Сочинение на тему основной конфликт купца калашникова
10 вариантов
Узнав о ярых приставаниях опричника к своей жене, Калашников возмутился до глубины души. Он и его семья были унижены. По этой причине, Калашников бросает вызов Кирибеевичу, хотя изначально знает, что будет казнен царем за такую вольность. Но, не страшат удалого купца мысли о смерти, ведь затронута его честь и достоинство.
Бой двух героев можно сравнить со сражением двух богатырей. В начале боя Калашников претерпевал поражение, однако потом, собравшись духом, смог победить своего соперника. Царь Иван Грозный был в ярости, ведь он потерял своего любимого помощника. Степан Парамонович заранее зная о своей казни, кланяется и прощается с народом, с окружающими его людьми. Он мыслит о своей прекрасной супруге, о детишках. Однако, совершенно не жалеет о содеянном. Он выступил в качестве щита, который сохранил честь и достоинство простого человека, истинного выходца из народа русского. Калашников не побоялся смерти, ведь семья, родные и близкие намного важнее этого.
После боя, удалой купец вел себя достойно, спокойно и ровно. Царь оценил его поведение, а также подметил то уважение, с которым купец обращался к Ивану Грозному. По этой причине, царь пообещал помиловать семью купца, не оставить ее в беде.
Смерть Калашникова была жестокой и страшной. Похоронили его в поле, без всяких обычаев христианских. И любой, кто проходил мимо, мог на мгновение загрустить и задуматься.
Я считаю, что основным конфликтом «Песни про царя Ивана Васильевича…» является противостояние хорошего и плохого, доброго и злого, справедливого и лицемерного. Кирибеевич был наказан по заслугам. Смерть стала лучшим уроком для него. А вот Степан Калашников принял вызов судьбы ради защиты своей семьи, ради уважения ко всему народу русскому. Он сделал благородный и достойный поступок.
«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» была написана М. Ю. Лермонтовым в 1837 году. Разочаровавшись в своей современности, писатель обращается «ко временам далеким». В «Песне» Лермонтов описывает события, происходящие во времена Ивана Грозного. По мнению поэта, в то время еще существовали честные и порядочные люди, действовали представления о долге, чести, благородстве.
«Песня про купца Калашникова» – произведение романтическое. Его основной конфликт можно определить, на мой взгляд, как борьбу добра и зла.
Герои песни четко разделены на две противоположные группы. Иван Грозный и его опричник Киребеевич олицетворяют собой злую силу, несправедливость, огромное горе. Им противостоит «молодой купец» Степан Парамонович Калашников со своей семьей, олицетворяющей нравственные устои русского народа, его силу и удаль.
В поэме образ Калашникова разрастается, получает даже символическое звучание. Это – русский богатырь, защищающий не только свою жену и свое честное имя, но и весь русский православный народ от злых сил.
Опричник Ивана Грозного, Киребеевич, несет в себе иноземную, темную, чужую силу. Он влюбляется в жену Калашникова. Киребеевич не привык отступать ни перед чем. Для него ничего не значит то, что Алена Дмитриевна – замужняя женщина, дававшая клятву верности своему мужу перед Богом. Киребеевич подстерегает красавицу и объясняется ей в любви:
И ласкал он меня, цаловал меня;
На щеках моих и теперь горят,
Живым пламенем разливаются
Поцалуи его окаянные. . .
А смотрели в калитку соседушки,
Смеючись, на нас пальцем показывали. . .
Алена Дмитриевна рассказывает мужу о мерзком поступке Киребеевича. Калашников, конечно же, не мог потерпеть такого оскорбления своей жены, своего доброго имени, своей чести.
Протестуя, он прекрасно понимает, что выступает против царя. Ведь Киребеевич – любимый слуга Ивана Грозного. Но Калашников не боится смерти. Гораздо важнее для него защитить свой род, восстановить справедливость.
Герой знает, что в любом случае он будет казнен. Его последние мысли – о своей жене, о товарищах, о Боге:
Поклонитесь от меня Алене Дмитревне,
Закажите ей меньше печалиться,
Про меня моим детушкам не сказывать;
Поклонитесь дому родительскому,
Поклонитесь всем нашим товарищам,
Помолитесь сами в церкви божией
Вы за душу мою, душу грешную!
Сам поединок Калашникова и Киребеевича описан в фольклорных тонах, как бой двух богатырей. Сначала сила была на стороне опричника, но русский богатырь собрался с духом и решил биться «за правду» до последнего. Он выходит победителем и, тем самым, вызывает гнев царя.
Интересно, что перед Иваном Грозным Калашников держится с большим достоинством. Он признает Грозного царем, испытывает к нему уважение, но не заискивает и не просит пощады. Калашников смело говорит Ивану Грозному, что он убил Киребеевича по своей воле, но причину, по какой он это сделал, скажет только Богу.
Калашников готов к смерти: он выполнил свой долг. Поэтому он открыто говорит царю, чтобы тот его казнил. А после Степан Парамонович просит не оставить царской милостью его семью: жену, детей и братьев. Иван Грозный почувствовал уважение к герою. Он пообещал не оставить семью Калашникова своей заботой.
Калашникова казнили лютой и позорной смертью. Даже похоронили героя не по-христиански: «На чистом поле промеж трех дорог». Но в народной памяти Степан Парамонович остался героем. Проходя мимо его «безымянной могилки», «стар человек – перекрестится», «молодец – приосанится», «девица – пригорюнится», «пройдут гусляры – споют песенку».
Купец Калашников – это воплощение лучших черт русского народа. Он честен, полон достоинства, справедлив, смел. Ради своего рода, своего народа этот русский богатырь готов на все. И смерть он принимает достойно, как и положено по-настоящему мужественному человеку.
Таким образом, основной конфликт произведения – это конфликт между добром и злом.
«
1
2
»
«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» была написана М.Ю. Лермонтовым в 1837 году. Разочаровавшись в своей современности, писатель обращается «ко временам далеким». В «Песне» Лермонтов описывает события, происходящие во времена Ивана Грозного. По мнению поэта, в то время еще существовали честные и порядочные люди, действовали представления о долге, чести, благородстве.
«Песня про купца Калашникова» – произведение романтическое. Его основной конфликт можно определить, на мой взгляд, как борьбу добра и зла.
Герои песни четко разделены на две противоположные группы. Иван Грозный и его опричник Киребеевич олицетворяют собой злую силу, несправедливость, огромное горе. Им противостоит «молодой купец» Степан Парамонович Калашников со своей семьей, олицетворяющей нравственные устои русского народа, его силу и удаль.
В поэме образ Калашникова разрастается, получает даже символическое звучание. Это – русский богатырь, защищающий не только свою жену и свое честное имя, но и весь русский православный народ от злых сил.
Опричник Ивана Грозного, Киребеевич, несет в себе иноземную, темную, чужую силу. Он влюбляется в жену Калашникова. Киребеевич не привык отступать ни перед чем. Для него ничего не значит то, что Алена Дмитриевна – замужняя женщина, дававшая клятву верности своему мужу перед Богом. Киребеевич подстерегает красавицу и объясняется ей в любви:
И ласкал он меня, цаловал меня;
На щеках моих и теперь горят,
Живым пламенем разливаются
Поцалуи его окаянные…
А смотрели в калитку соседушки,
Смеючись, на нас пальцем показывали…
Алена Дмитриевна рассказывает мужу о мерзком поступке Киребеевича. Калашников, конечно же, не мог потерпеть такого оскорбления своей жены, своего доброго имени, своей чести.
Протестуя, он прекрасно понимает, что выступает против царя. Ведь Киребеевич – любимый слуга Ивана Грозного. Но Калашников не боится смерти. Гораздо важнее для него защитить свой род, восстановить справедливость.
Герой знает, что в любом случае он будет казнен. Его последние мысли – о своей жене, о товарищах, о Боге:
Поклонитесь от меня Алене Дмитревне,
Закажите ей меньше печалиться,
Про меня моим детушкам не сказывать;
Поклонитесь дому родительскому,
Поклонитесь всем нашим товарищам,
Помолитесь сами в церкви божией
Вы за душу мою, душу грешную!
Сам поединок Калашникова и Киребеевича описан в фольклорных тонах, как бой двух богатырей. Сначала сила была на стороне опричника, но русский богатырь собрался с духом и решил биться «за правду» до последнего. Он выходит победителем и, тем самым, вызывает гнев царя.
Интересно, что перед Иваном Грозным Калашников держится с большим достоинством. Он признает Грозного царем, испытывает к нему уважение, но не заискивает и не просит пощады. Калашников смело говорит Ивану Грозному, что он убил Киребеевича по своей воле, но причину, по какой он это сделал, скажет только Богу.
Калашников готов к смерти: он выполнил свой долг. Поэтому он открыто говорит царю, чтобы тот его казнил. А после Степан Парамонович просит не оставить царской милостью его семью: жену, детей и братьев. Иван Грозный почувствовал уважение к герою. Он пообещал не оставить семью Калашникова своей заботой.
Калашникова казнили лютой и позорной смертью. Даже похоронили героя не по-христиански: «На чистом поле промеж трех дорог». Но в народной памяти Степан Парамонович остался героем. Проходя мимо его «безымянной могилки», «стар человек – перекрестится», «молодец – приосанится», «девица – пригорюнится», «пройдут гусляры – споют песенку».
Купец Калашников – это воплощение лучших черт русского народа. Он честен, полон достоинства, справедлив, смел. Ради своего рода, своего народа этот русский богатырь готов на все. И смерть он принимает достойно, как и положено по-настоящему мужественному человеку.
Таким образом, основной конфликт произведения – это конфликт между добром и злом. Как в типичном романтическом произведении, фактически победу здесь одерживает зло: Калашников казнен за свою победу над Киребеевичем. Но, по сути, победа остается за молодым купцом, ведь на его стороне нравственная победа.
«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» была написана М. Ю. Лермонтовым в 1837 году. Разочаровавшись в своей современности, писатель обращается «ко временам далеким». В «Песне» Лермонтов описывает события, происходящие во времена Ивана Грозного. По мнению поэта, в то время еще существовали честные и порядочные люди, действовали представления о долге, чести, благородстве.
«Песня про купца Калашникова» — произведение романтическое. Его основной конфликт можно определить, на мой взгляд, как борьбу добра и зла.
Герои песни четко разделены на две противоположные группы. Иван Грозный и его опричник Киребеевич олицетворяют собой злую силу, несправедливость, огромное горе. Им противостоит «молодой купец» Степан Парамонович Калашников со своей семьей, олицетворяющей нравственные устои русского народа, его силу и удаль.
В поэме образ Калашникова разрастается, получает даже символическое звучание. Это — русский богатырь, защищающий не только свою жену и свое честное имя, но и весь русский православный народ от злых сил.
Опричник Ивана Грозного, Киребеевич, несет в себе иноземную, темную, чужую силу. Он влюбляется в жену Калашникова. Киребеевич не привык отступать ни перед чем. Для него ничего не значит то, что Алена Дмитриевна — замужняя женщина, дававшая клятву верности своему мужу перед Богом. Киребеевич подстерегает красавицу и объясняется ей в любви:
И ласкал он меня, цаловал меня;
На щеках моих и теперь горят,
Живым пламенем разливаются
Поцалуи его окаянные…
А смотрели в калитку соседушки,
Смеючись, на нас пальцем показывали…
Алена Дмитриевна рассказывает мужу о мерзком поступке Киребеевича. Калашников, конечно же, не мог потерпеть такого оскорбления своей жены, своего доброго имени, своей чести.
Протестуя, он прекрасно понимает, что выступает против царя. Ведь Киребеевич — любимый слуга Ивана Грозного. Но Калашников не боится смерти. Гораздо важнее для него защитить свой род, восстановить справедливость.
Герой знает, что в любом случае он будет казнен. Его последние мысли — о своей жене, о товарищах, о Боге:
Поклонитесь от меня Алене Дмитревне,
Закажите ей меньше печалиться,
Про меня моим детушкам не сказывать;
Поклонитесь дому родительскому,
Поклонитесь всем нашим товарищам,
Помолитесь сами в церкви божией
Вы за душу мою, душу грешную!
Сам поединок Калашникова и Киребеевича описан в фольклорных тонах, как бой двух богатырей. Сначала сила была на стороне опричника, но русский богатырь собрался с духом и решил биться «за правду» до последнего. Он выходит победителем и, тем самым, вызывает гнев царя.
Интересно, что перед Иваном Грозным Калашников держится с большим достоинством. Он признает Грозного царем, испытывает к нему уважение, но не заискивает и не просит пощады. Калашников смело говорит Ивану Грозному, что он убил Киребеевича по своей воле, но причину, по какой он это сделал, скажет только Богу.
Калашников готов к смерти: он выполнил свой долг. Поэтому он открыто говорит царю, чтобы тот его казнил. А после Степан Парамонович просит не оставить царской милостью его семью: жену, детей и братьев. Иван Грозный почувствовал уважение к герою. Он пообещал не оставить семью Калашникова своей заботой.
Калашникова казнили лютой и позорной смертью. Даже похоронили героя не по-христиански: «На чистом поле промеж трех дорог». Но в народной памяти Степан Парамонович остался героем. Проходя мимо его «безымянной могилки», «стар человек — перекрестится», «молодец — приосанится», «девица — пригорюнится», «пройдут гусляры — споют песенку».
Купец Калашников — это воплощение лучших черт русского народа. Он честен, полон достоинства, справедлив, смел. Ради своего рода, своего народа этот русский богатырь готов на все. И смерть он принимает достойно, как и положено по-настоящему мужественному человеку.
Таким образом, основной конфликт произведения — это конфликт между добром и злом. Как в типичном романтическом произведении, фактически победу здесь одерживает зло: Калашников казнен за свою победу над Киребеевичем. Но, по сути, победа остается за молодым купцом, ведь на его стороне нравственная победа.
«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» была написана М. Ю. Лермонтовым в 1837 году. Разочаровавшись в своей современности, писатель обращается «ко временам далеким». В «Песне» Лермонтов описывает события, происходящие во времена Ивана Грозного. По мнению поэта, в то время еще существовали честные и порядочные люди, действовали представления о долге, чести, благородстве.
«Песня про купца Калашникова» — произведение романтическое. Его основной конфликт можно определить, на мой взгляд, как борьбу добра и зла.
Герои песни четко разделены на две противоположные группы. Иван Грозный и его опричник Киребеевич олицетворяют собой злую силу, несправедливость, огромное горе. Им противостоит «молодой купец» Степан Парамонович Калашников со своей семьей, олицетворяющей нравственные устои русского народа, его силу и удаль.
В поэме образ Калашникова разрастается, получает даже символическое звучание. Это — русский богатырь, защищающий не только свою жену и свое честное имя, но и весь русский православный народ от злых сил.
Опричник Ивана Грозного, Киребеевич, несет в себе иноземную, темную, чужую силу. Он влюбляется в жену Калашникова. Киребеевич не привык отступать ни перед чем. Для него ничего не значит то, что Алена Дмитриевна — замужняя женщина, дававшая клятву верности своему мужу перед Богом. Киребеевич подстерегает красавицу и объясняется ей в любви:
И ласкал он меня, цаловал меня;
На щеках моих и теперь горят,
Живым пламенем разливаются
Поцалуи его окаянные…
А смотрели в калитку соседушки,
Смеючись, на нас пальцем показывали…
Алена Дмитриевна рассказывает мужу о мерзком поступке Киребеевича. Калашников, конечно же, не мог потерпеть такого оскорбления своей жены, своего доброго имени, своей чести.
Протестуя, он прекрасно понимает, что выступает против царя. Ведь Киребеевич — любимый слуга Ивана Грозного. Но Калашников не боится смерти. Гораздо важнее для него защитить свой род, восстановить справедливость.
Герой знает, что в любом случае он будет казнен. Его последние мысли — о своей жене, о товарищах, о Боге:
Поклонитесь от меня Алене Дмитревне,
Закажите ей меньше печалиться,
Про меня моим детушкам не сказывать;
Поклонитесь дому родительскому,
Поклонитесь всем нашим товарищам,
Помолитесь сами в церкви божией
Вы за душу мою, душу грешную!
Сам поединок Калашникова и Киребеевича описан в фольклорных тонах, как бой двух богатырей. Сначала сила была на стороне опричника, но русский богатырь собрался с духом и решил биться «за правду» до последнего. Он выходит победителем и, тем самым, вызывает гнев царя.
Интересно, что перед Иваном Грозным Калашников держится с большим достоинством. Он признает Грозного царем, испытывает к нему уважение, но не заискивает и не просит пощады. Калашников смело говорит Ивану Грозному, что он убил Киребеевича по своей воле, но причину, по какой он это сделал, скажет только Богу.
Калашников готов к смерти: он выполнил свой долг. Поэтому он открыто говорит царю, чтобы тот его казнил. А после Степан Парамонович просит не оставить царской милостью его семью: жену, детей и братьев. Иван Грозный почувствовал уважение к герою. Он пообещал не оставить семью Калашникова своей заботой.
Калашникова казнили лютой и позорной смертью. Даже похоронили героя не по-христиански: «На чистом поле промеж трех дорог». Но в народной памяти Степан Парамонович остался героем. Проходя мимо его «безымянной могилки», «стар человек — перекрестится», «молодец — приосанится», «девица — пригорюнится», «пройдут гусляры — споют песенку».
Купец Калашников — это воплощение лучших черт русского народа. Он честен, полон достоинства, справедлив, смел. Ради своего рода, своего народа этот русский богатырь готов на все. И смерть он принимает достойно, как и положено по-настоящему мужественному человеку.
Таким образом, основной конфликт произведения — это конфликт между добром и злом. Как в типичном романтическом произведении, фактически победу здесь одерживает зло: Калашников казнен за свою победу над Киребеевичем. Но, по сути, победа остается за молодым купцом, ведь на его стороне нравственная победа.
Нравственный конфликт. Для того чтобы понять суть и истоки нравственного конфликта опричника Кирибеевича и купца Степана Калашникова, необходимо совершить экскурс в историю. Каков опричник Кирибеевич? Каков он в лице царя Ивана Грозного? «Удалой боец, буйный молодец…» «… очи темные, широка грудь…» Опричники — это особая категория людей в эпоху правления Ивана Грозного. Они пользовались правом безнаказанности, вседозволенности. Для них не существовало никаких запретов, в том числе и нравственных. Нет сомнения втом, что Кирибеевич полюбил жену купца Калашникова Алену Дмитриевну. Но имел ли он право нарушать святость брака? П оразительно то, что он не ожидал отказа от замужней женщины, для которой нормы нравственности, жизни — святы.
Иное дело — купец Степан Калашников. «И жил я по закону Господнему: не позорил я чужой жены, не разбойничал ночью темною…»
Степан Калашников борется за честь свою и своей семьи, за честь народа — недаром он поклонился всему народу русскому, подчеркивая этим, что народ должен уметь постоять за себя. Смысл противостояния соперников: честь против бесчестия, человеческое достоинство против произвола. Кирибеевич, увидя противника, понял его превосходство над собой, поэтому-то «бойки очи его затуманились», на устах «слово замерло» и мороз пробежал по спине. А Степан Калашников вышел на страшный бой, чтобы «постоять за правду до последнего». Несмотря на гибель Степана Парамоновича нравственная победа на его стороне.
«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» была написана М.Ю. Лермонтовым в 1837 году. Разочаровавшись в своей современности, писатель обращается «ко временам далеким». В «Песне» Лермонтов описывает события, происходящие во времена Ивана Грозного. По мнению поэта, в то время еще существовали честные и порядочные люди, действовали представления о долге, чести, благородстве.
«Песня про купца Калашникова» – произведение романтическое. Его основной конфликт можно определить, на мой взгляд, как борьбу добра и зла.
Герои песни четко разделены на две противоположные группы. Иван Грозный и его опричник Киребеевич олицетворяют собой злую силу, несправедливость, огромное горе. Им противостоит «молодой купец» Степан Парамонович Калашников со своей семьей, олицетворяющей нравственные устои русского народа, его силу и удаль.
В поэме образ Калашникова разрастается, получает даже символическое звучание. Это – русский богатырь, защищающий не только свою жену и свое честное имя, но и весь русский православный народ от злых сил.
Опричник Ивана Грозного, Киребеевич, несет в себе иноземную, темную, чужую силу. Он влюбляется в жену Калашникова. Киребеевич не привык отступать ни перед чем. Для него ничего не значит то, что Алена Дмитриевна – замужняя женщина, дававшая клятву верности своему мужу перед Богом. Киребеевич подстерегает красавицу и объясняется ей в любви:
И ласкал он меня, цаловал меня;
На щеках моих и теперь горят,
Живым пламенем разливаются
Поцалуи его окаянные…
А смотрели в калитку соседушки,
Смеючись, на нас пальцем показывали…
Алена Дмитриевна рассказывает мужу о мерзком поступке Киребеевича. Калашников, конечно же, не мог потерпеть такого оскорбления своей жены, своего доброго имени, своей чести.
Протестуя, он прекрасно понимает, что выступает против царя. Ведь Киребеевич – любимый слуга Ивана Грозного. Но Калашников не боится смерти. Гораздо важнее для него защитить свой род, восстановить справедливость.
Герой знает, что в любом случае он будет казнен. Его последние мысли – о своей жене, о товарищах, о Боге:
Поклонитесь от меня Алене Дмитревне,
Закажите ей меньше печалиться,
Про меня моим детушкам не сказывать;
Поклонитесь дому родительскому,
Поклонитесь всем нашим товарищам,
Помолитесь сами в церкви божией
Вы за душу мою, душу грешную!
Сам поединок Калашникова и Киребеевича описан в фольклорных тонах, как бой двух богатырей. Сначала сила была на стороне опричника, но русский богатырь собрался с духом и решил биться «за правду» до последнего. Он выходит победителем и, тем самым, вызывает гнев царя.
Интересно, что перед Иваном Грозным Калашников держится с большим достоинством. Он признает Грозного царем, испытывает к нему уважение, но не заискивает и не просит пощады. Калашников смело говорит Ивану Грозному, что он убил Киребеевича по своей воле, но причину, по какой он это сделал, скажет только Богу.
Калашников готов к смерти: он выполнил свой долг. Поэтому он открыто говорит царю, чтобы тот его казнил. А после Степан Парамонович просит не оставить царской милостью его семью: жену, детей и братьев. Иван Грозный почувствовал уважение к герою. Он пообещал не оставить семью Калашникова своей заботой.
Калашникова казнили лютой и позорной смертью. Даже похоронили героя не по-христиански: «На чистом поле промеж трех дорог». Но в народной памяти Степан Парамонович остался героем. Проходя мимо его «безымянной могилки», «стар человек – перекрестится», «молодец – приосанится», «девица – пригорюнится», «пройдут гусляры – споют песенку».
Купец Калашников – это воплощение лучших черт русского народа. Он честен, полон достоинства, справедлив, смел. Ради своего рода, своего народа этот русский богатырь готов на все. И смерть он принимает достойно, как и положено по-настоящему мужественному человеку.
Таким образом, основной конфликт произведения – это конфликт между добром и злом. Как в типичном романтическом произведении, фактически победу здесь одерживает зло: Калашников казнен за свою победу над Киребеевичем. Но, по сути, победа остается за молодым купцом, ведь на его стороне нравственная победа.
< Предыдущая
Следующая >
Я всякую беду согласен перенесть,
Но я не соглашусь, чтоб пострадала честь.
П. Корнель
В чем заключается нравственный конфликт. На протяжении всего своего творчества М. Ю. Лермонтов ставит проблему деятеля, проблему положительного героя. Среди современников поэт не находил такого героя, поэтому он обращался к историческому прошлому России, где такие герои были.
В «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» Лермонтов показывает грозную эпоху царя Ивана IV. Именно здесь поэт находит положительного героя, образец для подражания — Степана Калашникова.
Точная дата написания М. Ю. Лермонтовым этой поэмы не установлена. По воспоминаниям А. А. Кра- евского, издателя и журналиста, Лермонтов «набросал ее от скуки, чтобы развлечься во время болезни, не позволяющей ему выходить из комнаты». Сюжет произведения основывается на материале русского средневековья. Вполне вероятно, что в основу поэмы положен один из конфликтов, описанных в «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина. В числе прочих ситуаций Карамзин повествует о случае казни чиновника Мясоеда Вислого, чья красавица жена была обесчещена опричниками.
Тот же конфликт мы видим и в произведении Лермонтова. Опричник, любимец царя, влюбляется в чужую жену и на глазах у «всего честного люда» проявляет свою страсть, пытается склонить честную женщину к измене. Опричник Кирибеевич влюблен в купеческую дочь, красавицу Алену Дмитриевну. Он признается царю в том, что причина его тоски — любовь.
Как увижу ее, я и сам не свой:
Опускаются руки сильные,
Помрачаются очи бойкие…
Однако опричник не сказал царю, что Алена Дмитриевна уже повенчана с молодым купцом Калашниковым.
Произошедшее далее мы узнаем из рассказа Алены Дмитриевны. Она говорит своему мужу, что, когда она возвращалась из церкви, ее догнал человек, схватил за руки, назвался слугой царя Кирибеевичем, сулил богатства, уговаривал:
И ласкал он меня, цаловал меня;
На щеках моих и теперь горят,
Живым пламенем разливаются
Поцелуи его окаянные…
А смотрели в калитку соседушки,
Смеючись, на нас пальцем показывали…
Алена Дмитриевна вырвалась и убежала домой. Плача, она просит мужа: «Ты не дай меня, свою верную жену, / Злым огульникам на поругание! / На кого, кроме тебя, мне надеяться?»
В глазах общества времен Ивана Грозного такой поступок попирает честь семьи Калашниковых. Это прекрасно понимает сам купец, и он даже не оставляет для себя выбора: жизнь или отмщецие. Опозоренный муж посылает ночью за двумя своими младшими братьями. Степан Парамонович собирается драться насмерть с Кирибеевичем на кулачном бою при царе, а в случае своей смерти просит братьев отомстить за жену и за себя. Братья его поддерживают. Купец на кулачном бою вызывает Кирибе- евича:
К тебе вышел теперь, басурманский сын, —
Вышел я на страшный бой, на последний бой!
Калашников ударом в висок убивает своего ненавистника. Иван Васильевич в гневе приказывает привести купца и спрашивает у него, с умыслом убил он слугу царского или нет. Калашников отвечает, что убил с умыслом, но за что, не говорит.
А за что, про что — не скажу тебе,
Скажу только Богу единому.
Царь приказывает за ответ по совести пожаловать из казны жену и детей Калашникова, его братьям дает разрешение торговать беспошлинно по всему царству русскому, а самому купцу приказывает идти на «высокое место лобное».
Не задумываясь, Калашников жертвует собою ради восстановления доброго имени своего и своей жены. Калашников — человек высоких нравственных принципов. Он не стал искать окольных путей.
Позор, обиду, нанесенную его чести, он решает смыть кровью. Купец так говорит о себе, отвечая опричнику:
…А родился я от честного отца,
И жил по закону Господнему:
Не позорил я чужой жены…
Калашников — цельный человек, способный отстоять свои принципы. Он мог бы уступить царю и избежать смерти, но для него честь семьи оказалась дороже. Он не смог стерпеть позора, и это приводит его к смерти. Но при этом Калашников остается победителем.
читать похожие:
Удалой купец Калашников (по «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова)
Сравнительная характеристика Калашникова и Кирибеевича («Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова)
Фольклорные мотивы в «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова
Нравственный конфликт в «Песне про… удалого купца Калашникова»
Узнав о ярых приставаниях опричника к своей жене, Калашников возмутился до глубины души. Он и его семья были унижены. По этой причине, Калашников бросает вызов Кирибеевичу, хотя изначально знает, что будет казнен царем за такую вольность. Но, не страшат удалого купца мысли о смерти, ведь затронута его честь и достоинство.
Бой двух героев можно сравнить со сражением двух богатырей. В начале боя Калашников претерпевал поражение, однако потом, собравшись духом, смог победить своего соперника. Царь Иван Грозный был в ярости, ведь он потерял своего любимого помощника. Степан Парамонович заранее зная о своей казни, кланяется и прощается с народом, с окружающими его людьми. Он мыслит о своей прекрасной супруге, о детишках. Однако, совершенно не жалеет о содеянном. Он выступил в качестве щита, который сохранил честь и достоинство простого человека, истинного выходца из народа русского. Калашников не побоялся смерти, ведь семья, родные и близкие намного важнее этого.
После боя, удалой купец вел себя достойно, спокойно и ровно. Царь оценил его поведение, а также подметил то уважение, с которым купец обращался к Ивану Грозному. По этой причине, царь пообещал помиловать семью купца, не оставить ее в беде.
Смерть Калашникова была жестокой и страшной. Похоронили его в поле, без всяких обычаев христианских. И любой, кто проходил мимо, мог на мгновение загрустить и задуматься.
Я считаю, что основным конфликтом «Песни про царя Ивана Васильевича…» является противостояние хорошего и плохого, доброго и злого, справедливого и лицемерного. Кирибеевич был наказан по заслугам. Смерть стала лучшим уроком для него. А вот Степан Калашников принял вызов судьбы ради защиты своей семьи, ради уважения ко всему народу русскому. Он сделал благородный и достойный поступок.
«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» была написана М. Ю. Лермонтовым в 1837 году. Разочаровавшись в своей современности, писатель обращается «ко временам далеким». В «Песне» Лермонтов описывает события, происходящие во времена Ивана Грозного. По мнению поэта, в то время еще существовали честные и порядочные люди, действовали представления о долге, чести, благородстве.
«Песня про купца Калашникова» – произведение романтическое. Его основной конфликт можно определить, на мой взгляд, как борьбу добра и зла.
Герои песни четко разделены на две противоположные группы. Иван Грозный и его опричник Киребеевич олицетворяют собой злую силу, несправедливость, огромное горе. Им противостоит «молодой купец» Степан Парамонович Калашников со своей семьей, олицетворяющей нравственные устои русского народа, его силу и удаль.
В поэме образ Калашникова разрастается, получает даже символическое звучание. Это – русский богатырь, защищающий не только свою жену и свое честное имя, но и весь русский православный народ от злых сил.
Опричник Ивана Грозного, Киребеевич, несет в себе иноземную, темную, чужую силу. Он влюбляется в жену Калашникова. Киребеевич не привык отступать ни перед чем. Для него ничего не значит то, что Алена Дмитриевна – замужняя женщина, дававшая клятву верности своему мужу перед Богом. Киребеевич подстерегает красавицу и объясняется ей в любви:
И ласкал он меня, цаловал меня;
На щеках моих и теперь горят,
Живым пламенем разливаются
Поцалуи его окаянные. . .
А смотрели в калитку соседушки,
Смеючись, на нас пальцем показывали. . .
Алена Дмитриевна рассказывает мужу о мерзком поступке Киребеевича. Калашников, конечно же, не мог потерпеть такого оскорбления своей жены, своего доброго имени, своей чести.
Протестуя, он прекрасно понимает, что выступает против царя. Ведь Киребеевич – любимый слуга Ивана Грозного. Но Калашников не боится смерти. Гораздо важнее для него защитить свой род, восстановить справедливость.
Герой знает, что в любом случае он будет казнен. Его последние мысли – о своей жене, о товарищах, о Боге:
Поклонитесь от меня Алене Дмитревне,
Закажите ей меньше печалиться,
Про меня моим детушкам не сказывать;
Поклонитесь дому родительскому,
Поклонитесь всем нашим товарищам,
Помолитесь сами в церкви божией
Вы за душу мою, душу грешную!
Сам поединок Калашникова и Киребеевича описан в фольклорных тонах, как бой двух богатырей. Сначала сила была на стороне опричника, но русский богатырь собрался с духом и решил биться «за правду» до последнего. Он выходит победителем и, тем самым, вызывает гнев царя.
Интересно, что перед Иваном Грозным Калашников держится с большим достоинством. Он признает Грозного царем, испытывает к нему уважение, но не заискивает и не просит пощады. Калашников смело говорит Ивану Грозному, что он убил Киребеевича по своей воле, но причину, по какой он это сделал, скажет только Богу.
Калашников готов к смерти: он выполнил свой долг. Поэтому он открыто говорит царю, чтобы тот его казнил. А после Степан Парамонович просит не оставить царской милостью его семью: жену, детей и братьев. Иван Грозный почувствовал уважение к герою. Он пообещал не оставить семью Калашникова своей заботой.
Калашникова казнили лютой и позорной смертью. Даже похоронили героя не по-христиански: «На чистом поле промеж трех дорог». Но в народной памяти Степан Парамонович остался героем. Проходя мимо его «безымянной могилки», «стар человек – перекрестится», «молодец – приосанится», «девица – пригорюнится», «пройдут гусляры – споют песенку».
Купец Калашников – это воплощение лучших черт русского народа. Он честен, полон достоинства, справедлив, смел. Ради своего рода, своего народа этот русский богатырь готов на все. И смерть он принимает достойно, как и положено по-настоящему мужественному человеку.
Таким образом, основной конфликт произведения – это конфликт между добром и злом.
«
1
2
»
«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» была написана М.Ю. Лермонтовым в 1837 году. Разочаровавшись в своей современности, писатель обращается «ко временам далеким». В «Песне» Лермонтов описывает события, происходящие во времена Ивана Грозного. По мнению поэта, в то время еще существовали честные и порядочные люди, действовали представления о долге, чести, благородстве.
«Песня про купца Калашникова» – произведение романтическое. Его основной конфликт можно определить, на мой взгляд, как борьбу добра и зла.
Герои песни четко разделены на две противоположные группы. Иван Грозный и его опричник Киребеевич олицетворяют собой злую силу, несправедливость, огромное горе. Им противостоит «молодой купец» Степан Парамонович Калашников со своей семьей, олицетворяющей нравственные устои русского народа, его силу и удаль.
В поэме образ Калашникова разрастается, получает даже символическое звучание. Это – русский богатырь, защищающий не только свою жену и свое честное имя, но и весь русский православный народ от злых сил.
Опричник Ивана Грозного, Киребеевич, несет в себе иноземную, темную, чужую силу. Он влюбляется в жену Калашникова. Киребеевич не привык отступать ни перед чем. Для него ничего не значит то, что Алена Дмитриевна – замужняя женщина, дававшая клятву верности своему мужу перед Богом. Киребеевич подстерегает красавицу и объясняется ей в любви:
И ласкал он меня, цаловал меня;
На щеках моих и теперь горят,
Живым пламенем разливаются
Поцалуи его окаянные…
А смотрели в калитку соседушки,
Смеючись, на нас пальцем показывали…
Алена Дмитриевна рассказывает мужу о мерзком поступке Киребеевича. Калашников, конечно же, не мог потерпеть такого оскорбления своей жены, своего доброго имени, своей чести.
Протестуя, он прекрасно понимает, что выступает против царя. Ведь Киребеевич – любимый слуга Ивана Грозного. Но Калашников не боится смерти. Гораздо важнее для него защитить свой род, восстановить справедливость.
Герой знает, что в любом случае он будет казнен. Его последние мысли – о своей жене, о товарищах, о Боге:
Поклонитесь от меня Алене Дмитревне,
Закажите ей меньше печалиться,
Про меня моим детушкам не сказывать;
Поклонитесь дому родительскому,
Поклонитесь всем нашим товарищам,
Помолитесь сами в церкви божией
Вы за душу мою, душу грешную!
Сам поединок Калашникова и Киребеевича описан в фольклорных тонах, как бой двух богатырей. Сначала сила была на стороне опричника, но русский богатырь собрался с духом и решил биться «за правду» до последнего. Он выходит победителем и, тем самым, вызывает гнев царя.
Интересно, что перед Иваном Грозным Калашников держится с большим достоинством. Он признает Грозного царем, испытывает к нему уважение, но не заискивает и не просит пощады. Калашников смело говорит Ивану Грозному, что он убил Киребеевича по своей воле, но причину, по какой он это сделал, скажет только Богу.
Калашников готов к смерти: он выполнил свой долг. Поэтому он открыто говорит царю, чтобы тот его казнил. А после Степан Парамонович просит не оставить царской милостью его семью: жену, детей и братьев. Иван Грозный почувствовал уважение к герою. Он пообещал не оставить семью Калашникова своей заботой.
Калашникова казнили лютой и позорной смертью. Даже похоронили героя не по-христиански: «На чистом поле промеж трех дорог». Но в народной памяти Степан Парамонович остался героем. Проходя мимо его «безымянной могилки», «стар человек – перекрестится», «молодец – приосанится», «девица – пригорюнится», «пройдут гусляры – споют песенку».
Купец Калашников – это воплощение лучших черт русского народа. Он честен, полон достоинства, справедлив, смел. Ради своего рода, своего народа этот русский богатырь готов на все. И смерть он принимает достойно, как и положено по-настоящему мужественному человеку.
Таким образом, основной конфликт произведения – это конфликт между добром и злом. Как в типичном романтическом произведении, фактически победу здесь одерживает зло: Калашников казнен за свою победу над Киребеевичем. Но, по сути, победа остается за молодым купцом, ведь на его стороне нравственная победа.
«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» была написана М. Ю. Лермонтовым в 1837 году. Разочаровавшись в своей современности, писатель обращается «ко временам далеким». В «Песне» Лермонтов описывает события, происходящие во времена Ивана Грозного. По мнению поэта, в то время еще существовали честные и порядочные люди, действовали представления о долге, чести, благородстве.
«Песня про купца Калашникова» — произведение романтическое. Его основной конфликт можно определить, на мой взгляд, как борьбу добра и зла.
Герои песни четко разделены на две противоположные группы. Иван Грозный и его опричник Киребеевич олицетворяют собой злую силу, несправедливость, огромное горе. Им противостоит «молодой купец» Степан Парамонович Калашников со своей семьей, олицетворяющей нравственные устои русского народа, его силу и удаль.
В поэме образ Калашникова разрастается, получает даже символическое звучание. Это — русский богатырь, защищающий не только свою жену и свое честное имя, но и весь русский православный народ от злых сил.
Опричник Ивана Грозного, Киребеевич, несет в себе иноземную, темную, чужую силу. Он влюбляется в жену Калашникова. Киребеевич не привык отступать ни перед чем. Для него ничего не значит то, что Алена Дмитриевна — замужняя женщина, дававшая клятву верности своему мужу перед Богом. Киребеевич подстерегает красавицу и объясняется ей в любви:
И ласкал он меня, цаловал меня;
На щеках моих и теперь горят,
Живым пламенем разливаются
Поцалуи его окаянные…
А смотрели в калитку соседушки,
Смеючись, на нас пальцем показывали…
Алена Дмитриевна рассказывает мужу о мерзком поступке Киребеевича. Калашников, конечно же, не мог потерпеть такого оскорбления своей жены, своего доброго имени, своей чести.
Протестуя, он прекрасно понимает, что выступает против царя. Ведь Киребеевич — любимый слуга Ивана Грозного. Но Калашников не боится смерти. Гораздо важнее для него защитить свой род, восстановить справедливость.
Герой знает, что в любом случае он будет казнен. Его последние мысли — о своей жене, о товарищах, о Боге:
Поклонитесь от меня Алене Дмитревне,
Закажите ей меньше печалиться,
Про меня моим детушкам не сказывать;
Поклонитесь дому родительскому,
Поклонитесь всем нашим товарищам,
Помолитесь сами в церкви божией
Вы за душу мою, душу грешную!
Сам поединок Калашникова и Киребеевича описан в фольклорных тонах, как бой двух богатырей. Сначала сила была на стороне опричника, но русский богатырь собрался с духом и решил биться «за правду» до последнего. Он выходит победителем и, тем самым, вызывает гнев царя.
Интересно, что перед Иваном Грозным Калашников держится с большим достоинством. Он признает Грозного царем, испытывает к нему уважение, но не заискивает и не просит пощады. Калашников смело говорит Ивану Грозному, что он убил Киребеевича по своей воле, но причину, по какой он это сделал, скажет только Богу.
Калашников готов к смерти: он выполнил свой долг. Поэтому он открыто говорит царю, чтобы тот его казнил. А после Степан Парамонович просит не оставить царской милостью его семью: жену, детей и братьев. Иван Грозный почувствовал уважение к герою. Он пообещал не оставить семью Калашникова своей заботой.
Калашникова казнили лютой и позорной смертью. Даже похоронили героя не по-христиански: «На чистом поле промеж трех дорог». Но в народной памяти Степан Парамонович остался героем. Проходя мимо его «безымянной могилки», «стар человек — перекрестится», «молодец — приосанится», «девица — пригорюнится», «пройдут гусляры — споют песенку».
Купец Калашников — это воплощение лучших черт русского народа. Он честен, полон достоинства, справедлив, смел. Ради своего рода, своего народа этот русский богатырь готов на все. И смерть он принимает достойно, как и положено по-настоящему мужественному человеку.
Таким образом, основной конфликт произведения — это конфликт между добром и злом. Как в типичном романтическом произведении, фактически победу здесь одерживает зло: Калашников казнен за свою победу над Киребеевичем. Но, по сути, победа остается за молодым купцом, ведь на его стороне нравственная победа.
«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» была написана М. Ю. Лермонтовым в 1837 году. Разочаровавшись в своей современности, писатель обращается «ко временам далеким». В «Песне» Лермонтов описывает события, происходящие во времена Ивана Грозного. По мнению поэта, в то время еще существовали честные и порядочные люди, действовали представления о долге, чести, благородстве.
«Песня про купца Калашникова» — произведение романтическое. Его основной конфликт можно определить, на мой взгляд, как борьбу добра и зла.
Герои песни четко разделены на две противоположные группы. Иван Грозный и его опричник Киребеевич олицетворяют собой злую силу, несправедливость, огромное горе. Им противостоит «молодой купец» Степан Парамонович Калашников со своей семьей, олицетворяющей нравственные устои русского народа, его силу и удаль.
В поэме образ Калашникова разрастается, получает даже символическое звучание. Это — русский богатырь, защищающий не только свою жену и свое честное имя, но и весь русский православный народ от злых сил.
Опричник Ивана Грозного, Киребеевич, несет в себе иноземную, темную, чужую силу. Он влюбляется в жену Калашникова. Киребеевич не привык отступать ни перед чем. Для него ничего не значит то, что Алена Дмитриевна — замужняя женщина, дававшая клятву верности своему мужу перед Богом. Киребеевич подстерегает красавицу и объясняется ей в любви:
И ласкал он меня, цаловал меня;
На щеках моих и теперь горят,
Живым пламенем разливаются
Поцалуи его окаянные…
А смотрели в калитку соседушки,
Смеючись, на нас пальцем показывали…
Алена Дмитриевна рассказывает мужу о мерзком поступке Киребеевича. Калашников, конечно же, не мог потерпеть такого оскорбления своей жены, своего доброго имени, своей чести.
Протестуя, он прекрасно понимает, что выступает против царя. Ведь Киребеевич — любимый слуга Ивана Грозного. Но Калашников не боится смерти. Гораздо важнее для него защитить свой род, восстановить справедливость.
Герой знает, что в любом случае он будет казнен. Его последние мысли — о своей жене, о товарищах, о Боге:
Поклонитесь от меня Алене Дмитревне,
Закажите ей меньше печалиться,
Про меня моим детушкам не сказывать;
Поклонитесь дому родительскому,
Поклонитесь всем нашим товарищам,
Помолитесь сами в церкви божией
Вы за душу мою, душу грешную!
Сам поединок Калашникова и Киребеевича описан в фольклорных тонах, как бой двух богатырей. Сначала сила была на стороне опричника, но русский богатырь собрался с духом и решил биться «за правду» до последнего. Он выходит победителем и, тем самым, вызывает гнев царя.
Интересно, что перед Иваном Грозным Калашников держится с большим достоинством. Он признает Грозного царем, испытывает к нему уважение, но не заискивает и не просит пощады. Калашников смело говорит Ивану Грозному, что он убил Киребеевича по своей воле, но причину, по какой он это сделал, скажет только Богу.
Калашников готов к смерти: он выполнил свой долг. Поэтому он открыто говорит царю, чтобы тот его казнил. А после Степан Парамонович просит не оставить царской милостью его семью: жену, детей и братьев. Иван Грозный почувствовал уважение к герою. Он пообещал не оставить семью Калашникова своей заботой.
Калашникова казнили лютой и позорной смертью. Даже похоронили героя не по-христиански: «На чистом поле промеж трех дорог». Но в народной памяти Степан Парамонович остался героем. Проходя мимо его «безымянной могилки», «стар человек — перекрестится», «молодец — приосанится», «девица — пригорюнится», «пройдут гусляры — споют песенку».
Купец Калашников — это воплощение лучших черт русского народа. Он честен, полон достоинства, справедлив, смел. Ради своего рода, своего народа этот русский богатырь готов на все. И смерть он принимает достойно, как и положено по-настоящему мужественному человеку.
Таким образом, основной конфликт произведения — это конфликт между добром и злом. Как в типичном романтическом произведении, фактически победу здесь одерживает зло: Калашников казнен за свою победу над Киребеевичем. Но, по сути, победа остается за молодым купцом, ведь на его стороне нравственная победа.
Нравственный конфликт. Для того чтобы понять суть и истоки нравственного конфликта опричника Кирибеевича и купца Степана Калашникова, необходимо совершить экскурс в историю. Каков опричник Кирибеевич? Каков он в лице царя Ивана Грозного? «Удалой боец, буйный молодец…» «… очи темные, широка грудь…» Опричники — это особая категория людей в эпоху правления Ивана Грозного. Они пользовались правом безнаказанности, вседозволенности. Для них не существовало никаких запретов, в том числе и нравственных. Нет сомнения втом, что Кирибеевич полюбил жену купца Калашникова Алену Дмитриевну. Но имел ли он право нарушать святость брака? П оразительно то, что он не ожидал отказа от замужней женщины, для которой нормы нравственности, жизни — святы.
Иное дело — купец Степан Калашников. «И жил я по закону Господнему: не позорил я чужой жены, не разбойничал ночью темною…»
Степан Калашников борется за честь свою и своей семьи, за честь народа — недаром он поклонился всему народу русскому, подчеркивая этим, что народ должен уметь постоять за себя. Смысл противостояния соперников: честь против бесчестия, человеческое достоинство против произвола. Кирибеевич, увидя противника, понял его превосходство над собой, поэтому-то «бойки очи его затуманились», на устах «слово замерло» и мороз пробежал по спине. А Степан Калашников вышел на страшный бой, чтобы «постоять за правду до последнего». Несмотря на гибель Степана Парамоновича нравственная победа на его стороне.
«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» была написана М.Ю. Лермонтовым в 1837 году. Разочаровавшись в своей современности, писатель обращается «ко временам далеким». В «Песне» Лермонтов описывает события, происходящие во времена Ивана Грозного. По мнению поэта, в то время еще существовали честные и порядочные люди, действовали представления о долге, чести, благородстве.
«Песня про купца Калашникова» – произведение романтическое. Его основной конфликт можно определить, на мой взгляд, как борьбу добра и зла.
Герои песни четко разделены на две противоположные группы. Иван Грозный и его опричник Киребеевич олицетворяют собой злую силу, несправедливость, огромное горе. Им противостоит «молодой купец» Степан Парамонович Калашников со своей семьей, олицетворяющей нравственные устои русского народа, его силу и удаль.
В поэме образ Калашникова разрастается, получает даже символическое звучание. Это – русский богатырь, защищающий не только свою жену и свое честное имя, но и весь русский православный народ от злых сил.
Опричник Ивана Грозного, Киребеевич, несет в себе иноземную, темную, чужую силу. Он влюбляется в жену Калашникова. Киребеевич не привык отступать ни перед чем. Для него ничего не значит то, что Алена Дмитриевна – замужняя женщина, дававшая клятву верности своему мужу перед Богом. Киребеевич подстерегает красавицу и объясняется ей в любви:
И ласкал он меня, цаловал меня;
На щеках моих и теперь горят,
Живым пламенем разливаются
Поцалуи его окаянные…
А смотрели в калитку соседушки,
Смеючись, на нас пальцем показывали…
Алена Дмитриевна рассказывает мужу о мерзком поступке Киребеевича. Калашников, конечно же, не мог потерпеть такого оскорбления своей жены, своего доброго имени, своей чести.
Протестуя, он прекрасно понимает, что выступает против царя. Ведь Киребеевич – любимый слуга Ивана Грозного. Но Калашников не боится смерти. Гораздо важнее для него защитить свой род, восстановить справедливость.
Герой знает, что в любом случае он будет казнен. Его последние мысли – о своей жене, о товарищах, о Боге:
Поклонитесь от меня Алене Дмитревне,
Закажите ей меньше печалиться,
Про меня моим детушкам не сказывать;
Поклонитесь дому родительскому,
Поклонитесь всем нашим товарищам,
Помолитесь сами в церкви божией
Вы за душу мою, душу грешную!
Сам поединок Калашникова и Киребеевича описан в фольклорных тонах, как бой двух богатырей. Сначала сила была на стороне опричника, но русский богатырь собрался с духом и решил биться «за правду» до последнего. Он выходит победителем и, тем самым, вызывает гнев царя.
Интересно, что перед Иваном Грозным Калашников держится с большим достоинством. Он признает Грозного царем, испытывает к нему уважение, но не заискивает и не просит пощады. Калашников смело говорит Ивану Грозному, что он убил Киребеевича по своей воле, но причину, по какой он это сделал, скажет только Богу.
Калашников готов к смерти: он выполнил свой долг. Поэтому он открыто говорит царю, чтобы тот его казнил. А после Степан Парамонович просит не оставить царской милостью его семью: жену, детей и братьев. Иван Грозный почувствовал уважение к герою. Он пообещал не оставить семью Калашникова своей заботой.
Калашникова казнили лютой и позорной смертью. Даже похоронили героя не по-христиански: «На чистом поле промеж трех дорог». Но в народной памяти Степан Парамонович остался героем. Проходя мимо его «безымянной могилки», «стар человек – перекрестится», «молодец – приосанится», «девица – пригорюнится», «пройдут гусляры – споют песенку».
Купец Калашников – это воплощение лучших черт русского народа. Он честен, полон достоинства, справедлив, смел. Ради своего рода, своего народа этот русский богатырь готов на все. И смерть он принимает достойно, как и положено по-настоящему мужественному человеку.
Таким образом, основной конфликт произведения – это конфликт между добром и злом. Как в типичном романтическом произведении, фактически победу здесь одерживает зло: Калашников казнен за свою победу над Киребеевичем. Но, по сути, победа остается за молодым купцом, ведь на его стороне нравственная победа.
< Предыдущая Следующая >
Я всякую беду согласен перенесть,
Но я не соглашусь, чтоб пострадала честь.
П. Корнель
В чем заключается нравственный конфликт. На протяжении всего своего творчества М. Ю. Лермонтов ставит проблему деятеля, проблему положительного героя. Среди современников поэт не находил такого героя, поэтому он обращался к историческому прошлому России, где такие герои были.
В «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» Лермонтов показывает грозную эпоху царя Ивана IV. Именно здесь поэт находит положительного героя, образец для подражания — Степана Калашникова.
Точная дата написания М. Ю. Лермонтовым этой поэмы не установлена. По воспоминаниям А. А. Кра- евского, издателя и журналиста, Лермонтов «набросал ее от скуки, чтобы развлечься во время болезни, не позволяющей ему выходить из комнаты». Сюжет произведения основывается на материале русского средневековья. Вполне вероятно, что в основу поэмы положен один из конфликтов, описанных в «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина. В числе прочих ситуаций Карамзин повествует о случае казни чиновника Мясоеда Вислого, чья красавица жена была обесчещена опричниками.
Тот же конфликт мы видим и в произведении Лермонтова. Опричник, любимец царя, влюбляется в чужую жену и на глазах у «всего честного люда» проявляет свою страсть, пытается склонить честную женщину к измене. Опричник Кирибеевич влюблен в купеческую дочь, красавицу Алену Дмитриевну. Он признается царю в том, что причина его тоски — любовь.
Как увижу ее, я и сам не свой:
Опускаются руки сильные,
Помрачаются очи бойкие…
Однако опричник не сказал царю, что Алена Дмитриевна уже повенчана с молодым купцом Калашниковым.
Произошедшее далее мы узнаем из рассказа Алены Дмитриевны. Она говорит своему мужу, что, когда она возвращалась из церкви, ее догнал человек, схватил за руки, назвался слугой царя Кирибеевичем, сулил богатства, уговаривал:
И ласкал он меня, цаловал меня;
На щеках моих и теперь горят,
Живым пламенем разливаются
Поцелуи его окаянные…
А смотрели в калитку соседушки,
Смеючись, на нас пальцем показывали…
Алена Дмитриевна вырвалась и убежала домой. Плача, она просит мужа: «Ты не дай меня, свою верную жену, / Злым огульникам на поругание! / На кого, кроме тебя, мне надеяться?»
В глазах общества времен Ивана Грозного такой поступок попирает честь семьи Калашниковых. Это прекрасно понимает сам купец, и он даже не оставляет для себя выбора: жизнь или отмщецие. Опозоренный муж посылает ночью за двумя своими младшими братьями. Степан Парамонович собирается драться насмерть с Кирибеевичем на кулачном бою при царе, а в случае своей смерти просит братьев отомстить за жену и за себя. Братья его поддерживают. Купец на кулачном бою вызывает Кирибе- евича:
К тебе вышел теперь, басурманский сын, —
Вышел я на страшный бой, на последний бой!
Калашников ударом в висок убивает своего ненавистника. Иван Васильевич в гневе приказывает привести купца и спрашивает у него, с умыслом убил он слугу царского или нет. Калашников отвечает, что убил с умыслом, но за что, не говорит.
А за что, про что — не скажу тебе,
Скажу только Богу единому.
Царь приказывает за ответ по совести пожаловать из казны жену и детей Калашникова, его братьям дает разрешение торговать беспошлинно по всему царству русскому, а самому купцу приказывает идти на «высокое место лобное».
Не задумываясь, Калашников жертвует собою ради восстановления доброго имени своего и своей жены. Калашников — человек высоких нравственных принципов. Он не стал искать окольных путей.
Позор, обиду, нанесенную его чести, он решает смыть кровью. Купец так говорит о себе, отвечая опричнику:
…А родился я от честного отца,
И жил по закону Господнему:
Не позорил я чужой жены…
Калашников — цельный человек, способный отстоять свои принципы. Он мог бы уступить царю и избежать смерти, но для него честь семьи оказалась дороже. Он не смог стерпеть позора, и это приводит его к смерти. Но при этом Калашников остается победителем.
читать похожие:
Удалой купец Калашников (по «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова)
Сравнительная характеристика Калашникова и Кирибеевича («Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова)
Фольклорные мотивы в «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова
Нравственный конфликт в «Песне про… удалого купца Калашникова»