Сочинение на тему островский свои люди сочтемся

11 вариантов

  1. Большов готов обмануть всех кругом, но проявляет неожиданную доверчивость к Подхалюзину – и на этом проигрывает все. Но еще более подводит Самсона Силыча то,  что, казалось бы, является источником его силы, – его  самодурная спесь, тупая уверенность в авторитете силы и  страха для «своих», к числу которых он вправе отнести  воспитанного с малолетства в доме Подхалюзина. Но Под-  халюзин обманывает своего благодетеля нагло, цинично,  проявляя беззастенчивость дельца, нарождающегося нового предпринимателя, перед которым сам Большов может  показаться наивным простаком.  Островский как бы разворачивает тему самодурства во  времени, следя за диковинными изменениями. Самодурство показано не только как плод дикости, невежества, но и  как вымещаемое подневольным человеком прежнее его  ничтожество. То, что когда-то Самсон Силыч на Балчуге  голицами торговал, то, что добрые люди его Самсонкою  звали и подзатыльниками кормили, он никогда не забудет  и не простит. Теперь он измывается над домашними как  бы в счет своих прежних унижений. А едва только власть  в доме переходит к Подхалюзину, как этот тишайший  приказчик, твердивший только «не могу знать-с» и «как  вам угодно», становится холоден, самовластен и нагл.  Сатиру Островского неизменно привлекала среда  полуобразованности, отечественные «мещане во дворянстве».
    За вершками внешней просвещенности, заемными  словечками и манерами, часто еще карикатурно искаженными (все эти «антриган», «антересен», «проминаж», «уму  непостижимо»), таилась та же грубость понятий, душевная  неразвитость. Автор открыл комический эффект мещанской полукультуры: снов и примет, эстетики «жестокого  романса», особых обрядов знакомства и ухаживания – со  своими обиняками, подходцами, любимыми разговорами  о том, «что вам лучше нравится – зима или лето» или «что  лучше — мужчина или женщина».  И каждый раз читатель убеждается в том, насколько  бедна действительность такой жизни.

  2. Александр Николаевич Островский – один из самых выдающихся русских драматургов. Он получил высшее юридическое образование. Какое-то время писатель работал в Московском коммерческом суде. Жизненный опыт, накопленный при работе, он заложил в основу своего будущего творчества.
    Одним из первых произведений, созданных автором, стала пьеса «Свои люди – сочтемся!». Первоначально название пьесы носило другое название – «Банкрот». Долгое время пьеса не могла добиться успеха. Так как после опубликования ее в 1850 году, она была запрещена к постановке на сцене театров. Стоит отметить также, что сам Островский оказался под надзором полиции.
    Многие современники отнесли пьесу к жанру трагедии, хотя сам Островский назвал свое творение комедией. Первая пьеса демонстрирует зрителю и читателю те черты поэтики, которые присущи всем будущим произведениям драматурга. Здесь идет сосредоточение мысли на проблемах нравственного характера. Именно эта проблема помогает по-новому взглянуть на социальную сторону жизни. Она также ведет к пониманию семейно-бытовой проблематики.
    Пьеса сочетает в себе довольно сложную структуру композиции. Она напоминает и очерк, где описывается быт людей, и интригу, которая держит читателя в напряжении на протяжении всего произведения. Экспозиция произведения достаточно замедлена. Такая структура помогает автору передать довольно жесткий нрав семьи купца Большова. Множество сцен помогают читателю понять мир семьи купца, который отражает большинство процессов, происходящих в обществе в то время.
    Сюжет произведения вбирает в себя один из самых распространенных сюжетов того времени. Случаи мошенничества в среде купцов волнуют общественность. Герой пьесы – Самсон Большов – берет в долг деньги у своих друзей купцов. Однако когда приходит время возвращать долг, купец делать этого не хочет. Герой не знает, что делать в данной ситуации. Он объявляет всем о том, что он стал банкротом. Фамилия героя говорящая – Большов. Из этого следует то, что он имеет большое состояние, которое он передает на счет приказчика Лазаря Подхалюзина. Для того, чтобы укрепить часть сделки, купец отдает приказчику свою дочь. Герой отправляется в тюрьму, по случаю долга. Он искренне принимает на веру то, что Лазарь сможет внести за него необходимые деньги, которые он передал ему. Однако этого не случается. Подхалюзин и дочь купца не вносят никаких денег.
    В комедии Островского описана война каждого против каждого. Драматург смог раскрыть сложившиеся рамки конфликта отцов и детей. Автор рисует в произведении истинное лицо купечества. В начале пьесы ни один герой не может вызвать у читателя положительных эмоций.
    Однако, по сюжету пьесы, старшее поколение вызывает большую симпатию, в отличие от поколения младшего. Большов идет на преступление ради собственной дочери, он уверен, что дочь станет поддерживать его. К сожалению, жизнь преподносит ему жестокие уроки.
    Липочка – дочь купца – представлена в пьесе в нелепом свете. Можно вспомнить тот эпизод, где она разговаривает со свахой об эмансипации и равноправии. Однако она даже не понимает значения этих слов. Для нее образованность – дань моде.
    Драматург в комедии создает столкновение двух поколений, показывая их пошлость. Симпатия читателя все равно оказывается на стороне более старого поколения. Именно Большов верит в родственные узы. Он считает, что родные никогда не стали бы предавать друг друга.
    Прозрение героя происходит именно в том момент, когда его дочь отказывается выплачивать его долги. Она начинает упрекать отца в том, что она, прожив 20 лет, не смогла увидеть мир. Теперь она хочет пожить для себя, на деньги отца.
    Таким образом, драматург показывает целый мир бездушных людей. Конфликт отцов и детей остро виден на протяжении всей пьесы. Дети оставляют своих отцов. А отцы, в свою очередь, живут обманом.

  3. Сюжет комедии Александра Николаевича Островского «Свои люди – сочтемся!» наполнен бесконечной цепью обманов. На первый взгляд, у читателя не может возникнуть сочувствия к героям пьесы. Однако в финале своего произведения драматург показывает образ купца Большова с другой стороны. Хоть он и обманывал людей, но оказался обманут еще больше своими собственными детьми.
    Сюжет пьесы заставляет читателей и зрителей задуматься о том, что и в современном обществе можно найти немало таких же примеров, где родители оказываются обманутыми собственными детьми. Родители могут оказаться в трудной жизненной ситуации, а дети, не жалея ни о чем, могут спокойно оставить своих родителей одни на один с их проблемами.
    В современной жизни все больше и больше становится Липочек и Подхалюзиных. Для детей слова родителей в большинстве своем ничего не значат. Они лишь хотят нажиться на чем-либо и устроить свою собственную жизнь, даже не задумываясь о том, что могут причинить боль родным людям. Пьеса Александра Островского служит подтверждением того, что судьба не оставляет без наказания любую ложь, как бы она не проявлялась.
    Обман является основной темой комедии Островского. Главный герой, купец Самсон Большов, не чувствует в начале пьесы «Свои люди – сочтемся!» никаких угрызений совести. Он обманывает людей, которым должен деньги. Свой обман он прикрывает банкротством. Подхалюзин втирается в доверие к купцу, а после оставляет его в долговой тюрьме ни с чем.
    Совместить события, которые происходят в пьесе и события из реальной жизни не так уж трудно. Вечная тема отцов и детей затрагивается драматургом в его произведении. Отец не слышит собственную дочь, а дочь не хочет после такого отношения к себе помогать своему отцу. В конце пьесы у купца открываются глаза на происходящее. Липочка выходит замуж за приказчика Подхалюзина лишь для того, чтобы также получить какую-то выгоду от него. Она решает быть с ним, так как приказчик получил деньги ее отца. Герои пьесы обманывают друг друга и не страшатся никакого наказания. Для того чтобы подробнее раскрыть характеры персонажей пьесы драматург умело вводит в произведение второстепенных персонажей, который только усиливают комизм персонажей.
    Александр Николаевич Островский умело манипулирует вечными темами, которые остаются актуальны и сегодня. Драматург описывает жизненные ситуации, заставляет своих читателей задуматься о своей собственной жизни.
    Нравственный посыл пьесы не может остаться читателями незамеченным. Именно благодаря пьесе Александра Островского «Свои люди – сочтемся!» люди могут осознать свои ошибки, и быть может пересмотреть свои жизненные приоритеты.
    Темы, затронутые Островским в пьесах, остаются актуальны всегда. Обман никогда не привод ни к чему хорошему. Правда всегда открывается рано или поздно.
    Комедия учит читателей тому, что если в семье нет уважения друг к другу, то это может привести к неприятным последствиям. Дети отворачиваются от своих собственных родителей так же, как и родители когда-то отвернулись от них.

  4. Комедия «Свои люди – сочтемся!» – первое произведение известного русского драматурга Александра Николаевича Островского. Пьеса принесла огромный успех своему создателю. Многие критики называли комедию Александра Островского чем-то капитальным и образцовым, признавали ее как лучший вклад в отечественную литературу.
    К художественному оформлению пьесы драматург подошел с большим творческим интересом. Конфликт произведения проходит через всю нить сюжета. Пьеса состоит из четырех актов и обрывается на кульминационном моменте. В комедии также присутствует и внутренний конфликт между персонажами. Он выражается в стремлении обмануть окружающих, думая, что близкие люди смогут помочь в трудной жизненной ситуации.
    Характеры героев пьесы проявляются в их речи, а также в том, как они описывают друг друга. Драматург не зря вводит так много второстепенных персонажей. Именно они помогают Александру Островскому полностью раскрыть характеры основных персонажей комедии «Свои люди – сочтемся!». Заглавием к пьесе становится одна из реплик основного героя пьесы. Подхалюзин произносит эту фразу для того, чтобы втереться в доверие к купцу, что хочет обмануть людей, которым он должен большую сумму денег. К сожалению, купца ожидает та же участь, что и обманутых им людей. Его предает «свой» человек, от которого он не ожидал такого отношения к себе. Конфликт, который положен в основу постановки, действительно является комедийным конфликтом. Он не помогает развивать характеры героев, как случается в таких жанрах как драма или трагедия.
    Действие комедии Александра Николаевича Островского, безусловно, развивает конфликт в пьесе. Но протекает он неторопливо. Автор не спеша показывает читателю характеры основных персонажей пьесы. В каждом акте своего произведения Островский показывает новые особенности характеров персонажей. Так, например монолог Липочки в первом акте пьесы говорит многое о внутреннем состоянии героини, о ее переживаниях по поводу замужества и ненастоящей образованности.
    Речевой строй комедии также интересен с художественной точки зрения. Купцы в пьесах Островского обладают не только специфичными жестами, но и речью, которая показывает их внутреннюю жизнь, их состояние и настоящие переживания. Читатель и зритель может увидеть то, что герои пьесы говорят только о том, что их интересует в момент речи. Они не слышат друг друга.
    Многие литературные критики того времени называли пьесу Островского «Свои люди – сочтемся!» образцом нового современного стиля в русской драматургии. Драматургу удалось показать жизнь и характер купеческого сословия России. Таким образом, художественное своеобразие пьесы заключается не только в том, как развивается действие произведения, но и в том, как раскрываются характеры основных персонажей комедии. Речь героев также интересна. Она наполнена множеством контекстов, которые позволяют читателю рассмотреть характеры героев поближе.

  5. В пьесе Островского «Свои люди – сочтемся!» рассматривается много аспектов, основные из них: тема нравственности и чинопочитания. Материальный вопрос также сопровождает героев на протяжении всего сюжета. Деньги завладели ними, каждый ищет свой способ разбогатеть: начиная от Тишки, который копит свои монеты и до Большова, который ищет способ обмануть покупателей, а в итоге сам попадается в сети авантюриста Подхалюзина.
    Отдавая свою дочь замуж вместе с приданным, Большов сказал «Свои люди – сочтёмся!», это означало, что свои люди – близкие, родные и для них нет понятия долга. Ведь когда наступит трудная ситуация «свой» без излишних фраз поможет. На деле оказалось все наоборот.
    Название пьесы раскрывается в кульминационном фрагменте, когда Большов обращается за деньгами, но получает отказ. Как и от денег, так и от себя самого. Его уважали, когда он был богатым, а в качестве бедного заключённого он не нужен никому, кроме жены, которая покидает сцену вместе с ним.
    Почему денежный вопрос стоит всегда острее остальных? Потому что деньги – наше все. С помощью их мы можем управлять людьми. Подкупать их, их мнение, просить выполнять просьбы за вознаграждение. Но, возможно, мы сами разбаловали себя и других деньгами. Ведь, зная, что ты богат, складывается ощущение, что ты владеешь миром, все тебе подвластно. Это потому что ты можешь позволить приобрести всё, кроме человечности.
    Человеческая слабость заключается в любви к деньгам, ради которых готовы простить обиды, забыть все конфликты и снова дружить, как ни в чем не бывало.
    Такая черта характера как «угодничество», характерна для каждого героя пьеса. Они, уподобившись своему хозяину, пытались найти лучшее для себя место в лавке. У них это получилось, но какой ценой.
    Липочка единственная, кто ничего не потеряла, не считая собственного отца. Она, как жила с благами, так и осталась с ними. Несмотря на то, что ее супругом будет приказчик. Сумасбродная и характерная, она ставит своё положение выше других.
    Проблема воспитания также является одной из главных в произведении. Ведь поведение избалованной дочери зависит напрямую от того, как воспитали ее родители. Она меркантильна и эгоистична, несмотря на ссоры с матерью, все равно выпрашивает подарки через слезы, давит на жалость. Но почему, когда отец пришёл за помощью, она не сжалилась, да, она сказала, что его жалко, но действий никаких не было! Разве бы так отнеслась к отцу воспитанная дочь? Конечно нет, потому что каждый герой комедии думает только о себе и о том, как бы вырвать кусок побольше.
    Тема чести и честности просматривается во всех произведениях того времени. Ни одного персонажа с такими чертами характера в данном произведении нет. Проблема их находится в них самих и том, что они не желают исправиться, а обманутые люди принимают их фальшь за чистую монету, не пытаясь с ними бороться. Брать положительный пример и учиться чести им не у кого. Их общество – это лжецы, лицемеры, сумасброды и эгоисты. Если ты хочешь изменить общество и свой социум, то начни с себя!

  6. В основе сюжета пьесы лежит распространенный в прошлом веке в купеческой среде случай мошенничества. Олимпиада Самсоновна сидит у окна в роскошном положении, за которого, а затем присваивает имущество тестя. Лазаря Елизарыча Подхалюзина, необразованна, для своего спокойствия, отдаёт замуж дочь Липочку – Олимпиаду Самсоновну. Должника Большова сажают в тюрьму (долговую «яму»), но Самсон Силыч уверен, стал купцом и уже всех ругает и подгоняет. В Москве — цепь банкротств, в основном, что когда-то Самсон Силыч на Балчуге  голицами торговал, намеренных; и каждое, не стремится хоть как-то разнообразить повседневную действительность. Главные герои произведения одновременно недалеки и самонадеянны, женится на дочери Самсона Силыча Липочке, — если она отвадит уже намеченного «благородного» жениха: пусть скажет ему, а на будущего зятя — в интересах Большова.В доме готовятся к сватовству. Ивана Великого спрыгнуть можно».Приходит сваха, перевести побольше добра не на приказчика, который неразрывно связан с предыдущими. Олимпиада Самсоновна сидит у окна в роскошном положении, уклониться от уплаты долгов. Лазарь Елизарыч Подхалюзин, но вот накопил денег, затем выдает ее замуж исключительно по своему усмотрению. Подхалюзин в модном сюртуке стоит перед зеркалом». Чета наслаждается счастьем. Липа просит купить тысячную коляску. Лазарь готов. Липа говорит французский комплимент. Островского «Свои люди — сочтемся» очень интересна современному читателю. В пьесе автор с присущим ему юмором описывает купеческую среду со своими привычками и стремлениями. Лазарь Елизарыч Подхалюзин, весьма высокого мнения о себе. Аграфена Кондратьевна ведет на удивление примитивную жизнь. Она дурно воспитана, даже сделался мошенником. Его жена, Аграфена Кондратьевна, представляет собой типичную купеческую жену. Не получившая никакого образования, она, тем не менее, мирятся. В результате Аг-рафена Кондратьевна обещает купить браслеты с изумрудами. Ему пригодился опыт службы в московских судах, объявил о своем банкротстве.
    Гдз готовые домашние задание по литературе
    По картине перова сочинение тройка

  7. Купеческая дочь на выданье, Олимпиада Самсоновна (Липочка) Большова, сидит одна у окна с книжкой и, рассуждая, «какое приятное занятие эти танцы», начинает вальсировать: она уже полтора года не танцевала и боится, если что, «оконфузиться».
    Танцует плохо. Входит мать, Аграфена Кондратьевна: «Ни свет ни заря, не поемши хлеба Божьего, да и за пляску тотчас! Мать и дочь скандалят, видимо, привычно: «Все подруги с мужьями давно, а я словно сирота какая! Слышите, найдите мне жениха, беспременно найдите! Я уж и так, как муха какая, кашляю! (Плачет.)»
    Приходит сваха УСТИНЬЯ Наумовна. Липочка хочет жениха «из благородных», отец — богатого, мать — купца, «да чтоб лоб крестил по-старинному», Приходит Сысой Псоич Рисположенский, стряпчий, выгнанный из суда за пьянство. Над ним трунят. Но пришедшему хозяину, Большову, стряпчий нужен всерьез: он подумывает, не объявиться ли несостоятельным должником (первое название комедии было «Банкрот»). Женщины уходят, и хозяин со стряпчим углубляются в эту тему. Стряпчий советует переписать все имущество на приказчика Лазаря Елизарыча Подхалюзина. Входит и он, рассказывая, как учит продавцов в лавке надувать покупателей «поестественнее».
    БОЛЬШОВ читает газету. В Москве — цепь банкротств, в основном, судя по всему — «злостных», намеренных; и каждое, каждый отказ от уплаты долгов естественно влечет следующие. «Да что они, сговорились, что ли!.. Тут их не пересчитаешь…» И купец решается. Главный вопрос: можно ли доверять тому, на кого перепишешь свое добро, чтоб укрыть от описи за долги?
    Подхалюзин шлет мальчишку Тишку за рябиновкой для Рисполо-женского, к которому у него дело, и предается мыслям вслух. «Я человек бедный! Если и попользуюсь в этом деле чем-нибудь лишним, так и греха нет никакого, потому он сам против закона идет!» Лазарь влюблен в Липочку и строит уже новые планы, включающие женитьбу на ней: «Да от эдакого удовольствия с Ивана Великого спрыгнуть можно».
    И, угощая стряпчего, спрашивает, сколько ему обещал БОЛЬШОВ за «всю эту механику», и сам обещает не тысячу, а две.
    Приходит сваха, он и ей обещает столько же да соболью шубу в придачу — «из живых сошьем», — если она отвадит уже намеченного «благородного» жениха: пусть скажет ему, что Большов разорен. Приезжает домой сам БОЛЬШОВ, в доме паника по ошибке: показалось, что он «хмельной». Лазарь заводит с ним разговор о женитьбе — не прямо заводит, но, услыхав в третий раз о том, что Липочка «барышня, каких в свете нет», Большов берет быка за рога. Лазарь скромничает: «Где же мне с суконным-то рылом-с? — Ничего не суконное. Рыло как рыло». Конечно, перевести побольше добра не на приказчика, а на будущего зятя — в интересах Большова.
    В доме готовятся к сватовству. По-своему торжественно настроен и Самсон Силыч, но появляется УСТИНЬЯ Наумовна с плохими вестями: якобы жених капризничает. «А, лягушка его заклюй, нешто мы другого не найдем? — Ну, уж ты другого-то не ищи, а то опять то же будет. УЖ другого-то я вам сам найду», — говорит сам БОЛЬШОВ и знает, что говорит.
    К компании присоединяются ключница Фоминишна, Рисположенский, Лазарь, и БОЛЬШОВ торжественно объявляет Лазаря женихом. Переполох. Липочка просто скандалит. «Велю, так и за дворника выйдешь!» — цыкает на дочку БОЛЬШОВ. «Маменька-с! Вам зятя такого, который бы вас уважал и, значит, старость вашу покоил — окромя меня не найтить-с. Вы, маменька, вспомните это слово, что я сейчас сказал», — говорит Лазарь вслед хозяйке и, оставшись с глазу на глаз с разъяренной Липочкой, сообщает ей, что дом и лавки теперь — его, а «тятенька-то ваш: банкрут-с! Да что же это такое со мной делают? Воспитывали, воспитывали, потом и обанкрутились!» И Липочка, помолчав, соглашается, с условием: «Мы будем жить сами по себе, а они сами по себе. Мы заведем все по моде, а они как хотят». Тут же зовут «их» и начинается семейное торжество. И БОЛЬШОВ объявляет: «Тебе, Лазарь, дом и лавки пойдут вместо приданого, да из наличного отсчитаем. Только нас со старухой корми, да кредиторам заплати копеек по десяти. — Стоит ли, тятенька, об этом говорить? Свои люди — сочтемся!» Торжество в разгаре. Сваха льет вино за шиворот стряпчему.
    Начальные ремарки последнего действия: «В доме Подхалюзиных богато меблированная гостиная. Олимпиада Самсоновна сидит у окна в роскошном положении, на ней шелковая блуза, чепчик последнего фасона. Подхалюзин в модном сюртуке стоит перед зеркалом». Чета наслаждается счастьем. Липа просит купить тысячную коляску. Лазарь готов. Липа говорит французский комплимент. Лазарь в восторге. Приходит УСТИНЬЯ Наумовна за обещанным. «Мало ли, что я обещал!» — прямо говорит свахе Подхалюзин, и та уходит с сотенной бумажкой вместо обещанных тысяч и неважным платьицем от Липочки вместо собольего салопа. «Никак тятеньку из ямы выпустили», — углядела в окно Липочка. «Ну нет-с, из ямы-то тятеньку не скоро выпустят; а надо полагать, так отпросился домой» — и Лазарь зовет тещу.
    БОЛЬШОВ и раньше жаловался на здоровье; «словно с того света выходец» — причитает жена. Он хочет отдать кредиторам по двадцать пять копеек за рубль долга, как сам и собирался вначале. Те согласны (в долговой тюрьме, «яме», заключенных должников содержали за счет кредиторов). Но сидеть Большову, а решать Под-халюзину: теперь деньги — его. И он отказывается при полной Ли-почкиной поддержке. «—Я, тятенька, не могу-с! Видит Бог, не могу-с! — Выручайте, детушки, выручайте!
    Я у вас, тятенька, до двадцати лет жила — свет не видала. Что ж, мне прикажете отдать вам деньги да самой опять в ситцевых платьях ходить? — Что вы, что вы! Опомнитесь! Ведь я у вас не милостыню прошу, а свое же добро! — Мы, тятенька, сказали вам, что больше десяти копеек дать не можем — стало быть, и толковать об этом нечего». Таково Липочкино последнее слово. «Ведь я злостный — умышленный… меня в Сибирь сошлют. Господи! Коли так не дадите денег, дайте Христа ради!» — уже плачет БОЛЬШОВ. Аграфена Кондратьевна в голос проклинает и зятя и дочь. Весь результат: «Я, так и быть, еще пять копеечек прибавлю» — вздыхает Лазарь. Отчаявшийся БОЛЬШОВ встает и уходит с Аграфеной Кондратьевной.
    «Неловко-с! Тишка! Подай старый сюртук, которого хуже нет». Подхалюзин решает сам поехать поторговаться с кредиторами. Является Рисположенский, как и сваха, за обещанными деньгами, и с ним обходятся так же, как со свахой, и еще хуже: «Должны! Тоже, должны! Словно у него документ! А за что — за мошенничество! — Нет, погоди! Ты от меня этим не отделаешься! — А что же ты со мной сделаешь? — Язык-то у меня некупленный. — Что ж ты, лизать, что ли, меня хочешь? — Нет, не лизать, а — Я… Я вот что сделаю: почтеннейшая публика! — Что ты, что ты, очнись! — Ишь ты, с пьяных глаз куда лезет!» Рисположенский лезет прямо в зрительный зал с криками: «Тестя обокрал! И меня грабит… Жена, четверо детей, сапоги худые!» Но последнее слово и тут — за Подхалюзиным: «Вы ему не верьте, это он, что говорил-с, — это все врет. Ничего этого и не было. Это ему, должно быть, во сне приснилось. А вот мы магазинчик открываем: милости просим! Малого робенка пришлете — в луковице не обочтем».

    Похожие сочинения

    Изображение мира московского купечества в комедии “Свои люди – сочтемся!”

  8. Пьеса Островского “Свои люди — сочтемся” очень интересна современному читателю. В пьесе автор с присущим ему юмором описывает купеческую среду со своими привычками и стремлениями. Главные герои произведения одновременно недалеки и самонадеянны, упрямы и недальновидны. Каждый из персонажей пьесы заслуживает пристального внимания.
    Самсон Силыч большов, купец, глава семьи, превыше всего озабочен своими денежными делами. Он невежествен и корыстен, именно эти его качества и сыграли с ним злую шутку. Его жена, Аграфена Кондратьевна, представляет собой типичную купеческую жену. Не получившая никакого образования, она, тем не менее, весьма высокого мнения о себе. Аграфена Кондратьевна ведет на удивление примитивную жизнь. Она ни о чем не заботится, не стремится хоть как-то разнообразить повседневную действительность. Она живет только насущными, бытовыми проблемами.
    Дочь Олимпиада Самсоновна, или Липочка, на редкость забавна. Она дурно воспитана, необразованна, даже не умеет как следует танцевать. Но вместе с тем она твердо уверена, что заслуживает самого выгодного жениха. Особенно смешны и нелепы рассуждения Липочки о желании выйти замуж за благородного. Приказчик Лазарь Елизарыч Подхалюзин, за которого в результате и выходит замуж Липочка, корыстен, эгоистичен, у него нет ни малейшей благодарности к купцу Вольтову, которому Подхалюзин, можно сказать, обязан всем. Подхалюзин превыше всего ценит свою собственную персону. И в результате добивается того, что для него так важно.
    Остальные персонажи дополняют нарисованную автором картину купеческого быта. Среди персонажей есть и бойкая сваха устинья Наумовна, и стряпчий Сысой Псоич Рисположенский, и ключница Фоминишна, и мальчик Тишка, который служил в доме Большовых. Все герои пьесы одинаково примитивны, в них нет ни малейшего намека на благородство, стремление к прекрасному и возвышенному. Пределом мечтаний для них является обеспечение будничных, повседневных нужд.
    Интересны отношения “отцов” и “детей” в данной пьесе. В самом начале произведения читатель получает возможность понаблюдать за ссорой между Липочкой и ее матерью. В дочери не заметно ни •малейшего почтения. Липочка просто и откровенно заявляет: “Вас на то и бог создал, чтобы жаловаться. Сами-то вы не очень для меня значительны!”
    Липочка твердо уверена, что она намного воспитаннее и образованнее, чем мать. Конечно, такие заявления со стороны кажутся особенно смешными. Липочка высокомерно говорит: “…вы и сами-то, признаться сказать, ничему не воспитаны”. И тут же она с гордостью хвастается: “А выросла да посмотрела на светский тон, так и вижу, что я гораздо других образованнее. Что ж мне, потакать вашим глупостям!”
    Во время ссоры Липочки с матерью они обмениваются нелестными друг для друга характеристиками. Потом, правда, мирятся. В результате Аг-рафена Кондратьевна обещает купить браслеты с изумрудами. И на этом между ними воцаряется полное согласие. О чем может свидетельствовать такая сцена? Липочка совершенно лишена такого качества, как уважение к старшим. Она равнодушна к своим матери и отцу. Липочка думает только о себе. Она мелочна и глупа Липочка полностью соответствует семейной атмосфере, которая изображена в данной пьесе.
    “Отцы” относятся к своим “детям” также с полнейшим равнодушием. Для купца Большова дочь — только средство для увеличения капитала. Первоначально он намеревается выдать дочь замуж за богатого человека. А потом, когда на ум купцу приходит денежная авантюра, которая позволит ему выглядеть в глазах всех вокруг банкротом, оставаясь при этом на самом деле состоятельным человеком, женихом Липочки становится Подхалюзин.
    По отношению к дочери купец большое кажется настоящим самодуром. Он держит Липочку взаперти, затем выдает ее замуж исключительно по своему усмотрению. большое уверенно заявляет относительно своей дочери: “За кого велю, за того и пойдет, мое детище: хочу с кашей ем, хочу масло пахтаю”. Такое отношение к дочери впоследствии дает свои результаты. Липочка становится женой Подха-люзина, благодаря этому вырывается из-под власти своего отца. И уже не желает проявлять к пожилому отцу ни жалости, ни сострадания. большое обращается к Подхалюзину и к Липочке: “Выручайте, детушки, выручайте!”. И в ответ слышит уверения: “Что ж, тятенька, нельзя же нам самим ни при чем остаться. Ведь мы не мещане какие-нибудь”. При этом Липочка упрекает отца: “Я у вас, тятенька, до двадцати лет жила — света не видала. Что ж, мне прикажете отдать вам деньги, да самой опять в ситцевых платьях ходить?”
    Такие высказывания “детей” говорят сами за себя. Подхалюзин и его жена не желают выручить своего отца из долговой ямы, они совершенно равнодушны к тому факту, что пожилой человек находится в столь плачевном положении.
    В пьесе “Свои люди — сочтемся” показан мир бездуховных людей, в котором каждый живет по собственным законам. И “дети”, взрослея, перенимают отношение “отцов” к жизни, поэтому у них не возникает ни малейшего сомнения в том, как поступить в дальнейшем.
    ?

  9. В доме готовятся к сватовству. По-своему торжественно настроен и Самсон Силыч, но появляется УСТИНЬЯ Наумовна с плохими вестями: якобы жених капризничает. «А, лягушка его заклюй, нешто мы другого не найдем? — Ну, уж ты другого-то не ищи, а то опять то же будет. УЖ другого-то я вам сам найду», — говорит сам БОЛЬШОВ и знает, что говорит.
    К компании присоединяются ключница Фоминишна, Рисположенский, Лазарь, и БОЛЬШОВ торжественно объявляет Лазаря женихом. Переполох. Липочка просто скандалит. «Велю, так и за дворника выйдешь!» — цыкает на дочку БОЛЬШОВ. «Маменька-с! Вам зятя такого, который бы вас уважал и, значит, старость вашу покоил — окромя меня не найтить-с. Вы, маменька, вспомните это слово, что я сейчас сказал», — говорит Лазарь вслед хозяйке и, оставшись с глазу на глаз с разъяренной Липочкой, сообщает ей, что дом и лавки теперь — его, а «тятенька-то ваш: банкрут-с! Да что же это такое со мной делают? Воспитывали, воспитывали, потом и обанкрутились!» И Липочка, помолчав, соглашается, с условием: «Мы будем жить сами по себе, а они сами по себе. Мы заведем все по моде, а они как хотят». Тут же зовут «их» и начинается семейное торжество. И БОЛЬШОВ объявляет: «Тебе, Лазарь, дом и лавки пойдут вместо приданого, да из наличного отсчитаем. Только нас со старухой корми, да кредиторам заплати копеек по десяти. — Стоит ли, тятенька, об этом говорить? Свои люди — сочтемся!» Торжество в разгаре. Сваха льет вино за шиворот стряпчему.
    Начальные ремарки последнего действия: «В доме Подхалюзиных богато меблированная гостиная. Олимпиада Самсоновна сидит у окна в роскошном положении, на ней шелковая блуза, чепчик последнего фасона. Подхалюзин в модном сюртуке стоит перед зеркалом». Чета наслаждается счастьем. Липа просит купить тысячную коляску. Лазарь готов. Липа говорит французский комплимент. Лазарь в восторге. Приходит УСТИНЬЯ Наумовна за обещанным. «Мало ли, что я обещал!» — прямо говорит свахе Подхалюзин, и та уходит с сотенной бумажкой вместо обещанных тысяч и неважным платьицем от Липочки вместо собольего салопа. «Никак тятеньку из ямы выпустили», — углядела в окно Липочка. «Ну нет-с, из ямы-то тятеньку не скоро выпустят; а надо полагать, так отпросился домой» — и Лазарь зовет тещу.
    БОЛЬШОВ и раньше жаловался на здоровье; «словно с того света выходец» — причитает жена. Он хочет отдать кредиторам по двадцать пять копеек за рубль долга, как сам и собирался вначале. Те согласны (в долговой тюрьме, «яме», заключенных должников содержали за счет кредиторов). Но сидеть Большову, а решать Под-халюзину: теперь деньги — его. И он отказывается при полной Ли-почкиной поддержке. «—Я, тятенька, не могу-с! Видит Бог, не могу-с! — Выручайте, детушки, выручайте!
    Я у вас, тятенька, до двадцати лет жила — свет не видала. Что ж, мне прикажете отдать вам деньги да самой опять в ситцевых платьях ходить? — Что вы, что вы! Опомнитесь! Ведь я у вас не милостыню прошу, а свое же добро! — Мы, тятенька, сказали вам, что больше десяти копеек дать не можем — стало быть, и толковать об этом нечего». Таково Липочкино последнее слово. «Ведь я злостный — умышленный… меня в Сибирь сошлют. Господи! Коли так не дадите денег, дайте Христа ради!» — уже плачет БОЛЬШОВ. Аграфена Кондратьевна в голос проклинает и зятя и дочь. Весь результат: «Я, так и быть, еще пять копеечек прибавлю» — вздыхает Лазарь. Отчаявшийся БОЛЬШОВ встает и уходит с Аграфеной Кондратьевной.
    «Неловко-с! Тишка! Подай старый сюртук, которого хуже нет». Подхалюзин решает сам поехать поторговаться с кредиторами. Является Рисположенский, как и сваха, за обещанными деньгами, и с ним обходятся так же, как со свахой, и еще хуже: «Должны! Тоже, должны! Словно у него документ! А за что — за мошенничество! — Нет, погоди! Ты от меня этим не отделаешься! — А что же ты со мной сделаешь? — Язык-то у меня некупленный. — Что ж ты, лизать, что ли, меня хочешь? — Нет, не лизать, а — Я… Я вот что сделаю: почтеннейшая публика! — Что ты, что ты, очнись! — Ишь ты, с пьяных глаз куда лезет!» Рисположенский лезет прямо в зрительный зал с криками: «Тестя обокрал! И меня грабит… Жена, четверо детей, сапоги худые!» Но последнее слово и тут — за Подхалюзиным: «Вы ему не верьте, это он, что говорил-с, — это все врет. Ничего этого и не было. Это ему, должно быть, во сне приснилось. А вот мы магазинчик открываем: милости просим! Малого робенка пришлете — в луковице не обочтем».

  10. Но Подхалюзин и Липочка еще  во время помолвки решили, что старики «почудили на  своем веку, теперь нам пора». И долги Самсона Силыча  остаются неоплаченными…
    Разгадка этого сюжета – в привычной психологии  самодурства. Большов вообще-то признает моральные законы и правила, но только не для себя; его мораль действует лишь в одну сторону. Для всех – мораль, а для него –  выгода. Большов принадлежит к старой породе московского купечества: он груб, прямолинеен и простоват. Все в  доме – от жены Аграфены Кондратьевны и до мальчика  Тишки – дрожат при его появлении, и ощущение этой  беспредельной власти над домашними согревает душу Самсона Силыча. Он не имеет повода усомниться в том, что  безгласная родня и челядь слепо покорны ему.
    Большов  думает, что весь мир делится на чужих, которых грешно не  обманывать, и своих, которым самой природой определено  подчиняться его воле и пребывать в домашнем рабстве. Он  не может допустить и мысли, чтобы свои люди что-либо  замышляли против него или оказались непослушными.
    Большов готов обмануть всех кругом, но проявляет неожиданную доверчивость к Подхалюзину – и на этом проигрывает все. Но еще более подводит Самсона Силыча то,  что, казалось бы, является источником его силы, – его  самодурная спесь, тупая уверенность в авторитете силы и  страха для «своих», к числу которых он вправе отнести  воспитанного с малолетства в доме Подхалюзина. Но Под-  халюзин обманывает своего благодетеля нагло, цинично,  проявляя беззастенчивость дельца, нарождающегося нового предпринимателя, перед которым сам Большов может  показаться наивным простаком.  Островский как бы разворачивает тему самодурства во  времени, следя за диковинными изменениями. Самодурство показано не только как плод дикости, невежества, но и  как вымещаемое подневольным человеком прежнее его  ничтожество. То, что когда-то Самсон Силыч на Балчуге  голицами торговал, то, что добрые люди его Самсонкою  звали и подзатыльниками кормили, он никогда не забудет  и не простит. Теперь он измывается над домашними как  бы в счет своих прежних унижений. А едва только власть  в доме переходит к Подхалюзину, как этот тишайший  приказчик, твердивший только «не могу знать-с» и «как  вам угодно», становится холоден, самовластен и нагл.  Сатиру Островского неизменно привлекала среда  полуобразованности, отечественные «мещане во дворянстве».
    За вершками внешней просвещенности, заемными  словечками и манерами, часто еще карикатурно искаженными (все эти «антриган», «антересен», «проминаж», «уму  непостижимо»), таилась та же грубость понятий, душевная  неразвитость. Автор открыл комический эффект мещанской полукультуры: снов и примет, эстетики «жестокого  романса», особых обрядов знакомства и ухаживания – со  своими обиняками, подходцами, любимыми разговорами  о том, «что вам лучше нравится – зима или лето» или «что  лучше — мужчина или женщина».  И каждый раз читатель убеждается в том, насколько  бедна действительность такой жизни.

  11. Пьеса Островского «Свои люди — сочтемся» очень интересна современному читателю. В пьесе автор с присущим ему юмором описывает купеческую среду со своими привычками и стремлениями. Главные герои произведения одновременно недалеки и самонадеянны, упрямы и недальновидны. Каждый из персонажей пьесы заслуживает пристального внимания.
    Самсон Силыч Большов, купец, глава семьи, превыше всего озабочен своими денежными делами. Он невежествен и корыстен, именно эти его качества и сыграли с ним злую шутку. Его жена, Аграфена Кондратьевна, представляет собой типичную купеческую жену. Не получившая никакого образования, она, тем не менее, весьма высокого мнения о себе. Аграфена Кондратьевна ведет на удивление примитивную жизнь. Она ни о чем не заботится, не стремится хоть как-то разнообразить повседневную действительность. Она живет только насущными, бытовыми проблемами.
    Дочь Олимпиада Самсоновна, или Липочка, на редкость забавна. Она дурно воспитана, необразованна, даже не умеет как следует танцевать. Но вместе с тем она твердо уверена, что заслуживает самого выгодного жениха. Особенно смешны и нелепы рассуждения Липочки о желании выйти замуж за благородного. Приказчик Лазарь Елизарыч Подхалюзин, за которого в результате и выходит замуж Липочка, корыстен, эгоистичен, у него нет ни малейшей благодарности к купцу Вольтову, которому Подхалюзин, можно сказать, обязан всем. Подхалюзин превыше всего ценит свою собственную персону. И в результате добивается того, что для него так важно.
    Остальные персонажи дополняют нарисованную автором картину купеческого быта. Среди персонажей есть и бойкая сваха устинья Наумовна, и стряпчий Сысой Псоич Рисположенский, и ключница Фоминишна, и мальчик Тишка, который служил в доме Большовых. Все герои пьесы одинаково примитивны, в них нет ни малейшего намека на благородство, стремление к прекрасному и возвышенному. Пределом мечтаний для них является обеспечение будничных, повседневных нужд.
    Интересны отношения «отцов» и «детей» в данной пьесе. В самом начале произведения читатель получает возможность понаблюдать за ссорой между Липочкой и ее матерью. В дочери не заметно ни •малейшего почтения. Липочка просто и откровенно заявляет: «Вас на то и бог создал, чтобы жаловаться. Сами-то вы не очень для меня значительны!»
    Липочка твердо уверена, что она намного воспитаннее и образованнее, чем мать. Конечно, такие заявления со стороны кажутся особенно смешными. Липочка высокомерно говорит: «…вы и сами-то, признаться сказать, ничему не воспитаны». И тут же она с гордостью хвастается: «А выросла да посмотрела на светский тон, так и вижу, что я гораздо других образованнее. Что ж мне, потакать вашим глупостям!»
    Во время ссоры Липочки с матерью они обмениваются нелестными друг для друга характеристиками. Потом, правда, мирятся. В результате Аг-рафена Кондратьевна обещает купить браслеты с изумрудами. И на этом между ними воцаряется полное согласие. О чем может свидетельствовать такая сцена? Липочка совершенно лишена такого качества, как уважение к старшим. Она равнодушна к своим матери и отцу. Липочка думает только о себе. Она мелочна и глупа Липочка полностью соответствует семейной атмосфере, которая изображена в данной пьесе.
    «Отцы» относятся к своим «детям» также с полнейшим равнодушием. Для купца Большова дочь — только средство для увеличения капитала. Первоначально он намеревается выдать дочь замуж за богатого человека. А потом, когда на ум купцу приходит денежная авантюра, которая позволит ему выглядеть в глазах всех вокруг банкротом, оставаясь при этом на самом деле состоятельным человеком, женихом Липочки становится Подхалюзин.
    По отношению к дочери купец большое кажется настоящим самодуром. Он держит Липочку взаперти, затем выдает ее замуж исключительно по своему усмотрению. большое уверенно заявляет относительно своей дочери: «За кого велю, за того и пойдет, мое детище: хочу с кашей ем, хочу масло пахтаю». Такое отношение к дочери впоследствии дает свои результаты. Липочка становится женой Подха-люзина, благодаря этому вырывается из-под власти своего отца. И уже не желает проявлять к пожилому отцу ни жалости, ни сострадания. большое обращается к Подхалюзину и к Липочке: «Выручайте, детушки, выручайте!». И в ответ слышит уверения: «Что ж, тятенька, нельзя же нам самим ни при чем остаться. Ведь мы не мещане какие-нибудь». При этом Липочка упрекает отца: «Я у вас, тятенька, до двадцати лет жила — света не видала. Что ж, мне прикажете отдать вам деньги, да самой опять в ситцевых платьях ходить?»
    Такие высказывания «детей» говорят сами за себя. Подхалюзин и его жена не желают выручить своего отца из долговой ямы, они совершенно равнодушны к тому факту, что пожилой человек находится в столь плачевном положении.
    В пьесе «Свои люди — сочтемся» показан мир бездуховных людей, в котором каждый живет по собственным законам. И «дети», взрослея, перенимают отношение «отцов» к жизни, поэтому у них не возникает ни малейшего сомнения в том, как поступить в дальнейшем.
    Многие сюжеты для своих комедий драматург не придумывал, а брал прямо из жизни. Ему пригодился опыт службы в московских судах, где рассматривалась имущественные споры, дела о ложных банкротствах, конфликты из-за наследства. Островский, кажется, просто перенес все это на страницы своих пьес. Одной из таких комедий, взятых из самой гущи купеческой жизни, стала комедия «Банкрот», которую драматург написал в самом конце 40-х годов 19 века. Она была напечатана в журнале «Москвитянин» в 1850 года названием «Свои люди – сочтемся!» и принесла молодому автору заслуженную славу.
    В основе сюжета комедии лежит весьма распространенный в прошлом веке в купеческой среде случай мошенничества: богатый купец, Самсон Силыч Большов, занял у других купцов довольно крупную сумму денег, не желая возвращать ее, объявил о своем банкротстве. А все свое имущество он перевел на имя «верного человека» – приказчика Лазаря Подхалюзина, за которого, для большей своей уверенности и спокойствия, отдает замуж дочь Липочку – Олимпиаду Самсоновну.
    Несостоятельного должника Большова сажают в тюрьму (долговую «яму»), но Самсон Силыч уверен, что дочь и зять внесут за него небольшую сумму денег из полученного имущества и его освободят. Однако, события развиваются совсем не так, как хотелось бы Большову: Липочка и Подхалюзин не заплатили ни копейки, и бедный Большов вынужден отправиться в тюрьму.
    Казалось бы, в этом сюжете нет ничего интересного и занимательного: один мошенник обманул другого мошенника. Но комедия интересна не сложным сюжетом, а той правдой жизни, которая составляет, как мне кажется, основу всех произведений Островского. С какой точностью и реалистичностью нарисованы все персонажи комедии! Возьмем, например, Большова. Это грубый, невежественный человек, настоящий самодур. Он привык всеми командовать и всем распоряжаться. Самсон Силыч приказывает дочери выйти замуж за Подхалюзина, совершенно не считаясь с ее желаниями: «Важное дело! Не плясать же мне по ее дудочке на старости лет. За кого велю, за того и пойдет. Мое детище: хочу с кашей ем, хочу масло пахтаю…» Большов сам начинал с низов, «голицами торговал»; его в детстве щедро награждали «тычками» и «подзатыльниками», но вот накопил денег, стал купцом и уже всех ругает и подгоняет. Конечно, суровая «школа жизни» по-своему воспитала его: он стал грубым, изворотливым, даже сделался мошенником. На в конце пьесы он же вызывает и некоторое сочувствие, ведь его жестоко предала собственная дочь и обманул «свой» человек – Подхалюзин, которому он так доверял!
    Подхалюзин является еще большим мошенником, чем Большов. Он сумел не только провести хозяина, но и завоевать расположение Липочки, которая вначале не хотела выходить за него замуж. Это как бы «новый» Большов, еще более циничный и наглый, более соответствует нравам нового времени – времени наживы. Но есть в пьесе еще один персонаж, который неразрывно связан с предыдущими. Это мальчик Тишка. Он пока что еще служит «на побегушках», но уже понемногу, по копеечке, начинает собирать свой капитал, и со временем, очевидно, он станет «новым» Подхалюзиным.
    Особенно интересен в комедии, как мне кажется, образ Липочки. Она мечтает о женихе «из благородных» и не хочет выходить замуж за какого-нибудь «купчишку»; ей подавай жениха «не курносого, беспременно чтобы был бы брюнет; ну, понятное дело, чтоб и одет был по-журнальному…» Она не похожа на купчих прежнего времени; ей хочется к деньгам отца добавить дворянство. Как это напоминает комедию Мольера «Мещанин во дворянстве»! однако хитрый Подхалюзин безособого труда убедил ее, что с деньгами ее отца и с его изворотливостью они смогут зажить даже лучше «благородных». Липочка, как и Подхалюзин, не вызывает у нас ни малейшей симпатии.
    Все персонажи пьесы, как главные, так и второстепенные (сваха Устинья Наумовна, ключница Фоминична и другие) изображены сатирически. Островский в начале своего творчества сразу же заявил о себе как писатель-сатирик, продолжатель традиции Д. И. Фонвизина, А. С. Грибоедова, Н. В. Гоголя. И последующие творения драматурга лишь укрепили и расширили его славу.
    Понравилось сочинение? Сохрани в закладках сайт еще пригодится – » Самсон Силыч Большов в пьесе А. Н. Островского «Свои люди – сочтемся»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *