Сочинение на тему осенние явления в жизни животных 7 класс

4 варианта

  1. Как животные встречают весну

    Весна для всех животных является периодом новой жизни. После долгой и спокойной зимы, все представители животного мира начинают активно готовиться к наступлению жаркого лета.
    Весенние дни в жизни животных сопровождаются сменой шерстяного покрова – с зимнего на летний. Свою серую шкурку белки меняют на ярко-рыжую. Их все чаще можно встретить в парках. Белочки скачут по деревьям в поисках пищи.
    После зимней спячки просыпаются бурундуки. Внешне его можно спутать с белкой, но главным отличием являются пять темных полос на спинке. Бурундуки запасаются пищей еще с зимы, до того, как они впали в спячку. Поэтому эти животные с приходом весны не озадаченны поисками того, чем можно насытиться.
    А вот медведи, также впадающие в зимнюю спячку, не заботятся о том, чем будут питаться после долгого сна. Поэтому весной они выходят из своих берлог в поисках еды.
    Для волков весна является временем, когда у них выводится потомство. Маленькие волчата находятся в логове родителей до того времени, пока у них не появится зрение, чтобы хорошо ориентироваться в пространстве. Будучи маленькими, они очень похожи на лисят, только кончики хвостов у них не белые, а серые.
    Зайцы начинают линять, меняя свою зимнюю белую шкурку, на серую и менее теплую. Также и енотовидные собаки, просыпаясь после зимней спячки, меняют свой окрас на менее примечательный. Цвет шерсти имеет большое значение. Зимой шкурки белые, это дает возможность слиться с белоснежным покровом земли, если рядом охотится хищник. Серая шерсть летом также служит неким камуфляжем.
    Ранней весной просыпаются ежи, ведь в апреле им предстоит выводить потомство.

    Лето

    Жизнь животных летом

    Лето является самым благоприятным периодом в жизни животных. Долгие солнечные дни, тепло и достаток пищи, несомненно, радуют зверей. В это время года они особенно активны. Они еще не готовятся к зиме, но подготавливают к суровому периоду свое потомство. Поэтому звери находятся в постоянном поиске пищи для своих детенышей, чтобы насытить их полезными веществами и витаминами.
    Травоядные млекопитающие временами выходят из ареалов своего обитания, потому что повсюду растет то, чем они питаются. Свежие сочные листья позволяют им запастись полезными веществами впрок.
    Для птиц лето является пиром, ведь они могут найти лакомство абсолютно везде. Мошки, черви, гусеницы, рыбки – все это является их пищей в летнее время. Также пернатые являются помощниками огородников. Они съедают всех вредителей, способных уничтожить урожай.
    Несмотря на то, что лето является самым активным периодом в жизни животных, есть одно исключение. Суслики предпочитают отдыхать в эти теплые дни. А для насыщения жизненной энергией, они ночью выходят на охоту.
    Самыми активными животными в летний период являются белки, волки, медведи, различные грызуны. Также эту пору любят: жирафы, верблюды, гиены, гепарды, обезьяны и многие другие.

    Осень

    Изменение в жизни животных осенью

  2. С охлаждением водоемов начинают собираться к местам своих зимовок рыбы, и только налим радуется зиме. Он становится очень подвижным, поднимается к верховью рек и среди гальки и песка откладывает икру.
    Прудовая и зеленая лягушки опускаются на дно водоемов и, зарывшись в ил, перезимовывают, а травяная и остромордая (а также жаба) могут зимовать на дне глубоких ям и под кам­нями, в норах. Змеи, собравшись по нескольку десятков вместе, спят в сухих ямах или под пнями; ящерицы прячутся за отстав­шую кору.
    У зверей происходит смена шерсти, она становится более гу­стой и теплой. Всех животных можно разделить в связи с зимов­кой на следующие группы: животные, которые зимой спят (бурый медведь, барсук, енотовидная собака), в их организме главным образом наступает торможение жизненных процессов — вялое состояние, снижение реакций на раздражители. Перед тем как залечь в берлогу, медведь усиленно питается, объедается ягода­ми, обсасывает метелки овса. И при этом жиреет. Барсук не толь­ко отъедается желудями, но и делает запасы. В его норках мож­но найти сушеных лягушек, жуков и даже грибы. Норку же, где он спит, барсук утепляет листьями, тщательно вычищает. Это очень чистоплотный зверь.
    Вторая группа животных (еж, суслик, хомяк) характеризует­ся настоящей зимней спячкой. Беспозвоночные переносят моро­зы, впадая в оцепенение (анабиоз). Если взять в руки находящуюся в таком состоянии лягушку, то создается впечатление, что она погибла. На самом деле жизнь в ее организме едва-едва теплится. Стоит внести в теплую комнату, как через несколько часов она оживает.
    Третья группа животных делает себе на зиму запасы. У гры­зунов, питающихся зерном, находили в норах до 6 кг зерна. В сильные морозы эти животные впадают в сон, особенно когда пищи не хватает для поддержания нормальной жизнедеятельности. Даже звери, ведущие активный образ жизни, на зиму делают себе запасы корма, Ласки и горностаи собирают по 20—30 поле­вок и мышей, черные хори прячут подо льдом лягушек, норки — рыбу, бобры создают запасы веточного корма и т.д.
    Четвертая группа животных ведет активный образ жизни (волк, лиса, заяц, лось и др.). Заяц питается зимой корой деревьев. Волк зимой почти всегда голоден, поэтому он пробегает десятки километров, прежде чем ему удается выследить кого-нибудь. Зимой он не побрезгует даже мышью, птицей и падалью, хватает зазевавшихся собак около жилья человека. Лисица охо­тится на мышей. Опустив низко голову, она бегает мелкой трус­цой по снегу, прислушиваясь, не пискнет ли полевка. Заслышав писк, делает бросок в снег и хватает добычу. Лиса ловит куро­паток, ночующих под снегом. Часто крадется в селение за домаш­ними птицами.
    Зимой жизнь как бы замирает. В лесу не услышишь пения птиц. Попрятались звери. Однако холод им не страшен, так как теплая шубка согревает зверя, а у птиц пух защищает от морозов. Зато зимой животным трудно достать пищу, а ведь голодный и в небольшой мороз зябнет. Среди птиц только дятел не уныва­ет. У дятлов все приспособлено для того, чтобы успешно находить пищу и зимой: длинный крепкий клюв (у некоторых до 14 см), липкий, с острыми, твердыми шипами язык, на который накалы­ваются насекомые и их личинки, короткие и сильные ноги устроены так, что ему легко передвигаться по стволам деревьев. Дятлы, отковыривая кусок коры, часто помогают таким образом синицам и поползням находить себе пропитание. У дятла есть и своя «куз­ница». Это расщелина в дереве, куда он носит долбить шишки. Зимой можно встретить и другую птицу, которая отлично себя чувствует зимой и даже в зимнюю стужу выводит птенцов. Это клесты. Верхняя и нижняя половинки клюва клеста перекрещи­ваются на конце, это приспособление помогает им ловко лущить шишки. Клесты выкармливают своих птенцов семенами хвойных растений, размягченными в зобу матери или отца. Ранней весной, когда чешуйки на шишках отгибаются, птенцы могут сами до­ставать семена. Питаясь семенами хвойных, клесты настолько пропитываются смолистыми веществами, что после смерти их трупы сохраняются 15—20 лет (бальзамируются).
    Зимой земля покрывается белым покрывалом, на котором легко можно увидеть следы животных. Снежная грамота — это дневник природы, который расскажет о жизни пернатых обитателях и о пушных зверях. Вот дорогу переходил какой-то крупный зверь, и раздвоенные копыта оставили характерные «коровьи» мины. Это лось. А вот тянется вереница маленьких следов-точек. Это землеройки. Следы полевки похожи на следы землеройки, но крупнее и глубже. Следы зайца легко отличить от других: ямки рядом побольше и две другие одна за другой поменьше позади. У русака отпечаток задней правой лапы заметно впереди левой задней, да и след у него более узкий и глубокий. У белки след — две широкие продолговатые ямки сливаются в одну большую. Лисий след похож на след небольшой собаки — те же четыре пальца с тупыми когтями, те же подушечки пальцев: два передних впереди и два боковых сзади. Но след лапы лисы стройнее собачьего, более вытянут и главное подушечки двух передних пальцев у лисы выдвинуты дальше, чем у собаки. Ее следы почти всегда вытянуты будто по линеечке. Волчий след очень похож на след большой собаки, но так как волк держит лапу боль­ше в комке, то след его гораздо продолговатее и резче отпечатывается на снегу. Так как волк идет шагом или трусцой, каждый раз в след правой передней ноги ступает левой задней, то его следы тянутся лентой.
    Около жилья можно на снегу отчетливо различить следы раз­личных птиц: ворон, сорок, голубей.
    В феврале чувствуется приближение весны. Звучит протяжная мелодия юркой синички, ее песенку подхватывает овсянка. В оттепельные дни на снегу можно увидеть живых насекомых — снежных блошек и снеговых пауков. В водоемах наблюдается оживление среди ершей, окуней и щук.
    Все живое ждет тепла, природа готовится к встрече весны, Чтобы начать новый сезон в своей жизни.

  3. Эльвира Рахимова
    Осень изменения в жизни животных.
    Программное содержание: Дать детям первоначальные реалистические представления о подготовке диких животных к зиме. (Медведь устраивает берлогу в сухом месте.
    Ёж устраивает себе гнездо в ямке, где и засыпает, зарывшись в осенние листья, которые приносит на своих иголках.
    Белка делает запасы, зарывая под корнями деревьев орехи, желуди, сушит грибы на сучках деревьев.
    Заяц- беляк меняет шубку на белую, поэтому становится незаметным зимой.)
    Развивать умение, понимать простейшие взаимосвязи в природе (Стало холодно, жизнь диких зверей изменяется). Воспитывать интерес к животным местного края.
    Словарная работа: Вести в пассивный словарь “берлога”, “гнездо”, в активный “дикие животные“.
    Индивидуальная работа: Учить Никиту, Сашу слушать внимательно, проговаривать слова.
    Оборудование: бумага, зайчик (игрушка) картинки с изображением животных (ежа, белка, медведь, зайца) магнитная доска, модель покровительного окраса зайца.

    Ход занятия.

    Ребята, садитесь все на стульчики поудобней. (Раздается стук в дверь). Дети, к нам кто то пришел. Пойду, посмотрю (вношу игрушку). Кто это? Да, это зайчик. Зайчик предлагает отгадать, откуда он пришел. (Ответ детей: Он пришел из леса.)
    Красит спозаранку
    Солнце край небес
    Скатерть самобранку
    Расстилает лес
    Хватит угощения
    У него на всех
    Сладкие коренья,
    Мед, грибы орехи.
    О чем это стихотворение? Откуда пришел зайчик?
    Наш гость не знает, что делать диким животным в холодное время года? Дети поможем зайчик, расскажем ему о жизни диких зверей в лесу. А поможет нам в этом “Волшебный телевизор (демонстрирую магнитную доску). Ребята, назовите диких животных, которые живут в лесу (ответы детей). А вы не знаете, почему их называют дикими? (ответы детей). Правильно, потому что они живут в лесу, сами себе добывают пищу, строят жилища. Давайте еще раз повторим- “Дикие животные“. (Повтори Маша, Лена). Сейчас я вам загадаю загадку, а вы внимательно послушайте.
    “Пышный хвост торчит с макушки
    Что за странная зверушка?
    Щелкает орехи мелко.
    Ну конечно, это. ” (Белка)
    Верно, это загадка про белку. Посмотрите на экран “волшебного телевизора”. Что белка делает летом? Верно, она собирает по всему лесу грибы делает запасы. Прячет их в дупле дерева; орехи, желуди, ягоды. Белка сушит свои запасы на веточках.
    Сейчас я загадаю вам еще загадку.
    “Он в берлоге спит зимой,
    Под большущею сосной,
    А когда придет весна,
    Он проснется ото сна” (Медведь)
    Правильно медведь. Посмотрите на экран “волшебного телевизора”. Что делает медведь? Верно, он ест ягоды малины. Почему осенью медведь много ест? (ответ детей) Верно, он много ест, чтобы накопить жир. Затем он ищет сухое место под корнями деревьев и устраивает себе берлогу. Дети, почему медведь строит себе берлогу? (на зиму засыпает). Медведь зимой спит, потому что он большой, ему нужно много еды, а зимой холодно, везде лежит снег. сложно найти еду. А теперь послушайте загадку еще про одного зверя. Слушайте внимательно и постарайтесь отгадать.
    “Ушки длинные, хвостик с пальчик
    А зовут его” (зайчик)
    Посмотрите на экран нашего волшебного телевизора. Кого вы видите? (Показываю картинку с изображением зайца беляка и серого). В какое время года заяц может носить серую шубку. Верно, весной и летом. Но вот пожелтели листья, становится холодно иногда идет снег, какая же шубка нужна зайчику (Выслушиваю предложения детей) А как ты думаешь Полина? Почему зимой когда холодно, все покрыто снегом, зайчику нужна белая шубка, чтобы его не заметили ни волк, ни лиса. (демонстрирую модель покровительной окраски) А что зимой нужно делать, чтобы не замерзнуть? Нужно много двигаться.
    Физминутка!
    Зайцы скачут скок-скок-скок.
    Да на беленький снежок.
    Приседают слушают.
    Не идет ли волк?
    Раз- согнулся, разогнулся.
    Два- нагнулся, потянулся.
    Три- в ладоши три хлопка.
    Головой три кивка.
    Молодцы ребята! Из вас получились ловкие и озорные зайчики!Садитесь на стульчики. Ребята, послушайте внимательно и скажите внимательно и скажите про кого Это загадка.
    “Мастер шубу себе сшил
    Иглы вынуть позабыл
    Но ему ничуть не колко
    Хоть и спит он на иголках. (ёж)
    Правильно ёж. Посмотрите на экран волшебного телевизора. Что делает еж осенью? (ответ детей)Верно он устраивает себе гнездо. Чтобы гнездо было было теплое, он носит сухие листья на своих иголках. Свернется в клубок, покатается по желтым листьям и несет их себе в гнездо. Здесь он и будет спать до весны.
    А теперь скажите зайке, кто же меняет шубку на зиму (ответы детей) Верно заяц. Кто спит спит до самой весны (ответы детей) правильно еж и медведь. А кто готовит запасы на зиму? (ответы детей). правильно белка. Теперь зайчик будет знать, как дикие животные к зиме готовятся. Зайчик говорит вам спасибо, а ему пора возращатся в лес. До свидания, зайчик (убираю игрушку). Молодцы дети! Вы сегодня хорошо отвечали на вопросы, были внимательными и активными.

  4. Задачи:
    Познакомить с осенними явлениями и
    приспособленностью организмов к сезонному
    ритму;
    Прививать школьникам навыки поведения в
    природе;
    Показать зависимость организмов от сезонных
    явлений.
    Оборудование: папки, блокноты,
    карандаши, полиэтиленовые мешочки, лупы.
    План экскурсии:
    1. Перед началом экскурсии ставлю задачи перед
    учащимися и делю класс на группы, в каждой группе
    выбираем старшего или звеньевого. Звеньевым
    выдается задание уже на экскурсии (Приложение
    1
    ).
    2. Экскурсия проводится на пришкольно-опытном
    участке, поэтому дети работают на разных
    территориях заранее отмеченных учителем.
    3. В классе 6 групп. На выполнение задания дается
    20-25 минут. Учитель напоминает учащимся, что
    передвигаться можно только по дорожкам.
    4. Провожу беседу-лекцию и обращаю внимание детей
    на технику безопасности во время экскурсии.
    5. В ходе беседы вспоминаем стихи об осени,
    загадки. В беседе выясняются знания учащихся о
    деревьях, кустарниках и травах, о характерных
    признаках осени – окраске листьев, начале
    листопада, созревании плодов.
    6. Перед выполнением индивидуальных заданий для
    каждой группы напоминаю о правилах поведения
    учащихся в природе, о культуре общения человека с
    окружающей природой.
    7. В выполнении коллективного задания должен
    принимать участие каждый ученик из группы.
    8. В ходе выполнения самостоятельной работы
    учащиеся, как правило, обращаются к учителю.
    Выполнив работу, докладывают старшему.
    9. Подводятся итоги экскурсии. Учитель напоминает
    о том, что отчеты о проделанной работе нужно
    сдавать на следующий урок. Оценивается работа
    каждой группы и отдельно учащихся.
    10. Задание на дом: составить план рассказа по
    результатам экскурсии.
    Унылая пора! Очей очарованье!
    Приятна мне твоя прощальная краса.
    Люблю я пышное природы увяданье,
    В багрец и золото одетые леса,
    В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
    И мглой волнистою покрыты небеса,
    И редкий солнца луч, и первые морозы,
    И отдалённые седой зимы угрозы.
    А.С. Пушкин
    Осень – одно из самых красочных времён года;
    картины русской осени запечатлены в
    произведениях наших писателей, поэтов,
    художников. Кто раз видел, тот с неизменной
    нежностью вспоминает «Золотую осень» и «Осенний
    день в Сокольниках» Левитана. Какое большое
    содержание вложено в немногие строки Пушкина,
    какие яркие осенние картины дают стихотворения
    Некрасова, Майкова, Тютчева! На осенних
    экскурсиях эстетическое воспитание детей
    занимает не последнее место. Осень, как и весна,
    поражает и привлекает нас своим непрерывным
    изменением – ни один день осени не похож на
    остальные. Переход от тёплых дней конца лета к
    первому снегу зимы совершается постепенно в
    течение осени. В кажущемся «умирании» осенней
    природы таятся ростки будущей весны. Осенний
    период имеет огромное значение для жизни
    растений и животных. В течение осени растения и
    животные подготавливаются к неблагоприятным
    условиям зимы.
    На экскурсии учащиеся должны научиться
    замечать приспособления растений к зиме,
    наблюдать за наиболее яркими явлениями осенней
    природы.
    Осень является переходным периодом от лета к
    зиме. Какие же приметы характеризуют конец лета,
    начало осени?
    Во второй половине лета, после цветения липы,
    зацветают немногие растения: пижма, сивец
    луговой, белозор болотный, вереск, очанка,
    зубянка и некоторые другие. Вторая половина”
    лета характеризуется главным образом
    доцветанием и созреванием плодов. Осенью также
    можно видеть цветущие растения, но на них почти
    нет бутонов, зато имеется большое количество
    плодов. По иногда нам кажется, что настала весна:
    на сыром лугу ярко блещет золотистыми крупными
    цветками калужница, которую мы привыкли видеть
    цветущей ранней весной; в тени широколиственного
    леса мелькают лиловые цветки душистой фиалки. У.
    этих растений бутоны цветков будущего года
    закладываются летом, период органического покоя
    проходит до наступления осени, и при
    благоприятных условиях растения зацветают
    вторично.
    Можно считать, что в течение зимы эти растения
    находятся в состоянии вынужденного покоя,
    вызванного неблагоприятными внешними условиями.
    В августе появляется осенняя раскраска листьев
    у таких деревьев, как липа мелколистная, вяз
    обыкновенный, берёза бородавчатая; желтеют
    листья на отдельных ветках старых лип и берёз,
    листья вязов приобретают бронзовый оттенок.
    Начало осенней раскраски деревьев можно
    считать первой приметой осени.
    Позднее, в сентябре, несколько дней простоят «в
    багрец и золото одетые леса», а затем начнётся
    листопад: жёлтые, красные, оранжевые, розовые
    листья закружатся в холодном воздухе, пёстрым
    ковром покроют лесные травы, будут шуметь под
    ногами, наполняя воздух горьковатым осенним
    ароматом.
    В школе ведутся метеорологические
    наблюдения, поэтому очень легко отметить те
    изменения, которые характеризуют наступление
    осени.
    Осень характеризуется более низкими
    температурами, чем лето; в сентябре, а иногда и в
    конце августа, наблюдаются заморозки на почве, на
    рассвете температура воздуха падает ниже нуля,
    роса замерзает и трава покрывается инеем, а днём
    в солнечную погоду температура воздуха
    поднимается довольно высоко. Колебания
    температуры почти отсутствуют в облачную погоду,
    тик как тогда в ночное время теряется меньше
    тепла.
    Интересные результаты дают наблюдения за
    перемещением солнца в течение дня. При помощи
    простых приборов можно установить, что с каждым
    днём точки восхода и захода смещаются. По
    календарю школьники устанавливают, что дни
    становятся короче, ночи – длиннее. Эти данные
    можно связать с наблюдениями детей за тем, что
    осенью и особенно зимой тени от деревьев и других
    высоких предметов даже в полдень очень длинны.
    В течение осени изменяются такие важные
    условия жизни растений, как свет
    (продолжительность дневного освещения
    уменьшается), тепло (температура воздуха и почвы
    понижается), а также связанные с ними условия
    водоснабжения, минерального и органического
    питания растений.
    Осень характеризуется довольно большим
    количеством осадком в виде холодных дождей,
    почва бывает насыщена водой, но вода из-за низкой
    температуры плохо усваивается корнями растений,
    а, следовательно, в растения поступает мало
    минеральных веществ.
    Процесс фотосинтеза также тормозится, так как
    при низкой температуре затрудняется
    восстановление хлорофилла, постоянно
    разрушающегося под действием ярких солнечных
    лучей, которых ещё немало осенью.
    Наблюдение за осенним небом показывает, что
    кучевые и лёгкие перистые облака исчезают, их
    заменяют низкие слоистые облака.
    Понижение температуры до нуля и ниже приводит к
    тому, что вся вода, имеющаяся в воздухе в виде
    паров, замерзает; воздух становится сухим.
    Таким образом, зима представляет собой не
    только холодное, но и сухое время года. Зимой
    растения сталкиваются с физической сухостью
    воздуха и физиологической сухостью почвы. Только
    те растения, у которых вырабатываются
    приспособления к борьбе с этими
    неблагоприятными условиями, могут жить в климате
    умеренных широт.
    Различные растения имеют различные
    приспособления к уменьшению зимнего испарения.
    Одним из таких приспособлений является листопад,
    благодаря которому во много раз сокращается
    испаряющая поверхность растения.
    Причины листопада могут быть разделены на две
    группы: непосредственные причины, которые
    показывают, какие изменения в строении растений
    наступают перед листопадом и приводят к опадению
    листвы; к ним можно отнести также изменения
    физиологические и более отдалённые причины,
    связанные с изменением внешних условий
    существования. Установление тех других причин
    имеет большое значение для формирования у
    учащихся правильного представления о
    взаимосвязи между организмами и окружающей их
    внешней средой.
    Многие растения нашей флоры перезимовывают с
    зелёным листьями. Среди деревьев и кустарников
    всем известны ель, сосна, пихта, – вечнозелёные
    растения. Листья этих пород, игловидные, жёсткие,
    кожистые, имеют малую поверхность и слабо
    испаряют воду. Благодаря этому они успешно
    переносят зимнюю засуху.
    Кроме этих хвойных растений, многие
    покрытосеменные не сбрасывают осенью всех своих
    листьев, а сохраняют их до будущей весны. У
    брусники, вереска, багульника, кассандры,
    андромеды и других растений торфяных болот
    зимующие листья развёртываются весной и
    сохраняются до появления следующих листьев, это
    вечнозелёные кустарники, их листья существуют
    более года. Хвоя сосны живёт 2 года, хвоя ели –
    от 5 до 12 лет, хвоя пихты – от 2 до 5 лет, листья
    брусники – от 1 до 4 лет и опадают не сразу. У них
    также имеется ряд приспособлений к уменьшению
    испарения, с которыми можно познакомиться на
    экскурсии. Среди травянистых растений лугов,
    хвойных и лиственных лесов также есть формы,
    которые уходят под снег с зелёными листьями и
    сохраняют их до весны. Детальные наблюдения за
    такими растениями показывают, что зимующие
    листья развиваются у них во второй половине
    лета, а листья, развившиеся весной, отмирают
    осенью. Растения с несколькими генерациями
    листьев, среди которых имеется зимующая
    генерация, называются зимнезелёными.
    Подготовка зимнезелёных растений к зиме
    выражается главным образом в физиологической
    перестройке, однако есть и некоторые
    морфологические приспособления к перенесению
    зимних условий.
    Многие зимнезелёные растения (вероника
    лекарственная, будра, живучка, манжетка) образуют
    стелющиеся побеги с почками, расположенными у
    самой поверхности земли. Эти побеги и почки
    только в редкие бесснежные зимы не бывают
    защищены покровом снега. Зимнезелёные и
    вечнозелёные формы достаточно холодостойки, они
    широко встречаются в холодном и умеренном поясах
    земного шара. Более теплолюбивые многолетние
    формы сохраняются в виде подземных органов:
    клубней, луковиц, корневищ, корней – образований,
    которые одновременно служат и для перезимовки и
    для вегетативного размножения. Растения как бы
    «прячутся» от неблагоприятных условий зимы:
    листья, стебли и другие надземные части отмирают,
    но подземные части с находящимися на них
    зимующими почками сохраняются.
    Почки низкорослых растений и растений,
    зимующих под землёй, достаточно хорошо защищены
    слоем почвы, различными остатками отмерших
    растений и снеговым покровом, поэтому они не
    имеют собственных защитных приспособлений.
    Растения, почки, возобновления которых
    находятся высоко (часто на высоте нескольких
    десятков метров) над землёй, должны иметь
    дополнительные приспособления. Уже в середине
    лета на верхушках побегов и в пазухах листьев
    закладываются зимующие почки. Защищенные
    плотными кожистыми чешуями, они представляют
    собой зачатки побегов будущего года.
    Почки становятся особенно хорошо заметны после
    опадения листвы. Заложение зимующих почек,
    одетых разнообразными мало теплопроводными
    чешуями, также представляет собой
    приспособление растений к перенесению
    неблагоприятного времени года. В тропических
    странах почки деревьев лишены защитных чешуи;
    это можно проверить на таких комнатных
    растениях, как пеларгония, монстера, фуксия,
    традесканция и на других пришельцах из стран с
    более мягким климатом.
    Сбрасывая листву, деревья и кустарники очень
    сильно сокращают испаряющую поверхность, однако
    испарять воду могут и молодые ветки. Именно
    сильная потеря воды молодыми (однолетними)
    побегами в зимнее время и является причиной того,
    что многие широколиственные породы имеют
    листопад.
    Другим приспособлением деревьев и кустарников
    к зиме является образование пробки на молодых
    ветках, развившихся весной. Клетки пробки,
    наполненные воздухом, почти не пропускают воду, и
    газы и таким образом защищают более глубокие
    части побега от чрезмерной потери воды.
    Побурение первоначально зелёных веток указывает
    на то, что под кожицей заложилось защитное кольцо
    пробки.
    Разнообразие жизненных форм растений особенно
    заметно осенью, когда можно видеть самые
    разнообразные приспособления растений к
    перезимовке.
    Однолетние растения перезимовывают в виде
    семян, но плоды и семена образуются осенью не
    только у однолетников. В течение осени и зимы
    можно проследить разнообразные приспособления
    плодов и семян к распространению.
    Животные тоже, как и растения, реагируют на
    изменения погодных условий. Кроме того, жизнь
    животных во многом зависит от жизни растений,
    которыми многие животные питаются. Сезонные
    явления в жизни растительного мира часто бывают
    причиной сезонных изменений в мире животных.
    С окончанием цветения растений исчезают
    различные насекомые, питающиеся нектаром и
    пыльцой цветков. Часто пищей животных служат
    только молодые нежные листья и побеги; окончание
    роста растений приводит к образованию более
    грубых тканей, непригодных в пищу улиткам,
    насекомым и их личинкам и другим животным.
    Отсутствие пищи и неблагоприятные
    метеорологические условия являются причиной
    того, что осенью мелкие беспозвоночные животные
    или погибают, отложив зимующие яйца, или сами
    скрываются в различных убежищах во мху, за корой
    деревьев, под опавшими листьями с тем, чтобы
    пробудиться от зимней спячки весной.
    Исчезновение насекомых – одна из примет осени,
    однако она не так резко заметна, как другие
    явления из жизни животного мира.
    Так же, как листопад и осенняя раскраска
    листьев говорят о наступлении осени в мире
    растений, о наступлении осени в мире животных
    возвещают стаи перелётных птиц, стремящиеся к
    югу.
    В конце лета в кустах шиповника, боярышника,
    барбариса, жимолости можно видеть много
    разнообразных птиц. Они слетаются сначала
    небольшими группами, а потом целыми стаями в
    заросли черёмухи и крушины, где на фоне жёлтой и
    оранжевой листвы ярко блестят чёрные ягоды.
    Звонкое щебетание будит глушь пустырей, заросших
    побуревшими кустами лопуха, череды и других
    сорных трав. Птицы готовятся к отлёту. Уже в конце
    августа можно видеть первые стаи пролётных
    журавлей; их монотонное курлыканье говорит о том,
    что на севере уже наступила осень. Спустя месяц
    летят дикие гуси, а в начале октября прилетают
    первые зимние гости – снегири.
    Снегири проводят лето на севере лесной зоны, а
    зимуют в лесах средней полосы. Вслед за снегирями
    в начале ноября появляются синицы. Прилет
    снегирей и синиц – такая же примета осени, как и
    отлет на юг птиц, гнездящихся у нас летом.
    Животные, которые не могут, подобно птицам,
    улететь в теплые края, по-разному готовятся к
    зимовке: в ил прудов зарываются лягушки, в
    глубоких омутах зимуют рыбы, в тёмных норах под
    корявыми пнями впадают в спячку ящерицы и змеи.
    По-разному зимуют звери; одни из них, как белки,
    суслики, хомяки, устраивают целые кладовые с
    огромными запасами пищи, другие впадают в зимнюю
    спячку, третьи всю зиму промышляют охотой.
    В нашей области осень наступает в начале
    сентября. В саду, лесу наступает листопад, а по
    ночам бывают заморозки.
    Сентябрь
    И хлебный шелест колоска,
    И шум листвы зеленой
    С желтизною,
    И луч и паутинка у виска,
    И стол со снедью
    Ягодной, грибной
    Бывает, смоет моросью зарю,
    И даже дождь – как ягоды в фуражку,
    Как зёрен звон!
    Спасибо сентябрю, что он такой-
    С душою на распашку!
    М. Небогатов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *