Сочинение на тему первопечатник иван федоров

10 вариантов

  1. 1
    Текст добавил: модель_для_сборки

    КНИГОПЕЧАТАНИЕ НА РУСИ
    История книгопечатания на Руси связана с именем извест­ного просветителя, первопечатника Ивана Фёдорова. Его роль в распространении на Руси первых печатных книг неоспорима и очень велика.
    Иван Фёдоров родился в небольшом селе близ Калуги. Веро­ятно, он происходил из духовенства, ведь был высокообразо­ванным человеком.
    С помощью учителей и наставников Иван Фёдоров овладел латынью, греческим языком, прекрасно знал богословие.
    Подробных сведений о жизни Ивана Фёдорова нет, но кое- что известно. Вся его деятельность была связана с развитием культуры, с просвещением соотечественников.
    В Москве давно осознали необходимость книгопечатания, и русский царь хотел завести печатное дело, чтобы поставлять книги для церквей, изготовленные искусно, без ошибок. Ведь рукописные книги были далеко не совершенны: в них встреча­лось множество ошибок, которые допускали безграмотные пе­реписчики. Цена на хорошую книгу была высока. Порой за неё можно было купить целый дом. Их стоимость все время возрас­тала, пока книги изготавливались вручную.
    Для книгоиздания нужно было отвести определённое место: нужно было достичь единообразия в переписываемых произве­дениях, они все должны были быть одинаковыми.
    Это прекрасно понимал Иван Фёдоров, мечтавший органи­зовать книгопечатание в Москве, как это было у польского и литовского королей.
    Дьякон Иван Фёдоров был приставлен к малолетнему царе­вичу Ивану учителем. В 1565 году Фёдоров выпустил первую книгу в своей типографии, по этой книге в старину учились чи­тать и писать. Но у первопечатника имелось немало завистни­ков, недоброжелателей среди церковников, и он вынужден был покинуть Москву.
    В 1574 году Иван Фёдоров издаёт букварь «Начала учения детям». В нём была русская азбука, упражнения для чтения и письма, примеры склонения и спряжения слов. Семьдесят восемь страниц этой книги отличались искусным полиграфическим ис­полнением, но оформление оригинала азбуки было неброским, весьма скромным: пять заставок и три концовки украшали зна­менитый букварь. Книга стала первым печатным учебником. Сколько с тех пор издано у нас букварей? Никто не решится на­звать цифру даже приблизительно. На прилавках, на книжных ярмарках буквари привлекают прекрасным полиграфическим ис­полнением, яркими картинками. И никто не вспомнит, каким был первый русский букварь Ивана Фёдорова.

  2. КНИГОПЕЧАТАНИЕ НА РУСИ

    История книгопечатания на Руси связана с именем извест­ного просветителя, первопечатника Ивана Фёдорова. Его роль в распространении на Руси первых печатных книг неоспорима и очень велика.
    Иван Фёдоров родился в небольшом селе близ Калуги. Веро­ятно, он происходил из духовенства, ведь был высокообразо­ванным человеком.
    С помощью учителей и наставников Иван Фёдоров овладел латынью, греческим языком, прекрасно знал богословие.
    Подробных сведений о жизни Ивана Фёдорова нет, но кое- что известно. Вся его деятельность была связана с развитием культуры, с просвещением соотечественников.
    В Москве давно осознали необходимость книгопечатания, и русский царь хотел завести печатное дело, чтобы поставлять книги для церквей, изготовленные искусно, без ошибок. Ведь рукописные книги были далеко не совершенны: в них встреча­лось множество ошибок, которые допускали безграмотные пе­реписчики. Цена на хорошую книгу была высока. Порой за неё можно было купить целый дом. Их стоимость все время возрас­тала, пока книги изготавливались вручную.
    Для книгоиздания нужно было отвести определённое место: нужно было достичь единообразия в переписываемых произве­дениях, они все должны были быть одинаковыми.
    Это прекрасно понимал Иван Фёдоров, мечтавший органи­зовать книгопечатание в Москве, как это было у польского и литовского королей.
    Дьякон Иван Фёдоров был приставлен к малолетнему царе­вичу Ивану учителем. В 1565 году Фёдоров выпустил первую книгу в своей типографии, по этой книге в старину учились чи­тать и писать. Но у первопечатника имелось немало завистни­ков, недоброжелателей среди церковников, и он вынужден был покинуть Москву.
    В 1574 году Иван Фёдоров издаёт букварь «Начала учения детям». В нём была русская азбука, упражнения для чтения и письма, примеры склонения и спряжения слов. Семьдесят восемь страниц этой книги отличались искусным полиграфическим ис­полнением, но оформление оригинала азбуки было неброским, весьма скромным: пять заставок и три концовки украшали зна­менитый букварь. Книга стала первым печатным учебником. Сколько с тех пор издано у нас букварей? Никто не решится на­звать цифру даже приблизительно. На прилавках, на книжных ярмарках буквари привлекают прекрасным полиграфическим ис­полнением, яркими картинками. И никто не вспомнит, каким был первый русский букварь Ивана Фёдорова.

  3. 3
    Текст добавил: Пабло Эспиноса Forever

    Иван Фёдоров – русский первопечатник
    Содержание
    Введение
    . Иван Федоров
    .1. Жизнь Ивана Федорова
    .2. Печатное дело
    .3. Полиграфическая техника
    . Первые книги
    .1 Апостол
    .2 Часовник
    .3 Букварь
    .4 Второе издание букваря Ивана Федорова
    Заключение
    Список литературы
    Введение
    Когда на Руси появилась первая печатная книга? Она появилась 1 марта 1564 года в Москве в государственной типографии, которую основал Иван IV и которую возглавил русский первопечатник Иван Федоров. Полное название книги Деяния апостольские, послания соборные и святого Павла послания, но более известно ее краткое название «Апостол».
    Если попытаться вкратце рассказать о его жизни, то получится примерно так: Федоров Иван родился около 1510, умер в 1583 году, основатель книгопечатания в России и на Украине. В 1564 в Москве совместно с П. Мстиславцем выпустил первую русскую датированную печатную книгу «Апостол». Позднее работал в Белоруссии и на Украине. В 1574 выпустил во Львове первую славянскую «Азбуку» и новое издание «Апостола». В 1580-81 в Остроге издал первую полную славянскую Библию.
    Остановимся более подробно на биографии Ивана Федорова, на его вкладе в развитие печатного дела, рассмотрим полиграфичекую технику и первые книги, изданные им.
    1. Иван Федоров
    .1 Жизнь Ивана Федорова
    Иван Федоров, настоящее имя Иван Федорович Московитин, – основатель книгопечатания в России и Украине. Точной даты рождения Ивана Федорова ученым установить не удалось. Считается, что он родился около 1510 года. О ранних годах первопечатника почти ничего не известно. Некоторые ученые-историки высказывают предположение, что он обучался в Краковском университете, другие упоминают о его имени, встречавшемся в списках студентов немецких учебных заведений.
    В 1530-1550-е годы, по-видимому, принадлежал к окружению митрополита Макария, и с ним приехал в Москву, где занял должность диакона в кремлевском храме Николы Гостунского – одну из самых заметных в московской иерархии.
    В 1553 году Иоанн IV приказал строить в Москве особый дом для типографии, но последняя была открыта только в 1563 году, когда в ней и начали работать первые русские печатники – Иван Федоров и Петр Мстиславец. Через два года они окончили печатать “Апостола”. Тотчас же по выходе “Апостола” начались гонения на печатников со стороны переписчиков, и Иван Федоров и Петр Мстиславец должны были бежать в Литву, где их радушно принял гетман Хоткевич, который в своем имении Заблудове основал типографию. Вместе с Иваном Федоровым покинул Москву и его сын Иван, который всю свою жизнь посвятил делу отца. К тому времени Иван Федоров был уже вдовцом. Некоторые ученые полагают, что его любимая жена погибла в пожаре. Доказательством тому, что Иван Федоров овдовел в Москве служит его переход с должности дьякона на работу по устройству типографии. Дело в том, что духовенство обычно отстраняло от церкви служителей-вдовцов.
    Первой книгой, отпечатанной в Заблудовской типографии Иваном Федоровым и Петром Мстиславцем, было “Учительное Евангелие” (1568). Позднее Иван Федоров с целью продолжения типографского дела переселился во Львов и здесь в 1574 году в основанной им типографии напечатал второе издание “Апостола”.
    Через несколько лет его пригласил к себе князь Константин Острожский в город Острог, где он напечатал, по поручению князя, знаменитую “Острожскую Библию”, первую полную Библию на славяно-русском языке. Вскоре после этого, в декабре 1583года, “друкарь москвитин” скончался в предместье города Львова, в страшной нищете.
    иван федоров печатная книга
    1.2 Первая печатная книга на Руси
    иван федоров печатная книга
    Основываясь на свидетельство первопечатника, считают, что типография в Москве была открыта в 1563 году. Для начала типографской деятельности Иван Федоров и Петр Мстиславец изготовили и отлили один шрифт, использовав рисунок полуустава. Изготовление шрифта – трудоемкая работа. Вначале изготавливалась матрица – вырезалась в твердом металле выпуклая форма для каждой буквы, изготавливалась ее копия путем оттиска на более мягком металле полученная углубленная форма и называлась матрицей. Наливая в нее металл, получали литеры в нужном количестве. Затем из этих букв набирался текст, который требовал ювелирной точности соблюдения промежутков между буквами и словами. «Апостол» издан как совершенное произведение печатного искусства.
    Исследователи установили, что текст «Апостола» отличается от распространенных в то время рукописных «Апостолов». Это могло означать только одно – производилось тщательное редактирование текста. Ученые допускают, что его редактировали либо в кружке митрополита Макария, либо самим первопечатниками Иваном Федоровым и Петром Мстиславцем.
    Второй книгой, вышедшей из московской типографии Ивана Федорова, был «Часовник», выпущенный двумя изданиями в 1565 году. Первое из них было напечатано 7 августа 1565 года и окончено 29 сентября 1565 года. Другое печаталось со 2 сентября по 29 октября. По этой книге учились читать. Других книг, изданных Иваном Федоровым и Петром Мстиславцем в Москве, мы не знаем. Но они, скорее всего, существовали, поскольку о некоторых из них упоминает библиограф XVIII века епископ Дамаскин (1737-1795).
    К сожалению, вскоре после издания «Часовника» Ивану Федорову и Петру Мстиславцу пришлось покинуть Москву. Гонимые недоброжелателями, они нашли приют в Литовском княжестве в Заблудово. Кто именно был противником первопечатников, нам неизвестно. В послесловии к «Апостолу» можно найти такие строки, описывающие причины отъезда из Москвы: «…от злобы, часто случающейся на нами не от самого того государя, но от многих начальников и священноначальников и учителей, которые на нас из зависти многие ереси умышляли, желая добро во зло превратить и Божие дело в конец погубить, как бывает в обычае злонравных, ненаученных и неискусных в разуме людей, не имеющих навыка в грамматических тонкостях и не имеющих духовного разума, но напрасно произносящих злое слово… Это изгнало нас от земли, отечества и народа нашего и заставило переселиться в чужие незнакомые страны».
    Крупный литовский земельный магнат Григорий Александрович Ходкевич пригласил печатников в свое имение Заблудово (под Белостоком), чтобы там они устроили типографию и печатали книги для снабжения ими православных церквей. Первой книгой, вышедшей в Заблудове, было «Евангелие учительное». Эта книга во многом отличалась от московских изданий. Наличие подробного титульного листа, предисловия, а не послесловия, которое было написано самим Ходкевичем – вот основные отличия этой книги. Нужно отметить, что в предисловии Ходкевич упоминает первопечатников с большим уважением, называя их по имени и отчеству Иван Федорович Москвитин и Петр Тимофеевич Мстиславец, тогда как в Москве их называли как людей простого звания.
    «Евангелие учительное» было издано с тем же совершенством, что и московский «Апостол», но оно стало последней книгой, которую Иван Федоров и Петр Мстиславец издали совместно. На этом их жизненные пути разошлись. Петр Мстиславец уехал в Вильно, где он продолжил дело книгопечатания. Последней книгой, изданной в Заблудове, был «Псалтырь с Часословцем» (1570).
    В 1569 году была заключена Люблинская уния, окончательно закрепившая объединение Польско-литовского государства, после чего отношения с Москвой обострились, а православие стало постепенно изгоняться из государства. Понятно, что в таких условиях просветительская деятельность Ивана Федорова стала невозможной. Ходкевич подарил Федорову деревню, которая могла бы прокормить его, но первопечатник не хотел оставить своего любимого дела. И тогда вместе с сыном, а возможно, и с другими работниками типографии, Иван Федоров переехал во Львов.
    Дорога была трудной: в местности, которую надо было пересечь, началась эпидемия чумы. Но и добравшись до Львова, Иван Федоров оказался в совершенно иных условиях, нежели был до сих пор. Если в Москве типография существовала на государственные средства, а в Заблудове на средства мецената, то во Львове надо было найти либо состоятельных людей, либо обратиться к церкви. Иван Федоров подробно рассказал о своих мытарствах в послесловии к «Апостолу», который он все же напечатал во Львове. И помогли ему небогатые священники и небогатые горожане. Он получил помощь от людей, понимавших огромное значение книги.
    В феврале 1573 года Иван Федоров приступил к печатанию второго издания «Апостола». Отличие нового издания заключалось в более обширном и эмоциональном послесловии. В конце книги целую страницу занимает типографская марка Ивана Федорова. В богатом орнаменте с одной стороны помещен герб города Львова, с другой – знак Ивана Федорова, появляющийся во всех последующих изданиях. В конце книги на 9 страницах отпечатано послесловие, которое изумляет свои содержанием и формой. Само по себе оно является литературным памятником. Из него становится очевидным, что знакомство автора с произведениями Максима Грека, Андрея Курбского, «Стоглавом», а также сочинениями своих современников.
    В том же году, что и «Апостол» Иван Федоров напечатал «Азбуку», в послесловии к которой он пишет, что сложил эту книгу «ради скорого младенческого научения» и перечисляет источники, из которых брал тексты. Единственный экземпляр этой книги в 1927 году был найден в Риме, сейчас этот раритет находится в США.
    В 1575 году произошла знаменитая встреча Ивана Федорова с князем Константином Константиновичем Острожским, владельцем крупного поместья Острог (город на Волыни, к северо-востоку от Львова). Этот феодал принадлежал к православной церкви и поддерживал украинское национальное движение. Богатство помогло Острожскому вести свою политику и создать в своем имении просветительские учреждения. Для осуществления этой цели он собрал в своем поместье высоко образованных людей, которые занимались педагогической и литературной деятельностью. Иван Федоров был как раз тем человеком, в котором он очень нуждался, так как для осуществления просветительской деятельности в Остроге остро не хватало типографии. Иван Федоров или просто Друкарь, как его назвали на Украине, был единственным человеком, обладающим кириллическим шрифтом.
    Но первопечатник не сразу начал печатать книги на новом месте. Сначала Острожский назначил его управителем Дерманского монастыря, находившегося на землях князя. Но служба тяготила художественную натуру первопечатника. Книги – вот что занимало его всецело. И в конце 1576 года он снова во Львове, куда его призвали многочисленные дела, связанные с книгопечатанием. По различным сохранившимся документам установлено, что в то время Иван Федоров обладал широкими деловыми связями.
    В 1577 году он ездил в Турцию. Считается, что князь Острожский послал его для покупки греческой «Библии». В 1579 году Иван Федоров окончательно переселился в Острог. Это было время, когда там шла работа по подготовке к печати текста «Библии». Вначале ученые, которые жили в Остроге, хотели перевести «Библию» на украинский язык, но затем отказались от этой идеи, боясь неточностей перевода, которые могли исказить содержание. За образец «Библии» была взята московская геннадиевская рукопись. Печатание книги растянулось на полтора года. Из Львова Первопечатник сумел привезти только крупный московский шрифт «Апостола», которым он и печатал свои последние книги. Но для «Библии» этот шрифт был непригоден – книга получилось бы слишком большой. Поэтому для печатания книги были отлиты два новых шрифта: один для основного текста, другой, совсем мелкий, – для примечаний. А для заглавных листов был использован крупный московский. Послесловия и предисловия были отпечатаны параллельно с церковнославянским греческим шрифтом. Острожская «Библия» представляет собой очень большую книгу, в которой 628 листов. Текст напечатан в два столбца, что являлось новым приемом в русской и украинской книге. На последней странице помещено послесловие с указанием даты выхода в свет и типографский знак. В отличие от ранних книг Ивана Федорова, в «Библии» нет указания о начале работы, ученые предполагают, что она была начата либо в 1579, либо в 1580 году.
    В мае 1581 года была напечатана «Хронология» Андрея Рымши. Автор книги, как полагают, был из Острожской высшей школы. Ученые предполагают, что в Остроге вышла новая редакция «Азбуки», которая была несколько раз переиздана. На эту мысль наводят две «Азбуки» в Англии – в Кембрижской и Оксфордской библиотеках.
    В 1582 году Иван Федоров вернулся во Львов, привезя с собой 400 экземпляров «Библии». Львовская типография первопечатника была заложена за большую сумму, и выкупить ее у Ивана Федорова не было денег. И он решил основать новую типографии, но этим планам уже не суждено было осуществиться.
    1.3 Полиграфическая техника
    О печатном стане для первых книг не сохранилось сколько-нибудь подробных источников, известно лишь, что он был сделан по итальянским образцам. Надо сказать, что вся типографская терминология, продержавшаяся до середины XIX в., была целиком заимствована у итальянцев.
    Вот, например:
    тередорщик (печатник) – tiratore;
    батырщик (набойщик или накладчик краски на литеры) – battitore;
    пиан, или пьям (верхняя доска печатного станка) – piano;
    марзан (брусок, вкладываемый в печатную форму там, где должны оставаться поля в книге) – margine;
    пунсон (стальной брусок с выгравированной на торце буквой для пробивки матриц) – punzone;
    маца (кожаный мешочек, набитый шерстью или конским волосом, с рукоятью для набивки краски на литеры) – mazza;
    тимпан (четырехугольная рама при станке, которую обтягивали пергаменом и накладывали на нее печатный лист) – timpano;
    штанба (книгопечатное заведение) – stampa.
    Среди типографских терминов того времени встречается только одно немецкое слово – друкарня (типография). Оно было занесено на Русь из юго-западных полиграфических мастерских. Эти же термины использовались во всех европейских типографиях
    Единственным источником сведений о станке Федорова является, пожалуй, только опись его типографского имущества, сделанная вскоре после смерти печатника во Львове. Там нашлось такое описание: “типографский станок со всеми принадлежностями из дерева, …большой литой медный винт с гайкой и пластиной, которой прижимают литеры, и рама, в которую помещают литеры”. Можно заключить, что размер его был сравнительно небольшой, поскольку указанный вес всех медных деталей в сумме составляет примерно 104 кг.
    Самая ранняя сохранившаяся документация Московского печатного двора относится к первой половине XVII в. Важнейшими свидетельствами используемой полиграфической техники первой русской типографии являются сами федоровские издания. Учитывая с большой долей вероятности тот факт, что оборудование и приемы не менялись, по крайней мере, в течение 100 лет после смерти великого мастера, ученые смогли реконструировать шрифты, очертания форм для иллюстраций, приемы набора, верстки и печати, а также технику переплета русских первопечатных книг.
    Итак, количество шрифтов, находящихся в распоряжении Анонимной типографии равнялось 5. В самом первом из них, для набора узкошрифтного Четвероевангелия 1553 г., литеры отливались вместе с надстрочными знаками. Этот прием заимствован из Западной Европы. Начиная со следующего издания – Триоди постной 1555 г. – буквы и надстрочные знаки уже отливали отдельно (историки считают это косвенным свидетельством появления в Анонимной типографии Ивана Федорова).
    Сам же Москвитин в своей работе применял 6 шрифтов. Все московские, заблудовские и львовские издания набраны московской гарнитурой, имитирующей полууставное письмо XVI в. Сначала этот шрифт имел только два размера. Позже, в Остроге, Федоров отлил еще два увеличенных его размера и греческий шрифт в двух кеглях.
    Все рисунки для шрифтов и пуансоны изготовил сам мастер. В XVII в. гравировка пуансонов была уже обязанностью граверов-резцов. Дело это было очень трудоемкое – для подготовки пуансонов всего шрифта требовалось несколько месяцев. На печатном дворе строго следили за тем, чтобы рука у резца была твердой.
    Ударом молотка вдавливая торец пуансона с буквой в медный брусок, получали матрицы для отливки литер. Только опытный мастер мог рассчитать силу удара, чтобы углубление было везде одинаковым.
    В XVI-XVII в.в. секрет типографского сплава русским печатникам был еще не известен, поэтому шрифты отливали из олова. Знаки шрифта хранили в кассах, однако устройство их было не слишком удобным, что сильно замедляло скорость набора.
    Для получения книжных иллюстраций и орнаментов гравировали деревянные доски, чаще всего из грушевого дерева. Пилить его на доски нужно было обязательно вдоль ствола. Рисунок для резьбы составляли знаменщики (художники, расписывающие красками и золотом парадные издания). Вырезание зеркального изображения на доске называлось “обронной ” резьбой.Изготовить доску для одной гравюры удавалось лишь за 2-3 месяца.
    На первых порах при печатном стане работали два человека – батырщик и тередорщик. Совершенно очевидно, что в процессе создания первых московских изданий Федоров и Мстиславец делили эти должности между собой.
    Черную краску для набивки варили в самой типографии из сажи, дорогую же киноварь покупали. Самым сложным процессом как раз и была двухцветная печать. В анонимных изданиях применялась московская техника печати за один проход. При этом всю форму покрывали черной краской, а с литер, предназначенных для красных отпечатков, ее аккуратно стирали, и кисточкой наносили киноварь. Позже перешли к двухпроходной печати сначала с двух разных форм, а затем с одной. Все федоровские издания напечатаны последним способом.
    Перед печатью бумагу увлажняли на мокрой ткани, помогая ей лучше воспринимать краску.
    Готовые оттиски собирали в тетради и каждую выколачивали деревянным молотком, не допуская увеличения толщины у корешка. Все собранные вместе тетради выравнивали в тисках, после чего обрезали. В парадных изданиях (для подношение царю или патриарху) обрез золотили или окрашивали краской. Для сшивания чаще всего использовали конопляные нитки в несколько сложений. Переплетными крышками служили доски, обтянутые тканью или кожей. Как правило, в ход шли кожи телячьи или овечьи, реже конские и козьи.
    Кожаный переплет нередко украшали тиснением с помощью специального штампа.
    Завершалось книжное творение прикреплением к переплету застежек и угловых накладок. Именно эти застежки и помогали продлить жизнь произведениям полиграфического искусства.
    За исключением поворота винта станка для прижатия печатного листа к форме все операции делались вручную. А ведь была еще редакторская, корректорская, литературная и художественная работа! Какой же титанический труд вкладывали первопечатники в свое произведение! Изо дня в день в течение года самоотверженно продвигались они к воплощению своего дерзновенного замысла. Помогали им в этом не только талант, но и высокая сила духа.

  4. Все знают, что раньше люди писали книги вручную. Какой-нибудь древний монах-переписчик ночами, при свете свечи, сидел над манускриптами, выводя замысловатые буквы. Написать от руки целую книгу невероятно сложно, поэтому в древности книги считались величайшей ценностью. Порой писец работал многие месяцы и, окончив свой труд, облегченно писал в конце: “Как радуется заяц, убежавший от ловушки, так радуется и писец, окончивший эту книгу”. А потом в XV веке Иоганн (а по-нашему &#151 Иван) Гутенберг изобрел печатный станок. С тех пор книги наводнили мир.
    На Руси, кстати, зачинателем печатного дела тоже был Иван. В историю он вошел как первопечатник Иван Федоров, хотя в некоторых напечатанных им книгах он подписывался как Иван Федорович Москвитин. О нем мы вспомнили не зря. Ведь в этом году исполняется 440 лет
    с тех пор, как 19 апреля 1563 года Федоров открыл в Москве первую на Руси “печатню”, то есть типографию.
    Открыл он ее по царскому веленью. Печатный станок тогда был делом государственной важности, и без указания царя никто книгопечатанием заняться не смел. Ведь правил тогда Иван Грозный &#151 царь страшный и жестокий. Зато значение книги царь понимал и, решив не отставать от Европы, повелел построить Государев Печатный двор. Стоял он в Москве, в Китай-городе (кстати, здание корректорской, или, как ее тогда называли, “правильни” стоит там до сих пор). Его руководителем и стал церковный дьякон Иван Федоров, будущий первопечатник.
    Строго говоря, он был не самым первым. Перед этим несколько лет в Москве действовала некая анонимная типография (вероятно, при государевом дворе). Книги, которые выпускали эти неизвестные печатники, не имели никаких выходных данных, и мы не знаем, когда и кем они были напечатаны. Так анонимный издатель опрометчиво упустил шанс войти в историю, уступив его нашему герою.
    Итак, первая точно датированная печатная книга на русском языке увидела свет в марте 1564 года. Она называлась “Деяния и Послания Апостолов”, хотя чаще говорят просто “Апостол”. Федоров и его помощник Петр Мстиславец работали над этой книгой почти год! Это был довольно пухлый том церковного содержания. Печатники хотели, чтобы книга была похожа на старые рукописные книги. Шрифт ее воспроизводил рукописное письмо, первая буква каждой главы была выделена красной краской. Начало каждой главы было украшено узором, на котором переплетались виноградные лозы с кедровыми шишками. Через полтора года Федоров и Мстиславец издали сборник молитв “Часовник”. Еще долго именно по этой книге детей учили чтению. К сожалению, эта книга оказалась второй и последней, выпущенной Федоровым
    в России.
    О Федорове мы знаем немного – только то, что он сам о себе рассказал в своих изданиях. Мы знаем, например, что он учился книгопечатанию у некоего датского мастера, которого король Дании прислал в Москву специально по просьбе Ивана Грозного. Кстати, Федоров был, оказывается, на все руки мастер &#151 он сделал не только печатный пресс, но и многоствольную мортиру &#151 дальнюю предшественницу “катюш”.
    Знаем мы и то, что новые веяния в книжном деле не очень-то пришлись по вкусу старым монахам-переписчикам. Еще бы — такая конкуренция! Труд переписчика становился абсолютно невыгоден, ведь станок позволял печатать книги куда быстрее и дешевле! Мы знаем, что в 1566 году в типографии Федорова произошел пожар, и есть все основания считать, что он не был случайным. В итоге Ивану Федорову и Петру Мстиславцу пришлось бежать в Литву, а потом
    и на Украину. “Зависть и ненависть нас от земли и отечества и от рода нашего изгнали и в иные страны, неведомые доселе”, — написал Федоров. Но и там компаньоны продолжили заниматься печатным делом &#151 издали “Псалтырь” и “Азбуку”.
    Некоторые книги Федорова можно увидеть в Петербурге. В главной библиотеке города, Российской национальной, хранятся четыре экземпляра его “Апостола”.

  5. Первопечатник  Иван Фёдоров

    Первой печатной книгой, как все хорошо знают, был «Апостол», а первым человеком, напечатавшим эту книгу — диакон Иван Федоров. Желая еще раз напомнить соотечественникам о важности книги для духовной культуры народа, Синод Русской Православной Церкви принял решение учредить «День православной книги» и отмечать его в тот день, когда на Руси появилась первая печатная книга — 14 марта.
    — Родился  в 1510  году.
    В старой Москве в Кремле стояла замечательная церковь – в честь иконы святителя Николая Чудотворца, прозванной Гостунской. Слава образа святителя Николая Чудотворца облетела Россию и оказалась столь велика, что в июне 1506 года по приказу великого князя Василия III чудотворная Гостунская икона была перенесена в Москву.Храм каменный на месте деревянного выстроили всего за 9 недель, а чудотворный образ украсили золотом, драгоценными каменьями и жемчугом.
    — Учился в Краковском университете, где получил учёную степень бакалавра.
    Иван Федоров учился в Краковском университете в 1529—1532 годах — в «промоционной книге» последнего есть запись о том, что в 1532 году степени бакалавра был удостоен  «Johannes Theodori Moscus».
    В 1550-х годах Иоанн Феодоров удостоился чести служения дьяконом в этой церкви, где хранилось множество славянских и греческих книг. Служителей сюда брали особо грамотных. Это был главный Никольский храм в Кремле.
    Его очень чтили и государи, и простые москвичи. Цари присутствовали здесь за литургией, а на престольные праздники в нем всегда служили митрополиты и патриархи с обязательной раздачей милостыни. Известно, что царь Иоанн Грозный очень чтил Гостунский образ святителя Николая и часто молился перед ним.
    — В 1563 году открылась первая типография в Москве, созданная по благословению святителя Макария и датированная из царской казны.
    Новый этап в развитии русского книгопечатания начался в 1563 году, когда на выданные из царской казны деньги в Москве была создана «штанба» (типография). Во главе ее встали опытные мастера Иван Федоров и Пётр Мстиславец.
    — 1 марта 1564 года совместно с Петром Мстиславцем напечатал первую точно датированную русскую книгу «Апостол»
    — шедевр типографского искусства. До наших дней сохранился 61 экземпляр этого шедевра книжного дела. В послесловии, написанном самим Иваном Федоровым, рассказывалось о создании типографии, учрежденной повелением царя Ивана IV «от своея царския казны», указывались имена «делателей» и цели издания – выпуск «праведных» печатных книг.
    В 1565 году издал «Часовник» — основную учебную книгу на Руси, сохранившуюся в 7-ми  экземплярах.
    Ручной труд переписчика книг был на Руси весьма доходным делом и многие переписчики книг проявляли недовольство, их труды обесцениваются с выходом печатных книг. Но печать книг давала просвещение Руси в её народе более широкому кругу людей, о чём не мог не думать Иван Фёдоров.  Вскоре умирает митрополит  Макарий. Труды по производству книг в Москве обрываются.  По всей видимости, всё это и послужило причиной  поджога типографии.
    В 1566 году, под давлением общественного мнения мастера уехали в Литву, увезя с собой и часть купленного на казенные деньги типографского инвентаря. Вряд ли такое могло произойти без воли царя. Косвенным подтверждением тому являются последующие откровения Ивана Федорова, писавшего, что изгнан он был «не от самого того государя, но от многих начальник, и священноначальник, и учитель». Их типография, на западно-русский манер, получившая название друкарня, разместилась в городе Заблудове во владениях литовского гетмана Григория Ходкевича,
    известного покровителя православного просвещения в Речи Посполитой.
    В марте 1569 года Федоровым и Мстиславцем в Заблудове было напечатано «Учительное Евангелие».
    Эта книга стала последним совместным произведением первопечатников. Вскоре после этого Петр Мстиславец переехал в столицу Литвы Вильну, где основал собственную друкарню. Оставшись один, Иван Федоров не пал духом и стал готовить издание новой книги.
    В 1570 году вышла «Псалтырь с Часословцем».
    Несомненно, первопечатника переполняли новые замыслы, но состарившийся гетман Григорий Ходкевич закрыл заблудовскую друкарню. В награду за труды гетман подарил оставшемуся без работы мастеру небольшое имение Мизяково под Винницей.
    — Осенью 1572 года он уже обосновался в городе Львове,
    где стал готовить новое издание «Апостола», которое было напечатано в феврале 1574 года огромным по тем временам тиражом — 3000 экземпляров. Книга быстро разошлась.
    —  Воодушевленный успехом, Федоров в 1574 году издал первую русскую «Азбуку».
    Открывали «Азбуку» 45 букв кириллического алфавита, расположенные сначала в прямом, а затем в обратном порядке, собственно азбуку дополняли различные примеры и грамматические конструкции, учебные тексты, а также молитвы, послания, притчи. Это была полноценная учебная книга, которая шла нарасхват и зачитывалась буквально до дыр. Единственный дошедший до нас экземпляр «Азбуки» Федорова находится сегодня в библиотеке Гарвардского университета в США.
    Вскоре Иван Федоров поступил на службу к одному из самых богатых магнатов Речи Посполитой князю Константину Константиновичу  Острожскому,
    владевшему сотнями городов и сел. Первое его назначение у нового хозяина не было связано с издательской деятельностью. Федоров стал управителем Дерманского Свято-Троицкого монастыря на Волыни. Лишь потом ему удалось убедить князя основать собственную друкарню.
    — Четвертая по счету типография Федорова работала в городе Остроге на рубеже 1570-1580 годов.
    Здесь были выпущены «Азбука», «Новый завет с Псалтырью», а также «Книжка, собрание вещей нужнейших вкратце скорого ради обретения в книзе Нового завета» — своеобразный алфавитно-предметный указатель к Евангелию. Наконец, именно в Остроге Федоровым была напечатана и первая полная славянская Библия. Специалистам она хорошо известна под названием «Острожской Библии». Издание Библии, широко разошедшейся по всем славянским землям, стало одним из главных деяний бурной жизни Ивана Федорова.
    — Умер Иван Федоров во Львове 5 декабря 1583 году.
    Похоронили его на кладбище при Онуфриевском монастыре. В конце XVIII века останки Федорова, как человека особо выдающегося, были перенесены в саму церковь и перезахоронены в притворе близ главных дверей. На надгробном камне была сделана надпись: «Друкарь книг пред тем невиданных».

  6. –>
    ИВАН ФЕДОРОВ (ок. 1510—5.XII. 1583)—выдающийся деятель русской культуры, первый известный по имени русский типограф, гравер, литейных дел мастер, В 1532 г. получил степень бакалавра Краковского университета. В 50-е гг.— дьякон церкви Николы в Московском Кремле.
    Возможно, работал еще в первой типографии в Москве, анонимно выпустившей 7 изданий в 50-е гг. С апреля 1563 по март 4564 г. И. Ф. совместно с Петром Мстиславцем работал над подготовкой текста, литьем шрифта и изготовлением гравюр для издания Апостола. Совокупность художественных приемов оформления текста, разработанная И. Ф., повлияла на все последующее русское, а также и украинское книгопечатание. В послесловии к Апостолу 1564 г. непосредственным инициатором создания типографии назван царь Иван Грозный. До 1565 г. И. Ф. и Петром Мстиславцем были напечатаны еще 2 Часовника. Через некоторое время по не вполне ясным причинам оба типографа покинули Москву и обосновались в Заблудове, имении литовского гетмана Ходкевича, впоследствии сторонника Ивана Грозного как претендента на польский престол. Существует предположение, что типографы бежали из Москвы от преследования бояр. Н. А. Мещерский выдвинул гипотезу, что они отправились в Западную Русь для проповеди православия. Этим можно было объяснить то, что И. Ф. сумел вывезти шрифт и граверные доски.
    В Заблудове были напечатаны Учительное Евангелие и Псалтырь с Часословцем. Обе книги украшены заставками и инициалами. Евангелие — геральдической композицией, а Псалтырь — двумя гравюрами. Предисловия написаны И. Ф. и Г. А. Ходкевичем.
    В 1572 г. И. Ф. переезжает во Львов уже без Петра Мстиславца. Там в 1573— 1574 гг. он работает над новым изданием Апостола, украшенным заставками, инициалами, концовками и тремя гравюрами. В послесловии И. Ф. рассказывает о своей типографской деятельности в Москве и Литве и о переезде во Львов. Там же в 1574 г. была издана первая восточнославянская Азбука.
    В 1578 г. И. Ф. перебирается в Острог во владения князя К. К. Острожского, воеводы Киевского. Здесь он сначала печатает новую Азбуку с параллельными греко-славянскими текстами.
    В 1580 г. И. Ф. издает Новый завет с Псалтырью и отдельно указатель к нему. В 1580—1581 гг. И. Ф. издает первую полную славянскую Библию по одному из списков Геннадиевской Библии (т. н. Острожская Библия) с собственным послесловием. Вышло два тиража, в каждом своя редакция текста послесловия И. Ф. В 1581 г. выходит последнее издание И. Ф.— “Хронология” Андрея Рымши на одном листе.
    И. Ф. сам написал предисловие к Заблудовской Псалтыри, послесловия к Апостолу 1564 г., Львовскому Апостолу и Львовской Азбуке. В литературном отношении наибольший интерес представляет послесловие к Львовскому Апостолу, где И. Ф. пишет о том, что заставило его взяться за нелегкий труд типографа и продолжать его в самых тяжелых обстоятельствах. И. Ф. первым опубликовал древнейшие памятники славянской литературы: болгарское “Сказание о письменах” Черноризца Храбра (нач. Х в.) в приложении к Острожской Азбуке и одно из слов Кирилла Туровского в Учительном Евангелии.
    Последние два года жизни И. Ф. прошли в разъездах. Известно, что в 1583 г. он посетил Краков и Вену, где показывал императору Рудольфу I свое изобретение — многоствольную пушку со съемными стволами. Попытка организовать новую типографию во Львове окончилась неудачей. В конце того же 1583 г. И. Ф. скончался во Львове и был похоронен в Онуфриевском монастыре.
    Существует продолжающееся издание, посвященное старопечатной книге: “Федоровские чтения” (М., 1976 и ел.).
    Н. И. Милюгенко
    Понравилось сочинение » Иван Федоров, тогда жми кнопку

  7. 7
    Текст добавил: ТвОй•ХоДяЧиЙ•пОцЕлУй

    Однако такое развитие книгопечатанья устраивало не всех. Во-первых, переписчики теряли свою работу. Во-вторых, считалось, что рукописные книги, в отличие от печатных, обладают особой энергетикой, так как в их создание переписчики вкладывают душу. А печать на бездушном станке считалась чем-то нечистым.
    В связи с этим Московский печатный двор неоднократно поджигали, монахи устроили гонения на печатников.
    По указу царя в 1568 году Иван Федоров перебирается в Великое княжество Литовское. В 1569 году по просьбе военачальника Григория Ходкевичона он способствует открытию типографии в городе Заблудове.
    После объединения Литвы и Польши в Речь Посполитую первопечатник направился во Львов. Он мечтал открыть там типографию, но местные богачи неохотно вкладывали деньги в дело развития книгопечатанья.
    Тем не менее Федорову удалось организовать книгопечатанье, и вскоре он уже продавал книги во Львове, Кракове и Коломне. До конца своих дней Федоров продолжал открывать типографии и печатать церковные книги. Затем он передал управление типографией своему старшему сыну, а сам отправился в Европу делиться опытом.
    Умер Иван Федоров в 1583 году, похоронен в Свято-Онуфриевском монастыре. Над его могилой лежит плита, на которой записано: “Друкарь (т. е. печатник) книг, пред тем невиданных”.
    В благодарность люди установили в Москве, Львове и других городах памятники первопечатнику Ивану Федорову. Фото такого памятника мы поместили в данную статью.
    Невозможно переоценить тот вклад, который Федоров внес в развитие и просвещение общества.
    На этом краткая биография Ивана Федорова-первопечатника для детей и взрослых не заканчивается. В архивных документах содержится еще много тайн и загадок, связанных с личностью Федорова.

  8. В центре Москвы стоит памятник: человек средних лет, одетый в длинный старорусский кафтан, держит в руках только что отпечатанный лист будущей книги. Это памятник Ивану Федорову. Кто же такой Иван Федоров? За что ему поставлен памятник в столице нашей Родины? Почему вся страна в 1958 г. отмечала как памятную дату 375-летие со дня его смерти?
    Перенесемся в XVI в., когда царствовал Иван Грозный. Люди и тогда тянулись к просвещению. Недаром же старорусские книжники считали чтение книг одной из человеческих добродетелей. «Книги — это реки, напояющие Вселенную, в них ведь неисчетная глубина», — говорили они.
    Но удовлетворить тягу к книжному просвещению в те времена было не так легко. В России еще не умели печатать книги. Их переписывали от руки особые переписчики — писцы. Порой такой писец работал многие месяцы и, окончив свой труд, облегченно писал в конце: «Как радуется заяц, убежавший от ловушки, так радуется и писец, окончивший эту книгу».
    Конечно, рукописных книг было мало, и стоили они дорого.
    К этому времени книгопечатание было уже широко распространено в большинстве европейских стран. И в России потребность в печатных книгах все росла.
    Иван Федоров.
    После взятия русскими войсками Казани в 1552 г. правящие круги тогдашней России стремились распространить христианство среди мусульманского населения. Нужно было много печатных книг для церковного богослужения, притом таких, в которых не было бы описок. Тогда-то, по желанию царя Ивана Грозного, решено было прибегнуть к книгопечатанию.
    В 1553 г. в Москве был построен Печатный двор. Он стоял на Никольской улице (теперь улица 25 октября). Там и до сих пор остались строения Печатного двора более позднего времени.
    Первой книгой, вышедшей в Москве с обозначением места и года печати, был «Апостол» 1564 г. Это довольно объемистая книга церковного содержания. Печатники старались сохранить в ней все особенности рукописи. Шрифт воспроизводил рукописное письмо, первая буква каждой главы выделялась красной краской.
    Начало главы украшали заставки — орнаменты, на которых переплетались виноградные лозы с кедровыми шишками. В конце книги рассказывается, почему введено было книгопечатание в России, и названы печатники: дьякон Иван Федоров и Петр Мстиславец.
    Отсюда мы впервые узнаем об Иване Федорове. В то время ему было лет 30—40. Сан дьякона (младший церковный чин) дали первопечатнику, чтобы поставить его в более привилегированное положение по сравнению с простыми людьми. Нет никакого сомнения, что Федоров был русским, и притом москвичом; он сам писал о себе: «Иван Федоров, печатник из Москвы». Он был не только печатником, но и знал различные ремесла и был одним из образованных и предприимчивых людей своего времени.
    Его товарищ — Петр Мстиславец, судя по прозвищу, происходил из города Мстиславля, на Смоленщине. Следовательно, и второй первопечатник был русским или белорусом.
    Конечно, первопечатники не сами выдумали способы книгопечатания, уже известные в других странах. Навыки печатного дела получены были, вероятно, из Италии, где в то время книгопечатание достигло особенного расцвета. Но печатались книги по образцу русских рукописей.
    Печатный двор работал недолго. В октябре 1565 г. он выпустил вторую книгу — «Часов-ник», содержавшую различного рода молитвы. В России того времени «Часовник» служил первой книгой для обучения чтению. «Апостол» печатался год и стоил очень дорого. «Часовник» же печатался всего два месяца.
    Что случилось дальше, не вполне ясно. В России наступило тревожное время опричнины. Позднейшие рассказы говорят о гибели Печатного двора от пожара, но подтверждения этому мы не имеем. Рассказывают о бегстве первопечатников из Москвы в Литовское великое княжество, но и это только предположение.
    Может быть, первопечатники покинули Москву даже с согласия самого царя, чтобы помочь развитию книгопечатания в Белоруссии.
    Лист из «Апостола» — первой русской печатной книги (1564).
    Во всяком случае, через несколько лет после выхода «Часовника» печатники оказались в Литовском княжестве. Здесь они работали в Заблудове, белорусском местечке, принадлежавшем крупнейшему землевладельцу и гетману Ходкевичу. 8 июля 1568 г. печатники стали набирать первую свою книгу в Литве. Через 9 месяцев она вышла из печати. Петр Мстиславец вскоре покинул Заблудово и переехал в столицу Литвы — Вильно (современный Вильнюс), где продолжал печатать книги. Иван Федоров остался в Заблудове и напечатал там еще одну книгу — «Псалтирь», окончив работу в марте 1570 г.
    Но Ходкевич состарился и больше не хотел утруждать себя хлопотами, связанными с печатанием книг, Он предложил первопечатнику прекратить свое дело и стать небольшим землевладельцем. Иван Федоров гордо ответил старому гетману, что найдет иное поле для своей деятельности, потому что хочет «рассевать духовные семена по Вселенной», а не работать сохою.
    И вот Иван Федоров вместе с семьей отправился в новые скитания. Он поехал в богатый украинский город Львов, где надеялся найти помощь. Деньги ему удалось достать только у местных ростовщиков, и то с большим трудом.
    В 1573 г. Иван Федоров приступил к созданию первой печатной украинской книги. Это был тоже «Апостол», походивший на московский экземпляр, только, пожалуй, еще более красивый. Он был напечатан в 1574 г. В послесловии этой книги Иван Федоров рассказал о том, как составилась «друкарня», т. е. типография, в Москве и во Львове. По его словам, в Москве получилось «великое озлобление» против него не от самого царя, а от многих начальников и священнослужителей. Злоба их изгнала первопечатника из своего отечества и заставила переселиться в незнакомые места. Когда же он поселился во Львове и начал устраивать печатное дело, то и здесь не встретил никакой помощи, хотя и обращался к богатым и благородным, кланялся им, стоя на коленях, ноги их омывал слезами.
    Модель печатного станка XVI в.
    «Апостол» был выпущен, но ростовщики потребовали уплаты долга, и напечатанные книги со всем оборудованием типографии остались у них в закладе. Так Иван Федоров опять сделался почти нищим.
    Неожиданно он получил предложение работать у богатейшего украинского феодала — князя Острожского, создавшего свою типографию в городе Остроге. Иван Федоров переехал в Острог вместе со своей семьей. Здесь он начал устраивать новую друкарню. Из острожской типографии вышла громадная книга «Библия», напечатанная двумя изданиями — в 1580 и 1581 гг.
    Прожив несколько лет в Остроге, печатник опять вернулся во Львов. Богатый князь Острожский не постыдился преследовать его за долги, и суд постановил наложить арест на вещи Ивана Федорова. Так у печатника было отнято его последнее имущество.
    …Незаметно подошла старость и болезнь. Однажды к постели тяжело больного печатника пришел один из ростовщиков и потребовал денег. Это было последним ударом. 6 декабря
    1583 г. Иван Федоров умер. Необычна была надпись, которую друзья вырезали на могильном памятнике: «Иоанн Федорович, друкарь москвитин, который своим старанием печатание небывало обновил. Умер во Львове года 1583, декабря 6». А под гербом Ивана Федорова была вырезана и другая надпись: «Друкарь книг, перед тем невиданных».
    Да, это воистину был первопечатник, друкарь книг, не виданных до него в России и на Украине.

  9. Одно из первых мест в плеяде великих строителей русской культуры занимает первопечатник Иван Федоров: именно с его именем начинается история книгопечатания в нашей стране. В 1480 г. была полностью уничтожена политическая зависимость Руси от золотоордынских ханов. Русь не только окрепла политически, но и быстро развивалась в культурном отношении. В этой связи увеличился спрос на книги. В то время книги в кожаном переплете были только в виде рукописей: стоили они очень дорого, переписка книг шла очень медленно.
    Балобанова Е.С. “Первопечатник Иван Федоров”
    Книгопечатание, которое изобрел гениальный немецкий ювелир Иоганн Гутенберг в 1453 году (именно с этого момента берет свое начало история книгопечатания), во второй половине XV в. уже было весьма распространено в славянских странах. Можно с уверенностью сказать, что изобретение книгопечатания – это веха в развитии мировой культуры. В Чехии первая печатная книга вышла в 1468 г. (в том же году скончался Иоганн Гутенберг), в Польше в конце XV в.
    В типографии Фиоля в Кракове было напечатано пять книг на славянском языке. В Праге в 1517 г. приступил к печатанию библии на белорусском языке знаменитый Георгий-Франциск Скорина. В 1552 г. датский король Христиан III направил письмо царю Ивану IV, в котором предлагал молодому государю принять лютеранскую веру и разрешить подданному короля Гансу Миссенгейму напечатать библию и еще две книги в кожаном переплете. Царь Иван отверг предложение. Оберегая русскую культуру, он не хотел отдавать в руки иноземцев книгопечатание на Руси. Многие русские деятели культуры во главе с молодым царем также хотели организовать книгопечатание на Руси собственными силами.
    К сторонникам организовать книгопечатание в России относился и митрополит Макарий. Но было и немало противников. Многочисленные переписчики книг боялись лишиться доходов. Многие бояре и духовенство боялись ослабления своего политического влияния и распространения в народе «еретических идей». Поэтому многие считали, что книгопечатание в России и просвещение народа – дело вредное и даже азбука считалась ересью. Однако царь и сторонники книгопечатания не обращали внимания на эту оппозицию. Церковь крайне нуждалась в богослужебных книгах, спрос на которые не могли удовлетворить переписчики. Кроме того, были и чисто практические соображения: в рукописях было немало ошибок. Поэтому сторонники царя стали срочно искать мастера, который смог бы приступить к организации печатного дела. Выбор пал на Ивана Федорова (Москвитина) – дьякона одной из церквей Москвы. Иван был опытным переплетчиком, столяром и переписчиком.
    Вначале приступили к сооружению Печатного двора в Москве, самое деятельное участие в строительстве которого приняли сам Иван Федоров и его помощник Петр Мстиславец. Вскоре на Никольской улице возле от Кремля было выстроено новое красивое здание. Федоров и Мстиславец приступили к первым опытам по печатанию первых русских книг. Так было положено начало книгопечатания в Русском государстве. Но для того, чтобы печатать книги печатного станка недостаточно: необходимо было отлить металлические буквы. Иван Федоров использовал так называемый полуустав: русские письмена, которые появились в Москве в конце XV в.. Благодаря такому техническому решению, печатные буквы выглядели так же изящно, как и рукописные.
    Первой книгой, которую напечатал первопечатник Иван Федоров, был «Апостол» на славянском языке. Набор первой страницы книги он начал в апреле 1563 г. На это ушел почти год. И 1 марта 1564 г. «Апостол» был напечатан. Спустя год, в начале 1565 г. царь Иван повелел приступить к изданию следующей книги — «Часовник». Печатать ее начали 7 августа и закончили 29 сентября 1565 г.. Так первопечатник Иван Федоров положил начало величайшему культурному делу – так началась история книгопечатания в Русском государстве. Между тем завистники обвинили Ивана Федорова в ереси. Это принудило его бежать вместе с помощником Петром Мстиславцем. Но враги просвещения не смогли погубить великое дело. Другие мастера печатного дела — Невяжа Тимофеев и Никифор Тарасиев в 1568 г. возобновили деятельность московского Печатного двора.
    В 1568 г. Иван Федоров и Петр Мстиславец оказались в Белоруссии, в Заблудовском имении крупного магната Григория Ходкевича. Будучи убежденным противником объединения Литвы и Белоруссии с Польшей, Ходкевич решил напечатать богослужебные книги на славянском языке, а потому предложил московским умельцам организовать типографию в его имении. Так в 1568 г. в Заблудове Иван Федоров с помощником начали печатать книгу «Евангелие учительное», которую напечатали удивительно быстро (по тем временам) : с 8.VII. 1568 по 17.III.1569 (менее чем за 9 месяцев). После завершения этой работы Петр Мстиславец ушел пешком из Заблудово в Вильну, где начал организацию типографии купцов братьев Мамоничей. Иван Федоров остался в Заблудове и в 1570 г. напечатал другую книгу: «Псалтырь».
    Но в те годы книжное дело было весьма затратным. Когда обедневший Ходкевич не смог оказывать материальную поддержку книгоизданию, Иван Федоров уехал во Львов. Здесь в 1573 он организовал уже собственную типографию и в 1574 сумел переиздать Апостола в количестве более 1000 экземпляров. Тем самым он положил начало книгопечатанию и на Украине. В том же году во Львове им был издан первый русский печатный букварь с грамматикой – Азбука, по его словам – «для пользы русского народа» (азбука, которую создал первопечатник Иван Федоров была случайно обнаружена в единственном экземпляре в 1939, и ныне эта азбука находится в США в библиотеке Гарвардского университета).
    Многие годы спустя именно азбука, созданная великим первопечатником, стала основой для культурного развития Руси. После отъезда Ивана Федорова его ученики – Тимофей Невежа, Андроник и Иван Невежины, Никифор Тарасиев и другие – продолжили его дело, издав около 20 печатных книг, причем в 1597 Апостол был снова издан тиражом в 1050 экземпляров.
    После преодоления многочисленных препятствий и хлопот, Иван Федоров организовал типографию во Львове, в которой приступил к печатанию первой книги в конце февраля 1573 г. Это был тот же «Апостол», ранее напечатанный им в Москве. Через год «Апостол» вышел из печати.
    Однако продолжать начатое дело не удалось: к сожалению, Иван Федоров попал в долги к ростовщикам и вынужден был оставить Львов и переехал в имение князя Константина Острожского. По предложению князя Иван Федоров начал устройство в его имении типографии, которая начала действовать С начала 1577 г. Иван Федоров начал печатать в ней знаменитую Острожскую библию, которая вышла в сентябре 1580 г. Это издание стало вершиной типографского искусства Ивана Федорова – по сути его лебединой песней: после завершения этой работы, целых книг первопечатник уже не печатал. Вскоре Иван Федоров решил вернуться во Львов е своей семье. Он направился туда со своим помощником Гриней и с книгами острожской печати. По прибытии во Львов, в конце 1582 г., Иван Федоров вновь организовал типографию.
    Но первопечатнику не удалось возобновить дорогое для него дело: осенью он тяжело заболел, а 6 декабря 1583 г. первопечатник Иван Федоров скончался. Знаменитый старец умер в полной нищете. Имущество его опутали долгами и затем расхватали ростовщики, от которых он так и не мог освободиться до конца жизни. На могиле великого сына России была поставлена надгробная плита, в центре которой высечен книжный знак первопечатника.
    В 1909 в центре Москвы, рядом с Китайгородской стеной, где в 16 в. находился Государев печатный двор, был воздвигнут памятник Ивану Федорову (скульптор С.М.Волнухин). В 1998 на Московском подворье Троицко-Сеогиевской лавры была освящена икона, изображающая митрополита Макария и первопечатника диакона Ивана Федорова рядом с типографским станком – первое изображение печатной машины и первопечатника на православной иконе.
    Источник
    Другие новости по теме:

  10. Впервые Иван Фёдоров стал печатать книги, до него они переписывались вручную. В древности книги высоко ценились. Первый печаный станок был изобретён в 15 веке. По указу царя Ивана Грозного в 1563 году на Руси была построена первая типография. Церковный дьякон Иван Фёдоров был назначен руководителем типографии. Впоследствии он стал первопечатником.
    Согласно сохранившихся источников известно, что с 1510 года во 2 мая началась биография Ивана Фёдорова, он получил образование в Краковском университете и степень бакалавра. Происхождение Фёдоров имел из белорусского рода Рагозиных. Книга «Апостол» – первая, которая была издана в 1564 году. Над этой книгой первопечатник Фёдоров со своим напарником Петром Мстиславецом год работали. Цвет заглавной буквы каждой главы был красным в этой книге, в каждой главе был красивый узор с переплетавшимися ветками виноградной лозы. Вторая книга, напечатанная первопечатниками, называлась «Часовник» и использовалась как учебное пособие для обучения чтению детей. Книга была последней, выпущенной в России Иваном Фёдоровым.
    В Москве не всем пришлось по вкусу создание типографии, многие считали настоящим кощунством печатать на печатном станке священные писания. С появлением печатного станка труд монаха-переписчика стал совершенно невыгодным. В 1566 году в типографии произошёл пожар, предполагают, что это был поджог. Затем Фёдоров и его друг покинули Россию. Затем Фёдоров и Мстиславец продолжили работу уже в Литве. Типография находилась в городе Заблудове и называлась она друкарня. Здесь в 1569 году была напечатана совместная книга Фёдорова и Мстиславеца «Учительское Евангелие». После выхода книги Мстиславец переехал в Вильну и открыл свою типографию.
    Иван Фёдоров, когда остался один, стал печатать «Псалтырь с Часословцем». Гетман Ходкевич вскоре закрыл типографию Фёдорова. Она находилась в его владениях. В 1572 году Фёдоров открыл во Львове типографию, где напечатал «Апостол», а в 1574 году выпустил на русском языке «Азбуку».
    Умер первопечатник во Львове в 1583 году и похоронен на кладбище Онуфринского монастыря. Останки в 18 веке были перезахоронены в притворе церкви. Кончина Ивана Фёдорова была как и у всех людей. На надгробном камне на его могиле написано: «Друкарь книг пред тым невиданных».
    Ух, ты!.. Вот, это да!.. Будьте здоровы!..

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *