Сочинение на тему отговорила роща золотая

12 вариантов

  1. Отговорила роща золотая
    Березовым, веселым языком,
    И журавли, печально пролетая,
    Уж не жалеют больше ни о чем…-
    Это строки из стихотворения великого русского поэта Сергея Александровича Есенина, прожившего короткую ,но ослепительно яркую, как вспышка молнии, жизнь, трагически оборвавшуюся в тридцать лет. Этот удивительный человек принес в своем творчестве идею «узловой завязи» природы и человека. Как и все стихотворения Есенина, это произведение производит неизгладимое впечатление и поражает прелестью самобытности и неповторимости. О нем можно сказать словами критика В.Ходасевича :»Это… яркий ковер, сотканный из верной и нежной любви поэта к родной земле…»
    В этом стихотворении поэт создает яркий, красочный и многоцветный мир природы, наполненный переливами цветов и изысканных оттенков. Лирический герой стихотворения восхищается «широким месяцем над голубым прудом», костром»рябины красной». Он ощущает себя неотъемлемой частью природы. Лирический герой относится к ней как к матери, природа видится ему Божественным храмом. Секрет обаяния стихотворения Есенина в той милосердной человечности, с которой он прикасается ко всему в природе.
    Лирический герой- уже немолодой человек. На его глазах происходит осеннее увядание природы. Он видит, что «отговорила роща», что «журавли печально» улетают.
    Состояние природы отражает состояние души лирического героя. Он одинок, ему грустно, он вспоминает юность веселую и «души сиреневую цветь». Однако ему не кого и «ничего в прошедшем не жаль». Да и стоит ли жалеть лет, «растраченных напрасно»? Стоит ли жалеть кого-нибудь? Ведь каждый в мире странник! Лирический герой понимает, что все проходит, и нет ничего вечного. Время все безжалостно «сгребает» « в один ненужный ком». Все погибает. Однако «не обгорят рябиновые кисти», «от желтизны не пропадет трава». Природа тоже «умирает», но она способна возродиться.
    В этом стихотворении Есенин предстает перед нами как поэт – философ. Он пытается решить проблему личности и ее связи с миром. Его философия разлита, растворена в поэтических словесных образах. Время – необратимое и безостановочное – воплощается в образе ветра, который все разметает. Есенин поэтически соединяет, сливает краткий миг человеческой жизни с вечным потоком мирового времени. Дмитрий Веневитинов писал: « Истинные поэты всех времен и народов были философами». По-моему, Есенин не только истинный, но и уникальный поэт.
    Необычно не только содержание стихотворения, но и его форма. Чтобы лучше воздействовать на читателя, Есенин добивается совершенства формы и изысканности рифмы. Это произведение отличается плавностью, напевностью, мелодичностью.
    В этом стихотворении поэт использует ямб. Этот стихотворный размер открытый, явный, нетаинственный, завершенный. Он передает ритм и настроение произведения.
    Стремясь полнее и ярче выразить свои эмоции, поэт использует различные художественные средства. Например, Есенин часто употребляет олицетворение: «журавли не жалеют», «грезит конопляник». Это оживляет мир стихотворения, делает его одухотворенным, очеловеченным, и в этом единым. Особенностью художественного мира этого произведения является одушевленность в нем всего сущего: людей, животных, растений, планет, предметов – все дети единой матери Природы.
    Метафоры («костер рябины красной») и эпитеты («березовый язык», «ненужный ком») придают стихотворению плавность и поэтичность.
    Поэт нередко использует инверсию: «Отговорила роща золотая», «Стою один среди равнины голой». Этот художественный прием придает возвышенность и торжественность. И еще один прием, использованный Есениным, – сравнение:
    Как дерево роняет тихо листья,
    Так я роняю грустные слова .
    Это стихотворение – красочное и сильное – звучит как гармоничное произведение.
    Проанализировав это стихотворение, можно сказать, что С.А.Есенин действительно – поэт гениальный и удивительный. Ему удалось передать в стихотворении сокровенные человеческие чувства, удалось нарисовать живописную картину природы во всей ее прелести и очаровании.
    Это стихотворение волнует , завораживает и озаряет душу каким-то таинственным, тихим светом.

  2. Лирика Сергея Есенина прекрасная и разнообразная. Его работы — это откровение, задушевные разговоры с читателем, которые чаще всего наполнены эмоциональностью и музыкальностью. Одним из таких стихотворений Есенина является работа Отговорила роща золотая.

    Отговорила роща золотая Есенин

    Этот стих Есенин написал в 1924 году. Это время, когда поэт все чаще пишет о переживаниях и горестях. Оно больше завещательное, ведь написал его поэт за год до смерти. Создается впечатление, что автор знал о своей кончине, поэтому в строках его работ часто слышится грусть, пессимизм.
    Отговорила роща золотая Есенина — это монолог, где поэт ведет философские рассуждения и пытается подвести некий итог своей жизни. Давайте же обратимся к тексту стиха Сергея Есенина и сделаем анализ работы.

    Анализ стихотворения

    Стих Отговорила роща золотая автор пишет в переломное для своей жизни время, когда все чаще задаешься вопросами бытия и думаешь о быстром течении жизни. Начинает его писатель описанием увядающей природы, где улетают журавли, а роща уже отговорила и готовится к зиме. Увиденная картина заставила лирического героя задуматься о прошедших днях и о том, насколько быстротечно время. Где каждый приходит в этот мир, живет, вносит какую-то лепту, а позже умирает. Этот круговорот неизбежен и если природа ежегодно вновь возрождается, то человек уходит навсегда. Единственное, его душа может быть вечной.

  3. Отговорила роща золотая
    Березовым, веселым языком,
    И журавли, печально пролетая,
    Уж не жалеют больше ни о чем…-
    Это строки из стихотворения великого русского поэта Сергея Александровича Есенина, прожившего короткую ,но ослепительно яркую, как вспышка молнии, жизнь, трагически оборвавшуюся в тридцать лет. Этот удивительный человек принес в своем творчестве идею “узловой завязи” природы и человека. Как и все стихотворения Есенина, это произведение производит неизгладимое впечатление и поражает прелестью самобытности и неповторимости. О нем можно сказать словами критика В.Ходасевича :”Это… яркий ковер, сотканный из верной и нежной любви поэта к родной земле…”
    В этом стихотворении поэт создает яркий, красочный и многоцветный мир природы, наполненный переливами цветов и изысканных оттенков. Лирический герой стихотворения восхищается “широким месяцем над голубым прудом”, костром”рябины красной”. Он ощущает себя неотъемлемой частью природы. Лирический герой относится к ней как к матери, природа видится ему Божественным храмом. Секрет обаяния стихотворения Есенина в той милосердной человечности, с которой он прикасается ко всему в природе.
    Лирический герой- уже немолодой человек. На его глазах происходит осеннее увядание природы. Он видит, что “отговорила роща”, что “журавли печально” улетают.
    Состояние природы отражает состояние души лирического героя. Он одинок, ему грустно, он вспоминает юность веселую и “души сиреневую цветь”. Однако ему не кого и “ничего в прошедшем не жаль”. Да и стоит ли жалеть лет, “растраченных напрасно”? Стоит ли жалеть кого-нибудь? Ведь каждый в мире странник! Лирический герой понимает, что все проходит, и нет ничего вечного. Время все безжалостно “сгребает” “ в один ненужный ком”. Все погибает. Однако “не обгорят рябиновые кисти”, “от желтизны не пропадет трава”. Природа тоже “умирает”, но она способна возродиться. И лирический герой пытается вылечить душу от грусти и тоски слиянием с природой, слиянием с прекрасным. В этом стихотворении Есенин предстает перед нами как поэт – философ. Он пытается решить проблему личности и ее связи с миром. Его философия разлита, растворена в поэтических словесных образах. Время – необратимое и безостановочное – воплощается в образе ветра, который все разметает. Есенин поэтически соединяет, сливает краткий миг человеческой жизни с вечным потоком мирового времени. Дмитрий Веневитинов писал: “ Истинные поэты всех времен и народов были философами”. По-моему, Есенин не только истинный, но и уникальный поэт.
    Необычно не только содержание стихотворения, но и его форма. Чтобы лучше воздействовать на читателя, Есенин добивается совершенства формы и изысканности рифмы. Это произведение отличается плавностью, напевностью, мелодичностью.
    В этом стихотворении поэт использует ямб. Этот стихотворный размер открытый, явный, нетаинственный, завершенный. Он передает ритм и настроение произведения.
    Стремясь полнее и ярче выразить свои эмоции, поэт использует различные художественные средства. Например, Есенин часто употребляет олицетворение: “журавли не жалеют”, “грезит конопляник”. Это оживляет мир стихотворения, делает его одухотворенным, очеловеченным, и в этом единым. Особенностью художественного мира этого произведения является одушевленность в нем всего сущего: людей, животных, растений, планет, предметов – все дети единой матери Природы.
    Метафоры (“костер рябины красной”) и эпитеты (“березовый язык”, “ненужный ком”) придают стихотворению плавность и поэтичность.
    Поэт нередко использует инверсию: “Отговорила роща золотая”, “Стою один среди равнины голой”. Этот художественный прием придает возвышенность и торжественность. И еще один прием, использованный Есениным, – сравнение:
    Как дерево роняет тихо листья,
    Так я роняю грустные слова .
    Эти изобразительные средства придают художественной картине мира, нарисованной поэтом, яркий , зримый, наглядный, почти осязаемый характер.
    Это стихотворение – красочное и сильное – звучит как гармоничное произведение.
    Проанализировав это стихотворение, можно сказать, что С.А.Есенин действительно – поэт гениальный и удивительный. Ему удалось передать в стихотворении сокровенные человеческие чувства, удалось нарисовать живописную картину природы во всей ее прелести и очаровании.
    Это стихотворение волнует , завораживает и озаряет душу каким-то таинственным, тихим светом.

  4. Сочинение: Анализ стихотворения С.А.Есенина «Отговорила роща золотая …»

    Анализ стихотворения С.А.Есенина “Отговорила роща золотая …”

    Отговорила роща золотая
    Березовым, веселым языком,
    И журавли, печально пролетая,
    Уж не жалеют больше ни о чем…-
    Это строки из стихотворения великого русского поэта Сергея Александровича Есенина, прожившего короткую ,но ослепительно яркую, как вспышка молнии, жизнь, трагически оборвавшуюся в тридцать лет. Этот удивительный человек принес в своем творчестве идею “узловой завязи” природы и человека. Как и все стихотворения Есенина, это произведение производит неизгладимое впечатление и поражает прелестью самобытности и неповторимости. О нем можно сказать словами критика В.Ходасевича :”Это… яркий ковер, сотканный из верной и нежной любви поэта к родной земле…”
    В этом стихотворении поэт создает яркий, красочный и многоцветный мир природы, наполненный переливами цветов и изысканных оттенков. Лирический герой стихотворения восхищается “широким месяцем над голубым прудом”, костром”рябины красной”. Он ощущает себя неотъемлемой частью природы. Лирический герой относится к ней как к матери, природа видится ему Божественным храмом. Секрет обаяния стихотворения Есенина в той милосердной человечности, с которой он прикасается ко всему в природе.
    Лирический герой- уже немолодой человек. На его глазах происходит осеннее увядание природы. Он видит, что “отговорила роща”, что “журавли печально” улетают.
    Состояние природы отражает состояние души лирического героя. Он одинок, ему грустно, он вспоминает юность веселую и “души сиреневую цветь”. Однако ему не кого и “ничего в прошедшем не жаль”. Да и стоит ли жалеть лет, “растраченных напрасно”? Стоит ли жалеть кого-нибудь? Ведь каждый в мире странник! Лирический герой понимает, что все проходит, и нет ничего вечного. Время все безжалостно “сгребает” “ в один ненужный ком”. Все погибает. Однако “не обгорят рябиновые кисти”, “от желтизны не пропадет трава”. Природа тоже “умирает”, но она способна возродиться. И лирический герой пытается вылечить душу от грусти и тоски слиянием с природой, слиянием с прекрасным. В этом стихотворении Есенин предстает перед нами как поэт – философ. Он пытается решить проблему личности и ее связи с миром. Его философия разлита, растворена в поэтических словесных образах. Время – необратимое и безостановочное – воплощается в образе ветра, который все разметает. Есенин поэтически соединяет, сливает краткий миг человеческой жизни с вечным потоком мирового времени. Дмитрий Веневитинов писал: “ Истинные поэты всех времен и народов были философами”. По-моему, Есенин не только истинный, но и уникальный поэт.
    Необычно не только содержание стихотворения, но и его форма. Чтобы лучше воздействовать на читателя, Есенин добивается совершенства формы и изысканности рифмы. Это произведение отличается плавностью, напевностью, мелодичностью.
    В этом стихотворении поэт использует ямб. Этот стихотворный размер открытый, явный, нетаинственный, завершенный. Он передает ритм и настроение произведения.
    Стремясь полнее и ярче выразить свои эмоции, поэт использует различные художественные средства. Например, Есенин часто употребляет олицетворение: “журавли не жалеют”, “грезит конопляник”. Это оживляет мир стихотворения, делает его одухотворенным, очеловеченным, и в этом единым. Особенностью художественного мира этого произведения является одушевленность в нем всего сущего: людей, животных, растений, планет, предметов – все дети единой матери Природы.
    Метафоры (“костер рябины красной”) и эпитеты (“березовый язык”, “ненужный ком”) придают стихотворению плавность и поэтичность.
    Поэт нередко использует инверсию: “Отговорила роща золотая”, “Стою один среди равнины голой”. Этот художественный прием придает возвышенность и торжественность. И еще один прием, использованный Есениным, – сравнение:
    Как дерево роняет тихо листья,
    Так я роняю грустные слова .
    Эти изобразительные средства придают художественной картине мира, нарисованной поэтом, яркий , зримый, наглядный, почти осязаемый характер.
    Это стихотворение – красочное и сильное – звучит как гармоничное произведение.
    Проанализировав это стихотворение, можно сказать, что С.А.Есенин действительно – поэт гениальный и удивительный. Ему удалось передать в стихотворении сокровенные человеческие чувства, удалось нарисовать живописную картину природы во всей ее прелести и очаровании.
    Это стихотворение волнует , завораживает и озаряет душу каким-то таинственным, тихим светом.

  5. Анализ стихотворения С.А.Есенина “Отговорила роща золотая …”
    Отговорила роща золотая
    Березовым, веселым языком,
    И журавли, печально пролетая,
    Уж не жалеют больше ни о чем…-
    Это строки из стихотворения великого русского поэта Сергея Александровича Есенина, прожившего короткую ,но ослепительно яркую, как вспышка молнии, жизнь, трагически оборвавшуюся в тридцать лет. Этот удивительный человек принес в своем творчестве идею “узловой завязи” природы и человека. Как и все стихотворения Есенина, это произведение производит неизгладимое впечатление и поражает прелестью самобытности и неповторимости. О нем можно сказать словами критика В.Ходасевича :”Это… яркий ковер, сотканный из верной и нежной любви поэта к родной земле…”
    В этом стихотворении поэт создает яркий, красочный и многоцветный мир природы, наполненный переливами цветов и изысканных оттенков. Лирический герой стихотворения восхищается “широким месяцем над голубым прудом”, костром”рябины красной”. Он ощущает себя неотъемлемой частью природы. Лирический герой относится к ней как к матери, природа видится ему Божественным храмом. Секрет обаяния стихотворения Есенина в той милосердной человечности, с которой он прикасается ко всему в природе.
    Лирический герой- уже немолодой человек. На его глазах происходит осеннее увядание природы. Он видит, что “отговорила роща”, что “журавли печально” улетают.
    Состояние природы отражает состояние души лирического героя. Он одинок, ему грустно, он вспоминает юность веселую и “души сиреневую цветь”. Однако ему не кого и “ничего в прошедшем не жаль”. Да и стоит ли жалеть лет, “растраченных напрасно”? Стоит ли жалеть кого-нибудь? Ведь каждый в мире странник! Лирический герой понимает, что все проходит, и нет ничего вечного. Время все безжалостно “сгребает” “ в один ненужный ком”. Все погибает. Однако “не обгорят рябиновые кисти”, “от желтизны не пропадет трава”. Природа тоже “умирает”, но она способна возродиться. И лирический герой пытается вылечить душу от грусти и тоски слиянием с природой, слиянием с прекрасным. В этом стихотворении Есенин предстает перед нами как поэт – философ. Он пытается решить проблему личности и ее связи с миром. Его философия разлита, растворена в поэтических словесных образах. Время – необратимое и безостановочное – воплощается в образе ветра, который все разметает. Есенин поэтически соединяет, сливает краткий миг человеческой жизни с вечным потоком мирового времени. Дмитрий Веневитинов писал: “ Истинные поэты всех времен и народов были философами”. По-моему, Есенин не только истинный, но и уникальный поэт.
    Необычно не только содержание стихотворения, но и его форма. Чтобы лучше воздействовать на читателя, Есенин добивается совершенства формы и изысканности рифмы. Это произведение отличается плавностью, напевностью, мелодичностью.
    В этом стихотворении поэт использует ямб. Этот стихотворный размер открытый, явный, нетаинственный, завершенный. Он передает ритм и настроение произведения.
    Стремясь полнее и ярче выразить свои эмоции, поэт использует различные художественные средства. Например, Есенин часто употребляет олицетворение: “журавли не жалеют”, “грезит конопляник”. Это оживляет мир стихотворения, делает его одухотворенным, очеловеченным, и в этом единым. Особенностью художественного мира этого произведения является одушевленность в нем всего сущего: людей, животных, растений, планет, предметов – все дети единой матери Природы.
    Метафоры (“костер рябины красной”) и эпитеты (“березовый язык”, “ненужный ком”) придают стихотворению плавность и поэтичность.
    Поэт нередко использует инверсию: “Отговорила роща золотая”, “Стою один среди равнины голой”. Этот художественный прием придает возвышенность и торжественность. И еще один прием, использованный Есениным, – сравнение:
    Как дерево роняет тихо листья,
    Так я роняю грустные слова .
    Эти изобразительные средства придают художественной картине мира, нарисованной поэтом, яркий , зримый, наглядный, почти осязаемый характер.
    Это стихотворение – красочное и сильное – звучит как гармоничное произведение.
    Проанализировав это стихотворение, можно сказать, что С.А.Есенин действительно – поэт гениальный и удивительный. Ему удалось передать в стихотворении сокровенные человеческие чувства, удалось нарисовать живописную картину природы во всей ее прелести и очаровании.
    Это стихотворение волнует , завораживает и озаряет душу каким-то таинственным, тихим светом.

  6. 6
    Текст добавил: Анастасия Теут

    Сергей Есенин
    Отговорила роща золотая
    Березовым, веселым языком,
    И журавли, печально пролетая,
    Уж не жалеют больше ни о ком.
    Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник —
    Пройдет, зайдет и вновь оставит дом.
    О всех ушедших грезит коноплянник
    С широким месяцем над голубым прудом.
    Стою один среди равнины голой,
    А журавлей относит ветер в даль,
    Я полон дум о юности веселой,
    Но ничего в прошедшем мне не жаль.
    Не жаль мне лет, растраченных напрасно,
    Не жаль души сиреневую цветь.
    В саду горит костер рябины красной,
    Но никого не может он согреть.
    Не обгорят рябиновые кисти,
    От желтизны не пропадет трава.
    Как дерево роняет тихо листья,
    Так я роняю грустные слова.
    И если время, ветром разметая,
    Сгребет их все в один ненужный ком…
    Скажите так… что роща золотая
    Отговорила милым языком.
    1924
    «Отговорила роща золотая», анализ стихотворения Есенина
    Человек – часть природы: эта истина неоспорима. Как бы ни провозглашал он себя царем природы, все равно вернется в землю, откуда, из грязи, и был сотворен Богом. Эта идея довольно часто встречается в философских произведениях разных поэтов. Не стал исключением и Сергей Есенин. Именно тема зависимости человеческой жизни от законов природы зучит в его известном стихотворении «Отговорила роща золотая» (1924), ставшим популярной песней.
    Образ золотой рощи, говорящей языком берез, поразителен сам по себе, но особенно тонко и проникновенно раскрывается в этом произведении сложное психологическое состояние лирического героя. Для Есенина характерно очеловечивание природы: она словно сосредоточение человеческих чувств. А лучше всего поэту удается передать любовь к жизни.
    Распространенный в народной лирической поэзии параллелизм – сопоставление природных явлений с событиями жизни человека – характерен и для этого произведения. Образ героя соотносится с образом березовой рощи на протяжении всего стихотворения:
    Как дерево роняет тихо листья,
    Так я роняю грустные слова.
    А в конце подчеркивает параллелизм ярким образным выражением: «роща золотая отговорила милым языком».
    По жанровым признакам это стихотворение можно считать элегией – грустным размышлением о смысле жизни человека, его истинном предназначении на этой земле. Неприкрытая грусть сквозит почти в каждой строке: роща «отговорила», журавли, «печально пролетая, уж не жалеют больше ни о ком», да и сам герой «роняет грустные слова», ведь ему не жаль «ничего в прошедшем».
    Все эти слова придают стихотворению неспешную интонацию, позволяющую и читателю не только проникнуться этим состоянием, но задуматься над тем, для чего он живет на этом свете, почему каждый в мире только странник? Кроме того, неспешность, напевность этого лирического произведения (а оно давно положено на музыку и воспринимается как народная песня), усиливается пятистопным ямбом и использованием звукоподражания – аллитерацией: «В саду горит костер рябины красной».
    Несмотря на «грустные» слова, становится понятно, что это вселенский закон жизни: «каждый в мире странник».  Таким образом, философский план стихотворения представляют раздумья о жизни. Почему герой ничего не жалеет в прошедшем? Конечно, ему не жаль лет, «растраченных напрасно» (что вполне объяснимо), но не жаль и «души сиреневую цветь». Эта сложная во всех смыслах метафора не просто раскрывает состояние души героя, она является своеобразным символом всей поэзии Сергея Есенина.
    Не случайна и реминисценция из стихотворения Михаила Юрьевича Лермонтова «Выхожу один я на дорогу…» – строка «Стою один среди равнины голой». В обоих стихотворениях как будто выражены пути одиночества лирических героев: «один». Герои стремятся к синтезу с миром – соединением с равниной, пустыней и небом. Именно такие образы повторяются в обоих стихотворениях. Нужно заметить, что ощущение всемирности, восприятие себя в контексте космоса были основными мотивами русской философской лирики XIX-XX веков.
    Песенность данного стихотворения Есенина подчеркивается с помощью кольцевой композиции, при этом первая строфа «Отговорила роща золотая березовым веселым языком» частично повторяется в заключении:
    … что роща золота
    Отговорила милым языком.
    Но это не просто повторение – это своеобразный вывод: метафорическое уподобление березе, не раскрытое, а только обозначенное в первой строфе, получает свое логичное завершение в последней строфе. Подобное завершение не просто образно, оно афористично. Вообще, все стихотворение полно афоризмов: «Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник – пройдет, зайдет и вновь оставит дом»; «Как дерево роняет тихо листья, так я роняю грустные слова».
    Поэты довольно часто беспокоятся о судьбе своих произведений. И если кто-то мечтал, что придет в «коммунистическое далеко», а кто-то считал, что к нему «не зарастет народная тропа», то Есенин довольно пессимистично рассуждал о том, что «время, ветром разметая, сгребет их все в один ненужный ком». Однако время все расставило на свои места: творчество Сергея Есенина известно и любимо не одним поколением русских людей.

  7. Стихотворение “Отговорила роща золотая…” (1924) – пример так называемой медитативной лирики (медитация – углубленное размышление, погружение в себя), его сюжет – чувства лирического героя, подводящего итоги своей жизни. Интересно, что первое слово стихотворения – “отговорила” – глагол совершенного вида, который обозначает законченное, завершенное действие.
    Отговорила роща золотая
    Березовым, веселым языком,
    И журавли, печально пролетая,
    Уж не жалеют больше ни о ком.
    Стихотворение начинается с красочного пейзажа русской осени: облетевшая роща, журавли… Однако это лишь набросок, эскиз с бегло намеченными деталями. Главное не это. В первую очередь нас интересует настрой души лирического героя, о чем свидетельствуют постоянные есенинские эпитеты: “роща золотая”, “березовым, веселым языком”.
    Во второй строфе афористически емко прорисован жизненный путь человека:
    Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник –
    Пройдет, зайдет и вновь оставит дом.
    О всех ушедших грезит конопляник
    С широким месяцем над голубым прудом.
    Странник, покинутый дом, голубой пруд и даже конопляник, как деталь среднерусского пейзажа – обычные для поэзии Есенина образы – становятся спутниками не только его лирического героя, но и каждого человека.
    В третьей строфе где-то в самой глубине пейзажа, на горизонте, появляется бесприютная фигура лирического героя – “вечно странствующего странника”:
    Стою один среди равнины голой,
    А журавлей относит ветер в даль,
    Я полон дум о юности веселой,
    Но ничего в прошедшем мне не жаль.
    Так же как и роща “отговорила веселым языком” юность самого героя.
    Не жаль мне лет, растраченных напрасно,
    Не жаль души сиреневую цветь.
    В четвертой строфе наступает кульминация в развитии лирического сюжета. Чувство беспредельной (“один среди равнины голой”) тоски и одиночества разрешается невероятно поэтически сильным образом:
    В саду горит костер рябины красной,
    Но никого не может он согреть.
    “Но никого не может он согреть…” Внезапно в пятой строфе резко меняется эмоциональная тональность стихотворения, и отрицания (“не обгорят”, “не пропадет”) на этот раз звучат уже как утверждения:
    Не обгорят рябиновые кисти,
    От желтизны не пропадет трава,
    Как дерево роняет тихо листья,
    Так я роняю грустные слова.
    Лирический герой поэта постоянно сравнивает себя с деревом (“Я хотел бы стоять как дерево, / При дороге на одной ноге”), цветком (“Я милой голову мою / Отдам, как розу золотую”), а свою душу – с яблоней, осыпающейся золотыми плодами волшебных образов:
    Хорошо под осеннюю свежесть
    Душу-яблоню ветром стряхать,
    Или:
    Не каждый умеет петь,
    Не каждому дано яблоком
    Падать к чужим ногам.
    Строки “Как дерево роняет тихо листья, / Так я роняю грустные слова” возвращают нас к началу стихотворения. “Роща золотая” – это и сам Есенин и его поэзия. Потому и “не обгорят рябиновые кисти” и “не пропадет трава”. Поэзия в понимании Есенина сродни прекрасному саду (роще), где слова – листья, образы – яблоки, стряхиваемые с души, когда нальются соком:
    Не случайно осень названа ” мудрым садовником”. О своем “возрасте осени” Есенин скажет: “Прозрачно я смотрю вокруг”. Для него человек, поэзия и природа – одно целое. И поэт отождествляет себя с природой.
    И если время, ветром разметая,
    Сгребет их все в один ненужный ком…
    Скажите так… что роща золотая
    Отговорила милым языком.
    “Милый” – обычное для есенинской лирики обращение к жизни:
    Планета, милая,
    Катись, гуляй и пей.
    Милый, милый,
    Смешной дуралей…
    Милая, добрая, старая, нежная,
    С думами грустными ты не дружись.
    Милые березовые чащи!
    Ты, земля! И вы, равнин пески!
    Даже с жизнью поэт прощается “негромко, вполголоса”, по особенному светло.
    Скажите так… что роща золотая
    Отговорила милым языком.

  8. Стихотворение «Отговорила роща золотая…» было написано С.А. Есениным в 1924 году. Мы можем отнести его к философско-медитативной и пейзажной лирике. По жанру оно близко к элегии. Основная тема его – неумолимый ход времени, родство человека и природы, прошлое и настоящее.
    Жизнь человека у поэта сопряжена с жизнью природы. Сначала речь идет о наступлении осени:
    Отговорила роща золотая
    Березовым, веселым языком,
    И журавли, печально пролетая,
    Уж не жалеют больше ни о ком.
    Природные образы здесь уподоблены человеку: это подчеркнуто метафорой «роща отговорила», журавли испытывают печаль, могут сожалеть или не сожалеть о ком-то. Первая строфа – звуковая. Здесь мы слышим шелест золотых листьев, курлыканье журавлей, чувствуем дуновение ветра. Как и жизнь природы, так и жизнь человека быстротечна: проходит юность – на смену ей приходит зрелость, «возраст осени», а затем старость. Именно этот мотив становится доминирующим во второй строфе. Центральные образы ее – образы странника, дома (земли) и образы конопляника, месяца, пруда. Здесь смертный человек и обреченная на вечную жизнь природа уже противопоставлены друг другу. Конопляник, месяц и пруд хранят память обо всех тех, кто навсегда покинул дом:
    Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник —
    Пройдет, зайдет и вновь покинет дом.
    О всех ушедших грезит конопляник
    С широким месяцем над голубым прудом.
    Конопляник, месяц и пруд также здесь одухотворяются, обретая человеческое свойство мечтать, помнить об ушедшем. Так у поэта начинает разворачиваться диалог между человеком и природой.
    Затем в стихотворении возникает образ лирического героя. Он чувствует свое одиночество во Вселенной:
    Стою один среди равнины голой,
    А журавлей относит ветром в даль,
    Я полон дум о юности веселой,
    Но ничего в прошедшем мне не жаль.
    Здесь приходят на память лермонтовские строчки:
    Выхожу один я на дорогу;
    Средь равнин кремнистый путь блестит;
    Ночь тиха, пустыня внемлет богу,
    И звезда с звездою говорит…
    Однако Лермонтов уходит от реальности в мир сна, чудесной мечты. Лирический герой Есенина же остается в реальности, тоскуя о безвозвратно ушедшей юности. Этот мотив грусти в стихотворении все время нарастает. Его задает уже первое отрицание: журавли «уж не жалеют больше ни о чем». Затем отрицание трижды повторяется в речи героя: ему ничего «не жаль» «в прошедшем»:
    Не жаль мне лет, растраченных напрасно,
    Не жаль души сиреневую цветь.
    То же самое происходит и в природе. Здесь поэт также использует отрицательную частицу «не»:
    В саду горит костер рябины красной,
    Но никого не может он согреть.
    Не обгорят рябиновые кисти, От желтизны не пропадет трава, Как дерево роняет тихо листья, Так я роняю грустные слова.
    В последних строчках этой строфы параллелизм в жизни человеческой и природной подчеркивается уже сравнением-утверждением. В подтексте стихотворения угадывается мысль о бессилии лирического героя перед лицом времени, об одиночестве «странника» в мире. Однако когда эта эмоция достигает в стихотворении своего апогея, на первый план неожиданно выходит поэтическое чувство принятия жизни и хода времени и осознание разумности этого природного закона:
    И если время, ветром разметя,
    Сгребет их все в один ненужный ком…
    Скажите так…что роща золотая
    Отговорила милым языком.
    Произведение построено как постепенное развитие темы с кульминацией и развязкой в последней строфе. Кольцевая композиция создается образом золотой рощи, присутствующим в начале и в финале произведения. Только в начале элегии лирическая эмоция – это острое сожаление о юности (многочисленные отрицания лишь усиливают эту эмоцию, герой словно пытается убедить самого себя), в финале же – восстановление душевной гармонии, чувство благодарности к жизни, прошлому.
    Стихотворение написано пятистопным ямбом, катренами, рифмовка – перекрестная. Поэт использует различные средства художественной выразительности: эпитеты («березовым, веселым языком», «сиреневую цветь», «роща золотая»), метафоры («отговорила роща золотая», «в саду горит костер рябины красной»), олицетворение («о всех ушедших грезит конопляник»), инверсию («души сиреневую цветь»), анафору и синтаксический параллелизм («Не жаль мне лет, растраченных напрасно, Не жаль души сиреневую цветь»), сравнение («Как дерево роняет тихо литья, Так я роняю грустные слова»), аллитерацию («В саду горит костер рябины красной»), ассонанс («Отговорила роща золотая»).
    Таким образом, человек в поэзии Есенина ощущает себя частью природного мира, полностью растворяясь в нем, сливаясь с цветами, деревьями, животными, стихиями. Как писал М. Горький, «Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой «печали полей», любви ко всему живому в мире и милосердия…»[1].

  9. Стихотворение Есенина Отговорила роща золотая
    Полтора десятилетия, что творил С.Есенин, были одной из самых сложных эпох в русской истории. Бурные события, происходившие в стране, отразились на каждом человеке, а особенно сильно на судье гениев, наделенных сверхчувствительностью. Вместе с изменением обстановки менялось мировоззрение Есенина. Все это находило отражение в его лирике. В частности, когда уходил близкий Есенину мир деревни, сам поэт все чаще задумывался о смерти. Особенно ярко эти мысли звучат в стихотворении «Отговорила роща золотая…». На первый взгляд, это стихотворение о природе, ведь в своем лирическом наследии Сергей Есенин оставил нам яркие, светлые образы русской природы. Стихотворение начинается с прощальной картины осени:
    Отговорила роща золотая
    Березовым веселым языком
    И журавли, печально пролетая,
    Уж не жалеют больше ни о чем.
    Последняя строка этого четверостишия настраивает уже на философский лад.
    Кого жалеть, ведь каждый в мире странник –
    Пройдет, зайдет и вновь оставит дом.
    О всех ушедших грезит конопляник
    С широким месяцем над голубым прудом.
    Лирическому герою ничего не жаль: не жаль лет, «растраченных напрасно», «не жаль души сиреневую цветь». Ушли в прошлое веселые годы юности. И сейчас он стоит один «среди равнины голой».
    Лирический герой, проходящий через весь свой жизненный путь, сопоставляется в этом стихотворении и с рощей, и с журавлями, а его молодая душа – с «сиреневой цветью».И здесь снова возникает связь человека с космосом:
    О всех ушедших грезит конопляник
    С широким месяцем над голубым прудом.
    Трагизм смерти сглаживается утверждением того, что жизнь не заканчивается смертью;
    Не обгорят рябиновые кисти,
    От желтизны не пропадет трава…
    Это стихотворение относится к философской лирике поэта и написано с использованием выразительно-изобразительных средств языка. Образы природы в этом стихотворении очень метафоричны: роща отговорила, костер рябины красной, конопляник грезит. Использование многочисленных эпитетов ( роща золотая, язык березовый, веселый, пруд голубой и т.д.) придают стихотворению неповторимую прелесть.

  10. План
    Введение
    В стихотворении «Отговорила роща золотая…» можно выделить несколько тем.
    Основная часть
    Поэт в стихотворении описывает те изменения, которые происходят в природе поздней осенью.
    Образ лирического героя.
    Мотив странничества.
    Художественно-выразительные средства:
    — цветовые эпитеты;
    — метафоры;
    — олицетворения.
    Образ времени.
    Заключение
    Природа — единственный собеседник поэта.
    В стихотворении «Отговорила роща золотая…» можно выделить несколько тем: ощущения лирического героя переплетаются, он полон «дум о юности веселой». Автор описывает те изменения, которые происходят в природе поздней осенью, когда «отговорила роща золотая березовым, веселым языком», когда «дерево роняет тихо листья»:
    Стою один среди равнины голой, А журавлей относит ветер вдаль…
    Осень — пора увядания, когда всё в природе замирает. Сквозным является образ лирического героя, одинокого, забытого всеми, уставшего от жизни. Особую роль в стихотворе- нии играет мотив странничества: герой ощущает себя как «каждый в мире странник», которого никто не жалеет. В настоящем лирический герой одинок, хотя в прошлом была веселая юность, мечты, о которых «не жаль», но все куда-то исчезло, и он больше никому не нужен. Состояние человека сравнивается поэтом с увяданием природы поздней осенью, когда еще «в саду горит костер рябины красной, но никого не может он согреть». Стихотворение философично и лирично одновременно. Особый лиризм придают цветовые эпитеты: «роща золотая», «над голубым прудом», «сиреневую цветь», «костер рябины красной»; метафоры: «среди равнины голой», «костер рябины»; олицетворения: «отговорила роща», «журавли не жалеют», «грезит конопляник». Особый лирический настрой создаёт также описание поэтом осенней природы. Поэтическое произведение С.А. Есенина «Отговорила роща золотая…» создает ощущение тихой печали, необъяснимой тоски.
    Важным является в стихотворении образ времени, которое пройдет, но ничего не изменит. Лирический герой не боится хода времени, ему «…не жаль…лет, растраченных напрасно, не жаль души сиреневую цветь». У поэта природа говорит с человеком — и этот диалог подчеркивает одиночество человека в современном мире, невозможность обретения счастья в общении с людьми. Время, в которое живёт поэт, очень сложное, поэтому единственным собеседником человека оказывается осенняя природа:
    Как дерево роняет тихо листья,
    Так я роняю грустные слова.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *