Сочинение на тему основной конфликт купца калашникова

10 вариантов

  1. Узнав о ярых приставаниях опричника к своей жене, Калашников возмутился до глубины души. Он и его семья были унижены. По этой причине, Калашников бросает вызов Кирибеевичу, хотя изначально знает, что будет казнен царем за такую вольность. Но, не страшат удалого купца мысли о смерти, ведь затронута его честь и достоинство.
    Бой двух героев можно сравнить со сражением двух богатырей. В начале боя Калашников претерпевал поражение, однако потом, собравшись духом, смог победить своего соперника. Царь Иван Грозный был в ярости, ведь он потерял своего любимого помощника. Степан Парамонович заранее зная о своей казни, кланяется и прощается с народом, с окружающими его людьми. Он мыслит о своей прекрасной супруге, о детишках. Однако, совершенно не жалеет о содеянном. Он выступил в качестве щита, который сохранил честь и достоинство простого человека, истинного выходца из народа русского. Калашников не побоялся смерти, ведь семья, родные и близкие намного важнее этого.
    После боя, удалой купец вел себя достойно, спокойно и ровно. Царь оценил его поведение, а также подметил то уважение, с которым купец обращался к Ивану Грозному. По этой причине, царь пообещал помиловать семью купца, не оставить ее в беде.
    Смерть Калашникова была жестокой и страшной. Похоронили его в поле, без всяких обычаев христианских. И любой, кто проходил мимо, мог на мгновение загрустить и задуматься.
    Я считаю, что основным конфликтом «Песни про царя Ивана Васильевича…» является противостояние хорошего и плохого, доброго и злого, справедливого и лицемерного. Кирибеевич был наказан по заслугам. Смерть стала лучшим уроком для него. А вот Степан Калашников принял вызов судьбы ради защиты своей семьи, ради уважения ко всему народу русскому. Он сделал благородный и достойный поступок.

  2. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» была написана М. Ю. Лермонтовым в 1837 году. Разочаровавшись в своей современности, писатель обращается «ко временам далеким». В «Песне» Лермонтов описывает события, происходящие во времена Ивана Грозного. По мнению поэта, в то время еще существовали честные и порядочные люди, действовали представления о долге, чести, благородстве.
    «Песня про купца Калашникова» – произведение романтическое. Его основной конфликт можно определить, на мой взгляд, как борьбу добра и зла.
    Герои песни четко разделены на две противоположные группы. Иван Грозный и его опричник Киребеевич олицетворяют собой злую силу, несправедливость, огромное горе. Им противостоит «молодой купец» Степан Парамонович Калашников со своей семьей, олицетворяющей нравственные устои русского народа, его силу и удаль.
    В поэме образ Калашникова разрастается, получает даже символическое звучание. Это – русский богатырь, защищающий не только свою жену и свое честное имя, но и весь русский православный народ от злых сил.
    Опричник Ивана Грозного, Киребеевич, несет в себе иноземную, темную, чужую силу. Он влюбляется в жену Калашникова. Киребеевич не привык отступать ни перед чем. Для него ничего не значит то, что Алена Дмитриевна – замужняя женщина, дававшая клятву верности своему мужу перед Богом. Киребеевич подстерегает красавицу и объясняется ей в любви:
    И ласкал он меня, цаловал меня;
    На щеках моих и теперь горят,
    Живым пламенем разливаются
    Поцалуи его окаянные. . .
    А смотрели в калитку соседушки,
    Смеючись, на нас пальцем показывали. . .
    Алена Дмитриевна рассказывает мужу о мерзком поступке Киребеевича. Калашников, конечно же, не мог потерпеть такого оскорбления своей жены, своего доброго имени, своей чести.
    Протестуя, он прекрасно понимает, что выступает против царя. Ведь Киребеевич – любимый слуга Ивана Грозного. Но Калашников не боится смерти. Гораздо важнее для него защитить свой род, восстановить справедливость.
    Герой знает, что в любом случае он будет казнен. Его последние мысли – о своей жене, о товарищах, о Боге:
    Поклонитесь от меня Алене Дмитревне,
    Закажите ей меньше печалиться,
    Про меня моим детушкам не сказывать;
    Поклонитесь дому родительскому,
    Поклонитесь всем нашим товарищам,
    Помолитесь сами в церкви божией
    Вы за душу мою, душу грешную!
    Сам поединок Калашникова и Киребеевича описан в фольклорных тонах, как бой двух богатырей. Сначала сила была на стороне опричника, но русский богатырь собрался с духом и решил биться «за правду» до последнего. Он выходит победителем и, тем самым, вызывает гнев царя.
    Интересно, что перед Иваном Грозным Калашников держится с большим достоинством. Он признает Грозного царем, испытывает к нему уважение, но не заискивает и не просит пощады. Калашников смело говорит Ивану Грозному, что он убил Киребеевича по своей воле, но причину, по какой он это сделал, скажет только Богу.
    Калашников готов к смерти: он выполнил свой долг. Поэтому он открыто говорит царю, чтобы тот его казнил. А после Степан Парамонович просит не оставить царской милостью его семью: жену, детей и братьев. Иван Грозный почувствовал уважение к герою. Он пообещал не оставить семью Калашникова своей заботой.
    Калашникова казнили лютой и позорной смертью. Даже похоронили героя не по-христиански: «На чистом поле промеж трех дорог». Но в народной памяти Степан Парамонович остался героем. Проходя мимо его «безымянной могилки», «стар человек – перекрестится», «молодец – приосанится», «девица – пригорюнится», «пройдут гусляры – споют песенку».
    Купец Калашников – это воплощение лучших черт русского народа. Он честен, полон достоинства, справедлив, смел. Ради своего рода, своего народа этот русский богатырь готов на все. И смерть он принимает достойно, как и положено по-настоящему мужественному человеку.
    Таким образом, основной конфликт произведения – это конфликт между добром и злом.
    «
    1
    2
    »

  3. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» была написана М.Ю. Лермонтовым в 1837 году. Разочаровавшись в своей современности, писатель обращается «ко временам далеким». В «Песне» Лермонтов описывает события, происходящие во времена Ивана Грозного. По мнению поэта, в то время еще существовали честные и порядочные люди, действовали представления о долге, чести, благородстве.
    «Песня про купца Калашникова» – произведение романтическое. Его основной конфликт можно определить, на мой взгляд, как борьбу добра и зла.
    Герои песни четко разделены на две противоположные группы. Иван Грозный и его опричник Киребеевич олицетворяют собой злую силу, несправедливость, огромное горе. Им противостоит «молодой купец» Степан Парамонович Калашников со своей семьей, олицетворяющей нравственные устои русского народа, его силу и удаль.
    В поэме образ Калашникова разрастается, получает даже символическое звучание. Это – русский богатырь, защищающий не только свою жену и свое честное имя, но и весь русский православный народ от злых сил.
    Опричник Ивана Грозного, Киребеевич, несет в себе иноземную, темную, чужую силу. Он влюбляется в жену Калашникова. Киребеевич не привык отступать ни перед чем. Для него ничего не значит то, что Алена Дмитриевна – замужняя женщина, дававшая клятву верности своему мужу перед Богом. Киребеевич подстерегает красавицу и объясняется ей в любви:
    И ласкал он меня, цаловал меня;
    На щеках моих и теперь горят,
    Живым пламенем разливаются
    Поцалуи его окаянные…
    А смотрели в калитку соседушки,
    Смеючись, на нас пальцем показывали…
    Алена Дмитриевна рассказывает мужу о мерзком поступке Киребеевича. Калашников, конечно же, не мог потерпеть такого оскорбления своей жены, своего доброго имени, своей чести.
    Протестуя, он прекрасно понимает, что выступает против царя. Ведь Киребеевич – любимый слуга Ивана Грозного. Но Калашников не боится смерти. Гораздо важнее для него защитить свой род, восстановить справедливость.
    Герой знает, что в любом случае он будет казнен. Его последние мысли – о своей жене, о товарищах, о Боге:
    Поклонитесь от меня Алене Дмитревне,
    Закажите ей меньше печалиться,
    Про меня моим детушкам не сказывать;
    Поклонитесь дому родительскому,
    Поклонитесь всем нашим товарищам,
    Помолитесь сами в церкви божией
    Вы за душу мою, душу грешную!
    Сам поединок Калашникова и Киребеевича описан в фольклорных тонах, как бой двух богатырей. Сначала сила была на стороне опричника, но русский богатырь собрался с духом и решил биться «за правду» до последнего. Он выходит победителем и, тем самым, вызывает гнев царя.
    Интересно, что перед Иваном Грозным Калашников держится с большим достоинством. Он признает Грозного царем, испытывает к нему уважение, но не заискивает и не просит пощады. Калашников смело говорит Ивану Грозному, что он убил Киребеевича по своей воле, но причину, по какой он это сделал, скажет только Богу.
    Калашников готов к смерти: он выполнил свой долг. Поэтому он открыто говорит царю, чтобы тот его казнил. А после Степан Парамонович просит не оставить царской милостью его семью: жену, детей и братьев. Иван Грозный почувствовал уважение к герою. Он пообещал не оставить семью Калашникова своей заботой.
    Калашникова казнили лютой и позорной смертью. Даже похоронили героя не по-христиански: «На чистом поле промеж трех дорог». Но в народной памяти Степан Парамонович остался героем. Проходя мимо его «безымянной могилки», «стар человек – перекрестится», «молодец – приосанится», «девица – пригорюнится», «пройдут гусляры – споют песенку».
    Купец Калашников – это воплощение лучших черт русского народа. Он честен, полон достоинства, справедлив, смел. Ради своего рода, своего народа этот русский богатырь готов на все. И смерть он принимает достойно, как и положено по-настоящему мужественному человеку.
    Таким образом, основной конфликт произведения – это конфликт между добром и злом. Как в типичном романтическом произведении, фактически победу здесь одерживает зло: Калашников казнен за свою победу над Киребеевичем. Но, по сути, победа остается за молодым купцом, ведь на его стороне нравственная победа.

  4. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» была написана М. Ю. Лермонтовым в 1837 году. Разочаровавшись в своей современности, писатель обращается «ко временам далеким». В «Песне» Лермонтов описывает события, происходящие во времена Ивана Грозного. По мнению поэта, в то время еще существовали честные и порядочные люди, действовали представления о долге, чести, благородстве.
    «Песня про купца Калашникова» — произведение романтическое. Его основной конфликт можно определить, на мой взгляд, как борьбу добра и зла.
    Герои песни четко разделены на две противоположные группы. Иван Грозный и его опричник Киребеевич олицетворяют собой злую силу, несправедливость, огромное горе. Им противостоит «молодой купец» Степан Парамонович Калашников со своей семьей, олицетворяющей нравственные устои русского народа, его силу и удаль.
    В поэме образ Калашникова разрастается, получает даже символическое звучание. Это — русский богатырь, защищающий не только свою жену и свое честное имя, но и весь русский православный народ от злых сил.
    Опричник Ивана Грозного, Киребеевич, несет в себе иноземную, темную, чужую силу. Он влюбляется в жену Калашникова. Киребеевич не привык отступать ни перед чем. Для него ничего не значит то, что Алена Дмитриевна — замужняя женщина, дававшая клятву верности своему мужу перед Богом. Киребеевич подстерегает красавицу и объясняется ей в любви:
    И ласкал он меня, цаловал меня;
    На щеках моих и теперь горят,
    Живым пламенем разливаются
    Поцалуи его окаянные…
    А смотрели в калитку соседушки,
    Смеючись, на нас пальцем показывали…
    Алена Дмитриевна рассказывает мужу о мерзком поступке Киребеевича. Калашников, конечно же, не мог потерпеть такого оскорбления своей жены, своего доброго имени, своей чести.
    Протестуя, он прекрасно понимает, что выступает против царя. Ведь Киребеевич — любимый слуга Ивана Грозного. Но Калашников не боится смерти. Гораздо важнее для него защитить свой род, восстановить справедливость.
    Герой знает, что в любом случае он будет казнен. Его последние мысли — о своей жене, о товарищах, о Боге:
    Поклонитесь от меня Алене Дмитревне,
    Закажите ей меньше печалиться,
    Про меня моим детушкам не сказывать;
    Поклонитесь дому родительскому,
    Поклонитесь всем нашим товарищам,
    Помолитесь сами в церкви божией
    Вы за душу мою, душу грешную!
    Сам поединок Калашникова и Киребеевича описан в фольклорных тонах, как бой двух богатырей. Сначала сила была на стороне опричника, но русский богатырь собрался с духом и решил биться «за правду» до последнего. Он выходит победителем и, тем самым, вызывает гнев царя.
    Интересно, что перед Иваном Грозным Калашников держится с большим достоинством. Он признает Грозного царем, испытывает к нему уважение, но не заискивает и не просит пощады. Калашников смело говорит Ивану Грозному, что он убил Киребеевича по своей воле, но причину, по какой он это сделал, скажет только Богу.
    Калашников готов к смерти: он выполнил свой долг. Поэтому он открыто говорит царю, чтобы тот его казнил. А после Степан Парамонович просит не оставить царской милостью его семью: жену, детей и братьев. Иван Грозный почувствовал уважение к герою. Он пообещал не оставить семью Калашникова своей заботой.
    Калашникова казнили лютой и позорной смертью. Даже похоронили героя не по-христиански: «На чистом поле промеж трех дорог». Но в народной памяти Степан Парамонович остался героем. Проходя мимо его «безымянной могилки», «стар человек — перекрестится», «молодец — приосанится», «девица — пригорюнится», «пройдут гусляры — споют песенку».
    Купец Калашников — это воплощение лучших черт русского народа. Он честен, полон достоинства, справедлив, смел. Ради своего рода, своего народа этот русский богатырь готов на все. И смерть он принимает достойно, как и положено по-настоящему мужественному человеку.
    Таким образом, основной конфликт произведения — это конфликт между добром и злом. Как в типичном романтическом произведении, фактически победу здесь одерживает зло: Калашников казнен за свою победу над Киребеевичем. Но, по сути, победа остается за молодым купцом, ведь на его стороне нравственная победа.

  5. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» была написана М. Ю. Лермонтовым в 1837 году. Разочаровавшись в своей современности, писатель обращается «ко временам далеким». В «Песне» Лермонтов описывает события, происходящие во времена Ивана Грозного. По мнению поэта, в то время еще существовали честные и порядочные люди, действовали представления о долге, чести, благородстве.
    «Песня про купца Калашникова» — произведение романтическое. Его основной конфликт можно определить, на мой взгляд, как борьбу добра и зла.
    Герои песни четко разделены на две противоположные группы. Иван Грозный и его опричник Киребеевич олицетворяют собой злую силу, несправедливость, огромное горе. Им противостоит «молодой купец» Степан Парамонович Калашников со своей семьей, олицетворяющей нравственные устои русского народа, его силу и удаль.
    В поэме образ Калашникова разрастается, получает даже символическое звучание. Это — русский богатырь, защищающий не только свою жену и свое честное имя, но и весь русский православный народ от злых сил.
    Опричник Ивана Грозного, Киребеевич, несет в себе иноземную, темную, чужую силу. Он влюбляется в жену Калашникова. Киребеевич не привык отступать ни перед чем. Для него ничего не значит то, что Алена Дмитриевна — замужняя женщина, дававшая клятву верности своему мужу перед Богом. Киребеевич подстерегает красавицу и объясняется ей в любви:
    И ласкал он меня, цаловал меня;
    На щеках моих и теперь горят,
    Живым пламенем разливаются
    Поцалуи его окаянные…
    А смотрели в калитку соседушки,
    Смеючись, на нас пальцем показывали…
    Алена Дмитриевна рассказывает мужу о мерзком поступке Киребеевича. Калашников, конечно же, не мог потерпеть такого оскорбления своей жены, своего доброго имени, своей чести.
    Протестуя, он прекрасно понимает, что выступает против царя. Ведь Киребеевич — любимый слуга Ивана Грозного. Но Калашников не боится смерти. Гораздо важнее для него защитить свой род, восстановить справедливость.
    Герой знает, что в любом случае он будет казнен. Его последние мысли — о своей жене, о товарищах, о Боге:
    Поклонитесь от меня Алене Дмитревне,
    Закажите ей меньше печалиться,
    Про меня моим детушкам не сказывать;
    Поклонитесь дому родительскому,
    Поклонитесь всем нашим товарищам,
    Помолитесь сами в церкви божией
    Вы за душу мою, душу грешную!
    Сам поединок Калашникова и Киребеевича описан в фольклорных тонах, как бой двух богатырей. Сначала сила была на стороне опричника, но русский богатырь собрался с духом и решил биться «за правду» до последнего. Он выходит победителем и, тем самым, вызывает гнев царя.
    Интересно, что перед Иваном Грозным Калашников держится с большим достоинством. Он признает Грозного царем, испытывает к нему уважение, но не заискивает и не просит пощады. Калашников смело говорит Ивану Грозному, что он убил Киребеевича по своей воле, но причину, по какой он это сделал, скажет только Богу.
    Калашников готов к смерти: он выполнил свой долг. Поэтому он открыто говорит царю, чтобы тот его казнил. А после Степан Парамонович просит не оставить царской милостью его семью: жену, детей и братьев. Иван Грозный почувствовал уважение к герою. Он пообещал не оставить семью Калашникова своей заботой.
    Калашникова казнили лютой и позорной смертью. Даже похоронили героя не по-христиански: «На чистом поле промеж трех дорог». Но в народной памяти Степан Парамонович остался героем. Проходя мимо его «безымянной могилки», «стар человек — перекрестится», «молодец — приосанится», «девица — пригорюнится», «пройдут гусляры — споют песенку».
    Купец Калашников — это воплощение лучших черт русского народа. Он честен, полон достоинства, справедлив, смел. Ради своего рода, своего народа этот русский богатырь готов на все. И смерть он принимает достойно, как и положено по-настоящему мужественному человеку.
    Таким образом, основной конфликт произведения — это конфликт между добром и злом. Как в типичном романтическом произведении, фактически победу здесь одерживает зло: Калашников казнен за свою победу над Киребеевичем. Но, по сути, победа остается за молодым купцом, ведь на его стороне нравственная победа.

  6. Нравственный конфликт. Для того чтобы понять суть и истоки нравственного конфлик­та опричника Кирибеевича и купца Степана Калашникова, необ­ходимо совершить экскурс в историю. Каков опричник Кирибее­вич? Каков он в лице царя Ивана Грозного? «Удалой боец, буйный молодец…» «… очи темные, широка грудь…» Опричники — это особая категория людей в эпоху правления Ивана Грозного. Они пользовались правом безнаказанности, вседозволенности. Для них не существовало никаких запретов, в том числе и нравственных. Нет сомнения втом, что Кирибеевич полюбил жену купца Калаш­никова Алену Дмитриевну. Но имел ли он право нарушать святость брака? П оразительно то, что он не ожидал отказа от замужней жен­щины, для которой нормы нравственности, жизни — святы.
    Иное дело — купец Степан Калашников. «И жил я по закону Господнему: не позорил я чужой жены, не разбойничал ночью тем­ною…»
    Степан Калашников борется за честь свою и своей семьи, за честь народа — недаром он поклонился всему народу русскому, подчеркивая этим, что народ должен уметь постоять за себя. Смысл противостояния соперников: честь против бесчестия, человечес­кое достоинство против произвола. Кирибеевич, увидя противни­ка, понял его превосходство над собой, поэтому-то «бойки очи его затуманились», на устах «слово замерло» и мороз пробежал по спи­не. А Степан Калашников вышел на страшный бой, чтобы «по­стоять за правду до последнего». Несмотря на гибель Степана Па­рамоновича нравственная победа на его стороне.

  7. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» была написана М.Ю. Лермонтовым в 1837 году. Разочаровавшись в своей современности, писатель обращается «ко временам далеким». В «Песне» Лермонтов описывает события, происходящие во времена Ивана Грозного. По мнению поэта, в то время еще существовали честные и порядочные люди, действовали представления о долге, чести, благородстве.
    «Песня про купца Калашникова» – произведение романтическое. Его основной конфликт можно определить, на мой взгляд, как борьбу добра и зла.
    Герои песни четко разделены на две противоположные группы. Иван Грозный и его опричник Киребеевич олицетворяют собой злую силу, несправедливость, огромное горе. Им противостоит «молодой купец» Степан Парамонович Калашников со своей семьей, олицетворяющей нравственные устои русского народа, его силу и удаль.
    В поэме образ Калашникова разрастается, получает даже символическое звучание. Это – русский богатырь, защищающий не только свою жену и свое честное имя, но и весь русский православный народ от злых сил.
    Опричник Ивана Грозного, Киребеевич, несет в себе иноземную, темную, чужую силу. Он влюбляется в жену Калашникова. Киребеевич не привык отступать ни перед чем. Для него ничего не значит то, что Алена Дмитриевна – замужняя женщина, дававшая клятву верности своему мужу перед Богом. Киребеевич подстерегает красавицу и объясняется ей в любви:
    И ласкал он меня, цаловал меня;
    На щеках моих и теперь горят,
    Живым пламенем разливаются
    Поцалуи его окаянные…
    А смотрели в калитку соседушки,
    Смеючись, на нас пальцем показывали…
    Алена Дмитриевна рассказывает мужу о мерзком поступке Киребеевича. Калашников, конечно же, не мог потерпеть такого оскорбления своей жены, своего доброго имени, своей чести.
    Протестуя, он прекрасно понимает, что выступает против царя. Ведь Киребеевич – любимый слуга Ивана Грозного. Но Калашников не боится смерти. Гораздо важнее для него защитить свой род, восстановить справедливость.
    Герой знает, что в любом случае он будет казнен. Его последние мысли – о своей жене, о товарищах, о Боге:
    Поклонитесь от меня Алене Дмитревне,
    Закажите ей меньше печалиться,
    Про меня моим детушкам не сказывать;
    Поклонитесь дому родительскому,
    Поклонитесь всем нашим товарищам,
    Помолитесь сами в церкви божией
    Вы за душу мою, душу грешную!
    Сам поединок Калашникова и Киребеевича описан в фольклорных тонах, как бой двух богатырей. Сначала сила была на стороне опричника, но русский богатырь собрался с духом и решил биться «за правду» до последнего. Он выходит победителем и, тем самым, вызывает гнев царя.
    Интересно, что перед Иваном Грозным Калашников держится с большим достоинством. Он признает Грозного царем, испытывает к нему уважение, но не заискивает и не просит пощады. Калашников смело говорит Ивану Грозному, что он убил Киребеевича по своей воле, но причину, по какой он это сделал, скажет только Богу.
    Калашников готов к смерти: он выполнил свой долг. Поэтому он открыто говорит царю, чтобы тот его казнил. А после Степан Парамонович просит не оставить царской милостью его семью: жену, детей и братьев. Иван Грозный почувствовал уважение к герою. Он пообещал не оставить семью Калашникова своей заботой.
    Калашникова казнили лютой и позорной смертью. Даже похоронили героя не по-христиански: «На чистом поле промеж трех дорог». Но в народной памяти Степан Парамонович остался героем. Проходя мимо его «безымянной могилки», «стар человек – перекрестится», «молодец – приосанится», «девица – пригорюнится», «пройдут гусляры – споют песенку».
    Купец Калашников – это воплощение лучших черт русского народа. Он честен, полон достоинства, справедлив, смел. Ради своего рода, своего народа этот русский богатырь готов на все. И смерть он принимает достойно, как и положено по-настоящему мужественному человеку.
    Таким образом, основной конфликт произведения – это конфликт между добром и злом. Как в типичном романтическом произведении, фактически победу здесь одерживает зло: Калашников казнен за свою победу над Киребеевичем. Но, по сути, победа остается за молодым купцом, ведь на его стороне нравственная победа.
    < Предыдущая Следующая >

  8. Я всякую беду согласен перенесть,
    Но я не соглашусь, чтоб пострадала честь.
    П. Корнель
    В чем заключается нравственный конфликт. На протяжении всего своего творчества М. Ю. Лер­монтов ставит проблему деятеля, проблему положи­тельного героя. Среди современников поэт не находил такого героя, поэтому он обращался к историческому прошлому России, где такие герои были.
    В «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» Лермон­тов показывает грозную эпоху царя Ивана IV. Имен­но здесь поэт находит положительного героя, образец для подражания — Степана Калашникова.
    Точная дата написания М. Ю. Лермонтовым этой поэмы не установлена. По воспоминаниям А. А. Кра- евского, издателя и журналиста, Лермонтов «набро­сал ее от скуки, чтобы развлечься во время болезни, не позволяющей ему выходить из комнаты». Сюжет произведения основывается на материале русского средневековья. Вполне вероятно, что в основу поэмы положен один из конфликтов, описанных в «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина. В числе прочих ситуаций Карамзин повествует о случае казни чиновника Мясоеда Вислого, чья красавица жена бы­ла обесчещена опричниками.
    Тот же конфликт мы видим и в произведении Лер­монтова. Опричник, любимец царя, влюбляется в чужую жену и на глазах у «всего честного люда» проявляет свою страсть, пытается склонить честную женщину к измене. Опричник Кирибеевич влюблен в купече­скую дочь, красавицу Алену Дмитриевну. Он призна­ется царю в том, что причина его тоски — любовь.
    Как увижу ее, я и сам не свой:
    Опускаются руки сильные,
    Помрачаются очи бойкие…
    Однако опричник не сказал царю, что Алена Дми­триевна уже повенчана с молодым купцом Калашни­ковым.
    Произошедшее далее мы узнаем из рассказа Але­ны Дмитриевны. Она говорит своему мужу, что, когда она возвращалась из церкви, ее догнал человек, схва­тил за руки, назвался слугой царя Кирибеевичем, су­лил богатства, уговаривал:
    И ласкал он меня, цаловал меня;
    На щеках моих и теперь горят,
    Живым пламенем разливаются
    Поцелуи его окаянные…
    А смотрели в калитку соседушки,
    Смеючись, на нас пальцем показывали…
    Алена Дмитриевна вырвалась и убежала домой. Плача, она просит мужа: «Ты не дай меня, свою вер­ную жену, / Злым огульникам на поругание! / На ко­го, кроме тебя, мне надеяться?»
    В глазах общества времен Ивана Грозного такой поступок попирает честь семьи Калашниковых. Это прекрасно понимает сам купец, и он даже не остав­ляет для себя выбора: жизнь или отмщецие. Опозо­ренный муж посылает ночью за двумя своими младшими братьями. Степан Парамонович собира­ется драться насмерть с Кирибеевичем на кулачном бою при царе, а в случае своей смерти просит брать­ев отомстить за жену и за себя. Братья его поддер­живают. Купец на кулачном бою вызывает Кирибе- евича:
    К тебе вышел теперь, басурманский сын, —
    Вышел я на страшный бой, на последний бой!
    Калашников ударом в висок убивает своего нена­вистника. Иван Васильевич в гневе приказывает при­вести купца и спрашивает у него, с умыслом убил он слугу царского или нет. Калашников отвечает, что убил с умыслом, но за что, не говорит.
    А за что, про что — не скажу тебе,
    Скажу только Богу единому.
    Царь приказывает за ответ по совести пожаловать из казны жену и детей Калашникова, его братьям да­ет разрешение торговать беспошлинно по всему цар­ству русскому, а самому купцу приказывает идти на «высокое место лобное».
    Не задумываясь, Калашников жертвует собою ра­ди восстановления доброго имени своего и своей жены. Калашников — человек высоких нравствен­ных принципов. Он не стал искать окольных путей.
    Позор, обиду, нанесенную его чести, он решает смыть кровью. Купец так говорит о себе, отвечая опричнику:
    …А родился я от честного отца,
    И жил по закону Господнему:
    Не позорил я чужой жены…
    Калашников — цельный человек, способный от­стоять свои принципы. Он мог бы уступить царю и избежать смерти, но для него честь семьи оказа­лась дороже. Он не смог стерпеть позора, и это приво­дит его к смерти. Но при этом Калашников остается победителем.

    читать похожие:

    Удалой купец Калашников (по «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова)
    Сравнительная характеристика Калашникова и Кирибеевича («Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова)
    Фольклорные мотивы в «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова
    Нравственный конфликт в «Песне про… удалого купца Калашникова»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *