Сочинение на тему пейзажная зарисовка

3 варианта

  1. 1
    Пейзажные зарисовки Сочинение-описание пейзажа в художественном стиле
    2
    Цели: Дать понятие пейзажной зарисовки; Закрепить и углубить представление о пейзаже в художественном стиле речи; Учить писать сочинение-описание пейзажа
    3
    Речевая разминка Прочитайте строки из стихотворения А.Н. Майкова: Зима, зима! Мороз трещит; Луна в кольце на тверди синей; Звездится снег; лазурный иней На чёрных деревах блестит… -П-Подумайте, какие слова, выражения передают отношение поэта к зимнему пейзажу? -К-Как вы понимаете выражение «звездится снег»?
    4
    Зима, зима! Мороз трещит; Луна в кольце на тверди синей; Звездится снег; лазурный иней На чёрных деревах блестит… Понятно ли вам, почему у слова ИНЕЙ эпитет «лазурный»? Какая картина предстаёт перед вашим воображением, когда вы читаете эти строки? Попытайтесь нарисовать её словами. Какие слова, выражения помогают вам устно нарисовать картину?
    5
    Работа по теме Обратимся к репродукции картины С.В.Герасимова «Лёд прошёл». Что изображено на картине? Какое время года запечатлел художник? Какое настроение, какие чувства вызывает у вас это живописное полотно? Как достигает художник такого восприятия? Какими средствами художник пользуется для передачи своих чувств, своего отношения к такому явлению природы, как ранняя весна?
    6
    Пейзажная зарисовка Итак, мы обратились к изображению природы в разных видах искусства: в литературе, живописи, музыке, определили, каким настроением каждое изображение проникнуто, какие чувства вызывает у вас. Такое изображение называется пейзажной зарисовкой. Более ясное толкование этого понятия даёт Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова: зарисовка – то же, что рисунок; рисунок – нарисованное изображение, воспроизведение чего- нибудь. Следовательно, пейзажная зарисовка – изображённая природа.

  2. Тема: Русский язык «Пейзажная зарисовка» Подготовка к сочинению – описанию.
    Изобразительное искусство «Пейзажная зарисовка. Цвет в произведениях живописи »
    Цели:
    Дать понятие о пейзажной зарисовке.
    Закрепить и углубить представления об описании; закрепить навыки работы над сочинением – описанием.
    3. Закрепить понятия: локальный цвет, тон, колорит, гармония.
    4. Воспитывать наблюдательность, формировать потребность в самовыражении.
    5. Создать условия для раскрытия всех интеллектуальных и духовных возможностей детей.
    Оборудование: репродукции картин: Левитан «Золотая осень», Шишкин «Корабельная роща», рисунки учащихся, памятки №1, №3
    Ход урока.
    Организационный момент.
    Запись в тетради числа.
    Словарный диктант.
    а) объяснить орфограммы в выделенных словах
    Природа, пейзаж, повествования, описания, рассуждения, сочинения, устное рисование (записаны на доске)
    б) Какие слова можно объединить одной темой? Назвать одним термином?
    Повествование, рассуждение, описание – типы речи.
    1. Какой тип речи называют повествованием?
    2. Что называется рассуждением?
    3. Что такое описание?
    4. По какому плану строится описание (прочитать памятку)?
    5. Что может быть объектом описания (природа, человек, животные, памятник и т.д.)?
    Сегодня на уроке мы будем говорить об описании.
    Запись темы урока.
    – перед вами репродукции картин великих русских художников. Этих художников называют художниками – пейзажистами.
    (слово учителя рисования)
    Работа по репродукциям.
    Что такое пейзаж?
    Жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения является природа.
    В переводе с французского – означает вид, какой либо местности и картины природы.
    Элементы окружающей природы первобытный человек изображал уже в наскальных росписях. пейзажные мотивы мы можем встретить в искусстве любой страны и эпохи.
    Лишь 500 лет назад в европейской живописи пейзажный фон становиться важным элементом картины, а затем пейзаж утверждается как самостоятельный жанр. Понятие пейзаж постепенно из живописи перешел в литературу и поэзию. Послушайте внимательно отрывки из некоторых произведений русских поэтов:
    Есть в осени первоначальной
    Короткая, но дивная пора,
    Весь день стоит как бы хрустальный
    И лучезарны вечера…
    Тютчев
    Льет дождь, холодный, словно лед,
    Кружатся листья над поляной,
    И гуси длинным караванном
    Над лесом держат перелет…
    И. Бунин
    (Слово учителя русского языка и литературы)
    – О чем говорится в данных стихотворениях? (о природе, пейзаже)
    Поэтому стихи, посвященные описанию природы, называют пейзажными стихами.
    Какие чувства стараются передать поэты через стихотворения, а художники через картины?
    (любовь к родной природе, чувство печали о прошедших днях, величаво монументальное и поэтическое звучание русской природы).
    – Нам хорошо знакомо имя великого русского поэта А. С. Пушкина. Нет времени года, которое не изобразил бы Пушкин. Но более всего любил поэт Осень.
    Вспомним строки:
    «Унылая пора! Очей очарованье.
    Приятна мне твоя прощальная краса.
    Люблю я пышное природы увяданье
    В багрец и золото, одетые леса»
    – Какие чудные слова поэта об осени.
    Какая из этих репродукций отображает на ваш взгляд строки поэта?
    (Слово учителя изобразительного искусства)
    работа по картине Левитана «Золотая осень»
    – Что изображено на данной картине?
    – Вам нравится эта картина?
    – Что вас в ней привлекает?
    – По каким признакам мы узнаем, что на картине изображена осень?
    – Каким настроением пронизана картина Левитана «золотая осень»?
    III. Практическая часть. (Учитель русского языка и литературы)
    Осень – это не только красота листвы шуршащей под ногами, караваны журавлей, но это еще и цветы.
    – Мы поговорим лишь об одном цветке.
    Сохранилось предание, что этот цветок вырос из пыли, упавшей со звезды.
    В тихую звездную ночь, по преданию, у клумб с этим цветком слышится слабый шепот, это цветок беседует с родными звездами
    (знакомство с текстом стихотворения Рождественского).
    – О каком цветке идет речь?
    – Как бы вы его прочитали?
    Осень над парком тенистым ложится,
    Золотом кленом на воды пруда,
    Кружатся листья. Умолкнули птицы.
    В похолодевшее небо глядядится
    Астра – лучистая, астра – звезда.
    Астра с прямыми ее лепестками
    С Древних времен называли «Звездой»
    Так бы ее вы назвали и сами.
    В ней лепестки разбежались лучами
    От сердцевинки совсем золотой.
    (чтение вслух, выразительно)
    – Назовите средства выразительности, используемые автором (метафора, сравнение, эпитет)?
    – Разбейте текст на микротемы?
    – Сколько микротем можно выделить?
    (обсуждение)
    работа учителя изобразительного искусства
    – А теперь попробуем воплотить эти поэтические строки в рисунок.
    А для этого вам надо для себя решить, будет ли картина радостной или грустной, создает ли она у вас в душе образ яркий, красочный или немного грустный печальный.
    ^ Как скомпоновать рисунок?
    перед тем как приступить к работе, прочитайте еще раз стихотворение и немного прислушайтесь к себе и своим чувствам.
    работать с вами мы будем без предварительного наброска, сразу средствами художественной выразительности (фломастера, цветные карандаши).
    Практическая работа. Выполнение целевого обхода.
    IV. Итог урока.
    Анализ выполненных работ.
    У вас было дано одно и тоже задание, одинаковый формат бумаги. Но каждая работа получилась своеобразной, интересной и оригинальной: по подбору красок, сюжету, настроению.
    Владея изобразительно-выразительными средствами рисунка и живописи, вы сумели передать свои чувства и настроение. Ваши работы показывают, что вы учитесь понимать возможности цвета, что помогло вам создать художественный образ, выразить собственное отношение к изобразительному искусству.
    ^ Слово учителя русского языка и литературы.
    – что же используют поэты и художники в изображении пейзажной зарисовки (краски, строки)
    Очень хочется, чтобы мы научились создавать пейзажные зарисовки.
    А сейчас попытаемся определить порядок работы над сочинением
    (работа с памяткой)
    Домашнее задание.
    дома вы будете создавать свою пейзажную зарисовку (сочинение – описание).
    Примерные темы: «Тихо в лесу», «Иней», «падающие листья», «Морозный вечер» и одновременно выполните пейзажную зарисовку к своему сочинению описанию.
    МОУ «Мугунская средняя общеобразовательная школа»
    Тема: «Пейзажная зарисовка»
    Подготовка к сочинению – описанию.
    Тип урока:
    Повторение знаний, умений и навыков
    с углублением межпредметных связей
    русский язык – изобразительное искусство.
    Учитель изобразительного искусства:
    Зайцева Н. Н.
    Учитель русского языка и литературы:
    Стародубова П. Н.
    2009 год.

  3. Сочинение-описание пейзажа в художественном стиле

    Цели:

    Дать понятие пейзажной зарисовки;

    Закрепить и углубить представление о пейзаже в художественном стиле речи;

    Учить писать сочинение-описание пейзажа

    Речевая разминка

    Прочитайте строки из стихотворения А.Н. Майкова:

    Зима, зима! Мороз трещит;

    Луна в кольце на тверди синей;

    Звездится снег; лазурный иней

    На чёрных деревах блестит…


    Подумайте, какие слова, выражения передают отношение поэта к зимнему пейзажу?

    Как вы понимаете выражение «звездится снег»?

    Зима, зима! Мороз трещит; Луна в кольце на тверди синей; Звездится снег; лазурный иней На чёрных деревах блестит…

    Понятно ли вам, почему у слова ИНЕЙ эпитет «лазурный»?

    Какая картина предстаёт перед вашим воображением, когда вы читаете эти строки? Попытайтесь нарисовать её словами.

    Какие слова, выражения помогают вам устно нарисовать картину?

    Работа по теме

    Обратимся к репродукции картины С.В.Герасимова «Лёд прошёл». Что изображено на картине?

    Какое время года запечатлел художник?

    Какое настроение, какие чувства вызывает у вас это живописное полотно?

    Как достигает художник такого восприятия?

    Какими средствами художник пользуется для передачи своих чувств, своего отношения к такому явлению природы, как ранняя весна?

    Пейзажная зарисовка

    Итак, мы обратились к изображению природы в разных видах искусства: в литературе, живописи, музыке, определили, каким настроением каждое изображение проникнуто, какие чувства вызывает у вас.

    Такое изображение называется пейзажной зарисовкой.

    Более ясное толкование этого понятия даёт Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова: зарисовка – то же, что рисунок; рисунок – нарисованное изображение, воспроизведение чего-нибудь.

    Следовательно, пейзажная зарисовка – изображённая природа.

    Эпиграф урока

    Обратимся к словам К.Г. Паустовского.

    Прочитайте их.

    «Если писатель, работая не видит за словами того, о чём он пишет, то и читатель ничего не увидит за ними. Но если писатель хорошо видит то, о чём он пишет, то самые простые и порой даже стёртые слова приобретают новизну, действуют на читателя с разительной силой и вызывают у него те мысли, чувства и состояния, какие писатель хотел ему передать».

    Что писатель считает главным в пейзажных зарисовках?

    Что, по мнению Паустовского, необходимо для того, чтобы по-настоящему описывать природу?

    Что же видели за словами русские писатели?

    У кого из известных вам по урокам литературы художников слова вы встречались с пейзажными зарисовками?

    В каких произведениях?

    Прочитайте внимательно про себя отрывок из повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»:

    «Всё светилось. Метели как и не бывало. Снег загорелся широким серебряным полем и весь обсыпался хрустальными звёздами. Мороз как бы потеплел.»

    Что привлекло внимание писателя в рождественской ночи?

    Как и в чём этот отрывок перекликается с отрывом из стихотворения Майкова?

    Отметьте, какие изобразительные средства языка использует Н.В.Гоголь, чтобы показать очарование, красоту рождественской ночи?

    Мы проанализировали несколько зарисовок природы, пейзажных зарисовок. На основе анализа попытаемся определить порядок работы над сочинением:

    Подумайте, что вы хотите «нарисовать» словом?

    Какова будет главная мысль вашей зарисовки? Какие чувства вы хотите вызвать ею у читателя?

    Какие выразительные средства языка вы используете в своей работе?

    Попробуйте устно составить пейзажную зарисовку на тему «А за окном зима…».

    Задание на дом

    Следуя инструкции, составленной на уроке, напишите сочинение-описание зимнего пейзажа.

    Тему определите сами.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *