Сочинение на тему осетия

3 варианта

  1. Реферат

    на тему:

    “Осетия и осетины”

    ученика 9 Д класса

    ГОУ СОШ № 9

    г. Благодарного

    Коваленко Алексея Юрьевича

    г. Благодарный 1999
    Осетия и осетины.
    I. Введение.
    II. Общие сведения.
    1. Природа.
    2. Население.
    3. Национальная символика.
    III. Осетия из прошлого в будущее.
    1. Аланы и алания.
    2. Язык осетин
    3. Взаимоотношения с Россией
    4. История основания Владикавказа.
    5. Годы Великой Отечественной войны (1941 – 1945)
    IV. Духовная культура осетин.
    1. Нартовский эпос осетин.
    2. Народное образование.
    3. Неумирающее искусство.
    4. Этикет.
    5. Обычаи. Обряды. Верования.
    V. События недавнего прошлого.
    1. От добрососедских отношений к геноциду.
    2. События 1981 г.
    3. Ингушская агрессия против Осетии.
    VI. Заключение.
    I. Введение
    Спасибо тебе, мой Иристон, за то, что, несмотря на все трудности и невзгоды, ты донёс через тысячелетия язык и фольклор неповторимо своеобразного мира моих предков – скифов и сармат! Благодарю тебя за честь называться твоим сыном, и прими мою глубокую признательность за то, что благодаря тебе я познал самое прекрасное чувство – Чувство Родины, Любовь к Отечеству.
    Счастлив служить тебе в благословенные дни мира и в горькие дни несчастья.
    Казбек Челехсаты.
    В самом центре Кавказского хребта живут ираноязычные осетины – прямые потомки некогда могущественных и легендарных скифов, сармат и алан. По мнению учёных, предки осетин создали, после греческой и римской, самую богатую духовную и материальную культуру в мире. Именно богатая история и неповторимая своеобразная культура осетин и их предков привлекают и привлекали внимание учёных всего мира. Это народ, который дал человечеству:
    — великого античного философа – мудреца Анахарсиса и крупнейшего историка VI века н. э. Иордана;
    — непобедимого витязя – полководца средневековья Царазан Сослан – Давида и гениального поэта К. Хетагурова;
    — выдающегося учёного современности В. Абаева и легендарного героя Гражданской войны Хаджи – Мурата Дзарахохова, прославленного полководца И Плиева и легендарного Хаджи – Умара Мамсурова;
    — непревзойдённого Отелло – В. Тхапсаева и первую в мире женщину – дирижёра В. Дударову;
    — арктического джигита Ю. Кучиева и неповторимую балерину Большого театра С. Адырхаеву;
    — известного во всём мире джигита – наездника А. Гудцова и создателя первого конного цирка Али – Бека Кантимирова;
    — легендарного борца Канукова и двукратного Олимпийского чемпиона С. Андиева;
    — это народ, который является создателем Нартовского эпоса и божественного танца «СИМД».
    II. Общие сведения.
    1. Природа .
    Осетины населяют Центральный Кавказ по обеим сторонам Главного Кавказского хребта. Ответвление последнего, текущее от горы Сангутихох к югу-востоку, делит Осетию на Северную и Южную.
    Природа щедро одарила Осетию. Величественные горы, покрытые вечными снегами, бурные реки, неугомонные водопады, тёмные глубокие ущелья, светлые зелёные долины, ледники, неповторимые альпийские луга, кристально чистые родники – всё это создаёт удивительную по красоте картину. А Терек? Невозможно представить себе этот край без реки
    Горные потоки собирая,

    Набирает Терек новых сил –

    От истоков снежных и до края
    Бурен, непокорен и красив.
    Через Северную Осетию проходят десятки туристических троп и экскурсионных маршрутов. Особый интерес у всех вызывает жемчужина Кавказа – Цейское ущелье.
    2. Население.
    Северная Осетия – небольшая республика, имеющая площадь 8000 кв. км. – занимает часть Центрального Кавказа и Восточного Предкавказья. Наибольшая протяжённость с севера на юг равна 125 км., с запада на восток – 120 км. Территория Южной Осетии (3900 кв. км.) охватывает южный склон Главного Кавказского хребта.
    Северная Осетия стала самой густонаселённой. На её территории проживает свыше 633,6 тысяч человек. Плотность населения на 1 кв. км. более 140 человек. Сейчас плотность населения ещё больше возросла, если учесть, что число беженцев шагнуло далеко за 100 тысяч. В республике проживают представители более 100 национальностей: осетины, русские, армяне, грузины, украинцы, кумыки, греки, немцы, корейцы, кабардинцы, чеченцы, татары, азербайджанцы, евреи, ингуши и др.
    3. Национальная символика.
    Флаг. Трёхцветный бело – красно – жёлтый. Эти цвета являются символами моральной чистоты (белый), воинской доблести (красный), и изобилия и благодати, осет. «фарн» (жёлтый). Эти цвета и понятия, которые они символизируют, связаны с социальной структурой древне осетинского (скифского и аланского) общества и являются отражениями этой структуры. Её суть заключается в делении общества на три социальные группы, составляющие органическое целое. Этими группами были: военная аристократия, из среды которой выдвигались вожди племён и военачальники; служители культа или жречества и рядовые общинники, состоящие из скотоводов и землепашцев.
    Обязательная принадлежность скифского жреческого костюма особый белый головной убор, трижды обвивающий голову, со спускающимися с головы двумя лентами или повязками, считающимися священными. Именно белый, как символ моральной чистоты. По данным историков, родоначальник жреческой касты скифов Авх, согласно легенде имеет белые волосы.
    Цвет военной касты – красный, точнее золотисто – красный, цвет пламени. В мифологии ряда индоиранских народов говорится, что основатели и боги военной касты с волосами и бородой золотисто – красного цвета.
    Античные источники не содержат прямых указаний на цветовую символику третьего слоя скифского общества. Однако нартский эпос даёт возможность исправить этот пробел. Третья социальная группа олицетворяет собой изобилие и благодать нартов. Родоначальник назывался Барафарнуг или Бурафарнуг, первая часть этого слова, связана повсему с осетинским словом «жёлтый».
    Герб древней Осетии устанавливался в центре флага. Один из главных компонентов герба – силуэт горных цепей – символ ландшафта местопроживания осетин. Второй компонент – символ барса. Отважный и опасный зверь на фоне горных цепей выбрали предки осетин для символа национального герба. Символически это означало, что осетинский народ, как барс, храбр и самоотвержен в борьбе с врагом, отступление считает ниже своего достоинства.
    История древних веков и нового времени говорит, что предки осетин честно донесли этот символ до наших дней.
    Этому свидетельствуют походы аланов в Мидию, к границам Римской империи, их бой с хазарами, участие в войне Грузии и Византии, самоотверженные бои с монгольскими и монгольскими и Темурленгскими завоевателями, мужественная деятельность осетинского народа за национальную и социальную свободу, их неслыханный героизм во время Великой Отечественной войны.
    III. Осетия из прошлого в будущее.
    1. Аланы и Алания.
    Хотя горные хребты разделяют осетин на северных и южных, культура и язык у них общие. Корни осетинского народа уходят в седую древность. В настоящее время в научной литературе общепризнанной стала точка зрения, согласно которой основу народа составили смешавшиеся с кавказскими племенами аланы. Имя «алан» появляется в сочинении авторов I в. н. э. Плиния, Секунда, Иосифа Флавия, Дионисия. « Племя аланов есть часть скифов, живущая вокруг Танаиса (р. Дон) и Меотийского (Азовского) озера».
    Иосиф Флавий. 1 в. н. э.
    Причём аланы локализируются и на Северном Кавказе. Вскоре они установили связи с местным населением и стали продвигаться в горные районы. На территории Западной Осетии аланские памятники V и последующих веков отмечены в Кора – Урсдоне, на р. Урсдон, у слияния рек Скуммидон и Суардон, в междуречье Малки и Уруха. Примерно в то же время аланы установили контроль и над Центральным Кавказом, через который проходил кратчайший путь в Закавказье. Дарьяльский проход неизменно называется “ Аланским» (“Врата Дар — и – алана”).
    Естественный ход событий нарушило Великое переселение народов, вызванное передвижением гуннских племён с Востока на Запад. Вместе с гуннами на Запад ушло огромное количество алан. Великое переселение народов оказало влияние и на алан, оставшихся на Кавказе. В V – VI веках, после гуннского нашествия, начинается важный этап в формировании аланской народности. С этого времени аланы находились в других историко-географических и культурно – хозяйственных условиях по сравнению с античным временем. Если в источниках до V века аланы предстают как кочевники, то в VI – VII веках у них появляются черты, связывавшие их с оседлым кавказским этнокультурным миром. Примерно в это же время у алан оформляются два протогосударственных образования: западное – с центром в верховьях Кубани, и восточное, тяготевшее к Дарьялу. В начале Х века произошло объединение аланских протогосударств.
    Алания X – XI веков предстаёт мощным государством, проводившим активную внешнюю политику. Своего расцвета она достигла в период правления царя Дургулеля Великого, крупной политической фигуры, сыгравшей большую роль в истории Кавказа и Ближнего Востока.
    Среди важных политических событий, имевших большое значение для судеб алан, следует назвать нашествие монголов в XII веке. Монголо-татарское нашествие нанесло сильный удар по народам Кавказа. Но особенно тяжёлыми его последствия оказались для алан. Значительная часть этноса переселилась в Европу, Византию, на Дальний Восток. Аланы потеряли равнинные земли – мощную производственную базу. Надолго приостановился процесс развития некоторых сфер жизни общества. Довершил же разгром алан Тимур, после походов, которого равнинная Алания стала “пустыней без владельцев”. Вместе с тем следует отметить, что монголам так и не удалось завоевать горных алан.
    Гильом Рубрук совершивший в 1253 – 1255 г. путешествие в столицу Монгольской империи Каракорум и неоднократно встречавшийся с аланами в Предкавказье, сообщал, что аланы “ всё ещё борются против татар”. “ Аланы на этих горах всё ещё не покорены, « – писал Рубрук. Прославленный аланский город Дедяков был взят штурмом Тимуром 8 февраля 1278 г.
    2. Язык осетин.
    Уже первые исследователи, посетившие Осетию в конце XVIII и в начале XIX столетий, обратили внимание на то, что осетины, имея много общего с соседними кавказскими народами по внешнему типу, одежде, образу жизни, нравам и обычаям, резко отличаются от них по языку. Более основательное знакомство с осетинским языком вскрыло интересный и несколько неожиданный факт: осетины по своему языку оказались родственным не кавказским (теоретическим) народам, как чеченцы, кабардинцы, абхазы, грузины, дагестанцы, карачаевцы, азербайджанцы, а народам Европы, Ирана и Индии, народам так называемой индоевропейской системы. Объединены эти народы в одну группу по признаку языка. Ничто не указывает на то, чтобы между ними была расовая близость. Индоевропейский мир – это культурно – историческое, а не расовое образование. Осетинский язык относится к одной определённой ветви индоевропейских языков – к иранской. К иранской ветви относятся, кроме осетинского языка, языки: персидский, курдский, татский, латышский, аорганский, белужский, ряд иранских языков Припамирья, таджикский, ягнобский.
    Осетинский язык, территориально давно уже оторванный от остального иранского мира, занимает в нём обособленное место и, по многим своим признакам, противостоит всем остальным новоиранским языкам. Всё же по ряду признаков осетинский язык можно отнести к одной определённой группе иранских языков, которую можно назвать северо-восточной. Сюда относятся, во – первых, предполагаемые языки скифов и сорматов, которые, как можно думать, были в ближайшем родстве с осетинским.
    В процессе многовекового соседства и общения с языками кавказских народов осетинский язык в определённой мере сблизился с ними в некоторых чертах, претерпел изменения, особенно в фонетике и лексике. Осетинский язык подразделяется на два основных диалекта: иранский и дигорский. В советский период осетинский язык получил новые сферы функционирования, – прежде всего это сфера школьного обучения на осетинском стала вестись деловая переписка.
    3. Взаимоотношения с Россией.
    Скифы, сарматы, аланы – прародители осетин. Полуторатысячелетняя история славян – русичей, русской нации, тесно переплетена с историей аланов – осетин.
    25 сентября 1749 г. пять осетинских послов и архимандрит Пахомий в сопровождении казачьего отряда выехали из Зарамага в Петербург, куда прибыли 9 февраля 1750 года. С начала 1750 года и до конца 1751 года и происходили переговоры, в ходе которых осетинское посольство обратилось к российскому правительству с просьбой о присоединении Северной Осетии к России. В результате переговоров предгорная равнина Центрального Кавказа, бассейны рек Ардон и Фиагдон были признаны российским правительством землями “ вольными и свободными ”. Переселение осетин в эти районы считалось законным и поддерживалось российским правительством. Была достигнута договорённость о торговле: торговым людям из Осетии разрешалось вести в Кизляре и Астрахани беспошлинную торговлю.
    В истории русско-осетинских отношений начался период, ведущий к присоединению Северной Осетии к России.
    Среди фактов, говорящих о связях между русскими князьями и аланами, интерес представляют смешанные русско-аланские княжеские браки.
    Горцы вообще честные и разумные люди, и у них много условий стать вполне мирными и дружелюбными к русским. Осетины особенно крепко держатся русских и своею храбростью в последнюю турецкую войну блестяще доказали это.
    Е. Марков 1825 г.
    В результате развития в XVIII веке в русско-кавказских отношениях Осетия оказалась в составе Российского государства. Весной 1784 года у входа в Дарьяльское ущелье была заложена крепость Владикавказ, преобразованная затем в город, ставший затем центром всей Терской области.
    Минули те времена, когда у нас под музыку Вано Мурадели распевали хором, прославляя вечную дружбу ”: “ С народом русским идут грузины, и украинцы, и осетины.
    Грузины, украинцы, равно как и многие другие, сегодня уже не с нами. И только осетины ещё продолжают идти с русским народом ”.
    Газета “ Русский вестник” 1992 год
    За годы Советской власти Северная Осетия несколько раз меняет свой статус. В ноябре 1920 года она вошла в состав Горской республики, в июле 1924 года стала автономной областью, в декабре 1936 года – автономной республикой, а в декабре 1990 года переименована в Северо-Осетинскую ССР. В соответствии с Декларацией о государственном суверенитете Северная Осетия входит в состав Российской Федерации.
    В республике имеется 6 городов: Владикавказ, Беслан, Моздок, Алагир, Ардон и Дигора. Столица Северной Осетии город Владикавказ поделён на 3 административных района. Помимо этого в республике насчитывается ещё 8 сельских районов.
    Индустриальный облик республики определяют металлургия, машиностроение, энергетика, лёгкая пищевая промышленность, приборостроение, химическая, деревообрабатывающая промышленность. Ведущие заводы – “ Электроцинк”, “ Победит”, “ ОЗАТЭ”, стекольный, электроламповый, “ Электроконтактор ”, БМК, мебельное объединение “Казбек ”. В Северной Осетии открыта валютная биржа, международный коммерческий банк.
    В республике 4 высших учебных заведения: университет, горно-металлургический институт, медицинский институт, аграрный университет; 13 средних специальных учебных заведений. В республике хорошая база здравоохранения – 33 больницы.
    4. История основания Владикавказа.
    Владикавказ – столица Северной Осетии. В 1784 году у начала Военно-Грузинской дороги русскими войсками была заложена крепость Владикавказ, быстро превратившаяся в город. Именно здесь стали зарождаться первые отряды национальной интеллигенции.
    Указ
    Правительствующего сената о преобразовании крепости Владикавказ в город.
    31 марта 1860 года.
    В видах развития на Северном Кавказе торговли и промышленности и водворения начала мирной гражданской жизни между покорными горскими племенами, признав полезным, согласно представлению нашего наместника Кавказского, обратить находящуюся на Военно-Грузинской дороге из России в Закавказье, впереди главного хребта Кавказских гор, крепость Владикавказ с прилегающим к ней крепостным форштадтом в горд и даровав разные льготы и преимущества лицам, желающим водвориться в сем городе …
    Александр
    5. Годы Великой Отечественной войны(1941 – 1945)
    Много выпало испытаний на долю осетин. В суровые годы Великой Отечественной войны почти 84 тысячи сынов и дочерей Северной и 20 тысяч Южной Осетии ушли на фронт. 34 осетина стали Героями Советского Союза; столько же стали генералами. Для маленького народа это большие цифры.
    Слово «осетин» с уважением произносилось на всех фронтах Отечественной войны, ибо осетины показали себя храбрыми, честными воинами. “ Когда Родина в опасности, осетины – на седле”.
    Рассказав о подвиге Героя Советского Союза Ахсарова, писатель Всеволод Земной во фронтовой газете писал: “ Прохожий! Откуда бы ты не шёл, куда бы ты не направлялся, – остановись у могилы героя! Конник! Как бы ты не мчался, куда бы тебя не нёс твой конь – спешись у могилы героя! Лети и ты моё слово, песней крылатой в аулы Осетии, в горы Кавказа, к сопкам Приморья, в степи Приволжья, в леса Смоленщины, в ледяные Заполярья, в путаные заросли крымского дубняка – во все уголки нашей необъятной матери – Родины, расскажи, как дрался и умер в бою, обессмертив себя на веки, верный сын осетинского народа, храбрейший из храбрых, командир Энвер Бимбулатович Ахсаров. ”
    В суровые дни ноября 1942 года вокруг осетинского селения Гизель разгорелась битва за город Орджоникидзе (Владикавказ). Тут на обоих сторонах сражались 75 тысяч солдат. Среди героев битвы за Кавказ есть имена славных сынов осетинского народа: генерала Ибрагима Дзусова, лётчика Владимира Зангиева, Героя Советского Союза Александра Казаева, Валентина Цомаева и многих других…
    “Коста! Внуки твои честно оправдали твою надежду. Они защитили телами своими внутрь Кавказа, они остановили немецких злодеев, они родили героев, родных как ты, всем народом.
    От союза писателей.
    На фронтах Великой Отечественной войны сражался каждый пятый житель республики. 9 представителей республики стали полными кавалерами ордена Славы, 50 воинам были присвоены звания генералов и адмиралов, 60 тысяч сынов и дочерей Северной Осетии за ратные подвиги в годы Великой Отечественной войны были награждены орденами и медалями. Не вернулись с полей сражений 7 братьев Газдановых из с. Донифарс, 6 братьев Хестановых из с. Хаталдон, 6 братьев Темировых и 5 братьев Токаевых из с. Чикола и т. д.
    Жители Осетии свято чтят память погибших воинов. В их честь воздвигнуты памятники и обелиски. Вечным светом будут сиять имена их в сердцах благодарных потомков
    “Так вечная слава убитым
    и вечная слава живым!
    Склонившись, как над
    Колыбелью
    Мы в ваши могилы глядим ”.
    IV. Духовная культура Осетии.
    1. Нартовский эпос осетин.
    Богат духовный потенциал Осетии. Выдающийся интерес для учёных многих специальностей представляет осетинский нартовский эпос, этот величественный памятник духовной культуры. По своей древности, монументальности и большому культурно – историческому значению нартовский эпос может быть поставлен в один ряд с такими шедеврами мировой культуры, как “Илиада” и “Одиссея”, “Нибелунги”, “Песнь о Роланде”, “Колевала”, “Давид Сасунский”, скандинавские и исландские саги.
    Нарты являются героическими предками осетинского горца, древнейшего по происхождению туземца Кавказа. В нартовских сказаниях заключается немало вполне реальных данных, имеющих большое значение для изучения очень далёкого осетинского народа и свидетельствующих об очень высоком культурном уровне его древнейших предков. Нартовский эпос – это в широком смысле “Библия осетин” эпохи кочевничества.
    Сказание “Собрание нартов ” о нравственных идеалах нартов.
    Именитые нарты сидели на собрании своём в резных своих креслах… Совет держали они о судьбе нартского народа. И один из старейшин сказал:
    — Нарты только до тех пор были настоящими нартами, пока небо не смело греметь над их головами, когда умели они умирать за свой народ, когда каждый умел сдерживать свои страсти. Нарты тогда были настоящими нартами, когда из уст нартского человека выходила одна лишь правда. Наш народ только тогда может называться по – настоящему народом, когда гордо он держит голову и не перед кем её не клонит.
    И взял тут слово второй старейшина:
    — Соседние народы только до тех пор завидовали нартам, слава о нартах до тех пор разносилась по миру, пока воздержаны они были в еде ли в ранге ли меру знали; не предавались обжорству и разгулу, как предаются сейчас, и от чрезмерного пьянства не теряли стыда, не теряли отвагу и разум.
    — Только до той поры народ наш может называться нартским народом, пока младшие будут уважать старшего и почёт оказывать ему, пока все мы будем прислушиваться к словам друг друга и пока никто из нартов не будет из – за женской красоты терять своё достоинство и свою совесть, — так сказал третий старейшина.
    2.Народное образование.
    Осетины восприимчивы, любознательны, сообразительны. Осетины жаждут образования. По культурному уровню осетины и до революции стояли выше, чем другие народы Северного Кавказа. Они охотно открывают школы, учатся в высших учебных заведениях, особенно любят техническую школу.
    Осетины – врачи, юристы, инженеры, учёные, военные – честно работают для общегосударственной культуры и общечеловеческой пользы. Своей блестящей службой, честностью, трудолюбием и способностью ко всевозможным отраслям культурной деятельности они, несомненно, много содействуют укреплению доверия правительства к осетинам усилению к ним симпатий и уважения других народов.
    3.Неумирающее искусство.
    “Осетия с давних пор считалась маленьким культурным оазисом на северном склоне Кавказских громад.
    Газета “Кавказ” 1915 год.
    Симд – подлинная жемчужина осетинского народного танцевального искусства, по красоте и величию занимает первое место среди осетинских народных танцев. Он выражает рыцарство, чистоту чувств, мужество и благородство.
    Осетинский народ бережно хранит и своё музыкальное творчество. В осетинских песнях изумительная мелодичность.
    Медленно гаснет в зале свет, и одновременно со сцены полилась плавная мелодия. На сцене появились стройные высокие ребята в строгих но в то же время нарядных черкесках, держа под руку девушек, одетых в роскошные платья, богато расшитые осетинским орнаментом. И поплыли пары по сцене, создавая замысловатый и чарующий рисунок осетинского танца. Это ансамбль “Алан”, который родился в далёком 1938 году, и который сыскал всемирную славу. Он является одним из любимых профессиональных коллективов у жителей Северной Осетии.
    Осетины являются законодателями конных национальных игр на Северном Кавказе. Среди конноспортивных игр осетин особое место отводилось джигитовке. Так осетинское национальное искусство джигитовки появилось в цирках России и за рубежом. В 1907 году арене цирка России появился наездник Али – Бек Кантемиров, он по праву считается основоположником конно-циркового искусства. Самой популярной в мире является труппа “Али — Бек”, которой руководит сын Али – Бека мастер спорта Ирбек Кантемиров.
    4. Этикет.
    Гостеприимство – выдающаяся черта осетин.
    “Гостя осетин защищает как самого себя и погибает скорее сам, чем уступит врагу его тело; он берёт на себя кровную месть за него…
    Л. Штедер 1781 год.
    Осетин скорее проведёт много времени в страшной нужде, чем будет упрекать себя в том, что плохо угостил гостя.
    “Закон гостеприимства так свят, что если бы, например, осетин принял в своём доме неизвестного гостя и потом узнал бы в нём кровного врага, которому обязан мстить, то и в таком случае радушно будет угощать его.
    А. Гакстгаузен.
    “Женщина пользуется большим почётом чем мужчина
    К. Хетагуров.
    “Считается отвратительным бить женщину. Тот считается в безопасности, кого взяла под защиту женщина. Когда они вмешиваются в кровные схватки с криками и распущенными волосами, то все престыженно вкладывают сабли и расходятся.
    Л. Штедер 1781 год.
    “Если же вы желаете во что бы ни стало сражаться с нами, то вот у нас есть отеческие могилы. Найдите их и попробуйте разрушить и тогда узнаете, станем ли мы сражаться за эти могилы или нет.
    Из послания скифов персидскому царю Дарию.
    Клятвы предками особенно почитались скифами, нарушение подобной каралось смертной казнью.
    Основой семейного быта осетин служит уважение к старикам и вообще к людям пожилого возраста. Уважение это простирается до того, что каждый считает непременной обязанностью встать при входе старшего и приветствовать его, хотя бы он был и низшего происхождения. Учтивость эта никогда не нарушается, соблюдается в семействе с особой строгостью.
    Высоко чтилось у осетин побратимство. Узы побратимства порой ценились выше родственных связей.
    Характерной чертой осетинского стола до сих пор является торжественное подношение почётного бокала (нуазан) определённому лицу или группе людей. Почётные бокалы подносили скифы и аланы особо отличившимся воинам.
    До сих пор при передаче почётного бокала за столом осетины строго придерживаются определённых правил. Получивший нуазан имеет право передать его другому только с разрешения старшего.
    5. Обычаи. Обряды. Верования.
    Обычай “зиу” использовался для помощи вдовам, сиротам, больным, старым. К нему прибегают, чтобы выручить друг друга в беде.
    “Очаг и цепь составляют величайшую святыню каждого осетина.
    К. Хетагуров.
    Над очагом и цепью давали клятву, с ним прощались девушки, выходя замуж, вокруг очага обводили молодёжь, приобщая к новой семье. Украсть или выбросить очажную цепь считалось большим оскорблением для всего рода и влекло за собой кровную месть.
    Места для молений в Осетии называют “дзуар”, что означает “крест”. Одно из самых своеобразных сочетаний языческих и христианских традиций – святая роща Хетога.
    Объявляют языческим святилещем и одну из главных святынь Осетии – Рекам (памятник деревянного зодчества).
    V. События недавнего прошлого и наших дней.
    1. От добрососедских отношений к геноциду.
    В 1920 году осетинское население Южной Осетии составляло 100 тысяч человек, в 1980 году 68 тысяч человек. Это следствие июньского геноцида 1920 года и колониальной политики Грузии.
    Вот данные июньского геноцида. Свыше 5 тысяч мирных жителей было уничтожено за неделю карательных акций регулярными правительственными войсками Грузии, сожжено дотла до 50 деревень, 50 тысяч человек бежали на Северный Кавказ. 100 % посевов было уничтожено, 80 % из общего количества, то есть 100 тысяч голов крупного рогатого скота было уничтожено, распределено среди грузинских переселенцев, разграблено.
    В результате голода, холода, эпидемий тифа и холеры среди беженцев общее число жертв достигло 15 тысяч человек. Общий материальный ущерб составил свыше 5 миллионов рублей золотом. Это была национальная катастрофа.
    Прошло много лет. В 1989 году сделана попытка повторить геноцид, приведший в результате к трёхмесячной блокаде Южной Осетии. Началось страшное. Убийства, насилие, жестокие избиения даже стариков и женщин, грабежи, мародёрство, бандиты жгли дома и целые сёла, угоняли скот, изгоняли жителей, уводили заложников, в числе которых были и дети.
    Постановление
    Верховного совета Северо-Осетинской Республики о признании Республики Южная Осетия.
    Основываясь на неотъемлемом праве каждого народа на самоопределение, исходя из того, что Верховный совет Северо-Осетинской Республики и Верховный совет Республики Южная Осетия приняли концепцию социально – экономической и культурной интеграции, учитывая единство этнической территории, историческую, культурную и духовную общность осетинского народа, Верховный совет Север – Осетинской Республики постановляет:
    1. Признать Республику Южная – Осетия.
    2. О признании Республики Южная – Осетия проинформировать Верховный совет Российской Федерации, Президента Российской Федерации, Парламент Республики Грузия, Верховный совет Республики Южная Осетия.
    Председатель Верховного совета Северной Осетии
    А. Галазов
    Г. Владикавказ
    6 марта 1993 года.
    2. События в г. Орджоникидзе 1981 г.
    Октябрьское выступление 1981 года во Владикавказе (между осетинами и ингушами) по своим масштабам и последствиям входит в число наиболее значительных событий подобного рода в нашей стране. Оно возвестило о надвигающихся мрачных временах и межнациональных конфликтах, о нестабильности в стране.
    Как не парадоксально, преступники оказались реабилитированы, а жертвы насилия – виновными. Конфликту предшествовали убийства лиц осетинкой национальности лицами ингушской национальности. К уголовной ответственности было привлечено 34 участника: осетин – 29, русских – 1, грузин – 1, ингушей – 1. Административному задержанию было подвергнуто 854 человека, в основном лиц осетинской национальности. Народные депутаты Северной Осетии не раз поднимали вопрос о восстановлении справедливости и объективной оценке событий октября 1981 года.
    “Можно с уверенностью сказать, что октябрь1981 года явился предвестником событий октября – ноября 1992 годов. Если бы тогда была дана верная оценка происшедшему и приняты соответствующие ей меры, сегодня нам не пришлось бы расплачиваться такой дорогой ценой.
    Из доклада председателя Верховного совета Республики Северная Осетия
    А. Галазова
    (10.11.1992 г.)
    3. Ингушская агрессия против Осетии.
    В ночь с 30 – 31 октября 1992 года ингушские военные формирования пересекли границу Северо-Осетинской республики со стороны Назрани, вошли в приграничное село Чермен и начали боевые действия по захвату территории суверенной республики.
    Вторжение послужило сигналом для пятой колонны – многих тысяч ингушей, проживающих в Пригородном районе Осетии и во Владикавказе, они немедленно поддержали пришедших из Ингушетии бандитов.
    Нападение было внезапным, отменно подготовленным, продуманным до мелочей. Было известно, кто подлежит уничтожению в первую очередь и какое количество заложников нужно сразу захватить и переправить в Назрань.
    В селении Чермен запылали осетинские дома, стало вывозиться имущество осетин и крупный рогатый скот, люди при малейшем сопротивлении уничтожались.
    Одними из первых вступили в бой с ингушскими бандформированиями сотрудники Черменского поселкового отделения милиции. Они сражались до последнего, но силы были слишком неравны.
    Интенсивные боевые действия с ингушами развернулись в районе селений Дачное, Куртат, Октябрьское, Карца, Камбилеевское. В бой были брошены войска МВД республики, национальная гвардия Северной Осетии, подразделения войск МВД Российской Федерации и ополченцы. Очень важным, особенно в первые дни, оказался боевой опыт цхинвальских отрядов. Все проявляли настоящий героизм. Осетины и здесь не изменили своей горькой традиции времён Великой Отечественной войны. Республика содрогнулась, услышав о гибели троих братьев Слановых.
    К исходу новой недели практически все ингушские бандформирования были выбиты за пределы Северной Осетии.
    “Сегодня мы обязаны сказать слова благодарности заместителю председателя Верховного совета республики генералу Суанову С.Н., командующему народным ополчением Бибо Дзуцеву, командиру республиканской гвардии Эльбрусу Бароеву и всем тем героическим офицерам и воинам, которые в этот тяжёлый час были рядом с нами и защитили Осетию.
    Газета “Северная Осетия” 11.11.1992 г.
    “Пусть знает враг,
    Какой незыблемой заставой
    Ему здесь загородят путь,
    С какой отчаянной отвагой
    Здесь каждый грудью встретит грудь,
    Как страха, жалости не зная,
    Здесь все решились, как один,
    Погибнуть, кровью истекая,
    Как честь страны, свободу края
    Ценить умеет осетин! Коста
    VI. Заключение. Потомки Заратустры.
    Осетины – небольшой народ, живущий в центральной части Кавказского хребта и прилегающих предгорьях. Сами себя осетины называют “ир”, у античных авторов они известны под названиями “алан” и “ас”. По происхождению осетины относятся к североиранской группе индоевропейской семьи, и их язык единственный среди живых иранских языков, сохранивших фамильное имя своего великого пророка. Зороастра (Заратустры), мечтавшего о доброй власти на земле, власти, которая оградила бы скот и людей от насилия и уничтожения. Словом, осетины являются, как известно, единственным остатком скифских племён, судьба которых неразрывно связана с Русью. И поэтому до сих пор во время молитвы они поворачиваются спиной к горам, а лицом к северу – России. Большая часть осетин – православные христиане, есть мусульмане, но их обряды имеют устойчивую языческую доминанту, ибо главный Бог осетин – Уастырджи (Святой Георгий) – покровитель мужчин, путников. Осетинский народ первым из горских народов обратился к царю с просьбой добровольно войти в состав России. Больше всех генералов в русской армии было у осетин, больше всех Героев Советского Союза – у осетин (на душу населения). Каждый второй мужчина, пришедший на фронт в сорок первом, не вернулся домой. Поэтому осетины сейчас горько сожалеют, что у них мало стариков.
    Осетия делится на две части: северную и южную. В Осетии проживает более 100 национальностей.
    Таким образом, на протяжении столетий Осетия была надёжным форпостом юга России с крепостью Владикавказ, основанной в 1784 году. Мировоззрение и мироотношение осетин с древних времён традиционно устойчиво. Первый тост в честь Большого Бога – Стыр Хуцау – осетины поднимают за высшие ценности: небо, землю, ум, здоровье…
    Используемая литература:
    1. Книга Казбека Челехсаева.
    2. Газеты “Северная Осетия”.
    3. Большая энциклопедия.
    4. Исторические очерки об Осетии.
    Генеалогическое древо индоевропейских языков.
    — живые языки
    — вымершие языки
    — литературные и религиозные языки
    Краткие сведения об авторах цитат и используемой литературе:
    1. К Челехсаев –автор книги “Осетия и осетины”.
    2. Иосиф Флавий (около 37 г. н.э. – 100 г. н.э.)- древнееврейский историк.(из книги “История Осетии”).
    3. Гильом Рубрук – французский монах, совершивший в середине XIII века путешествие на Восток, побывал в Алании (из книги К Челехсаева).
    4. Е Марков – известный русский кавказовед начала XIX века ( из газеты “Северная Осетия”).
    5. Александр II (1818 – 1881 г.г.) – русский царь, правил с 1855 по 1881 год. ( из книги “История Осетии”).
    6. Обращение от союза писателей взято из книги К Челехсаева “Осетия и осетины”.
    7. Л Штедер – офицер русской армии. В 1781 году побывал во многих уголках Северного Кавказа, собрал ценный материал о духовной культуре осетин. (из книги К Челехсаева “Осетия и осетины”).
    8. А. Гекстгаузен – немецкий исследователь и путешественник XIX века (из книги “Истроия Осетии ”).
    9. К. Хетагуров(1859-1906) – гениальный осетинский поэт (из книги К Челехсаева “Осетия и осетины”).
    10. Послание взято из книги “История Осетии”.
    11. Постановление взято из газеты “Северная Осетия”.
    12. Цитата взята из газеты “Северная Осетия”.
    13. Коста – К. Хетагуров (1859-1906) – осетинский поэт.
    Карта аланских народов X-XIII вв.

  2. Абдулгалимовой Алины Руслановны, ученицы 3 класса,
    МБОУ СОШ №15 им. Героя Советского Союза Мильдзихова Х.З.
    РСО – Алания, г. Владикавказ.
    Сочинение на тему: « Моя малая родина».
    «Мы в Осетии живем
    Дружною семьей.
    Говорим: «Да райсом хорз» –
    Подружись и ты со мной.
    И татары, и лезгины,
    И евреи и грузины.
    Ингуши, чеченцы, русский,
    Кабардинцы – вся страна
    Все мы дружная страна.
    Нам протягивает руку
    Осетинский брат.
    И пожать ее, всем сердцем
    Каждый из нас рад.
    Реет дружбой окрыленный
    Флаг Осетии родной.
    И навеки защищает
    Мирный труд и наш покой!»
    Именно в этих словах, отражается для меня значение Республики Северная Осетия – Алания, моей малой Родины. Но в то же время нельзя уместить в этих строках всю мою любовь к Республике!
    Я сама лезгинка, но родилась и выросла в Осетии, так же, как и мои родители. Поэтому, каждый свой шаг в жизни, я делаю вместе со своей Республикой. Мои первые робкие шаги и первые слова были произнесены и сделаны в Северной Осетии – Алании. Первый вдох в моей жизни  был наполнен воздухом Осетии. Как нельзя прожить без воздуха и общения, так и нельзя прожить без моей Республики.
    Здесь мне близки и дороги величайшие горы, цепью,  уходящие вдаль. Я люблю свой город Владикавказ, красующийся, на фоне гор.  И бурный Терек, который делит город пополам. Я горда тем, что городу Владикавказ присвоено звание «Город  Воинской Славы». В годы войны выдающийся трудовой подвиг  совершил народ  Северной Осетии. Они  встали на защиту не только своей республики, но всей России. Это семь братьев Газдановых, которые пали смертью храбрых. Память о них вечна – «Семь лебедей»  в полете на краю села. И таких героев очень много, и мы гордимся ими.
    Гордиться в нашей республике можно не только павшими в бою  героями или оставшимися в живых в жестокой войне.  Но гордость и радость переполняют душу, когда мы встречаем наших спортсменов – медалистов, победителей Олимпиад и спортивных соревнований. Какое счастье, что именно Республика Северная Осетия – Алания воспитала таких достойных сыновей. Много и других талантов у нас в Республике.
    Герои встречаются у нас и в обыденной жизни. Наша доблестная полиция и военные совершают подвиги каждый день, охраняя  мир и покой, иногда ценой собственной жизни.
    И как не вспомнить страшные дни Беслана, когда мужество и стойкость проявили все от мала до велика. Вечно будем помнить всех погибших в этом теракте. Эта боль и незаживающая рана  моей Республики. Я преклоняюсь перед жителями  моей Родины за мужество, стойкость и выдержку, проявленную во время теракта и после него.
    Какая должна быть сильная Республика и ее народ, который продолжает жить с кровоточащими ранами.
    Вот это  все моя Республика Северная Осетия – Алания. И я частица ее, и горжусь этим.
    Я очень люблю свою Республику.

  3. Дзагурти Губади
    Осетинская литература — литература народа, населяющего Северную и Южную Осетию (центральная часть горного Кавказского массива). Из окраины экономически и культурно-отсталой, влачившей жалкое существование при царизме, эти области превращены в страну социалистической индустрии и земледелия.
    Октябрьская революция вызвала к жизни новые творческие силы и подготовила почву для широчайшего культурного строительства. Полностью ликвидирована неграмотность среди взрослого населения; введено всеобщее начальное обучение. Основаны 5 вузов и 5 научно-исследовательских институтов, открыт целый ряд техникумов и других учебных заведений. Необычайно быстро растет тираж осетинской книги и газеты. За один только 1930 в одной Северной Осетии издано столько, сколько было издано за все 125-летнее существование осетинской письменности. В настоящее время в Осетии выходят 20 газет, 2 литературно-художественных общественно-политических ежемесячных журнала («Фидиог» и Мах-Дуг). В свете больших достижений осетинской советской культуры и переоценки культурного наследия прошлого Осетии необходимо проследить исторический ход развития О. л.
    Устное народное творчество
    Осетинский фольклор многообразен по своему содержанию. Сохранился так наз. нартовский эпос — сказания о нартах. Особенно популярны сказания о похождениях нартов — Урузмага, Хамица, Сослана, Сирдона и других, о нартах-кочевниках, бедняках, о нартовском голоде и пр. Нартовский эпос отражает настроения крестьянства, закабаленного феодалами, моменты сопротивления и борьбы с ними. Сохранилось также большое количество разных песен, сказок, пословиц, поговорок. Из них выделяются песни, отражающие быт осетинских трудящихся масс, связанный с земледелием, овцеводством, охотой и т. д. Особое место занимают исторические песни, наиболее ярко отражающие классовую борьбу осетинских трудящихся масс против феодалов-помещиков, известных под названием тагаурских алдаров и дигорских баделят. Таковы например исторические песни «Мисирби Караджаев», «Кантемиров Мазук-Алдар» и некоторые другие.
    Современное устное творчество отражает различные этапы Октябрьской революции; большое количество песен воспевает героев гражданской войны в Осетии; в песнях самого последнего времени — отклики на проведение сплошной коллективизации и ликвидации кулачества как класса.
    Необходимо отметить факт огромного влияния богатого и разнообразного по своему содержанию осетинского фольклора на всех почти без исключения осетинских писателей.
    В настоящее время к устному творчеству обращаются и осетинские пролетарские писатели, как напр. Мисост Камбердиев, Т. Бесаев и другие. Наиболее активными собирателями осетинского фольклора являются Цоцко Амбалов, Г. А. Дзагуров, Гагудз Гуриев, Б. А. Алборов, Д. Бердиев, П. Гадиев, Г. Темираев, А. Тибилов, В. Карсанов, М. К. Горданов и др.
    Зарождение осетинской литературы
    Зарождение О. л. относится к концу XVIII и началу XIX вв. В первой четверти XIX в. Осетия подвергалась несколько раз военному разгрому со стороны царских войск. На стороне царизма в ту эпоху оказался первый  осетинский писатель — дворянин-аристократ Иван Ялгузидзе. Активный проводник царской колониальной политики на Кавказе, активный миссионер, насаждавший православие среди осетин, он был первым переводчиком книг священного писания на осетинский язык. И. Ялгузидзе написал поэму на грузинском языке «Алгузиани» (переведенную на русский яз.); он пытался идеализировать прошлое «могущественной Осетии», возвеличить ее мифического царя Алгуза, якобы покорившего многочисленные народности Кавказа. Основные идеи этого произведения: монархизм, национализм и православие.
    Осетинская литература с 1859 по 1905
    С 1859, т. е. со времени завоевания Кавказа, и до 1905 в Осетии происходили весьма значительные социально-политические сдвиги, которые не могли не отразиться на росте и развитии О. л. Эксплоатация феодалами малоземельного и безземельного крестьянства все более усиливалась. В 1861—1865 были освобождены так наз. холопы, однако взаимоотношения между широкими крестьянскими массами и феодалами-помещиками, наделенными самодержавием лучшими землями, резко обострялись, доходя до вооруженных столкновений. Переход от натурального хозяйства к товарному способствовал нарождению осетинского кулачества и торговой буржуазии. Промышленность в Осетии развивалась крайне медленно. В атмосфере национального гнета, административного произвола и все более обостряющихся социальных противоречий развивали свою литературную деятельность писатели: Темирбулат Мамсуров, Инал Кануков, Гацпо Баев, Александр Кубалов, Блашка Гуржибеков, Сека Гадиев, Георгий Цаголов и Коста Хетагуров.
    Темирбулат Мамсуров и Инал Кануков являлись представителями алдарско-феодальной группы; оба они — участники переселения горцев в Турцию в 1861—1865 — происходили из осетинских алдар и были офицерами царской армии.
    Творчество Мамсурова отражало пессимистические переживания переселенцев алдаров, не ужившихся на чужбине, осознавших неудачу этого переселения. Произведения его еще полностью не опубликованы (рукописи находятся в Турции). В них также сильны элементы национализма и религиозности. В отношении формы он близок к народной поэзии.
    Творчество Инала Канукова насквозь проникнуто тоской о «великом прошлом» осетинского алдарства. Вернувшись на родину, поэт погрузился в воспоминания о былом. Разочарованный в жизни, оторванный от реального настоящего, поэт искал утешения и покоя на кладбище, «где смерть сравняет всех». Инал Кануков писал исключительно на русском яз. Он был под сильным влиянием русской поэзии, в особенности Лермонтова и Пушкина. Инала Канукова роднит с Мамсуровым пессимизм, вызванный крушением той социальной группы, к которой они принадлежали (феодалов-алдаров).
    Гаппо Баев, Александр Кубалов и Блашка Гуржибеков начали лит-ую деятельность в
    90-х гг. прошлого столетия. Гаппо Баева можно характеризовать как махрового националиста-монархиста, врага советской власти. Он — белый эмигрант.
    А. Кубалов — автор поэмы «Афхардты Хасана» и др. произведений на тему «о героическом прошлом Осетии». Его поэма «Афхардты Хасана», направленная против обычая кровной мести, считается одним из лучших произведений О. л., она близка к устному творчеству. За последнее время А. Кубалов делает попытки перестроиться и принять участие в социалистич. строительстве, но эти попытки пока не дали существенных результатов (напр. драма «Рамонов Хаджимет»).
    Блашка Гуржибеков (ум. в 1905) являлся первым дигорским поэтом, т. е. осетинским поэтом, писавшим исключительно на дигорском наречии. Основные мотивы его творчества: монархизм, верность царской колониальной политике на Кавказе, православию и осетинским народным верованиям и традициям. Блашка Гуржибеков ценен тем, что в своей пьесе «Недоросль» (Адули) первый показал рост торговой буржуазии в Осетии и противоречия, обострявшиеся между феодально-родовой верхушкой и вновь народившейся буржуазной верхушкой. В отношении формы Блашка Гуржибеков был под сильным влиянием устного народного творчества.
    Сека Гадиев (1865—1915) занимал в О. л. своеобразное место. Выходец из горской бедняцкой семьи, поэт-самоучка, он более тридцати лет был псаломщиком. Симпатии Сека Гадиева — на стороне горской бедноты: он бичевал феодалов, угнетавших бедноту, но не призывал к борьбе. Наоборот, поэт настроен христиански. Он — националист, активный миссионер православия. Произведения его еще недостаточно исследованы.
    Весьма значительную эволюцию проделал в своем творчестве Георгий Цаголов (р. в 1871). В начале своей литературной деятельности он был оппозиционно настроен против царизма и национального угнетения, однако не звал трудящихся к борьбе против угнетателей. Сочувствуя бедноте (стихотворение «Иналук»), поэт не видел выхода из положения. Лишь с приближением революции поэт начал преодолевать свою мечтательную пассивность и стал наконец на путь активной борьбы с паработителями. В стихотворении «Песня Кудайната» поэт восклицает. «Берите силой все… И дней не бойтесь бурных», «правда сама на землю к нам не спустится». В О. л. Цаголов первый художественно изобразил народившегося осетинского кулака, являвшегося опорой царской администрации в угнетении и эксплоатации трудящихся масс Осетии («Осетинские мотивы», стр. 46, стихотворение «Темболат»). Необходимо отметить, что Г. Цаголов писал преимущественно на русском языке и был под сильным влиянием русских поэтов, в особенности Некрасова и украинского поэта Шевченко. В настоящее время он переводит молодых осетинских писателей на русский яз., а также работает над поэмой, посвященной изображению успехов социалистического строительства  в С. Осетии. Г. Цаголов известен не только как поэт, но и как один из наиболее талантливых осетинских публицистов, отдавших свои силы делу служения угнетенной горской бедноте.
    Коста Хетагуров (1859—1905) — самый популярный осетинский писатель. Выходец из феодально-дворянской среды, Коста Хетагуров позже отрекся от дворянства. В своей басне «Гуси» и в неоконченной поэме «Хетаг» он высмеял дворянскую заносчивость и чинопочитание. Основные мотивы творчества Коста Хетагурова — протест против административного произвола, призыв к единению осетин без различия классов. Поэт сочувственно изображал жизнь горской бедноты («Вдова», «Пастух-батрак», «Кубади»). Он протестовал против национального гнета, против такого специфического явления осетинской жизни, как шпионаж в пользу администрации («Додой», «Солдат», «Шпион» и др.). Коста Хетагуров — религиозно настроенный пессимист. Его можно причислить к идеологам либеральной буржуазии. Произведения его, разоблачающие произвол самодержавия, имели в свое время революционизирующее значение. Следует однако заметить, что некоторыми сторонами творчества Коста Хетагурова, в особенности национализмом и религиозной настроенностью, впоследствии воспользовалась контрреволюция Осетии.
    Осетинская литература с 1905 по 1917
    Революция 1905 прокатилась широкой волной по Осетии. Социальная диференциация к этому времени значительно углубилась. Наряду с группой феодалов, крупных помещиков, владевших огромными латифундиями, на социальную арену выступила значительно окрепшая деревенская буржуазия. Выросла осетинская интеллигенция, разнородная по своему происхождению и по своим социально-политическим устремлениям. На данном этапе продолжают быть активными писатели — Гаппо Баев, Александр Кубалов, Г. Цаголов, Сека Гадиев. Они занимают те же позиции, что и в предшествующий период. В этот период выдвигается ряд новых писателей: Абаев Шамиль, Гарданов Михаил, Малиев Георгий, Гулуев Андрей, Илас Мзурон, Токаев Алихан, Тлатов Хох, Короев Давид, Радиев Цомак, Цаликов Ахмет, Туганов Батырбек, Бритаев Елбаздуко, Коцоев Арсен, Кочисова Роза, Алборов Борис и переводчики Цоцко Амбалов и Датиев Быбиц.
    О. л. данного периода вращается в кругу национально-бытовых вопросов, получающих социальное заострение. Самым положительным явлением в О. л. этого периода следует считать усиление революционного сектора литературы, который использует литературу как средство борьбы против царизма, как средство борьбы за нац. освобождение. Но вместе с тем значительная часть О. л. все еще насыщена национализмом, тесно связанным с патриархальными традициями.
    Протест против административного гнета и произвола получил наиболее яркое выражение в произведениях Короева и Кочисовой. Романтизация героического прошлого  кавказских горцев, ведших борьбу против царизма за национальное освобождение, дана в творчестве Б. Туганова. Призывом к борьбе против царизма и его устоев проникнуто творчество Ц. Гадиева, Е. Бритаева, Ш. Абаева, М. Гарданова. Проповедь национального единения осетинского народа характерна для творчества А. Токаева и Мзурона. Отрыв от действительности и мелкобуржуазный индивидуализм характеризуют произведения Г. Малиева и А. Галуева. Неудовлетворенность современностью и культивирование «социалистической утопии» с сильным налетом национализма — оснавная черта сочинений Тлатова Хоха. Многие писатели этого периода изображают темные стороны косного быта осетин (конокрадство, знахарство, кровная месть и т. д.).
    К этому периоду относится и зарождение осет. театра, основоположником которого является осетинский драматург Е. Бритаев.
    Осетинская литература послеоктябрьского периода. Период 1917—1921
    Советская власть окончательно утвердилась в С. Осетии в марте 1920, в Ю. Осетии — в 1921, одновременно с советизацией Грузии. В этот период из подпольной литературы выделяется несколько революционных стихотворений (К. Бутаева, Г. Баракова, С. Баграева и др.). С восстановлением советской власти выходит первая большевистская газ. на осетинском яз. «Кермен», которая первоначально и явилась центром возрастающей в новых советских условиях О. л. На страницах газ. «Кермен» помещали свои стихи Цомак Гадиев, Гино Бараков, Борис Алборов и др.
    В 1921 вышли два небольших сборника литературных произведений. Один из этих сборников под названием «Вождь» принадлежит перу осетинского писателя, красного партизана, видного коммуниста Гино Баракова. Этот сборник показывает, насколько еще в 1921 не были преодолены влияния религиозно-идеалистических воззрений на мораль. Второй сборник «Книга осетинских песен» (1921) содержит стихи разных осетинских поэтов. Он также снабжен предисловием Гино Баракова. В сборнике помещены стихи Гино Баракова, Коста Хетагурова, Цомака Гадиева, Быдтаева, Казбека Бутаева, Алборова, Байзера, Ч. Бегизова, Нигера и Турмега. В общем этот сборник определенно носит печать революционности, но у его авторов немало срывов националистического характера, содержание многих стихов недостаточно классово заострено; в них нет большевистской непримиримости. Из всех послереволюционных оригинальных стихов, помещенных в сборнике, не говоря о переводе «Интернационала» и стихотворения Гадиева «Люди», выделяется одно лишь стихотворение Нигера «Живи». Оно проникнуто революционным пафосом, верой в победу трудящихся, но и в нем есть дефекты идеологического порядка, выразившиеся в том, что автор по традиции дореволюционной осетинской литературы призывает осетинское контрреволюционное офицерство отказаться от своих «побед» и взяться «за плуг».
    Для полноты обзора осетинской литературы данного периода следует еще отметить пьесу столпа осетинской контрреволюции Гаппо Баева «Осетинская молитва». Эта пьеса, напечатанная в 1920 в Тифлисе в меньшевистской газ. «Ног Цард», является конденсированным выражением осетинского национализма, связанного самыми крепкими узами с осетинским кулачеством. В этот период острой гражданской войны обнаруживаются зародыши революционной пролетарской литературы.
    Осетинская литература восстановительного периода (1922—1923)
    Наступление на капиталистические элементы города и деревни не могло не отразиться на осетинской литературе. Классовый враг пытался закрепить свое положение на этом участке. Самым ярким выражением этой попытки и явилось издание осетинским литературным обществом сб. «Малусаг» (Подснежник). В предисловии к нему выражена идеология националистической контрреволюционной части осетинской интеллигенции: «Когда началась революция, когда расшатались до основания старые устои жизни, мелкие народности оглянулись, сжались (притаились), чтобы не погибнуть в волнах великой смуты. Некоторым удалось отстраниться и собственными руками устроить свою жизнь…» «Но осетинскому народу не удалось устроить свою жизнь „своими собственными руками“…».
    Помимо националистического «Малусага» вышел ряд сб.: «Зиу» (2 выпуска), «Уадындз», «Пионерские песни», «Вперед», сборники Гино Баракова, Г. Малиева, А. Гулуева, Ц. Гадиева, Созура Баграева, Арс. Коцоева, «Ирон Фандыр» К. Хетагурова и др., в основном указывающие на развитие революционной тематики. С 1927 стал выходить в Ю. Осетии журнал «Фидиог». Кроме того необходимо отметить литературные приложения к газетам как Северной, так и Южной Осетии. За данный период были случаи проникновения в О. л. классово враждебной идеологии (произведения Д. Хетагурова «Гоци» и А. Кубалова «Смерть царя Алгуза», «Амазонки на Тереке», совершенно искажающие историческую действительность в целях националистического возвеличения «демократизма осетинских царей», идеализации патриархального уклада жизни и т. д.). Классово враждебные влияния отражали и произведения А. Болаева (Кубатиева) первого периода его творчества (например стихотв. «Красная площадь» и стихотв. на тему об изгнании баделят «Чармэн», «Долг» и др.). Однако последний период творчества Болаева (1933—1934) характеризуется серьезными положительными сдвигами, показателем чего является его пьеса «Люди», рекомендованная к постановке жюри всесоюзного конкурса на лучшие пьесы.
    Два сборника «Зиу» (1925—1927) составили целую эпоху в О. л., хотя они и неравноценны по своему социально-идейному значению. В предисловии к первому сборнику организатор и редактор «Зиу» Сармат Косирати писал: «Только благодаря революции осетинскому трудящемуся народу в союзе с российским пролетариатом удалось победить  врагов и общими усилиями приняться за строительство новой жизни». Отличие между первым и вторым сборниками заключается в том, что в последнем были в основном представлены писатели старшего поколения (Е. Бритаев, Илас Арнигон, Г. Бараков Ц. Гадиев, Ш. Абаев, Д. Хетагуров, Г. Малиев, А. Гулуев, А. Коцоев, А. Кубалов и др.). В творчестве некоторых из них отражена идеология осетинской мелкобуржуазной националистической интеллигенции. В общем же осетинские молодые революционные писатели, сгруппировавшиеся вокруг «Зиу», ориентировались на художественный показ соц. строительства в нашей стране.
    Большую роль в организации молодых пролетарских осетинских писателей в течение 1927—1928 сыграли журнал «Фидиог» и газеты «Остдзинат», «Арыгон Большевик», «Хурзарин», «Ленинон».
    Осетинская литература реконструктивного периода
    О. л. данного периода выдвинула ряд новых писателей, пришедших с заводов, фабрик и колхозов. В течение 1930—1932 изданы отдельными сборниками произведения молодых писателей (проза и стихи): Геора Кайтукова — «К борьбе», Коста Фарниона — «Лавина», «Слушайте», Ципу Хутинаева — «Призыв», Хадзибатыра Ардасенова — «Заря», Харитона Плиева — «Искры», Дабе Мамсурова — «Первые шаги», Татари Епхиева — «Бурлящая эпоха», Тазе Бесаева — «Общественный певец», Казбека Короева — «Стальной звон», Казбека Казбекова — «Свирель новой жизни», Сарди Жажиева — «Огни социализма», Барона Боциева — «Волны борьбы», Кудзага Дзесова — «Через горы», Созрыко Кулаева —   «Сборник рассказов», кн. II, Мисоста Камбердиева — «Радость», Казбека Бадоева — «Во имя социализма» и др. Кроме этого вышли коллективные сб. «Растем», «Борьба за хлеб» и «Абон». Все эти произведения проникнуты верой в несокрушимость диктатуры пролетариата, ненавистью к врагам социалистической революции, интернациональной солидарностью. Многие писатели изображают героев гражданской войны и социалистической стройки, борются с пережитками старого быта. Все более и более утверждается новая революционная тематика. К существенным недочетам ряда произведений следует отнести схематизм, непродуманность, недостаточное художественное оформление. Некоторые авторы обнаруживают неверное понимание окружающей действительности. В этом смысле можно указать на сборники стихов Д. Мамсурова «Первые шаги» и К. Фарниона «Лавина». Следует однако отметить, что эти недостатки преодолеваются в процессе интенсивного органического развития советской литературы Осетии. За данный период в художественной лит-pe Осетии были также случаи проявления малусаговщины. В 1930 Д. Хетагуров выпустил поэму «Гоци», характеризующуюся возвеличением рода, националистической романтикой. Критика своевременно  на страницах газеты «Растдзинад» вскрыла враждебную идеологию этого произведения.
    Малусаговские ошибки допустил также С. Джанаев, который одно время утверждал, что осетинских писателей нельзя диференцировать, т. к. они все «из недр земли», т. е. крестьянского происхождения. Он напечатал в 1931 идеологически невыдержанную поэму «Разговор поэта с продавцом газет». В последнее время С. Джанаев отказался от этих воззрений, выступив на расширенном заседании Оргкомитета советских писателей С. Осетии с признанием всех своих ошибок.
    Особо необходимо остановиться на сборнике «Абон», вышедшем в 1932 в Осетии. Этот сборник поставил себе задачей бороться с носителями враждебной идеологии, способствовать творческому развитию советских писателей, которые своим творчеством содействуют соц. строительству, идут нога в ногу с пролетариатом («Абон», 1932, «Борьба за задачи сегодняшнего дня», стр. 7). Предисловие к сборнику и его содержание показывают, как далеко по сравнению со сборником «Зиу» шагнула вперед О. л. в деле обслуживания конкретных задач соц. строительства. Особого внимания заслуживает помещенное в «Фидиоге» посмертное произведение осетинского писателя Цомака Гадиева «Честь предков». В этом произведении покойный писатель пытался встать на пролетарскую позицию, побороть влияние мелкобуржуазного мировоззрения, которое сказалось в его других произведениях, напечатанных в «Фидиоге» в течение этого же периода, а именно: «Оси-богатырь» и «Искатели счастья». В значительной степени это ему удалось.
    Наконец нельзя не отметить и того, что осетинские газеты, в 1927—1928 и 1930 периодически выпускавшие литературные приложения, продолжали объединять пролет. осетинских писателей и в значительной степени способствовали выдвижению новых кадров сов. писателей.
    Из писателей Осетии, пишущих на русском языке, нужно отметить Д. Гатуева, Х. М. Мугуева и Д. М. Кусова. Ряд произведений Гатуева, посвященных показу соц. строительства Северной и Южной Осетии, издан и на осетинском языке (1930—1933). Значительную роль сыграл Гатуев в деле ознакомления русского читателя с образцами осет. эпоса и литературы («Амран» и «Осетинские сказки» в изд. «Academia», сб. поэзии горцев Кавказа в изд. «Советская литература», 1932—1933 и 1934).
    Что касается критики, то несмотря на ее отставание от художественного творчества и недостаточный теоретический уровень, она все же делает шаги вперед.
    Советская О. л. реконструктивного периода выросла качественно и количественно. Она играет воспитательную роль в культурном строительстве Осетии. Постановление ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 имело огромное значение в дальнейшем развитии О. л., национальной по форме и социалистической по содержанию. За эти два года О. л. пополнилась рядом ценных сборников, как напр. «Две жизни» Шамиля Абаева, сборник Х. Плиева, роман Фарниона «Уады унар» (Шум бури), который, несмотря на наличие  целого ряда серьезных недочетов, является первой попыткой в О. л. дать большое художественное произведение на осетинском яз. За эти два года активизировалось творчество таких писателей, как Нигер и др. За это же время возобновили свою лит-ую деятельность старые осетинские писатели, как Г. Цаголов, А. Коцоев и др. Однако требованиям, предъявляемым рабочим классом и партией, О. л. далеко еще не удовлетворяет. Североосетинское областное партийное совещание по вопросам культуры (ноябрь 1933) особо отметило в своих решениях, что О. л. пока еще нахватает высокого качества и мастерства. Борьба за качество, за литературу, за мастерский литературный яз. является главнейшей и первоочередной задачей каждого осетинского сов. писателя. Перестройка работы осетинской писательской орг-ции в соответствии с решениями XVII съезда партии и сосредоточение внимания широких масс рабочих, колхозников, сов. интеллигенции и областных партийных орг-ций на вопросах сов. О. л. создают все необходимые предпосылки для еще более интенсивного развития О. л.
    Список литературы
    Дзасохов Г., Коста Хетагуров, Критико-биографический очерк, Владикавказ, 1909
    «Известия Северо-Осетинского научно-исследовательского института», вып. I, II, III и IV, г. Орджоникидзе, 1928—1932, Галаев С., О борьбе на два фронта в осетинской литературе, «Известия Североосетинского научно-исследовательского института», т. IV, г. Орджоникидзе, 1932
    Альманах «Ziu», вып. II, г. Орджоникидзе, 1933
    Журнал «Fidinaeg», Цхинвал-Сталинир, 1928—1933
    «Изв. Горского пед. института», вып. I, II, III, IV, V, г. Орджоникидзе, 1925—1933
    «Весь Юго-восток», Ростов н/Д., 1924.
    Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://feb-web.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *