Сочинение на тему опыт и ошибки 11 класс

13 вариантов

  1. Возраст человека не влияет на формирование его к таким категориям, как опыт и ошибки. Никто не застрахован от них. Однако, степень ответственности у каждого разная. Иными словами, кто-то очень близко принимает это к сердцу, кто-то – нет.
    Бывает так, что люди неоднократно допускают одни и те же промахи, в народе это называется «наступать снова на грабли». Отсюда не просто осадок от неудовлетворенности своей деятельностью, но и бесконечное сетование: «Ну почему это снова происходит со мной? И т.п.» Причин тому много, одна из которых – особая черта характера, когда человек торопится жить. Иными словами, хочет, как лучше, но получается все наоборот. Отсюда разочарования, обиды на судьбу.
    Поэтому хочется посоветовать: не бойтесь своих ошибок, но и старайтесь думать, прежде, чем что-то совершить.

    Итоговое сочинение №3 Опыт и ошибки для 11 класса

    Ошибки – это часть нашей жизни. Человек учится на своих или на чужих ошибках. Говорить, что совершать ошибки – плохо, нельзя, ведь не ошибается лишь тот человек, который ничего не делает. Наш опыт складывается практически из множество ошибок в жизни. Но согласитесь, некоторые наши промахи приносили большое удовольствие, но, тем не менее, в уме мы понимаем, что что-то в этом мире делать нельзя, а что – то можно. Порой, самая большая ошибка в жизни приводит к необычным последствиям, человек вдруг может осознать, что этот промах ужасно мал, и он зря убивался из-за него.
    С детства нас родители учат что можно делать и что нельзя и мы впитываем эти слова как губка не понимая, а почему именно нельзя заступить через черту запрета. Повзрослев, можно понять слова своих мама и пап, а возможно, даже и опровергнуть их опасения. Порой переступив через черту табу ты перестаешь бояться того, чего опасаются многие люди, возможно это был первый шаг на пути к счастью. Уже такой переход дает опыт человеку, для него открыты большие горизонты. Накапливание опыта совершенно не зависит от возраста, даже взрослый человек может быть глупым и неопытным, а ребенок во много раз младше его иметь богатый опыт. Опыт есть во всем, во всех человеческих сферах деятельности.

  2. Каждый человек иногда ошибается. Что же такое ошибка? Ошибка – это неверно совершённое действие, неправильный поступок, мысль, высказывание. Это то, чего не хотелось бы повторять, ведь воспринимается любая ошибка как нечто неприятное, отрицательное. Но, к сожалению, от ошибок не застрахован никто – мы совершаем их снова и снова. Всегда ли плохо совершать ошибки? Думаю, что нет.
    С одной стороны, совершать ошибки даже полезно. Важно вовремя проанализировать опыт каждой ошибки, чтобы в будущем не оказаться на тех же граблях. С другой стороны, череда повторяющихся ошибок может привести к очень тяжёлым последствиям.
    Обратимся к роману Л.Н. Толстого «Война и мир». Князь Андрей здесь отправляется на войну. Этот человек стремился к «своему Тулону», к славе, подобной Наполеону. Андрей желал власти и поклонения ему. На поле сражения князь Андрей совершает героический поступок – он поднимает знамя и ведёт за собой солдат вперёд. Но получает ранение, перед ним открывается небо Аустерлица. Вкусив смерть и глядя на высокое небо, князь осознаёт, что совершил ошибку, и меняет свою жизненную позицию. В дальнейшем Андрей продолжает искать свой путь, свою дорогу в жизни. Он совершает ряд других ошибок, но они становятся для него опытом.
    В рассказе «Морфий» М.А. Булгаков показывает, как врач Сергей Поляков, совершивший ряд ошибок, становится наркозависимым. Всё началось с сильной боли в области желудка, которую почувствовал врач. Тогда доктору были вынуждены ввести инъекцию морфия. На следующий день Сергей уже самостоятельно вколол себе дозу морфия. Это привело к привыканию, но врач только утешал себя («четыре укола не страшны»). Потребность в морфии не переставала расти, поведение врача стало меняться («Я впервые обнаружил в себе неприятную способность злиться… кричать на людей…»). Изначально этот человек понимал, что употребление наркотиков может привести к необратимым последствиям, но состояние эйфории заставляло его принимать морфий снова и снова. Доктор осознавал, что страдает морфинизмом, но не терял надежды на выздоровление, хотя эта надежда была отчаянной. Врачу становилось всё хуже, он уже чувствовал скорую смерть. Отчаявшись, доктор вскоре решился на самоубийство.
    Так можно сделать вывод, что опыта без ошибок не бывает, эти понятия взаимосвязаны, но иногда ошибки могут привести к тяжёлым последствиям.

  3. С 2014-2015 учебного года в программе государственной итоговой аттестации школьников присутствует итоговое выпускное сочинение. Этот формат существенно отличается от классического экзамена. Работа носит внепредметный характер, опираясь при этом на знания выпускника в области литературы. Сочинение имеет своей целью выявить способности экзаменуемого рассуждать на заданную тему и аргументировать свою точку зрения. Главным образом, итоговое сочинение позволяет оценить уровень речевой культуры выпускника. Для экзаменационной работы предлагается пять тем из закрытого перечня.
    Дата итогового сочинения 2016-2017 – 7 декабря.
    Как правило, рекомендуется придерживаться следующей структуры, представляющей шаблон итогового сочинения:
    Вступление
    Основная часть – тезис и аргументы
    Заключение – вывод
    Итоговое сочинение 2016 предполагает объем от 350 слов.
    Время, отводимое для экзаменационной работы, – 3 часа 55 минут.

    Темы итогового сочинения

    Вопросы, предлагаемые для рассмотрения, обычно обращены к внутреннему миру человека, личным взаимоотношениям, психологическим особенностям и понятиям общечеловеческой морали. Так, темы итогового сочинения 2016-2017 учебного года включают следующие направления:
    «Разум и чувство»
    «Честь и бесчестие»
    «Победа и поражение»
    «Опыт и ошибки»
    «Дружба и вражда»
    Здесь представлены понятия, раскрыть которые экзаменуемому предстоит в процессе рассуждения, обратившись кпримерам из мира литературы. В итоговом сочинении 2016 выпускник должен выявить отношения между данными категориями на основе анализа, построения логических взаимосвязей и применения знаний литературных произведений.
    Одна из таких тем – «Опыт и ошибки».
    Как правило, произведения из курса школьной программы по литературе – этобольшая галерея разных образов и характеров, которые можно использовать для написания итогового сочинения по теме «Опыт и ошибки».

    Рекомендованная литература

    Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин»
    Роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»
    Роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
    Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети»
    Роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»
    Повесть А.И.Куприна «Гранатовый браслет»

    Аргументы для итогового сочинения 2016 «Опыт и ошибки»

    «Евгений Онегин» А.С.Пушкина
    В романе в стихах «Евгений Онегин» наглядно демонстрируется проблема непоправимых ошибок в жизни человека, которые могут привести к серьезным последствиям. Так, главный герой – Евгений Онегин своим поведением с Ольгойв доме у Лариных спровоцировал ревность своего друга Ленского, который вызвал его на дуэль. Друзья сошлись в смертельной схватке, в которой Владимир, увы, оказался не таким проворным стрелком, как Евгений. Недостойное поведение и внезапная дуэль друзей, таким образом, оказалась большой ошибкой в жизни героя. Также здесь стоит обратиться к любовной истории Евгений и Татьяны, чьи признания Онегин жестоко отвергает. Лишь спустя годы он понимает, какую роковую ошибку совершил.
    «Преступление и наказание» Ф. М.Достоевского
    Центральным вопросом для героя произведения Ф.М.Достоевского становится желание понять свою способность действовать, вершить судьбы людей, пренебрегая нормами общечеловеческой морали – «Тварь я дрожащая, иль право имею?» Родион Раскольников совершает преступление, убив старуху-процентщицу, и позже осознает всю тяжесть совершенного поступка. Проявление жестокости и бесчеловечности, огромная ошибка, повлекшая за собой страдание Родиона, стали для него уроком. Впоследствии герой становится на путь истинный, благодаря душевной чистоте и состраданию Сонечки Мармеладовой. Совершенное же преступление остается для него горьким опытом на всю жизнь.
    «Отцы и дети» И.С.Тургенева
    В произведении И.С. Тургенева Евгений Базаров – прогрессивно мыслящий молодой человек, нигилист, отрицающий ценность опыта предыдущих поколений. Он говорит о том, что совершенно не верит в чувства: «Любовь – это белиберда, непростительная дурь». Герой встречает Анну Одинцову, в которую влюбляется и боится признаться в этом даже себе, ведь это значило бы противоречие собственным убеждениям всеобщего отрицания. Однако позже он смертельно заболевает, не сознаваясь в этом родным и близким. Будучи тяжело больным, он, наконец, понимает, что любит Анну. Только на исходе жизни Евгений осознает, насколько сильно ошибался в своем отношении к любви и нигилистическом мировоззрении.

    Пример сочинения

    На своем жизненном пути человеку приходится принимать большое количество жизненноважных решений, выбирать, как поступить в той или иной ситуации. В процессе переживания различных событий человек приобретает жизненный опыт, который становится его духовным багажом, помогая в дальнейшей жизни и взаимодействии с людьми и обществом. Однако зачастую мы попадаем в непростые, противоречивые условия, когда не можем гарантировать правильность своего решения и быть уверенным, что то, что мы считаем верным сейчас, не станет для нас большой ошибкой.
    Пример влияния на жизнь человека совершенных им поступков можно увидеть в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин». В произведении демонстрируется проблема непоправимых ошибок в жизни человека, которые могут привести к серьезным последствиям. Так, главный герой – Евгений Онегин своим поведением с Ольгой в доме у Лариных спровоцировал ревность своего друга Ленского, который вызвал его на дуэль. Друзья сошлись в смертельной схватке, в которой Владимир, увы, оказался не таким проворным стрелком, как Евгений. Недостойное поведение и внезапная дуэль друзей, таким образом, оказалась большой ошибкой в жизни героя. Также здесь стоит обратиться к любовной истории Евгений и Татьяны, чьи признания Онегин жестоко отвергает. Лишь спустя годы он понимает, какую роковую ошибку совершил.
    Также стоит обратиться к роману И.С.Тургенева «Отцы и дети», где раскрывается проблема ошибки в непоколебимости взглядов и убеждений, что может привести к плачевным последствиям.
    В произведении И.С. Тургенева Евгений Базаров – прогрессивно мыслящий молодой человек, нигилист, отрицающий ценность опыта предыдущих поколений. Он говорит о том, что совершенно не верит в чувства: «Любовь – это белиберда, непростительная дурь». Герой встречает Анну Одинцову, в которую влюбляется и боится признаться в этом даже себе, ведь это значило бы противоречие собственным убеждениям всеобщего отрицания. Однако позже он смертельно заболевает, не сознаваясь в этом родным и близким. Будучи тяжело больным, он, наконец, понимает, что любит Анну. Только на исходе жизни Евгений осознает, насколько сильно ошибался в своем отношении к любви и нигилистическом мировоззрении.
    Таким образом, стоит говорить о том, как важно правильно оценивать свои мысли и поступки, анализируя действия, которые могут привести к большой ошибке. Человек постоянно находится в развитии, совершенствует свой образ мыслей и поведение, и поэтому он должен действовать обдуманно, полагаясь на жизненный опыт.
    Остались вопросы? Задавайте их в нашей группе в вк: Вопросы Абитуриента

  4. ОПЫТ  И ОШИБКИ
    Предмет речи
    Возможные формулировки темы
    Возможные формулировки главной мысли.  Выводы
    Цитаты
    Литературный пример
    Неразрывная связь опыта и ошибок.
    Любая ошибка как опыт, любой опыт как результат ошибок
    Почему Пушкин назвал опыт «сыном ошибок трудных»?
    Возможен ли опыт без ошибок?
    Всякая ли ошибка ведёт к накоплению опыта?
    Верно ли, что не ошибется тот, кто ничего не делает?
    Ошибка по незнанию простительна любому человеку.
    Накопить опыт, не делая ошибок, невозможно.
    Отрицательный результат – тоже результат.
    Каждая ошибка даёт возможность получить опыт. –> Не нужно скрывать ошибки, нужно делать выводы.
    О сколько нам открытий чудных
    Готовит просвещенья дух
    И опыт, сын ошибок трудных,
    И гений, парадоксов друг,
    И случай, бог изобретатель.
    (А.Пушкин)
    Человек, который совершил ошибку и не исправил ее, совершил еще одну ошибку. (Конфуций)
    Противник, вскрывающий ваши ошибки, полезнее для вас, чем друг, желающий их скрыть. (Л. да Винчи)
    Ошибка — не обман.
    Ошибся, что ушибся — вперед наука.
    Обжёгшись на молоке, на воду дует.
    И на старуху бывает проруха. На ошибках учатся. (Русские пословицы)
    Нет такого понятия, как успешный человек, который ни разу не оступился и не допустил ошибки. Есть только успешные люди, которые допустили ошибки, но затем изменили свои планы, основываясь на этих самых ошибках. Я как раз один из таких парней. (Стив Джобс)
    Неудачи и отказы — важнейшая составляющая успеха. На ошибках мы учимся, приближаясь к успеху! (А. Джексон)
    Л.Н. Толстой «Война и мир»
    В. Распутин «Живи и помни»
    А.Солженицын «В круге первом»
    И.С. Тургенев «Отцы и дети»
    А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
    Опыт и ошибки на жизненном пути человека
    Можно ли учиться на чужих ошибках? Действительно ли в жизни всё нужно попробовать?
    Какие ошибки я могу простить  друзьям?
    Верно ли, что не ошибется тот, кто ничего не делает?
    Почему мы боимся неудач и ошибок?
    Почему не нужно бояться ошибок?
    Как относиться к друзьям, которые указывают на ошибки?
    Почему невозможно прожить жизнь, не совершая ошибок?
    Почему способность прощать обогащает внутренний мир человека?
    Учиться на ошибках или избегать их?
    «История любой человеческой жизни есть история поражения» (Жан Поль Сартр).  См. пример сочинения.
    Накопить опыт, не делая ошибок, невозможно.
    Нужно стараться опираться на чужой опыт и не делать ошибок.
    Пословица “на ошибках учатся” для неудачников.
    В жизни нужно всё попробовать.
    Всякий опыт ведёт к развитию.
    Не всякий опыт нужен человеку.
    Мы боимся ошибок, потому что боимся осуждения. –> Мнение толпы не даёт нам развиваться.
    Иногда это мнение нужно игнорировать.
    Бывают ситуации, когда один прав, а все остальные не правы. — > Нужно поступать так, как считаешь нужным.
    На чужих ошибках нельзя научиться жить.
    Не ошибается тот, кто ничего не делает. Но и ничего не делать – ошибка. (Теодор Рузвельт).
    Те, кто не учится на своих ошибках, обречены повторять их. (Джордж Сантаяна)
    Если окинуть взглядом свою жизнь, готов спорить, о восьмидесяти процентах своих поступков вы пожалеете. Но жизнь — это и есть ошибки. (Сильвестр Сталлоне)
    Чтоб жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие – душевная подлость. (Лев Толстой)
    Все называют опытом собственные ошибки. (О. Уайльд)
    Загляни в глаза себе. Стало стыдно – значит, что-то здесь не так! Нет удач без неудач, Нет легких побед, Так чего ж ты опечалился, чудак? (В. Ланцберг)
    Худшая ошибка, которую можно совершить в жизни, — все время бояться совершить ошибку. (Э. Хаббард)
    Человеку свойственно ошибаться (И. Тургенев) Тот настоящий друг среди толпы знакомых, Кто, правды не боясь, укажет вам на промах. (Н. Депрео)
    То, что у других мы называем грехом, у самих себя мы называем жизненным опытом. (Р. Эмерсон)
    А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
    Л.Н. Толстой «Война и мир»
    М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
    Л.Улицкая «Казус Кукоцкого»
    В. Астафьев «Людочка»
    О.Уайльд «Портрет Дориана Грея»
    Ошибки и ответственность. Наказание.
    Раскаяние.
    Стыд.
    Почему люди стыдятся своих ошибок?
    Надо иметь смелость, чтобы публично признаться в своих ошибках.
    Почему люди стараются скрыть свои ошибки?
    Что для меня значат слова “непростительная ошибка”?
    В каких случаях надо наказывать за ошибки?
    Иногда мы слишком поздно жалеем о своих ошибках.
    Как природа мстит за ошибки человека?
    Если за ошибками не будет следовать наказание, люди не приобретут опыта.
    Есть ошибки, которые нельзя прощать.
    Любую ошибку можно простить.
    Непростительны ошибки, которые привели к потерям других.
    Если человек навредил только сам себе, он уже наказан.
    Нельзя прощать нарушение нравственных законов (объяснить, что вкладывается в это понятие для вас).
    Лучше не совершать ошибок, чем потом жалеть.
    Лучше совершать ошибки, чем жалеть, что не попробовал.
    Мы испытываем стыд не потому что совершаем ошибки, а потому что наше унижение видят все. (М. Кундера)
    Вылечив подбитое крыло коршуна, становишься ответственным за его когти (В. Гюго).
    Если вы скажете преступнику, что его преступление не зависит ни от его натуры, ни от его характера, а от несчастных обстоятельств его жизни, он вам будет бесконечно благодарен (А. Камю)
    М Булгаков «Мастер и Маргарита»
    В. Распутин «Живи и помни»
    К. Паустовкий «Телеграмма»
    О. Уайльд «Портрет Дориана Грея»
    А.Н. Островский «Гроза», «Бесприданница»
    Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
    Поиск смысла жизни и ошибки
    Согласен ли я с тем, что честному человеку “надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать…”?
    Можно ли ошибиться на пути поиска смысла жизни?
    Можно ли постичь смысл жизни, не делая ошибок?
    Нужно не бояться делать то, что считаешь нужным.
    Найти смысл своей жизни невозможно без ошибок.
    Лёгкая жизнь нас ничему не учит.
    Иногда нужно пойти против мнения толпы и принять единственно верное решение.
    Чем больше ошибок человек совершает, тем мудрее он становится.
    Ошибки не ведут к накоплению мудрости, они ведут к накоплению зла.
    Опыт некоторых людей опасен для остальных.
    Чтоб жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие – душевная подлость. (Лев Толстой)
    Жизнь — это миг. Ее нельзя прожить сначала на черновике, а потом переписать на беловик (А. Чехов).
    Легкая жизнь ничему нас не учит. А главное – то, чему мы в итоге научились, что познали и как выросли (Р. Бах).
    Делай  что  должен, и будь что будет (пословица).
    Лев Толстой «Война и мир»
    И.С. Тургенев «Отцы и дети»
    И.А. Гончаров «Обломов»
    М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
    О. Уайльд «Портрет Дориана Грея»
    В.Аксёнов «Московская сага»
    В.Гроссман «Жизнь и судьба»
    В.Каверин «Два капитана»
    Возможные темы  сочинений:
    Никогда не ошибается тот, кто ничего не делает.
    Ошибаться – свойство человека, прощать – свойство Бога.
    Опыт позволяет нам распознать ошибку каждый раз, когда мы её повторяем.
    Человек, по-настоящему мыслящий, черпает из своих ошибок не меньше познания, чем из своих успехов.
    Единственная настоящая ошибка – не исправлять своих прошлых ошибок.
    Опыт — самый лучший наставник.
    Наши истинные учителя — опыт и чувство.
    В жизни нет ничего лучше собственного опыта.
    Единственным критерием истины является опыт.
    Самое лучшее из всех доказательств есть опыт.
    Пример сочинения
    «История любой человеческой жизни есть история поражения» (Жан Поль Сартр)
    Вся наша жизнь — это череда взлетов и падений, побед и поражений, удачных и неудачных стечений обстоятельств, это и наполняет существование человека азартом, делает его ярче и контрастнее. Однако все это не бесконечно, и при любых обстоятельствах стоит иметь в виду, что наше существование на Земле конечно, ведь человек смертен, «иногда внезапно смертен», и печальный исход этот в определенной степени является поражением. И если вся наша жизнь — это дорога к смерти, где-то ухабистая и извилистая, а где-то  прямая, можно ли считать любую историю человеческой жизни историей поражения?
    Поражение — это явная неудача в каком-либо конфликте, это разгром, несправедливость, проигрыш, фиаско. Мне кажется, что сосредоточением всех этих понятий является слово «смерть» — тот самый исход, та точка, после которой заканчиваются все процессы, это одновременно и толчок к действию, и факт, принять который готов не каждый. Это вечный конфликт с жизнью, тайна, покрытая мраком, и наверное, самое ожидаемое и самое трагическое поражение, какое только может испытать человек.
    Смертен каждый из нас, несмотря на социальный статус, возраст, жизненные предпочтения , однако многие забывают об этом, и потому нам известно так много историй с трагическим концом. В рассказе И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» мы сталкиваемся с судьбой достаточно типичной личности: пожилой  богатый американец  отправляется  со своей семьей на пароходе «Атлантида»  в Старый Свет, чтобы вознаградить себя за долгие годы «труда» ( а на самом деле жестокой эксплуатации китайских рабочих).  Герой рассказа не отличался ничем особенным, автор даже не называет нам его имени. Всю свою жизнь этот господин занимался  накопительством,  и, дожив до достаточно почтенного возраста, все же решил получить, казалось бы, заслуженный отдых — время безделья  и чревоугодия. Однако все повернулось совсем по-другому. Считал ли этот герой себя победителем? Безусловно, особенно по сравнению с теми, кто не мог позволить себе шестиразовое питание, кто был гораздо ниже по статусу и плыл в  трюме парохода. Господин из Сан-Франциско считал, что деньги дают ему право повелевать жизнью и всеми, кто находится возле него, но буквально мгновение – внезапная смерть, и он, бездыханный, плывет даже не  в гробу, а в деревянном ящике из-под содовой воды  в недрах корабля, рядом  с теми, кому при жизни выражал надменное пренебрежение. Эта смерть явилась логичным и поучительным исходом, жестоким, но справедливым поражением, к которому,  господин из Сан-Франциско шел всю свою жизнь. После него в сердцах людских не осталось ничего, даже имени. Получается, что история всей его жизни явилась историей его поражения.
    Подобный исход ждет, к сожалению, и тех, кто при жизни изо всех сих старается бороться с системой, кто рушит стереотипы, кто наполняет жизнь собственным смыслом и, пусть и на подсознательном уровне, но хочет оставить свой след в истории. Герой романа И.С. Тургенева «Отцы и дети», Евгений Базаров  представлен нам как личность незаурядная: он, несмотря на свою разрушительную теорию, был естествоиспытателем, врачом-практиком, он  помогал людям, однако презирал авторитеты. Создав своё строгое «здание» нигилизма, «столпом» которого являлось отрицание любви, искусства, а, впрочем, «ВСЕГО» (и в первую очередь  государства, власти, религии), он не заметил, как его «постройка» постепенно рушится при столкновении с жизнью, с чувством любви  к Одинцовой, к родителям. Именно любовь выявила слабость и безжизненность его вульгарной материалистической  теории.  Это прекрасное чувство заставило Базарова разочароваться и в самом себе. Пытаясь задушить в себе любовь, он словно лишается почвы под ногами. Отсюда и его полные горечи размышления перед смертью: «Нужен ли я России?… Нет,  видно не нужен». Смерть настигла Базарова в самом расцвете сил, оттого она вдвойне нелепа. Но у нас остаются добрые воспоминания о герое: он молод, умён, образован, а его  нигилизм – всего лишь  позёрство (очень хотелось быть не таким, как все, этаким «ниспровергателем» устоев). Последние слова Базарова, обращенные к Одинцовой, приехавшей попрощаться с ним, обнажают его душу: «Живите и пользуйтесь, пока время!…Дуньте на угасающую свечу…Успокойте мать».   Смерть для Базарова была  в какой-то мере поражением, но она же является началом добрых, элегических воспоминаний о нём, да и сама его жизнь прожита не зря. Он, в отличие от героя Бунинского рассказа, оставил по себе память в душах тех, кто его знал и любил.
    Высказывание  Жана Поля Сартра  утверждавшего, что «история любой человеческой жизни есть история поражения»,  на мой взгляд, не вполне справедливо.  Поражение – это фиаско, крах,  а это ведёт к хаосу в сознании. Нельзя жить постоянно с мыслью о неизбежном поражении. Мысли об этом  должны пробуждать в человеке азарт, соперничество,  должно воспламеняться желание действовать, чувствовать, испытывать трудности, учиться жизни и учить — другими словами, желание жить, а не бесцельно существовать.

  5. Жизнь – долгий путь к совершенству. Каждый проходит его самостоятельно. А значит, самостоятельно взрослеет, знакомится с теми изменениями, которые происходят внутри человека, познаёт мир с его непредсказуемым, как движение атмосферных масс, ходом истории. Но человечество никак не хочет учиться на ошибках предыдущих поколений, и упорно снова и снова наступает на те же грабли.
    Мучительно долго создавался роман Михаила Александровича Шолохова «Тихий Дон». Трагическая история нескольких поколений одной семьи, попавшей в водоворот страшных разрушительных событий, даёт представление о тех ошибках, которые ведут к краху, смертельному исходу почти всех членов фамилии Мелеховы. Толковый словарь даёт понятие слову ошибка:
    непреднамеренное отклонение от правильных действий, поступков, мыслей.
    Мне кажется, в этом определении главное слово «непреднамеренное». Никто не хочет совершать ошибки специально, назло всем и всему. Чаще всего, человек, совершая ошибку, уверен в своей правоте. Так поступает Григорий Мелехов. На протяжении всего романа он делает всё как-то «не по уму». Против разумного, логического отказа от любви к замужней Аксинье, он добивается ответного чувства:
    Он упорно, с бугаиной настойчивостью, её обхаживал.
    Когда отец решает женить сына на девушке из состоятельной семьи, не испытывая к Наталье никаких чувств, только подчиняясь воле Пантелея Прокофьича, Григорий совершает ещё одну ошибку. Возвращаясь к Аксинье, затем её бросая, возвращаясь к Наталье, мечется Григорий между двух по-разному любимых женщин. Ошибка оканчивается трагедией для обеих: умирает от аборта одна, погибает от пули другая. Так и в определении своего пути в революции: ищет он гармонии, высшей правды, истины, но нигде не находит их. И переход от красных к казакам, а затем и к белым, новый переход к красным тоже не приносит ему ни свободы, ни справедливости, ни гармонии. «Блажен, кто посетил наш мир его в минуты роковые», – сказал когда-то Ф.И.Тютчев. Григорий – святой в солдатской шинели – великий воин, так страстно желавший мира, но не нашедший его, потому что такая уж ему досталась доля…
    А вот герой романа А.С.Пушкина Евгений Онегин приобрёл богатый опыт в общении с девушками, женщинами. «Как рано мог он лицемерить, таить надежду, ревновать…» – и всегда добиваться поставленной цели. Вот только опыт сыграл с ним злую шутку. Встретив настоящую любовь, он не дал «привычке милой» ходу, «свою постылую свободу» он потерять не захотел. И Татьяна вышла замуж за другого. Онегин, не найдя в светской даме скромной деревенской девушки, прозрел! Попытка вернуть Татьяну заканчивается для него крахом. А он был так уверен в себе, в правильности своих поступков, своего выбора.
    От ошибок не застрахован никто. Проживая свою жизнь, мы будем совершать ошибки снова и снова. А когда наберёмся опыта, может быть, потеряем всякий интерес к жизни. Каждый делает свой выбор самостоятельно: сознательно совершает очередную ошибку или тихо сидит в своём убежище и спокойно наслаждается опытом…

  6. Каждая наша ошибка дает нам опыт, от нас зависит, усвоим мы его или будем снова и снова наступать на одни и те же грабли. Человечество научилось передавать накопленный опыт друг другу, обеспечив тем самым свое непрерывное развитие и движение вперед. Мы передаем опыт множеством разных способов: это и книги, и учебные заведения, и народное творчество, и традиции…
    Литература знает немало примеров того, как люди учатся на своих ошибках. К примеру, Раскольников из «Преступления и наказания» создал в своем воспаленном мозгу противоестественную ошибочную теорию о превосходстве одного человека над другим. По этой теории сильному предоставлялось право на убийство. Герой был неспособен трезво оценить всю дикость своей теории и совершил роковую ошибку, которая стоила жизней невинным людям и даже нерожденному ребенку. Но после того, как непоправимое уже было совершено, Раскольников все же осознал глубину собственного заблуждения. Он понес заслуженное наказание и сделал правильные выводы.
    Также мы видим ошибочные убеждения Евгения Базарова в романе «Отцы и дети». Этот молодой нигилист начисто отрицает все, что предыдущие поколения создавали долгие годы. Особенно его критике подвергаются все явления духовной сферы: культура, искусство, чувства. Он не понимает, что в чистом виде нигилизм не может привести ни к чему. Это открывается ему слишком поздно. Только на пороге смерти герой осознает, что выбрал неверный путь, но исправить уже ничего не может.
    Очевидно, что прожить жизнь без ошибок невозможно. Наша задача состоит в том, чтобы учиться на них и не повторять в будущем, а опыт, который они нам дают, использовать во благо себе и окружающим.

  7. 11.10.2016
    Большая подборка примеров тем итогового декабрьского сочинения по направлению “Опыт и ошибки”. Поможет в подготовке к итоговому сочинению.
    Автор: Суязова Ирина Анатольевна
    1. Перед человеком к разуму три пути: путь размышления — это самый благородный; путь подражания — это самый легкий; путь личного опыта — самый тяжелый путь. (Конфуций)
    2. Мудрость есть дочь опыта. (Леонардо да Винчи, итальянский живописец, ученый)
    3. Опыт — полезный подарок, которым никогда не пользуются. (Ж. Ренар)
    4. Согласны ли вы с народной пословицей «Опыт — это слово, которым люди называют свои ошибки»?
    5. Опыт увеличивает нашу мудрость, но не уменьшает нашей глупости. (Б.. Шоу)
    6. Так ли нам нужен собственный опыт?
    7. Почему нужно анализировать свои ошибки?
    8. Согласны ли вы с народной мудростью «На чужих ошибках учимся»?
    9. Можно ли избежать ошибок, опираясь на чужой опыт?
    10. Скучно ли жить, не ошибаясь?
    11. Чем может быть ценен для детей опыт отцов?
    12. Какой опыт даёт человеку война?
    13. Какие события и впечатления жизни помогают человеку взрослеть, набираться опыта?
    14. Возможно ли избежать ошибок в поиске жизненного пути?
    15. Важно ли, идя по жизни вперёд, оглядываться на пройденный путь?
    16. Что добавляет читательский опыт жизненному опыту?
    1. Перед человеком к разуму три пути: путь размышления — это самый благородный; путь подражания — это самый легкий; путь личного опыта — самый тяжелый путь. (Конфуций)
    2. Мудрость есть дочь опыта. (Леонардо да Винчи, итальянский живописец, ученый)
    3. Опыт — полезный подарок, которым никогда не пользуются. (Ж. Ренар)
    4. Согласны ли вы с народной пословицей «Опыт — это слово, которым люди называют свои ошибки»?
    5. Опыт увеличивает нашу мудрость, но не уменьшает нашей глупости. (Б.. Шоу)
    6. Так ли нам нужен собственный опыт?
    7. Почему нужно анализировать свои ошибки?
    8. Согласны ли вы с народной мудростью «На чужих ошибках учимся»?
    9. Можно ли избежать ошибок, опираясь на чужой опыт?
    10. Скучно ли жить, не ошибаясь?
    11. Чем может быть ценен для детей опыт отцов?[1]
    12. Какой опыт даёт человеку война?[2]
    13. Какие события и впечатления жизни помогают человеку взрослеть, набираться опыта?
    14. Возможно ли избежать ошибок в поиске жизненного пути?[3]
    15. Важно ли, идя по жизни вперёд, оглядываться на пройденный путь?[4]
    16. Что добавляет читательский опыт жизненному опыту?[5]

  8. Для Лопахина (настоящее) вишневый сад – это источник дохода. «…Замечательного в этом саду только то, что он очень большой. Вишня родится раз в два года, да и ту девать некуда. Никто не покупает…». Ермолай смотрит на сад с точки зрения обогащения. Он деловито предлагает Раневской и Гаеву разбить имение на дачные участки, а сад вырубить.
    Читая произведение, мы непроизвольно задаемся вопросами: нельзя ли спасти сад? Кто виноват в гибели сада? Разве нет никакого светлого будущего? Сам автор дает ответ на первый вопрос: можно. Весь трагизм заключается в том, что хозяева сада не способны, по складу своего характера, спасти, и продолжить саду цвести и благоухать. На вопрос о виновности ответ лишь один: виноваты все.
    …А разве нет никакого светлого будущего?..
    Это вопрос задает уже автор читателям, именно поэтому Я отвечу на этот вопрос. Светлое будущее – всегда огромный труд. Это не красивые речи, не представление эфемерного будущего, а это упорство и решение серьезных проблем. Это умение нести ответственность, умение уважать традиции и обычаи предков. Умение сражаться за то, что тебе дорого.
    Пьеса «Вишневый сад» показывает непростительные ошибки героев. Антон Павлович Чехов дает возможность проанализировать, чтобы у нас, у юных читателей, появился опыт. Эта плачевная ошибка у наших героев, но появление осмысления, опыта у читателей, чтобы спасти хрупкое будущее.
    Второе произведение для анализа я хотела бы взять Валентина Григорьевича Распутина «Женский разговор». Почему же именно этот рассказ я выбрала? Наверное потому, что в будущем я стану матерью. Я должна буду вырастить из маленького человека – Человека.
    Еще сейчас, смотря на мир детскими глазами, уже понимаю, что есть хорошо, а что есть плохо. Я вижу примеры воспитания родителей, или отсутствие такового. Я как подросток должна подавать пример для младших.
    Но ранее написанное мной, это влияние родителей, семьи. Это влияние воспитания. Влияние соблюдений традиций и, безусловно, уважение. Это труд моих близких людей, который не пройдет даром. У Вики же нет возможности узнать любовь и значимость для своих родителей. «В деревне у бабушки посреди зимы Вика оказалась не по своей доброй воле. В шестнадцать годочков пришлось делать аборт. Связалась с компанией, а с компанией хоть к лешему на рога. Бросила школу, стала пропадать из дому, закрутилась, закрутилась… пока хватились, выхватили из карусели уже наживленная, уже караул кричи».
    «В деревне не по своей воле…» обидно, неприятно. Обидно за Вику. Шестнадцать лет это еще ребенок, нуждающийся во внимании родителей. Если внимания родителей нет, то ребенок будет искать это самое внимание на стороне. И ребенку никто не объяснит, хорошо ли стать еще одним звеном в компании, в которой только «к лешему на рога». Неприятно понимать, что Вику сослали к бабушке. «…а потом запряг отец свою старенькую “Ниву”, и, пока не опомнилась, к бабушке на высылку, на перевоспитание». Проблемы совершенные не столько ребенком, сколько родителями. Они не усмотрели, они не объяснили! Ведь правда, легче отправить Вику к бабушке, чтобы не стыдится своего чада. Пусть вся ответственность за произошедшее возляжет на сильные плечи Натальи.
    Для меня рассказ «Женский разговор» в первую очередь показывает то, какими родителями ни в коем случае нельзя быть. Показывает всю безответственность и безалаберность. Страшно, что Распутин, смотря через призму времени, описал то, что до сих пор происходит. Много современных подростков ведут разгульный образ жизни, хотя некоторым нет даже четырнадцати.
    Я надеюсь, опыт, вынесенный из семьи Вики, не станет основой для построения её собственной жизни. Надеюсь, что она станет любящей мамой, а потом и чуткой бабушкой.
    И последний, заключительный вопрос я задам сама себе: есть ли связь между опытом и ошибками?
    “Опыт – сын ошибок трудных” (А. С. Пушкин) Не надо бояться совершать ошибки, ведь они нас закаляют. Анализируя их мы становимся умнее, нравственно сильнее…или, проще говоря, приобретаем мудрость.
    Мария Дорожкина
    ОтветитьУдалить

  9. Направление «Опыт и ошибки». Примеры сочинений

    Пример итогового сочинения на тему: «Опыт – сын ошибок трудных»
    Жизненный опыт… Из чего он складывается? Из совершённых поступков, сказанных слов, принятых решений, как верных, так и неверных. Зачастую опыт – это те выводы, которые мы делаем, допуская ошибки. Есть вопрос: чем жизнь отличается от школы? Ответ звучит так: жизнь дает контрольную прежде урока. И действительно, человек порой неожиданно для себя оказывается в сложной ситуации и может принять неверное решение, совершить опрометчивый поступок. Иногда его действия ведут к трагическим последствиям. И лишь позже он осознаёт, что допустил ошибку, и усваивает урок, преподанный ему жизнью.
    Обратимся к литературным примерам. В рассказе В.Осеевой «Рыжий кот» мы видим двух мальчиков, которые извлекли жизненный урок из собственной ошибки. Случайно разбив окно, они были уверены, что хозяйка, пожилая одинокая женщина, непременно пожалуется их родителям и тогда наказания не избежать. В отместку они украли у нее ее любимца, рыжего кота, и отдали того незнакомой старушке. Однако вскоре мальчики поняли, что своим поступком причинили невыразимое горе Марье Павловне, ведь кот был единственным напоминанием о рано умершем единственном сыне женщины. Видя, как она страдает, мальчики прониклись сочувствием к ней, поняли, что совершили ужасную ошибку, и попытались исправить ее. Они отыскали кота и вернули его хозяйке. Мы видим, как они меняются на протяжении рассказа. Если в начале рассказа ими руководят эгоистические побуждения, страх, желание избежать ответственности, то в конце герои уже не думают о себе, их поступки продиктованы состраданием, желанием помочь. Жизнь преподала им важный урок, и ребята усвоили его.
    Вспомним рассказ А.Масс «Ловушка». В нем описывается поступок девочки по имени Валентина. Героиней испытывает неприязнь по отношению к жене брата Рите. Это чувство настолько сильно, что Валентина решает устроить невестке ловушку: вырыть ямку и замаскировать ее, чтобы Рита, наступив, упала. Она осуществляет свой замысел, и Рита попадает в приготовленную ловушку. Только вдруг выясняется, что она была на пятом месяце беременности и в результате падения может потерять ребенка. Валентина в ужасе от содеянного. Она не хотела никого убивать, тем более ребенка! Теперь ей придется жить с непреходящим чувством вины. Совершив, возможно, непоправимую ошибку, героиня приобрела хотя и горький, но ценный жизненный опыт, который в будущем, возможно, убережет ее от неверных шагов, изменит отношение к людям и к себе, заставит задуматься над последствиями своих действий.
    Подводя итоги сказанному, хочется добавить, что опыт, будучи часто следствием «ошибок трудных», оказывает большое влияние на нашу дальнейшую жизнь. С опытом приходит понимание многих важных истин, меняется мировоззрение, наши решения становятся более взвешенными. И в этом его главная ценность.
    Пример итогового сочинения на тему: «Важен ли для нас опыт предыдущих поколений?»
    Важен ли для нас опыт предыдущих поколений? Размышляя над этим вопросом, нельзя не прийти к ответу: конечно, да. Опыт наших отцов и дедов, всего нашего народа, несомненно, значим для нас, ведь накопленная за века мудрость указывает нам дальнейший путь, помогает избежать многих ошибок. Так, старшее поколение россиян прошло испытание Великой Отечественной войной. Неизгладимый след оставила война в сердцах тех, кому довелось своими глазами видеть ужасы военных дней. Нынешнее поколение, хотя и знает о них лишь понаслышке, из книг и фильмов, рассказов ветеранов, тоже понимает, что ничего страшнее нет и быть не может. Горький опыт суровых военных лет учит нас не забывать о том, сколько горя и страданий может принести война. Мы должны помнить об этом, чтобы трагедия не повторялась вновь и вновь.
    Страшные испытания военных дней ярко показаны в произведениях русской и зарубежной литературы. Вспомним роман А.Лиханова «Мой генерал». В главе «Еще одна история. Про трубача» автор повествует о человеке, попавшем в концлагерь во время Великой Отечественной войны. Он был трубач, и немцы заставили его вместе с другими пленными музыкантами играть веселые мелодии, провожая людей в «баню». Только это была вовсе не баня, а печи, где пленных сжигали, и музыканты знали об этом. Невозможно без содрогания читать строки, в которых описываются зверства фашистов. Николай, так звали героя этой истории, чудом остался жив после расстрела. Автор показывает, какие страшные испытания выпали на долю его героя. Его освободили из лагеря, он узнал, что во время бомбежки пропала его семья – жена и ребенок. Он долго искал своих близких, а потом понял, что война погубила и их. Лиханов так описывает состояние души героя: «Словно умер трубач. Живой, да не живой. Ходит, ест, пьет, но будто не он ходит, ест, пьет. А другой человек совсем. Музыку до войны больше всего любил. После войны слышать не может». Читатель понимает, что рана, нанесенная человеку войной, никогда не затянется до конца.
    В стихотворении К.Симонова «Майор привез мальчишку на лафете» также показана трагедия войны. Мы видим маленького мальчика, которого отец вывез из Брестской крепости. Ребенок прижимает к груди игрушку, а сам – седой. Читатель понимает, какие недетские испытания выпали на его долю: у него погибла мать, а сам он всего за несколько дней видел столько страшного, что нельзя передать словами. Недаром писатель говорит: «За десять лет на том и этом свете ему зачтутся эти десять дней». Мы видим, что война не щадит никого: ни взрослых, ни детей. И нет более важного урока будущим поколениям: мы должны беречь мир на все планете, не позволять трагедии снова повторяться.
    Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод: опыт предыдущих поколений учит нас не повторять трагических ошибок, предостерегает от неверных решений. Показателен эксперимент, проведенный журналистами Первого канала. Они подходили к людям на улице с вопросом: нужно ли нанести превентивный удар по США? И ВСЕ опрошенные однозначно отвечали «нет». Эксперимент показал, что современное поколение россиян, знающее о трагическом опыте отцов и дедов, понимает, что война несет только ужас и боль, и не желает, чтобы это повторилось.
    Пример итогового сочинения на тему: «Какие ошибки можно назвать непоправимыми?»
    Возможно ли прожить жизнь, не совершив ошибок? Думается, нет. Человек, идущий по жизненному пути, не застрахован от неверного шага. Порой он совершает поступки, которые приводят к трагическим последствиям, ценой неверных решений становится чья-либо жизнь. И, хотя человек в конце концов понимает, что поступил неправильно, изменить уже ничего нельзя.
    Непоправимую ошибку совершает героиня сказки Н.Д. Телешова «Белая цапля». Принцесса Изольда пожелала иметь необыкновенный свадебный наряд, в том числе украшение из хохолка цапли. Она знала, что ради этого хохолка цаплю нужно будет убить, но это не остановило принцессу. Подумаешь, одна цапля! Она ведь все равно умрет раньше или позже. Эгоистическое желание Изольды оказалось сильнее всего. Позже она узнала, что ради прекрасных хохолков цапель стали убивать тысячами и в итоге полностью уничтожили. Принцесса была потрясена, узнав, что из-за нее истреблен весь их род. Она поняла, что совершила ужасную ошибку, которую теперь невозможно было исправить. В то же время эта история стала жестоким уроком для Изольды, заставила ее задуматься над своими поступками и их последствиями. Героиня решила, что больше никогда никому не причинит зла, более того, она станет творить добро, будет думать не о себе, а о других.
    Вспомним рассказ «Каникулы на марсе» Р.Бредбери. В нем описывается семья, прилетевшая на Марс. Сначала кажется, что это увеселительная поездка, но позже мы узнаем, что герои – одни из немногих, кто успел спастись с Земли. Человечество совершило страшную, непоправимую ошибку: «Наука слишком стремительно и слишком далеко вырвалась вперед, и люди заблудились в машинных дебрях… Не тем занимались; без конца придумывали все новые и новые машины — вместо того, чтобы учиться управлять ими». Мы видим, к каким трагическим последствиям это привело. Увлекшись научно-техническим прогрессом, люди забыли о самом важном и стали уничтожать друг друга: «Войны становились все более разрушительными и в конце концов погубили Землю… Земля погибла». Человечество само уничтожило свою планету, свой дом. Автор показывает, что ошибка, совершенная людьми, непоправима. Однако для горстки спасшихся она станет горьким уроком. Возможно, человечество, продолжив жить на Марсе, выберет иной путь развития и избежит повторения подобной трагедии.
    Подводя итоги сказанному, хочется добавить: некоторые ошибки, совершаемые людьми приводят к трагическим последствиям, которые невозможно исправить. Однако даже самый горький опыт — наш учитель, который помогает пересмотреть свое отношение к миру и предостерегает от повторения неверных шагов.
    Пример итогового сочинения на тему: «Что добавляет читательский опыт жизненному опыту?»
    Что добавляет читательский опыт жизненному опыту? Размышляя над этим вопросом, нельзя не прийти к ответу: читая книги, мы черпаем мудрость поколений. Должен ли человек постигать важные истины лишь на собственном опыте? Конечно, нет. Книги дают ему возможность учиться на ошибках героев, осмысливать опыт всего человечества. Уроки, извлеченные из прочитанных произведений, помогут человеку принимать верные решения, предостерегут от совершения ошибок.
    Обратимся к литературным примерам. Так, в произведении В. Осеевой «Бабка» рассказывается о пожилой женщине, к которой пренебрежительно относились в семье. Главную героиню в семье не уважали, часто упрекали, даже не считали нужным здороваться. Ей грубили, даже называли не иначе как «бабка». Никто не ценил того, что она делала для близких, а ведь она целыми днями чистила, мыла, варила. Ее забота не вызывала чувства признательности у семьи, воспринималась как нечто само собой разумевшееся. Автор подчеркивает беззаветную, всепрощающую любовь бабушки к детям и внуку. Прошло много времени, прежде чем внук Борька стал понимать, как он и его родители были неправы по отношению к ней, ведь ни разу никто из них не сказал ей доброго слова. Первым толчком стал разговор с приятелем, который рассказал, что в его семье бабушка — самая главная, ведь она всех вырастила. Это заставило Борьку задуматься об отношении к собственной бабушке. Однако только после ее смерти Борька понял, как сильно она любила свою семью, как много для нее делала. Осознание ошибок, мучительное чувство вины и запоздалое раскаяние пришли лишь тогда, когда уже ничего нельзя было исправить. Глубокое чувство вины охватывает героя, но изменить уже ничего нельзя, бабушку не вернуть, а значит нельзя сказать слова прощения и запоздалой благодарности. Этот рассказ учит нас ценить близких людей, пока они рядом, проявлять к ним внимание и любовь. Несомненно, эту важную истину человек должен усвоить до того, как станет слишком поздно, и горький опыт литературного героя поможет читателю избежать подобной ошибки в собственной жизни.
    В рассказе А.Масс «Трудный экзамен» говорится об опыте преодоления трудностей. Главная героиня — девочка по имени Аня Горчакова, которая сумела выдержать непростое испытание. Героиня мечтала стать актрисой, хотела, чтобы родители, приехав на спектакль в детский лагерь, оценили ее игру. Она очень старалась, но ее ждало разочарование: в назначенный день ее родители так и не приехали. Охваченная чувством отчаяния, она решила не выходить на сцену. Доводы воспитательницы помогли ей справиться со своими чувствами. Аня поняла, что не должна подводить товарищей, ей нужно научиться владеть собой и выполнить свою задачу, несмотря ни на что. Так и вышло, она играла лучше всех. Именно этот случай научил героиню владеть собой. Первый опыт преодоления трудностей помог девочке добиться своей цели – впоследствии она стала известной актрисой. Писатель хочет преподать нам урок: как бы ни были сильны негативные чувства, мы должны уметь справляться с ними и идти к поставленной цели, несмотря на разочарования и неудачи. Опыт героини рассказа поможет читателю задуматься над собственным поведением в трудных ситуациях, укажет верный путь.
    Таким образом, можно сказать, что читательский опыт играет важную роль в жизни человека: литература дает нам возможность понять важные истины, формирует наше мировоззрение. Книги – это источник света, который озаряет нам жизненный путь.
    Пример итогового сочинения на тему: «Какие события и впечатления жизни помогают человеку взрослеть, набираться опыта?»
    Какие события и впечатления жизни помогают человеку взрослеть, набираться опыта? Отвечая на этот вопрос, можно сказать, что это могут быть самые разные события.
    Быстрее всего ребенок взрослеет, когда оказывается в тяжелой ситуации, например во время войны. Война отнимает у него близких, на его глазах погибают люди, рушится мир. Испытывая горе и страдания, он начинает иначе воспринимать действительность, на этом его детство заканчивается.
    Обратимся к стихотворению К.Симонова «Майор привез мальчишку на лафете». Мы видим маленького мальчика, которого отец вывез из Брестской крепости. Ребенок прижимает к груди игрушку, а сам – седой. Читатель понимает, какие недетские испытания выпали на его долю: у него погибла мать, а сам он всего за несколько дней видел столько страшного, что нельзя передать словами. Недаром писатель говорит: «За десять лет на том и этом свете ему зачтутся эти десять дней». Война калечит душу, отнимает детство, заставляет преждевременно взрослеть.
    Но не только страдания дают толчок к взрослению. Для ребенка важен опыт, который он приобретает, когда самостоятельно принимает решения, учится отвечать не только за себя, но и за других, начинает о ком-то заботиться.
    Так, в повести А.Алексина «А тем временем где-то…» главный герой Сергей Емельянов, случайно прочитав письмо, адресованное отцу, узнает о существовании его бывшей жены. Женщина просит о помощи. Казалось бы, Сергею нечего делать в ее доме, и его первым порывом было просто вернуть ей ее письмо и уйти. Но сочувствие горю этой женщины, покинутой когда-то мужем, а теперь и приемным сыном, заставляет его выбрать другой путь. Сережа решает постоянно навещать Нину Георгиевну, помогать ей во всем, спасать от самой страшной беды – одиночества. И когда отец предлагает ему поехать на каникулах к морю, герой отказывается. Ведь он обещал Нине Георгиевне быть рядом с ней и не может стать ее новой потерей. Автор подчеркивает, что именно этот жизненный опыт героя делает его взрослее, недаром Сергей признается: «Быть может, потребность стать чьим-то защитником, избавителем пришла ко мне первым зовом мужской взрослости. Нельзя забыть того первого человека, который стал нуждаться в тебе».
    Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод, что ребенок взрослеет, когда в его жизни наступают переломные моменты, кардинально меняющие его жизнь.

    Еще материал по теме:

  10. Сочинение по четвёртому направлению от ФИПИ.
    «Опыт – самый лучший учитель, только плата за обучение слишком высока»
    Т.Карлейль
    Жизнь прожить – не поле перейти

    Идет человек по дороге ли, по лесной тропинке ли, торопится – споткнулся и упал, набил шишку, получил ссадину, ушиб. На ровном месте. Потому что очень спешил. Больно только ему одному.
    Идет человек по жизни, по судьбе, торопится, не оглядывается по сторонам, спотыкается. На ровном месте. Потому что спешил, не думал ни о чем и ни о ком. Больно ли ему? Иногда – да, чаще – нет. Но больно тем, кто рядом, с кем пересеклась его дорога жизни. Работаем ли мы над собой, анализируя ошибки и превращая их в горький, но опыт, чтобы плата за обучение была не слишком высока. Все мы ошибаемся, но главное в нашей жизни – понимание того, что опыт, пусть даже порой и горький, – действительно самый лучший учитель в нашей жизни.
    Испить такую горькую чашу ошибок, какая выпала на долю литературного героя Н.М. Лескова «Очарованный странник» Ивана Северьяныча Флягина, и прийти к праведной жизни – один из показательных примеров того, как в одном человеке соединяется несоединимое, и лишь время и усиленная работа мысли героя все расставляют по своим местам. Овому – овое, кесарю – кесареву, каждому – своё.
    «Овое» началось с несчастного случая в юности, бедной, безрадостной, крепостной: озорство молодого форейтора стоило жизни старого монаха. Именно с этого момента, на мой взгляд, жизнь Флягина, в ту пору Голована, с рождения обещанного Богу, будет вести его от одной беды к другой, от испытания к испытанию, пока не очистится его душа и не приведет героя в монастырь. Долго он будет умирать и не умрет. В какие только передряги Иван ни попадал, где только ни служил. Но ведь выжил же! Иначе и быть не могло, потому что есть в романе фраза, которая как нельзя лучше подходит к главному герою: «Ты ведь русский человек? Русский человек со всем справится». Хоть это и было сказано относительно очередной работы героя, я склонна видеть в этих словах судьбу таких людей, как Флягин. Многим ему пришлось заплатать за свои ошибки: любовью, пленом в киргиз-кайсацких степях, рекрутством – почти всей своей жизнью, чтобы очистилась душа героя. Мы, читатели, видим Флягина в тот момент, когда он готов, сменив рясу на амуницию, жизнь отдать за русский народ.
    Я привела пример, когда жизненная стезя героя, начавшаяся с ошибок и испытаний, его горький опыт позволили ему осознать свое истинное назначение на земле – защищать русский народ. Но так, к сожалению, случается не всегда. Если дорога Флягина – это дорога вверх, к очищению, то жизнь еще одного героя недюжинных способностей из романа «Угрюм-река» В.Я. Шишкова – это дорога в ад. А как же красиво всё начиналось! С размахом, с уверенностью, что ему, Петру Громову, все по плечу, даже строптивая сибирская река с несметным богатством её края, должна лечь у его ног. Фортуна улыбалась семнадцатилетнему парню: выжить в тайге, выброшенному туда отцом, пусть даже с находящимся рядом верным слугой Ибрагимом, – это ли не чудо?! Как все же схожи некоторые обстоятельства двух героев, о которых я веду речь: первому жизнь спасала молитва матери, умершей при его родах, второму –шаманка-ведьма Синильга, та, что ни одного путника не выпустит живым из своих мертвых объятий, а Петра Громова пожалела.
    Как хорош был этот семнадцатилетний юноша в своих благих намерениях освоить таежные богатства Сибири, построить заводы, пустить пароходы, заботиться о простом народе. Но прав будет тот, кто скажет, что маленький орел опериться и выпустит свои когти, если кто попадет в них, несдобровать: хватка у него железная, мертвая – не вырваться. И тот, кто скажет: «Единожды предав предаст не раз». Эти два замечания относятся уже не к юноше с чистыми помыслами, а к богатому золотопромышленнику, который и стерлядь кушает, и в столице развлекается, а между этими занятиями отца загоняет в психушку, убивает преданного Ибрагима, любимую женщину Анфису, рабочих, волка… и свою душу. Не может душа справиться с таким потрясением, потому что глубоко запряталась в его могучем теле мысль, вроде маленьким зародышем пытается достучаться до совести, да там и остается, погибает. Об отсутствии души купца писатель нам говорит при помощи одного сравнения: иногда он плачет, только слезы его – это ртуть, которая скатывается со стекла. Плата за все злодеяния этого хищника высока – безумие.
    Это лишь единичные примеры, подтверждающие главную мысль моего рассуждения: человек должен научиться анализировать свои ошибки, вместе с этим набираться опыта и давать себе отчет, что и как сделано, чтобы пружина собственной судьбы в итоге не была натянута до такой степени, что готова будет отплатить человеку за все его неверные шаги.
    Автор: Царакова Надежда Радионовна.

  11. Сочинение по направлению “Опыт и ошибки”
    Человеку, порой, трудно принять правильное решение в сложной ситуации. И в эти моменты он обращается к своему опыту. Опыт – этопройденный путь человека,который помогает ему в принятии важного решения.
    Этот путь проходит через ошибки, играющие значительную роль в дальнейшей судьбе каждого из нас.
    Приведу пример из литературы. В романе А.С. Пушкина “Евгений Онегин” автор показывает чувства Татьяны Лариной к Евгению Онегину. Главный герой не замечал этой любви к нему и совершенно не хотел ее замечать. Бедная Татьяна сильно мучалась и переживала из-за этого, ведь она по-настоящему любила главного персонажа. Она была открытой и милой девушкой, любила читать романы и мечтала , чтобы на ее пути встретился этот идеал. Но главной героине пришлось выйти замуж за другого мужчину, которому она будет верна всю свою жизнь. Спустя много лет Евгений осознал, что совершил ошибку, ведь Татьяна – человек, который способен на искренние чувства и умеет любить. Из-за неудачного опыта этого неудачного опыта наш герой расплатился сполна, не став мужем и отцом, в итоге он обречен на одиночество.
    Также, приведу второй пример из литературы. В романе Л.Н. Толстого “Война и мир” в начале автор показывает нам Андрея Болконского эгоистичным и себялюбимым человеком, который закрыл глаза на своих близких из-за своей цели. Князь Болконский очень сильно хотел славы и такой, чтобы его заметил сам Наполеон. Ведь французский император был идеалом для князя и Андрей стремился быть похожем на Бонапарта. Ради этой славы, обезумевший герой был готов пожертвовать чем угодно, даже семьей и своей жизнью.Но на сражении, получив ранение и увидев своего идеала, Андрей осознал, что был не прав, он начал понимать, что на свете есть нравственные ценности, ради которых нужно жить. ИЗ-за сделанной ошибки, он переосмыслил жизнь и смог пойти дальше по правильному пути.
    Размышляя над судьбами разных героев, мы понимаем, что именно совершенные ошибки и их испраления, вечная работа над собой – поиск истины и стремление к духовной гармонии. Они приводят нас к обретению настоящего опыта и счастья.

  12. Главная
    Сочинения
    Сочинения на свободные темы
    Сочинение на тему “Ошибки и опыт”
    Сочинение на тему “Ошибки и опыт”
    Человеческая жизнь – это долгий путь, на котором нас поджидают не только победы, но и неудачи. Людям свойственно спотыкаться, делать глупости и ошибаться. Тот, кто учится на этих ошибках, приобретает бесценный жизненный опыт. Недаром А.С. Пушкин сказал, что «опыт – сын ошибок трудных». Но далеко не все способны делать правильные выводы из своих ошибок, некоторых они ничему не учат, и такие люди пожинают плоды своей недальновидности, глупости, лени.
    Есть много литературных произведений, иллюстрирующих эту мудрость. Например, роман Л. Н. Толстого – это настоящая энциклопедия жизненной философии. В нем есть немало примеров того, как совершенные ошибки влияют на поведение и формирование характера людей.
    Так, один из наиболее ярких и «живых» героев романа Пьер Безухов долго искал смысл своей жизни, совершая множество ошибок. Мягкий и слабохарактерный, он подпадает под влияние Долохова и Курагина и начинает вести жизнь светского повесы: проводит время на балах, женится на Элен, не по любви, а по совету друга, «прожигает жизнь». Но Пьер – мыслящий человек, он осознает свою ошибку и бессмысленность такого существования. У него появляется желание сделать что-то полезное, изменить мир к лучшему. В конечном счете, дорога ошибок и разочарований приводит Безухова к его счастью – семейной жизни с Наташей Ростовой.
    Пожалуй, еще более сложный жизненный путь прошли герои пьесы М. Горького «На дне». Сатин и Лука, Бубнов и Актер, Васька Пепел и Барон – все они оказались в мире “костылевской” ночлежки из-за совершенных когда-то ошибок. И этот непростой опыт повлиял на героев по-разному. Слабохарактерный Актер окончательно спился, Бубнов стал жестоким циником, а Барон способен жить лишь воспоминаниями о прошлом.
    Но есть среди обитателей ночлежки люди, характер которых закалился в испытаниях, а личность стала более яркой и цельной. Странник Лука не только не растерял своей доброты и сострадания к людям, но и создал собственную философию. А Сатин оказался способен понять сущность человека и увидеть путь со «дна» жизни. Ведь именно он сказал, ставшие известными слова: «Человек – это звучит гордо!» Сатин произносит потрясающий по силе монолог, в котором говорит о свободе человека, находя для этого самые правильные и понятные людям слова: «Человек за все платит сам, и потому он — свободен!»
    Ошибки, совершенные нами приносят не только бесценный опыт, но и страдания другим людям. Герой романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Родион Раскольников, уверовав в собственную теорию, совершает убийство. Со временем он понимает свою чудовищную ошибку, и это осознание становится для него настоящим наказанием. Но ведь из-за его ошибки погибла не только старуха процентщица, но и ее невинная сестра.
    Говорят, что «не ошибается тот, кто ничего не делает», что «на ошибках учатся». Но никогда нельзя забывать, что ошибки – это не только источник опыта, но и причина страданий наших близких, матерей, любимых, друзей, а то и вовсе чужих людей. Поэтому относиться к возможности совершить ошибку нужно очень серьезно.

  13. В теме сочинения упущен ключевой момент : уровень подхода, который
    совершенно меняет смысл и опыта и ошибок.
    Творческий подход обратит все ошибки в достижения, и опыт обретет смысл сочинительства, открытия и
    реализации своих находок. Опыт творца – опыт созидания, а его ошибки – это
    подсказки для него самого для будущих свершений. На этом уровне все является таким, как и должно быть.
    Потребительский подход – нынче в большой моде и пропагандируется везде и всюду.
    Потребитель – только купается в энергии чужих творений, сам не имея личных достижений.
    Он копирует сделанное другими и врет себе, что если он читает Пушкина, то и он сам – как Пушкин.
    Потребитель без устали носится по выставкам и концертам, но от него самого – не выпросишь ничего, потому что своего у него ничего и нет.
    Он будет только с восторгом рассказывать, где он был и что он видел.
    Его опыт – опыт имитатора, а ошибка – собственная нереализованность.
    Обыденный подход – то, что мы видим везде и всюду на каждом шагу :
    проблемы, болячки, недовольство и проч. негатив.
    Работа на работодателя себе в ущерб, дома – телевизор или интернет, и
    выхода из этого – и не было и нет.
    Опыт – страдальческий, ошибка – штамповка по шаблону.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *