Сочинение на тему осень пушкина

10 вариантов

  1. Главная
    Сочинения по литературе
    Стихотворение Пушкина Осень – сочинение
    «Осень « написана Пушкиным в один из самых ярких и плодотворных периодов его творчества – в Болдинскую осень 1833 года. Это время года всегда приносило поэту вдохновение и радость. «И с каждой осенью я расцветаю вновь», – говорит он.
    Стихотворение, посвященное «унылой поре», относится к пейзажной лирике Пушкина. Но пейзаж в «Осени» отличается от традиционных для того времени описаний природы своей реалистичностью. Поэт рисует конкретный пейзаж. Там нет условностей, символики. Это обычная для пейзажа среднерусской полосы и вместе с тем необыкновенно поэтичная картина природы, о которой можно сказать словами самого Пушкина: «Все тихо, просто было в ней».
    По стилевой манере «Осень» очень близка «Евгению Онегину»: та же разговорно-повествовательная интонация, мало свойственная лирической поэзии, та же беседа с читателем, в которой имеются частые отступления от темы. Пушкин здесь не столько традиционный лирический герой, сколько рассказчик, хотя, в соответствии с законами лирики, передает свои ощущения, чувства и мысли. Он не поет восторженно-лирическую хвалу осени, а спокойно повествует об этом времени года, передавая при этом ощущение неповторимой красоты осеннего пейзажа. Природа сама по себе, без всяких поэтических украшений, прекрасна для поэта:
    Октябрь уж наступил – уж роща отряхает
    Последние листы с нагих своих ветвей;
    Дохнул осенний хлад, дорога промерзает,
    Журча еще бежит за мельницей ручей,
    Но пруд уже застыл…
    Эти с детства знакомые нам всем строки, пожалуй, лучше всего выражают красоту осенней природы.
    Но «Осень « – это стихотворение не только о русской природе и сельском уединении, но и о жизни в целом, о творческом вдохновении и, конечно же, о самом поэте. Рисуя картины разных времен года – зимы, весны, лета и осени, – сравнивая их, он говорит о своем отношении к каждому из них, объясняет, за что oн любит осень. Ведь именно в это время поэт «снова жизни полн». Но главное заключено в словах: «И пробуждается поэзия во мне». Осень – это для Пушкина пора вдохновенного поэтического труда. Недаром в стихотворении свободно сплетаются высокий лиризм и порыв вдохновения:
    И забываю мир – и в сладкой тишине
    Я сладко усыплен моим воображеньем,
    И пробуждается поэзия во мне…
    Не случайно «Осень « написана октавой. Восьмистишная строфа даёт возможность включать множество мотивов: размышления о себе, о жизни. Переходы от веселого к серьёзному поэт делает иногда в шутливом тоне:
    Но надо знать и честь; полгода снег да снег,
    Ведь это, наконец, и жителю берлоги,
    Медведю надоест…
    Но при этом поэт размышляет о самых важных жизненных и философских вопросах: мимолетности счастья и красоты, кратковременности земного бытия и о смерти. Недаром в центре стихотворения находится образ «чахоточной девы», с которой поэт сравнивает свое любимое время года.
    И все же, наверное, самый важный вопрос для любого художника – это творчество и вдохновение. У Пушкина картина осени и удивительное по точности и мастерству описание процесса творчества находятся в неразрывной связи:
    И мысли в голове волнуются в отваге,
    И рифмы легкие навстречу им бегут,
    И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
    Минута – и стихи свободно потекут.
    В этот момент отступают тревоги и заботы обыденной жизни, «душа стесняется лирическим волненьем», и перед поэтом открывается иной мир – мир, созданный творческой фантазией художника.
    …И тут ко мне идет незримый рой гостей,
    Знакомцы давние, плоды мечты моей.
    Какие же это «плоды мечты»? Пушкин их не раскрывает, а только намекает на них, сравнивая их с действиями пришедшего в движение корабля.
    Стихотворение обрывается фигурой умолчания: «Куда ж нам плыть?..» – спрашивает поэт. В этом риторическом вопросе звучит беспокойство не только за свою судьбу, но и раздумья о будущем страны, своего народа.
    Последняя XII строфа кажется неоконченной, но стихотворение полностью завершено, его мысль выражена в точной и совершенной форме, а фрагментарность является здесь, как и во многих других стихотворениях Пушкина этого периода, особым художественным приемом. Октавы, шестистопный ямб дали поэту эпическую свободу и возможность в 12-и строфах лирического стихотворения вместить раздумья философа, эмоции лирика, повествование рассказчика. Вначале интонация стихотворения повествовательно-спокойна, поэт намеренно включает в текст просторечия и прозаизмы:
    Желания кипят – я снова счастлив, молод,
    Я снова жизни полн – таков мой организм
    (Извольте мне простить ненужный прозаизм).
    Но постепенно она переходит в восторженный поэтический гимн осени:
    Унылая пора! Очей очарованье!
    Приятна мне твоя прощальная краса –
    Люблю я пышное природы увяданье,
    И багрец и золото одетые леса,
    В их сенях ветра шум и свежее дыханье
    И мглой волнистою покрыты небеса,
    И редкий солнца луч, и первые морозы,
    И отдаленные седой зимы угрозы.
    Красота и совершенство этих строк показывают, почему «Осень» признается шедевром пушкинской лирики. Глубина мысли, заложенной в этом поистине неисчерпаема, а чувства, мечты, порывы поэта, отраженные в его стихах, не могут не волновать его читателей – и современников автора, и тех, кто жил много позже, и нас – современных людей.

  2. У каждого человека есть любимое время года. Поэтов и писателей оно вдохновляет на создание бессмертных произведений, является богатым источником впечатлений, чувств и вдохновения.
    Любимым временем года для Александра Сергеевича Пушкина была осень. Именно этой поре года мы должны быть благодарны за многие произведения поэта, вошедшие в сокровищницу мировой литературы.
    Мне кажется, осень — самая противоречивая пора. Это очень точно отражено в строке А. С. Пушкина: “Унылая пора! Очей очарованье!” Действительно, осень бывает унылой: с монотонными дождями, низкими серыми тучами, промозглой сыростью и ветром. Но никакое другое время года не может сравниться с яркими торжественными красками “очаровательной” золотой осени:
    Люблю я пышное природы увяданье,
    В багрец и в золото одетые леса…
    “Ветра шум и свежее дыханье” приносят сердцу поэта весть, что природа начинает готовиться к долгому зимнему сну. Однако кого могут испугать “отдаленные седой зимы угрозы”, если все великолепие природы раскрывается перед нашими глазами?! С уходом лета мы начинаем ценить “и редкий солнца луч”, и остывающее тепло дня. Прохлада вечеров, а вслед за ними и первые морозы лучше всяких слов убеждают ценить каждую секунду все укорачивающихся дней.
    Да, Пушкина можно понять. Поэта — художника слова не могла оставить равнодушным удивительная красота осенней природы. И каждый раз, когда я вижу, как с деревьев осыпаются разноцветные листья, и слышу, как они шелестят под моими ногами, мне кажется, что из-за угла вот-вот покажется знакомый профиль поэта, живущего вне времени.

  3. Анализ стихотворения
    1. История создания произведения.
    2. Характеристика произведения лирического жанра (тип лирики, художественный метод, жанр).
    3. Анализ содержания произведения (анализ сюжета, характеристика лирического героя, мотивы и тональность).
    4. Особенности композиции произведения.
    5. Анализ средств художественной выразительности и стихосложения (наличие тропов и стилистических фигур, ритмика, размер, рифма, строфика).
    6. Значение стихотворения для всего творчества поэта.
    Стихотворение «Осень» было написано А.С. Пушкиным в 1833 году, когда поэт приехал в Болдино на обратном пути с Урала. Этот период был очень плодотворным в творчестве Пушкина (так называемая вторая Болдинская осень). За полтора месяца он завершает работу над «Историей Пугачева» и «Песнями западных славян», начинает писать «Пиковую даму», создает поэмы «Анджело» и «Медный всадник», «Сказку о рыбаке и рыбке» и «Сказку о мертвой царевне и семи богатырях», стихотворение «Осень».
    Жанр произведения – отрывок, стиль – реалистический. Мы можем отнести «Осень» и к пейзажной лирике, в которой присутствуют элементы философской медитации. Как отмечают многие литературоведы, содержание отрывка синтезирует сферу значительного, прекрасного и сферу обыденного, бытового.
    Эпиграф отрывка отсылает нас к стихотворению Г.Р. Державина «Евгению. Жизнь званская». Пушкин в своем стихотворении как бы продолжает развивать некоторые темы, звучащие у его предшественника. Герой Державина обретает покой в уединенной сельской жизни, в кругу своей семьи:
    Возможно ли сравнять что с вольностью златой,
    С уединением и тишиной на Званке?
    Довольство, здравие, согласие с женой,
    Покой мне нужен – дней в останке.
    Он наслаждается отдыхом на лоне прекрасной природы:
    Дыша невинностью, пью воздух, влагу рос,
    Зрю на багрянец зарь, на солнце восходяще,
    Ищу красивых мест между лилей и роз,
    Средь сада храм жезлом чертяще.
    Вполне закономерно здесь возникает мотив творчества:
    Оттуда прихожу в святилище я муз,
    И с Флакком, Пиндаром, богов восседши в пире,
    К царям, к друзьям моим, иль к небу возношусь,
    Иль славлю сельску жизнь на лире.
    Аналогичное развертывание темы (от природы к творчеству) находим мы и в стихотворении Пушкина.
    Об осени писал и другой поэт – Е.А. Баратынский. У него есть стихотворение с таким же названием. В своем произведении Баратынский уподобляет осень поре зрелости в человеческой жизни. Это время «сбора плодов, урожая», того, что человек приобрел в своей духовной и нравственной жизни. Однако какой же урожай собирает лирический герой Баратынского? Жизненный опыт, включающий в себя и негативные моменты: презренье к «мечтам, страстям, трудам мирским», «язвительный, неотразимый стыд», «обманы и обиды». Под конец жизни он с горечью осознает собственное одиночество, испытывает мрачную тоску:
    Ты, некогда всех увлечений друг,
    Сочувствий пламенный искатель,
    Блистательных туманов царь – и вдруг
    Бесплодных дебрей созерцатель,
    Один с тоской, которой смертный стон
    Едва твоей гордыней задушен.
    Открытие истины не проходит даром для человеческой души. Горький опыт способен уничтожить душу человека или же привести его к богу. Однако человек никому не может передать этот свои духовные открытия. Снег заметает у Баратынского все надежды, чаяния, преемственность личностного и духовного опыта. Завершающие строки стихотворения поражают нас своей безысходностью:
    Со смертью жизнь, богатство с нищетой —
    Все образы годины бывшей
    Сравняются под снежной пеленой,
    Однообразно их покрывшей, —
    Перед тобой таков отныне свет,
    Но в нем тебе грядущей жатвы нет!
    У Пушкина же, напротив, осенняя тема связана с оптимизмом, бодростью духа, радостью творчества: «И с каждой осенью я расцветаю вновь…». Отрывок начинается скромным и натуралистичным описанием осенней поры:
    Октябрь уж наступил – уж роща отряхает
    Последние листы с нагих своих ветвей;
    Дохнул осенний хлад – дорога промерзает.
    Журча еще бежит за мельницу ручей…
    Далее герой сравнивает осень с другими временами года. И признается в своей нелюбви к весне, которая порождает в душе его неясную тоску:
    Теперь моя пора: я не люблю весны;
    Скучна мне оттепель; вонь, грязь – весной я болен;
    Кровь бродит, чувства, ум тоскою стеснены.
    Зимняя пора угнетает его своим затянувшимся однообразием:
    Но надо знать и честь; полгода снег да снег,
    Все это наконец и жителю берлоги,
    Медведю, надоест.
    Лето же приносит с собой природные явления, которые угнетают физическое и душевное состояние героя:
    Ох, лето красное! любил бы я тебя,
    Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи.
    Ты, все душевные способности губя,
    Нас мучишь; как поля, мы страждем от засухи;
    Лишь как бы напоить да освежить себя —
    Иной в нас мысли нет, и жаль зимы старухи…
    Затем герой признается в своей любви к осени:
    Унылая пора! очей очарованье!
    Приятна мне твоя прощальная краса —
    Люблю я пышное природы увяданье,
    В багрец и золото одетые леса.
    Он начинает анализировать свои чувства и сравнивает осень с «чахоточной девой», кротко воспринимающей собственную смерть. И здесь мысль поэта обретает философскую глубину: осень, пора подведения итогов, вбирает в себя черты всех годовых времен. Если метафорически перенести это на состояние лирического героя, его возраст, то жизненный опыт, пройденные душою его «весна» и «лето» не тяготят его, в отличие от героя Баратынского. Напротив, все это порождает в нем любовь к жизни, желание насладиться ее дарами. А за всем этим стоит вера в ее разумность и смирение.
    И с каждой осенью я расцветаю вновь;
    Здоровью моему полезен русский холод;
    К привычкам бытия я чувствую любовь:
    Чредой слетает сон, чредой находит голод;
    Легко и радостно играет в сердце кровь,
    Желания кипят – я снова счастлив, молод,
    Я снова жизни полн…
    Таким образом, в подтексте стихотворения мы угадываем мысль о мудрости жизни, проявляющейся в смене времен года. Этот то же вечный закон, которому подвластен человек и о котором поэт рассуждает в стихотворении «Вновь я посетил». Радостные эмоции, гармоничное состояние души порождают в герое творческое вдохновенье:
    И забываю мир, и в сладкой тишине
    Я сладко усыплен моим воображеньем,
    И пробуждается поэзия во мне…
    Композиционно в отрывке выделим три части. Первая часть – скромный осенний пейзаж. Вторая часть – картины весенней, зимней и летней природы. В третьей части лирический герой вновь возвращается к теме осени и анализирует свое отношение к этой поре года. Здесь же возникает мотив творчества, поэтического вдохновенья, которое герой сравнивает с кораблем-громадой. Заканчивается стихотворение открытым вопросом: «Плывет. Куда ж нам плыть?». Вопрос этот тематически перекликается с эпиграфом из стихотворения Державина: «Чего в мой дремлющий тогда не входит ум?». Таким образом, мы имеем кольцевую композицию.
    «Осень» написана октавами. В шести строчках из восьми использованы две рифмы в перекрестной рифмовке, две последние строки объединены парной рифмой. Чередование женских и мужских рифм меняется через строфу. В произведении использованы разнообразные средства художественной выразительности: метафоры («дохнул осенний хлад», «роща отряхает Последние листы») «в багрец и золото одетые леса»), эпитеты («красою тихою», «блестящие тревоги», «свежее дыхание», «прощальная краса», «в сладкой тишине»), оксюморон («пышное…увяданье»), инверсию («Люблю я пышное природы увяданье») анафоры («И мглой волнистою покрыты небеса, И редкий солнца луч, и первые морозы, И отдаленные седой зимы угрозы»), синтаксический параллелизм («Чредой слетает сон, чредой находит голод»), аллитерации и ассонансы («Унылая пора! очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса», «В их сенях ветра шум и свежее дыханье»). Слова высокого стиля («хлад», «мучишь») соседствуют в произведении с прозаизмами («организм»).
    Место произведения в творчестве поэта определяется синтезом в нем лирического и эпического планов. Сюжета как такового в «Осени» нет, но мы отмечаем в ней эпичность временных и пространственных масштабов. Исследователи сравнивали отрывок с пушкинским романом в стихах, находя в них общие черты: реалистический стиль, синтез эпического и лирического, общность авторской манеры (разговор с читателем). Стихотворение «Осень» вызывает неизменный интерес критиков и литературоведов.

  4. 4
    Текст добавил: (- ..ВеРна ТеБе.. -)


    {youtube}HVMSXgIjVcU{/youtube]
    Осень. Это время очаровывало Александра Сергеевича Пушкина как ничто другое. «Из годовых времён я рад лишь ей одной»,–так писал он в своём стихотворении «Осень», где эта пора изображена очень полно и точно, в различных своих проявлениях. Он видит и одинаково любит и её красоту, и её уныние.
    «Октябрь уж наступил»,–значит, пришло милое сердцу Пушкина время. «Теперь моя пора»,–подтверждает он. Ни весна с её оттепелями и грязью, ни лето с пылью , комарами и мухами не радуют его. Он не разделяет бодрости и вдохновения, которые черпают в весне другие поэты. Его чувства, ум стеснены тоской. И лето лишь губит его «душевные способности», мучая одной только мыслью:»как бы напоить да освежить себя». Суровая зима тоже близка его сердцу: он любит её снега, лёгкий бег саней под лунным светом, «зимних праздников блестящие тревоги». И всё же зима не может сравниться с прекрасной осенью. Поэт не понимает тех, кто бранит»дни поздней осени» и связывает с этим временем лишь печальные настроения.
    Для Пушкина «пышное» природы увядание—само по себе прекрасно, он видит в нём могучее проявление жизни. Осень влечёт его к себе, «как нелюбимое дитя в семье родной», «красою тихою, блистающей смиренно». Возможно, поэт и сам не может точно объяснить, чем манит его эта унылая пора, почему именно «прощальная краса» вызывает в его душе такие волнующие чувства. Но в скромном осеннем пейзаже открываются ему подлинная красота и прелесть.
    Осень представляет собой некую неуловимую грань между всеми временами года, нечто мимолётное, что живо сегодня, а завтра уже исчезнет. Природа ещё хранит признаки уходящего лета,»журча ещё бежит за мельницу ручей», но и зима уже даёт о себе знать: «дорога промерзает», «пруд уже остыл». Всё вокруг видоизменяется, преображается, словно летнее тепло и зимние холода спорят, отстаивая друг друга.
    Живописными, яркими и в то же время прозрачными красками рисует автор осенние картины. Ему кажутся прекрасными не только богатое убранство осенней природы, одетой в «багрец и золото», но и покрытое бегущими тучами небо, и бодрящий холодок, и первые морозы, напоминающие о скорой зиме. И красота родной природы пробуждает всё самое лучшее в сердце поэта. Осенью его душа расцветает, переполняется искренней любовью:
    Легко и радостно играет в сердце кровь,
    Желания кипят—я снова счастлив, молод,
    Я снова жизни полон…
    В эту пору Пушкин полностью отдаётся во власть воображения, забывает окружающий его реальный мир. Его вдохновенному взору открываются неведомые дали и пути, а мысли и чувства направлены в будущее. «Ветра шум и свежее дыханье» приносят сердцу поэту весть, что природа начинает готовиться к долгому зимнему сну. Но кого могут испугать «отдалённой седой зимы угрозы, если всё великолепие природы раскрывается перед глазами?!
    С уходом лета мы начинаем ценить «и редкий солнца луч», и остывающее тепло дня. Прохлада вечеров, а вслед за ними и первые морозы лучше всяких слов убеждают ценить каждую секунду все укорачивающих дней.
    Да, Пушкина можно понять. Поэта—художника слова не могла оставить равнодушным удивительная красота русской осенней природы. И каждый год, когда я вижу, как с деревьев осыпаются листья, образуя причудливый ковёр, я вспоминаю профиль поэта, живущего вне времени.

  5. Осень всегда была любимой порой года А.С. Пушкина, поэтому, он посвящает ее свое стихотворение, которое так и называется «Осень».
    Его написанию предшествует приезд Пушкина в имение Болдино. Именно здесь он и создает множество своих великолепных текстов.
    В стихотворение «Осень» автор пытается передать читателям все те чувства, которые он испытывает, наблюдая за такой прекрасной порой года: «Люблю … в багрец и золото одетые леса». Он пытается показать читателю все красоты осени, все ее прелести и причуды.
    Своим стихотворением Пушкин словно пытается открыть всем нам ту незабываемую осень, которая так поражает его внутренний мир.
    В своей творческой работе, Александр Сергеевич использует множество литературных приемов, при помощи которых мы можем увидеть все, о чем он пишет, мы можем услышать, все, что описывает автор. Благодаря эпитетам, стихотворение становится более мягкий и ярким.
    Пушкин, используя эпитеты, может наделить каждое явление осени определенными особенностями и словно красками разрисовать то, что он видит перед собой.
    Вот, к примеру, словосочетание «свежее дыхание» – от которого нам становится понятно, что воздух наполнен некой прохладой.

  6. Осень. Это время года очаровывало Александра Сергеевича Пушкина как ни одно другое. «Из годовых времен я рад лишь ей одной», — так писал он в своем стихотворении в октавах «Осень», где эта пора изображена очень полно и точно, в различных своих проявлениях, и где наиболее ярко выразились чувства, которые вызывала она в душе поэта. Он видит и одинаково любит и ее красоту, и ее уныние.
    «Октябрь уж наступил», — значит, пришло милое сердцу Пушкина время. «Теперь моя пора», — подтверждает он. Ни весна с ее оттепелями и грязью, ни лето с пылью, комарами и мухами не Радуют его. Он не разделяет бодрости и вдохновенья, которое черпают в весне другие поэты. Его чувства, ум стеснены тоской. И Лето лишь губит его «душевные способности», мучая одной только мыслью: «как бы напоить да освежить себя». Суровая зима более
    близка его сердцу: он любит ее снега, легкий бег саней под лунным светом, «зимних праздников блестящие тревоги». И все же зима не может сравниться с прекрасной осенью. Поэт не понимает тех, кто бранит «дни поздней осени» и связывает с этим временем лишь печальные настроения.
    Для Пушкина «пышное» увядание природы — само по себе прекрасно, он видит в нем могучее проявление жизни. Осень влечет его к себе, «как нелюбимое дитя в семье родной», «красою тихою, блистающей смиренно». Возможно, поэт и сам не может точно объяснить, чем манит его эта «унылая пора», почему именно «прощальная краса» вызывает в его душе такие волнующие чувства. Но в скромном осеннем пейзаже открывается ему подлинная красота и прелесть.
    Осень представляет собой некую неуловимую грань между всеми временами года, нечто мимолетное, что живо сегодня, а завтра уже исчезнет. Природа еще хранит признаки уходящего лета, «журча еще бежит за мельницу ручей», но и зима уже дает о себе знать: «дорога промерзает», «пруд уже застыл». Все вокруг видоизменяется, преображается, словно летнее тепло и зимние холода спорят, отстаивая свои права.
    Живописными, яркими и в то же время прозрачными красками рисует автор осенние картины. Ему кажутся прекрасным не только богатое убранство осенней природы, одетой «в багрец и золото», но и покрытое бегущими тучами небо, и бодрящий холодок, и первые морозы, напоминающие о скорой зиме. И красота природы пробуждает все лучшее в сердце поэта, осенью его душа расцветает, переполняется искренней любовью:
    Легко и радостно играет в сердце кровь,
    Желания кипят — я снова счастлив, молод,
    Я снова жизни полн…
    В эту пору Пушкин полностью отдается во власть воображения, забывает окружающий его реальный мир, и именно в эти минуты пробуждается в его сердце поэзия. Его душа «стесняется лирическим волненьем, Трепещет и звучит…». Воображение создает перед ним совершенно иной мир, и поэт полностью погружается в него. Мы чувствуем, как бесконечно радостен для автора процесс великого творчества, когда
    И мысли в голове волнуются в отваге,
    И рифмы легкие навстречу им бегут,
    И пальцы просятся к перу, перо к бумаге…
    Его вдохновенному взору открываются неведомые дали и пути» мысли и чувства поэта направлены в будущее. И не случайно он
    сравнивает свое творчество с кораблем, рассекающим волны. Осенью 1833 года, когда было написано это стихотворение, он был в Болдино. Эта Болдинская осень была вдвое короче, чем три года назад, но по значению она соразмерна осени 1830 года. За полтора месяца Пушкин завершил работу над «Историей Пугачева» и «Песнями западных славян», начал работу над повестью «Пиковая дама», создал поэмы «Анджело» и «Медный всадник», «Сказку о мертвой царевне и семи богатырях». А стихотворение «Осень» стало подлинным апофеозом той поры, реалистически точно передавшим пробуждение в его душе поэзии.

  7. Внимательный читатель сразу заметит, что в этих строках чувствуется особое отношение поэта к осени, как к любимой. Удивительной любовью, восхищением, даже восторгом, наполнена каждая строка, создающая об­раз осени. Одно только совершенно необыкновенное обращение: «Унылая пора! очей очарованье!», — построенное на приеме антитезы, дает глубо­кое, правдивое представление об этом времени года. Осень — это время, когда всё живое засыпает, чтобы проснуться обновленным Теплые, ду­шевные слова нашел А. С. Пушкин, чтобы описать осень с ее осенней пыш­ностью и красотой, воспринимаемой им как знамение вечного обновления жизни. Поэтому в стихотворении нет мотива печали, утраты — наоборот:
    …легко и радостно играет в сердце кровь,
    Желания кипят — я снова счастлив, молод,
    Я снова жизни полн…
    Полезный русский холод пробуждает любовь к жизни, поэт ощущает прилив творческих сил:
    И пробуждается поэзия во мне:
    Душа стесняется лирическим волненьем,
    Трепещет и звучит, и ищет, как во сне,
    Излиться наконец свободным проявленьем —
    И тут ко мне идет незримый рой гостей,
    Знакомцы давние, плоды мечты моей.
    Какой эмоциональный подъем чувствуется в этих строках, сколько энер­гии и возвышенных чувств передается в наши души вместе с ними:
    И мысли в голове волнуются в отваге,
    И рифмы легкие навстречу им бегут,
    И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
    Минута — и стихи свободно потекут.
    Здесь не только изумительное олицетворение, но и образное сравнение творческого процесса с дремлющим, неподвижным кораблем, который вдруг ожил:
    Вверх, вниз — и паруса надулись, ветра полны;
    Громада двинулась и рассекает волны.
    Как мало нужно, чтобы стронуть корабль с места. Подует ветер, и он уже в пути. Так и осень для Александра Сергеевича Пушкина является свое­образным толчком, ветром, при дуновении которого возникает поэтиче­ское вдохновение.
    Рецензия
    Содержание сочинения отвечает задаче, заключенной в формулировке темы. Восприятие стихотворения личностное, глубокое. Оценка стихотво­рения вдумчивая. При истолковании стихотворения «Осень» А. С. Пуш­кина внимание автора сочинения сосредоточено на мыслях, переживаниях и раздумьях поэта. Работа отличается художественным вкусом, культурой цитирования.
    Сочинение — анализ лирического стихотворения.

  8. ВДОХНОВЛЯЮЩАЯ КРАСОТА ОСЕННЕЙ ПОРЫ (по стихотворению А. С. Пушкина «Осень»)
    Стихотворение «Осень» А. С. Пушкин создает в 1833 году в Болдино. Теперь Болдинская осень вдвое короче, нежели три года назад, но по значе­нию она равнозначна Болдинской осени 1830 года. За полтора месяца поэт завершает «Историю Пу­гачева», «Песни западных славян», поэмы «Анд­жело» и «Медный всадник», начинает работу над повестью «Пиковая дама». Однако стихотворение в октавах «Осень», реалистически точно воссоз­дающее пробуждение в душе поэзии, явилось под­линным поэтическим апофеозом этой поры:
    И забываю мир — и в сладкой тишине Я сладко усыплен моим воображеньем,
    И пробуждается поэзия во мне:
    Душа стесняется лирическим волненьем, Трепещет и звучит, и ищет, как во сне, Излиться наконец свободным проявленьем…
    Мне очень нравится весна, пробуждение при­роды после зимней стужи. Деревья украшаются первыми зелеными листочками, пробивается нежная трава. Ветер становится совершенно иным — теплым и ласковым; воздух наполняется духом обновления. Это волшебство обновления наполняет душу, вызывая чувство радости и не­земного счастья.
    Прочитав стихотворение А. С. Пушкина «Осень», я полностью поменял представление об этой поре. Поэзия и красота живут во всем: и в студеной зиме, и в молодой бурной весне, и в цве­тущем лете, и в увядающей осени.
    В первой же октаве легкими, но яркими штри­хами поэт создает прекрасный пейзажный набро­сок: наступил октябрь, «роща отряхает послед­ние листы с нагих своих ветвей», первый мороз сковал ледяными оковами пруд. Пейзаж сменя­ется размышлениями лирического героя о пре­имуществах той или иной поры года. Весна герою неприятна, оттепель скучна, «вонь, грязь — вес­ной я болен; кровь бродит; чувства, ум тоскою стеснены». Зима более благодатная пора: белый искрящийся снег, скованные льдом водоемы, конечно же, веселые и разудалые зимние празд­ники. Но сердце томится — за полгода снежное однообразие надоедает. Лето прекрасно, но серд­це томится и летом: зной, пыль, комары, мухи угнетают «душевные способности».
    Иное дело поздняя осень, наполненная тихой красотой. Словно «нелюбимое дитя в семье род­ной к себе меня влечет» она. Трудно объяснить словами, почему влечет к себе поэтическую душу унылая осень, эта «чахоточная дева», знающая, что осуждена на смерть:
    Улыбка на устах увянувших видна;
    Могильной пропасти она не слышит зева;
    Играет на лице еще багровый цвет.
    Она жива еще сегодня, завтра нет.
    Предчувствие смерти оставляет определенный отпечаток не только в человеческих душах, но и в явлениях природы.
    Наиболее полно красоту осени раскрывает октава VII. «Унылая пора! Очей очарованье!» — неожиданное соединение противоположных по значению утверждений создает потрясающий эффект. Только поэт может в унылых природных проявлениях увидеть скрытое от не посвященных глаз очарование:
    В багрец и золото одетые леса,
    В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
    И мглой волнистою покрыты небеса…
    И в золоте леса, и в свежем дыхании ветра, и во мгле волнистой небес, и в редком луче солнца, и в первых морозах таится невидимая сила, про­буждающая желание жить, любить, творить. Привычное становится в такие мгновения люби­мым, сон слетает, кровь легко и радостно играет в сердце, закипают желания — все это дает Лири­ческому герою ощущение счастья и молодости.
    Осенний день, наполненный незабываемыми впечатлениями, постепенно гаснет. В камельке зажигается огонь. Вечер, тлеющий огонь — пре­красное время для размышлений о сути жизни, поэтического вдохновения. В душе пробуждает­ся поэзия: «И мысли в голове волнуются в отва­ге, и рифмы легкие навстречу им бегут…»
    Один из самых распространенных вопросов, обращенных к творческим людям: как вы созда­ете свои произведения, где находите источник творческого вдохновения?
    Но, пожалуй, только А. С. Пушкин так точно и реалистично раскрыл особенности божествен­ного творческого процесса.

  9. В 1830 году Пушкин приехал в Болдино, чтобы войти во владение имением. Но здесь поэту пришлось пробыть не месяц, как он планировал, а целых три, потому что началась эпидемия холеры. И это вынужденное пребывание в Болдине было отмечено небывалым взлетом творчества. Здесь Пушкин закончил “Евгения Онегина”, написал “Повести Белкина”, “Историю села Горюхина”, “Маленькие трагедии”, народно-лирическую драму “Русалка”, поэму “Домик в Коломне”, “Сказку о попе и работнике его Балде” и несколько чудесных лирических стихотворений.
    В этот период народность, историзм и реализм, присущие поэту, раскрылись по всей полноте его творческих возможностей. Пушкин, утверждая человеческую личность, отстаивая ее права и достоинство, показывает своих героев в борьбе с ненавистной им средой, в их протесте. Он превозносит любовь как драгоценное чувство, превосходящее материальные богатства и преодолевающее на своем пути самые трудные преграды.
    В это время Пушкин думает о будущем, ему хочется личной независимости и простых человеческих радостей, но его томят и мрачные предчувствия. Пушкин приходит в отчаяние от жестокости российской действительности, отсутствия в обществе революционных идей, свирепого подавления свободы и издевательства над достоинством человека.
    Правительство не упускало случая напомнить поэту о своем недоверии. Журналы пишут об упадке таланта поэта: публикуется фельетон, в котором утверждалось, что Пушкин “в своих сочинениях не обнаружил ни одной высокой мысли, ни одного возвышенного чувства, ни одной полезной истины…” Поэта обвиняют даже в подражательстве, называют его “великим человеком на малые дела”.
    Пушкин не смог смолчать, он пытается отвечать наглым клеветникам, но борьба слишком неравна. Переживания поэта определяются его одиночеством, глубокими обидами на правящие круги, травлей со стороны светского общества, неразрешимыми социальными противоречиями и несбывшимися ожиданиями.
    В пушкинском стихотворении “Бесы” чувствуется потерянность и тревога, охватившая поэта. В “Элегии” Пушкин подводит итог прожитой жизни: тут тоже горечь, уныние, печаль, душевная смута и безрадостные предчувствия:
    Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе
    Грядущего волнуемое море.
    Но заканчивается стихотворение не мыслью о безнадежности и безысходности жизни, а мудрым и просветленным ее принятием:
    Но не хочу, о други, умирать,
    Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать…
    Отдавая честь национальным заслугам дворянства, пришедшего в упадок и разорившегося, Пушкин продолжает бичевать ханжество, казнокрадство, подлость вельможной знати, новой ка-рьеристической аристократии (“На выздоровление Лукулла”). Остро ощущая непроницаемую мглу своей эпохи и противоречивость положения человека, ненавидящего придворные сферы, но вынужденного в них вращаться, поэт рвется к свободе (“Не дай мне бог сойти с ума”, “Пора, мой друг, пора!”), к жизни, полной радости. Пушкин мыслит и чувствует себя представителем простого народа.
    В “Повестях Белкина” Пушкин раскрыл зависимость чувств, психологии и речи героев от обстоятельств жизни: человек думает, говорит и поступает так, как его воспитала та среда, в которой он находился. В “Повестях…” отображены военно-офицерские нравы (“Выстрел”), чиновничий и аристократический быт (“Станционный смотритель”), поместно-усадебный уклад (“Метель”, “Барышня-крестьянка”), Но сам поэт иронически относится к своим романтическим сюжетам и последовательно выявляет действительные причины поступков героев.
    Пушкин, утверждая в “Повестях Белкина” реализм, борется за правдивую, трезвую, самобытную отечественную прозу, реалистически переосмысливает и даже пародирует сюжетные штампы сентиментально-романтической литературы. Он умело объединил парадоксальную сюжетную анекдотичность с жизненной правдой и богатством мысли, максимальную лаконичность с глубиной психологического изображения. “Повести…” проникнуты юмором и иронией, часто переходящими в сатиру, они полемичны и пародийны по отношению к “унылому” романтизму.
    В Болдино Пушкин развивает реалистические принципы своего творчества. Сюжетно-тематической основой “Маленьких трагедий” послужили его впечатления и переживания, раздумья о современной жизни, приобретавшие все более идейно-нравственный, философско-психологический характер, и литературные традиции. Действующие лица — люди с большой страстью, огромной волей и выдающимся умом. В “Маленьких трагедиях” главные действующие персонажи предстают в момент наибольшего напряжения их духовных сил. Это напряжение продиктовано поворотами, переломными моментами в истории, которые отражаются в судьбе героев. Главная цель “Маленьких трагедий” — не подробное и всестороннее изображение персонажей, а художественно концентрированное воплощение проблем и идей.
    В Болдинскую осень небывалой идейно-художественной высоты достигает, не только лирика Пушкина, но и проза, и драматургия поэта.

  10. ВДОХНОВЛЯЮЩАЯ КРАСОТА ОСЕННЕЙ ПОРЫ (по стихотворению А. С. Пушкина «Осень»)

    Стихотворение «Осень» А. С. Пушкин создает в 1833 году в Болдино. Теперь Болдинская осень вдвое короче, нежели три года назад, но по значе­нию она равнозначна Болдинской осени 1830 года. За полтора месяца поэт завершает «Историю Пу­гачева», «Песни западных славян», поэмы «Анд­жело» и «Медный всадник», начинает работу над повестью «Пиковая дама». Однако стихотворение в октавах «Осень», реалистически точно воссоз­дающее пробуждение в душе поэзии, явилось под­линным поэтическим апофеозом этой поры:
    И забываю мир — и в сладкой тишине Я сладко усыплен моим воображеньем,
    И пробуждается поэзия во мне:
    Душа стесняется лирическим волненьем, Трепещет и звучит, и ищет, как во сне, Излиться наконец свободным проявленьем…
    Мне очень нравится весна, пробуждение при­роды после зимней стужи. Деревья украшаются первыми зелеными листочками, пробивается нежная трава. Ветер становится совершенно иным — теплым и ласковым; воздух наполняется духом обновления. Это волшебство обновления наполняет душу, вызывая чувство радости и не­земного счастья.
    Прочитав стихотворение А. С. Пушкина «Осень», я полностью поменял представление об этой поре. Поэзия и красота живут во всем: и в студеной зиме, и в молодой бурной весне, и в цве­тущем лете, и в увядающей осени.
    В первой же октаве легкими, но яркими штри­хами поэт создает прекрасный пейзажный набро­сок: наступил октябрь, «роща отряхает послед­ние листы с нагих своих ветвей», первый мороз сковал ледяными оковами пруд. Пейзаж сменя­ется размышлениями лирического героя о пре­имуществах той или иной поры года. Весна герою неприятна, оттепель скучна, «вонь, грязь — вес­ной я болен; кровь бродит; чувства, ум тоскою стеснены». Зима более благодатная пора: белый искрящийся снег, скованные льдом водоемы, конечно же, веселые и разудалые зимние празд­ники. Но сердце томится — за полгода снежное однообразие надоедает. Лето прекрасно, но серд­це томится и летом: зной, пыль, комары, мухи угнетают «душевные способности».
    Иное дело поздняя осень, наполненная тихой красотой. Словно «нелюбимое дитя в семье род­ной к себе меня влечет» она. Трудно объяснить словами, почему влечет к себе поэтическую душу унылая осень, эта «чахоточная дева», знающая, что осуждена на смерть:
    Улыбка на устах увянувших видна;
    Могильной пропасти она не слышит зева;
    Играет на лице еще багровый цвет.
    Она жива еще сегодня, завтра нет.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *