Сочинение на тему отговорила роща золотая для 7 класса

10 вариантов

  1. Отговорила роща золотая
    Березовым, веселым языком,
    И журавли, печально пролетая,
    Уж не жалеют больше ни о чем…-
    Это строки из стихотворения великого русского поэта Сергея Александровича Есенина, прожившего короткую ,но ослепительно яркую, как вспышка молнии, жизнь, трагически оборвавшуюся в тридцать лет. Этот удивительный человек принес в своем творчестве идею «узловой завязи» природы и человека. Как и все стихотворения Есенина, это произведение производит неизгладимое впечатление и поражает прелестью самобытности и неповторимости. О нем можно сказать словами критика В.Ходасевича :»Это… яркий ковер, сотканный из верной и нежной любви поэта к родной земле…»
    В этом стихотворении поэт создает яркий, красочный и многоцветный мир природы, наполненный переливами цветов и изысканных оттенков. Лирический герой стихотворения восхищается «широким месяцем над голубым прудом», костром»рябины красной». Он ощущает себя неотъемлемой частью природы. Лирический герой относится к ней как к матери, природа видится ему Божественным храмом. Секрет обаяния стихотворения Есенина в той милосердной человечности, с которой он прикасается ко всему в природе.
    Лирический герой- уже немолодой человек. На его глазах происходит осеннее увядание природы. Он видит, что «отговорила роща», что «журавли печально» улетают.
    Состояние природы отражает состояние души лирического героя. Он одинок, ему грустно, он вспоминает юность веселую и «души сиреневую цветь». Однако ему не кого и «ничего в прошедшем не жаль». Да и стоит ли жалеть лет, «растраченных напрасно»? Стоит ли жалеть кого-нибудь? Ведь каждый в мире странник! Лирический герой понимает, что все проходит, и нет ничего вечного. Время все безжалостно «сгребает» « в один ненужный ком». Все погибает. Однако «не обгорят рябиновые кисти», «от желтизны не пропадет трава». Природа тоже «умирает», но она способна возродиться.
    В этом стихотворении Есенин предстает перед нами как поэт – философ. Он пытается решить проблему личности и ее связи с миром. Его философия разлита, растворена в поэтических словесных образах. Время – необратимое и безостановочное – воплощается в образе ветра, который все разметает. Есенин поэтически соединяет, сливает краткий миг человеческой жизни с вечным потоком мирового времени. Дмитрий Веневитинов писал: « Истинные поэты всех времен и народов были философами». По-моему, Есенин не только истинный, но и уникальный поэт.
    Необычно не только содержание стихотворения, но и его форма. Чтобы лучше воздействовать на читателя, Есенин добивается совершенства формы и изысканности рифмы. Это произведение отличается плавностью, напевностью, мелодичностью.
    В этом стихотворении поэт использует ямб. Этот стихотворный размер открытый, явный, нетаинственный, завершенный. Он передает ритм и настроение произведения.
    Стремясь полнее и ярче выразить свои эмоции, поэт использует различные художественные средства. Например, Есенин часто употребляет олицетворение: «журавли не жалеют», «грезит конопляник». Это оживляет мир стихотворения, делает его одухотворенным, очеловеченным, и в этом единым. Особенностью художественного мира этого произведения является одушевленность в нем всего сущего: людей, животных, растений, планет, предметов – все дети единой матери Природы.
    Метафоры («костер рябины красной») и эпитеты («березовый язык», «ненужный ком») придают стихотворению плавность и поэтичность.
    Поэт нередко использует инверсию: «Отговорила роща золотая», «Стою один среди равнины голой». Этот художественный прием придает возвышенность и торжественность. И еще один прием, использованный Есениным, – сравнение:
    Как дерево роняет тихо листья,
    Так я роняю грустные слова .
    Это стихотворение – красочное и сильное – звучит как гармоничное произведение.
    Проанализировав это стихотворение, можно сказать, что С.А.Есенин действительно – поэт гениальный и удивительный. Ему удалось передать в стихотворении сокровенные человеческие чувства, удалось нарисовать живописную картину природы во всей ее прелести и очаровании.
    Это стихотворение волнует , завораживает и озаряет душу каким-то таинственным, тихим светом.

  2. Стихотворение “Отговорила роща золотая…” (1924) – пример так называемой медитативной лирики (медитация – углубленное размышление, погружение в себя), его сюжет – чувства лирического героя, подводящего итоги своей жизни. Интересно, что первое слово стихотворения – “отговорила” – глагол совершенного вида, который обозначает законченное, завершенное действие.
    Отговорила роща золотая
    Березовым, веселым языком,
    И журавли, печально пролетая,
    Уж не жалеют больше ни о ком.
    Стихотворение начинается с красочного пейзажа русской осени: облетевшая роща, журавли… Однако это лишь набросок, эскиз с бегло намеченными деталями. Главное не это. В первую очередь нас интересует настрой души лирического героя, о чем свидетельствуют постоянные есенинские эпитеты: “роща золотая”, “березовым, веселым языком”.
    Во второй строфе афористически емко прорисован жизненный путь человека:
    Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник –
    Пройдет, зайдет и вновь оставит дом.
    О всех ушедших грезит конопляник
    С широким месяцем над голубым прудом.
    Странник, покинутый дом, голубой пруд и даже конопляник, как деталь среднерусского пейзажа – обычные для поэзии Есенина образы – становятся спутниками не только его лирического героя, но и каждого человека.
    В третьей строфе где-то в самой глубине пейзажа, на горизонте, появляется бесприютная фигура лирического героя – “вечно странствующего странника”:
    Стою один среди равнины голой,
    А журавлей относит ветер в даль,
    Я полон дум о юности веселой,
    Но ничего в прошедшем мне не жаль.
    Так же как и роща “отговорила веселым языком” юность самого героя.
    Не жаль мне лет, растраченных напрасно,
    Не жаль души сиреневую цветь.
    В четвертой строфе наступает кульминация в развитии лирического сюжета. Чувство беспредельной (“один среди равнины голой”) тоски и одиночества разрешается невероятно поэтически сильным образом:
    В саду горит костер рябины красной,
    Но никого не может он согреть.
    “Но никого не может он согреть…” Внезапно в пятой строфе резко меняется эмоциональная тональность стихотворения, и отрицания (“не обгорят”, “не пропадет”) на этот раз звучат уже как утверждения:
    Не обгорят рябиновые кисти,
    От желтизны не пропадет трава,
    Как дерево роняет тихо листья,
    Так я роняю грустные слова.
    Лирический герой поэта постоянно сравнивает себя с деревом (“Я хотел бы стоять как дерево, / При дороге на одной ноге”), цветком (“Я милой голову мою / Отдам, как розу золотую”), а свою душу – с яблоней, осыпающейся золотыми плодами волшебных образов:
    Хорошо под осеннюю свежесть
    Душу-яблоню ветром стряхать,
    Или:
    Не каждый умеет петь,
    Не каждому дано яблоком
    Падать к чужим ногам.
    Строки “Как дерево роняет тихо листья, / Так я роняю грустные слова” возвращают нас к началу стихотворения. “Роща золотая” – это и сам Есенин и его поэзия. Потому и “не обгорят рябиновые кисти” и “не пропадет трава”. Поэзия в понимании Есенина сродни прекрасному саду (роще), где слова – листья, образы – яблоки, стряхиваемые с души, когда нальются соком:
    Не случайно осень названа ” мудрым садовником”. О своем “возрасте осени” Есенин скажет: “Прозрачно я смотрю вокруг”. Для него человек, поэзия и природа – одно целое. И поэт отождествляет себя с природой.
    И если время, ветром разметая,
    Сгребет их все в один ненужный ком…
    Скажите так… что роща золотая
    Отговорила милым языком.
    “Милый” – обычное для есенинской лирики обращение к жизни:
    Планета, милая,
    Катись, гуляй и пей.
    Милый, милый,
    Смешной дуралей…
    Милая, добрая, старая, нежная,
    С думами грустными ты не дружись.
    Милые березовые чащи!
    Ты, земля! И вы, равнин пески!
    Даже с жизнью поэт прощается “негромко, вполголоса”, по особенному светло.
    Скажите так… что роща золотая
    Отговорила милым языком.

  3. Стихотворение Есенина Отговорила роща золотая
    Полтора десятилетия, что творил С.Есенин, были одной из самых сложных эпох в русской истории. Бурные события, происходившие в стране, отразились на каждом человеке, а особенно сильно на судье гениев, наделенных сверхчувствительностью. Вместе с изменением обстановки менялось мировоззрение Есенина. Все это находило отражение в его лирике. В частности, когда уходил близкий Есенину мир деревни, сам поэт все чаще задумывался о смерти. Особенно ярко эти мысли звучат в стихотворении «Отговорила роща золотая…». На первый взгляд, это стихотворение о природе, ведь в своем лирическом наследии Сергей Есенин оставил нам яркие, светлые образы русской природы. Стихотворение начинается с прощальной картины осени:
    Отговорила роща золотая
    Березовым веселым языком
    И журавли, печально пролетая,
    Уж не жалеют больше ни о чем.
    Последняя строка этого четверостишия настраивает уже на философский лад.
    Кого жалеть, ведь каждый в мире странник –
    Пройдет, зайдет и вновь оставит дом.
    О всех ушедших грезит конопляник
    С широким месяцем над голубым прудом.
    Лирическому герою ничего не жаль: не жаль лет, «растраченных напрасно», «не жаль души сиреневую цветь». Ушли в прошлое веселые годы юности. И сейчас он стоит один «среди равнины голой».
    Лирический герой, проходящий через весь свой жизненный путь, сопоставляется в этом стихотворении и с рощей, и с журавлями, а его молодая душа – с «сиреневой цветью».И здесь снова возникает связь человека с космосом:
    О всех ушедших грезит конопляник
    С широким месяцем над голубым прудом.
    Трагизм смерти сглаживается утверждением того, что жизнь не заканчивается смертью;
    Не обгорят рябиновые кисти,
    От желтизны не пропадет трава…
    Это стихотворение относится к философской лирике поэта и написано с использованием выразительно-изобразительных средств языка. Образы природы в этом стихотворении очень метафоричны: роща отговорила, костер рябины красной, конопляник грезит. Использование многочисленных эпитетов ( роща золотая, язык березовый, веселый, пруд голубой и т.д.) придают стихотворению неповторимую прелесть.

  4. С.А. Есенин по праву занимает одно из первых мест в русской поэзии. За свою недолгую жизнь поэт создал ряд стихотворений, признанных шедеврами и ставших классикой. Произведения Есенина изучаются в школе, входят в обязательную университетскую программу. Но гораздо важнее, что стихи этого поистине русского поэта знает и любит народ. Каждый русский человек хоть раз в жизни слышал песни на произведения Есенина, ставшие образцами «музыкальной» лирики.
    Поэзия С. Есенина очень близка к народной. Можно сказать, что поэт черпал в фольклоре не только образы и художественные средства. Народная лирика питала Есенина, давала ему силы.
    Подтверждением тому является одно из поздних философских стихотворений поэта – «Отговорила роща золотая…» (1924 г.). Это произведение можно назвать итоговым для Есенина. Оно написано за год до смерти поэта. Он, как бы предчувствуя свою гибель, подводит в этом стихотворении итог жизни, вспоминает и размышляет обо всем, что было.
    Начинается стихотворение с метафоры, навеянной русской природой:
    Отговорила роща золотая
    Березовым, веселым языком,
    И журавли, печально пролетая,
    Уж не жалеют больше ни о ком.
    Душа и жизнь лирического героя уподобляются «роще золотой», осенней поре. Она по-своему прекрасна: об этом свидетельствует эпитет «золотая», но все же это пора увядания. Прошло время веселья и радости (эпитеты «березовым, веселым языком»).
    Герой утверждает, что, печалясь, его душа все же ни о ком и ни о чем не жалеет (эпитет «печально пролетая», метафора «журавли не жалеют» помогают нам понять это).
    По мере развития стихотворения усиливается тема одиночества героя, его странничества и бесприютности в этом мире:
    Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник –
    Пройдет, зайдет и вновь оставит дом.
    Чтобы усилить ощущение одиночества и тоски, Есенин приводит параллель (один из ведущих приемов народной поэзии) из мира природы:
    О всех ушедших грезит конопляник
    С широким месяцем над голубым прудом.
    Человек в этом мире так одинок, что о нем некому погоревать, кроме конопляника. Метафора «грезит конопляник» создает мифический образ, схожий с героями народных поверий и мифов.
    Тема одиночества лирического героя усиливается в третьем четверостишии: «Стою один среди равнины голой…» Герой вспоминает свою жизнь. Он убеждает себя, что «ничего в прошедшем мне не жаль». Но мне кажется, что все как раз наоборот. Иначе герой не стал бы несколько раз повторять «не жаль», как бы убеждая и себя, и читателей в этом. Все же лирическому герою жаль «лет, растраченных напрасно, …жаль души сиреневую цветь» (то есть, на мой взгляд, мечтаний, порывов, стремлений юности). Сейчас душа его пуста. Она все еще горит костром «рябины красной», «но никого не может он согреть».
    Герой чувствует исход своих сил, отсутствие желаний, накопленный багаж разочарований. Он сравнивает себя с деревом в пору осени:
    Как дерево роняет тихо листья,
    Так я роняю грустные слова.
    Что же это за грустные слова? Мне кажется, поэт в лице лирического героя говорит о своих стихах, грустных исповедях-размышлениях, которых с возрастом становится все больше. Достаточно вспомнить такие произведения Есенина, как «Не жалею, не зову, не плачу…», «Сторона ль ты моя, сторона!», «Да, теперь решено. Без возврата…», окрашенные в пессимистические и даже трагические тона.
    В последней строфе герой продолжает размышлять о будущем своего творчества. Его стихи могут оказаться ненужными и неинтересными для последующих поколений:
    И если время, ветром разметая,
    Сгребет их все в один ненужный ком…
    Но все же стихотворение заканчивается оптимистическим обращением-призывом:
    Скажите так…что роща золотая
    Отговорила милым языком.
    Несмотря ни на что, лирический герой положительно оценивает свою жизнь. Да, она во многом прошла, но была «золотой». Душа героя-поэта говорила на «милом» ей языке: жила так, как хотела и создавала то, что хотела.
    Таким образом, эта философская исповедь героя несет в себе большой оптимистический заряд, утверждающий жизнь во всей ее красоте и силе.
    Данное стихотворение наполнено тропами, сопоставляющими жизнь человека с жизнью природы, рисующими разные вехи человеческой жизни – от цветения до угасания. Это и эпитеты (“роща золотая”, “березовым, веселым языком”, “с широким месяцем над голубым прудом”, “равнины голой”), и метафоры (“души сиреневая цветь”, “костер рябины красной”, “отговорила роща”, “грезит конопляник”, “время, ветром разметая, сгребет в ненужный ком”), и сравнения (“как дерево роняет тихо листья, Так я роняю грустные слова”).
    Стихотворение состоит из 6 строф с перекрестной рифмовкой. В его составе есть риторические вопросы (“Кого жалеть?”), умолчания (последняя строфа), повторы (“не жаль”).
    Все средства художественной выразительности помогают поэту полнее и глубже передать свои раздумья, мысли, переживания, облечь их в яркую художественную форму.

  5. Анализ стихотворения
    1. История создания произведения.
    2. Характеристика произведения лирического жанра (тип лирики, художественный метод, жанр).
    3. Анализ содержания произведения (анализ сюжета, характеристика лирического героя, мотивы и тональность).
    4. Особенности композиции произведения.
    5. Анализ средств художественной выразительности и стихосложения (наличие тропов и стилистических фигур, ритмика, размер, рифма, строфика).
    6. Значение стихотворения для всего творчества поэта.
    Стихотворение «Отговорила роща золотая…» было написано С.А. Есениным в 1924 году. Мы можем отнести его к философско-медитативной и пейзажной лирике. По жанру оно близко к элегии. Основная тема его – неумолимый ход времени, родство человека и природы, прошлое и настоящее.
    Жизнь человека у поэта сопряжена с жизнью природы. Сначала речь идет о наступлении осени:
    Отговорила роща золотая
    Березовым, веселым языком,
    И журавли, печально пролетая,
    Уж не жалеют больше ни о ком.
    Природные образы здесь уподоблены человеку: это подчеркнуто метафорой «роща отговорила», журавли испытывают печаль, могут сожалеть или не сожалеть о ком-то. Первая строфа – звуковая. Здесь мы слышим шелест золотых листьев, курлыканье журавлей, чувствуем дуновение ветра. Как и жизнь природы, так и жизнь человека быстротечна: проходит юность – на смену ей приходит зрелость, «возраст осени», а затем старость. Именно этот мотив становится доминирующим во второй строфе. Центральные образы ее – образы странника, дома (земли) и образы конопляника, месяца, пруда. Здесь смертный человек и обреченная на вечную жизнь природа уже противопоставлены друг другу. Конопляник, месяц и пруд хранят память обо всех тех, кто навсегда покинул дом:
    Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник —
    Пройдет, зайдет и вновь покинет дом.
    О всех ушедших грезит конопляник
    С широким месяцем над голубым прудом.
    Конопляник, месяц и пруд также здесь одухотворяются, обретая человеческое свойство мечтать, помнить об ушедшем. Так у поэта начинает разворачиваться диалог между человеком и природой.
    Затем в стихотворении возникает образ лирического героя. Он чувствует свое одиночество во Вселенной:
    Стою один среди равнины голой,
    А журавлей относит ветром в даль,
    Я полон дум о юности веселой,
    Но ничего в прошедшем мне не жаль.
    Здесь приходят на память лермонтовские строчки:
    Выхожу один я на дорогу;
    Средь равнин кремнистый путь блестит;
    Ночь тиха, пустыня внемлет богу,
    И звезда с звездою говорит…
    Однако Лермонтов уходит от реальности в мир сна, чудесной мечты. Лирический герой Есенина же остается в реальности, тоскуя о безвозвратно ушедшей юности. Этот мотив грусти в стихотворении все время нарастает. Его задает уже первое отрицание: журавли «уж не жалеют больше ни о чем». Затем отрицание трижды повторяется в речи героя: ему ничего «не жаль» «в прошедшем»:
    Не жаль мне лет, растраченных напрасно,
    Не жаль души сиреневую цветь.
    То же самое происходит и в природе. Здесь поэт также использует отрицательную частицу «не»:
    В саду горит костер рябины красной,
    Но никого не может он согреть.
    Не обгорят рябиновые кисти, От желтизны не пропадет трава, Как дерево роняет тихо листья, Так я роняю грустные слова.
    В последних строчках этой строфы параллелизм в жизни человеческой и природной подчеркивается уже сравнением-утверждением. В подтексте стихотворения угадывается мысль о бессилии лирического героя перед лицом времени, об одиночестве «странника» в мире. Однако когда эта эмоция достигает в стихотворении своего апогея, на первый план неожиданно выходит поэтическое чувство принятия жизни и хода времени и осознание разумности этого природного закона:
    И если время, ветром разметя,
    Сгребет их все в один ненужный ком…
    Скажите так…что роща золотая
    Отговорила милым языком.
    Произведение построено как постепенное развитие темы с кульминацией и развязкой в последней строфе. Кольцевая композиция создается образом золотой рощи, присутствующим в начале и в финале произведения. Только в начале элегии лирическая эмоция – это острое сожаление о юности (многочисленные отрицания лишь усиливают эту эмоцию, герой словно пытается убедить самого себя), в финале же – восстановление душевной гармонии, чувство благодарности к жизни, прошлому.
    Стихотворение написано пятистопным ямбом, катренами, рифмовка – перекрестная. Поэт использует различные средства художественной выразительности: эпитеты («березовым, веселым языком», «сиреневую цветь», «роща золотая»), метафоры («отговорила роща золотая», «в саду горит костер рябины красной»), олицетворение («о всех ушедших грезит конопляник»), инверсию («души сиреневую цветь»), анафору и синтаксический параллелизм («Не жаль мне лет, растраченных напрасно, Не жаль души сиреневую цветь»), сравнение («Как дерево роняет тихо литья, Так я роняю грустные слова»), аллитерацию («В саду горит костер рябины красной»), ассонанс («Отговорила роща золотая»).
    Таким образом, человек в поэзии Есенина ощущает себя частью природного мира, полностью растворяясь в нем, сливаясь с цветами, деревьями, животными, стихиями. Как писал М. Горький, «Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой «печали полей», любви ко всему живому в мире и милосердия…»[208 – См.: Горький А.М. Сергей Есенин. – С.А. Есенин в воспоминаниях современников. В 2-х т., М., 1986. Электронная версия. http://www.esenin.ru].

  6. Отговорила роща золотая
    Березовым, веселым языком,
    И журавли, печально пролетая,
    Уж не жалеют больше ни о чем…-
    Это строки из стихотворения великого русского поэта Сергея Александровича Есенина, прожившего короткую ,но ослепительно яркую, как вспышка молнии, жизнь, трагически оборвавшуюся в тридцать лет. Этот удивительный человек принес в своем творчестве идею “узловой завязи” природы и человека. Как и все стихотворения Есенина, это произведение производит неизгладимое впечатление и поражает прелестью самобытности и неповторимости. О нем можно сказать словами критика В.Ходасевича :”Это… яркий ковер, сотканный из верной и нежной любви поэта к родной земле…”
    В этом стихотворении поэт создает яркий, красочный и многоцветный мир природы, наполненный переливами цветов и изысканных оттенков. Лирический герой стихотворения восхищается “широким месяцем над голубым прудом”, костром”рябины красной”. Он ощущает себя неотъемлемой частью природы. Лирический герой относится к ней как к матери, природа видится ему Божественным храмом. Секрет обаяния стихотворения Есенина в той милосердной человечности, с которой он прикасается ко всему в природе.
    Лирический герой- уже немолодой человек. На его глазах происходит осеннее увядание природы. Он видит, что “отговорила роща”, что “журавли печально” улетают.
    Состояние природы отражает состояние души лирического героя. Он одинок, ему грустно, он вспоминает юность веселую и “души сиреневую цветь”. Однако ему не кого и “ничего в прошедшем не жаль”. Да и стоит ли жалеть лет, “растраченных напрасно”? Стоит ли жалеть кого-нибудь? Ведь каждый в мире странник! Лирический герой понимает, что все проходит, и нет ничего вечного. Время все безжалостно “сгребает” “ в один ненужный ком”. Все погибает. Однако “не обгорят рябиновые кисти”, “от желтизны не пропадет трава”. Природа тоже “умирает”, но она способна возродиться. И лирический герой пытается вылечить душу от грусти и тоски слиянием с природой, слиянием с прекрасным. В этом стихотворении Есенин предстает перед нами как поэт – философ. Он пытается решить проблему личности и ее связи с миром. Его философия разлита, растворена в поэтических словесных образах. Время – необратимое и безостановочное – воплощается в образе ветра, который все разметает. Есенин поэтически соединяет, сливает краткий миг человеческой жизни с вечным потоком мирового времени. Дмитрий Веневитинов писал: “ Истинные поэты всех времен и народов были философами”. По-моему, Есенин не только истинный, но и уникальный поэт.
    Необычно не только содержание стихотворения, но и его форма. Чтобы лучше воздействовать на читателя, Есенин добивается совершенства формы и изысканности рифмы. Это произведение отличается плавностью, напевностью, мелодичностью.
    В этом стихотворении поэт использует ямб. Этот стихотворный размер открытый, явный, нетаинственный, завершенный. Он передает ритм и настроение произведения.
    Стремясь полнее и ярче выразить свои эмоции, поэт использует различные художественные средства. Например, Есенин часто употребляет олицетворение: “журавли не жалеют”, “грезит конопляник”. Это оживляет мир стихотворения, делает его одухотворенным, очеловеченным, и в этом единым. Особенностью художественного мира этого произведения является одушевленность в нем всего сущего: людей, животных, растений, планет, предметов – все дети единой матери Природы.
    Метафоры (“костер рябины красной”) и эпитеты (“березовый язык”, “ненужный ком”) придают стихотворению плавность и поэтичность.
    Поэт нередко использует инверсию: “Отговорила роща золотая”, “Стою один среди равнины голой”. Этот художественный прием придает возвышенность и торжественность. И еще один прием, использованный Есениным, – сравнение:
    Как дерево роняет тихо листья,
    Так я роняю грустные слова .
    Эти изобразительные средства придают художественной картине мира, нарисованной поэтом, яркий , зримый, наглядный, почти осязаемый характер.
    Это стихотворение – красочное и сильное – звучит как гармоничное произведение.
    Проанализировав это стихотворение, можно сказать, что С.А.Есенин действительно – поэт гениальный и удивительный. Ему удалось передать в стихотворении сокровенные человеческие чувства, удалось нарисовать живописную картину природы во всей ее прелести и очаровании.
    Это стихотворение волнует , завораживает и озаряет душу каким-то таинственным, тихим светом.

  7. План
    Введение
    В стихотворении «Отговорила роща золотая…» можно выделить несколько тем.
    Основная часть
    Поэт в стихотворении описывает те изменения, которые происходят в природе поздней осенью.
    Образ лирического героя.
    Мотив странничества.
    Художественно-выразительные средства:
    — цветовые эпитеты;
    — метафоры;
    — олицетворения.
    Образ времени.
    Заключение
    Природа — единственный собеседник поэта.
    В стихотворении «Отговорила роща золотая…» можно выделить несколько тем: ощущения лирического героя переплетаются, он полон «дум о юности веселой». Автор описывает те изменения, которые происходят в природе поздней осенью, когда «отговорила роща золотая березовым, веселым языком», когда «дерево роняет тихо листья»:
    Стою один среди равнины голой, А журавлей относит ветер вдаль…
    Осень — пора увядания, когда всё в природе замирает. Сквозным является образ лирического героя, одинокого, забытого всеми, уставшего от жизни. Особую роль в стихотворе- нии играет мотив странничества: герой ощущает себя как «каждый в мире странник», которого никто не жалеет. В настоящем лирический герой одинок, хотя в прошлом была веселая юность, мечты, о которых «не жаль», но все куда-то исчезло, и он больше никому не нужен. Состояние человека сравнивается поэтом с увяданием природы поздней осенью, когда еще «в саду горит костер рябины красной, но никого не может он согреть». Стихотворение философично и лирично одновременно. Особый лиризм придают цветовые эпитеты: «роща золотая», «над голубым прудом», «сиреневую цветь», «костер рябины красной»; метафоры: «среди равнины голой», «костер рябины»; олицетворения: «отговорила роща», «журавли не жалеют», «грезит конопляник». Особый лирический настрой создаёт также описание поэтом осенней природы. Поэтическое произведение С.А. Есенина «Отговорила роща золотая…» создает ощущение тихой печали, необъяснимой тоски.
    Важным является в стихотворении образ времени, которое пройдет, но ничего не изменит. Лирический герой не боится хода времени, ему «…не жаль…лет, растраченных напрасно, не жаль души сиреневую цветь». У поэта природа говорит с человеком — и этот диалог подчеркивает одиночество человека в современном мире, невозможность обретения счастья в общении с людьми. Время, в которое живёт поэт, очень сложное, поэтому единственным собеседником человека оказывается осенняя природа:
    Как дерево роняет тихо листья,
    Так я роняю грустные слова.

  8. Анализ стихотворения С.А.Есенина “Отговорила роща золотая …”
    Отговорила роща золотая
    Березовым, веселым языком,
    И журавли, печально пролетая,
    Уж не жалеют больше ни о чем…-
    Это строки из стихотворения великого русского поэта Сергея Александровича Есенина, прожившего короткую ,но ослепительно яркую, как вспышка молнии, жизнь, трагически оборвавшуюся в тридцать лет. Этот удивительный человек принес в своем творчестве идею “узловой завязи” природы и человека. Как и все стихотворения Есенина, это произведение производит неизгладимое впечатление и поражает прелестью самобытности и неповторимости. О нем можно сказать словами критика В.Ходасевича :”Это… яркий ковер, сотканный из верной и нежной любви поэта к родной земле…”
    В этом стихотворении поэт создает яркий, красочный и многоцветный мир природы, наполненный переливами цветов и изысканных оттенков. Лирический герой стихотворения восхищается “широким месяцем над голубым прудом”, костром”рябины красной”. Он ощущает себя неотъемлемой частью природы. Лирический герой относится к ней как к матери, природа видится ему Божественным храмом. Секрет обаяния стихотворения Есенина в той милосердной человечности, с которой он прикасается ко всему в природе.
    Лирический герой- уже немолодой человек. На его глазах происходит осеннее увядание природы. Он видит, что “отговорила роща”, что “журавли печально” улетают.
    Состояние природы отражает состояние души лирического героя. Он одинок, ему грустно, он вспоминает юность веселую и “души сиреневую цветь”. Однако ему не кого и “ничего в прошедшем не жаль”. Да и стоит ли жалеть лет, “растраченных напрасно”? Стоит ли жалеть кого-нибудь? Ведь каждый в мире странник! Лирический герой понимает, что все проходит, и нет ничего вечного. Время все безжалостно “сгребает” “ в один ненужный ком”. Все погибает. Однако “не обгорят рябиновые кисти”, “от желтизны не пропадет трава”. Природа тоже “умирает”, но она способна возродиться. И лирический герой пытается вылечить душу от грусти и тоски слиянием с природой, слиянием с прекрасным. В этом стихотворении Есенин предстает перед нами как поэт – философ. Он пытается решить проблему личности и ее связи с миром. Его философия разлита, растворена в поэтических словесных образах. Время – необратимое и безостановочное – воплощается в образе ветра, который все разметает. Есенин поэтически соединяет, сливает краткий миг человеческой жизни с вечным потоком мирового времени. Дмитрий Веневитинов писал: “ Истинные поэты всех времен и народов были философами”. По-моему, Есенин не только истинный, но и уникальный поэт.
    Необычно не только содержание стихотворения, но и его форма. Чтобы лучше воздействовать на читателя, Есенин добивается совершенства формы и изысканности рифмы. Это произведение отличается плавностью, напевностью, мелодичностью.
    В этом стихотворении поэт использует ямб. Этот стихотворный размер открытый, явный, нетаинственный, завершенный. Он передает ритм и настроение произведения.
    Стремясь полнее и ярче выразить свои эмоции, поэт использует различные художественные средства. Например, Есенин часто употребляет олицетворение: “журавли не жалеют”, “грезит конопляник”. Это оживляет мир стихотворения, делает его одухотворенным, очеловеченным, и в этом единым. Особенностью художественного мира этого произведения является одушевленность в нем всего сущего: людей, животных, растений, планет, предметов – все дети единой матери Природы.
    Метафоры (“костер рябины красной”) и эпитеты (“березовый язык”, “ненужный ком”) придают стихотворению плавность и поэтичность.
    Поэт нередко использует инверсию: “Отговорила роща золотая”, “Стою один среди равнины голой”. Этот художественный прием придает возвышенность и торжественность. И еще один прием, использованный Есениным, – сравнение:
    Как дерево роняет тихо листья,
    Так я роняю грустные слова .
    Эти изобразительные средства придают художественной картине мира, нарисованной поэтом, яркий , зримый, наглядный, почти осязаемый характер.
    Это стихотворение – красочное и сильное – звучит как гармоничное произведение.
    Проанализировав это стихотворение, можно сказать, что С.А.Есенин действительно – поэт гениальный и удивительный. Ему удалось передать в стихотворении сокровенные человеческие чувства, удалось нарисовать живописную картину природы во всей ее прелести и очаровании.
    Это стихотворение волнует , завораживает и озаряет душу каким-то таинственным, тихим светом.

  9. С. А. Есенин — один из самых любимых и читаемых в России поэтов. Его творчество поистине народно. Вобрав в себя огромное фольклорное поэтическое наследие, а также достижения таких знаменитых предшественников, как А. Кольцов, Н. Некрасов, И. Суриков, оно смогло раскрыть новые глубины русской души, показать красоту гармоничного сосуществования с природой, изобразить тот диссонанс, который несут с собой необдуманные, неосторожные действия человека.
    С особой силой это отобразилось в есенинской пейзажной лирике. Одним из ярких примеров является стихотворение «Отговорила роща золотая…». Оно относится к позднему периоду творческой деятельности Есенина. Это определяет и тональность, с которой поэт смотрит на окружающую его природу. В стихотворении уже нет тех эпитетов и метафор, конкретно связанных с религиозной тематикой, которые были столь широко распространены в ранней лирике поэта.
    Находясь на лоне природы, лирический герой стихотворения предается философским раздумиям и воспоминаниям. Он говорит о своей юности, о том времени, когда радость была непосредственной и искренней, когда юные силы били через край, когда мировосприятие еще не было омрачено жизненным опытом.
    Повествуя о себе, герой в то же время как бы говорит о березовой роще. Возникает параллелизм: ставя два описания рядом, поэт тем самым предлагает читателю их сравнить и установить определенное сходство. Природа в произведении одухотворена, эмоционально наполнена.
    По общему тону и отношению к минувшей юности стихотворение во многом созвучно пушкинским произведениям. Однако есть между Пушкиным и Есениным в этом отношении весьма важное различие. Пушкин в плане идей генетически восходит к европейской культуре, его гуманизм — это гуманизм человека Возрождения. Есенин же ведет свою родословную от древней русской культуры, от устного творчества, причем уходящего своими корнями в дохристианскую эпоху Это гуманизм исконный, народный, идущий в большей степени не от ума, а от сердца. Тем не менее в своем гуманном отношении к миру и людям эти два поэта во многом сходятся.
    Подобно Пушкину, Есенин не сетует, не восстает против законов природы.
    Не обгорят рябиновые кисти,
    От желтизны не пропадет трава,
    Как дерево роняет тихо листья,
    Так я роняю грустные слова.
    Человек — часть природы. Ему так же, как траве или деревьям, суждено родиться, возмужать и отцвести. В качестве символа наступившей осени и преддверия грядущей зимы в стихотворении присутствует образ «рябины красной». Она красива и внешне напоминает огонь, однако поэт пишет:
    Не жаль мне лет, растраченных напрасно,
    Не жаль души сиреневую цветь.
    В саду горит костер рябины красной,
    Но никого не может он согреть.
    Неумолимый ход времени и законы природы ничто не может поколебать. Но каждое время года имеет свою прелесть.
    В стихотворении присутствует еще два особо значимых для Есенина образа. Это образ дома и связанный с ним образ журавлей.
    Образ дома в стихотворении наполнен широким философским смыслом. Дом воспринимается не как конкретное жилище, а как весь белый свет:
    Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник —
    Пройдет, зайдет и вновь оставит дом.
    Примечательно, что в стихах Есенина дом — это всегда дом исключительно деревянный, деревенский. Поклонение дереву характерно для язычества — исконной религии Древней Руси (о важности этого образа для своего творчества Есенин подробно писал в статье «Ключи Марии»),
    Журавли—другой символический образ, часто используемый Есениным. Улетающие и прилетающие стаи журавлей всегда привлекали внимание людей. Осенью птицы покидали свой дом, но весной обязательно возвращались обратно. Это истолковывалось как привязанность к родным местам, своего рода любовь к родине. В древности также считалось, что птицы приносят счастье и что после смерти душа переселяется в птицу.
    В подобном образном ряду оказывается, что единственная ценность у человека в этом мире (где он «только прохожий») — дом, его родина.
    Улетающие журавли, упавшие листья, гроздья рябины — весь образный ряд стихотворения создает элегическое настроение, созвучное размышлениям о скоротечности человеческой жизни, непредсказуемой судьбе поэта.
    В произведении представлен широчайший спектр изобразительных средств. Автор использует олицетворения («отговорила роща золотая березовым, веселым языком»; «о всех ушедших грезит конопляник»), метафоры («в саду горит костер рябины красной»), эпитеты (равнина голая, юность веселая). Пользуется Есенин такими фигурами речи, как риторический вопрос («Кого жалеть?»), анафорический повтор («не жаль мне лет, растраченных напрасно, не жаль души сиреневую цветь»).
    Итак, в стихотворении «Отговорила роща золотая…» отразились не только особенности пейзажной лирики Есенина, но и его глубокие размышления о смысле жизни, о месте человека на земле. Поэт принимает мир таким, каков он есть, с неизбежной чередой утрат и разочарований. Глубокий гуманизм поэта, с одной стороны, восходит к древнерусской поэтической традиции, а с другой, перекликается с творчеством великих предшественников (Пушкин).
    Творчество Есенина явилось одним из важнейших этапов в развитии русской поэзии, стало ярчайшим явлением всей литературы XX века.

  10. Рассмотрим их кратко. Анализ стихотворения “Отговорила роща золотая” показывает, что написано оно ямбом. Это придает строкам особый ритм и очарование. Есенин использует эпитеты (“роща золотая”, “широкий месяц”, “грустные слова”), метафору (“костер рябины”), сравнение, инверсию. Также мы найдем очень много примеров олицетворения (“роща отговорила”, “конопляник грезит”, “журавли не жалеют”).
    Природа здесь живая, чувствующая. По сути, все стихотворение построено на параллелизме мира природы и внутренних переживаний человека. Мы можем наблюдать, как Есенин использует прием, обратный олицетворению. Человек уподобляется дереву, растворяется в окружающем пейзаже, теряет возможность говорить к концу произведения. И становится частью березовой рощи, теряющей свою листву. Говорить за него теперь могут только потомки, к которым он и обращается в финале.

    Основная мысль

    Проведенный анализ стихотворения “Отговорила роща золотая” позволяет понять его идею. Несмотря на горечь, оно наполнено любовью к родной природе. Поэт остро ощущает свое единство со Вселенной, зависимость от вечных законов, согласно которым все в этом мире когда-то умирает. Человек сопоставляется со странником, пришедшим в этот мир на время. И Есенин готов безропотно подчиниться этим законам.
    Его преклонение перед жизнью и природой, безграничная любовь к ним особенно слышны в последних строках. Значимым является замена эпитета “веселый” на “милый”. Это говорит о том, что лирический герой не является безразличным, разочаровавшимся в жизни человеком, в котором мертвы все чувства.
    Анализ стихотворения “Отговорила роща золотая” заставляет нас задуматься о ценности жизни. Несмотря на то что темы смерти и грусти звучат в нем, оно наполнено светом, красками и особой мелодичностью.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *