Сочинение на тему пассивность

5 вариантов

  1. 1
    Текст добавил: Хочешь-добьешься

          Пассивность как качество личности –  склонность к бездеятельности, безучастности и безынициативности по отношению к внешним воздействиям и требованиям среды; неспособность проявить волю и самостоятельность в различных видах социальной деятельности.
    Как-то, гуляя по лесу, один неудачливый человек провалился в заросший пересохший колодец. Он стал взывать о помощи, и через какое-то время его услышали дровосеки. Они сбросили ему верёвку и крикнули: — Хватайся за неё, мы вытащим тебя. Каково же было их удивление, когда они услышали из колодца: — Друзья мои, помогите мне сначала ухватиться за верёвку. Невозможно спасти того, кто не хочет спастись.
    В отличие от активности как способности поддерживать деятельное состояние тела, ума, разума и души, готовности к переменам, склонности деятельно использовать своё время, быть лёгким на подъём, самостоятельно прилагать усилия, а не идти на поводу у обстоятельств, пассивность связана с бездействием, ничегониделанием и безынициативностью.
    Пассивность – это неспособность по собственной воле быть творцом своей судьбы. Пассивность – это добровольный отказ от права выбора, как поступить в той или иной ситуации. Ее линия поведения всегда предсказуема – ничегониделание. Величайший дар, который дан человеку – изменять силой разума свою судьбу, становится невостребованным.
    Пассивность – инвалид разума, аморфная биомасса, обреченная на пассивную форму жизни, ибо она превращает человека в растение, неспособное изменять свою судьбу. Владимир Высоцкий пел:
    Пускай живёшь ты дворником, родишься вновь — прорабом,
    А после из прораба и до министра дорастёшь,
    Но если туп, как дерево, — родишься баобабом
    И будешь баобабом тыщу лет, пока помрёшь.
    Пассивность как качество личности – это стиль жизни, при котором «умывают руки», «пальцем не пошевельнут» и без ускорителя – «пинка», не подумают, что нужно что-то делать. Обычно пассивным человека делает авторитарное воспитание, когда всякая инициатива жестко пресекается, на энтузиазме ставится крест, а всякая активность  подавляется и  сильно не приветствуется.
    Пассивность всегда играет второстепенные роли. Она может сделать успешную карьеру, но всё равно всегда будет оставаться в тени какой-то сильной личности. Ей свойственна низкая предприимчивость, поэтому пассивность избирательно настраивается на строго регламентированные виды деятельности.
    Внутренний мир пассивности – потемки. Неспособная противиться обстоятельствам, она включает свой мощный оправдательный механизм, чтобы обелить и оправдать своё бездействие. Пассивность без труда докажет, что наилучшая линия человеческого поведения в критических ситуациях – ничегониделание. Отдайся на волю волн судьбы и надейся на чудо. Чем больше пассивность становится проявленным качеством личности, тем больше внутренний мир человека переполнен  идеализированными умственными конструкциями, пустыми мечтами и грезами, установками психологической защиты. Перенасыщенный этическими ценностями, пассивный человек использует их арсенал для оправданий собственной пассивности.
    Пассивность гиперболизирует степень своей зависимости от внешнего мира. Человек буквально «выключается» при неблагоприятных прогнозах погоды, сложной политической ситуации в стране и в мире, семейной ссоре или конфликте на работе.  Некогда было слово «пассивизм», обозначающее поведение, которое состоит в том, что человек избегает вмешиваться в судьбу или влиять на ход событий, происходящих во внешнем мире. Обосновывалось это неспособностью предсказать следствия вмешательства. Отсюда произошло и слово «пассивный».
    Пассивность обожает планировать, но все ее планы медузны, неконкретны и нежизнеспособны. Им не суждено сбыться, и пассивность во весь голос заявляет: «Вот всегда у меня так: что ни запланирую, обязательно что-то или кто-то влезет и сорвет все планы».  Проявляя низкий жизненный тонус, пассивность предстает в глазах людей как несамостоятельность и аспонтанность.      Тяжелая на подъем, она может иметь собственное мнение и, тем не менее, оставаться на платформе бездеятельности.
    Пассивность, как герой книги Юрия Полякова «Козленок в молоке», отдает в межличностном общении предпочтение обтекаемым фразам, типа «Скорее да, чем нет», «Скорее нет, чем да», «Вы меня об этом спрашиваете?»  Анекдот в тему: — Здравствуйте! — Здравствуйте, доктор! — Ну что же, приступим. Курите? — Не совсем… — Не совсем? Как это? — Ну, я пассивный курильщик… Другие курят, а я дышу… — А, понимаю. Так, дальше… Сексом занимаетесь? — Не совсем…
    Пассивность может впасть в морализаторство, умствование и теоретизирование, но все ее кухонные или салонные рассуждения абстрактны и оторваны от жизни. Обожая сослагательные наклонения, она начинает свои высказывания со слов: «Если бы все люди…», «Если бы президент…», «Если бы учёные…» и т. д. При этом сама не предполагает проявлять активность, слагает с себя ответственность даже за собственную жизнь, не говоря уже о судьбе других людей, своей страны или мира.
    Перенесемся во Францию времен Людовика XVI. Пассивность короля особенно проявилась в дни революции и стала одной из причин его гибели. Стефан Цвейг в книге «Мария Антуанетта» пишет: «Ибо король — не вождь. Нерешительно, чего-то ожидая, бродит по комнатам растерянный человек в фиолетовом сюртуке, в небрежно надетом спросонья парике, с пустым, несчастным взором. Еще вчера было принято решение защищать Тюильри до последней капли крови, с вызывающей энергией превратили дворец в крепость, в военный лагерь. Но уже сейчас, еще прежде, чем враг появился возле дворца, окружение короля чувствует себя неуверенно, и эта неуверенность исходит от Людовика XVI. Каждый раз, когда надо принять решение, этот, впрочем, сам отнюдь не трусливый, но как бы ошеломленный любой ответственностью человек чувствует себя совершенно больным. А можно ли ожидать мужества от солдат, если они видят своего вождя дрожащим от страха? Полк швейцарцев под неусыпным надзором своих офицеров пока еще тверд, однако подозрительные признаки разложения появляются у солдат Национальной гвардии, они непрерывно задают себе вопросы: «Сопротивляться? Не сопротивляться?»
    Королева почти не в силах скрыть от окружающих горечь, вызванную бессилием своего супруга. Мария Антуанетта жаждет определенности. Усталые, измученные нервы не могут более терпеть это вечное напряжение, ее гордость не хочет более испытывать непрерывные оскорбления, не желает быть постоянно в состоянии унизительной покорности. За эти два года она достаточно хорошо поняла, что мягкость, уступчивость требованиям Революции не ослабляют врага, а делают его лишь самоувереннее. Но сейчас королевская власть стоит уже на последней, нижней ступени, ниже — некуда, ниже угрожающе зияет пропасть; один шаг — и все потеряно, даже честь. Гордая, решительная, бесстрашная женщина предпочла бы сама спуститься к малодушным солдатам Национальной гвардии, чтобы поделиться с ними своей решимостью, чтобы призвать их к исполнению долга. Вероятно, в ней неосознанно пробудились воспоминания о матери, которая в тяжкий час испытаний с престолонаследником на руках вышла к колеблющимся венгерским аристократам и этим поступком завоевала их преданность. Но Мария Антуанетта знает также, что в подобный час женщине не пристало заменять своего мужа, королеве нельзя подменять короля. И она уговаривает, убеждает Людовика XVI сделать еще одну, последнюю попытку принять бой и, устроив смотр защитникам, сломить их нерешительность.
    Мысль правильная: инстинкт Марии Анутанетты всегда безошибочен. Несколько пылких, убеждающих слов, подобных тем, которые в свое время, в опаснейшие мгновения, будет находить Наполеон, торжественное обещание короля умереть вместе со своими солдатами, энергичный жест уверенного в себе человека, и эти еще колеблющиеся батальоны стали бы стеной, защищая своих повелителей. Но тут заикается близорукий, неуклюжий и грузный, совсем не военный человек, со шляпой под мышкой, топчется на верхней площадке лестницы, бормочет какие-то обрывки фраз: «Говорят, они придут… Наше общее дело, мое и моих добрых подданных… не правда ли, мы будем биться смело?» Нерешительный тон, неловкие манеры увеличивают, а не уменьшают общую неуверенность. С презрением смотрят солдаты Национальной гвардии на этого рохлю, нерешительными шагами приближающегося к их рядам, и вместо ожидаемого возгласа «Да здравствует король!» его встречает сначала молчание, затем двусмысленный клич: «Да здравствует нация!», а когда король, осмелев, доходит до решетки, где войска уже братаются с народом, он слышит открытые призывы к мятежу: «Долой вето! Долой толстую свинью!» Приближенные и министры в ужасе окружают короля и уводят его обратно во дворец. «Боже мой, над королем смеются», — кричит морской министр, и Мария Антуанетта, с глазами, воспаленными от слез и бессонницы, наблюдающая всю эту унизительную сцену, с горечью отворачивается. «Все потеряно, — потрясенная, говорит она своей камеристке. — Король не проявил энергии, и этот смотр принес больше вреда, нежели пользы». Битва, так и не начатая, уже проиграна.
    … Семь утра; передовой отряд повстанцев подошел к дворцу. Это неорганизованная вооруженная толпа, опасная не своей боеспособностью, и несгибаемой решимостью. Уже собираются люди возле подъемных мостов. Дальше откладывать решение нельзя. Редерер, генеральный прокурор, чувствует свою ответственность. Еще час назад он советовал королю обратиться к Национальному собранию и просить у него защиты. Но тут вспыхивает Мария Антуанетта: «Сударь, у нас здесь достаточно сил, и пришло наконец время определить, кому быть у власти — королю или мятежникам, конституции или революционерам».
    Но король не находит нужных энергичных слов. Тяжело дыша, сбитый с толку, сидит он в своем кресле и ждет, ждет, сам не зная чего; одного лишь желает он — устраниться от всяких действий, уклониться от какого бы то ни было решения. Вновь подходит к нему Редерер со своим шарфом, обеспечивающим доступ повсюду; несколько городских советников сопровождают его. «Сир, настойчиво обращается он к Людовику XVI, — Ваше величество, вам нельзя терять ни минуты, единственное спасение для вас — это Национальное собрание». — «Однако на площади не так-то уж много людей», — боязливо возражает король, желающий лишь одного — оттянуть время. «Сир, огромная толпа с двенадцатью пушками движется сюда из пригородов».
    Мария Антуанетта не может более сдерживать свое возбуждение, кровь приливает к лицу, она должна принудить себя не показать свою слабость перед этими мужчинами, ни один из которых не думает по-мужски. Искушение велико, но и ответственность огромна; в присутствии короля Франции женщина не должна давать приказ к бою. И она ждет решения этого вечно колеблющегося человека. Наконец он поднимает свою тяжелую голову, несколько секунд смотрит на Редерера, затем вздыхает и говорит, счастливый тем, что принял решение: «Идемте!»
    И без боя, даже без попытки сопротивления, Людовик XVI покидает замок, построенный его предками, покидает, чтобы никогда более не вернуться назад. Он идет вдоль рядов дворян, смотрящих на него с презрением, мимо солдат-швейцарцев, которым забывает сказать, должны они сопротивляться или нет, сквозь толпу, все более и более разрастающуюся, открыто смеющуюся над королем, его женой и горсткой верных им людей, даже угрожающую им. Они проходят по саду — впереди король с Редерером, за ними, поддерживаемая морским министром, Мария Антуанетта с дофином. С недостойной поспешностью торопятся они к крытому манежу Школы верховой езды, где некогда двор весело и беззаботно проводил время, а сейчас Национальное собрание отпразднует свой триумф — ведь король Франции, дрожа за собственную жизнь, будет искать у него защиты. Всего две сотни шагов отделяют дворец от Манежа. Но эти двести шагов невозвратно отдаляют Марию Антуанетту и короля от ранее принадлежавшей им власти. Королевской власти пришел конец».
    Петр Ковалев
    Другие статьи автора: https://www.podskazki.info/karta-statej/

  2. Чем пассивнее человек, тем более запутан его внутренний мир, который изобилует множеством рационализаций, интеллектуализаций, проекций и другими проявлениями психологической защиты.
    Для пассивного человека большое значение имеет семья. Находясь в тени другого или других членов семьи, более активных и целеустремленных, пассивный человек может многие годы вести “тихий и спокойный”, адаптивный образ жизни, быть и казаться вполне состоявшимся человеком. Семейные неурядицы, тем более разрыв отношений (по той или иной причине) надолго выбивают пассивного человека из колеи.
    Как уже отмечалось, пассивные люди придают большое значение этическим ценностям. Сплошь и рядом эти ценности применяются для отговорок, оправданий собственной пассивности и бездеятельности. Однако эти ценности часто фактически выступают предметом торговли: пассивный человек нарушает эти заповеди ради внимания и благожелательного отношения со стороны другого человека. Таким образом как бы подписывается негласный контракт, например: “Я ради тебя пью и развратничаю, а ты меня содержишь”.
    Пассивные люди часто преувеличивают степень своей зависимости от случайных внешних обстоятельств. На них “оказывает влияние” и погода, и магнитные бури, и политическая ситуация в стране и мире, и мимолетные ссоры, и прочитанные в интернете грустные истории, и интонации собеседника.
    Пассивные люди любят планировать, но делают они это очень смутно, их планы противоречивы, нежизнеспособны. Такие планы часто не реализуются, не сбываются. Это может выставляться напоказ, человек чуть ли не хвастается этим: “Вот у меня постоянно так: что-нибудь распланирую, представлю это в малейших деталях, а ровным счетом ничего не сбудется, будет даже наоборот”. Этим как бы сообщается окружающим, что: “Я умный, работоспособный человек, но вот с целеполаганием у меня не все в порядке”. В общем, так оно и есть.
    Сильно выраженную пассивность можно отнести к невротическим расстройствам личности, когда внутренний мир становится чрезвычайно запутанным. Однако даже при выраженной пассивности могут отсутствовать проявления социальной дезадаптации.

    Литература

    Шапиро Д. Невротические стили.

  3. Активность и пассивность – две крайние характеристики человеческого поведения. Принято считать, что активность имеет всегда положительное значение, а пассивность всегда негативна и вызывает осуждение со стороны других людей. Но в психоанализе активность, ассоциируясь с мужским началом, соотносится с агрессией, что не может считаться положительным признаком. Также и пассивность – не всегда явление отрицательное, иногда это единственно верное поведение.

    Что такое пассивность?

    Под пассивностью в психологии понимают бездействие, поведение, противоположное активному стилю поведения. Пассивность может носить преднамеренный и непреднамеренный характер.
    Иногда мы специально выбираем пассивную позицию – из-за лени или опасения оказаться в центре событий. Но пассивность может быть и непреднамеренной:
    при одновременном наличии стимулов, которые побуждают к действиям противоположного характера;
    при общем ослаблении организма в результате болезни, переутомления, истощения;
    при потрясении, вызванном сильными эмоциями;
    при болезненных нарушениях поведения.
    Непреднамеренная общая пассивность поведения является защитной реакцией организма на стрессы, а потому не может осуждаться. А вот если пассивное поведение является стилем жизни, то это уже серьезная проблема, которую нужно решать.

    Пассивность в отношениях

    Наверное, каждой женщине хочется, чтобы избранник прислушивался к ее мнению. Но вот если мужчина ничего не может сделать без хорошего «пинка», то это не понравится никому. Что здесь делать? Некоторые пытаются исправить мужчину, надоедая ему постоянными замечаниями и упреками. Несложно понять, что ничего хорошего из этого не получается. Если мужчина не желает чего-то делать, то здесь, скорее всего, проблема мотивации. И тут можно только предоставить ему эту мотивацию или смириться с ролью абсолютного главы семьи.
    Еще хуже ситуация, когда мужчина безынициативен в постели – пассивность в сексе не порадует никого. В этом случае нужно выяснить, откуда берется такое отношение, может вы после тяжелого дня требуете активности, в этом случае поза «бревно» оправдана более всего. Также некоторое затухание страсти после нескольких лет совместной жизни – явление нормальное, но вы можете исправить ситуацию, есть масса способов, чтобы раздуть потухающее пламя. Дело плохо, если никакие ваши старания не приносят эффекта, тут либо случай крайней лени, либо отсутствие интереса именно к вам.

  4. ТЕКСТ 1
    (1) Лженаука тесно связана с так называемой
    оккультной наукой. (2) Оккультная наука допускает
    существование в космосе или в самом человеке
    скрытых сил, доступных пониманию только
    избранных. (3) Поначалу в оккультный строй вошли
    алхимия, астрология, хиромантия, позднее сюда
    приобщили парапсихологию, филиппинское
    врачевание, эффекты ААЯ (аномальные атмосферные
    явления) и прочие события.
    (4) Одни ученые, не тратя долгих слов, выносят
    поименованные ряды занятий и все, что связано
    (или кажется, что связано) с оккультными
    увлечениями, в раздел псевдоучений, призывая
    наглухо перекрыть им доступ в науку. (5) Другие
    более осторожны: не следует заведомо, не учинив
    специального «досмотра», объявлять одно ложью, а
    другое – истиной. (6) Тем более запрещать
    какие-либо темы потому лишь, что кто-то считает их
    паранаукой.
    (7) Ясное дело, декретировать границы
    дозволенного бессмысленно. (8) Оккультизм как раз
    и вырастает вблизи явлений, далеко не ясных
    науке, странных, толкуемых как мистическое и
    потому антинаучное. (9) 3апрет на эксперимент, на
    наблюдение, на поиск только подогревает
    ситуацию, плодит слухи и домыслы. (10) Мы пытаемся
    именно на основе новых результатов
    «контролировать физику, чтобы не вводить никаких
    мистических элементов». (11) Пусть не подтвердятся
    гипотезы, скажем, телепатической связи,
    путешествующих «космических тарелок», кожного
    зрения, их изучение поможет не только снять
    ажиотаж, но и объяснить другие явления, а значит,
    углубить наши представления о мире. (12) Поэтому
    было бы опрометчиво чураться таинственного,
    отгораживая его бетоном запретов. (13) Все
    загадочное надо изучать. (14) Однако при одном
    условии … (15) Известно, что немало крупных
    естествоиспытателей принесли в разное время
    дань оккультным делам. (16) В течение веков
    астрологию, например, усиленно культивировали
    как вполне пристойное занятие, и потому к ней
    приобщалось немало ученых. (17) Из глубины
    истории идет и увлечение алхимией, долгое время
    остававшейся попечительницей химического
    знания. (18) Идея телепатического общения
    оказалась в поле внимания ряда наших выдающихся
    соотечественников, заинтриговав В.Бехтерева и
    К.Циолковского. (19) А известный химик
    А.Бутлеров в сотрудничестве с писателем
    С.Аксаковым даже издавал журнал «Ребус», в
    котором находили приют телепаты и спириты.
    (20) Так большие ученые оказались в плену
    больших оккультных страстей. (21) Но разве
    повернется язык назвать их лжеучеными?
    (22) Никто из них не шел на обман или фабрикацию
    фактов, никто не страдал научным фанатизмом,
    способным вывести на путь лженаучных притязаний.
    (23) «Демаркация» проходит по острию
    нравственно-этических оценок. (24) Честный
    исследователь, просто порядочный человек,
    сохраняющий порядочность и в делах науки, не
    может, чем бы он ни занимался, оказаться в ряду
    лжеученых. (25) У него недостает для этого
    известных качеств, зато имеются с избытком такие,
    которые предохраняют от соблазна дешевой славы.
    (А.Сухотин)
    Об авторе: Анатолий Константинович
    Сухотин – известный ученый, философ XX века,
    автор научно-популярных книг «Парадоксы науки»,
    «Ритмы и алгоритмы».

    Словарная работа

    Телепаты – люди, владеющие телепатией.
    Телепатия – научно не объясненное явление
    передачи на расстоянии информации о состоянии
    одного живого существа другому или мыслей одного
    человека другому.
    Спириты – люди, занимающиеся спиритизмом.
    Спиритизм – мистическое течение, связанное
    с верой в загробное существование душ умерших и
    характеризующееся особой практикой «общения» с
    ними.
    Демаркация – линия, разделяющая воюющие
    стороны на время перемирия.
    Алхимия – донаучное направление в развитии
    химии, главная цель которого – нахождение так
    называемого философского камня для превращения
    неблагородных металлов в золото и серебро,
    получения эликсира долголетия и т.д.
    Оккультный – имеющий отношение к
    оккультизму.
    Оккультизм – общее название учений,
    признающих существование в человеке и космосе
    скрытых сил, доступных лишь «посвященным».
    Паранаука – околонаучное знание (пара
    – греч. «возле, вне»).
    Декретировать – подчинить декрету.
    Декрет – постановление верховной власти,
    имеющее силу закона.
    Задания к тексту 1
    1. Выберите утверждение, противоречащее
    авторской позиции.
    а) Многие великие ученые интересовались
    паранормальными явлениями.
    б) Изучение оккультных наук надо запретить.
    в) Ученый должен быть честен и объективен.
    г) Изучение мистических явлений поможет
    расширить представления человека о мире.
    2. Из предложения 23 выпишите слово, в котором
    букв больше, чем звуков.
    3. Из предложения 25 выпишите слово, в котором
    букв больше, чем звуков.
    4. Из предложений 5–6 выпишите словосочетание со
    связью согласование.
    5. Из предложений 21–25 выпишите номер
    предложения, где есть фразеологизм.
    6. Из предложений 11–12 выпишите разговорное
    слово, замените его общеупотребительным.
    7. Из предложений 4–5 выпишите краткое
    причастие.
    8. Укажите способ словообразования слова приобщить
    (предложение 3).
    9. Значение какого слова определено неверно?
    а) Ажиотаж (предложение 11) – сильное
    волнение, борьба интересов вокруг какого-либо
    вопроса.
    б) Гипотеза (предложение 11) – вывод из
    научной теории.
    в) Соблазн (предложение 25) – искушение.
    г) Культивировать (предложение 16) –
    развивать, вводить в употребление.
    10. Из предложений 7–9 выпишите слова,
    иллюстрирующие правило: в личных окончаниях
    глаголов первого спряжения пишется е.
    11. Укажите правильное объяснение написания
    гласной в слове увлечение (предложение 4).
    а) Написание запоминаем;
    б) корень с чередованием, пишем е, потому
    что нет суффикса а;
    в) проверяем однокоренным словом с ударным
    корнем.
    12. Из предложений первого абзаца выпишите
    существительное, образованное переходом из
    другой части речи.
    13. Выпишите грамматическую основу из
    предложения 13.
    14. Выберите правильное объяснение постановки
    двоеточия в предложении 5.
    Другие более осторожны: не следует заведомо,
    не учинив специального «досмотра», объявлять
    одно ложью, а другое – истиной
    .
    а) Простое предложение, обобщающее слово стоит
    перед рядом однородных членов.
    б) Бессоюзное сложное предложение, второе
    предложение дополняет первое.
    в) Бессоюзное сложное предложение, второе
    предложение указывает на причину.
    г) Бессоюзное сложное предложение, первое
    предложение указывает на условие.
    15. Из предложений 7–15 выпишите номер
    сложноподчиненного предложения с придаточным
    уступки.
    16. Среди предложений 19–25 найдите предложения с
    обособленными определениями. Запишите номера
    этих предложений.
    17. Среди предложений 1–6 найдите предложения с
    обособленными обстоятельствами. Запишите номера
    этих предложений.
    18. Среди предложений 11–17 найдите сложное
    предложение, частью которого является
    односоставное неопределенно-личное предложение.
    19. Из предложений 10–14 выпишите вводные слова.
    20. Соотнесите средства выразительности с
    номерами предложений:
    а) ряды однородных членов;
    б) метафора;
    в) контекстные синонимы;
    г) антонимы.
    Номера предложений: 3, 5, 23, 24.

    Работа над сочинением-рассуждением по
    предложенному тексту

    I. Напишите вступление к сочинению, размышляя
    над актуальностью проблемы текста.
    С давних времен людей привлекало…
    Актуальность проблемы, поставленной автором, в
    том…

    Необычные способности человека, загадки жизни
    и смерти, другие миры – вот…

    II. Сформулируйте проблему текста.
    Так как же относиться к…?
    Автор статьи размышляет над тем, как…
    III. Прокомментируйте проблему текста, учитывая
    следующие вопросы:
    1. Какие точки зрения на отношение людей к
    оккультным наукам приводит автор статьи?
    2. Почему автор статьи считает бессмысленным и
    вредным запрет на изучение каких-либо
    мистических явлений?
    3. Какой образ у читателя рождает метафора отгораживая
    его бетоном запретов?

    Для того чтобы разобраться в проблеме,
    А.Сухотин приводит противоположные точки зрения:
    Одни ученые считают оккультное знание…,
    другие говорят о том…
    По мнению автора статьи, запрет на изучение…
    Слухи и домыслы плодятся возле мистических
    явлений из-за недостаточной…
    Метафора «отгораживая его бетоном запретов»
    помогает представить…
    IV. Сформулируйте идею текста. Как автор
    убеждает читателя в своей правоте?
    Все загадочное надо…, но при этом ученый,
    занимающийся…, должен быть…
    Честность и объективность ученого –
    гарантия…
    Доказывая эту мысль, автор говорит о
    выдающихся ученых…, которые всерьез
    интересовались…
    Метафора «оказались в плену больших
    оккультных страстей» подчеркивает
    притягательность…
    На риторический вопрос «Можно ли этих ученых
    назвать лжеучеными?» читатель ответит
    отрицательно, потому что…
    V. Напишите о своем отношении к авторской
    позиции. Каким явлениям, которые воспринимались
    раньше как мистические, сейчас находится вполне
    понятное объяснение?
    Вспомните великих ученых (Коперника, Эйнштейна,
    Лобачевского, Менделя), открытия которых были
    признаны не сразу. Почему со временем эти
    открытия были признаны? Какими качествами,
    необходимыми для человека, занимающегося наукой,
    обладали эти люди?
    Ключи к заданиям по тексту 1
    1) б;
    2) нравственно-этических;
    3) известных;
    4) какие-либо темы;
    5) 21;
    6) чураться – сторониться;
    7) связано;
    8) приставочно-суффиксальный;
    9) б (гипотеза – предположительное суждение,
    выдвигаемое для объяснения какого-либо явления);
    10) вырастает, подогревает;
    11) в;
    12) избранных;
    13) надо изучать (сказуемое);
    14) в;
    15) 11;
    16) 22, 24;
    17) 4, 5;
    18) 16;
    19) скажем, значит;
    20) а – 3, б – 23, в – 24, г – 5.

    Примерное сочинение-рассуждение по
    тексту 1

    С давних времен людей привлекало неизвестное,
    труднообъяснимое, непонятное, и проблема,
    поставленная автором статьи, актуальна и сейчас,
    ведь людей по-прежнему интересуют необычные
    способности человека, загадки жизни и смерти,
    другие миры.
    Как же относиться к оккультным наукам? Над этим
    вопросом размышляет автор статьи.
    Для того чтобы разобраться в проблеме,
    А.Сухотин приводит разные точки зрения: одни
    ученые категорично считают оккультное знание
    лженаукой, другие опасаются с уверенностью
    отрицать то, чего пока никто не может понять.
    Автор убежден в том, что запрет на изучение
    каких-либо мистических явлений бессмыслен и даже
    вреден: ведь именно из-за недостаточной
    изученности этих явлений вокруг них плодятся
    слухи и домыслы. По мнению А.Сухотина, не следует
    отгораживаться от таинственного «бетоном
    запретов». Эта метафора помогает читателю
    представить стену, за которой находится нечто
    запретное и через которую хочется перебраться,
    чтобы узнать, что же там на самом деле.
    Все загадочное надо изучать, но при этом ученый,
    занимающийся таинственным, должен быть честным,
    объективным, ответственным – такова идея текста.
    Доказывая эту мысль, автор говорит об известных
    ученых Бехтереве, Циолковском, Бутлерове,
    которые «оказались в плену больших оккультных
    страстей» (этой метафорой подчеркивается
    притягательность необъяснимого). «Но разве
    повернется язык назвать их лжеучеными?» – на
    этот риторический вопрос любой читатель ответит
    отрицательно, потому что эти ученые не
    подтасовывали факты, не шли на обман, завоевывая
    дешевую славу.
    Автору трудно возразить: неизвестное,
    таинственное нужно изучать, и все научные
    открытия были сделаны для того, чтобы объяснить
    таинственное. Несколько веков назад гроза
    воспринималась человеком как Божий гнев, а
    сейчас о природе этого явления можно прочитать в
    учебнике физики, и, может быть, через десятилетия
    тема «Телепатия» войдет в школьную программу. В
    науке известны случаи, когда великие открытия
    признавались не сразу; так, например, Коперник,
    утверждавший, что планеты вращаются вокруг
    Солнца, а не вокруг Земли, не воспринимался
    серьезно, а Менделю, открывшему законы генетики,
    пришлось долго убеждать ученый мир в своей
    правоте. Но открытия этих ученых были оценены
    потомками, потому что их честность,
    ответственность гарантировали объективность
    полученных результатов.
    ТЕКСТ 2
    (1) В редакции мне сказали: поскольку вы все
    равно едете в деревню и будете там некоторое
    время жить, поинтересуйтесь, пожалуйста,
    телевизором. (2) Я обещал. (З) Было у меня, конечно, и
    некоторое свое отношение к телевизору. (4) Я
    тотчас вспомнил свой разговор с одним английским
    фермером, гостеприимством которого я однажды
    воспользовался. (5) Он назвал тогда телевизор
    бедствием, в особенности для молодых его дочерей.
    – (6) Телевизор вырабатывает пассивность! –
    горячился фермер. – (7) Вы только подумайте, мои
    дочери, вместо того чтобы упражняться на скрипке
    или фортепиано, вместо того чтобы читать и
    развивать свое воображение, вместо того чтобы
    коллекционировать бабочек или лекарственные
    травы, вместо того чтобы вышивать, сидят целыми
    вечерами, уставившись в это серое пятно.
    (8) Время проходит, всем кажется, что все заняты
    делом или по крайней мере умело используют досуг.
    (9) Но потом серое пятно гаснет – и все.
    (10) Пустота. (11) Ничего не прибавилось: ни умения
    играть на скрипке, ни умения кататься верхом…
    (12) Считая, что в формировании грядущих
    поколений телевизоры играют не первую роль, я все
    же однажды написал статью «Творец или зритель?» в
    том смысле, что если раньше в деревне пели сами,
    то теперь только слушают, как поют, если раньше
    плясали сами, то теперь только смотрят, как
    пляшут, и так далее, то есть вырабатывается
    постепенно потребительское отношение к
    искусству вместо активного, живого, творческого.
    (13) Теперь же предстояло поинтересоваться, как
    потребляют, что потребляют и каковы пожелания в
    области потребления. (14) С такими-то данными и с
    вопросником в кармане я оглянулся вокруг, встав
    посреди нашей деревни. (15) В ней сейчас тридцать
    три дома. (16) Над одиннадцатью крышами
    поднимаются антенны. (17) Первый телевизор куплен
    в 1959 году, последний – неделю назад.
    (18) Оказалось, что по степени интереса на первом
    месте стоит кино. (19) 3атем постановки, то есть
    спектакли. (20) На третьем месте – футбол, «Клуб
    путешественников», пение, концерты, «Огонек».
    (21) Интересно, что, так сказать, наименьшее
    количество очков, а именно по круглому нулю,
    получили, с одной стороны, симфоническая и всякая
    оркестровая музыка и даже опера, а с другой
    стороны – беседы по агротехнике и вообще
    специальные сельскохозяйственные передачи. (22)
    Над этим стоит задуматься. (23) Представьте себе
    передачу об основах стихосложения. (24) Думаете, ее
    стали бы слушать и смотреть поэты? (25) Отнюдь. (26)
    Она была бы интереснее всем непоэтам, желающим
    коснуться тайны чужой профессии. (27) Так и рассказ
    об уборке чая или культивации почвы интереснее
    городскому человеку.
    (По В.Солоухину)
    Об авторе: Солоухин Владимир Алексеевич
    (1924–1997), русский советский писатель, поэт,
    прозаик, автор известных очерковых книг
    «Владимирские проселки», «Капля росы».
    Задания к тексту 2
    1. Какой вопрос находится вне поля зрения автора
    статьи?
    а) Как влияет телевизор на формирование
    отношения человека к жизни?
    б) Чем отличается творческое восприятие жизни
    от пассивного?
    в) Какие телепрограммы можно считать хорошими?
    г) Какие телепрограммы интересны зрителю?
    2. Определите стиль и ведущий тип речи текста.
    а) Научный, рассуждение.
    б) Публицистический, рассуждение.
    в) Художественный, повествование.
    г) Художественный, описание.
    3. Значение какого слова определено неверно?
    а) Досуг – свободное от работы время;
    б) грядущий – настоящий;
    в) пассивность – вялость, безучастность;
    г) симфонический – оркестровый.
    4. Из предложения 12 выпишите все пары
    контекстных антонимов и контекстные синонимы.
    5. Из предложения 6 выпишите слово, в котором
    звуков меньше, чем букв.
    6. Из предложения 12 выпишите слова с
    чередованием гласных в корне.
    7. Из предложений 23–24 выпишите все глаголы 1-го
    спряжения.
    8. Из предложения 27 выпишите грамматическую
    основу.
    9. Среди предложений 13–20 найдите бессоюзное
    сложное предложение, одна из частей которого –
    неполное предложение. Запишите его номер.
    10. Среди предложений 6–12 найдите простое
    односоставное назывное предложение. Запишите
    его номер.
    11. Определите способ подчинения придаточных в
    предложении 13.
    12. Укажите количество грамматических основ в
    предложении 18.
    13. Укажите тип сказуемого в предложении 22.
    14. Выберите верное объяснение постановки
    двоеточия в предложении 11.
    Ничего не прибавилось: ни умения играть на
    скрипке, ни умения кататься верхом…

    а) Простое предложение, обобщающее слово стоит
    перед рядом однородных членов.
    б) Бессоюзное сложное предложение, второе
    предложение раскрывает смысл первого.
    в) Бессоюзное сложное предложение, второе
    предложение указывает на причину.
    г) Бессоюзное сложное предложение, первое
    предложение указывает на условие.
    15. Из предложения 27 выпишите словосочетание с
    типом связи согласование. Замените это
    словосочетание синонимичным с типом связи управление.
    16. Из предложения 12 выпишите устойчивое
    словосочетание (идиому).
    17. Из предложения 8 выпишите разносклоняемое
    существительное.
    18. Среди предложений 9–15 найдите предложения с
    обособленными обстоятельствами. Запишите их
    номера.
    19. Среди предложений 15–23 найдите такое, которое
    связано с предыдущим при помощи указательного
    местоимения, перешедшего в существительное.
    Запишите его номер.
    20. Соотнесите средства выразительности с
    предложениями текста:
    а) ряды однородных членов;
    б) вопросно-ответная форма изложения;
    в) лексический повтор;
    г) метафора.
    Предложения: 9, 12, 13, 24–26.

    Работа над сочинением-рассуждением по
    предложенному тексту

    I. Напишите вступление к сочинению. Во
    вступлении постарайтесь поразмышлять о том,
    какую роль в нашей жизни играет телевидение,
    какие передачи интересны зрителю.
    Все мы время от времени смотрим…
    Разных людей привлекают разные…: одним
    нравятся…, другим…, третьим…
    II. Сформулируйте проблемы, поставленные
    автором текста.
    Какое отношение к искусству и к жизни
    вырабатывает…?
    Какие телепрограммы интересны…? Над этими
    вопросами задумывается…
    III. Прокомментируйте проблемы, поставленные
    автором текста, сформулируйте авторскую позицию
    (по каждой проблеме), учитывая следующие вопросы:
    1. Для чего автор приводит свой разговор с
    английским фермером?
    2. Какое языковое средство помогает выразить
    мысль о том, что телевизор поглощает время и
    энергию человека?
    3. С какой целью автор прибегает к употреблению
    контекстных антонимов (предложение 12)?
    4. На какие размышления натолкнул автора текста
    опрос, проведенный среди жителей деревни?
    5. К каким выводам приходит автор, анализируя
    результаты опроса?
    IV. Сформулируйте идею текста. Как автор
    убеждает читателя в своей правоте?
    Вспоминая разговор…, автор пытается убедить
    читателя в том…
    Метафорой… выражена мысль о
    бессмысленности…
    Контекстные антонимы… подчеркивают
    контраст между активным и пассивным…
    Проанализировав результаты опроса, автор
    приходит к интересным выводам: …
    По мнению автора текста, человеку интереснее
    прикоснуться к тайнам чужой профессии, чем…
    V. Напишите о своем отношении к авторской
    позиции. Подумайте о том, можно ли считать
    просмотр художественного фильма или спектакля
    пустой тратой времени. В каких случаях просмотр
    телепрограмм лишь отнимает время человека и
    ничего не дает ему? Интересны ли, на ваш взгляд,
    передачи, в которых рассказывается о том, с чем
    человек не сталкивается в своей жизни и
    деятельности, о тайнах других профессий?
    Мысль автора… представляется несколько
    категоричной: хороший фильм или спектакль,
    интересная познавательная или учебная
    передача…
    Однако если телепрограмма плохого качества…
    Каждому человеку, наверное, интересно
    узнавать о чем-то новом…, поэтому…
    Ключи к заданиям по тексту 2
    1) В;
    2) б;
    3) б;
    4) контекстные антонимы: творец – зритель,
    раньше – теперь, поют – слушают, пляшут –
    смотрят; потребительское – активное, живое,
    творческое; контекстные синонимы – активное,
    живое, творческое;

    5) пассивность;
    6) считая, творец, творческое;
    7) думаете, стали, слушать;
    8) рассказ интереснее;
    9) 17;
    10) 10;
    11) однородное соподчинение;
    12) 2;
    13) составное глагольное;
    14) а;
    15) городскому человеку – согласование, человеку
    из города
    – управление;
    16) играть роль;
    17) время;
    18) 12, 14;
    19) 22;
    20) а – 12, б – 24–26, в – 13, г – 9.

    Примерное сочинение-рассуждение по
    тексту 2

    Все мы время от времени смотрим телевизор, и
    всех нас привлекает разное: один больше тяготеет
    к просмотру художественных фильмов, другого
    интересуют политические программы, а
    третьего – передачи научно-популярной
    тематики.
    Какое отношение к искусству вырабатывает
    просмотр телепрограмм и что интересно зрителям?
    Над этими вопросами размышляет автор статьи.
    Вспоминая разговор с английским фермером,
    который считал телевизор бедствием, В.Солоухин
    пытается убедить читателя в том, что телевизор
    вырабатывает у человека потребительское
    отношение к искусству; контекстные антонимы (пели –
    слушают, плясали – смотрят)
    подчеркивают
    контраст между активным и пассивным восприятием
    действительности.
    Что же нужно зрителю? Проанализировав
    результаты опроса, проведенного среди жителей
    деревни, автор приходит к интересным выводам: из
    всех телепрограмм зрителей особенно интересуют
    художественные фильмы, театральные постановки,
    спортивные и научно-популярные передачи,
    концерты, и неожиданным показалось автору то, что
    сельских жителей совершенно не интересуют
    передачи, посвященные сельскому хозяйству.
    Задумавшись над таким результатом опроса,
    В.Солоухин задается вопросом: стали бы поэты
    смотреть передачу об основах стихосложения?
    Будучи литератором, поэтом, автор отвечает на
    этот вопрос категоричным отказом: «Отнюдь».
    Таким образом, по мнению автора статьи, человеку
    интереснее «коснуться тайны чужой профессии»,
    чем смотреть о том, что давно известно и хорошо
    знакомо.
    Мысль автора о том, что телевизор вырабатывает
    потребительское отношение к искусству,
    представляется несколько категоричной, ведь
    если человек смотрит хороший фильм, спектакль, он
    думает над тем, что видит на экране, переживает за
    героев, сравнивает свои представления о книге
    (если перед ним экранизация литературного
    произведения) с видением режиссера, и таким
    образом обогащается внутренний мир человека.
    Другое дело, если просмотр передач не самого
    хорошего качества занимает все свободное время
    зрителя, тогда действительно телевизор является
    для человека серым пятном, поглощающим время,
    которое можно было бы потратить на более
    интересные и полезные занятия.
    Авторское утверждение о том, что человеку
    интересно узнавать о тайнах чужой профессии,
    сомнения не вызывает: ведь любой человек
    старается расширить свои представления об
    окружающем мире.
    И.А. РУДЕНКО,
    Магнитогорский городской
    многопрофильный лицей
    при МГТУ им. Носова

  5. Одно из самых частых обвинений, предъявляемых нам друзьями и коллегами – обвинение в пассивности. Нас обвиняют в том, что мы не идём к начальнику просить прибавки к зарплате, что мы не подходим знакомиться к понравившейся девушке, что мы упускаем свои шансы, хотя могли бы проявить некоторую активность и достичь своих целей. Но что такое пассивность и чем она опасна?
    Настоящая пассивность – это не лень. Она заключается в том, что мы не желаем брать ответственность за результат своих действий, сваливая все проблемы на кого-то другого или на внешние обстоятельства.
    Если человек сознательно не идёт к начальнику, считая, что он не сможет вытребовать себе большую зарплату – это одно. А вот если он обвиняет начальника в своей низкой зарплате, но ничего не предпринимает для изменения ситуации – это совсем другое.
    Лень может быть полезна и необходима. Если у человека чётко расставлены приоритеты, он может пренебречь мелкими делами для сохранения сил и здоровья. И это не будет пассивностью. Но если человек привык по жизни ничего не делать, считая, что за его жизнь ответственны другие…
    В психологии давно открыт интереснейший эффект, называется “эффектом Рингельмана”. Для этого эксперимента брали обыкновенных людей и фиксировали, какой максимальный вес они могут поднять.
    Потом объединяли людей в группы по несколько человек. Ожидали, что если один человек поднимает 50 килограмм, то вдвоём поднимут 100, а втроём 150… Но эффект оказался иной.
    Выяснилось, что двое людей могут поднять только 93% от ожидаемого результата, а восемь человек поднимает лишь 49%! Дело в том, что если человек действует в группе, он часто снимает с себя часть ответственности, и прилагает не такое количество усилий, как если бы ответственность за результат лежала только на нём! Данное можно объяснить желанием сберечь свою энергию.
    Об этом говорит известная история про жителей деревни, решивших собрать к празднику бочку водки. Каждый должен был налить в бочку ведро водки, но в итоге в бочке оказалась чистая вода. Ведь каждый житель считал, что в общем объёме водки его часть будет незаметна, поэтому он может сэкономить и налить в бочку ведро воды.
    Этот эффект почти невозможно преодолеть, поэтому руководителям больших групп рекомендуется разбивать задание на блоки, и наделять ответственностью за каждый блок задания маленькие части общей группы.
    А человеку борющемуся с собственной пассивностью следует понимать что пассивность — это желание снять с себя ответственность и победить её можно, постоянно делая выбор между нежеланием тратить свои силы(на достижение результатов) и нежеланием тратить своё время(впустую).
    В противопоставление пассивности, существует активность – взятие человеком на себя ответственности за достижение своих целей – одно осознание этой философии поднимает мотивацию человека и позволяет увидеть новые пути.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *