Сочинение на тему памятник пушкину в москве 8 класс

11 вариантов

  1. Памятник А. С. Пушкину был воздвигнут в Москве на Пушкинской площади в 1880 году ко дню рождения поэта. Скульптура Пушкина выглядит очень естественно: правая рука заложена за борт сюртука, левая- непринужденным жестом отведена за спину, она держит шляпу. Немного выдвинутая вперед левая нога создает иллюзию медленного движения, вот-вот поэт сойдет с постамента и спустится к нам.
    Голова наклонена, его грустные, живые глаза смотрят на нас из глубины веков. Постоянное впечатление, что Пушкин в творческом размышлении: на лбу выступают морщины, на лице видна его полная отвлеченность – думы о чем-то своем.
    Возможно, это размышления о своей Родине или о трудной судьбе простого русского человека. А возможно, он создает какое-то новое поэтическое произведение. Но весь общий внешний вид – это образ творящего, вдохновенного человека.
    Его одежда скромна, повседневна, обычна для тех времен. На сюртук накинут длинный плащ, который ниспадает складками. Фигура Пушкина стоит на высоком постаменте, который является символом того, что поэт, его душа, его мысли всегда будут чтить, как нечто возвышенное.
    Даже сам Пушкин без лишней скромности мог сказать о себе:
    Я памятник воздвиг себе нерукотворный,
    К нему не зарастет народная тропа,
    Вознеся выше он главою непокорной
    Александрийского столба…
    На постаменте высечены строки из этого же стихотворения. В этих словах мечта Пушкина на будущее народное призвание звучит уже не как предположение, а как пророчество. Поэт знал, какой ценой купил он право на бессмертие:
    И долго буду тем любезен я народу,
    Что чувства добрые я лирой пробуждал,
    Что в мой жестокий век восславил я свободу
    И милость к падшим призывал…
    Невозможно представить памятник Пушкину и без площади, окружающей его. С обеих сторон от памятника стоят изящные чугунные фонари того времени. Это придает всему колорит 19 века. Вокруг памятника, словно лавровый венок вокруг головы поэта, цепь в виде лавровых листочков, закрепленная на бронзовых тумбах. Со всех сторон площадь окружают деревья, кустарники – все это создает особый мир, особую атмосферу, где все еще живет наш Пушкин.
    Самое главное богатство Пушкина – это его стихи, его поэзия. В своем творчестве он сумел раскрыть лучшие строки своей души: веру в жизнь, свободу, оптимизм, уважение и любовь к людям, глубокое сочувствие к ним.
    Многие знаменитые люди предрекали Пушкину «бессмертие». Известный русский критик Белинский в конце своей книге о Пушкине написал пророческие слова: “Придет время, когда он будет в России поэтом классическим, по творениям которого будут образовывать и развивать не только эстетическое, но и нравственное чувство”.
    Проходят времена, на смену старых приходят новые поколения, но о Пушкине помнят, как о чем-то очень близком, сокровенном. В его честь воздвигнуто много известных памятников, каждый из которых уникален, о каждом из которых можно рассказать и рассказывать. Но все же лучший из всех памятников тот, который никто не сможет разрушить. Этот памятник живет в его стихах, произведениях, в наших сердцах.

  2. Слова Белинского написаны на доске: «Пушкин принадлежит к вечно живущим и движущимся явлениям, не останавливающимся на той точке, на которой застала их смерть, но продолжающими развиваться в сознании общества».
    – Ребята, сегодня мы с вами вновь произносим имя великого поэта. Что значит имя Пушкина для каждого из вас? Попробуйте продолжить слова Белинского.
    – Мы с вами будем учиться составлять письменные высказывания – описание памятника Пушкину в Москве. Работать мы будем по скульптуре Опекушина. Мы должны будем определить основную мысль нашего описания, высказать свое отношение к данной скульптуре.
    Решение создать памятник Пушкину было принято в 1860, когда отмечалось 50- летие Лицея. В течение 1873-1875 было проведено 3 конкурса проектов памятника Пушкину, и только третий завершился победой Опекушина.
    Александр Михайлович Опекушин родился в 1838 в Ярославской губернии, в семье крепостного крестьянина.
    Лучшей была признана одна из его моделей, соединившая в себе «с простотою, непринужденностью и спокойствием позы – тип, наиболее подходящий к характеру наружности поэта».
    Изготовление натуральной гипсовой модели, гранитного постамента и монтаж заняли ещё 5 лет.
    6 июня 1880 состоялось торжественного открытие памятника. Его установили в начале Тверского бульвара, и казалось, что поэт как бы выходит на площадь. В 1950, после того как снесли Страстной монастырь и реконструировали Пушкинскую площадь, памятник перенесли на новое место, в центр площади.
    – Как местоположение скульптуры влияет на ее содержание, на характер модели? (Пространство Тверского бульвара подчеркивает монументальность модели)
    – Что такое монумент? (Большой памятник)
    Давайте посмотрим на памятники, выскажем свое отношение к скульптуре. Какое настроение вызывает у вас скульптурный лик поэта? (Пушкин грустный, задумчивый, он будто одинок среди людей)
    – Какова поза поэта, как передано движение (обратите внимание на плащ, складки одежды). Почему это так важно? (Мастерски вылепленные складки одежды позволяют ощутить светотеневую проработку, что имеет значение, когда рассматриваешь памятник издали)
    – В каком положении находится голова? (Небольшой наклон придает памятнику завершенность, усиливает сам образ поэта) Работая над чертами лица Опекушин использовал посмертную маску поэта.
    Обратите внимание на выражение лица Пушкина, на положение его рук, ног. Чего добивается скульптор? (Пушкин изображен идущим, хорошо была известна страсть поэта к прогулкам. Часто его быструю подвижную фигуру можно было встретить в самых отдаленных концах города. Эти прогулки помогали ему размышлять)Один из искусствоведов так комментирует творческие поиски скульптору: «По-видимому, его могла привлечь знаменитая элегия «Брошу ли я вдоль улиц шумных…»:
    Брожу ли я вдоль улиц шумных,
    Вхожу ль во многолюдный храм,
    Сижу ль меж юношей безумный,
    Я предаюсь моим мечтам.
    Памятник стоит на пьедестале – это основание памятника. Он изготовлен из темно-серого и темно-красного гранита. Обратите внимание, что на боковых сторонах пьедестала выбиты строки из стихотворения «Памятник»:
    И долго буду тем любезен я народу,
    Что чувства добрые я лирой пробуждал,
    Что в мой жестокий век восславил я свободу
    И милость к падшим призывал.
    – Что ещё можно видеть на постаменте? (Лиру и лавровый венок, символизирующие заслуги поэта перед народом)
    Памятник окружают бронзовые тумбы у его подножия и четыре чугунных светильника, выполненных по проекту Богомолова. Памятник окружен цепями, которые, по мнению М.Цветаевой, цепи –это «круг николаевских рук, никогда обнявших поэта, на никогда и не выпустивших». Но цепи внизу, а Пушкин вознесся ввысь. Поэт восстал из цепей, не покорившись государю. Высота памятника составила 11 метров.
    – А теперь мы вспомним, какие типы речи вам известны? Вы должны определить, к какому типу речи нам текст будет относиться? (повествование, описание, рассуждение, комбинированные, наш текст- описание)
    В каком стиле речи вы будете создавать свой текст?
    А теперь необходимо составить план:
    история создания памятника,
    замысел художника,
    воплощение идеи памятника в его общем виде, деталях, в окружении,
    отношение народа к памятнику.
    А теперь поработаем над словами, которые помогут нам написать сочинение:
    Лицо – склоненное, сосредоточенное, грустное, приветливое.
    Складки плаща – спадающие,
    Обратите внимание на написание и значение слов:
    Скульптура – искусство создания объемных художественных произведений путем резьбы, высекания, лепки, отливки.
    Статуя – скульптурное изображение человека, животного.
    Ваять – подберите однокоренные слова, синонимы, антонимы.
    Обратите внимание на постановку знаков препинания.
    Образец сочинения:
    Идея создания памятника Пушкину родилась в 1843 году у Белинского. В 1872 году был объявлен конкурс, в котором приняли участие многие известные архитекторы. Лучшим был признан проект, предложенным А.М. Опекушиным – скульптором, родившимся в 1838 году в Ярославской губернии в семье крепостного крестьянина. На открытии монумента, состоявшего шестого июня 1880 года, присутствовали известные писатели того времени: Достоевский, Тургенев.
    Памятник, созданный Опекушиным, показывает нам Пушкина в минуту вдохновения. На слегка склонённом лицо поэта мы можем прочитать задумчивость, сосредоточенность, даже грусть. Кажется, как раз в этот момент рождаются его гениальные стихи.
    Памятник показывает Пушкина в зрелом возрасте. На пьедестале – строки из стихотворения, написанного поэтом в последние годы его жизни:
    И долго буду тем любезен я народу,
    Что чувства добрые я лирой пробуждал,
    Что в мой жестокий век восславил я свободу
    И милость к падшим призывал.
    На постаменте мы можем увидеть лиру и лавровые ветки. Лира символизирует творчество, а ветви лавра – заслуги поэта.
    Глядя на статую, поражаешься, как прекрасно передал автор в бронзе фигуру, складки одежды Пушкина. Работая над чертами лица поэта, А.М. Опекушин использовал его предсмертную маску, поэтому они воспроизведены с удивительной точностью.
    Опекушин изобразил Пушкина на прогулке. На это указывает складки плаща, слегка выставленная вперед нога. Вокруг монумента – фонари пушкинской эпохи, уютный скверик. Кажется, поэт идет по своему любимому городу.
    Памятник окружен цепями. М.Цветаева пишет, что эти цепи – «круг николаевских рук, никогда не обнявших поэта, но никогда и не выпускавших». Но цепи внизу, а Пушкин вознесся ввысь. Поэт восстал из цепей, не покорившись государю.
    Я думаю, мало найдется людей, которые бы не знали памятника Пушкину на Тверском бульваре в Москве. В России есть много памятников величайшему поэту, но этот признан одним из лучших. У него всегда лежат живые цветы. Это дань уважения и любви народа к поэту.

  3. Трудно представить нынешнюю Москву без известного памятника поэту А. С. Пушкину. Его создатель-скульптор А. М. Опекушин. Материал, из которого создана скульптура-бронза, благодаря чему она воспринимается, как нечто вечное. На плечи автора легла огромная ответственность: то, что он создает, сохранится на веки. Эта ответственность не только перед искусством, но и перед обществом, которое многие поколения будет воспринимать творение скульптора.
    Невозможно сегодня представить памятник великому поэту без площади, которая его окружает. Изящные чугунные фонари, окружающие памятник с обеих сторон, придают пространству колорит XIX века. Расположенные вокруг деревья и кустарники создают особый мир, в котором до сих пор живет Пушкин.
    Памятник А. С. Пушкину был воздвигнут в Москве на Пушкинской площади в 1880 году ко дню рождения поэта. Скульптура Пушкина выглядит очень естественно: правая рука заложена за борт сюртука, левая- непринужденным жестом отведена за спину, она держит шляпу. Немного выдвинутая вперед левая нога создает иллюзию медленного движения, вот-вот поэт сойдет с постамента и спустится к нам. Голова наклонена, его грустные, живые глаза смотрят на нас из глубины веков. Постоянное впечатление, что Пушкин в творческом размышлении: на лбу выступают морщины, на лице видна его полная отвлеченность – думы о чем-то своем.
    Возможно, это размышления о своей Родине или о трудной судьбе простого русского человека. А возможно, он создает какое-то новое поэтическое произведение. Но весь общий внешний вид – это образ творящего, вдохновенного человека.
    Его одежда скромна, повседневна, обычна для тех времен. На сюртук накинут длинный плащ, который ниспадает складками. Фигура Пушкина стоит на высоком постаменте, который является символом того, что поэт, его душа, его мысли всегда будут чтить, как нечто возвышенное.
    Даже сам Пушкин без лишней скромности мог сказать о себе:
    Я памятник воздвиг себе нерукотворный,
    К нему не зарастет народная тропа,
    Вознеся выше он главою непокорной
    Памятник А.С. Пушкину
    на Пушкинской площади в Москве
    На постаменте высечены строки из этого же стихотворения. В этих словах мечта Пушкина на будущее народное призвание звучит уже не как предположение, а как пророчество. Поэт знал, какой ценой купил он право на бессмертие:
    И долго буду тем любезен я народу,
    Что чувства добрые я лирой пробуждал,
    Что в мой жестокий век восславил я свободу
    И милость к падшим призывал.
    Невозможно представить памятник Пушкину и без площади, окружающей его. С обеих сторон от памятника стоят изящные чугунные фонари того времени. Это придает всему колорит 19 века. Вокруг памятника, словно лавровый венок вокруг головы поэта, цепь в виде лавровых листочков, закрепленная на бронзовых тумбах. Со всех сторон площадь окружают деревья, кустарники – все это создает особый мир, особую атмосферу, где все еще живет наш Пушкин.
    Самое главное богатство Пушкина – это его стихи, его поэзия. В своем творчестве он сумел раскрыть лучшие строки своей души: веру в жизнь, свободу, оптимизм, уважение и любовь к людям, глубокое сочувствие к ним.
    Многие знаменитые люди предрекали Пушкину «бессмертие». Известный русский критик Белинский в конце своей книге о Пушкине написал пророческие слова: “Придет время, когда он будет в России поэтом классическим, по творениям которого будут образовывать и развивать не только эстетическое, но и нравственное чувство”.
    Проходят времена, на смену старых приходят новые поколения, но о Пушкине помнят, как о чем-то очень близком, сокровенном. В его честь воздвигнуто много известных памятников, каждый из которых уникален, о каждом из которых можно рассказать и рассказывать. Но все же лучший из всех памятников тот, который никто не сможет разрушить. Этот памятник живет в его стихах, произведениях, в наших сердцах.
    великому русскому поэту Александру Сергеевичу Пушкину
    Установление памятника Александру Сергеевичу Пушкину в Москве 6 июня 1880 года подобно “второму рождению” поэта. Оно стало одним из самых видных общественных событий в России конца прошлого столетия, праздником русской культуры, русской интеллигенции, важной вехой в судьбе пушкинского наследия, этапом рождения пушкинской традиции изучения и почитания гения.
    История создания памятника занимает длительный период. Идея создания памятника Александру Сергеевичу Пушкину возникла сразу же после его смерти в 1837 году. Но в эти годы нельзя было и думать о создании памятника поэту, ведь до сего момента их ставили только государственным деятелям. Тем более Пушкина не очень любили в правительстве.
    Один из ближайших друзей и учителей Пушкина Василий Андреевич Жуковский намекнул Николаю I о том, что следует почтить память поэта. Возникла мысль о создании “народного памятника” в Михайловском. Пушкин при жизни любил быть в Михайловском.
    В 1855 году инициатором создания памятника А.С. Пушкину были восемьдесят два чиновника Министерства иностранных дел, в списках которого некогда числился поэт. Они обратились к князю Горчакову с прошением об открытии повсеместной в России подписки по сбору средств на сооружение памятника в Санкт-Петербурге. Однако сиятельный начальник побоялся столь щекотливого дела. В 1860 году уже новое ходатайство возбуждают лицеисты пушкинского и последующих выпусков. Правительство, учитывая общественное мнение, дало разрешение на сооружение памятника, не выделив ни копейки. Объявили сбор и собрали около тринадцати тысяч рублей. Сбор денег на этом закончился. В 1870 году инициатором новой подписки стал Яков Карлович Грот, воспитанник лицея. К 1880 году скопилось сто шесть тысяч пятьсот семьдесят пять рублей десять копеек.
    Александр Михайлович Опекушин
    После сбора средств было решено объявить открытый конкурс проектов памятника. И в мае 1875 года первая премия была присуждена Александру Михайловичу Опекушину (1838-1923) , талантливому скульптору, сыну крепостного крестьянина.
    Работая над моделями памятника, Опекушин выполнил множество изображений фигуры Пушкина в самых разнообразных позах. Эти изображения заполнили десять больших альбомов.
    Одновременно скульптор создал в глине и пластилине тридцать эскизов. Но в окончательном варианте Опекушин упорно придерживался первоначального замысла – показать поэта, углубленного в свои мысли, как бы обдумывающего новое произведение.
    После трёх лет творческих исканий и напряжённой борьбы на трёх конкурсах, так измучивших Опекушина, последовала более спокойная, но не менее ответственная и тяжелая работа по изготовлению в натуре гипсовой модели. Статую отливали в бронзе на бронзолитейном заводе в Петербурге. На эту работу, а также на изготовление гранитного постамента и монтаж ушло ещё пять лет.
    Для ведения строительно-монтажных работ Александр Михайлович Опекушин пригласил архитектора Ивана Семёновича Богомолова. Специальную комиссию по сооружению памятника возглавил принц Г. П. Ольденбургский. Последующие пять лет ушли на изготовление модели статуи, отливку на бронзолитейном заводе в Петербурге, изготовление пьедестала из тёмно-красного сердобольского гранита и окончательный монтаж. Памятник первоначально предполагалось открыть 19 октября 1879 года (годовщина открытия Лицея), но из-за повреждения одного из угловых монолитов (под лестницами) его пришлось заменить двумя новыми, соединёнными вместе, что привело к задержке. К весне 1880 года все работы по сооружению памятника были закончены. Новым днём открытия было назначено 26 мая 1880 года (день рождения поэта); эта дата была отсрочена из-за траура по императрице Марии Александровне. 6 июня 1880 года, несмотря на пасмурную погоду, москвичи во множестве собрались на Страстной площади, в начале Тверского бульвара, где ликованием встретили открытие памятника. В тот же день в Московском университете состоялось торжественное собрание, на котором с речами о творчестве Пушкина и его месте в русской культуре выступили Н. С. Тихонравов и В. О. Ключевский. В течение трёх дней в зале Дворянского собрания проходили различные праздничные мероприятия, на которых перед собравшимися выступали Тургенев, Ф. М. Достоевский, И. С. Аксаков и другие деятели культуры.
    Высота памятника вместе с фигурой составила около одиннадцати метров. Искусствоведы подчеркивают, что скульптор и архитектор нашли особенно удачный масштаб: с разных точек обозрения памятник смотрится соразмерно живой человеческой фигуре. Прекрасен пьедестал – изящные ступени, чуть идущий вверх цоколь, восемнадцать низких гранитных тумб вокруг основания памятника с бронзовым венком на каждой, а между ними – гирлянды литых лавровых листьев. Четыре чугунных светильника около памятника тоже стали достопримечательностью Москвы.
    На боковых сторонах постамента выбиты рельефные строки из известного стихотворения поэта “Памятник9quot;:
    И долго буду тем любезен я народу,
    Что чувства добрые я лирой пробуждал,
    Что в мой жестокий век восславил я свободу
    И милость к падшим призывал.
    Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
    И назовёт меня всяк сущий в ней язык,
    И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
    Тунгус, и друг степей калмык.

  4. Трудно представить нынешнюю Москву без известного памятника поэту А. С. Пушкину. Его создатель-скульптор А. М. Опекушин, архитектор постамента – В. А. Петров. Материал, из которого создана скульптура-гранит, благодаря ему она воспринимается, как нечто вечное. На плечи автора легла огромная ответственность: то, что он создает, сохранится на веки. Эта ответственность не только перед искусством, но и перед обществом, которое многие поколения будет воспринимать творение скульптора.
    Памятник А. С. Пушкину был воздвигнут в Москве на Пушкинской площади в 1880 году ко дню рождения поэта. Скульптура Пушкина выглядит очень естественно: правая рука заложена за борт сюртука, левая – непринужденным жестом отведена за спину, она держит шляпу. Немного выдвинутая вперед левая нога создает иллюзию медленного движения, вот-вот поэт сойдет с постамента и спустится к нам. Голова наклонена, его грустные, живые глаза смотрят на нас из глубины веков. Постоянное впечатление, что Пушкин в творческом размышлении: на лбу выступают морщины, на лице видна его полная отвлеченность – думы о чем-то своем.
    Возможно, это размышления о своей Родине или о трудной судьбе простого русского человека. А возможно, он создает какое-то новое поэтическое произведение. Но весь общий внешний вид – это образ творящего, вдохновенного человека.
    Его одежда скромна, повседневна, обычна для тех времен. На сюртук накинут длинный плащ, который ниспадает складками. Фигура Пушкина стоит на высоком постаменте, который является символом того, что поэт, его душа, его мысли всегда будут чтить, как нечто возвышенное.
    Даже сам Пушкин без лишней скромности мог сказать о себе:
    Я памятник воздвиг себе нерукотворный,
    К нему не зарастет народная тропа,
    Вознеся выше он главою непокорной
    Александрийского столба … .
    На постаменте высечены строки из этого же стихотворения. В этих словах мечта Пушкина на будущее народное призвание звучит уже не как предположение, а как пророчество. Поэт знал, какой ценой купил он право на бессмертие:
    И долго буду тем любезен я народу,
    Что чувства добрые я лирой пробуждал,
    Что в мой жестокий век восславил я свободу
    И милость к падшим призывал … .
    Невозможно представить памятник Пушкину и без площади, окружающей его. С обеих сторон от памятника стоят изящные чугунные фонари того времени. Это придает всему колорит 19 века. Вокруг памятника, словно лавровый венок вокруг головы поэта, цепь в виде лавровых листочков, закрепленная на бронзовых тумбах. Со всех сторон площадь окружают деревья, кустарники – все это создает особый мир, особую атмосферу, где все еще живет наш Пушкин.

  5. Трудно представить нынешнюю Москву без известного памятника поэту А.
    С. Пушкину. Его создатель-скульптор А. М. Опекушин.
    Материал, из которого создана скульптура-бронза, благодаря чему она
    воспринимается, как нечто вечное. На плечи автора легла огромная ответственность:
    то, что он создает, сохранится на веки. Эта ответственность не только
    перед искусством, но и перед обществом, которое многие поколения будет
    воспринимать творение скульптора.
    Невозможно сегодня представить памятник великому поэту без площади,
    которая его окружает. Изящные чугунные фонари, окружающие памятник с
    обеих сторон, придают пространству колорит XIX века. Расположенные вокруг
    деревья и кустарники создают особый мир, в котором до сих пор живет
    Пушкин.
    Памятник А. С. Пушкину был воздвигнут в Москве на Пушкинской площади
    в 1880 году ко дню рождения поэта. Скульптура Пушкина выглядит
    очень естественно: правая рука заложена за борт сюртука, левая-
    непринужденным жестом отведена за спину, она держит шляпу. Немного
    выдвинутая вперед левая нога создает иллюзию медленного движения,
    вот-вот поэт сойдет с постамента и спустится к нам. Голова наклонена,
    его грустные, живые глаза смотрят на нас из глубины веков. Постоянное
    впечатление, что Пушкин в творческом размышлении: на лбу выступают
    морщины, на лице видна его полная отвлеченность – думы о чем-то
    своем.
    Возможно,
    это размышления о своей Родине или о трудной судьбе простого русского
    человека. А возможно, он создает какое-то новое поэтическое произведение.
    Но весь общий внешний вид – это образ творящего, вдохновенного
    человека.
    Его
    одежда скромна, повседневна, обычна для тех времен. На сюртук
    накинут длинный плащ, который ниспадает складками. Фигура Пушкина
    стоит на высоком постаменте, который является символом того, что
    поэт, его душа, его мысли всегда будут чтить, как нечто возвышенное.
    Даже
    сам Пушкин без лишней скромности мог сказать о себе:
    Я памятник воздвиг себе нерукотворный,
    К нему не зарастет народная тропа,
    Вознеся выше он главою непокорной
    Александрийского столба…
    Памятник
    А.С. Пушкину
    на Пушкинской площади в Москве
    На
    постаменте высечены строки из этого же стихотворения. В этих словах
    мечта Пушкина на будущее народное призвание звучит уже не как предположение,
    а как пророчество. Поэт знал, какой ценой купил он право на бессмертие:
    И
    долго буду тем любезен я народу,
    Что чувства добрые я лирой пробуждал,
    Что в мой жестокий век восславил я свободу
    И милость к падшим призывал…
    Невозможно
    представить памятник Пушкину и без площади, окружающей его. С обеих
    сторон от памятника стоят изящные чугунные фонари того времени. Это
    придает всему колорит 19 века. Вокруг памятника, словно лавровый венок
    вокруг головы поэта, цепь в виде лавровых листочков, закрепленная на
    бронзовых тумбах. Со всех сторон площадь окружают деревья, кустарники
    – все это создает особый мир, особую атмосферу, где все еще живет наш
    Пушкин.
    Самое
    главное богатство Пушкина – это его стихи, его поэзия. В своем творчестве
    он сумел раскрыть лучшие строки своей души: веру в жизнь, свободу, оптимизм,
    уважение и любовь к людям, глубокое сочувствие к ним.
    Многие
    знаменитые люди предрекали Пушкину «бессмертие». Известный
    русский критик Белинский в конце своей книге о Пушкине написал пророческие
    слова: “Придет время, когда он будет в России поэтом классическим,
    по творениям которого будут образовывать и развивать не только эстетическое,
    но и нравственное чувство”.
    Проходят
    времена, на смену старых приходят новые поколения, но о Пушкине помнят,
    как о чем-то очень близком, сокровенном. В его честь воздвигнуто много
    известных памятников, каждый из которых уникален, о каждом из которых
    можно рассказать и рассказывать. Но все же лучший из всех памятников
    тот, который никто не сможет разрушить. Этот памятник живет в его стихах,
    произведениях, в наших сердцах.

  6. Урок развития речи в 8 классе
    Подготовка к описанию памятника А. С. Пушкину в Москве
    Цели: дать учащимся понятие об описании скульптуры: структуре, приёмах, языковых средствах; развивать дар слова, умение описывать памятник скульптуры; воспитывать уважительное отношение к памятникам искусства, к личности А. С. Пушкина
    Ход урока
    Вступительное слово учителя.
    Чтение эпиграфа:
    И долго буду тем любезен я народу,
    Что чувства добрые я лирой пробуждал,
    Что в мой жестокий век восславил я свободу
    И милость к падшим призывал.
    А.С. Пушкин «Памятник»
    Эти строки из стихотворения А.С. Пушкина «Памятник».
    Сообщение темы и целей урока.
    На одной из шумных площадей Москвы, где почти никогда не прекращается движение потока людей и машин, на высоком постаменте стоит бронзовая фигура поэта. Она хорошо знакома не только москвичам, но и многим людям, живущим в самых отдалённых уголках нашей страны и за границей. На пьедестале всегда лежат цветы. Чьи-то заботливые руки время от времени обновляют их. Они лежат там даже зимой, когда снег драпирует памятник своим белым покровом. Это скромная дань восхищения и преклонения народа перед могучим, вечно живым талантом поэта.
    История создания памятника (Сообщение ученика)
    Сегодня мы с вами попробуем описать этот памятник А. С. Пушкину. Но прежде всего послушаем сообщение об истории его создания. Этот материал вы можете использовать в сочинении, поэтому по ходу рассказа запишите ключевые слова.
    Памятник был открыт в Москве в 1880 году. Его с полным основанием можно назвать не только первым, но и народным памятником А. С. Пушкину. Ведь он сооружался по всенародной подписке, на собиравшиеся по копейкам и рублям народные деньги. В конкурсе на лучший памятник участвовали многие выдающиеся скульпторы. Но победил А. М. Опекушин. (Запись в тетрадях: Открытие памятника в Москве в 1880 году. Автор – А.М. Опекушин.)
    Его жизнь не была радостной и лёгкой. Он родился 11 ноября 1838 года в семье крепостного крестьянина. Отец будущего скульптора тоже был опытным лепщиком. Опекушина отдали на обучение в Петербург.
    Его жизнь – это постоянная нужда, болезни и голод юности, потом заботы о семье, нелёгкий труд копииста днём и работа по ночам в мастерской. Свободу свою он купил на скопленные по грошам деньги.
    В 1860 году, когда отмечалось 50-летие Лицея, было принято решение о создании 1-ого памятника Александру Сергеевичу Пушкину.
    Опекушина, как и многих других русских скульпторов, глубоко взволновала и увлекла возможность создать памятник великому поэту, и он весь отдался работе.
    Отзывы современников о внешности А. С. Пушкина (Сообщение ученика)
    Внешность Пушкина не была красивой – это всем известно, но лицо его было очень живо, обаятельно. И современники это отмечали. Вот как они его описывали.
    По свидетельству одного из близких друзей А. С. Пушкина поэта В. П. Горчакова, Пушкин был «человек небольшого роста, но довольно плечистый и сильный, с быстрым наблюдательным взором, необыкновенно живой в своих приёмах, часто смеющийся в избытке непринуждённой весёлости и вдруг неожиданно переходящий к думе, возбуждающей участие».
    И. А. Гончаров так описывает наружность поэта: «С первого взгляда наружность его казалась невзрачною. Среднего роста, худощавый, с мелкими чертами смуглого лица. Только когда вглядишься пристально в глаза, увидишь задумчивую глубину и какое-то благородство в этих глазах, которых потом не забудешь. В позе, в жестах, сопровождающих его речь, была сдержанность светского, благовоспитанного человека».
    Почему так отличаются эти отзывы о внешности Пушкина, как вы думаете? (Горчаков – друг Пушкина, к тому же, видимо, знавший его в юности, а Гончаров – сторонний наблюдатель, он видел Пушкина в поздние годы, которые были для поэта особенно сложными)
    История создания (продолжение)
    Попробуем представить себе, каким путём зародилась у Опекушина идея памятника. По-видимому, его могла привлечь знаменитая элегия поэта:
    Брожу ли я вдоль улиц шумных,
    Вхожу ль во многолюдный храм,
    Сижу ль меж юношей безумных,
    Я предаюсь свои мечтам.
    Он мог совершенно отчётливо представить себе одинокую фигуру Пушкина, прогуливающегося по городским улицам. На нём накинут широкий свободный плащ, сырой ветер раздувает его, кругом снуют люди и экипажи. Уже падают капли дождя, но поэт снял шляпу и внутренним слухом, всем своим существом прислушивается к мелодии стихов, слагающихся в голове; лицо его вдохновенно и спокойно… Он наедине со своим творчеством, ничто не мешает ему.
    Открытие памятника (Сообщение ученика)
    Послушайте, как об открытии памятника вспоминал писатель Г. Успенский:
    «Около двух часов дня, перед глазами большой, хоть и не особенно, толпы, упала скрывающая памятник поэта холстина, и перед всеми собравшимися на площади зрителями явилась простая, умная, с внимательным, тихим, вдумчивым взором, фигура Пушкина и положительно скажу, все, кто ни был тут, пережили и никогда не забудут не столько сильного, сколько – нового впечатления этой минуты. … Ново было именно это думающее доброе лицо, новое было торжество во имя человека, который и славен только работой своей мысли… Эта дума, эта мысль, не сходящая с лица поэта, который удостоился быть увековеченным потому только, что «пробуждал чувства добрые»…
    А вот что писали в те дни газеты:
    «… И вот среди сбитого с толка и растерявшегося общества, среди тяжёлых условий его жизни, на Тверской площади вдруг встала величавая фигура дорогого народного поэта! Чем-то новым, свежим, живым и свежим пахнуло в душном воздухе, и нам почудилось присутствие великого духа. Грустно смотрит Пушкин вдаль, и тайная мысль заботит открытое чело вдохновенного художника…
    «О чём грустит душа поэта?»
    Пусть каждый разгадает эту заветную думу и даст себе ответ. Но нам кажется, что дух поэта грустит над нашим настоящим, тревожно смотрит в будущее и призывает нас к иным трудам и подвигам, указывает нам наши стремления».
    Что объединяет эти воспоминания? (От памятника повеяло чем-то новым, доселе невиданным. Пушкин предстаёт как умный, добрый мыслитель, затаивший глубокую думу)
    Беседа. Словарная работа
    Давайте рассмотрим памятник в деталях
    Как называется эта часть памятника? (учитель показывает пьедестал)
    *Учащиеся записывают слова-синонимы пьедестал, постамент, выделяют в словах «ошибкоопасные места».
    Архитектор постамента -В.А. Петров. Пьедестал изготовлен из тёмно-серого и тёмно-красного гранита. Обратите внимание, что на боковых сторонах пьедестала выбиты строки из стихотворения Пушкина «Памятник», которые мы взяли в качестве эпиграфа к уроку.
    Что ещё мы видим на постаменте? (Лира символизирует творчество, а лавровый венок – заслуги поэта перед народом).
    Опишите позу поэта (Пушкин стоит, выдвинув за край постамента левую ногу. Благодаря этому, создаётся впечатление, что поэт приостановился ненадолго и скоро продолжит свой путь)
    Во что одет поэт? (Он одет в широкий плащ, ниспадающий складками. Под крылаткой – сюртук. Правая рука поэта покоится за обшлагом сюртука)
    Что подчёркивают спадающие вниз складки плаща? (Они подчёркивают момент начала движения)
    Что мы видим сзади поэта? (Левая рука отведена за спину, в ней Пушкин держит шляпу – цилиндр)
    Что выражает поза поэта? (Свободу, непринуждённость, кажется, что поэт гуляет с нами по улице)
    Как вы думаете, какую функцию выполняют фонари? (Они создаю иллюзию, что поэт вышел на прогулку)
    Попробуйте сказать о размерах памятника? (Он не поражает и не подавляет своими размерами)
    Какова была задача, которую ставил перед собой Опекушин? (Изобразить Пушкина-творца, гениального поэта, но в то же время и простого человека)
    В какой момент Опекушин изображает поэта? (В момент задумчивой сосредоточенности, творческого вдохновения)
    Подберите эпитеты к лицу поэта (спокойное, приветливое, полное благородства и мысли, склонённое, сосредоточенное, грустное)
    Попробуйте описать лицо Пушкина (Пушкин склонил в задумчивости курчавую голову. Умные глаза будто прозревают даль времён)
    Составление плана
    Составим план нашего сочинения
    О чём можно написать во вступлении? (Или об истории создания, или можно написать лирическое вступление о фигуре на самой оживлённой улице Москвы)
    Озаглавьте вступление (1. Памятник на одной из самых шумных площадей Москвы. 2. Создание памятника и история его открытия)
    Какова была задача Опекушина? (Изобразить не только поэта в минуту творческого вдохновения, но и обычного человека)
    Как же озаглавить основную часть сочинения, отразив задачу его создания? (Скульптура – это портрет поэта и обычного человека)
    С чего мы начнём описание памятника? (С позы)
    Озаглавьте первый подпункт (Поза поэта, выражающая едва уловимое движение)
    Озаглавьте подпункт, касающийся одежды (Складки плаща и шляпа в левой руке)
    Как озаглавить подпункт о лице поэта? (Задумчивое лицо поэта)
    Не забудьте озаглавить подпункты о фонарях, играющих важную роль в композиции, и о размерах памятника (Четыре чугунных фонаря, размеры памятника)
    Что можно написать в заключении? (Почему этот памятник привлекает людей, считается самым главным монументом поэту)
    Озаглавьте заключение (Памятник Опекушина – самый первый и лучший монумент поэту).
    План.
    1. Памятник на одной из самых шумных площадей Москвы. История создания памятника.
    2.Замысел скульптора.
    3.Воплощение идеи памятника в его общем виде, деталях, в окружении:
    а. поза поэта, выражающая едва уловимое движение поэта;
    б. складки плаща и шляпа в левой руке;
    в. задумчивое лицо поэта;
    г. гранитный постамент;
    д. чугунные фонари.
    4. Отношение народа к памятнику.
    В завершение урока послушайте, как описал этот памятник и своё отношение к нему С. Маршак в своём стихотворении «У памятника».
    У памятника на бульваре летом
    Играют дети. И, склонив главу,
    По пояс озарён вечерним светом, Он с возвышенья смотрит на Москву.
    Поют, гудят машины, выбегая
    На площадь и бульвар из-за угла.
    Бурлит Москва – родная, но другая –
    И старше, и моложе, чем была.
    А он всё тот же. Только год от года
    Фигура с наклонённой головой
    Роднее и дороже для народа,
    Шумящего вокруг на мостовой.
    Участник наших радостей и бедствий,
    Стоит незыблем в бурю и грозу,
    Там, где играл, быть может, в раннем детстве,
    Как те ребята, что снуют внизу.
    Домашнее задание: написать сочинение- описание памятника А.С. Пушкину
    4

  7. В русской поэзии немало стихотворений, в которых сам ав­тор дает оценку своему творческому наследию. Всем известно и стихотворение А. С. Пушкина, в котором великий поэт имел все основания утверждать:
    Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
    К нему не зарастет народная тропа,
    Вознесся выше он главою непокорной Александрийского столпа.
    Под памятником здесь, конечно, подразумеваются сочине­ния, которые прославили автора; не случайно он писал: «Душа в заветной лире мой прах переживет и тленья убежит». Загля­дывая в будущее, Пушкин не мог еще предугадать, каким бу­дет монумент, который запечатлеет его образ в скульптуре.
    Ваятели немало трудились над созданием скульптурного портрета гения русской поэзии. Один из лучших памятников А. С. Пушкину стоит в столице нашей Родины, и к нему никог­да «не зарастет народная тропа».
    В Москве на широкой площади на высоком пьедестале сто­ит во весь рост чудесная бронзовая фигура. Спросите у любого москвича, и он вам безошибочно ответит, что это памятник Александру Сергеевичу Пушкину.
    Памятник создан скульптором А. М. Опекушиным в 1880 году. Все российские газеты того времени сообщали, что памятник со­оружается на собранные народом деньги. Москвичи решили по­ставить памятник в центре города на бульваре. Ведь поэт родил­ся в Москве, здесь прошла почти треть его недолгой жизни.
    Открытие памятника Пушкину превратилось в большие торжества. На этом празднике присутствовали И.С. Тургенев,
    А.  И. Островский, Ф. М. Достоевский и другие русские писате­ли, товарищи по перу. Выступали с речами, посвящая люби­мому поэту самые добрые слова. Особенно отмечалась выдаю­щаяся роль Пушкина в создании русского литературного языка. Участники торжества признали поэта родоначальником прогрессивной русской литературы XIX века.
    Москвичи и сейчас любят посещать сквер на Пушкинской площади, где стоит этот замечательный памятник. На граните его постамента высечены слова:
    «Слух обо мне пройдет по всей Руси великой».
    Эти слова поэта сбылись: творчество его известно любому рус­скому человеку. Стихотворения Пушкина изучают в школе, его слова повторяют в трудные и счастливые часы жизни. Широко известны, например, такие пушкинские крылатые слова: «Люб­ви все возрасты покорны»; «Чем меньше женщину мы любим, тем легче нравимся мы ей», «Мечты, мечты, где ваша сла­дость?», «Я помню чудное мгновенье», «Гений чистой красоты», «Еще одно последнее сказанье, и летопись окончена моя…»
    Памятник Пушкину, созданный Опекушиным, один из луч­ших в столице. У подножия памятника всегда живые цветы: москвичи чтят любимого поэта.

  8. Памятник А. С. Пушкину в Москве — это первый памятник поэту в России. Он был создан на средства, собранные народом. Автор памятника — А. М. Опекушин. За три года он создал шесть проектов. В тысяча восемьсот семьдесят пятом году одну из скульптур приняли, Опекушин вылепил её в масштабе. Открытие памятника состоялось шестого июня тысяча восемьсот восьмидесятого года и прошло как большое народное торжество. Памятник понравился всем. И это неудивительно, ведь скульптор создал понятный, доступный и близкий всем образ Пушкина. Поэт, склонив голову, в задумчивости как бы идёт по городу. Опекушин показывает нам непередаваемое словами величавое течение мысли Пушкина. Ему удалось запечатлеть состояние творческой вдохновенности поэта.
    Лицо Пушкина, спокойное и приветливое, обращено к людскому потоку (памятник расположен в центре площади на Тверском бульваре). Огромная бронзовая статуя поэта не поражает зрителя своими размерами, хотя она действительно велика, раза в два выше человека. Наоборот, памятник кажется естественным, живым. Весь облик скульптуры выражает вдохновение, энергию, увлечённость — всё, что мы находим в творчестве самого Пушкина.
    Важное значение имеет и постамент, выполненный из гранита. Его классическая простота не отвлекает от фигуры поэта. На фасаде постамента, на передней его части, — гусиное перо. Венок из лавра — в благодарность поэту за труд. Рядом высечено одно слово: «Пушкин». На боковых сторонах — строки из знаменитого стихотворения «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»:
    И долго буду тем любезен я народу,
    Что чувства добрые я лирой пробуждал…
    Этот памятник любят и москвичи и гости города. Спешат к нему те, кто испытывает душевную потребность общаться с поэтом, кто с благодарностью принимает завещанное им наследство.
    < Предыдущая Следующая >

  9. Урок русского языка в 8 классе
    Тема:»Обучающее сочинение- описание памятника А.С.Пушкину в Москве»
    Цели:1) дать понятие об изобразительном искусстве, скульптуре.
    2)развивать устную и письменную речь учащихся.
    3)воспитывать любовь к прекрасному
    Оборудование:рисунки памятника, слайд-шоу о памятниках г. Бирска, портрет А. М. Опекушина.
    Я памятник воздвиг тебе нерукотворный,
    К нему не зарастет народная тропа.
    А. С .Пушкин
    (план и словарь заранее на доске)
    1)Где и когда сооружен памятник?
    2)Описание памятника( высота, постамент, пьедестал, статуя, фигура)
    3)Описание фигуры поэта(лицо, руки, поза, одежда)
    4)Какие мысли и чувства хотел выразить автор памятника?
    5)Какое впечатление произвел на вас памятник и чем он дорог вам?
    Словарь: ваятель, архитектор, скульптор, обелиск, пьедестал, постамент, темно-серый, темно- красный гранит, бронзовые тумбы, чугунные светильники, рельефные строки, монументальный, установлен, открыт.
    Ход урока
    Сегодня у нас урок развития речи и мы будем готовиться к сочинению- описанию по рисунку »Памятник А.С. Пушкину в Москве». Памятник представляет собой бронзовую скульптуру, стоящую на высоком постаменте из гранита .Строгость и величавость- главные достоинства памятника .Автором этого произведения является известный русский скульптор А. М Опекушин
    Мы должны внимательно рассмотреть рисунок и ответить на вопросы плана .Наша задача сегодня получить представление об основных понятиях изобразительного искусства , скульптуры, узнать о скульпторе Опекушине, а также нас ждет заочная экскурсия по достопримечательностям нашего города.
    1.История возникновения и развития изобразительного искусства и скульптуры насчитывает много веков ,эти понятия привнесли в нашу жизнь красоту, застывшую в бронзе и калейдоскопе красок. С этими явлениями культуры в нашу жизнь пришли новые понятия. .Познакомимся с некоторыми из них.
    (на доске понятия и определения ,читаю, дети записывают в тетрадь только понятия)
    Скульптура, памятник, архитектор, обелиск, пьедестал, постамент.
    2.Что характерно скульптуре? Что такое монументальная скульптура? Кого увековечивают в памятниках? Кто создает памятники?(ответы на все эти вопросы в сообщении ученика)
    3)Экскурсия по Бирску.
    Памятники мира… Их образы , остановившиеся во времени, дают нам уникальную возможность наблюдать историю и культуру человечества, сходящую с постаментов. Маленький купеческий городок , в котором мы с вами живем , тоже богат своим историческим прошлым, отразившимся в памятниках и монументах. Я приглашаю вас на экскурсию по скульптурным достопримечательностям нашего городка.

  10. Трудно представить нынешнюю Москву без известного памятника поэту А. С. Пушкину. Его создатель-скульптор А. М. Опекушин, архитектор постамента – В. А. Петров. Материал, из которого создана скульптура-гранит, благодаря ему она воспринимается, как нечто вечное. На плечи автора легла огромная ответственность: то, что он создает, сохранится на веки. Эта ответственность не только перед искусством, но и перед обществом, которое многие поколения будет воспринимать творение скульптора. Памятник А. С. Пушкину был воздвигнут в Москве на Пушкинской площади в 1880 году ко дню рождения поэта.
    Скульптура Пушкина выглядит очень естественно: правая рука заложена за борт сюртука, левая – непринужденным жестом отведена за спину, она держит шляпу. Немного выдвинутая вперед левая нога создает иллюзию медленного движения, вот-вот поэт сойдет с постамента и спустится к нам. Голова наклонена, его грустные, живые глаза смотрят на нас из глубины веков. Постоянное впечатление, что Пушкин в творческом размышлении: на лбу выступают морщины, на лице видна его полная отвлеченность – думы о чем-то своем. Возможно, это размышления о своей Родине или о трудной судьбе простого русского человека.
    А возможно, он создает какое-то новое поэтическое произведение. Но весь общий внешний вид – это образ творящего, вдохновенного человека. Его одежда скромна, повседневна, обычна для тех времен. На сюртук накинут длинный плащ, который ниспадает складками.
    Фигура Пушкина стоит на высоком постаменте, который является символом того, что поэт, его душа, его мысли всегда будут чтить, как нечто возвышенное. Даже сам Пушкин без лишней скромности мог сказать о себе: Я памятник воздвиг себе нерукотворный, К нему не зарастет народная тропа, Вознеся выше он главою непокорной Александрийского столба… Памятник А. С. Пушкину на Пушкинской площади в Москве На постаменте высечены строки из этого же стихотворения. В этих словах мечта Пушкина на будущее народное призвание звучит уже не как предположение, а как пророчество.
    Поэт знал, какой ценой купил он право на бессмертие: И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал, Что в мой жестокий век восславил я свободу И милость к падшим призывал… Невозможно представить памятник Пушкину и без площади, окружающей его. С обеих сторон от памятника стоят изящные чугунные фонари того времени. Это придает всему колорит 19 века. Вокруг памятника, словно лавровый венок вокруг головы поэта, цепь в виде лавровых листочков, закрепленная на бронзовых тумбах. Со всех сторон площадь окружают деревья, кустарники – все это создает особый мир, особую атмосферу, где все еще живет наш Пушкин. Самое главное богатство Пушкина – это его стихи, его поэзия.

  11. Сочинение на тему:”памятник Пушкина в Москве”

    Ответы:

    Бронзовый Памятник Александру Сергеевичу Пушкину, работы Александра Михайловича Опекушина, был установлен в Москве 6 июня 1880 года. Первоначально памятник был установлен в начале Тверского бульвара на Страстной площади (ныне Пушкинская) . В 1950 году он был перемещён на противоположную сторону площади, где и находится до сих пор.
    Описание
    Вид памятника весьма эффектен: поза поэта непринуждённая, простая, взгляд задумчивый, устремлённый вдаль. Пушкин стоит прямо, выдвинув несколько вперёд левую ногу, правая рука заложена за жилет, на плече широкий плащ, в левой руке за спиной держит шляпу, голова немного наклонена. Полное сходство с верным портретом поэта и с маской, снятой с лица в день его кончины. На памятнике подобающая надпись и стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный». [1]
    По углам монумента установлены четыре чугунных фонаря по четыре светильника в каждом, а по периметру — 20 небольших тумб, увитых бронзовыми венками и соединённых бронзовой цепью.
    [править] История создания
    Памятник Пушкину. Открытка конца XIX векаВ 1860 году по инициативе выпускников Царскосельского лицея, в котором учился Пушкин, была объявлена подписка по сбору средств на сооружение памятника в Санкт-Петербурге. Было собрано около 13 тыс. рублей. В 1870 году проводится новая подписка по инициативе лицеиста Якова Карловича Грота, и к 1880 году удаётся собрать около 106 тыс. рублей.
    В 1875 году по итогам проведения открытого конкурса первая премия за проект памятника Пушкину была присуждена Александру Михайловичу Опекушину. Для ведения строительно-монтажных работ Александр Михайлович пригласил архитектора Ивана Семёновича Богомолова. Последующие пять лет ушли на изготовление модели статуи, отливку на бронзолитейном заводе в Петербурге, изготовление пьедестала из тёмно-красного сердобольского гранита и окончательный монтаж. Памятник первоначально предполагалось открыть 19 октября 1879 года (годовщина открытия Лицея) , но из-за повреждения одного из угловых монолитов (под лестницами) его пришлось заменить двумя новыми, соединёнными вместе, что привело к задержке. [2] К весне 1880 года все работы по сооружению памятника были закончены. Новым днём открытия было назначено 26 мая 1880 года (день рождения поэта) ; эта дата была отсрочена из-за траура по императрице Марии Александровне [2]. 6 июня 1880 года, несмотря на пасмурную погоду, москвичи во множестве собрались на Страстной площади, в начале Тверского бульвара, где ликованием встретили открытие памятника

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *