Сочинение на тему ответственность и безответственность

9 вариантов

  1. Перечисляя достоинства человеческой натуры, следовало бы охарактеризовать одну из самых значимых черт характера, а именно ответственность. Большинство богатых и успешных людей в своём арсенале имеют и активно используют ответственность как основной способ достижения желаемого. Именно её наличие ярко демонстрирует готовность человека привлечь максимум усилий, мало того, доказывает это путём принятия ответственных и взвешенных решений, от которых зависит результативность.
    Крайне важно со стороны родителей возлагать хотя бы минимальную ответственность на ребёнка по дому. Мытьё посуды, уборка квартиры, покупка продуктов первой необходимости являются той долей ответственности, доводя до конца которую ребёнок формирует в себе удивительную стойкость к трудностям и лишениям, закаляет свой характер и легче приспосабливается к всевозможным вызовам со стороны требующей общественности. Верно и то, что без наличия такого качества, как ответственность априори невозможно лидерство в социальной группе как таковое. Без учёта данного факта человек обречён на роль пассивного наблюдателя собственной жизни. Под строгим патронажем человека ответственного, способного к самопожертвованию, работающего до изнурения, потенциальная полезность неответственного человека регрессирует напрочь, и он постепенно удовлетворяется этим, что, естественно, не есть хорошим. Это то, что сбивает его с пути истинного назначения, который он должен познать, как дзен.
    Акцентируя внимание на этом, следует сказать, что именно пассивность влечёт за собой простой и одеревенение, так пагубно влияющие на процесс самоактуализации. В современном мире, кишащем конкуренцией и соперничеством за место под солнцем, худо криво да придётся взять на себя ответственность, выгрызая возможность быть вожаком и руководить сложнейшими процессами.
    Без этого, увы, уже никак. Мы, как в той пословице, сами “предопределяем свою судьбу”.
    Быть червём либо парящим орлом – дело сугубо личное.

    Образец 4

    Внутренний мир каждого человека богат положительными и отрицательными качествами. Без них человеку было бы сложно различать хорошее и плохое, оставаться на высоте, жить полноценной жизнью. Среди них достойное место занимает чувство ответственности.
    Ответственность возникает в жизни человека не случайно. Она рождается из образованности и зависит от уровня воспитанности людей. Она напрямую связана с отношением к окружающим людям. Это своеобразная зависимость людей, которую он сам устанавливает, относясь к ситуации осознанно. То, как человек воспринимает возникшие проблемы, осознает все серьезность и старается отнестись к создавшемуся положению, можно описать как ответственность.
    Как правило, мы сами строим свою судьбу, предварительно анализируя происходящее. После этого, предвидя результат, человек идет на определенный шаг. Намерение человека помочь другому бескорыстно, от чистого сердца также напоминает это качество.
    Главное, что заложено в ответственности – умение реализовать обязанности, выполнить обещания лучшем виде. Мы остаемся в таком случае в ответе за кого-либо или что-либо, понимая всю серьезность поручений.
    С примерами чувства ответственности мы сталкиваемся постоянно в повседневной жизни. Это элементарное выполненное в срок обещание на работе или в школе. В литературе также есть немало подобных примеров, начиная с произведений, относящихся к детской литературе. Г. Х. Андерсен в сказке «Дюймовочка» наделяет главную героиню не только добротой, состраданием, но ответственностью. Не задумываясь о себе, девочка ухаживает за птицей, спасая ласточке жизнь.
    В рассказе «Трудный хлеб» Е. Носов доказывает, что уважение и ответственность за любимого животного делает жизнь самого себя счастливее. Охотник не бросил своего друга Чанга, несмотря на его слепоту. Он остался преданным ему, жалея и ухаживая за своим питомцем.
    Таким образом, если человек умеет отвечать за свои поступки, искренне радуется за исполненное обещание, которые приносят пользу окружающим людям, то среди его лучших качеств имеет место ответственность, которая будет озарять его жизнь светом и добром.
    15.3 ОГЭ 9 класс

  2. В рассказе А. П. Чехова «Лошадиная фамилия» все герои заняты чем угодно, только не своими прямыми обязанностями. Приказчик занимается пустой болтовней с генералом, который вообще не соответствует свой должности, будучи трусливым и ведомым человеком. Чиновник же и вовсе примеряет на себя маску знахаря и заговаривает зубы. Все эти люди не чувствуют себя частью чего-то важного, не имеют призвания, поэтому их жизнь смешна и пуста. Автор дает понять, что на Руси не будет порядка, пока каждый из нас не научится нести ответственность за свое дело. Из всех персонажей только врач ведет себя достойно, потому что ощущает профессиональный долг и выполняет его.
    В пьесе А. П. Чехова «Три сестры» герой хочет стать профессором, поэтому стремится в Москву. У него действительно талант к изучению наук, но, прежде чем его реализовать, он женится на Наташе, скромной и тихой особе. Однако после заключения брака женщина берет бразды правления в свои руки, и Андрей теряет контроль над своей судьбой. Он довольствуется скучной должностью в уездном городе, потому что семью нужно обеспечивать, а жене нужно все больше и больше с каждым днем. К сожалению, герою не хватило ответственности, чтобы служить по призванию. Пытаясь получить все и сразу, он навек простился с профессией своей мечты.
    В произведении А. П. Чехова «Ионыч» герой стал врачом по призванию. Однако претерпев разочарование в любви, он стал черствым, меркантильным и скучным обывателем, забыв о своей священной миссии. Амбициозный юноша Дмитрий Старцев деградировал и стал всего лишь толстым мещанином Ионычем, который коротает рутинные дни, чтобы скорее добраться до карточного стола, сытного ужина и емкости с алкоголем.  Этот человек тоже повел себя безответственно, взявшись, не будучи способным, за то, что требует от людей полной самоотдачи.

    Ответственность за животных

    В рассказе Леонида Андреева «Кусака» люди приручили бездомную собаку, которая поселилась на их даче. Сначала животное никому не доверяло, кусалась и дичилась на детей. Это объяснимо поведением ее бывших хозяев, которые бросили ее, а один человек даже ударил собаку. Однако новые друзья растопили лед в ее сердце. К концу дачного сезона Кусака стала ручной. Но ее бросили вновь, в городе не было места собаке, и она снова осталась в одиночестве. К сожалению, не все люди способны нести ответственность за тех, кого приручили, и из-за этого животные дичают, образуя проблему бездомных собак. Именно такие «хозяева» повинны в том, что несчастные псы болеют и голодают, устрашая прохожих на улицах.
    В произведении И. С. Тургенева «Му-му» дворник Герасим спасает щенка из воды и приручает. Из него выросла преданная и веселая собачка, которая всюду сопровождала хозяина. Однако крепостной крестьянин также находится у хозяйки, поэтому не может нести ответственность за животное. Когда барыня отдала приказ избавиться от Му-му, Герасиму пришлось ее утопить. Он не хотел бросать собаку, доставлять ей боль, поэтому просто убил ее. Но после этого он самовольно ушел в деревню, закрылся в себе и никогда не заводил домашних животных.
    Скачать таблицу с аргументами ЕГЭ
    Автор: Полина Батраева

  3. Ответственность – это то качество, которое человек проявляет, заботясь о слабых или без посторонней помощи справляясь со сложными задачами. Она может проявляться только в поступках, в действиях, но никогда не проявляется в словах. Ответственный человек всегда отвечает за свои действия, он честен с людьми и на него можно положиться в трудную минуту. Существует и другая ответственность, например, закреплённая законодательством, юридическая, административная или уголовная. В любой стране для граждан установлены определённые права и обязанности, нарушая которые гражданин несёт ответственность.
    Для многих людей груз ответственности – это что-то очень тяжёлое. Но я считаю, что никогда нельзя уходить от ответственности, ведь ответственность – это не только обязанности, но и свобода. Это свобода в принятии собственных решений, возможность самостоятельно выбирать свой путь. Я очень ценю людей, которые никогда не пытаются уйти от ответственности, и стараюсь окружать себя только такими людьми.
    Маленький ребёнок ещё не знает что такое ответственность. За него полностью отвечают родители. Но со временем дети взрослеют и у них появляются собственные обязанности, хотят они этого или нет, но им приходится начинать самостоятельно принимать решения. Они начинают понимать, какие поступки хорошие, а какие плохие. Ответственность начинается с простых и, казалось бы, совсем неважных решений. Однако со временем ребёнок становится всё взрослее и начинает брать на себя всё больше ответственности.
    Итак, я считаю, что ответственность – это тяжёлая, но при этом необходимая часть нашей жизни. Благодаря умению нести ответственность человек становится самодостаточной и целостной личностью.

  4. С понятием ответственности связаны такие термины как обязательность, серьёзность, надёжность, а также представление о совести. Любой человек ответственен за свои поступки перед другими людьми, мы должны нести ответственность за свои слова, свои взгляды, свою жизнь в целом.
    Родители всегда несут ответственность за воспитание своих детей. От того, как идёт процесс воспитания, напрямую зависит то, каким человеком будет пока ещё совсем маленький ребёнок. Пока у него не сформировался свой характер, пока он не определился со своим будущим, со своей профессией, с тем, где он будет жить в будущем и т.д., ответственны за него только родители. Ведь сам он пока вряд ли может принимать правильные решения.
    Также любой человек ответственен за безопасность не только свою, но и других. К примеру, водитель в ответе за жизнь пассажиров, которых он везёт, также он обязан соблюдать все правила дорожного движения, чтобы свести к минимуму вероятность аварии на дороге. Любой врач ответствен за жизнь своего пациента, как и любой пожарный или спасатель.
    Мы отвечаем за свои поступки не только по закону, но и по совести. Даже если мы не будем привлечены к ответственности, например, по закону, нас долго может терзать совесть, напоминая о совершённых ранее проступках. Иногда это хуже любого наказания. Некоторые люди годами мучаются от того, что чувствуют свою ответственность за что-то случившееся, при этом формально их вина не может быть доказана. Понятие ответственности всегда связано с нашими чувствами, нашей совестью и нашими представлениями о жизни.

  5. Тема: «ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И БЕЗОТВЕТСТВЕННОСТЬ: НАДО ЛИ  С ЭТИМ БОРОТЬСЯ».
    Выступление социального педагога
    первой квалификационной категории
    Чекашёвой Натальи Владимировны
    на родительском лектории
    Истинная сущность воспитательной работы
    заключается не в разговорах с ребенком, не
    в прямом воздействии на ребенка, а в
    организации жизни семьи, личной и общест-
    венной жизни родителей и ребенка.
    А.П.Макаренко
    Дети века. Какие они, наши дети? Можно сказать: умные, деловые, целеустремленные, трудолюбивые, знающие, много понимающие и много умеющие, ответственные. И это будет правдой.
    Можно сказать: упрямые, самолюбивые, легкоранимые, обидчивые, трудноуправляемые и безответственные. И в этом тоже есть правда.
    Потому что они очень разные, постоянно меняющиеся, каждодневно открывающиеся какими-то новыми гранями своих неустойчивых, только еще складывающихся характеров.
    Не все нас устраивает в этой стремительно растущей смене. Она как бы возвращает нам наши прошлые ошибки, неверные взгляды, постоянные суждения, непродуманные методики – человек есть продукт нашего воспитания, и дети становятся родителями быстрее, чем меняется некоторые наши представления о них. Но за эти ошибки ответственны не только воспитатели. Юность сама не менее ответственна за свое настоящее и будущее.
    Собрание можно начать стихотворением Дмитрия С., осужденного на 5 лет.
    Все избито, искалечено,
    И душа моя стонет в груди,
    Рана сердца никем не замечена,
    А ведь жизнь вся еще впереди.
    Надоело все, опостылело,
    Я и сам такой жизни не рад.
    Говорю себе — счастье было ли?
    Оглянуться надо назад.
    А что будет, что случится:
    Радость встреч иль боль разлук,
    В голове моей все кружится,
    Дай ответ мне, мой милый друг.
    Это стихотворение подчеркивает тему нашего  собрания и важность  вопроса  ответственности.
    Под юридической ответственностью понимается реакция государства на вред, совершенный правонарушителем. Содержание юридической ответственности может быть разным: дисциплинарные взыскания, материальная ответственность, административная ответственность и уголовное наказание. Уголовная ответственность отличается от других видов юридической ответственности по характеру совершаемых деяний, за которые она предусмотрена, и по применяемым санкциям за них. Это самый строгий вид юридической ответственности, который включает в себя в том числе и лишение свободы. Уголовная ответственность применяется только по приговору суда и от имени государства. Согласно ст. 8 УК РФ основанием уголовной ответственности является совершение преступления, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного Уголовным кодексом.
    Помимо юридической ответственности человек также несет ответственность нравственную. Но если совершение правонарушения очевидно, то аморальный поступок в среде подростков не может быть однозначно определен. Носителями нравственности являются как общество в целом, так и отдельные микроколлективы. Основным носителем нравственности остается семья. Однако подросток в возрасте 11—12 лет активно впитывает и нравственные принципы той микросреды, в которой он проводит время вне семьи.
    Под моралью понимается множество норм, в том числе запретов, принятых в обществе. Например, защищая слабого, человек совершает моральный (нравственный) поступок. Большинство людей такой поступок одобрит, потому что люди, в основном, стремятся к добру. И наоборот, совершая поступок, не одобряемый в обществе (аморальный), человек чувствует всеобщее осуждение.
    Если в семье у вас серьезно искажены представления о моральных и юридических требованиях к человеку. Вам кажется, что прав тот, кто сильнее или хитрее, а правоохранительные органы только мешают жить. Вы ориентируетесь на тех, кто не живет честно, а ловчит, обходит законы, старается жить за чужой счет. В результате взрослые недооценивают то  влияние, которое мы оказываем на своих детей, создавая фон формирования психологического оправдания аморальных поступков и формируя тем самым у своих детей психологическую предрасположенность к неправоправным поступкам.
    К таким предпосылкам можно отнести моральную распущенность и духовную нищету подростков.
    Подростки, которые сплошь и рядом нарушают моральные нормы, ближе других к совершению правонарушений. Те, кто попадает в спецшколы или ВТК для несовершеннолетних, как правило, отличались в школе следующими аморальными поступками: плохо учились, а потом и бросали школу; курили и выпивали; грубили и сверстникам, и взрослым; унижали маленьких и слабых даже без причин; старались выяснять отношения только с помощью силы; играли в карты, разрисовывали стены; портили школьное имущество, и т.п.
    Для девочек кроме перечисленного характерно также стремление показать, что они уже «взрослые». Отсюда раннее использование зачастую очень вульгарной косметики, развязное поведение, ранние «любовные» связи, и т. д.
    Важным фактором, на который необходимо обращать внимание в воспитании детей — этот формирование духовного богатства. Отсутствие духовности приводит к духовной нищете. Как же она формируется?
    Первый источник — пренебрежительное отношение к учебе, знаниям. Подавляющее большинство правонарушителей еще до осуждения к лишению свободы, как правило, бросили школу.
    Второй источник — стремление к примитивному времяпрепровождению. Современное общество, озабоченное процессом накопления капитала, взращивает поколение так называемых «тусовочных детей». Этот термин как нельзя лучше характеризует сложившуюся ситуацию. Подростки «тусуются», интересуясь только развлечениями.
    Третий источник — преобладание материальных потребностей. Так 90% ростовских правонарушителей в качестве основной цели жизни назвали приобретение различных материальных благ: «были бы деньги, а остальное мы купим».
    Ну, и, конечно же, стоит отметить в качестве одного из основных факторов совершения подростками правонарушений — чувство безнаказанности. Подросток может совершить проступок, еще не подозревая о его аморальности. Взрослые, прежде всего родители и учителя, должны адекватно реагировать на него, принимая соответствующие меры по недопущению подобного в дальнейшем.
    Моральные нормы, в отличие от юридических, нигде не записаны. Однако они более действенны. Можно определенно сказать, что если бы люди научились соблюдать моральные нормы, законы бы не потребовались.
    Некоторые могли бы назвать это идеалистической утопией, приводя массу аргументов в пользу большей действенности юридических норм по сравнению с моральными. Эти люди, как правило, сторонники жестких мер. Но история показывает нам, что в прошлом отсутствовало даже понятие о правовых нормах, законах и, тем не менее, общество развивалось и строило свои взаимоотношения на моральных нормах. Конечно, это основано прежде всего на крепких обычаях и традициях, а также на сплоченности человеческих общностей.
    Мы уже говорили о том, что основной базой выработки у подростков нравственности является семья. А всегда ли мы сами являемся носителями норм нравственности?
    Ответственность – это обязанность отвечать за свои действии и поступки, необходимость выполнять требования, предъявляемые обществом. Ответственность – важное моральное качество личности. Ответственным может быть тот, кто отдает полный отчет в своих действиях, кто может принять на себя вину за свои ошибки, кто понимает свой долг, свою обязанность в любых обстоятельствах, кто добросовестно трудится в полную меру своих сил и возможностей.
    Ответственность воспитывается с ранних лет жизни ребенка. Родители обращают внимание на то, как ребенок выполняет порученное дело (в срок и до конца ли), оказывают помощь, приучают отвечать за собственные поступки, приучают к мысли о том, что каждый поступок имеет последствия, приучают анализировать свое поведение.
    У школьника ответственность должна стать устойчивой чертой личности, характеризующей уровень его нравственной воспитанности. Ответственность связана с такими волевыми качествами личности, как дисциплинированность, настойчивость, организованность, сознательность в поведении, требовательность к себе и другим. В школе ответственность воспитывается прежде всего в процессе учебы, выполнения общественно полезных дел, разнообразных общественных поручений.
    В воспитании у детей ответственности родители особое внимание должны обратить на формирование интереса к учебе, порученному делу, разъяснение их значимости, важности приобретения знаний и выполнения поручений. Для этого необходимо включать ребят в деятельность по активному овладению знаниями и  по выполнению поручений с учетом их интересов. А также родители должны приучать ребят выполнять и неинтересную работу, быть готовыми к осуществлению любого дела в разных ситуациях, быть непримиримыми к нарушениям общественных требований, уметь преодолевать трудности.  Большое значение в воспитании ответственности имеет авторитет и личный пример родителей. Уклад самой жизни семьи, ее нравственная атмосфера, характер взаимоотношений между отцом и матерью, родителями и детьми, оказание детям помощи, приучение к самоконтролю, заинтересованность делами детей в школе и дома способствуют наиболее успешному воспитанию ответственности.
    Старшеклассникам было предложено ответить на вопрос: «Перед кем вы несете и будете нести ответственность во взрослой жизни?»:
    Перед собой – 24 ответа.
    Перед миром – 10 ответов.
    Перед людьми – 12 ответов.
    Перед родными людьми  – 8 ответов.
    Перед государством – 10 ответов.
    Перед Богом –  18 ответов.
    Перед окружающей природой –  6 ответов.
    Перед потомками – 4 ответа.
    Перед памятью предков  – 4 ответа.
    И.Кон говорил: «И жесткая дисциплина, не терпящая индивидуальных вариаций, так же противопоказана формирования личности, как и аморфная вседозволенность и тепличная атмосфера, в которой она не может родиться. Личность формируется всем стилем жизни, побуждающим с раннего детства совершать поступки и принимать за них ответственность». Мы все помним слова Н.Г.Чернышевского о том, что без приобретения привычки к самостоятельному участию в общественных делах, без приобретения чувств гражданина, ребенок мужского пола, вырастая,  делается существом мужского пола средних, а потом пожилых лет, но мужчиной он не становится или, по крайней мере, не становится мужчиной благородного характера. Мелочность взглядов и  интересов отражается на характере и на воле: «какова широта взглядов, такова широта и решений…» Процесс становления личности всегда подразумевает свободу и возможность контролировать свою жизнедеятельность.
    Психологи выделили ряд свойств, составляющих сущность самостоятельности и связанных с нею психических явлений: способность к самоутверждению, поддержанию стабильности «я», самоконтроль, умение регулировать собственное поведение и эмоциональные реакции, сохранять собственное мнение вопреки внешнему давлению, склонность брать на себя ответственность за важнейшие события своей жизни, а не винить в них других людей, объективные обстоятельства или судьбу.
    Воспитывающему следует помнить, что у поступков любого человека есть три главных двигателя: боязнь наказания, жажда награды (поощрения) – данные мотивы носят полубиологический характер – и желание добра, – а это уже сложное социально-психологическое проявление, которое формируется с ранних лет. Отсюда основной метод борьбы с недостатками личности заключается не в их выкорчевывании, а в «выращивании» противоположных достоинств. Так, например, жадность – это «невыращенная» доброта, трусливость – «невыращенная» смелость, безответственность – «невыращенная» ответственность и т.д. В этой связи писатель Г.Медынский подчеркивал, что необходимо воспитывать в ребенке «сопротивление злу».
    Пройдет совсем немного времени и ваши дети уйдут во взрослую жизнь. Какой будет их жизнь, во многом зависит от того, как они умеют вести себя в этой жизни, как общаются с людьми, как разговаривают, как умеют себя вести в различных жизненных ситуациях.
    Как их встретит взрослая жизнь – во многом зависит от них самих, во многом зависит от вас, взрослых людей.
    Сегодня ваша задача состоит в том, чтобы в оставшееся время делать все возможное, чтобы сформировать в своем ребенке чувство взрослости и ответственности, а оно проявляется в первую очередь в умении выражать свои мысли и чувства, проявлять культуру собственной речи.
    Сегодня нам хотелось обратить Ваше внимание, родители,  на необходимость настойчивого воспитания, особенно у  учащихся-старшеклассниках, ответственности за свои дела и поступки; формировать понимание того, что старшеклассники – это взрослые люди, имеющие право на свободу мнения и ответственность принятия решения.

  6. Этот вопрос актуален во все времена. В литературе существует великое множество примеров данной проблемы. Один из самых ярких классических примеров – Родион Раскольников, главный персонаж произведения «Преступление и наказание» Достоевского. Молодой человек испытывал муки совести после совершенного им убийства. Он, осознав всю ответственность за свой поступок, признается в содеянном.
    Замечательный литературный пример можно привести по произведению Булгакова «Собачье сердце», где один из главных героев, профессор Преображенский Филипп Филиппович, находит в себе мужество и берет на себя ответственность, исправляя ошибку и понимая, какой урон он нанес окружающим его людям. Поступок профессора является настоящим примером для сочинения на тему «Ответственность за поступки».
    Фамилия профессора неслучайно была выбрана автором, он преображал этот мир, но столкнулся с проблемой с неожиданной для него стороны. Принятие решения, которое стоило ему так дорого, должно было изменить людей в лучшую сторону, но свой труд и свое открытие он вынужден был скрыть от всего мира.

    Заключение

    В заключение, подводя итоги сказанного, хотелось бы отметить, что сочинение на тему «Ответственность» затрагивает эту проблему не только в литературе, но и в реальной жизни. Такие профессии, как юрист, врач, спасатель, ученый, чаще всего связаны с этим понятием, ведь от принятых ими решений зависит не только благополучие, но и жизни не одного десятка людей.

  7. Что такое безответственность

    Безответственность – наплевательство, головопятство, бестолковость.
    Словарь синонимов русского языка
    Безответственность (отсутствие ответственного отношения к жизни) – это личностная позиция, которая предполагает отсутствие задач и обязательств, нежелание и неумение отвечать за последствия собственных действий, неготовность к сюрпризам взрослой жизни. Безответственный человек – это вечный ребенок, привыкший к тому, что все будет происходить «как-то» и «само собой». Он предъявляет завышенные требования и притязания к другим людям, не выполняя того, что должен делать сам. Безответственность проявляется в нежелании участвовать в важных процессах и принимать решения в сложных ситуациях. Такая позиция удобна для самого человека, так как избавляет его от лишних проблем и хлопот, но при этом крайне разрушительна для его окружения и общества. Безответственность – это приобретенное качество, которое формируется в процессе воспитания личности в первую очередь под влиянием родителей. Психологи выделяют три типа родителей, чада которых не способны быть взрослыми и ответственными. Это родители-жандармы, спасатели и попустители. Безответственность – это способ скрыть собственную лень, страх и тревожность, попытка убежать от реальности.
    В борьбе с безответственностью важно постоянное и неуклонное взросление, умение понимать и предугадывать последствия своих действий, желание отвечать за свои поступки. Важно стараться больше думать о нуждах и потребностях других людей и совершать в соответствии с этим определенные действия. Нужно постоянно бороться и побеждать лень.
    Безответственность– это инфантильная жизненная позиция.
    Безответственность – это неспособность принимать решения.
    Безответственность – это нежелание отвечать за свои дела и поступки.
    Безответственность – это неумение жить во взрослом мире.
    Безответственность – это способ скрыть собственное бессилие и лень.

  8. Текст из ЕГЭ

    (1)Сергей Николаевич Плетёнкин вернулся домой, как обычно, в половине девятого. (2)Он работал в сервисной мастерской, в самом центре города. (3)Чтобы оправдать горючее, по дороге домой он делал остановку возле центрального рынка и подхватывал, если, конечно, повезёт, попутчика. (4)Сегодня ему несказанно повезло, душа от радости пела, и он, едва разувшись, даже не помыв руки, сразу же помчался на кухню рассказывать об удивительном происшествии. (5)Жена стояла возле раковины и мыла посуду.
    (6)Дочь с недовольным видом допивала чай и, капризно оттопырив нижнюю губу, спрашивала:
    (7)–Мам, а почему нельзя?
    (8)–Потому что… – раздражённо отвечала мать. (9)–Вон у отца отпрашивайся!
    (10)Плетёнкин нетерпеливо махнул рукой, прося тишины, и, взвизгивая от радости, чем всегда раздражал жену, начал рассказывать.(11)–Представляете, еду я сегодня мимо центрального рынка, тормозит меня какая-то женщина… (12)Просит, чтобы я её подвёз до заводоуправления. (13)Я гляжу: кожаное пальто, сапожки стильные, ну, и на лицо такая, видно, что ухоженная… (14)Я сразу ей: триста!.. (15)Она даже рот открыла. (16)Ну, ничего, села, довёз я её до управления. (17)Она выходит и даёт мне пятьсот рублей… (18)Я такой: «Так, а вот сдачи-то у меня нет!» (19)Она посмотрела на меня, пожала плечиками и говорит: «Ладно, сдачу оставьте себе!» (20)Представляешь, как повезло! (21)–Да-а! (22)Были бы все пассажиры такие! – протянула жена. (23)–Ты иди мой руки и давай садись ужинать… (24)Плетёнкин закрылся в ванной и начал намыливать руки, вновь и вновь прокручивая подробности всего происшедшего. (25)Густые чёрные волосы, тонкие пальцы с обручальным кольцом, слегка отрешённый взгляд… (26)Такой взгляд бывает у людей, которые что-то потеряли, а теперь смотрят туда, где должна бы лежать пропавшая вещь, прекрасно зная, что там еёне найдут.(27)И вдруг он вспомнил её! (28)Это была Наташа Абросимова, она училась в параллельном классе. (29)Конечно, она изменилась: была невидной дурнушкой, а теперь стала настоящей дамой, но тоскливое разочарование в глазах осталось. (30)Однажды в одиннадцатом классе он вызвался проводить её, вёл тихими улочками, чтобы их не видели вместе. (31)У неё глаза светились от счастья, и, когда он попросил написать за него сочинение на конкурс «Ты и твой город», она тут же согласилась. (32)Плетёнкин занял первое место, получил бесплатную путёвку в Петербург, а после этого уже не обращал внимания на очкастую дурнушку. (33)И только на выпускном балу, выпив шампанского, он в порыве слезливой сентиментальности попытался ей что-то объяснить, а она смотрела на него с той же усталой тоской, с какой смотрела и сегодня.(34)–Ну, получается, что я обманул тебя!(35)–Меня? – она улыбнулась. (36)–Разве ты меня обманул?(37)–А кого же! – сказал он и глупо ухмыльнулся. (38)Она молча ушла.(39)…Плетёнкин хмуро намыливал руки. (40)Он подумал, что обязательно встретит её и вернёт ей двести, нет, не двести, а все пятьсот рублей… (41)Но с … понял, что никогда не сделает этого.(42)–Ты чего там застрял? (43)Всё стынет на столе! – потеряв терпение, крикнула из кухни жена.(44)«Разве ты меня обманул?» – вновь вспомнилось ему, и он поплёлся есть остывающий суп.
    (по С. С. Качалову)

    Вступление

    Каждый из нас несет ответственность за то, что мы делаем, говорим или даже думаем. Рано или поздно придется держать ответ перед окружающими или перед самими собой за то, что совершили мы против своей совести или против общепринятых нравственных норм.

    Проблема

    С подобной ситуацией столкнулся Сергей Николаевич Плетенкин — главный герой текста С. С. Качалова. На примере жизнеописания своего героя, рассказа одного удивительного случая из его повседневности автор поднимает проблему ответственности за свои поступки.

    Комментарий

    В тексте несколькими словами обрисована простая и неторопливая жизнь Плетенкина. У него есть жена и дочь, быт налажен, работа приносит стабильный доход. Иногда, в особо удачные дни, ему удается еще и неплохо подработать, довозя людей за деньги.
    В тексте представлен как раз один из таких удачных дней. Вернувшись домой, где его уже ждал горячи ужин, Плетенкин рассказал жене, как ему удалось удачно выманить деньги из встретившейся по пути женщины. За проезд он попросил 300 рублей, явно завысив цену, видя, что перед ним женщина состоятельная. Та подала ему 500, на что Сергей Николаевич не нашел сдачи. Девушка попросила его оставить сдачу себе. Вот такая удача.
    Уже спустя некоторое время герой понял, что знал эту женщину, что, будучи старшеклассником, обманул ее, воспользовался ее доверием. Не первая красавица, Наташа Абросимова (так звали случайную попутчицу) в юности не пользовалась особым вниманием парней. Плетенкин начал ухаживать за ней, провожать домой, и за это попросил девушку написать за него сочинение на общегородской конкурс. Та с радостью согласилась.
    Когда же молодой человек конкурс выиграл и получил путевку в Санкт-Петербург, он даже здороваться с Наташей перестал. И только на выпускном нашел в себе силы повиниться. Но девушка только сказала: «Разве ты меня обманул?» И ушла, оставив в памяти героя лишь свой тоскливый глубокий взгляд. Таким взглядом смотрела она на него и сегодня.
    Нахмурившись от своих воспоминаний, Плетенкин решил, что при встрече отдаст ей все деньги. Но тут же понял, что никогда этого не сделает.

    Авторская позиция

    Автор убежден, что нечестный поступок не имеет срока давности. Рано или поздно он напомнит о себе и заставит платить по счетам. Дважды обманув девушку, герой рассказа, в первую очередь, обманул самого себя. И это чувство вины перед ней не покинет его до конца дней.

    Своя позиция

    С автором невозможно не согласиться. Решаясь на какое-то действие или поступок, необходимо хорошенько подумать, каково тебе с этим будет жить, не пожалеешь ли ты потом. Потому что исправить то, что натворил, не всегда будет возможным.

    Аргумент №1

    В литературе практически в каждом произведении раскрывается тема ответственности за собственные поступки. К примеру, в «Преступлении и наказании» Ф.М. Достоевского многие герои несут на себе тяжесть ответственности за совершенные ими действия. Родион Раскольников, убивая старушку-процентщицу, а вместе с ней и ее слабоумную сестру на сносях, настолько претерпевал муки совести, что буквально лишался чувств.
    Поняв, что все его поступки не имеют оправдания, он на каторге в молитвах добывал себе прощение у бога, перечитывая Евангелие и вспоминая самого светлого человека в своей жизни – Соню Мармеладову.

    Аргумент №2

    В повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» главный герой Эраст, обманувший Лизу, продавший свою любовь за женитьбу на богатой даме, всю оставшуюся жизнь будет мучаться от того, что стал причиной гибели молодой и наивной девушки. Его бездумные эгоистичные поступки привели к тому, что бросилась в реку искренне любящая его Лиза, не сумев перенести предательство и ложь любимого человека.

    Заключение

    Что бы мы ни делали в жизни, к чему бы ни стремились, всегда есть то, что ограничивает нас – наша совесть. Идти
    вопреки ей нельзя, так как впоследствии она не раз напомнит о себе. Мы ответственны за собственную судьбу, за собственную жизнь и за свои поступки, хорошие и плохие. Жить нужно так, чтобы впоследствии не было стыдно за самих себя и совершенные действия.

  9. 4 марта 2015 Автор: Александр Харин
    Рубрика: Психология для души, Развитие способностей и навыков, Статьи Александра Харина, Статьи наших авторов
    Ответственность и безответственность в нашем обществе давно и четко разделили свои роли. Если ты безответственный человек – стыд тебе и позор. Если же ответственный – почет и уважение. Каждый, кто хоть раз составлял резюме, знает, что без этого пункта в списке своих достоинств никуда. Причем не важно, претендуете вы на должность исполнительного директора или старшего помощника младшего офис-менеджера. При этом кто-то по-настоящему ответственный человек, другой приписал себе это качество, потому что так правильно, а третий – понимает, что не дотягивает и вылезает из своей шкурки, лишь бы соответствовать. Может пришло время разобраться, кто есть кто?

    Ответственность и безответственность: как определить, не выдаем ли мы желаемое за действительное

    В корне слова «ответственность» лежит слово «ответ». Следовательно, ответственный человек – это тот, кто знает ответ на вопрос. Такой человек знает, как решается задача от начала до конца и готов ответить на все вопросы, касающиеся этой задачи. То есть, это достаточно зрелый человек.
    Ответственность бывает разная. Есть люди зрелые в своей ответственности, а есть не зрелые, но тоже ответственные. Зрелая ответственность – это когда, например, мы очень любим человека и знаем, что готовы проходить с ним трудности и в минуты радости, и в минуты горя, и в минуты боли. Потому что есть зрелость и потому что силы любви достаточно для того, чтобы она подкреплялась ответами.
    Тогда же, когда силы зрелости не хватает, мы часто берем на себя ношу, которую не можем нести. Причем, вначале сами же добровольно взваливаем ее на себя, а потом начинаем сбрасывать. Мы говорим: «это не по мне», «брак – это не мое», «эта работа мне не подходит» и т.д. На самом деле, не хватает силы, не хватает зрелости. А ответственны мы можем быть только в том, в чем созрели и набрались опыта. И для нас такая ответственность не становится ношей, а является чем-то нормальным и естественным.
    Тогда же, когда мы еще не созрели, а груз ответственности уже взвален, возникает перенапряжение. И в этом случае возникает одна из двух реакций: безответственность или гиперответственность.
    Безответственность появляется тогда, когда не хватает энергии, не хватает любви, не хватает опыта.  Поэтому не хватает зрелости. Так бывает, когда дети не наигрались в детство или не ощутили полноту любви родителей или полноту любви жизни. У них ответственность не просыпается. Они долго цепляются за детство, а когда становятся взрослыми мужчинами и женщинами, внутри остаются детьми. Поэтому, как только возникает перенапряжение, они сбрасывают с себя лишний груз. Это называется безответственность.
    Гиперответственность – это когда мы несем ответственность перенапрягаясь. Уже есть желание нести ношу, но еще нет зрелости для реализации этого желания. В корне гиперответственности лежит, как правило, желание понравиться, быть хорошим в чьих-то глазах. Например, у человека есть внутреннее желание помогать родителям, но он это делает не потому, что зрел, а потому что хочет, чтобы мама его больше любила.
    Человек пытается всем помочь, везде быть хорошим, он пытается быть ответственным, но эта ответственность еще незрелая. Такие люди часто перенапрягаются и на работе, и в семье. Берут ответственность за своего ребенка, за своего мужа, за свою жену, за выполнение плана, за коллег… И несут это все на себе в надежде, что, в конце концов, их полюбят.
    Зрелая ответственность – это когда берется посильная ноша, которая необходима в конкретной ситуации. Поэтому зрелый человек всегда знает, когда надо брать, а когда не надо. Он всегда понимает, что должен сочетать потребности других людей со своими потребностями и возможностями. Он всегда оценивает ситуацию и когда понимает, что работает в ущерб себе, он на себя этот груз брать не будет.
    Поэтому, картина с ответственностью такова, что с одной стороны мы видим гиперответственность, с другой стороны безответственность, а посредине зрелая ответственность взрослого человека.
    Наша задача – стремиться к правильному отношению к миру, к зрелости, к пониманию себя: есть ли у меня любовь, есть ли желание помогать другим, хватает ли сил. И только после этого говорить себе: да, я согласен, я беру на себя эту ответственность.
    И последнее. Помните, что ответственность – это не напряжение, это результат вашей зрелости и силы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *