Хохлома – роспись деревянной посуды и мебели, ставшая народным промыслом. Возникла она в начале 18 века в Нижегородской области. Название же свое промысел получил благодаря селу Хохлома, в котором на ярмарке мастера и мастерицы продавали расписанную посуду, чашки и ложки.
Хохломская посуда покрыта лаком, что придает ей матовый блеск. Из-за обилия желтого и оранжевого цветов в росписи хохломскую посуду стали называть деревянным золотом. Изготавливалась она вручную в несколько этапов. Сначала посуда вырезалась из дерева, затем ремесленники пропитывали его олифой и наносили на поверхность изделия тонкий слой алюминиевой крошки. После этого посуда приобретала блестящий белый цвет и была готова к росписи. Роспись производилась маслеными красками. Основными цветами были черный и красный, позднее стали применятся другие оттенки. Расписанные изделия покрывались лаком и закаливались в печи. Так изготавливалось « деревянное золото».
Хохлому можно отличить от традиционных ремесленных поделок благодаря цветовой палитре, которая используется при ее создании. На черном фоне разбросаны зеленые, желтые и красные ягодки, цветы и листья. Редко в росписи присутствуют оттенки синего цвета. Особенно празднично и нарядно выглядит хохломская роспись с присутствием на ней зверей, рыб, и, конечно, птиц. Узоры росписи никогда не повторялись, они нанесены художником вручную.
Долгое время производство хохломы затруднялось высокой стоимостью олова. Позволить себе такую роспись мог только состоятельный заказчик. В 18 веке таким заказчиком в Заволжье оказались монастыри. Мастера Нижегородской области вызывались работниками в церковные приходы, чтобы познакомится с производством необычной красивой посуды.
Современное производство хохломы сосредоточенно в России в двух центрах: город Семенов, где находится две фабрики по производству хохломских изделий, и село Семино Ковернинского района. Выпускаемая ими продукция ценится по всему миру. Сейчас узор хохломской росписи стал настолько востребован и актуален, что его можно встретить на одежде, упаковочной бумаге, в оформлении помещений.
Каждый ремесленник обладал своей спецификой, но изделия выполнялись вручную. Ведь изготовление деревянных ложек – нелёгкий процесс. Сначала необходимо вырезать деревянную заготовку будущей ложки, потом высушить ее, покрыть тоненьким слоем глины и пропитать маслом льна. Изюминкой такой росписи является то, что на дерево наносят не золотой, а серебристый порошок, поверх которого выполняют рисунок. Потом изделия лакируют и закаливают в печи при высокой температуре. В результате появляется медово-золотистый цвет, свойственный только хохломе.
Для росписи изделий используют либо чёрно-красный рисунок на золотом фоне или золотой орнамент на красном, зеленом, черном фоне. В росписях Хохломы художники изображают растительные формы в виде ярких красных ягод рябины, земляники, и цветов, также встречаются рыбы, птицы и зверьки. Гибкими, волнистыми стеблями с листьями, ягодками и цветами украшают мастера поверхность ложек, придавая им неповторимый нарядный облик.
Невозможно сейчас сказать, кому и когда пришла в голову идея превратить обычные ложки в ударный инструмент, но уже давно они стали самым простым, красочным и популярным национальным инструментом русских.
Первые сведения об использовании ложек в качестве музыкального инструмента появились в конце 18 века. Некоторые исследователи считают, что ложки в музыке русские начали использовать в подражание испанским кастаньетам, потому, что они при соприкосновении могут издавать чистые звуки.Ложкари используют для игры комплект из 3 или 5 ложек разного размера. Звуки получаются от удара задней части двух черпаков. Обычно исполнитель играет тремя ложками, закладывая две между пальцами левой руки, а третью берёт в правую руку, ударяя при этом по руке или колену. Часто к ложкам крепят бубенчики. Это свойство деревянных изделий было оценено музыкантами всего мира. Сейчас действуют школы игры на деревянных ложках.
Еще с древних времен известно о способности дерева избавлять людей от накопившейся отрицательной энергии. Сувениры из дерева приносят в дом гармонию и уют. Безусловно, яркие расписные ложки сразу обращают на себя внимание. Поэтому и сегодня русские деревянные ложки – самый популярный сувенир среди зарубежных туристов. Они могут многое рассказать об удивительных русских умельцах, сохранивших древние секреты. Такая ложка – прекрасный подарок-сувенир для друзей и родных.
Источник: http://nevsedoma.com.ua/index.php?newsid=135049 http://reznoe7.ru/derevyanny-e-lozhki.html
7
Истоки народного промысла Гуляя в лесу, в поле, берегом реки, разве не удивлялись вы красоте родной земли, обильному разнотравью её лугов, над которыми в летний зной стоит сладкий медвяный аромат и гудят на все голоса мохнатые труженицы-пчёлы? Ляжешь на землю и начнёшь рассматривать травинку за травинкой, цветик за цветиком, листок за листочком – сколько их, похожих и непохожих друг на друга! Тут и кудрявые ветки муравки, и узорчатая бахрома тысячелистника, и гибкие сабельки осоки. Все они стремятся вверх, навстречу солнцу, раскрыв зонтики, звёздочки, чашечки цветов – голубых, лиловых, жёлтых, белых.
8
Истоки народного промысла Разве не останавливались вы в восхищении где-нибудь на полянке или в глухом заповедном уголке леса, заглядевшись на нежную весеннюю зелень, на чёрное кружево полуобнажённых ветвей среди багреца и золота осенних лип, берёз, кленов? Всем сердцем любя родную сторону и любуясь ею, русские люди издавна не только воспевали в песнях и сказках её красоту, но и создавали простые предметы обихода, украшенные яркой нарядной росписью, в которой оживали любимые природные мотивы.
9
Распространение народного промысла По Волге направлялись суда, груженные щепным товаром на ярмарки, в Среднюю Азию, Персию, Индию. Крестьяне вытачивали, расписывали деревянную посуду и везли её для продажи в крупное торговое село Хохлома (Нижегородской губернии), где был торг. Отсюда и пошло название «хохломская роспись», или просто «хохлома».
10
Элементы хохломской росписи Традиционные элементы Хохломы травяные узоры, красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Нередко встречаются птицы, рыбы и звери.
11
Волшебная красота Как волшебница Жар- птица, Не выходит из ума Чародейка – мастерица, Золотая Хохлома. И богата, и красива, Рада гостю от души. Кубки, чаши и ковши. И чего здесь только нету: Гроздья огненных рябин, Маки солнечного лета И ромашки луговин. Всё вобрала, словно память: Зорь червонные лучи И узорчатый орнамент Древнесуздальской парчи. Листья рдеют, не редея, От дыхания зимы. Входим в царство Берендея, В мир волшебной красоты.
12
Волшебная красота Резные ложки и ковши Ты разгляди-ка не спеши. Там травка вьётся и цветы Небывалой красоты. Блестят они, как золотые, Как будто солнцем залитые. Все листочки как листочки, Здесь же каждый золотой. Красоту такую люди Называют Хохломой.
13
Матрена Алый шелковый платочек, Яркий сарафан в цветочек, Упирается рука В деревянные бока. А внутри секреты есть: Может три, а может, шесть. Разрумянилась немножко. Это русская…
14
Матрешка Владелица усадьбы в подмосковном Абрамцеве привезла из Японии забавного божка. Игрушка была с секретом: в старичке Фукуруму пряталась вся его семья, хозяйка показала всем забавную фигурку. Разъемная игрушка заинтересовала художника Сергея Малютина, и он решил сделать нечто подобное. Сделал эскиз круглолицей крестьянской барышни в цветастом платочке. А чтобы она выглядела поделовитее, пририсовал ей в руку черного петуха. Следующая барышня была с серпом в руке. Еще одна – с караваем хлеба. Как же сестричкам без братца – и он появился в расписной рубахе. Целое семейство, дружное и трудолюбивое. Изготовить свою небывалинку он заказал лучшему токарю Сергиево-Посадских учебно-показательных мастерских В. Звездочкину. Когда токарь ее сделал, а художник раскрасил, то и название пришло само собой – Матрена. Еще говорят, на абрамцевских вечерах чай подавала прислуга с таким именем. Переберите хоть тысячу имен – и ни одно лучше к этой деревянной кукле не подойдет.
15
Матрешка – путешественница До недавнего времени все, кто за рубеж отправлялся туристом или по делу, везли главный сувенир – расписных русских матрешек. Это была самая выездная и самая деловая кукла мира. Расфуфыренной, долговязой Барби тягаться с ней и смысла не было. Кому в голову придет подарить ее в качестве сувенира, скажем, на каком-нибудь мировом конгрессе? Кому нужна эта легкомысленная особа? Она не вписывалась в ситуацию. А статная матрешка была вхожа в любое общество. Ей по-доброму улыбались короли и королевы, принцы и принцессы, президенты, генералы и адмиралы, звезды кино, а уж о детишках и говорить нечего.
16
Ай да матрешечки! Погляди скорее – Щечки розовеют, Пестренький платочек, Платьице в цветочек, Пухленькие крошки Русские матрешки. Чуть лишь испугаются, Все в кружок сбегаются, Прячутся друг в дружке Шустрые подружки.
17
Предметы с хохломской росписью
18
19
Изделия с хохломской росписью
20
Жизнь народных традиций в современном мире Мужской галстукДамская сумочка и платок
21
Жизнь народных традиций в современном мире Рамка для фотографий Колюще-режущие предметы
22
Жизнь народных традиций в современном мире Компьютерная клавиатура Машина под «хохлому»
23
Жизнь народных традиций в современном мире Стилизованное кафеМебель для дошкольников
24
Русские традиции Пожеланием добра, благополучия и счастья с давних пор на Руси считались изображения цветущих кустов и плодов. Эту прекрасную традицию сохраняют сегодня хохломские художники, украшая обычные предметы нарядной росписью. И с ними в наш дом приходят красота и радость, которые щедро дарят нам мастера промысла.
25
ХОХЛОМСКАЯ РОСПИСЬ- АЛЫХ ЯГОД РОССЫПЬ. ОТГОЛОСКИ ЛЕТА В ЗЕЛЕНИ ТРАВЫ. РОЩИ-ПЕРЕЛЕСКИ. ШЕЛКОВЫЕ ВСПЛЕСКИ СОЛНЕЧНО-МЕДОВОЙ ЗОЛОТОЙ ЛИСТВЫ У КРАСЫ ТОЧЕНОЙ – САРАФАН ПАРЧОВЫЙ ПО ВОЛНАМ УЗОРОВ ЯХОНТЫ ГОРЯТ. ЧТО ЗА ЧАРОДЕИ ХОХЛОМУ ОДЕЛИ В ЭТОТ НЕСКАЗАННЫЙ ПРАЗДНИЧНЫЙ НАРЯД? РОСПИСЬ ХОХЛОМСКАЯ СЛОВНО КОЛДОВСКАЯ В СКАЗОЧНУЮ ПЕСНЮ ПРОСИТСЯ САМА. И НИГДЕ НА СВЕТЕ НЕТ ТАКИХ СОЦВЕТИЙ ВСЕХ ЧУДЕС ЧУДЕСНЕЙ НАША ХОХЛОМА!
26
Композиция описания 1.Часть, в которой содержится общая характеристика предмета или передается общее впечатление от него. 2. Часть, в которой говорится об отдельных признаках, деталях этого предмета. Если описание в художественном стиле, то в первой части может быть выражена основная мысль, которая внутренне скрепляет все элементы описания в единое целое.
27
Слова-помощники Черный фон, сусальное золото, рдеющие кисти рябин, золотые трилистники, тонкие изящные стебельки, цветочки-звездочки, похожие на перо жар-птицы листья, пунцовые ягодки земляники, длинные волнистые листья с закруглениями и кольцами.
28
Оригинальная шкатулка (Пример сочинения школьницы ) Маме на день рождения подарили шкатулку. Шкатулка эта оригинальная. Она в форме бочонка. Бочонок украшен хохломской росписью. Внутри он золотисто- огненный, а внешний его фон – черный. На этом фоне – красные ободки донышка и крышки, оранжевые обручи и причудливый узор: снизу вверх и сверху вниз по наклонной то поднимается, то опускается, плавно изгибаясь, золотой стебелек, а от него отходят, чередуясь в определенном порядке, тоже золотые, тонкие, похожие на перо жар-птицы листья, крупные шестилепестковые цветы-звезды с красной сердцевиной, трилистники, алые грозди рябины и совсем маленькие желтые цветочки-звездочки с красной точкой в середине. Все элементы узора очень простые, но сочетание их необыкновенно красиво. Шкатулка-бочонок стоит у нас на серванте. В ней мы храним разные лекарства, поэтому в шутку называем ее «наша аптечка».
Урок развития речи. 5 класс Тема: Описание предмета. Цель: обучить написанию связного текста – описанию предмета; Задачи:
– познакомить учащихся со строением текста типа описания предмета;
– сформировать умения создавать собственные тексты подобного типа;
– развивать навыки работы с выразительными средствами языка; обогащать словарь обучающихся. План и ход урока 1. Организационный момент. 2. Работа по теме.
– Какие стили речи вы знаете?
– Какие типы речи вы знаете? (Рассуждение, описание, повествование)
– Какова композиция описания? (Общее впечатление, описание деталей, оценка.) – Представьте себе, что игрушечная фабрика выпускает много разных игрушек и посылает их краткое описание в магазин, чтобы получить заказ.
“Щенок – мягкая игрушка из искусственного меха. Предназначена для детей 5-7 лет. Длина 25 см, высота– 20 см. Цвет коричневый с белым. С механическим заводом”
– Соответствует ли текст нашей теме? (нет, здесь дана информация, но не выражена авторское отношение)
Не хочется про такую милую зверюшку говорить казёнными словами. Существует ли схема описаний предметов?
Схемы на все случаи жизни нет, но мы с сегодня попробуем понять, как рождается описание.
Был такой замечательный русский писатель – Пантелеймон Романов, который однажды обнаружил, что он не умеет видеть… Да, он был невнимателен к окружающему миру.
Ему стало страшно, что прекрасный яркий мир вокруг пропадает для него. И он понял, что страдает болезнью – “ленью зрения”. И тогда он решил ко всему, что видит, применить “приём напряжённого зрения”. А это значит не скользить надо по вещам, а всматриваться в них, изучать. И Романов начал упражняться с простыми предметами. Пойдём за мыслью писателя. Например, веник .
Романов предлагает такие вопросы;
Где находится В кладовке или в углу кухни
В тёмной, захламлённой, или в уютном уголке кухни Форма Треугольный или овальный Ровный. Гладкий вначале, потом взлохмаченный, перетянутый ленточкой, прутики как колючки ежа Цвет Серый или тёмно– коричневый. Материал Из травянистых прутиков. Из берёзы. Из тонких, гибких, пахнущих лесом и травой Возраст Свежий или старый Когда-то молодой, задорный, весёлый История Принесли с базара Сначала танцевал, кружился по полу. Пригорюнился, согнулся В тёмной, захламлённой кладовке лежит веник. Чёткая овальная форма красавца расплылась. Во все стороны торчат ёжиками серо– коричневые прутики. Тонкая талия молодца отяжелела, набухла, ленточка – поясок потемнела. Свежий запах травы уступил место запаху пыли. Когда-то молодой, задорный, весёлый, он плясал на сверкающем паркете, а теперь лежит, отработав своё, грустит. Забыт, забыт всеми. “ Ох, нужно бы встать”, – думает он, но не хватает помощника – солнечного лучика, с кем так весело было работать.
-Главное: какую мысль мы хотим внести в нашу работу?
У описания всегда есть цель – найти красоту в обыкновенном или оценить службу привычных вещей в нашей жизни.
Но особое внимание в работе над сочинением нужно уделить языку.
Сегодня мы тоже попробуем применить «прием напряжённого зрения». Он потребуется нам для описания замечательного изделия из хохломы.
Выросла золотая травка на ложке. Распустился красный цветок на плошке. Ягода клюква поспела на поварешке. Клюет эту ягоду хохлатая птица – золотое перо. Вы уже подумали, что сказка началась. А это быль.
Будем мы сегодня говорить о самобытном художественном промысле, в котором выражен талант русского народа, его мастерство, сделаем описание одного из предметов этого промысла.
Говорят, будто давным-давно поселился в лесу веселый мужичок-умелец. Избу поставил, стол да лавку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшенную кашу и птицам пшена не забывал насыпать. Прилетела к его порогу жар-птица, он и ее угостил. Птица задела крылом чашку с кашей, и появились на ней разноцветные узоры с цветами, ягодами, золотыми листьями.
Но это легенда (сказка). Правда в ней то, что эта посуда сделана из дерева, но расписывала ее не жар-птица, а простые люди, мастера-умельцы, которые изготавливали ее из дерева и подвергали долгому процессу обработки: покрывали глиной, чтобы дерево сильно не впитало краску, выдерживали на солнце, покрывали олифой, льняным маслом, шлифовали, высушивали в печи, а затем начинали свое художественное творчество. Покрывали посуду черной или золотой краской и принимались за работу. Тончайшими кистями выводили узоры из цветов, трав, растений. Процесс изготовления одного изделия занимал около месяца. И получались вот такие нарядные, яркие, праздничные предметы. Жили эти талантливые люди в 17 в. в Нижегородском торговом селе Хохлома. По имени села роспись получила название хохломской. Так появилась посуда с хохломской росписью, посуда, которая не боится ни жары, ни стужи, хорошо моется, долго служит, по нарядности соперничает с золотой, а по цене доступна всем. Этот народный промысел существует и сегодня, и красивые предметы домашней утвари радуют многих. Утварь – посуда
– Давайте рассмотрим внимательно изделия Хохломы.
– Какие основные цвета в росписи? (цвета природы: красный, золотой, зелёный, чёрный)
– Какие чувства символизируют эти цвета? (красный-радость; золотой-тепло, счастье, богатство, красота, и чистота; зелёный-цвет жизни, природы; чёрный – торжественность) 3.Работа над словом.
Красивые золотые блюда, миски, ковши, ложки стали любимыми в простом русском народе, и он их назвал по месту продажи хохломской или хохломой.
Хохлома – село, хохлома – посуда.
С каким языковым явлением столкнулись?
(Имя собственное, название села Хохлома, стало употребляться в значении нарицательного).
Очень меткими и выразительными словами называет народ хохломскую роспись. О ней говорят, что она “пламенная” и “золотая”.
– В прямом или переносном значении употребляются эти слова? Почему хохлому называют пламенной? (Пламенной хохлома называется потому, что основным в росписи является красный цвет, а еще эта посуда называется пламенной потому, что закаляется она в горячей пламенной печи. Своей красотой она согревает, как пламя).
– Почему хохлому называют золотой? (За цвет, прочность, красоту).
– В выражении “золотая хохлома” прилагательное “золотая” употреблена в переносном значении.
На основе чего произошёл перенос? (по цвету высоко ценится, как золото).
Словарная работа. (распечатано каждому)
Пламе(н,нн)ый,
Иску(с,сс)тво
Уд…вительный
Иску(с,сс)ный
Пр…чудливый
Орнамент
Ре(з,с)чики
Иску(с,сс)твенный
Нат…рать
Роспись
Деревя(н,нн)ый, стари(н,нн)ый
Гамма
Огне(н,нн)ый, з…л…тистый
Мета(л,лл)ический 4.Работа над основной мыслью сочинения.
– Почему прошло уже так много лет, а изделия продолжают иметь большой спрос? (Сверкающая золотом, пламенеющая киноварным узором посуда и мебель может украсить не только крестьянскую избу, но и нашу современную квартиру, создавая в доме тепло и уют, ведь она отражает красоту природы, красоту мастерства. Достойное место занимает хохлома и на международных выставках прикладного искусства).
– Чем привлекают вас хохломские изделия? (Яркая, излучающая свет хохлома радует глаз. На душе становится хорошо. Она словно улыбается своим незатейливым рисунком).
– Что вы можете сказать о мастерах, которые делают эти изделия? (Мастер вкладывает в каждое своё изделие душу, поэтому оно излучает только добрую энергию. Глядя на чашку, ложку или миску, испытываешь только положительные эмоции. Современные мастера не отступают от традиций прошлого и хранят красоту и своеобразие хохломской росписи).
– Какая мысль в сочинении будет главной? Сформулируйте её, опираясь на предыдущую беседу. (Хохлома дорога сердцу русского человека, так как она украшает наш быт, радует глаз, она раскрывает душу русского мастера). 5.Творческая работа.
У вас текст типа описание в художественном стиле чаши из Семенова. В сочинении вы увидите пропуски, на месте которых нужно будет вставить средства выразительности (тропы). Восстанови последовательность предложений. (Тексты раздаются каждому).
-Отлакированная, …, она радует глаз каждого, кто ни посмотрит на нее(2).
Деревянное изделие с хохломской росписью в руках мастера превращается в …
чашу(1).
… красной смородины как бы разбрызганы по краям этой … вещи(3).
А пока она поет гимны мастерству и таланту людей, сотворивших это чудо!(5)
На … листьев присела … птица, готовая сию же минуту вспорхнуть и улететь(4). Средства выразительности.
Поистине сказочную; кустики; удивительной; на розетки из изумрудных; сказочная; блещущая золотом и алой киноварью; Исходный текст.
Деревянное изделие с хохломской росписью в руках мастера превращается в поистине сказочную чашу. Отлакированная, блещущая золотом и алой киноварью, она радует глаз каждого, кто ни посмотрит на нее. Кустики красной смородины как бы разбрызганы по краям этой удивительной вещи. На розетки из изумрудных листьев присела сказочная птица, готовая сию же минуту вспорхнуть и улететь. А пока она поет гимны мастерству и таланту людей, сотворивших это чудо!
-Послушайте стихотворение:
***
…И этот русский колдовской орнамент
На чаше, что сейчас держу в руках,
Мне берег Волги приведет на память
В прозрачных росах, травах и цветах.
…Я чашу подниму с вином багряным
За те луга, озера и холмы,
Где зори всходят огненным приданным
Искусниц и красавиц Хохломы.
Такую чашу «с колдовским орнаментом» мы сегодня рассмотрим на уроке и попробуем описать. Это будет непросто, ведь вам предстоит быть и художниками, и писателями одновременно. Вы, как художники, должны увидеть в самом простом предмете нечто замечательное, необычное, свойственное только этому предмету. Это непросто – нужна фантазия писателя. Записать свои впечатления, найти нужные слова тоже непросто. Давайте учиться. Итак, перед нами ковш-утица с ковшичками.
Обратимся к текстам. Перед вами сочинения-описания ковша с ковшичками. Текст № 1.
Ковш-утица – изделие художественного промысла. Изготовлен в городе Семенове Нижегородской области. Имеет форму птицы. Предназначен для хранения напитков и меда. Раскрашен традиционным орнаментом «кудрина». Профессиональные мастера выполнили посуду в форме водоплавающей птицы-скобкаря. (из школьного сочинения) Текст № 2.
Большой ковш-утица с ковшичками напоминает добрую сказочную птицу. Огненно-красный цвет ковша и золотое сияние узоров вызывают ощущение жаркого пламени огня. С круглых золотых бочков хлебосольной чаши свисают маленькие ковшички, все разрисованные узорами. Как жар, горят причудливые перья в распушенном хвосте. Хорошо бы отведать душистого меда из этого чуда-ковша! (из книги «Росписи Хохломы)
О каких признаках предмета сообщается в первом тексте? (Форма, предназначение, место изготовления; дается точная, лаконичная информация. Цель этого описания – объяснение, сообщение точной информации о предмете описания. Это признаки текста научного стиля).
О каких признаках предмета сообщается во втором тексте? (Каждая деталь описывается образно: хвост распушенный, бочка золотые, перья причудливые, т.е. автор текста использует средства художественной выразительности. Они помогают образно нарисовать картину и выразить тем самым авторское отношение к предмету описания. Это черты текста художественного стиля).
-Почему так различаются эти описания? (Разные по стилю).
-Итак, тексты типа описания могут быть как художественного стиля, так и научного. 6.Работа над сочинением.
Используя весь собранный материал, напишите сочинение об этом чудном предмете. 7.Подведение итогов урока.
6
Теперь перейдем собственно к хохломским узорам на деревянных ложках. Тем, кто хочет повторить рисунки старых мастеров, предлагаю посмотреть немудреные мотивы-орнаменты. В основной своей массе они связаны с природой. Цветы, ягоды, листья, завитки — основные элементы.
На настоящей оригинальной росписи фон или оставляют металлическим, либо закрашивают почти полностью, оставляю незакрашенными отдельные детали, такие как листочки.
В первых примерах покрываем поверхность ложки черной краской, а затем рисуем узоры. Сначала крупные, а потом более мелкие.
Принято использовать не много разных красок, а лишь несколько, золотистые обязательны, также работают зелеными, желтыми, красными цветами.
Например, желтые кружочки можно штамповать «тычком», если вы расписываете штучные ложки, для себя или в подарок, то изготовить его можно хоть из картофелины. Макать в краску и наносить ровный кружок.
Обычно контуры рисунка предварительно не наносятся на ложку, вся картинка у художницы в голове. Хотя для нас простительно, да и гораздо проще взять готовый образец, разметить, раскрашивать по контурам.
На ложках как правило находится по одному золотому листку, нескольким красным плодам или цветочкам. Частый узор — рябинка, райские яблочки, клубника или малина.
Ложки расписывают с двух сторон — как с выпуклой, так и с вогнутой.
В случае, если фон хотим оставить «с позолотой», то сначала окрашиваем его полностью соответствующей краской «металлик», а затем рисуем контуры черным, крупные элементы основными цветами, а нюансы тем же черным, как показано на фото.
Я привожу здесь примеры росписи настоящих хохломских ложек, чтобы использовать узоры для домашнего творчества. Рисунки несложные, эффект создается за счет яркости красок, сиянии золота.
Последние примеры ложек — на сияющем фоне «позолоты». Нам проще выполнить так — окрашиваем внутренность золотым, размечаем очертания узора, закрашиваем темным фон между элементами.
Несколько красных кружочков оптически соединяют основной узор с фоном. Но этого можно не делать — пример тому на нижней картинке.
Еще раз смотрим общий вид ложек. Роспись идет только по выпуклым частям, черенки, а также хвостики как правило однотонные, чаще золотистые, фон красный или черный.
Хохлома – роспись деревянной посуды и мебели, ставшая народным промыслом. Возникла она в начале 18 века в Нижегородской области. Название же свое промысел получил благодаря селу Хохлома, в котором на ярмарке мастера и мастерицы продавали расписанную посуду, чашки и ложки.
Хохломская посуда покрыта лаком, что придает ей матовый блеск. Из-за обилия желтого и оранжевого цветов в росписи хохломскую посуду стали называть деревянным золотом. Изготавливалась она вручную в несколько этапов. Сначала посуда вырезалась из дерева, затем ремесленники пропитывали его олифой и наносили на поверхность изделия тонкий слой алюминиевой крошки. После этого посуда приобретала блестящий белый цвет и была готова к росписи. Роспись производилась маслеными красками. Основными цветами были черный и красный, позднее стали применятся другие оттенки. Расписанные изделия покрывались лаком и закаливались в печи. Так изготавливалось « деревянное золото».
Хохлому можно отличить от традиционных ремесленных поделок благодаря цветовой палитре, которая используется при ее создании. На черном фоне разбросаны зеленые, желтые и красные ягодки, цветы и листья. Редко в росписи присутствуют оттенки синего цвета. Особенно празднично и нарядно выглядит хохломская роспись с присутствием на ней зверей, рыб, и, конечно, птиц. Узоры росписи никогда не повторялись, они нанесены художником вручную.
Долгое время производство хохломы затруднялось высокой стоимостью олова. Позволить себе такую роспись мог только состоятельный заказчик. В 18 веке таким заказчиком в Заволжье оказались монастыри. Мастера Нижегородской области вызывались работниками в церковные приходы, чтобы познакомится с производством необычной красивой посуды.
Современное производство хохломы сосредоточенно в России в двух центрах: город Семенов, где находится две фабрики по производству хохломских изделий, и село Семино Ковернинского района. Выпускаемая ими продукция ценится по всему миру. Сейчас узор хохломской росписи стал настолько востребован и актуален, что его можно встретить на одежде, упаковочной бумаге, в оформлении помещений.
Каждый ремесленник обладал своей спецификой, но изделия выполнялись вручную. Ведь изготовление деревянных ложек – нелёгкий процесс. Сначала необходимо вырезать деревянную заготовку будущей ложки, потом высушить ее, покрыть тоненьким слоем глины и пропитать маслом льна. Изюминкой такой росписи является то, что на дерево наносят не золотой, а серебристый порошок, поверх которого выполняют рисунок. Потом изделия лакируют и закаливают в печи при высокой температуре. В результате появляется медово-золотистый цвет, свойственный только хохломе.
Для росписи изделий используют либо чёрно-красный рисунок на золотом фоне или золотой орнамент на красном, зеленом, черном фоне. В росписях Хохломы художники изображают растительные формы в виде ярких красных ягод рябины, земляники, и цветов, также встречаются рыбы, птицы и зверьки. Гибкими, волнистыми стеблями с листьями, ягодками и цветами украшают мастера поверхность ложек, придавая им неповторимый нарядный облик.
Невозможно сейчас сказать, кому и когда пришла в голову идея превратить обычные ложки в ударный инструмент, но уже давно они стали самым простым, красочным и популярным национальным инструментом русских.
Первые сведения об использовании ложек в качестве музыкального инструмента появились в конце 18 века. Некоторые исследователи считают, что ложки в музыке русские начали использовать в подражание испанским кастаньетам, потому, что они при соприкосновении могут издавать чистые звуки.Ложкари используют для игры комплект из 3 или 5 ложек разного размера. Звуки получаются от удара задней части двух черпаков. Обычно исполнитель играет тремя ложками, закладывая две между пальцами левой руки, а третью берёт в правую руку, ударяя при этом по руке или колену. Часто к ложкам крепят бубенчики. Это свойство деревянных изделий было оценено музыкантами всего мира. Сейчас действуют школы игры на деревянных ложках.
Еще с древних времен известно о способности дерева избавлять людей от накопившейся отрицательной энергии. Сувениры из дерева приносят в дом гармонию и уют. Безусловно, яркие расписные ложки сразу обращают на себя внимание. Поэтому и сегодня русские деревянные ложки – самый популярный сувенир среди зарубежных туристов. Они могут многое рассказать об удивительных русских умельцах, сохранивших древние секреты. Такая ложка – прекрасный подарок-сувенир для друзей и родных.
Источник:
http://nevsedoma.com.ua/index.php?newsid=135049
http://reznoe7.ru/derevyanny-e-lozhki.html
7
Истоки народного промысла Гуляя в лесу, в поле, берегом реки, разве не удивлялись вы красоте родной земли, обильному разнотравью её лугов, над которыми в летний зной стоит сладкий медвяный аромат и гудят на все голоса мохнатые труженицы-пчёлы? Ляжешь на землю и начнёшь рассматривать травинку за травинкой, цветик за цветиком, листок за листочком – сколько их, похожих и непохожих друг на друга! Тут и кудрявые ветки муравки, и узорчатая бахрома тысячелистника, и гибкие сабельки осоки. Все они стремятся вверх, навстречу солнцу, раскрыв зонтики, звёздочки, чашечки цветов – голубых, лиловых, жёлтых, белых.
8
Истоки народного промысла Разве не останавливались вы в восхищении где-нибудь на полянке или в глухом заповедном уголке леса, заглядевшись на нежную весеннюю зелень, на чёрное кружево полуобнажённых ветвей среди багреца и золота осенних лип, берёз, кленов? Всем сердцем любя родную сторону и любуясь ею, русские люди издавна не только воспевали в песнях и сказках её красоту, но и создавали простые предметы обихода, украшенные яркой нарядной росписью, в которой оживали любимые природные мотивы.
9
Распространение народного промысла По Волге направлялись суда, груженные щепным товаром на ярмарки, в Среднюю Азию, Персию, Индию. Крестьяне вытачивали, расписывали деревянную посуду и везли её для продажи в крупное торговое село Хохлома (Нижегородской губернии), где был торг. Отсюда и пошло название «хохломская роспись», или просто «хохлома».
10
Элементы хохломской росписи Традиционные элементы Хохломы травяные узоры, красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Нередко встречаются птицы, рыбы и звери.
11
Волшебная красота Как волшебница Жар- птица, Не выходит из ума Чародейка – мастерица, Золотая Хохлома. И богата, и красива, Рада гостю от души. Кубки, чаши и ковши. И чего здесь только нету: Гроздья огненных рябин, Маки солнечного лета И ромашки луговин. Всё вобрала, словно память: Зорь червонные лучи И узорчатый орнамент Древнесуздальской парчи. Листья рдеют, не редея, От дыхания зимы. Входим в царство Берендея, В мир волшебной красоты.
12
Волшебная красота Резные ложки и ковши Ты разгляди-ка не спеши. Там травка вьётся и цветы Небывалой красоты. Блестят они, как золотые, Как будто солнцем залитые. Все листочки как листочки, Здесь же каждый золотой. Красоту такую люди Называют Хохломой.
13
Матрена Алый шелковый платочек, Яркий сарафан в цветочек, Упирается рука В деревянные бока. А внутри секреты есть: Может три, а может, шесть. Разрумянилась немножко. Это русская…
14
Матрешка Владелица усадьбы в подмосковном Абрамцеве привезла из Японии забавного божка. Игрушка была с секретом: в старичке Фукуруму пряталась вся его семья, хозяйка показала всем забавную фигурку. Разъемная игрушка заинтересовала художника Сергея Малютина, и он решил сделать нечто подобное. Сделал эскиз круглолицей крестьянской барышни в цветастом платочке. А чтобы она выглядела поделовитее, пририсовал ей в руку черного петуха. Следующая барышня была с серпом в руке. Еще одна – с караваем хлеба. Как же сестричкам без братца – и он появился в расписной рубахе. Целое семейство, дружное и трудолюбивое. Изготовить свою небывалинку он заказал лучшему токарю Сергиево-Посадских учебно-показательных мастерских В. Звездочкину. Когда токарь ее сделал, а художник раскрасил, то и название пришло само собой – Матрена. Еще говорят, на абрамцевских вечерах чай подавала прислуга с таким именем. Переберите хоть тысячу имен – и ни одно лучше к этой деревянной кукле не подойдет.
15
Матрешка – путешественница До недавнего времени все, кто за рубеж отправлялся туристом или по делу, везли главный сувенир – расписных русских матрешек. Это была самая выездная и самая деловая кукла мира. Расфуфыренной, долговязой Барби тягаться с ней и смысла не было. Кому в голову придет подарить ее в качестве сувенира, скажем, на каком-нибудь мировом конгрессе? Кому нужна эта легкомысленная особа? Она не вписывалась в ситуацию. А статная матрешка была вхожа в любое общество. Ей по-доброму улыбались короли и королевы, принцы и принцессы, президенты, генералы и адмиралы, звезды кино, а уж о детишках и говорить нечего.
16
Ай да матрешечки! Погляди скорее – Щечки розовеют, Пестренький платочек, Платьице в цветочек, Пухленькие крошки Русские матрешки. Чуть лишь испугаются, Все в кружок сбегаются, Прячутся друг в дружке Шустрые подружки.
17
Предметы с хохломской росписью
18
19
Изделия с хохломской росписью
20
Жизнь народных традиций в современном мире Мужской галстукДамская сумочка и платок
21
Жизнь народных традиций в современном мире Рамка для фотографий Колюще-режущие предметы
22
Жизнь народных традиций в современном мире Компьютерная клавиатура Машина под «хохлому»
23
Жизнь народных традиций в современном мире Стилизованное кафеМебель для дошкольников
24
Русские традиции Пожеланием добра, благополучия и счастья с давних пор на Руси считались изображения цветущих кустов и плодов. Эту прекрасную традицию сохраняют сегодня хохломские художники, украшая обычные предметы нарядной росписью. И с ними в наш дом приходят красота и радость, которые щедро дарят нам мастера промысла.
25
ХОХЛОМСКАЯ РОСПИСЬ- АЛЫХ ЯГОД РОССЫПЬ. ОТГОЛОСКИ ЛЕТА В ЗЕЛЕНИ ТРАВЫ. РОЩИ-ПЕРЕЛЕСКИ. ШЕЛКОВЫЕ ВСПЛЕСКИ СОЛНЕЧНО-МЕДОВОЙ ЗОЛОТОЙ ЛИСТВЫ У КРАСЫ ТОЧЕНОЙ – САРАФАН ПАРЧОВЫЙ ПО ВОЛНАМ УЗОРОВ ЯХОНТЫ ГОРЯТ. ЧТО ЗА ЧАРОДЕИ ХОХЛОМУ ОДЕЛИ В ЭТОТ НЕСКАЗАННЫЙ ПРАЗДНИЧНЫЙ НАРЯД? РОСПИСЬ ХОХЛОМСКАЯ СЛОВНО КОЛДОВСКАЯ В СКАЗОЧНУЮ ПЕСНЮ ПРОСИТСЯ САМА. И НИГДЕ НА СВЕТЕ НЕТ ТАКИХ СОЦВЕТИЙ ВСЕХ ЧУДЕС ЧУДЕСНЕЙ НАША ХОХЛОМА!
26
Композиция описания 1.Часть, в которой содержится общая характеристика предмета или передается общее впечатление от него. 2. Часть, в которой говорится об отдельных признаках, деталях этого предмета. Если описание в художественном стиле, то в первой части может быть выражена основная мысль, которая внутренне скрепляет все элементы описания в единое целое.
27
Слова-помощники Черный фон, сусальное золото, рдеющие кисти рябин, золотые трилистники, тонкие изящные стебельки, цветочки-звездочки, похожие на перо жар-птицы листья, пунцовые ягодки земляники, длинные волнистые листья с закруглениями и кольцами.
28
Оригинальная шкатулка (Пример сочинения школьницы ) Маме на день рождения подарили шкатулку. Шкатулка эта оригинальная. Она в форме бочонка. Бочонок украшен хохломской росписью. Внутри он золотисто- огненный, а внешний его фон – черный. На этом фоне – красные ободки донышка и крышки, оранжевые обручи и причудливый узор: снизу вверх и сверху вниз по наклонной то поднимается, то опускается, плавно изгибаясь, золотой стебелек, а от него отходят, чередуясь в определенном порядке, тоже золотые, тонкие, похожие на перо жар-птицы листья, крупные шестилепестковые цветы-звезды с красной сердцевиной, трилистники, алые грозди рябины и совсем маленькие желтые цветочки-звездочки с красной точкой в середине. Все элементы узора очень простые, но сочетание их необыкновенно красиво. Шкатулка-бочонок стоит у нас на серванте. В ней мы храним разные лекарства, поэтому в шутку называем ее «наша аптечка».
Урок развития речи. 5 класс
Тема: Описание предмета.
Цель: обучить написанию связного текста – описанию предмета;
Задачи:
– познакомить учащихся со строением текста типа описания предмета;
– сформировать умения создавать собственные тексты подобного типа;
– развивать навыки работы с выразительными средствами языка; обогащать словарь обучающихся.
План и ход урока
1. Организационный момент.
2. Работа по теме.
– Какие стили речи вы знаете?
– Какие типы речи вы знаете? (Рассуждение, описание, повествование)
– Какова композиция описания? (Общее впечатление, описание деталей, оценка.)
– Представьте себе, что игрушечная фабрика выпускает много разных игрушек и посылает их краткое описание в магазин, чтобы получить заказ.
“Щенок – мягкая игрушка из искусственного меха. Предназначена для детей 5-7 лет. Длина 25 см, высота– 20 см. Цвет коричневый с белым. С механическим заводом”
– Соответствует ли текст нашей теме? (нет, здесь дана информация, но не выражена авторское отношение)
Не хочется про такую милую зверюшку говорить казёнными словами. Существует ли схема описаний предметов?
Схемы на все случаи жизни нет, но мы с сегодня попробуем понять, как рождается описание.
Был такой замечательный русский писатель – Пантелеймон Романов, который однажды обнаружил, что он не умеет видеть… Да, он был невнимателен к окружающему миру.
Ему стало страшно, что прекрасный яркий мир вокруг пропадает для него. И он понял, что страдает болезнью – “ленью зрения”. И тогда он решил ко всему, что видит, применить “приём напряжённого зрения”. А это значит не скользить надо по вещам, а всматриваться в них, изучать. И Романов начал упражняться с простыми предметами. Пойдём за мыслью писателя. Например, веник .
Романов предлагает такие вопросы;
Где находится
В кладовке или в углу кухни
В тёмной, захламлённой, или в уютном уголке кухни
Форма
Треугольный или овальный
Ровный. Гладкий вначале, потом взлохмаченный, перетянутый ленточкой, прутики как колючки ежа
Цвет
Серый или тёмно– коричневый.
Материал
Из травянистых прутиков. Из берёзы.
Из тонких, гибких, пахнущих лесом и травой
Возраст
Свежий или старый
Когда-то молодой, задорный, весёлый
История
Принесли с базара
Сначала танцевал, кружился по полу. Пригорюнился, согнулся
В тёмной, захламлённой кладовке лежит веник. Чёткая овальная форма красавца расплылась. Во все стороны торчат ёжиками серо– коричневые прутики. Тонкая талия молодца отяжелела, набухла, ленточка – поясок потемнела. Свежий запах травы уступил место запаху пыли. Когда-то молодой, задорный, весёлый, он плясал на сверкающем паркете, а теперь лежит, отработав своё, грустит. Забыт, забыт всеми. “ Ох, нужно бы встать”, – думает он, но не хватает помощника – солнечного лучика, с кем так весело было работать.
-Главное: какую мысль мы хотим внести в нашу работу?
У описания всегда есть цель – найти красоту в обыкновенном или оценить службу привычных вещей в нашей жизни.
Но особое внимание в работе над сочинением нужно уделить языку.
Сегодня мы тоже попробуем применить «прием напряжённого зрения». Он потребуется нам для описания замечательного изделия из хохломы.
Выросла золотая травка на ложке. Распустился красный цветок на плошке. Ягода клюква поспела на поварешке. Клюет эту ягоду хохлатая птица – золотое перо. Вы уже подумали, что сказка началась. А это быль.
Будем мы сегодня говорить о самобытном художественном промысле, в котором выражен талант русского народа, его мастерство, сделаем описание одного из предметов этого промысла.
Говорят, будто давным-давно поселился в лесу веселый мужичок-умелец. Избу поставил, стол да лавку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшенную кашу и птицам пшена не забывал насыпать. Прилетела к его порогу жар-птица, он и ее угостил. Птица задела крылом чашку с кашей, и появились на ней разноцветные узоры с цветами, ягодами, золотыми листьями.
Но это легенда (сказка). Правда в ней то, что эта посуда сделана из дерева, но расписывала ее не жар-птица, а простые люди, мастера-умельцы, которые изготавливали ее из дерева и подвергали долгому процессу обработки: покрывали глиной, чтобы дерево сильно не впитало краску, выдерживали на солнце, покрывали олифой, льняным маслом, шлифовали, высушивали в печи, а затем начинали свое художественное творчество. Покрывали посуду черной или золотой краской и принимались за работу. Тончайшими кистями выводили узоры из цветов, трав, растений. Процесс изготовления одного изделия занимал около месяца. И получались вот такие нарядные, яркие, праздничные предметы. Жили эти талантливые люди в 17 в. в Нижегородском торговом селе Хохлома. По имени села роспись получила название хохломской. Так появилась посуда с хохломской росписью, посуда, которая не боится ни жары, ни стужи, хорошо моется, долго служит, по нарядности соперничает с золотой, а по цене доступна всем. Этот народный промысел существует и сегодня, и красивые предметы домашней утвари радуют многих. Утварь – посуда
– Давайте рассмотрим внимательно изделия Хохломы.
– Какие основные цвета в росписи?
(цвета природы: красный, золотой, зелёный, чёрный)
– Какие чувства символизируют эти цвета?
(красный-радость; золотой-тепло, счастье, богатство, красота, и чистота; зелёный-цвет жизни, природы; чёрный – торжественность)
3.Работа над словом.
Красивые золотые блюда, миски, ковши, ложки стали любимыми в простом русском народе, и он их назвал по месту продажи хохломской или хохломой.
Хохлома – село, хохлома – посуда.
С каким языковым явлением столкнулись?
(Имя собственное, название села Хохлома, стало употребляться в значении нарицательного).
Очень меткими и выразительными словами называет народ хохломскую роспись. О ней говорят, что она “пламенная” и “золотая”.
– В прямом или переносном значении употребляются эти слова? Почему хохлому называют пламенной?
(Пламенной хохлома называется потому, что основным в росписи является красный цвет, а еще эта посуда называется пламенной потому, что закаляется она в горячей пламенной печи. Своей красотой она согревает, как пламя).
– Почему хохлому называют золотой?
(За цвет, прочность, красоту).
– В выражении “золотая хохлома” прилагательное “золотая” употреблена в переносном значении.
На основе чего произошёл перенос?
(по цвету высоко ценится, как золото).
Словарная работа. (распечатано каждому)
Пламе(н,нн)ый,
Иску(с,сс)тво
Уд…вительный
Иску(с,сс)ный
Пр…чудливый
Орнамент
Ре(з,с)чики
Иску(с,сс)твенный
Нат…рать
Роспись
Деревя(н,нн)ый, стари(н,нн)ый
Гамма
Огне(н,нн)ый, з…л…тистый
Мета(л,лл)ический
4.Работа над основной мыслью сочинения.
– Почему прошло уже так много лет, а изделия продолжают иметь большой спрос?
(Сверкающая золотом, пламенеющая киноварным узором посуда и мебель может украсить не только крестьянскую избу, но и нашу современную квартиру, создавая в доме тепло и уют, ведь она отражает красоту природы, красоту мастерства. Достойное место занимает хохлома и на международных выставках прикладного искусства).
– Чем привлекают вас хохломские изделия?
(Яркая, излучающая свет хохлома радует глаз. На душе становится хорошо. Она словно улыбается своим незатейливым рисунком).
– Что вы можете сказать о мастерах, которые делают эти изделия? (Мастер вкладывает в каждое своё изделие душу, поэтому оно излучает только добрую энергию. Глядя на чашку, ложку или миску, испытываешь только положительные эмоции. Современные мастера не отступают от традиций прошлого и хранят красоту и своеобразие хохломской росписи).
– Какая мысль в сочинении будет главной? Сформулируйте её, опираясь на предыдущую беседу.
(Хохлома дорога сердцу русского человека, так как она украшает наш быт, радует глаз, она раскрывает душу русского мастера).
5.Творческая работа.
У вас текст типа описание в художественном стиле чаши из Семенова. В сочинении вы увидите пропуски, на месте которых нужно будет вставить средства выразительности (тропы). Восстанови последовательность предложений. (Тексты раздаются каждому).
-Отлакированная, …, она радует глаз каждого, кто ни посмотрит на нее(2).
Деревянное изделие с хохломской росписью в руках мастера превращается в …
чашу(1).
… красной смородины как бы разбрызганы по краям этой … вещи(3).
А пока она поет гимны мастерству и таланту людей, сотворивших это чудо!(5)
На … листьев присела … птица, готовая сию же минуту вспорхнуть и улететь(4).
Средства выразительности.
Поистине сказочную; кустики; удивительной; на розетки из изумрудных; сказочная; блещущая золотом и алой киноварью;
Исходный текст.
Деревянное изделие с хохломской росписью в руках мастера превращается в поистине сказочную чашу. Отлакированная, блещущая золотом и алой киноварью, она радует глаз каждого, кто ни посмотрит на нее. Кустики красной смородины как бы разбрызганы по краям этой удивительной вещи. На розетки из изумрудных листьев присела сказочная птица, готовая сию же минуту вспорхнуть и улететь. А пока она поет гимны мастерству и таланту людей, сотворивших это чудо!
-Послушайте стихотворение:
***
…И этот русский колдовской орнамент
На чаше, что сейчас держу в руках,
Мне берег Волги приведет на память
В прозрачных росах, травах и цветах.
…Я чашу подниму с вином багряным
За те луга, озера и холмы,
Где зори всходят огненным приданным
Искусниц и красавиц Хохломы.
Такую чашу «с колдовским орнаментом» мы сегодня рассмотрим на уроке и попробуем описать. Это будет непросто, ведь вам предстоит быть и художниками, и писателями одновременно. Вы, как художники, должны увидеть в самом простом предмете нечто замечательное, необычное, свойственное только этому предмету. Это непросто – нужна фантазия писателя. Записать свои впечатления, найти нужные слова тоже непросто. Давайте учиться. Итак, перед нами ковш-утица с ковшичками.
Обратимся к текстам. Перед вами сочинения-описания ковша с ковшичками.
Текст № 1.
Ковш-утица – изделие художественного промысла. Изготовлен в городе Семенове Нижегородской области. Имеет форму птицы. Предназначен для хранения напитков и меда. Раскрашен традиционным орнаментом «кудрина». Профессиональные мастера выполнили посуду в форме водоплавающей птицы-скобкаря. (из школьного сочинения)
Текст № 2.
Большой ковш-утица с ковшичками напоминает добрую сказочную птицу. Огненно-красный цвет ковша и золотое сияние узоров вызывают ощущение жаркого пламени огня. С круглых золотых бочков хлебосольной чаши свисают маленькие ковшички, все разрисованные узорами. Как жар, горят причудливые перья в распушенном хвосте. Хорошо бы отведать душистого меда из этого чуда-ковша! (из книги «Росписи Хохломы)
О каких признаках предмета сообщается в первом тексте?
(Форма, предназначение, место изготовления; дается точная, лаконичная информация. Цель этого описания – объяснение, сообщение точной информации о предмете описания. Это признаки текста научного стиля).
О каких признаках предмета сообщается во втором тексте?
(Каждая деталь описывается образно: хвост распушенный, бочка золотые, перья причудливые, т.е. автор текста использует средства художественной выразительности. Они помогают образно нарисовать картину и выразить тем самым авторское отношение к предмету описания. Это черты текста художественного стиля).
-Почему так различаются эти описания? (Разные по стилю).
-Итак, тексты типа описания могут быть как художественного стиля, так и научного.
6.Работа над сочинением.
Используя весь собранный материал, напишите сочинение об этом чудном предмете.
7.Подведение итогов урока.
6
Теперь перейдем собственно к хохломским узорам на деревянных ложках. Тем, кто хочет повторить рисунки старых мастеров, предлагаю посмотреть немудреные мотивы-орнаменты. В основной своей массе они связаны с природой. Цветы, ягоды, листья, завитки — основные элементы.
На настоящей оригинальной росписи фон или оставляют металлическим, либо закрашивают почти полностью, оставляю незакрашенными отдельные детали, такие как листочки.
В первых примерах покрываем поверхность ложки черной краской, а затем рисуем узоры. Сначала крупные, а потом более мелкие.
Принято использовать не много разных красок, а лишь несколько, золотистые обязательны, также работают зелеными, желтыми, красными цветами.
Например, желтые кружочки можно штамповать «тычком», если вы расписываете штучные ложки, для себя или в подарок, то изготовить его можно хоть из картофелины. Макать в краску и наносить ровный кружок.
Обычно контуры рисунка предварительно не наносятся на ложку, вся картинка у художницы в голове. Хотя для нас простительно, да и гораздо проще взять готовый образец, разметить, раскрашивать по контурам.
На ложках как правило находится по одному золотому листку, нескольким красным плодам или цветочкам. Частый узор — рябинка, райские яблочки, клубника или малина.
Ложки расписывают с двух сторон — как с выпуклой, так и с вогнутой.
В случае, если фон хотим оставить «с позолотой», то сначала окрашиваем его полностью соответствующей краской «металлик», а затем рисуем контуры черным, крупные элементы основными цветами, а нюансы тем же черным, как показано на фото.
Я привожу здесь примеры росписи настоящих хохломских ложек, чтобы использовать узоры для домашнего творчества. Рисунки несложные, эффект создается за счет яркости красок, сиянии золота.
Последние примеры ложек — на сияющем фоне «позолоты». Нам проще выполнить так — окрашиваем внутренность золотым, размечаем очертания узора, закрашиваем темным фон между элементами.
Несколько красных кружочков оптически соединяют основной узор с фоном. Но этого можно не делать — пример тому на нижней картинке.
Еще раз смотрим общий вид ложек. Роспись идет только по выпуклым частям, черенки, а также хвостики как правило однотонные, чаще золотистые, фон красный или черный.