверах, в малолюдных местах. Зачастую преступник подходит к ребенку и под разными предлогами пытается увести его в удобное для совершения преступле­ния место. Преступник может следить за ребенком несколько дней, узнавая под­робности его передвижений, выбирая наиболее подходящий момент. При этом преступник проявляет крайнюю находчивость и изобретательность.
    Рекомендации по предупреждению преступных посягательств в отношении де­тей:
    1. Ребенок не должен открывать дверь незнакомым, когда находится дома один, что бы ни говорил незнакомец.
    2. Ребенок не должен никуда идти с незнакомым человеком, как бы он ни угова­ривал и что бы интересное ни предлагал.
    3. Если ребенок, идя по улице, заметил преследующего его незнакомца, он дол­жен, не стесняясь, подойти к прохожим и попросить защиты.
    4. Если ребенок, войдя в парадную, увидел там незнакомого мужчину, он дол­жен вернуться на улицу и обратиться за помощью к взрослым.
    5. Ребенку не следует входить с незнакомыми людьми в подъезд, лифт.
    6. Если в лифт вместе с ребенком входят незнакомые мужчина и женщина и жен­щина выходит раньше, ребенок должен выйти с ней и подождать, когда осво­бодится лифт.
    7. Нельзя оставлять детей без присмотра.
    8. Если нападение произошло, ребенок должен оказать сопротивление: позвать на помощь, позвонить в чью-либо дверь. Почти всегда после сопротивления преступники скрываются с мест преступления.
    9. Надо объяснить ребенку, что нельзя иметь тайны от родителей, даже если он обещал кому-то хранить секрет.
    10. Следует приучить ребенка никогда не вступать в разговор с незнакомцем. Не нуж­но грубить ему, лучше сделать вид, что не слышишь, и быстро отойти в сторону.
    5.Необходимая самооборона в криминальных ситуациях
    5.1. Правовые основы самообороны
    Каждый человек имеет право на сохранение своего достоинства, чести, здоровья, жизни. Гарантированные Конституцией РФ права человека защищает закон. Воп­росы самообороны, защита прав личности регламентируются в различных статьях Уголовного кодекса РФ, например в ст. 37 «Необходимая оборона».
    Согласно этой статье, не является преступлением причинение вреда посягающему лицу в состоянии необходимой обороны, то есть при защите личности и прав обо­роняющегося или других лиц, охраняемых законом интересов общества или госу­дарства от общественно опасного посягательства, если при этом не было допуще­но превышение пределов необходимой обороны. Право на необходимую оборону имеют в равной мере все лица независимо от их профессиональной или иной спе­циальной подготовки и служебного положения. Это право принадлежит лицу не­зависимо от возможности избежать общественно опасного посягательства или об­ратиться за помощью к другим лицам или органам власти.
    Превышением пределов необходимой обороны признаются умышленные действия, явно не соответствующие характеру и степени общественной опасности посяга­тельства.
    Если в старой редакции приоритетной считалась защита «интересов общества и го­сударства», то теперь на первом месте стоит «защита личности и прав обороняю­щегося». Иначе говоря, если раньше сторож имел больше прав стрелять по маль­чишкам, ворующим яблоки в колхозном саду, чем ударить напавшего на него, на пути домой бандита, то теперь совершенно законно применение физического воз­действия к посягающему на здоровье и жизнь.
    Закон гласит, что обороняющийся не обязан обращаться к кому-либо за помощью, если может сам пресечь агрессию: «…Право (на самозащиту) принадлежит лицу независимо от возможности избежать посягательств либо обратиться за помощью к другим лицам или органам власти». В то же время обороняющийся должен со­размерять степень угрозы и ответные действия и не допускать «превышения пре­делов необходимой обороны». Обороняющийся может превратиться в преступни­ка, если совершит «умышленные действия, явно не соответствующие характеру и опасности посягательств».
    Вот почему следует сделать все возможное, чтобы избежать схватки. В случае не­избежности столкновения постарайтесь привлечь свидетелей, чтобы впоследствии они могли подтвердить, что вы оборонялись, а не нападали. В схватке, если про­тивник безоружен, используйте подручные средства. Если владеете приемами во­сточных единоборств, применяйте их. Все случаи самообороны можно разделить на две категории:
    1. если нападение не представляет прямой угрозы для жизни или здоровья, то действует тот же принцип, что и раньше, – оценивается соответствие средств защиты и нападения;
    2. если нападение опасно, то закон в этом случае предоставляет защищающемуся возможность обороняться и нанести любой вред нападающему.
    Вопросы самообороны освещены также в других статьях УК РФ:
    – ст. 38, «Причинение вреда при задержании лица, совершившего преступле­ние»;
    – ст. 39, «Крайняя необходимость»;
    – ст. 40, «Физическое или психическое принуждение»;
    – ст. 41, «Обоснованный риск».
    5.2.Основные правила самообороны
    К основным правилам самообороны можно отнести следующие:
    1. Постоянно держите в поле зрения все, что происходит поблизости, избегайте попадать в потенциально опасные ситуации.
    2. Попытайтесь найти убежище или помощь. Если есть возможность – бегите, оценив перед этим расстояние и собственные физические возможности.
    3. Привлеките внимание прохожих и живущих поблизости криком: «Пожар!». Боязнь оказаться в огне побуждает людей, которые обычно не расположены вмешиваться при обычных криках о помощи, выглянуть в окно и стать таким образом ненужными свидетелями для преступника.
    4. Когда стычка с нападающим неизбежна, действуйте со всей решительностью.
    5. Чтобы достичь успеха, отвлеките внимание нападающего, может быть, уступив ему в чем-то, чтобы потом неожиданно быстро и точно ударить его в уязвимые места.
    6. Действуйте не мешкая, с максимально возможной силой, чтобы нападающий был не в состоянии ответить. Если ваша реакция будет слабой, это может лишь еще больше разозлить бандита.
    7. В качестве оружия защиты применяйте любой имеющийся предмет (ключи, расческу, баллончик с дезодорантом, зонт, горсть монет, туфли, сумку, песок, камни, палку).
    Выбор стратегии поведения индивидуален – одним жертвам может помочь одно, другим – другое. Действуйте по обстоятельствам, привлекая в помощники свой ум и смекалку. Физическая подготовленность не только повышает эффективность вашего противодействия, но и уменьшает страх.
    Можно использовать множество обычных предметов если не как смертельное, то, как довольно эффективное оружие.
    Острые предметы. Любой острый предмет, например ручку или карандаш, можно использовать как нож и нанести ими удар противнику. Целиться следует в глаза. Для этого также можно использовать расческу.
    Ключи, зажатые в вашей руке с выступающими концами между пальцами, также могут быть использованы для нанесения удара противнику. Ремень с тяжелой пряжкой или велосипедная цепь могут использоваться как кнут или хлыст.
    Аэрозоли. Различные типы аэрозолей: очистители раковин и духовок, лак для волос, дезодоранты – можно использовать, чтобы ослепить нападающего. Краска в аэро­зольной упаковке является эффективным средством, к тому же оставляет на зло­умышленнике следы. Можно бросить в глаза противнику хлорку. Применяя перечисленные средства, не забудьте зажать свой нос и рот рукой, задержите ды­хание.
    Трости, зонты, милицейские дубинки. Этим оружием можно наносить удары по внутренней стороне запястья, локтям и коленным чашечкам нападающего.
    Обычные предметы. Почти все предметы, находящиеся под рукой, можно исполь­зовать в целях самообороны. Например, банкой, кружкой можно нанести удар по ключице. Фонарь используется как дубинка. Электрической лампочкой, которую необходимо держать за цоколь, обернув в одежду или полотенце, можно нанести множество порезов, если бросить ее в лицо своего противника. Любой тяжелый предмет: горсть мелких монет, кусок мыла, кофейную кружку – можно завернуть в носок или в какой-либо предмет одежды и использовать как дубинку.
    Заключение
    В повседневной жизни чаще всего могут возникнуть криминогенные ситуации, связанные с мошенничеством, воровством, ограблением, вымогательством, шантажом, насилием и похищением.
    Общие правила безопасного поведения в таких ситуациях состоят в следующем:
    1. всегда будьте начеку и умейте распознавать источники опасности, чтобы не быть застигнутым врасплох;
    2. старайтесь всегда находиться в хорошей физической форме и психологически будьте готовы к возможной опасной ситуации;
    3. не падайте духом и в любой ситуации ищите выход;
    4. постоянно имейте под рукой телефон ближайшего отделения милиции;
    5. научитесь технике самообороны и при необходимости защищайте себя самым решительным образом;
    6. не вступайте в контакт с незнакомыми людьми, особенно с теми, которые вызывают подозрение;
    7. будьте особенно бдительны и внимательны в местах повышенной криминогенной опасности;
    8. затрудняйте, насколько это возможно, действия злоумышленников, так как каждое препятствие ставит перед ними задачи и для их разрешения требуется время;
    9. старайтесь справиться с шоком и запомнить приметы преступников, направление их перемещения, транспорт, которым они пользовались, и сразу же сообщите в милицию.
    Правила поведения человека в конкретных местах:
    На улице:
    • Не надевайте одежду, излишне подчеркивающую вашу фигуру, а также избегайте дорогих украшений.
    • Если возникла необходимость выйти из дома в темное время суток, старайтесь избегать малолюдных и плохо освещенных мест, пустынных скверов, на улицах держитесь подальше от стен домов.
    • Не откровенничайте с посторонними людьми. Не давайте свой адрес и домашний телефон без крайней необходимости.
    • Не «голосуйте» на дороге и не принимайте предложения подвезти вас от незнакомых водителей.
    • Остерегайтесь любых азартных игр (далее в шахматы можно проиграть состояние) или заключения пари.
    • Не стремитесь выбрать кратчайшую дорогу домой и избегайте безлюдных и плохо освещенных пространств и переходов.
    • Возвращаясь домой поздно, договоритесь, чтобы вас встретили, или возьмите такси.
    • Если вам показалось, что вас кто-то преследует, проверьте это: меняйте темп ходьбы, перейдите несколько раз на противоположную сторону улицы. Если ваши подозрения подтвердились, бегите туда, где могут быть люди, или просто к освещенному месту.
    В общественных местах:
    • Особенно оберегайте свои сумки и карманы в многолюдных местах: в универмагах, на рынках, в переполненном транспорте. Носите сумочку прижатой к телу. Не держите деньги в карманах, в которые легко проникнуть вору. Менее доступны для него внутренние карманы, застегнутые на пуговицы или заколотые булавками.
    • В кафе, в ресторане садитесь подальше от выхода, лучше спиной к стене, не садитесь в мало освещенные углы. Будьте внимательны и осторожны с людьми, подсевшими за ваш столик.
    • Располагая деньгами, не принимайте участие в азартных играх, стремясь увеличить свой капитал: вы можете остаться без гроша в кармане.
    • Старайтесь не посещать в одиночку общественный туалет: это место, к сожалению, небезопасно.
    В общественном транспорте:
    • Старайтесь не садиться в пустой автобус, трамвай или троллейбус, а если уж такое случилось, садитесь поближе к водителю.
    • Не спите в общественном транспорте.
    • Если в автобусе, трамвае или троллейбусе нет сидячих мест, стойте в центральном проходе, а не у выхода, потому что здесь злоумышленники могут вырвать у вас сумочку, «дипломат» или пакет и сразу же выскочить и затеряться в толпе.
    • При ожидании общественного транспорта старайтесь держаться хорошо освещенных мест.
    В подъезде дома:
    • Не заходите в подъезд, если за вами идет незнакомый человек Сделайте вид, что что-то забыли, и задержитесь у подъезда.
    • Не проходите к своей квартире и тем более не открывайте ее своим ключом, если кто-то незнакомый находится в подъезде.
    В лифте:
    • Входите в лифт, только убедившись, что на площадке нет посторонних.
    • Если в вызванном вами лифте уже находится незнакомый пассажир, внушающий подозрение, не входите в кабину, а подождите и вызовите лифт снова.
    • Если вы все же вошли в лифт с незнакомцем, не стойте к нему спиной, наблюдайте за его действиями.
    Список использованной литературы
    Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов / Л.А. Михайлов, В.П. Соломин, А.Л. Михайлов, А.В. Старостенко и др. – СПб.: Питер, 2005.
    Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие. 5-е изд., стер. / О.Н. Русак, К.Р. Малаян, Н.Г. Занько – СПб.: Издательство «Лань», 2002.
    Т.А. Хван, П.А. Хван. Основы безопасности жизнедеятельности. Серия «Учебники и учебные пособия». Ростов н/Д: «Феникс», 2000.
    Интернет: http://www.21412.edusite/p49aa1.html
    Интернет: revolution./life/00070941_0.html

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *