Сочинение на тему парту патима

6 вариантов

  1. Во второй половине четырнадцатого столетия в Средней Азии появился завоеватель, создавший огромное государство. Тимур известен на Востоке как Тимурленг (Железный хромец), отсюда – европейское Тамерлан. Подчинив себе Среднюю Азию, Тимур в
    1385 году предпринял поход в Иран и Азербайджан. С севера одновременно готовила вторжение в Закавказье Золотая орда, предводительствуемая ханом Тохтамышем. Более десяти лет Тимур вел войну против Тохтамыша за господство на Кавказе. Ареной боевых действий стал и Дагестан. В долине Терека в апреле 1395 года Тохтамыш был разбит. Затем Тимур совершил рейд по территориям, принадлежащим народам Руси, Закавказья и Северного Кавказа.
    По завершении этого похода, в 1396 году, Тимур с огромным количеством трофеев, добычей вернулся в Дагестан и остановился в крепости Тарки, расположив свою армию в окрестностях этого села. Еще при первом появлении в Стране гор он оставил в Тарках военный гарнизон, который должен был держать наготове провиант для многочисленного войска и корм для лошадей за счет местного населения.
    Слава о богатстве Кази-Кумуха – столицы сильного централизованного государства на территории Дагестана, толкнула начальника гарнизона тимуровских войск в Тарках Мубашира на авантюрное решение – до прихода основных сил предпринять вылазку в горы с целью захватить «богатую добычу». Расчет был на то, что отряду Грозы Вселенной не будет оказано достойного сопротивления. Однако навстречу неприятелю вышел казикумухский шамхал вместе с аварскими воинами. В бою шамхал был убит. Захватчики, понеся большие потери, отступили и укрылись в крепости Тарки.
    Тимур, узнав о поражении своего отряда, охваченный жаждой мести, решил наказать народ, посмевший не только оказать ему сопротивление, но и развеявший миф о непобедимости его армии. Оставив свой огромный военный обоз в Тарках, Тимур отправился покорять центральную часть горного Дагестана. Карательный поход Тимура сопровождался страшными зверствами. Его основные силы ускоренным движением добрались до области Успуджа (современный Акушинский район) и подвергли эту территорию опустошительному разгрому. Вблизи границ лакских земель в долине, близ селения Цудахар, Тимур расположил войско на отдых. «ЦIу-дахар» в переводе с лакского означает «ЦIу» – огонь, -д-, «ахар» – в данном случае, это воины сословия ахар, действия которых на поле боя нашли у очевидцев сравнение с огнем.
    Узнав о намерениях противника, горцы решили выдвинуться ему навстречу. Их тактические действия основывались на опыте прошлых многочисленных сражений, в том числе и с монголами в 1240 году, во главе которых стояли лучшие полководцы Чингисхана – Джебе и Субедей.
    Под предводительством избранницы народа – Парту Патимы, проявившей себя на предыдущем этапе как искусный, бесстрашный, великодушный воитель, способный решать сложные тактические задачи, они совершили стремительный марш-бросок и начали сражение. В этой битве наряду с горцами Центрального Дагестана принимали участие и представители других народов горного края.
    Объединенные силы дагестанцев противостояли намного превосходящим силам противника. И в помощь им были только храбрость, самоотверженность и воинская доблесть. Эти качества и помогли им одержать великую победу.
    Строки героической поэмы, созданной на основе лакского сказания о Парту Патиме, прекрасно передают смысл и значимость ее подвига, в критический момент грандиозного сражения одолевшей в поединках прославленных вражеских богатырей Тугая и Мубашира. «Туда, где противники самые злые, летит она с гордым бесстрашием льва», – говорится в народном сказании.
    Враг бежал. Победители преследовали разбитое войско Тамерлана. С тех пор и начался закат славы завоевателя и развал его империи.
    В этой выдающейся победе над очень сильным и жестоким противником весомую роль сыграло сословие ахар, возникшее за много столетий до этих исторических событий. Ахары считались военной аристократией и играли чрезвычайно важную роль не только в военной, но и в общественно-политической жизни лакцев. К этому сословию принадлежала и Парту Патима, унаследовавшая от своих славных предков лучшие качества, в том числе качества искусного, бесстрашного, великодушного воина.
    Участие девушек в боях с иноземными захватчиками носило не случайный характер, а было давно сложившейся традицией. Подтверждается это и в известном сказании, где Парту Патима говорит: «Все девушки наши, все наши подруги, как я, надевают стальные кольчуги».
    Сравнительно малочисленный народ лаков почти всегда противостоял намного превосходящим силам противника, и, чтобы не допустить врага к родным очагам, не подвергнуться унижению, а то и уничтожению, в оборонительных боях против агрессоров участвовали и отважные горянки.
    В боях они соблюдали дисциплину, сражались самоотверженно, действовали в строгом боевом порядке, следуя приказам своих военачальников, используя веками накопленный своим народом военный опыт. Немалую роль в возникновении и развитии этих традиций у лакцев с древних времен сыграло их соседство с амазонками – ловкими наездницами и опытными воительницами, создавшими на территории Малой Азии свое государство со столицей Харум. Традиции амазонок, подсказанные жизнью, сохранялись в Дагестане вплоть до окончательного утверждения ислама. И только в самых высокогорных районах даже до сравнительно недавнего времени (в историческом измерении) действовал такой закон: общество отдавало женщинам-наставницам (их в народе называли «амазу») своих девочек с целью воспитать в них те качества, которые были необходимы для истинных хранительниц домашнего очага и защитниц Отечества.
    Что означает слово «парту»? У лакцев есть словосочетание «пар, партIий бур», переводится оно как «что-либо вспыхивает, сверкает». В сокращенном варианте оно выглядит как «парти», т.е. блистательная, молниеносная (здесь есть связь с тем, что лаки в языческие времена поклонялись солнцу, грому, огню, молнии). «Парти», «парту» стало своего рода приставкой к имени Патимат.
    Родилась героиня в высокогорном селении Ахар в
    1376 году. Она была высокой, стройной, с отличными физическими данными, умной девушкой, немногословной в речах и необыкновенно рассудительной.
    В юго-восточной части Лакии, близ селения Ахар, есть места, связанные с ее именем, «Парту-валу» (местность), «Парту Патимал рат» (ущелье), есть в окрестностях также гора, остроконечная вершина которой названа весной 1996 года пиком Победы в честь знаменательной даты 600-летия подвига Парту Патимы и ее соратников – освобождения Родины от иноземных захватчиков. Её прах покоится на кладбище родного села Ахар.
    Из истории села Ахар: на карте современного Ирана можно увидеть город Ахар и реку с этим же названием. Здесь прослеживается связь с тем, что государство лаков, возникшее первоначально на севере Мессопотамии, в союзе с мидийскими племенами, обитавшими на востоке страны, халдеями и вавилонянами нанесло в VII веке до н.э. сокрушительный удар по мощной ассирийской державе, много лет притеснявшей соседние народы. В этом сражении отличились воины сословия «ахар», составившие основу кавалерийской гвардии объединенных сил. В их честь мидяне – соратники по борьбе против общего врага – построили на территории вновь созданного ими царства город и дали ему название Ахар. У древних лаков дух огня именовался «ахар».
    Аналогичные сословия существовали и в других развитых странах Востока. Например, в Иране – «азат», а также сословие, впоследствии преобразовавшееся в одну из малых народностей парфянского царства Ахал, создавшее совместно с небольшим племенем теке знаменитую ахалтекинскую породу лошадей. Хорошо вооруженные воины, сидящие верхом на специально обученных сильных лошадях, были авангардной силой в армиях многих государств мира.
    Поэтому возникновение у лаков такого сословия, как ахар (военная аристократия), обязанного своим происхождением всадническому культу, закономерно.
    Имея глубокие, крепкие корни в развитии устных народных произведений на различную тематику, лакцы в средние века создали, несомненно, лучшее свое произведение – «Сказание о Парту Патиме». Оно в определенной степени отражает значительные исторические процессы того времени и прежде всего борьбу, начатую горцами за государственную независимость, на которую вдохновляла воинскими подвигами славная дочь Страны гор Парту Патима. В этом заключается «основной источник его воздействующей силы». В течение многих веков дела и поступки Парту Патимы рассказывались искусными сказителями и передавались из поколения в поколение главным образом посредством своеобразного речетативного исполнения. С высоты главных вершин эпического произведения о Парту Патиме хорошо просматривается мысль о том, что не идея войны и завоеваний, а идея мира, свободы, любви к родному краю и к своим народным героям двигали народом-создателем.

  2. «Парти», «парту» стало своего рода приставкой к имени Патима. Родилась героиня в высокогорном селении Ахар в 1376 году. Она была высокой, стройной, с отличными физическими данными, умной девушкой, немногословной в речах и необыкновенно рассудительной. В юго-восточной части Лакии, близ селения Ахар, есть места, связанные с ее именем: «Парту-валу» (местность), «Парту Патималрат» (ущелье-речка), есть в окрестностях также гора, остроконечная вершина которой названа весной 1996 года пиком Победы в честь знаменательной даты – 600-летия подвига Парту Патимы и ее соратников за освобождение Родины от иноземных захватчиков. Она похоронена на кладбище родного села Ахар. У дороги, ведущей в селение Ахар (Лакский район), в нише стоит своего рода памятник – традиционный мусульманский белый камень с соответствующими надписями на арабском языке, посвященный подвигу Парту Патимы и ее соратников в 1396 г. Кстати, слова «Ахар» и «Парту» имеют одинаковое смысловое значение и восходят к бытовавшему у лаков со времен их проживания на территории древней Месопотамии культу огня. Парту в переводе с лакского означает блистательная, молниеносная. Очевидцы нашли именно такое сравнение ее действиям на поле брани.

  3. Фонд был основан в 1994 г. Магомедом Цахаевым, общественным деятелем, который и стал его руководителем. А заниматься исследованиями малоизученного исторического периода, связанного с образом Парту Патимы и развернувшимися в связи с ее именем событиями, он начал гораздо раньше, в 1989 г. Интерес к этой исторической личности был вызван тем, что эта девушка возглавила борьбу дагестанцев против «Грозы Вселенной» Тамерлана, именуемого на Востоке как Тимурленг «железный хромец», отсюда — европейское «Тамерлан».
    Основываясь на устном народном произведении — лакском народном сказании о Парту Патиме, сопоставляя уже известные исторические факты с возникающими в ходе проводимых исследований доводами и аргументами, М.Цахаев пришел к выводу, что Парту Патима и описанные в сказании исторические события 2-й половины 14 в. действительно имели место.
    Он также пришел к выводу о необходимости популяризации и увековечения образа этой девушки с целью воспитания подрастающего поколения молодежи в духе лучших дагестанских традиций. Такого рода деятельность очень важна, особенно в наше время. Образ Парту Патимы должен стать для наших современников и будущих поколений путеводной звездой в их стремлении к совершенству. Создание Республиканского благотворительного общественного фонда им. народной героини Дагестана Парту Патимы стало закономерным и примечательным фактором, призванным целенаправленно вести вышеназванную деятельность.
    Оглядываясь на 15 прошедших лет, очевидно, что важнейшие первоочередные задачи главным образом осуществлены. Об этом свидетельствует и ряд публикаций научного характера в газетах, журналах, посвященных воссозданию и популяризации образа Парту Патимы и неизвестным ранее эпизодам исторических действий 2-й половины 14 в. и более раннего периода; созданный телевизионный фильм «Историко-культурное наследие Дагестана – Парту Патима», цикл живописных картин. Вышли в свет иллюстрированные плакаты на русском, английском и других языках с описанием подвига Парту Патимы и ее соратников, календари с ее изображением и соответствующими текстами, распространяемые в учебных заведениях, а также в города страны и за рубеж. Фондом поддерживается переписка с историческим центром им. Жанны Д’ Арк в г. Орлеане (Франция). Функционирует пятый год и Международный благотворительный фонд им. героини Кавказа Парту Патимы.
    Предстоит воплотиться в жизнь и другим проектам, это издание книги «Парту Патима», создание памятника – бронзовой конной статуи народной героини Парту Патиме в Махачкале, съемки одноименного художественного фильма. «В сценарии фильма описаны выдающиеся исторические события, значимые для мировой истории, планирую предложить идею его съемок кинокомпаниям Голливуда», — говорит Магомед Цахаев. Он уверен, у кинопроекта большое будущее, надо правильно донести и раскрыть его смысловое значение и содержание.
    А в случае создания фильма и выхода его на экраны по всему миру позволит выдвинуть Дагестан в разряд стран, имеющих выдающуюся историю и феноменальных исторических личностей.
    В преддверии знаменательной даты в 2011 году – 615-летия подвига Парту Патимы и ее соратников – освобождение родины от иноземных завоевателей – намечаются организация и проведение соответствующих торжеств, в основе которых будут лежать культурно-спортивные зрелищные мероприятия. В том числе при участии еще одной общественной организации –
    Республиканского культурно-спортивного клуба «Дагестан» – будет организован конный туристический поход по местам боевой славы, связанных с событиями 1396 г., также клубом объявлен конкурс среди девушек «Парту Патима-2009», цель которого — способствование всестороннему развитию дагестанской молодежи: нравственному, эстетическому, патриотическому, интернациональному и физическому воспитанию.

  4. В памяти народа навсегда остаются наиболее значимые исторические события и их действующие лица. Парту Патима! Подвиг ее до сих пор не забыт нашими современниками, хотя с той поры минуло почти 600 лет. Вспомним события 1396 года: выступление народных масс против одного из самых жестоких средневековых завоевателей — Тамерлана возглавила Парту Патима — славная дочь лакского народа. Благодарный народ в сказаниях и песнях через века донес ее героический, достойный подражания образ.
    И, может быть, в ее честь так часто дагестанцы называют своих дочерей — Патима.В истоpии Дагестана есть немало славных имен, многое сделавших для утвеpждения идеалов свободы, возглавивших освободительное движение наших наpодов пpотив иноземных захватчиков. Сpеди них особое место занимает наpодная геpоиня Паpту Патима.
    О ней в Дагестане сложено немало легенд, песен и пpеданий.Во втоpой половине 14 века в Сpедней Азии появился новый завоеватель, создавший огpомное госудаpство, -Тимуp, известный на Востоке как Тимуpленг, “железный хpомец”(отсюда евpопейское Тамеpлан) . Подчинив себе Сpеднюю Азию, Тимуp в 1385 году пpедпpинял поход в Иpан в Азеpбайджан. Его сопеpником за господство на Кавказе стал хан Тохтамыш пpедводитель Золотой Оpды. В апpеле 1395 года в долине pеки Теpек, в pешающем сpажении Тохтамыш был pазбит. Затем Тимуp совеpшил каpательный, гpабительский pейд вглубь Руси по теppитоpии, подчиненной Золотой Оpде.
    В 1396 году он веpнулся и напpавил все свои силы на покоpение гоpного Дагестана.В авангаpде наpодно-освободительного движения пpотив иноземных завоевателей стояла славная дочь Стpаны гоp — Паpту Патима.Лакское сказание о Паpту Патиме, созданное на основе pеально пpоисшедших истоpических событий пеpедает смысл и значимость ее подвига, в кpитический момент гpандиозного сpажения одолевшей в конных поединках лучших вpажеских богатыpей — Тугая и Мубашиpа.
    В дальнейшем пpодолжавшей вдохновлять личным пpимеpом своих соpатников на победу. “Туда, где пpотивники самые злые, летит она с гоpдым бесстpашием льва” — говоpится в сказании.Вpаг бежал. В этой выдающейся победе над сильным, жестоким и коваpным пpотивником весомую pоль сыгpало сословие Ахаp. Оно имело славную многовековую истоpию и считалось военной аpистокpатией, игpавшей важную pоль не только в военной, но и в общественно-политической жизни лаков.К этому сословию пpинадлежала и Паpту Патима. Паpту в пеpеводе с лакского означает блистательная,молниеносная.
    Паpту Патима была высокой, стpойной, кpасивой, с отличными физическими данными умной девушкой, в pечах была немногословна и необыкновенно pассудительна. Патима — Патимат до сих поp остается в Дагестане самым pаспpостpанненым именем. Hе это ли одна из высших фоpм пpизнательности наpода геpоине? Воссозданный обpаз наpодной геpоини Дагестана — Паpту Патимы стал символом, олицетвоpяющим возpождение и популяpизацию истоpико-культуpного наследия Стpаны гоp. Ее можно по пpаву считать не только национальной гоpдостью дагестанцев, но и в целом наpодов Кавказа.

  5. Джигиты над кладбищем копья метали,
    Мечи поднимали, точили клинки,
    И звон раздавался железа и стали,
    И сабли сверкали, и ярко блистали
    Кольчуги, и панцири, и щишаки.
    Кинжалы, коснувшись кольчуг, изгибались
    Мечи о щиты ударялись, звеня.
    Дрожа, на дыбы скакуны поднимались.
    Из панцирей сыпались искры огня.
    Парту Патима проходила с кувшином,
    Увидела юношей и утренний час.
    “Привет недостойна сказать я мужчинам,
    Хотя недостойна -приветствую вас!
    Зачем вам кинжал – вы идете в сраженье?
    Зачем вам кольчуги – вы ждете врагов?
    Зачем столько сабель, мечей, шишаков?
    К походу готовите вы снаряженье?”
    -“Парту Патима, ты привет наш прими,
    Да жизнь твоей матери будет отрадной!
    Кувшин поскорее с плеча ты сними,
    И нас напои ты водою прохладной!”
    — “Могу я на землю кувшин опустить,
    Могу вас прохладной водой угостить,
    Но дайте мне саблю кривую сначала,
    Чтоб я вам уменье свое показала”.
    Джигиты услышали эти слова,
    Один посмотрел на другого сперва,
    Пришли в удивленье джигиты селенья,
    Никто не скрывал своего удивленья.
    Заставив плясать под собой скакуна,
    Тут выступил юноша статный и ловкий.
    Настала внезапно вокруг тишина.
    У девушки горской спросил он издевкой:
    “Ужель, Патима, говоришь ты всерьез
    Зачем же джигитов смешишь ты до слез?
    Мужчину сразишь ты кинжалом своим?
    Коня ты пронзишь ли копьем боевым?
    Ты женское слово сравнишь ли с мужским?”
    — “Напрасно меня ты вопросами колешь,
    Сосед мой, сидящий в седле молодец,
    Не думай, спесивый, что ты – удалец,
    Смеясь надо мной: “Ты девица всего лишь!”
    Вручи мне коня боевого, седок,
    Испробовать дай мне дамасский клинок,
    Позволь, чтоб на голову шлем я надела,
    Прикрыла кольчугой железною тело.
    Мой конь будет быстрым конем храбреца,
    Клинок будет острым клинком удальца,
    Украсится шлемом бойца голова,
    Кольчуга сравнится с кольчугою льва!
    Тогда-то, в седле горделиво сидящий,
    Покажешь мне, всадник ли ты настоящий,
    Гогда-то, воитель в кольчуге и шлеме,
    Покажешь отвагу свою перед всеми!”
    Сказав, Патима возвратилась домой.
    Взволнованы юноши, слов не находят,
    А время проходит, а время уходит,
    Примчался, как молния, всадник лихой.
    Одет был наездник в броню и забрало,
    На сабле египетской солнце играло,
    Скакал, точно ветер, скакун вороной,
    Сверкал, точно месяц, шишак золотой.
    “Привет вам, джигиты, что славой покрыты,
    Теперь я могу ли приветствовать вас?
    Быть может. Гордиться не будут джигиты,
    Спесивые речи не скажут сейчас?”
    — “Родителя славного дочь молодая,
    Как воин ты встречена будешь людьми!
    Обидною прежнюю речь не считая,
    Парту Патима, ты привет наш прими!”
    Парту Патима не сказала ни слова,
    Отвага сияла в глазах у нее.
    Дамасскую сталь обнажила сурово
    И, лихо гарцуя, метнула копье.
    “Парту Патима, умоляем, скажи нам:
    Мы видели, как ты ходила с кувшином,
    Трудилась во время страды полевой,
    Но где научилась ты подвигам львиным,
    Владеть научилась ты саблей кривой?”
    И тут Патима не сказала ни слова,
    Клинок убрала, натянув удила,
    И, спрыгнув проворно с коня вороного,
    К джигиту, что задал вопрос, подошла.
    “Давай поиграем, себя позабавим,
    Давай испытаем, остер ли клинок.
    На небо взлететь скакунов мы заставим,
    Попробуем солнца отрезать кусок!”
    Тут юноша вышел плечистый и статный,
    Он поднял свой щит необъятный, булатный,
    Могучею грудью он часто дышал,
    Могучею дланью он саблю держал.
    Глаза его вспыхнули искрой живою,
    Сверкая улыбкой, сидел он в седле,
    А лошадь с опущенною головою
    Чертила копытами след по земле.
    Подобные нартам, закованы в брони,
    Сошлись два героя, сошлись для борьбы.
    Могучим горам уподобились кони,
    Когда они встали, дрожа, на дыбы.
    “Теперь, – Патима говорит, – мой черед!”
    Египетской саблей своей замахнулась,
    Ударилась сабля о щит, изогнулась,
    По сабле джигита без промаха бьет,
    И сабля противника в землю воткнулась.
    Красавец джигит побелел от стыда,
    Он черные очи потупил тогда,
    Он саблю кривую, свой стан наклоня,
    Пытался поднять, не слезая с коня.
    Но, свесясь с коня, порешила сама
    Подать ему саблю Парту Патима.
    Внезапно упал ее шлем на поляну,
    Рассыпались черные косы по стану.
    “Возьми свою саблю”, – она говорит,
    И шлем подает ей красавец джигит.
    Наездница рядом была, недалеко,
    А юноша, свой проклиная удел,
    На землю сошел и на камень присел,
    Поник головою, страдая жестоко,
    Сгорая от срама, вздыхая глубоко.
    “Прости меня, девушка, я виноват,
    Прости меня, был я гордыней объят.
    Теперь я увидел, кто истинный воин,
    Кто славой героя гордиться достоин!”
    — “Соседский джигит, умоляю тебя,
    Себя ты не мучай, о прошлом скорбя.
    Бывает и так, – ты поверь мне, как другу,
    Что волка лягает осел с перепугу”.
    Вернулась домой Патима дорогая,
    А мать в это время на крыше сидела,
    Трясла она сито, зерно очищая,
    И кур отгоняла она то и дело.
    “Ой, стыдно мне, люди! Скажи Бога ради,
    Зачем ты в мужском щеголяешь наряде?
    Найдется ли девушка, чтоб для потехи
    Убитого брата надела доспехи?”
    — “Ой, мать, не стыдись ты одежды моей,
    Ой, милая мать, не стыдись ты людей!
    Все девушки наши, все наши подруги,
    Как я, надевают стальные кольчуги!”
    Соседку отправил джигит к Патиме,
    Слова по листку расплескали чернила.
    Но все, что написано было в письме,
    Соседка тотчас наизусть заучила.
    “Сказать не решаясь, но счастья желая,
    К тебе, Патима, с порученьем пришла я.
    Он молод, он строен, отважен, пригож,
    Средь юношей равных ему не найдешь”.
    – “Скажи мне, соседка, о ком твоя речь?
    Скажи мне, чье сердце могла я привлечь?”
    — “Веду об Ахмеде я, доченька, речь,
    Чье сердце смогла ты любовью зажечь.
    Его ты обрадуй, приди, оживи,
    Он гибнет, несчастный, от страстной любви,
    Он бредит тобой наяву и во сне,
    Он тонет в пучине, сгорает в огне.
    О ярко пылающий утренний свет,
    Тебе принесла я сердечный привет!
    Джигит умирает, приди к изголовью,
    Больного своей исцелишь ты любовью!”
    Полдневное солнце стояло высоко,
    Гонец на дороге нежданно возник.
    С тревогой он прибыл в Кумух издалека,
    Как знамя, его развевался башлык.
    Покрыт был скакун его белою пеной,
    И потом, и пылью покрыт был гонец.
    Принес он известье: с грозою военной
    Тимур наступает, железный хромец.
    Торопится время, торопится время!
    Глашатаи подняли горное племя.
    С тревогой во все полетели концы
    По маленьким лакским аулам гонцы.
    Герои на битву собрались в Кумухе.
    Глядели им вслед старики и старухи.
    Невесты и жены подарки несли
    Защитникам смелым отцовской земли.
    В доспехах военных, в кольчуге и шлеме,
    Парту Патима появилась пред всеми.
    Она прилетела быстрее огня,
    Плясать под собой заставляя коня.
    “Привет вам, джигиты, идущие биться,
    Чтоб землю отцов защищать от врагов!”
    – “Привет и тебе, наша смелая львица,
    Геройством ты всех превзошла смельчаков!”
    За соколом реет орлиная стая,
    За девушкой-воином скачет отряд.
    Скакун под ней пляшет, гордится, считая,
    Что вслед ему с завистью кони глядят.
    Торопится время, – в дорогу, в дорогу!
    Вдали показалась враждебная рать.
    Гонцы понеслись, поднимая тревогу,
    Глашатаи стали полки собирать.
    С известьем оомаленьком горском отряде
    К хромому Тимуру примчался гонец.
    Надменно в ответ улыбнулся хромец
    Презрение было в Тимуровом взгляде.
    Но вестника выслушал он до конца
    И выпучил узкие, острые глазки.
    Рукою сжимая клинок свой дамасский,
    Властитель ответил на слово гонца:
    — “Вселенная клич мой услышала бранный
    Пленял я царей, завоевывал страны,
    Но вижу впервые отряд пред собой,
    За девушкой-воином скачущий в бой!”
    Две рати столкнулись, порядки остроив,
    Как будто упала на гору скала.
    Усеялся дол головами героев,
    Горячая кровь по земле потекла.
    Клинки о щиты ударяться устали,
    Друг с другом противники драться устали,
    Устали скакать скакуны боевые –
    Монгольское войско смутилось впервые.
    Тимур не запомнил подобных боев!
    Он двинул в сраженье отборное войско,
    Но ринулись горцы с отвагой геройской,
    Как смелые соколы на воробьев.
    Сомкнули ряды и монголы, и горцы,
    Решили: пусть встретятся единоборцы.
    Монголы послали Тугая на сечу.
    Ахмеда, лакский юноша, вышел навстречу.
    Был крепче Тугай, размахнулся с плеча,
    Рассек он Ахмеда ударом меча.
    Летит Патимат на врага удалого,
    Подняв на дыбы скакуна вороного.
    Сгибался клинок, ударяясь о бронь,
    Не так ли под ветром сгибается колос?
    О том, как с противником дева боролась,
    Рассказывал пляшущий, скачущий конь.
    Тугай замахнулся, но сабле Тугая
    Ответила девушки сабля кривая.
    Еще один взмах, и еще один взмах
    И пал перед ней обезглавленный враг.
    Монголы другого направили в схватку,
    Крича: “Отомсти, отомсти за Тугая!
    Он младший твой брат, – полети же, вонзая
    Орлиные когти свои в куропатку!”
    На всадника прянула горная львица.
    Подпрыгнул скакун, закусив удила,
    И вот уже кровь супостата струится,
    И падает он с дорогого седла.
    “Ура!” оглашает овраги и долы
    И громом на горской гремит стороне,
    И стонут монголы, трясутся монголы,
    Завидев Парту Патиму на коне.
    Вкруг шлема обвив свои косы густые,
    По локоть свои засучив рукава,
    Туда, где противники самые злые,
    Летит она с гордым бесстрашием льва.
    Направо взмахнет – и врага обезглавит
    Налево взмахнет – коня рассечет.
    “Ура!” закричит – и джигитов направит
    “Ура!” закричит – и помчатся вперед.
    А время проходит, а время уходит,
    Монгольское полчище хлынуло вспять
    Своих седоков скакуны не находят,
    Спасается бегством Тимурова рать.
    Сказали Тимуру, царю полумира,
    Что войско бежало верхом и пешком.
    Осыпал он бранью стрелков и вазира,
    Сказал ему гневным своим языком:
    — “Коль хочешь ты жить средь моих приближенных,
    В тени моей горя не знать впереди,
    Веди свое войско, и пеших и конных,
    И девушку эту ко мне приведи!”
    А девушка двигалась в облаке пыли,
    Героями горскими окружена.
    Как звезды джигиты ее обступили,
    Сияла Парту Патима как луна.
    — “Друзья мои, мертвых бойцов соберите,
    Погибших в бою за родные края.
    Вы тело Ахмеда сюда принесите,
    Любимого буду оплакивать я”.
    Отважная львица рыдать не умела,
    Когда же Ахмеда друзья принесли,
    Упала, рыдая, на мертвое тело,
    И жаркие слезы текли и текли.
    — “Домой понесу – труден путь наш далекий,
    А здесь схороню – я услышу упреки.
    Но как схоронить мне, – подайте совет
    Любимое сердце, очей моих свет?”
    Ахмеда единственный брат ей ответил:
    “Как хочешь, ты можешь его хоронить.
    О, если б сумел я судьбу изменить,
    О, если б я гибель в сражении встретил,
    Чтоб львиное сердце твое сохранить!”
    — “Мы честно сражались, дороги открыты,
    Вернемся на наши луга и поля.
    В родные аулы вернемся, джигиты,
    Отныне возвысилась наша земля!”
    Герои пошли, завершив свое дело,
    И ночь погрузила отряд в темноту,
    И горсточка горцев тогда поредела,
    Как в старости зубы редеют во рту.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *