Сочинение на тему патриот земли русской слово о полку игореве

12 вариантов

  1. Смысл поэмы – призыв русских
    Князей к единению как раз перед
    Нашествием монголов.
    К. Маркс
    Когда читаешь “Слово о полку Игореве”, вспоминаешь мудрую притчу.
    Старый отец, предчувствуя близкую смерть и желая передать сыновьям свой жизненный опыт, собрал их и, взяв туго связанный веник, предложил молодым людям разломать его. Никто из них не смог этого сделать. Тогда старик развязал веник и повторил свою просьбу. Сыновья легко разломали прутики. Назидание старика прозвучало очень убедительно: “Пока вы вместе, никому не удастся вас победить, а поодиночке с вами легко сможет справиться каждый”.
    Чтобы справиться с внешним врагом, отстоять свою отчизну, нужно объединиться – такова главная мысль “Слова о полку Игореве”, его патриотическая идея. Эгоистическое, честолюбивое поведение отдельных князей приводило тогда к разорению страны. Этим воспользовались внешние враги, совершавшие опустошительные набеги на Русь. Киевский князь, постепенно утрачивая свое влияние, не мог удержать верховную власть. Страшным бедствием стали почти непрерывные половецкие набеги. Против такого врага надо было бороться всем сообща, объединив силы. Это поняли многие князья.
    В начале 80-х годов XII века постепенно прекратились их междоусобицы, и значительные силы русских объединились для борьбы против половцев. Под руководством Святослава Всеволодовича, князя Киевского, русичи разбили кочевников и устрашили их, казалось, надолго. Новгород-Северский князь Игорь, не сумевший из-за непогоды принять участие в последнем походе, решил своими силами окончательно разгромить уже ослабленного, как он считал, врага. Весной 1185 года, даже не предупредив Святослава, с небольшим отрядом вместе со своим братом Всеволодом и его дружиной выступил против половцев, но был разбит и попал в плен, а Русская земля снова подверглась опустошительным нападениям врага.
    События этого похода и легли в основу “Слова о полку Игореве”.
    Автор поэмы, мудрец и патриот, с большим сочувствием описывает участников похода, восхищается их воинской доблестью, решительностью, храбростью, молодым задором. Князья Игорь и Всеволод нарисованы как настоящие герои, верные своей цели. Их не испугало даже грозное предзнаменование – затмение солнца. Они решили идти до конца – умереть или победить. “С вами, русичи, хочу голову положити или испить шеломом Дона”, – обращается к своим воинам князь Игорь. Но самонадеянность молодого князя, неумение рассчитать свои силы, эгоистическое стремление выделиться, прославиться, не прибегая к помощи соотечественников, не могло привести к добру. Поражение Игорева войска навлекло новые беды на Русскую землю.
    Автор поэмы, несмотря на симпатию к Игорю, осуждает его. Он переносит читателя в Киев, в “гридницу Святославову”, где звучит знаменитое “золотое слово” князя Киевского. Святослав упрекает Игоря и Всеволода, осуждает их стремление лишь самим прославиться, не считаясь с общегосударственными интересами.
    Князь Киевский обращается к другим русским князьям, говорит об их мощи, военной доблести, славных победах и тут же вспоминает, как княжеские распри приводили к поражениям храбрых и сильных воинов.
    В поэме звучит прямой призыв к князьям прекратить раздоры. Это требовательный и властный голос самой истории. И в “золотом слове” Святослава, и в авторских обращениях к князьям мы слышим похвалы тем из них, кто сообща боролся против внешних врагов.
    Вывод ясен: сил на Руси много, ее воины бесстрашны и преданы родине. Они смогут победить любого внешнего врага, если князья перестанут враждовать друг с другом и объединятся вокруг великого князя Киевского, чтобы отомстить “за обиду сего времени, за землю Русскую, за раны Игоревы”. Этот вывод глубоко патриотичен, так как продиктован любовью к многострадальной родной земле, ко всем, кто стал жертвами княжеских распрей.
    Неизвестный нам автор “Слова” проявил высокое гражданское мужество, осмелившись высказать горькую правду самонадеянным, эгоистичным князьям. Он никого не боялся, потому что его пером двигала любовь к родине, тревога за ее будущее, Певец-патриот как будто предчувствовал грядущие беды, которые обрушатся на разобщенную Русь во время нашествия татаро-монголов, и предупреждал об опасности,
    Конечно, и Игорь, и Всеволод тоже считали себя патриотами: ведь они любили родную землю и хотели ее отстоять, не щадя даже собственной жизни. Но еще больше любили они личную славу, ставя ее выше общегосударственных интересов.
    История убедительно доказала, что патриотическая идея гениальной древнерусской поэмы не может устареть, она всегда современна, как современна притча об отцовском уроке сыновьям.

  2. В начале 80-х годов XII века постепенно прекратились их междоусобицы, и зна­чительные силы русских объединились для борьбы против половцев. Под руководством Святослава Всеволодовича, князя Киевского, русичи разбили кочевников и устраши­ли их, казалось, надолго. Новгород-Северский князь Игорь, не сумевший из-за непо­годы принять участие в последнем походе, решил своими силами окончательно раз­громить уже ослабленного, как он считал, врага. Весной 1185 года, даже не предупредив Святослава, с небольшим отрядом вместе со своим братом Всеволодом и его дружиной выступил против половцев, но был разбит и попал в плен, а Русская земля снова подверглась опустошительным нападениям врага.
    События этого похода и легли в основу «Слова о полку Игореве».
    Автор поэмы, мудрец и патриот, с большим сочувствием описывает участников похода, восхищается их воинской доблестью, решительностью, храбростью, молодым задором. Князья Игорь и Всеволод нарисованы как настоящие герои, верные своей цели. Их не испугало даже грозное предзнаменование — затмение солнца. Они реши­ли идти до конца — умереть или победить. «С вами, русичи, хочу голову положити или испить шеломом Дона», — обращается к своим воинам князь Игорь. Но самона­деянность молодого князя, неумение рассчитать свои силы, эгоистическое стремле­ние выделиться, прославиться, не прибегая к помощи соотечественников, не могло привести к добру. Поражение Игорева войска навлекло новые беды на Русскую зем­лю.
    Автор поэмы, несмотря на симпатию к Игорю, осуждает его. Он переносит чита­теля в Киев, в «гридницу Святославову», где звучит знаменитое «золотое слово» кня­зя Киевского. Святослав упрекает Игоря и Всеволода, осуждает их стремление лишь самим прославиться, не считаясь с общегосударственными интересами.
    Князь Киевский обращается к другим русским князьям, говорит об их мощи, во­енной доблести, славных победах и тут же вспоминает, как княжеские распри приво­дили к поражениям храбрых и сильных воинов.
    В поэме звучит прямой призыв к князьям прекратить раздоры. Это требователь­ный и властный голос самой истории. И в «золотом слове» Святослава, и в авторских обращениях к князьям мы слышим похвалы тем из них, кто сообща боролся против внешних врагов.
    Вывод ясен: сил на Руси много, ее воины бесстрашны и преданы родине. Они смогут победить любого внешнего врага, если князья перестанут враждовать друг с другом и объединятся вокруг великого князя Киевского, чтобы отомстить «за обиду сего вре­мени, за землю Русскую, за раны Игоревы». Этот вывод глубоко патриотичен, так как продиктован любовью к многострадальной родной земле, ко всем, кто стал жертвами княжеских распрей. Материал с сайта //iEssay.ru

  3. Почему «Слово о полку Игореве» завершается прославлением русских князей?
    Идейная основа «Слова…» — призыв автора к единению русских князей, чтобы, сплотившись, совместными силами оборонять Русскую землю. В условиях феодальной раздробленности, когда все больше разгоралась распря между Мономаховичами и Ольговичами (князь Игорь как раз принадлежит к «храброму Олегову гнезду»), автор мечтает о союзе русских князей и мыслит Киев естественным центром Русской земли. Вот почему, отступая от исторической правды, он изображает киевского князя Святослава сильным и мудрым политиком.
    По убедительным предположениям современных исследователей, автор «Слова…» сам был приверженцем, а может быть, и членом «Олегова гнезда», а потому его задача осложнялась тем, что он должен был не только возвеличить своего князя, но и осудить его за опрометчивый поход, связанный не с общерусскими, а собственными эгоистическими интересами («добыть славу»). Вот почему образ князя Игоря так сложен и неоднозначен. Мерилом его оценки, как и всех образов и событий «Слова…», является Русская земля — подлинный герой произведения, его главная тема и идейно-композиционный центр произведения.
    В финале князь Игорь осознает гибельность своих прежних устремлений и сам готов принять участие в будущих походах русских князей против половцев. Эгоистические устремления оказываются побеждены сознанием важности единения всех князей для спасения земли Русской.
    Прямой политический призыв к единению, прозвучавший в «золотом слове» Святослава, прямо соотносится с главной авторской идеей, а потому «слово» Святослава может быть воспринято и как «слово» автора.
    Стр. 2.
    Стр. 1.
    Из др.рус. литры. Стр.1
    Как раскрывается патриотическая тема в «Слове о полку Игореве»?
    Кем бы ни был автор ‘Слова о полку Игореве”, мы знаем, что этого человека глубоко волновало будущее Руси. С болью и горечью он говорит о разладе между князьями, об усобицах, терзающих Русскую землю и делающих ее беззащитной перед набегами врагов.
    “Слово о полку Игореве” посвящено неудачному походу на половцев в 1185 году Новгород-Северского князя Игоря Святославовича с немногими союзниками, походу, окончившемуся страшным поражением. Автор призывает русских князей сплотиться для отпора степи, совместными усилиями оборонять Русскую землю. “Слово о полку Игореве” с гениальной силой и проникновенностью отразило в себе главное бедствие своего времени – недостаточность государственного единства Руси. Следствием его была слабость обороны от внешних врагов, что красноречиво показал Игорев поход.
    XII век – времена, далекие от нас, но, несмотря на это, мы можем представить себе всю сложность этой .эпохи. Феодальная раздробленность, которая достигла в ту пору своего расцвета, совершенно ослабила государственное управление. Каждый удельный князь стремился только захватить как можно больше земель соседей, не гнушаясь для этого самых грязных путей, вплоть до объединения с прямыми врагами Руси – половцами. Общерусская власть киевского князя не исчезла еще полностью, но ее значение неудержимо падало. Отголоски этого явления наблюдаются в самом “Слове… ”
    Игорь Святославович отправился в поход на половцев с небольшими силами, не сговорившись с киевским князем Святославом. Своим необдуманным поступком он перечеркнул недавние удачные походы Святослава, поставив Русь в крайне сложное положение, открыв врагам доступ к русским землям.
    “Слово о полку Игореве” – произведение небольшое, но вместе с тем необычайно монументальное по своему сюжету, образам, пространственным границам. Его героем является вся Русская земля, и в повествование “Слова… ” также втянуты огромные географические пространства – от Новгорода на севере до Тмутаракани на Черном море, от волги на востоке до Галича на западе. Десятки рек, городов, княжеств захвачены действием “Слова… поэтому невозможно выделить отдельно образ Русской земли, ибо вся она находится в поле зрения автора, введена в круг его повествования.
    Когда Игорь только выступил в поход, его встречало солнечное затмение – плохая примета, предвестник грядущей беды. Саму битву сопровождают бури, громы, а поражение русских оплакивает вся природа: “деревья с тугою к земле преклонились.
    Автор не раз обращается к образу Русской земли, когда хочет подчеркнуть необходимость единения. Он настойчиво призывает князей выступить “за землю Русскую, за раны Игоре- вы”.
    Автор, а он по всей видимости, был участником тех событий, и мог наблюдать воочию, придал своим поэтическим талантом этому рядовому происшествию общерусское значение. Форма “Слова… ” позволила ему выразить свой взгляд на проводимую политику. Чувствуется, что это не просто придворный поэт, любимец какого-либо князя, а человек, близкий к народу, переживающий за судьбу своей родины, бесконечно любящий ее.__________________________________________________________

  4. Просмторов страницы:
    н/д
    Смысл поэмы — призыв русских
    князей к единению как раз перед
    нашествием монголов.
    К. Маркс
    Когда читаешь «Слово о полку Игореве», вспоминаешь мудрую притчу.
    Старый отец, предчувствуя близкую смерть и желая передать сыновьям свой жиз­ненный опыт, собрал их и, взяв туго связанный веник, предложил молодым людям разломать его. Никто из них не смог этого сделать. Тогда старик развязал веник и повторил свою просьбу. Сыновья легко разломали прутики. Назидание старика про­звучало очень убедительно: «Пока вы вместе, никому не удастся вас победить, а по­одиночке с вами легко сможет справиться каждый».
    Чтобы справиться с внешним врагом, отстоять свою отчизну, нужно объединить­ся — такова главная мысль «Слова о полку Игореве», его патриотическая идея. Эго­истическое, честолюбивое поведение отдельных князей приводило тогда к разорению страны. Этим воспользовались внешние враги, совершавшие опустошительные набе­ги на Русь. Киевский князь, постепенно утрачивая свое влияние, не мог удержать вер­ховную власть. Страшным бедствием стали почти непрерывные половецкие набеги. Против такого врага надо было бороться всем сообща, объединив силы. Это поняли многие князья.
    В начале 80-х годов XII века постепенно прекратились их междоусобицы, и зна­чительные силы русских объединились для борьбы против половцев. Под руководством Святослава Всеволодовича, князя Киевского, русичи разбили кочевников и устраши­ли их, казалось, надолго. Новгород-Северский князь Игорь, не сумевший из-за непо­годы принять участие в последнем походе, решил своими силами окончательно раз­громить уже ослабленного, как он считал, врага. Весной 1185 года, даже не предупредив Святослава, с небольшим отрядом вместе со своим братом Всеволодом и его дружиной выступил против половцев, но был разбит и попал в плен, а Русская земля снова подверглась опустошительным нападениям врага.
    События этого похода и легли в основу «Слова о полку Игореве».
    Автор поэмы, мудрец и патриот, с большим сочувствием описывает участников похода, восхищается их воинской доблестью, решительностью, храбростью, молодым задором. Князья Игорь и Всеволод нарисованы как настоящие герои, верные своей цели. Их не испугало даже грозное предзнаменование — затмение солнца. Они реши­ли идти до конца — умереть или победить. «С вами, русичи, хочу голову положити или испить шеломом Дона», — обращается к своим воинам князь Игорь. Но самона­деянность молодого князя, неумение рассчитать свои силы, эгоистическое стремле­ние выделиться, прославиться, не прибегая к помощи соотечественников, не могло привести к добру. Поражение Игорева войска навлекло новые беды на Русскую зем­лю.
    Автор поэмы, несмотря на симпатию к Игорю, осуждает его. Он переносит чита­теля в Киев, в «гридницу Святославову», где звучит знаменитое «золотое слово» кня­зя Киевского. Святослав упрекает Игоря и Всеволода, осуждает их стремление лишь самим прославиться, не считаясь с общегосударственными интересами.
    Князь Киевский обращается к другим русским князьям, говорит об их мощи, во­енной доблести, славных победах и тут же вспоминает, как княжеские распри приво­дили к поражениям храбрых и сильных воинов.
    В поэме звучит прямой призыв к князьям прекратить раздоры. Это требователь­ный и властный голос самой истории. И в «золотом слове» Святослава, и в авторских обращениях к князьям мы слышим похвалы тем из них, кто сообща боролся против внешних врагов.
    Вывод ясен: сил на Руси много, ее воины бесстрашны и преданы родине. Они смогут победить любого внешнего врага, если князья перестанут враждовать друг с другом и объединятся вокруг великого князя Киевского, чтобы отомстить «за обиду сего вре­мени, за землю Русскую, за раны Игоревы». Этот вывод глубоко патриотичен, так как продиктован любовью к многострадальной родной земле, ко всем, кто стал жертвами княжеских распрей.
    Неизвестный нам автор «Слова» проявил высокое гражданское мужество, осме­лившись высказать горькую правду самонадеянным, эгоистичным князьям. Он никого не боялся, потому что его пером двигала любовь к родине, тревога за ее будущее, Певец-патриот как будто предчувствовал грядущие беды, которые обрушатся на ра­зобщенную Русь во время нашествия татаро-монголов, и предупреждал об опасности,
    Конечно, и Игорь, и Всеволод тоже считали себя патриотами: ведь они любили родную землю и хотели ее отстоять, не щадя даже собственной жизни. Но еще больше любили они личную славу, ставя ее выше общегосударственных интересов.
    История убедительно доказала, что патриотическая идея гениальной древнерус­ской поэмы не может устареть, она всегда современна, как современна притча об от­цовском уроке сыновьям.
    У нас большая база и мы ее постоянно пополняем, и поэтому если вы не нашли, то пользуйтесь поиском
    В нашей базе свыше 15 тысяч сочинений
    Сохранить сочинение:

  5. Идея патриотизма в «Слове о полку Игореве»

    План
    I. Автор «Слова о полку
    Игореве». П.
    Патриотический пафос «Слова…».
    1. Причины и
    последствия феодальной раздробленности Руси.
    2. Гражданское мужество
    автора.
    3. Обращение к устному
    народному творчеству.
    4. Роль ораторских
    приемов в произведении. III. «Слово» – творение
    настоящего мастера.
    «Слово о полку Игореве» – величайший памятник древнерусской
    культуры, посвященный походу новгород-северского князя Игоря против половцев.
    Предполагают, что автором произведения был
    участник похода Игоря, военный, входивший в старшую дружину. Он занимал пост воеводы или тысяцкого,
    близкого самому Игорю, был человеком тонкого ума, замечательным
    «книжником», хорошо знавшим историю своего народа, а главное – был выдающимся
    гражданином своей страны. «Слово…» проникнуто высоким гражданским пафосом,
    идея патриотизма – одна из ведущих в произведении.
    Конец XII в. – время создания «Слова…» – эпоха феодальной раздробленности
    на Руси, когда образуется множество
    феодальных княжеств, вступающих во вражду между собой, оспаривающих друг у
    друга владения, что приводит к окончательному распаду древнерусского
    государства. С горечью говорит об этом автор «Слова…»: «Сказал брат брату: “Это мое, и то мое же”. И стали
    князья про малое “это великое” говорить, а сами на себя крамолу ковать. И застонал, братья, Киев от
    горя, а Чернигов от напастей. А князья сами на себя крамолу куют, а поганые с победами набегают на Русскую землю».
    Как настоящий патриот, автор осуждает политику князей, призывает их к
    объединению русских земель. Эта мысль
    выражена в «Золотом слове» Святослава, обращенном ко всем князьям русским: «Вступите,
    князья, в золотое стремя за обиду нашего времени, за землю Русскую, за раны
    Игоря, храброго Святославича!»
    Патриотизм «Слова…» проявляется уже
    в самом начале произведения, когда автор заявляет о характере повествования: «Да начнется песнь ему по
    былям нашего времени -не по замышлению
    Боянову!» Необходимо большое гражданское мужество, чтобы вместо традиционного
    прославления и величания князей осмелиться преподать им урок.
    Поразительна осведомленность автора
    «Слова…» в делах похода и страстная заинтересованность
    в его успехе. Он начинает свое повествование «от старого Владимира до нынешнего Игоря», упоминает множество русских
    городов (Киев, Чернигов, Переяславль, Путивль…),
    имен русских князей. Патриотизм автора «Слова о полку Игореве», стремление к
    объединению русских земель проявляется и в постоянном обращении его к устному народному творчеству, ведь народное творчество
    было в основном едино, единым был, несмотря
    на все диалектные различия, богатый и своеобразный русский язык, единым был
    фольклор. Поражает чуткость автора к художественному слову, позволяющая с
    особенной силой передать свое чувство любви к родной земле, печали о ее
    страданиях. «О Русская земля, уже ты за холмом!» – этот горестный рефрен,
    сопровождающий повествование, создает сильнейший эмоциональный накал речи.
    Словами Ярославны, плачущей на стене в
    Путивле, автор говорит нам о тревоге за русских воинов, о любви к ним.
    Гордостью проникнуты его слова о
    воинах Всеволода: «А мои куряне – дружина бывалая: под трубами
    повиты, под шлемами взлелеяны, с конца копья
    вскормлены; пути ими исхожены, овраги ведомы, луки у них натянуты, колчаны
    отворены, сабли наострены; сами скачут, как серые волки в поле, себе ища чести, а князю
    славы».
    Приемы ораторской речи в произведении:
    риторические вопросы, восклицания, призывы – служат для выражения
    патриотической идеи «Слова…». Страстно, ярко, убедительно звучат и речи князей («И сказал Игорь дружине своей:
    «Братья и дружина! Лучше в битве пасть, чем в полон сдаться. Хочу, –
    сказал, – копье преломить у степи половецкой с вами, русичи! Хочу голову свою
    сложить либо испить шеломом из Дону»), и собственный голос автора: «Вы же,
    Ингвар, и Всеволод, и все три Мстиславича. не по жеребью ли победы власть себе вы похитили?.. Заградите в поле врата
    своими острыми стрелами за землю русскую, за раны Игоря!…»
    «Слово о полку Игореве» никогда не утратит
    своей магической силы воздействия на
    читателя, как всякое произведение, написанное настоящим мастером, вдохновленнымвысокой идеей патриотизма.

  6. Народная мудрость гласит, что земля может накормить человека своим хлебом, напоить водой из своих родников, но защитить себя земля не может. Это святое дело защитников земли русской. Наш народ всегда считал защиту своей земли великим делом и почитал ее защитников и воинов, о которых шла добрая молва по всей Руси. Славились они своими добрыми делами, мужеством, удалью, благородством, сражались с врагами за русскую землю. Литература Древней Руси оставила потомкам непревзойденные образцы нравственности, беззаветной преданности, великого служения своему Отечеству. По этим произведениям мы  составляем себе представление об истинном герое, создаем образец для подражания.
    В основу «Слова о полку Игореве» положена борьба русского народа с внешними врагами – соседними племенами половцев, в частности поход против них северных князей во главе с Игорем. Большое место в «Слове…» отводится изображению исторических лиц. Игорь, Всеволод, все «Ольгово храброе гнездо» пользуются у автора нескрываемой симпатией. Все они показаны как лучшие представители современного поколения князей, как храбрые воины, посвятившие себя борьбе с «погаными» и защите Родины.
    Игорь в изображении автора наделен всеми возможными качествами доблестного воина, готового на любые жертвы для блага земли Русской. Перед выступлением в поход он воодушевляет дружину словами, полными мужества и беззаветной храбрости. Смерть он предпочитает плену. Во время битвы Игорь обнаруживает благородство: в разгар боя он «заворачивает» полки, чтобы поспешить на помощь брату Всеволоду. По выражению автора, он «сокол», «солнце красное». Рассказывая о беде, постигшей князя, автор глубоко скорбит, вместе с ним скорбит и вся природа. Описывая бегство  из плена, автор полон ликования, ибо «тяжко Русской земле без Игоря».
    Во всем подобен Игорю и буй-тур Всеволод. Он первый, о ком вспоминает автор «Слова…», переходя к рассказу о битве, завязавшейся на реке Каяле. Это доблестный воин. Он един со своей дружиной, со своими воинами, которые, «как серые волки в поле, ищут себе чести, а князю славы». Он мужествен, его героические черты проявляются и в бою на Каяле. Подобно былинному богатырю, буй-тур Всеволод мечет на врага свои стрелы, гремит о шлемы врагов мечами, скачет по полю брани, поражая врагов. Он так увлечен боем, что забывает о своих ранах, об отцовском «золотом» престоле. Наделяя своих героев всеми доблестями храбрых воинов, автор даже изображает их как богатырей народного эпоса, в устно-песенной манере излагая их поведение и поступки. Например, Игорь, отправляясь в поход, садится на коня и едет по «чистому полю», Всеволод, где только ни появляется, «тамо лежат поганые головы половецкие».
    Славная, храбрая русская дружина – сильное, стойкое войско, смело следующее за своим предводителем, чтобы одержать желанную победу. Дружина держалась до последнего, много храбрых воинов полегло на чужой земле, вдали от родины и семьи. А великий мудрый князь Святослав предугадывал печальный исход битвы. В ночь перед поражением русских войск он видел пророческий сон, предвещающий горе и печаль. Кроме того, перед  решающим боем произошло солнечное затмение – еще одно плохое знамение. И, узнав о поражении, Святослав произнес «золотое» слово. В уста Святослава автор вкладывает свои собственные мысли: осуждение необдуманного выступления северских князей, похвалу их мужеству, порицание других князей, занятых междоусобицами. Святослав призывал всех князей и весь русский народ объединиться в борьбе с врагами и уберечь Русь от их вторжений.
    Судьба героев «Слова о полку Игореве» тесно связана с русской природой, с самой Русью. Автор показывает, что Родина всячески помогает своим сынам. Она, будто любящая мать, всегда прощает их, желает своим детям лишь добра. Но и те, в свою очередь, должны думать о благе русской земли. Автор «Слова…» призывает князей к объединению, к защите Руси.
    Летит время. Идут над Россией века, сменяются правители. Но неизменна и незыблема любовь к Отчизне. Незыблемы её честь, красота, нерушимы её границы, закрытые для врага защитниками Отечества. Пока мы храним память о героях, отстоявших русскую землю, пока живём так, как они — честно и с любовью к Родине, будет жить наша страна и её народ.
    Муниципальное  бюджетное  общеобразовательное учреждение
    Краснооктябрьская средняя общеобразовательная школа
    Тема сочинения:
    «Защитники родной земли в «Слове о полку Игореве»
    Автор:Курица Вячеслав Александрович, 9 класс
    Ростовская область, Веселовский район
    Руководитель:Котляренко Екатерина Ивановна, учитель русского языка и литературы
    х. Красный Октябрь
    2015 год

  7. “Слово о полку Игореве” было написано в XII в. Это произведение посвящено неудачному походу князя Игоря против половцев, взятию его в плен и возвращению на родину. “Слово о полку Игореве” проникнуто истинным патриотизмом, искренней любовью к своему отечеству. Вот почему в произведении значительное место занимает образ Русской земли.
    Любовью к Родине проникнуто все произведение. Глубокой человечностью веет от описания пейзажа опустелой пашни. Печальные картины заброшенной нивы, на которой вместо пахаря одни только вороны, воспринимаются как своеобразный плач автора о русском народе. Необыкновенная чуткость автора, его большое сердце не могли не привлечь его внимания к народному горю. Его чувства целиком подчинены всепроникающей любви к родной ему Русской земле. Именно она и является главным героем произведения. И именно эта любовь к Родине, к русским людям до предела усилила его чувства, сделала их сложными, обострила его слух, зрение, его поэтическое воображение. Именно любовь к родине стала его истинным вдохновителем.
    Любовь к родине раскрыла автору скорбные переживания Ярославны, наполнила его сердце горем о погибших русских воинах. Любовь к Родине помогла автору проникнуть в думы воинов, переступить границу Русской земли. Любовь к Родине помогла ему ощутить тревогу мучительно долгой ночи накануне сражения.
    В основе гениальной наблюдательности автора “Слова”, в основе силы его человеческих чувств лежит его любовь к родной страдающей земле. Любовь к Родине водила его пером и определяла глубокую народность и патриотизм “Слова о полку Игореве”.
    Русская земля неразрывно связана для автора с русской природой. Ветер, солнце, грозовые тучи, вечерние зори и утренние восходы, море, овраги, реки составляют тот необычайно широкий фон, на котором развертывается действие “Слова”, передают ощущение широких просторов родины. Пределы пейзажа как бы раздвинуты и позволяют увидеть не участок природы, в целую страну.
    Этот широкий пейзаж особенно четко выступает в плаче Ярославны. Ярославна обращается к ветру, веющему под облаками, лелеющему корабли на синем море, к Днепру, способному пробить каменные горы, к солнцу, которое для всех тепло и прекрасно, а в степи простерло свои жгучие лучи на русских воинов.
    При этом русская природа не выключена из событий истории. Пейзаж “Слова о полку Игореве” тесно связан с человеком. Русская природа принимает участие в радостях и печалях русского народа. Чем шире охватывает автор Русскую землю, тем конкретнее и жизненнее становится ее образ, в котором оживают реки, вступающие в беседы и Игорем, наделяются человеческим разумом звери и птицы. Ощущение простора, присутствующее в “Слове”, усиливается многообразными образами соколиной охоты, участием в действии птиц, совершающих большие перелеты (гусей, гоголей, ворон, кукушек, лебедей).
    Это объединение всей Русской земли в единый конкретный, живой и волнующий образ является одним из самых существенных элементов призыва автора к единению. Призыв к единению естественно вытекает из этого центрального образа “Слова” – образа единой, прекрасной и страдающей Родины. Этот образ вызывает сочувствие к Русской земле, возбуждает любовь к ее природе, гордость ее историческим прошлым и сознание заложенных в ней непреоборимых сил.
    Призыв к единению перед лицом внешней опасности пронизывает собою все “Слово” от начала и до конца. Необходимость этого единения автор доказывает на примере неудачного похода князя Игоря. Игорь терпит поражение именно потому, что идет в поход один.
    Призывом к единению служит и центральный образ “Слова” – образ Русской земли. Одно перечисление упоминаемых в “Слове” русских городов составляет довольно точное представление об обширных пределах Русской земли: Киев, Чернигов, Полоцк, Новгород Великий, Тмутаракань, Курск, Путивль и другие города.
    “Слово о полку Игореве” полно сильных и волнующих чувств по отношению к Русской земле. Произведение полно истинного патриотизма и чувства сострадания к несчастной, растерзанной междоусобицами Родине. Высокие чувства автора к родной стране передаются и современному читателю, открывшему для себя это великое произведение.

  8. Похожие сочинения

    Средства художественной выразительности в «Слове о полку Игореве»
    1. Своеобразие жанра «Слова…».
    2. Особенности композиции.
    3. Языковые особенности произведения.
    Не пристало ли нам, братья, начать старыми словами ратных повестей о походе Игоревом, Игоря Святославича? Начаться же этой песне по былям нашего времени,…смотреть целиком
    Образ князя Игоря в «Слове о полку Игореве»
    1. Мнение историков о личности Игоря, князя Новгород-Северского. 2. Основная цель произведения и решение ее через поэтизацию образа князя Игоря. 3. Игорь — доблестный воин, благородный и бескорыстный защитник земли Русской. 4. Значение плача Ярославны…смотреть целиком
    Фольклорные мотивы в «Слове о полку Игореве» Новое!
    Уникальный памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» сочетает в своей структуре два контрастирующих стилистических элемента: книжный и фольклорный. Книжные мотивы очевидны и отчетливо прослеживаются. Они связаны с современными «Слову»…смотреть целиком
    Идейно-художественное своеобразие «Слова о полку Игореве»
    Автор «Слова…» неизвестен. Разыскал произведение известный собиратель древностей и знаток русской словесности Мусин-Пушкин. Вероятнее всего, у него был не оригинал, а его более поздняя копия, которая погибла во время пожара Москвы 1812года. Сохранились…смотреть целиком
    Описание сюжета произведения «Слово о полку Игореве» Новое!
    Композиция «Слова» необычна для исторической повести. Мы видим, что в центре внимания автора не столько последовательный рассказ о самих событиях похода, сколько рассуждения о нем, оценка поступка Игоря, раздумья о причинах «туги» и печали, охватившей…смотреть целиком
    Основная идея «Слова о полку Игореве»
    Быть может, долго бы еще не проникся я интересом и любовью к древней поэме, если бы не роман Василия Григорьевича яна УБатыйФ. я прочитал его на одном дыхании и долго еще жил в мире битв и пожаров, видел леса, в которых прятались народные мстители, юрту…смотреть целиком
    Образы Родины и ее защитников в «Слове о полку Игореве»
    Слово о полку Игореве» представляет собой один из самых значительных памятников русской литературы Киевской поры. Время его создания —”последняя треть XII в. Эта эпоха ознаменована болезненным процессом распада Руси на разрозненные княжества.
    Можно…смотреть целиком

  9. Из данных событий мы видим, что Русь не обделена героями, так называемыми богатырями. Но эти богатыри движимы лишь их желанием поскорее обрести славу и уважение, нежели заботой о своей родине, что мы и видим из поступка Игоря. После его нападения половецкое войско начинает наступление на Русь. После чего Русь ещё долгое время страдает от их варварства.
    Из произошедших событий можно сделать вывод, что люди, проживающие на Руси на тот момент, хоть и не обделены смелостью и отвагой, но они одержимы желанием как можно быстрее заполучить известность и славу. И в этом нет ничего плохого. У людей того времени была верная цель, но не верные средства её достижения. Произведение в первую очередь учит нас быть внимательным к ошибкам прошлых лет, и стараться не повторять их, и также учит нас быть более патриотичными, уважать свою родину хотя бы за то, что на ней жили люди,  которые постоянно сражались за неё, за её независимость и авторитарность. Я считаю, что именно этому учит нас произведение, и что именно для этого был так детально описан русский быт и его окружение.

    Сочинение на тему Образ Русской земли в Слове о полку Игореве

    Величайший памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» рассказывает о знаменательном событии в летописании государства Российского – военном походе двенадцатого века князе Игоре. Поэтому это произведение занимает одну из лидирующих позиций в описании Родной Земли.
    Основная тема текста – любовь к родимой сторонушке. Эта проблема красной нитью проходит через весь текст. Например, строки, описывающие поле, которое пусто и никто  его не обрабатывает.
    Автор сравнивает пашню с погостом, где вместо жита только вороны. Именно в этом эпизоде видны читателю эмоции автора по этому поводу.
    По этой причине земля Русская выходит в первый ряд среди прочих персонажей текста древнерусского.
    Вышеназванный персонаж позволяет читателю прочувствовать эмоции, которые переживает Ярославна. Он сопереживает  горю тех, кто потерял на поле боя друзей, близких….
    Автор Древней Руси мучительно и тревожно показывает ночь перед боем. Читая слова, мы представляем себе как непросто русичам….
    Автор относится к Русской земле, как к живому существу. Он любит ее, жалеет ее; он – истинный патриот.
    Поэтому текст «Слова…» поистине народен и пронизан любовью  к Родине.
    Природные стихии для древнерусского автора – это неотъемлемая часть Родины. Грозовые тучи, алые зори, молнии – все это канва, которая обрамляет основной сюжет текста. Причем автор так мастерски рисует пейзажи, что у читателя возникает ощущения величия всей Родной земли.
    Особенно тесно пейзажная канва сплетается с основным повествовательным полем в эпизоде, который еще со школьной скамьи известен нам как знаменитый плач лады Игоря – Ярославны.
    Ярославна-лада плачет, причитает в Путивле на стене, которой обнесен град. Она бессильна против расстояния между ней и супругом. По этой причине Ярославна сначала обращается к ветреной стихии, чтобы она способствовала битве на стороне русичей, потом к Днепру, а затем и к солнышку, чтобы оно не так сильно палило лучами на ее любимого ладу и его воинов.
    Если анализировать канву пейзажа далее, то видим, что она оплетает и людей, о которых идет речь в данном письменном памятнике.
    Природа – это один из персонажей. Она, как и другие герои, радуется и печалится вместе с русичами.
    Причем образ Русской земли раскрывается как бы в перспективе. С ней связываются сказочные мотивы. По этой причине реки оживают, разговаривают. Звери и птицы тоже наделены человеческим разумом и речью.
    Перспектива сливается с русскими просторами. Это, например, сцена охоты соколиной, сцены, связанные с перелетом стай птиц. Причем породы птиц символичны: лебеди, кукушки, вороны….
    Мастерство древнерусского автора в том, что он объединяет все живое на матушке-земле в единый целостный образ. Этот образ и является призывом к объединению русских княжеств. Именно по этой причине читатель испытывает сопереживание к родимой сторонушке, любуется природными красотами матушки-земли, гордится ее историей и традициями, осознает ее мощь и величие.
    Идея объединения русских земель красной нитью проходит через все «Слово…». Она еще раз доказывает, что любое дело надо делать сообща, а уж тем более военный поход. Именно поэтому князь Игорь поражен – именно по причине собственного эгоизма и одиночества.
    Шедевр древнерусского словесного творчества пронизан многими непередаваемыми чувствами по отношению к Родине. Сегодняшний читатель тоже испытывает эти возвышенные чувства и эмоции.

  10. Более восьми веков назад, в 1187 году, было создано «Слово о полку Игореве» – несомненно, самое значительное произведение древнерусской литературы, наиболее яркий в художественном отношении ее памятник. Открытое впервые русскому читателю лишь в начале XIX века, «Слово…» с тех пор не раз привлекало исследователей, читателей, знатоков и ценителей древней русской литературы. За протекшие с момента его открытия А.И. Мусиным-Пушкиным два столетия это произведение было не раз переведено на современный русский язык и продолжает оставаться актуальным для новых поколений специалистов в этой области.
    И все же главное в этом удивительном произведении то, что интерес к нему обусловлен не только научными задачами изучения литературы, но и тем, что «Слово…» продолжает волновать все новые поколения читателей, заставляя восхищаться его удивительной красотой и совершенством. Почему же это произведение оказалось столь долговечным, что в нем близко нам – людям, живущим уже в XXI веке?
    Давно утвердилась мысль о том, что «Слово о полку Игореве» посвящено не какому-то отдельному герою, как может показаться по названию, а всей Русской земле в целом. Читая это необыкновенное произведение, понимаешь, что перо его автора вдохновляла любовь к родине. Вот почему оно оказалось близко всем, кому дорога родина и свой народ. Героем «Слова…» является не какой-либо из князей, изображенных в нем, а русский народ, русская земля, а потому образ Русской земли занимает в нем центральное место.
    Автор «Слова…» рисует обширные пространства Руси, ощущая родину как единое огромное целое. Мы видим необозримые пространства: это великие реки Дон, Волга, Днепр, Дунай, это древние города Киев, Чернигов, Курск, Переяславль, Новгород, Белгород, Галич, Путивль и многие другие, это «сине море» и просторы степей – «страны незнаемой».
    Обширность русской земли подчеркивается одновременностью действия в разных ее частях: «девицы поют на Дунай, – вьются голоса через море до Киева». Действующие лица «Слова…» передвигаются с гиперболической быстротой: Всеслав дотронулся копьем до золотого престола киевского, в полночь из Белгорода скрылся в синей ночной мгле, а наутро оружием отворотил ворота Новгорода.
    В таких необозримых пространствах и могущество героев приобретает гиперболические размеры: Галицкий Ярослав подпер горы угорские своими железными полками, затворив Дунаю ворота.
    Не менее грандиозен и пейзаж «Слова…». Ветер, солнце, грозовые тучи не просто составляют фон, на котором разворачивается действие, но и сами участвуют в нем: солнце затмением заступает путь Игорю, как бы желает отвратить его от гибельного для Руси похода на половцев, а Донец стелет бегущему из плена князю зеленую постель на своих серебряных берегах, одевает его теплым туманом.
    Природа предстает живой и одухотворенной, вместе со всем народом переживающей за судьбу родины. Вот почему, как к живым, обращается Ярославна к ветру, веющему под облаками, к Днепру, лелеющему Святославовы ладьи, к солнцу, в безводной степи истомившему жаждой русских воинов.
    Так в образе Русской земли объединяется для автора «Слова…» ее история и современность, села и города, реки и просторы степей, а главное – люди, ее населяющие, ее народ. Автор говорит о мирном труде русских «ратаев» – пахарей, нарушенном усобицами князей, о женах русских воинов, оплакивающих мужей, павших в битвах за Русь. Он говорит о горе русского народа после поражения Игоря и о радости, которая охватила всех при возвращении князя.
    Войско Игоря – это не просто воины, это «русичи». Они идут на половцев за родину, с ней прощаются, переходя границу Руси: «О Русская земля! Уже ты за холмом!» Это прощание с Русской землей в целом, а не с Новгород-Северским княжеством, не с Курском или с Путивлем.
    Болью за Русскую землю, раздираемую междоусобными войнами, проникнуто все «Слово…», главная цель которого не только рассказать о неудачном походе на половцев князя Игоря, но и показать необходимость единения всех русских земель. Вот почему в образ Русской земли органично входит и ее история. В зачине автор говорит, что начинает «повесть сию от старого Владимира до нынешнего Игоря». Он ведет свое повествование, «свивая славы оба полы сего времени», постоянно обращаясь от прошлого к настоящему, сопоставляя древность и современность. Это позволяет создать масштабный, объемный, протяженный во времени и пространстве образ земли русской, от века Троянова, походов Олеговых до похода князя Игоря. Это придает особую убедительность тем выводам, которые делает автор, вкладывая в уста Святослава, в его «золотое слово», свою заветную мысль об объединении русских князей перед лицом опасного врага, угрожающего самой Русской земле.
    Так образ Русской земли становится не только центральным, но и главным для выражения основной мысли произведения. Образ страдающей родины вызывает сочувствие к ней читателя, возбуждает ненависть к ее врагам, зовет русских людей на ее защиту. Идея единения Русской земли, так мощно и в то же время пронзительно прозвучавшая в «Слове о полку Игореве», не утратила своей важности и сейчас. А та любовь к родине, которая вдохновила автора «Слова..», его вера в нее, отраженные в образе Русской земли, для наших современников могут служить образцом истинного, идущего из глубины души патриотизма.

  11. Со времен образования первых русских княжеств не прекращались набеги кочевников на Русь. Они несли русским людям смерть и разорение. Долго так продолжаться не могло. Князь Святослав Всеволодович объединил в единое войско все русские дружины, разгромил половцев и отбросил их в глубь причерноморских степей. В 1185 году против кочевников выступил князь Игорь, двоюродный брат Святослава Всеволодовича. Князь Игорь набрал для похода небольшую дружину. Силы половцев по численности превосходили силы Игоря. После долгой, неравной битвы дружина князя Игоря была разбита, а самого князя половцы захватили в плен.
    Поражение русской дружины было временным, и произошло оно из-за того, что князья Игорь и Всеволод необдуманно, не собрав достаточно сил, выступили в поход.
    Русские воины показаны в поэме храбрыми и стойкими бойцами, верными защитниками своей Родины. Автор “Слова…” говорит о дружине:
    А мои тй куряни сведоми
    къмети: подъ трубами повити,
    подъ шеломы възлелеяни, конецъ
    копия въскръшлени; пути имъ
    ведомы, яругы имъ знаеми, луци
    у них напряжени, ту ли отворени,
    сабли изъострени; сами скачють,
    акы серый влъци в поле, ищучи
    себе чти, а князю славе.
    В одних рядах с воинами русской дружины сражаются князья Игорь и Всеволод. Князь Игорь, по словам автора, был сильным, смелым, преданным Родине военачальником. Автор “Слова…” называет Игоря благородным человеком. Игорь думает не только о себе. Он пришел на помощь своему брату Всеволоду.
    Настоящим героем в поэме показан и князь Всеволод. Автор пишет, что на поле брани Всеволод похож на богатыря. Он бьет беспощадно своих врагов мечом и даже забывает о своей жизни.
    В то же время автор “Слова…” высказывает мысль о том, что, как ни храбры русские воины, как ни мужественны их военачальники, многочисленного врага можно победить только большой, объединенной силой. Эту необходимость высказывает князь Святослав, мудрый правитель, грозный и храбрый воин. Словами князя Святослава автор выражает мысль о том, что все княжества должны соединиться, чтобы легче было бороться против иноземных захватчиков.
    Последующая история подтвердила правильность этой идеи, а победы над монголами, татарами и немецкими рыцарями показали, что русские воины — настоящие патриоты, храбрые и стойкие защитники Родины.
    Беру!

  12. Сочинение по произведению: Слово о полку Игореве — призыв к единению Русской земли.
    В основе сюжета «Слова о полку Игореве» лежит драматическая история неудачного похода на половцев в 1184 году князя Новгород-Северского Игоря Святославича. В сражениях также приняли участие брат Игоря Всеволод, князья Курбский и Трубчевский, его сын и племянник, но основные силы русского воинства не были привлечены к походу Поражение, русских было сокрушительным: все князья оказались в плену, а простые воины перебиты — из всего войска спаслось только пятнадцать человек. Поражение Игоря имело неблагоприятные последствия для русских земель: Кончак взял город Римов, Гзак сжег путивльские села и внешнюю ограду города.
    В чем отличие «Слова» от летописных повестей? В то время как в летописях подробно, но беспристрастно излагаются все обстоятельства похода на половцев, автор «Слова», сообщая об этих обстоятельствах лишь в самых общих чертах, отводит главную роль осмыслению произошедшего, публицистическому и лирическому отклику на событие из недавнего прошлого Руси. Цель летописцев — фиксация событий, цель «Слова» — воздействие на современников. Эмоционально-смысловой доминантой «Слова» становится призыв к единению русских земель.
    Автор показывает: политическая разобщенность русских князей привела к тому, что князь Игорь единолично принял поспешное решение о походе, приведшее к гибели людей. В «Слове» звучит и хвала князьям, защищающим свою землю от внешних врагов, и плач по гибнущей в раздорах Русской земле.
    Своей главной задаче — убедить читателя в необходимости единения — автор подчиняет и композицию текста. В начале «Слова» звучит рассказ о походе Игоря, после чего речь идет о победоносных походах на половцев киевского князя Святослава в пору когда Киевская Русь была еще единой. В центральной части «Слова» описывается сон Святослава, звучит его «зла-то слово», в котором великий князь предстает как единомышленник автора, патриот и «государственник», скорбящий о Руси, страдающей от княжеских раздоров. Наконец, в заключительной части рассказывается о возвращении князя Игоря на родину (плач Ярославны, бегство Игоря из плена, погоня Гзака и Кончака, приезд Игоря в Киев), высказывается надежда на возрождение русского единства. Повествуя о походе Игоря, автор сообщает о солнечном затмении, других грозных предзнаменованиях природы, предрекающих беду. Рассказчик горячо сочувствует князьям, говоря об их воинской доблести (описание храбро сражающегося с половцами буй-тура Всеволода) или описывая картину страшной битвы, закончившейся поражением русских. В то же время в лирических отступлениях звучат горькие слова о междоусобных распрях, приведших к распаду Киевской Руси, и порицается Олег Гориславич, который «мечом крамолу ковал» и некогда положил начало междоусобной розне. Автор создает выразительный образ Девы-Обиды, вступившей на Русскую землю и ставшей причиной многих бед (персонификация междоусобной вражды). Важную смысловую нагрузку несут в «Слове» лирические отступления. В них автор снова и снова внушает читателю одну и ту же мысль: причина трагического исхода военной кампании Игоря — в духовной и политической разобщенности русских князей, забывших, что все они братья друг другу.
    В то же время авторские отступления готовят читателя к восприятию центрального по значимости эпизода – «злата слова» Святослава. Узнав о поражении русских князей, Святослав произносит слова сожаления, упрека, сочувствия. Безусловно, автор солидарен с великим князем и в оценке Игоря и его соратников, и в оценке внутриполитической ситуации на Руси в целом. Именно в «злате слове» пафос призыва князей к объединению в борьбе против внешних врагов выражен с максимальной силой.
    Заключительная часть повествования начинается плачем Ярославны, которая просит природные силы (солнце, ветер, реку) вернуть ей любимого мужа. Вмешательство героини в код событий придает повествованию особый лиризм, эмоциональную глубину и подчеркивает сочувственное отношение автора к Игорю. В плаче Ярославны выражена тоска всей Русской земли по плененному богатырю. Кроме того, бегство Игоря из плена (поступок, считавшийся недостойным князя) получает своеобразное оправдание: бегство совершается как бы по воле природных сил, откликнувшихся на языческую молитву княгини. Повествование о возвращении Игоря на родину и о посещении им Киева указывает, по мнению Д. С. Лихачева, на произошедший в душе Игоря переворот, на осознание им гибельности разобщения и на готовность участвовать в совместных походах русских князей против половцев. Завершается «Слово» славой-здравицей всем князьям и дружинам, сражающимся за христиан против «поганых».
    Публицистическая задача, которую ставил перед собой создатель «Слова»- призыв к единению — решена автором с исключительным художественным мастерством. В этом причина того, что «Слово о полку Игореве» относится к числу тех произведений искусства, которые, по выражению Д. С. Лихачева, «всегда современные.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *