Сочинение на тему описание рассуждение

14 вариантов

  1. Как описывать правильно?

    Есть один важный нюанс, о котором вы должны всегда помнить при написании сочинения-описания. Вы не должны рассказывать об объекте описания, вы должны показать его характерные черты, особенности и детали его сущности. Но какая разница между показом и рассказом?
    Рассмотрим два простых примера:
    Я устал после обеда.
    Когда я откинулся назад и прислонил голову к спинке стула, мои веки стали тяжелыми, а края пустой тарелки передо мной размылись белой скатертью.
    Первое предложение говорит читателям, что вы устали после обеда. Второе предложение показывает читателям, что вы устали. Правильно написанные сочинения-описания  в меру наполнены такими иллюстрациями, потому что они позволяют читателям вообразить или испытать что-то для себя.
    Когда вы пишете сочинение-описание, лучший способ создать яркие впечатления для ваших читателей – это сосредоточиться на пяти чувствах:
    зрение
    слух
    запах (обоняние)
    осязание
    вкус
    Когда вы сосредотачиваете, свои описания на чувствах, вы предоставляете яркие и конкретные детали, которые показывают вашим читателям, а не рассказывают то, что вы описываете.

    Советы по написанию сочинения-описания

    На первых этапах написание сочинения-описания может показаться сложным. Без должной практики это действительно так. Мы составили несколько полезных советов, которые следует учитывать при написании плана, структуры сочинения-описания.

    План сочинения-описания:

    Перед тем как написать план надо ответить на следующие вопросы:
    Что или кого вы хотите описать?
    Какова причина написания вашего описания?
    На каких качествах вы хотите сосредоточиться?
    Во введении  необходимо обозначить объект описания: кто это или что это, почему о нём пойдет речь
    В заключении , опишите объект краткой, ёмкой фразой обозначьте, какой результат создают названные вами признаки и какое это имеет значение.
    После, такого как вы, завершили написание сочинения необходимо на какое-то время его отложить. По истечении этого времени следует перечитать сочинение и ответить на следующие вопросы:
    Получили ли ваши читатели полное и яркое представление об объекте описания?
    Не пропустили ли вы какие-то мелкие, но важные детали?
    Использовали ли вы слова, которые точно передают ваши эмоции?
    Есть ли в вашем описании ненужные детали?

  2. Освещенные, еще не взошедшего – причастия.
    Цвет, блеск, перламутр, серебро – эти существительные обозначают качество предмета, изображают признаки неба.
    Было, плыли, алел, пламенел, тянулись – все глаголы в этом тексте несовершенного вида прошедшего времени. Глаголы «алел» и «пламенел» к тому же передают цвет неба в этот утренний час.
    Автор предоставил нам возможность полюбоваться утренним небом. Еще мгновение, и картина изменится, взойдет солнце, и будет уже другое небо…

    Какие бывают описания?

    В зависимости от цели текста, для кого и для чего предназначен текст, описание может быть написано в различных стилях. (О стилях речи читайте здесь.) К примеру, представленный выше текст – яркий пример художественного описания.
    Автор поставил перед собой цель — воздействовать на наше воображение, побудить «увидеть» и почувствовать красоту утреннего неба. Для этого писатель использовал не просто ряд прилагательных, а эпитеты (ясное, чистое небо, легкие облака, прозрачная тишина, золотые полосы) и метафоры (лениво плыли, восток алел и пламенел, отливая перламутром и серебром, тянулись полосы). Автор подобрал такие существительные и глаголы, которые обозначают признаки неба. Еще одно средство художественной выразительности, которое применил Куприн, называется сравнение (полосы от лучей точно растопыренные пальцы).
    Таким образом, этот пример текста является текстом–описанием в художественном стиле речи, и встретить его мы можем, конечно же, в художественном произведении. Это рассказ А. Куприна «Ночлег».
    Описание может быть и в научном, и официально-деловом стиле, а также описание можно встретить в публицистических текстах.
    Научные описания – это обычно техническая характеристика предмета, процесса или явления. В текстах такого типа обязательно должны присутствовать специальные термины и конкретная информация. И в научном, и в официально-деловом стилях описаний неуместно употребление изобразительно-выразительных средств языка, как в художественных текстах.
    Сами по себе, отдельно, тексты-описания почти не встречаются. Обычно описания применяются в повествовательном тексте или в текстах-рассуждениях различных стилей для того, чтобы читатель или слушатель мог хорошо представить героя, место действия, явление, процесс и т. д.
    Обратите внимание, любое описание всегда имеет какую-либо цель. Например, нужно описать человека. Задайте вопрос: с какой целью? Если для того, чтобы рассказать, какой он симпатичный, вы будете описывать его внешность. Как писать сочинение-описание внешности, читайте здесь. Если цель другая – написать, что он очень хороший друг, значит, вы будете описывать не только внешние черты, но и его характер.

    Как писать сочинение-описание (план)

    Сначала следует дать ОБЩУЮ ХАРАКТЕРИСТИКУ, общее впечатление о предмете, человеке, явлении и т.д.
    Отдельные признаки и детали.
    Отношение автора текста к описываемому.
    Вот и все на сегодня.
    У вас остались вопросы? Задавайте, не стесняйтесь!
    В следующих статьях планирую рассказать о том, как писать сочинение-описание литературного героя. Может быть, и вы подскажете тему нашей следующей встречи?
    Удачи!
    Подписаться на Русское слово

  3. Жанровые разновидности:
    Сочинение-описание:
    Сочинение-повествование:
    Сочинение-рассуждение:
    передача общего впечатления от предмета (явления, лица), а затем раскрытие отдельных его признаков
    рассказ о каком-нибудь событии (эпизоде, случае из жизни), которое развертывается во времени
    самостоятельное размышление, отстаивание своей точки зрение
    Однако практика показывает, что в каждом ученическом сочинении есть и описание, и повествование, и рассуждение.
    Жанровые особенности определяются не только выбором темы, характером материала для сочинения, но и способом изложения, отношением автора к анализируемому событию, явлению, герою, индивидуальность, своеобразие формы сочинения зависят от одаренности автора, способа его мышления. Специфику жанра часто определяет и пафос сочинения (патриотический, лирический, комический, публицистический, сатирический), то есть эмоциональный настрой, создаваемый сочинением.
    В зависимости от этих факторов даже не самое сложное сочинение об одном литературном герое может быть написано в жанре сочинения-характеристики с элементами критического разбора, лирической исповеди, литературного портрета, очерка с суждениями о герое художественного произведения.
    Аналитические варианты сочинения чаще всего оформляются в жанре небольшой литературно-критической статьи, рецензии, литературного обзора (обозрения).
    Творческие сочинения на свободную тему могут быть составлены в форме рассказа, репортажа, заметки, воспоминания, литературное путешествия, публицистической статьи, дневниковые записей.
     

    Особенности сочинений различных жанров

    Рассмотрим особенности некоторых жанров сочинений, в которых школьники могут проявить свою индивидуальность, творческую позицию, художественное чутье.

    Сочинение-характеристика

    Самым распространенным жанром является сочинение-характеристика. Он требует глубокого раздумья не только над системой образов, но и над отдельным героем. Сочинение должно быть взволнованным размышлением о его нравственных идеалах, поступках, действиях, взаимоотношениях с окружающими людьми. Необходимо проследить эволюцию характера в сюжетном развитии произведения, выделить то индивидуальное, неповторимое, что характеризует личность этого героя.
    Лирические отступления автора помогут сконцентрировать внимание ученика на времени, в котором жил герой, на его образе жизни, чувствах, переживаниях, представить его живым человеком.
    В этом жанре можно выделить сравнительную характеристику и характеристику лирического героя (для поэтического произведения).
    Для последнего должны быть характерны высокое эстетическое чувство, эмоциональность в изложении, и поэтому ученику нужно «погрузиться» в содержание в поэтического произведения, осмыслить его язык через изобразительно-выразительные средства, ритмику стиха.
    В сравнительной характеристике нужно избегать механического изложения «по порядку» основных черт И героев, надо углубить их общие и противоположные И черты, показать суть каждого через взгляды, образ 1 жизни. (Приложение 1, 2).

    Сочинение — литературный портрет

    Еще В. Г. Белинский отмечал, что искусство портрета — это раскрытие внутреннего облика человека. Это значит надо показать «душу оригинала». Литературный портрет — один из творческих жанров, он предполагает свободное раскрытие «портрета» человека. Эмоциональность изложения материала в этом жанре усиливается. Здесь не обязательны ссылки пишущего на критику, авторитетные источники. Автор не должен стремиться к строгой последовательности в раскрытии портрета, а дать свое видение, понимание, значение этого человека для себя, для своей жизни. К литературному портрету примыкает портретная зарисовка.
    Она требует жесткого отбора материала: одной картины (например, «Чацкий на балу у Фамусовых», «Князь Андрей в Отрадном»), одного-двух фактов, немногих, но очень выразительных деталей, раскрывающих облик героя, писателя или поэта. (Приложение 3).
    Очень близкими к литературному портрету могут быть сочинение-этюд и сочинение-эссе.

    Сочинение-этюд

    В словаре читаем: «Этюд — это небольшое произведение критического и другого характера, посвящен- . ное какому-либо отдельному вопросу».
    Что может стать отдельным вопросом для такого сочинения? Например, «Танец и песни в жизни Наташи Ростовой», «Я и театр», «Несказанное, нежное» (о Есенине), «Что значит «наука страсти нежной» по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин», «Первая и последняя любовь Лермонтова» и другие.
    Социнение-этюд должно стать лирическим монологом пишущего о том значительном, что составляет суть картины, события или раздумья.

    Сочинение-эссе

    Сочинение-эссе — это жанр критики, публицистики. Сочинение-эссе можно предложить до изучения творчества писателя: «Моя первая встреча с Толстым», «Я остановилась на странице…», «Доброе слово В. Распутина», «Песня «добра и света» (по современной поэзии), «И все цветы живые…». Оно должно включать в себя авторское первоначальное впечатление от прочитанного, общее понимание жизни писателя, его произведения. Оно не требует глубины раскрытия темы (лучше, если автор сочинения сам сформулирует тему), но повествование должно быть стройным, раскрывающим основной вопрос.
    Сочинение-эссе должно четко выразить позицию ученика. Есть жанры, которые стали популярными у учителей литературы: это рецензия, отзыв, обзор (обозрение), литературно-критическая статья, очерк (или рассказ).
    Об этом говорят экзаменационные сочинения выпускников.

    Сочинение-рецензия

    Сочинение-рецензия — это разновидность критической статьи, наиболее глубокое высказывание о произведении искусства (литература, спектакль, кино).
    В работе нужно дать анализ, суждение, отзыв об этом произведении.
    Повествование должно сочетать в себе обоснованные, логичные суждения с привлечением ярких эпизодов, картин, размышлений героев.
    Вступление в рецензии может начинаться ярким эпизодом из текста (яркой текстовой заставкой).
    Ученик должен сообщить немного об авторе, истории создания произведения, показать тему и основные проблемы, волнующие художника.
    Все это должно привести к выводу о художественном своеобразии данного произведения.

     Сочинение-обозрение

    Менее глубокий анализ возможен в сочинении-обозрении (обзор). Здесь уместны обращения к различным произведениям одного или нескольких писателей или поэтов, краткий комментарий к ним. В том случае, когда ученик на основе глубокого анализа одного или двух-трех произведений выдвигает одну или несколько проблем, затронутых автором, он обращается к новому жанру — литературно-критической статье. Цель ее — обстоятельно рассмотреть, исследовать главные проблемы творчества писателя с общечеловеческих позиций, то есть в центре внимания всегда будет нравственно-эстетическая ценность произведения.
    В сочинении-статье должны иметь место выводы и обобщения, сделанные в результате глубокого анализа текста, а потому именно в статье могут быть использованы самые различные приемы: литературные зарисовки, портретные описания, речевые характеристики, диалоги, пейзаж.

    Сочинение-очерк

    Сочинение-очерк (или сочинение-рассказ) имеет одну отличительную черту — публицистичность изложения, то есть обращение к читателю с размышлением о своих переживаниях, чувствах, вызванных прочитанным произведением. Сочинение-очерк — один . из трудных жанров, к которому обращаются чаще всего одаренные, творчески думающие учащиеся.
    Очерк предполагает глубокое знание фактического материала, требует искусства раскрытия темы в динамике (будь то рассказ о герое или событии, явлении). Очерк должен подвести читателя к выводу об общественной значимости того, о чем рассказывается в нем.

    Сочинение-дневник

    Сочинение-дневник — жанр известный, но непростительно забытый. Это один из тех жанров, который -помогает учителю увидеть внутренний мир ученика. Перед тем как обратиться к этому сочинению, нужно рекомендовать ребятам прочитать дневники великих людей.
    В основе дневника, как литературной формы изложения мыслей, должны быть положены личные наблюдения от увиденного, размышления от прочитанного, суждения о творчестве писателя. Повествование должно идти от первого лица. Большое место в сочинении-дневнике отводится творческой фантазии и воображению. В композиции дневника преобладают отрывочные записи, датированные определенным числом, месяцем, годом, вставные эпизоды, встречи с людьми (героями книг), размышления о событиях, фактах. От автора сочинения требуется соблюдение композиционных особенностей дневника, а также искренность при изложении материала. В программе литературного образования есть такие произведения, композиция которых располагает к написанию творческих работ в жанре путевые заметки (А. Н. Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву»; Н. В. Гоголь. «Мертвые души»; Н. А. Некрасов. «Кому на Руси жить хорошо»).
    Жизнь некоторых писателей и поэтов полна впечатлениями от пребывания в различных уголках России (А, С. Пушкин, А. М. Горький, В. В. Маяковский, т. А. Т. Твардовский, В. Набоков), это тоже дает возможность обратиться к жанру путевые заметки. Итак, путевые заметки включают в себя элементы описания местности, рассуждения автора об «увиденном на станциях» маршрута следования, лирические отступления пишущего сочинение как обращения к читателю, портретные зарисовки, впечатления, отношения о встрече с героями и даже диалоги с теми, кого «встретили по пути». Вот примерные темы сочинений. — путевые заметки: «Я взглянул окрест себя…» (по «Путешествию из Петербурга в Москву» А. Радищева); «Вслед за Чичиковым к мертвым душам» (по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»), «Всем нужен Пушкин, нужен, как Россия».
     

    Сочинение-письмо

    Сочинение-письмо — это обращение к одному или группе лиц. Оно может включать рекомендацию о прочитанном (письмо к другу), выражать просьбу или советы в разрешении каких-то проблем (воспитание экологической совести-, например), может быть глубоким раздумьем о судьбе какого-то героя через восприятие тех, кто его знает (письмо Аркадия отцу о встрече с Базаровым и об отношении к нему, о восприятии Н! нигилизма в целом; «Письмо В. Маяковскому о сущности любви» — автор высказывает свое отношение к Н прочитанным стихам и проблеме любви вообще. Или, например, «Письмо Родиону Раскольникову из Н XXI века» — об отношении пишущего к теории «разрешения крови по совести»).
    Жанр письма дает возможность понять нравственно-эстетические взгляды ученика, увидеть его художественный вкус. Обязательным условием сочинения- письма является запись адреса, обращение к адресату, подпись пишущего со словами прощания.
    Сочинение-интервью (диалог) воспитывает искусство общения, творчески обогащает личность ученика, учит его сдержанности в отборе языковых средств и умению аналитически мыслить. Автор сочинения должен четко знать, о чем он будет писать (какие вопросы будет задавать и что на них отвечать), уметь пользоваться диалогической речью, глубоко знать ту проблему, которую он высвечивает в сочинении-интервью. То есть, иными словами, этот жанр развивает искусство монологической речи, предполагает свободное владение учеником темой разговора, глубокое погружение в творческую лабораторию писателя — автор сочинения отвечает за .всех, дающих интервью,

    Сочинение-исповедь (монолог) — один из самых редких жанров. Он опирается на глубокое знание текста, на неоднократное погружение в него. Пишущий сочинение на литературную тему в этом жанре ведет повествование от первого лица вслед за автором (идентичность с героем), поэтому сочинение логически выстраивает всю жизнь героя в художественной манере, близкой авторской. Рассказывая о своей жизни, герой размышляет о многом, и в этих размышлениях должны занять место все проблемы произведения. Если ученик пишет сочинение на свободную тему, то исповедь — это крик его души, откровенный, искренний, глубокий.
    Сочинения дают серьезную пишу для раздумий не только о школьном литературном образовании, но и об эффективности воздействия его на сердца воспитанников.
    Чтобы научить ребят не констатировать сказанное учителями, то есть «петь с чужого голоса», а говорить своим, но художественным языком, педагогам надо серьезно продумывать для них творческие задания. И вот в этом отношении немалую роль в пробуждении желания высказаться имеют нетрадиционные формулировки тем.

  4. Аргументация в сочинении-рассуждении должна занимать не менее 2/3 всего объёма. Оптимальное количество аргументов для небольшого (школьного или экзаменационного) сочинения — три.
    Лучшими аргументами являются широко известные исторические факты (или не очень известные, но которые можно легко найти в авторитетных источниках — энциклопедиях, справочниках, научных трудах и т. д.). Хорошим доказательством станут статистические данные, обсуждаемые события. В практике школьных сочинений самый весомый аргумент — литературное произведение, но не всё, а тот его эпизод, сюжетная линия, история героя, которые подтверждают вашу мысль.
    Чтобы подобрать аргументы правильно, мысленно каждый раз проговаривайте свой тезис и задавайте от него вопрос «Почему?»
    Пример. Возьмём другой тезис, относящийся к теме «Первая любовь» — «Любить — значит становиться лучше». Почему?
    Стремясь понравиться другому человеку, мы совершенствуемся. Литературный аргумент. Татьяна Ларина, желая разгадать душу Онегина, проводит дни в его библиотеке за чтением книг, жадно всматриваясь в пометки, оставленные Евгением, и размышляя над прочитанным. Она не только понимает, наконец, с каким человеком свела её судьба, но и сама вырастает духовно и интеллектуально.
    Аргументом может служить и личный опыт, но помните, что такое доказательство наименее убедительно и его хорошо представлять в виде расширения к основным фактам, известным и авторитетным.
    Шаг второй. Подберите аргументы, подтверждающие вашу мысль, и расположите их в следующем порядке: «весьма убедительный — достаточно убедительный — самый убедительный».

    Вывод

    Вывод углубляет тезис, содержит — пусть не явные — советы, правила, предлагает прогнозы.
    Пример. Первая любовь, в каком бы возрасте она ни случилась, может сделать из человека и жёсткого, безжалостного циника, и неисправимого романтика, и реалиста, не исключающего для себя любых возможностей.
    Первый окажется глубоко несчастен: он не сможет любить, а значит, останется одинок. Второй от абсолютного оптимизма «любви навеки» часто переходит к такому же пессимизму «любви нет». И только третий способен обрести гармонию. Чтобы таких становилось всё больше, взрослым, родным, друзьям следует бережно и серьёзно относиться к чувствам подростков и детей.

  5. Как писать сочинение-рассуждение
    Начнём с определений, что же такое «рассуждение»:
    умозаключение, ряд мыслей, изложенных в логически последовательной форме («Словарь русского языка» Ожегова С.И.);
    один из трех элементов сочинения, определяемый как развёртывание мысли по определенной схеме; доказательное развитие какого-нибудь отвлеченного положения до степени его очевидной ясности («Литературная энциклопедия»);
    функционально-смысловой тип речи, выполняющий особое коммуникативное задание – придать речи аргументированный характер (прийти логическим путем к новому суждению или аргументировать высказанное ранее) и оформляемый с помощью лексико-грамматических средств причинно-следственной семантики («Стилистический энциклопедический словарь русского языка»).
    Итак, рассуждение – это мысли, изложенные в соответствии с логикой, подкрепленные доказательствами, связанные цепью аргументов и перерастающие в убедительные выводы.
    Рассуждение выявляет и описывает причины и взаимосвязь каких-либо явлений. В его начале, как правило, помещается тезис – утверждение, истинность которого необходимо доказать с помощью аргументов, веских и убедительных доводов. Сочинение может быть основано как на рассуждениях-утверждениях (доказывается истинность выдвинутого тезиса), так и на рассуждениях-опровержениях (доказывается ложность выдвинутого основного положения). Пишущему предоставляется возможность использовать не только прямые факты, но иногда и доказательства от противного. Выстраивая доказательства, автор сочинения может опираться на личный опыт, газетные и журнальные публикации, фильмы, приводить примеры из жизни и литературы.
    Перед началом работы над сочинением нужно чётко сформулировать мысль, которую потребуется доказать. Затем уже, исходя из утверждения, требующего аргументации, составляется план будущей творческой работы.
    Схема сочинения-рассуждения
    1. Вступление.
    2. Тезис.
    3. Аргументы: доводы, доказательства, объяснения, обоснования; примеры, случаи, факты, цифры; мнения авторитетных людей, утверждения, цитаты…
    4. Вывод.
    Вступление в сочинении-рассуждении – это небольшое по объему введение в тему. Оно может быть сформулировано в виде вопроса или содержать цитату. Выдвигаемый тезис станет отправной точкой для последующих рассуждений, а бОльшую часть сочинения составит аргументация – не менее 2/3 всего объёма текста. Считается, что оптимальное количество аргументов для сочинения-рассуждения – три.
    В роли аргументов могут выступать:
    исторические факты;
    статистические данные;
    эпизоды, сюжетные линии литературных произведений, подтверждающие доказываемую мысль;
    пословицы и поговорки, афоризмы;
    мнения авторитетных людей…
    Самый убедительный, на Ваш взгляд, аргумент лучше всего располагать последним.
    Приводить аргументы в доказательство своей позиции можно при помощи следующих слов и словосочетаний:
    Обратимся к (факту, воспоминаниям кого-либо, научным данным…)
    Достаточно привести такой пример…
    Это можно доказать следующим образом…
    Подтверждением сказанному может служит следующий факт…
    Приведу ещё один пример, доказывающий мою точку зрения, …
    В этом легко убедиться, обратившись к…
    Например…
    Допустим…
    По свидетельству (кого-либо)…
    Предположим…
    Так как; потому что…
    Во-первых, во-вторых и т.д.
    В представленной ниже таблице из «Стилистического словаря русского языка» можно увидеть и другие лексические средства, пригодные для различных видов рассуждения.
    Вывод завершает ваше сочинение. Он должен быть убедительным, т.к. это умозаключение, итог, следствие ваших рассуждений. Он почти дублирует тезис, но выводит его на новый (более глубокий) уровень за счет обобщений и, возможно, прогнозов. Вывод можно формулировать, используя следующие слова и выражения: итак, обобщая сказанное, таким образом, исходя из наших рассуждений, следовательно…
    Сочинение-рассуждение станет более убедительным при следующих условиях:
    основной тезис соответствует теме сочинения,
    отобранные доказательства достаточно весомы,
    между частями сочинения тесная логическая связь,
    выводы четко сформулированы.
    Форма вывода (в частности, доказательства) правильна, если в нём не нарушено ни одно правило логики.
    Материалы, использованные при подготовке рубрики:
    Алиев Г. Учимся рассуждать [Текст] : школьное сочинение и проблемы его написания / Г. Алиев // Начальная школа : прил. к газ. “Первое сент.”. – 2001. – № 30.
    Литневская Е.И., Багрянцева В. А. Методика преподавания русского языка в средней школе: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. Е. И. Литневской. — М.: Академический проект, 2006. — 590 с.
    Никитина Н. Н. Алгоритм написания сочинения-рассуждения (части С) при подготовке к ЕГЭ. 11-й класс.
    Статья «Рассуждение» в «Стилистическом словаре русского языка».

  6. Допустим, пишется сочинение на тему “Природа родного края”. Опишите во вступлении, чем примечательна родная природа, и почему именно красота природы родного края послужила темой сочинения. Если сочинение на тему времен года, опишите, почему именно рассматриваемое время года послужило темой сочинения, чем затрагивает вас именно этот период, чем привлекает и, может быть, вызывает особую симпатию любимое время года.

    Содержательная часть

    Содержательная часть – самая главная, основная часть сочинения, в ней раскрывается тема, разъясняется суть сочинения. Покажите ваше видение природы, как видят природу другие авторы в художественной литературе. Избегайте простого изложения или пересказа, попробуйте осмысленно описать самые яркие впечатления, которые оставляет у вас природа.
    Для большей наглядности, попробуйте мысленно совершить прогулку по любимым местам родного леса, заглянуть в любимые уголки родной природы, опишите то, что вы видите вокруг, то, как представляете себе природу и какое природа имеет значение для вас. Осмысление донесение темы сочинения до читателя станет главной задачей содержательной части работы.

    Заключительная часть

    В заключительной части подводятся итоги всей работы, делаются выводы из раскрытой темы сочинения; заключительная часть должна быть не большой, но основательной. В заключительном абзаце можно сгладить все недочеты в ходе работы над сочинением, если он будет ясным, по возможности, кратким и уверенно завершит сочинение, полностью ответив на все поставленные вопросы. Расставьте, как говорится, все точки над буквой “Ё”!

    Как писать школьные сочинения:

    Как написать сочинение рассуждение? – Такая форма учебного сочинения, как правило, подразумевает написание сочинения на свободную, не обязательно по литературному произведению, тему в виде небольшого рассказа своими словами с рассуждением на заданную тему сочинения, например “Мое любимое время года”, “Наша планета – Наш дом” и т.п.
    Как написать небольшое сочинение в виде эссе? – Жанр мини-сочинения в виде небольшой зарисовки на заданную тему называется эссе. В художественной литературе эссе чаще имеет эмоциональную, чувственную передачу настроения описываемого пейзажа, события. Главная особенность эссе – свободное изложение мыслей и чувств, ответ на поставленный вопрос в довольно небольшом объеме текста.
    Как написать сочинение по картине художника? – Описание картины подразумевает раскрытие темы сюжета произведения. Важно обратить внимание на каждую деталь для полного представления действия, сюжета или пейзажа: что хотел показать художник через картину.
    Как подготовить сообщение на заданную тему? – Сообщение представляет собой краткое изложение непосредственной сути. В этом случае всегда имеется четкая тема, а также полностью отсутствует художественная ценность сочинения.
    Как написать сочинение на лингвистическую тему? – Такие сочинения связаны с языком и имеют форму рассуждения, раскрывающего смысл определенного высказывания известного человека, например “Многие русские слова сами по себе излучают поэзию К. Паустовский”.
    Как написать сравнительную характеристику двух героев? – В сочинениях по теме литературного произведения часто приходится прибегать к написанию сравнительной характеристике героев. Часто в этой роли сравнения оказываются главные герои, обычно двое и с разными характерными чертами, это может быть характер, возраст, социальное положение и т.д. Поэтому важно не только дать характеристику каждому герою, но и суметь сравнить героев в сюжете произведения.
    Как писать сочинение-рассуждение на ЕГЭ? – Сочинение на ЕГЭ – значительно отличается от привычного школьного сочинения и писать его труднее, основная сложность в работе по русскому языку ЕГЭ — определение проблемы, затронутой в предложенном тексте, поэтому подход и строение такого сочинения несколько другое, более сложное по форме, но и страшного в этом ничего нет. Смотрите сами)

    Подборка материала для сочинений:

    Поэзия
    Литература
    Искусство
    Сочинения на свободную тему

  7. Перед тем как написать сочинение, необходимо запастись черновиком. В старших классах полезной окажется также тренировочная тетрадь с заранее подготовленными цитатами из произведений русских и зарубежных классиков, а также читательский дневник, который поможет подобрать тот или иной литературный аргумент по предложенной теме.
    Для примера мы возьмём итоговое сочинение для одиннадцатиклассников, рассмотрим требования к тексту и этапы работы.

    Этап 1. Сбор материала.

    Так как без литературного аргумента при выполнении зачётного задания не обойтись, собирать высказывания великих по тому или иному поводу нужно заранее: как минимум, с начала сентября.
    Если у вас уцелели читательские дневники предыдущих лет или вы любите сохранять понравившиеся цитаты (а вдруг пригодятся для статуса ВКонтакте?), считайте, что строительный материал уже есть. Если доселе вы не обременяли своей головы чужими мыслями, придётся срочно сделать это теперь.
    Как только станут известны 5 тематических направлений для написания сочинений, начните осмыслять все обнаруженные цитаты. Аккуратно используйте поисковики. Не все сайты верно обозначают авторство и корректно цитируют оригинальные тексты. Лучше обращаться к первоисточникам, т.е. книгам.

    Этап 2. Осмысленное чтение.

    Нет, мы не хотим вас обидеть, намекая, что прежде ваше чтение было бездумным! Просто теперь ваши читательские усилия будут сродни труду кладоискателя, выкапывающего из глубин смысла драгоценные литературные факты.
    А если серьёзно, нужно перечитать хотя бы 2-3 программных романа и несколько повестей или рассказов поменьше, чтобы освежить воспоминания об изученном.
    Масса примеров-иллюстраций на любую тему найдётся в пушкинских «Повестях Белкина», романе «Евгений Онегин», в «Герое нашего времени» Лермонтова, повести Гоголя «Тарас Бульба». Из авторов, приближенных к нашему времени, подойдут Астафьев, Бондарев, Шукшин, Распутин.

    Этап 3. Написание пробного сочинения.

    Не ждите экзамена. Начинайте писать уже сейчас. Придумайте 2-3 темы по каждому направлению и выдавайте хотя бы по одному тексту еженедельно. Если приступить в начале учебного года, до декабря за 12 недель можно написать 10-15 пробных вариантов.
    Собственно работа состоит из нескольких шагов.
    Составить план сочинения. Он включает в себя вступление, основную часть и заключение, закольцовывающее главную мысль работы, изложенную в начале.
    Написать вступление. Оно должно быть ёмким и коротким (не длиннее 5 предложений). Во вступлении уместно обозначить и конкретизировать тему сочинения, подкрепив собственный тезис цитатой.
    Написать основную часть. Она пишется, чтобы раскрыть тему работы, и состоит из трёх тезисов, к которым нужно правильно подобрать пример-доказательство из литературы. Чтобы придумать тезисы, нужно разбить основную тему на вспомогательные вопросы. По каждому из тезисов обязателен микровывод. В качестве доказательств используются не только аргументы, но и контраргументы.
    Сформулировать вывод. Он не повторяет микровыводы, а объединяет их, обозначая итоговую мысль. В выводе повторяется и разворачивается в полном объёме утверждение, озвученное во вступлении.
    Проверить текст. Он должен отвечать таким критериям, как согласованность частей между собой, отсутствие стилистических, фактических, пунктуационных и грамматических ошибок.
    Если инструкция показалась вам недостаточно ясной, дополнительно посмотрите видео:

    Пример итогового сочинения-рассуждения на тему мечты

  8. Как писать сочинения различных типов речи
    Сочинение-рассказ
    Тип речи – повествование (что происходит и в какой последовательности?)
    Изложение последовательности определенных действий, поступков, явлений…
    Много глаголов, конкретных имен существительных, фактов…
    Если вы фотограф – получится несколько кадров
    Пример – сказка «Курочка Ряба»
    Общая структура:
    1. Экспозиция – знакомство с местом действия, временем и основными героями
    2. Завязка – обнаружение конфликта (противоречия)
    3. Развитие действия – что происходит
    4. Кульминация – момент наивысшего развития действия (самое главное событие)
    5. Развязка – разрешение конфликта
    6. Эпилог – дальнейшая судьба героев (может отсутствовать)
    План:
    1. Вступление (введение в тему: может быть традиционным, лирическим, ассоциативным, философским…)
    Однажды…
    Несколько лет назад…
    Эту историю рассказал мне дедушка…
    Вы хотите узнать,  что произошло вчера с моей кошкой? Тогда слушайте…
    Этим летом наконец сбылась моя мечта…
    2. Основная часть (начало действия, развитие действия, кульминация – может быть несколько абзацев)
    3. Заключение (развязка, эпилог – указание на то, чем завершились изложенные события)
    И чем всё закончилось?..
    А завершилось всё очень просто:…
    С тех пор в этот странный дом никто не ходит, потому что…
    Сочинение-описание
    Тип речи – описание (что представляет собой некий предмет или некое явление, какой он?)
    Полная характеристика предмета или явления
    Много имен прилагательных, причастий, наречий, оценочных имен существительных, восклицательных предложений
    Если вы фотограф – получится один кадр
    Пример – любая картина
    Виды описаний:
    1. людей или животных – это портрет
    2. помещения – это интерьер
    3. природы – это пейзаж
    4. овощей и фруктов – это натюрморт
    5. действий – это инструкция
    План характеристики героя:
    1. Вступление (введение в тему: может быть традиционным, лирическим, ассоциативным, философским; если сочинение по литературе, то можно кратко написать об истории создания произведения, его теме, основной идее)
    2. Основная часть:
    – первое знакомство с героем
    – внешность
    – характер
    – мировоззрение (увлечения, пристрастия, цель жизни…)
    – поступки
    – взаимоотношения с другими героями
    – отношение автора произведения к этому герою
    3. Заключение (итог: особенности героя, его сущность и ваше отношение к герою произведения)
    ! В сочинении по литературе обязательно должны быть цитаты из текста, которые или подтверждают ваши мысли, или ярче всего характеризуют героя!
    Сочинение-рассуждение
    Тип речи – рассуждение (почему это происходит, зачем, с какой целью?)
    Размышление по определенному вопросу, собственная точка зрения и её доказательство
    Цель – исследовать предмет или явление, раскрыть их внутренние признаки, рассмотреть причинно-следственные связи событий или явлений, передать размышления автора о них, оценить их, обосновать, доказать или опровергнуть ту или иную мысль, положение.
    Много отвлеченных имен существительных, вводных слов, вопросительных и восклицательных предложений, используется вопросно-ответная форма изложения мыслей
    Если вы фотограф – кадры не получатся: мысли сфотографировать нельзя
    Пример – ответ на любой вопрос
    Общая структура:
    1. Тезис (некое утверждение, высказывание своей точки зрения)
    2. Доказательство (аргумент, подтверждающий тезис – факты, умозаключения, ссылки на авторитеты, заведомо истинные положения (аксиомы, законы), описания, примеры, аналогии…)
    3. Второе доказательство (аргумент, подтверждающий тезис)
    4. Вывод
    План:
    1. Вступление (введение в тему: может быть традиционным, лирическим, ассоциативным, философским… Главное – оно должно быть связано с ключевым понятием темы сочинения, это ключевое (самое значимое) понятие следует пояснить)
    Я считаю …
    Я думаю, что …
    Мне кажется, …
    По моему мнению, …
    2. Основная часть:
    – первый аргумент
    Во-первых, …
    В качестве первого аргумента, подтверждающего мои мысли, могу привести пример из художественной  литературы. Вспомним произведение …
    В качестве первого аргумента, подтверждающего мои мысли, могу привести пример из собственной жизни …
    – второй аргумент
    Во-вторых, …
    А …
    3. Заключение (вывод или следствие)
    Итак, …
    Таким образом, …
    Завершая свои размышления, хочу еще раз подчеркнуть: …
    Хочется верить, что …
    Сочинение-рассказ «Мой день в школе»
    Школа еще совсем пустая. Непривычно тихо. Я быстро поднимаюсь на третий этаж и подхожу к окну. Сегодня я пришла раньше, потому что мы с Мариной дежурные. Но она почему-то опаздывает.
    Проходит десять минут, и коридоры наполняются веселым ребячьим шумом. Звенит звонок, и все расходятся по своим классам. В кабинет входит наш учитель истории. Он рассказывает нам о героических подвигах древних римлян и греков. Это захватывающе интересно!
    На первой перемене у нас зарядка, которую проводят старшеклассники . Впереди еще четыре урока. Среди них мой самый любимый – география. Сегодня я узнала, как нужно ориентироваться на местности. Теперь можно смело отправляться с друзьями в поход – не заблудимся. Так на каждом уроке мы изучаем что-то интересное, узнаем много нового и полезного.
    Окончились уроки. Куда пойти? Как много нужно успеть сделать! Хочется сходить на выставку цветов, поиграть с младшей сестрой. Но сейчас я спешу на тренировку, где меня ждут теннисная ракетка и мяч. Тренер снова будет учить отрабатывать удары и совершенствовать технику игры. Возможно, скоро я поеду на показательные соревнования. А после тренировки я спешу домой, ведь сколько уроков нужно успеть выучить.
    Свободного времени почти не остается, но я рада, что день был плодотворным и я не потратила время зря.
    Сочинение «Описание характера человека»
    Мой дядя Женя – очень интересный человек. Несмотря на его молодой возраст, дядю уважают и ценят все члены нашей семьи и знакомые. Дело в том, что дядя Женя – спокойный, уравновешенный и в то же время веселый человек. Он умеет найти общий язык со всеми, никогда не повысит голос и не скажет резкого слова. А еще мой дядя обладает потрясающим чувством юмора и умеет так здорово рассказывать смешные истории, что невозможно удержаться от смеха.
    Дядя Женя окончил технический университет. Он хорошо разбирается в технике. К нему часто обращаются за советами в этой области. Обычно дядя Женя охотно консультирует всех подряд, потому что ему самому это очень интересно. О какой-то новой технологии он может рассуждать часами, если вы будете внимательно его слушать. Однако если он заметит, что вам не особо интересно, он никогда не будет перегружать вас информацией.
    Единственное время, когда дядю Женю лучше не беспокоить, это когда он занят делом. Он работает в сервисном центре мастером по ремонту мобильных телефонов, ноутбуков и цифровой техники, а иногда берет работу на дом. Дядя Женя очень ответственно относится к своим обязанностям, поэтому любит полностью сосредоточиться на том, что делает. Если его отвлекать в такой момент, он может немного рассердиться, но никогда не станет кричать.
    Дядя Женя обычно вежлив со всеми. У него много друзей, с некоторыми он сохранил отношения со школы. Со мной он всегда дружелюбен, уделяет мне много времени, все показывает и объясняет. Он говорит, что любит общаться с молодежью, потому что их умы полны свежих идей.
    Мне нравится характер моего дяди. Я рад, что он часто приходит к нам в гости, а мы бываем у него. Общаться с ним очень интересно и познавательно.
    Сочинение-рассуждение «За что я люблю математику?»
    Я часто думаю, что было бы, если бы мы до сих пор не умели писать и считать. Наверное, жизнь была бы очень скучной и однообразной. Например, я очень люблю головоломки, разные математические задачи. Они помогают мне развиваться, и я всегда радуюсь, когда нахожу правильное решение.
    Математика – основа точных наук. Без них невозможно построить корабль и самолет, автомобили и метрополитены, даже строительство домов требует точности. Любовь к точным наукам развивает умение логически мыслить, анализировать, смотреть на вещи другими глазами и давать точное определение.
    Я с большим старанием и желанием учу начальный курс математики, потому что ее знание приведет меня к алгебре, геометрии, физике, высшей математике. Это те ступени, которые я должен преодолеть, чтобы стать хорошим программистом.
    Работа на компьютере, создание новых интересных программ – вот моя мечта. И я осуществлю ее. Мое будущее связано с математикой.

  9. Несколько советов
    Чтобы со знанием дела написать сочинение-описание картины, нужно провести подготовительную работу. Советуем вам воспользоваться справочными интернет-ресурсами, например, заглянуть в список художников, внимательно почитать их биографии и рассмотреть картины живописцев. Так вы получите более полное представление о творчестве того или иного мастера, будете различать техники, манеру письма, узнавать авторский стиль и основную тематику. Надеемся, вы разбираетесь в жанрах живописи, знаете, в чем характерные особенности (и какие бывают разновидности) портрета, пейзажа, натюрморта.
    Постарайтесь определить основные микротемы картины. Оцените роль изобретательно-выразительных средств (формата, композиции, света, цвета, общего колорита); как эти средства помогают в выражении основной идеи полотна, авторской позиции.
    Воспринимать произведение живописи нужно не только рационально, но и эмоционально. Посмотрите на картину и прислушайтесь к себе: какое настроение она у вас вызывает, какие чувства пробуждает? А теперь попробуйте передать свои впечатления в сочинении.
    Не забудьте, что оно должно содержать ТРИ основных части: во вступлении вы сообщаете краткие сведения о художнике и картине; в основной части даете анализ изображенного на картине и в заключении высказываете свое отношение к картине, говорите о своих впечатлениях, а не просто пишете понравилась она вам или нет.
    Примерная схема сочинения по картине
    1. Небольшая справка о творчестве данного художника (какие картины и когда он написал, направление, в котором он работал, особенности его творчества).
    2. Справка о данной картине (название, когда написана, под влиянием каких событий, жанр картины и так далее).
    3. Описание картины:
    а) сюжет картины (о чем повествует картина);
    б) что изображено на переднем плане;
    в) что изображено на заднем плане картины;
    г) описать основных героев картины (если они есть);
    д) детали картины;
    е) основные цвета (краски) картины (почему художник выбрал именно их);
    4. Используемые художником выразительные и композиционные средства (какое настроение передает эта картина?).
    5. Роль этих средств в выражении авторской позиции, идеи картины.
    6. Свои впечатления от картины (какое впечатление произвела, чем особенно понравилась, что осталось не до конца понятым…).
    На самых первых этапах анализ может быть в последовательности «снизу вверх»: нижний край (земля, вода, фон…), средняя часть (основная, где, как правило, находится композиционный центр картины), верхний край картины (фон, небо).
    Синонимические ряды для сочинения-описания картины:
    художник, живописец, мастер кисти, пейзажист, портретист, баталист (художник, специализировавшийся на изображении войны), маринист (художник, рисующий морские пейзажи), бытописатель (художник, автор произведений бытового жанра);
    создает, пишет, изображает, воспроизводит;
    картина, полотно, репродукция, холст…
    Название цветов и оттенков, которые можно употребить при описании картины: зелёный, изумрудный, жёлто-зеленый, жёлтый, золотистый, медный, багряный, красный, малиновый, сиреневый, оранжевый, синий, темно-синий, лазурный, небесно-голубой, бирюзовый, голубой, бледно-голубой, бежевый, коричневый, серый, и др.
    Для поиска синонимов воспользуйтесь сервисами нашего портала.
    Обратитесь к ресурсу «Рассказы о шедеврах живописи», чтобы больше узнать об истории знаменитых картин. В качестве примера возьмем краткое описание полотна художника Василия Верещагина «Апофеоз войны»:
    «Верещагин знал о войне не понаслышке — он не раз принимал участие в боях — и написал множество картин, на которых изобразил то, что видел собственными глазами: не только бравых солдат и их военачальников, но и кровь, боль и страдание.
    Однажды он задумался о том, как показать в одной картине все ужасы войны, как дать зрителям понять, что война — это всегда горе и смерть, как дать другим взглянуть на ее отвратительные подробности? Он понял, что недостаточно написать картину с полем боя, усеянным погибшими воинами, — такие полотна были и раньше. Верещагин придумал символ войны, образ, только взглянув на который, каждый сможет представить, насколько страшна любая война. Он написал выжженную пустыню, посреди которой возвышается пирамида из человеческих черепов. Вокруг — лишь сухие, безжизненные деревья, и только воронье слетается на свой пир. Вдалеке виднеется полуразрушенный город, и зритель с легкостью может догадаться, что и там жизни больше нет…»

  10. Сочинения данного вида  по праву считаются самыми сложными. Почему?
    Во-первых, такое сочинение построено на подробнейшем анализе литературного произведения, литературного героя или сопоставления литературных героев по произведениям классиков или современников. Оно никогда не будет полноценным без знания литературно-исторических  проблем, затрагиваемых в произведении. Большую роль играет знание истории, верная оценка исторической эпохи и общественно-социальных взглядов описываемого в произведении времени.
    Во-вторых, проводя художественный анализ произведения, следует помнить, что мировоззрение любого писателя и его творчество не могут  проявляться прямо и открыто, а проявляются несколько опосредованно, через существующие в его время эстетические и нравственные символы и идеалы.
    В-третьих, в сочинениях на литературоведческую тему  не следует пересказывать содержание произведения, так как сочинение — это, прежде всего, плод творческих усилий, самостоятельное произведение на материале прочитанного произведения.

    Сочинение на свободную тему

    Сочинение на свободную тему не намного легче литературоведческого сочинения — оно имеет свои особенности
    Во-первых, пишущий на свободную тему должен обладать обширной литературной эрудицией. Тему сочинения он  выбирает сам, при этом он должен умело соединить уроки истории, свои знания и свой жизненный опыт по данной теме и облечь это все в необходимую художественную форму.
    Задача пишущего убедить в своей точке зрения, найти необходимые аргументы, логически изложить материал, живо и доступно высказать свою  точку зрения.
    Обычно при написании этих сочинений используется публицистический стиль: пафос, риторические вопросы, повторы, восклицания, призывы и т.д.

    Типы школьных сочинений по жанру

    Существует три обязательных типа школьных сочинений:
    сочинение-описание природы, картины, человека и т.д. Для сочинений-описаний характерен большой выбор выразительных средств языка: эпитетов, сравнений, метафор, олицетворений и т.п.
    сочинение-повествование, в котором ученик должен логически верно изложить любой текст повествовательного характера, выдерживая нормы для всех частей: завязки, кульминации и развязки.
    сочинение-рассуждение, считается самым сложным для написания, так как учащийся должен подобрать убедительные аргументы и сделать выводы к заданному тезису.
    По жанрам написания сочинения делятся на: личный дневник, очерк, публицистическая статья, рецензия к работе, письмо, эссе.
    Дневник — это форма литературно-бытовых записей, ведущихся от первого лица. Он всегда имеет личный характер на основе уже случившегося и пережитого. Этот жанр отличает высокая  искренность, правдивость высказываний. Сочинения этого жанра можно рекомендовать учащимся, которые не могут в силу психологических причин открыто высказывать свои мысли.
    Очерк — этот жанр — нечто среднее между повествовательным и публицистическим произведением, отличающееся малой литературной формой. Очерк, прежде всего, описывает реальные события, которые произошли с реально существующими людьми. В центре очерка всегда реально существующие социально-исторические проблемы. В очерке четко очерчена авторская позиция. Сочинения данного типа можно рекомендовать учащимся, умеющим отстаивать свою точку зрения и имеющим активную социальную позицию.
    Публицистическая статья — это один из наиболее традиционных жанров сочинения в старших классах. Особенностью композиции сочинения данного жанра является стройная композиция:
    вступление — одна четвертая часть текста;
    основная часть — одна вторая от всего объема текста;
    и заключение — одна четвертая текста.
    Все  три части должны быть логически связаны между собой и иметь единую идею (основную мысль), а также ясно связанные между собой подтемы, раскрывающие и подчиняющиеся основной теме — идее.
    Во вступлении необходимо указать, почему именно эта тема заинтересовала писавшего, какие задачи он ставит  перед собой в раскрытии данной темы, каково значение идеи и как она связана с темой произведения. Основная часть сочинения должна раскрывать тему на анализе прочитанного произведения или нескольких произведений, если же это сочинение на свободную тему, то оно должно опираться на жизненный опыт писавшего.
    Эссе — (в переводе с французского— «размышление»). Пишется, прежде всего, по поводу прочитанного, услышанного или пережитого.  Как в любом сочинении-рассуждении, обязательно должен быть тезис, доказанный или опровергнутый в заключительной части эссе. Здесь будут уместны цитирование, сопоставление различных точек зрения, сомнения и опровержения, то есть истина должна «рождаться в муках творчества».
    Рецензия — это своеобразный жанр литературоведческой критики. Существует алгоритм написания сочинений данного вида и стандартные фразы, которые обязательно должны присутствовать при написании рецензии.
    Например:  нельзя не отметить сильные стороны данного произведения, наряду с положительными сторонами следует  назвать и отрицательные, откровенно слабые стороны, на основании вышеизложенного можно сделать вывод и т.д.
    Несомненно, написание сочинения — творческая работа, подходить к которой следует систематически и целенаправленно, начиная с малых форм, постепенно приучая учеников к логически верному изложению своих мыслей.

  11. Как правильно написать сочинение-рассуждение?

    Статья о том, как правильно подготовиться и написать, используя все тактические-литературные приемы сочинения в виде рассуждения.

    Основная идея сочинения-рассуждения

    Сочинение-рассуждение всегда имеет цель убедить читателя (слушателя) в чём-либо, изменить или закрепить его мнение по определённому вопросу (если мнение автора и читателя совпадают).Поэтому основой рассуждения, его стержнем становится чётко сформулированная, понятная и обоснованная с разных позиций одна главная мысль

    Пишем сочинение-рассуждение на свободную тему

    Шаг первый
    Чётко и полно сформулируйте мысль, которую хотите доказать.
    Проверить успешность этого шага можно следующим образом. Прочитайте формулировку нескольким людям: если у них не останется вопросов по поводу вашей позиции (возражения по сути вопроса — не в счёт), то формулировка удачна. Теперь можно переходить к написанию сочинения-рассуждения.
    Шаг второй
    Подберите аргументы, подтверждающие вашу мысль, и расположите их в следующем порядке: «весьма убедительный — достаточно убедительный — самый убедительный»

    План сочинения-рассуждения

    Вступление

    Необязательной, но желательной частью рассуждения является краткое вступление, задача которого — вовлечь читателя в диалог, обозначить суть и актуальность проблемы.
    Пример. Тема сочинения-рассуждения — «Первая любовь…». Рассуждать о первой любви можно бесконечно (как и о других вопросах), потому немедля делаем шаг первый — формулируем тезис.
    При тезисе «Первая любовь — важнейший этап в жизни человека, который повлияет на все будущие взаимоотношения и на саму личность» вступление может быть таким: «Для подростков она становится смыслом жизни, а у взрослых вызывает снисходительную улыбку. Однако напрасно родители и знакомые усмехаются: по мнению психологов, в первой любви скрыт источник нашего «взрослого» счастья и несчастья».

    Основная часть: аргументы, содержание аргументов

    Аргументация в сочинении-рассуждении должна занимать не менее 2/3 всего объёма. Оптимальное количество аргументов для небольшого (школьного или экзаменационного) сочинения — три.
    Лучшими аргументами являются широко известные исторические факты (или не очень известные, но которые можно легко найти в авторитетных источниках — энциклопедиях, справочниках, научных трудах и т. д.). Хорошим доказательством станут статистические данные, обсуждаемые события. В практике школьных сочинений самый весомый аргумент — литературное произведение, но не всё, а тот его эпизод, сюжетная линия, история героя, которые подтверждают вашу мысль.
    Чтобы подобрать аргументы правильно, мысленно каждый раз проговаривайте свой тезис и задавайте от него вопрос «Почему?»
    Пример. Возьмём другой тезис, относящийся к теме «Первая любовь» — «Любить — значит становиться лучше». Почему?
    Стремясь понравиться другому человеку, мы совершенствуемся.Литературный аргумент. Татьяна Ларина, желая разгадать душу Онегина, проводит дни в его библиотеке за чтением книг, жадно всматриваясь в пометки, оставленные Евгением, и размышляя над прочитанным. Она не только понимает, наконец, с каким человеком свела её судьба, но и сама вырастает духовно и интеллектуально.
    Аргументом может служить и личный опыт, но помните, что такое доказательство наименее убедительно и его хорошо представлять в виде расширения к основным фактам, известным и авторитетным.

    Вывод

    Вывод углубляет тезис, содержит — пусть не явные — советы, правила, предлагает прогнозы.
    Пример. Первая любовь, в каком бы возрасте она ни случилась, может сделать из человека и жёсткого, безжалостного циника, и неисправимого романтика, и реалиста, не исключающего для себя любых возможностей.
    Первый окажется глубоко несчастен: он не сможет любить, а значит, останется одинок. Второй от абсолютного оптимизма «любви навеки» часто переходит к такому же пессимизму «любви нет». И только третий способен обрести гармонию. Чтобы таких становилось всё больше, взрослым, родным, друзьям следует бережно и серьёзно относиться к чувствам подростков и детей.
    Автор статьи: Шакиров Булат.
    Дата добавления: 10:04:16

  12. 12
    Текст добавил: Граммотный Парниша

    Более трёх столетий живёт афоризм Буало «Что ясно понято, то чётко прозвучит». Не устарел он и сегодня, коль скоро одна из распространённых ошибок в сочинении любого вида – неумение систематизировать и «составлять» материал.
    Это связано прежде всего с неточно понятой темой, с неумением подчинять сочинение выражению главной своей мысли. Существенной помехой служит и невладение формой сочинения, элементарное незнание его традиционных жанровых форм.
    Различают три основных (классических) типа школьных сочинений: сочинение-описание, сочинение-рассуждение и сочинение-повествование (сочинение-рассказ). Рассмотрим каждый из названных типов.

    Сочинение-описание

    Сочинение-описание начинается обычно с передачи общего впечатления, а затем раскрываются существенные признаки того или иного явления. Последовательность выделения этих признаков достаточно свободна и определяется отношением автора сочинения к факту, материалу, литературному явлению, событию. Ключевое значение имеет в сочинении-описании правильный выбор изобразительно-выразительных средств.

    Сочинение-рассуждение

    Сочинение-рассуждение имеет более устойчивую композицию, оно, как правило, трёхчастно, так как основано на аргументации какого-то тезиса. Цель сочинения-рассуждения – доказать правильность главной мысли. В первой части высказывается общее положение – тезис. Во второй – приводятся доказательства, подтверждающие основную мысль. В третьей, заключительной части, формулируются выводы.
    Отсюда традиционная композиция сочинений-рассуждений:
    I. Тезис (основная мысль сочинения).
    II. Доказательства (аргументы):
    а) …
    б) …
    в) …
    III. Заключение о правильности тезиса (вывод).

    Сочинение-рассказ (сочинение-повествование)

    Этот тип сочинений предполагает повествование о событии, развёртывающемся во времени. При этом важны начало события (завязка), наибольшее напряжение в его развитии (кульминация – та часть события, которая требует после себя возникновения новых отношений между участниками события) и результат, финал события (развязка).
    Поскольку форма всегда содержательна, то указание на соответствующую содержанию сочинения форму как бы заложено уже в формулировке темы сочинения. Например, тема «Мой любимый герой» предполагает ответ на два вопроса: кто он? и какой он? Первый вопрос требует знания об авторе литературного героя и о том времени, в которое этот литературный герой создавался. Второй вопрос предполагает выход к тем признакам литературного героя, благодаря которым он и оказался вашим любимым героем. Следовательно, наиболее удобным при раскрытии данной темы будет сочинение-описание.
    Другое дело – тема «Сказки» М.Е. Салтыкова-Щедрина как средство сатирического изображения действительности». Здесь перед нами мысль, нуждающаяся в доказательствах. Ведь надо не просто назвать сатирические средства, которыми пользуется писатель, но и объяснить, почему Салтыков-Щедрин не принимает те или иные явления современной ему действительности. Жанр сочинения-рассуждения, таким образом, окажется максимально соответствующим данной теме.
    Сочинение же на тему «Процесс становления личности в изображении Л.Н. Толстого» (по произведениям «Детство», «Отрочество», «Юность»)» ближе к сочинению-рассказу, поскольку необходимо, говоря об отдельных моментах этого процесса, обратить внимание на те условия, которые для Л.Н. Толстого являются важнейшими в плане формирования нравственной и значит ценной для других людей личности.
    Конечно, тема сочинения может быть сформулирована так, что придётся использовать разные жанры. Например, темы «А.С. Грибоедов – поэт и человек», «Корни самодурства и его жертвы» (по драме А.Н. Островского «Гроза») потребуют и описания, и повествования, и рассуждения.
    Однако на первом этапе обучения написанию сочинений есть смысл больше поработать над традиционными типами сочинений, добиться свободного владения каждой из трёх жанровых форм, научиться осознанно их выбирать в соответствии с заданной темой.

    Тренировочное задание

    Выберите форму сочинения-описания, сочинения-рассуждения или сочинения-повествования, наиболее соответствующую предложенным темам. Обоснуйте кратко свой выбор.
    1. Тема войны в творчестве Л.Н. Толстого («Война и мир»).
    2. Лирический герой поэзии Ф.И. Тютчева.
    3. «Знание без нравственной основы ничего не значит» (Л.Н. Толстой).
    Виды школьных сочинений
    Структура сочинения
    Работа над сочинением
    План сочинения
    Эпиграф к сочинению
    Цитаты в сочинении

  13. Комментарии преподавателя по изучаемому материалу
    Типы речи: описание, повествование, рассуждение
    На этой странице есть теория, таблицы и примеры по данной теме.
    Возможные трудности
    Добрые советы
    Что делать, если тип речи ясно не определяется?
    Это может быть, поскольку школьная типология носит общий характер и не учитывает возможных нюансов каждого конкретного текста. Тем не менее, ей можно пользоваться.
    Примените к отрывку текста еще раз основные признаки каждого типа речи, постарайтесь опираться именно на эти признаки, а не на вашу интуицию. Отбросьте те типы речи, признаки которых вы не усмотрели.
    Определения для типов описание, повествование, рассуждение есть на другой странице про типы речи в русском языке.
    Все наши высказывания могут быть сведены к трем общим типам
    речи: описанию, повествованию и рассуждению.
    Главная задача автора при описании — указать признаки описываемого.
    Поэтому к текстам такого типа можно задать вопросы: каков предмет описания?
    как он выглядит? какие признаки для него характерны? как
    он функционирует и т. д.
    Выделяются несколько основных видов описания: описание
    предмета, животного или человека, описание места, описание состояния среды и
    состояния человека.
    Приведем примеры разных видов описания.
    Описание предмета, животного или человека
    1. Окраска
    опенка осеннего желтовато-серая. Она может быть и грязно-коричневой, а к
    середине шляпки — более темной. Ножка тонкая, плотная, у шляпки белая, к
    основанию серая, иногда коричневая.
    2. На
    левой руке продавца сидит крошечный весёлый фокстерьерчик. Он необычайно мал и
    мил. Глазки его задорно блестят, миниатюрные лапочки находятся в непрерывном
    движении. Фокстерьер сделан из какой-то белой материи, глаза — из литого стекла
    (по А. Куприну).
    3. Один
    только человек принадлежал нашему обществу, не будучи военным. Ему было около
    тридцати пяти лет, и мы за то почитали его стариком. Опытность давала ему перед
    нами многие преимущества; к тому же его обыкновенная угрюмость, крутой нрав и
    злой язык имели сильное влияние на молодые наши умы. Какая-то таинственность
    окружала его судьбу; он казался русским, а носил иностранное имя. Некогда он
    служил в гусарах, и даже счастливо; никто не знал причины, побудившей его выйти
    в отставку и поселиться в бедном местечке, где жил он вместе и бедно и
    расточительно: ходил вечно пешком, в изношенном черном сертуке, а держал
    открытый стол для всех офицеров нашего полка (А. Пушкин).
    Описание места
    Деревня Маниловка немногих могла
    заманить своим местоположением. Дом господский стоял одиночкой на юру, т. е. на
    возвышении, открытом всем ветрам, каким только вздумается подуть; покатость
    горы, на которой он стоял, была одета подстриженным дерном. На ней были
    разбросаны по-английски две-три клумбы с кустами сиреней и желтых акаций;
    пять-шесть берез небольшими купами кое-где возносили свои мелколистные
    жиденькие вершины (Н. Гоголь).
    Описание состояния (среды или человека)
    1. На
    дворе стоит серое, слезливое утро. Дождевые капли барабанят в окна. Ветер
    плачет в трубах и воет, как собака, потерявшая хозяина (по А.Чехову).
    2. Отчаяние
    овладело мной. Злоба на самого себя туже и туже скручивала грудь. К злобе на
    самого себя примешивалась ненависть к проклятой, выматывающей душу тишине (А.
    Гайдар).
    Главная задача автора при повествовании — сообщить о
    последовательности действий или событий. Поэтому к текстам такого типа можно
    задать следующие вопросы: какова последовательность действий (событий)? что
    происходило сначала и что происходило потом?
    Приведем примеры повествования.
    https://bugaga.net.ru/ege/rus/theory/?n=30 bugaga.net.ru
    1. Карло
    вошёл в каморку, сел на единственный стул и, повертев и так и этак полено,
    начал ножом вырезать из него куклу. Первым делом он вырезал на полене волосы,
    потом — лоб, потом — глаза… Сделал кукле подбородок, шею, плечи, туловище,
    руки… (по А. Толстому).
    2. Стакан
    геркулесовых хлопьев залейте тремя стаканами горячей воды или молока, доведите
    до кипения. Затем добавьте соль и сахар по вкусу. Варите на слабом огне при
    помешивании 15—20 минут. Потом добавьте сливочного масла по вкусу.
    Рассуждение как тип речи принципиально отличается от описания и
    повествования. Описание и повествование используются для изображения окружающей
    действительности, в рассуждении же передается последовательность человеческих
    мыслей. Главная задача автора при рассуждении — обосновать то или иное
    выдвигаемое положение (тезис), объяснить причины того или иного явления,
    события, его сущность. Поэтому к текстам такого типа можно задать следующие
    вопросы: почему? в чем причина данного явления? что из этого следует?
    каковы следствия данного явления? что оно значит? Рассуждение обычно
    состоит из двух частей. В одной части содержится утверждение (тезис), которое
    нужно доказать, либо вывод, который следует из доказательства. В другой части
    дается обоснование тезиса: приводятся аргументы (доводы, доказательства) и
    примеры.
    Порядок рассуждения можно представить в следующем виде:
    (от тезиса к
    аргументам).
    (от аргументов к
    выводу).
    Приведем примеры рассуждения.
    1. Имена
    двух соперников Руслана — Рогдая и Фарлафа — отнюдь не художественная фантазия
    молодого Пушкина. Их автор взял, вероятно, из многотомной «Истории государства
    Российского» Карамзина. Карамзин, описывая богатырские пиры князя Владимира,
    говорит о знаменитом Рахдае, который, воюя, «расширил пределы государства на
    западе». Что касается Фарлафа, то это имя Карамзин упоминает, описывая княжение
    Вещего Олега. Фарлаф был одним из бояр этого князя.
    2. Имя
    Гвидон («Сказка о царе Салтане») явно не русского происхождения. В его звучании
    угадывается итальянское имя Гвидо. Иноязычное происхождение можно усмотреть и в
    имени царя Дадона («Сказка о золотом петушке»). Все прояснится, когда мы
    обратимся к знаменитому рыцарскому роману о подвигах рыцаря БОВО Д’АНТОНА, в
    котором действуют и «славный король Гвидон» и «король Дадон», ведь именно
    оттуда, судя по всему, Пушкин взял эти имена.
    Обобщим разницу типов речи в следующей таблице.
    Тип речи
    Основная задача автора, использующего этот тип речи
    Основные вопросы, характерные для данного типа речи
    Описание
    Указать признаки описываемого предмета, лица, места, состояния.
    Каков предмет описания?
    Как он выглядит?
    Какие признаки для него характерны?
    Повествование
    Сообщить о последовательности действий или событий.
    Какова последовательность действий (событий)?
    Что происходило сначала и что происходило потом?
    Рассуждение
    Обосновать то или иное выдвигаемое положение (тезис), объяснить сущность, причины того или иного явления, события.
    Почему?
    В чем причина данного явления?
    Что из этого следует?
    Каковы следствия данного явления?
    Что оно значит?
    В речевой практике разные типы речи часто сочетаются друг с
    другом, и в этом случае их описывают, отмечая ведущий тип речи и элементы
    других типов речи (например, «рассуждение с элементами описания»).
    < Микротема, основная мысль текста Синонимы к словам >
    Еще больше материалов для подготовки к ЕГЭ

  14. В словаре С.И. Ожегова мы найдём следующее определение:
    «Рассуждение – умозаключение, ряд мыслей, изложенных в логически последовательной форме».
    Литературная энциклопедия подсказывает нам , что этот жанр один из трех элементов сочинения, определяемый как развёртывание мысли по определенной схеме: «доказательное развитие какого-нибудь отвлеченного положения до степени его очевидной ясности».
    Говоря научным языком, сочинение-рассуждение – это функционально-смысловой тип речи, выполняющий особое коммуникативное задание – придать речи аргументированный характер (прийти логическим путем к новому суждению или аргументировать высказанное ранее) и оформляемый с помощью лексико-грамматических средств  причинно-следственной семантики («Стилистический энциклопедический словарь русского языка»).
    Итак, рассуждение – это мысли, изложенные в соответствии с логикой, подкрепленные доказательствами, связанные цепью аргументов и перерастающие в убедительные выводы.
    Сердцевиной работы являются именно аргументы, или доводы, подтверждающие определённую мысль. Эту мысль принято называть тезисом.
    Тезис
     – утверждение, истинность которого необходимо доказать с помощью аргументов, веских и убедительных доводов.
    Сочинение может быть основано как на рассуждениях-утверждениях (доказывается истинность выдвинутого тезиса), так и на рассуждениях-опровержениях (доказывается ложность выдвинутого основного положения).
    Пишущему предоставляется возможность использовать не только прямые факты, но иногда и доказательства от противного. Выстраивая доказательства, автор сочинения может опираться на личный опыт, газетные и журнальные публикации, фильмы, приводить примеры из жизни и литературы.
    Перед началом работы над сочинением нужно чётко сформулировать мысль, которую потребуется доказать. Затем уже, исходя из утверждения, требующего аргументации, составляется план будущей творческой работы.
    Стандартная схема сочинения-рассуждения
    1. Тезис.
    2. Аргументы: доводы, доказательства, объяснения, обоснования; примеры, случаи, факты, цифры; мнения авторитетных людей, утверждения, цитаты… Не менее 2-х.
    4. Вывод.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *