Сочинение на тему печальная повесть о походе князя игоря

9 вариантов

  1. В душе пылая жаждой славы,
    Князь Игорь из далёких стран
    К коварным половцам спешит на пир кровавый
    С дружиной малою отважных северян
    (К. Рылеев)
    Самые выдающиеся произведения XI-XII веков отражают стремление народа к единству и миру. Поэма «Слово о полку Игореве» — произведение Древнерусской литературы — по словам В. Г. Белинского — «прекрасный благоухающий цветок славянской народной поэзии». «Слово» было создано в 1187 году. Неизвестный автор «Слова» любил свою Родину. И она как бы руководила его пером. Любовь показана в том, как автор говорит о поражении войск Игоря, в том, как он передал плач русских женщин по убитым воинам, и в описании природы. Всё это изображено с целью убедить русичей, что единение русских сил необходимо. Главным героем этой поэмы является Игорь.
    Игорь любил свою Родину. Он хотел освободить русскую землю. Игорь Святославич не мог смириться с тем, что половцы беспрепятственно ходили по русской земле. Он ненавидел своих врагов. Игорь мужественно защищал свою землю. Не жалея своей жизни, Игорь-князь боролся за честь за честь русского народа, за то, чтобы он был вольным.
    И собрался Игорь Святославич со своими полками «на землю Половецкую за землю русскую». Но вот Игорь увидел, что его воины тьмою покрыты. И сказал он им: «О дружина моя и братия! Лучше ведь убитым быть, чем пленным быть; сядем же, братья, на борзых коней да посмотрим хоть на синий Дон».
    Игорь не посмотрел на предзнаменование.
    Хочу, — сказал, копьё преломить на границу поля Половецкого; с вами, русичи, хочу либо голову свою сложить, либо шлемом испить из Дону.
    И настала первая битва. Русские полки потоптали полки половецкие. «Помчали они красных девушек половецких, а с ними золото, и поволоки, и дорогие оксамиты… …Червлён стяг, белая хоругвь, червлена чёлка, серебряно древко — храброму Святославичу!..»
    На другой день тогда возвестила о жестокой битве. Половцы идут с моря, и обступили они русские полки, и разбили их. Игорь и Всеволод попали в плен к половцам. И тогда Святослав великий сказал своё слово: «О мои дети, Игорь и Всеволод! Рано начали вы Половецкой земле мечтами обиду творить, а себе славы искать…»
    Есть много причин поражения русских полчищ. Во-первых, отсутствие согласия между князьями. Во-вторых, Игорь думал, что своими силами он сможет победить половцев. Игорь недооценивал силы врага. Он надеялся только на себя и на свою дружину. В-третьих, Игорь был честен. Он боролся за правду.
    Поэма «Слово о полку Игореве» сыграла большую роль на Руси. Она было написана перед нашествием монгольских полчищ и призвало к объединению русских князей, чтобы отразить нападение иноземных захватчиков.





  2. Вместе с весною 1185 года приходят на русские земли и недобрые вести. Давний враг Руси – половцы, кочевые воинственные племена идут с южных земель на наши родные земли. Они жаждут крови, возмездия и богатств – мехов, золота, оружия, тканей и прочих драгоценностей. Хотят пожечь деревни и села, вытоптать плодородные земли, разграбить и убить крестьян, взять в плен и рабство женщин и детей.
    Но будет дан достойный отпор злодеям, светлый новгородский Князь Игорь Святославович вместе с верною дружиной своей и войском бравым собираются в дорогу, держат они путь на поле сечи. Тихо в поле, лишь ветер угрюмо воет да колышет степные дикие травы. Тишь и благодать, не видно врага на многие мили вокруг, да только не расслабляется войско, наготове о движется навстречу половцам, то стоит на привале в напряжении, будто в предчувствии чего-то.
    Застыло в воздухе терпкое ожидание, с каждым часом неизвестность волнует душу, но стоит армия князя, ждет неприятеля. Каждый воин со своими думами наедине, от каждого шелеста и звука оборачивается, сбрасывает груз тяжелый мыслей и гадает, что же ждёт его там, впереди.
    Солнечное затмение знаменует путь войска, но Князь велит идти дальше, на всё воля Божья, но вправе мы нашу судьбу изменить.
    Разведка доносит – половцы готовы к бою, и сабли наточены, и лошади боевые на ногах, напоены, накормлены, и сам неприятель полон радужных надежд на легкую победу, точеные ухмылки бегают по лицам половцев, уже делят они ещё не захваченную ими добычу.
    Князь Игорь Святославович не падает духом, не поворачивает свою армию прочь, не бахвалиться и не призывает гласно двигаться вперед, он лишь молвит слово о долге перед женами и детьми своими, перед землею родной, взывает к мужеству воинов своих, храбрости и отваги. Самоотверженно идут на поле битвы воины, но окружены они врагом злым и беспощадным. И молвит князь вновь: Знали мы, что шли на погибель верную, так будем же биться до победного конца и умрём непобежденными, честно как и подобает заступникам.
    Три долгие ночи и три утомительных дня длятся бои, прорывается русская армия к берегам Донца. Попадает Князь в плен и понимает в близи своей смерти, что не так всё должно было быть. Не стоило им князьям вести междоусобицы, не следовало сориться братьям и товарищам, и если дружны они были, то дали бы врагу отпор подобающий и прогнали бы со своим земель.
    «Слово о Полку Игореве» посвящена страшному поражению русского войска перед лицом врага, это произведение ещё раз напоминает и подвигает русских князей к объединению земель и сил, к готовности дать отпор.

  3. Драгоценнейший памятник старинной русской литературы – «Слово о полку Игореве» написано по поводу неудачного похода на половцев северского князя Игоря Святославича в союзе с его братом Всеволодом, сыном Владимиром и племянником Святославом Ольговичем. Поход состоялся в конце апреля – начале мая тысяча сто восемьдесят пятого года. «Слово…» было написано вскоре после похода. Открыто оно в конце 18 века собирателем и любителем древностей А.И. Мусиным-Пушкиным, впервые опубликовано им в тысяча восьмисотом году в Москве.
    В тысяча сто восемьдесят четвертом году объединенными усилиями русских князей под предводительством киевского князя Святослава половцы были разбиты. Однако князь Игорь не смог участвовать в этом победоносном походе. Поход начался весной, и гололедица помешала его конному войску подоспеть вовремя. По-видимому, Игорь тяжело переживал эту неудачу; ему не удалось доказать свою преданность союзу русских князей против половцев, его могли заподозрить в умышленном уклонении от участия в походе. Вот почему в тысяча сто восемьдесят пятом году Игорь отправился в поход против половцев без уговора с киевским князем Святославом. Он надеялся отвоевать у половцев утраченную Тмутаракань.
    Двадцать третьего апреля войско новгород-северского князя двинулось в путь. К Игорю присоединились войска князя Владимира, Святослава Ольговича и Всеволода Трубчевского. Первого мая войска подошли к границе, отделявшей Киевскую Русь от половецких степей. Тут участники похода увидели солнечное затмение, которое многими было расценено, как страшный предвестник провала военной кампании. И сказал князь боярам своим и дружине своей:
    — Смотрите, что это за знамение?
    Они же, взглянув, поникли головами и сказали:
    — Княже, это знамение не к добру.
    Игорь же ответил:
    — Братья и дружина! Тайн Божьих никто не ведает. Бог – творец и знамениям, и всему миру своему. Мы же после увидим, что нам Бог даст – добро или беду.
    И, сказав так, Игорь переправился через Донец и пришел к Осколу. Войска углубились в половецкие степи. В пятницу войска подошли к реке Сююрлеи и напали на половецкие полки. Захватив золота без счету, полк остался там ночевать. Утром вокруг селения собрались войска половцев. Отступать было некуда, и русские полки удерживали оборону. Но силы были не равны. Поэтому войско князя Игоря потерпело поражение. Игорь получил ранение и попал в плен. Бежать от половцев он смог только через год.
    Поход Игоря против половцев и поражение его войска – это для автора повод для глубокого раздумья о судьбах Русской земли, для призыва объединиться и защитить Русь. Эта мысль – единение русских против общих врагов – и является главной мыслью произведения. Автор «Слова…» видит причину неудачного похода Игоря не в слабости русских воинов, а в княжеских распрях, которые разоряют родную землю.

  4. Создатель «Слова о полку Игореве» написал свое произведение в 1185 году. В это время Великая Русь и Киев находились в трудном положении. Огромное государство, созданное великим князем Олегом, процветавшее во время правления Владимира Святославича и Ярослава Мудрого, стало дробиться на многие княжества и приходить в упадок. Киев сохранял древние традиции своей доблести, он славился историческими преданиями, могилами прославленных князей, начиная с Олега. Киевский князь носил звание «великого князя». Разделение страны на мелкие княжества сопровождалось кровопролитными междоусобицами князей, желавших захватить наиболее богатые земли. В это время половцы близко подошли к южным границам Руси. В 80 – х годах XII века князь Святослав Всеволодович, собрав русских князей и их дружины, сразился с половцами. Они были отброшены в степи. Но в 1185 году князь Игорь Новгород – Северский, собравший небольшое войско, пошел в поход на половцев. Княжеская дружина была разбита, а сам князь попал в плен. После этого события половцы, почувствовавшие разобщенность русских князей, стали совершать частые набеги на Русь. Своим походом Игорь, сам того не желая, открыл путь половцам на родную землю.
    «Слово о полку Игореве» — исторический памятник древнерусской литературы. Это величайшее художественное творение своего времени, в котором с большой точностью передан образ Древней Руси. Главным чувством, волновавшим автора «Слова о полку Игореве» была любовь к Родине, к русской земле, к народу. Автор скорбит о разъединении Великой Руси. Он — великий русский мыслитель — рисует разные слои народа XII века. Он противопоставляет смелость, доблесть и трудолюбие простых русских людей стремлению князей к обособлению. Дружинники, куряне, им описаны как «опытные воины», а воины – богатыри черниговцы «без щитов, с засапожными ножами кликом полки побеждают, звоня в продедовскую славу». В «Слове о полку Игореве» описаны также страдания простого народа от набегов половцев.
    В первой части произведения описывается выступление князя Игоря Новгород – Северского в поход. Игорь хочет избавить Русь от ее давних врагов. В день выступления происходит солнечное затмение. Несмотря на это зловещее предзнаменование, несмотря на все опасности, которыми грозит степь, князь Игорь не изменяет своего решения выступить против половцев.
    В Путивле к князю Игорю присоединяется князь Черниговский Буй – Тур Всеволод. В «Слове о полку Игореве» он описывается как великий воин: «Куда ты, Тур, поскачешь, посвечивая своим золотым шлемом, там лежат поганые половецкие головы».
    С объединенными силами своего войска и войска Буй – Тур Всеволода князь Игорь вступает на половецкую землю. Все здесь ему враждебно: и степь, и птицы, и звери. Но Игорь решителен, как и его войско. Они, «к славной изготовившись борьбе, добывая острыми мечами князю славы, почестей себе», идут дальше, на битву с половцами.
    В первый раз, «на рассвете, в пятницу, в туманах», русское войско побеждает половцев, захватив в качестве добычи много золота, шелков, драгоценных камней. Игорь думает, что половцы побеждены, разбиты полностью, и решает идти дальше. Но половцы только надломлены. Они ушли в степь и собирают новое войско, больше прежнего. Огромная орда надвигается на лагерь Игоря, где он остановился на ночлег. Игорь и Буй – Тур Всеволод предчувствуют тяжелую битву. Любой на их месте отступил бы, но они решают сразиться с половцами, во много раз превосходящей их силой.
    Наутро сама природа предвещает тяжелую развязку:
    Ночь прошла, и кровяные зори
    Возвещают бедствие с утра.
    Туча надвигается от моря
    На четыре княжеских шатра.
    Столкнулись две огромные силы в битве, подобной которой еще не было. С огромным мужеством и отвагой сражалось русское войско. Во время боя проявляется ратная доблесть Буй – Тур Всеволода. Со своими полками он стоял в обороне. Лишь на третий день пали Иго – ревы знамена. Половцы одолели русское войско своим несметным количеством. Много русских воинов полегло в той битве. Самого князя Игоря Новгород – Северского половцы взяли в плен. После описания неудачного похода Игоря и его дружины в «Слове о полку Игореве» описана печаль, горе всего русского народа, русской земли. Разгром русского войска приободрил половцев. Их набеги на Русь стали бесчисленными. Остановленные Святославом, отцом Игоря и Всеволода, они вновь пошли на Русь. Разлилась печаль по русской земле: «…стонет Киев над горою, тяжела Чернигову напасть». Половцы стали собирать дань с городов «по белке со двора».
    Вторая часть произведения посвящена Святославу Великому. Автор описывает его как умного, рассудительного правителя и полководца. Он не одобряет необдуманных поступков Игоря и Всеволода. Святослав понимает, что безрассудность сыновей может привести к учащению набегов половцев на Русь.
    Святославу снится сон. Он воспринимает его как предзнаменование. Великий киевский князь собирает бояр, чтобы истолковать этот сон. Бояре отвечают ему, что главный смысл сна в том, что два сына Святослава, отправившись на половцев, с небольшим войском потерпели неудачу.
    Благодаря этому толкованию, Святослав приходит к мысли, что половцев можно победить только общимисилами. Эту мысль он выражает в «золотом слове». В него вложен призыв объединить свои силы ко всем князьям на Руси: Ярославу Остромыслу, Всеволоду Суздальскому, Мстиславу, Буй Роману, Ингварю. Святослав призывает прекратить все распри между собой, иначе половцев не победить, призывает защитить Русь от врагов, отомстить за Игоря и Всеволода.
    Затем автор рассказывает о возвращении Игоря Новгород – Северского из половецкого плена. В Путивле горюет жена Игоря, Ярославна. Она обращается к Ветру, Днепру и к Солнцу с просьбой помочь Игорю бежать из половецкого плена. В лице Ярославны автор изображает всю Русь, страдающую от бесчисленных набегов половцев. И, словно услышав этот призыв, Игорь с помощью Овлура вырывается из позорного заточения. Загнав коня, он добирается до Донца. В своей речи Игорь обращается к нему, как к великой реке: «О Донец! Немало тебе величья…». Он обращается к Донцу как к первому вестнику встречи с Русью, которая представляется ему единой, неделимой Родиной. В погоню за князем скачут Гзак и Кончак, но она оканчивается безуспешно. Половцы доезжают до Донца и не находят там Игоря. «Слово…» заканчивается ликованием по случаю возвращения князя Игоря.
    Главная идея «Слова о полку Игореве» в том, что вся Русь должна быть единой, а не разделенной на множество мелких княжеств. Такая раздробленность неизбежно приводит сильное государство к гибели. На примере князя Игоря Новгород – Северского показано, что поодиночке крупного врага не победить. Это можно сделать только общими силами. «Слово о полку Игореве» оказалось пророческим произведением. Оно предсказало дальнейшее историческое развитие России в последующую эпоху.

  5. Находясь в плену у половцев, князь многое обдумывает, анализирует свои решения и когда возвращается в Киев, приходит уже другим человеком. Как бы он не хотел славы, как бы он не перетягивал одеяло на себя, он всё-таки понимает, что единственный путь к победе – единение. Именно Игорь допустил тот раздор в государстве, из-за которого на слабую Русь напали половцы, так что князь решает не тратить сил на междоусобицы и объединяется с другими князьями, которых всех вместе дружно и встречают в Киеве.
    Победа Игоря над своим эгоизмом – это урок, который даёт нам автор. Есть вещи, которые гораздо важнее нашей гордыни, ради которых нужно быть не просто настолько смелым, чтобы бездумно отдать жизнь, а ради которых нужно перебарывать свой эгоизм и объединятся с теми, кто нам даже неприятен во имя общей цели. Единство – вот главная идея автора.

    Образ 3

    «Слово о полку Игореве» – оригинальное произведение времен Киевской Руси, памятник древнерусской литературы. Поэма занимает одно из ведущих мест в героическом эпосе мировой литературы. Она стоит рядом с памятниками, как индийского, так и иранского эпосов.
    Главным героем поэмы является князь Игорь. В центре внимания изображены события неудачного похода новгород-сиверского князя Игоря Святославовича на половцев в 1185 году. Решаясь на этот поход, князь не берет во внимание предвещание Волхов. Затмение солнца должно было остановить Игоря, поход бы не состоялся. Князь посмотрел на светлое солнце, и все его воины были покрыты тьмою. Солнце своей тьмой дорогу дружине Игоревой закрывало. Ночь стонала грозой, птиц разбудила, поблизости дикий свист поднялся.
    Но Игорь – человек целеустремленный и смелый. Он не отменяет своего княжеского слова. Он говорит о том, что лучше убитым быть, нежели плененным, и что он хочет испить воды из Дона. Само высказывание свидетельствует о стремлении князя Игоря победить половцев.
    В поэме Игоря сравнивают со смелым соколом. Он любит свою родную землю, он храбрый, мужественный, стремится отстоять свободу своей Родины. Но из-за некоторой чрезмерной гордости и нерассудительности княжеское войско потерпело неудачу, пир закончили храбрые русичи. Сам Игорь попал в плен, пересел из княжеского седла в седло невольничье. И этот эпитет свидетельствует о поражении. Соколам обрезали саблями крылья, самих их опутали железными путами. Тяжело было Руськой земле без князя Игоря, как голове без плечей, как плохо телу без головы.
    Князь Игорь – историческая личность. Он преданно любит свою Родину, мужественный, отважный, волевой, гордый и открытый. Его слова, что лучше потятым быть, чем плененным, стали крылатыми.
    Все его качества характера вызывают у автора и у читателя симпатию и восхищение. Он целеустремленный, стремится к ее воплощению, невзирая на силы природы. Некоторые негативные черты Игоря, как нерассудительность, чрезмерная гордость, сыграли с ним злую шутку. Дружина под его руководством и предводительством потерпела поражение. Многие матери и жены не дождались своих мужей, сыновей и братьев. Вся Руськая земля печалится о потерях, скорбит о плененном Игоре. Но князю удалось бежать, и он вернулся домой. И вся земля, все русичи ликовали, что он вернулся.
    Таким образом, образ князя Игоря – яркий пример патриотизма, мужества, преданности своему народу, своей Родине.
    9 класс. Сочинение по литературе.

  6. На мой взгляд автор назвал повесть печальной, по многим причинам. Князь Игорь со своим братом Всеволдом, решают идти на половцев, одни, без поддержки других князей, которые заняты междоусобными войнами и распрями. Два дня продолжается решающая жестокая битва в которой русичи терпят поражение. Силы слишком не равны, князь Игорь попадает в плен, его храбрая дружина вся полегла на поле брани. Много хороших войнов, защитников земли русской погибло в этой сече. Печально и то, что половцы после победы начинают поход на Русь, грабят и опустошают русские земли. Горько автор пишет о князьях Мстиславичах, Всеволде и Ярославе, которые не встают на защиту земли русской. Он призывает князей забыть распри и вместе выступить против внешнего врага. Беду, всего происходящего, осознает, только великий князь киевский Святослав. Со скорбью сказатель укоряет князей в том, что не пришли на помощь князю Изяславу Полоцкому, который один пытался противостоять половцам, защищая границы Руси и погиб в битве. Страдания Ярославны, каждый день плачущей на городской стене в Путивле, звучит, как плачь всей земли русской, стонущей от вражеского ига, оплакивающей всех погибших и попавших в плен войнов. Побег Игоря из плена и возвращение домой люди встречают с большой радостью. У них появляется надежда, на то, что Игорь продолжит свое дело и защитит родную землю.

  7. Поход Игоря Святославича на половцев. Весна 1185 года. Огромная, бескрайняя, поросшая буйной травой дикая степь. Бесконечные отлогие спуски к далеким рекам. Скрыты от глаз кустарники и рощи по оврагам. Со всех сторон опасность: степь принадлежит тем, кто в ней кочует, кто идет весной с юга, чтобы захватить детей, женщин, мужчин, по­живиться золотом, мехами, тканями, оружием.
    Степняки объ­единены, сплочены, у них быстрые кони, осадные катапульты, чтобы брать города, огромные передвигающиеся на возах само­стрелы, тетиву которых натягивают пятьдесят человек. Воюя, они движутся всем народом: их жены и дети — в походных войлочных домах на телегах. Это страшный враг, ужас и про­клятие Руси — половцы.
    Медленно движется в диком поле небольшое войско новгород-северского князя Игоря Святославича и его немногих союз­ников. Они идут уже давно, идут навстречу врагу. Со всех сто­рон — с фронта, с флангов и с тыла — войско окружено таин­ственной и враждебной неизвестностью. Каждый день пути уве­личивает опасность.
    Воины помнят о грозном предзнаменовании — солнечном затмении 1-го “мая, застигшем их в самом начале похода у берегов Оскола. Игорь Святославич сказал тогда боярам сво­им и дружине: «Видите ли, что есть знамение?» Те опустили головы: «Княже! Се есть не на добро знамение се! Игорь возра­зил: «Братья и дружино! Тайны божия никто не весть, а зна­мению творец бог и всему миру своему. А нам что сотворит бог, — или на добро, или на наше зло, — а то же нам видеть». Иными словами: мы сами увидим нашу судьбу и нечего о ней думать раньше времени.
    Тяжело было прощание с родиной, скрывавшейся за погра­ничным холмом: «О Русская земле! Уже ты за холмом!»
    Войско идет, сопровождаемое зловещим вниманием хищ­ников, следующих по пятам за войском и ждущих добычи на полях будущих сражений. Хищные птицы то отстают, то обго­няют полки. Волки прячутся по оврагам. Люди и звери, ожида­ющие их гибели, идут вместе все дальше на юг.
    Во время ночевок многим не спится. Короткие переходы ка­жутся томительно длинными. Долго догорают зори. В темноте и опасности слух обостряется до крайности. Кажется, слышен скрип половецких телег, мчащихся навстречу русским. Или это клик лебедей, вспугнутых движением войска?
    Когда высланная вперед разведка донесла, что захватить половцев врасплох не удалось, что половцы вооружены и гото­вы к бою, Игорь не поворотил коней, но и не стал уверять своих воинов в близкой победе. Он только обращается к их чувству чести, к их чувству долга и мужеству. Когда после первой легкой победы над передовыми отрядами половцев не­большое русское войско вскоре увидело, что оно собрало про­тив себя «всю половецкую землю», что оно окружено, что по­ловецкие полки наступают со всех сторон, и русские князья не знали — кому куда выступать со своими полками, Игорь сно­ва ободрил своих: «Мы знали, что делали, выступая в поход».
    Чувство чести диктует и тактику боя. В войске Игоря были не только профессиональные воины-дружинники, но и кресть­янское ополчение — «черные люди» . Княжеская дружина была на конях, крестьяне шли в пешем строю. Игорь приказал дру­жине сойти с коней, чтобы сражаться всем вместе, не опережая друг друга. Трое суток, день и ночь медленно пробивался Игорь к Донцу со своим войском. В бою Игорь был ранен. Отрезанные от воды воины были истомлены жаждою. На рассвете вспомога­тельные полки дрогнули. Игорь поскакал за ними, чтобы их остановить, но не смог их задержать и отдалился от своего вой­ска. На обратном пути, на расстоянии полета стрелы от своего полка, он был пленен половцами.
    Игорь мужественно принял вину на себя и в тяжелом разду­мье о судьбе своего народа каялся в преступлениях, совершен­ных им против простых крестьян во время междоусобных войн. Его покаянная речь ужасна. Он вспоминает, сколько убийств сотворил он в своих междоусобных войнах с другими русскими князьями, сколько пролил крови, сколько горя приняли невин­ные люди, как дети были разлучены с отцами, брат с братом, друг с другом, дочери с матерями. Ставя в непосредственную связь нынешнее свое поражение с междоусобицами прошлого, Игорь был глубоко прав. Русским князьям не хватало единства в борьбе с врагом, они выступали против степи разрозненными силами. Враждовавшие между собой князья не могли сопротивляться страшному врагу Руси и попали под власть хана Кончака.
    Поражение Игоря имело тяжелые последствия для всей Рус­ской земли. Никогда еще до того русские князья не попадали в плен к половцам. Половцы приободрились и с новой энергией ринулись на русские княжества.
    Величайшая патриотическая поэма Древней Руси посвяще­на не победе, которых немало знало русское оружие, а страшно­му поражению, в котором впервые за всю русскую историю князь оказался плененным, а войско почти совсем уничтоженным.
    Для автора «Слова» битва со степным врагом не кончилась. Поэма о победе была бы поэмой торжества и радости. Победа — это конец сражения, поражение же для автора «Слова» — это только начало битвы. Поражение должно объединить русских, не к пиру-торжеству зовет автор «Слова», а к пиру-битве.

  8. Автор “Слова о полку Игореве” написал свое произведение в 1185 г. В это время Великая Русь и Киев находились в трудном положении. Огромное государство, созданное великим князем Олегом, процветавшее во время правления Владимира Святославича и Ярослава Мудрого, после его смерти стало разъединяться на многие княжества и приходить в упадок. Киев сохранял древние традиции своей доблести, он славился историческими преданиями, могилами прославленных князей, начиная с Олега. Киевский князь по прежнему носил звание “великого князя”. Но страна разделялась на мелкие княжества. Это сопровождалось кровопролитными междоусобицами князей, желавших захватить наиболее богатые земли. В это время половцы близко подошли к южным границам Руси. В 80 х гг. XII в. князь Святослав Всеволодович, собрав русских князей и их дружины, сразился с половцами. Они были отброшены в степи. Но в 1185 г. князь Игорь Новгород Северский, собравший небольшое войско, пошел в поход на половцев. Княжеская дружина была разбита, а сам князь был взят в плен. Благодаря этому событию половцы, почувствовавшие разобщенность русских князей, стали совершать частые набеги на Русь. Своим походом Игорь открыл путь половцам на родную землю. Этому и посвящено “Слово о полку Игореве”, являющееся одним из самых значительных произведений своего времени.
    В первой части произведения описывается выступление князя Игоря Новгород Северского в поход против половцев. Игорь хочет избавить Русь от ее давних врагов. В день выступления происходит солнечное затмение. Несмотря на это зловещее предзнаменование и все опасности, которыми грозит степь, князь Игорь не изменяет своего решения. Он остается тверд в своей решении.
    В Путивле к князю Игорю присоединяется князь Черниговский Буй Тур Всеволод. С объединенными силами своего войска и Всеволода князь Игорь вступает на половецкую землю. Все здесь ему враждебно: и степь, и птицы, и звери. Но Игорь решителен, как и его войско. Они, “к славной изготовившись борьбе, добывая острыми мечами князю славы, почестей себе”, идут дальше, на битву с половцами.
    В первый раз русское войско побеждает половцев, взяв много золота, шелков, драгоценных камней. Игорь думает, что половцы побеждены, разбиты полностью, и решает идти дальше. Но половцы только надломлены. Они ушли в степь и собирают там новое войско, больше прежнего. Огромная орда надвигается на лагерь Игоря, где он остановился на ночлег. Игорь и Всеволод предчувствуют тяжелую битву. Любой бы на их месте отступил, но они решают сразиться с половцами, во много раз превосходящими их силой.
    Наутро сама природа предвещает тяжелую развязку: “Ночь прошла, и кровяные зори возвещают бедствие с утра. Туча надвигается от моря на четыре княжеских шатра”.
    Столкнулись две огромные силы в битве, какой еще не было. С огромным мужеством и отвагой сражались русские войска. Лишь на третий день пали Игоревы знамена. Половцы одолели русское войско своим несметным количеством. Много русских воинов полегло в той битве. Самого князя Игоря Новгород Северского половцы взяли в плен. После описания неудачного похода Игоря и его дружины в “Слове о полку Игореве” описаны печаль, горе всего русского народа, русской земли. Разгром русского войска приободрил половцев. Их набеги на Русь стали бесчисленными. Остановленные Святославом (отцом Игоря и Всеволода) они вновь пошли на Русь. Разлилась печаль по Русской земле: “…стонет Киев над горою, тяжела Чернигову напасть”.
    В “Слове” автор показывает князя Игоря как славного и храброго воина, которым, безусловно, двигали самые благие цели: он хотел освободить Русскую землю от половецких захватчиков. Но вместе с тем автор отмечает безрассудство Игоря, который идет в поход, несмотря на то что тот с самого начала обречен на провал. Единственной движущей силой является при этом стремление к личной славе. Желание личной славы “заступает ему затмение”. Ничто не останавливает Игоря на его роковом пути. За это безрассудство и осуждает автор князя.
    На примере похода Игоря, его неудач и последствий этого похода автор показывает, к чему может привести отсутствие единения на Руси. Ведь Игорь действовал, как действовали в то время многие князья, заботясь больше о личной славе, чем о судьбе Русской земли. Но Игорь также изображен как смелый и храбрый князь, который является истинным сыном своей земли.

  9. НАЧАЛО ПОХОДА
    Начнем же, братия, повесть сию
    От старого Владимира до нынешнего Игоря,
    Натянул он ум свой крепостью,
    Изострил он мужеством сердце,
    Ратным духом исполнился.
    И повел храбрые полки свои
    На землю половецкую за землю Русскую.
    Тогда Игорь воззрел на светлое солнце,
    Увидел он воинов своих, тьмою от него прикрытых,
    И рек Игорь дружине своей:
    «Братия и дружина!
    Лучше нам быть порубленными, чем сдаться в полон.
    Сядем же, други, на борзых коней
    Да посмотрим синего Дона!»
    Переложение В Жуковского
    ПЕРВАЯ БИТВА И ПОБЕДА НАД ПОЛОВЦАМИ (Объяснительный перевод)
    Спозаранку в пятницу потоптали (они — воины Игоря) поганые полки половецкие (рассеяли боевой порядок половецких полков) и рассыпались по полю (за добычей), помчали красных девушек (плененных) половецких, а с ними золото, и паволоки, и дорогие оксамиты. (Добыча их была так велика, что) покрывалами, плащами и кожухами стали мосты (гати) мостить через болота и топкие места, и всякими драгоценностями половецкими. (Боевые же знаки:) красный стяг, белая хоругвь, красная челка, серебряное древко (достались) храброму (Игорю) Святославичу.
    Перевод Д. Лихачева
    ВТОРАЯ БИТВА И ПОРАЖЕНИЕ РУССКИХ ВОЙСК
    От зари до вечера, день целый, С вечера до света реют стрелы, Объяснительный перевод (когда по ходу изложения даются дополнения и пояснения в скобках) облегчает понимание содержания произведения, раскрывает последовательность хода мыслей автора и помогает сохранить цельность впечатления при чтении.
    Гремлют остры сабли о шеломы,
    С треском копья ломятся булатны
    Середи неведомого поля,
    В самом сердце Половецкой степи!
    Под копытом черное все поле
    Было сплошь засеяно костями,
    Было кровью алой полито,
    И взошел посев по Руси — горем!
    Переложение А. Майкова
    «ЗОЛОТОЕ СЛОВО» КНЯЗЯ СВЯТОСЛАВА
    И тогда великий Святослав Изронил свое златое слово, Со слезами смешано, сказав: «О сыны, не ждал я зла такого! Загубили юность вы свою, На врага не вовремя напали, Не с великой честию в бою Вражью кровь на землю проливали. Ваше сердце в кованой броне Закатилось в буйстве самочинном. Что ж вы, дети, натворили мне И моим серебряным сединам?»
    Переложение И. Заболоцкого
    ПЛАЧ ЯРОСЛАВНЫ
    Утром голос Ярославны
    Долетел до Дуная,
    Словно птица-зегзица, Зовет, стеная:
    Полечу,— плачет,—
    Зегзицей по Дунаю,
    Со стоном!
    Омочу в реке Каяле
    Белый шелковый рукав,
    Оботру князю
    Кровавые раны
    На теле его воспаленном!
    Ярославна рано-поутру плачет,
    В Путивле на забрале причитая:
    О ветер, ветрило!
    Зачем, господин,
    Веешь против дружин
    Мужа?
    Зачем ты несешь
    Поганые стрелы
    На легких своих крылах? .
    Разве мало тебе было
    В вышине под облаками веять,
    Корабли на сине-море лелеять?
    Зачем, господин, Радость мою
    Развеял по ковылю?
    Ярославна рано-поутру плачет
    На городской стене, причитая:
    Днепр Славутич!
    Ты пробил
    Каменные горы
    В земле половецкой! Ты носил На своей спине Святославовы ладьи В былых походах! Верни, господин, Мужа милого ко мне, Чтобы слез не посылала К нему — в твоих водах. Ярославна рано-поутру плачет В Путивле на забрале, причитая:
    Светлое, тресветлое солнце!
    Всех ты ласкаешь,
    Почему же
    Горячие лучи простираешь
    На воинов мужа?
    Жаждой в безводном поле
    Зачем ты
    Луки их согнуло,
    Тоской колчаны заткнуло!
    Перевод А. Чернова
    КОНЦОВКА ПОЭМЫ
    Сказал Боян, свидетель многих сеч, Умевший правды вещей не бояться: — Жить невозможно голове без плеч, Беда — плечам без головы остаться. Без Игоря вздыхала тяжело, В тревожной мгле томилась Русь бессонно, Но снова солнце на небо взошло — Князь Игорь возвратился из полона.
    Тут, честь князьям по старшинству воздав,
    О молодых пускай рокочут струны.
    Будь здрав, князь Игорь, Всеволод, будь здрав,
    И ты, Владимир Игоревич юный!
    Живите и не ведайте обид,
    Друг другу помогайте нелукаво.
    Всем, кто за землю Русскую стоит,
    Князьям и верной их дружине — Слава!
    Переложение Н. Рыленкова
    Консультация:
    О ВЫРАЗИТЕЛЬНОМ ЧТЕНИИ (НЕКОТОРЫЕ СОВЕТЫ)
    Как часто художественные произведения считают неинтересными и скучными только потому, что читатель не умеет следить за движением мысли, не понимает многих слов и выражений, не улавливает смысловые оттенки, связь отдельных частей.
    Выразительное чтение учит вдумчивому отношению к тексту, развивает вкус и воображение, сближает людей, дает повод к обмену мнениями, к раздумью.
    Искусству выразительного чтения можно научиться. Вот несколько первых советов.
    Анализ содержания. Работа над рассказом, стихотворением или отрывком из крупного произведения начинается с разбора содержания, с выяснения главной мысли, иными словами — с определения темы и идеи. Только исходя из основной мысли выбранного для чтения текста, можно определить части, логику развивающихся событий и подготовиться к выразительному чтению.
    Логическое чтение. Главная цель чтеца — быть правильно понятым, донести до слушателей мысли автора. При подготовке к выразительному чтению нужно сделать логический разбор текста, т. е. уяснить мысль каждой фразы, вдуматься в ее построение.
    К средствам логической выразительности относятся логическая пауза и логическое ударение.
    Речь не течет сплошным потоком, а прерывается небольшими остановками (паузами). Пауза нужна, чтобы завершить одну часть высказывания (группу слов, тесно связанных по смыслу) и перейти к другой части. Чаще всего логические паузы совпадают со знаками препинания. Чаще всего — но не всегда.
    Эмоционально-образная выразительность чтения. Можно четко и ясно прочитать текст, правильно использовать логические паузы и ударения, а художественное произведение все-таки «не дойдет» до слушателя, не затронет его. Почему? Чтению нужно отдать не только разум, но и сердце, чтобы донести до слушателя бесконечное разнообразие человеческих чувств: радость и горе, неудовлетворенность и восторг, мягкую улыбку и злую иронию — словом, все, что выражает авторский текст. А для этого надо отчетливо представить, «увидеть» то, о чем читаете, определить и выразить собственное отношение к событиям, действующим лицам. Только искренность переживаний и чувств чтеца могут затронуть слушателя.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *