Сочинение на тему образ князя игоря

9 вариантов

  1. Спрашивается, зачем нужен был этот безрассудный подвиг? Неужели монарх такой ограниченный? Я думаю, Игорь все-таки не глуп. Его мучает комплекс неполноценности. Он рано взошел на трон, ему еще нужно доказать дружине и семье, что он может править. Мнение дружины было важнее, так как в средние века все вопросы решала сила. Если воины отвернутся от князя, ему не удержаться на троне. Авторитет среди воинов можно приобрести только на войне. Заодно и семье будет ясно, что Игорь не лыком сшит, что он может, если что-то случиться, управиться и с другими княжествами.
    Средние века многие исследователи называют темными временами, потому что ум, умение идти на компромисс и идеи равенства, которые ценятся сегодня, тогда были не в цене. Поэтому нельзя требовать от Игоря наличия этих качеств и мыслей. Он правил, как умел, как тогда было принято. Многих возмущает, что Игорь без особого сочувствия оставил Ярославну, предпочел подвиги семейному счастью. Но я думаю, нам не понять того менталитета сегодня, так что суд неуместен. Отношения князя и княжны нужно воспринимать, как любопытную картину нравов того времени: жена должна была выставлять сои переживания на показ (плач – разновидность фольклорного жанра того времени), а муж, наоборот, должен проявлять себя на поле брани. Женщина в те времена вообще не являлась самостоятельным литературным образом: она даже имени не имеет, ее зовут по отчеству. Мужчина, как олицетворение грубой силы, в средние века, напротив, имел большую значимость. От него зависело все, ведь если бы мужчина позволил себе слабость, женщин угнали бы в рабство, а детей и стариков поубивали другие племена.

  2. Мнение историков о личности Игоря, князя Новгород-Северского.
    Основная цель произведения и решение ее через поэтизацию образа князя Игоря.
    Игорь — доблестный воин, благородный и бескорыстный защитник земли Русской.
    Значение плача Ярославны в создании образа Игоря.
    «Слово о полку Игореве» является величайшим памятником древнерусской литературы. Оно проникнуто нежной и сильной любовью к родной земле. Созданное в конце XII века, «Слово», как и любое другое замечательное творение человеческого гения, значимо не только само по себе, но и тем влиянием, которое оно оказывало на русскую литературу во всем ее дальнейшем развитии.
    «Слово о полку Игореве» повествует о походе против половцев князя Игоря Святославича Новгород-Северского, который произошел в 1185 году. С исторической точки зрения Игорь не принадлежит к тем князьям, которые оставили глубокий след в истории России. Ничем особенным он себя не прославил, а поход, воспетый неизвестным автором в «Слове», закончился печально — князя и его дружину ожидало бесславное поражение. Различные источники по — разному позволяют думать о моральном облике князя. Одни исследователи безоговорочно признают его героем, самоотверженно оборонявшим русскую землю. Другие считают его безрассудным правителем — поход князя Игоря был бессмысленным и заведомо оказался обреченным на провал. Но, по мнению этих исследователей, новгород-северский князь, хоть и оказался недальновидным политиком, был не лишен воинской доблести. И третьи склонны видеть в нем лишь коварного и беспринципного корыстолюбца, решившего присвоить себе славу защитника родной земли, добытую великим князем Святославом.
    В «Слове о полку Игореве», образ Северского князя сознательно поэтизируется автором. Этим достигается главная цель произведения. Автор «Слова» был не только великим художником, но и человеком поразительной житейской мудрости. Он прекрасно понимал, что междоусобная княжеская вражда, царившая в то время на Руси, ведет к упадку, обнищанию внешнеполитической слабости. Поэтому целью своего произведения автор поставил призыв к объединению русских княжеств. Он стремится сплотить князей, оживить в них родственные чувства. Отсюда в песне звучит осуждение княжеских усобиц и одного из их зачинателей — князя Олега Святославича, прозванного Гориславичем.
    Для достижения поставленной задачи автор наделяет князя Игоря всеми возможными качествами доблестного воина, способного на великий подвиг и любую жертву ради блага родной земли. Перед выступлением в поход Игорь воодушевляет дружину словами, полными мужества и беззаветной храбрости. Он не согласен мириться с пленом, предпочитая неволе смерть: «О дружина моя и братья! Лучше ведь убитым быть, чем пленным быть; сядем же, братья, на борзых коней да посмотрим хоть на синий Дон».
    Отношение автора к новгород-северскому князю хорошо видно в тех эпитетах, которыми он наделяет Игоря: «сокол», «солнце красное». Во время своего похода войско Игоря встречает на своем пути отряд половцев. Первое сражение окончилось победой русичей. Много добычи взяли русские воины: золото и паволоки, дорогие окосамиты, красных девушек половецких угнали в плен. Добыча была настолько велика, что покрывалами, плащами и кожухами, разными драгоценностями стали мосты мостить через болота и топкие места. В этой ситуации князь Игорь выказывает себя человеком благородным и бескорысным. Он пришел врагов бить, а не наживаться, потому из трофеев князь берет себе только боевые знаки врагов: «Червлен стяг, Белая хоругвь, Червлена челка, Серебряно древко — храброму Святославичу!»
    Этот эпизод показывает то, что главное для Игоря — борьба с врагами русскими, а не личная выгода. Стремление к наживе слишком мелочно для него. Игорь выше простых житейских забот.
    Благородный характер новгород-северского князя проявляется и в следующем сражении, более тяжелом и сокрушительном для русичей. Во время битвы опять же видно, что личные выгоды не являются главными для Игоря: когда брат Всеволод начал испытывать затруднение во время сражения, Игорь не задумываясь «заворачивает» свои полки на помощь, «ибо жаль ему милого брата Всеволода». Но, несмотря на все мужество Игоря, Всеволода и русского храброго войска, сражение проиграно, а Игоря уводят в плен: «Тоска разлилась по Русской земле; печаль обильная потекла посреди земли Русской».
    Когда князя постигает поражение в битве, автор глубоко скорбит, а вместе с ним и вся природа печалится. Проявление эмоций автора «Слова» помогает поддерживать образ князя Игоря как положительного героя, несмотря на то что своим безрассудным поступком он поставил под удар собственную Отчизну, а вместе с нею и всех людей русских. Свое отношение к происходящему поэт показывает не только при описании поражения русского войска, но и при повествовании бегства из плена Игоря. В строках песни чувствуется ликование автора, поскольку «как тяжко телу, кроме головы, так тяжело Русской земле без Игоря». Возвращение Игоря на родину отмечено ликованием природы и людей русских: «Солнце светится на небе, — а Игорь-князь в Русской земле; девицы поют на Дунае, — вьются голоса их через море до Киева. Игорь едет по Боричеву ко святой богородице Пирогощей. Села рады, грады веселы».
    И, наконец, создавая образ Игоря, автор не мог не включить силу любви. Нет, о личных сердечных переживаниях князя в песне ничего не говорится. Но есть упоминание о том, что Игоря любят, и любят сильной, искренней любовью. Эта любовь настолько огромна, что она влияет на природу и, проникая сквозь огромные расстояния в стан половцев, помогает бежать Игорю. Конечно же, здесь идет речь о жене Игоря — Ярославне. В пронзительном, эмоциональном плаче Ярославны образ Игоря овеян нежностью, теплотой, горячим сочувствием. Такую сильную, беззаветную любовь можно испытывать только к достойному человеку. Автор верит, что Игорь заслуживает искреннего чувства, которое испытывает к нему Ярославна.
    Можно по-разному относиться к походу Игореву и самой личности князя Новгород-Северского. Трудно сказать, каков его облик был в реальной жизни. Сочинитель же «Слова о полку Игореве» преподносит нам его как благородного, искреннего борца с врагами русскими, защитника родной Отчизны. Этим он достигает главную цель своего произведения — призыв к единению князей русских. Оттого образ князя Игоря как человека благородного и мужественного является правомерным и оправданным.

  3. Идя в поход на половцев, князь Игорь совершенно игнорирует все природные стихии, которые пытаются остановить его. Солнце спряталось во тьме, ночная гроза пробудила крики птиц, ветер воет и свищет. Но, желание славы сильнее, чем любовь к родине, чем здравый рассудок. Поэтому, такие «славные» походы и закончились для великого Игоря поражением и потерей войска.
    Заботясь о своей чести, князь породил на русских землях междоусобные войны, которые привели к смерти тысячи воинов. Кроме того, сама Россия потеряла свое единство. Борьба за земли повлекла за собой нашествие половцев и привела к полному раздору на землях русских.
    Единственным светлым образом в «Слове о полку Игореве», был образ Ярославны, молодой жены Игоря. Но, несмотря на свои «молодые» годы, она была сильна духом, она поддерживала князя в самые трудные моменты и находила в нем силы идти вперед. Своими молитвами она оплакивала погибших, вымаливала пощаду Всевышнего для полков Игоря. Возможно, это и повлияло на дельнейшие события.
    Когда Игорь возвращается в Киев, над его самолюбием и славой преобладает разум. Он осознает свои неверные действия и готов объединить все силы в борьбе с половцами. Автор показывает нам, читателям, необходимость единения. Только совместными усилиями можно добиться мира и добра.

  4. Образ князя Игоря, героического эгоиста прошлого.
    Произведение «Слово о полку Игореве» датируется концом XII века и повествует о событиях 1185 года, а именно – о неудачном походе братьев Игоря и Всеволода Святославовичей на земли половцев. В те времена Русь была разделена на княжества, в которых царил феодальный строй. Децентрализация власти приводила к частым междоусобицам и подвергала земли русичей постоянным набегам со стороны воинственных соседей. Основной угрозой были половцы, контролировавшие огромную территорию – от границ современной Румынии до востока Казахстана.
    Образ князя Игоря в произведении не является однозначным. Автор восторгается патриотизмом и мужеством братьев-полководцев Игоря и Всеволода, бросивших вызов столь грозному супостату. Однако осуждает эгоизм князей, ищущих славы, не заботящихся о последствиях. Жажда возвращения Руси земель, захваченных «погаными», то есть – язычниками, достойна восхищения. Но чрезмерный авантюризм похода приносит не только поражение своим зачинщикам, но и напасти всей земле русской.
    Игорь выступает активным, харизматичным лидером, ведущим за собой верное войско. Все качества, присущие князю, возводятся автором текста в абсолют. Создается образ правителя, воплотившего все доблести военачальника тех лет. Бесстрашного воина не пугает ни солнечное затмение, явившееся накануне похода, ни другие злые знамения и увещевания. Дружина его ищет себе чести, а князю – славы, преданно следуя за предводителем. И тот не уступает принципам своего времени, считая рать своей семьей. После первой победы в бою, случившемся уже через сутки после начала похода, войско получает немалую добычу, но князь оставляет себе лишь знамена поверженного противника. Этим он являет не только свое честолюбие, но и преданность своей воинственной братии.
    После недолгого отдыха к стану князей подходит основное войско половцев, побороть которое братьям Святославичам не суждено. Игорь мужественно сражается, бросая все свои силы на помощь войску Всеволода, окруженного противником. Потерпев поражение, герой попадает в плен. Герой, еще недавно говоривший, что лучше пасть от меча, нежели быть плененным.
    Автор срамит эгоизм правителей русских земель – как Игоря, устроившего столь безрассудный набег, так и других князей, устроивших междоусобный дележ территорий. Образ главного героя являет собой пример преступной самоуверенности, приведшей не только к внутренним раздорам, но и к внешней напасти в виде половецкого нашествия.
    От имени Святослава Киевского автор обращается к его сыновьям. В своей речи он обвиняет братьев в принесенной беде, грозящей всему народу. Но в то же время – отдает должное их мужеству, тем самым еще раз подчеркивая важность этого качества в глазах современников.
    Жена Игоря, юная Ярославна, равно оплакивает и пленение мужа, и гибель его войска. Олицетворяя всю русскую землю, она призывает силы природы, словно взывая к древним богам своего народа. И Бог указывает путь пленнику в Русскую землю, помогая бежать из плена. Игорь долго добирается до родного края, переосмысливая свои деяния. Ему открывается вся катастрофичность его эгоистического поступка, прикрытого благими намерениями.
    По прибытию в Киев князь заявляет о своей готовности принять участие в общей битве с половцами, тем самым выказывая свое покаяние. Он уже не считает зазорным просить помощи соотечественником, понимая, что его личная гордыня не должна преобладать над целями всего народа. Произведение заканчивается восхвалением поумневшего князя, автор будто подводит итог – сила русичей в единстве.

  5. 1. Мнение историков о личности Игоря, князя Новгород-Северского. 2. Основная цель произведения и решение ее через поэтизацию образа князя Игоря. 3. Игорь — доблестный воин, благородный и бескорыстный защитник земли Русской. 4. Значение плача Ярославны в создании образа Игоря.>
    «Слово о полку Игореве» является величайшим памятником древнерусской литературы. Оно проникнуто нежной и сильной любовью к родной земле. Созданное в конце XII века, «Слово», как и любое другое замечательное творение человеческого гения, значимо не только само по себе, но и тем влиянием, которое оно оказывало на русскую литературу во всем ее дальнейшем развитии.
    «Слово о полку Игореве» повествует о походе против половцев князя Игоря Святославича Новгород-Северского, который произошел в 1185 году. С исторической точки зрения Игорь не принадлежит к тем князьям, которые оставили глубокий след в истории России. Ничем особенным он себя не прославил, а поход, воспетый неизвестным автором в «Слове», закончился печально — князя и его дружину ожидало бесславное поражение. Различные источники по – разному позволяют думать о моральном облике князя. Одни исследователи безоговорочно признают его героем, самоотверженно оборонявшим русскую землю. Другие считают его безрассудным правителем — поход князя Игоря был бессмысленным и заведомо оказался обреченным на провал. Но, по мнению этих исследователей, новгород-северский князь, хоть и оказался недальновидным политиком, был не лишен воинской доблести. И третьи склонны видеть в нем лишь коварного и беспринципного корыстолюбца, решившего присвоить себе славу защитника родной земли, добытую великим князем Святославом.
    В «Слове о полку Игореве», образ Северского князя сознательно поэтизируется автором. Этим достигается главная цель произведения. Автор «Слова» был не только великим художником, но и человеком поразительной житейской мудрости. Он прекрасно понимал, что междоусобная княжеская вражда, царившая в то время на Руси, ведет к упадку, обнищанию внешнеполитической слабости. Поэтому целью своего произведения автор поставил призыв к объединению русских княжеств. Он стремится сплотить князей, оживить в них родственные чувства. Отсюда в песне звучит осуждение княжеских усобиц и одного из их зачинателей — князя Олега Святославича, прозванного Гориславичем.
    Для достижения поставленной задачи автор наделяет князя Игоря всеми возможными качествами доблестного воина, способного на великий подвиг и любую жертву ради блага родной земли. Перед выступлением в поход Игорь воодушевляет дружину словами, полными мужества и беззаветной храбрости. Он не согласен мириться с пленом, предпочитая неволе смерть: «О дружина моя и братья! Лучше ведь убитым быть, чем пленным быть; сядем же, братья, на борзых коней да посмотрим хоть на синий Дон».
    Отношение автора к новгород-северскому князю хорошо видно в тех эпитетах, которыми он наделяет Игоря: «сокол», «солнце красное». Во время своего похода войско Игоря встречает на своем пути отряд половцев. Первое сражение окончилось победой русичей. Много добычи взяли русские воины: золото и паволоки, дорогие окосамиты, красных девушек половецких угнали в плен. Добыча была настолько велика, что покрывалами, плащами и кожухами, разными драгоценностями стали мосты мостить через болота и топкие места. В этой ситуации князь Игорь выказывает себя человеком благородным и бескорысным. Он пришел врагов бить, а не наживаться, потому из трофеев князь берет себе только боевые знаки врагов: «Червлен стяг, Белая хоругвь, Червлена челка, Серебряно древко — храброму Святославичу!»
    Этот эпизод показывает то, что главное для Игоря — борьба с врагами русскими, а не личная выгода. Стремление к наживе слишком мелочно для него. Игорь выше простых житейских забот.
    Благородный характер новгород-северского князя проявляется и в следующем сражении, более тяжелом и сокрушительном для русичей. Во время битвы опять же видно, что личные выгоды не являются главными для Игоря: когда брат Всеволод начал испытывать затруднение во время сражения, Игорь не задумываясь «заворачивает» свои полки на помощь, «ибо жаль ему милого брата Всеволода». Но, несмотря на все мужество Игоря, Всеволода и русского храброго войска, сражение проиграно, а Игоря уводят в плен: «Тоска разлилась по Русской земле; печаль обильная потекла посреди земли Русской».
    Когда князя постигает поражение в битве, автор глубоко скорбит, а вместе с ним и вся природа печалится. Проявление эмоций автора «Слова» помогает поддерживать образ князя Игоря как положительного героя, несмотря на то что своим безрассудным поступком он поставил под удар собственную Отчизну, а вместе с нею и всех людей русских. Свое отношение к происходящему поэт показывает не только при описании поражения русского войска, но и при повествовании бегства из плена Игоря. В строках песни чувствуется ликование автора, поскольку «как тяжко телу, кроме головы, так тяжело Русской земле без Игоря». Возвращение Игоря на родину отмечено ликованием природы и людей русских: «Солнце светится на небе, — а Игорь-князь в Русской земле; девицы поют на Дунае, — вьются голоса их через море до Киева. Игорь едет по Боричеву ко святой богородице Пирогощей. Села рады, грады веселы».
    И, наконец, создавая образ Игоря, автор не мог не включить силу любви. Нет, о личных сердечных переживаниях князя в песне ничего не говорится. Но есть упоминание о том, что Игоря любят, и любят сильной, искренней любовью. Эта любовь настолько огромна, что она влияет на природу и, проникая сквозь огромные расстояния в стан половцев, помогает бежать Игорю. Конечно же, здесь идет речь о жене Игоря — Ярославне. В пронзительном, эмоциональном плаче Ярославны образ Игоря овеян нежностью, теплотой, горячим сочувствием. Такую сильную, беззаветную любовь можно испытывать только к достойному человеку. Автор верит, что Игорь заслуживает искреннего чувства, которое испытывает к нему Ярославна.
    Можно по-разному относиться к походу Игореву и самой личности князя Новгород-Северского. Трудно сказать, каков его облик был в реальной жизни. Сочинитель же «Слова о полку Игореве» преподносит нам его как благородного, искреннего борца с врагами русскими, защитника родной Отчизны. Этим он достигает главную цель своего произведения — призыв к единению князей русских. Оттого образ князя Игоря как человека благородного и мужественного является правомерным и оправданным.

  6. Образ князя Игоря в «Слове о полку Игореве»
    «Слово о полку Игореве» – гениальное произведение киево – русского писательства. Это произведение стоит рядом с такими достопримечательностями, как индийский и иранский эпос, английский эпос «Беовульф», французская «Песнь о Роланде», немецкая «Песнь о Нибелунгах». Созданное накануне татарского лихолетья, оно проникнуто тревогой за судьбу Украины-Руси, наполненный глубоким патриотическим чувством.
    Князь Игорь – главный герой достопримечательности. Он воин, политический деятель Руси. Совершил свой подвиг во имя родной земли. Не имея возможности принять участие в походе против половцев в 1184 году, князь Игорь, вспыльчивый, честолюбивый, опасаясь подозрения в нежелании выступить против половцев, отправился в поход самостоятельно. Несмотря на затмение солнца, злую примету, князь не вернул домой, сказал воинам слова, ставшие крылатыми: «Братья и жена! Лучше бы потятим быть, чем плененным быть». Игорь призвал русичей или «свою голову положить либо напиться шлемом из Дона». Внезапность нападения на врага весила очень много. И в пятницу, 10 мая, русичи разбили половецкие войска, взяли большие богатства: золото, и наволоки, и дорогие аксамитов». Но автор подчеркивает, что не богатство было основной целью похода. Князь Игорь взял себе только почетные военные клейноды – «черлен стяг, белая коругов, черлена ветка, сріберне древко».
    Второго дня храбро сражались Игорь и Всеволод. Битва была жестокой, силы были неравные. Князья Святослав Ольгович и десятилетний сын Игоря Олег погибли: «молодые два месяца, Олег и Святослав, тьмою там заволоклися и в море утонули». Князя Игоря было взято в плен.
    Эпизод бегства Игоря из плена чрезвычайно поэтический, эмоциональный, напряженный. Ему предшествовали колебания князя: «Игорь спит, Игорь не спит, Игорь мыслю поле мірить от великого Дона до малого Донца». Природа словно откликается на мольбу Ярославны, всей Русской земли и помогает князю: «Дятлы стуком путь к реке указывают, соловьи веселыми песнями свет просвічають».
    Вслед Игорю помчались половецкие ханы Гзак и Кончак. Картины бегства сравниваются автором с ходом событий в сказках: князь «на быстрого коня метнувсь и соскочил с него серым волком… Полетел соколом над мглой…»
    Зря переживал Игр. Русичи радуются возвращению князя: «Земли раде И огороды веселые». Так автор хочет показать общность интересов всех русских лніщей.
    «Слово о полку Игореве» проникнуты идеей патриотизма, призывом к князьям объединиться перед нашествием врага, превратить Киевскую Русь в мощную монолитную централизованное государство. Утверждению этой мысли подчинены и раскрытие лучших черт главного героя, самого дорогого духовного сокровища нашего народа – «Слова о полку Игореве».

  7. «Слово о полку Игореве», без сомнения, является достоянием русской культуры. Оно отразило в себе главное бедствие своего времени – слабость государственного единства. Однако, важно отметить, что «Слово…» – удивительно поэтичное и глубокое произведение.
    Основа произведения – поход Игоря Святославича на половцев. С небольшими силами, «не сдержав юности», как о нем говорит летопись, от отправился в далекий поход. На мой взгляд, автор «Слова..» восхищается храбростью и смелостью Игоря, однако он слишком молод, и, возможно, этот поход был не совсем обдуманным поступком.
    Начнем же, братья,
    Повесть сию
    От старого Владимира
    До Нынешнего Игоря,
    В коем отвага переспорила разум…
    Даже солнечное затмение – плохое предзнаменование – не остановило князя. Игорь «как тьмою солнца и у воинов души затмились». Но желание князя «изведать Дону Великого» было сильнее «пророчества высших сил». Застигнуть половцев врасплох, как рассчитывал Игорь, так и не удалось. Ему советовали возвратиться домой, но он не мог на это пойти, он не мог вернуться без победы. Первое столкновение войск горя с половцами было успешным. На следующий день половецкие полки стали наступать на княжескую дружину:
    Половцы идут!…
    И ото всех сторон –
    От Дона и от моря –
    Русскую рать обступили!
    Дети бесовы
    Кликом поля перегородили.
    Но и тут отважный Игорь «не поворотил дружины». Три дня бились с половцами, но поражение было неминуемо. Князь Игорь оказывается в плену.
    Высажен Игорь-князь
    Из седла золотого
    Да и в седло рабское!
    Но князь не может смириться с поражением даже в плену. Он очень храбр и силен, несмотря на свои раны. Его любовь к родной земле настолько сильна, что он готов отдать жизнь за нее. Но оставаться в плену ему невыносимо. Игорь все же бежит от половцев:
    Коней до полуночи
    Свистнул Овлур за рекою –
    Велит князь рузумети:
    «Князю Игорю – пора!»
    Нелегко было князю решиться на побег, ибо не таким он видел свое возвращение на землю русскую.
    Но этим, я думаю, автор «Слова….» хотел показать, насколько сильна любовь к русской земле и стремление в родные края.
    На мой взгляд, поход Игоря не имел слишком большого значения для русской истории. Здесь дело в ином: автор произведения, обращаясь именно к этим событиям, хотел показать важность объединения всех русских земель, которые были раздроблены на тот момент. Он указал на отсутствие единства среди русских князей, на последствия позиции «каждый сам за себя». Автор призывал к объединению, поскольку государство очень ослабело из-за феодальной раздробленности.
    Я думаю, что Игорь, несмотря на поражение, все равно был настоящим героем, так как он всем сердцем желал благополучия родной земле. Он молод и Селин, полон надежд и стремлений.
    «Тяжко и голове,
    Лишенной плеч,
    А зло и телу
    Без головы», –
    Русской земле – без Игоря!
    Возвращение Игоря стало радостью для всего народа. Вернувшись домой, князь идет к святой Богородице, которая, я думаю, является символом всей земли русской. Русь, хоть и раздробленная, остается духовно сильной и богатой, поскольку в сердце каждого человека живет любовь к родной земле.
    Князь Игорь – истинный патриот, но, как известно, один в поле не воин. По-моему, поход князя на половцев стал тем событием в истории Русской земли, которое показало важность объединения государства.

  8. 8
    Текст добавил: Пабло Эспиноса Forever

    Восемь веков назад, в 1187 году, было создано Слово о полку Игореве гениальное патриотическое произведение русской литературы. Поэма Древней Руси посвящена не одной из побед, которых немало знало русское оружие, а неудачному походу князя Игоря Святославовича на половцев
    В 1184 году под предводительством Святослава объединенными усилиями русских князей половцы были разбиты и опасность, казалось бы, надолго отступила от русской земли. Однако князь Игорь не мог участвовать в походе, потому что поход начался весной, и гололедица помешала его конному войску приехать вовремя. Игорь очень тяжело переживал эту неудачу, поэтому в 1185 году он бросается в поход против половцев, не спросив разрешения у Святослава. Этим он надеялся, видимо, отвоевать у половцев утраченную Тьмутаракань.
    Смелость и любовь к родине столкнулись в характере Игоря. В походе он действовал с исключительной отвагой, но он не смог отказаться от стремления к личной славе, и это привело его к поражению. Впервые за всю историю борьбы с половцами русские князья Игорь и его брат Всеволод оказались в плену.
    После поражения половцы, собрав весь свой народ, стали разорять Русскую землю, а князья были заняты ссорами.
    Слово о полку Игореве было непосредственным откликом на события Игорева похода. Оно было призывом к прекращению княжеских усобиц, к объединению против половцев. Автор Слова смотрит в глаза опасности, видит перед собой всю Русь, страдающую от вековых усобиц князей и набегов половцев. Хотя автор и пишет о поражении, в Слове нет и тени уныния.
    Слово о полку Игореве это призыв к единению. Писатель сторонник сильной княжеской власти, которая была бы способна обуздать произвол мелких князей. Центр единой Руси он видит в Киеве. Князь Святослав представляется ему как сильный и грозный властитель. В Слове мы видим образ князя, воплощающего собой идею сильной княжеской власти.
    Свой призыв к единению, свое чувство единства родины писатель воплотил в конкретном образе Русской земли. Героем Слова является не какой-либо из князей, а русский народ. К ней обращены все чувства автора.
    Образ родины противопоставлен образу пустынной половецкой степи стране незнаемой, ее холмам, болотам, грязевым местам.
    Русская земля для автора это не только земля, не только русская природа, русские города, это, в первую очередь, народ, ее населяющий. Создатель Слова рассказывает труде пахарей, о женах русских воинов, оплакивающих своих мужей, он говорит о горе всего русского народа после поражения.
    В этой поэме писатель охватывает события русской жизни за полтора столетия, постоянно обращаясь к новым источникам.
    Автор Слова о полку Игореве рисует удивительно живой образ Русской земли. Создавая Слово, он окинул взором всю Русь целиком, объединил в своем описании и русскую природу, людей, историю. В своей поэме он объял большие пространства Русской земли Дон, Волга, Днепр, Дунай, Западная Двина, Донецк, Курск, Киев, Чернигов.
    Любовь к родине вдохновляла автора Слова о полку Игореве. Она же сделала его произведение бессмертным. Слово о полку Игореве проникнуто глубоким чувством, теплым и нежным и сильным чувством любви к родине.
    Подлинный смысл Слова о полку Игореве заключался в том, чтобы объединить общественное мнение против феодальных раздоров князей. Задачей Слова было не только военное, но и идейное сплочение всех лучших русских людей вокруг мысли о единстве Русской земли.

  9. В истории общечеловеческой культуры есть памятки, которые отображают наилучшие черты, присущие тому или иному народу. К таким шедеврам искусства принадлежит и «Слово о полке Игореве» . Когда я листаю страницы этого произведения, на меня будто дышит героическая Давняя Русь. Из строк поэмы возникают образы многочисленных русских князей с их доблестями и недостатками, в их сложных взаимоотношениях между собой и иностранными соседями. Я вижу радость победы и боль поражения; я вижу князя Игоря, который ведет в поход свое войско. Игорь Святославич – будто воплощение всех княжеских доблестей. Он – пламенный патриот Русской земли. Зная, что половцы постоянно угрожают напасть на родину русичей, он вместе со своим братом Всеволодом ведет дружину в поход. Надо защитить родную землю, даже если смерть будет ждать в дороге! Игорево войско отправилось в поход. Но вдруг тьма покрыла всех воинов. По поверьям русичей, затмение солнца – это плохой признак, предвестник несчастья. Игорь знает об этом, но не хочет покорятся обстоятельствам. Перед лицом страшной своими фатальными предупреждениями природы он не теряет мужества, присутствия духа и боевой решительности. Игорь преисполнен ратным духом и говорит своей дружине, что лучше смерть, чем плен: «Братья! Лучше же бы погибшим быть, чем пленным быть» . Какой бесстрашный этот человек, ведь Игорь не уверен, ждет ли его победа! Возможно, что он никогда больше не возвратится домой. Но это не может остановить Игоря. Он и не думает о возвращении и хочет вступить в битву с врагами родины и или голову в ней сложить, или победить – напиться шлемом из Дона: «Ибо, – сказал, – копья поломать в конце поля половецкого; с вами, русичи, хочу голову свою положить или выпить шлемом из Дона! » Именно его храбрость и помогает победить в первой битве с половцами. Русские потоптали половецкие полки и, будто стрелы, разлетелись по степи за добычей. их добыча была настолько богатой, что покрывалами, плащами, кожухами и другими половецкими драгоценностями застилали трясину и делали мосты на заболоченных, размытых весенними дождями степных дорогах. Один Игорь пренебрег добычей и взял себе лишь боевые знаки врага – красное знамя, белую хоругву, красный бунчук и серебряную рукоятку. Высокое благородство Игорь показывает и во время решающей битвы, когда он в разгаре боя «разворачивает» полки на помощь брату Всеволоду. Но поражение неминуемо: о нем предупреждала еще природа – и «солнце ему тьмой путь застилало; ночь, стонала ему грозой, птиц возбудила… » Мы видим понурую и скорбную картину трудного положения Руси, к которому привело поражение. И виновны в этом честолюбие и самоуверенность князя Игоря. Предъявляет обвинение ему и Святослав, автор бессмертного «золотого слова» . Говорит он, обращаясь к Игорю и Всеволоду: «Вы же сказали: «Мужаемся сами – прошлую славу сами заберем и грядущую сами поделим! » Они не послушали своего «отца» Святослава и этим пробудили коварство половцев, развязали им руки, дали повод нарушить мир. Вечным укором Игорю будет то, что он утопил покой и благосостояние Руси на дне реки Каялы, много насыпал туда русского золота, а сам пересел с золотого княжеского седла в седло рабское, т. е. попал в плен. Но все ж таки автор «Слова» сочувствует Игорю. Он радуется, когда князю удалось убежать из плена, описывая, как и Бог, и природа помогают ему. Автор преподносит поступки Игоря в сказочно-легендарном стиле. Он побежал горностаем, прыгнул на быстрого коня, а потом соскочил с него серым волком. Соколом взлетал он под тучи, сбивал гусей и лебедей на завтрак, обед и ужин. Под радостное приветствие Игорь прибывает в Киев. К счастливым голосам присоединяется и голос самого автора: «Как тяжело телу без головы, так и Русской земле без Игоря».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *