Сочинение на тему описание по воображению и памяти
1 вариант
Описание по воображению и памяти
И тяжкий сон житейского сознанья
Ты отряхнёшь, тоскуя и любя…
Вл. Соловьёв
Тема: «В уме своём я создал мир иной
И образов иных существованье…»
Цель: продолжить работу по развитию творческого и воссоздающего воображения, ассоциативного мышления учащихся.
Оборудование урока:
– на доске написана тема урока, и написан эпиграф;
– ноты Ф.Шопена «Ноктюрны»,И.С.Баха «Хорошо темперированный клавир»,И Глинка «Разлука»;
– на доске словарь: величавая,взволнованная,таинственная,прозрачная,сверкающая,божественная,изысканная,элегантная,тоскливая,мучительная,возвышенная,пронзительная,щемящая,романтическая.
Методические приёмы:
– слово учителя;
– выразительное чтение под фортепианное сопровождение;
– беседа с учащимися;
– словарная работа;
– индивидуальные сообщения учащихся.
I Организационный момент. Объявление темы урока. Постановка целей перед учащимися.
Вступительное слово учителя:
Сегодня на уроке мы продолжим работу по развитию умения описывать по воображению и ассоциативным переживаниям. Чтобы развивать в себе образное восприятие мира, нужно совершенствовать свои синтезии. Синтезия – способность присваивать свойства, характерные для одного анализатора, другому. Самый типичный пример синтезии – цветной слух, когда свойства одного анализатора , слуха ,распространяются на другой анализатор, зрение.
Обратимся к эпиграфу сегодняшнего урока. «И тяжкий сон житейского сознанья/ Ты отряхнёшь, тоскуя и любя».Владимир Соловьёв призывает пробудиться от «житейского, будничного, а будничное – это тяжкий сон, который можно «отряхнуть» лишь, «тоскуя и любя». Приобщение к истинному, настоящему может произойти только через любовь, в этом смысл эпиграфа. А любовь – это творческое состояние, это основа искусства. Теперь обратимся к теме сегодняшнего урока: «В уме своём я создал мир иной, и образов иных существованье»…Это строки из стихотворения Лермонтова «Русская мелодия». Мир поэзии – это потаённый мир. И ваше воображение тоже работает по своим потаённым законам. Нам сегодня важно постараться прикоснуться к тайне воображения и постараться эту тайну описать. Запишите, пожалуйста, в свои тетради название темы урока. Работать будем следующим образом.
Все виды искусств внутренне взаимосвязаны: музыка и живопись, музыка и литература, музыка и архитектура (есть такое выражение – музыкальный силуэт).Вы сейчас прослушаете литературно-музыкальные этюды и ваше воображение нарисует вам какие-то картины, пробудит какие-то чувства, мысли, образы. У вас создастся определённое настроение. Опишите картины, образы, ваши чувства, ваши ассоциации, навеянные этими литературно-музыкальными этюдами. Это будет ваш отклик на пережитое на уроке, ваше словесное переживание. На доске написаны определения, которые вы можете использовать при описании образа стихотворения, или аналогичного образа в музыке, или же, если вам понадобится обосновать метафору. Это слова для вашей лаборатории. И название пьесе вы даёте сами.
II Учащиеся читают стихотворение А.Ахматовой «Смятение» под фортепианное сопровождение.
Слово учителя.
Нарисуйте словесную картину, возникшую в воображении. Опишите зрительные и звуковые впечатления от этой маленькой пьесы. Дайте название пьесе. Можете писать только о своих ассоциациях, а можете о переживаниях лирической героини. Потом прочитаете свой текст под музыку, и мы посмотрим, всегда ли ваш текст и музыка будут в гармоническом соединении.
Если кто-либо из вас готов прочитать свои описания, мы с удовольствием послушаем.
Учащиеся читают свои миниатюрные эссе.
Далее учащиеся читают стихотворения И.Северянина «Ананасы в шампанском», А.Блока «Вхожу я в тёмные храмы», «Предчувствую тебя.», «Я, отрок, зажигаю свечи…» под фортепианное сопровождение и все записывают свои впечатления в тетрадь. Учитель просит желающих озвучить свои высказывания, и дети читают свои тексты.
III Заключительное слово учителя.
Главной задачей урока было прикоснуться к миру искусства. Увидеть этот мир, увидеть, как «слово музыкой звучало», погрузиться в свой внутренний мир и описать свои переживания. Я попрошу всех дома отшлифовать свои миниатюрные эссе и принести мне к следующему уроку. Спасибо всем за работу на уроке.
Описание по воображению и памяти
И тяжкий сон житейского сознанья
Ты отряхнёшь, тоскуя и любя…
Вл. Соловьёв
Тема: «В уме своём я создал мир иной
И образов иных существованье…»
Цель: продолжить работу по развитию творческого и воссоздающего воображения, ассоциативного мышления учащихся.
Оборудование урока:
– на доске написана тема урока, и написан эпиграф;
– ноты Ф.Шопена «Ноктюрны»,И.С.Баха «Хорошо темперированный клавир»,И Глинка «Разлука»;
– на доске словарь: величавая,взволнованная,таинственная,прозрачная,сверкающая,божественная,изысканная,элегантная,тоскливая,мучительная,возвышенная,пронзительная,щемящая,романтическая.
Методические приёмы:
– слово учителя;
– выразительное чтение под фортепианное сопровождение;
– беседа с учащимися;
– словарная работа;
– индивидуальные сообщения учащихся.
I Организационный момент. Объявление темы урока. Постановка целей перед учащимися.
Вступительное слово учителя:
Сегодня на уроке мы продолжим работу по развитию умения описывать по воображению и ассоциативным переживаниям. Чтобы развивать в себе образное восприятие мира, нужно совершенствовать свои синтезии. Синтезия – способность присваивать свойства, характерные для одного анализатора, другому. Самый типичный пример синтезии – цветной слух, когда свойства одного анализатора , слуха ,распространяются на другой анализатор, зрение.
Обратимся к эпиграфу сегодняшнего урока. «И тяжкий сон житейского сознанья/ Ты отряхнёшь, тоскуя и любя».Владимир Соловьёв призывает пробудиться от «житейского, будничного, а будничное – это тяжкий сон, который можно «отряхнуть» лишь, «тоскуя и любя». Приобщение к истинному, настоящему может произойти только через любовь, в этом смысл эпиграфа. А любовь – это творческое состояние, это основа искусства. Теперь обратимся к теме сегодняшнего урока: «В уме своём я создал мир иной, и образов иных существованье»…Это строки из стихотворения Лермонтова «Русская мелодия». Мир поэзии – это потаённый мир. И ваше воображение тоже работает по своим потаённым законам. Нам сегодня важно постараться прикоснуться к тайне воображения и постараться эту тайну описать. Запишите, пожалуйста, в свои тетради название темы урока. Работать будем следующим образом.
Все виды искусств внутренне взаимосвязаны: музыка и живопись, музыка и литература, музыка и архитектура (есть такое выражение – музыкальный силуэт).Вы сейчас прослушаете литературно-музыкальные этюды и ваше воображение нарисует вам какие-то картины, пробудит какие-то чувства, мысли, образы. У вас создастся определённое настроение. Опишите картины, образы, ваши чувства, ваши ассоциации, навеянные этими литературно-музыкальными этюдами. Это будет ваш отклик на пережитое на уроке, ваше словесное переживание. На доске написаны определения, которые вы можете использовать при описании образа стихотворения, или аналогичного образа в музыке, или же, если вам понадобится обосновать метафору. Это слова для вашей лаборатории. И название пьесе вы даёте сами.
II Учащиеся читают стихотворение А.Ахматовой «Смятение» под фортепианное сопровождение.
Слово учителя.
Нарисуйте словесную картину, возникшую в воображении. Опишите зрительные и звуковые впечатления от этой маленькой пьесы. Дайте название пьесе. Можете писать только о своих ассоциациях, а можете о переживаниях лирической героини. Потом прочитаете свой текст под музыку, и мы посмотрим, всегда ли ваш текст и музыка будут в гармоническом соединении.
Если кто-либо из вас готов прочитать свои описания, мы с удовольствием послушаем.
Учащиеся читают свои миниатюрные эссе.
Далее учащиеся читают стихотворения И.Северянина «Ананасы в шампанском», А.Блока «Вхожу я в тёмные храмы», «Предчувствую тебя.», «Я, отрок, зажигаю свечи…» под фортепианное сопровождение и все записывают свои впечатления в тетрадь. Учитель просит желающих озвучить свои высказывания, и дети читают свои тексты.
III Заключительное слово учителя.
Главной задачей урока было прикоснуться к миру искусства. Увидеть этот мир, увидеть, как «слово музыкой звучало», погрузиться в свой внутренний мир и описать свои переживания. Я попрошу всех дома отшлифовать свои миниатюрные эссе и принести мне к следующему уроку. Спасибо всем за работу на уроке.