Сочинение на тему первая встреча гринева с пугачевым

12 вариантов

  1. Первая
    встреча Гринева с Пугачевым

    Когда мы
    говорим о Пушкине, то говорим о нем обычно как о величайшем русском поэте.
    Именно стихотворные произведения сделали его уже при жизни любимцем России, ее
    великим поэтом. Но значение Пушкина велико в истории не только русской поэзии,
    но и прозы. Количество прозаических произведений Александра Сергеевича очень
    значительно. К ним относятся: “Арап Петра Великого”,
    “Путешествие в Арзрум”, “Пиковая дама”, “История
    Пугачева”, “Капитанская дочка” и другие. Историческая повесть
    “Капитанская дочка” дает широкое и всестороннее изображение
    крестьянского восстания под руководством Пугачева. В повести решаются вопросы о
    взаимоотношениях помещиков и крестьянства, о причинах крестьянских волнений, об
    обязанностях дворянина перед народом, государством.
    Поскольку
    “Капитанская дочка” является не только историческим, а и семейной
    повестью, Пушкин ставит вопросы, связанные с морально-бытовой стороной жизни
    дворянства, темы человеческого счастья, любви, истинного благородства. Обе эти
    стороны повести составляют единое целое, связанное образом Пугачева – вождя
    народного движения и устроителя счастья Петра Гринева и Маши Мироновой. Читая,
    замечаешь, что решающую роль в судьбе Гринева играет случайно встретившийся ему
    в Оренбургской степи во время бурана вожатый, оказавшийся впоследствии самим
    Пугачевым.
    Вожатый –
    единственный человек, который во время бурана не растерялся, не пал духом. Он
    стоял на твердой полосе и нашел дорогу к постоялому двору, проявив сметливость
    и умение ориентироваться. Гринев поблагодарил за оказанную помощь и подарил
    вожатому свой заячий тулупчик. Незаметный эпизод с заячьим тулупчиком искусно
    связывает обе части повести. Важно и то, что таинственный вожатый появляется в
    “мутном кружении метели”. Снежная буря, во время которой возникает
    перед Гриневым фигура вожатого, как бы символизирует и предсказывает ту
    социальную бурю (народное восстание), которая вновь столкнула Гринева с Пугачевым,
    на этот раз “вожатым” народа, вождем крестьянского восстания.
    Наконец, буран
    является завязкой сюжетной линии Гринев-Пугачев. Если бы не было бурана, не
    произошло бы знакомства этих двух главных героев, и судьба Гринева сложилась
    бы, очевидно, иначе. Именно буран был причиной того, что кибитка сбилась с пути
    и произошла встреча Гринева и Пугачева, определившая их дальнейшие
    взаимоотношения. Сразу же после встречи с неведомым вожатым Гринев во время
    бурана видит “пророческий” сон. Во сне возвращается домой и узнает,
    что отец его при смерти. Однако, став на колени у его постели, чтобы получить
    последнее отцовское благословение, Гринев видит , что перед ним совсем не отец.
    Его место занимает весело поглядывающий “мужик с черной бородою”, под
    благословение которого мать Гринева убеждает его подойти.
    Сон Гринева
    намекает на те события, которые развернутся позднее: казнь защитников
    Белогорской крепости, помилование Пугачевым Гринева и дальнейшее ему
    покровительство. Предвосхищает сон и противоречивое отношение Петра Андреевича
    к вождю крестьянского восстания. Этот сон глубоко занимателен: не имея в себе
    ничего мистического, он настраивает Гринева на обостренное восприятие
    дальнейших событий.
    Когда Пугачев
    вошел в Белогорскую крепость, он щедро отплатил за стакан вина и заячий
    тулупчик: он даровал Гриневу жизнь и является своего рода земным провидением
    Гринева, усиливает его семейное счастье. Узнав из письма Маши о требовании
    Швабрина не позже трех дней выйти за него замуж под угрозой – в противном
    случае выдать ее Пугачеву в качестве дочери капитана Миронова, Гринев бросается
    к генералу, коменданту Оренбурга. После отказа генерала помочь Гриневу он едет
    в Белогорскую крепость, по дороге же его схватывают караульные Пугачева и
    насильно приводят в Бердскую слободу; таким образом, в “пристанище
    Пугачева” он попадает не намеренно, а случайно. Воспользовавшись случаем,
    он жалуется Пугачеву и просит его защитить сироту. Услышав, что его люди
    обижают Машу, Пугачев возмутился: “Кто из моих людей смеет обижать сироту?…
    Я проучу Швабрина.”
    Пугачев
    сдерживает свое обещание, едет вместе с Гриневым в Белогорскую крепость,
    освобождает Машу из-под власти Швабрина и даже предлагает Гриневу:
    “Пожалуй, я буду посаженым отцом. Дай вам бог любовь да совет!” По
    существу, он благословляет влюбленных. Невольно вспоминаются вещий сон Гринева
    и пророческие слова матери, прозвучавшие в этом сне: “Все равно,
    Петруша… это твой посаженый отец; поцелуй у него ручку и пусть он тебя
    благословит”. В изображении Пушкина вождь крестьянского восстания оказывается
    устроителем людского счастья. Ему обязаны Гринев и Маша своим счастьем.
    Значение прозы Пушкина хорошо раскрыл А. М. Горький: “Как прозаик, – пишет
    Горький, – он написал исторический роман “Капитанская дочка”, где с
    проницательностью историка дал живой образ казака Емельяна Пугачева,
    организатора одного из наиболее грандиозных восстаний русских крестьян. Его
    рассказы положили основание русской прозе”.

    Список
    литературы

    Для подготовки
    данной работы были использованы материалы с сайта http://www.bobych.spb.ru/

  2. Первая встреча Петра Гринева и Пугачева выпадает на вторую главу повести «Капитанская дочка». Гринев был полностью подавлен и обессилен снежной бурей. Идти дальше не было сил. Именно в этот момент появляется образ Пугачева, который и помогает Петру.
    Сначала Пугачев был похожим на волка. Он, был словно вожаком стаи разбойников. Когда Петр знакомится с Пугачевым в постоялом дворе, он кажется ему совершенно иным. По его теперешнему мнению, Пугачев невелик, худощав. Его глаза постоянно бегали и словно таили в себе плутовские думы. На голове была прядь стриженых волос. Одет Пугачев в шаровары и армяк.
    После этого, Гринев насторожился, ведь не знал, чего же ожидать от такого человека. Дальнейшая встреча героев происходит в разделе «Пристул». Пугачев предстает перед нами в совершенно ином образе. Он едет на белом коне, его окружают вооруженные люди. Он напоминает нам великого военачальника. В руках его была сабля, и он ловко и смело ей размахивал.
    Еще один образ Пугачева раскрыт перед нами в момент казни. Он сидел в кресле, в шикарном казацком кафтане. Своими жестами злодей отдавал приказы о повешенье.
    В тексте повести мы еще не раз натыкаемся на различные описания внешности и повадок Пугачева. Это говорит о том, что автор «Капитанской дочки» хотел передать нам сущность этого персонажа. А.С. Пушкин действительно был увлечен образом лже-царя и самозванца. Во время совета Пугачева и его соратников, герой представляется нам простым и спокойным. Он равнодушно реагирует на разговоры своих побратимов, которые высказывают всякие мысли в сторону своего вожака. Он душевно затягивает песню, становясь одним целым со всеми присутствующими на совете.
    В развязке повести, мы видим, как Пугачев проявляет великодушие и отпускает Гринева. Вместе с ним он освобождает и его возлюбленную – Машу Миронову.
    После прочтения повести, мы понимаем, что образ Пугачева был симпатичен Пушкину, поэтому, он так старательно пытался передать черты его внешности и внутреннего мира.

  3. 3
    Текст добавил: ПОЛНОПРАВНЫЙ

    Когда мы
    говорим о Пушкине, то говорим о нем обычно как о величайшем русском поэте.
    Именно стихотворные произведения сделали его уже при жизни любимцем России, ее
    великим поэтом. Но значение Пушкина велико в истории не только русской поэзии,
    но и прозы. Количество прозаических произведений Александра Сергеевича очень
    значительно. К ним относятся: “Арап Петра Великого”,
    “Путешествие в Арзрум”, “Пиковая дама”, “История
    Пугачева”, “Капитанская дочка” и другие. Историческая повесть
    “Капитанская дочка” дает широкое и всестороннее изображение
    крестьянского восстания под руководством Пугачева. В повести решаются вопросы о
    взаимоотношениях помещиков и крестьянства, о причинах крестьянских волнений, об
    обязанностях дворянина перед народом, государством.
    Поскольку
    “Капитанская дочка” является не только историческим, а и семейной
    повестью, Пушкин ставит вопросы, связанные с морально-бытовой стороной жизни
    дворянства, темы человеческого счастья, любви, истинного благородства. Обе эти
    стороны повести составляют единое целое, связанное образом Пугачева – вождя
    народного движения и устроителя счастья Петра Гринева и Маши Мироновой. Читая,
    замечаешь, что решающую роль в судьбе Гринева играет случайно встретившийся ему
    в Оренбургской степи во время бурана вожатый, оказавшийся впоследствии самим
    Пугачевым.
    Вожатый –
    единственный человек, который во время бурана не растерялся, не пал духом. Он
    стоял на твердой полосе и нашел дорогу к постоялому двору, проявив сметливость
    и умение ориентироваться. Гринев поблагодарил за оказанную помощь и подарил
    вожатому свой заячий тулупчик. Незаметный эпизод с заячьим тулупчиком искусно
    связывает обе части повести. Важно и то, что таинственный вожатый появляется в
    “мутном кружении метели”. Снежная буря, во время которой возникает
    перед Гриневым фигура вожатого, как бы символизирует и предсказывает ту
    социальную бурю (народное восстание), которая вновь столкнула Гринева с Пугачевым,
    на этот раз “вожатым” народа, вождем крестьянского восстания.
    Наконец, буран
    является завязкой сюжетной линии Гринев-Пугачев. Если бы не было бурана, не
    произошло бы знакомства этих двух главных героев, и судьба Гринева сложилась
    бы, очевидно, иначе. Именно буран был причиной того, что кибитка сбилась с пути
    и произошла встреча Гринева и Пугачева, определившая их дальнейшие
    взаимоотношения. Сразу же после встречи с неведомым вожатым Гринев во время
    бурана видит “пророческий” сон. Во сне возвращается домой и узнает,
    что отец его при смерти. Однако, став на колени у его постели, чтобы получить
    последнее отцовское благословение, Гринев видит , что перед ним совсем не отец.
    Его место занимает весело поглядывающий “мужик с черной бородою”, под
    благословение которого мать Гринева убеждает его подойти.
    Сон Гринева
    намекает на те события, которые развернутся позднее: казнь защитников
    Белогорской крепости, помилование Пугачевым Гринева и дальнейшее ему
    покровительство. Предвосхищает сон и противоречивое отношение Петра Андреевича
    к вождю крестьянского восстания. Этот сон глубоко занимателен: не имея в себе
    ничего мистического, он настраивает Гринева на обостренное восприятие
    дальнейших событий.
    Когда Пугачев
    вошел в Белогорскую крепость, он щедро отплатил за стакан вина и заячий
    тулупчик: он даровал Гриневу жизнь и является своего рода земным провидением
    Гринева, усиливает его семейное счастье. Узнав из письма Маши о требовании
    Швабрина не позже трех дней выйти за него замуж под угрозой – в противном
    случае выдать ее Пугачеву в качестве дочери капитана Миронова, Гринев бросается
    к генералу, коменданту Оренбурга. После отказа генерала помочь Гриневу он едет
    в Белогорскую крепость, по дороге же его схватывают караульные Пугачева и
    насильно приводят в Бердскую слободу; таким образом, в “пристанище
    Пугачева” он попадает не намеренно, а случайно. Воспользовавшись случаем,
    он жалуется Пугачеву и просит его защитить сироту. Услышав, что его люди
    обижают Машу, Пугачев возмутился: “Кто из моих людей смеет обижать сироту?…
    Я проучу Швабрина.”
    Пугачев
    сдерживает свое обещание, едет вместе с Гриневым в Белогорскую крепость,
    освобождает Машу из-под власти Швабрина и даже предлагает Гриневу:
    “Пожалуй, я буду посаженым отцом. Дай вам бог любовь да совет!” По
    существу, он благословляет влюбленных. Невольно вспоминаются вещий сон Гринева
    и пророческие слова матери, прозвучавшие в этом сне: “Все равно,
    Петруша… это твой посаженый отец; поцелуй у него ручку и пусть он тебя
    благословит”. В изображении Пушкина вождь крестьянского восстания оказывается
    устроителем людского счастья. Ему обязаны Гринев и Маша своим счастьем.
    Значение прозы Пушкина хорошо раскрыл А. М. Горький: “Как прозаик, – пишет
    Горький, – он написал исторический роман “Капитанская дочка”, где с
    проницательностью историка дал живой образ казака Емельяна Пугачева,
    организатора одного из наиболее грандиозных восстаний русских крестьян. Его
    рассказы положили основание русской прозе”.

    Список
    литературы

    Для подготовки
    данной работы были использованы материалы с сайта http://www.bobych.spb.ru/

  4. Петр Гринев, главный герой повести «Капитан­ская дочка» А. С. Пушкина, рассказчик и участник событий одновременно. Читатель воспринимает со­бытия его глазами. По мере прочтения повести мы ви­дим становление Гринева как личности. Эпизод встре­чи Петруши с «бродягой», впоследствии оказавшим­ся предводителем крестьянского восстания, играет большую роль в понимании характера молодого человека.
    Во второй главе Петр Гринев держит путь в Орен­бург. Юноша испытывает угрызения совести перед Савельичем за проигрыш Зурину, пьянство, грубое обращение. Несмотря на предупреждение о буране, Гринев приказывает ехать дальше. Будучи застигну­тыми непогодой в степи, путники встречают незна­комца, который взялся вывести их к жилью. И вот, после того как вожатый довел их постоялого двора, Гринев решил отблагодарить его. Увидев, что тот «в одном худеньком армяке», Петр подарил вожатому свой заячий тулуп. И даже признание мужика о том, что тулуп свой он «заложил вечор у целовальника» и протесты Савельича не повлияли на решение Петру­ши. А ведь еще недавно он просил прощения у Савель­ича за свое поведение и «дал ему слово впредь без его согласия не располагать ни одною копейкою». Что это: очередное утверждение себя в роли хозяина или великодушие?
    Савельич относится к провожатому с недоверием, видит в нем пьяницу, разбойника: «Зачем ему твой заячий тулуп? Он его пропьет, собака, в первом кабаке». А Петруша видит в незнакомце человека, оказав­шего им помощь в трудную минуту, возможно, даже спасшего их от смерти. Он не мог не отблагодарить его за помощь, к тому же замечает, что одет незнакомец «слишком легко». И хотя тулупчик едва налезает на мужика, тот «чрезвычайно доволен… подарком»: «Спасибо, ваше благородие! Награди вас господь за вашу добродетель. Век не забуду ваших милостей».
    В последующих главах мы видим, чем обернулось для Петруши проявленное великодушие по отноше­нию к простому мужику. Пугачев не забыл своих слов и сделал добра для Петра Гринева и Маши Мироновой во сто крат больше.
    Говорят: «От добра не жди добра». А этот эпизод оп­ровергает народную мудрость и учит быть добрыми, внимательными к бедам и заботам других людей.

  5. Сочинение: Первая встреча Гринева с Пугачевым
    Когда
    мы говорим о Пушкине, то говорим о нем обычно как о величайшем русском поэте.
    Именно стихотворные произведения сделали его уже при жизни любимцем России, ее
    великим поэтом. Но значение Пушкина велико в истории не только русской поэзии,
    но и прозы. Количество прозаических произведений Александра Сергеевича очень
    значительно. К ним относятся: “Арап Петра Великого”,
    “Путешествие в Арзрум”, “Пиковая дама”, “История
    Пугачева”, “Капитанская дочка” и другие. Историческая повесть
    “Капитанская дочка” дает широкое и всестороннее изображение
    крестьянского восстания под руководством Пугачева. В повести решаются вопросы о
    взаимоотношениях помещиков и крестьянства, о причинах крестьянских волнений, об
    обязанностях дворянина перед народом, государством.
    Поскольку
    “Капитанская дочка” является не только историческим, а и семейной
    повестью, Пушкин ставит вопросы, связанные с морально-бытовой стороной жизни
    дворянства, темы человеческого счастья, любви, истинного благородства. Обе эти
    стороны повести составляют единое целое, связанное образом Пугачева – вождя
    народного движения и устроителя счастья Петра Гринева и Маши Мироновой. Читая,
    замечаешь, что решающую роль в судьбе Гринева играет случайно встретившийся ему
    в Оренбургской степи во время бурана вожатый, оказавшийся впоследствии самим
    Пугачевым.
    Вожатый
    – единственный человек, который во время бурана не растерялся, не пал духом. Он
    стоял на твердой полосе и нашел дорогу к постоялому двору, проявив сметливость
    и умение ориентироваться. Гринев поблагодарил за оказанную помощь и подарил
    вожатому свой заячий тулупчик. Незаметный эпизод с заячьим тулупчиком искусно
    связывает обе части повести. Важно и то, что таинственный вожатый появляется в
    “мутном кружении метели”. Снежная буря, во время которой возникает
    перед Гриневым фигура вожатого, как бы символизирует и предсказывает ту
    социальную бурю (народное восстание), которая вновь столкнула Гринева с Пугачевым,
    на этот раз “вожатым” народа, вождем крестьянского восстания.
    Наконец,
    буран является завязкой сюжетной линии Гринев-Пугачев. Если бы не было бурана,
    не произошло бы знакомства этих двух главных героев, и судьба Гринева сложилась
    бы, очевидно, иначе. Именно буран был причиной того, что кибитка сбилась с пути
    и произошла встреча Гринева и Пугачева, определившая их дальнейшие
    взаимоотношения. Сразу же после встречи с неведомым вожатым Гринев во время
    бурана видит “пророческий” сон. Во сне возвращается домой и узнает,
    что отец его при смерти. Однако, став на колени у его постели, чтобы получить
    последнее отцовское благословение, Гринев видит , что перед ним совсем не отец.
    Его место занимает весело поглядывающий “мужик с черной бородою”, под
    благословение которого мать Гринева убеждает его подойти.
    Сон
    Гринева намекает на те события, которые развернутся позднее: казнь защитников
    Белогорской крепости, помилование Пугачевым Гринева и дальнейшее ему
    покровительство. Предвосхищает сон и противоречивое отношение Петра Андреевича
    к вождю крестьянского восстания. Этот сон глубоко занимателен: не имея в себе
    ничего мистического, он настраивает Гринева на обостренное восприятие
    дальнейших событий.
    Когда
    Пугачев вошел в Белогорскую крепость, он щедро отплатил за стакан вина и заячий
    тулупчик: он даровал Гриневу жизнь и является своего рода земным провидением
    Гринева, усиливает его семейное счастье. Узнав из письма Маши о требовании
    Швабрина не позже трех дней выйти за него замуж под угрозой – в противном
    случае выдать ее Пугачеву в качестве дочери капитана Миронова, Гринев бросается
    к генералу, коменданту Оренбурга. После отказа генерала помочь Гриневу он едет
    в Белогорскую крепость, по дороге же его схватывают караульные Пугачева и
    насильно приводят в Бердскую слободу; таким образом, в “пристанище
    Пугачева” он попадает не намеренно, а случайно. Воспользовавшись случаем,
    он жалуется Пугачеву и просит его защитить сироту. Услышав, что его люди
    обижают Машу, Пугачев возмутился: “Кто из моих людей смеет обижать сироту?…
    Я проучу Швабрина.”
    Пугачев
    сдерживает свое обещание, едет вместе с Гриневым в Белогорскую крепость,
    освобождает Машу из-под власти Швабрина и даже предлагает Гриневу:
    “Пожалуй, я буду посаженым отцом. Дай вам бог любовь да совет!” По
    существу, он благословляет влюбленных. Невольно вспоминаются вещий сон Гринева
    и пророческие слова матери, прозвучавшие в этом сне: “Все равно,
    Петруша… это твой посаженый отец; поцелуй у него ручку и пусть он тебя
    благословит”. В изображении Пушкина вождь крестьянского восстания оказывается
    устроителем людского счастья. Ему обязаны Гринев и Маша своим счастьем.
    Значение прозы Пушкина хорошо раскрыл А. М. Горький: “Как прозаик, – пишет
    Горький, – он написал исторический роман “Капитанская дочка”, где с
    проницательностью историка дал живой образ казака Емельяна Пугачева,
    организатора одного из наиболее грандиозных восстаний русских крестьян. Его
    рассказы положили основание русской прозе”.
    Список литературы
    Для
    подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.bobych.spb.ru/

  6. Первая встреча Гринева с Пугачевым. (Анализ II главы повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».)

    Автор: Пушкин А.С.
    Работая над «Историей Пугачевского бунта», А.С.Пушкин внимательно изучал свидетельства очевидцев, большой интерес у него вызывал облик Пугачева, о котором сохранилось множество воспоминаний.
    С первым описанием внешности Пугачева мы знакомимся во второй главе. Попавший в буран Гринев натыкается то ли на волка, то ли на человека. Это сравнение с хищным зверем символично: появившийся герой — вожак разбойничьей стаи. Всего несколько слов, произнесенных незнакомцем, успокаивают Гринева, и он засыпает, «убаюканный пением бури и качкою тихой езды».
    Сон, который видит герой, в иносказательной форме раскрывает дальнейшее развитие сюжета и свидетельствует о неизгладимом впечатлении, произведенном на Гринева вожатым. Героя поразило сочетание несочетаемого: «страшный мужик», наполнивший комнату мертвыми телами, «ласково меня кликал, говоря: „Не бойсь, подойди под мое благословение…“
    Проснувшись и войдя на постоялый двор, Гринев сразу стал спрашивать о вожатом, и здесь мы знакомимся уже с более подробным портретом героя: „Наружность его показалась мне замечательна: он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч В черной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были обстрижены в кружок; на нем был оборванный армяк и татарские шаровары“. Подобное описание свидетельствует, что герой не так прост, как может показаться. Бегающие глаза, плутовское выражение лица и воровской разговор заставляют Гринева напряженно вглядываться в лицо незнакомца, но он остается неразгаданным как для него, так и для читателя.
    Следующая встреча героев происходит в главе „Приступ“. Сначала Пугачев предстает перед нами в роли военачальника. Он нарисован в гуще вооруженной толпы, его портрет дан как обобщенный образ предводителя: „Между ими на белом коне ехал человек в красном кафтане с обнаженной саблею в руке: это был сам Пугачев. Он остановился; его окружили, и, как видно, по его повелению, четыре человека отделились и во весь опор поскакали под самую крепость“.
    Атрибутика, которой окружает себя герой, свидетельствует о его желании соответствовать представлению народа о командире. И защитники крепости, и нападающие видят, что Пугачев — центр толпы, он управляет разыгрывающимися событиями. Пушечный залп из Белогорской крепости помогает еще более убедительно показать Пугачева в роли военачальника. Испугавшись картечи, „мятежники отхлынули в обе стороны и попятились. Предводитель их остался один впереди… Он махал саблею и, казалось, с жаром их уговаривал…“ Мы не слышим слов героя, но его напряженная фигура и пластика говорят о воздействии, которое в данный момент он оказывает на своих подчиненных: „Крик и визг, умолкнувшие на минуту, тотчас возобновились…“
    В третий раз описание героя дано во время казни. Одежда и поведение Пугачева свидетельствуют о том, какое представление о царе-батюшке сложилось у народа, перед нами оживает практически лубочная картинка, на фоне которой противоестественно выглядит пролитая настоящая кровь: „Пугачев сидел в креслах на крыльце комендантского дома. На нем был красивый казацкий кафтан, обшитый галунами. Высокая соболья шапка с золотыми кистями была надвинута на его сверкающие глаза“. Во время вынесения смертных приговоров Пушкин намеренно не показал выражение лица и глаз Пугачева, он обрисовал лишь отрывистые жесты и резкие фразы: „Пугачев мрачно нахмурился и махнул белым платком… “Вешать его!» — сказал Пугачев, не взглянув уже на меня”.
    В главе «Незваный гость» один за другим идут сразу три портрета Пугачева. Сначала попадья Акулина Памфиловна говорит о «ястребиных», хищнических глазах Пугачева, затем Гри неву предоставляется возможность самому разглядеть вожатого в его новом обличье. Попав на военный совет, Гринев внимательно смотрит на страшных знакомых: “… Пугачев и человек десять казацких старшин сидели в шапках и цветных рубашках, разгоряченные вином, с красными рожами и блистающими глазами… С любопытством стал я рассматривать сборище. Пугачев на первом месте сидел, облокотясь на стол и подпирая черную бороду своим широким кулаком. Черты лица его, правильные и довольно приятные, не изъявляли ничего свирепого” Двойственность лица, бросившаяся в глаза Гриневу на постоялом дворе, или же закрытость Пугачева, проявившаяся во время казни, исчезают, автор делает акцент на отсутствии свирепости в его облике.
    Во время принятия важного решения Пугачев серьезен и спокоен, мы видим его в новой ипостаси. Автор любуется патриархальной простотой и искренностью отношений казаков, явно противопоставляя им в дальнейшем военный совет в Оренбурге.
    В следующей картине герой слит со своими товарищами в едином душевном порыве, вызванном исполнением народной песни «Невозможно рассказать, какое действие произвела на меня эта простонародная песня про виселицу, распеваемая людьми, обреченными виселице. Их грозные лица, стройные голоса, унылое выражение, которое придавали они словам и без того выразительным, — все это потрясло меня каким-то пиитическим ужасом», — делится своими ощущениями Гринев.
    Пугачев в этом описании выступает опять в новой роли. Его облик соотнесен с фольклорным образом разбойника, судьба героя зеркально отражается в исполняемой им песне. Однако уже через несколько минут перед нами оказывается другой человек: «Пугачев смотрел на меня пристально, изредка прищуривая левый глаз с удивительным выражением плутовства и насмешливости. Наконец он засмеялся, и с такой непритворной веселостью, что и я, глядя на него, стал смеяться, сам не зная чему».
    Смех Пугачева моментально сближает его с Гриневым, он опять превращается в веселого вожатого, спасшего молодого офицера во время бурана в степи. Между героями возникает искренний разговор, Гринев отказывается признать в ловком бродяге своего государя и служить ему, а Пугачев, закрывая глаза на дерзкие слова пленника, разрешает ему уехать. Именно после этой встречи Гринев проникается к Пугачеву симпатией, переросшей затем в более глубокое и мучительное чувство: «Не могу изъяснить то, что я чувствовал, расставаясь с этим ужасным человеком, извергом, злодеем для всех, кроме одного меня. Зачем не сказать истины? В эту минуту сильное сочувствие влекло меня к нему. Я пламенно желал его вырвать из среды злодеев, которыми он предводительствовал, и спасти его голову, пока еще было время».
    Марина Цветаева в книге «Мой Пушкин» обратила внимание на «магическую внешность» Пугачева, «в которую сразу влюбился Пушкин. Чара — в его черных глазах и черной бороде, чара — в его усмешке, чара — в его опасной ласковости, чара — в его напускной важности…» Гринев очарован Пугачевым так же, как их общий создатель.

  7. Первая встреча Гринева с Пугачевым
    Когда мы говорим о Пушкине, то говорим о нем обычно как о величайшем русском поэте. Именно стихотворные произведения сделали его уже при жизни любимцем России, ее великим поэтом. Но значение Пушкина велико в истории не только русской поэзии, но и прозы. Количество прозаических произведений Александра Сергеевича очень значительно. К ним относятся: “Арап Петра Великого”, “Путешествие в Арзрум”, “Пиковая дама”, “История Пугачева”, “Капитанская дочка” и другие. Историческая повесть “Капитанская дочка” дает широкое и всестороннее изображение крестьянского восстания под руководством Пугачева. В повести решаются вопросы о взаимоотношениях помещиков и крестьянства, о причинах крестьянских волнений, об обязанностях дворянина перед народом, государством.
    Поскольку “Капитанская дочка” является не только историческим, а и семейной повестью, Пушкин ставит вопросы, связанные с морально-бытовой стороной жизни дворянства, темы человеческого счастья, любви, истинного благородства. Обе эти стороны повести составляют единое целое, связанное образом Пугачева – вождя народного движения и устроителя счастья Петра Гринева и Маши Мироновой. Читая, замечаешь, что решающую роль в судьбе Гринева играет случайно встретившийся ему в Оренбургской степи во время бурана вожатый, оказавшийся впоследствии самим Пугачевым.
    Вожатый – единственный человек, который во время бурана не растерялся, не пал духом. Он стоял на твердой полосе и нашел дорогу к постоялому двору, проявив сметливость и умение ориентироваться. Гринев поблагодарил за оказанную помощь и подарил вожатому свой заячий тулупчик. Незаметный эпизод с заячьим тулупчиком искусно связывает обе части повести. Важно и то, что таинственный вожатый появляется в “мутном кружении метели”. Снежная буря, во время которой возникает перед Гриневым фигура вожатого, как бы символизирует и предсказывает ту социальную бурю (народное восстание), которая вновь столкнула Гринева с Пугачевым, на этот раз “вожатым” народа, вождем крестьянского восстания.
    Наконец, буран является завязкой сюжетной линии Гринев-Пугачев. Если бы не было бурана, не произошло бы знакомства этих двух главных героев, и судьба Гринева сложилась бы, очевидно, иначе. Именно буран был причиной того, что кибитка сбилась с пути и произошла встреча Гринева и Пугачева, определившая их дальнейшие взаимоотношения. Сразу же после встречи с неведомым вожатым Гринев во время бурана видит “пророческий” сон. Во сне возвращается домой и узнает, что отец его при смерти. Однако, став на колени у его постели, чтобы получить последнее отцовское благословение, Гринев видит , что перед ним совсем не отец. Его место занимает весело поглядывающий “мужик с черной бородою”, под благословение которого мать Гринева убеждает его подойти.
    Сон Гринева намекает на те события, которые развернутся позднее: казнь защитников Белогорской крепости, помилование Пугачевым Гринева и дальнейшее ему покровительство. Предвосхищает сон и противоречивое отношение Петра Андреевича к вождю крестьянского восстания. Этот сон глубоко занимателен: не имея в себе ничего мистического, он настраивает Гринева на обостренное восприятие дальнейших событий.
    Когда Пугачев вошел в Белогорскую крепость, он щедро отплатил за стакан вина и заячий тулупчик: он даровал Гриневу жизнь и является своего рода земным провидением Гринева, усиливает его семейное счастье. Узнав из письма Маши о требовании Швабрина не позже трех дней выйти за него замуж под угрозой – в противном случае выдать ее Пугачеву в качестве дочери капитана Миронова, Гринев бросается к генералу, коменданту Оренбурга. После отказа генерала помочь Гриневу он едет в Белогорскую крепость, по дороге же его схватывают караульные Пугачева и насильно приводят в Бердскую слободу; таким образом, в “пристанище Пугачева” он попадает не намеренно, а случайно. Воспользовавшись случаем, он жалуется Пугачеву и просит его защитить сироту. Услышав, что его люди обижают Машу, Пугачев возмутился: “Кто из моих людей смеет обижать сироту?… Я проучу Швабрина.”
    Пугачев сдерживает свое обещание, едет вместе с Гриневым в Белогорскую крепость, освобождает Машу из-под власти Швабрина и даже предлагает Гриневу: “Пожалуй, я буду посаженым отцом. Дай вам бог любовь да совет!” По существу, он благословляет влюбленных. Невольно вспоминаются вещий сон Гринева и пророческие слова матери, прозвучавшие в этом сне: “Все равно, Петруша… это твой посаженый отец; поцелуй у него ручку и пусть он тебя благословит”. В изображении Пушкина вождь крестьянского восстания оказывается устроителем людского счастья. Ему обязаны Гринев и Маша своим счастьем. Значение прозы Пушкина хорошо раскрыл А. М. Горький: “Как прозаик, – пишет Горький, – он написал исторический роман “Капитанская дочка”, где с проницательностью историка дал живой образ казака Емельяна Пугачева, организатора одного из наиболее грандиозных восстаний русских крестьян. Его рассказы положили основание русской прозе”.
    Список литературы
    Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта

  8. Когда мы говорим о Пушкине, то говорим о нем обычно как о величайшем русском поэте. Именно стихотворные произведения сделали его уже при жизни любимцем России, ее великим поэтом. Но значение Пушкина велико в истории не только русской поэзии, но и прозы. Количество прозаических произведений Александра Сергеевича очень значительно. К ним относятся: “Арап Петра Великого”, “Путешествие в Арзрум”, “Пиковая дама”, “История Пугачева”, “Капитанская дочка” и другие. Историческая повесть “Капитанская дочка” дает широкое и всестороннее изображение крестьянского восстания под руководством Пугачева. В повести решаются вопросы о взаимоотношениях помещиков и крестьянства, о причинах крестьянских волнений, об обязанностях дворянина перед народом, государством.
    Поскольку “Капитанская дочка” является не только историческим, а и семейной повестью, Пушкин ставит вопросы, связанные с морально-бытовой стороной жизни дворянства, темы человеческого счастья, любви, истинного благородства. Обе эти стороны повести составляют единое целое, связанное образом Пугачева – вождя народного движения и устроителя счастья Петра Гринева и Маши Мироновой. Читая, замечаешь, что решающую роль в судьбе Гринева играет случайно встретившийся ему в Оренбургской степи во время бурана вожатый, оказавшийся впоследствии самим Пугачевым.
    Вожатый – единственный человек, который во время бурана не растерялся, не пал духом. Он стоял на твердой полосе и нашел дорогу к постоялому двору, проявив сметливость и умение ориентироваться. Гринев поблагодарил за оказанную помощь и подарил вожатому свой заячий тулупчик. Незаметный эпизод с заячьим тулупчиком искусно связывает обе части повести. Важно и то, что таинственный вожатый появляется в “мутном кружении метели”. Снежная буря, во время которой возникает перед Гриневым фигура вожатого, как бы символизирует и предсказывает ту социальную бурю (народное восстание), которая вновь столкнула Гринева с Пугачевым, на этот раз “вожатым” народа, вождем крестьянского восстания.
    Наконец, буран является завязкой сюжетной линии Гринев-Пугачев. Если бы не было бурана, не произошло бы знакомства этих двух главных героев, и судьба Гринева сложилась бы, очевидно, иначе. Именно буран был причиной того, что кибитка сбилась с пути и произошла встреча Гринева и Пугачева, определившая их дальнейшие взаимоотношения. Сразу же после встречи с неведомым вожатым Гринев во время бурана видит “пророческий” сон. Во сне возвращается домой и узнает, что отец его при смерти. Однако, став на колени у его постели, чтобы получить последнее отцовское благословение, Гринев видит , что перед ним совсем не отец. Его место занимает весело поглядывающий “мужик с черной бородою”, под благословение которого мать Гринева убеждает его подойти.
    Сон Гринева намекает на те события, которые развернутся позднее: казнь защитников Белогорской крепости, помилование Пугачевым Гринева и дальнейшее ему покровительство. Предвосхищает сон и противоречивое отношение Петра Андреевича к вождю крестьянского восстания. Этот сон глубоко занимателен: не имея в себе ничего мистического, он настраивает Гринева на обостренное восприятие дальнейших событий.
    Когда Пугачев вошел в Белогорскую крепость, он щедро отплатил за стакан вина и заячий тулупчик: он даровал Гриневу жизнь и является своего рода земным провидением Гринева, усиливает его семейное счастье. Узнав из письма Маши о требовании Швабрина не позже трех дней выйти за него замуж под угрозой – в противном случае выдать ее Пугачеву в качестве дочери капитана Миронова, Гринев бросается к генералу, коменданту Оренбурга. После отказа генерала помочь Гриневу он едет в Белогорскую крепость, по дороге же его схватывают караульные Пугачева и насильно приводят в Бердскую слободу; таким образом, в “пристанище Пугачева” он попадает не намеренно, а случайно. Воспользовавшись случаем, он жалуется Пугачеву и просит его защитить сироту. Услышав, что его люди обижают Машу, Пугачев возмутился: “Кто из моих людей смеет обижать сироту?… Я проучу Швабрина.”
    Пугачев сдерживает свое обещание, едет вместе с Гриневым в Белогорскую крепость, освобождает Машу из-под власти Швабрина и даже предлагает Гриневу: “Пожалуй, я буду посаженым отцом. Дай вам бог любовь да совет!” По существу, он благословляет влюбленных. Невольно вспоминаются вещий сон Гринева и пророческие слова матери, прозвучавшие в этом сне: “Все равно, Петруша… это твой посаженый отец; поцелуй у него ручку и пусть он тебя благословит”. В изображении Пушкина вождь крестьянского восстания оказывается устроителем людского счастья. Ему обязаны Гринев и Маша своим счастьем. Значение прозы Пушкина хорошо раскрыл А. М. Горький: “Как прозаик, – пишет Горький, – он написал исторический роман “Капитанская дочка”, где с проницательностью историка дал живой образ казака Емельяна Пугачева, организатора одного из наиболее грандиозных восстаний русских крестьян. Его рассказы положили основание русской прозе”.

  9. Петр Гринев, главный герой повести «Капитан­ская дочка» А. С. Пушкина, рассказчик и участник событий одновременно. Читатель воспринимает со­бытия его глазами. По мере прочтения повести мы ви­дим становление Гринева как личности. Эпизод встре­чи Петруши с «бродягой», впоследствии оказавшим­ся предводителем крестьянского восстания, играет большую роль в понимании характера молодого человека.
    Во второй главе Петр Гринев держит путь в Орен­бург. Юноша испытывает угрызения совести перед Савельичем за проигрыш Зурину, пьянство, грубое обращение. Несмотря на предупреждение о буране, Гринев приказывает ехать дальше. Будучи застигну­тыми непогодой в степи, путники встречают незна­комца, который взялся вывести их к жилью. И вот, после того как вожатый довел их постоялого двора, Гринев решил отблагодарить его. Увидев, что тот «в одном худеньком армяке», Петр подарил вожатому свой заячий тулуп. И даже признание мужика о том, что тулуп свой он «заложил вечор у целовальника» и протесты Савельича не повлияли на решение Петру­ши. А ведь еще недавно он просил прощения у Савель­ича за свое поведение и «дал ему слово впредь без его согласия не располагать ни одною копейкою». Что это: очередное утверждение себя в роли хозяина или великодушие?

  10. Тема: – Первая встреча Гринева с Пугачевым. (Анализ II главы повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»)

    Работая над “Историей Пугачёвского бунта” (1834), поэт внимательно изучал свидетельства очевидцев, большой интерес у него вызывал облик Пугачёва, о котором сохранилось множество воспоминаний. Во время публикации книги была заказана
    гравюра с портрета Пугачёва, хранившегося в подмосковном имении князя Вяземского. Те, кому Пушкин дарил книгу лично, получали вложенный в неё гравированный портрет.
    С первым описанием внешности Пугачёва мы знакомимся во второй главе. Попавший в буран Гринёв наткнётся то ли на волка, то ли на человека. Это сравнение с хищным зверем символично: появившийся герой – вожак разбойничьей стаи. Всего несколько слов, произнесённых незнакомцем, успокаивают Гринёва и он засыпает, “убаюканный пением бури и качкою тихой езды”. Сон, который видит герой, в иносказательной форме раскрывает дальнейшее развитие сюжета и свидетельствует о неизгладимом впечатлении, произведённом на Гринёва вожатым. Героя поразило сочетание несочетаемого: страшный мужик”, наполнивший комнату мёртвыми телами, “ласково меня кликал, говоря: “Не бойсь, подойди под моё благословение…”” Проснувшись и войдя на постоялый двор, Гринёв сразу стал спрашивать о вожатом, и здесь мы знакомимся уже с более подробным портретом героя: “Наружность его показалась мне замечательна: он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В чёрной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были обстрижены в кружок; на нём был оборванный армяк и татарские шаровары”. Подобное описание показывает, что герой не так прост, как может показаться. Бегающие глаза, плутовское выражение лица и воровской разговор заставляют Гринёва напряжённо вглядываться в лицо незнакомца, но он остаётся
    неразгаданным как для него, так и для читателя. Следующая встреча героев происходит в главе “Приступ”. Сначала Пугачёв предстает перед нами в роли военачальника. Он нарисован в гуще вооружённой толпы, его образ дан как обобщённый образ предводителя: “Между ими на белом коне ехал человек в красном кафтане с обнажённой саблею в руке: это был сам Пугачёв. Он остановился; его окружили, и, как видно, по его повелению, четыре человека отделились и во весь опор поскакали под самую крепость”. Атрибутика,
    которою окружает себя герой, свидетельствует о его желании соответствовать представлению народа о командире. И защитники крепости, и нападающие видят, что Пугачёв – центр толпы, он управляет разыгрывающимися событиями. Пушечный залп из Белогорской крепости помогает ещё более убедительно показать Пугачёва в роли военачальника. Испугавшись картечи, “мятежники отхлынули в обе стороны и попятились. Предводитель их остался один впереди… Он махал саблею и, казалось, с жаром их уговаривал…” Мы не слышим слов героя, но его напряжённая фигура и пластика говорят о воздействии, которое в данный момент он оказывает на своих подчинённых: “Крик и визг, умолкнувшие на минуту, тотчас возобновились…”
    В третий раз описание героя дано во время казни. Одежда и поведение Пугачёва свидетельствуют о том, какое представление о царе-батюшке сложилось у народа, перед нами оживает практически лубочная картинка, на фоне которой противоестественно выглядит пролитая настоящая кровь: “Пугачёв сидел в креслах на крыльце комендантского дома. На нём был красивый казацкий кафтан, обшитый галунами. Высокая соболья шапка с золотыми кистями была надвинута на его сверкающие глаза”.
    Во время вынесения смертных приговоров Пушкин намеренно не показывает выражение лица и глаз Пугачёва, он рисует лишь отрывистые жесты и резкие фразы: “Пугачёв мрачно нахмурился и махнул белым платком… “Вешать его!” – сказал Пугачёв,
    не взглянув уже на меня”.
    В главе “Незваный гость” один за другим идут сразу три портрета Пугачёва. Сначала попадья Акулина Памфиловна говорит об “ястребиных”, хищнических глазах Пугачёва, затем Гринёву предоставляется возможность самому разглядеть вожатого в его новом обличии.
    Попав на военный совет, Гринёв внимательно глядит на страшных знакомых: “…Пугачёв и человек десять казацких старшин сидели в шапках и цветных рубашках, разгорячённые вином, с красными рожами и блистающими глазами…С любопытством стал я рассматривать сборище. Пугачёв на первом месте сидел, облокотясь на стол и подпирая чёрную бороду своим широким кулаком. Черты лица его, правильные и довольно приятные, не изъявляли ничего свирепого”. Двойственность лица, бросившаяся в глаза Гринёву на постоялом дворе, или же его закрытость, проявившаяся во время казни, исчезают, автор делает акцент на отсутствии свирепости в его облике.
    Во время принятия важного решения Пугачёв серьёзен и спокоен, мы видим его в новой ипостаси. Автор любуется патриархальной простотой и искренностью отношений казаков, явно противопоставляя им в дальнейшем военный совет в Оренбурге.
    В следующей картине герой слит со своими товарищами в едином душевном порыве, вызванном исполнением народной песни. “Невозможно рассказать, какое действие произвела на меня эта простонародная песня про виселицу, распеваемая людьми, обречёнными виселице. Их грозные лица, стройные голоса, унылое выражение, которое придавали они словам и без того выразительным, – всё это потрясло меня каким-то пиитическим ужасом”, – делится своими ощущениями Гринёв.
    Пугачёв в этом описании выступает опять в новой роли. Его облик соотнесён с фольклорным образом разбойника, судьба героя зеркально отражается в исполняемой им песне. Однако уже через несколько минут перед нами оказывается другой человек: “Пугачёв смотрел на меня пристально, изредка прищуривая левый глаз с удивительным выражением плутовства и насмешливости. Наконец он засмеялся, и с такой непритворной весёлостью, что и я, глядя на него, стал смеяться, сам не зная чему”.
    Смех Пугачёва моментально сближает его с Гринёвым, он опять превращается в весёлого вожатого, спасшего молодого офицера во время бурана в степи. Между героями возникает искренний разговор, Гринёв отказывается признать в ловком бродяге своего государя и служить ему, а Пугачёв, закрывая глаза на дерзкие слова пленника, разрешает ему уехать. Именно после этой встречи Гринёв проникается к Пугачёву симпатией, переросшей затем в более глубокое и мучительное чувство: “ Не могу изъяснить то, что я чувствовал, расставаясь с этим ужасным человеком, извергом, злодеем для всех, кроме одного меня.
    Зачем не сказать истины? В эту минуту сильное сочувствие влекло меня к нему. Я пламенно желал его вырвать из среды злодеев, которыми он предводительствовал, и спасти его голову, пока ещё было время”. Марина Цветаева в книге “Мой Пушкин” обратила внимание на “магическую внешность” Пугачёва, “в которую сразу влюбился
    Пушкин. Чара – в его чёрных глазах и чёрной бороде, чара в его усмешке, чара – в его опасной ласковости, чара – в его напускной важности…” Гринёв очарован Пугачёвым так же, как их общий создатель.

  11. Работая над “Историей Пугачевского бунта”, А.С.Пушкин внимательно изучал свидетельства очевидцев, большой интерес у него вызывал облик Пугачева, о котором сохранилось множество воспоминаний.
    С первым описанием внешности Пугачева мы знакомимся во второй главе. Попавший в буран Гринев натыкается то ли на волка, то ли на человека. Это сравнение с хищным зверем символично: появившийся герой – вожак разбойничьей стаи. Всего несколько слов, произнесенных незнакомцем, успокаивают Гринева, и он засыпает, “убаюканный пением бури и качкою тихой езды”.
    Сон, который видит герой, в иносказательной форме раскрывает дальнейшее развитие сюжета и свидетельствует о неизгладимом впечатлении, произведенном на Гринева вожатым. Героя поразило сочетание несочетаемого: “страшный мужик”, наполнивший комнату мертвыми телами, “ласково меня кликал, говоря: “Не бойсь, подойди под мое благословение…”
    Проснувшись и войдя на постоялый двор, Гринев сразу стал спрашивать о вожатом, и здесь мы знакомимся уже с более подробным портретом героя: “Наружность его показалась мне замечательна: он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч В черной бороде его показывалась проседь; жи–вые большие глаза так и бегали. Лицо имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были обстрижены в кружок; на нем был оборванный армяк и татарские шаровары”. Подобное описание свидетельствует, что герой не так прост, как может показаться. Бегающие глаза, плутовское выражение лица и воровской разговор заставляют Гринева напряженно вглядываться в лицо незнакомца, но он остается неразгаданным как для него, так и для читателя.
    Следующая встреча героев происходит в главе “Приступ”. Сначала Пугачев предстает перед нами в роли военачальника. Он нарисован в гуще вооруженной толпы, его портрет дан как обобщенный образ предводителя: “Между ими на белом коне ехал человек в красном кафтане с обнаженной саблею в руке: это был сам Пугачев. Он остановился; его окружили, и, как видно, по его повелению, четыре человека отделились и во весь опор поскакали под самую крепость”.
    Атрибутика, которой окружает себя герой, свидетельствует о его желании соответствовать представлению народа о командире. И защитники крепости, и нападающие видят, что Пугачев – центр толпы, он управляет разыгрывающимися событиями. Пушечный залп из Белогорской крепости помогает еще более убедительно показать Пугачева в роли военачальника. Испугавшись картечи, “мятежники отхлынули в обе стороны и попятились. Предводитель их остался один впереди… Он махал саблею и, казалось, с жаром их уговаривал…” Мы не слышим слов героя, но его напряженная фигура и пластика говорят о воздействии, которое в данный момент он оказывает на своих подчиненных: “Крик и визг, умолкнувшие на минуту, тотчас возобновились…”
    В третий раз описание героя дано во время казни. Одежда и поведение Пугачева свидетельствуют о том, какое представление о царе-батюшке сложилось у народа, перед нами оживает практически лубочная картинка, на фоне которой противоестественно выглядит пролитая настоящая кровь: “Пугачев сидел в креслах на крыльце комендантского дома. На нем был красивый казацкий кафтан, обшитый галунами. Высокая соболья шапка с золотыми кистями была надвинута на его сверкающие глаза”. Во время вынесения смертных приговоров Пушкин намеренно не показал выражение лица и глаз Пугачева, он обрисовал лишь отрывистые жесты и резкие фразы: “Пугачев мрачно нахмурился и махнул белым платком… “Вешать его!” – сказал Пугачев, не взглянув уже на меня”.
    В главе “Незваный гость” один за другим идут сразу три портрета Пугачева. Сначала попадья Акулина Памфиловна говорит о “ястребиных”, хищнических глазах Пугачева, затем Гри неву предоставляется возможность самому разглядеть вожатого в его новом обличье. Попав на военный совет, Гринев внимательно смотрит на страшных знакомых: “…Пугачев и человек десять казацких старшин сидели в шапках и цветных рубашках, разгоряченные вином, с красными рожами и блистающими глазами…С любопытством стал я рассматривать сборище. Пугачев на первом месте сидел, облокотясь на стол и подпирая черную бороду своим широким кулаком. Черты лица его, правильные и довольно приятные, не изъявляли ничего свирепого” Двойственность лица, бросившаяся в глаза Гриневу на постоялом дворе, или же закрытость Пугачева, проявившаяся во время казни, исчезают, автор делает акцент на отсутствии свирепости в его облике.
    Во время принятия важного решения Пугачев серьезен и спокоен, мы видим его в новой ипостаси. Автор любуется патриархальной простотой и искренностью отношений казаков, явно противопоставляя им в дальнейшем военный совет в Оренбурге.
    В следующей картине герой слит со своими товарищами в едином душевном порыве, вызванном исполнением народной песни “Невозможно рассказать, какое действие произвела на меня эта простонародная песня про виселицу, распеваемая людьми, обреченными виселице. Их грозные лица, стройные голоса, унылое выражение, которое придавали они словам и без того выразительным, – все это потрясло меня каким-то пиитическим ужасом”, – делится своими ощущениями Гринев.
    Пугачев в этом описании выступает опять в новой роли. Его облик соотнесен с фольклорным образом разбойника, судьба героя зеркально отражается в исполняемой им песне. Однако уже через несколько минут перед нами оказывается другой человек: “Пугачев смотрел на меня пристально, изредка прищуривая левый глаз с удивительным выражением плутовства и насмешливости. Наконец он засмеялся, и с такой непритворной веселостью, что и я, глядя на него, стал смеяться, сам не зная чему”.
    Смех Пугачева моментально сближает его с Гриневым, он опять превращается в веселого вожатого, спасшего молодого офицера во время бурана в степи. Между героями возникает искренний разговор, Гринев отказывается признать в ловком бродяге своего государя и служить ему, а Пугачев, закрывая глаза на дерзкие слова пленника, разрешает ему уехать. Именно после этой встречи Гринев проникается к Пугачеву симпатией, переросшей затем в более глубокое и мучительное чувство: “Не могу изъяснить то, что я чувствовал, расставаясь с этим ужасным человеком, извергом, злодеем для всех, кроме одного меня. Зачем не сказать истины? В эту минуту сильное сочувствие влекло меня к нему. Я пламенно желал его вырвать из среды злодеев, которыми он предводительствовал, и спасти его голову, пока еще было время”.
    Марина Цветаева в книге “Мой Пушкин” обратила внимание на “магическую внешность” Пугачева, “в которую сразу влюбился Пушкин. Чара – в его черных глазах и черной бороде, чара – в его усмешке, чара – в его опасной ласковости, чара – в его напускной важности…” Гринев очарован Пугачевым так же, как их общий создатель.
    Работая над “Историей Пугачёвского бунта” (1834), поэт внимательно изучал свидетельства очевидцев, большой интерес у него вызывал облик Пугачёва, о котором сохранилось множество воспоминаний. Во время публикации книги была заказана
    гравюра с портрета Пугачёва, хранившегося в подмосковном имении князя Вяземского. Те, кому Пушкин дарил книгу лично, получали вложенный в неё гравированный портрет.
    С первым описанием внешности Пугачёва мы знакомимся во второй главе. Попавший в буран Гринёв наткнётся то ли на волка, то ли на человека. Это сравнение с хищным зверем символично: появившийся герой – вожак разбойничьей стаи. Всего несколько слов, произнесённых незнакомцем, успокаивают Гринёва и он засыпает, “убаюканный пением бури и качкою тихой езды”. Сон, который видит герой, в иносказательной форме раскрывает дальнейшее развитие сюжета и свидетельствует о неизгладимом впечатлении, произведённом на Гринёва вожатым. Героя поразило сочетание несочетаемого: страшный мужик”, наполнивший комнату мёртвыми телами, “ласково меня кликал, говоря: “Не бойсь, подойди под моё благословение…”” Проснувшись и войдя на постоялый двор, Гринёв сразу стал спрашивать о вожатом, и здесь мы знакомимся уже с более подробным портретом героя: “Наружность его показалась мне замечательна: он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В чёрной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были обстрижены в кружок; на нём был оборванный армяк и татарские шаровары”. Подобное описание показывает, что герой не так прост, как может показаться. Бегающие глаза, плутовское выражение лица и воровской разговор заставляют Гринёва напряжённо вглядываться в лицо незнакомца, но он остаётся
    неразгаданным как для него, так и для читателя. Следующая встреча героев происходит в главе “Приступ”. Сначала Пугачёв предстает перед нами в роли военачальника. Он нарисован в гуще вооружённой толпы, его образ дан как обобщённый образ предводителя: “Между ими на белом коне ехал человек в красном кафтане с обнажённой саблею в руке: это был сам Пугачёв. Он остановился; его окружили, и, как видно, по его повелению, четыре человека отделились и во весь опор поскакали под самую крепость”. Атрибутика,
    которою окружает себя герой, свидетельствует о его желании соответствовать представлению народа о командире. И защитники крепости, и нападающие видят, что Пугачёв – центр толпы, он управляет разыгрывающимися событиями. Пушечный залп из Белогорской крепости помогает ещё более убедительно показать Пугачёва в роли военачальника. Испугавшись картечи, “мятежники отхлынули в обе стороны и попятились. Предводитель их остался один впереди… Он махал саблею и, казалось, с жаром их уговаривал…” Мы не слышим слов героя, но его напряжённая фигура и пластика говорят о воздействии, которое в данный момент он оказывает на своих подчинённых: “Крик и визг, умолкнувшие на минуту, тотчас возобновились…”
    В третий раз описание героя дано во время казни. Одежда и поведение Пугачёва свидетельствуют о том, какое представление о царе-батюшке сложилось у народа, перед нами оживает практически лубочная картинка, на фоне которой противоестественно выглядит пролитая настоящая кровь: “Пугачёв сидел в креслах на крыльце комендантского дома. На нём был красивый казацкий кафтан, обшитый галунами. Высокая соболья шапка с золотыми кистями была надвинута на его сверкающие глаза”.
    Во время вынесения смертных приговоров Пушкин намеренно не показывает выражение лица и глаз Пугачёва, он рисует лишь отрывистые жесты и резкие фразы: “Пугачёв мрачно нахмурился и махнул белым платком… “Вешать его!” – сказал Пугачёв,
    не взглянув уже на меня”.
    В главе “Незваный гость” один за другим идут сразу три портрета Пугачёва. Сначала попадья Акулина Памфиловна говорит об “ястребиных”, хищнических глазах Пугачёва, затем Гринёву предоставляется возможность самому разглядеть вожатого в его новом обличии.
    Попав на военный совет, Гринёв внимательно глядит на страшных знакомых: “…Пугачёв и человек десять казацких старшин сидели в шапках и цветных рубашках, разгорячённые вином, с красными рожами и блистающими глазами…С любопытством стал я рассматривать сборище. Пугачёв на первом месте сидел, облокотясь на стол и подпирая чёрную бороду своим широким кулаком. Черты лица его, правильные и довольно приятные, не изъявляли ничего свирепого”. Двойственность лица, бросившаяся в глаза Гринёву на постоялом дворе, или же его закрытость, проявившаяся во время казни, исчезают, автор делает акцент на отсутствии свирепости в его облике.
    Во время принятия важного решения Пугачёв серьёзен и спокоен, мы видим его в новой ипостаси. Автор любуется патриархальной простотой и искренностью отношений казаков, явно противопоставляя им в дальнейшем военный совет в Оренбурге.
    В следующей картине герой слит со своими товарищами в едином душевном порыве, вызванном исполнением народной песни. “Невозможно рассказать, какое действие произвела на меня эта простонародная песня про виселицу, распеваемая людьми, обречёнными виселице. Их грозные лица, стройные голоса, унылое выражение, которое придавали они словам и без того выразительным, – всё это потрясло меня каким-то пиитическим ужасом”, – делится своими ощущениями Гринёв.
    Пугачёв в этом описании выступает опять в новой роли. Его облик соотнесён с фольклорным образом разбойника, судьба героя зеркально отражается в исполняемой им песне. Однако уже через несколько минут перед нами оказывается другой человек: “Пугачёв смотрел на меня пристально, изредка прищуривая левый глаз с удивительным выражением плутовства и насмешливости. Наконец он засмеялся, и с такой непритворной весёлостью, что и я, глядя на него, стал смеяться, сам не зная чему”.
    Смех Пугачёва моментально сближает его с Гринёвым, он опять превращается в весёлого вожатого, спасшего молодого офицера во время бурана в степи. Между героями возникает искренний разговор, Гринёв отказывается признать в ловком бродяге своего государя и служить ему, а Пугачёв, закрывая глаза на дерзкие слова пленника, разрешает ему уехать. Именно после этой встречи Гринёв проникается к Пугачёву симпатией, переросшей затем в более глубокое и мучительное чувство: “ Не могу изъяснить то, что я чувствовал, расставаясь с этим ужасным человеком, извергом, злодеем для всех, кроме одного меня.
    Зачем не сказать истины? В эту минуту сильное сочувствие влекло меня к нему. Я пламенно желал его вырвать из среды злодеев, которыми он предводительствовал, и спасти его голову, пока ещё было время”. Марина Цветаева в книге “Мой Пушкин” обратила внимание на “магическую внешность” Пугачёва, “в которую сразу влюбился
    Пушкин. Чара – в его чёрных глазах и чёрной бороде, чара в его усмешке, чара – в его опасной ласковости, чара – в его напускной важности…” Гринёв очарован Пугачёвым так же, как их общий создатель.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *